Евпатий коловрат и былинный богатырь илья муромец сочинение

Люди помогите. Нужно мини сочинение на тему “Подвиг Евпатия Коловрата” или “Евпатий Коловрат и былинный богатырь илья муромец”

Ответы:

Евпатий Коловрат рязанский воевода, боярин и русский богатырь. Родился в 1200 году, погиб в бою с войском Батыя в 38 лет. Кажется, единственное древнее упоминание о нем в древнерусской “Повести о разорении Рязани Батыем”. В наши времена к его образу обращались многие поэты и писатели, его подвиг вдохновил даже Сергея Есенина, не очень склонного писать героические опусы. Евпатия, во время нашествия Батыя на Рязани не оказалось. Услышав о произошедшем, прискакал и “воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог сохранил вне города”. Догнав арьергард татар затеял бой. И так жестко и страшно воевала дружина, так устрашила врага, что побита была только множеством пороков (камнеметных орудий для разрушения стен городов). Восхитившийся воинским умением, храбростью и самоотверженностью Евпатия, Батый отдал его тело плененным дружинникам и велел отпустить их.  Вот, собственно, весь сказ. Но народ, сохранил его имя. В “Повести”, рассказывая о разных князьях ингварах, описанию его подвига было отведено отдельное место.  Мне видится, что народ оценил не только его поступок, его подвиг, думаю в то время подобные герои были. Евпатий, человек при власти, воевода, боярин, воспылал гневом за побитый народ, за разоренную Рязань, и отдал жизнь в мщении за содеянное людям зло. Люди оценили такое самопожертвование. Крестьяне, жившие из века в век в ожидании “хорошего государя” увидели в этом поступке, что их ожидания не бессмысленны, вот он – боярин, пусть не государь, но и государь придет! Обманулись, конечно, но надежда позволила выжить, выстоять в 300-летнем иге и победить. Народ увидел в нем своего другого героя, былинного богатыря Илью Муромца с его трепетным отношением к нуждам простого люда. Поэтому сказ о Евпатии Коловрате для народа не просто легенда о храбром воине, но и надежда на лучшее будущее.

Автор: InfoVoin

26 января 2021 10:11

Метки: Россия  история  пресса  

1814

4

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Рязань в опасности

В 1237 году бесчисленные монгольские войска хана Батыя напали на российские территории. Первой жертвой на пути неприятеля стало Рязанское княжество, расположенное в юго–восточной части страны и граничащее с уже захваченными землями. Юрий Ингваревич – рязанский князь — обратился за помощью к главам соседних княжеств с просьбой о помощи в противостоянии врагу, требующему беспрекословного покорения хану Батыю. Не осмелились помочь соседи из опасений самим оказаться беспомощными перед монгольскими войсками.

сказание о евпатии коловрате

Наедине с врагом

Сначала рязанский князь хотел договориться мирным путем, поэтому на переговоры с монгольским предводителем отправил сына Федора. Предъявленные врагом непосильные требования не были приняты молодым принцем, за что последний был безжалостно убит. Следом, сбросившись с высокой башни, погибла его супруга Евпраксия, которую монголы собирались доставить Батыю.

Рязанские воины, потерпев неудачу в примирении с Батыем и не получив помощи от соседей, сами вышли на бой, ужасный и проигрышный. На одного русского приходилась тысяча монголов, на двоих – десять тысяч. В этом кровавом сражении, произошедшем 16 декабря 1237 года, монгольская орда одержала победу и вплотную подошла к Рязани.

коловрат евпатий

Пять дней иноземцы атаковали город, защитники которого не имели ни минуты отдыха. На шестой день монголы ворвались в крепость. Рязань подверглась страшнейшему жестокому разгрому, погибло очень большое число жителей города – враг не жалел ни старого, ни малого. Опустошив и соседние города земли Рязанской, Батый пошел дальше – завоевывать новые земли.

Вопросы и ответы к «Повести о разорении Рязани Батыем»

Каким чувством проникнуто повествование?

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем. И спустился он с горы высокии,И подъехал он к богатырям ко святорусским -Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,И приехали они ко силушке татарскоей,Припустили коней богатырскиих,Стали бить-то силушку татарскую.Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».

Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).

Евпатий Коловрат и Илья Муромец

План

Введение: герои фольклора и древнерусской литературы. Илья Муромец и его воинские победы. Евпатий Коловрат на поле боя. Описание подвигов героев в фольклоре и литературе. Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.

