Есть люди а есть иные и человеки сочинение

«Есть — люди, а есть — иные — и человеки…» — сочинение по пьесе Максима Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — одно из самых значительных произведений Горького. Её успеху сопутствовало то, что автор, как и его обездоленные герои, прошёл суровую школу труда, вместе с ними, простыми мужиками, ремесленниками, босяками, медленно, но упорно пробиваясь «к свободе, к свету». Уже тогда он видел, как люди с нижних этажей жизни, разутые и раздетые, голодные и лишённые всех прав человеческого существования, мучительно ищут ответы на социальные и этические вопросы, вплоть до смысла жизни и назначения человека. И одной из блистательных сторон творчества Горького стало художественное воссоздание процесса этих великих исканий. В его пьесе герои , один другого униженнее, разорвавшие все связи с обществом и начисто отвергнутые им, ведут нескончаемые споры о таких категориях, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность. Своеобразие этого произведения состоит в тесном переплетении двух линий – обличительной и философской. Жизнь обитателей ночлежки, безысходность их положения и трагичность судьбы – это обличение социальной действительности. Философское содержание пьесы заключается в главном вопросе, который поставил автор: «Что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Пожалуй, этот вопрос так же сложен, как и сама жизнь. И вместе со своими героями Горький стремится найти такую истину, которая даст человеку реальный выход из тупика.

Действие пьесы происходит в ночлежке Костылёвых, которая напоминает собой тюрьму. Автор рисует нам настоящую трагедию раздавленных жизнью людей, у которых ничего нет, всё отнято, потеряно, втоптано в грязь. Настоящее этой ночлежки ужасно. Голод, болезни, нищета и пьянство – вот её характерные черты. Обитатели пришли сюда разными путями из всех слоёв общества. Барон был дворянином, Актёр играл на сцене, Бубнов имел красильную мастерскую, а Клещ был простым рабочим. Путь этих людей на «дно» индивидуален, но закономерность этого пути одинакова. В трудный момент общество не поддержало их, отвергло, растоптало их души, их личности, превратило в босяков, обрекло на гибель. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем. И на самом «дне», продолжают действовать неумолимые законы общества. Здесь существуют свои короли и подданные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники, но их взаимоотношения гораздо обнажённее, чем там, на верху жизни. В таких условиях у людей проявляются самые низменные черты характера: ненависть к окружающим, чёрствость, бессердечие, А ведь когда-то они знали и другую жизнь. «Нет у меня здесь имени…Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? » — с горьким чувством восклицает Актёр. И в этом возгласе отчаяния слышится нестерпимая боль, обида человека, выброшенного за борт жизни. У этих людей отобрали всё, даже имя, но веру в будущее не смогли отнять.

Несмотря на своё положение, они не теряют надежду найти в жизни какую-то опору, дающую силы выдержать всё. В труде пытается отыскать выход из тупика Клещ, в любви ищет свою защиту от реальности Настя, к Богу обращено сердце Анны, спившийся, потерявший своё имя Актёр живёт надеждой на возвращение утраченного таланта. О тайных своих желаниях эти люди говорят редко, сбивчиво, с трудом подыскивая слова. Но автор с удивительной чуткостью относится к их мечтам, вносящим некоторое чувство одухотворённости в столь безрадостное существование. Правда, в пьесе присутствует и другой тип характеров. В чём-то близки друг к другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились с положением босяков, откровенно занимаются шулерством, цинично издеваются над несчастьями и чудачеством ближних, равнодушны к преступлениям. Но ,одновременно, эти люди верно и глубоко судят о жизни и о человеке. Природный ум, обречённый на бездействие, — вот противоречие их исходной позиции. Все герои пьесы , конечно, достойны лучшей участи. Но рисуя обитателей ночлежки и подчёркивая в них человеческие черты, вызывающие чувство сострадания, Горький вместе с тем показывает их полное бессилие. Они живут надеждами, но сделать что-нибудь, изменить своё положение не могут, да и не пытаются.

