Евгений онегин примеры для итогового сочинения

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

 

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.


Конфликт человека и общества.  Как общество влияет на человека?


Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.
Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков –  только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.
Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.


Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?


Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.
Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.


Конфликт разума и чувств (Онегин).


В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.
В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден – Онегин любит. Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом.


Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей?


Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина. Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Волна и камень/ Стихи и проза, лед и пламень,/ Не столь различны меж собой», — но сразу же подчеркивает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».
Не только крайности соединили героев — между ними немало общего. Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский – из-за мечтательности и романтизма. Ленский – поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство – это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих.

Конфликт разума и чувств (Татьяна). 

«Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви… поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…


Верность себе (Татьяна).


В чем заключается вечная верность Татьяны?
Но я другому отдана, – именно отдана, а не отдалась! Вечная верность – кому и в чем? Эта верность таким отношениям, которые освещены любовью, иные в ее понимании безнравственны…  Татьяна не может презирать общественное мнение, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование…»
Татьяна верна не столько мужу или Онегину, а, прежде всего, всего своим принципам, своей натуре, своим представлениям о себе и своим принципам.


Равнодушие Онегина. 


Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет. Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения.


Отсутствие цели. 


Отсутствие цели – бич человечества. Ведь именно в достижении цели человек постигает жизнь и самого себя, накапливает опыт, развивает душу. Многие герои литературных произведений служат этому подтверждением. Обычно от отсутствия цели страдает незрелый человек, который находится в самом начале своего жизненного пути. Например, Евгений Онегин, герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. В начале произведения перед нами молодой человек, лишенный интереса к жизни. А главная проблема – это бесцельность его существования. Он не может найти той вершины, к которой мог бы стремиться, хотя на протяжении романа пытается это сделать. В конце произведения он, казалось бы, находит «мишень» — Татьяну. Вот она цель! Можно предположить, что его первый шаг был сделан: он признался в любви Татьяне, мечтал о том, что сможет завоевать ее сердце. А.С. Пушкин оставляет финал открытым. Мы не знаем, добьется ли Онегин своей первой цели, но надежда всегда остается.

Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?

Проблема чести и совести раскрывается во многих произведениях русской классики. Так, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» главным героем движет ложное чувство чести, когда он получает вызов на дуэль. Испугавшись местного сплетника Зарецкого, Онегин принимает вызов. Но, оставшись наедине с собой, он чувствует недовольство. Совесть ему подсказывает, что он сделал неправильный выбор. Он должен был объясниться с другом Ленским, попросить у него прощения за недостойной поведение на именинах Татьяны, когда он, желая отомстить юному поэту и «взбесить» его, начал ухаживать за Ольгой Лариной. Бесчестный поступок героя, его неправильный нравственный выбор привели к трагедии. Ленский убит на поединке, а Евгения терзает совесть.
Из этого примера следует, что нужно прислушиваться к голосу совести и поступать в соответствии с нравственным чувством, хранить честь и внутреннее достоинство.

К  проблеме счастья не раз обращались русские писатели.

В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» сельская барышня Татьяна Ларина видела своё счастье в любви. Но Евгений Онегин не был готов откликнуться на искреннее чувство девушки. Татьяна молча страдала, не понимая поступков героя своего романа, когда он на её именинах начал ухаживать за Ольгой, а затем убил поэта Ленского на дуэли. Спустя три года Онегин встречает Ларину в Петербурге на светском рауте и с трудом узнаёт в важной светской даме ту, что робко призналась ему в любви. Теперь он пишет письмо с признанием, но получает отказ. Татьяна признаётся, что по-прежнему любит Евгения, но она будет хранить верность мужу. У любимой героини Пушкина своё представление о счастье. Она не может быть счастлива за счёт несчастья близкого человека. Думаю, верность долгу, чистая совесть, нравственная ответственность и делают существование Татьяны гармоничным. Из этого следует, что благородный и высоконравственный человек не может быть счастлив, если причинит боль и страдание другому. Внутренняя гармония достигается путём самопожертвования. Только внутреннее достоинство, духовное богатство, служение людям, делание добра могут принести чувство наивысшего морального удовлетворения.

Семейные ценности и их место в жизни человека

Тема воспитания и семейных ценностей — одна из ключевых в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин». Главными героями произведения являются Онегин и Ленский — два дворянина, которые получили разное воспитание. Воспитанием Онегина занимались французские гувернеры. Главный герой получил домашнее образование. Родители Онегина практически не уделяли времени своему сыну. Они даже не разговаривали с ним на родном русском языке, поэтому Евгению легче было говорить по-французски. Французский гувернер научил Онегина вести себя в светском обществе, однако он был не в силах привить ученику те добродетели, которые передают матери и отцы своим детям. Ленский, в отличие от Онегина, получил образование в любящей семье, а потом в университете. Когда он осиротел, то продолжил свое нравственное формирование в семье Лариных. Он общался с людьми, для которых не чужды были такие понятия, как любовь и дружба. Ленский отличался пылкостью и искренностью. В романе Пушкин показывает, как семейное  воспитание влияет на формирование личности. Онегин не получил в детстве родительской заботы и ласки, ему не прививали семейные ценности. Поэтому главными чертами героя стали гордость, эгоизм и самолюбование. Александр Сергеевич говорит о важности семейного воспитания для формирования лучших качеств человека.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

«Я и другие»: аргументы

13.09.2020

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2020-2021 году по направлению «Я и другие» (для выпускников 11 класса). Рассматриваем самые популярные и яркие произведения по этому направлению, основную сюжетную линию и тезисы, которые важно выделить из каждого произведения.

  • «Я и другие»: литература, как раскрыть тему, темы сочинений
  • Всё об итоговом 2020-2021
  • Аргументы по другим направлениям

Аргументы в помощь к итоговому сочинению по направлению «Я и другие»

Русская литература

«Евгений Онегин», автор А.С. Пушкин.

Влияет ли общество на человека? Да, его воздействие отражается на формировании ценностей, особенностей поведения и черт характера. Этот процесс четко проиллюстрирован в данном романе. Онегин был вхож в высшие круги общества, он воспитывался как дворянин, поэтому с людьми обращался специфично, и понимание морали у героя сформировалось извращенным. Презрение к мнению других, отрицание дружбы, гордыня ярко проявлялись у Евгения. Герой отказывался признать свою неправоту и вместо извинений перед Ленским предпочел дуэль. У Онегина были порывы признать свою вину во избежание схватки, но мысли о том, что его посчитают трусом, не позволили молодому человеку сделать этого. В дуэли Евгений одержал победу, но убийство сделало его изгнанником и принесло лишь страдания. Под влиянием общества Онегин стал марионеткой. Он не обладал индивидуальностью, а поступал так, как требовало того окружение.

