«Повесть о разорении Рязани Батыем» план
На чтение 3 мин Обновлено 29 сентября, 2021
Составить план к повести о разорении Рязани Батыем можо краткий, подробный или цитатный. План поможет запомнить текст для 6 класса.
Содержание
- План «Повесть о разорении Рязани Батыем»
- Цитатный план «Повесть о разорении Рязани Батыем»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем» план рассказа
План «Повесть о разорении Рязани Батыем»
Краткий план
- Вторжение Батыя, требования уплаты дани.
- Посольство Федора Юрьевича
- Убийство Батыем Федора
- Самоубийство княгини Евпраксии с сыном
- Бой Юрия Рязанского и Батыя
- Поражение рязанского войска
- Захват Рязани и разграбление.
- Убийство княгини Апраксии
- Возвращение Коловрата в Рязань
- Коловрат преследует Батыя
- Коловрат убивает Хостоврула
- Гибель Коловрата
- Похороны князей и княгинь
- Восстановление Рязани.
Подробный план
1)Появление Батыя на Руси.
2)Ультиматум рязанскому князю Юрию
3)Юрий просит помощи у князя владимирского Георгия, но Георгий отказался помочь
4)Дары рязанского князя для Батыя
5)Батый убивает Федора Юрьевича из-за отказа отдать свою жену.
6)Юрий собирает своё войско и идет против Батыя
7)Батый убил князя Олега
8)Войско Батыя обступает Рязань, и начинается непрерывная пятидневная битва.
9)Падение Рязани и жесткая расправа с жителями.
10)Ингварь и Евпатий Коловрат не успевают придти на помощь Рязани
11)Евпатий собирает дружину, чтобы отомстить татарам.
12)Внезапное нападение напугало татар.
13)Евпатий убивает шурина Батыя.
14)Татары убивают Евпатия Коловрата, но боятся его даже мёртвого.
15)Ингварь хоронит погибших по христианскому обычаю.
16)Ингварь Ингоревич становится рязанским князем и восстанавливает Рязань.
Цитатный план «Повесть о разорении Рязани Батыем»
1) «В лето 6745 (1237) пришел на Русскую землю безбожный царь Батый».
2) «Прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем…».
3) «Юрий Ингваревич Рязанский послал в город Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него о помощи…».
5)«Нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими…»
4) «Пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли».
5) «Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича…».
6) Евпраксия «с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти»
.
7) «…Князь стал собирать воинство свое…».
«Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваверич…».
9) «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости».
10) «И некий Евпатий Коловрат… приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенную…»».
11) «…собрал большую дружину-1800 человек, которых Бог соблюл вне города.»
12)« И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись…».
13) «И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.».
14) «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове…».
15) «И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестии царя Батыя братья его…».
16) «И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых… очистил город, и освятил»
17)«и обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал»
.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» план рассказа
- Батый возле Рязани
- Просьбы князя Юрия о помощи
- Дары Батыю
- Убийство послов
- Смерть Евпраксии с сыном.