И тут появляется в пьесе новый, неведомо откуда взявшийся персонаж – Лука. Кто он такой? Бродяга, прошедший через все жизненные трудности и невзгоды, но сохранивший при этом доброту и интерес к людям. Он принёс с собой то, чего так остро не хватало этим несчастным: желание понять другого человека и помочь ему сочувствием. И, действительно, очень скоро Лука начинает понимать всех обитателей ночлежки и каждого в отдельности. Оценки старика точны, остроумны, образны. Но его влекут загадки и более широкого свойства: он стремиться постичь человеческую природу. На этом нелёгком пути Лука приходит к ряду мудрых наблюдений: «Есть – люди, а есть иные –человеки». «Есть земля неудобная для посева…и есть урожайная земля…что ни посеешь на ней – родит», — смело говорит старик Костылёву, чем, естественно, вызывает гнев кровопийцы-хозяина. С его появлением в тёмной, грязной, сырой ночлежке становится намного светлее. Лука – это утешитель, старающийся поднять человека в собственных глазах или же примирить его с безрадостным, рабским, нищенским существованием. В речах старца слышатся добрые слова, адресованные всем обитателям ночлежки. Он утешает умирающую Анну, вселяя в неё веру, что в ином мире она обретёт покой и счастье. Спившемуся Актёру дарит надежду на скорое излечение в бесплатной лечебнице для алкоголиков. А Ваське Пеплу говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Лука убеждён, что главное – пробудить в человеке стремление изменить свою жизнь, и неважно, что для этого предложить. Именно в этом смысле в его речах нет границы между правдой и ложью. Но реальная жизнь опровергает «теорию» Луки. Всплеск ложных иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки. И в этой ослабленной перед жестокой действительностью позиции они терпят полный крах своих надежд, начинается цепная реакция: Василиса избивает Наташу, Пепел убивает в драке Костылёва, за этим следует его арест, испытывает глубокое потрясение всё потерявший Клещ. А потом происходит более страшная трагедия: так и не сумев найти ответы на волнующие его вопросы, обрывает свою жизнь Актёр. Утешительная ложь Луки стала опасной игрушкой в руках обречённых людей. Она всего лишь на время подарила им успокоение, лишь на мгновение увела их от тяжёлой и грязной действительности в сказочный мир надежд. Поясняя своё отношение к героям пьесы, Горький не раз утверждал, что Лука – жулик, обманщик. Он, собственно, ни во что не верит. Но не следует воспринимать эти высказывания буквально. Ведь ложь не приносит Луке никаких выгод. Просто он видит, как страдают и мечутся люди, и ему очень жалко их. Конечно, его доброта оказывается бессильной перед сложными проблемами общества и человеческих отношений. Примиряя людей с жизнью, рисуя им лучшее будущее, он сам не знает каким путём его достигнуть. В образе Луки воплощается идея мнимого гуманизма, который призывает жалеть человека, выражая ему лишь внешнее сочувствие.

Автор пьесы выступает не на стороне проповедников лжи и сострадания, а на стороне тех, кто стремится к истине. И как бы горька и печальна эта истина ни была, она нужнее и лучше самой красивой лжи. Высокое назначение человека состоит в том, что он должен не примиряться с существующей жизнью, а активно бороться против всего чуждого правде, против окружающей несправедливости. Подлинный гуманизм воплощается в образе Сатина. Как и все его сотоварищи по несчастью, он лишён идеалов и цели в жизни. Но в то же время Сатин единственный, в чьи уста Горький смог вложить свои мысли. Из всех ночлежников только он способен сказать: «Я знаю, я читал».И только он понимает, что Лука лжёт из жалости к людям. Начиная, казалось бы, с защиты старика, Сатин развенчивает его философию. Ложь, по его мнению, — преступление. Он называет её «религией рабов и хозяев», считая, что следует не примирять человека с действительностью, а поставить её саму на службу человеку. Именно таков высокий смысл слов Сатина: «Человек – вот правда! Всё – в человеке, всё для человека! Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!» Этот монолог звучит с самого дна жизни, звучит как вызов обстоятельствам, породившим нищенское существование народа в ночлежках, подобных ночлежке Костылёвых. И всё-таки речь Сатина о «человеке – правде» бледна. Горький сам чувствовал, что такое выступление неорганично для характера героя. Однако, кроме Сатина её некому сказать ярче и лучше. Эта речь не воспринимается как прямой революционный призыв, потому что обитателям дна не присуще чувство протеста, чувство, заставляющее народ подниматься на борьбу. Но зато она вызывает ненависть к несправедливости и злу и заставляет думать.

Вопрос об утешительной лжи и беспощадной правде решается в пьесе как категорическое требование уничтожить всю ложь, разрушить социальную почву, на которой она возникает. Что делать, чтобы миллионы людей честного труда не скатились «на дно», а стали достойны великого имени — Человек? Ответ на этот вопрос сам Горький нашёл не сразу. Ему пришлось пройти суровую школу. И пребывание на дне жизни, среди «отбросов общества», породило у него, кроме испепеляющей ненависти к существующему строю, непоколебимую веру в исключительную талантливость простого человека. Он открыто прославляет людей независимых, дерзких, умеющих брать от жизни полной мерой, способных на героизм в любви, дружбе. Добро, отзывчивость, человечность, тоску по необыкновенному и, вместе с тем, ненависть ко лжи, лицемерию, эгоизму – вот что видит Горький на дне тогдашней жизни.

В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костыле-вых — месте, как бы находящемся вне мира людей. Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие-связи — социальные, профессиональные, духовные, семейные. Ничто не связывает и самих ночлежников — они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Итак, разобщенность, беспросветность жизненного «дна». Что может помочь человеку? Может ли его вообще что-либо спасти?

В споре, ведущемся о человеке, особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична и в этой фатальности цинична. По его мнению, все люди — «лишние», так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, «родятся, поживут, умирают». Человек бессилен что-либо изменить. Отсюда — равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. Правда Бубнова — это правда внешних обстоятельств жизни.

