Евгений онегин итоговое сочинение аргументы 2022

Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

Проблема чести и совести раскрывается во многих произведениях русской классики. Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главным героем движет ложное чувство чести, когда он получает вызов на дуэль. Испугавшись местного сплетника Зарецкого, Онегин принимает вызов. Но, оставшись наедине с собой, он чувствует недовольство. Совесть ему подсказывает, что он сделал неправильный выбор. Он должен был объясниться с другом Ленским, попросить у него прощения за недостойной поведение на именинах Татьяны, когда он, желая отомстить юному поэту и «взбесить» его, начал ухаживать за Ольгой Лариной. Бесчестный поступок героя, его неправильный нравственный выбор привели к трагедии. Ленский убит на поединке, а Евгения терзает совесть.
Из этого примера следует, что нужно прислушиваться к голосу совести и поступать в соответствии с нравственным чувством, хранить честь и внутреннее достоинство.

К  проблеме счастья не раз обращались русские писатели.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сельская барышня Татьяна Ларина видела своё счастье в любви. Но Евгений Онегин не был готов откликнуться на искреннее чувство девушки. Татьяна молча страдала, не понимая поступков героя своего романа, когда он на её именинах начал ухаживать за Ольгой, а затем убил поэта Ленского на дуэли. Спустя три года Онегин встречает Ларину в Петербурге на светском рауте и с трудом узнаёт в важной светской даме ту, что робко призналась ему в любви. Теперь он пишет письмо с признанием, но получает отказ. Татьяна признаётся, что по-прежнему любит Евгения, но она будет хранить верность мужу. У любимой героини Пушкина своё представление о счастье. Она не может быть счастлива за счёт несчастья близкого человека. Думаю, верность долгу, чистая совесть, нравственная ответственность и делают существование Татьяны гармоничным. Из этого следует, что благородный и высоконравственный человек не может быть счастлив, если причинит боль и страдание другому. Внутренняя гармония достигается путём самопожертвования. Только внутреннее достоинство, духовное богатство, служение людям, делание добра могут принести чувство наивысшего морального удовлетворения.

Семейные ценности и их место в жизни человека

Тема воспитания и семейных ценностей — одна из ключевых в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин». Главными героями произведения являются Онегин и Ленский — два дворянина, которые получили разное воспитание. Воспитанием Онегина занимались французские гувернеры. Главный герой получил домашнее образование. Родители Онегина практически не уделяли времени своему сыну. Они даже не разговаривали с ним на родном русском языке, поэтому Евгению легче было говорить по-французски. Французский гувернер научил Онегина вести себя в светском обществе, однако он был не в силах привить ученику те добродетели, которые передают матери и отцы своим детям. Ленский, в отличие от Онегина, получил образование в любящей семье, а потом в университете. Когда он осиротел, то продолжил свое нравственное формирование в семье Лариных. Он общался с людьми, для которых не чужды были такие понятия, как любовь и дружба. Ленский отличался пылкостью и искренностью. В романе Пушкин показывает, как семейное  воспитание влияет на формирование личности. Онегин не получил в детстве родительской заботы и ласки, ему не прививали семейные ценности. Поэтому главными чертами героя стали гордость, эгоизм и самолюбование. Александр Сергеевич говорит о важности семейного воспитания для формирования лучших качеств человека.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

 

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.


Конфликт человека и общества.  Как общество влияет на человека?


Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков –  только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.
Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.


Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?


Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.


Конфликт разума и чувств (Онегин).


В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден – Онегин любит. Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом.


Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей?


Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина. Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Волна и камень/ Стихи и проза, лед и пламень,/ Не столь различны меж собой», — но сразу же подчеркивает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».
Не только крайности соединили героев — между ними немало общего. Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский – из-за мечтательности и романтизма. Ленский – поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство – это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих.

Конфликт разума и чувств (Татьяна). 

«Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви… поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…


Верность себе (Татьяна).