«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.

Кто такой лидер? Это человек, способный увлечь людей своими идеями, повести их за собой. Именно таким и был герой романа Евгений Базаров. Он смело заявлял о том, что является нигилистом, и делился с окружающими своими оригинальными взглядами. У героя появились сторонники и даже фанаты. Один из таких – Аркадий Кирсанов, который соглашался со всем, что говорил Базаров, даже если это было для него чуждо. Поклонники героя Ситников и Кукшина, стремились повторять за Евгением не только его идеи, но и манеры. Даже на убеждения старшего поколения Базаров смог повлиять благодаря своему ораторскому мастерству. Лидер он таков – целеустремленный, убедительный, смелый и умеет управлять обществом.

«Горе от ума», автор А.С. Грибоедов.

Зачастую талантливые люди остаются непонятыми в коллективе. Почему так? Скорее всего из-за того, что общество привыкло к общепринятым нормам и не желает менять свои убеждения. Наглядно это показано в данной пьесе. Чацкий со своими новаторскими идеями и высказываниями о существующих пороках остался непринятым фамусовским обществом. Причина этому то, что московские дворяне хотели избежать ежедневных убеждений о своей ничтожности на фоне «живого» ума и независимых высказываний Александра. Обществу пришлось бы перестраивать систему уже сложившихся взаимоотношений, чего никто не желал. Для них было вполне приемлемым крепостное право, социальная несправедливость, кумовство. Также общество привыкло приклоняться перед иностранной культурой. Потенциал Чацкого не оценили по достоинству лишь потому, что его принятие в общество привело бы к вынужденным переменам и нежелательным разоблачениям.

«Война и мир», автор Л.Н. Толстой.

Под силу ли одному человеку повлиять на общество, изменить его? Многие считают, что вряд ли. Доказывает это и данный роман. Даже выдающаяся личность Наполеон, который был возвышен народом и имел большое влияние, не смог справиться с прогрессирующим моральным разложением французской армии. Придя в Москву, солдаты набросились на оставленные богатства и попросту превратились в мародеров. Не зависимо от указаний «сверху», армия Бонапарта продолжала пьянствовать и развращаться, и в итоге стала жертвой собственной жадности. После поражения солдаты не отступали вместе – каждый хотел увезти с собой награбленное.

«Живи и помни», автор В.Г. Распутин.

Может ли человек пойти против общества? Да, но это вынужденная мера, и для нее должны быть весомые причины. Именно это отображено в данном произведении, повествующем о событиях военного времени. Главной героине стало известно о дезертирстве мужа Андрея. Он прятался неподалеку от дома, а Настена помогала в этом. Девушка поступала против закона. Постепенно она отказалась от традиций и норм окружающего общества. Настена, когда узнала о беременности, оклеветала себя, выступила против семьи мужа, соврав, что ребенок под сердцем не от их сына. Из-за этого не осталось связей, соединяющих девушку с деревней. Она не сказала правды о дезертирстве Андрея даже власть имущим, поставив семейные ценности в приоритет государственным. Героиня понимала, что является соучастницей преступления, но ее чувства к супругу не позволяли поступить по-другому. В итоге несовершенство правовой системы, внутренний бунт в душе и желание не выдать мужа стали причиной самоубийства героини.

«Детство», автор М. Горький.

Влияет ли происхождение человека на формирование его мировоззрения? Да, и кроме того, оно зачастую определяет также его социальный статус и отражается на судьбе. Это явно показано в повести Горького «Детство». Главный герой Алеша из крестьянской семьи, которая всегда была нищей. После смерти отца он с матерью переезжает к деду Василию. У них в семье все строго, каждая копейка на счету. Дед Василий рос без отца и ему пришлось с малых лет работать. Много своего здоровья потратил, надрываясь за гроши. По меркам своей среды он достиг успеха, но постоянная нехватка денег сделала деда Василия жадным и даже жестоким. Его сыновья выросли такими же: для них наследство было важнее отца. Большая вероятность, что именно происхождение формирует взгляды человека на окружающий мир и становится ориентиром на его жизненном пути.

Зарубежная литература

«Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.

Из-за чего общество может не принять человека? Из-за непонимания, из-за отличия. В романе описана история Квазимодо, мальчика, родившегося горбуном. Родители оставили малыша на произвол судьбы, поскольку испугались его искаженных черт лица. В то время внешность играла важную роль, а ее изъяны считались отметинами сатаны. Покинутого на площади дитя горожане желали убить только потому, что он имел уродства, а значит был посланным дьяволом. Спас Квазимодо священник. Он выучил его, и парень стал работать звонарем в соборе. Квазимодо практически не выходил из дому, не доверял людям и даже боялся их. Общество отказалось от главного героя только потому, что его обличие вызывало страх, а загадку происхождения его увечий никто разгадать не мог из-за своего невежества.

«Сёгун», автор Джеймс Клавелл.

Как влиться в новый коллектив? Следует помнить, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Герою романа, который не хотел смириться с этим, было непросто. Блэкторн – первый англичан, попавший в Японию. Судьба сыграла с ним злую шутку – его корабль попал в шторм и был поврежден. Герою ничего не оставалось, как оставаться жить в Японии. Сначала он отказывался от традиций, этикета и правил страны. Блэкторну не были понятны «варварские причуды» японцев, но только до тех пор, пока герой не стал более терпимым и гибким. Он обучился их этикету, правилам и национальным обычаям, что позволило англичанину не только адаптироваться в обществе и начать новую жизнь, а и подружиться с правителем страны.

«Убить пересмешника», автор Харпер Ли.

Кто такой изгой? Это человек не принятый обществом из-за несоответствия общепринятым стандартам. Таким является главный герой роман-бестселлера Рэдли. Знатные и богатые родные стыдились сумасшедшего юношу и после ряда странных выходок отец с братом приняли решение и вовсе заточить его в доме. С тех пор юноша мог гулять только ночью. В городе Мейкомб о нем ходили легенды. Однако рассказы не совсем соответствовали действительности: Рэдли, хоть и являлся не совсем здоровым, но с рассудком у героя все было в порядке. Он очень любил соседских детей и в тайне от всех дарил им подарки. Также юноша спас их от нападавшего убийцы, который пришел, чтобы отомстить отцу семьи. Рэдли был смелым, душевным и добрым, но непохожим на других, поэтому общество его не принимало и считало изгоем.

«Отверженные», автор Виктор Гюго.

