Евпатий коловрат сочинение 8 класс

Сочинение на тему «Подвиг Евпатия Коловрата «

Вариант №1

Наверное, каждый народ имеет своих национальных героев. В определенный момент истории любой стране приходится сталкиваться с захватчиками, отстаивая свою независимость и свой суверенитет. В такие времена чаще всего и появляются народные герои. Во Франции, наверное, самой известной народной героиней является Жанна д`Арк, в Италии — Дж.Гарибальди, в Латинской Америке — Че Гевара. Есть такие герои и в России, вернее, были, есть и, без сомнения, будут. Имена некоторых из них безвозвратно канули в Лету, имена других — сохранили для нас летописи и предания. Даже знаменитые былинные богатыри, без сомнения, имели реальных прототипов, поскольку защита «Руси Матушки» от всякой нечисти всегда считалось самым почетным и самым благородным делом.

В своем сочинении я хочу рассказать об одном из самых ранних героев Древней Руси, чье имя для нас сохранила история — об Евпатии Коловрате.В 13 веке монголы совершали разорительные набеги на русские земли. Две великие битвы этого времени закончились победой монголов- сражение на реке Калке и битва под Коломной.

После разорения Рязани в 1238 году, Евпатий Коловрат, чей отряд возвращался из Чернигова, столкнулся с монголами между Рязанью и Коломной, внезапно атаковал врагов. Сам Евпатий погиб в этом бою, однако монголы тоже понесли значительные потери.

Вариант №2

Евпатий Коловрат является исторической личностью. Происходил он из знатного рода, проживавшего в Рязани. В XIII в. к городу подступили войска Батыя. Коловрат был на военном совете в Чернигове. Не дождавшись решения князей об объединении, он выдвинулся к родным местам и нашел руины на месте Рязани. После этого Евпатий организовал мобильный отряд из тяжелой кавалерии, который изрядно досаждал противнику. Что бы прекратить бесчинства в тылу Батый был вынужден провести крупную войсковую операцию. Согласно былинам, он даже велел подтянуть к месту решающего сражения катапульты. Евпатий Коловрат погиб в том бою, но имя его вошло в легенды.

Никакого отношения к свастике, которую неонацисты именуют коловратом, Евпатий не имеет. Прозвище он получил за то, что мог голыми руками соорудить частокол, колья ворочать.

Евпатий Коловрат славится своим подвигом. Он стоял против войска хана Батыя, когда количественное преимущество было не на его стороне. Войска монгол превосходили войска Евпатия в несколько раз, но они существенно подкосили врагов. Хотя от войска Евпатия практически ничего и не осталось. Мало кто знает о нём и о его подвиге, и я признаться тоже не припоминаю. Случайно наткнулась на вопрос и просто интересно стало.

Вариант №3

Евпатий Коловрат рязанский боярин, воевода и просто русский богатырь, прославился своей силой и бесстрашием. А вспоминают тем, что он стал эталоном русской силы, о его подвигах ходило много слухов, вот в 2017 году вышел фильм «Легенда о Коловрате».

Родился Коловрат предположительно в 1200 году и прожил всего 38 лет, но за это время он успел прославить имя свое и до наших пор.

Евпатий Коловрат противостоял со своей малочисленной армией, не превосходящей и 2 тысяч человек армии хана Батыя, которая достигала 20-30 тыс.человек и в бесстрашном бою он потерял практически все воинов, но сам был отпущен ханом, так как тот поразился его бесстрашием и отвагой.

И стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые (1) на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами, и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную (2), и богатство рязанское, и сродников рязанских князей – князей киевских и черниговских – захватили. А храмы божий разорили и во святых алтарях (3) много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.
И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль и на Владимир, собираясь Русскую землю пленить, и веру христианскую искоренить, и церкви божии до основания разорить.
И некий из вельмож (4) рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем (5), и услышал о нашествии зловерного царя Батыя, и выступил из Чернигова с малою дружиною, и помчался быстро. И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей (6) убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены. И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем. И собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, которых бог соблюл вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы (7) Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно.
И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, рабы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного царя, почествовать (8), и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу – рать татарскую”. Царь же подивился ответу их мудрому. И послал шурича (9) своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы (10) до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (11), – и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: “Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знаютони смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два – с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища”. И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: “О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, – держал бы его у самого сердца своего”. И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им.
(1) Поганые – так автор называет захватчиков, некрещеных, иноверцев.
(2) Имеется в виду истребление знатных людей и разрушение красивых строений в Рязани.
(3) Алтарь – главная, восточная часть церкви, отделенная иконостасом.
(4) Вельможа – родовитый, знатный человек.
(5) Ингварь Ингваревич – князь Рязанский, брат великого князя Рязанского.
(6) Государи – здесь: вельможи, князья.
(7) Стан – военный лагерь, здесь: войска.
(8) Почествовать и с честью проводить, и честь тебе воздать – здесь насмешливо: оказать тебе почтение.
(9) Шурич (шурин) – брат жены.
(10) На-полы – надвое, пополам.
(11) За мурзами, и князьями, и санчакбеями – за татарскими вельможами.