- Сбор войска рязанского
- Великая битва
- Убийство князя Юрия
- Осада Рязани
- Уничтожения Рязани и ее жителей
- Месть Коловрата
- Смерть Коловрата
- Князь Ингварь в разоренной Рязани
- Похороны погибших
- Новый князь
- Восстановление города
Цитатный план «Повести о разорении Рязани Батыем»:
1) «В лето 6745 (1237) пришел на Русскую землю безбожный царь Батый» 2) «Прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем…» 3) «Юрий Ингваревич Рязанский послал в город Владимир к великому князю Георгию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него о помощи…» 4) «Нет ему помощи от великого князя Георгия Всеволодовича Владимирского, и тотчас послал за братьями своими…» 5) «…Пришел князь Федор Юрьевич на реку на Воронеж к царю Батыю, и принес ему дары, и молил царя, чтобы не воевал Рязанской земли». 6) «-Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». 7) «-Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих». «Безбожный царь Батый оскорбился и разъярился и тотчас повелел убить благоверного князя Федора Юрьевича…» 9) «Услышал великий князь Юрий Ингваверич об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Федора, и многих князей…» 10) «…Князь стал собирать воинство свое…» 11) «Убит был благоверный великий князь Юрий Ингваверич…» 12) «А князя Олега захватили еле живого». 13) «И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю, веля убивать, рубить и жечь без милости». 14)«И не осталось во граде ничего живого». 15) «И некий Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове…» 16) «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенную…» 17) «И собрал большую дружину-1800 человек, которых Бог соблюл вне города.» 18) «И бил их Евпатий так нещадно…» 19) «…И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия…» 20) «И обступили Евпатия полки сильные полки татарские…» 21) «И сказал Батый, глядя на теле Евпатьево…» 22) «И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины…» 23) «Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове…» 24) «Кто не восплачется о такой гибели?» 25) «Был город Рязань, и земля была Рязанская…» 26) «И пошел князь Ингварь Ингваревич туда, где побиты были от нечестии царя Батыя братья его…» 27) «О милая моя братия и воинство!» 28) «И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых…» 29) «Те государи были христолюбивы, братолюбивы…» 30) «И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкоюот безбожного и зловредного царя»
Урок литературы «Евпатий Коловрат: о повести и воине».
Построить урок в русле современных образовательных технологий оказалось не так-то просто, учитывая, что не только само содержание должно отвечать ФГОС, но и формы и методы работы на уроке. При создании урока применяется системно-деятельностный подход, что определяет использование элементов таких педагогических технологий, как проблемное обучение, РКМЧП, исследовательская деятельность учащихся, педагогическая мастерская и ИКТ, а также методы и приемы групповой работы, импровизированной речи, графические приемы (создание кластера), создание устного высказывания по ключевым (опорным) словам. Текст древнерусской повести можно изучать с разных ракурсов: историки увидят в нем источник, более-менее достоверный, словесники – продолжение традиций УНТ и зарождение литературы – художественной и авторской. Так, урок литературы в 6 классе по повести «Евпатий Коловрат» («Евпатий Коловрат: о повести и воине») преследует
Цели и задачи:
Образовательные:
- Обобщение и систематизация полученных знаний.
- Формирование умений выделять главное в тексте.
- Обучение умению отбирать текстовый материал и анализировать его для получения новых знаний.
- Определить роль языковых средств в формировании читательского восприятия и создании образов героев;
- Показать самоотверженность русских воинов;
Развивающие:
- Способствовать формированию интереса к учебно-исследовательской деятельности, истории нашего народа.
- Развивать навыки учащихся по работе с текстом: добывать и анализировать полученную информацию;
- Развивать умение учеников самостоятельного целеполагания, импровизированной речи, групповой работы.
Воспитательные:
- Способствовать формированию нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «самоотверженность», «патриотизм», «мужество» и др.
- Выявить базовые национальные ценности русского человека на основе образов героев, летописца;
- Сформировать представление об отношении современников к описываемым событиям (взгляд на битву глазами летописцев).
Данный урок входит в систему уроков по произведениям древнерусской литературы, поэтому начальный этап урока – «вызов», мотивация ученика на диалог – можно построить как актуализацию знаний по предмету (проверка усвоения терминов и понятий древнерусской литературы, соотнесение отрывков текста с из названиями) или межпредметных знаний:
- В исторической судьбе России не было века, в котором страна не воевала. Какие войны вы можете вспомнить?
- Как человек ведет себя на войне? Как должен вести себя воин?
- Что, по вашему мнению, будет чувствовать человек, когда узнает о приближении войны? За кого/что он будет тревожиться? (Важно, чтобы прозвучала мысль о том, что человеку свойственно переживать не только за свою судьбу, судьбу родной и дом, но и за свою Родину.)
- На доске – эпиграф нашего урока: «Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами». О ком и кем сказаны эти слова? (Повесть ученики предварительно прочитали).
Вопрос дает ученикам возможность самостоятельно сформулировать цель урока: раз речь пойдет о русских воинах в бою, то нам предстоит выяснить, как ощущал себя человек Древней Руси в сражении, какими качествами он обладал, каким видели его противники и летописец, рассказывающий об этих событиях, а кроме того, понять, какое место занимает историческая воинская повесть в русской литературе. Поскольку круг вопросов достаточно широк, тема урока записывает наиболее обще: «Евпатий Коловрат: о повести и воине».
