Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Есть ли в сказке «Спящая царевна» присказка, зачин, концовка и повторы?
Есть ли в сказке «Спящая царевна» Жуковского зачин, концовка и повторы?
Присутствует ли в тексте присказка?
1 ответ:
1
0
Жуковский ставил цель сделать сказку, наиболее похожую на народную, поэтому она вобрала в себя многие особенности народных сказок. Соответственно, тут присутствует зачин, который начинается следующими словами:
Концовка тут тоже присутствует и выглядит она вот так:
Под присказкой зачастую подразумевают короткую историю или прибаутку, которая начинает или заканчивает произведение. В нашем случае есть две присказки. Они чётко совпадают с концовкой и зачином. Это небольшие кусочки повествования, которые логически начинают и завершают сочинение.
Повторов в сказке много, но не так много как в произведении Пушкина. Например, в произведениии Пушкина есть троекратный повтор, когда царица трижды проговаривает к зеркальцу и Елисей тоже трижды спрашивает то, что ему нужно у сил природы:
Тут к повторам можно отнести:
Читайте также
Сказка «Спящая красавица» принадлежит перу Шарля Перро и её можно отнести к волшебным. В сказке происходят чудеса, а также имеются персонажи, которые умеют творить волшебство.
Темой сказки является колдовство обиженной феи, в результате чего принцесса заснула на сто лет. Такая тема поднимается и в других авторских сказках, например, в сказке Жуковского «Спящая царевна».
В сказке имеется много положительных героев: принцесса, её родители, добрая молодая фея, отважный принц. Отрицательная героиня в произведении одна — злая фея, не приглашенная на день рождения принцессы. Именно она и заколдовала девушку, которая через пятнадцать лет должна была уколоться о веретено и умереть. Правда, юная фея смягчила колдовство, благодаря чему принцесса заснула, а не умерла.
Главная мысль сказки заключается в том, что от судьбы сложно уйти, но попытаться стоит. Сказка «Спящая красавица» напоминает нам, что добро побеждает зло. Победить зло может только милосердие, добро и любовь, что и подтверждает счастливый финал сказки. Колдовские чары развеялись, принцесса проснулась и вышла замуж за прекрасного принца.
Зачин — это начало сказки. В отличие от присказки, в нём сообщается о месте и/или времени действия, главных действующих лицах повествования. Зачин погружает слушателя/читателя в сказочную атмосферу и создаёт интригу, часто в нём используются традиционные формулировки. Вот и в сказке «Подземные царства» мы находим все элементы зачина:
Мы узнаём о времени действия и попадаем туда, где живут фантастические существа (лешие, ведьмы, русалки) и случается то, чего не может быть в реальной действительности (летают жареные куропатки), знакомимся с действующим лицами (царь Горох, царица Анастасия Прекрасная и три сына-царевича). Напевность первой фразы своей длительностью и насыщенностью информацией, приглашает нас уютно устроится на диване и погрузиться в мир сказки, где героев ждут волшебные приключения.
Сказка «Сестрица Аленушка да братец Иванушка» начинается следующими словами «Жили-были…» есть определение главных героев, о которых пойдет речь в сказке, поэтому эти слова являются зачином. Иногда в зачине говорится о месте, где произойдут события, названия государства, но в сказке про Аленушку только упоминание главных героев.
К сказке «Спящая красавица» подойдут такие пословицы:
«Где гнев, там и милость» — старая фея предрекла зловещее будущее для принцессы, но молоденькая фея проявила милость к принцессе и смягчила его. Так принцесса укололась веретеном и проспала сто лет, а потом ее разбудил принц своим поцелуем.
«Чему быть того не миновать» — царь приказал попрятать все прялки, но принцесса все равно укололась, так что эта мера никак не помогла.
«Суженый и на печи найдет» — за сто лет, которые проспала принцесса замок обветшал и зарос сорняками. Но это никак не помешало принцу отыскать свою принцессу и разбудить ее поцелуем.
В этом есть скрытый контекст. То что сказано это народная фантастика, как бы утешение и надежда на светлое будущее. Вот и пиво, мёд как бы было но ничего в плоть не попало. По современному говоря виртуальная реальность, иллюзия и ничего более.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоалександровская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»
Урок литературы в 5 классе
«В.А.Жуковский. Волшебная сказка
«Спящая царевна»
Подготовила:
Бондаренко Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Новоалександровка, 2015
Цели:
- активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
- создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
- воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.
Планируемые образовательные результаты:
— предметные: ознакомление и усвоение сказки В.А.Жуковского «Спящая царевна», умение анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль, определять тему и жанр произведения, находить в тексте выразительные средства;
— метапредметные:
регулятивные — содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; целеполагание как постановка учебной задачи, осознание качества и уровня усвоения материала; последовательность действий с учетом конечного результата (при составлении презентации, исследовательская работа);
познавательные — умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текста; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
коммуникативные — принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
— личностные: воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего)
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, самостоятельная работа, творческая работа
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (с выходом в интернет), учебник, карточки.