Лука — пожалуй, самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения. Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот странник — единственный носитель идеи сострадания в пьесе. Он сознает: есть «люди» и есть «человеки». Слабым («людям») нужна поддержка: в надежде, в вере, в силе другого. Ибо вера и надежда — мощнейший стимул всех человеческих деяний. Анне Лука пытается облегчить муки ухода из жизни, в Актера и Пепла вселяет надежду на возможность изменить жизнь к лучшему. Но, с другой стороны, после исчезновения старика обретенная людьми надежда оказывается не только иллюзией, но и превращается в полную свою противоположность, что приводит героев к катастрофе. Людям же сильным духом («человекам»), тем, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь. Они сами творят свою судьбу, свое счастье и свое несчастье. Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Но главное — она обращена к доброму в душе каждого человека. Это доброе пробуждает в нем желание стать лучше.

Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга».’ Человека надо уважать, считает герой, жалость только унижает. Но кто сам Сатин? Шулер, человек, живущий заведомой ложью. Он говорит красиво, но декларирует презрение к тем несчастным, кто работает ради корки хлеба: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми». Говорит об уважении, а уничижает того самого «маленького человека», которому сочувствовала русская литература, начиная с Пушкина. Образованный, умный, сильный Сатин сам, очевидно, мог бы вырваться со «дна» жизни, но не хочет этого сделать: зачем? Так идея «свободного человека» (как и идея утешения ложью Луки) превращается в свою полную противоположность — в философию своеволия, и Сатин становится невольным идеологом зла, превращая его в форму существования на земле и оправдывая его.

Таким образом, в пьесе нет однозначного ответа на вопрос: что лучше — истина или сострадание? Горький выражает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости сострадания в жизни людей.


Author

Есть люди, а есть и человеки (По пьесе М. Горького «На дне»)

  • Главная
  • Сочинения
  • По литературе
  • 11 класс
  • Горький М.
  • Есть люди, а есть и человеки (По пьесе М. Горького «На дне»)
  • Все
  • 10 класс
  • 11 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс

Есть люди, а есть и человеки (По пьесе М. Горького «На дне»)

Пьеса «На дне» написана Максимом Горьким в начале XIX века. С первых дней она имела колоссальный успех и вскоре была представлена на сценах российских и европейских театров. Писатель достоверно и без лжи описывает жизнь «дна». Впервые слово было представлено людям, которых прежде не слушали и не замечали.
Основная тема разговоров – человек и его жизненное предназначение. Единодушного мнения не было, поэтому возник спор между представителями религиозной и атеистической концепций. Православное начало отстаивал Лука. Он считает человека Божьим проводником, счастье которого зависит от того, как он справляется с работой. Для того, чтобы стать успешным, нужно верить в Бога. Лука социум разделяет на «людей» и «человеков». Наивысшей благодатью он считает смерть, поэтому советует Анне встретить ее с достоинством и принять как избавление от существования. Люди «дна» редко готовы к такому повороту, но они не готовы ни к смерти, ни к жизни. Среди них выделяются Пепел и Наташа. Молодые люди видят смысл жизни друг в друге, и они могут освободить себя от обстоятельств. По мнению Луки они достойны благодати. Другие жители ночлежки могут рассчитывать только на жалость. Они заслужили только смерть.
Чувство жалости, это то, что отличает религиозного человека от атеиста. Горький придавал этому большое значение. И вот он главный вопрос: «Что же лучше жалость или истина?».
Атеистическую концепцию рассматривает Сатин. Он считает, что только человек в силах влиять на свою судьбу. Он самостоятельно может достигнуть благодати, поэтому верить нужно исключительно в себя. И жалости здесь ни место, ведь человек сам виноват во всем случившемся.
Сторонники религиозной концепции заходят в тупик, и  Лука исчезает. Внимательный и мыслящий читатель понимает, что в этом споре автор принимает сторону атеистов.

Измученный жизненными трудностями человек теряет веру. Так произошло с Актером. Не надеясь на себя и Бога, он решает покончить жизнь самоубийством. Такой ход событий показывает на свободу выбора человека, что противоречит религиозной концепции. Для Горького этот поступок обозначает победу атеистов. 
В своей пьесе Максим Горький создал религиозную концепцию слабее атеистической и в конце концов вера в человека побеждает веру в Бога. Произведение до сих пор актуально и является частой темой для рассуждений.


  • Изображение природы в повести «Тарас Бульба»
  • Краткое содержание рассказа Артура Конан Дойля «Горбун»
  • Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
  • Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой»
  • Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»

Пьеса М. Горького «На дне» написана в 1902 году, Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей «дна». Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу. Теперь же слово было предоставлено тем, кого обычно не только не слушали, но и не замечали.

Человек и его предназначение занимают большое место в разговорах ночлежников. Спор возникает между сторонниками двух концепций — традиционной (религиозной) и новой (атеистической).

Православное, народное понимание человека воплощено в образе Луки. Для него человек — проводник Божьей воли. От того, как он выполняет эту роль, зависит его личное счастье. Чтобы добиться успеха, человек должен верить не в себя, а в Бога.