Определяется круг известной информации по данной теме (что известно о древнерусской литературе, какие произведения читали, кому посвящены и кто изображается, художественные особенности). При этом ученики замечают разницу между беспристрастным повествованием летописей и эмоциональностью жанра слова. Корректируются первоначально поставленные цели: а что еще нужно знать, чтобы приступить к изучению и восприятию повести: время написания, историю создания и пр. Беседа с учениками логически переходит в краткую историческую справку и рассказ учителя о создании повести, сопровождающуюся демонстрацией наглядных материалов (исторические карты, иллюстрации, презентация):
«Никогда до того ни одно произведение не было исполнено такой веры в моральную силу русских бойцов, в их удаль, отвагу, стойкость и преданность Родине, как то единственное, которое сохранилось от всей, очевидно, немалой рязанской литературы», — Д.С. Лихачев.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» дошла до нас в составе летописного свода об иконе Николы Заразского. Она была написана предположительно в 14 веке в церкви Николы. Автор ее неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли. Литературные достоинства произведения заслужили похвалу многих исследователей и поэтов. Д. С. Лихачев назвал это произведение образцовым. 1237 году на Руст напали монголо-татарские войска во главе с ханом Батыем. Евпатий Коловрат (ск. 1237/38), рязанский вельможа, воевода и богатырь. С отрядом в 1700 человек, уцелевших от татаро-монгольского разгрома Рязани, напал на стан хана Батыя и привел захватчиков в замешательство, перебив многих “нарочитых” монгольских богатырей.
Процесс осмысления содержания, т.е. основной части урока, можно графически оформить в виде таблицы-схемы, кластера, фишбоуна, который оформляется в начале урока и заполняется по мере того, как ученики добывают и усваивают новую информацию.
Следующий вид работы – групповая. Задания группам раздаются и выполняются в ходе выразительного чтения подготовленными учениками текста. Поскольку тексты древнерусской литературы представляют сложность, предыдущие уроки тексты читались учителем/запись. Задания дифференцированные, выполняются в ходе чтения учениками отрывков. Отрывок прочли – осмыслили, двинулись дальше, не углубляясь в анализ текста, это – работа групп.
Задания:
- Найдите устаревшие слова, объясните их значение. Устаревшие слова – примета времени и реалий, так мы узнаем, к какому периоду русской литературы относится текст, и формируем представление об историческом периоде. Находят не только слова, но и выражения, значения которых объясняют самостоятельно с опорой на контекст.
- Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о татарах.
- Подчеркнуть эмоционально-оценочные слова, которые летописец использует, рассказывая о русских воинах, русской земле. В зависимости от уровня класса можно сконцентрироваться на морфологической природе слов: подчеркните прилагательные, глаголы и т.д. Анализируя наработанный материал, следует обратиться к внутренней форме слова: окаянный – каин, зловерный – злая вера, безбожный – нет бога, поганые – иноверцы, с другой стороны: труды – великие, красота – прославленная, вера –христианская. О чем это говорит? Кто говорит эти слова? Кто такой летописец? Можно ли с уверенностью сказать, кто описывает события: ордынец или русский человек? Вывод: церковь и родная земля дорога любому русскому человеку. Приоритетные ценности для общества: семья, вера, Родина.
4. Проследите, с каких слов начинаются предложения. Есть ли зависимость? Вводится понятие анафора (единоначалие), т.к. многие предложения начинаются с союза и, а. В этом приеме можно проследить связь с организацией былинного текста.
5. Проследите, в каком порядке относительно друг друга расположены главные члены предложения? Вводится понятие инверсии: для предложений характерен обратный порядок слов (сказуемое – подлежащее, существительное – согласованное определение). Делается вывод об особенности организации древнерусского текста.
Затем группы проводят обобщение и систематизацию, а затем представляют свою работу в виде связного выступления. По мере выступления групп заполняется таблица хода урока.
