На уроках литературы мы проходим много интересных произведений, но больше всего мне понравился сказ Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» . Павел Петрович Бажов родился в 15 января 1879 года на Урале в селе Полевском Екатеринбургской губернии Псковского уезда Российской Империи в семье рабочего Сысертского завода. С детства он слышал множество народных сказок, которые так любит рассказывать простой народ. Наверно, именно это и помогло ему стать во взрослой жизни писателем-фольклористом, который впервые выполнил литературную обработку уральских сказов. На все похвалы в свой адрес Павел Петрович говорил так: «Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец — рабочий» .
«Медной горы хозяйка» не похожа на обычные русские сказки, потому что это – сказ. В отличии от сказки, сказ повествуется от третьего лица – рассказчика, в нем очень много живой устной речи, все происходящее основано на реальных события, дополненных фантазией и чудесами. Даже начинается сказ не обычными для сказки словами: «Жили-были… » или «В некотором царстве, в некотором государстве…» , а «Пошли раз двое наших заводских…» . Когда начинаешь читать сказ, кажется, что это обычная история про тяжелый труд рабочих на уральских рудниках, ведь все события происходят в царской России до отмены крепостного права, когда людям, для того, что бы получить свободу, необходимо было купить у барина вольную.
Главный герой – Степан, был крепостным на Красногорском руднике в Гумешках. Жизнь его изменилась после того, как он встретил Хозяйку Медной горы — малахитницу. Она была хранительницей драгоценных камней, которые добывали рабочие рудника в шахтах, поэтому и называли ее – Хозяйка Медной горы. При встрече Хозяйка устроила Степану испытание, попросив сказать крепостного работника приказчику такие слова: «Хозяйка, мол, Медной горы заказывала тебе, душному козлу, чтобы ты с Красногорского рудника убирался. Ежели еще будешь эту мою железную шапку ломать, так я тебе всю медь в Гумешках туда спущу, что никак ее не добыть» . Степан не испугался и передал слова Хозяйки приказчику, за что тот посадил его в самую сырую и бедную шахту, а Хозяйка-малахитница спасла и пообещала выйти за Степана замуж. Хозяйка не обиделась, когда Степан, несмотря на ее богатство, отказался жениться на ней, потому что у него была невеста Настенька, а подарила ему драгоценную малахитовую шкатулку и помогла найти такие огромные малахитовые глыбы, что Степан и Настенька получили вольную. Я думаю, что она поступила так, потому что Степан оказался человеком честным, порядочным, смелым и нежадным. Но у этой истории не совсем счастливый конец. Степан стал болеть, потому что работа на рудниках отнимает здоровье. И однажды осенью он ушел на охоту и не вернулся. Нашли его мертвым у камня на Красногорском руднике, над ним плакала ящерка, в которую могла превращаться Хозяйка, а в руке у Степана были зажаты изумруды, которые она ему в молодости подарила на память. Мне кажется, что Степан всю жизнь не мог забыть встречу с малахитницей.
Мне очень понравилась эта история про смелого, честного Степана, который всегда держал свое слово и ничего не боялся, про то, что жадность всегда наказывается, а щедрость награждается. Еще мне понравилась в сказе необычная речь героев, народные слова и выражения. Я бы посоветовал всем ребятам прочитать произведение Бажова П. П. «Медной горы хозяйка» , потому что оно учит людей быть порядочными.
Вариант 2
Главной героиней рассказа И. А. Бунина “Лёгкое дыхание” является Оля Мещерская.
Автор описывает её как красивую молодую девушку чуть старше пятнадцати лет. Оля рано начала развиваться, и к четырнадцати годам уже расцвела, как прекрасный цветок, а в пятнадцать “слыла уже красавицей”. У девушки удивительно живые и выразительные глаза, хорошие волосы и всегда аккуратная причёска. Её грациозные и легкие манеры привлекают внимание окружающих и заставляют их восхищаться Олей.
Также читатель узнаёт, что Оля Мещерская из дворянской семьи и учится в гимназии для девочек в некоем уездном городе. У девушки есть мать, отец и брат по имени Толя.