Подвиг Евпатия Коловрата

На момент разгрома Коловрат находился в соседней Черниговской земле, где вел переговоры о предоставлении помощи рязанцам. Получив известие о взятии своей земли и смерти Юрия Ингваревича и осознав дальнейшую бессмысленность своего пребывания на Черниговщине, Коловрат Евпатий решил вернуться назад. Нужно было воспрепятствовать врагу любыми силами и защитить еще не захваченные земли.

Вернувшись на пепелище Рязани и увидев страшную картину, полную ужаса и скорби, Коловрат Евпатий собрал уцелевших земляков (около 1700 человек), с которыми догнал врага уже на Суздальских землях.

Для монголов столь внезапное нападение было неожиданным: им казалось, что мертвые восстали из–под земли с целью отомстить за себя.

подвиг евпатия коловрата

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие:

  • имени Евпатий нет в христианских святцах;
  • «коловрат» – это разновидность языческой свастики;
  • отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны исключительно для язычников.

На самом деле Евпатий (в аутентичных литературных источниках пишется следующим образом: «Еупатий») – это видоизмененное греческое имя Ипатий (в литературных источниках пишется как «Иупатий»). В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании:

«И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923 году.

«Коловрат» впервые появился в 1923 году – на рисунках польского художника Станислава Якубовского

В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» и т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Они используются и в христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенгский монастырь; Ковчег, 2002) приводит следующую информацию:

«Крест гамматический (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гамма”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов.

В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

Почему же Евпатия именуют Коловратом? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно, поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон. И в том и в ином случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен христианину, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. К примеру, в битве с врагами погиб святой Олаф Норвежский.

Следуя заповеди о самоотверженной любви, христианские воины ценою своей жизни спасали соратников

Словом, Православию всегда был чужд пацифизм, под которым, как правило, скрывается трусость. Именно поэтому слова из Послания святителя Афанасия Великого: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах», – были утверждены как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах.

Кроме того, из истории мы знаем немало примеров, когда православные архиереи были не только духовными пастырями, но и руководителями национально-освободительных движений, как это было, например, в княжестве Феодоро, Черногории и на Кипре.

Святитель Николай Сербский отрезвлял говоривших о слабости христианства следующим образом:

«Вы обманули сами себя, и вас обманули. Обманули вас те, которые представили вам Христа как слабака и слюнтяя. Читая Евангелие о милости Христа и о Его любви, они пропустили его грозные слова об этом страшном Камне – Который есть Он Сам, – а от этих слов стынет кровь в жилах. Кто нападет на Христа, тот разобьется, а на кого Он нападет, того раздавит. Он угрожает карой за неверность в любви и презрение к милости. Он есть огонь, который греет, но может и сжечь»[1].

На наш взгляд, не согласиться с этим просто невозможно.

У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

  1. Сочинение на тему: Одноклассники сверстники друзья
  2. Сочинение на тему: Труд красит человека
  3. Сочинение на тему: Моя республика
  4. Сочинение на тему: Что на уме то и на языке

Сочинение на тему: Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец

Сочинение на тему: Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец

Еврей Коловрат, воевода из Рязани, боярин, русский герой. Он родился в 1200 году и погиб в бою с армией Батьяна в возрасте 38 лет. Кажется, это единственное древнее упоминание о нем в древнерусской «Повести о руинах Рязани у Бати».

В наши дни его образ упоминали многие поэты и писатели, его достижения вдохновляли даже Сергея Есенина, который не очень склонен к написанию героических произведений. Евпатия, во время вторжения Батыя в Рязань это было не так. Услышав, что случилось, он зарычал и «плакал Евпатий в душе своей, страдая, и горел в сердце своем». И собрал небольшой отряд — тысячу семьсот человек, которых Бог сохранил за городом».

После того, как он догнал татарского арьергарда, он начал драку. И настолько яростно и страшно сражались войска, что это настолько напугало врага, что избиения представляли собой лишь серию пороков (каменные орудия для разрушения городских стен). Очарованный военным мастерством, мужеством и самоотверженностью Евпатия, Батый-хан передал свое тело пленных дружинников и приказал им освободить их. Это действительно вся история. Но люди, они сохранили свое имя.

В «Сказке», повествующей о разных князьях Ингвара, описание его героического поступка заняло свое место. Я вижу, что люди ценили не только его поступок, его героический подвиг, я думаю, что в то время были такие герои. Евпатий, человек у власти, воевода, боярин, был разгневан на разгромленный народ, на разрушенную Рязань, и отдал свою жизнь в отместку за зло, совершенное в отношении народа. Люди ценили такое самопожертвование.

