Есть ли в докучной сказке конец ответ

Открыть меню

 Поиск

Ответы на тесты

  • Блог
  • Тесты
    • Русский язык
    • Литература
    • История
    • География
    • Информатика
    • Физ культура
    • Экономика
    • Психология

Главная  ›  Литература — ответы на вопросы теста  ›  Есть ли в докучной сказке конец? — ответ на тест

Есть ли в докучной сказке конец? — ответ на тест

11.03.2021  ·    0

Вопрос: Есть ли в докучной сказке конец?
Ответ: Нет.

Похожие вопросы и ответы:

  • В какой сказке среди персонажей есть волк: — ответ на тест
  • В какой сказке один из персонажей лиса: — ответ на тест
  • Кто помогал девочке в сказке «Гуси – лебеди»: — ответ на…
  • Выберите строчку, где перечислены только малые жанры устного…
  • Жанр устного народного творчества, с помощью которого…
  • Жанр устного народного творчества, который проверяет…
  • Жанр, с помощью которого пестуют ребенка: — ответ на тест
  • Жанр, предполагающий обращение к солнцу, радуге, дождю: -…
  • Жанр, который необходим при играх: — ответ на тест
  • Определите, к какому виду малых жанров фольклора относится…
  • Определите вид жанра устного народного творчества: “Старый…
  • Про какой фольклорный жанр говорят “Без лица в личине”: -…
  • Фольклор – это: — ответ на тест
  • Автором фольклора является: — ответ на тест
  • Обрядовые песни: — ответ на тест

Тест с ответами: “Устное народное творчество”

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Комментарий

Имя

Email

Сохранить моё имя, email и адрес сайта в этом браузере для последующих моих комментариев.

Популярные тесты

  • Тест с ответами: “Пенсне” М.А.Осоргин
  • Тест с ответами: “Как я стал писателем” И.С.Шмелев
  • Тест с ответами: “Юшка” А.П.Платонов
  • Тест по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»
  • Тест с ответами: “Кусака” Л.Н.Андреев
  • Тест с ответами: “Хаджи-Мурат” Л.Н.Толстой
  • Тест с ответами: «Золотой ключик»
  • Тест с ответами: А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
  • Тест с ответами: Поэма “Двенадцать” А.А.Блока
  • Тест с ответами по биографии А.Н. Островского
  • Тест с ответами: “Рассказы В.Шукшина”
  • Тест с ответами: “Скотный двор царя Авгия”
  • Тест с ответами: “Тапер” А.И.Куприн
  • Тест с ответами: В. П. Астафьев «Васюткино озеро»

© 2022 Ответы на тесты  ·  Ответы на тесты на все предметы в одном месте.

Литературное чтение, 3 класс

Урок 3. Докучные сказки.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Докучные сказки
  2. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка

Тезаурус

Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Иногда в конце сказки рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.

Гжель — русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную в красных, зелёных, золотистых и черных тонах.

Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки

Богородская игрушка — русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптур из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины)

Ключевые слова

Одним из малых жанров фольклора является докучная сказка. Она имеет свои особенности. Название «докучная» произошло от слова «докучать» — надоедать.

Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы.

Список литературы:

Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016. – 223 с.:ил. С.18-21

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 20-21
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
  3. Об искусстве Гжели https://farfor-gzhel.ru/o_zavode/muzej_zavoda/istoriya_gzhelskogo_narodnogo_hudozhestvennogo_promysla/
  4. Об искусстве Хохломы http://goldenhohloma.com/2
  5. О дымковской игрушке http://dymkatoy.ru/

Об истории богородской игрушки http://bogorodskoe.ru/?page=home

На уроке мы узнаем, что такое докучные сказки, познакомимся с некоторыми произведениями прикладного искусства. Научимся отличать докучные сказки от других видов сказок. Сможем называть особенности докучных сказок; различать некоторые произведения прикладного искусства

Основное содержание урока

1. Перед нами сборник докучных сказок. Но прежде чем мы послушаем и почитаем сами сказки, давайте разберемся, что же означает само слово «докучные». Сейчас в русском языке слова «докучать», «докука» встречаются редко.

Слово «докука» означает надоедливая просьба, «докучать – надоедать, мешать, настойчиво просить или требовать чего-либо. Докучные сказки рассказывали детям и взрослым для развлечения, их можно назвать «шуточными» сказками или «сказками-обманками». Иногда, если рассказчику надоедали просьбой рассказать сказку, он вместо обычной сказки рассказывал докучную, намекая, чтобы ему не докучали. Чаще всего докучная сказка начинается, как и обычная, со слов «Жили-были», там могут действовать такие же персонажи, как в сказках, но на этом сходство заканчивается. Вот пример докучной сказки.

«Жил был царь у царя был двор на дворе был кол на колу мочало не начать ли сначала?»

В отличие от привычных для вас сказок, докучная сказка имеет неожиданную концовку или не заканчивается вообще.

«Еду-еду, вижу мост,

глядь — ворона сохнет,

взял ворону я за хвост,

положил ее под мост,

пусть ворона мокнет.

Еду-еду, вижу мост,

глядь — ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…» и так без конца…

Представьте себе, сидит сказочник, вокруг слушатели собрались, сказку ждут.

Начинает сказочник: «Жили – были два гуся, тут и сказка вся!»

То-то шуму бывает, недовольства! Неожиданно закончилась сказка!

Ладно, говорит сказочник, другую сказку расскажу: «В некотором царстве,

В некотором государстве

Жила-была ворона,

И вздумала она лететь

В тридевятое царство,

В тридесятое государство.

