Евгения асеева сказка ошибка

Информация о материале

12 октября 2022

Осенние новинки «Бибигоши» в 2022 году это:

  • для дошкольников — полезные сказки, стихи и тренинги по безопасности;
  • для младших школьников — истории о судьбах детей на войне, книги из новых серий, а также повести о бабушках и внуках;
  • для подростков — книги о них самих (современных авторов), и об их сверстниках в блокадном Ленинграде.

Полезные сказки (0+)

Держи ушки на макушке (0+, 6+)

Маленьких у войны не бывает (6+)

Новые книжные серии (6+)

Бабушки и внуки (6+)

Анна, Даллас и Флорида… (12+)

О книгах серии «Встречное движение» (12+)

Хлеб той зимы (12+)


Полезные сказки 0+

Как объяснить малышу что хорошо, а что плохо? Нотации скучны… И тут на помощь мамам и папам приходят сказки!

«Полезные сказки» — так называется книга Евгении Асеевой. Под её обложкой собрались: сказка-врединка, сказка-жадинка, сказка-обманка, сказка-ошибка, сказка-нехочуха. Какая нужнее Вашему ребёнку? Выбирайте сами!

Кроме жабёнка Квастика, ёжика Фимы и других зверят, в книжке «живут» звёздочка с коротким именем Не и ошибочник Ёша, который «просто обожал детей, которые целый день сидели в телефоне вместо того, чтобы играть и веселиться с друзьями». А ещё он «очень любил, когда дети делали ошибки и начинали сомневаться в себе»! И только девочке Наташе удалось не послушаться его вредных нашёптываний — потому что она была очень уверена в себе!

Каждая книжечка серии «Сказки в помощь родителям» начинается со странички полезных советов родителям от психолога и «сказкотерапевта» Ирины Терентьевой. Нужно не только прочесть сказки, но и побеседовать о них с ребёнком, а иначе сказкотерапия может и не подействовать!

Сказки для добрых девочек, сказки о добре и зле, сказки о дружбе и от жадности — выбирайте на любой вкус!

Держи ушки на макушке! 0+ 6+

Чем самостоятельнее становятся дети, тем больше правил безопасности им нужно уяснить! Как поговорить об этом с малышом? Как достучаться до школьника, который якобы всё знает? Очень просто — прочтите им хотя бы одну из перечисленных ниже книг. Они такие разные! В стихах и сказках, примерах и тренингах их авторы пытаются научить детей жить безопасно, соблюдая простые правила.

Самая лёгкая для чтения книга — это «Правила безопасности и поведения для детей» в стихах. Автор — известная детская писательница Марина Дружинина. В конце каждого стихотворения следует вывод, например, такой:

«Это каждый должен знать:
Дверь чужим не открывать!»

Легко, не навязчиво и увлекательно! Замечательные иллюстрации Е. Вульф только усиливают это впечатление от всей книги в целом.

Самая волшебная книга — энциклопедия для малышей в сказках Елены Ульевой «Главные правила безопасности» . Герой книги Алёша знакомится с волшебником — дедом Приветом, который выручает мальчика из беды и дарит ему шишку, чтобы тот мог его позвать, когда понадобится. Бедовый мальчик Алёша встретится с опасностью ещё не раз! И всегда к нему на помощь придёт Дед Привет. Или, в крайнем случае, пошлёт своего брата.

К энциклопедии прилагается развивающая тетрадь «Правила безопасности». Симпатичные рисунки к тетради и книге выполнил художник А. Бекен.

Самая большая из книг — «Правила безопасного поведения для детей» Юлии Василюк. Герои книги Дима и Лиза натворили немало «дел» в квартире: неудачно хозяйничали на кухне, лили воду на пол в ванной, трогали розетку, брали без спроса лекарства, сами зажигали свечу, залезали на подоконник открытого окна, оставили на полу шитьё… Затем Дима и Лиза отправляются на улицу, а после — едут на отдых, где тоже нарушают правила… В каждом случае читателям свои советы и наставления даёт робот. Узнать, как усвоили этот урок дети, родителям помогут проверочные задания и вопросы.

Самая природолюбивая книга — энциклопедия в сказках «Правила безопасности» Наталии Немцовой. В книге — множество героев, и это сказочные звери, змеи, птицы, насекомые, говорящие растения… Из каждой сказки сделан вывод — совет по безопасности.

Самая «хаски-любивая» книга (с главным героем — щенком хаски) называется «Держи ушки на макушке», её автор — Вероника Медведева.

Симпатичный щенок по имени Лаки непослушный и постоянно попадает впросак — то укрывается от грозы под большим деревом, то без спроса залезает на высокую гору, то съедает лакомство прямо с пола. В итоге от удара молнии ветка падает ему на лапу; с горы его чуть было не уносит ястреб; а от грязной еды у него болит живот. И только однажды Лаки сам избегает опасности — когда волк, притворившись собакой, пытается увести щенков за собой в лес!

В книге есть «Подсказки от Мамы-хаски» — это странички для родителей.

Держать ушки на макушке нужно не только в лесу, но и в городе, где опасностей гораздо больше!

Самой первой книгой по безопасности в городе для малышей может стать энциклопедия в сказках «Как устроен город?» Елены Ульевой. Лешонок (от слова леший) Лёша попадает в город впервые и ничегошеньки о нём не знает! Его друг мальчик Дима — городской житель — рассказывает ему как вести себя в парке, театре, кафе, музее и так далее… Почему нельзя нарушать правила дорожного движения. Как уберечься от несчастного случая в парке аттракционов и других местах. Обо всём — коротко и доступно!

Самая тренинговая книга «Безопасный город» Лии Шаровой не содержит сказок и стихов. Она учит, как действовать в той или иной реально опасной ситуации и даже предлагает всем нам потренироваться, чтобы выработать правильную реакцию для своего спасения. Как показал эксперимент, из десяти детей, которые остались одни в квартире, дверь чужому человеку открыли все десять. Мошенники находят множество уловок, поэтому проработка ситуации (тренинг) просто необходим!

Маленьких у войны не бывает 6+

Книга Татьяны Кудрявцевой «Маленьких у войны не бывает» рассказывает истории судеб ленинградских детей во время Великой Отечественной войны. Книга поделена на части четырьмя цветными страничками — белой, синей, багровой и зелёной. Белая посвящена детям, оставшимся в Ленинграде во время блокады, синяя — тем, кто выбрался на Большую землю, багровая — детям, которые попали на фронт, а зелёная — событиям в жизни детей Ленинграда уже после Победы. Все эти истории — реальные, они подкреплены фотографиями, и читаются словно один большой роман о жителях Ленинграда…

В рассказах ленинградцев о блокаде нередко встречаются упоминания о случайностях, которые спасли им жизнь. Иногда это было похоже на чудо. В книге Веры Карасёвой «Кирюшка» десять рассказов, в каждом из которых происходит маленькое чудо, спасшее чью-то жизнь.

Четырёхлетняя Любочка из рассказа «Про Любочку и её маму» «озябла и так сильно ослабела, что ко всему была теперь безразлична». Её мама горько плакала, но ничего не могла сделать: они сожгли в печке всё, что было, даже мебель. Сосед Иван Кириллыч притащил матрас, набитый сухими стружками из-под яиц. Вместе они растопили печь. И вдруг среди стружек обнаружилось яйцо! Его сварили и отдали Любочке. Когда Любочка съела его, она немного повеселела. И чудеса на этом не закончились!..

Чаще всего эти маленькие чудеса совершали сами ленинградцы — несломленные, сильные духом. Они не только из последних сил выполняли свою работу, но и приходили на помощь другим.

Необыкновенно хороши иллюстрации, сделанные художником Абрамом Исааковичем Резниченко к первому изданию книги в 1965 году. С тех пор книга не переиздавалась.

Повесть «Вот как это было» Юрия Германа не была издана при жизни писателя, рукопись отыскали в его архиве. Всё происходящее в повести мы видим глазами маленького мальчика Мишки. Сначала это были мирные события. О том, что началась война, Мишка узнал, когда лежал в больнице со скарлатиной. Он тогда и представить себе не мог, что его ранит осколком бомбы. И всё-таки ему повезло больше, чем другим детям. Они от взрыва бомбы погибли… А Мишка пережил блокаду вместе с мамой и папой.

Ленинградец Алёша был вынужден передать свой пионерский горн и свой пост другому мальчику — румяному кареглазому Васе из пригорода. Сам он не мог каждое утро играть побудку, потому что у него больше не было сил спускаться и подниматься по лестнице.

В осаждённом городе самое опасное — быть мальчишкой. <…> Беда в том, что организм детей растёт. И от нехватки пищи мускулы слабеют, наступает сонливость, неподвижность и вечный сон…

Алёша загадал, что если каждое утро горнист будет играть, то и он, Алёша, будет жить! Горнист играл, и Алёша дожил до весны, и даже сохранил семена овощей, оставленные умершим соседом, чтобы посеять их. Обо всём, что пережил мальчик за эту бесконечно долгую зиму, и о его новой встрече с горнистом читайте в переиздании рассказа Николая Богданова «Бессмертный горнист».