В чем заключается вечная верность Татьяны?
Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Эта верность таким отношениям, которые освещены любовью, иные в ее понимании безнравственны…  Татьяна не может презирать общественное мнение, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование…»
Татьяна верна не столько мужу или Онегину, а, прежде всего, всего своим принципам, своей натуре, своим представлениям о себе и своим принципам.


Равнодушие Онегина. 


Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет. Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения.


Отсутствие цели. 


Отсутствие цели – бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема – это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» — Татьяну. Вот она цель! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А.С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли Онегин своей первой цели, но надежда всегда остается.

3494

Как успешно написать итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ? Создать грамотный текст с последовательными рассуждениями. Чтобы получить «зачет», для раскрытия темы нужно привлечь развернутые аргументы.

В 2022/2023 учебном году экзамен претерпел некоторые изменения – ФИПИ выделил из банка заданий 3 новых глобальных раздела, касающихся места человека в обществе и в природе. Ниже вы найдете несколько литературных аргументов по всем направлениям итогового сочинения.

Содержание

Разделы и подразделы итогового сочинения 2022-2023 года

По каким направлениям* стоит заранее создать подборку литературных примеров, какие разделы будут встречаться в итоговых сочинениях с 2022 года? 👇🏻

*направление – старое наименование раздела, которое употреблялось до 2022 года. С 2022-2023 учебного года данное понятие отменено. Слово «направление», которое далее фигурирует в статье, дается условно.

Раздел итогового сочинения №1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения

Раздел итогового сочинения №2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Раздел итогового сочинения №3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек

24 декабря – 20 января

5-11 классы

Онлайн-олимпиада Коалиции

Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 года

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»

Пример темы экзамена: Почему человек должен сохранять честь и достоинство?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Честь – высокое моральное качество, позволяющее человеку придерживаться нравственных ориентиров при любых обстоятельствах. Олицетворением чести выступает Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Родители вложили в Петра нерушимые идеалы. «Береги честь смолоду», — ключевое наставление, которое отец дал сыну перед его отправкой на службу.

Главному герою пришлось пройти множество испытаний, но даже в моменты опасности он не пытался укрыться от проблем. Гринев дал решительный отказ на предложение Пугачева присягнуть ему и перейти на сторону бунтовщиков. Петр – дворянин, который понимал то, как важно хранить верность Отчизне.

Пример темы экзамена: В какие моменты перед человеком встает выбор между добром и злом?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Выбор между добром и злом отражен в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, находился в тяжелом материальном положении – у него не было средств на оплату обучения и своего проживания. В голове героя твердо осела определенная картина мироздания: одни люди относятся к категории «право имеющих», а другие считаются «тварями дрожащими». Последние – представители общества, чьи жизни не имеют особой ценности.

Чтобы проверить теорию и доказать себе принадлежность к высшей группе, Раскольников решился на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, которая наживалась на людях, оказавшихся на грани бедности.

Ужасное деяние главного героя не спасло мир от зла – наоборот, он примкнул к темной стороне, потворствуя жестокости. Раскольников мог решить свои проблемы иным путем, но он выбрал насилие.

Пример темы экзамена: Какие духовные ориентиры позволяют человеку двигаться дальше?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Сила духа – важнейший двигатель, позволяющий преодолевать все невзгоды, встречающиеся на тернистом пути людей. Олицетворением силы духа является Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

На долю Соколова выпало множество бед: Великая Отечественная война разлучила с любимой женой и детьми, а затем и вовсе забрала их жизни, лишила дома, где некогда царила теплая семейная атмосфера. Андрею приходилось встречаться со смертью лицом к лицу: он не раз попадал в тяжелые ситуации и был на грани погибели.

Но вера в лучшее в мужчине не угасла. Он приютил осиротевшего мальчишку, прикинувшись его родным отцом. Своим благородным поступком Соколов укрыл ребенка от невзгод и подарил ему шанс на счастливую жизнь.

3599

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Семья, общество, Отечество в жизни человека»

Пример темы экзамена: Почему возникают разногласия между представителями разных поколений?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

«Отцы и дети» — роман, написанный И. С. Тургеневым еще в XIX веке. Несмотря на течение времени, произведение и по сей день остается актуальным. В романе поднимается важная проблема, с которой сталкиваются все люди, — старые устои становятся чужды новым поколениям.