Полетела,

Летела, летела, летела –

Да села,

Сидела, сидела, сидела –

Да полетела;

Летела, летела, летела –

Да села;

Сидела, сидела, сидела, сидела –

Да полетела…» и так без конца сказка продолжается, пока слушатели не разбегутся.

Иногда докучные сказки-шутки превращаются в весёлую игру.

«— Купи слона!

— Зачем мне слон?

— Все спрашивают «зачем мне слон», а ты возьми и купи слона.

— Отстань!

— Все говорят: «отстань», а ты купи слона…» И так до бесконечности, пока не надоест.

Итак, докучная сказка это малый жанр фольклора, состоящий из неограниченного числа одинаковых фрагментов или неожиданно заканчивающийся. Такую сказку можно рассказывать бесконечно пока не устанете вы или ваш слушатель. Докучную сказку можно сочинить самому, главное – знать её особенности.

2. Сегодня мы совершим экскурсию по центрам прикладного искусства России. Кроме устного народного творчества на Руси с давних пор развивалось декоративно-прикладное искусство, в котором находили отражение народные обычаи, верования, изображались персонажи фольклора. Не только в России, но и в других странах мира известны такие произведения прикладного народного искусства, как Богородская и дымковская игрушка, предметы быта, расписанные мастерами Гжели и Хохломы. Гжель – родина русской керамики.

Слово Гжель имеет несколько значений. Первое – название посёлка, расположенного в Раменском районе Московской области, в 60 км от Москвы. Впоследствии так стали называть целый район, где с давних пор люди занимались керамическим мастерством. Впервые Гжель упоминалась в 1328 году московским князем Иваном Калитой. Затем, об отличном качестве гжельской глины писал Михаил Васильевич Ломоносов. В 1724 году в Гжели открыли первый завод.

Второе значение слова Гжель – вид керамики, то есть изделий из глины, расписанной по белому фону сине-голубыми узорами. Однако так гжельская посуда выглядела не всегда. В начале 18 века в тех местах производили майолику – глиняные изделия, расписанные по белому фону разноцветными узорами. Сначала на изделие наносили жидкую эмаль. Затем мастер наносил рисунок темным цветом и раскрашивал его фиолетовым, желтым, зеленым, синим, коричневым. При обжиге краски сливались с эмалью, что придавало им большую прочность. Позже появилась гжельская посуда в бело-синем цвете, которая распространена в настоящее время. Кроме посуды в Гжели делают игрушки в виде птиц и зверей, статуэтки, изображающие сценки русского быта.В настоящее время на Гжельском фарфоровом заводе кроме традиционных изделий производят люстры, часы, самовары и другие необычные изделия. Гжельскими изделиями можно любоваться бесконечно, они создают радостное настроение, вносят в дом ощущение праздника.

Хохломская роспись.

Хохлома — старинный русский народный промысел, который возник в Нижегородской области в 17 веке. В то время в деревнях ремесленники производили деревянную расписную посуду, которую привозили на ярмарку в село Хохлома. Отсюда и пошло название промысла. В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находится фабрика «Хохломская роспись» и село Сёмино, Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник». Как изготавливается хохломская посуда? Сначала мастер бьет баклуши – грубые заготовки из древесины. Затем на токарном станке вытачивается посуда. Заготовка особым образом обрабатывается и просушивается, затем художник наносит на неё узор. Чаще всего роспись наносится на золотой, черный или красный фон. Для создания рисунка используют красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой цвета. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Часто встречаются птицы, рыбы и звери. Благодаря ярким краскам и затейливым узорам хохломские изделия напоминают сказочную жар-птицу. Они вносят в дом ощущение солнечного света.

Богородская игрушка.

Богородская игрушка — русский народный промысел, возникший в селе Богородское Сергиево-Посадского района Московской области. С давних пор эти места славились вырезанными из мягкого дерева (липы, ольхи, осины). игрушками и фигурками. Как же появлялась на свет игрушка? Сначала высушенные стволы деревьев распиливали на чурки. Чурки раскалывали на четыре части и из этих заготовок вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Мастерами резьбы по дереву чаще всего были мужчины. Богородская игрушка всегда радовала детей. Малыши забавлялись клюющими курочками,

дети постарше разыгрывали целые спектакли с скульптурными игрушками. Символом фабрики Богородской игрушки является игрушка «Мужик и медведь». Именно медведя чаще всего изображали мастера. До сих пор во многих российских семьях богородские игрушки передают из поколения в поколение.

Дымковская игрушка

Неподалёку от старинного города Вятки (ныне Киров) за речкой, находилась слобода Дымково. С давних пор там создавали необыкновенные глиняные игрушки -свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позже, кроме свистулек мастера начали изготавливать скульптурные игрушки. Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Дымковская игрушка – создание одного мастера – он и лепит, и обжигает, и раскрашивает. Создается дымковская игрушка из красной глины. Сложные игрушки состоят из нескольких частей, которые скрепляются между собой. Затем игрушку сушат, обжигают и покрывают белой краской. На белом фоне рисуют разноцветные узоры. Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используется в небольших количествах. Хвосты птиц, рога животных, некоторые детали одежды покрывали сусальным золотом. Каждый цвет имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.

Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Дымковская игрушка – символ радости, жизни, праздника. Она неизменно привлекает внимание и бережно хранится во многих семьях.

Разбор типового тренировочного задания.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Текст вопроса: Соедините название народного промысла с изделием.