Крестьяне, ждавшие «доброго государя» от века до века, видели в этом акте, что их ожидания не бессмысленны, вот он — боярин, пусть и не государь, но государь придет! Их, конечно, обманули, но надежда позволила им выжить, выжить в 300-летнем иге и победить. Люди видели в нем другого своего героя, бывшего героя Ильи Муромета с его трепетным отношением к нуждам простых людей. Поэтому для народа история Евпатия Коловрата — это не только легенда о храбром воине, но и надежда на лучшее будущее.

Сочинение на тему «Подвиг Евпатия Коловрата «

Вариант №1

Наверное, каждый народ имеет своих национальных героев. В определенный момент истории любой стране приходится сталкиваться с захватчиками, отстаивая свою независимость и свой суверенитет. В такие времена чаще всего и появляются народные герои. Во Франции, наверное, самой известной народной героиней является Жанна д`Арк, в Италии — Дж.Гарибальди, в Латинской Америке — Че Гевара. Есть такие герои и в России, вернее, были, есть и, без сомнения, будут. Имена некоторых из них безвозвратно канули в Лету, имена других — сохранили для нас летописи и предания. Даже знаменитые былинные богатыри, без сомнения, имели реальных прототипов, поскольку защита «Руси Матушки» от всякой нечисти всегда считалось самым почетным и самым благородным делом.

В своем сочинении я хочу рассказать об одном из самых ранних героев Древней Руси, чье имя для нас сохранила история — об Евпатии Коловрате.В 13 веке монголы совершали разорительные набеги на русские земли. Две великие битвы этого времени закончились победой монголов- сражение на реке Калке и битва под Коломной.

После разорения Рязани в 1238 году, Евпатий Коловрат, чей отряд возвращался из Чернигова, столкнулся с монголами между Рязанью и Коломной, внезапно атаковал врагов. Сам Евпатий погиб в этом бою, однако монголы тоже понесли значительные потери.

Вариант №2

Евпатий Коловрат является исторической личностью. Происходил он из знатного рода, проживавшего в Рязани. В XIII в. к городу подступили войска Батыя. Коловрат был на военном совете в Чернигове. Не дождавшись решения князей об объединении, он выдвинулся к родным местам и нашел руины на месте Рязани. После этого Евпатий организовал мобильный отряд из тяжелой кавалерии, который изрядно досаждал противнику. Что бы прекратить бесчинства в тылу Батый был вынужден провести крупную войсковую операцию. Согласно былинам, он даже велел подтянуть к месту решающего сражения катапульты. Евпатий Коловрат погиб в том бою, но имя его вошло в легенды.

Никакого отношения к свастике, которую неонацисты именуют коловратом, Евпатий не имеет. Прозвище он получил за то, что мог голыми руками соорудить частокол, колья ворочать.

Евпатий Коловрат славится своим подвигом. Он стоял против войска хана Батыя, когда количественное преимущество было не на его стороне. Войска монгол превосходили войска Евпатия в несколько раз, но они существенно подкосили врагов. Хотя от войска Евпатия практически ничего и не осталось. Мало кто знает о нём и о его подвиге, и я признаться тоже не припоминаю. Случайно наткнулась на вопрос и просто интересно стало.

Вариант №3

Евпатий Коловрат рязанский боярин, воевода и просто русский богатырь, прославился своей силой и бесстрашием. А вспоминают тем, что он стал эталоном русской силы, о его подвигах ходило много слухов, вот в 2017 году вышел фильм «Легенда о Коловрате».

Родился Коловрат предположительно в 1200 году и прожил всего 38 лет, но за это время он успел прославить имя свое и до наших пор.

Евпатий Коловрат противостоял со своей малочисленной армией, не превосходящей и 2 тысяч человек армии хана Батыя, которая достигала 20-30 тыс.человек и в бесстрашном бою он потерял практически все воинов, но сам был отпущен ханом, так как тот поразился его бесстрашием и отвагой.

Каноничная биография

На самом деле про Евпатия известно совсем немного. Единственный источник информации о его жизни – это художественное литературное произведение «Повесть о разорении Рязани Батыем». Именно поэтому у историков и возникли сомнения: а не является ли смелый воин всего лишь литературным героем?

Родился будущий герой в Старорязанском княжестве. Во время вторжения татаро-монголов в Рязань Коловрат, как ближний боярин или же воевода, находился со своим князем Ингварем Ингваревичем в Чернигове – собирал военную помощь для отпора врага. В посольстве он узнал о нападении на княжество войск Батыя и спешно двинулся обратно на малую родину. Но не успел…

Прибыв в родной город, Евпатий нашел его уже разоренным. Тогда он решил со своим отрядом и с присоединившимися к нему уцелевшими горожанами двинуться вдогонку за Батыем… Всего с ним пошло 1700 человек.

