Есть ли итоговое сочинение в 9 классе

Главная  > Итоговое сочинение  > Письменная часть в ОГЭ по русскому языку: что ждет ученика и как с этим справиться

Главные вопросы о письменной части ОГЭ 2020 по русскому языку

Что ждет ученика на ОГЭ по русскому языку?

ОГЭ – это основной государственный экзамен, который ученики сдают в 9-м классе и без которого невозможно получить аттестат об основном общем образовании. ОГЭ по русскому языку, наряду с математикой, является обязательным предметом для всех девятиклассников.

Экзамен по русскому языку включает в себя два вида испытаний: итоговое собеседование и собственно сам ОГЭ. Итоговое собеседование, по аналогии с итоговым сочинением в 11-м классе, является допуском к основным испытаниям. Итоговое собеседование проводится полностью в устной форме и оценивается по системе «зачет/незачет».

Структура ОГЭ по русскому языку

ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей – тестовой части, сочинения и изложения. Чтобы получить уверенную четверку, не говоря уж о пятерке, необходимо выполнить все три части.

Часто можно услышать такие рассуждения девятиклассников: «Мне нужна только тройка, поэтому я обойдусь без изложения или сочинения». Увы, в таком случае есть риск вообще не сдать экзамен. Давайте разберемся в критериях оценивания и поймем, почему важно готовиться ко всем трем частям экзамена.

Критерии оценивания

За тестовую часть (задания № 2–8) можно получить 7 баллов – по одному баллу за каждый верный ответ. Как мы уже упоминали ранее, в задании может быть несколько вариантов ответа, и если вы добавите лишний ответ или один вариант из трех будет ошибочным, то, увы, – задание будет оценено нулем баллов.

За сочинение можно получить максимум 9 баллов, а за изложение – 7 баллов. Есть также критерии оценивания, относящиеся сразу и к сочинению, и к изложению: за отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных, фактических и этических ошибок можно получить до 10 баллов. Кроме того, без достойных баллов по этим критериям невозможно получить «4» или «5» – это отдельно прописано в правилах экзамена.

Итак, если вы намерены получить достойный балл за основной государственный экзамен, который, кстати, является вступительным испытанием во многие колледжи и техникумы, – все три части чрезвычайно важны.

К чему готовиться, чтобы получить максимум баллов?

Типы сочинений ОГЭ и советы эксперта по написанию сочинения

На выбор ученику предлагается три типа сочинения.

Задание 15.1 представляет собой сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке (например, об орфографии, или стилистике, или пунктуации) одного из видных филологов, лингвистов, писателей. Первый абзац сочинения должен быть посвящен раскрытию данного высказывания. Во втором и третьем абзаце выпускник должен привести два примера из текста, подтверждающие тезис. Так, если тезисом работы является мысль о том, что знаки препинания помогают передать чувства говорящего, то в пример можно привести предложения с вопросительным или восклицательным знаком, которые передают вопрос, удивление или возмущение автора или героя текста. В заключительном абзаце необходимо написать вывод ко всей работе.

Задание 15.2 связано с умением ученика анализировать текст. В первом абзаце этого типа письменной работы нужно раскрыть фрагмент текста, объяснив значение какой-либо фразы из текста. Ученик должен показать, как он понял основную мысль предложенного для анализа текста. Во втором и третьем абзацах нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые помогают раскрыть основную мысль. И не стоит забывать про вывод – необходимую композиционную часть любого сочинения.

Последний тип задания – 15.3. В нем выпускнику нужно объяснить, как он понимает значение какого-либо понятия, такого, к примеру, как любовь, милосердие, доброта, предательство, настоящее искусство и тому подобное. В первом абзаце ученик должен написать, как он понимает значение этого понятия. Во втором абзаце – привести примеры из текста. Например, если речь идет о милосердии, нужно найти в тексте пример этого качества, показать, кто из героев его демонстрирует. Третий абзац посвящен примеру из жизненного опыта, в который можно включить пример из прочитанной учеником книги. В выводе нужно подвести итог всем размышлениям.