Название народного промысла

Изделие народного промысла

Гжель

Хохлома

Богородская игрушка

Дымковская игрушка

Правильный ответ:

Название народного промысла

Изделие народного промысла

Хохлома

Дымковская игрушка

Гжель

Богородская игрушка

Разбор типового контрольного задания

Добавление подписей к изображениям

Текст вопроса

Подберите подписи к картинкам

1 вариант

Гжель

Хохлома

Дымка

2 вариант

Богородское

Хохлома

Дымка

Название файла с изображением к вопросу:

Изображения даны для примера

Ответ

1 вариант

Дымка

Гжель

Хохлома

2 вариант

Хохлома

Дымка

Богородское


Вопрос №
1

Устное народное творчество – это:

Произведения, которые сочинял русский народ;
Стихи А.С. Пушкина;
Песня «Антошка»


Вопрос №
2

К какому виду устного народного творчество относится следующее произведение
«Баю-баю, баиньки, спите мои маленькие.
Прилетели гуленьки, покачали люленьки»?

Колыбельные песни
Сказки
Потешки.


Вопрос №
3

Что такое потешки?

Стихи о животных
Песенки- приговорки;
Скороговорки.


Вопрос №
4

Для чего пели заклички?

Для игры с мячом;
Для того, чтобы зазвать явление природы;
Для сна


Вопрос №
5

Есть ли в докучной сказке конец?

да
нет


Вопрос №
6

Есть ли в докучной сказке конец?

да
нет


Вопрос №
7

К какому жанру устного народного творчества относятся эти строчки: «Солнышко, покажись, Красное, нарядись!…»

докучные сказки;
потешки;
песенки-заклички
скороговорки


Вопрос №
8

Определи зачины

«Жили – были…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по броде текло, а в рот не попало…»
«Стали они жить – поживать и добра наживать…»
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»


Вопрос №
9

Определи концовки

«Жили – были…»
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Стали они жить – поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по броде текло, а в рот не попало…»


Вопрос №
10

Кто был хозяином Жар – птицы?

царь Далмат
царь Берендей
царь Афрон


Вопрос №
11

О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?

Змей-горыныч
Сивка – Бурка
серый волк


Вопрос №
12

Какие яблоки росли в саду царя Берендея?

золотые яблоки
серебряные яблоки
румяные яблоки


Вопрос №
13

К чему прикоснулся Иван — царевич в конюшне царя Кусмана?

клетка
уздечка
конь златогривый


Вопрос №
14

В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

жеребёночек
козлёночек
телёночек


Вопрос №
15

Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?

платочек
одежонка
перстень


Вопрос №
16

Как звали невесту Иванушки — дурачка?

Елена Прекрасная,
Алёнушка
Машенька


Вопрос №
17

Собери пословицу. Найди конец пословицы
Труд человека кормит,

навек лгуном стал.
а лень портит.
будет ладиться работа.


Вопрос №
18

Выбери волшебные предметы

Скатерть — самобранка
лыжи
сапоги — скороходы
плащ
шапка — невидимка

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


0

В чем заключается неожиданность концовки докучной сказки?

Литературное чтение 3 класс. В чем заключается неожиданность концовки докучной сказки? Какие примеры неожиданных концовок докучных сказок можно привести?

1 ответ:



3



0

Докучная сказка — это небольшое произведение устного народного творчества, имеющее традиционное для народных сказок начало в виде присказки и/или зачина, и неожиданную концовку. Неожиданность концовки докучной сказки заключается в том, что она приводит слушателя к началу сказки. После концовки докучной сказки можно начинать рассказывать ее сначала. Иными словами конца у докучной сказки нет, а концовка — это фраза, после которой сказка начинается заново.

Приведу пример докучной сказки про сову с неожиданной концовкой:

Жила-была сова. БЫла она очень умной. Сидела как-то раз сова на дереве, налево посмотрела — никого, направо посмотрела — никого. Снова налево посмотрела — никого, снова направо посмотрела — никого…

Интересная сказка? (это и есть неожиданная концовка, которая намекает нам, что ничего нового происходить уже не будет, и является переходом к началу сказки.

Еще варианты неожиданных концовок докучных сказок:

Как вам моя сказочка?

Хочешь узнать что было дальше?

Много лет прошло, но…

Читайте также

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.

Возьмем для примера стихотворения Тютчева.

Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».

В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:

PWOz3chV2IRs2w87F4QcABoKtdhQMt.png

Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи

Mm0Z0awpt0EpwY409ydy4sjUs8z6CMVH.png

Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:

lD7gu1RYACFBGO1DIsCQoN7xAOf7emt.png

Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.

В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.

Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.

В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.

Докучные сказки для детей считаются очень эффективными для развития памяти, внимания и умственной деятельности. В этой статье мы расскажем подробно об их особенностях, а также приведем примеры докучных сказок.

Читай-город

Что такое докучные сказки для детей

Это сказка, предполагающая повторение одинаковых ситуаций несколько раз. Такие сказки относятся к «перлам» русского народа, воспринимаются на одном уровне с шутками и прибаутками. Это может быть как очень короткий рассказ (всего несколько строк), так и более объемный текст, в котором, как правило, отсутствует логичное развитие сюжета.

В таких сказках персонажи совершают одни и те же действия, которые бесконечно повторяются от начала до конца рассказа. Дети, как правило, очень любят докучные сказки, легко запоминают повторяющиеся действия, интересуются развитием сюжета.

Но почему же они называются докучными? Название произошло от слова «докучать», означающее «надоедать», «цепляться». Считается, что изначально такие сказки придумывались с единственной целью — отвадить от себя слушателей (детей), которые требовали рассказывать новые и новые сказки.