Похожие сочинения

Слово о житии и о преставлении Великаго Князя Дмитрия Ивановича

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата  по литературе

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  24.11.2020

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата  по литературе

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата  по литературе

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата  по литературе Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата  по литературе

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата  по литературе

Много лет монголо-татарское иго совершало зверства на русской земле. Но, несмотря на всю свою мощь, ни одно русское государство добровольно не подчинилось воле монголо-татар, везде враг ждал ответного удара. Никто добровольно не попал в рабство. Имена многих героев, отстоявших честь Русской земли, вошли в историю, одним из них был Евпатий Коловрат.

В 1237 году армия Батыя приблизилась к Рязанской земле. Во время переговоров сын рязанского князя был убит, а жена убитого, чтобы не попасть в руки врага, бросилась с башни и упала. Жители Рязани и других близлежащих княжеств вступили в бой с врагом на поле под Рязани, хотя численность вражеской армии была значительно больше. В ожесточенной битве все князья и воеводы были убиты, монголо-татарское войско победило и вошло в город. Батый-хан не щадил ни женщин, ни детей, всех резали мечами, сжигали или топили в реке.

Узнав о трагедии, Евпатий Коловрат отправился со своей армией к себе домой и обнаружил, что весь город сгорел, а люди погибли. Тогда Коловрат решает любыми средствами взять реванш у монголо-татар за разорение Рязанской земли и собирает небольшое войско. Вместе со своими отрядами Евпатий Коловрат отправляется в погоню за ханом Батыем и его армией.

Под Суздольей удалось обогнать монголо-татарскую армию, и сразу же солдаты бросились убивать всех по одному. Враги не ожидали нападения со стороны захваченного города, им казалось, что именно убитые сами восстали, чтобы отомстить за свою смерть. Коловрат убил много сильных воинов, а к Батыю послали шурина Хостоврула, сказав, что он может поймать Евпаты и отвести его к хану.

В бою один на один Коловрат разрезал посланника Хостоврула пополам и стал еще сильнее бить татарскую армию. Враги испугались и стали бросать камни в Коловрат и всю его армию. Многочисленные камни, тем не менее, погубили Евпатия и привезли его тело в Батый.

Хан рассказал о погибшем Коловрате, что с небольшим войском он хорошо порезал Батыя, и если в его войске будет такой солдат, то он будет держать его рядом с сердцем. Хан приказал передать тело Коловрата оставшимся в живых русским солдатам и отпустить их, не причинив им вреда. Похороны великого героя Евпатия Коловрата состоялись в Рязани в 1238 году. Память о Коловрате и его подвиге вошла в историю и передавалась из поколения в поколение. Эта история обошла все города и села русской земли.

Сочинение на тему подвиг евпатия коловрата

Евпатий Коловрат – славный богатырь земли русской. Евпатий уроженец Рязани, сведений о нем не так много, и они противоречивы. Одни, говорят, что он был местным воеводой, другие – боярином. По сути Евпатий был обычным человеком, однако же его имя навсегда было вписано в русскую историю, и будет служить примером мужества и героизма для нынешней молодежи.

Что же такого сделал Евпатий?

Подвиг Евпатия датирован 1238 года. В это не спокойное время, Русь начинала познавать всю сила татаро – монголов, и всю тяжесть последствий набегов кочевников. Было, ясно, что татары вскоре пойдут новым походом на Рязань.

Понимая, что собственных сил для успешной обороны города у рязанцев мало, они послали Евпатия Коловрата искать помощи в соседних княжествах. Коловрат отбыл в Чернигов.