Алька — герой повести Радия Погодина «Живи, солдат» — пережил блокаду и считал, что его уже ничем не испугаешь. И всё же привыкать к солдатской жизни ему непросто! Однажды они прошли за ночь пятьдесят километров… Альке шестнадцать лет, но он так худ, что слышит о себе: «Через него же насквозь глядеть можно»! Тем не менее его взяли в разведроту и определили на обучение к сержанту Елескину. Приживётся ли там Алька? Не струсит ли в первом же бою? Книга вышла в серии «Военное детство».

Новые книжные серии о детях 6+

Что такое книжная серия? Это книги, которые в издательстве решили объединить по какому-то принципу. Например, по жанру, или по автору, или просто по смыслу. Как правило, они имеют одинаковые элементы оформления (рамки, цвета, фон, шрифт и так далее).

Среди новинок детской библиотеки «Бибигоша», поступивших осенью 2022 года появились книги новых серий: «Время — детство!», «Наша марка», «Не школьные истории», «Такие вот истории».

Серия «Время — детство!»

В этой серии выходят и весёлые истории современных российских авторов, и евангельские рассказы для детей, и произведения зарубежных писателей. Прототипом героя книги «Митя Тимкин, второклассник» Екатерины Тимашпольской был её собственный сын, который учился тогда во втором классе. По крайней мере некоторые сюжеты она точно «подсмотрела» в его жизни, о чём сама признаётся на сайте «Лабиринт». Должно быть поэтому события, происходящие в жизни Мити Тимкина, так жизненны и правдоподобны.

Книга, судя по отзывам на том же сайте, очень понравилась читателям. Наконец-то они увидели «книгу, где нет нравоучений!» и даже нашли в ней «пример счастливой жизни всей семьи и ребёнка»! А для этого нужно «только быть счастливым и быть самим собой».

Серия «Наша марка»

Книги серии «Наша марка» рассказывают и о природе, и о детях. В серию включены и классика, и книги современных авторов. Маленькие герои книг этой серии — ребята активные и деятельные, мечтатели и фантазёры! Они любознательны и трудолюбивы, самостоятельно борются с несправедливостью, учатся дружить и помогать слабым.

В этой серии, например, переиздана книга Виталия Коржикова «Ледовые приключения Плавали-Знаем» с рисунками художника Г. Валька. Книга служит продолжением повестей «Весёлое мореплавание Солнышкина» и «Солнышкин плывёт в Атлантиду».

Капитану Плавали-Знаем дают простое задание — доставить кефир на остров Камбала, но из-за мороза его судёнышко «Светлячок» вмерзает в лёд. Вместо того, чтобы найти способ вырваться из ледяного плена, горе-капитан объявляет, что они будут зимовать на судне! Он мечтает прославиться.

Но на помощь «Светлячку» уже идёт пароход «Даёшь!», который возвращается из далёкого антарктического рейса. На борту парохода — матрос Солнышкин с новой кинокамерой в руках. И приключения не заставят себя ждать!

Серия «Не школьные истории».

В серии выходят произведения современных авторов о детях. Иногда очень смешные, иногда забавные повести и рассказы помогают читателям научиться разбираться в том, что важно, а что не очень; видеть и преодолевать свои недостатки и комплексы; и просто — дружить!

Девочка Мила, героиня истории «Мандариновый Пом» Анастасии Безлюдной подружилась со снеговиком, которому она сама нарисовала лицо и подарила берет с помпоном. Они дружили всю зиму… А что произошло весной и почему их дружба названа «нетающей»?… Об этом прочтите в книге сами.

Кристину Стрельникову — автора книги «Мы с Ленкой. Ни дня без приключений» можно смело назвать преемницей Ирины Михайловны Пивоваровой и включить её имя в ряд известных «весёлых» авторов! Писательница — лауреат нескольких литературных премий — им. С. Маршака, им. В. Крапивина.

Её книга — просто открытие среди осенних новинок! Отменное чувство юмора, по-настоящему смешные сюжеты, правдивость и жизненность ситуаций, и при этом передана теплота и душевность настоящей девчачьей дружбы.

На какие бы проделки не отважились две озорные подружки — Ленка и Тинка, всё неизменно заканчивается хорошо. Даже после драк (увы, случается и такое!) они неизменно мирятся. Их жизнь не обходится без сомнительных затей. Например, летать у них начинают и те, кто этого совсем не планировал — свинья и курица… Полёт самой героини книги — с зонтиком с балкона второго этажа (!), к счастью, не состоялся — он был предотвращён бдительным пожарным… Родителям неугомонных девчонок тоже некогда скучать — ведь кто-то должен искать их самих на тёмных улицах (когда они уснули на чердаке!), отстирывать им одежду или до ночи раскапывать снег в поисках их сапог!

Серия «Такие вот истории»

В серии — только книги современных авторов с иллюстрациями современных художников. Из разноцветных корешков книг этой серии можно выложить книжную радугу. Жанры разнообразны: сказки, фантастика, приключения, рассказы, истории в стихах…

Самое необычное повествование — рассказ Юлии Венедиктовой «Веточкин и Плюшкина». Вот уже несколько майских дней в душе мальчика Васи Веточкина «бушевала мелодия любви», которая толкала его на поступки — создание живописного «шедевра» и «совместная трапеза» с предметом обожания. «Катя Плюшкина была совершенно особенным человеком. Её было видно издалека. Слышно её было отовсюду. Она была внушительной и статной». За один день скромный и впечатлительный Вася Веточкин переживает самые разнообразные чувства, и только в конце рассказа выясняется, как всё было на самом деле…

Весьма своеобразные иллюстрации К. Бугровой очень живо дополняют рассказ, написанный в ироничной манере.

Четыре желания могла загадать Вика, героиня книги Анны Игнатовой «Джинн Сева», но растерялась и не знала, что же ей придумать. Джин Сева появился из …пакета с апельсиновым соком так неожиданно! Вика знала сказку про цветик-семицветик и помнила про шесть его лепестков, бездарно потраченных девочкой Женей. Уж она-то попросит «что-то действительно волшебное»… Но ни помощь практичной и сообразительной подруги Ирки, ни два дня, данные джином Севой на раздумье, не помогли Вике загадать «правильные» желания! Что же она выбрала? Попробуйте догадаться, разглядывая симпатичные иллюстрации М. Коротаевой, а лучше — прочтите книгу!

Кстати, книги этой серии совсем тонкие (не более сорока страниц).

Бабушки и внуки 6+

Родители дошкольницы Тани много работают, поэтому её папа говорит: «Без бабушки мы как без рук». И в самом деле — оставаясь без присмотра, Таня часто попадает в разные истории! Поэтому бабушка почти всегда рядом. Таня растёт в те времена, когда ещё нет ни компьютеров, ни телефонов, поэтому она сама умеет находить и придумывать для себя игры и занятия. У неё есть чему поучиться современным детям! Таня нянчит своего игрушечного Мишку, любит возиться с маленькими детьми. У неё много «сыночков», а вот «дочки» нет. «Бабушка, будь моей дочкой!» — так называется тёплая и добрая повесть Аделаиды Котовщиковой. Книга переиздана с акварельными рисунками современной художницы Л. Анисимовой. Рисунки, несомненно, добавили теплоты и уюта книге. Они, как и сама книга, «вне времени и пространства», как всё настоящее, «всамделишное»!

Напротив, самая нереальная, но красивая история про бабушку — это конечно же, «Бабушка Луна» Анны Анисимовой — современной детской писательницы, лауреата премии им. Самуила Маршака, финалиста премии Владислава Крапивина, победителя конкурса «Новая детская книга»! В книге бабушкой для маленькой Кати стала сама Луна… Не верите? Благодаря чудесным иллюстрациям Натальи Корсунской эта фантастическая история выглядит очень правдоподобно и убедительно!

В рассказе «Такие разные бабушки» Натальи Маркеловой выясняется, что девочка Леночка мечтает стать… бабушкой! И учительница, и её одноклассники очень удивлены. Они не знают, что Леночку воспитывает бабушка, похожая на добрую фею. «Всё, к чему она прикасалась, становилось красивым. В их доме было не просто уютно, а как-то невероятно хорошо, что и уходить не хотелось». Однако есть в книге и такая бабушка, которую считают настоящей ведьмой! Леночка и Витя решили понаблюдать за ней, чтобы понять — так ли это? Они не знали, что Варвара Петровна их заметила…

В повести Сергея Еремеева «Смешные вы ребята!» у бабушки двух братьев — Олега и Тёмки очень важная роль — когда нужна помощь, она приезжает из далёкого Владивостока и со словами: «Смешные вы ребята!» вносит важные коррективы в их жизнь. Младшему внуку семь лет и он вундеркинд. Когда он поступал в первый класс, старший брат подговорил его притвориться отстающим. У Тёмки это получилось так хорошо, что его чуть было не отправили обратно в детский сад! И тогда в очередной раз к ним на помощь приехала баба Люба …

Бабушка главного героя книги «Ведьмы» знаменитого сказочника Роальда Даля — норвежка, которая знает про ведьм «ну буквально всё». Она подробно, с ужасающими примерами из жизни, объясняет своему внуку «как распознать ведьму». Тем не менее, тому не удаётся избежать встречи с «Величайшей Самой Главной Ведьмой Всех Времён». Благодаря своей бабушке он остаётся жив, но его облик абсолютно меняется… Однако герой книги не унывает! Он делает для себя важный вывод: «совершенно неважно, как ты называешься и как ты выглядишь, лишь бы кто-то тебя любил».