Мы рекомендуем заранее выбрать один из трех типов сочинения, чтобы готовиться непосредственно к нему, ведь удержать в голове информацию и требования сразу ко всем трем видам сочинения тяжело. Кроме того, при написании задания № 15 нужно использовать определенные шаблоны, которые помогут правильно выстроить текст и начать новый абзац, к примеру: «Приведу пример из прочитанного текста А.С. Пушкина» или «Подводя итоги, добавлю, что…».

Сочинение на максимум баллов

Пример и разбор сочинения

Рассмотрим пример сочинения, в котором сделаны типичные ошибки.

Сочинение 15.3 на тему «Что такое БЕСТАКТНОСТЬ?»

Что такое бестактность? Бестактность –  это качество, которое задевает чувства других. Бестактные люди лишены чуткости.

В данном абзаце есть тавтология – повтор в трех соседних предложениях одного и того же слова – «бестактность». Можно заменить следующим образом: «Что такое бестактность? На мой взгляд, это качество, которое задевает чувства других людей. Бестактные люди лишены чуткости».

Приведу пример из текста. В предложениях 29–36 одноклассники и старшеклассники проявили бестактность, то есть задели чувства мальчика.

В данном абзаце пример из текста не раскрыт, а лишь упомянут. Необходимо было дописать, как именно были задеты чувства мальчика, в чем конкретно была проявлена бестактность. Также можно было привести цитату из текста.

Хотелось бы еще привести пример из жизненного опыта. У моего знакомого есть привычка перебивать. Это и есть настоящая бестактность. Из-за этого у него практически нет друзей и приятелей.

В этом абзаце ученик допустил принципиальную ошибку, связанную с этичностью высказывания. Нельзя в осуждающем тоне писать о друзьях, знакомых, окружающих людях. Недостатки, отрицательные качества лучше всего демонстрировать или на своем примере, или на примере из литературы.

Хотелось бы еще добавить, что бестактность – это качество, из-за которого нарушаются нормы общения.

Повтор фразы «хотелось бы еще». Необходимо заменить ее на синонимичную.

Теперь прочтем образцовое сочинение, достойное высшего балла, на тему «Что такое МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?» (Задание 15.3).

Мне кажется, что материнская любовь – это бескорыстное, всепрощающее и вечное проявление добра и тепла матери по отношению к детям. Мама всегда готова помочь и поддержать своих детей, простить их, если они совершили ошибку.

В предложениях 4–7 из вышеприведенного текста хорошо описана материнская любовь. В них говорится о том, что мама готова выручить главного героя в трудную минуту и простить сына: «Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе…». В предложении 27 автор высказывает мысль о том, что матерей всегда заботит судьба детей, независимо от их возраста.

Хорошим примером материнской любви может служить отрывок из «Капитанской дочки», где А. С. Пушкин показывает мать Петруши Гринева в момент разлуки со своим ребенком. Он с помощью одного предложения показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила ее, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье.

В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь является одной из самых важных вещей для ребенка и даже для взрослого человека, ведь всем нам, независимо от возраста, бывает нужен мамин совет или помощь.

Подготовим к успешной сдаче ОГЭ по русскому языку

Основная информация об изложении

Изложение – это задание под номером 1 в ОГЭ по русскому языку. Именно с него начинается экзамен. Выпускникам с перерывом в 5 минут будет включена аудиозапись с текстом изложения. Первый раз мы рекомендуем ничего не записывать, а лишь пометить начало микротем и уловить общий смысл текста – иначе, увлекшись записыванием, можно пропустить остальной текст. В перерыве стоит набросать то, что запомнилось. А вот во время прослушивания текста во второй раз записать все то, что вы упустили в первый раз.

Ни в коем случае не стоит писать точь-в-точь теми же словами, что и в исходном тексте. Ваша задача – пересказать текст, показав, что вы уловили смысл и использовали приемы сокращения, а не продемонстрировать отличную память, переписав текст дословно.

