Региональная научно-практическая конференция
«ДИНАМИКА ПОЛИЭТНИЧЕСКИХ И ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Секция Социально-гуманитарные науки и проекты (история и обществознание)
Научно-исследовательская работа
Есть ли у ребенка свобода слова
Хасанова Лиана Евгеньевна, Мохина Яна Леонидовна
г. Нижнекамск МБОУ СОШ «№2» НМР РТ, 7 В класс
руководитель: Мингазова Е.В., учитель истории и обществознания
Нижнекамск, 2016 г.
Содержание
Введение ………………….………………..………………….………………..…… 3
Глава I. Нормативно правовые акты по правам человека………………………5
§ 1. Конституция Российской Федерации и международные документы о
свободе слова ……..…………………..………………….…………………….….. 5
§ 2. Международное право…………………………………………………………6
§ 3. Нужна ли свобода слова детям?…………………………………………………………….7
Глава II. Свобода слова ………………………………………………………………………….8
Заключение ………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы
Приложение 1.
Введение
Ребенок начинает говорить и начинается другой этап жизни и развития. Обладая речью, ребенок высказывает свои мысли, точку зрения, решения. Он спорит и не соглашается, пытается доказать, что прав. В нашей исследовательской работе мы пытались выяснить, имеет ли ребенок право на такие действия? Есть ли у него свобода слова?
В ст. 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашено: «Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».[1] У каждого человека справедливости и всеобщего мира. Этими правами человек наделяется сразу, в момент рождения.
Чем старше мы становимся, тем чаще уже не говорим того, о чем действительно думаем, ведь это может сильно нам навредить. Сказанное уже не спишется на молодой возраст, непонимание и неопытность. Свобода слова , в каком то смысле, постепенно исчезает, но на протяжении всей жизни остается свобода мысли. Детям же гораздо проще. Ребенок имеет право высказать все. Проходят года, и мы теряем это право, так как за свои слова нам приходится отвечать, и уже далеко не все остается безнаказанным.
Свобода слова тесно связана вопросами установления истины, самоуправления, самореализации личности, естественных прав человека и их защиты, поэтому своей работе нам хотелось бы сконцентрировать свое внимание на проблеме осознания своих возможностей подростками, определения ими границы дозволенного. Уважение прав других рождает чувство доверия к тебе и уважения твоих прав! Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни.
Актуальность исследовательской работы заключается в следующем:
Во-первых, проблема прав и свобод человека актуальна во все времена, так как регулирует взаимоотношения в обществе. Во-вторых, тема «Свободы слова» заслуживает самого детального рассмотрения, так как свобода самовыражения не только дает ребенку возможность донести свою мысль, но и несет за собой ответственность, если при этом задеваются чувства и достоинство других людей.
Цель исследования: выявить принципы действия права ребенка на свободу слова.
Задачи:
— исследовать правовые источники, регулирующие права человека на свободу
слова;
— определить границу прав каждого человека, особенно права на свободу слова;
— выяснить и сравнить отношение современных подростков к проблеме
свободы слова.
Объект — «право на свободу слова»
Предмет – условия формирования понятия «свобода слова».
Гипотеза — подростки понимают что такое «право на свободу слову», но не пользуются данным правом
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме
исследования, анализ, анкетирование, обобщение полученных данных.
Глава1. Нормативно правовые акты по правам человека
§ 1. Конституция Российской Федерации и международные документы о свободе слова
Право на свободу слова должно быть у всех людей, независимо от пола, цвета кожи, вероисповедания, места жительства и возраста. Это право закреплено в международных документах о правах человека и правовых документах всех стран, считающих себя цивилизованными и демократическими. Основной документ, регулирующий права и свободы граждан РФ – Конституция Российской Федерации.
Конституции РФ — Права и свободы человека и гражданина – гарантирует нам равные права и свободы.[2]
1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат
каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц . В статье 29.1 нам гарантируется свобода мысли и слова . [3] Так, Конституция РФ запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну.
Прежде чем мы начнем анализировать документы, гарантирующие свободу слова, нам хотелось бы внести ясность в понятие ―основные конституционные права человека. Два этих понятии существуют в юридической терминологии, но по своей сути основные права личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения). [4]
§ 2. Международное право
10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, которая явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблюдения прав и свобод для всех людей. [5]
У человека есть права; ребенок – человек, значит, у ребенка тоже есть права. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка», как сразу стали именовать Конвенцию ООН о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). [6]
Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать информацию в любой форме с учетом ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы для соблюдения прав других лиц, государственной безопасности, здоровья и нравственности населения.
Итак, свобода слова — это право человека и гражданина выражать свои мысли. В настоящее время свобода слова заключает в себе свободу выражения как в устной, так и в письменной форме (то есть свобода печати и средств массовой информации). И на защите данного право стоит закон.
§ 3. Нужна ли свобода слова детям?
В это время все хотят свободы, в том числе и дети, и открыто об этом заявляют, но понятие о свободе у всех разное, ведь это зависит и от воспитания, его внутренних ценностей и мировоззрения. Ребенку нужна «свобода слова» ведь он хочет свободно говорить то, что он думаем, выражать свои политические взгляды и т.д.
Важно понимать, что свободу слова нужно воспитывать с детства. Именно культуру, потому что свобода слова – это очень ответственное право. Свобода всегда предполагает ответственность. У нас, к сожалению, этой истины не понимают не только дети, но и многие взрослые. Ужасную речь ,плохие поступки , мы постоянно видим и слышим не только на улице, но и в культурных местах. Нашему обществу нужно еще много учиться ,и всегда быть свободными.
Глава II . Свобода слова
Главным показателем свободы слова является возможность открыто выражать собственное мнение в любом месте. Мы провели небольшое исследование среди своего класса. Нами была разработана анкета (см. Приложение 1).
Было обследовано 20 анкет, из них 11 (55%) девочек и 9 (45 %) мальчиков 12-13 лет. После сбора и обобщения данных получены следующие показатели:
на вопрос «Нужна ли свобода слова ребёнку?» положительный ответ дали 18 учащихся 90%, 2 (10 %) ответили отрицательно. Данные показатели свидетельствуют о том, что для подростка важно иметь право высказать свое мнение.