Евгений Базаров выступает за рационализм во всем: по его мнению, деятельность людей должна приносить только практическую пользу. Герой отрицает важность искусства, не умеет восхищаться явлениями природы, не может полностью окунуться в чувство любви.

Противоположностью Евгения является Павел Петрович Кирсанов – представитель старшего поколения, активно вступающий в споры. Кирсанов привык к праздному образу жизни, он не может представить свое существование без прекрасного – без поэзии и музыки. Он поддерживает традиционные ценности народа и не понимает аргументов молодого нигилиста Евгения.

Пример темы экзамена: В чем проявляется гражданская позиция человека?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Гражданская позиция – взгляды человека на жизнь государства и общества, его личное отношение к происходящим событиям, а также действия, направленные на изменение или сохранение установленных порядков.

Пример гражданской позиции можно увидеть в произведении Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой, отец семейства, чтил историю своего государства, с уважением относился к Родине и считал защиту Отечества своим главным долгом. Своим детям он прививал высшие моральные ценности и чувство патриотизма. Его позицию перенял Остап – старший сын, погибший в бою. Младший же, Андрий, променял свое государство и перешел на вражескую сторону из-за любви к прекрасной полячке.

Что изменилось в структуре итогового сочинения?

Итоговое сочинение 2022-2023

Пример темы экзамена: Может ли человек существовать вне общества?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Люди – социальные существа, начинающие адаптацию к обществу с раннего детства. Окружение прививает им нормы, представления о добре и зле, учит взаимодействию с членами разных социальных групп. Если этого не происходит, люди вырастают отчужденными, не умеют дружить, любить и понимать чувства окружающих.

Так и произошло с Ларрой – героем произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра, сын человека и орла, не вписывался в рамки общества – он считал себя лучше других, потакал всем своим желаниям, несмотря на социальное порицание. Люди прокляли его за излишнюю гордость. Карой стала вечность в одиночестве – Ларра принял облик бессмертной тени.

3534

Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Природа и культура в жизни человека»

Пример темы экзамена: Какова роль музыки на войне?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Музыка способна поднять боевой дух солдат, воодушевить их на новые благородные свершения во имя Отечества. В произведении «Василий Теркин», написанном А. Твардовским, читали могут заметить исцеляющее действие искусства.

Главный герой взял гармонь убитого танкиста и стал играть на ней различные мелодии. Услышав прекрасное звучание, к Василию Теркину подтянулись все солдаты. Музыка помогла бойцам отвлечься от ужасных военных событий, от разрухи и смертей. Настроение членов танковой колонны быстро сменилось: мужчины пошли в пляс, стали радоваться, наслаждаясь моментами счастья и безмятежности.

Пример темы экзамена: Чем может обернуться вмешательство в природу?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» раскрывает негативные последствия, возникающие из-за вмешательства человека в природу. Профессор Преображенский решил провести эксперимент – пересадить собаке человеческий гипофиз. Животное обрело облик человека, но полноценным представителем общества не стало: остались повадки, свойственные от природы большинству собак. Результат опыта, Шариков, оказался невоспитанным грубияном, который жил в обществе, но игнорировал принятые этические нормы.

Автор произведения показывает, что научный прогресс зачастую приводит к негативным последствиям. Люди, возомнившие себя венцом природы, рушат естественный уклад жизни и сами же от этого страдают.

Пример темы экзамена: Какого человека можно назвать творцом искусства?

Аргумент, который будет раскрывать тему направления:

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» перед читателями предстает образ Екатерины Ивановны – молодой девушки, мечтающей стать известной пианисткой. Екатерина Ивановна переоценивала свои возможности, считая себя талантливым человеком, которому заготовлено отдельное место в мире искусства.