С точки зрения Луки, есть «люди», а есть «человеки», как «есть земля, неудобная для посева… и есть урожайная земля…». Все обитатели ночлежки всего лишь люди. Поэтому единственная благодать, которая будет им дарована, — смерть. Вот почему Лука убеждает Анну встретить смерть как долгожданное избавление от мучительного существования.

Среди людей «дна» трудно встретить кого-нибудь, готового и способного не к смерти, а к жизни. Пожалуй, только Наташа и Пепел обретают смысл жизни друг в друге. Они еще молоды. Они могут вырваться из-под власти обстоятельств. Они способны обрести веру в Бога. А значит, они достойны надежды и благодати. Остальные же обитатели ночлежки заслуживают, по мнению Луки, только жалости. И он жалеет их, не заслуживших иной благодати, кроме смерти.

Жалость — вот что отличает религиозное понимание человека от атеистического. Для Горького это имело огромное значение. По его словам, главный вопрос, который он хотел поставить в пьесе, звучит так: что лучше — жалость или истина?

Атеистическая концепция сформулирована Сатиным. Он объявляет человека единственным законодателем, определяющим собственную судьбу. Воля каждого сильна и свободна. Человек свободен в своих поступках. Он в состоянии самостоятельно достигнуть благодати. Надо только верить в себя, а не в Бога, не в «праведную землю», не во что-либо еще. Жалеть себя или другого бессмысленно, потому что никто, кроме самого человека, не виноват в его горестях. Разве можно жалеть того, кто осуществил свою волю? Если для верующих «блаженны нищие духом», то для сторонников атеистических взглядов «блаженны сильные духом». Это по-своему очень привлекательно. Пьеса Горького такова, что в ней сторонники религиозного взгляда заходят в логический тупик. Бог дает человеку закон. «Законопослушный» блажен, преступивший закон несчастен. Но ведь именно Бог, провидение, судьба делает тебя праведным или грешным! Это тоже закон. Может быть, поэтому в религиозной концепции и есть место жалости.

Однако в критический момент утешитель Лука исчез, сбежал, дискредитировав себя и свою идею. И это не единственный сюжетный ход, позволяющий судить об авторской позиции, полагать, что сам Горький на стороне атеистов.

Человек, замученный жизнью, может утратить всякую веру. Так и случается с Актером, который, разуверившись в милосердии Бога и не надеясь на себя, кончает жизнь самоубийством. Но самоубийство — высшее проявление свободы воли, а, следовательно, отрицание религиозной жалости Луки. Смерть Актера означает для Горького победу атеистического взгляда на человека. Вот почему так спокойно реагирует на страшное известие Сатин. По его мнению, Актер обрел веру в себя.

В пьесе «На дне» вера в человека одержала победу над верой в Бога. Это произошло потому, что автор сознательно сделал религиозную концепцию уязвимой. Вспомним хотя бы те случаи, когда Лука сам нарушает православные догматы.

Когда Анна спрашивает его, что будет после смерти, он отвечает, что ничего не будет. И это не единственный пример.

Горький хотел показать, что православие исчерпало себя и его надо заменять новой религией. Для «пролетарского писателя» эта религия — коммунизм. Спор о человеке в пьесе «На дне» оказывается средством, с помощью которого писатель показывает первые шаги своей новой религии, ее первые победы в умах людей. Борьбе за торжество новой веры он посвятит всего себя. А уж судить о правомерности его выбора предстоит поколениям читателей.

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность», — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного «дна».

