Есть ли в образе жизни обломова философия сочинение

Философия Обломова. Обломов — мирный зритель боя.

Проблема духовного идеала волновала людей, живших в разные эпохи и по сей день остается актуальной. В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров попробовал воспроизвести перед читателем разные типы духовных идеалов, существовавших в обществе людей 19 века. Каждый из героев придерживается своей философии и находится в поисках своего духовного идеала. Основной вопрос, который предстает перед читателем в ходе чтения романа – а в чем, собственно, смысл жизни? Как эту жизнь нужно прожить? Следует ли бороться с жизнью, одолевать ее препятствия и идти с ней в ногу, подобно Андрею Штольцу и его окружению или нужно жить в соответствии с философией Ильи Ильича Обломова – обломовщиной, то есть жить пассивно? Ведь Обломов не живет, а скорее «проживает» свою жизнь.

Он не принимает в ней никакого участия, он – лишь зритель. «Мирный зритель боя», — так описал его И.С. Тургенев.

Но что же сформировала Обломова как личность? Что сделало его «МИРНЫМ ЗРИТЕЛЕМ БОЯ»? Гончаров не даром вводит в произведение главу «Сон Обломова», где он повествует о детстве главного героя. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще в детстве, причиной тому – особый семейный уклад. Маленький Илья совсем не похож на взрослого Илью Он видится читателю очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

По сути, он был самым обычным ребенком с самыми обычными детскими потребностями. Он хотел исследовать окружающий мир, хотел познавать что-то новое изо дня в день, хотел бегать, прыгать!… Он стремился к познаниям, желал добыть их. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Таким образом, герой постепенно свыкался с многочисленными запретами и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения. Он постепенно утопал в вязком болоте «обломовщины».

Философию Обломова можно назвать «философией покоя». кккн перенял ее от жителей Обломовки и пронес сквозь всю свою жизнь. Илья Ильич прославляет пищу и сон. Обломов не способен отвечать на удары судьбы, от любой трудности он бежит прочь и старается переложить свои заботы на чужие плечи. Пример тому – согласие на передачу Обломовки в руки мошенника, которого Обломов принимает за умелого управленца. За свою безответственность Обломов заплатит очень высокую цену. Бесконечное лежание на диване– вот то, что характеризует философию главного героя. Ужасно то, что это естественное состояние главного персонажа романа. Смысл жизни Обломова заключен в мягкой обивке дивана и удобном персидском халате. Его идеал жизни – это непрерывный покой.

Он в принципе не видит смысла в том, чтобы встать с дивана. Он не нуждается в развитии. Еще в детстве Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни. Он не нуждался в книгах и любом образовании подобно тому, как в них не нуждались его предки. Жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию.

Юношеские мечты Обломова о путешествиях и изменении мира плавно перетекают в осознанные мечты о тихом семейном счастье и вечном покое.о Это еще раз доказывает все омертвление всяческой жизненной нужды к действию в его характере, что еще один раз демонстрирует всю сущность его философии. Роман построен на основе антитезы – главный герой, Обломов, противопоставляется своему другу детства, Андрею Штольцу. Они будто дополняют друг друга. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Но целью Штольца было активизировать его, ввести его в свой жизненный ритм, направить его на нужный курс. Штольц всеми силами старался вытянуть его из болота обломовщины.

С этой же целью Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Чувство влюбленности оживляет Обломова, и казалось бы, отношения Ольги и Ильи могли развиваться в счастливом ключе, но девушка подобно Штольцу мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью, в то время как Обломов, понимая это, не хочет изменять самому себе и своей философии. Трагизм этих отношений заключается в том, что для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала, а Илья Ильич не готов был идти на радикальные изменения. Он привык к своему устоявшемуся жизненному укладу, и изменить его – значило бы изменить своей истинной личности.

Но Ольга – не единственная женщина в жизни Обломова. Брак с Агафьей Пшеницыной имел абсолютно иной характер, нежели бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. Разница между Ольгой и Агафьей состоит в том, что Агафья приняла Обломовым таким, какой он есть и не пыталась изменить его. Она полюбила его целиком и полностью.

Жизнь с Агафьей Пшеницыной стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, «потерянным раем». Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя.