В музыке героиню интересовало не столько само искусство, сколько признание со стороны общества. Екатерина желала заявить о себе при помощи игры на пианино. Она хотела жить и купаться в лучах славы, но не была готова в полной мере работать над достижением цели, вследствие чего ее желания так и не были реализованы.

3502

Как подготовиться к декабрьскому сочинению 2022-2023 учебного года?

1.Заведите читательский дневник, чтобы с легкостью написать сочинение и не перепутать литературных героев

Фиксируйте основную мысль литературных произведений, указывайте главных героев и их образы, основные тезисы, чтобы безошибочно оперировать информацией на итоговом сочинении.

2.Раскрывая тему направления, в качестве аргументов используйте любые литературные произведения, с которыми вы хорошо знакомы

Суть написания итогового сочинения – применение информации из целиком прочитанных произведений. Используя информацию с сайтов, где расположены краткие пересказы, вы подвергаете себя фактическим ошибкам – можно спутать детали и лишиться баллов.

3.Научитесь укладываться во время, данное для написания сочинения

Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в течение 235 минут. Если вы не уложитесь в регламент, ваши бланки заберут без возможности доработки текста.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

4.Помните, что каждое сочинение оценивается по заранее установленным критериям

Чем выше качество вашего сочинения, чем ближе работа к эталону, тем больше вероятность получить «зачет».

5.Используйте банк аргументов итогового сочинения 2021 года

В 2022-2023 учебном году будут использоваться темы прошлых сезонов. Прочтите готовые тексты, подборки аргументов, чтобы почерпнуть больше литературных материалов и задействовать их во время написания итогового сочинения.

6.Совершенствуйте владение языковыми навыками

Грамотность – один из критериев, входящих в структуру сочинения. «Незачет» ставится в том случае, если школьник допускает более 5 ошибок на 100 слов. Лишить заветного допуска к ЕГЭ могут пунктуационные, орфографические, грамматические и речевые ошибки. Прокачать навык письменной речи можно на онлайн-курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

2bc099fc-945a-4540-a15f-5274bdb091e8

Выводы

Темы, встречающиеся на экзамене, всегда связаны с природой, обществом и социальными явлениями. Написание итогового сочинения не составит труда, если вы заранее подготовите аргументы для нескольких разделов и подразделов.

Поделиться в социальных сетях

Как продвигается ваша подготовка к итоговому сочинению?

Межтекстовые Отзывы

Посмотреть все комментарии

Читайте также

Человек путешествующий:
дорога в жизни человека

Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»

Главный
герой:

Мцыри, монах, грузинка, барс.

Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив.
Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.

Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».

Герои:
Александр
Андреевич Чацкий,
Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька

3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».

Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.

Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.

Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,

Илья
Ильич  мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.

 

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.

Гринев уехал из
родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и
нашел свою судьбу.

 

 

 

Максим Горький «Старуха Изергиль».

Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.

Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он
пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа.
Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.

 

Максим Горький пьеса «На дне».

Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).

Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение.
Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.

 

Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.

 

Михаил Александрович Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон».

Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой.
Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».

Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.

 

Антон Павлович Чехов  рассказ
«Крыжовник»

Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч
Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.

Автор описал путь к цели,
который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович пришел к
своей цели и чувствовал себя счастливым человеком.     Идя к своему идеалу по
головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией
дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.

 

Повесть А.И. Куприна «Олеся».

Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.

Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.

 

Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».

Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.

Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
. Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.

На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.

М.Ю. Лермонтов психологический
роман «Герой нашего времени»
. Григорий Печорин
разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом —
путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.

А.С. Пушкин роман
«Дубровский».

Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.

Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»

Герои: Том — мальчик
с чуткой душой,
Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации.

Мона Лиза
(Джоконда )
Леонардо да Винчи.

Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества.

Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».

Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.

В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.

Андрей Платонов
«Песчаная учительница».

Герои: Мария Никифоровна Нарышкина. . Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
Прогресс
открыл им научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и
практические советы по сооружению баррикад от песка.

А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.

Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Пришлось
ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели Н.И. решается на
подлость, женится по расчету.
Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.

Александр
Беляев «Человек-амфибия»

Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.

С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.

Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»

Герои: пес
Шарик
, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь,
алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).

В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.

 

Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»

Герои:
Дарья Пинигина —
самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина,
Настасья – старуха.

На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.

 

Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»

Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.

Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано
насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.

Главная
функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»

Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.

Практическое
применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров
действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал
науку вперед.

Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

 

А.И. Куприн «Олеся»

Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.

Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.

А.С.Пушкин «Евгений
Онегин» (К ДОРОГЕ)

Герои: Евгений Онегин (около
26 лет) — молодой повеса, страдающий от скуки. 

Татьяна Ларина, Владимир Ленский, 

Ольга Ларина.

 

А. Платонов  «В прекрасном и яростном мире».

·        
Герои: Александр
Васильевич Мальцев
 – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.

·        
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.

 

 

Аргументы: Верность и измена в романе «Евгений Онегин»

В жизни человек постоянно сталкивается с проблемой нравственного выбора. Один из главных аспектов этой проблемы: остаться верным любимому, другу, своим убеждениям, идеалам общества – или пойти на измену ради собственной выгоды? Писатели всех времён на примере судеб своих героев показывают, как по-разному можно ответить на этот вопрос. Мы подобрали 5 аргументов для итогового сочинения по направлению «Верность и измена» из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

  1. Говоря об измене, чаще всего подразумевают измену в любви. В произведении Пушкина такой поступок совершает Ольга Ларина. Будучи невестой Ленского, она на балу не противится ухаживаниям Онегина и принимает одно за другим его приглашения на танец. На следующий же день она ведёт себя как обычно, словно ничего не случилось. Но то, что Ленский ошибочно зовёт «нежной простотой», на самом деле кокетство и игра самолюбия, доказывающие, что привязанность Ольги к Владимиру не была глубокой. Изменив ему при жизни, она предает и память о нём, когда вскоре после смерти жениха выходит замуж за другого.
  2. А как расценивать поведение Онегина? Это – тоже измена, поскольку Евгений предаёт своего друга, флиртуя с его невестой. Однако, как прямо говорит сам Онегин, он не испытывает к Ольге никаких чувств. Каковы же причины его поступка? Первая и самая распространённая версия, подтверждённая текстом: он мстит Ленскому за то, что тот позвал его на бал к Лариным. Но, может, повидавший жизнь Онегин ещё и хочет показать юному и наивному другу, чего стоит его невеста? Тем более, что последующие события только подтверждают иллюзорность её любви.
  3. Увы, сам главный герой романа, Евгений Онегин, не является идеалом. Устав от светских развлечений, в том числе мимолётных романов, он и потом, живя в деревне, не обременяет себя серьёзными привязанностями. Онегин легко меняет возлюбленных, друзей, место жительства… В общем, верность точно не входит в список качеств его характера. Хуже всего, что он и других мерит по себе: пишет письма с признаниями уже замужней Татьяне и даже заявляется к ней домой без приглашения, не думая о том, к чему это может привести.
  4. В противоположность Онегину, Татьяна Ларина – олицетворение верности. И речь не только о любви, хотя Татьяна, храня в сердце чувство к Онегину, не нарушила священных уз брака. Кроме этого, она также дорожит своей родиной и часто вспоминает деревню, где прошло её детство. Наконец, героиня верна себе: и в деревне, и в светском обществе она остаётся собой, не притворяется и не лицемерит.
  5. Как известно, А.С. Пушкин изобразил в своём романе типичное общество той эпохи. Какие же представления о верности и измене в нём существовали? На примере семьи Лариных мы видим, как менялись традиции: мать Татьяны и Ольги была выдана замуж против воли, но её дочери уже могли выбрать себе возлюбленного, даже если он не «выгодная партия» (как, например, Онегин). Однако целью всё равно было замужество. С другой стороны, на примере юности Онегина ярко показано, как распространены были среди городской молодёжи несерьёзные романы, мелкие интрижки и измены.