Что становится причиной социальных конфликтов? Чаще всего это возмущения и недовольства общества, связанные с его расслоением, несправедливостью со стороны государственной политики, появлением неприемлемых социально-экономических факторов. Такие действия описаны в романе. Недовольство высокими поборами, нищетой, произволом, кастовой системой, отсутствием поддержки со стороны государства стало причиной восстания студентов, рабочих и мещан против власти короля Луи Филиппа. Вышедшие бороться за свои права, равенство, политические свободы и благополучие, они не боялись жертвовать собой на баррикадах. Возникший конфликт не поддерживался буржуазией и широкой прослойкой населения, поскольку для них перемены не несли выгоды, а большинство богатых и вовсе боялись чего-то нового.

«О дивный новый мир», автор Олдос Хаксли.

Возможно ли достигнуть согласия в обществе? Одним из методов, который позволяет добиться цели, – уничтожение индивидуальности и самобытности человека, народов и стран. Это описано в данной антиутопии. Все люди выращивались в пробирках, каждый создавался для выполнения определенных функций, был стандартным и взаимозаменяемым. Изначально общество делилось на касты, и свободы выбора не существовало. Отсутствие уникальности полностью избавили народ от конфликтов. Люди не имели семей, детей, друзей и врагов. Мирный настрой дополнительно поддерживался одурманивающим разум веществом сомой. Его употребляли абсолютно все дя снятия стресса. Людей заменили биороботы, жизнь которых нельзя назвать полноценной. Конфликты – это естественное проявление чувств и мыслей, они неизбежны в здоровом обществе.

  • Афоризмы по направлению Я И ДРУГИЕ
  • Я и другие — а что почитать здесь — список литературы

Образ Евгения Онегина - примеры сочинений

­­Пример сочинения 1

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» печатался отдельными главами, которые быстро распродавались. В произведении читатели узнавали окружающую их действительность. Не случайно впоследствии В. Г. Белинский назовет «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни».

Главный герой романа Евгений Онегин был современником читателей и этим в первую очередь представлял для них интерес. Близость героя к читателю подчеркивается мыслью о реальном существовании этого персонажа. Пушкин называет его своим «добрым приятелем». Таким образом, автор протягивает ниточку между ним и читателями. Он использует прямое обращение, рассказывая о месте рождения Онегина. Герой родился в Петербурге, «где, может быть, родились вы». Эта фраза говорит о том, что, возможно, кто-то из читателей встречался с Онегиным в реальной жизни. Пушкин неоднократно подчеркивает типичность образа персонажа. Онегин не является выдающейся личностью.

Биография героя мало отличается от жизни многих родовитых современников. Он молодой помещик, аристократ. Онегин рано лишился матери, отец воспитывал его один. В раннем детстве у мальчика была гувернантка, «потом Monsieur ее сменил». Французский гувернер не мучил ребенка, «учил его всему шутя». Достигнув совершеннолетия, Онегин вышел в свет. К этому времени он научился свободно говорить по-французски, танцевать и «кланялся непринужденно».

Онегин следит за модой. Он одет как лондонский денди. Его образ жизни наполнен развлечениями всякого рода. Он спит до обеда, потом отправляется в гости, ресторан, театр, на бал. Светское общество его находит «милым», «умным», поэтому во всех домах он желанный гость. С утра ему шлют приглашения в именитые петербургские дома.

 На фоне своих современников Онегин выглядит человеком образованным, у него есть свое мнение по разным вопросам. Он рассуждает обо всем, умеет сделать вид знатока, легко придумывает эпиграммы. Он знает историю, латынь, экономику, но лучше всего освоил «науку страсти нежной».

Отец героя ненадолго пережил жену, он умер, оставив в наследство сыну лишь титул. Онегин, не получив большого наследства от родителей, стал наследником «всех своих родных». Роман рассказывает о том периоде его жизни, когда он едет в деревню, унаследовав имение дяди. Пресыщенный светской жизнью, герой сначала с интересом рассматривал поля, рощи, дубравы, ему все казалось новым. По прошествии нескольких дней он понял, что в деревне такая же скука, как и в Петербурге. Все последующие события похожи на бегство от скуки.

Евгений знакомится с молодым соседом Владимиром Ленским. Они были очень разными. Онегин был старше и уже успел утратить интерес к жизни. Ленский пишет стихи, воспринимает жизнь восторженно, еще может влюбляться, ревновать, верить, мечтать. В его душе бушуют страсти, он без памяти влюблен.

Это обстоятельство и сыграло роковую роль в его судьбе.

Ленский вводит нового друга в семью Лариных. Дмитрий Ларин уже покоится на кладбище. Его жена растит двух дочерей, готовясь вскоре выдать их замуж. Ленский влюблен в младшую Ольгу. Онегин позволил себе флирт с ней. Взбешенный Ленский вызывает друга на дуэль. Онегин, более искушенный в таких делах, хладнокровно убивает молодого поэта.

Старшая Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина. Она пишет ему письмо, в котором признается в любви, но в ответ получает жестокую отповедь. Онегин не смог и не захотел увидеть настоящего чувства в сердце девушки. Он избалован светскими красавицами, которые в большинстве своем были неспособны на искренние проявления эмоций.

Разбив сердце Татьяны, застрелив Ленского, Онегин покидает деревню. Татьяну выдают замуж. Она переезжает в Петербург, выезжает в свет. Повзрослев, она становится настоящей красавицей. Вернувшийся из странствий Евгений ослеплен ее красотой. «Ужель та самая Татьяна», которой он когда-то пренебрег, предстала перед ним. Он не может поверить своим глазам.

Онегина трудно узнать, он повсюду следует за Татьяной, добиваясь взаимности. Герой пишет письмо, как когда-то писала она ему. Теперь настала очередь Татьяны отказать ему. «Но я другому отдана», — напоминает она Онегину, давая понять, что у него нет никаких надежд. Это стало последней каплей в чаше разочарований Онегина. Он признает свою ошибку и воспринимает отказ Татьяны как удар судьбы.

Герой вызывает двойственное отношение. Он умен, красив, но очень эгоистичен. В любой ситуации он больше беспокоится о себе. Его мало интересуют чувства других людей, их жизнь, внутренний мир. Отношение автора к Онегину также неоднозначно. Он на протяжении всего романа иронизирует над своим героем. В то же время мы видим характер сложный и противоречивый. У Онегина много достоинств и столько же недостатков. Пушкин старается быть объективным в создании образа.

 Эпиграф «И жить торопится, и чувствовать спешит» обнажает главное качество характера Онегина: он слишком поверхностный. Герой не получил глубокого образования. Он знал обо всем понемногу. Онегин умел влюбляться, но по-настоящему никого не любил. Он разрушает все, к чему прикасается. Судьба подарила ему встречу с двумя хорошими людьми, которые не разучились любить. Онегину Ленский даже понравился, ему было интересно с ним, но он мало того, что не сберег дружбу, он убил друга. А ведь у него был выбор. Причина для дуэли была ничтожна, и спровоцировал ее Онегин. Он пренебрег чистой и искренней любовью Татьяны. Евгений отказался от самых дорогих подарков судьбы.