У девочки Елины пропала бабушка, которую она зовёт …Тефтелькой, и только что созданная «банда» юных детективов (возрастом от девяти до одиннадцати лет) взялась за её поиски. Дедушка ничего не сказал внучке о том, куда делась бабушка, только улыбался и делал вид, что не слышит вопроса, за что тоже был внесён в список подозреваемых. Книга Йорга Штейнлейтнера «Босоногая банда. Дело о пропавшей бабушке» со смешными иллюстрациями Даниэлы Коль вполне подходит для развлекательного чтения этой осенью.

Анна, Даллас и Флорида… 12+

Главную героиню романа английской писательницы Джоан Робинсон «Когда здесь была Марни» зовут Анна. Кто такая загадочная Марни выяснится только к концу повествования…

Девочку Анну, сироту, усыновили хорошие люди, но она никак не может назвать их мамой и папой… Миссис Престон с этим смирилась и только улыбается, когда слышит в свой адрес «тётушка». У Анны нет подружек, и это её, кажется, совсем не огорчает. Она сама представляет себе некий волшебный круг, и в нём — счастливые дети, у которых всё есть — родной дом, родители, родственники, задушевные подруги… У неё ничего этого нет и девочка отчаянно делает вид, будто ей ничего этого и не нужно! Она — вне круга и её всё устраивает. «Тыдажеинепытаешься» — Анна так часто слышит эту фразу, что она превратилась для неё в одно длинное слово…

Приёмные родители очень обеспокоены её замкнутостью и одиночеством и отправляют Анну отдохнуть к морю. Её поселяют в тихом и уединённом месте, в уютном домике у пожилой добродушной пары по фамилии Пегг.

Девочка в одиночестве гуляет по побережью. На одной из прогулок она замечает необычный дом у самой воды, в котором никто не живёт. В одном окне Анна вдруг видит девочку и ей очень хочется узнать — кто она? Почему-то именно с ней она хотела бы подружиться…

Роман был написан очень давно — в 1967 году, а переведён на русский язык лишь в 2016 году. Знаменитый японский режиссёр Хаяо Миядзаки создал на основе книги анимационный фильм «Воспоминания о Марни». Режиссёр высоко оценил книгу — она заняла восемнадцатое место среди 50-ти книг в его списке к обязательному прочтению.

Близнецы Даллас и Флорида из книги «Рубиновая долина» американской писательницы Шарон Крич выросли в сиротском приюте. Они обычные дети, которые любят свободу и не терпят плохого отношения к себе; бегают, кричат, бывают неловкими и, случается, что-нибудь разбивают. В приюте они постоянно считались нарушителями правил и часто бывали сурово наказаны. Несколько раз близнецов пытались усыновить, но каждый раз возвращали обратно… Взрослые не понимали, что странные поступки детей — всего лишь ответная реакция на жестокость самих приёмных родителей или их родных детей.

В этот раз близнецам, кажется, повезло больше — пожилая пара приглашает их отправиться вместе в поход. В Рубиновой долине, где живут приютившие их Таллер и Сейри, очень красиво, к близнецам они относятся хорошо…

Однако Даллас и Флорида, наученные горьким опытом, постоянно ждут подвоха и мечтают сбежать, но каждый раз их что-нибудь задерживает! Сбегут они или всё-таки отправятся в поход? Вернут ли их в приют на этот раз?

О книгах серии «Встречное движение» 12+

Лёгкие блоки книг подростковой серии «Встречное движение» можно взять с собой куда угодно — они специально издаются в бумажном переплёте!

Главная особенность серии в том, что авторы книг — современные российские и зарубежные писатели. Книги этой серии выходят с 2008 года. Почему такое название? Если идти навстречу друг другу — многих конфликтов удастся избежать! В книгах поднимаются проблемы подростков и даются ответы на многие их вопросы, даже не сформулированные.

Фантастическая повесть Екатерины Мурашовой «Дом за радугой» напоминает антиутопию Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932), только её главные герои — дети. В этом мире будущего, созданном в повести Е. Мурашовой, детей уже в четыре года разделяют на «асов», «аутов» и «тугезов», чтобы воспитывать в дальнейшем с учётом их потенциала. Детей и взрослых там хотят максимально защитить от всех переживаний и опасностей — всё предусмотрено и включено! Когда Би – прабабушка мальчика, главного героя книги, лежит в хосписе в ожидании смерти, её взрослые дети каждый день посещают не страдающую от болей мать, а …своего психолога и тренинговую группу «Подготовка и проработка потери». Они озабочены тем, как они сами перенесут предстоящее горе… И только Дим, правнук, которого воспитала Би, ежедневно приходит к ней, чтобы поговорить и подарить ей розу… Он очень отличается от других детей, может, потому что они — чипированные, а он — нет? И это отличие вынуждает его постоянно нарушать правила «дивного нового мира»…

Книга-перевёртыш о подростках, с одной стороны повесть «Тимофей. Блокнот», с другой стороны — «Ирка. Скетчбук». Автор — писатель Нина Дашевская.

Читая первую повесть, мы видим мир глазами обычного подростка, в жизни которого в общем-то всё благополучно. Разве что нет друзей, таких, кому бы он мог полностью довериться. Например, дать прочесть историю про одинокого человека, живущего на краю света, которую он сам придумал и записал в блокноте с шерстяной обложкой. Он мог бы показать эту историю Захару, точнее Сашке Захарову, но тот больше не учится в их школе. Встретятся ли они когда-нибудь?

Вначале Тимофею вообще кажется, что сам он бездарность — только и умеет, что в телефон играть! В соревнованиях по бадминтону — всего четвёртое место. В семье, где он старший, на него внимания родителей не хватает.

И вдруг оказывается, что на самом деле всё иначе, а он просто заблуждался!

Героиня второй повести — девочка Ирка. В её мире, на первый взгляд, тоже всё хорошо. Вот только… Она постоянно сравнивает себя со своим старшим братом Пашкой. Ведь он, по мнению Ирки, настоящее совершенство, и всё делает лучше, чем она! И уж точно талантливее рисует. Себя она называет не художником, а наблюдателем. И никак не решается рисовать красками, как в раннем детстве.

В жизни Ирки началась трудная полоса: на неё сердится брат, попадает в больницу с аппендицитом мама, отчитывает за немытую посуду отец… Но, как ни странно, именно трудности помогают ей во всём разобраться…

У двенадцатилетней Фитц, героини книги Анны Вольтц «Гипс», напротив, всё так плохо, что хуже некуда — развелись родители, при этом мать сказала, что она мечтала о выходном без детей, чтобы наконец-то «побыть просто собой», из-за чего Фитц на неё страшно обиделась. Она крупно написала несмываемым фломастером на своём лбу и щеках обидные слова и заперлась в своей комнате. Однако ей пришлось выйти, потому что с её младшей сестрой Бенте случилось несчастье. И все, даже мама, прочли ужасные слова, которые написала Бенте… Что же теперь будет?

Нор — героине книги Элс Бейртен «Беги и живи» — всего восемнадцать, но она непременно хочет бежать настоящий марафон наравне со взрослыми! Она начала бегать в тринадцать лет и бегает легко, как ветер, «как будто у неё крылья». Нор словно пытается убежать от чего-то, что причиняет ей боль. Что-то в прошлом. Нор бежит марафон и вспоминает… Постепенно события прошлого, словно запутанный клубок, разворачиваются в её памяти… Нор бежит, а клубок распутывается! И она словно освобождается от всего самого страшного, что мешало ей быть счастливой.

Хлеб ленинградской блокады 12+

Эти две книги хочется выделить особо. Их авторы сами пережили блокаду.

Элле Ефремовне Фоняковой, автору книги «Хлеб той зимы», в марте 1941 года исполнилось семь лет.

Столько же — Леночке, от лица которой ведётся рассказ в книге. И хотя мама и папа живут вместе с нею в одной из квартир блокадного Ленинграда, девочке часто приходится оставаться одной, ведь родители работают. И у неё, как и у всех ленинградских детей, к концу блокады не будет игрушек и санок… Игрушки сжигали, чтобы обогреться, а «санки служили погребальным транспортом».

В жизни человека в блокадном Ленинграде велика была роль случайности.

Однажды Леночкин папа уцелел чудом. Он отправился в магазин, но вдруг вернулся с полпути, схватил скрипку и начал играть! Ему внезапно пришло озарение, как нужно играть одно место в музыкальном произведении «Тамбурин» французского композитора Рамо! И в это самое время снарядом разрушило магазин, в который он шёл… С тех пор каждое случайное спасение от опасности в их семье условно называют «Тамбурин» Рамо

Трудно представить, какая сила духа и твёрдость нужна была взрослым и детям, чтобы делить крохотные кусочки еды на всех и сохранять их целый день!