На предложение «Успеха можно достичь через выражение своего мнения» положительный ответ дали 15 учащихся 75%, 5 (25%) это говорит о том, что ученики сами добиваются успеха, и не остаются в стороне.
На вопрос «Стараетесь ли вы улучшить отношение через общение?» положительный ответ дали 11 учащихся 55% , 9 (45 %) не считают главным общение в отношениях.
На вопрос «Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются?» положительный ответ дали 20 учащихся 100%, это говорит о том, что каждый ученик желает быть услышанным.
На вопрос «Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружающих вас людей?» положительный ответ дали 2 учащихся 10%, это говорит нам, что большинство респондентов стараются неприятные слова держать при себе.
На вопрос «Можете ли вы выражать свое мнение?» положительный ответ дали 8 учащихся 40%, 12 (60 %) не могут высказать свое мнение по какому-либо вопросу.
На вопрос «Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители?» положительный ответ дали 5 учащихся 25%, 15(75%) ответили отрицательно. Что является показателем семейных взаимоотношений.
На вопрос «Если вас что-то не устраивает в жизни, говорите ли вы об этом взрослым?» положительный ответ дали 20 учащихся 100%, это доказывает, что респонденты не скрывают свое недовольство и рассказывают все своим родителям.
Свобода слова заканчивается там, где начинается неуверенность в себе, поэтому детям легче проявить способности среди сверстников, и подчиняться мнению взрослых или более уважаемых людей. Ответы ребят показали, что мы научимся быть по-настоящему свободными только тогда, когда станем свободны внутренне.
Заключение
На основе проведенного анкетирования можно сделать вывод о том, что ученики имеют представление о свободе слова. Я считаю, что каждый человек со своими мыслями и чувствами имеет право на свободу мысли. Ее основы закладываются с юных лет: права ребенка в семье, подростка в школе высказывать свое мнение, не боясь наказания и насмешек. Многие из респондентов ответили, что активно участвуют в общественной жизни, ведь для них это возможность высказать свои мысли и идеи.
Не стоит забывать об уважительном отношении к окружающим. Мы сможем жить по-настоящему в свободном обществе только тогда, когда будем относиться к окружающим с пониманием. Но нужна ли свобода слова ребенку? Мы отвечаем: «Да!» Только тогда, когда человек может свободно высказывать свое мнение в любом месте, не боится его отстаивать, тогда человек будет по-настоящему свободным.
Список использованной литературы
1. Андреева И.А. и др. Основы государства и права. М.: Изд. Юрист, 1994.
2. Государственное право Российской Федерации. / Под ред. О.Е.
3. Документы ООН о детях, женщинах и образовании. – М.,1995г.
4. Антонов В.В. Школьникам о Всеобщей декларации прав человека. — М., 2001г.
5. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве.- М., 1992 г.
6. Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993 г.
7. Пугинский П.И. Основы знаний о государстве и праве. – М., 1993 г.
Приложение 1
1.Нужна ли свобода слова ребёнку? Да нет
2. Успех можно достичь через выражение своего мнения» Да нет
3.Стараетесь ли вы улучшить общество через общение? да нет
4.Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются? Данет
5.Можете ли вы выражать свое мнение? Да нет
6.Зависят ли люди от общества? Да нет
7. Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители? Данет
8. Если вас что-то не устраивает в жизни, говорите ли вы об этом взрослым? Да нет
9. Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружавших вас людей? Да нет
[1] Декларация по правам человека, 1948 год
[2] Конституция РФ, 1993
[3] Там же
[4] В.В. Антонов «Школьникам о всеобщей декларации прав человека\Просвещение,2011 г.,с 44
[5] Всеобщая декларация прав человека , 1948
[6] Документы ООН о детях ,женщинах и образовании 1995 г., с.13
XII городская научно-практическая
конференция «Шаг в будущее, Юниор!»
НУЖНА ЛИ СВОБОДА СЛОВА
РЕБЕНКУ?
Автор: Кудерова
Полина, учащаяся 6А класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№5» г. Саянск Иркутской области
Руководитель: Сморода
Анастасия Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа
№5» г. Саянск Иркутской области
г. Саянск 2014
Содержание:
I Введение.……………3
1.1 Актуальность
исследования
1.2 Цель, задачи
1.3 Методы
исследования
1.4 Анализ
используемой литературы
II Основная часть
2. 1 Трактование
свободы слова в нормативных документах…………………………………………………………………4
2. 2Свобода слова ребенка………………………………………………………9
2.3 Нужна ли свобода
слова детям?………………………………………………………..10
2.4
Исследование проблемы свободы слова ребенка (анализ анкетирования учащихся 6, 9
классов городской и сельской школ)…………………….11
III Заключение………………………………………………………………..14
3.1 Выводы
3.2 Перспективы
3.3 Список
используемой литературы
Приложение
Введение.
У каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права,
они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира. Этими правами человек
наделяется сразу, в момент рождения. Ведь «право – это все то, что истинно и
справедливо» (В. Гюго).
Проблема прав и свобод человека была актуальна во все
времена.
Свобода
слова тесно связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения
гибкости политической системы, самореализации личности, естественных прав
человека и их защиты.
В своей работе мне хотелось бы
сконцентрировать свое внимание на проблеме осознания своих возможностей
подростками, определения ими границы дозволенного. Уважение прав других рождает
чувство доверия к тебе и уважения твоих прав!
Цель: выяснитъ, нужна ли свобода
слова детям.
Перед собою я ставлю
следующие задачи:
1.
Показать
значение политических прав и свобод для общества.
2.
Выяснить
границу прав каждого человека, особенно права на свободу слова.
3.
Проанализировать отношение современных
подростков к проблеме свободы слова.
4.
Сформулировать
основные выводы о необходимости учиться защищать свои права, уметь правильно
пользоваться свободой слова.