В Чернигове его настигло известие о разорение родной земли монголами. Не медля ни минуты, Коловрат с малой дружиной (численность ее в разных источниках оценена по-разному) спешно двинулся в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий застал уже разоренным и сожженным.

Увидев развалины, Коловрат бросился в погоню за войском Батыя. Настигнув татар в окрестностях Суздаля, Евпатий дал бой неприятелю.

Не смотря на малую численность отряда, русским удалось смять арьергард татар внезапной атакой.

Батый был сильно удивлен всему, что произошло.

Хану пришлось бросить в бой свои лучшие части. Батый просил привести ему Коловрата живым, однако Евпатий не сдался и мужественно бился с превосходящим по численности врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентера, что бы спросить, чего хотят русские воины, – Евпатий ответил – умереть!

Бой продолжался.

В итоге монголам пришлось применить катапульты, и только тогда им удалось разрушить русский строй. Коловрат был убит. Батый, пораженный мужеством и героизмом русского воина, отдал тело Евпатия его дружине.

Остальных воинов, за их смелость Батый велел отпустить, не причинив им вреда. Евпатий Коловрат по – истине народный герой.

Его подвиг нашел отражение в русском фольклоре, про него писали песни и стихи. Сергей Есенин не обошел в своем творчестве личность русского героя, воспев его подвиг в одном из своих произведений.

В советские времена “Союзмультфильм”, выпустил мультик – “Сказ о Евпатии Коловрате”. В 2007 году, именем рязанского воеводы, была названа одна из улиц его родного города

Loading…

Сочинение на тему подвиг евпатия коловрата

У вас нет времени на сочинение или вам не удаётся написать сочинение? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать сочинения», я написала о правилах и советах написания лучших сочинений, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы сочинений, посмотрите, почитайте:

  1. Сочинение на тему: Комната моей мечты
  2. Сочинение на тему: Ландыши
  3. Сочинение на тему: Малая родина
  4. Сочинение на тему: Милосердия

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата

Сочинение на тему: Подвиг Евпатия Коловрата

Евпатий Коловрат — славный герой русской страны. Евпатий — уроженец Рязани, о нем мало информации, и это противоречиво. Некоторые говорят, что он был местным воеводой, другие — боярином. На самом деле Евпатий был обычным человеком, но его имя навсегда вписано в историю России и послужит примером мужества и героизма для сегодняшней молодежи.

Что сделал Евпатий?

Героический подвиг Евпатия датируется 1238 годом. В это не спокойное время Русь стала знакомиться со всей мощью татар — монголов и со всей тяжестью последствий набегов кочевников.

Было ясно, что татары скоро отправятся в новую кампанию в Рязань.
Понимая, что собственных сил будет недостаточно для успешной обороны города Рязань, они послали Евпатия Коловрата за помощью в соседние княжества. Коловрат уехал в Чернигов.

В Чернигове его настигла весть о том, что монголы разрушают свою родину. Не прошло и минуты, как Коловрат и небольшая команда (его численность в разных источниках оценивается по-разному) спешно двинулись в сторону Рязани. К сожалению, город Евпатий оказался уже разоренным и сгоревшим.

Увидев развалины, Коловрат начал преследование армии Батыя. Я догнал татар под Суздалом,

Евпатий объявил войну врагу.
Несмотря на небольшую численность войск, русским удалось внезапно разгромить татарский арьергард.

Бату Хан был очень удивлен всем, что произошло.

Хан должен был бросить свои лучшие отряды в бой. Батуй просил привести к нему Коловрата живым, но Евпатий не сдался и храбро сражался с превосходящим врагом. Тогда Батый послал к Евпатию парламентария, чтобы тот спросил, чего хотят русские солдаты, — ответил Евпатий, — умереть!

Битва продолжалась.

В конце концов, монголам пришлось использовать катапульты, и только тогда им удалось уничтожить русский строй. Коловрат был убит. Пораженный мужеством и героизмом русского воина, Батый-хан передал тело Евпатия своей команде.

Остальные солдаты, благодаря своему мужеству, приказали Батую освободить без вреда для здоровья. Евпатий Коловрат на самом деле является национальным героем.

Его достижения нашли отражение в русском фольклоре, о нем писали песни и стихи. Творчество Сергея Есенина не прошло мимо человека русского героя, который поет свой героический подвиг в одном из произведений.