Таким образом, смотря на жизнь Обломова можно сделать вывод о том, что Тургенев был прав, назвав его «малым зрителем боя». Его существование представляет собой бесконечное переплетение бессмысленности, отрешенности и апатии. Жизнь прошла мимо Обломова. Обломовщина – это страшное зло, и возможно, Гончаров хотел дать намек читателю на то, что человечеству нужно искать новые средства для усовершенствования человека. Ведь маленького сына Обломова отдают на воспитание именно Штольцу… Что это как не луч надежды?

Полезный материал по теме:

  1. Илья Обломов и Ольга Ильинская: сравнительная характеристика. Тема любви Испытание любовью. Любила ли Ольга Обломова? Почему Обломов выбрал Пшеницыну
  2. Развитие отношений Обломова и Ольги. «Обломов»
  3. Отношения Обломова и Захара в романе «Обломов»
  4. Анализ эпизода «Приезд Штольца в дом Обломова» из романа И.А. Гончарова «Обломов»
  5. Почему Ольге Ильинской не удалось пробудить к активной жизни Обломова? (по роману «Обломов»)

««Философия покоя» Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, — вспоминал князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину». Главное действующее лицо романа — Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения. Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому — особый семейный и деревенский уклад. Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства». Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор. Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове». О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц. Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел. Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь — карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться. По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам. И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества и т. д.) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

«Философия покоя» Обломова

Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию,- вспоминал князь П. Кропоткин.- Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину». Главное действующее лицо романа — Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения.

Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности

о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа».

Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому — особый семейный и деревенский уклад. Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых

был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин.

После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию.

Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства». Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире.

Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор. Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове».

О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц. Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты.

Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел.

Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь — карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек?

Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться. По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам. И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам человек должен занимать активную жизненную позицию.

Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

Роман

И. А. Гончарова

«Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию, — вспоминал князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину».

Главное действующее лицо романа — Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения.

Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень.

Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому — особый семейный и деревенский уклад.

Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда.

Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства».

Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор.

Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове». О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц.

Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел.

Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь — карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться.

По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам.

И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества

и т. д.

) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

В течение столетий люди рассуждали на тему того, как правильно жить, к чему стремиться. Эта проблема поднимается и в романе «Обломов» И. А. Гончарова. В нем описываются два практически противоположных характера, два человека с разными стилями жизни, привычками и стремлениями. В противостоянии этих характеров и раскрывается историко-философский смысл романа «Обломов».

Оглавление:

  • Формирование характера Обломова
  • Сердечные дела
  • Особенности философии
  • Глобальные вопросы в мыслях героя

Роман «Обломов» И. А. Гончарова

Штольца связывает с главным героем произведения давняя дружба. Но если Штольц живет в постоянном движении, много работает и общается, ставит цели и достигает их, то Обломов отказался от какого-либо развития в своей жизни. Он мечтает, размышляет, чувствует, но совершенно ничего не делает.

Илья Ильич часто не способен заставить себя совершить самые простые действия или даже отдать нужные распоряжения своему слуге Захару. И только воображение Обломова постоянно чем-то занято. Деятельный Штольц никак не может смириться с образом жизни друга и старается как-то растормошить Обломова, заставить его встать с родного дивана. К сожалению, все его попытки обречены на неудачу.

Формирование характера Обломова

Почему же Обломов стал таким, его ли это вина? Ведь в детстве герой был вполне нормальным ребенком — веселым, активным и любопытным, таким он вспоминает себя в главе «Сон Обломова». Но именно воспитание наложило сильнейший отпечаток на его личность, превратило в пассивного созерцателя, пределом мечтаний которого стала вкусная еда.

В родовом имении Обломовых

  • Жизненный уклад в деревне. В родовом имении Обломовых время как будто остановилось, люди и разговоры одни и те же, и хозяева, и крестьяне живут однообразно, скучно, но не желают перемен. Обломовцы словно застряли во времени и не интересуются ничем, кроме банальных хозяйственных хлопот и толкования снов. В тексте главы про сон, впрочем, и обычная российская природа, окружающая деревеньку, преподносится так, как будто ее спокойствие и предсказуемость принимают участие в формировании обломовского характера.
  • Безделье и излишняя опека. Главной причиной была постоянная праздность, в которой жили родители Илюши и к которой приучали и его, а заботливая нянька целыми днями старалась пресекать его попытки узнать новое, сделать хоть что-то нестандартное. Чего стоит, к примеру, ироничная презентация Обломова-старшего: «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем». И хотя простые люди вокруг мальчика занимались хоть и нехитрыми, но полезными делами, он сам, маленький барин, был приучен также только смотреть на это, но не участвовать.
  • Равнодушие к образованию, которое заменяют сказки. Чтение и какая-либо учеба не были в почете в семье Обломовых, зато ему постоянно рассказывали сказки, в которых все легко осуществлялось без труда, благодаря чудесам.