В один из мучительно голодных и длинных дней Лена не выдержала и совершила ужасный поступок — съела сначала свою долю хлеба и шоколада, а потом — папину… Мало того — она ещё обвинила в этом отца! Что же скажет ей строгая мама?!

«Мама переводит дыхание. Молча берёт оставшийся кусочек, молча вкладывает мне в руку.

 — Ешь!

И до тех пор, пока я, давясь и обливаясь слезами, не проглатываю этот горчайший в моей жизни хлеб, она молча стоит рядом…»

Родители в тот день остались голодными, но больше Лена никогда так не делала…

Ни голод, ни лишения не отняли у людей стремления спасать других!

Однажды тётя Соня притащила на себе домой (на пятый этаж!) незнакомую девушку, замерзающую на лестнице в подъезде. Потерять продуктовые карточки было тогда верной смертью. Именно эта беда случилась с незнакомкой. «Маленькая коммуна» (родители Леночки, тётя Соня, дядя Коля) взяла её «на довольствие». Они получали хлеб по своим карточкам, а делили на всех…

Перечень «продуктов», которые приходилось есть блокадникам (если повезёт!) даже в столовой был невелик: мучная тюря, вареники из крахмала, оладьи из кофейной гущи, студень из столярного клея, суп из хряпы (сорной капусты), горькая пшённая каша без масла, желе из морской капусты, запеканка из шрот (жмыха), соевое суфле… Настоящим спасением от цинги был настой хвои — освежающий, бодрящий. У тех, кто его пил, с кожи исчезали тёмные цинготные пятна…

Все подробности блокадной жизни в книге не выдуманы, ведь в её основе — детские дневники автора книги, которые она вела во время блокады…

Автор второй книги о блокадном Ленинграде «Седьмая симфония» — Тамара Сергеевна Цинберг в блокаду была уже взрослым человеком, женой и матерью, и позже написала о том, что ей было знакомо или ею самой пережито. Муж писательницы умер в Ленинграде в 1942 году… Она выжила вместе со своим сыном Эрнестом и матерью Розой Владимировной.

Одному из героев книги — маленькому Мите, брошенному отчаявшейся матерью, в пустой квартире грозит неминуемая гибель от холода и голода. Однако пятнадцатилетняя Катя, героиня книги, оставляет его у себя и выхаживает. Если мать Мити считала его обузой, то Кате ответственность за малыша только придаёт сил. Она теперь понимает ради чего ей непременно нужно выжить! Трёхлетний малыш настолько обессилен, что не ходит и не разговаривает; но в ответ на слова соседской девчонки: «Не жилец он у тебя», Катя в ярости кричит: «Неправда!» Она, не зная настоящего имени мальчика, называет его Серёжей. Судьба случайно приводит к ним в дом отца мальчика — Алексея Воронова. Он военный и оставляет им продукты, спасая от голодной смерти. Узнает ли он своего сына?

В книге есть ответ на один очень важный вопрос, который из уст самих блокадников звучит не крамольно и не кощунственно. Ради чего жители Ленинграда перенесли такие немыслимые лишения и страдания? В чём высокий смысл, сама суть подвига ленинградцев?

В повести ответ находится в разговоре двух мужчин в бомбоубежище.

Одному из них, молодому, гибель в блокадном Ленинграде кажется бессмысленной и бесцельной, и сама эта мысль его ужасает. Второй, старик, спорит с ним, называя происходящее невиданным экспериментом, когда огромный город за короткий срок из двадцатого века был словно бы перенесён в прошлое, «чуть ли не в ледниковый период», а люди при этом в большинстве своём не превратились в зверей, а сохранили своё человеческое достоинство!

В семье автора книги чувство собственного достоинства воспитывалось ежедневно. Например, мать и бабушка Роза Владимировна строго следила за тем, чтобы на стол стелилась скатерть и подавались приборы каждый раз, даже когда семья собиралась обедать студнем из варёного столярного клея!

События книги не заканчиваются блокадными страницами, вместе с героями мы отправляемся на прогулку по послевоенному Ленинграду и ощущаем, как ленинградцы, пережившие блокаду, стали действительно одной большой семьей, так «связала их навсегда общность воспоминаний»

«Весь май в окрестных лесах куковали кукушки — так долго, так нежно, обещая каждому долгую жизнь. И усталые люди, улыбаясь, закинув голову к молодой листве, прислушивались к обещаниям, которые, голосом невидимой птицы, давала им природа. А они знали это и сами: да, будут жить долго, никогда не умрут. Каждый, кто вышел живым из испытаний этих страшных лет, чувствовал себя теперь неуязвимым для боли, для смерти, даже для душевных страданий. Жизнь, лежащая впереди, казалась бесконечной и полной счастья».

Красивая, лиричная и жизнеутверждающая повесть «Седьмая симфония» чем-то напоминает прозу К. Г. Паустовского.


Все вышеназванные книги (и многие другие!) поступили в библиотеку «Бибигоша» — межпоселенческую центральную детскую библиотеку Коркинского муниципального района.

Галина Ногина,
библиограф

ISBN 978-5-0050-1900-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

СКАЗКИ В ВОЛОСАХ

Евгения Асеева

Художник: Анастасия Величко

Одна маленькая девочка-фантазерка Наташка однажды придумала себе подружку – девочку по имени Понарошка с волшебными волосами. Друзей ждет множество открытий и приключений, во время которых они узнают, что такое любовь, как бороться со страхом, как победить болезнь и многое другое. Ну, и, конечно, при помощи сказочных Понарошкиных волос сотворят очень много волшебства.

Автор сборника: Евгения Асеева, детский психолог, сказкотерапевт и игропрактик. Блоги в инстаграм: @skazki_ponaroshki @mama_v_resyrse

Литературно-художественное издание: сказкотерапевтический сборник для детей от 4 до 8 лет.

© Асеева Е. Ю., 2019

Этот сказочный сборник стал возможен благодаря:

Моим вечным прыгателям, бегателям и вдохновителям, дочкам-фантазеркам Еве и Асе. Без вас, мои любимые, я не стала бы мамой-сказочницей.

Сестренке Наташе, которая навсегда в моем сердце.

Моей дорогой мамочке Лоле, самой доброй, чуткой и понимающей.

Любимой бабуленьке Римме – моему кумиру и ангелу-хранителю.

И всем, кто поддерживал меня на этом пути: Долинян Маргарите, Цыбульской Дарье, Надежкиной Дарье. Моей семье и друзьям.

Спасибо замечательному иллюстратору Анастасии Величко за то, что вдохнула жизнь в героев сказки.

Спасибо, что вы верите в меня.

ОТ АВТОРА

В этой книге живут детские счастья, такие простые, но при этом очень волшебные. Детские счастья случаются буквально каждую минуту, то есть постоянно. Но делают это так скромно и повседневно, что почти никто из взрослых не воспринимает их всерьез. «Да разве же это счастье?» – и ждут чего-то большого, значительного, мимо которого не пройдешь, не заметив. Забыли, что когда-то и их жизнь была наполнена этими ежеминутными счастьями.

А что же детские счастья? Они продолжают застенчиво случаться. Они живут внутри фирменного маминого пирога, прячутся в лужах и облаках, сопровождают маленького мечтателя в каждой его игре и выдумке.

И эта книга как раз о таких счастьях.

А еще она про волшебную крошку-Понарошку, которую нафантазировала одна маленькая девочка. Когда мы были маленькими, у каждого из нас была своя Понарошка. И даже сейчас, стоит только нам захотеть, она может материализоваться при помощи нашей фантазии и маленького бытового чуда, называемого вдохновением.

Глава 1

Кто такие понарошки? Вымышленные друзья, которых дети придумывают «понарошку», когда им скучно, одиноко или не с кем поиграть. У каждого ребенка на земле есть своя Понарошка. Но сегодня я расскажу вам про самую удивительную из них. Понарошку с волшебными волосами, умеющими рассказывать сказки.

Придумала ее самая обычная, на первый взгляд, девочка Наташа. Приглядевшись к ней получше, вы бы заметили, что у ее богатого воображения нет предела. Она постоянно что-то изобретает и сочиняет сказки. Очень шустрая и озорная, придумывает игры на лету и может фантазировать дни напролет.

Вот только не было у Наташки ни братика, ни сестрички, и дома ей совершенно не с кем было играть. Конечно, когда мама могла, она с удовольствием присоединялась к выдумкам дочки, но мама – это ведь… мама. И вот однажды придумала наша Тата себе подружку, такую же озорную, как она сама. Весь день мечтала-мечтала и намечтала девочку-крошку, размером с пару ладошек, с волшебными волосами, умеющими рассказывать сказки.

Точнее сначала Наташка придумала и смастерила волшебную заколку, благодаря которой все эти чудеса становились возможными. Заколка, как волшебная палочка, помогала Наташиной фантазии оживать.