Методами моего исследования являются:
1. изучение и анализ литературы соответствующей
тематики;
2. интервьюирование;
3. анкетирование;
4. Интернет- источники
Основная часть
2.1. Свобо́да сло́ва — право человека свободно выражать свои мысли. В настоящее
время включает свободу выражения, как в устной, так и в письменной форме (свобода печати и средств массовой информации); в меньшей степени относится к политической и социальной рекламе (агитации). Это право упомянуто в ряде
международных и российских документов, среди которых Всеобщая декларация прав человека (ст. 19), Европейская Конвенция
о защите прав человека и основных свобод (ст. 10) и Конституция Российской Федерации (ст. 29).
Свобода слова тесно
связана с вопросами установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости
политической системы, самореализации личности, естественных прав человека и их
защиты.
Джон
Стюарт Милль писал, что «особое зло подавления мнений в том, что
обездоливается всё человечество, и те, кто против данной мысли, ещё больше, чем
её сторонники. Если мысль верна, они лишены возможности заменить ложь истиной;
если неверна, теряют… ясный облик и живое впечатление истины, оттенённой ложью…
Полная свобода выражений — необходимое условие, чтобы оправдать претензии на
истину»[1].
Многие мыслители,
начиная с Ж. Ж. Руссо, отмечали важность обучения культуре свободы слова. По их
мнению, ведение дискуссии с целью установления истины и терпимое отношение к
альтернативным точкам зрения способствует прогрессу и согласию в обществе. Люди
должны не просто обладать свободой обсуждать все общественные вопросы, но и
уметь использовать её для осуществления взвешенного выбора.
Иммануил
Кант считал, что на первый план выступают человеческое достоинство и
объективные потребности (естественные права), данные человеку от рождения,
т.е. принципы человеческого общества имеют фундаментальную естественную
природу. Такой подход, впервые отражённый в американском «Билле о правах» и
французской «Декларации прав человека и гражданина» (1789 года.), означает,
что допустимы только такие ограничения на свободу слова, которые носят
вынужденный и нравственно оправданный характер: «Свободное выражение мыслей и
мнений есть одно из драгоцейнейших прав человека; каждый гражданин, поэтому
может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление
этой свободой в случаях, предусмотренных законом». («Декларация прав человека и
гражданина», ст. 11)[2]
Доктор юридических наук Е.А. Лукашева выделяет в праве на свободу слова три структурных
элемента: во-первых, свободу каждого человека публично выражать свои мысли,
идеи и суждения и распространять их любым законным способом, во-вторых, свободу
печати и других средств массовой информации и, в-третьих, право на получение
информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей права
граждан, т.е. на свободу доступа к источникам информации .
По мнению доктора исторических наук,
профессора М.В. Баглая, свобода слова
предполагает «право говорить все, что угодно», а также охватывает сумму
«убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно в произведениях
изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и
музыке… все то, что выражает мысль человека, его устремления и надежды» .
У других авторов например, Е.И.
Козловой и О.Е. Кутафина свобода слова определяется в качестве права человека
делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием .
В Большом юридическом словаре под
редакцией А.Я. Сухарева свобода слова определена как «возможность публично
(устно, письменно, с использованием СМИ) выражать свое мнение (мысли)» .
По моему мнению, необходимо
признать, что, несмотря на развитие информационных и коммуникационных
технологий, происходящее особенно активно в течение последних десятилетий, а
также развитие соответствующих отраслей знания, приведенные определения
демонстрируют один и тот же неизменный подход
Принимая за основу свободы слова — свободу
мнения, исследователи предлагают соответствующие определения. В частности,
например, А.И. Денисов определял право на свободу слова в качестве «права граждан
высказывать и отстаивать в устной или письменной форме свое мнение по тем или
другим вопросам». С точки зрения доктора исторических наук , Н.И. Титова
свобода слова есть право неограниченно высказывать, обсуждать, разъяснять и
распространять «свои мысли, суждения и убеждения всеми гражданами по всем
вопросам хозяйственного, общественно-политического и государственного характера».
С другой стороны, возвращаясь к современным авторам, необходимо указать, что в
качестве противоположного полюса представлены позиции, в которых свобода слова
определяется максимально широко, что фактически не позволяет отграничить
реализацию свободы слова от сферы действия иных конституционных прав. Очевидно,
что в основе точки зрения автора лежит буквальное толкование части 1 статьи 29
Конституции РФ, в которой говорится о свободе слова. Такой подход
позволяет рассматривать в качестве реализации права на свободу слова любое
речевое (вербальное) поведение, в форме письменной или устной речи и, тем самым,
необоснованно расширить сферу действия данного права. Это не только лишает
право на свободу слова объекта защиты, но и не позволяет выявить его сущность. В
определении свободы слова М.Я. Муратов включает также свободу высказывать
собственное мнение. Несмотря на появление новых средств передачи и
распространения информации сущность свободы слова на протяжении всей истории
своего существования остается неизменной. Право на свободу слова должно быть у
всех людей, независимо от пола, цвета кожи, вероисповедания, места жительства и
возраста. Это право закреплено в международных документах о правах человека и
правовых документах всех стран, считающих себя цивилизованными и
демократическими.
10
декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека, которая
явилась первым в истории международным документом общего значения о правах
человека, подчеркивающим необходимость всеобщего соблюдения прав и свобод для
всех людей. Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, посвященная праву на
свободу убеждений и их свободное выражение, исходит из того, что личное мнение
не может быть навязано человеку законом и признает за каждым человеком право
беспрепятственно придерживаться своего мнения. Право каждого человека на
выражение своего мнения означает свободу искать, получать и распространять
всякого рода информацию и идеи устно и письменно, а также посредством «печати,
или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору»[3]. Однако пользование такой
свободой связано с некоторыми ограничениями. Ограничение на это право должно
быть строго регламентировано законом, преследовать истинную праведную цель, а
также должно быть необходимым и адекватным для достижения этой благородной
цели.
Законы,
ограничивающие свободу слова должны быть максимально прозрачными и не должны
иметь лазеек для отличных от истинных толкований. К ним Пакт относит
установленные законом ограничения в целях:
-ограждения
прав и репутации других лиц;
-охраны
государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и общественной
морали.