Когда повествователь начинал рассказывать докучную сказку с бесконечно повторяющимися одинаковыми действиями, интерес к прослушиванию быстро пропадал, и посиделки со сказками заканчивались. Позже докучные сказки стали считаться одним из самых интересных и необычных видов детского фольклора.

Что такое докучные сказки для детей

Конечно, докучные сказки очень отличаются от более привычных для нас народных. В них нет логического завершения, интересного и многоступенчатого развития сюжета, но есть многократное повторение и иногда совсем, казалось бы, нелогичный, а то и вовсе бессмысленный рассказ.

Из-за таких характеристик и особенностей некоторые считают докучные сказки совершенно бесполезными. Но это совсем не так. Как ни странно, такие сказки действительно очень нравится детям. Они успокаивают, помогают отвлечься, способствуют концентрации внимания. Часто родители используют именно сказку с повторяющимися элементами, чтобы успокоить плачущего малыша.

Докучные сказки введены в обязательную программу младшей школы. Их изучают дети в 3 классе. Учитель вместе с учениками разбирает примеры таких сказок и предлагает им придумать свою собственную докучную сказку. И обычно дети хорошо справляются с этим заданием. Используя незатейливый сюжет, они придумывают собственные коротенькие и часто очень интересные рассказы.

iQsha RU

Примеры докучных сказок для детей

Докучная сказка

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Расскажи
— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
— Не надо.
— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

Бабка у речки

Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала.
Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта сказка хороша,
Начинай сначала. И т. д.

Про Антошку и картошку

Чистили картошку,
Ударили Антошку.
Антошка побежал,
Председателю сказал.
Председатель прибежал:
В чем дело, в чем дело?
Чистили картошку,
Ударили Антошку….

Про петушка и колосок

— Утром петушок нашел колосок?
— Нашел!
— Колосок золотой?
— Золотой!
— Он его клевал?
— Клевал!
— Вкусно?
— Что?
— Утром петушок нашел колосок?
— Нашел!…

Все это примеры докучных сказок для детей. Их может быть намного и намного больше. И повторятся одна и та же сказка может бесконечное количество раз, до тех пор, пока повествователю и слушателю окончательно не надоест.

Кстати, иногда докучные сказки могут быть слишком короткими. Например:

Жили-были 2 гуся. Вот и сказка вся!

Такие рассказы обычно не нравятся детям и надоедают очень быстро. Они не несут в себе никакого смысла, и направлены только на то, чтобы ребенок поскорее отстал с просьбой рассказать новую сказку.

Докучные сказки могут высмеивать те или иные недостатки, но, как правило, они просто описывают какую-то ситуацию (петушок нашел колосок, чистили картошку и так далее). Такой вид сказок направлен на развитие смекалки и внимательности ребенка.

iQsha RU

Как придумать докучную сказку

Конечно, сочинить докучные сказки вы можете вместе с ребенком самостоятельно. Как это делать? Берете какую-то ситуацию из реальной жизни или сказки, дополняете действия вопросами, такими же ответами, цикличностью. Для примера:

— Жили-были мышата. Мышата серые?
— Серые.
— Мышата сыр приносили?
— Приносили!
— Тебя угощали?
— Угощали!
— Вкусно было?
— Что?
— Жили-были мышата. Мышата серые?
— Серые! …

Еще можно сочинить докучную сказку такого примера:

— Рассказать тебе сказку?
— Расскажи!
— Но сказка будет докучная.
— Зачем?
— Вот и я говорю «зачем». Рассказать тебе сказку?
— Какую?…

Вот еще один похожий пример:

— Давай расскажем сказку про белую ворону.
— Не хочу!
— Ты не хочешь, и я не хочу. Рассказать тебе сказку про белую ворону?
— Ну ладно, расскажи.
— Тебе расскажи, и мне расскажи. Давай расскажем сказку про белую ворону.
— Не хочу! …

Если на ум не приходит никакое действие или фраза, которую можно было бы использовать для сочинения сказки, вспомните персонажа или животное, которые вам по душе. Вам нравится лиса? Если да, почему бы не придумать докучную сказку с лисой в главной роли? Лиса живет в лесу и каждый день видит кусты, деревья, холмы, цветы. Вот уже появился сюжет. И вовсе необязательно, чтобы он был логичным. Чем неожиданней будет конец-начало сказки, тем интереснее и веселее будет ребенку.

Для продолжения и очередного повторения сказки можно использовать фразы: «Хороша ли сказочка моя? Рассказать сначала?», «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Ну а мы начнем сначала» и другие.

Также перед началом сказки можно сделать небольшое вступление. Например, «Усаживайтесь поудобнее, слушайте внимательно! Расскажу я вам сказку сейчас добрую-предобрую, долгую-предолгую и самую на свете интересную». После таких слов дети начинают очень внимательно слушать, вникая в каждое произнесенное слово.

Таким образом, сочинять и рассказывать можно абсолютно любую сказку. Главное, чтобы в ней были цикличность, повторяющиеся действия, которые можно просто рассказывать, как повествование, или связать между собой вопросами-ответами.

Издательство «МИФ»

Заключение

На этом мы будем завершаться. Надеемся, что эта информация была для вас полезной. Теперь, зная что такое докучные сказки для детей, вы сможете самостоятельно их придумать. Уверены, что, проявив немного фантазии, вы сможете сочинить очень хорошие докучные сказки, которые ребенок с интересом будет слушать от начала до конца. А потом можно попросить ребенка сочинить похожую сказку.