В итоге естественные стремления к знаниям и активной деятельности постепенно оказались подавлены и забыты. И пусть Илюша и был позже направлен на обучение просто потому, что так было принято, но никакой особенной жажды познания он там не проявлял.

Сон, вкусная еда, неторопливые размышления о людях и событиях, покой и мечты — вот и вся «философия», которая есть в образе жизни Обломова. Его мечты меняются с возрастом, но он по-прежнему не может предпринять никаких действий, чтобы они сбылись. Он стыдится «барина» внутри себя и сам осуждает это, но ничего не может исправить. Обломов все больше разочаровывается в жизни и чувствует все больше безразличия к тому, что раньше его волновало.

Сердечные дела

Читатель может наблюдать развитие отношений главного героя с двумя женщинами — сначала с Ольгой, и в этом случае имел большое влияние Штольц, а потом с хозяйкой своего съемного дома Агафьей.

Обломов и Ольга

  • Первая, как и Штольц, стремилась перестроить привычки Обломова и его отношение к жизни, разбудить его. Она видела в этом свою высокую миссию, которая затем оказалась неосуществимой. Промелькнувшая между ними влюбленность длилась недолго, а дальше по инерции какое-то время тянулись отношения, тяготившие обоих. «Обломовщина» все больше перевешивала романтичность в душе Ильи Ильича, и это не могло устроить Ольгу.
  • Агафье же вполне подходили лень и апатия своего возлюбленного, с домашними делами она справлялась сама, а к умственной деятельности или обзаведению знакомствами и не стремилась. Одно его присутствие уже избавило ее от одиночества, и забота о нем, как о большом ребенке, принесла смысл в ее жизнь. При этом она, в отличие от Ольги, искренне полюбила Обломова и действительно смогла создать для него ту обстановку, в которой ему было хорошо и комфортно — о нем заботились, и ему не нужно было самому заниматься проблемами.

Особенности философии

В период проживания с Агафьей окончательно сформировалась философия покоя Обломова, которая заключалась в том, что одним людям предназначено судьбой переживать тревоги и потрясения, а другим — выразить именно спокойную сторону жизни. По философии Обломова, сам он как раз из тех, кто создан для подобного мирного существования, поэтому живет по-своему верно.

Философия покоя Обломова

При этом временами Илья Ильич все же осознавал бесцельность прожитых лет, плакал и винил себя. И легче всего вынести вердикт, что прожил он жизнь бессмысленно и не реализовал заложенные в нем таланты, и именно такими показывающими основу философии Обломова цитатами пестрят сочинения и рефераты, однако все не так просто. Вопрос о смысле жизни до сих пор остается открытым. И нельзя ответить кратко и однозначно, большее ли значение приобретает жизнь тех, кто всю ее проводит в кипучей деятельности.

Обломов не только ленив и мечтателен, он еще и очень порядочен и добросердечен. Именно его чистое и доброе сердце расположило к нему Штольца, который еще в юности распознал в нем человека не пустого, а имеющего высокие идеалы и способного понимать и переживать очень сложные вещи. Будучи такой тонкой, ранимой, глубокой личностью, Илья Ильич пугается суеты, царящей в обществе.

В десять мест в один день — несчастный! — думал Обломов. — И это жизнь! — Он сильно пожал плечами. — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?

Ему чужды интриги и сплетни, он хочет держаться от всего подальше. Казалось бы, можно не участвовать в том, что считаешь недостойным, и гнуть в жизни свою линию. Но для этого нужен сильный характер, а характера герою романа как раз катастрофически не хватало.