В
Конституции Российской Федерации это право закреплено в ст. 29[4]. Так, Конституция РФ
запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или
религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих
государственную тайну. Также судом могут быть вынесены частичные или временные
ограничения.
Итак, свобода слова
— это право человека и гражданина выражать свои мысли. В настоящее время
свобода слова заключает в себе свободу выражения как в устной, так и в
письменной форме (то есть свобода печати и средств массовой информации).
2.2. Свобода слова ребенка.
У человека есть права; ребенок – человек, значит, у ребенка
тоже есть права. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно
проголосовала за принятие «великой хартии вольностей для детей, мировой
конституции прав ребенка», как сразу стали именовать Конвенцию ООН о правах
ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). В ст.13
Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок имеет право свободно выражать
свое мнение и получать информацию в любой форме с учетом ограничений, которые
предусмотрены законом и необходимы для соблюдения прав других лиц,
государственной безопасности, здоровья и нравственности населения[5].
2.3. Нужна ли свобода слова детям?
Почему так важно наделить детей правом свободно
высказывать свои мысли? Представьте, что вы, опасаясь какого-то наказания, не
смеете даже подумать о чем-то, что может не совпадать с официальной точкой
зрения. Скажем, вам не нравится, как действует какой-то человек, обладающий
властью, но вы молчите в страхе за свою безопасность. И если молчат все, что же
будет с этими людьми и этой страной?! В недалеком прошлом таких «молчальников»
было предостаточно. К сожалению, и сейчас это «как бы чего не случилось» еще
присутствует в нашем обществе.
Поэтому я считаю, что культуру свободы слова надо
воспитывать с детства. Именно культуру, потому что свобода слова – это очень
ответственное право. Свобода всегда предполагает ответственность. Абсолютной
свободы не может быть. У нас, к сожалению, этой истины не понимают не только
дети, но и многие взрослые. Нецензурную речь, пошлые мысли, грязные поступки мы
постоянно видим и слышим не только на улице, но и в средствах массовой
информации. Нашему обществу еще многому надо учиться, в том числе и быть
свободным!
Я интересовалась у ребят моей школы: должны ли быть
какие-нибудь ограничения права свободы мысли и слова и есть ли такие убеждения,
распространению которых нельзя помогать? Ответы были такие: нельзя призывать к
насилию, войне, ненависти, нарушению закона, терроризму, клеветать на
какого-либо человека, распространять какие-то ложные сведения.
Вывод: никто не должен использовать свои права и свободы,
чтобы злоупотреблять ими, ущемлять права и свободы других людей, приносить
вред обществу и государству. Это должен понимать каждый ребенок.
2.4. Исследование проблемы свободы слова
ребенка (анализ анкетирования учащихся 6, 9 классов городской и сельской школ)
Главным
показателем свободы слова является возможность открыто выражать собственное
мнение в любом месте. Я провела исследование в нашей школе среди учащихся 6, 9
классов (в опросе участвовали 35человек). Такие же вопросы были заданы по моей
просьбе в одной из сельских школ Зиминского района (35человек). Мне было
интересно сравнить мнение городских и сельских ребят.
Были заданы следующие вопросы:
1. Насколько открыто вы можете выражать собственное мнение
в школе, дома, на улице с друзьями?
В основном ответы были такие: с друзьями и на улице открыто
говорят все опрошенные, а в школе могут открыто говорить не все (33 % —
в сельской школе и 43 % — в городской), причем некоторые ребята писали,
что не только в школе, но и дома с родителями не обсуждают свои проблемы.
Подростки опасаются, что если их мнение будет идти вразрез с мнением учителей и
администрации, то они будут наказаны. Я считаю это неправильным, ведь, как
говорят, в споре рождается истина. Как можно защищать свои права молча?!
Кстати, в сельской школе у ребят есть возможность анонимно
высказывать свое мнение, если кто-то боится говорить о каких-то нарушениях
открыто. На видном месте висит ящик для предложений и замечаний. Но этот ящик
всегда пуст. Какой можно сделать вывод: ребята по-прежнему боятся
высказываться; нет замечаний или все равно? Самое страшное – это последнее.
Ведь, как сказал кто-то из великих, с равнодушного молчания окружающих
совершаются самые страшные преступления. Если мы будем молчать и равнодушно
полагать, что от нас ничего не зависит, что мы ничего не сможем исправить или
доказать, то можно потерять все те небольшие завоевания демократии последних
лет.
2. Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с
мнением окружающих?
Сельская школа:
54,2 % опрошенных не спорят с
окружающими и изменят свое мнение;
17,1 % попытаются доказать свою
точку зрения.
23% ищу компромисс
И один человек (5,7%) написал, что мнения у всех
разные и если он будет соглашаться со всеми, то запутается.
Городская школа:
14,2 % — «большинство всегда
право, изменю свое мнение»
60 % — «стою на своем до конца,
мнение других меня не касается»
Один человек проявляет агрессию, только шесть человек (17%!)
постараются найти компромисс.
3. Насколько терпимо вы относитесь к мнению товарищей и
взрослых?
В основном (94%) сельские ребята отвечали,
что слушают мнение взрослых, ведь взрослые старше, а значит, опытнее и мудрее.
А один ответ был такой: «Когда дети пытаются что-то возразить взрослым, то
взрослые говорят: «Помолчи!» или могут стукнуть, потому что некоторые люди
считают, что только взрослые могут высказывать свое мнение».
Отвечая на вопрос о товарищах, все писали, что выслушивают
их и если не согласны с ними, то пытаются переубедить. Когда это не получается,
то каждый остается при своем мнении.
Городские школьники отвечали:
«достаточно терпимо» — (67%)
«злюсь, ухожу от всех, закрываюсь в своей комнате» — (23%)
«мнения товарищей мне безразлично, а взрослых слушаю,
потому что все равно придется к ним обратиться» — (10%)
4. Что вы обычно делаете, чтобы быть услышанным?