Придумайте вместе небольшой сюжет и несколько незаурядных раз, из которых получится докучная сказка. Такое упражнение способствует развитию внимательности, памяти, фантазии и логического мышления. Также умение сочинять докучные сказки поможет вам подготовиться к школе, ведь, как упоминалось выше, подобные задания входят в обязательную программу 3 класса.

Если Вам была полезна наша статья не забудьте оценить и оставить комментарий. По желанию подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и в других социальных сетях!!!)))

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ЦО«Каразей»

665327Иркутская область, Куйтунский район, с.Каразей, ул.Мира56

Исследовательская работа

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки )

                                                           Авторы:

Ермоленко Стефания,ученица 6 кл.

                                                          Научный руководитель:

                                                          учитель русского языка и    литературы

 Шарова Татьяна Геннадьевна

                                                           2012 г

  Оглавление

Введение…………………………………………………..…………………………..…………

Глава 1

Что такое сказка?.………………………………….…………………………………..……………………4

Глава 2

Главные герои сказок о животных и особенности их характера……………………………………….8

Глава 3

Анкетирование «Русские народные сказки о животных в нашей жизни» с открытым

видом вопросов среди учащихся 4, 11 класса и Интернет- анкетирование…………………..….12

Глава 4

Проба пера: сочиняю сказку о животных……………………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………………………17

Список использованной литературы……………………………………….…………………..18

Приложения……………………………………………………………………………………………19

                                                          Рецензия на работу                                                        

Несказочные

размышления о ДОКУЧНОЙ сказке

(анализ основных черт докучной скзки )

Представленная на конкурс работа соответствует основным условиям конкурса, написана хорошим языком и затрагивает одну из малоисследованных областей в русской фольклористике.

В работе четко прослеживается деятельность учащихся, связанная с решением  творческой, исследовательской задачи  ; наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение,  комментарий, собственные выводы.

В этой работе представлены не только умения работать с научной литературой, но и навык исследовательской деятельности учащихся.

Работа над этой темой способствует  воспитанию уважительного отношения к  культурным традициям общества, родному языку, ценностям страны, в которой живешь

                                     Введение

        Какой же из жанров старого фольклора лучше всего известен людям  21 века? Пожалуй, сказка.

       Сказка проходит через всё наше детство, через всю нашу жизнь. Мы даже и не представляем, как много знаем сказок. Наверно, это не случайно.

       Но какие сказки мы знаем? В основном уже записанные собирателями, обработанные писателями. А живые-то, настоящие народные сказки, есть они?

      Есть великое множество самых различных сказок для детей – весёлые байки, прибаутки, сказки о животных, докучные сказки.

В них много песен, игр. Они всегда интересно звучат, в них, как во всех произведениях детского фольклора, часто встречаются шутки, и вообще игра звуками.

     Докучные сказки можно рассказывать сколько угодно, они бесконечны. Одну докучную сказку, наверняка, знают все. Её знают и дети, и их родители, и дедушка, и бабушка, знали прадедушка и прабабушка. Немало поколений детворы повторяло эти незамысловатые строчки:  «У попа была собака…» За что же им такая честь? Что в них такого привлекательного?

Что же такое докучная сказка?  В чём её притягательная сила? Эти вопросы заинтересовали нас, и мы решили исследовать  докучные сказки.

Мы поставили следующую цель: 

Углубить свои знания об одном из жанров детского фольклора- докучной сказке;    составить их классификацию.

В процессе исследования мы решали следующие задачи:

1) узнать историю докучных сказок;

     2) выявить основные черты докучных сказок, их направленность, композиционное построение;

3) сочинить собственные (авторские)докучные сказки

4) составить презентацию «Несказочные размышления о докучной  сказке» для использования на внеклассных занятиях по литературе

 Основу гипотезы исследования составило предположение о том, что докучная сказка – это не  просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией, ,предполагающая словотворчество.

        Объектом  нашего  исследования является один из жанров детского фольклора – докучная сказка;

предметом исследования – своеобразие и  отличительные черты докучных сказок, их классификация и направленность.

В ходе выполнения исследования нами  использованы такие методы:

— теоретические: анализ литературных источников, моделирование общей гипотезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы;

-эмпирические: опросно- диагностические методы (анкетирование),наблюдения, сочинение собственных (авторских)сказок  на основе анализа народных;

Глава 1

 Что такое докучная  сказка?

Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно изучить его объект. Поэтому мы решили выяснить, что такое докучная сказка как жанр устного народного творчества.

Если к слову «докука» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: докука – скука – докучный – докучать . То есть докука – это то, что надоедает ,делается скучным. За толкованием слова «докука» мы обратились к различным словарям и справочникам:

       1) В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дано такое значение:

ДОКУЧАТЬ, докучить кому чем, надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать, лезть с просьбою настоятельно; приставать, кучиться кому. Что докучает, то и научает. И ленивому свое брюхо не докучит. Докучиться чего, допроситься, выпросить, вымолить, выходить у кого; докука и самая просьба, ходатайство, хлопоты просителя. У меня к тебе докука есть. Чужая докука злая мука. Убогого докука, богатого скука одолевают. Молись до пупа, Бог любит докуку, кланяйся больше, ниже. Много докуки, да ничего в руки, не далось. Быть или ходить в докуке, хлопотать, кланяться, просить. Докучный, докучающий просьбами, наводящий скуку. Есть потешно, а работать докучно. Это докучная сказка, бесконечная. Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Докучливый проситель. Докучность ж. свойство докучного; докучливость, свойство докучливого.