При всех своих хороших качествах он не смог никого сделать счастливым. Он не принес пользы обществу. Этот образ получил название «лишнего человека». Герой не смог найти себе применения в мире. Его жизнь прошла бездарно и бесполезно.

Умение испытывать сильные чувства в русской литературе является мерилом человечности. Показав страдания влюбленного Онегина, автор дает понять, что герой не совсем законченный эгоист. На какое-то время воскресает его душа, он смог полюбить. В первой половине романа мы видим легкомысленного, светского франта, душа которого пуста. Вторая половина произведения показывает человека, который способен любить и страдать. Пушкин наполняет жизнью своего героя.


Пример сочинения 2

Главный герой — Евгений Онегин — так же, как и сам поэт, взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Каковы же этапы его жизни? Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера — воспитание в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы.

Он ведет образ жизни “золотой молодежи”: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился “чему-нибудь и как-нибудь”, он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества. Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, “резкий, охлажденный ум” выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой:

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог Beef-steaks и стразбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова, Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское воспитание, отсутствие привычки к труду (“труд упорный ему был тошен”) сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет “без цели, без трудов”.

В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но не задумывается над их судьбой, его больше мучают собственные настроения, ощущение пустоты жизни. Порвав со светским обществом, оторванный от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразия натуры.

Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись “шепота, хохотни глупцов”. В подавленном состоянии духа он покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять, сколь бесплодно растратил он свою жизнь. Онегин возвращается в столицу и застает ту же картину развлечений светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергла любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин показывает, что его герой способен нравственно возродиться. Это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что, по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает в русской литературе целую галерею “лишних людей”.


Пример сочинения 3

Главным героем романа Пушкина, именем которого и названо произведение, является молодой дворянин Евгений Онегин.

Сразу хочется сказать то, что Пушкин очень скупо описывает внешность Евгения Онегина. Лишь в самом начале романа Александр Сергеевич отметит, что у Онегина была модная на то время стрижка и одет он был, как лондонский денди.

Евгению было двадцать четыре года, родом он был из дворянской семьи, которая, к сожалению, разорилась. Он получил типичное домашнее образование. Немного владел латынью, знал классическую литературу, прекрасно владел французским языком. Главным его талантом было умение промолчать когда этого требовала ситуация или поддержать беседу, колкой цитатой или высказыванием. У Онегина были прекрасные манеры, он был остроумным и веселым человеком. Как и подобает молодому дворянину, Евгений вел разгульную жизнь. Он был частым гостем на балах и пиршествах, обедал в ресторанах, посещал театры. Онегин пользовался популярностью у противоположного пола.

Но очень скоро, такая жизнь наскучила Евгению. Вся та роскошь, что привлекала его, в один миг начала вызывать у парня отвращение. Онегин был умнее окружающего его общества, ему стали противны лицемерие и наигранные отношения. Евгением овладела «русская хандра».

Стараясь что-то изменить в своей жизни, Онегин пробует писать. У него ничего не получается, ведь «труд упорный ему был тошен». Евгений много читает, но это занятие тоже не приносит ему удовольствие. Находясь в деревне, он делает еще одну попытку побороть свою скуку. Онегин, дабы облегчить жизнь крепостных крестьян, отменяет барщину, вместо этого облагает их оброком. В результате такой реформы, крестьянам действительно стало легче жить, но на этом дело остановилось, ведь делалось оно «чтоб только время проводить».

Пушкин показывает нам, что Онегину не чужда работа, он не сидит на месте, а пытается что-то сделать. Виной всему становится воспитание, которое не предполагало нужность какого-либо труда. В характере Евгения Онегина показано борьба старых обычаев и новых порядков. Ярче всего эта борьба проявляется во взаимоотношениях с Татьяной и Ленским.

Ленский стал для Онегина лучшим другом. Они выделялись из толпы своим интеллектом, взглядами на жизнь, хотя и были очень разными людьми. Пушкин сравнивает их со льдом и пламенем. В последствие из-за своей не любви к окружающим, Онегин сгубил Ленского, убив молодого поэта на дуэли.

Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда. Молодой скучающий дворянин стал героем ее романа. Ее сердце было наполнено любовью. Она решается первая рассказать о своих чувствах, написав Евгению письмо. Можно сказать, что Онегин поступил по отношению к девушке благородно. Он сразу сказал, что не готов для семейной жизни и попросил Татьяну придержать свои чувства. В дальнейшем Онегин был наказан за этот поступок.

Изображая Евгения Онегина, Пушкин показал нам человека, который имея определенные способности и задатки, не имеет смысла в жизни. Евгений не хочет жить, как живут остальные дворяне, но другому образу жизни он не обучен. Именно от безысходности он впа

Лишь в самом начале романа Александр Сергеевич отметит, что у Онегина была модная на то время стрижка и одет он был, как лондонский денди.

Евгению было двадцать четыре года, родом он был из дворянской семьи, которая, к сожалению, разорилась. Он получил типичное домашнее образование. Немного владел латынью, знал классическую литературу, прекрасно владел французским языком. Главным его талантом было умение промолчать когда этого требовала ситуация или поддержать беседу, колкой цитатой или высказыванием. У Онегина были прекрасные манеры, он был остроумным и веселым человеком. Как и подобает молодому дворянину, Евгений вел разгульную жизнь. Он был частым гостем на балах и пиршествах, обедал в ресторанах, посещал театры. Онегин пользовался популярностью у противоположного пола.

Но очень скоро, такая жизнь наскучила Евгению. Вся та роскошь, что привлекала его, в один миг начала вызывать у парня отвращение. Онегин был умнее окружающего его общества, ему стали противны лицемерие и наигранные отношения. Евгением овладела «русская хандра».

Стараясь что-то изменить в своей жизни, Онегин пробует писать. У него ничего не получается, ведь «труд упорный ему был тошен». Евгений много читает, но это занятие тоже не приносит ему удовольствие. Находясь в деревне, он делает еще одну попытку побороть свою скуку. Онегин, дабы облегчить жизнь крепостных крестьян, отменяет барщину, вместо этого облагает их оброком. В результате такой реформы, крестьянам действительно стало легче жить, но на этом дело остановилось, ведь делалось оно «чтоб только время проводить».

Пушкин показывает нам, что Онегину не чужда работа, он не сидит на месте, а пытается что-то сделать. Виной всему становится воспитание, которое не предполагало нужность какого-либо труда. В характере Евгения Онегина показано борьба старых обычаев и новых порядков. Ярче всего эта борьба проявляется во взаимоотношениях с Татьяной и Ленским.