Характер у Оли свободный и независимый от чужого мнения. Она беспечно относится к наставлениям классной дамы, шалит и ведёт себя более непринуждённо, чем ровесницы. Также, девушка очень активна и подвижна, она не упустит возможности хорошенько повеселиться.
Молодая девушка не может жить без внимания противоположного пола, она привыкла к ухаживаниям кавалеров на балах. Но при этом Оля очень ветреная и легкомысленная. Девушка не понимает, что ведет себя неподобающе своему юному возрасту, она считает, что все её поступки и действия правильны, потому что вызывают восхищение у поклонников.
К сожалению, такое поведение приводит к ужасным последствиям: Олю совращает господин Малютин, который приходится братом начальницы гимназии. После случившегося девушка понимает, насколько большую ошибку она совершила и пишет в своем дневнике, что остался только “один выход”. Теперь уже Оля считает свою репутацию испорченной и испытывает к Малютину чувство глубокого отвращения. Но, к сожалению, девушка не учится на своих ошибках и в скором времени вступает в тайные отношения с казачьим офицером. Он не имел ничего общего с тем кругом людей, к которому принадлежала Оля, был некрасивый и “плебейского вида”. Но, не смотря на это, девушка обещает офицеру, что станет его женой, хотя после признается, что совсем не любит его. Также, по своей неосторожности, Оля рассказывает офицеру, что находилась в связи с Малютиным. Узнав об этом, офицер приходит в ярость и застреливает Олю на вокзале при множестве свидетелей.
На примере Оли Мещерской, И.А. Бунин пытается показать читателю, как опасно жить настолько легкомысленно и беспечно. Нужно всегда обдумывать свои действия и поступки, а также думать о том, к чему они могут привести в будущем.
Другие персонажи
Казачий офицер
– застрелил Олю из-за несчастной любви, «некрасивый и плебейского вида».
Классная дама Оли Мещерской
«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба». В крест вделан выпуклый фарфоровый медальон с фотографическим портретом гимназистки Оли Мещерской «с радостными, поразительно живыми глазами» .
Девочкой Оля не выделялась среди других гимназисток, она была «способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям» классной дамы. Но затем девочка начала развиваться, «расцветать» . В 14 лет «у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди» и формы. «В пятнадцать она слыла уже красавицей». В отличие от своих чопорных подружек, Оля «не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос» . Без каких-либо усилий пришли к ней «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз» .
Оля лучше всех танцевала на балах, бегала на коньках, за ней больше всего ухаживали на балах и ее больше всех любили младшие классы. «Незаметно стала она девушкой» , и даже пошли толки о ее ветрености.
«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Однажды на большой перемене девушку позвала к себе начальница и сделала ей выговор. Женщина отметила, что Оля уже не девочка, но еще не женщина, поэтому ей не стоит носить «женскую прическу» , дорогие гребни и туфельки. «Не теряя простоты и спокойствия» , Мещерская ответила, что madame ошибается: она уже женщина, и виноват в этом друг и сосед папы, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин – «это случилось прошлым летом в деревне» .
«А через месяц после этого разговора» казачий офицер застрелил Олю «на платформе вокзала, среди большой толпы народа» . И ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось. «Офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой» , а на вокзале сказала, что не любит его и «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине» .
«Десятого июля прошлого года» Оля писала в дневнике: «Все уехали в город, я осталась одна. Приехал Алексей Михайлович. Он остался, потому что был дождь. Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет. За чаем мы сидели на стеклянной веранде, он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
Каждое воскресенье, после обедни, к могиле Оли Мещерской приходит маленькая женщина в трауре – классная дама девочки. Оля стала предметом «ее неотступных дум и чувств» . Сидя у могилы, женщина вспоминает бледное личико девочки в гробу и случайно подслушанный разговор: Мещерская рассказывала подруге о прочитанном в папиной книге, что якобы главное в женщине – это «легкое дыхание» и что у нее, у Оли, оно есть.