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» вопрос верности и измены раскрывается как в рамках отношений между людьми – любви, дружбы, – так и в социальном плане, то есть во взаимосвязи личного выбора человека и принятых в обществе моральных норм.

Автор: Надежда Сидорова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • Александр Пушкин
  • аргумент из литературы
  • верность и измена
  • Евгений Онегин
  • итоговое сочинение

Читайте также:

«Я и другие»: аргументы

13.09.2020

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2020-2021 году по направлению «Я и другие» (для выпускников 11 класса). Рассматриваем самые популярные и яркие произведения по этому направлению, основную сюжетную линию и тезисы, которые важно выделить из каждого произведения.

  • «Я и другие»: литература, как раскрыть тему, темы сочинений
  • Всё об итоговом 2020-2021
  • Аргументы по другим направлениям

Аргументы в помощь к итоговому сочинению по направлению «Я и другие»

Русская литература

«Евгений Онегин», автор А.С. Пушкин.

Влияет ли общество на человека? Да, его воздействие отражается на формировании ценностей, особенностей поведения и черт характера. Этот процесс четко проиллюстрирован в данном романе. Онегин был вхож в высшие круги общества, он воспитывался как дворянин, поэтому с людьми обращался специфично, и понимание морали у героя сформировалось извращенным. Презрение к мнению других, отрицание дружбы, гордыня ярко проявлялись у Евгения. Герой отказывался признать свою неправоту и вместо извинений перед Ленским предпочел дуэль. У Онегина были порывы признать свою вину во избежание схватки, но мысли о том, что его посчитают трусом, не позволили молодому человеку сделать этого. В дуэли Евгений одержал победу, но убийство сделало его изгнанником и принесло лишь страдания. Под влиянием общества Онегин стал марионеткой. Он не обладал индивидуальностью, а поступал так, как требовало того окружение.

«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.

Кто такой лидер? Это человек, способный увлечь людей своими идеями, повести их за собой. Именно таким и был герой романа Евгений Базаров. Он смело заявлял о том, что является нигилистом, и делился с окружающими своими оригинальными взглядами. У героя появились сторонники и даже фанаты. Один из таких – Аркадий Кирсанов, который соглашался со всем, что говорил Базаров, даже если это было для него чуждо. Поклонники героя Ситников и Кукшина, стремились повторять за Евгением не только его идеи, но и манеры. Даже на убеждения старшего поколения Базаров смог повлиять благодаря своему ораторскому мастерству. Лидер он таков – целеустремленный, убедительный, смелый и умеет управлять обществом.

«Горе от ума», автор А.С. Грибоедов.

Зачастую талантливые люди остаются непонятыми в коллективе. Почему так? Скорее всего из-за того, что общество привыкло к общепринятым нормам и не желает менять свои убеждения. Наглядно это показано в данной пьесе. Чацкий со своими новаторскими идеями и высказываниями о существующих пороках остался непринятым фамусовским обществом. Причина этому то, что московские дворяне хотели избежать ежедневных убеждений о своей ничтожности на фоне «живого» ума и независимых высказываний Александра. Обществу пришлось бы перестраивать систему уже сложившихся взаимоотношений, чего никто не желал. Для них было вполне приемлемым крепостное право, социальная несправедливость, кумовство. Также общество привыкло приклоняться перед иностранной культурой. Потенциал Чацкого не оценили по достоинству лишь потому, что его принятие в общество привело бы к вынужденным переменам и нежелательным разоблачениям.

«Война и мир», автор Л.Н. Толстой.

Под силу ли одному человеку повлиять на общество, изменить его? Многие считают, что вряд ли. Доказывает это и данный роман. Даже выдающаяся личность Наполеон, который был возвышен народом и имел большое влияние, не смог справиться с прогрессирующим моральным разложением французской армии. Придя в Москву, солдаты набросились на оставленные богатства и попросту превратились в мародеров. Не зависимо от указаний «сверху», армия Бонапарта продолжала пьянствовать и развращаться, и в итоге стала жертвой собственной жадности. После поражения солдаты не отступали вместе – каждый хотел увезти с собой награбленное.