Ленский стал для Онегина лучшим другом. Они выделялись из толпы своим интеллектом, взглядами на жизнь, хотя и были очень разными людьми. Пушкин сравнивает их со льдом и пламенем. В последствие из-за своей не любви к окружающим, Онегин сгубил Ленского, убив молодого поэта на дуэли.

Татьяна влюбилась в Онегина с первого взгляда. Молодой скучающий дворянин стал героем ее романа. Ее сердце было наполнено любовью. Она решается первая рассказать о своих чувствах, написав Евгению письмо. Можно сказать, что Онегин поступил по отношению к девушке благородно. Он сразу сказал, что не готов для семейной жизни и попросил Татьяну придержать свои чувства. В дальнейшем Онегин был наказан за этот поступок.

Изображая Евгения Онегина, Пушкин показал нам человека, который имея определенные способности и задатки, не имеет смысла в жизни. Евгений не хочет жить, как живут остальные дворяне, но другому образу жизни он не обучен. Именно от безысходности он впадает в глубокую депрессию.

Становится понятно, что Пушкин не приемлет такой образ жизни. Он осуждает такой уклад жизни и общество, которое воспитывает таких людей. К сожалению, большинство молодых дворян в начале 19 века жили именно так, как жил Евгений Онегин.

РУСТЬЮТОРС

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Конфликт разума и чувств (Татьяна).
«Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви… поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина – роман в стихах, в котором автор показывает героя, сформировавшегося под влиянием общества. Онегин был дворянином, чье воспитание было основано на строгом соблюдении законов общества того времени. Это был высший свет со своей моралью и принципами, отходить от которых было нельзя. Онегин относился к другим людям с презрением, он считал, что все знает, ему было скучно жить уже в молодом возрасте. Даже переезд в деревню не стал для него спасением, потому что и там он вел себя гордо и неприступно. Он отрицал дружбу, поэтому стрелялся с Ленским, человеком безобидным, но ревнивым. Евгений хотел было оказаться от дуэли, но его тяготило мнение других: а что, если они посчитают его трусом? Взаимоотношения с окружающими не приносили герою счастья, он страдал, когда совершил убийство товарища, позже страдал от того, что потерял возлюбленную. Он не принимал общества, но ничего не смог сделать для того, чтобы как-то наладить отношения с другими.

Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго»

«Доктор Живаго» Бориса Пастернака – шедевр русской литературы, в котором автор описывает непростое время начала двадцатого века, связанное с Первой Мировой войной и революцией. Интеллигент Юрий Живаго работает доктором и, как вся элита того времени, не покинувшая родину, пытается приспособиться к изменившимся условиям жизни в своей стране. Другие его не понимают, особенно новая власть. Еще в детстве Юра дружил с Михаилом Гордоном, мальчиком из семьи евреев. Миша часто задавался вопросом, откуда берется ненависть к представителям других народов, когда у всех людей одинаковое телосложение, общее происхождение и прочее. Проблема антисемитизма как нельзя лучше подходит к направлению «Я и другие».

Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда»

«Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова – очерк, где автор рассказывает историю женщины, которая, наплевав на мнение других людей, стала творить всевозможные преступления: сначала против супружеской верности, а потом и против человечества. Героиня Катерина Львовна скучала без мужа, который был в частых разъездах, и влюбилась в рабочего в их поместье Сергея. Ради него она совершает убийства, не задумываясь, какая кара может ожидать ее в будущем. Она окунается с головой в безумный омут этой любви, никого не видя вокруг себя, а препятствия, которые возникают на пути этой преступной связи, разрешает абсолютно не гуманным способом. Но когда есть преступление, за ним неизменно следует наказание. И, оказавшись со своим возлюбленным на каторге, она понимает, что никакой любви между ними и не было, потому что Сергей с легкостью променял ее на другую женщину, более молодую и веселую, не обремененную тяготами и страданиями прошлой жизни.

Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»

«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина – повесть, в которой звучит проблема сословной разобщенности, когда происходит столкновение чистой души с прагматичной стороной жизни, где самым главным оказываются деньги и статус. Лиза влюбилась в богатого молодого человека, но он был другого сословия, и она даже не мечтала о том, что они когда-то смогут быть вместе. Но Эраст был таким добрым, чутким и ласковым, что сомнения девушки стали испаряться. Но лишь до того момента, как он обманул ее. Сначала он и вправду хотел взять Лизу в жены, но проигрался и остался без средств к существованию. Перед ним стоял выбор: жить бедно вместе с любимой или же жениться на богатой женщине, которая смогла бы решить его проблемы с деньгами. Молодой человек делает выбор в пользу благополучного финансового положения, а Лиза, узнав об этом, кончает жизнь самоубийством. Люди по-разному чувствуют и думают, и то, что для других кажется пустяком, иной человек может переживать очень глубоко и трагично.

Д. Киз, «Цветы для Элджернона»

«Цветы для Элджернона» Дэниела Киза – роман о том, как другие люди относятся к человеку, который отличается от них своими умственными способностями. В начале произведения главный герой Чарли становится подопытным в научном эксперименте. Чарли от рождения был умственно отсталым, и ему всегда хотелось стать умным. Он соглашается на опыт, который должен будет сделать его интеллектуалом. Эксперимент проходит удачно, и Чарли действительно становится гением. Но приносит ли это счастье главному герою? Становятся ли его отношения с окружающими от этого лучше? Сначала у Чарли возникают гнев и подозрительность к окружающему миру, на смену этим чувствам приходит скрытность. Любовь к женщине не приносит ему радости, потому что он обладает таким интеллектом, до уровня которого возлюбленная не дотягивает, хотя раньше он учился у нее читать и писать. Всё это порождает в душе Чарли ненависть и злость к другим людям, он понимает, что общение с ним является пыткой для других людей, которые не обладают теми же знаниями, что и он. Чарли понимает, что у него не осталось ничего общего с его окружением, и становится очень одиноким.

Дж.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»

«Над пропастью во ржи» Дж.Д. Сэлинджера – роман о подростковом периоде героя Холдена Колфилда, который переживает взросление и очень остро воспринимает мир и других людей, отстраняясь от них. Он удивляется тому, почему люди думают, что видят тебя насквозь. Герой рассуждает о том, что приходится врать людям, говоря, что ему приятно их общение, и признается себе, что нужно идти на обман, чтобы поддерживать связь с другими. Именно в подростковом возрасте человек чаще всего начинает сравнивать себя с другими людьми, задается вопросами о том, кто он в этом обществе и какое место ему предстоит занять в окружении других людей.