Ход урока
- Организационный этап
Учитель: С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
- Этап актуализации знаний, способов деятельности
— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные
ученики будут награждены медалями «Читай-ка». (Слайд 1)
— Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых нужно назвать жанры произведений В.А.Жуковского (Слайд 2,3)
- Этап подготовки к восприятию новых знаний, способов деятельности
Учитель: Какова же тема нашего урока?
— С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке. Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика.
1. Актуализация знаний
— Что же вы знаете о В.А.Жуковском?
Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. (Слайды 4 – 11).
— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского. ( + Слайды 12 — 15) Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка «Спящая царевна». (Слайд 16)
- Этап сообщения темы и целей урока
1. Постановка проблемы
— Итак, наш основной проблемный вопрос таков:
- Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?
- В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?
— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.
2. Вступительная беседа
Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку.
Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Этап изучения нового материала, первичное закрепление знаний, способов деятельности
1. Чтение произведения (выборочно учащимися).
— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.
— Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? (на пушкинские
сказки?
— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало
вас?
— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
—Какова основная мысль прослеживается в сказке?
2.Словарная работа (Слайды 17 – 25+ самост. поиск значений слов в электронном словаре «Словорус»)
— Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
— Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)
- Этап закрепления знаний, способов деятельности
- Чтение-сканирование:
— Стр. 54, 1-й столбик.
— Стр.51, 2-й столбик (-Вот, глядит, отворена…).
- Чтение «буксир».
- Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
— Определите жанр произведения.
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
— Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?
( Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…» )
— Что отличает «Спящую царевну» от них?
( Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)
— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?
- Работа над содержанием, выделение выразительных средств.
- Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
— Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
— Кто пробудил царевну от волшебного сна?
— Расскажите о героях сказки.
— Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна» (слайд 26+ заранее дана ссылка на сайт виртуальной картингой галереи «GALLERIX»). Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте.
— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему?
— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны?
— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./
Молод цвет её ланит./…)
— Найдите строки пробуждения царевны?
— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные (Слайд 27).
— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
— Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …… (Слайд 28)
- Выделение выразительных средств: (в парах)
Задание 1 ряда: |
Задание 2 ряда: |
Выписать эпитеты |
Выписать сравнения |
Физминутка
Гимнастика для глаз
- Этап обобщения и систематизации знаний и способов деятельности
— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники:
Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин.
- Создание динамической картины
— Представьте, что вы — художники-мультипликаторы. Опишите (изобразите) кадры воображаемого фильма по сказке В.А.Жуковского «Спящая царевна» (каждая группа последовательно составляет презентацию из 3-5 слайдов (1-3 группы – по 3 чел., 4-я гр. – «собирает» кадры в фильм). По окончании работы класс смотрит «фильм».
2. Тест (резервное время) (Слайд 29 — 30)
Добрый царь |
|
Молод цвет её ланит |
. |
Матвей |
|
Царевна |
|
- Этап контроля, самоконтроля
Исследовательская работа в группах
Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.
Задание для 1-й группы: Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
( «Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
( «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)
Задание для 3-й группы: Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).
- Этап информации о домашнем задании (Слайд 31)
1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).
— Выберите одно из заданий на выбор.
Учитель:
— Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока?
— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?
— В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?
— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?
— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?
- Этап рефлексии
Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (Слайд 32)
— Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала:
Вы учитесь упорно,
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!
— В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал:
(Слайд 33)
…
Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?
Поощрение уч-ся медальками “Читай-ка”.
— Спасибо за работу. (Слайд 34)
Список использованной литературы:
- Жуковский, В. А. Спящая царевна. – Москва: «ЭКСМО», 2005.
- Жуковский, В.А, Сказки.- Белгород: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2009.
- Казакова, С. К. О портретах русских писателей: Жуковский – певец невыразимого / С. К. Казакова // Литература в школе. – 2009.
- Филонова, Ю. А. Сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна»/ Ю. А. Филонова // Литература в школе. – 2011.
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/09/14/urok-literatury-v-5-klasse-po-teme-va-zhukovskiy-lichnost-poeta.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87.
Спящая царевна (Жуковский)
Материал из Народного Брифли
Перейти к:навигация, поиск
Спящая царевна
1831
Краткое содержание сказки
Микропересказ: Злая чародейка заколдовала царевну, и та, уколовшись веретеном, уснула вместе с родителями и слугами. Через триста лет царевич нашёл старинный дворец, разбудил царевну поцелуем и женился на ней.