Девочка придумала, что заколка всегда будет разной. Поэтому ее основа была на липучке, куда мастерица прицепляла то цветы, то ракушки, то маленьких куколок или животных.

Одновременно с этим Наташка представляла, как на чудесных волосах ее выдуманной подружки разворачиваются нешуточные бои флотилий, как из кудрявых завитков вырастают сказочные страны или, точно в зеркале, отражаются сладко-ватные облака. Волосы в ее фантазиях могли, словно живые, сердиться или грустить, радоваться или бояться, улавливая крошкины настроения. Наташа так размечталась, что даже насочиняла всяких сказок со смешными героями, появляющимися из волос ее новой подружки.

«А звать тебя будут Понарошкой», – Тата довольно улыбнулась, вспомнив, как давным-давно, играя с мамой, считала, что слово «понарошку», которое та частенько произносила, было красивым именем. Сейчас-то Наташа уже знала, что «понарошку» значит «не взаправду». Так взрослые обычно говорят, чтобы убедиться, что происходящее – всего лишь игра. Оно и понятно, ведь можно совсем заиграться и, чего доброго, угодить прямо в сказку. А взрослым такого точно не надо! Поэтому, чтобы игра оставалась только игрой, они частенько повторяют заклинание «понарошку». Ну, а Наташе все равно нравилось считать его именем, тем более что для ее волшебной подружки оно подходило как нельзя лучше!

Весь день Наташка придумывала сказки и игры с Понарошкой. Ей было так интересно и вовсе не одиноко, что она и не заметила, как пришло время отправляться ко сну. «И кто только придумал этот сон! Вечно он портит все веселье, – расстроилась Ната, но все же направилась чистить зубы, – чем быстрее засну, тем быстрее проснусь и буду снова играть с Понарошкой». Закрывая глаза, малышка чувствовала себя абсолютно счастливой, под подушкой у нее была надежно припрятана волшебная заколка, а впереди ждал целый день сказок и игр с Понарошкой.

Рано утром, приоткрыв один глаз, Наташа обомлела. Напротив нее, укутавшись в одеяло по самый нос, спала крошка-Понарошка. Наташка закрыла глаза, а потом снова поочередно открыла. Понарошка продолжала спать на том же месте, сладко посапывая. Осторожно приподняв одеяло, Тата увидела самое удивительное. Волшебные волосы Понарошки тоже спали и видели чудесный красочный сон вместе с ней. Тысячи звезд мерцали среди локонов, то и дело вздыхавших во сне. Вот пролетела радужная комета, оставив на волосах разноцветный след. А потом вдруг звездное небо исчезло, смытое гигантской морской волной, и на его месте возникло морское дно. Косяки неизвестных науке рыб проплывали взад и вперед, а под ними сверкали причудливые ракушки. Да и сами волосы стали текучими, точно вода. Если прислушаться, можно было услышать, как они шумят в такт дыханию Понарошки. Наташа протянула руку и тихонько дотронулась пальчиком до одного из морских завитков. На пальце повисла капелька воды.

Вдруг море забурлило и исчезло. Крошка зевнула, открыв глаза, и, смешно сощурив нос, взглянула на Наташу.

– Ты кто?

– Я Наташка.

– А я кто?

– А ты – моя Понарошка!

– Как это «твоя»?

– Просто я тебя придумала. Вчера.

Наташа выпалила ответ и зажмурилась. Ей вдруг показалось, что Понарошка может взять и исчезнуть.

– Наверно, поэтому у меня в волосах то волнуется море, то вдруг начинает колоситься рожь… – задумчиво пробормотала Понарошка, – а можешь прямо сейчас что-нибудь придумать?

– Конечно!

Наташа стала представлять, как из маленького зернышка вырастает дерево с разноцветными макаронинами вместо листьев, и тут же волосы Понарошки задрожали, из них появился росток, потом другой, третий, и вот уже по всей голове раскинулись ветки с макаронными листьями.

– Ух ты! Вот здорово! – воскликнула Понарошка, – мои волосы ловят все твои придумки.

– Я не могу поверить, что ты взаправдашняя! – воскликнула Ната восхищенно.

– Но ведь если ты мыслишь, значит, я существую! – привела Понарошка неоспоримый аргумент.

– Похоже, что волшебная заколка работает, – Наташа достала из-под подушки свою драгоценность и надела ее на волосы.

Вдруг дверь приоткрылась, и в нее просунулась мамина голова.

– Таточка, ты уже проснулась, отлично! А я как раз приготовила завтрак, вставай скорее.

– Мам, ты ничего не замечаешь? – Наташа покосилась на подушку.

– Эмм, нет, – с волнением промычала мама, – ой, да, красивая заколка!

– Я сама ее сделала, – подружки заговорщически переглянулись.

Как только за мамой закрылась дверь, Наташка сказала:

– Похоже, что ты и правда только моя, Понарошка. Пойдем завтракать! Как же я рада, что ты теперь со мной.

Понарошка довольно кивнула и запрыгнула Наташке на плечо. Впереди у них было много фантазерств, поэтому подкрепиться было просто необходимо!

Автор проекта Евгения Асеева

ISBN 978-5-0050-6628-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

СКАЗКА ПРОТИВ ТРАВЛИ

Сорник антибуллинговых сказок и статей

Авторы сказок:

Евгения Асеева, Ася Зубакова, Елизавета Федорова, Мария Сальникова, Ася Батурина, Анна Лебедева, Ксения Молоканова, Кристина Талер, Светлана Гаврикова, Екатерина Корженевская, Маргарита Маркидонова, Елена Гребешкова, Светлана Фролова, Оксана Гаркушина, Татьяна Рагимова, Ксения Уразакова, Татьяна Куриленкова, Наталия Ордовская.

Авторы статей:

Мария Свир, Анна Копылова, Дима Зицер, Евгения Асеева.

Обложка: иллюстратор Анна Тренихина @raiberg

Корректор: Анна Селиванова @mirrayana

При поддержке проекта ТРАВЛИ.NET – травлинет.рф

#сказкапротивтравли в Инстаграм

Москва, 2019

ЧАСТЬ 1: СТАТЬИ

О ПРОЕКТЕ «СКАЗКА ПРОТИВ ТРАВЛИ»

Евгения Асеева

У вас в руках книга, созданная благодаря совместным усилиям неравнодушных людей: педагогов, психологов, конфликтологов, писателей, сказкотерапевтов и просто родителей. Тема школьной травли не обошла стороной ни одного человека. Кого-то она коснулась больше, кого-то меньше. Кто-то побывал в роли жертвы, а кто-то был наблюдателем. Но, вне зависимости от степени вовлеченности, ситуации травли не проходят бесследно и остаются свежи в памяти даже по прошествии многих лет.

История школьной травли стара, как мир. И сегодня наши дети сталкиваются с буллингом ничуть не реже, чем поколения до них. Травля не только никуда не пропадает, но и становится изощреннее, например, уходит в сеть, обретая приставку кибер-.

Возможно потому, что проблема настолько злободневна, мне не составило большого труда собрать столько людей на борьбу с ней.

Этот сборник – еще один небольшой вклад в решение огромной многосоставной проблемы, включающей в себя множество действующих лиц. Он создан для родителей, как превентивная мера. Мы надеемся, что, читая сказки из сборника вместе с детьми, вы сможете ответить на многие вопросы, касающиеся буллинга и подготовить ребенка к различным ситуациям школьной жизни.

Конечно, сборник не является панацеей, но предупредить о проблеме означает сделать шаг ей на встречу, смело заявить: «Я не боюсь». Кто знает, возможно, этот смелый шаг станет победой в будущем?

Сборник не случайно собрал сказки разных авторов, это позволило рассмотреть проблему со многих точек зрения, сделать ее объемнее. Эта книга стала попыткой найти подход к разным детям – кому-то откликнется одна сказка, а кому-то другая.

Сказочный формат наиболее естественный для детей. Сказка – не только пища для размышления, но и повод начать любой, даже очень непростой, разговор. Кроме того, сказка – это близкий и понятный для детей жанр, она говорит с ними на одном языке, а это значит, что есть шанс достучаться, донести важные и правильные мысли.

Мы очень хотим, чтобы в мире было меньше агрессии и жестокости. И зная, что зло зарождается за школьными партами, предлагаем начинать бороться с ним еще раньше – до похода в школу.

Дорогие родители! Мы очень понимаем и разделяем ваши тревоги и беспокойства за детей. Мы испытываем то же самое и хотим поделиться всем, что знаем, чтобы детям в школе жилось легко и радостно, а школьные годы были чудесными, как в той песне.

Евгения Асеева

Мама двух дочек, детский писатель, сказкотерапевт, игропрактик.

МОЕГО РЕБЕНКА ТРАВЯТ

Мария Свир

Травля – всегда острая и сложная тема. Говорить об этом надо с любым ребенком, даже если кажется, что вашему ничего не грозит и в школе у него всё в порядке. Травля может возникнуть в любом классе, и участвуют в ней не только непосредственно жертва и обидчик, но и все остальные дети. Даже если они только наблюдают, травля будет иметь последствия для всех.