«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
Сочинение Оля Мещерская
Оля Мещерская — юная воспитанница гимназии из состоятельной семьи. Ольга стоит на пороге совершеннолетия, так как ей уже минуло 15 лет. Это стройная, цветущая девушка с округлыми формами, красивыми волосами. Ее манеры легки и грациозны и даже дыхание у нее легкое, о чем она однажды сообщает подруге. На балах она танцует лучше всех, и замечательно умеет кататься на коньках. Олю не портят ни измазанные чернилами руки, ни покрасневшее лицо. Выходя в свет, Мещерская непременно привлекает к себе внимание всех парней в окружении – за ней ухаживают больше чем за другими девушками. Ее обожают младшие школьницы, за игривость, подвижность и непосредственность. Прекрасный образ главной героини так впечатлил Г.К. Паустовского, что он назвал этот рассказ «эпитафией женской красоте».
Образ Мещерской можно сравнить с образом современной независимой женщины, в те времена такое поведение вызывало только осуждение. Девушка не считалась с чужим мнением, она жила как хотела. Читала то, что ей нравилось, а не то, что необходимо было читать благопристойным девушкам, носила то, что считала нужным, несмотря на замечания. Мещерскую не пугала даже начальница гимназии, Оля легко и с вызовом призналась ей о связи с ее братом Милютиным. Девушку не смутил даже его почтенный возраст – на тот момент мужчине было пятьдесят шесть лет. Обаяние юной гимназистки как раз и состоит в том, что она живет без ограничений, отдаваясь новому опыту и новым впечатлениям полностью, не осторожничая и не испытывая опасений. У Оли пока еще не обнаруживается жеманства или ярких талантов, она хороша в своей легкости и свободе от любых рамок. Поведение Оли можно назвать ветреным, ведь говорят, что у нее роман с гимназистом Шеншиным, который был готов совершить самоубийство из-за изменчивости девушки.
Легкость и беззаботность Оли не омрачилась даже после порочной связи с Милютиным. Как бы не укоряла себя девушка, какое бы омерзение не чувствовала она к Милютину – она все же продолжала оставаться такой же открытой всему миру и естественной. Эта открытость стала для нее роковой, когда она показала личный дневник с описанием своего страшного поступка новому поклоннику, офицеру. Ревнивый офицер тут же выстрелил в девушку, невзирая на толпу народа на вокзале. Легкое дыхание Оли так же легко рассеялось, растворилось в ветре и небе олицетворяющими собой свободу.
Образ Ольги дополняется контрастным образом ее классной дамы. Это немолодая девушка, не позволяющая себе жить в полную силу, так как Оля. Поэтому бурную жизнь ей заменяют фантазии, она часто приходит на могилу девушки, чтобы окунуться в выдуманный мир. Мещерская стала для офицера, равно как и для других людей, олицетворением надежды на счастье, лишившись которой они были лишены будущего.
Другие сочинения: ← Главные герои произведения Темные аллеи↑ БунинОбраз и характеристика Надежды в рассказе Темные аллеи →
Анализ «Легкого дыхания»
Если брать во внимание общую мораль истории, то Иван Бунин пытался показать несправедливость всего мира. Где у женщин нет никаких прав
, но вместе с этим, они способны решать судьбы многих мужчин. Сюжет показывает обычные будни общества начала XX века. Если углубиться в эту небольшую историю, то можно заметить, что пересказ займет не больше нескольких предложений. Таким образом, Иван Бунин показал типичность происходящей ситуации того времени.
Иван Бунин в каждом образе показывает пороки человеческой души, и то, что их пагубное влияние приводит к самым ужасным последствиям. «Легкое дыхание» — это непрямой намек на то, что человек по-настоящему обретает свободу, лишь покинув этот грязный и черствый мир. Обидно то, что в рассказе каждый — жертва. Даже сильная руководительница гимназии стала жертвой сильных и жестоких ограничений.
Бунин, словно говорит чрез искривленное зеркало о том, что мир это большая банка
, в которой люди похожи на насекомых. Чтобы выжить приходится сживаться с другими жителями, или же уничтожить всех.