Список литературы

1. Айтматов Ч.Т. Плаха: Роман/ Предисл. Е.Суркова. – М.: Молодая гвардия, 1987.

2. Астафьев В.П. Царь-рыба: Роман-газета №5, март 1977.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита: Роман. – М.: «Сварогъ», 1994.

5. Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. (Серия «Русская классика»).

5. Вознесенский А. Ров: Роман-газета, 1989, № 21/22.

6. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – (Библиотека школьника).

7. Кондратьев В.Л. На поле овсянниковском: Повести, рассказы. – М.: Известия, 1985. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»)

8. Короленко В.Г. Слепой музыкант: Повесть. – М.: Детская литература, 1973.

9. Куприн А.И. Олеся; Поединок; Гранатовый браслет. – М.: Художественная литература, 1984.

10. Лермонтов М.Ю. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев и др.; Сост., вступ. статья и примеч. В.Коровина– М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

11. Мехед Г. Скрипач: Роман-газета, 2006, №11.

12. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х томах. Т. 3. Евгений Онегин. Романы и повести. Путешествие в Арзум. Примеч. К.И.Тюнькина. М.: Художественная литература, 1978.

13. Твардовский А.Т. По праву памяти: Роман-газета, 1989, № 21/22.

14. Толстой Л.Н. Война и мир: Собрание сочинений в двенадцати томах. – М.: Издательство «правда», 1987. Тома 1 – 4.

15. Трифонов Ю. Другая жизнь. – М.: Известия, 1979. (Серия: Библиотека журнала «Дружба народов»).

16. Тургенев И.С. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья В.Щербины; примеч. сост. раздела «Приложения» Вл. Катаева. – М.: Художественная литература, 1987. (Библиотека учителя).

17. Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький, П.Николаев, А.Пузиков; Сост. и вступ. статья В.Турбина; Сост. раздела «Приложения» Ю.Двинской. – М.: Художественная литература, 1989. (Библиотека учителя).

18. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон…». Константин Воробьев: у истоков войны народной.

18. Чехов А.П. Повести и рассказы. Вишневый сад./ Сост. Е.М.Жезлова. – М.: Московский рабочий, 1979.

В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»

«Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго – еще одна история о неприятии человека, не похожего на других. Квазимодо имел малоприятные черты лица, к тому же родился горбуном, и это отталкивало от него окружающих. Родители бросили его, оставив на произвол судьбы, и мальчик воспитывался священником, который подобрал его и выучил, после чего Квазимодо стал звонарем на колокольне в Соборе. Никому и в голову не приходило заглянуть в светлую душу этого парня, другие видели в нем лишь внешнее уродство, считая, что это порождением дьявола.

И.С. Тургенев, «Отцы и дети»

«Отцы и дети» И.С. Тургенева – роман, в котором главный герой способен противостоять обществу, доказать свою точку зрения, увлечь других своим мастерством говорить и выражать свои идеи. Он открыто заявлял, что является нигилистом, и отрицал общепринятые нормы морали и нравственности, отрицал чувства привязанности, пока сам не влюбился. Базаров – настоящий лидер, способный донести свои идеи так, чтобы у них появлялись последователи. В беседах он никогда не отступал от своих принципов, часто пытаясь навязать свою мнение другим. Но делал он это весьма аргументированно и убедительно.

Внутренний мир

А.С. Пушкин не уделял особого внимания описаниям пейзажей, героев и прочего. Поэтому в произведении «Евгений Онегин» он не акцентируется на описании внешности героев. Про самого Онегина автор говорит лишь то, что он похож на «dandy», т.е. следует модным тенденциям. Больше про внешность героя Пушкин ничего не говорит. Он больше обращает внимание на манеры, привычки и характер Онегина. подчеркивается типичность героя – он предстает как светский молодой человек, получивший более-менее сносное домашнее образование. Ясно, что герой зависит от мнения людей, хотя его нельзя назвать глупым.

Татьяну же Пушкин описывает как печальную и молчаливую барышню. Про ее внешность также практически ничего не написано, понятно только одно – она не красавица. Зато девушка с детства любит читать книги и считает это занятие лучшим времяпрепровождением. Так постепенно перед нами предстает образ девушки, мечтательной и романтичной, верящей «преданьям простонародной старины», «снам», «карточным гаданьям», видящей жизнь сквозь призму прочитанных книг. Подчеркивая близость Татьяны к родной природе и всему русскому, национальному, Пушкин говорит о ее любви к зиме.

 И наконец, сопоставляя Татьяну со светскими барышнями, Пушкин отмечает ее индивидуальность, естественность, доверчивость, «милую простоту», способность безоглядно отдаваться чувствам. 

По-иному в романе представлен портрет Ольги. Здесь, напротив, акцент сделан на внешнем облике героини. Автор описал до мелочей, вплоть до цвета глаз. Хотя здесь же Пушкин отмечает, что, несмотря на яркую внешность, девушка была пустой и безжизненной. Автор стремился обозначить ее внутреннюю пустоту, бездуховность..

Про внешность Ленского тоже ничего нет, а вот про характер героя, можно многое узнать. Он является полной противоположностью Онегина. Таким образом, Пушкин заостряет внимание не на внешности героя, а на его характере и манерах. Мне кажется, что автор придерживается той позиции, что внешность человека не главное, куда важнее его поступки и действия.

Любовь

Постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в Петербургском обществе. Естественно, Онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». Но в этих отношениях нет ни капли искренности. Евгений достаточно быстро разочаровался в жизни и своем окружении. Он охладел ко всему вокруг. Через некоторое время Онегин уехал в деревню. Лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь. Но потом герою вновь стало скучно. 

Именно во время такого «душевного холода» Евгений Онегин и встретил Татьяну. Молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. Она, в отличие от Онегина, умела сильно и искренно любить, отдаваясь этому чувству вся без остатка. Подтверждение тому – признание, которое героиня первая написала Онегину. 

Но Онегин был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. Онегин не отвечает героине взаимностью, давая ей отповедь. Пережив этот отказ, Татьяна, без любви, выходит замуж за другого. 
    Онегин же, после убийства Ленского, некоторое время он странствовал, отошел от высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая, неоднозначная личность. Спустя несколько лет, Евгений вновь встречается с Татьяной. Теперь она замужняя женщина, светская львица. Но мы понимаем, что героиня по-прежнему любит Онегина. 

Да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно — Татьяна отказывает ему, оставаясь верной своему мужу. 

Таким образом, герои Пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими людьми. Это неудивительно, ведь сам Автор считает любовь главнейшим чувством в жизни человека: «И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод». Способность любить – главный критерий в оценке литературных героев и людей для Пушкина.