Большая часть сельских ребят ответили, что будут
пытаться высказаться еще и еще раз, чтобы, наконец, их услышали. И снова один
ответ (6%) наводит на размышления. Ученик пишет: «Если меня не слышат, я
замолкаю»…
Похоже отвечали и городские ребята:
Попытаются все же высказать свое мнение –(50%)
«замолкаю и обижаюсь» -( 50%)
5.
Нужна ли свобода слова ребенку?
На этот вопрос все школьники городской и се6льской школы ответили
одинаково, все считают что свобода слова нужна детям (100%).
Анкетирование показало, что городские ребята чувствуют себя
немного свободнее сельских, но свобода слова состоит не в том, чтобы говорить
что угодно и где угодно, а в том, что каждый не должен бояться говорить то, в
чем уверен и нести полную ответственность за сказанное. Очевидно, что человеку
легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои
действия. Но нельзя бояться своей правоты, нельзя думать, что от тебя ничего не
зависит. Ответы ребят показали, что мы научимся быть по-настоящему свободными
только тогда, когда освободимся от «внутреннего рабства».
Заключение.
Таким образом, свобода слова тесно связана с вопросами
установления истины, самоуправления, обеспечения гибкости политической системы,
самореализации личности, естественных прав человека и их защиты. У нас в стране
демократическое общество. Демократия подразумевает развитую систему прав и
свобод человека, гарантию их соблюдения государственной властью. Люди должны
иметь возможность не боясь, открыто высказывать свое мнение, получать правдивую
и полную информацию о жизни в стране и в мире, о действиях властей и т.п.
Но свобода становится
настоящей только тогда, когда свобода каждого отдельного человека не нарушает
свобод других людей. Настоящая свобода служит установлению порядка в обществе. Нет
прав без обязанностей!
Интересно, что еще в XVIII веке английский политик Э.Берк
(1729-1787) писал: «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших
правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях»[6].
Каждый человек со своими мыслями и чувствами имеет право
на свободу мысли и слова, но он также обязан уважать мнение и чувства других
людей. Только тогда мы будем жить по-настоящему в свободном обществе.
Но нужна ли свобода слова ребенку? Я отвечаю: «Да!» Только
тогда, когда человек может свободно высказывать свое мнение в любом месте, не
боится его отстаивать, тогда человек будет по-настоящему свободным. Но нести
ответственность за последствия своих слов и поступков должен он сам, и, прежде
всего, перед своей совестью. Воспитывать эти качества в человеке необходимо с
детства. Из осторожных молчунов-детей вырастут осторожные молчуны-взрослые. И
наше общество никогда не превратится в действительно правовое гражданское
общество.
Перед нами стоит выбор, как жить дальше. Либо отстаивать
свои законные интересы всеми незапрещенными методами, либо забыть слова
«порядок», «справедливость», «закон». В этом случае мы будем жить по тем
законам, по которым жили люди в далекие времена – кто сильнее, тот и прав.
Выбирать должны мы сами. От нашего выбора зависит, в каком
обществе будем жить мы, наши дети и внуки. От нашего выбора зависит будущее
нашей страны.
Литература
1.
Конституция РФ. – М., 1993 г.
2.
Конвенция о
защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Собрание законодательства
РФ. 1998. №20. Ст. 2143.
3.
Документы ООН о детях, женщинах и образовании. –
М.,1995г.
4.
Антонов В.В. Школьникам о Всеобщей декларации прав
человека. — М., 2001 г.
5.
Никитин А.Ф., Суворова Н.Г. Школьникам о праве.-
М., 1992 г.
6.
Политология: Энциклопедический словарь. – М., 1993
г.
7.
Политическая культура личности. Проблемы
формирования. – М., 1982 г.
8.
Пугинский П.И. Основы знаний о государстве и праве.
– М., 1993 г.
9.
В работе использованы материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение:
1. АНКЕТА
2. презентация исследовательской работы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
Нужна ли свобода слова
ребенку?
1Насколько открыто
вы можете выражать собственное мнение в школе, дома, на улице с друзьями?
Открыто говорить
·
В школе
·
Дома
·
На улице с друзьями
2Что происходит,
если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?
·
Не буду спорить
·
Изменю свое мнение
·
Попытаюсь доказать свою точку зрения
·
Мнение у всех разные и если он будет соглашаться со
всеми то запутается
3Насколько терпимо
вы относитесь к мнению товарищей и взрослых?
·
Взрослый всегда прав
·
Стою на своем до конца
·
Проявляю агрессии
·
Не знаю
·
Найду компромисс
4Что вы обычно
делаете, чтобы быть услышанным?
·
Слушаю мнение взрослых
·
Только взрослые имеют право высказывать свое мнение
5. Нужна ли
свобода слова ребенку?
·
Да
·
Нет
·
Не знаю
Муниципальный этап научно — практической
конференции школьников «Старт в науку»
Секция «Обществознание»
Исследовательская работа
«Есть ли свобода слова у ребенка?»
Автор исследовательской работы:
Перетрухин Олег Сергеевич,
обучающийся 8а класса
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы с. Верхний Ломов
имени Ивана Ивановича Привалова
Руководитель исследовательской работы:
Смагина Юлия Николаевна
учитель истории и обществознания
с. Верхний Ломов, 2022г.
Содержание
1. Введение
1.1. Актуальность темы
1.2 Объект исследования
1.3.Предмет исследования
1.4. Цели и задачи работы
1.5. Гипотеза
1.6. Методы исследования
2. Основная часть
2.1. Свобода слова как одна из форм выражения мысли
2.2. Свобода слова в нормативно – правовых актах
2.3. Свобода слова ребенка
2.4. Мера свободы и ответственности ребенка.
2.5. Уровень информированности о свободе слова ребенком
3.Заключение
Литература
Приложение
1. Введение
1.1. Актуальность темы
На протяжении многих столетий, да что там столетий – тысячелетий, подрастающее поколение расходилось и расходится во взглядах со старшим поколением. При общении детей с взрослыми часто возникают проблемы, рождаются конфликты. Многочисленные конфликты между взрослыми и детьми создают сплошную полосу непонимания и недоверия. Взрослые заставляют думать как они, не дают свободно выражать свое мнение. Дети начинают замыкаться в себе и уже не хотят больше высказывать свою точку зрения, боясь, что их мнение в очередной раз будет отвергнуто взрослыми.