Прочитав это произведение, все литературные критики и сильные личности провозгласили этот небольшой рассказа Ивана Бунина, как вершину искусства в написании слова. Читать это произведение необходимо для понимания того, что все действия и слова всегда чреваты последствиями.
«Легкое дыхание», как справедливо полагают исследователи, один из самых чарующих и загадочных рассказов Бунина. Его блистательный анализ был предложен известным психологом, занимающимся проблемами художественного творчества, Л. С. Выготским. Анализ рассказа исследователь начал с названия, которое, по его мнению, и является своеобразной доминантой повествования и «определяет собой все построение рассказа». Как отмечает исследователь, «это рассказ не об Оле Мещерской, а о легком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, легкости, отрешенности и совершенной прозрачности жизни, которое никак нельзя вывести из самих событий, лежащих в его основе».
Эти мысли были высказаны Л. Выготским в 1965 году в книге «Психология искусства». Даже сейчас, спустя почти полвека, они вызывают нешуточные споры. Во-первых, исследователи во многом не соглашаются с такой однозначной трактовкой названия рассказа, справедливо полагая, что в тексте «легкое дыхание» служит обозначением одного из слагаемых женской красоты («Я… прочла, какая красота должна быть у женщины».) Безусловно, даже принятие такого кодекса красоты говорит о душевной ущербности героини. Однако в рассказе нет никакого нравственного суда над Олей Мещерской: страстное жизнелюбие главной героини очень по душе повествователю. Ему по душе также и та гармония, которая воцаряется в душе героини, когда она ощущает свое единство с миром, с природой, с собственной душой.
«Быть предельно живым — значит быть предельно обреченным, — заметил однажды современный литературовед С. Вайман. — Такова ужасающая истина бунинского мироощущения». Как видно, приведенные выше комментарии лишь развивают отдельные положения, выдвинутые Л. С. Выготским. Собственно расхождения между ним и современными исследователями начинаются тогда, когда речь заходит о причинах несостоявшейся жизни Оли Мещерской. Оппоненты Выготского склонны видеть их в бездуховности существования, в отсутствии нравственно-этических норм и приводят в доказательство разговор в кабинете начальницы, историю с казачьим офицером, а самое глазное — историю классной дамы, которая сначала хотела посвятить себя брату, «ничем не замечательному прапорщику», потом вообразила себя «идейной труженицей» и, наконец, нашла себя в исступленном служении памяти своей воспитанницы.
Цели
- Создание условий для творческого осмысления произведений И. Бунина,
понимания индивидуальности писателя. - Обучение умению анализировать, обобщать, соотносить восприятие
художественного произведения со своими внутренними нравственными
представлениями.
Задачи
- Выяснить особенности лирики и прозы Бунина на примере анализа языковых,
художественных средств. - Стимулировать творческую деятельность учащихся, самостоятельность
выводов и оценки нравственных позиций героев.
Урок-размышление
“Всякая любовь – великое счастье”
И.А.Бунин“..любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь его отдать
кому-то”
И.А.Бунин
Недалеко от Парижа, в маленьком городке Сен-Женевьев дю Буа, на православном
кладбище, среди многочисленных захоронений наших соотечественников есть скромное
надгробье, на котором начертано известное русское имя: ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН.
Иван Бунин, как многие другие: И.Шмелев, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин никогда не
порывали связи с Россией, творил с любовью к ней.
- Что вам известно об этом писателе?
- Что примечательно в его творческой биографии ?
Да, он прожил долгую жизнь (83 года), был свидетелем 3-х русских революций,
не принял их и долгие 33 года прожил вдали от Родины. “Да, я не посрамил ту
литературу, которую полтораста лет тому назад начали Карамзин и Жуковский…” –
с уверенностью утверждал Бунин на склоне лет.
- В чем Бунин верен лучшим традициям русской классики?
- Какие грани творчества позволяют говорить о нем как о писателе
общеевропейского масштаба?