Конечно же, не стоит и сочинять, если вы что-то недопоняли или не успели. Смысл текста не должен быть искажен, текст не должен быть переписан дословно – вот основные условия для успешного написания изложения.

Получить максимальный балл на экзамене реально, нужно приложить немного усилий, вовремя начать подготовку и не верить в расхожие заблуждения. Совместно с экспертом ОГЭ развеяли пять мифов об экзамене и его письменной части.

Сочинение ОГЭ 2020

Критерии оценивания

Давайте рассмотрим критерии оценивания изложения, чтобы понять, что требуется от экзаменуемого.

Критерий ИК-1. Максимум по этому критерию – 2 балла – можно получить, если верно выделить все микротемы, то есть правильно услышать 3 абзаца. Если добавить или убрать одну микротему, то один балл снимается. Ноль баллов по этому критерию ставится, если неправильно определены две микротемы.

Критерий ИК-2. 3 балла по этому критерию можно получить, если выпускник применил несколько приемов сжатия текста на протяжении всей работы. То есть, к примеру, выпускник равномерно сократил все абзацы, использовав такие приемы сжатия, как обобщение или исключение неважной для понимания текста информации.

Баллы по этому критерию снимаются, если ученик сократил только одну или две микротемы, а третью записал полностью, никак не сократив. Или же если на протяжении всего изложения выпускник использовал только один из приемов сжатия текста или вообще их не использовал, полностью пересказав исходный текст (как мы уже говорили раньше, в задании «Изложение» проверяется не память ученика, а его способность передать содержание текста, использовав приемы сжатия).

Критерий ИК-3. В этом критерии оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Если верно выделить все микротемы в соответствии с критерием ИК-1, то и по этому критерию можно получить максимум – 2 балла. Если же в работе неправильно выделен один из абзацев или допущена одна логическая ошибка, то по этому критерию снимается один балл. Ноль баллов ставится при условии, если выпускник сделал больше одной логической ошибки или неверно выделил два абзаца.

Общие критерии оценивания для изложения и сочинения

Рассмотрим критерии оценивания, которые относятся сразу и к изложению, и к сочинению.

ГК-1. Чтобы получить по этому критерию 2 балла, нужно совершить не более одной орфографической ошибки и в изложении, и в сочинении. За две-три ошибки ставится один балл, а за четыре и более – 0 баллов.

ГК-2. Максимум по этому критерию (2 балла) ставится, если в двух письменных работах ученик совершил не более двух пунктуационных ошибок. Если есть 3–4 ошибки, то ставится 1 балл, а за 5 и более ошибок, увы, по этому критерию выставляется ноль баллов.

ГК-3. Если в изложении и сочинении есть не более одной грамматической ошибки, то можно получить 2 балла. Напомним, что к грамматическим ошибкам относятся, к примеру, ошибки в образовании форм слова (например, «ложил» вместо «клал», «трехста» вместо «трехсот»), ошибки в согласовании или управлении словосочетаний (например, «удостоен наградой» вместо «удостоен награды»), нарушение синтаксических норм.

ГК-4. Чтобы получить 2 балла, ученик должен сделать не более двух речевых ошибок в изложении и сочинении. За 3–4 ошибки ставится 1 балл, за 5 и более ошибок – 0 баллов. К типичным речевым ошибкам относятся, например, тавтология или плеоназм, смешение паронимов, неоправданное употребление просторечных слов или слов высокого стиля, ошибочное употребление фразеологизмов.

ФК-1. Критерий, проверяющий фактическую точность письменной речи. При полном отсутствии такого вида ошибок ставится 2 балла, за 1 ошибку – 1 балл, за 2 и более – 0 баллов. К фактическим ошибкам относятся ошибки в употреблении терминов, ошибки в датах, географических названиях, именах и фамилиях авторов, названиях литературных произведений, именах и фамилиях персонажей, неточное цитирование, искажение сюжета и так далее.