Диорама «Оборона старой Рязани в 1237 году»

Настигнуть монголов ему удалось только на землях Суздальского княжества. Малое войско Коловрата в результате неожиданной атаки смогло полностью разбить местный отряд татар. Тогда Батый послал на Евпатия своего лучшего военачальника и шурина Хостоврула. Но и его войско было разбито русичами, а сам монгольский богатырь погиб в поединке с Коловратом – был разрублен пополам.

Тогда Батый послал спросить у русских – чего же они хотят. По преданию, ответ смелых воинов был таков: «Только умереть!» После этого монгольский хан отправился против Коловрата с войском, снабженным специальными камнеметными орудиями – «пороками».

Камнеметное орудие

Смелых воинов Коловрата удалось победить, только забросав их камнями… И тогда Батый, пораженный стойкостью и смелостью русских, воскликнул, что, если бы у него был такой военачальник, как Евпатий, то он бы держал его «у своего сердца». После хан повелел выдать тело богатыря оставшимся в живых его воинам и отпустил их, чтобы они захоронили смелого воина с подобающими почестями. По преданию, торжественные похороны Коловрата состоялись в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

Так гласит сказание о Евпатии Коловрате… Но что из этого правда, а что вымысел?

Повесть о разорении Рязани Батыем

Каким чувством проникнуто повествование?

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и по­гибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помога­ют передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изо­бражены как мужественные воины, встав­шие на защиту родной земли. Они нагоня­ют войско Батыя и самоотверженно сра­жаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кро­вавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, пока­зывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьют­ся — один с тысячею и два тьмою». На­помним, что тьма — это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство по­вествования о подвиге Евпатия Коловрата с рус­скими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из бы­лины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

И спустился он с горы высокии,

И подъехал он к богатырям ко святорусским — Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый, И приехали они ко силушке татарскоей, Припустили коней богатырскиих,

Стали бить-то силушку татарскую.

Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролит­ным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные эле­менты: анафору (одинаковое начало строки), ги­перболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки использу­ется во всем тексте «Повести…». Назо­вем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Ря­зань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый от­пустить их…» Так анафора используется

в тексте повести. Об использовании гипер­болы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Ев­патий Коловрат и былинный богатырь Илья Муро­мец».

Сочинение о героическом подвиге мо­жет быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого со­чинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вари­антов).

Евпатий Коловрат и Илья Муромец

План

  1. Введение: герои фольклора и древне­русской литературы.
  2. Илья Муромец и его воинские победы.
  3. Евпатий Коловрат на поле боя.
  4. Описание подвигов героев в фолькло­ре и литературе.
  5. Заключение: герои фольклора и древ­ней литературы в нашем восприятии.

Повесть о разорении Рязани Батыем

2.1 (41.62%) 37 votes

На этой странице искали :

  • подвиг евпатия коловрата сочинение
  • сочинение подвиг евпатия коловрата
  • сочинение на тему подвиг евпатия коловрата
  • каким чувством проникнуто повествование
  • сочинение на тему евпатий коловрат и былинный богатырь илья муромец

Сохрани к себе на стену!

Историчность Евпатия

Любопытно, что известные историки XIX века – Н.М. Карамзин, Д.И. Иловайский – полагали, что события, излагаемые в «Повести о разорении Рязани Батыем», очевидно, невыдуманные.

А вот ученые ХХ века – Д.С. Лихачев, В.Л. Комарович, Б.М. Клосс, И.А. Лобакова – не сомневаются, что данное произведение – народный эпос, имеющий лишь опосредованное отношение к действительности.

П. Литвинский. Евпатий Коловрат

Существует версия, что Евпатий – образ собирательный, вобравший в себя подвиги множества неизвестных героев, сражавшихся с татаро-монгольскими захватчиками. А некоторые литературоведы-исследователи повести полагают, что под Коловратом автор изобразил саму Русь – гибнущую, но не сдающуюся захватчикам.

Историческая справка

Богатыри русские — это истинно народные герои России, их подвиги — примеры мужества, храбрости, любви к Родине. Евпатий Коловрат, известный нам по народным сказаниям, занимает особое место в русском фольклоре среди таких прославленных богатырей как Никита Кожемяка, Алеша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.

В «Повести о разорении Рязани Батыем», основанной на народных преданиях и сохранившейся только в позднем варианте XVI века, изложена жизнь богатыря, описан его подвиг. Автором повести историки считают летописца Евстафия из Зарайска.