    2) В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова следующее объяснение:  «докука,-и, ж.(устар.)Надоедливая просьба, а также надоедливое ,скучное дело.

      3) В книге для чтения  «Мир народных сказок» в кратком словаре литературоведческих терминов дано следующее значение: «Небольшие по объему сказки с бесконечным концом»

4)  Справочное издание «Эрудит» так трактует это понятие: « сказки – бесконечки, напоминающие дразнилки.»

       В результате изучения данных определений, мы пришли к выводу, что самое точное определение дал  «Толковый словарь живого великорусского языка»В.И.Даля «Докучная сказка от «докучать» надоедать, просить неотступно, кланяться, упрашивать… приставать, кучиться кому… дойти кучась [- прося] до каких последствий.  «Докучный»   докучающий просьбами, наводящий скуку: Полно тебе докучную сказку сказывать, надоедать все одним. Это докучная сказка, бесконечная.

2 История докучной сказки

Каждый ребёнок рано или поздно задаёт вопрос «А кто же создал сказки? Когда и как они появились?

Есть такое объяснение происхождение сказок – фантастическое. Сказки сочиняют цыганки, вроде русалок. Они в море сидят… и сказки сказывают…  А люди сидят на берегу и слухают и записывают… и пускают написанное по свету. Вот один читает, а другой слухает, а этот передает другому, а другой – третьему, а третий – четвертому…  Так сказки и идут своей дорогой по всему свету.

Да, сказки создал народ, именно поэтому они и называются – русские народные. Они возникли в глубокой древности, когда люди ещё не знали письменности, и передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Безвестные сказители и сказительницы сочиняли и устно передавали слушателям свои поэтические творения. Так, сказки стали произведениями устного народного творчества.

Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы Владимиром Ивановичем Далем в 1862 г. в сборнике «Пословицы русского народа» (разделы «Докука» и «Приговорки-прибаутки»). В скобках после текстов указывался их жанр — «докучливая сказка»: Жил-был журавль да овца, накосили они стожок сенца — не сказать ли опять с конца?; Был себе Яшка, на нем серая рубашка, на голове шапка, под ногами тряпка: хороша ли моя сказка? 

Исследованием докучной сказки занимались известные ученые, фольклористы и этнографы — А.Ф.Можаровский, А.Н.Афанасьев, Н.П.Колпакова, А.И.Никифоров. Особое внимание в работах этих и других авторов уделяется созданию различных типологий докучной сказки, где за основу берется формальный (выделение сказок-коротушек, усеченных сказок (сказки-шутки, сказки-издевки) .

Главное в докучной сказке, как отмечают ее исследователи, это то, что она «ненастоящая»: — Ты настоящую расскажи! — просит слушатель. «Ненастоящая» сказка «одевается» в поэтические формулы волшебной сказки, используя, например, традиционный зачин: Жил-был царь, У царя был двор; Жил-был старик со старухой У самого синего моря, Жил-был царь Ватута…А потом следует саморазоблачение «ненастоящей» сказки: И вся сказка тута. 

Докучная сказка — веселая отговорка, испытанный прием, помогающий уставшему рассказчику отбиться от надоедливых «охотников до сказок». Традиционным стало замечание о безобидной шутливости докучной сказки

И все- таки,  докучная сказка –это лишь веселая отговорка или самостоятельное произведение народного творчества с определенной структурой ,композицией?

3 глава

Композиция , сюжет и структура докучной сказки.

Что же такое текст докучной сказки, как он организован, как проявляется обманная природа докучной сказки в ее композиции, в системе сюжетов, образов и персонажей?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы проанализировали ряд докучных сказок и сделали выводы ,

Суть докучной сказки заключается в некоем обмане. Анализируя тексты , мы выяснили ,что в них отсутствует полноценный сюжет: сразу после зачина следует  быстрый конец, в подмене начала концом и конца — началом, в создании иллюзии бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Эти сказки неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Неоправданно короткие.

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили были два гуся, Вот и сказка вся;

Жил-был старик. У старика был колодец, А в колодце то ялец: Тут и сказке конец.

Жил –был жеребец, Вот и сказке конец.

Жил-был царь Ватута , и вся сказка тута.

Персонажами таких сказок могут быть различные звери ,птицы ,сказочные персонажи.

Основным звеном построения текстов является рифма.

 на -ся (гуся-порося-лося-карася-вся), рифма на -ец (елец-жеребец-огурец-конец), рифма на -тута (Ватута-кнута-тута). рак-дурак, сказать-слизать, слушал — скушал и т.п.

У этих сказок неожиданно скорый конец.

2. Неоправданно незаконченные.

Бесконечность такой докучной сказки создается открытостью ее конца.

 — неоправданно незаконченные, когда время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве и только после этого можно будет продолжить повествование. Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу.

— Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить — перемочили, Стали сушить — кости пересохли, Опять намочили…
— Ну что же дальше было?
— А когда намокнут, тогда доскажу.

Жил-был один мудрец, вздумал он из человеческих костей построить через Киян-море мост. Собирал он кости не год, не два, целых сорок лет и пустил их, чтобы были мягки, мокнуть в воду… ( — Ну что же дальше было?) Подожди, еще кости не размокли.

3.Неоправданно повторяющиеся  и бесконечные.