Как готовиться?

Алгоритм подготовки

Как правило, во многих школах уже в 8-м классе педагоги проводят пробные испытания, которые показывают уровень подготовки их учеников. Но подготовка в школе на уроках русского языка не носит систематический характер – ведь надо еще готовиться к итоговому собеседованию и, конечно, изучать школьный курс по русскому языку за 9-й класс, в который, кстати, входит только изучение сложных предложений.

Учителям просто некогда тщательно готовить учеников к экзамену, поскольку на это не заложено время в школьной программе. Ни для кого не секрет, что занятия с репетиторами или посещение курсов – едва ли не обязательное условие успешной сдачи ОГЭ.

Конечно, при должном усердии и усидчивости можно самому хорошо подготовиться к экзаменам, по крайней мере, к тестовой части – для этого существует много интернет-ресурсов и печатных сборников заданий. Но важно следить, соответствуют ли эти издания и интернет-источники КИМам 2020 года.

А вот к изложению и сочинению самостоятельно подготовиться гораздо труднее, чем к тесту. Практически нереально самому проверить орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки – а ведь на этих критериях можно потерять до 10 баллов, то есть почти треть от всех баллов за ОГЭ (максимум – 33 балла).

Каков же алгоритм подготовки к ОГЭ? На наш взгляд, начать подготовку лучше всего с отработки и разбора тестовой части. Подготовку к изложению можно совместить с подготовкой к итоговому собеседованию – и там, и там требуется умение сократить текст, передав основной его смысл. При подготовке к сочинению мы прежде всего советуем определиться с типом сочинения – 15.1, 15.2 или 15.3 – и готовиться конкретно к выбранному типу работы. Параллельно мы советуем повторять правила орфографии и пунктуации за весь школьный курс – эти знания пригодятся и в тестовой части.

Все ли я знаю о сочинении и изложении?

Хотите закрепить материал, тогда скорее проходите короткий тест, чтобы проверить себя.

Пройдите тест и узнайте, готовы ли вы к сочинению

Вопрос 1:

Сколько максимум баллов можно получить за сочинение ОГЭ?

Выберите ответ:

17 баллов

29 баллов

310 баллов

46 баллов

Вопрос 2:

Можно ли пропустить задание с изложением и вместо него написать два вида сочинения – задание 15.1 и задание 15.2?

Вопрос 3:

В задании №2 ученик указал ответ – 1457. Правильный же ответ – 147. Получит ли ученик какие-то баллы или половину балла за данное задание?

Вопрос 4:

Можно ли в задании 15.2 привести один пример из текста, а один – из жизненного опыта?

Вопрос 5:

Сколько баллов получит ученик по критерию ИК-1, если не услышит одну из микротем текста?

Выберите ответ:

12 балла

21 балл

30 баллов

Вопрос 6:

Можно ли использовать только один прием сжатия текста на протяжении всего изложения, равномерно сократив все микротемы, и при этом получить 3 балла по критерию ИК-2?

Вопрос 7:

По какому критерию будут сняты баллы за ошибки такого типа: «иссякнул», «писатель описывает» и «показал»?

Выберите ответ:

1ГК-1

2ГК-2

3ГК-3

4ГК-4

5ФК-1

Вопрос 8:

Прочтите отрывок из сочинения. Подумайте, соответствует ли пример из жизненного опыта тезису сочинения:

Что такое настоящие трудности? Настоящие трудности – это сложные жизненные ситуации, из которых сложно найти выход. Хотелось бы еще привести пример из жизненного опыта. У меня была сложная задача – выбрать профессию. Я ее выбрал, сдал экзамены по черчению и теперь хочу поступить в МАДИ. Считаю, что я принял верное решение.

Вопрос 9:

Прочтите отрывок из изложения. Подумайте, по какому критерию будут сняты баллы.

Один реставратор памятников архитектуры рассказал мне, что перед войной хотели снести храм Христа Спасителя на Красной площади для того, чтоб здесь ездили автомобили, но благодаря чьей-то мудрости этот храм не сломали.