Поэтому так важно подготовить ребенка к столкновению с подобной ситуацией. Очень здорово в этом помогают книги. Обсуждение с ребенком реальных историй и сказок, как ничто другое, раскрывает детский внутренний мир, помогает настроиться на разговор и задать верный вектор решения ситуации.

Если вашего ребенка обижают.

Доверительные отношения – та база, которая вам поможет в преодолении ситуации травли.

Подавляющее большинство детей не говорят родителям о своих проблемах из-за нежелания их расстроить. Задавайте правильные и уточняющие вопросы вместо «Привет, как дела, все нормально?» Говорите, наблюдайте и, если вы понимаете, что у ребенка в школе проблемы, немедленно начинайте активные действия.

Борьба с травлей – всегда задача взрослого.

– Вмешайтесь. Проговорите с ребенком сложившуюся ситуацию, внимательно выслушайте его. Дайте понять, что вы – надежная опора, а он ни в чем не виноват (даже если он говорит об обратном).

Расскажите ему, как действовать в разных ситуациях, как себя вести, какие фразы говорить в том или ином случае («хватит, мне это не нравится», «нет, я не буду так делать» и так далее).

Продумайте вместе с ребенком все возможные ситуации и варианты его поведения в них.

– Обратите внимание школы на проблему. Первое, что вы должны сделать – поговорить об этом с классным руководителем ребенка. Помните, что учитель является ключевой фигурой в разрешении травли. После разговора с педагогом сообщите о ситуации школьной администрации.

– Повышайте самооценку ребенка. Детям, которые чувствуют себя жизнерадостными, смешными, веселыми и классными намного легче дать необходимый отпор в самом начале травли и не поддаться на манипуляции со стороны других детей.

Танцы, танки, видео в тик-ток или турниры по майнкрафту – поддерживайте все, что дает ребенку чувство собственной значимости.

Если вы родитель того, кто травит (булли).

Если вы узнали, что ваш ребенок затеял травлю, примите этот факт, не отмахивайтесь от него.

Непросто поверить, что ваш ангел может кого-то терроризировать, но крайне важно вовремя трезво оценить ситуацию. Школьники прощупывают границы того, как далеко они могут зайти. Не всегда это происходит из-за непреодолимой тяги к насилию. Травля может быть спровоцирована учителем, лидером класса, остальные же дети могут присоединиться к ней из любопытства или страха быть отвергнутым коллективом.

– Остановите травлю. Мягко поговорите с ребенком, возможно, удастся выяснить мотивы такого поведения.

Объясните, почему травля – это неправильно.

Поговорите с ребенком о последствиях агрессивного поведения. Многие дети не осознают, к чему может привести травля. Почему выложенное провокационное видео ломает жизнь. И где тут связь с подростковой депрессией и суицидом. Они же просто пошутили. Дети мыслят другими категориями, об этом важно помнить. Но оправданий травле быть не может.

Избегайте угроз и наказаний: воспитать эмпатию в ребенке таким способом вряд ли получится.

– Встретьтесь с классным руководителем и школьным психологом, обсудите план работы с классом. Если педагогический коллектив настроен безразлично или скептически, возьмите на себя ответственность за исправление ситуации в классе. Можно обратиться за советом в нашу организацию.

– Развивайте в ребенке эмпатию и чувство справедливости. Учите его дружить.

Мария Свир

Координатор программы Травли.NET (травлинет.рф)

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЕЙ В СИТУАЦИИ ТРАВЛИ

Анна Копылова

Общие условия.

В школе/классе на протяжении определенного промежутка времени (несколько месяцев) ребенка травит:

1. Группа одноклассников.

2. Учитель.

Последствиями травли является:

А. Причинение вреда здоровью.

Б. Причинение морального вреда, вред здоровью не причинен.

В. Повреждение имущества.

До того, как родители ребенка, попавшего в ситуацию травли, начинают использовать правовые инструменты, могут быть исчерпаны не все не юридические способы разрешения ситуации.

Мы настоятельно рекомендуем привлекать к разрешению ситуаций по травле школьного психолога и администрацию, собирать согласительную комиссию (при наличии желания школы на эту комиссию), привлекать к участию в разборе ситуации институт медиаторов, приглашать с лекциями и мастер классами представителей профильных НКО, психологов и социальных работников.

Цель всех этих мероприятий, любого из перечисленных – не допустить ухудшения ситуации, не допустить распространения травли, проработать уже случившуюся ситуацию таким образом, чтобы каждому из ее участников стала понятна вся травматичность произошедшего, стало понятно, какую роль играет именно он в случившемся и что можно сделать, чтобы до травли дело не дошло.

Но если такие НЕюридические способы не приносят результата, травля продолжается, ущерб, наносимый жертве травли, увеличивается, нужно приступать к юридическим действиям.

Правовой анализ указанных ситуаций:

1. Варианты 1А и 2А – в результате травли группой одноклассников или учителем ребенку причинен вред здоровью.

Как только с ребенком случилось что-то серьезнее единичного небольшого синяка, а именно: сломана или вывихнута конечность; синяки и ссадины появляются постоянно и становится понятно, что ребенок регулярно вступает в драку; ребенок приходит домой с травмами головы или порезами, ожогами – как только случается хоть что-то из вышеперечисленного, все НЕюридические способы разрешения ситуации прекращаются, и родители должны приступить к правовой защите ребенка.

Как только причинен вред здоровью ребенка нужно:

– собрать и зафиксировать доказательства произошедшего (запись звонков и переговоров, скриншоты переписки в чате, сохранение сообщений эл. почты, фиксация имен свидетелей, медицинское освидетельствование, сохранение испорченных вещей, фото и видео съемка).

– перестать ходить в школу и задуматься о ее смене;

– поставить администрацию школы в известность о том, что родители собираются «давать делу ход» (на усмотрение родителей);

– привлечь полицию (обязательно в случае, если причинен вред здоровью средней тяжести и выше) для расследования обстоятельств причинения вреда и решения вопроса о возбуждении уголовного дела (написать и подать в полицию заявление о причинении вреда здоровью);

– написать в прокуратуру (орган, который следит за соблюдением законности любыми государственными органами) для расследования соблюдения школьной администрацией требований законодательства об охране прав ребенка и предоставлении ему права на безопасную среду во время обучения (направление заявления о причиненном вреде и ситуации, в результате которой этот вред наступил);

– написать в управление образования соответствующего уровня (города, области, края и т.п.) заявление о случившемся и требованием провести все необходимые мероприятия контроля за действиями школьной администрации и учителей;

– написать заявление в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора (эти органы обладают правом контроля за соблюдением прав учащихся в школе и обязаны реагировать на обращения граждан по вопросам образования);

– написать Уполномоченному по правам ребенка в РФ или в соответствующем субъекте федерации с целью привлечения внимания к разрешению ситуации;

– привлечь внимание общественности – обратиться в СМИ, социальные сети, некоммерческие организации, к муниципальным депутатам, в местные родительские группы (на усмотрение родителей);

– обратиться за юридической помощью к адвокату или в некоммерческую организацию;

– обжаловать бездействие контролирующих органов в инстанции выше (областную прокуратуру вместо районной, главное управление МВД, Министерство образования, Рособрнадзор и Роспотребнадзор);

– предъявить школе иск о возмещении вреда здоровью.

2. Варианты 1Б и 2Б – в результате травли группой одноклассников или учителем ребенку вред здоровью не причинен, причинен моральный вред.

Моральный вред – когда ребенка обижают словами, поведением, поступками и ему от этого плохо, обидно, больно и очень тяжело. Эта длящаяся во времени история и разбираться с ней нужно, прежде всего, с участием психологов и других специалистов.

Что можно сделать в этой ситуации:

– обратиться к классному руководителю, школьному психологу, администрации школы (мы рекомендуем написать заявление с перечислением фактов, свидетельствующих о травле, а также ее последствий. Письменное обращение помогает контролировать процесс дальше.);

– использовать любые инструменты для разрешения конфликта, имеющиеся в данной школе (почитать, что написано про такие ситуации в Уставе школы; предложить создать комиссию по урегулированию споров и участвовать в ее работе активно; обратиться в объединение учащихся при школе (если оно есть) или предложить его создать);

– написать школе предложение о привлечении к урегулированию ситуации медиатора, хорошо бы сразу с конкретной кандидатурой (можно указывать сразу в первом заявлении в школу). Если родителям жертвы травли, конечно, по-настоящему хочется разобраться в ситуации и изменить ее для того, чтобы остаться в этой школе;

– рассказать администрации школы о том, что родители имеют право обратиться в государственные органы для расследования обстоятельств случившегося (на усмотрение родителей);

– написать в управление образование соответствующего уровня (города, области, края и т.п.) заявление о случившемся с требованием о проведении всех необходимых мероприятий контроля за действиями школьной администрации и учителей. Применение данного инструмента возможно в случае, если родителям кажется, что школа не хочет устранить травлю и не помогает родителям жертвы;

– написать заявление в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора (на усмотрение родителей);

– обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в РФ или в соответствующем субъекте федерации с целью привлечения внимания к разрешению ситуации (на усмотрение родителей);

– привлечь внимание общественности – обратиться в СМИ, социальные сети, некоммерческие организации, к муниципальным депутатам, в местные родительские группы (на усмотрение родителей);

– обратиться к независимому психологу (для фиксации депрессии и подавленного состояния);

– обратиться к адвокату и подать иск в суд с требованием о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда (на усмотрение родителей).