По своей структуре эти сказки напоминают маятник., принцип которого — бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста

Раз иду я через мост — Под мостом ворона мокнет. Взял ворону я за хвост, положил ее на мост — Пусть ворона сохнет. Вновь иду я через мост, На мосту ворона сохнет. Взял ворону я за хвост, положил ее под мост — Пусть ворона мокнет. Вновь иду я через мост — Под мостом ворона мокнет …

Данные тексты не имеют  начала и конца: весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало — концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?» Образуется без начала, без конца круг, кольцо, из которого рассказчик не собирается выходить:

Жил был баран да овца, Накосили они стожок сенца, Поставили средь польца, Не сказать ли опять с конца?;

 Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу была мочала, не сказать ли сказочку сначала?

 Пришел медведь к броду, Да бултых в воду! Уж он мок, мок, мок, Уж он кис, кис, кис. Вымок, Выкис, Вылез, Высох, Встал на колоду — Бултых в воду…;

Жил был поп, На колоду скок, С нее в воду хлоп: Кис-мок, кис-мок, Выкис, вымок, вылез, высох, На колоду снова скок, С нее в воду снова хлоп

…Однажды мой товарищ пошел к колоде, Влез на колоду… Сел воевода на колоду Да бултых в воду…Летел ворон, Сел на колоду…Летел журав, сел на колоду…

Персонажами этих сказок являются уже знакомые нам  Додон царь Картаус ,  ворон, ворона, журавль, цапля, кулик, лягушка, медведь (в «маятниковых» сказках они то мокнут, то сохнут, то вязнут своим клювом/хвостом/лапками в болоте/в грязи, то освобождаются),

4.Особую группу докучных сказок составляют, на наш взгляд, сказки с приращением

конец этих сказок отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетенная» рассказчиком в ключевую формулу сказки

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
— Скажи.
— Ты скажи, да я скажи,
Да чего у нас будет,
Да доколь у нас будет,
Сказать тебе сказку про белого бычка?..

В этих сказках ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:

 Был себе человек Яшка, На нем красная рубашка , На затылке пряжка, На шее тряпка, На голове шапка. Хороша ли моя сказка? — Хороша (Нехороша). — Ты говоришь: хороша (нехороша), Я говорю: хороша (нехороша), А вот послушай: Был себе человек Яшка…

Такая сказка длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем .Ты: не хочу, да я: не хочу…; Ты говоришь: молчи, я говорю: молчи… А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений.

 — В бане был? — Был. -Тело мыл? — Мыл. — А где мочала? Начинай сначала;

Жил был журавль с журавлихою, Поставили они копну сенца. Аль начать опять с конца? — Начни. — Я начни, да ты начни. Жил был журавль с журавлихою…

Докучная сказка с игровыми моментами:

 «Купи слона»: — Купи слона. (- Отстань.) — Все говорят: отстань. А ты купи слона. (- Сам купи.) — Все говорят: сам купи. А ты купи слона. (Отворачивается.) — Все отворачиваются. А ты купи слона. (Молчит.) — Все молчат. А ты купи слона…;

 …Хороша ли моя сказочка? (Хороша.) Ты говоришь: хороша, и я говорю: хороша. Шел мужик по мосту, Нес лапти за поясом, Хороша ли моя сказочка? (Молчание). Ты молчишь. Я молчу. Шел мужик по мосту…

Механизм сказки-игры прост: что бы ни отвечал (что бы ни делал) слушатель в ответ на вопрос-«приставанье» рассказчика, все будет «вплетено» в  текст и послужит его бесконечным «приращением».

Вывод.

Итак, мы рассмотрели разные типы докучной сказки, в которых тем или иным способом рассказчик подменяет настоящую сказку ненастоящей.

Мир в докучных сказках лжив, лукавен: начало превращается в конец, а конец — в начало, она не имеет срединного звена (собственно содержания), не имеет конца . она противостоит  сказочному, волшебному пространству .В докучной сказке создается не волшебное пространство, а его иллюзия; вымысел . Здесь повествуется о событиях   вневременных, бесконечно повторяющихся

В докучной сказке много разных персонажей, но все они составляют одно целое. Нет разных, в отличие от обычной сказки (волшебной, бытовой или о животных), где у каждого персонажа есть свое лицо, своя роль, характерные действия и поступки. В докучной сказке нет «хороших» и «плохих», героев и врагов, так же как нет хорошего или плохого конца. Может быть, поэтому «страшилки» докучной сказки типа моста из человечьих костей или попа и его убитой собаки не пугают слушателя, оставаясь просто фоном, на котором  рассказчик демонстрирует тот или иной технический прием построения текста.

В докучной сказке иллюзорен сюжет, потому что цель ее — не рассказать слушателям нечто интересное, неизвестное, а продемонстрировать механизм, который обеспечивает непрерывность повествования чисто технически.

Докучная сказка — игра, своего рода построение бесконечного словесного двигателя, приводящее в восторг ее неискушенных слушателей.

Наши исследования и наблюдения  подтвердили  гипотезу: докучная сказка – это не  просто бессмысленная отговорка от надоедливых слушателей ,это вполне самостоятельное произведение устного народного творчества со своими законами построения, композицией,

Докучная сказка большой воспитательной ценности не имеет, но способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

4 глава

Изучая эту тему , мы заинтересовались , знают ли учащиеся нашей школы ,что такое докучная сказка? Для этого мы провели анкетирование

Анкетирование «Докучные сказки в нашей жизни» с открытым видом вопросов среди учащихся 5- 11 классов

Анкета «Докучные сказки  в нашей жизни»:

1.Укажите Ваш возраст.

2.Какие сказки  называют  докучными?

3.Какие докучные сказки Вы знаете?