Выберите ответ:

1ИК-2

2ГК-4

3ФК-1

4ГК-2

5ГК-1

Вопрос 10:

Укажите количество ошибок в данном отрывке из изложения.

С возрастом же человек невообразимо изменяется. Он начинает замечать мелочи, занозы, и расказывает всем, как ему плохо. Человек верит в придуманную им трагедию. При этом мы тратим на переживание драгоценое время и здоровье.

Выберите ответ:

13 орфографических ошибки, 2 пунктуационных и 1 речевая

21 речевая ошибка, 2 орфографических, 1 пунктуационная и 1 грамматическая

32 речевых ошибки, 2 орфографических и 1 пунктуационная

Разбор теста

1. За сочинение максимум можно получить 9 баллов.

2. Нет, можно выбрать только один тип задания – или 15.1, или 15.2, или 15.3. Если вы хотите получить максимальный результат на экзамене, то не стоит пропускать ни изложение, ни сочинение, ни тестовую часть.

3. За каждое из заданий тестовой части ставится 1 балл, при этом ученик должен выбрать полностью правильный ответ. Если хотя бы одна цифра из нескольких в ответе будет неверной, то задание полностью не засчитывается.

4. В задании 15.2 нужно привести два примера из текста, а в задании 15.3 один пример из текста, а один – из жизненного опыта.

5. Если сделать ошибку в определении одной из микротем изложения, то по критерию ИК-1 можно получить только один балл. Если верно выделить все микротемы – 2 балла, если неверно определены 2 микротемы – 0 баллов.

6. Да, допускается использование лишь одного из приемов сжатия текста, однако важно применить его ко всему тексту.

7. Данные ошибки относятся к грамматическим ошибкам, соответственно, баллы будут сняты по критерию ГК-3.

8. Нет, данный пример не относится к теме «настоящие трудности», скорее, его можно отнести к теме «выбор». Данный пример не будет засчитан, и ученик потеряет балл за пример-аргумент из жизненного опыта.

9. Очевидно, что ученик допустил фактическую ошибку – перепутал храм Христа Спасителя и собор Василия Блаженного (именно собор и находится на Красной площади). За ошибку такого вида можно потерять баллы по критерию ФК-1.

10. В данном отрывке 1 речевая ошибка («меняется» вместо «изменяется), 2 орфографических (правильно «рассказывает» и «драгоценная»), 1 пунктуационная ошибка (во втором предложении не нужна запятая перед «и» после слова «занозы», так как союз «и» соединяет однородные сказуемые «замечает» и «рассказывает»), 1 грамматическая ошибка (слово «переживание» должно быть во множественном числе – «переживания»).

Стоит ли бояться ОГЭ по русскому языку и какие меры можно предпринять

Основной государственный экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь выпускников. От баллов на ОГЭ у многих учеников зависит переход в 10–11-й классы или поступление в средние специальные учебные заведения – одно это уже может вызвать панику.

Однако, при всей серьезности ОГЭ, не стоит излишне переживать. Главное здесь – качественная и системная подготовка, обеспечить которую помогут репетиторы онлайн-школы «Тетрика». Уже на первом занятии методисты определят ваш уровень знаний, составят оптимальную программу подготовки и подберут преподавателя. В процессе учебы вы будете постоянно отслеживать свой прогресс и понимать, какой объем материала осталось освоить. А занимаясь онлайн, сможете тратить время на изучение и проработку заданий, а не на дорогу.

Поможем сдать ОГЭ на отлично!

Для девятиклассников изменения внесли в экзамены по истории, обществознанию, литературе и английскому языку.

В 2020 году впервые был отменен основной государственный экзамен (ОГЭ), который сдают выпускники 9-х классов. Из-за распространения коронавируса оценки им выставили на основании годовой успеваемости. ЕГЭ не отменили, хоть и перенесли примерно на месяц.