С одной стороны, это нарушение прав ребёнка. Но с другой стороны, учителя, родители делают это для воспитания детей, для их дисциплинированности. Ведь от свободы в словах и мыслях недалеко и до свободы в делах.
Часто мы можем наблюдать, как подростки говорят нелицеприятные вещи родителям, учителям, да и просто людям старше их. Так говорит ли это о том, что подросток, таким образом, реализует право на свободу слова? Не грозит ли это серьёзными последствиями?
Эти вопросы заставили меня задуматься «Есть ли свобода слова у ребёнка?» Исследование по данной теме, считаю актуальным, поскольку оно затрагивает проблему свободного выражения ребенком своих мыслей, взглядов. В современном обществе не все подростки понимают, что свобода самовыражения позволяет не только проявить себя как личность, но и в некоторых случаях влечет ответственность.
1.2. Объект исследования: право ребенка на свободу слова
1.3.Предмет исследования: условия формирования понятия «свобода слова»
1.4. Цели и задачи работы
Цель: выяснить, имеет ли ребенок право на свободу слова и несет ли за это ответственность
Задачи:
— проанализировать отношение современных подростков к проблеме свободы слова;
— исследовать правовые источники, регулирующие права человека на свободу слова;
— определить границу прав каждого человека, особенно права на свободу слова;
— сформулировать основные выводы о необходимости учиться защищать свои права, уметь правильно пользоваться свободой слова;
— разработать информационный материал для обучающихся по данной проблеме.
1.5. Гипотеза
Подростки понимают что такое «право на свободу слову», но не всегда правильно пользуются данным правом
1.6. Методы исследования
— определение понятий;
— анализ источников;
— сравнение;
— метод опроса (анкетирование)
2. Основная часть
2.1. Свобода слова как одна из форм выражения мысли
Каждый человек свободен в выражении своих взглядов, идей, убеждений. Именно благодаря свободе человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но менять, преобразовывать окружающий его мир в соответствии со своими целями. Для того, чтобы понять, что такое свобода необходимо рассмотреть данное понятия с разных позиций.
Так, например, в толковом словаре С.И Ожегова свобода определяется как отсутствие каких-либо стеснений и ограничений.1 Польский писатель Генрик Сенкевич утверждал, что «свобода — это право делать, что хочешь, и мешать другим, делать то, что они хотят»2.
С точки зрения психологии, свобода понимается человеком не только как отсутствие ограничений, но и ответственность. По мнению З. Фрейда не все люди хотят обладать свободой, потому что это – ответственность3.
Таким образом, свобода слова — право человека свободно выражать своё мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и, свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей, и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагает обязанности и ответственность.4
2.3. Свобода слова в нормативно – правовых актах
Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин, поэтому, может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом. Слово как главное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознание и поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальному прогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижать личное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.
В современном законодательстве выделяются различные группы прав: гражданские, экономические, политические, культурные. Право на свободу слова можно отнести к группе политических прав. Оно закреплено на международном, государственном уровне, а также на уровне школы.
10 декабря 1948 года была принята «Всеобщая Декларация прав человека», которая явилась первым в истории международным документом общего значения о правах человека.
Статья 19 «Всеобщей Декларации прав человека» гласит: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ»5
Право на свободу слова зафиксировано в статье 10 «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод». В статье 19 «Международного пакта о гражданских и политических правах».6
Основной документ, регулирующий свободу слова граждан РФ – Конституция Российской Федерации. В статье 29.1 нам гарантируется свобода мысли и слова. Так, Конституция РФ запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также распространение сведений, составляющих государственную тайну. В пункте 3 статьи 29 Конституции РФ закреплено, что: «никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеждений или отказу от них», то есть юридически закрепляется запрет на принудительное ограничение интеллектуальной свободы. В части 4 статьи 29 фиксируются общие юридические условия и пределы информационной деятельности, обеспечивающей интеллектуальную свободу: “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом”. Наконец, часть 5 статьи 29 устанавливает: “Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”7
2.3. Свобода слова ребенка.
У человека есть права; ребенок – человек, значит, у ребенка тоже есть права. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Великой хартии вольностей для детей, мировой конституции прав ребенка», которую сразу стали именовать Конвенцией ООН о правах ребенка (ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.). В ст.13 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенок имеет право свободно выражать свое мнение и получать информацию в любой форме с учетом ограничений, которые предусмотрены законом и необходимы для соблюдения прав других лиц, государственной безопасности, здоровья и нравственности населения8.
Не менее важным документом не только в сфере образования, но и прав ребенка, является Федеральный закон «Об образовании». В п. 10 ч. 1 ст. 34, которого к основным правам обучающегося также отнесено право на свободу слова.9
У несовершеннолетних возможность свободно выражать свое мнение устанавливается и локальными нормативными актами. Так, например, в МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова действует Устав. Согласно этому документу каждый обучающийся может свободно выражать собственные взгляды и убеждения. 10
Таким образом, проанализировав законодательную базу, можно сделать вывод о том, что свобода слова – это право каждого человека и гражданина выражать свои мысли. Указанное право является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения, независимо от пола расы, национальности и даже возраста. Оно закреплено как на международном уровне, так и в нормативных документах Российской Федерации.
2.4. Мера свободы и ответственности ребенка
Великий русский поэт Федор Тютчев почти полтора века назад написал «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…».
Не только дети, но и многие взрослые, к сожалению, этой истины не понимают. Нецензурную речь, пошлые мысли, грязные поступки мы постоянно видим и слышим не только на улице, но и в средствах массовой информации. Поэтому я считаю, что культуру свободы слова надо воспитывать с детства. Именно культуру, потому что свобода слова — это очень ответственно.
Я интересовался у ребят моей школы: должны ли быть какие-нибудь ограничения права свободы мысли и слова? Есть ли такие убеждения, распространению которых нельзя помогать? Ответы были такие: нельзя призывать к насилию, войне, ненависти, нарушению закона, терроризму, клеветать на какого-либо человека, распространять какие-то ложные сведения.