Царь Матвей много лет жил в любви и согласии со своей женой-царицей.
🤴🏻
Матвей — царь, добрый, любит жену и дочь.
👸🏻
Царица — жена царя Матвея, добрая и любящая.
Огорчало их только то, что не было у них детей. Однажды царица сидела на зелёном берегу ручейка и плакала. Из ручейка выполз рак, пожалел царицу, сказал, что скоро у неё родится дочь, и уполз обратно в ручей.
Рак-пророк оказался прав: царица родила очень красивую девочку.
👧🏻
Царевна — единственная дочь царя Матвея и царицы, очень красивая.
Счастливый царь Матвей решил это отпраздновать и устроил пир, на который пригласил одиннадцать молодых чародеек. В королевстве было двенадцать чародеек, но одну из них царь на пир не позвал. Кто-то украл из царской кладовой одно из двенадцати драгоценных золотых блюд, и царю пришлось вычеркнуть из списка гостей самую злую чародейку.
🧛♀️
Злая чародейка — хромоногая старуха, злобная и мстительная.
Начался пир, гости пили, ели от души, а потом, в благодарность за хороший приём, начали одаривать маленькую царевну.
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…
Десять чародеек произнесли свои пожелания, но одиннадцатая не успела: возле колыбельки появилась злая старуха и напророчила, что на шестнадцатом году царевна уколет руку веретеном и умрёт.
Проворчав это страшное предсказание, «ведьма скрылася из глаз», но чародейка, не успевшая высказать своё пожелание, сумела смягчить злое колдовство и пообещала, что царевна не умрёт, а уснёт на триста лет.
Чтобы спасти дочь, царь Матвей запретил сеять и прясть лён, а всех прях вместе с прялками и веретенами повелел выслать из царства вон. «Издав такой закон», царь Матвей успокоился и стал жить дальше.
Прошло время, царевне исполнилось пятнадцать лет. Однажды царь с царицей отправились гулять, но дочь с собой не взяли. Соскучившись, царевна решила осмотреть дворец и набрела на маленькую полуоткрытую дверцу, вошла в неё, поднялась по винтовой лестнице и увидела старушонку, которая спокойно пряла и поджидала девушку.
Старушка молча подала царевне веретено, та укололась и уснула. Вместе с ней сон охватил «весь огромный царский дом». Вернувшиеся с прогулки царь и царица заснули прямо на крыльце. Уснули все придворные и слуги, лошади в стойлах, мухи на стенах, огонь в печи и дым над огнём. Вокруг дворца вырос бор, окружённый изгородью из колючего терновника.
Через сто лет люди забыли о царе Матвее, знали только, что где-то за непроходимой колючей стеной стоит дом, в котором спит прекрасная царевна, и спать ей предстоит триста лет. Много смельчаков пыталось разбудить царевну, но из страшного бора никто не вернулся.
Прошло триста лет. Однажды весной, во время охоты, царский сын отстал от свиты и очутился возле бора. Там царевич разговорился со стариком. Тот рассказал ему легенду о царевне, которая спит в доме, затерянном в лесной чаще, и ждёт своего спасителя.
🧑🏻
Царевич — сын царя, храбрый удалец.
Царевич загорелся желанием увидеть царевну, пришпорил коня и поскакал в бор. К его удивлению, окружавший бор терновник превратился в усыпанный розами кустарник, который расступился перед царевичем. И сам бор был уже не страшным, а молодым, цветущим и полным жизни.
По ровной, гладкой дороге царевич подъехал к прекрасному старинному дому, полному спящих людей. По винтовой лестнице он поднялся в комнату, где уснула царевна, и был поражён её красотой.
…Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.
Очарованный красотой девушки царевич не удержался и поцеловал её. В тот же миг царевна проснулась, и вместе с ней проснулся весь дом. Царица и царь Матвей обняли царевича-спасителя и вскоре сыграли шумную свадьбу.
- Почему на торжество в честь рождения дочери царь не пригласил двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
- Кто спас царевну, усыпив её не навсегда? Кто пробудил её от многолетнего сна?
- Жуковский стремился к тому, чтобы детская литературная сказка «представляла воображению одни светлые образы, чтобы эти образы никакого дурного впечатления после себя не оставляли». Так ли это в сказке «Спящая царевна»? Ведь в ней есть злая чародейка.
- Сравните сказку В.А. Жуковского с народными: в какой форме написана сказка? Как автор ведёт повествование? Какие сказочные и реальные картины изображает? Как он относится к героям? Какие чудеса происходят в сказке? Как поэт описывает их?
- Как начинается и как заканчивается сказка? Есть ли в ней присказка?
За основу пересказа взято издание сказки из собрания сочинений Жуковского в 4 томах (М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1960).