Эти вопросы мы попытаемся разобрать и ответить на них в течение
сегодняшнего урока.
С именем Ивана Бунина неизменно связывают такие замечательные повести и
рассказы: “Чистый понедельник”, “Темные аллеи”, “Митина любовь”, “Суходол”,
“Антоновские яблоки”, вспоминаются и другие не менее замечательные произведения
бунинской прозы, замечательной, живописной по языку.
Но Бунин был и прекрасным поэтом;
Эпиграфом к нашему уроку взяты строки из одного рассказа “Темные аллеи”.
“Любовь – это жажда вместить в свое сердце весь мир и вновь отдать его
кому-то…”
Любовь Бунин понимал масштабно – “Жизнь люблю – люблю любовь. Так люблю!|”, –
восклицал Бунин.
Люблю цветные стекла окон
И сумрак от столетних лип
Звенящей люстры серый локон
И половиц прогнивших скрип.
Люблю неясный винный запах
Из шифоньеров и из книг
В стеклянных невысоких шкафах
Где рядом Сю и Патерик.
Нежное чувство к любимой женщине, все его оттенки, и великая сила природы, ее
исцеляющая красота – ведущие темы поэзии Бунина. Мы сейчас послушаем стихи
И.Бунина.
Подумайте, о чем они? Что замечательного в их интонации, образах,
художественной выразительности?
Работа в группах
- Стихотворенье “Одиночество” (выразительное чтение и анализ) Как бы вы
определили настроение. Как оно создается? - Стихотворенье “Свет незакатный” (выразительное чтение и анализ)
- Стихотворенье “Забытый чертог” (выразительное чтение и анализ) ветер,
дождь, мгла, холодная пустыня воды (оксюморон) обилие названных предложений,
безлич.
“Мне темно”
Осень и весна – все времена года оживали в стихах Бунина, и у каждого времени
года свое дыхание, свои краски, запахи. И за всем этим чувство, мысль,
настроение. Бунин не делил свои произведения на книги стихов и книги рассказов,
а публиковал их вместе, это было ново. Исследователи его творчества говорят, что
герои некоторых его рассказов как бы скопированы с лирических героев
стихотворений.
Основное настроение бунинских стихотворений – созерцательность, грусть.
Сейчас мы обратимся к одному из рассказов Бунина, который современники называли
жемчужиной русской прозы.
Рассказ “Антоновские яблоки” имел подзаголовок “Картины из книги
“Эпитафии”.
Книги такой Бунин не создал, но картины для нее писал. Вот одно из
стихотворений “Эпитафия”
- Подумайте, какое отношение имеет это стихотворение к рассказу“Легкое
дыхание”? - Попробуйте объяснить, почему об основном событии – смерти Оли Мещерской–
рассказывается в самом начале рассказа? - Почему в конце его появляется классная дама Оли и рассказана история ее
жизни?
Чтение стихотворения “Эпитафия”
Мотив смерти усиливает переживания лирического героя. Однако прекрасный миг
остается в памяти.
Красота и смерть, любовь и разлука – вот вечные темы , личностное и
просветленное выражение в поэзии
Стихи, которые были прочитаны “Забытый чертог”, “Свет незакатный” ,
“Эпитафия” – очень близки рассказу “Легкое дыхание”.
1. Какое впечатление, чувство вызывает у Вас этот рассказ?
Двойное ощущение: грустного печального кладбища, серого апрельского дня,
голых деревьев, холодного ветра, который звенит и звенит фарфоровым венком у
подножья креста, а на нем фотографический портрет гимназистки с радостными,
удивительно живыми глазами. Смерть и жизнь, печаль и радость есть символ
судьбы Оли Мещерской.
Все в рассказе построено на выразительных контрастах. Найдите приемы
контраста в рассказе?
Далее такой же контраст: безоблачное детство, отрочество и трагические события пережитого Олей года.
“Незаметно упрочилась ее гимназическая слава и уже пошли толки, что она
ветрена.”
Рисуется “розовый вечер” на катке в городском саду, когда Оля была самой
счастливой, но тут же оговорка: “последнюю свою зиму она сошла с ума от веселья”
Автор всюду подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и
внутренним состоянием героини.