Не могу с ними не согласиться, ведь перечисленные действия являются преступлениями, а следовательно подвергаются уголовному наказанию. Например, безобидная шутка по телефону о том, что «школа заминирована», в уголовном праве называется «заведомо ложное сообщение об акте терроризма». За совершение такого преступления предусмотрена ответственность в виде принудительных работ от 2 до 3 лет.11
За нарушение права на свободу слова, честь и достоинство, предусмотрена не только уголовная, но и административная ответственность. Возраст, с которого она наступает – 16 лет.12
Никто не должен использовать свои права и свободы, чтобы злоупотреблять ими, ущемлять права и свободы других людей, приносить вред обществу и государству. Это должен понимать каждый ребенок.
2.1. Уровень информированности о свободе слова ребенком
Главным показателем свободы слова является возможность открыто выражать собственное мнение в любом месте. Я провел небольшое исследование среди учащихся 8-х классов (в опросе участвовали 33 человека) с целью определения уровня информированности подростков по проблеме исследования. Мною была разработана анкета, содержащая вопросы, позволяющие говорить об уровне информированности о свободе слова ребенком. Вопросы анкеты размещены в приложении.
Было обследовано 33 анкеты, из них 14 (42%) девочек и 19 (58 %) мальчиков 14 лет. После сбора и обобщения данных получены следующие показатели: на вопрос «Что, по Вашему мнению, означает «свобода слова»? дети дали, следующие ответы: «Говорю все, что захочу» — 14 человек (42%) «Возможность выражать свое мнение» — 17 человек 51%. «Затруднились ответить» – 2 человек (6%). Данные ответы свидетельствуют о том, что большинство опрошенных, считают, что свобода слова – это возможность выражать свое мнение. Но есть и те обучающиеся, которые понимают это как вседозволенность.
На предложение «Успеха можно достичь через выражение своего мнения» положительный ответ дали 28 учащихся 85%, 5 (15%) это говорит о том, что ученики сами добиваются успеха, и не остаются в стороне.
На вопрос «Стараетесь ли вы улучшить отношение через общение?» положительный ответ дали 19 учащихся 56% , 14 (44 %) не считают главным общение в отношениях.
На вопрос «Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются?» положительный ответ дали 33 учащихся 100%, это говорит о том, что каждый ученик желает быть услышанным.
На вопрос «Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?», дети давали следующие ответы: «Большинство всегда право, изменю свое мнение» — 5 человек (15%), «Стою на своем до конца, мнение других меня не касается»- 7 человек (21%), «Постараюсь найти компромисс»- 14 человек (43%), «Не знаю, как поступлю»- 6 человек (18%), «Затруднились ответить» — 2 человек (6%). Таким образом, из 33 респондентов, 14 считают, что возможно найти компромисс, если мнения не совпадают. Но 7 человек придерживаются противоположных взглядов.
На вопрос «Можете ли вы выражать свое мнение?» положительный ответ дали 14 учащихся 44%, 19 (56%) не могут высказать свое мнение по какому-либо вопросу.
На вопрос «Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители?» положительный ответ дали 7 учащихся 25%, 26 (75%) ответили отрицательно. Что является показателем семейных взаимоотношений.
На вопрос «Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружающих вас людей?» положительный ответ дали 7 учащихся 21%, это говорит нам, что большинство респондентов стараются неприятные слова держать при себе, но некоторые принимают слободу слова за вседозволенность.
На вопрос «Знаете ли Вы об ответственности за нарушения права других людей, связанных со свободой слова?» «Да»-14 человек (43%), «Нет»-19 человек (56%). Таким образом, можно отметить низкий уровень информированности о границах дозволенного при осуществлении права на свободу слова.
На вопрос: «В каких нормативно-правовых актах закреплено право на свободу слова?» были даны ответы: Всеобщая декларация прав человека 6 учащихся (18%), Конституция РФ 23 учащихся (67%), Конвенция о правах ребенка 4 учащихся (12%). Таким образом, можно сделать вывод о недостаточных знаниях учащихся 8 классов о международных документах, закрепляющих свободу слова, и о более уверенном знании нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В целом, ответы ребят показали, что большинство обучающихся, участвовавших в опросе понимают свободу слова как возможность выразить свое мнение. Однако не все ребята могут выражать свободно свои мысли как в обществе сверстников, так и обществе взрослых. Очевидно, что им легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия, к тому же, учащиеся недостаточно осведомлены об ограничениях свободы слова.
3.Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том: «Есть ли свобода слова у ребенка?» Я отвечаю: «Да!» Только тогда, когда человек может свободно высказывать свое мнение в любом месте, не боится его отстаивать, тогда человек будет по-настоящему свободным.
Однако, выражать свои мысли можно как на пользу, так и во вред себе. Ведь говорить всем всегда только то, что думаешь, чревато неприятными последствиями: можно растерять всех друзей, стать изгоем. Правильно говорят: «Если бы люди знали всё, что они друг о друге думают, то все были бы врагами».
Поэтому, говоря о свободе слова, дети не должны забывать о том, что нести ответственность за последствия своих слов и поступков они должны сами, и, прежде всего, перед своей совестью.
Таким образом, выдвинутая гипотеза полностью подтвердилась. Для повышения уровня информированности обучающихся о праве на свободу слова и мере ответственности необходимо участие не только школы, но и семьи, близких людей. Благодаря этому возможно воспитать свободную личность с чувством ответственности за свои взгляды, поступки.
Литература
-
Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) ст.19
-
Додонов В.Н., В.Д. Ермаков. Большой юридический словарь: — Издательство: Инфра-М. – 2001
-
Документы ООН о детях, женщинах и образовании// М., 1995 г.
-
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
-
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамбллеей ООН 20.11.1989; ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 №1559-1) ст.13
-
Конституция РФ. Москва. 2020
-
Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений/РАН.Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.-М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.-с.704.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018)
-
Устав МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова (15 редакция) 2018г.