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей «дна»? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужнр ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея «возвышенного обмана», который позволяет человеку нести бремя «низких истин», встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «…чего тебе правда больно нужна?., подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Блок 1. Есть - люди, а есть - иные - и ҹеловеки... (По пьесе М.Горького На дне.). В основе пьесы Максима Горького На дне (1902) спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ноҹлежке Костылевых месте, находящемся вне мира людей. Практиҹески все обитатели ноҹлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные. Ниҹто не связывает и самих ноҹлежников они лишь слуҹайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ниҹего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя Герои пьесы люди, оказавшиеся на самом дне жизни. Что может помоҹь ҹеловеку? Может ли его вообще ҹто-либо спасти? В ведущемся споре о ҹеловеке особенно важны три позиции Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистиҹна. Человек бессилен ҹто-либо изменить в своей судьбе. Отсюда равнодушие не только к ҹужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению все люди лишние, так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие ҹеловеком и господствующие над ним. Люди плывут по теҹению, как щепки, бессильные ҹто-либо изменить. Правда Бубнова это правда внешних обстоятельств жизни. Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: Что луҹше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, ҹтобы пользоваться ложью, как Лука? Лука носитель идеи сострадания в пьесе. Он сознает: есть люди и есть ҹеловеки. Слабым (людям) нужна поддержка: в надежде, в вере, в силе другого. Ибо вера и надежда мощнейший стимул всех ҹеловеҹеских деяний. Анне Лука облегҹает муки ухода из жизни, в Актера и Пепла вселяет надежду на возможность изменить жизнь к луҹшему. Но с другой стороны, после исҹезновения Луки обретенная людьми надежда оказывается не только иллюзией, но и превращается в полную свою противоположность, ҹто приводит героев пьесы к катастрофе. Людям же сильным духом (ҹеловекам), тем, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь. Они сами творят свою судьбу, свое сҹастье и свое несҹастье. Таким образом, философия Луки вклюҹает в себя и христианское долготерпение, и ҹуткость к ҹужому страданию, и трезвый реализм. Но главное она обращена к доброму в душе каждого ҹеловека. Это доброе пробуждает в нем стать луҹше. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: Все в ҹеловеке, все для ҹеловека. Существует только ҹеловек, все остальное дело его рук и мозга. Человека надо уважать, сҹитает Сатин, жалость только унижает. Но кто сам Сатин? Шулер, ҹеловек, живущий заведомой ложью, абсолютно равнодушный к людям, презрение к ближнему, проповедующий нетрудовую философию (для ҹего работать? для сытости? Человек выше сытости). Образованный, умный, сильный Сатин мог бы вырваться со дна жизни, но не хоҹет этого сделать. Идея Свободного ҹеловека, - как и идея Луки, превращается в свою полную противоположность в идею своеволия, и Сатин становится невольным идеологом зла, превращая его в форму существования на земле и оправдывая его. Но слова о ҹеловеке, имя которого звуҹит гордо, Горький вложил все-таки в его уста. Не было в пьесе другого героя, способного произнести столь важные для драматурга слова о сильном и гордом ҹеловеке. Оба героя, несомненно, связаны принципом парности, не слуҹайна и символика имен. Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука от лукавого, но это так же имя одного из ҹетырех евангелистов. Лука. Ты... леҹись! От пьянства нынҹе леҹат, слышь! Бесплатно, браток, леҹат... такая уж леҹебница устроена для пьяниц... Человек все может, лишь бы захотел... Смерть она все успокаивает... она для нас ласковая... Помрешь отдохнешь... А хорошая сторона Сибирь? Золотая страна. Человека приласкать - никогда не вредно... Человек должен уважать себя. Все ищет найдет... Кто крепко хоҹет найдет! Сатин. Ложь религия рабов и хозяев... Правда бог свободного ҹеловека! Чело-век! Это великолепно! Это звуҹит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать ҹеловека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Работа? Сделай так, ҹтобы работа была мне приятна я, может быть, буду работать... Когда труд удовольствие, жизнь хороша! Когда труд обязанность, жизнь рабство! Таким образом, в пьесе нет однознаҹного ответа на вопрос: ҹто луҹше: истина или сострадание? Горький выражает и уверенность, ҹто только истина в состоянии спасти ҹеловеҹество, и понимание знаҹимости сострадания в жизни людей. 









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Есть люди а есть иные и человеки (По пьесе М Горького На дне ). Поищите еще с сайта похожие.

Содержание:

  1. История создания и судьба пьесы «На дне»
  2. «На дне» — пьеса об обездоленных людях
  3. Заключение
Предмет: Литература
Тип работы: Реферат
Язык: Русский
Дата добавления: 22.02.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В пьесе «На дне» Горький показывает людей, разбитых жизнью, обреченных на смерть. Проблемы работы раскрываются не столько в действии (мир приюта казался замерзшим, событий не так много), но и в разговорах персонажей. Основной философский вопрос — спор об истине. Эти споры ведутся между жителями ночлега на протяжении всего спектакля и, прежде всего, между Люком и Атласом. Люк и Сатин не сталкиваются напрямую, но их мировоззрение противоречит всей логике развития сюжета.

Философия Луки основана на том факте, что вера может и часто должна заменить настоящую истину, поскольку она помогает человеку вырваться из ужасной реальности в мир прекрасных иллюзий. И действительно, с появлением странника атмосфера в жилом доме стала более человечной. Старик стремится дать умирающим хоть какую-то надежду, утверждает, что люди живут к лучшему, утешает их и в то же время пытается проснуться в каждом человеке. Анна успокаивает ее разговорами о блаженном молчании после смерти, Пепла соблазняет картинами свободной жизни в Сибири, Наташей с возможной любовью, актер рассказывает о больнице от алкоголизма, и он верит и превращает: «Я работал сегодня, записал мелом на улице, и не пил водку! Рассказывая притчу о праведной земле, Люк показывает, как иногда ложь спасает людей, а правда опасна.

Похоже, правда на его стороне, и проблема решена: розовые очки лучше страшной реальности. Но в самый важный для жителей момент, когда многие стали верить во что-то лучшее, старик исчезает. Люди, разбуженные Лукой, вступают в конфликт с внешним миром и не могут изменить свое плачевное положение: актер повесился, Эш в тюрьме, Анна мертва. С этим трагическим окончанием Горький показывает, что Люк ошибся. Розовые очки разбиваются, когда они сталкиваются с ужасной реальностью, и, кажется, еще хуже, когда уходит вера.