Наше внимание настойчиво направляется к потаенным пружинам Олиной жизни. Для
этого автор затягивает объяснение причин ее гибели., а затем открывается новая,
неожиданная тайна, – ее связь с Малютиным. С другой стороны – сложная композиция
от факта смерти к детству героини, затем к недавнему прошлому и к его истокам, и
к еще более недавнему прошлому: – мечтательному времени позволяет сохранить
удивительное дыхание красоты, бессмертно сияющие счастьем глаза. В самой
трактовке образа есть двойственное, контрастность, что вызвало спорные суждения
о рассказе. Есть ли нравственный суд, автора над героиней? И. Бунин, по
воспоминаниям Кузнецовой, сказал: “Такая наивность и легкость во всем, и в
дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание”,“недуманость””. Не случайно,
возлюбленные героини обладают равной ущербностью; один старше ее на 40 лет,
другой – некрасив, плебейского вида. Оля, совершая все бездумно, не замечет
этого, как не замечает легкомысленного упоения пустыми удовольствиями. В
трагизм героини? Именно это делают Олю игрушкой в руках других людей.
В поступках Оли нет ни порока, ни мести, ни подлинного раскаяния, ни твердости
решения. Но как раз такой поворот страшен: гибнет создание, не понимающее ужас
своего положения. Поэтому до конца своей краткой, как миг, жизни, она сохранила
тягу к “легкому дыханию”. И писатель “ рассеивает его в мире, в этом
безоблачном небе, в этом холодном весеннем ветре”.
Автор выразительно передал странную логику поведения Оли, ее кружение по
жизни; на балах, на катке, бег по залам гимназии. Сдержано, отнюдь не
благосклонно рисуется окружение Оли. Цепочка равнодушных к ней лиц замыкается
последним звеном– посещением ее могилы (из-за выдуманных чувств) классной дамы.
Картину духовного угасания Бунин пишет, как привычную. Мысль о том, что в
однообразном механическом мире обречены и чистые порывы, вносит трагическую
интонацию в рассказ.
Кто ведет повествование?
Повествование будто ведется со стороны. Тот, кто рассказывает о ней, все
знает о ней, ее окружение, городской обстановке, его глазами увидены и сельское
кладбище, апрельские голые деревья, могильный крест и портрет умершей. Но
рассказчик ничем не выдает свою точку зрения. И только в завершающей фразе
писатель как бы от себя сохраняет “нечто нетленное”, прекрасное: “Теперь это
легкое дыхание рассеялось в мире… .”.
2. В чем-то есть разница между образами в ст. “Эпитафия” и в концовке
рассказа?
Совпадающие детали: “Институтское платье” и “сияющий взор”, но лирический
герой сохранил в памяти образ чудесной юной девушки и свою молодость тоже. В
повествовании подлинно прекрасным остается лишь “легкое дыхание”.
В финале произведения Оля рассказывает своей подруге: “Я в одной папиной
книге прочла, какая красота должна быть у женщины.
“Легкое дыхание, а ведь оно у меня есть, ты послушай, как я вздыхаю, ведь,
правда, есть?”
3. Какова роль финала? (Подслушанный разговор Оли Мещерской с подругой) и его
заключительной фразы?
4. В чем символика “легкого дыхания?”.
5. Есть ли в рассказе нравственных суд над Олей Мещерской?
Просто счастья желал поэт всем людям. Он хорошо знал, как тяжело бывает тем ,
кто этого лишен. В первые месяцы на чужбине он писал:
У зверя есть нора,
у птицы есть гнездо,
Как бьется сердце горестно и громко,
Когда вхожу крестясь в чужой наемный дом,
С своей уж ветхою котомкой.
Хочется привести еще и такие строки Бунина: “ Разве можем мы забыть Родину?
Она в душе. Я очень русский человек. Любовь с годами не пропадает”.
Ему так и не пришлось вернуться в свой дом, но вернулось то , что написано им
вдали. На всех его произведениях лежит свет России, его Родины.
