1
«Журавль и цапля». Где в сказке присказка и зачин?
Выпиши из сказки зачин, присказку
Присказка зачин концовка в сказке журавль и цапля.
Цитаты из текста!
2 ответа:
1
0
Русская народная сказка «Журавль и цапля» существует как минимум в двух вариантах — народном и в обработке В. Даля. Поскольку Владимир Даль внес в содержание сказки много своего, авторского, то содержание зачина и присказки для этих сказок немного изменилось.
Вот какую присказку мы находим в обычном, народном тексте сказки:
А вот какая присказка в сказке Даля:
Теперь зачин. В народной сказке он полностью соответствует принятым канонам написания — описывает главных героев и место их обитания. Вот как это звучит:
Сказка «Журавль и цапля» в обработке Даля лишена классического зачина. Она выполнена в стиде авторской сказки и начинается словами:
0
0
В сказке найти присказку мы сможем легко.
Сам текст нам указывает, где она.
Это часть про сову — веселую голову.
После присказки сразу начинается следующая часть — зачин.
После основной части, где описаны и развиваются действия, идет концовка, или последняя часть сказки.
Читайте также
Присказка — это то, что «при сказке». Присказка идет необязательно вначале, а может быть и в конце. Это независимая часть сказки, никак не связанная с ее основным содержанием. Даже можно сказать, что это маленькая отдельная история (иногда всего в двух-трех строчках).
Важно не путать присказку с зачином. Зачин — он всегда впереди, и как бы, действительно, начинает сказку. Например, «в некотором царстве, в некотором государстве, жил царь». А дальше уже идет остальная часть сказки.
Присказка же — это отдельное «произведение». Ее задача — настроить слушателя на сказку, повысить его интерес к сказочному повествованию.
Вот пример присказки:
«Наминается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печеный, возле него лук толченый… Это присказка: сказка будет впереди».
То есть тут в присказке идет речь о каком-то сказочном острове Буяне. Видно, что содержание присказки никак не связано с самой сказкой, но для непосвященных детей, например, это интересно.
Настоящие русские сказочники знали до ста разных присказок. И их, ясное дело, слушать было не переслушать. Никто не знал, какая сказка начнется после очередной присказки…
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Гипотетически:
инвалид, ограничен в общении, у кого должен учиться?
ребёнок один на необитаемом острове, с кого брать пример?
и если он раз обделавшись, продолжает есть такую же пищу, ему можно лишь посочувствовать.
ВладимирЪ, лично прям с рождения на чужих «ашипках» учился? Хоть сто раз смотри, как трясёт других, пока самого током не шарахнет, в мозгу не зафиксируется. И афоризм «На ошибках учатся» исковеркан себе в утешение снобами, которые берегут своё оборудование, но считают возможным ломать чужое. Я считаю, что наша поговорка более широкого смысла: умный один раз обжегшись, урок усвоит, а дурак дураком и останется. У Хорнера это не учтено.
Смысл этой присказки заключается в том, что мотивация индивидуума сделать что-то кому-то плохо настолько всепоглощающая, что он даже не задумывается о последствиях своего поступка для себя же любимого. Еще это может означать, что в попытке насолить кому-то, человек поступает настолько глупо (порой неосознанно), что в, первую очередь, страдает сам, а тот, на кого его праведный гнев направлен, ничуть не пострадает. Из этого же ряда: назло кондуктору возьму билет и пойду пешком. Из недавних жизненных ситуаций: один латвийский парламентарий назло России перестал пользоваться лифтом (надо думать, что лифт был российского производства, а депутат не хотел кормить российскую экономику).
Сказки начинаются с зачина или присказки, если нет зачина, тогда сказка начинается с присказки. Присказка готовит к началу волшебных действий, а присказка включает описание места действия или описание главных героев. В сказке «Хрустальная гора» нет присказки, сказка начинается с зачина
Раньше парни в деревнях ходили под окнами девушки, чтобы ее увидеть и поговорить, а то и вызвать в сад. В дом без приглашения не заходили, да родители там, говорить придется с ними. Вот и стояли под окном и от скуки и смущения колупали замазку — а потом в такие окна дуло зимой, если много было «кавалеров» :).
Значение этого выражения примерно в том, что не стоит надоедать, раз тебя не хотят видеть (приходится долго стоять и ждать, поэтому замазка и колупается). Желанному гостю окно откроют быстро.
5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 40-42
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.
В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.
Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »
Сказка «Журавль и цапля»
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.
3.
Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
Размышляем о своеобразии сказок о животных
1. Вы прочитали ещё одну сказку. Она относится к жанру сказок о животных. Обратим внимание на то, как она начинается и заканчивается. Есть ли в ней повторы, постоянные эпитеты, народные выражения?
Сказка начинается с присказки о сове-веселой голове, а потом идет зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля». Заканчивается сказка не традиционной концовкой, потому что конца у этой сказки нет, так как журавль и цапля не поженились, а до сих пор ходят друг к другу свататься.
В тексте сказки мы встречаем повторы: жили-были, летала-летала, тяп, тяп. Здесь есть повторы в действиях: журавль и цапля дважды ходят друг к другу, их фразы тоже похожи. Постоянные эпитеты в сказке отсутствуют, но есть народные выражения, например, «несолоно похлебал», «болото месил».
2. Подумайте, чем она отличается от волшебных сказок и в чём её сходство с ними.
Сказка «Журавль и цапля» относится к сказкам о животных, в ней, в отличие от волшебной сказки, нет никаких превращений, сказочных героев, волшебства и присутствует юмор. Общее с волшебной сказкой здесь только то, что животные разговаривают и в сказке присутствует присказка, а также есть зачин.
Фонохрестоматия «к Слушаем актёрское чтение »
Сказка «Журавль и цапля»
1. Как начинается сказка? Что это за странные слова про сову громко, нараспев произносит сказительница? Как называется такое вступление к сказкам? Как вы думаете, зачем в сказке нужна присказка?
Сказка начинается с присказки про сову-веселую голову, именного его сказительница произносит громко и нараспев, чтобы все приготовились слушать сказку, чтобы вызвать интерес к тому, что же будет дальше. Присказка про сову, которая летает-летает, сядет, хвостиком повертит, головой покрутит и дальше полетит, очень похожа на саму сказку, где птицы ходят друг к другу, ходят, а договориться так и не могут.
2. Как вы считаете, каково отношение сказительницы к журавлю и цапле? Меняется ли это отношение на протяжении повествования? Как это передаётся интонацией?
Сказительница к журавлю и цапле в начале сказки относится нейтрально, но потом в интонации можно услышать сочувствие к журавлю, которого так грубо оттолкнула цапля, и к цапле, потому что после отказа журавля в голосе сказительницы чувствуется обида за цаплю и жалость к ней. Но далее, когда и журавль, и цапля постоянно отказывают друг другу, а потом жалеют о сделанном, в голосе сказительницы мы улавливаем иронию по отношению к героям.
3. Помогает ли музыкальное сопровождение нам зримо представить героев, их характер, внешний вид, походку? Кто знает, на каких инструментах исполняется музыкальное сопровождение?
Мне кажется, что музыкальное сопровождение сказки ведут три инструмента: баян (гармонь), ксилофон и гудок. Музыка звучит как раз в момент хождений героев, и кажется, что видишь, как птицы передвигают ногами. Судя по темпу и звукам, делают они это важно, как бы любуясь собой. Уловить самовлюбленность в характере героев мне помогло именно музыкальное сопровождение.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).