Глобальные вопросы в мыслях героя

Сочетание душевной глубины с ужасающим безволием и апатией сделало Обломова «лишним» человеком, неспособным занять в обществе хоть какую-то нишу. При этом рассуждения его о бессмысленности многих видов деятельности не так уж неразумны, мысли такого рода нередко могут приходить в голову и более энергичным людям.

» Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?»

Вечный спор Обломова и Штольца

В вечном споре со Штольцем Обломова нельзя назвать однозначно неправым. Деятельность сама по себе может так же не нести смысла, как и бездействие, и вся бесконечная людская активность на уровне целой цивилизации может оказаться совершенно бесполезной и ненужной. Эти мысли главного героя составляют важную часть философско-исторического смысла романа «Обломов».

Как бы ни превозносился прогресс, какой ни был достигнут уровень развития цивилизации, он не избавляет человечество от проблем, на смену старым приходят новые, и даже те работы и исследования, что кажутся однозначно исторически полезными, могут явиться просто бестолковым бегом белки в колесе, если посмотреть на них с другой стороны.

Роман И. А. Гончарова “Обломов” – одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию,- вспоминал князь П. Кропоткин.- Вся образованная Россия читала “Обломова” и обсуждала “обломовщину”.
Главное действующее лицо романа – Илья Ильич Обломов – до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения.
Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: “Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи”. По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: “Это хрустальная, прозрачная душа”.

Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень.
Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому – особый семейный и деревенский уклад.
Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом.

Так проходили день за днем: сон и еда.
Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что “Илья прошел все науки и искусства”.
Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. “Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей.

Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску”, – так характеризует уже взрослого Обломова автор.
Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: “Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове”. О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц.
Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него – это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу “Путешествие в Африке”.

Счастье для Обломова – это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел.
Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь – карьеризм, угодничество, сплетни. “Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек?

Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?” – этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной “разрухи”, с которой он не в силах справиться.
По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам.
И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его “философию покоя” он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества и т. д.) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

Loading…

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

«Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

    Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию,— вспоминал князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину».

    Главное действующее лицо романа – Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения.

    Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень.

    Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому – особый семейный и деревенский уклад.

    Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда.

    Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства».

    Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор.

    Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове». О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц.

    Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел.

    Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь – карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться.

    По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам.

    И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества и т.д.) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

Смотрите также по
произведению «Обломов»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

метки: Философия, Облом, Назвать, Утопический, Жизненный, Составлять, Основа, Ольга

Проблема духовного идеала волновала людей, живших в разные эпохи и по сей день остается актуальной. В своем романе «Обломов» И.А. Гончаров попробовал воспроизвести перед читателем разные типы духовных идеалов, существовавших в обществе людей 19 века. Каждый из героев придерживается своей философии и находится в поисках своего духовного идеала. Основной вопрос, который предстает перед читателем в ходе чтения романа – а в чем, собственно, смысл жизни? Как эту жизнь нужно прожить? Следует ли бороться с жизнью, одолевать ее препятствия и идти с ней в ногу, подобно Андрею Штольцу и его окружению или нужно жить в соответствии с философией Ильи Ильича Обломова – обломовщиной, то есть жить пассивно? Ведь Обломов не живет, а скорее «проживает» свою жизнь.

Он не принимает в ней никакого участия, он – лишь зритель. «Мирный зритель боя», — так описал его И.С. Тургенев.

Но что же сформировала Обломова как личность? Что сделало его «МИРНЫМ ЗРИТЕЛЕМ БОЯ»? Гончаров не даром вводит в произведение главу «Сон Обломова», где он повествует о детстве главного героя. Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще в детстве, причиной тому – особый семейный уклад. Маленький Илья совсем не похож на взрослого Илью Он видится читателю очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками. По сути, он был самым обычным ребенком с самыми обычными детскими потребностями. Он хотел исследовать окружающий мир, хотел познавать что-то новое изо дня в день, хотел бегать, прыгать!… Он стремился к познаниям, желал добыть их. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Таким образом, герой постепенно свыкался с многочисленными запретами и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения. Он постепенно утопал в вязком болоте «обломовщины».