И цветы, и шмели, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной
Срок настанет –
Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
Улыбку вызывают и вычитанные признаки красоты, и наивная вера девушки в них,
и детская проверка себя на принадлежность к их клану. Снова открывается
удивительная незрелость души. Уж не испытывала ли она свои чары в отношениях с
поклонниками, среди которых один и убил ее из ревности?
Почему же автор так почтил “легкое дыхание”?
А странности нет. Ведь Оля действительно обладала естественным дыханием,
жаждой особой, неповторимой судьбы. Олино внутреннее горение неподдельно и
могло бы вылиться в большое чувство. Если бы…. Если бы не бездумное порхание по
жизни, не пошлое окружение. Автор и оставляет миру не красоту девушки, а
лишь эти потенциальные, не развернувшиеся возможности. Они, по мысли писателя, и
не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к
совершенству.
Что прежде всего интересует писателя в образе героини?
В рассказе почти отсутствует событийно-бытовой план повествования.
Поворотные моменты в судьбе героев происходят “за сценой”.
Писателя интересует внутреннее бытие, “загадки души”. Вот они-“вечные” темы.
- Чем для вас интересен этот рассказ?
- Что вы узнали нового о Бунине?
- Что для вас значит любовь?
- Как бы вы расшифровали эти чувства?
“Любовь– побудительная сила духовного восхождения”,-сказал философ Платон.
Возможно его составляющими будут:
очищение жертва |
стремление ЛЮБОВЬ возвышение ? |
страдание ограничение |
Что бы вы добавили к этой схеме?
Домашнее задание: Написать рассуждение “Любовь – это талант души или
движение разума?”.
Тексты стихотворений, использованные на уроке: “Эпитафия”, “Забытый
чертог”, “Одиночество”, “Родине”, “Оттепель”.
Одиночество. И. Бунин
И ветер, и дождик, и мгла,
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла.
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно
Вчера ты была у меня,
Но тебе у же тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня.
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один – без жены…
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму…Родине. Иван Бунин
Они глумятся над тобою,
Они, о Родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат
Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей –
Усталой робкой и печальной
Средь городских его друзей.
Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья
Последний грошик берегла.Оттепель
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мирПрозрачно- бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубойНе налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенятНет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
carliepotter523
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература4 минуты назад
Чье досье заспорила информацию о нем? Остров сокровищ. Друг задал вопрос на который нужен ответ, а он не шарит.
-
Обществознание9 минут назад
Имеет ли право учительница для младших классов носить хиджаб в школе
-
Математика10 минут назад
Найти площадь, ограниченной параболой y=4x–x^2, прямой y=4-x и осью Ох.
-
Українська література10 минут назад
СРОЧНО, ПОЖАЛУЙСТА!!!!чому повість прийнято вважати автобіографічною, адже автор твору не є головним героем?
-
Экономика10 минут назад
кто такой не Знайка и всё Знайка
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Математика30 минут назад
Вас ебали 7 негров
-
Математика42 минут назад
Боты идите учите окр
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Лёгкое дыхание (Бунин)
Материал из Народного Брифли
Перейти к:навигация, поиск
Лёгкое дыхание
1916
Краткое содержание рассказа
Микропересказ: Ветреную гимназистку лишил невинности взрослый мужчина. Затем она увлеклась простым офицером. Тот хотел жениться на ней, но девушка призналась, что морочила ему голову. Обманутый офицер застрелил её.
В пересказе события упорядочены по хронологии. В оригинале рассказ начинается с описания кладбища и могилы Оли Мещерской. Деление на главы — условное.
Оля в гимназии. Разговор с начальницей[ред.]
Оля Мещерская была из числа богатых и счастливых девочек, которая особо не выделялась из общей толпы гимназисток.
Оля Меще́рская — красивая гимназистка, 15 лет, с ясным блеском в глазах, красивой фигурой, постоянно окружена мужским вниманием, способная, но шаловливая и ветреная.