В 2021-м ЕГЭ точно не планируют отменять, но изменения по части итоговых работ все же планируются.

Прежде всего, уже точно переносится дата итогового сочинения для выпускников – оно было запланировано на 2 декабря, но сейчас его перенесли на неопределенный срок, и пройдет оно не раньше, чем 5 апреля 2021-го.

Итоговое сочинение – это вид оценивания, который появился в 2014 году и влияет на допуск или недопуск ученика к ЕГЭ (и оценивается по системе зачет/незачет). Итоговое сочинение проверяет, насколько развиты у ученика общие речевые компетенции, насколько он умеет рассуждать, аргументировать свою позицию и насколько хорошо знает литературный материал.

О переносе даты сочинения объявили в Рособрнадзоре – причем там сказали, что окончательная дата будет утверждаться позже с учетом эпидемиологической обстановки в стране. При этом переносить дату будут для всех регионов одновременно – по словам главы ведомства Анзора Музаева, ситуации, когда одни регионы напишут сочинение, а другие из-за карантина – нет, быть не может.

Что интересно, такое решение поддерживают и в профсоюзе «Учитель» – его представитель сказал, что перенос даты был очевидным решением, потому что школьники после всех последних событий еще точно не готовы к такому важному мероприятию.

Не поменяются даты у итогового собеседования для учеников 9-х классов – оно пройдет 10 февраля, а при необходимости и в дистанционном формате.

Но 9-классников ждут другие перемены. Основной государственный экзамен (ОГЭ) в 2021 году состоится, и в нем планируется ряд изменений:

  • история – добавляется 3 задания с кратким ответом, для ответа на которые нужны хорошие знания всеобщей истории;
  • обществознание – будет меньше заданий с кратким ответом, но добавится одно с развернутым ответом, где нужно проанализировать визуальную информацию;
  • литература – там будет много изменений, из-за которых даже вводится новая нумерация заданий. Появится задание базового уровня на анализ самостоятельно выбранного фрагмента произведения. Также поменяется принцип выбора – вместо вариантов блоков заданий школьник будет выбирать конкретные задания;
  • английский язык – поменяются задания по аудированию (там будет 11 заданий с кратким ответом) и задания на проверку письменной речи (нужно будет написать электронное письмо товарищу по переписке).

Что касается дат, то конкретной информации по ОГЭ-2021 все еще нет. В Рособрнадзоре пишут, что основная часть экзаменов пройдет с 21 мая по 1 июля, но это пока только проект расписания (и очевидно, что его будут адаптировать под сложившуюся эпидемиологическую обстановку).

Напомним, что итоговое сочинение (изложение) является допуском  к ГИА-11: «зачет» — есть допуск, «незачет» — нет  допуска. Рособрнадзор  письмом №04-411 от 28.10.2022г. направил в регионы методические документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году.

Кто пишет итоговое сочинение? Итоговое  сочинение вправе  писать   обучающихся XI (XII) классов, экстерны, по желанию: обучающиеся СПО, выпускники прошлых лет, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет, лица со справкой об обучении.

Как и куда  подают  заявление на участие в итоговом сочинении?

Для участия в итоговом сочинении участники  подают заявления и согласие  на обработку персональных данных  не позднее чем за две недели до даты его проведения: обучающиеся – по месту учебы, экстерны – в  образовательные организации по их выбору, лица со справкой об обучении – в образовательные организации,  в которых они восстановлены для прохождения ГИА, остальные в места регистрации для участия в написании итогового сочинения, определенные органами исполнительной власти на местах.

Когда пишут? Сочинение пишут 7 декабря 2022 года – основной срок, 1 февраля и 3 мая 2023 года — дополнительные сроки.