«Живи и помни», автор В.Г. Распутин.

Может ли человек пойти против общества? Да, но это вынужденная мера, и для нее должны быть весомые причины. Именно это отображено в данном произведении, повествующем о событиях военного времени. Главной героине стало известно о дезертирстве мужа Андрея. Он прятался неподалеку от дома, а Настена помогала в этом. Девушка поступала против закона. Постепенно она отказалась от традиций и норм окружающего общества. Настена, когда узнала о беременности, оклеветала себя, выступила против семьи мужа, соврав, что ребенок под сердцем не от их сына. Из-за этого не осталось связей, соединяющих девушку с деревней. Она не сказала правды о дезертирстве Андрея даже власть имущим, поставив семейные ценности в приоритет государственным. Героиня понимала, что является соучастницей преступления, но ее чувства к супругу не позволяли поступить по-другому. В итоге несовершенство правовой системы, внутренний бунт в душе и желание не выдать мужа стали причиной самоубийства героини.

«Детство», автор М. Горький.

Влияет ли происхождение человека на формирование его мировоззрения? Да, и кроме того, оно зачастую определяет также его социальный статус и отражается на судьбе. Это явно показано в повести Горького «Детство». Главный герой Алеша из крестьянской семьи, которая всегда была нищей. После смерти отца он с матерью переезжает к деду Василию. У них в семье все строго, каждая копейка на счету. Дед Василий рос без отца и ему пришлось с малых лет работать. Много своего здоровья потратил, надрываясь за гроши. По меркам своей среды он достиг успеха, но постоянная нехватка денег сделала деда Василия жадным и даже жестоким. Его сыновья выросли такими же: для них наследство было важнее отца. Большая вероятность, что именно происхождение формирует взгляды человека на окружающий мир и становится ориентиром на его жизненном пути.

Зарубежная литература

«Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.

Из-за чего общество может не принять человека? Из-за непонимания, из-за отличия. В романе описана история Квазимодо, мальчика, родившегося горбуном. Родители оставили малыша на произвол судьбы, поскольку испугались его искаженных черт лица. В то время внешность играла важную роль, а ее изъяны считались отметинами сатаны. Покинутого на площади дитя горожане желали убить только потому, что он имел уродства, а значит был посланным дьяволом. Спас Квазимодо священник. Он выучил его, и парень стал работать звонарем в соборе. Квазимодо практически не выходил из дому, не доверял людям и даже боялся их. Общество отказалось от главного героя только потому, что его обличие вызывало страх, а загадку происхождения его увечий никто разгадать не мог из-за своего невежества.

«Сёгун», автор Джеймс Клавелл.

Как влиться в новый коллектив? Следует помнить, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Герою романа, который не хотел смириться с этим, было непросто. Блэкторн – первый англичан, попавший в Японию. Судьба сыграла с ним злую шутку – его корабль попал в шторм и был поврежден. Герою ничего не оставалось, как оставаться жить в Японии. Сначала он отказывался от традиций, этикета и правил страны. Блэкторну не были понятны «варварские причуды» японцев, но только до тех пор, пока герой не стал более терпимым и гибким. Он обучился их этикету, правилам и национальным обычаям, что позволило англичанину не только адаптироваться в обществе и начать новую жизнь, а и подружиться с правителем страны.

«Убить пересмешника», автор Харпер Ли.

Кто такой изгой? Это человек не принятый обществом из-за несоответствия общепринятым стандартам. Таким является главный герой роман-бестселлера Рэдли. Знатные и богатые родные стыдились сумасшедшего юношу и после ряда странных выходок отец с братом приняли решение и вовсе заточить его в доме. С тех пор юноша мог гулять только ночью. В городе Мейкомб о нем ходили легенды. Однако рассказы не совсем соответствовали действительности: Рэдли, хоть и являлся не совсем здоровым, но с рассудком у героя все было в порядке. Он очень любил соседских детей и в тайне от всех дарил им подарки. Также юноша спас их от нападавшего убийцы, который пришел, чтобы отомстить отцу семьи. Рэдли был смелым, душевным и добрым, но непохожим на других, поэтому общество его не принимало и считало изгоем.