Философию Обломова можно назвать «философией покоя». кккн перенял ее от жителей Обломовки и пронес сквозь всю свою жизнь. Илья Ильич прославляет пищу и сон. Обломов не способен отвечать на удары судьбы, от любой трудности он бежит прочь и старается переложить свои заботы на чужие плечи. Пример тому – согласие на передачу Обломовки в руки мошенника, которого Обломов принимает за умелого управленца. За свою безответственность Обломов заплатит очень высокую цену. Бесконечное лежание на диване– вот то, что характеризует философию главного героя. Ужасно то, что это естественное состояние главного персонажа романа. Смысл жизни Обломова заключен в мягкой обивке дивана и удобном персидском халате. Его идеал жизни – это непрерывный покой.

3 стр., 1085 слов

Какова роль отца в жизни ребенка?

… Также читают: Картинка к сочинению Какова роль отца в жизни ребенка? Популярные сегодня темы В этом мире существуют разные проявления любви. Иногда чувство проявляется как нечто возвышенное и бескорыстное, … трепетом он относится к ней, так я хочу, чтобы ко мне относился мой муж. Дедушка любит пошутить и посмеяться от души. И он всегда выслушивает …

Он в принципе не видит смысла в том, чтобы встать с дивана. Он не нуждается в развитии. Еще в детстве Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни. Он не нуждался в книгах и любом образовании подобно тому, как в них не нуждались его предки. Жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию.

Юношеские мечты Обломова о путешествиях и изменении мира плавно перетекают в осознанные мечты о тихом семейном счастье и вечном покое.о Это еще раз доказывает все омертвление всяческой жизненной нужды к действию в его характере, что еще один раз демонстрирует всю сущность его философии. Роман построен на основе антитезы – главный герой, Обломов, противопоставляется своему другу детства, Андрею Штольцу. Они будто дополняют друг друга. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Но целью Штольца было активизировать его, ввести его в свой жизненный ритм, направить его на нужный курс. Штольц всеми силами старался вытянуть его из болота обломовщины.

С этой же целью Штольц знакомит Обломова с Ольгой Ильинской. Чувство влюбленности оживляет Обломова, и казалось бы, отношения Ольги и Ильи могли развиваться в счастливом ключе, но девушка подобно Штольцу мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью, в то время как Обломов, понимая это, не хочет изменять самому себе и своей философии. Трагизм этих отношений заключается в том, что для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала, а Илья Ильич не готов был идти на радикальные изменения. Он привык к своему устоявшемуся жизненному укладу, и изменить его – значило бы изменить своей истинной личности.

Но Ольга – не единственная женщина в жизни Обломова. Брак с Агафьей Пшеницыной имел абсолютно иной характер, нежели бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. Разница между Ольгой и Агафьей состоит в том, что Агафья приняла Обломовым таким, какой он есть и не пыталась изменить его. Она полюбила его целиком и полностью.

Жизнь с Агафьей Пшеницыной стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, «потерянным раем». Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя.

1 стр., 410 слов

Утро изменившее жизнь в рассказе После бала, Толстой

… утро могли все изменить. И на этот счет он решил поделиться со своими собеседниками одной историей, которая произошла с ним в студенческие годы и навсегда изменила его жизнь. … и пятьдесят оставалась заметной красавицей. Как-то на балу рассказчик весь вечер за ней ухаживал. Казалось, … лицу своей замшевой перчаткой, которой перед этим на балу держал талию дочери. Это утреннее происшествие настолько …

Таким образом, смотря на жизнь Обломова можно сделать вывод о том, что Тургенев был прав, назвав его «малым зрителем боя». Его существование представляет собой бесконечное переплетение бессмысленности, отрешенности и апатии. Жизнь прошла мимо Обломова. Обломовщина – это страшное зло, и возможно, Гончаров хотел дать намек читателю на то, что человечеству нужно искать новые средства для усовершенствования человека. Ведь маленького сына Обломова отдают на воспитание именно Штольцу… Что это как не луч надежды?

Роман Гончарова «Обломов» – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений – западников и славянофилов. Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение в «старое, самобытное состояние». Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев – Обломова и Штольца – перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа «Обломов».

Определение смысла жизни героев

Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка – его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич – классический русский персонаж с соответствующей ментальностью – знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве. Как и персонаж сказки, он лежит на «печи» и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни – этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Сердечные дела

Читатель может наблюдать развитие отношений главного героя с двумя женщинами — сначала с Ольгой, и в этом случае имел большое влияние Штольц, а потом с хозяйкой своего съемного дома Агафьей.