Сколько времени отводится? На написание итогового сочинения отводят 3 часа 55 минут (235 минут). Для лиц с ОВЗ, детей – инвалидов, инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, продолжительность итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

Кто допускается к итоговому сочинению повторно? Повторно допускаются к написанию итогового сочинения в дополнительные сроки:

обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся XI (XII) классов, экстерны, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований;

участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;

участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

Как формируются темы сочинений в 2022/2023 учебном  году? Темы сочинений формируются из закрытого банка  тем, составленного на основе сочинений прошлых лет, в котором их около полутора тысяч, сформированных по трем  разделам: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека». В каждом комплекте по 6 тем – по две темы из каждого раздела. (Подробности см на сайте ФИПИ ( https://fipi.ru/)  Закрытый банк тем итогового сочинения 2023 ФИПИ: все темы и направления (ctege.info)).

Как проводится итоговое сочинение? Порядок и процедура проведения итогового сочинения прежние. Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени. Обратим внимание, что если участник опоздал, то он допускается до работы, но время не добавляется. Комплекты тем будут формировать отдельно для каждого часового пояса, их будут открывать за 15 минут до начала итогового сочинения.

Обратим внимание, что  образовательные организации под подпись информируют участников итогового сочинения (изложения) и их родителей (законных представителей):

о местах, сроках и порядке проведения итогового сочинения;

об основаниях для удаления с итогового сочинения (изложения);

об организации перепроверки отдельных сочинений (изложений);

о ведении во время проведения итогового сочинения (изложения) видеозаписи (в случае, если соответствующее решение было принято ОИВ);

о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения), а также о результатах итогового сочинения (изложения), полученных обучающимися и экстернами;

под подпись знакомят с Памяткой о порядке проведения итогового сочинения (изложения).

По каким критериям оценивается итоговое сочинение? Критерии оценивания итогового сочинения  не изменились. К проверке допускаются  работы, которые соответствуют следующим требованиям:

количество слов – от 350. Если менее 250 слов (в подсчет включаются и служебные слова), то участник сразу получает «незачет» за работу в целом;

сочинение  должно быть выполнено самостоятельно, в противном случае — «незачет» за работу в целом.

Работа оценивается по следующим критериям:

1.«Соответствие теме»; 2.«Аргументация. Привлечение литературного материала»; 3.«Композиция и логика рассуждения»; 4.«Качество письменной речи»; 5.«Грамотность».

Для получения оценки «зачет» работа должна соответствовать критериям 1, 2 обязательно и получить «зачет» по одному из других. Обратим внимание, что по критерию «Грамотность» при 20 и  более ошибках выставляется  «незачет».

Проводится ли перепроверка работы? Обучающимся, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку итогового сочинения комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) другой образовательной организации или комиссией по проверке итогового сочинения в местах, определенных органом исполнительной власти в  соответствии с установленным им порядком.

Где узнавать результаты итогового сочинения? Результаты итогового сочинения можно узнать в образовательных организациях или в местах регистрации на участие. По решению органа исполнительной власти региона участники могут ознакомиться с результатами в интернете.

Для чего  можно использовать результат итогового сочинения? Результат итогового сочинения используется в качестве допуска к ГИА-11 и действует бессрочно. Для предоставления результата  в вуз при поступлении он действителен в течение 4 лет, которые следуют за годом написания сочинения.

В соответствии с Правилами приема в вузы поступающему по решению вуза начислят дополнительные баллы за оценку, выставленную по результатам итогового сочинения. При этом представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения, не надо. За итоговое сочинение в качестве индивидуального достижения начисляются дополнительные баллы, но не более 10.

Выпускники прошлых лет также могут предоставить в вуз итоговое сочинение, но только текущего года, при этом результат за итоговое сочинение прошлого года будет аннулирован.

Источник:

Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2022/23 учебном году

Также в блоге

Выпускник 2023: новый подход к формированию тем итогового сочинения

  • Есть ли жизнь без социальных сетей сочинение
  • Есть ли женская любовь в рассказе гранатовый браслет
  • Есть ли другая жизнь во вселенной сочинение английский
  • Есть ли выбор у гамлета сочинение
  • Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки как присказка троекратные повторы белая уточка