4. В каком возрасте Вы впервые услышали докучные сказки? От кого Вы их услышали?

5.Для чего ,по вашему мнению, предназначены докучные сказки?

В анкетировании приняли участие 30 человек.

Результаты анкетирования:      

1

Не знают, что такое докучная сказка

17%

2

Докучная сказка- это сказка без начала и конца, без смысла, надоедливая.

83%

3

Впервые услышали докучные сказки в раннем детстве

100%

4

Докучные сказки услышали от

родителей

от учителей

от сверстников

50%

20%

30%

5

Докучные сказки предназначены для

развития речи

интереса

дразнить детей

чтобы дети не плакали

17%

23%

33%

27%

Из данного исследования видно, что учащиеся нашей школы и взрослое население знакомы с понятием «докучная сказка». Прослеживается культурная и  историческая связь поколений :эти виды малых жанров фольклора передаются и закрепляются «из уст в уста»

Живут ли в нашем селе докучные сказки?

  Встречаясь с жителями села, нам удалось собрать докучные сказки, бытующие в нашей местности. 

Особый интерес вызвала докучная сказка, которую нам рассказала Иванова Валентина Филипповна, жительница нашего села, пенсионер.                                

— Ластится, ластится.

—  Где была?

— У бога.

— Что делала?

— Кросна ткала, (обл. полотно)

— Что за ткало?

— Кусок сала.

— Где сало?

— Кошка покрала.

— Где кошка?

— Убежала под печь.

— А где печь?

— Огонь запалил.

— Где огонь?

— Вода залила.

— Где вода?

— Овцы попили.

— Где овцы?

— Долбни поточили, (обл.черви)

— Где черви?

— Куры поклевали.

— Где куры?

— Коршуны поклевали.

— Где коршуны?

— Улетели за синее море.

— Где море?

— Красками заросло, (обл.цветами)

— Где краски?

— Девки порвали.

— Где девки?

— Хлопцы похватали.                                             

— Где хлопцы?

— Пошли на войну.

— Где война?

— Посреди двора.

Жила – была бабка у самой речки.

Захотелось бабке искупаться в речке.

Взяла бабка мыло ,мыло и мочало.

Эту сказку без конца  начинай сначала.

Рассказчик Семенова Наталья Владимировна.

Удалось выяснить, что собранные сказки соответствуют правилам построения и структуре докучных сказок. Они не несут воспитывающей нагрузки, но используются как хитрый прием для надоедливого слушателя и для  успокаивания и усыпления детей вместо колыбельной.

5 глава

Проба пера: сочиняем докучные сказки

Изучив структуру , законы построения докучных сказок, мне захотелось проявить свои способности  в творчестве.

Купила баба лося,

А на сдачу гуся,

А в придачу порося.

Вот и сказка вся.

…Однажды мой товарищ пошел к колоде, Влез на колоду… Да бултых в воду… Вымок, высох и пошел к колоде……..

— На море купаться ходил?

— Ходил.

 -Тело обмыл?

— Обмыл.

— С собой брал мочало?

— Начнем сказку сначала.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 19. 

УКМ «Школа России»

1. Докучная сказка начинается как обычная сказка (Жили-были), но неожиданно заканчивается.

Эта сказка может иметь повторы сюжета, что делает её бесконечной. Она может быть в стихах или в прозе.

2. Обсуди с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что слово докука означает надоедливую просьбу.

В старину у маленьких детей не было многообразия развлечений. Большую часть времени они были предоставлены сами себе. Ведь взрослые постоянно работали.

Но когда дети начинали приставать ко взрослым с просьбой рассказать сказку или поиграть, взрослые отвечали докучными сказками.

Так они одновременно исполняли просьбу детей и не отвлекались от работы.

Докучные сказки рассказывали взрослые детям, чтобы те не мешали.

3. Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в докучной сказке должна быть неожиданная концовка.

Примеры докучных сказок в подражание приведённых в учебнике 3 класса 

На лугу корова мычала.

Это сказки начало.

В траве спала детина.

Это сказки середина.

Мимо шли три лося.

Вот и сказка вся.

Жил-был человек, поставил он себе дом, плюнул с крыльца, не начать ли сказку с конца?

Жил-был мужичок. Поехал он на море купаться. 

Ну вот, начал, а не заканчиваешь.

Так когда доедет, тогда и будет конец.

У нашей Марины ведро с тиной.

У нашей Светы с травой котлеты.

У нашего Егора дом без забора.

У нашего Андрея собака всех дурнее.

На мышь глядит с опаской,

Хороша ли сказка?

Примеры докучной сказки про школу для 3 класса

Жил-был двоечник. Стал задачу решать. Думал, думал. Думал, думал. И до сих пор думает. А когда надумает, так и сказка закончится.

Жила-была школа, а в ней учителя. Скучно было учителям и позвали они детей. Стали детей учить. Учат, учат, а дети не учатся. А как научатся, так и сказка кончится.

Сидел за партой мальчик. Видит, на полу бумажка. Поднял её и положил на парту. Потом подумал, что зря поднял бумажку. И сбросил её обратно на пол. Сидит за партой мальчик и смотрит на бумажку. Подумал, что зря её сбросил и снова поднял. Положил на парту и смотрит на неё. Смотрел, смотрел и сбросил на пол. Сидит за партой…

  • Есть ли будущее у митрофана сочинение
  • Есть ли будущее у книги сочинение рассуждение
  • Есть ли богатыри в наше время сочинение
  • Есть какие нибудь новости как пишется
  • Есть животные которые не могут слышать и их душа сочинение проблемы