Необходимая информация, которую должны знать все родители и которая может быть использована при составлении любых обращений в органы образования, а также в прокуратуру.

Цитата из официального документа, которая может помочь: «нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод детей в образовательном учреждении (в том числе права на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья), либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на соответствующих должностных лиц и на само учреждение (ч. 2 ст. 5.57 Кодекса об Административных правонарушениях в РФ).»

Это значит, что в результате плохой работы учителей и администрации школы по ситуации с травлей на них и на школу может быть наложен денежный штраф.

Штраф будет наложен по решению суда об удовлетворении административного иска. Для его возбуждения нужно обратиться в суд с административным иском. Правом на обращение в суд с таким иском обладают как родители, так и прокурор, действующий в их интересах.

Чем вам может помочь АНО «БО «Журавлик»:

– проконсультировать по правовым вопросам;

– проконсультировать по вопросам психологической поддержки;

– информационная поддержка (освещение ситуации на площадках Травли.NET; привлечение СМИ).

И немного сухих юридических терминов и определений. Они важны. Юридическая квалификация и определение вреда здоровью: Порядок определения вреда здоровью предусмотрен Правилами определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утверждены Постановлением Правительства РФ №522).

В соответствии с ними разработаны Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (приказ Минздрава РФ №194н). Вред здоровью определяется только в медицинском учреждении (платном или бесплатном) на основании указанных документов. О степени причиненного вреда выдается медицинская справка, которая, среди прочих доказательств, является основанием для возбуждения уголовного дела.

Кроме того, в РФ существует специальная статья в Гражданском кодексе, которая предусматривает гражданскую ответственность за вред, причиненный здоровью несовершеннолетнему – статья 1087 ГК РФ. На практике это означает, что родители ребенка могут потребовать возмещения вреда, причиненного здоровью ребенка, через суд, подав соответствующий иск (о возмещении вреда здоровью и компенсации морального вреда).

Юридическая квалификация и определение морального вреда: компенсация морального вреда при защите прав ребенка – это денежные выплаты, направленные на сглаживание страданий, за нарушенные права ребенка, которые повлекли за собой нравственные или физические страдания. Четких критериев или порядка их определения в законодательстве не установлено, определением размера занимается суд.

Анна Копылова

Координатор волонтеров Травли.NET

«РЕБЕНОК – ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ»

Дима Зицер

Интервью Димы Зицера – педагога-гуманиста, основателя Института неформального образования, НОУ «Апельсин», автора книг по педагогике «Свобода от воспитания», «Любить нельзя воспитывать», «Современное педагогическое искусство: азбука НО», « (НЕ) Зачем идти в школу», «О бессмысленности воспитания подростков».

– Дима, как педагог и основатель Института неформального образования, вы много общаетесь с детьми, скажите, откуда, по-вашему, берет начало детская агрессия?

 Нет никакой детской агрессии. Потому что это значило бы, что для детей буллинг характерен, а это чушь и дискриминация. Нет никакой специальной детской травли. Это абсолютно одинаково работает и у детей, и у взрослых.

– Почему, по вашему мнению, возникает травля?

– Начать стоит с того, что дети, конечно же, учатся у взрослых. Это очень важный момент. Все модели, которые дети реализовывают, они подсматривают у взрослых. В природе травли лежит максимальное упрощение человеческих отношений. Буллинг – это животное начало. Довольно естественная, с точки зрения природы, реакция на чужого: «Мы объединяемся против кого-то и вытравливаем его лишь на том основании, что он другой». Для животного мира это нормально, но человек фундаментально отличается от животного – свободой воли и возможностью менять свое поведение. Поэтому, в тот момент, когда человек чувствует это животное начало, он начинает с собой работать. Или не начинает. И тогда происходит буллинг.

– В каких коллективах возникает буллинг? Есть ли какая-то закономерность?

– Возникает буллинг, как правило, в коллективах амебообразных, где люди представляют мир черно-белым – есть друзья и враги, наши и ваши. В коллективах, где взрослые, в первую очередь, максимально упрощают отношения и понимание того, что такое хорошо, что такое плохо, кто хороший, кто плохой.

– Сталкивались ли вы с травлей?

– Да, конечно, я сталкивался. Закончилось все, в моем случае, сотрясением мозга и переводом в другую школу.

– Исходя из вашего личного и педагогического опыта, можно ли как-то противодействовать травле?

– Конечно. Вопрос в том, кто будет противодействовать. И роль преподавателя в этом случае очень важна.

– Что должен сделать педагог?

– Педагог должен сделать так, чтобы не в тот момент, когда травля началась, а с самого начала, дети понимали, что мир устроен сложно и человек – это очень сложная система. У него могут быть разные желания, чувства по отношению к другому человеку, не на уровне «нравится – не нравится», а на более сложном, глубоком. Во мне может подняться гнев, я могу испытать ненависть. Вопрос, что я с этим делаю? Это ведь мои чувства. И начинать каждый, в том числе и учитель, должен с себя.

В тот момент, когда мы начинаем размышлять о том, что мы устроены сложно, мир устроен сложно, микроб довольно быстро умирает. Мы разные, этим мы сильны и интересны, наша особенность в уникальности каждого – вот та самая прививка.

– Что могут сделать родители?

– Если родители узнают о ситуации травли (а этого часто не происходит), то они, конечно же, должны защищать своего ребенка. И если речь идет о ситуации близкой к уголовному преступлению или об уголовном преступлении, физическом насилии, моя позиция жесткая – тут не о чем говорить, надо идти в полицию. Потому что каждый человек имеет право защищать себя любыми законными методами. Надо ли сразу бегом бежать в полицию? Нет. Есть разные другие инструменты. Конечно же, нужно проверять, разговаривать, разбираться, о чем идет речь. Но задача взрослых заключается в том, чтобы дать человеку, которого травят, силу, веру в то, что он не один, уверенность в том, что он имеет право защищать себя, что защищать себя – это хорошо и совсем не значит, что ты ябеда. Печальная история, когда это не так, когда взрослые самоустраняются, списывая все на: «пусть сами разберутся», «человек, если его не побить, будет думать, что жизнь – это прогулка» и прочее.

– Что нужно рассказать ребенку до похода в школу?

– Нужно сделать так, чтобы человек понимал, что высшая абсолютная ценность – это он, его личность. Если я понимаю, что моя личность ценна, очень легко построить мостик в ценность другого человека, в то, что способы взаимодействия с другим человеком могут быть самые разные, их сотни, и чем они сложнее, тем интереснее. У меня есть право общаться и не общаться. Если я не хочу с кем-то общаться, у меня есть цивилизованные способы этого не делать. Но принципиально есть мое право на себя, свое имя, свободу, и оно абсолютно. Дальше, конечно, никто не отменял того факта, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. Но если кто-то делает мне плохо, я имею право защищать себя всеми доступными законными способами. С этим человек должен идти в школу.

Но, как мы понимаем, это тянет за собой и другое. Человек, который понимает, что он – абсолютная ценность, также понимает, что никому не дано право подчинять других. Это относится, например, к ситуации, когда нужно отпрашиваться, чтобы сходить в туалет. Как только человек соглашается с этим, он тут же закладывает кирпичик в здание буллинга.

И это должны менять не министры образования, а родители и дети.

Сказка против травли
Евгения Асеева

Этот сборник – еще один небольшой вклад в решение огромной многосоставной проблемы, включающей в себя множество действующих лиц. Он создан для родителей, как превентивная мера. Мы надеемся, что, читая сказки из сборника вместе с детьми, вы сможете ответить на многие вопросы, касающиеся буллинга, и подготовить ребенка к различным ситуациям школьной жизни.

Сказка против травли

Автор проекта Евгения Асеева

ISBN 978-5-0050-6628-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

СКАЗКА ПРОТИВ ТРАВЛИ

Сорник антибуллинговых сказок и статей

Авторы сказок:

Евгения Асеева, Ася Зубакова, Елизавета Федорова, Мария Сальникова, Ася Батурина, Анна Лебедева, Ксения Молоканова, Кристина Талер, Светлана Гаврикова, Екатерина Корженевская, Маргарита Маркидонова, Елена Гребешкова, Светлана Фролова, Оксана Гаркушина, Татьяна Рагимова, Ксения Уразакова, Татьяна Куриленкова, Наталия Ордовская.

Авторы статей:

Мария Свир, Анна Копылова, Дима Зицер, Евгения Асеева.