Автор: Кaleidoscope

26 января 2021 10:11

Метки: Россия  история  пресса  

5368

4

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Подвиг Евпатия Коловрата

Как сообщает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем», на момент вторжения богатырь находился в городе Чернигове с посольством. Перед ним стояла задача убедить черниговского князя оказать помощь в борьбе с захватчиками.

Внезапно до него дошли вести, что Рязань атакована отрядами монголов во главе с Батыем. Поражённый до глубины души этим фактом, Евпатий собрал силы малой дружины и отправился в Рязанское княжество.

Перед его глазами предстал опустошённый и разорённый монголами город, жители которого подверглись жестокой участи и приняли мучительную смерть. Выжившие после бойни смогли пополнить отряд Евпатия и в количестве 1700 человек они отправились в погоню за врагами.

В Суздальских землях богатырю с отрядом удалось застать врасплох и полностью истребить арьергард монголов. На бой с Евпатием Коловратом удивлённый неожиданным сопротивлением Батый отправил Хостоврула, при этом приказав взять богатыря живым.

Отряду пришлось столкнуться с большим количеством противников, а Евпатий смог отправить на тот свет Хостоврула. Изумлённый яростным сопротивлением русичей, Батый предложил переговоры и через посланника поинтересовался, чего хочет Евпатий. Тот дал следующий ответ: «Только умереть! ».

Сломить отважное сопротивление русских удалось только с помощью камнемётных орудий, так как в ближнем бою войны были несокрушимы. Подвиг Евпатия вызвал восхищение даже со стороны Батыя, который оценил его смелость и искусство боя.

Вопросы и задания

1. Каким чувством проникнуто повествование?

1. Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина?

Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?

1. Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем.

И спустился он с горы высокии,И подъехал он к богатырям ко святорусским —Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,И приехали они ко силушке татарскоей,Припустили коней богатырскиих,Стали бить-то силушку татарскую.Притоптали тут всю силушку великую…

2. Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).

3. Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».

Житие

Наряду с летописями на Руси была очень популярна житийная, или агиографическая (от греч. hágios – святой, grápho – пишу), литература. Жанр жития возник в Византии. В древнерусской литературе он появился как жанр заимствованный, переводной. На основе переводной литературы в XI веке на Руси возникает и оригинальная житийная литература. Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями назывались произведения, рассказывающие о жизни святых – государственных и религиозных деятелей, чья жизнь и деяния были расценены как образцовые. Жития имели прежде всего религиозно-назидательный смысл. Входящие в них истории – предмет для подражания.

Автор жития преследовал прежде всего задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали таким правилам (канонам), и замалчивалось все то, что с этим расходилось. Иногда даже измышлялись события, не имевшие места в реальности. Такое свободное отношение к фактам было следствием того, что житийная литература ставила целью не достоверное изложение событий, а поучение, и авторов прежде всего интересовало проявление святости героев.

Жития строились следующим образом: повествование начиналось вступлением, в котором объяснялись причины, побудившие автора приступить к повествованию; далее следовала основная часть – рассказ о жизни святого, его смерти и посмертных чудесах. Завершалось житие похвалой святому.

В житиях часто встречаются слова авторов о своей греховности, невежестве, отсутствии дара слова. В действительности создатели жизнеописаний святых были образованными и умными людьми, но они старались подчеркнуть свою скромность, смирение, поскольку осмелились писать жития. Создатели житий упоминали свои имена лишь тогда, когда необходимо было придать достоверность повествованию: например, в тех случаях, когда они были очевидцами событий из жизни святого.

Во второй половине XIII века было создано житие новгородского и великого владимирского князя Александра Ярославовича, прозванного Невским. С его именем связаны победы над шведами (Невская битва 1240 года) и над немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 года). Автор показывает князя ревностным защитником православия и умелым политиком. «Повесть о житии Александра Невского» впитала в себя традиции как житийной литературы, так и воинской повести (отсюда название – «Повесть о житии…») и стала образцом княжеского жизнеописания.

Евпатий Коловрат — легенда о богатыре Руси

На протяжении весьма длительного времени не прекращаются споры о том, существовал ли в действительности былинный герой — Евпатий Коловрат. Этим вопросом задаются и историки, известно о его подвиге, но был ли это реальный человек или все же это собирательный образ всех качеств русского воина? Был ли этот русский герой на самом деле, о котором слагаются песни, сказания, легенды и устанавливаются памятники в его честь.