Большинство исследователей полагает, что Евпатий Коловрат не поздняя выдумка, а реальная историческая личность, любимый и воспетый народом богатырь. На рязанской земле мужественному защитнику Руси от монголов поставлено три памятника:

— в поселке Шилово, на месте Урсовского городка, где родился Коловрат;

— в деревне Фролово рядом с Шилово;

— в центре Рязани рядом с Кремлем — конный памятник на красном гранитном постаменте.

Прозвище богатыря — Коловрат — означает старинный русский самострел наподобие западного арбалета и вполне подходит образу героя. По древней легенде, в день Евпатия Коловрата, 24 августа, на место гибели героя выходит красивый белый конь и ищет своего хозяина.

Историчность легенды

Если с главным героем легенды все в принципе понятно – скорее всего это действительно образ собирательный, ведь в те годы многие отважно сражались с врагами. Но что же можно сказать относительно самой

«Повести»? Насколько описываемые в ней события могли (или не могли) происходить в действительности?

Во-первых, Коловрат – далеко не единственный вымышленный персонаж данного произведения. Не существовал в реальности и ханский шурин Хостоврул, которого, согласно легенде, русский богатырь разрубил надвое до седла. Более того, даже такое имя не характерно для татар, оно не монгольское и не тюркское.

Кроме того, не было и такого князя – Инваря Ингваревича, был Ингварь Игоревич. Он действительно был рязанским князем и правил с 1217 года, но вот незадача – умер в 1235 году, еще до нашествия монголо-татар. Конечно, можно посчитать известие о его смерти неточным, но все же вряд ли автору заведомо литературного произведения было известно что-то, что не было ведомо составителю летописей.

А вот сам факт сбора войск в Чернигове в помощь рязанским дружинникам вполне вероятен. Известно, что рязанские князья тесно общались с черниговскими, поддерживали хорошие отношения.

В принципе прототип Евпатия вполне мог существовать в действительности – в самой истории бывшего в посольстве боярина, вернувшегося в разоренный город и бросившегося догонять неприятеля, нет ничего противоестественного. По сути, Коловрат был партизаном – с небольшим отрядом нападал на неприятельские войска. Вот только вряд ли он бы мог в разоренном городе собрать 1700 человек, здесь составитель эпоса точно преувеличил. И, разумеется, гиперболизированы были и ратные подвиги русского богатыря.

А вот история о том, что сам хан Батый воздал должное русскому ратнику, при всей ее легендарности, могла иметь и некую историческую подоплеку. Известно, что татары действительно ценили воинскую смелость, смекалку и доблесть. Ханы часто предлагали наиболее выдающимся воеводам и воинам противника, захваченным ими в плен, перейти на их сторону. Этого у монголо-татар не отнять: они знали толк в войне и умели ценить противника.

Но не стоит забывать, что произведение имеет несколько редакций, оно создавалось постепенно, на протяжении десятилетий, со временем обросло множеством наслоений. «Повесть о разорении Рязани» дошла до нашего времени лишь в списках, самый ранний из которых датируется XVI веком. По мнению историков (в частности, Д.С. Лихачева), повесть была написана не ранее первой половины XIV века, то есть спустя сто лет после описываемых в ней событий.

Один из списков «Повести» в музее

В заключение можно сделать вывод: сама «Повесть о разорении Рязани Батыем» содержит много вымысла, но в то же время, как любое

художественное произведение, является в определенной степени и ценным историческим источником, отражающим дух времени.

Последний бой Евпатия Коловрата

Споры историков и краеведов о том, где погиб и похоронен один из самых знаменитых русских богатырей Евпатий Коловрат, до сих пор не прекращаются. Подвиг рязанского воеводы, жившего в начале 13 века, описан в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем» и известен всем с младших классов школы.

Во время начала Батыева нашествия на Русь в 1237 году боярин Коловрат находился в Чернигове. Узнав о вторжении монголов в пределы рязанского княжества, он с малой дружиной двинулся на родину. Защитить Рязань (Старую Рязань) Коловрат уже не успел — город он застал разоренным.

«…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжёны, а иные потоплены», —
говорит «Повесть о разорении Рязани»
.

Со своими дружинниками и уцелевшими горожанами Коловрат бросился в погоню за татаро-монгольской ордой. В преследовании участвовало около 1700 человек. «Повесть» не указывает точное место, где отряд Коловрата нагнал врагов. Сказано только, что произошло это в «суздальских землях». Внезапной атакой Коловрат полностью истребил отряд захватчиков, убил брата жены Батыя Хостоврула и многих других монгольских богатырей. Согласно преданиям, разбить отряд Коловрата орда смогла только с помощью камней, предназначенных для метания в стены укреплений.

