В сказке «Белая уточка» всё не так просто. Там как бы и нет присказки, но она есть. В разных сказках присказка может быть в начале, в конце и даже в середине сказки.
Сразу оговорюсь, много словарей толкуют слово «присказку», много растолковывают, да не растолковывается. Словари противоречат друг другу. Ну никак не поддается им народная сказка: «били-били не разбили». И называют по-разному и присказка, и зачин и красноговорка.
Но надо смотреть не на термин, бо велико их число, а на суть термина за которым прячется слово.
Так вот, присказки, зачины настраивают слушателя на дальнейшее повествование, переключают внимание на новый виток развития сюжетной линии. В начале, например, «жили-были», в середине «долго ли коротко».
А как ещё можно? Разбить сказку на части, на разделы? Представьте себе бабушку 300 лет назад. Внучок попросил сказку, и она началась: «глава 1, параграф 1».
В нашей сказке тоже есть свои «пунктики», свои зачины, присказки. Называйте как угодно, главное что они привносят поэтичность в сказку, это отмечал еще Афанасьев, исколесивший пол-россии в поисках сказок. А.Н. Афанасьев говорил: «…в них столько истинной поэзии и столько трогательных сцен». Его же перу принадлежит трёхтомное исследование » Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869).
А теперь вернемся к нашей теме «где присказка?». Присказка может быть не только преддверием самой сказки, но и предварять отдельные её части. В » Белой уточке» очень много поэтичности. Может быть поэтому начало сказки, мудрый народ, сделал сереньким, невзрачным. А дальше и зачины, и красноговорки и целые стихи открываются перед удивлённый слушателем.
Нет. У меня возникла другая мысль. Давайте прочитаем сказку задом наперёд, и всё станет на свои места. Начнётся «новая сказка» с присказки, а закончится мудростью, моралью.
Знаковые места перевернутой сказки:
- И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добра наживать, худо забывать.
- Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Тёмну ночь не досыпала,
Сладок кус не доедала!
- Напоила-накормила и спать уложила.
- Стали детки по реченьке ходить, злату рыбку ловить, лоскутики собирать, кафтанчик сшивать, да выскакивать на бережок, да поглядывать на лужок.
- Бросилась к князю, целует, милует.
- Только щенок вякнул, колокольчик звякнул.
- С дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушаться.
- Век обнявшись не просидеть.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 85.
УКМ «Перспектива»
1. Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки, как:
Присказка: долго ли, коротко ли.
Троекратные повторы: три сына было у уточки-княжны, три раза ведьма подходила к дверям. Три части тела оторвалось у ведьмы — ноги, руки, голова.
Чудесные превращения: княжна превратилась в уточку, княжна вновь превратилась в человека.
Невероятные, фантастические события: превращение княжны в уточку, князь не распознал ведьму, уточка обратно стала княжной, мёртвые дети ожили.
Сказочные помощники: сорока, которая принесла два пузырька, с живой и говорящей водой.
2. Обсудите с родителями, почему прекрасной княжне пришлось перенести много испытаний. Какой наказ дал князь своей жене, покидая дом? Выполнила ли она его? Почему? Прочитайте, как она уговаривала, оправдывала себя, поддавшись на уговоры ведьмы.
Князь наказал княжне не покидать терем, не слушать худых речей. Но княжна не послушала его.
Она слушала уговоры ведьмы и соглашалась с ней. Она утешала себя, что пройти по саду и искупаться — не беда.
Однако именно это привело к беде. Ведьма превратила княжну в уточку. Случилось это потому, что княжна не послушалась князя и доверилась незнакомому человеку.
3. Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого получилось?
Уточка говорила детям не ходить на лужок. Но дети не послушались матери. Ведьма убила двух сыновей.
4. В чём смысл сказки? Выберите ответ.
Выбираем ответ: сказка о непослушании.
5. Рассмотрите иллюстрацию. Соотнесите её с соответствующим эпизодом сказки.
На иллюстрации уточка плачет над телами убитых сыновей.
Соотнесём её с эпизодом, когда уточка прилетела на княжеский двор и стала вопить человеческим голосом над телами детей.
6. Дайте название иллюстрации. Подберите слова для её описания. Какие цвета и оттенки использовал художник? Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.
Название иллюстрации: Плач уточки над сыновьями.
Слова для описания: княжеский двор, белы, как платочки, лежали братцы рядышком, крылышки распустила, материнским голосом завопила.
Художник использовал тёмные, мрачные цвета и оттенки, чтобы подчеркнуть материнское горе. Это синие и багровые облака, затянувшие небо, тёмно-зелёная трава, коричневые деревянные постройки, тёмная одежда князя.
Горе передают и поникшие цветы.
На иллюстрации уточка изображена такой же, как в сказке. Только про слёзы уточки в сказке ничего не говорится.
7. Перескажите сказку от лица прекрасной княжны. Начните так:
Пересказ сказки «Белая уточка» от лица прекрасной княжны для 3 класса
Уехал князь в долгий путь, наказав не покидать мне высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушать.
Но однажды пришла женщина, простая, сердечная, да стала меня уговаривать по саду пройтись, голову освежить.
Подумала я, что беды в том не будет, и пошла по саду.