Однако группы выполняют задания после чтения с остановками текста повести. Первый отрывок посвящен описанию урона, какой нанесли татары Рязанской земле. Внимание учеников акцентируется на наиболее значимых для русского человека вещах: семья, церковь. Второй отрывок рассказывает о появлении Евпатия Коловрата и его живом отклике на картину разорения родной земли. В этом и последующем отрывке внимание учеников должно привлечь описание сцены боя и поведение Евпатия и его дружины: обратить внимание на художественные средства (метафора, сравнения) и их роль, вспомнить понятие гиперболы (соотнести с былиной и проследить связь и влияние УНТ на повесть), подробнее остановиться на образе Батыя и его похвале русским воинам. Почему он так отзывается о Евпатии? Почему отпускает оставшихся воинов? Почему похвалу погибшим героям, которой традиционно для русской повести заканчивается рассказ о подвигах, автор вкладывает в уста заклятого врага Русской земли — царя Батыя и его приближенных?
На заключительном этапе урока ученикам предлагается устно подготовить связное высказывание по опорным словам. Высказывания по желанию звучат в классе, обсуждаются. Дома ученикам предлагается подумать над вопросом, который так или иначе звучал в ходе урока: раз русские войска проиграли в этой битве, то чем же восхищается автор-летописец? Чему может научить поражение? Оценивается свое впечатление от урока: на таблице хода урока условными значками отмечаются понравившиеся/не понравившиеся элементы хода урока, работы групп.
11
План повести о разорении Рязани Батыем
1 ответ:
0
0
1)На Русь приходит безбожный царь Батый. 2)Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию с ултиматумом3)Юрий просит военной помощи у князя владимирского Георгия, но Георгий отказался помочь4)Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю, но тот желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. 5)Батый предлагает Федору Юрьевичу отдать свою жену, но тот отказался, тгда Батый убивает его. 6)Юрий собирает своё войско и идет на сражение с Батыем7)Батый убил князя Олега8)Войско Батыя обступает Рязань, и начинается непрерывная пятидневная битва. 9)Падение Рязани и жесткая расправа с жителями города. 10)Ингварь и Евпатий Коловрат спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения11)Евпатий собирает дружину и и идёт сражаться с татарами. 12)Внезапное нападение повергла татар в страх. 13)Евпатий рассекает Батыева шурина пополам «до седла». 14)Татары убивают Евпатия Коловрата, но боятся его даже мёртвого. 15)Ингварь в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников, находит их тупы и хоронит по христианскому обычаю. 16)Ингварь Ингоревич становится рязанским князем и «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. 17)Итог повести: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».<span>
</span>
Читайте также
В притчах обязательно используется аллегория.
Аллегория — художественное представление идей посредством конкретного художественного образа или диалога
В произведении А. С. Пушкина «Дубровский» крестьяне из села Кистенёво очень преданы Дубровскому. Когда Троекуров с помощью подкупа отобрал земли у Дубровского, крестьяне не признавали Троекурова, а некоторые даже ушли вместе с ним в разбойники. Они готовы умереть за Дубровского.
Ирония- это троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположному буквальному.
Гвоздин, хозяин превосходный.
1)Тема — чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.
Идея — чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки.
2)Ляпкин-Тяпкин. Делает всё на тяп-ляп. Хлестакова заключено его основное свойство. Она образована от глагола «хлестать» в значении «врать, пустословить» . В словаре В. И. Даля зафиксировано значение «наглец, нахал, сплетник, праздный шатун, тунеядец, щеголь, повеса, шаркун и волокита» .
3)В комеди Гоголя нет название уездного города, в котором происходит действиию Этим писатель хотел показать что под положением власти, чиновники в подрядковый город было типично городов
4) Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде. (Характеры и костюмы. Замечания для господ актёров.)
Н. В. Гоголь
5)
Де та коли родился Марк ?
Какие у него известные твори?
Яке в у него настоящие имя ?
Какой он писатель?
Его литературная кар»єра. Что вы можете рассказать про это?
Когда умер?
Какие получил нагороди?
как звали его сестёр? из какой он семьи?