«Повесть» сообщает, что Батый был настолько поражен мужеством и смелостью Коловрата, что отдал его тело оставшимся в живых рязанцам для захоронения и отпустил их с миром.

Где именно похоронили Коловрата источники не указывают. «Суздальская земля» в начале 13 века простиралась от Москвы до Белоозера и Устюга, от Твери и до Нижнего Новгорода.

Если учесть, что после Рязани монголы двигались на Коломну, потом — на Москву, а потом — на Владимир, то наиболее вероятно, что последний бой Коловрата состоялся в январе 1238 года где-то между Коломной и Москвой. Называются несколько вероятных мест погребения, к примеру, берег реки Осетр в Зарайском районе Московской области.

Однако ряд исследователей считают, что богатырь пал на территории современной Рязанской области. Местом погребения Евпатия называют окрестности села Исады в окрестностях Старой Рязани или село Зараново Кораблинского района Рязанской области.

Владимирскую область также относят к числу территорий, где мог погибнуть древнерусский герой и где покоится его прах. Существуют как минимум три версии.

МЕЩЕРСКИЙ КУРГАН

В одном из выпусков владимирской областной газеты «Призыв» за 1958 год можно найти стихотворение ковровского поэта-фронтовика Александра Шабалина (1922-1977). Называется оно «В Мещере есть курган высокий». Из содержания следует, что Коловрат был погребен со своими дружинниками где-то во владимирской Мещере:

«Был славен стольный град Владимир, Здесь в ясных радугах зари Рождались первые былины И русские богатыри.

Отсюда в бой ходили ратью Дружин владимирских полки, И долго будут вспоминать их Нещадно битые враги.

Не тут ли у холмов покатых В раздольном солнечном краю За Русь дружина Коловрата Сложила голову свою

* * *

…Тих непреступный стан Батыев, Уснуло войско на траве. Шатры, как шлемы золотые, Обозначались в синеве.

А за рекою ржали кони, Топтали буйный травостой, И был как будто на ладони Весь ненавистный стан чужой.

Земля родная, ты годами Неволи тяжки крест несла, Владимир, попранный врагами, Рязань, сожженная дотла.

Зовут нас на высокий подвиг Не ради славы боевой… И богатырь дружину поднял, Чтоб броситься в неравный бой.

С утра до ночи длится сеча, Звенела сталь кольчуг и лат, И был не раз уже отмечен Татарской саблей Коловрат.

Но точен взмах его кончара, Тверда железная рука. И вот от смелого удара Уже смятенье у врага.

Но все сильнее свищут стрелы, Гудит над полем сталь и медь, Роса вечерняя осела На тех, кто должен умереть.

И снова силу собирая, Чтоб от врагов свой край спасти Они встают, хотя и знают, Чтоб до победы не дойти.

Укрой ты тех, трава густая, Кто жизнь за Родину отдал! Евпатий, кровью истекая Спиной к березке юной встал.

Она над ним склонила листья И ободряя и шепча — Но вот в нее вошел со свистом Булат каленого меча.

И надломилась и упала Она у ног богатыря И над ее ветвями встала Скорбеть вечерняя заря.

* * *

В Мещере есть курган высокий, Вокруг его шумят леса, И дуб могучий, одинокий Стоит, как воин на часах.

И под его живою сенью, Где зацветает краснотал. Лежит березка рядом с теми, Кто в битве мужественно пал».

Где именно находится этот курган — Шабалин не указывает. По народным преданиям, бытующим во владимирской части Мещеры, Евпатий Коловрат был похоронен где-то в районе села Нарма Гусь-Хрустального района. Это село находится почти на границе с Рязанской областью, юго-западнее Курлово, в районе Великих озер. В настоящее время село Нарма с красивой Воздвиженской церковью заброшено.

ЛЕСНАЯ ПЕТУШИНСКАЯ ГЛУШЬ

Другое место называет директор Историко-художественного музея Гусь-Хрустального, член правления Союза краеведов Владимирской области Николай Скулов. По его версии, Евпатий Коловрат нагнал монголов уже на пути от Москвы к Владимиру.

Скулов предполагает, что битва богатыря с ордой состоялась в урочище «Убитое поле» в Петушинском районе — южнее Петушков, за Клязьмой, в районе озера Светец.

По данным Николая Скулова и других исследователей, в этом урочище, через которое проходили древние мещерские тракты, с 13 по 17 век произошло несколько кровавых схваток с монголами и поляками.

Был ли Коловрат похоронен где-то под Петушками или его тело увезли на родину, Скулов не уточняет.