«Отверженные», автор Виктор Гюго.

Что становится причиной социальных конфликтов? Чаще всего это возмущения и недовольства общества, связанные с его расслоением, несправедливостью со стороны государственной политики, появлением неприемлемых социально-экономических факторов. Такие действия описаны в романе. Недовольство высокими поборами, нищетой, произволом, кастовой системой, отсутствием поддержки со стороны государства стало причиной восстания студентов, рабочих и мещан против власти короля Луи Филиппа. Вышедшие бороться за свои права, равенство, политические свободы и благополучие, они не боялись жертвовать собой на баррикадах. Возникший конфликт не поддерживался буржуазией и широкой прослойкой населения, поскольку для них перемены не несли выгоды, а большинство богатых и вовсе боялись чего-то нового.

«О дивный новый мир», автор Олдос Хаксли.

Возможно ли достигнуть согласия в обществе? Одним из методов, который позволяет добиться цели, – уничтожение индивидуальности и самобытности человека, народов и стран. Это описано в данной антиутопии. Все люди выращивались в пробирках, каждый создавался для выполнения определенных функций, был стандартным и взаимозаменяемым. Изначально общество делилось на касты, и свободы выбора не существовало. Отсутствие уникальности полностью избавили народ от конфликтов. Люди не имели семей, детей, друзей и врагов. Мирный настрой дополнительно поддерживался одурманивающим разум веществом сомой. Его употребляли абсолютно все дя снятия стресса. Людей заменили биороботы, жизнь которых нельзя назвать полноценной. Конфликты – это естественное проявление чувств и мыслей, они неизбежны в здоровом обществе.

  • Афоризмы по направлению Я И ДРУГИЕ
  • Я и другие — а что почитать здесь — список литературы

Больше всего волнений в итоговом сочинении вызывает обязательный критерий — опора на литературу. Ведь так обидно будет не вспомнить автора или название произведения, привести неподходящий аргумент и отправиться на февральскую пересдачу. Чтобы этого не произошло, мы написали готовые аргументы для итогового сочинения — пользуйтесь!

Аргументы для итогового сиочинения
Готовые аргументы для итогового сочинения 2022/23

В одиннадцатом классе не так много времени для того, чтобы перечитать всю школьную программу по литературе в оригинале. Специально для вас мы собрали готовые аргументы по разделам и подразделам в соответствии с новыми правилами написания итогового сочинения — 2022.

Но мы настоятельно рекомендуем не переписывать эти аргументы слово в слово, а постараться передать их суть своими словами. Помните, что за несамостоятельно написанное сочинение можно получить незачет. 

Также советуем прочитать произведения, из которых взяты аргументы, в кратком содержании. Это позволит вам адаптировать аргумент под тему, которая вам попадется.

1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека 

1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества

Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать. 

Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания. 

К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.

Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.

1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом

В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия. 

Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце. 

Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.

1.3. Познание человеком самого себя

В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства. 

Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.

1.4. Свобода человека и ее ограничения

Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.

Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.

Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.

Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.

Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.

2. Семья, общество, Отечество в жизни человека 

2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции

Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.

Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.

Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.

2.2. Человек и общество

В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам. 

Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.

Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.

2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека

Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.

Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.

3. Природа и культура в жизни человека

3.1. Природа и человек

Человек и природа тесно связаны между собой.  Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит  корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена. 

Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.

Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.

3.2. Наука и человек

С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.

Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно. 

Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.

3.3. Искусство и человек

О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.

Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.

Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.

Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить. 

Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.


Надеемся, вам пригодятся наши аргументы для итогового сочинения, и желаем удачи на экзамене! А чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, познакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!

  • Евгений онегин аргументы для итогового сочинения преступление и наказание
  • Евгений онегин аргументы для итогового сочинения 2022
  • Евгений онегин аргумент итоговое сочинение
  • Евгений онегин аргумент для итогового сочинения
  • Евгений носов читать рассказы