Счастье

Роман в стихах “Евгений Онегин” ставит много проблем. Одна из них — проблема счастья и долга, которая коснулась родителей Татьяны Лариной, самой Татьяны и Евгения Онегина. 

Мать Татьяны любила одного человека, а должна была выйти замуж за другого, за Дмитрия Ларина.

Сначала она очень горевала, плакала и даже “с супругом чуть не развелась”, но со временем смирилась и привыкла к такой жизни.

Татьяну постигла та же участь, что и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со временем обрела покой.

Но, обретя покой, Татьяна не обрела счастья: чувство к Онегину не прошло.

Евгений тоже раньше думал, что “вольность и покой замена счастью”, но впоследствии сам понимает, что это заблуждение.

Почему же не соединяются Татьяна и Онегин, в конце концов обретшие взаимную любовь? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Потому, что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. 

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой.

Только такой нравственный человек, как Татьяна Ларина, может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Дружба

Дружба Онегина и Ленского Дружба Онегина и Ленского произошла, по словам самого Пушкина, «от делать нечего». Действительно, они были совер­шенно противоположны по характерам, с различным жизненным опытом, с различными устремлениями. Но их объединило поло­жение в сельской глуши. Оба они тяготились навязываемым об­щением со стороны их соседей, оба были достаточно умны (в от­ношении Ленского правильнее сказать, что он был образован). Вне зависимости от убеждений каждый человек стремится к об­щению с себе подобными.

Уеди­нение Онегина было ему тягостно, и он был рад, что нашёлся, по крайней мере, хоть один человек, с которым ему не противно об­щаться. Тем более такое общение необходимо было Владимиру Лен­скому.

Таким образом, понятно, что в иных условиях Онегин и Ленский вряд ли бы стали общаться так тесно, но тем и особен­ны человеческие взаимоотношения, что различные ситуации сводят и разводят людей иногда совершенно парадоксальным образом. Различие Ленского и Онегина было не столь фундаменталь­но, нежели их различие с соседскими помещиками, которые счи­тали Ленского полурусским, а Онегина — опасным чудаком и фармазоном. Говоря предельно обобщённо, Онегин и Ленский были противоположностями внутри одной системы, а их соседи вообще выходили за рамки системы. Именно поэтому Владимир и Евгений инстинктивно нашли друг друга и объединились.

То, что их дружба была поверхностной и во многом фор­мальной, доказывает их дуэль. Какой друг будет стреляться с другом, да ещё вдобавок безо всяких объяснений?! Реально их связывало очень немногое, и порвать это немногое было доста­точно легко.

Доброта

В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.

Нравственный выбор

В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой — Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения.

Аргументы к направлению «Человек и общество» для итогового сочинения и сочинения ЕГЭ

по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Человек и общество (как общество влияет на человека?) как мода влияет на человека? как социальные факторы влияют на формирование личности?

Личность Онегина сформировалась в петербургской светской среде. В предыстории Пушкин отметил социальные факторы, повлиявшие на характер Евгения: принадлежность к высшему слою дворянства, обычное для этого круга воспитание, обучение, первые шаги в свете, опыт «однообразной и пестрой» жизни, жизнь «свободного дворянина», не обремененного службой, — суетная, беззаботная, насыщенная развлечениями и любовными романами.

Конфликт человека и общества. Как общество влияет на человека?

Характер и жизнь Онегина показаны в движении. Уже в первой главе можно увидеть, как из безликой, но требующей безусловного подчинения толпы вдруг появилась яркая, незаурядная личность.

Затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом и с обществом дворянских помещиков – только на первый взгляд кажется причудой, вызванной «скукой», разочарованием в «науке страсти нежной». Пушкин подчеркивает, что онегинская «неподражательная странность» – это своеобразный протест социальным и духовным догмам, подавляющим в человеке личность, лишающим его права быть самим собой.

Пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь: в Петербурге и в деревне он усердно читает книги, общается с немногими близкими по духу людьми (автор и Ленский). В деревне он даже пытается изменить порядок, заменив барщину легким оброком.

Зависимость от общественного мнения. Можно ли стать свободным от общественного мнения?

Зачастую человек оказывается в глубочайшей зависимости от общественного мнения. Порой приходится пройти длинный путь освобождения от оков общества.

Поиск новых жизненных истин Онегина растянулся на многие годы и остался незавершенным. Онегин освобождается от старых представлений о жизни, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – хозяин своей жизни, но это только иллюзия. Всю его жизнь его преследует душевная лень и холодный скепсис, а также зависимость от общественного мнения. Однако сложно назвать Онегина жертвой общества. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Его дальнейшие жизненные неудачи уже невозможно оправдать зависимостью от общества.

Конфликт разума и чувств (Онегин).

В отношениях с Татьяной Онегин проявил себя как рассудительный, рациональный человек. Онегин послушался голоса своего рассудка. Автор еще в первой главе отметил в Евгении «острый ум» и неспособность к сильным чувствам. Именно эта его черта и стала причиной несостоявшейся любви. Онегин не верит в любовь, потому и не способен полюбить. Смысл любви для него исчерпывается «наукой страсти нежной» или «домашним кругом», ограничивающим свободу человека.

В 8 главе Пушкин показал новый этап в духовном развитии Онегина. Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился. В нем ничего не осталось от прежнего холодного и рассудочного человека, он превратился в пылкого влюбленного, ничего не замечающего, кроме объекта своей любви (эти стал больше напоминать Ленского). Онегин впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Как и прежде, на первом плане в характеристике героя – соотношение между разумом и чувством. Теперь разум побежден – Онегин любит. Он не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между чувством и разумом.

Могут ли непохожие люди стать друзьями? Что объединяет людей?

Романтик и поэт Ленский кажется духовным и социальным антиподом Онегина. Автор, сообщая об их знакомстве, говорит: «Они сошлись. Волна и камень/ Стихи и проза, лед и пламень,/ Не столь различны меж собой», — но сразу же подчеркивает, что именно «взаимной разнотой» они понравились друг другу. Возникла парадоксальная дружба «от делать нечего».

Не только крайности соединили героев — между ними немало общего. Они оба разобщены с дворянской средой, Онегин из-за разочарованности, Ленский – из-за мечтательности и романтизма. Ленский – поклонник Канта и Шиллера, он также ищет цель жизни. Однако самое главное сходство – это дисгармония в характере, которая присутствует у обоих.

Конфликт разума и чувств (Татьяна).