Обложка: иллюстратор Анна Тренихина @raiberg

Корректор: Анна Селиванова @mirrayana

При поддержке проекта ТРАВЛИ.NET – травлинет.рф

#сказкапротивтравли в Инстаграм

Москва, 2019

ЧАСТЬ 1: СТАТЬИ

О ПРОЕКТЕ «СКАЗКА ПРОТИВ ТРАВЛИ»

Евгения Асеева

У вас в руках книга, созданная благодаря совместным усилиям неравнодушных людей: педагогов, психологов, конфликтологов, писателей, сказкотерапевтов и просто родителей. Тема школьной травли не обошла стороной ни одного человека. Кого-то она коснулась больше, кого-то меньше. Кто-то побывал в роли жертвы, а кто-то был наблюдателем. Но, вне зависимости от степени вовлеченности, ситуации травли не проходят бесследно и остаются свежи в памяти даже по прошествии многих лет.

История школьной травли стара, как мир. И сегодня наши дети сталкиваются с буллингом ничуть не реже, чем поколения до них. Травля не только никуда не пропадает, но и становится изощреннее, например, уходит в сеть, обретая приставку кибер-.

Возможно потому, что проблема настолько злободневна, мне не составило большого труда собрать столько людей на борьбу с ней.

Этот сборник – еще один небольшой вклад в решение огромной многосоставной проблемы, включающей в себя множество действующих лиц. Он создан для родителей, как превентивная мера. Мы надеемся, что, читая сказки из сборника вместе с детьми, вы сможете ответить на многие вопросы, касающиеся буллинга и подготовить ребенка к различным ситуациям школьной жизни.

Конечно, сборник не является панацеей, но предупредить о проблеме означает сделать шаг ей на встречу, смело заявить: «Я не боюсь». Кто знает, возможно, этот смелый шаг станет победой в будущем?

Сборник не случайно собрал сказки разных авторов, это позволило рассмотреть проблему со многих точек зрения, сделать ее объемнее. Эта книга стала попыткой найти подход к разным детям – кому-то откликнется одна сказка, а кому-то другая.

Сказочный формат наиболее естественный для детей. Сказка – не только пища для размышления, но и повод начать любой, даже очень непростой, разговор. Кроме того, сказка – это близкий и понятный для детей жанр, она говорит с ними на одном языке, а это значит, что есть шанс достучаться, донести важные и правильные мысли.

Мы очень хотим, чтобы в мире было меньше агрессии и жестокости. И зная, что зло зарождается за школьными партами, предлагаем начинать бороться с ним еще раньше – до похода в школу.

Дорогие родители! Мы очень понимаем и разделяем ваши тревоги и беспокойства за детей. Мы испытываем то же самое и хотим поделиться всем, что знаем, чтобы детям в школе жилось легко и радостно, а школьные годы были чудесными, как в той песне.

Евгения Асеева

Мама двух дочек, детский писатель, сказкотерапевт, игропрактик.

МОЕГО РЕБЕНКА ТРАВЯТ

Мария Свир

Травля – всегда острая и сложная тема. Говорить об этом надо с любым ребенком, даже если кажется, что вашему ничего не грозит и в школе у него всё в порядке. Травля может возникнуть в любом классе, и участвуют в ней не только непосредственно жертва и обидчик, но и все остальные дети. Даже если они только наблюдают, травля будет иметь последствия для всех.

Поэтому так важно подготовить ребенка к столкновению с подобной ситуацией. Очень здорово в этом помогают книги. Обсуждение с ребенком реальных историй и сказок, как ничто другое, раскрывает детский внутренний мир, помогает настроиться на разговор и задать верный вектор решения ситуации.

Если вашего ребенка обижают.

Доверительные отношения – та база, которая вам поможет в преодолении ситуации травли.

Подавляющее большинство детей не говорят родителям о своих проблемах из-за нежелания их расстроить. Задавайте правильные и уточняющие вопросы вместо «Привет, как дела, все нормально?» Говорите, наблюдайте и, если вы понимаете, что у ребенка в школе проблемы, немедленно начинайте активные действия.

Борьба с травлей – всегда задача взрослого.

– Вмешайтесь. Проговорите с ребенком сложившуюся ситуацию, внимательно выслушайте его. Дайте понять, что вы – надежная опора, а он ни в чем не виноват (даже если он говорит об обратном).

Расскажите ему, как действовать в разных ситуациях, как себя вести, какие фразы говорить в том или ином случае («хватит, мне это не нравится», «нет, я не буду так делать» и так далее).

Продумайте вместе с ребенком все возможные ситуации и варианты его поведения в них.

– Обратите внимание школы на проблему. Первое, что вы должны сделать – поговорить об этом с классным руководителем ребенка. Помните, что учитель является ключевой фигурой в разрешении травли. После разговора с педагогом сообщите о ситуации школьной администрации.

– Повышайте самооценку ребенка. Детям, которые чувствуют себя жизнерадостными, смешными, веселыми и классными намного легче дать необходимый отпор в самом начале травли и не поддаться на манипуляции со стороны других детей.

Танцы, танки, видео в тик-ток или турниры по майнкрафту – поддерживайте все, что дает ребенку чувство собственной значимости.

Если вы родитель того, кто травит (булли).

Если вы узнали, что ваш ребенок затеял травлю, примите этот факт, не отмахивайтесь от него.

Непросто поверить, что ваш ангел может кого-то терроризировать, но крайне важно вовремя трезво оценить ситуацию. Школьники прощупывают границы того, как далеко они могут зайти. Не всегда это происходит из-за непреодолимой тяги к насилию. Травля может быть спровоцирована учителем, лидером класса, остальные же дети могут присоединиться к ней из любопытства или страха быть отвергнутым коллективом.

– Остановите травлю. Мягко поговорите с ребенком, возможно, удастся выяснить мотивы такого поведения.

Объясните, почему травля – это неправильно.

Морозное чтение

Морозное чтение

Морозное чтение

  • Каталог

  • Обложка

  • Описание

  • Отзывы

Купить Асеева Евгения «Полезные сказки. Помощники мамам и папам»

Полезные сказки. Помощники мамам и папам

Асеева Евгения

От 7 бонусов за покупку

Мало оценок

Уже читал, понравилось, добавить в библиотеку

Уже читал, нейтрально, добавить в библиотеку

Уже читал, не понравилось, добавить в библиотеку

Книга для детей и их родителей создана Евгенией Асеевой, детским писателем, психологом, сказко- и игротерапевтом. Истории, написанные простым, доступным языком расскажут детям о важности правильных и хороших поступков, научат понимать свои эмоции, помогут внимательнее относится к окружающим. Яркие красочные иллюстрации, колоритные персонажи и интересные сюжеты сказок запомнятся надолго!

2021 г., твердая обложка, 48 страниц, 100 г

код 1701850, тираж 3000 экз.

Перейти к характеристикам

Как получить заказ


Курьером домой

со среды, 11 января

от 310 ₽



Почтой РФ

c воскресенья, 15 января

от 241 ₽

Отзывы 0

Описание

Добавить тэги к книге

Полезные сказки. Помощники мамам и папам

Полезные сказки. Помощники мамам и папам

Асеева Е.

Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они.
Пожалуйста, поддержите имеющиеся тэги или добавьте свои.

Мы модерируем тэги перед публикацией. Пожалуйста, наберитесь терпения.

Тэги — это описание книги или товара в одном-двух словах. Используйте их, чтобы помочь другим пользователям выбрать книги и товары

Нельзя
― нецензурно выражаться
― спойлерить
― вставлять ссылки
― писать личную информацию
— добавлять теги больше 25 символов

×

Книга для детей и их родителей создана Евгенией Асеевой, детским писателем, психологом, сказко- и игротерапевтом. Истории, написанные простым, доступным языком расскажут детям о важности правильных и хороших поступков, научат понимать свои эмоции, помогут внимательнее относится к окружающим. Яркие красочные иллюстрации, колоритные персонажи и интересные сюжеты сказок запомнятся надолго!

С товаром «Полезные сказки. Помощники мамам и папам» часто покупают

Купить

Волков Александр Мелентьевич

Купить

Купить

Купить

Купить

Купить

Купить

Купить

Купить

Купить

Гофман Эрнст Теодор Амадей

Купить

Купить

Сутеев Владимир Григорьевич

Купить

Купить

Купить

Купить

Щелкунова Светлана Анатольевна

Купить

Линдгрен Астрид Анни Эмилия

Купить

Купить

Купить

x

Другие книги этого автора

x

x

Если Вы обнаружили ошибку в описании товара «Полезные сказки. Помощники мамам и папам» Асеева Евгения,
выделите её мышкой и нажмите: Ctrl+Enter. Спасибо!

Хотите узнавать о скидках,
акциях и Знаковых предложениях?

Подпишитесь на уведомления, чтобы не пропустить выгодные акции и скидки

  • Евгений шварц сказка о потерянном времени сценарий
  • Евгений шварц сказка о потерянном времени презентация
  • Евгений шварц сказка о потерянном времени отзыв
  • Евгений шварц сказка о потерянном времени краткое содержание для читательского дневника
  • Евгений шварц сказка о потерянном времени картинки