А женщина дальше меня уговаривает. Говорит, что день жаркий, водица студёная, самое время искупаться.
И подумала, что и в этом беды не будет, скинула сарафан и в воду прыгнула. А женщина ведьмой оказалась. Ударила она меня по спине, и превратилась я в белую уточку.
Снесла я яичек и вывела трёх деток, двух — хороших, а третьего — заморыша. Любила я деток очень сильно, выкормила, вырастила, стали он на берег выскакивать.
И предупреждала я их не ходить на лужок, но не послушались детки. Ушли на лужок, а там их ведьма подловила.
Зачуяло моё сердце, что беда с сыновьями случилась. Полетела я на княжеский двор, да там их и увидела. Лежат мои родненькие рядышком, белые, как платочки, холодные, как лёд. Неживые.
Стала я плакать и метаться, во весь голос вопить, о ведьме злой всем рассказывать.
И услышал слова мои князь, муж мой. Произнёс слова волшебные и стала я вновь девушкой. А потом и сыновей оживили с помощью воды живой и говорящей. А как очнулись сыновья, тут и ведьме конец пришёл. Привязали её к хвосту конскому, да по чисту полю развеяли.
Страница 26 из 52
Ответы к странице 87. Белая уточка. Русская сказка
Вопросы и задания
1. Есть ли в этой сказке такие признаки волшебной сказки, как: • присказка; • троекратные повторы; • превращения; • невероятные, фантастические события; • сказочные помощники? Расскажите о них.
В сказке происходят превращения (княгиню ведьма превращает в белую уточку, а князь — обратно в девушку), фантастические события (превращение княгини в уточку, у утки деточки — люди, сорока приносит живой и говорящей воды и дети оживают), сказочный помощник — сорока.
2. Обсудите с родителями, почему прекрасной княжне пришлось перенести много испытаний. Какой наказ дал князь своей жене, покидая дом? Выполнила ли она его? Почему? Прочитайте, как она уговаривала, оправдывала себя, поддавшись на уговоры ведьмы.
Княжна не выполнила наказ князя не выходить из дому, потому что подумала, что в этом не будет ничего страшного, и за это жестоко поплатилась — была превращена ведьмой в белую уточку.
«Долго княгиня отговаривалась, не хотела, наконец подумала: «По саду походить не беда», — и пошла. В саду разливалась ключевая хрустальная вода.
— Что, — говорит женщина, — день такой жаркий, солнце палит, а водица студёная — так и плещет, не искупаться ли нам здесь?
— Нет, нет, не хочу! — а там подумала: «Ведь искупаться не беда!»»
3. Послушались ли дети матери? Что они сделали и что из этого получилось?
Дети не послушались матери. Они стали играть близко к княжескому дому, и ведьма их погубила. Она накормила, напоила деточек, спать уложила, а когда они уснули, обвела их мертвой рукой.
4. В чём смысл сказки? Выберите ответ: • добро победило зло; • сказка о непослушании; • хорошо, когда много друзей.
• добро победило зло; • сказка о непослушании
Сначала княгиня не послушалась мужа, что привело к беде, а затем ее детки не послушались маму и тоже попали в беду. Хорошо, что добро в сказке победило зло и наступил счастливый конец.
5. Рассмотрите иллюстрацию на с. 85. Соотнесите её с соответствующим эпизодом сказки. Прочитайте его выразительно.
Эпизод со слов «Зачуяло её сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор…» до «— Поймайте мне белую уточку!»
6. Дайте название иллюстрации. Подберите слова для её описания. Какие цвета и оттенки использовал художник? Сравните, какой изображена белая уточка в сказке и на рисунке.
Название «Белая уточка плачет над своими детками». В иллюстрации художник использовал яркие цвета, потому что, несмотря на трагичность ситуации, это все-таки сказка. На картинке изображено раннее утро, все освещено оранжево-красными лучами солнца, а оттенки красного так же показывают, что произошло нечто страшное. Уточка рыдает, из ее глаз текут слезы. В сказке так же сказано «Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила», художник довольно точно изобразил этот сюжет.
7. Перескажите сказку от лица прекрасной княжны. Начните так:
Уехал князь в долгий путь, наказав мне не покидать высока терема, не ходить на беседу, с дурными людьми не ватажиться, худых речей не слушать. Но однажды пришла женщина, простая, сердечная…
… Поддалась я на ее уговоры, пошла с ней в сад и согласилась искупаться. Ударила меня она по спине и обратила в белую уточку, а сама нарядилась в мое платье и князя, мужа моего, встретила. Тот и подумать не мог, что это ведьма в моем обличии.
Снесла я яичек и вывела деточек. Наказывала я им не гулять далеко от реченьки. Не послушались они. Сгубила их ведьма.
Полетела я на княжий двор, а они там лежат рядышком, белы, как платочки. Закричала я, запричитала. Услышал это князь, приказал поймать меня. Далась я в руки князю, сказал он волшебные слова и обратил меня обратно в девушку. Узнал князь во мне супругу свою. Тут же поймал ворону и приказал ей принести воды живой и говорящей. Сбрызнули деточек живой водой, они ожили, сбрызнули говорящей — заговорили. И стала у нас целая семья, и стали мы жить-поживать, добра наживать, худо забывать.