  • Первая, как и Штольц, стремилась перестроить привычки Обломова и его отношение к жизни, разбудить его. Она видела в этом свою высокую миссию, которая затем оказалась неосуществимой. Промелькнувшая между ними влюбленность длилась недолго, а дальше по инерции какое-то время тянулись отношения, тяготившие обоих. «Обломовщина» все больше перевешивала романтичность в душе Ильи Ильича, и это не могло устроить Ольгу.
  • Агафье же вполне подходили лень и апатия своего возлюбленного, с домашними делами она справлялась сама, а к умственной деятельности или обзаведению знакомствами и не стремилась. Одно его присутствие уже избавило ее от одиночества, и забота о нем, как о большом ребенке, принесла смысл в ее жизнь. При этом она, в отличие от Ольги, искренне полюбила Обломова и действительно смогла создать для него ту обстановку, в которой ему было хорошо и комфортно — о нем заботились, и ему не нужно было самому заниматься проблемами.

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе (Захар в конце произведения выступает олицетворением «умирающей» Обломовки). Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Формирование характера Обломова

Почему же Обломов стал таким, его ли это вина? Ведь в детстве герой был вполне нормальным ребенком — веселым, активным и любопытным, таким он вспоминает себя в главе «Сон Обломова». Но именно воспитание наложило сильнейший отпечаток на его личность, превратило в пассивного созерцателя, пределом мечтаний которого стала вкусная еда.

  • Жизненный уклад в деревне. В родовом имении Обломовых время как будто остановилось, люди и разговоры одни и те же, и хозяева, и крестьяне живут однообразно, скучно, но не желают перемен. Обломовцы словно застряли во времени и не интересуются ничем, кроме банальных хозяйственных хлопот и толкования снов. В тексте главы про сон, впрочем, и обычная российская природа, окружающая деревеньку, преподносится так, как будто ее спокойствие и предсказуемость принимают участие в формировании обломовского характера.
  • Безделье и излишняя опека. Главной причиной была постоянная праздность, в которой жили родители Илюши и к которой приучали и его, а заботливая нянька целыми днями старалась пресекать его попытки узнать новое, сделать хоть что-то нестандартное. Чего стоит, к примеру, ироничная презентация Обломова-старшего: «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем». И хотя простые люди вокруг мальчика занимались хоть и нехитрыми, но полезными делами, он сам, маленький барин, был приучен также только смотреть на это, но не участвовать.
  • Равнодушие к образованию, которое заменяют сказки. Чтение и какая-либо учеба не были в почете в семье Обломовых, зато ему постоянно рассказывали сказки, в которых все легко осуществлялось без труда, благодаря чудесам.

В итоге естественные стремления к знаниям и активной деятельности постепенно оказались подавлены и забыты. И пусть Илюша и был позже направлен на обучение просто потому, что так было принято, но никакой особенной жажды познания он там не проявлял.

Сон, вкусная еда, неторопливые размышления о людях и событиях, покой и мечты — вот и вся «философия», которая есть в образе жизни Обломова. Его мечты меняются с возрастом, но он по-прежнему не может предпринять никаких действий, чтобы они сбылись. Он стыдится «барина» внутри себя и сам осуждает это, но ничего не может исправить. Обломов все больше разочаровывается в жизни и чувствует все больше безразличия к тому, что раньше его волновало.

Философия жизни Ильи Ильича

Герой романа олицетворяет сущность типичного русского человека. Да и не только русского, во всём мире живёт множество бездельников, похожих на него. Такие люди не желают ничего делать, ничем не интересуются, не увлекаются, стремясь к спокойной и линейной жизни, без забот и трудностей.

6 стр., 2841 слов

И. А. Гончаров «Обломов» Композицияи художественное своеобразие …

… сильнее, то видны философские мысли самого автора касательно быстротечности жизни любого человека, его мыслей и действий на тонко преподнесённых художественных особенностях романа «Обломов». Описание персонажей Нужно отметить, что … стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и …

Историко-философский смысл романа Обломов

Роман Гончарова “Обломов” – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений – западников и славянофилов. Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение

в “старое, самобытное состояние”.

Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев – Обломова и Штольца – перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа “Обломов”.