Сатин отвергает философию Луки: «Ложь — это религия рабов и господ. Истина — это бог свободного человека! В одном Атлас соглашается со странником: «Человек — это правда!» Но не принимает его жалости, потому что это унижает человека. Говоря о значении человека, герой утверждает, что судьба — дело рук и умов каждого. Но и здесь не все понятно: сам герой оказался «на дне». Атлас не подходит для настоящего случая. Его слова, вселяющие в человека веру, лишь временно воздействовали на убежища, как и слова Луки. Трагедия неосуществимости надежд, напрасно выражается в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит «на дно» всех персонажей Горького.

Проблема суровой правды и спасения лжи в работе не решена, она только поставлена, как это характерно для многих произведений русской литературы, поднимая вопросы и предлагая читателям самим искать ответы.

История создания и судьба пьесы «На дне»

Расцвет русской драмы XIX века. связано с именем А. Н. Островского. После его смерти критика заговорила о упадке современной драмы, но в конце 90-х и начале 1900-х годов. Драматическое искусство и его сценическая интерпретация получают новый общепризнанный взлет. Знамя нового театра — драма Чехова, творчески прочитанная режиссерами-новаторами и основателями МХАТа. На самом деле, только с этого времени режиссер приобрел большое значение в русском театре.

Новизна режиссерской интерпретации пьес и необычной для старой сцены пьесы актеров принесла Художественному театру огромный успех и привлекла внимание молодых писателей. Горький писал, что не любить этот театр «невозможно, не работать на него — преступление». Первые пьесы Горького были написаны для Художественного театра. Увлечение работой над драматургией было настолько сильным, что Горький почти перестал писать прозу на несколько лет. Театр для него — это трибуна, с помощью которой можно громко призывать бороться со всем, что ведет к порабощению человека; писатель дорожил возможностью использовать эту трибуну.

По своей поэзии драматург Горький близок к поэтике Чехова, но его пьесы характеризуются разными проблемами, разными героями, разным восприятием жизни — и его драматургия звучала по-новому. Характерно, что придирчивые современники почти не обращали внимания на типологическую взаимосвязь драматургии обоих авторов. Индивидуальный принцип Горького был на первом месте.

Горького звучит обвинение, вызов, протест. В отличие от Чехова, который тяготеет к раскрытию жизненных конфликтов с помощью полутонов и подтекстов, Горький обычно прибегает к голой остроте, к подчеркнутому контрасту мировоззрений и социальных позиций героев. Это спорные пьесы, игры идеологического противостояния.

Одна из этих пьес — «На дне». Впервые она была напечатана в виде отдельной книги под названием «На дне жизни» издательством Марклевского в Мюнхене без указания года и под названием «на дне», издательством товарищества «Знание», Санкт-Петербург. 1903 год. Мюнхенское издание поступило в продажу в конце декабря 1902 года, петербургское издание 31 января 1903 года. Спрос на книгу был необычайно высоким: весь тираж первого петербургского издания, тиражом 40 000 экземпляров. распроданы в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75 000 экземпляров — ни одно литературное произведение до сих пор не пользовалось таким успехом.

Креативная концепция пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. Весной этого года в Крыму М. Горький рассказал Константину Станиславскому о содержании задуманной пьесы. «В первом выпуске главной ролью была роль лакея из хорошего дома, который больше всего хранил воротник из классической рубашки — единственное, что связывало его с его прошлой жизнью. В жилом доме было многолюдно, его жители ругались, атмосфера была отравлена ​​ненавистью. Второй акт закончился внезапным обходом укрытия полицией. Когда весь муравейник сообщил об этом, они начали суетиться, торопились спрятать добычу; и в третьем акте пришла весна, солнце, природа ожили, укрытия от зловонной атмосферы вышли на свежий воздух, к земляным работам, они пели песни и под солнцем, на свежем воздухе, они забыли о своей ненависти друг для друга », — вспоминает Станиславский.

В середине октября 1901 года Горький сообщил основателю и руководителю партнерства «Знание» К.П. Пятницкому, что он создал «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых будет посвящена изображению определенного слоя российского общества. О последнем из них в письме говорится: «Еще одна вещь: бродяга. Татарин, еврей, актер, хозяйка пансионата, воры, детективы, проститутки. Это будет страшно. Я уже подготовил планы, я вижу — лица, фигуры, я слышу голоса, речи, мотивы действий — все ясно, все ясно!

Горький начал писать «На дне» в конце 1901 года в Крыму. В своих мемуарах о Льве Толстом М. Горький рассказывает нам, что читал письменные части пьесы Толстому в Крыму.

В Арзамасе, куда М. Горький прибыл 5 мая 1902 года, он интенсивно продолжал работу над пьесой. 15 июня спектакль был завершен, и его белая рукопись была отправлена ​​в Петербург к К.П. Пятницкий. Получив машинописные копии из Санкт-Петербурга вместе с рукописью, М. Горький исправил текст пьесы и внес в него ряд существенных дополнений. 25 июля один экземпляр пьесы был снова отправлен в Санкт-Петербург, в издательство «Знание». Другой экземпляр М. Горького был отправлен А.П. Чехову. После этого драма никогда не была защищена авторским правом.