«Татьяна – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Счастливая жена, Татьяна спокойно, но тем не менее страстно и глубоко любила бы своего мужа, вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти, и в этой жертве, в строгом выполнении своих обязанностей нашла бы свое величайшее наслаждение, свое верховное блаженство. И все без фраз, без рассуждений, с этим спокойствием, с этим внешним бесстрастием, с этою наружною холодностью, которые составляют достоинство и величие глубоких и сильных натур». «Это дивное соединение грубых, вульгарных предрассудков со страстью к французским книжкам, и с уважением к глубокому творению Мартына Задеки возможно только в русской женщине. Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал…» «Для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина». «Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению…» «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ». После дуэли, отъезда Онегина и посещения Татьяной комнаты Онегина «она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви… поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И поэтому книжное знакомство с этим новым миром скорбей если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнью сердца, то про себя, во глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещения дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девушки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина». «Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете – его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью…

Страницы: 1 2

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • По роману Евгений Онегин

Сочинение по роману Евгений Онегин Пушкина

«Евгений Онегин» — это одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина, написанное в жанре роман в стихах. Особенность стиля позволяет совместить автору лирическое (стихотворная форма, пристальное внимание к чувствам и переживаниям героев) и эпическое (логически построенный сюжет).

Главный герой романа — Евгений Онегин. Этот столичный молодой человек приезжает в деревню, которую унаследовал после смерти дядюшки. Он устал от столичной жизни. Ему захотелось чего-то нового.

В деревне общество приняло его с радостью, но Евгений не мог найти там единомышленников и настоящих друзей. От скуки он много общается с Владимиром Ленским, которого потом убьет на дуэли. У них мало общего. Владимир — романтическая личность. Он учился в Германии, увлекается немецкой литературой и философией. Он искренне любит Ольгу Ларину — легкомысленную девушку, которая не принимает его чувства всерьез.

У Ольги есть сестра — ее полная противоположность. Татьяна Ларина — скромная и тихая девушка, увлекающаяся чтением. Она влюбляется в Онегина. Но, Онегин лишь посмеялся над ее чувствами после ее признания. Евгений Онегин никак не мог сравнить Татьяну и светских барышень. Провинциальная девушка сильно отличалась от столичных особ.

Татьяна тяжело переживала отказ любимого. После этого последовало много событий, в том числе и отъезд Онегина в Петербург. Однако девушка нашла в себе силы победить горе и боль. Татьяна вышла замуж за генерала, которому хранила верность всю жизнь.

Евгений Онегин — это образ «лишнего человека» очень популярный в литературе своего времени. «Лишний человек» — это, как правило, неординарная, способная, выдающаяся личность, которой присущи такие качества, которые она не может применить в своем времени. Это человек, идущий на шаг вперед от остальных. В чем же выражается неординарность Онегина? Он не отличается хорошим образованием, но ему присуща верность себе и своим взглядам. Онегин слушает только себя и свое сердце, никогда не принимает советов других. Это качество не всегда приносит пользу, как показывает автор.

«Евгений Онегин» понравился сразу же всему высшему свету после своей публикации. У романа много поклонников и сегодня, ведь он не потерял актуальности. За его злободневность, широкую тематику и вечную проблематику Виссарион Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». Думаю это произведение будет полезно каждому.

2 вариант

Роман «Евгений Онегин» написан Александром Сергеевичем Пушкиным и пользуется сумасшедшей популярностью среди читателей и почитателей даже сегодня. Данное произведение определило новое направление в творчестве писателя хотя бы потому, что он изобрел нечто совершенно новое и не похожее на ранние свои творения – роман в стихах – вот жанр данного пушкинского произведения. Также в «Евгении Онегине» поднимаются не только темы любви, творчества, но и проблема русского общества, молодых людей после декабристского восстания, которое было жестоко подавлено в 19 веке. Нередко это произведение сравнивают и проводят параллели с романом «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь если внимательно прочитать и проанализировать обе книги, то можно отыскать уйму косвенных совпадений. В пример хочется привести фамилии главных героев – Онегин и Печорин, которые произошли от названий русских рек.

В центре внимания произведения пушкинского романа находится молодой человек, родившийся «на брегах Невы», которые приезжает в деревню с целью получить в скором времени наследство своего больного дяди, что скоро умрет. Здесь он иногда ходит на балы. Однажды на него обращает внимание Татьяна Ларина девушка из богатой семьи. Оказывается, что она в него влюбляется, и чтобы рассказать о своих чувствах пишет большое любовное письмо-признание. Онегин получает его и тут же холодно реагирует. Он пишет отказ такого же объема. Время бежит Онегин начинает проявлять внимание к хохотушке сестре Татьяны Ольге, к которой испытывает чувства друг Онегина, скорее приятель, Владимир Ленский. Между героями разгорается конфликт на почве любви. Между ними состоится дуэль, в ходе которой Онегин убивает Ленского. Он изгоняется высшем обществом из деревни. Он уезжает, путешествует по России.

Спустя определенное время он понимает, что влюблен Татьяну. Потому, когда приезжает вновь в деревню, то на одном из балов он видит Татьяну Ларину. Он пишет ей второе письмо только уже с позиции влюбленного. Но Татьяна не отвечает ему взаимностью по причине долга. Она пишет, что замужем за генералом и, так как «другому отдана и будет век ему верна».

Таким образом, после прочтения романа делается вывод: необходимо думать головой, прежде чем что-то сделать и упущенных возможностей, чувств не вернуть.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Евгений Онегин

По роману Евгений Онегин

Популярные сегодня темы

  • Путешествие по Африке — сочинение

    Думаю, что тут у многих появляется перед глазами пейзаж вечерней Африки. Такое африканское дерево с приплюснутой кроной в лучах заката. Силуэты жирафов, слонов, львов и зебр… Красота!

  • Аргументы и примеры любви из литературы для сочинения

    Тема любви всегда была очень важной для человека. Классики литературы рассматривали любовь как разнообразное, всеобъемлющее чувство, необходимое каждому человеку.

  • Сочинение Петр Гринев — человек чести

    Пётр Андреевич Гринёв – герой романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Это молодой дворянин, который рос недорослем в имении своих родителей, но по воле отца был отправлен служить в армию

  • Доброта в рассказе Чудесный доктор Куприна

    В данном великолепном произведении рассказывается о замечательном человеке, который благодаря тому, что проявил доброту и профессионализм в своем деле, сумел спасти членов семьи от болезней и невзгод.

  • Герои рассказа Лошадиная фамилия Чехова (характеристика)

    Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.

изображение По роману Евгений Онегин

  • Евгений онегин как энциклопедия русской жизни сочинение краткое
  • Евгений онегин как лишний человек сочинение
  • Евгений онегин как аргумент к итоговому сочинению человек путешествующий
  • Евгений онегин итоговое сочинение аргументы 2022
  • Евгений онегин декабрьское сочинение