Интернет – ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
https://ru.citaty.net
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
Консультант Плюс – надежная правовая поддержка
Приложение
Анкета «Уровень информированности о свободе слова ребенком»
1. Что, по Вашему мнению, означает «свобода слова»?
2. Успеха можно достичь через выражение своего мнения» Да нет
3.Стараетесь ли вы улучшить общество через общение? да нет
4.Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются? Данет
5. Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?
6. Можете ли вы выражать свое мнение? Да нет
7. Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители? Данет
8.. Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружавших вас людей? Да нет
9. Знаете ли Вы об ответственности за нарушения права других людей, связанных со свободой слова?
10. В каких нормативно-правовых актах закреплено право на свободу слова?
1. Что, по Вашему мнению, означает «свобода слова»?
2. Успеха можно достичь через выражение своего мнения» Да нет
3.Стараетесь ли вы улучшить общество через общение? да нет
4.Злитесь ли вы, когда с вашим мнением не соглашаются? Данет
5. Что происходит, если выражаемое мнение не совпадает с мнением окружающих?
Большинство всегда право, изменю свое мнение |
Стою на своем до конца, мнение других меня не касается |
Постараюсь найти компромисс |
Не знаю, как поступлю |
Затруднились ответить |
15% |
21% |
43% |
18% |
6% |
6. Можете ли вы выражать свое мнение? Да нет
7. Часто ли к вашим словам не прислушиваются родители? Данет
8.. Говорите ли вы неприятные слова в сторону окружавших вас людей? Да нет
-
Знаете ли Вы об ответственности за нарушения права других людей, связанных со свободой слова?
10. В каких нормативно-правовых актах закреплено право на свободу слова?
1 Толковый словарь русского языка 80000 слов и фразеологических выражений/РАН.Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова.-М.:ООО «ИТИ Технологии», 2006.-с.704.
2 http://ru.wikipedia.org/wiki
3 https://ru.citaty.net
4 http://ru.wikipedia.org/wiki
5 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
6 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
7 Конституция РФ. Москва. 2020.с. 8
8 Документы ООН о детях, женщинах и образовании// М., 1995 г., с. 13
9 Консультант Плюс – надежная правовая поддержка
10 Устав МБОУ СОШ с. Верхний Ломов им. И.И. Привалова (15 редакция) 2018г.
11 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) ч.1 ст.207
12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) ст.2.3
12
Тема: Свобода слова: за и против
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Эссе | Размер: 14.75K | Скачано: 202 | Добавлен 30.11.16 в 16:23 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе
Эссе по философии на тему «свобода слова: за и против»
Свобода слова… Часто в настоящем мы слышим эти слова. Развиваясь люди пришли к тому, что каждый должен иметь право высказывать свою точку зрения, свое мнение, соглашаться с чем-то или нет, верить в какое-либо божество или же пытаться доказать, что религия — это пережиток прошлого и т.д. В связи с появлением разных точек зрения – возникают и конфликты, которые могут вытечь в нечто плохое. Но хотелось бы поговорить о другой стороне медали. С появлением множества точек зрения появляются и решения для различного рода проблем. Так, к примеру, один человек может быть не в силах решить какую-нибудь проблему, а вот группе людей с этим справиться уже куда легче. В результате можно сказать, что свобода слова имеет как плюсы, так и минусы.
Говоря об ограничении свободы слова, хочется сказать, что «слово» не должно принадлежать какому-то одному человеку или группе людей, не должно ограничиваться, ведь когда во главе чего-то стоит только один человек (или же опять-таки группа людей), то такое общество не будет способно прийти к благу. Ибо для осуществления этого блага необходимы будут все «слова», потому что без них нельзя будет собрать единое целое. Общество, которое будет представлять из себя единое целое сможет добиться блага, потому что «слова» всех будут учтены. Говоря об ограничении свободы слова, хочется прибегнуть к цитате А. Камю – «Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но ещё более верно то, что несвободная печать бывает только плохой». Также ко всему вышесказанному можно привести исторический пример – СССР. Большинство из нас знает, что в СССР весь поток информации проходил через жесткую цензуру власти, лишь немногие имели право высказывать свои мысли, но с оговорками в пользу власти.
Хочется отметить, что не все люди пользуются свободой слова, причины этого бывают разные, к примеру, иногда людям легче говорить то, что им прикажут или вовсе молчать, нежели брать на себя ответственность за свои слова. В подобном русле мыслил и З. Фрейд, который говорил: «Большинство людей в действительности не хотят свободы потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит». Многие не хотят говорить то, что думают, поскольку за их слова, возможно, придется ответить, а отвечать – не говорить, это не так легко. Говоря об ответственности хочется сказать, что ответственность – это тяжелая нагрузка, которая ложится на наши плечи и, которую не каждый хочет/способен нести за собой.
Свободой слова должны обладать люди, которые способны пользоваться ей в правильном направлении, которые, с помощью этой самой свободы, смогут добиться некоего блага. Ведь владеть только свободой слова и ответственностью недостаточно, человек должен уметь ограничить себя в этой самой свободе, а не упиваться ею и пользоваться ей «направо и налево». То есть не говорить все, что придет в голову, а отсортировывать свои мысли и уже тогда пользоваться «словом». И. Гете говорил: «Каждый может обрести свободу, если только умеет ограничить и находить самого себя». В связи с этим можно отметить, что пользование словом при любом удобном случае, как говорилось выше, не есть истинная свобода выражения.
После всего вышесказанного можно сказать, что свобода слова – не благо и не зло, скорее некий инструмент для их достижения, ибо эту свободу можно использовать разными способами и для разных целей. Все зависит лишь от того, кому дана эта свобода, от его моральных и нравственных устоев, от его целей, качеств и т.д. Лишать человека этой свободы нельзя, даже если он пользуется ей во зло, но можно попробовать переубедить его пользоваться ей во благо. Также нужно учить людей, что иногда стоит и самому ограничиваться в этой свободе, учиться ей пользоваться, дабы это не выливалось в нечто плохое.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0
30.11.16 в 16:23
Автор:meviq
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Эссе на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Эссе для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.