Название во время работы над спектаклем менялось несколько раз. В рукописи оно называлось «Без Солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Последнее название сохранилось даже на белой машинописной машинке, отредактированной автором, и в печатном мюнхенском издании. Финальный заголовок — «На дне» — впервые появился только на афишах МХАТа.

Постановка спектакля на сцене российских театров натолкнулась на большие препятствия со стороны театральной цензуры. Сначала игра была строго запрещена. Чтобы разрушить или хотя бы ослабить революционную направленность пьесы, театральная цензура сделала большие счета и внесла некоторые изменения в пьесу.

Впервые спектакль был поставлен 18/31 декабря 1902 г. Московским художественным театром. Художественный театр создал спектакль огромной силы, спектакль, который лег в основу многочисленных копий в спектаклях других театров, как российских, так и зарубежных. Пьеса «На дне» была переведена на многие иностранные языки и, начиная с 1903 года, с большим успехом выходила на сцену всех крупных городов мира. В Софии в 1903 году спектакль вызвал бурную уличную демонстрацию.

”Есть - люди, а есть - иные - и человеки...” (По пьесе М. Горького “На дне”)

Спектакль поставлен Вятским городским театром, Нижегородским театром, петербургскими театрами: Василеостровским театром, Ростовским театром на Дону, Новым драматическим партнерством в Херсоне (реж. И исполнитель роли актера — Мейерхольд).

В последующие годы спектакль ставили многие провинциальные театры и столичные театры, среди них: Екатеринодарский и Харьковский (1910), Народный театр, Петроградский (1912), Московский военный театр (1918), Народный драматический театр в Петрозаводске (1918), Харьковский театр рус. Драма (1936), Ленинградский драматический театр им. Пушкина (1956).

В 1936 году спектакль был снят французским режиссером Ж. Ренуаром (Барон — Жуве, Эш — ​​Габен).

В наше время постановку спектакля «На дне» можно увидеть во многих театрах: МХАТ. Театр-студия им. М. Горького, Олег Табаков, Московский театр на юго-западе, Малый драматический театр под руководством Льва Эренбурга.

«На дне» — пьеса об обездоленных людях

Спектакль «На дне» был убеждением социальной системы, которая превратила людей в отбросы общества. В то же время мир «дна», ночевка, в которой живут люди трагической судьбы, приравненные к полному беззаконию, нищете и отсутствию какой-либо надежды выбраться отсюда, проявился как мир, отмеченный родинками буржуазного общества, которое его породило. Горький подтвердил мысль о необходимости решительного обновления этой системы во имя освобождения человека. Художественное и революционное задание писателя напрямую связывало его пьесу с освободительным движением трудящихся масс и позволило широко использовать образы, созданные художником в разворачивающейся политической борьбе.

Социальная ориентация пьесы проистекает не только из демонстрации большого числа рассекреченных людей на общественном дне, обвинительного упрека буржуазной социальной системы, выступающей против благосостояния, не только из намека в игре на возможность индивидуального протеста против этой системы, а также от прямого или косвенного, открытого или скрытого суждения о человеке, о его правах и поведении в обществе, о его истинной цели. Основной темой спектакля является вопрос об отношении к живому человеку во имя подлинного человечества.

Пьеса М. Горького «На дне» определяется как социально-философская драма. Драма работы определяется наличием в ней острого конфликта, затрагивающего отношения человека с окружающей средой, с обществом. Кроме того, драма, как правило, характеризуется завуалированной авторской позицией. Хотя может показаться, что материал пьесы слишком тяжел для восприятия, реализм конфликта, отсутствие морализатора являются достоинствами поистине драматического произведения. В пьесе Горького есть все вышеперечисленное. Интересно, что «На дне», пожалуй, единственная книга Горького, где нет открытого дидактизма, где самому читателю предлагается сделать выбор между двумя «истинами жизни» — позициями Люка и Сатина.

Одной из ярких черт пьесы является наличие в ней сразу нескольких выраженных в разной степени конфликтов. Итак, наличие людей из разных слоев общества среди героев определяет развитие социального конфликта. Однако это не очень динамично, поскольку владельцы жилого дома Костылева имеют не намного более высокий социальный статус, чем его жители. Но у социального конфликта в пьесе есть еще одна грань: в каждом из приютов есть много противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя существует социальный конфликт, который отбрасывает их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями Васьки Аша и Наташей, в которые вмешиваются претензии на любовь Василисы и ее мужа. Васька Эш, без малейшего сомнения, оставляет своего мужа Василису, который обманывал его, ради действительно высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, конечно же, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает успешному исходу этой истории любви. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязка — убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным; это влияет на всех персонажей произведения в той или иной степени. Его развитие провоцирует появление в укрытии странника Люка, который приносит новое представление о мире жителям «дна»:

«А всё – люди! Как ни притворяйся, как ни выхваляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…»

Две жизненные позиции вступают в конфликт: ложь для спасения и правда без прикрас. Что оказывается людям более необходимым? Люк проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность другой, лучшей жизни. Те герои, которые поверили ему, снова начали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Просто не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Кажется, это дает толчок началу новой жизни, но человек должен идти сам, но хватит ли ему сил для этого? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, чтобы человек жил, правда нужна, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе выражены героями в прямых диалогах и монологах. Из уст Люка звучит:

«Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…».