ПОЙМА КЛЯЗЬМЫ ПОД СОБИНКОЙ

Еще одну версию исследователей-краеведов можно найти в «Литературной газете» за сентябрь 2012 года. Ее озвучил журналист, прозаик и поэт Игорь Гамаюнов. Согласной ей, Коловрат принял свой последний бой в пойме Клязьмы в окрестностях деревни Погост Собинского района, на так называемом «Ханском лугу», около древней крепости у села «Осовец».

Гамаюн предполагает, что похоронить богатыря могли там, где сейчас стоит Покровская церковь села Осовец.

Происхождение имени

Некоторые современные исследователи утверждают, что Евпатий Коловрат на самом деле был язычником, ссылаясь при этом на необычное звучание его имени. Вот только ничего необычного в этом имени нет…

Евпатий – это видоизмененное имя Ипатий (сокращенно Ипат), оно было достаточно распространено на Руси. А Коловрат как языческий символ был придуман намного позже описываемых событий. На тот момент Коловрат могло быть либо прозвищем, либо же вторым (нехристианским) именем Евпатия. Эта традиция – нарекать ребенка сразу двумя именами – одно крестильное, а другое связанное с каким-либо человеческим качеством или чувством (Забава, Любава, Нечай и т.д.) сохранилась вплоть до XVII века. В данном случае второе имя или же прозвище Коловрат означало «ловкий, изворотливый» и могло означать умелость Евпатия в бою.

И да, Коловрат – это не фамилия, на тот момент такой традиции на Руси еще не существовало. В ранних редакциях «Повести» встречается упоминание об отчестве богатыря – Львович.

Память

Фигура Евпатия Коловрата, начиная с XIX века стала привлекать художников, писателей и поэтов. Первыми стихотворные произведения народному герою посвятили Николай Языков, Лев Мей, уже в ХХ веке эту традицию продолжил Сергей Есенин, посвятив Евпатию, как знаменитому земляку, целых два своих произведения.

Также подвиги Коловрата привлекали внимание советских и российских художников. По «Повести о разорении Рязани Батыем» в 1985 году был снят мультипликационный фильм.

Кадр из мультфильма «Сказ о Евпатии Коловрате»

Также в 2020 году был снят фильм «Легенда о Коловрате», русскому богатырю посвящены музыкальные произведения и даже компьютерная игра.

Памятники герою стоят: в Рязани на Почтовой площади, в деревне Шилово (по преданию, именно там родился легендарный Коловрат, поскольку это бывшие земли Старорязанского княжества), а также в деревне Фролово.

Памятник Евпатию Коловрату в Шилово

Евпатий Коловрат – несомненно, яркий и запоминающийся образ «Повести о разорении Рязани Батыем», главное назначение которого – вдохновлять на ратные подвиги по защите своей родины, демонстрировать смелость и силу русского народа. И до сих пор история героя древнерусского эпоса трогает сердца людей…

Защитник русской чести Евпатий Коловрат

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Несмотря на отдаленность событий, касающихся этой личности, Евпатий Коловрат является известной фигурой, которая была достаточно широко представлена в русской литературе, главным образом в стихах, поэмах и балладах. В Советском Союзе в 1985 году про данного русского героя был снят мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате» режиссера Романа Давыдова, составляющий цикл, посвященный древней и средневековой истории Руси, в него вошли также мультфильмы «Детство Ратибора» (1973 год, о становлении российской государственности) и «Лебеди Непрядвы» (1980 год, о Куликовской битве). Также данному герою в СССР было посвящено сразу несколько диафильмов. 30 ноября 2020 года на экраны страны выходит фильм «Легенда о Коловрате». Смело можно утверждать, что данный герой по-прежнему является важной составной частью российского эпоса и важной фигурой для формирования собственной российской идентичности, которая начала закладываться еще на рубеже XI — XII веков.

История Евпатия Коловрата связана с одним из самых трагичных эпизодов истории Руси — Монгольским нашествием, также известным как Нашествие Батыя. Это было вторжение войск Монгольской империи на территории русских княжеств в 1237-1240 годах в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов. Серьезная внешняя угроза пришла на Русь в не самый подходящий для нее момент, русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Фрагмент диорамы «Оборона старой Рязани в 1237 году»