В центре романа — история Саши Адуева, и название говорит о том, что его эволюция – явление обычное для своего времени. Показывая нам превращение восторженного, романтически настроенного юноши в расчетливого дельца и называя роман «Обыкновенной историей», Иван Александрович делает широкое обобщение. Философское значение имеют споры Саши Адуева со своим дядей Петром Иванычем. Они затрагивают вечные темы — темы любви, дружбы и творчества, и в связи с этим автор имеет возможность рассмотреть множество самых важных проблем. Первая проблема, с которой сталкивается Саша, — это вопрос о том, что такое любовь. Он утверждает, что это вечное и романтическое чувство, способное изменить всю человеческую жизнь, но сам не способен доказать этот взгляд своими поступками. Любовь такую, какой её в начале романа представляет себе Саша Адуев, символизирует «Желтый цветок». «Желтый цветок» — знак пошлости и глупой сентиментальности. Петр Иваныч вообще отрицает существование любви, а утверждает, что отношения мужчины и женщины основаны на привычке и взаимной выгоде. Но жизнь опровергает и его теории. В конце концов Адуев-старший решает бросить все свои дела, забыть о выгоде и уехать в Италию ради того, чтобы, поправить здоровье любимой жены.

Авторская позиция где-то посередине между этими двумя противоположными точками зрения. Оба персонажа во время споров о любви представлены в ироническом свете. Скажем, когда Адуев-старший рассуждает о своей теории (дескать, человеческие отношения строятся только на деловой, практической основе), входит его жена Лизавета Александровна и все его построения с ходу опровергает.

По вопросу о дружбе позиции героев также расходятся. Саша Адуев грезит об «окровавленных объятиях», «клятвах в дружбе на поле боя». Петр Иваныч, выступающий в данном случае в роли резонера, учит своего племянника отличать истинную дружбу, выражающуюся в конкретной практической помощи, от лицемерных излияний. Но с другой стороны, когда Саше понадобилась психологическая, эмоциональная помощь, когда он находился в депрессии, то дядя не в состоянии был оказать ему эту помощь, а утешила Сашу Лизавета Александровна, просто по-женски пожалев.

И, наконец, третья тема разговоров дяди и племянника — творчество. Саша Адуев, пописывающий вполне графоманские стихи и мечтающий при этом о литературной славе, утверждает, что творчество присуще только искусству. Дядя же убежден в том, что истинным творцом может быть и поэт, и математик, и часовщик; словом, любой человек, любящий свое дело и способный внести что-то новое в привычное ремесло.

Проблемы, которые поднимает автор в романе «Обыкновенная история», являются общечеловеческими. Споры двух персонажей — Адуева-младшего и Адуева-старшего — это как бы спор автора с самим собой. Автор смотрит на проблемы с разных точек зрения, показывает возможность противоположных взглядов по одному и тому же вопросу. Но последнее слово всегда остается за Гончаровым, он всегда ясно выражает свою авторскую позицию. В этом смысле «Обыкновенная история» — философский роман, который хотя и претендует на социальную злободневность (ведь Саша Адуев — это тоже своеобразный «герой своего времени»), тем не менее остается современным и по сей день, так как проблемы, затронутые в нем, вечны.

Читаемое в разделе:

  • Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»
  • Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
  • Обломов и его визитёры по роману И.А. Гончарова
  • Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
  • Образ Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Новые материалы раздела:

  • Идиллические мотивы в романе Гончарова «Обломов»
  • Обломов и его визитёры по роману И.А. Гончарова
  • Анализ эпизода романа «Обломов». «Знакомство с героем»
  • Отношение автора к главному герою. По роману «Обломов»
  • Обломовщина: суть, корни, последствия. Сочинение по роману «Обломов»

Глобальные вопросы в мыслях героя

Сочетание душевной глубины с ужасающим безволием и апатией сделало Обломова «лишним» человеком, неспособным занять в обществе хоть какую-то нишу. При этом рассуждения его о бессмысленности многих видов деятельности не так уж неразумны, мысли такого рода нередко могут приходить в голову и более энергичным людям.

» Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? Интересов ума, сердца? Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества! Вот они не лежат, а снуют каждый день, как мухи, взад и вперед, а что толку?»