К 14-15 годам она стала настоящей красавицей, особо не стараясь, не боясь «ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрёпанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена». К Оле пришло очарование, изящество, ловкость и нарядность.
В один из прекрасных зимних дней на большой перемене её вызвали к начальнице. Оля с присущим ей спокойствием вошла в большой кабинет, который ей очень нравился. Начальница, нервничая, говорила Оле о её плохом поведении, о дорогой одежде и обуви, пеняла девушке на то, что та одевается, как взрослая женщина, которой ещё не стала. Оля спокойно возразила, что она уже женщина, и виноват в этом 56-летний брат начальницы.
- Какова Оля Мещерская в раннюю пору гимназической жизни?
- Охарактеризуйте изменения в её облике в последние два года девичества?
- Как Бунин передаёт контраст впечатления от Оли Мещерской и начальницы гимназии?
Роман с казачьим офицером. Убийство Оли[ред.]
Оля познакомилась с казачим офицером.
Казачий офицер — некрасивый мужчина, «плебейского вида», не имеет ничего общего с тем кругом, к которому принадлежит Оля.
Она завлекла его, была с ним близка и поклялась быть его женой. Но спустя месяц, перед его отъездом, на вокзале, Оля призналась, что эти разговоры были лишь издевательством над ним, и дала ему страничку из своего дневника, где когда-то сама писала о своём первом мужчине.
Казачий офицер застрелил Олю прямо на вокзале и попал под суд.
Классная дама на могиле Оли[ред.]
На могиле Оли поставили дубовый крест с вделанным в него большим фарфоровым медальоном с портретом девушки.
Каждое воскресенье к Олиной могиле приходила маленькая женщина в трауре. Это была её классная дама, для которой выдуманная жизнь заменяла действительную.
Классная дама — немолодая девушка, в чёрных лайковых перчатках, с зонтиком из чёрного дерева.
После смерти брата предметом её дум и чувств стала Оля Мещерская. Классная дама приходила на её могилу и сидела там час, два, пока не замерзала. Она вспоминала подслушанный однажды разговор Оли. Та рассказывала подруге, какая должна быть женская красота, о ней Оля прочитала в одной из папиных книг. Из всех качеств она выделила лёгкое дыхание, которым как раз и обладала.
Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.
- Почему Бунин начинает свой рассказ с описания кладбища и могилы?
- Определите место и значение пейзажных описаний в рассказе. В какой мере они соответствуют облику героини?
- Почему могилу Оли посещает её классная дама?
- Соответствовала ли Мещерская тому эталону красоты, который она усвоила из папиной книги?
- Психолог Л. С. Выготский писал: «Рассказ прыгает то назад, то вперёд, соединяя и сопоставляя самые отдалённые точки повествования». Подтвердите это изложением событий в той последовательности, в какой они даны в рассказе.
- Какую роль выполняет дневник Оли, цитируемый в рассказе?
- С какой целью автор резко поворачивает сюжет и после диалога с классной дамой сообщает об убийстве девушки казачьим офицером?
- Какое содержание вкладывает героиня в словосочетание «лёгкое дыхание»? А как понимаете его вы?
- Почему так назван рассказ?
- Как вы поняли слова о том, что «лёгкое дыхание» «рассеялось в мире»?
- Почему хронологическая последовательность событий не совпадает с порядком их расположения в рассказе? Какой художественный эффект даёт это несоответствие? Для чего в рассказе параллельно изложены истории жизни Оли и её классной дамы?
- Как оценивает автор происходящее с Олей?
- Согласны ли вы с суждением Л. С. Выготского о том, что это рассказ не об Оле Мещерской, а о «лёгком дыхании»?
- Есть ли в рассказе нравственный суд над Олей Мещерской?
- Приведите примеры полного равнодушия Оли Мещерской к мнениям окружающих её людей.
- Какова, на ваш взгляд, художественная функция образа классной дамы?
- Почему действие рассказа начинается весной, в апреле?
За основу пересказа взято издание рассказа из собрания сочинений Бунина в 6 томах (М.: Художественная литература, 1988).