Непосредственно вторжение монголов на Русь началось в конце 1237 года. Первым под каток Нашествия Батыя попало Рязанское княжество. Разбив объединенное войско рязанского князя Юрия Игоревича и муромских князей Юрия Давыдовича и Олега Юрьевича на реке Воронеж, монголы двинулись вглубь русских земель. Сам рязанский князь уцелел в этом сражении и вернулся в Рязань, к осаде которой монгольское войско приступило 16 декабря 1237 года. Первые приступы рязанцы смогли отбить, однако силы защитников таяли, а к монголам подходили все новые и новые отряды, которые возвращались из-под взятого 16-17 декабря Пронска, Ижеславля и иных городов. Стоит отметить, что Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых находились высокие дубовые стены с бойницами. Укрепления зимой поливались водой, которая замерзала, делая их еще более неприступными для штурмующих войск.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках. Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления. К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте. При этом монголы разорили не только Рязань, но и все княжество, уничтожив большое количество городов и городищ. Некоторые из них историки не могут идентифицировать и сегодня. К примеру, неизвестно точное месторасположение Белгорода Рязанского, который был стерт туменами Батыя с лица земли и так и не был восстановлен.

К моменту нашествия монголов на Русь Евпатию Коловрату было порядка 35 лет. По всей видимости, он занимал достаточно почетное место при рязанском князе, был боярином или скорее воеводой. Также он был достаточно опытным воином, талантливым командиром и обладал большой физической силой. Еще до падения Рязани князь Юрий Игоревич отправил своих людей с просьбой о помощи к князьям Владимирским и Черниговским. Именно в Чернигове находился в это время Евпатий Коловрат, здесь его и застала весть о гибели Рязани и смерти князя.

Защитник русской чести Евпатий Коловрат

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными. Скорее всего, Коловрат использовал также тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя. При этом, сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

Происходящее в тылу взволновало Батыя, и он развернул против нападавших значительные силы. В конечном итоге подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата полевое сражение, фактически в полном окружении. При этом Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.

Кадр из диафильма 1988 года «Сказание о Евпатии Коловрате»

Согласно преданиям, Батый, который не хотел больше терять своих людей, выслал к русским воинам посла с вопросом: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» — последовал ответ. В конечном итоге, видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Именно под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Считается, что восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеству Батый отпустил захваченных в плен ранеными рязанских воинов из его отряда с телом убитого витязя, чтобы они похоронили его согласно своим обычаям.

Личность Евпатия Коловрата, как и многих персонажей и событий XIII века, по понятным причинам окутана множеством вопросов и тайн. К примеру, достаточно часто обсуждаются вопросы был ли Евпатий христианином или язычником? Считающие его язычником указывают на его имя и фамилию. По их мнению, коловрат — это славянский языческий символ солнца, а имени Евпатний нет в Святцах. Неверными являются оба утверждения. Не существует ни одного этнографического источника, который подтверждал бы древнеславянское языческое происхождение слова коловрат и его отношение к солнцу. Напротив, достоверно известно, что коловратом самострельным называли зубчатое приспособление для взведения станковых самострелов, установленных на особом станке — раме с колесами (на Руси самострелами называли арбалеты). И фамилия Евпатия может иметь прямое отношение к данному устройству или арбалетному делу.

Если же говорить про само имя Евпатий, то это видоизмененная форма греческого имения Ипатий. В Древней Руси оно было достаточно распространенным, так как было связано с почитаемым святым священномучеником Ипатием Гангрским. В честь него в Костроме даже был сооружен один из самых старых русских монастырей. При этом небольшие изменения в произношении и написании имени Ипатий связаны с особенностями языковой традиции и не представляют собой чего-то особенного. То же греческое имя Георгий в славянской традиции видоизменилось сразу в два разных производных имени — Егор и Юрий.

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Также существует версия о том, что Евпатий — это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам. Той же «Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков. Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое. На это же может указывать символизм и гипербола, которые присутствуют в повествовании, также в тексте повести имелись многочисленные неточности, связанные с историческими персонажами. Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории. Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются, как заслуживающий уважения народ.

В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области. Первый был размещен в городе Шилово, по некоторым источникам именно этот населенный пункт и был родиной Коловрата. Второй памятник, он же самый известный, в 2007 году установили в самой Рязани, он расположен в центре города на Почтовой площади и находится сравнительно недалеко от Кремля. Третий памятник был установлен на выезде из деревни Фролово в сторону деревни Ряссы (в Шиловском районе области).

Источники информации: https://cyrillitsa.ru/past/44993-evpatiy-kolovrat-chem-znamenit-russki.html https://www.aif.ru/society/history/kak_Evpatii_Kolovrat_zashchishchal_russkuiu_chest https://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/heros/evpatii-kolovrat.html Материалы из открытых источников

  • Евдокимов михаил деревенские рассказы слушать бесплатно
  • Евграфовна отчество как правильно пишется
  • Евгеньевна или евгениевна как правильно на русском языке пишется
  • Евгения шварца сказка о потерянном времени читать
  • Евгения чепенко вера в сказке про любовь