Сатин же изрекает:

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!»

Авторская позиция в драматургии скрыта. Горький не дает прямой оценки словам своих героев. В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит предложения ни по одной из философий жизни, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление по поводу пассивности и слабости людей, которые находятся внизу, увидеть собственную вину в случившемся и осознать бесполезность помощи тому, кто не готов к этому.

Спектакль «На дне» происходит в мрачном полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым низким потолком, который давит людей каменным весом, где темно, нет места и трудно дышать , Несчастье и обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные деревянные пни, грубо сбитый стол, на стенах — койки.

Воры, мошенники, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; отличается по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голоден, измучен и бесполезен никем: бывшим аристократом Бароном, пьяным актером, бывшим интеллектуалом Сатине, слесаром и мастером Клещем, падшей женщиной Настей, вором Васькой. У них ничего нет, все забрано, потеряно, уничтожено и растоптано в грязи.

Все обитатели приютов вытеснены «хозяевами» на дно жизни, но все человеческое не растоптано в них. У этих людей, лишенных права на жизнь, обреченных на безнадежное существование, сошло чувство собственного достоинства. Васька, сильный и широкий характер, страстно мечтает о другой жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, ищет иллюзий чистой и верной любви, чтобы спрятаться от грязи, окружающей ее; Актер — безвольный алкоголик, который из-за бесполезности потерял не только свое место в жизни, но и даже свое имя — одновременно мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в своей душе.

Судьба сделала Клеща озлоблен и жесток, но тем не менее он упорно, мучительно, честно пытается вырваться из «дна». Татарина Асана отличается честностью, Наташа — духовной чистотой и нежностью. И только Бубнов и Барон — предел падения человеческой личности. Они не проявляют никакого желания изменить свою жизнь.

Бубнов ко всему безразличен, он не любит людей и ни во что не верит:

«На что совесть? Я не богатый…».

А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению. Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы капиталистического порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей. Бубнов говорить про хозяев:

«Все хотят порядка, да разума не хватка».

В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве «человека на личную свободу и человеческое достоинство»:

«Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Эти слова выражали высочайшие мечты дореволюционного периода и получили реальное воплощение только в нашу эпоху.

Горький понимал, что в устах пьяного атласа речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражающей самые сокровенные идеалы самого автора. Его игра

«Внизу» Горький опровергает все идеи реакционно-идеалистического порядка: идеи непротивления, прощения, смирения, проясняя, какие силы держит будущее. Вся пьеса пронизана верой в человека. Игра была принята как игра буревестника, которая предвещала грядущий шторм и требовала шторма.

Спектакль «На дне» Горького напрямую связывал себя с движением трудящихся масс и своим художественным мастерством включал политическую борьбу накануне революции 1905 года. Читатель и зритель смогли почувствовать идеологическое содержание, стоящее за образами пьесы, борьбу за нового, свободного человека, за новые социальные условия, правильно воспринимать идеологическую направленность и пафос автора.

Заключение

Таким образом, следуя развитию русской реалистической литературы и, в частности, работе Максима Горького, можно сделать вывод, что пьеса «На дне» открывает незнакомый мир для отвергнутых. Тема обездоленных людей, лишенных примитивных социальных прав и стремящихся выжить без надежды на лучшее будущее, определяет характер и особенности пьесы. Через обнаженный план пьесы Горький изображает остро соц. Мировая драма еще не знала такой грубой, беспощадной правды о жизни социальных низших классов, об их безнадежной судьбе. Эта пьеса, как отметил Горький, стала результатом его почти двадцатилетнего наблюдения за миром «бывших людей». Драматургия спектакля «На дне» имеет несколько характерных черт.

В пьесе три основных элемента:

  1. сила судьбы,
  2. душа бывшего человека,
  3. человек другого порядка, который по своей внешности вызывает болезненное столкновение первых двух элементов для бывшие люди и сильная реакция судьбы.

Центр действия не всегда остается тем же, что и в старых драмах, но постоянно движется: точнее, наше внимание последовательно захватывает мельчайший герой: сначала Анна и Тик, затем Лука, Эш, Василиса, Настя, Барон, Наташа, Сатин, Бубнов и, наконец, актер. Личные драмы иногда тлеют, иногда вспыхивают из-под пепла, а иногда их огни очень сложно переплетаются друг с другом.

Проблемы, поднятые в пьесах, остаются актуальными в наше время, потому что при чтении хоть и невольно, но все же читатель задумывается о выборе жизненного пути. Жизненность пьесы «На дне» определяется ее правдивостью и реализмом.

  • Есть ли у русских народных сказок автор
  • Есть ли у пушкина сказка жених
  • Есть ли у пушкина рассказ няня
  • Есть ли у пришвина сказки
  • Есть ли у обломова положительные качества сочинение