В вечном споре со Штольцем Обломова нельзя назвать однозначно неправым. Деятельность сама по себе может так же не нести смысла, как и бездействие, и вся бесконечная людская активность на уровне целой цивилизации может оказаться совершенно бесполезной и ненужной. Эти мысли главного героя составляют важную часть философско-исторического смысла романа «Обломов».

Как бы ни превозносился прогресс, какой ни был достигнут уровень развития цивилизации, он не избавляет человечество от проблем, на смену старым приходят новые, и даже те работы и исследования, что кажутся однозначно исторически полезными, могут явиться просто бестолковым бегом белки в колесе, если посмотреть на них с другой стороны.

    Роман И. А. Гончарова «Обломов» — одно из популярнейших произведений русской классики. Впечатление, которое произвел этот роман своим появлением в России, не поддается описанию,— вспоминал князь П. Кропоткин.— Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала «обломовщину».

    Главное действующее лицо романа – Илья Ильич Обломов — до сих пор вызывает многочисленные споры и противоречивые мнения.

    Он потомственный дворянин, умный, интеллигентный молодой человек, получивший хорошее образование и мечтавший в юности о бескорыстном служении России. Гончаров дает следующее описание его внешности: «Это был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». По характеру Илья Ильич честен, добр и кроток. Его друг детства, Андрей Штольц, так говорит о нем: «Это хрустальная, прозрачная душа». Но всем этим положительным чертам характера противопоставлены такие качества, как безволие и лень.

    Апатия и безволие Обломова зародились в нем еще с детства, причиной тому – особый семейный и деревенский уклад.

    Жизнь в Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды: всей семьей решали, какие блюда будут на обед или ужин. После обеда следовал продолжительный сон, когда засыпал весь дом. Так проходили день за днем: сон и еда.

    Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что «Илья прошел все науки и искусства».

    Повзрослев, Обломов превратился в доброго, ленивого барина, которого больше всего заботил собственный покой. Но душа его не очерствела. «Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире. Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он не чужд был всеобщих скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безвестные, безыменные страдания и тоску», — так характеризует уже взрослого Обломова автор.

    Но знал ли кто-нибудь об этом внутреннем мире Ильи Ильича? Автор так говорит об этом: «Никто не знал и не видал этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, лежит да кушает на здоровье, и больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове». О его доброй душе и чутком сердце знал только самый близкий друг Андрей Штольц.

    Обломов стал лежебокой, человеком добрых мыслей, но абсолютно не готовым к их воплощению в жизнь. Любая деятельность для него — это бремя. Ему было даже лень встать с дивана, выйти из собственной комнаты. Герой ничего не делает, ничем не интересуется, он не может заставить себя дочитать книгу «Путешествие в Африке». Счастье для Обломова — это полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: спокойно спал на диване и вкусно ел.

    Наверное, основной причиной такого перевоплощения главного героя стало его столкновение с суетным, фальшивым миром Петербурга. Он разочаровался во многих жизненных идеалах, и, прежде всего, в государственной службе. По мнению Обломова, вся светская петербургская жизнь – карьеризм, угодничество, сплетни. «Все, вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванье друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг друга, это оглядываенье с ног до головы; послушаешь о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» — этими словами Обломова автор показывает нам всю сущность своего героя, его историю, причины его жизненной «разрухи», с которой он не в силах справиться.

    По мере развития сюжета, невольно думаешь о том, что бездействие Обломова может погубить его лучшие качества, разрушить его личность, сделать из него ленивого наблюдателя, равнодушного к чужим бедам.

    И хотя автор, по-моему, с некоторым пониманием относится к Обломову, в целом его «философию покоя» он не приемлет. Даже в ущерб свои принципам (протест против бюрократии, светской суеты, ханжества и т.д.) человек должен занимать активную жизненную позицию. Новому поколению России нужны люди с творческой энергий, стремлением к новому, но с душевной добротой Обломова.

К-во Просмотров: 1896

Найти или скачать «Философия покоя» Обломова (по роману И.А Гончарова «Обломов»)

  • Есть ли будущее у митрофана сочинение
  • Есть ли будущее у книги сочинение рассуждение
  • Есть ли богатыри в наше время сочинение
  • Есть какие нибудь новости как пишется
  • Есть животные которые не могут слышать и их душа сочинение проблемы