Одним из серьезных древних свидетельств о существовании Евпатия Коловрата, является «Повесть о разорении Рязани Батыем». Несколько версий повести хоть и имеют общие черты, но все же отличаются деталями. К примеру одна версия свидетельствует о том, что Евпатий Коловрат был боярином, а в другой сказано, что он — воевода.

Большинство историков склоняются к выводам, что это все-таки был реальный человек. Известно, что Евпатий родился в Рязанском княжестве в разгар междоусобных войн. Монголо-татары захаживали время от времени собрать дань, никто этому не противился. Измученный бесконечными войнами русский народ готов был отдать последнее, чтобы прожить ещё несколько лет в спокойствии.

Такой размеренной жизнью жил и Евпатий, служил воеводой у князя, был женат и имел двоих детей, до сорока лет особых заслуг перед отечеством не имел, но был довольно уважаем в войске. Еще имелась одна странность у него. В детстве напали на него монголы, в неравном бою Евпатий получил травму головы, с тех пор страдал от потери памяти. Жена помогала ему вспоминать прошлое.

Во время приближения к Рязани татаро-монгольской орды хана Батыя, князь Юрий Игоревич послал своего родственника Ингвара за подмогой в Чернигов. Вместе с Ингваром отправился в путь и Евпатий Коловрат.

Войско хана Батыя напало на родной город Коловрата, рязанцев убивали, сжигали живьем, сажали на кол, грабили дома, убита была и вся семья Коловрата. Вернувшись в Рязань, Ингвар и Евпатий, увидели ужасающую картину. Рязань была сожжена и разграблена, захватчики не оставили камня на камне.

Похоронив родственников, Ингвар объявил траур по погибшим. Убитый горем Евпатий решил во что бы то ни стало отомстить хану Батыю. Численность его дружины в десятки раз уступала войску Батыя. Тогда он принял решение вести партизанские бои. По сути эта тактика была применена впервые. Вначале Евпатий дал распоряжение отравить воду на привалах, где останавливалось войско хана Батыя. Дружинники Евпатия совершали ночные нападения на противника, вырезали противника по одному, и так преуспели в своей партизанской тактике, что суеверные монголы были уверены, что против них воюют невидимые духи леса.

Евпатию все же пришлось встретиться с монголами в открытом бою, но и тут он применил военную тактику. Заняв небольшую возвышенность, дружина Евпатия заняла круговую оборону, и вела окружной бой против войска монголов. Воины хана Батыя были как на ладони у дружины Евпатия, и не могли подойти ближе. Этот неравный бой продолжался долго, пока монголы не пустили в ход катапульты — камнеметные машины, снарядами которых были тяжелейшие каменные глыбы. Тут войско Коловрата пало.

Евпатий вышел к хану Батыю с мечём в руке. Батый отправил своего лучшего воина Таврула биться с Евпатием, и оба воина сошлись в последнем бою и бились на смерть. Так погиб Евпатий Коловрат.

Хан Батый был поражен огромным мужеством и великой самоотверженностью русского воина. Отвага и храбрость поразили Батыя настолько, что он обратился к своему войску со словами «если бы моё войско состояло только из таких воинов, я бы завоевал весь мир». Подъехав к телу Евпатия Коловрата, хан Батый приказал, отвести бездыханное тело Коловрата на родину в Рязань и похоронить его со всеми почестями.

Во время нашествия хана Батыя на Русь 1237—1240 годах, довольно часто встречались в русском народе такие герои, поражавшие противника не только оружием, но и удивительной силой духа.

В арабских сведениях о поединках у славян можно прочесть в сочинении арабского географа Х века Мутаххара ибн Тахира ал-Мукаддаси в книге «Китаб ал-бад ва-т-тарих» («Книга творения и истории»):

«Рассказывают, что если рождается у кого-либо из них ребёнок мужского пола, то кладут на него меч и говорят ему: «Нет у тебя ничего другого, кроме того, что приобретешь своим мечом». У них есть царь. Если он решает дело между двумя противниками, и его решение не удовлетворяет, то он им говорит: «Пусть дело решают ваши мечи». Тот, у кого меч острее, побеждает».

Кровная месть обидчику на Руси была законом. По закону Евпатий Коловрат был обязан отомстить врагу за гибель своей семьи и своих близких соотечественников. Этот способ отмщения по принципу «око за око, зуб за зуб» за убитых или опозоренных родственников у славян появился ещё в 911 году — после заключения договора Руси с Византией.

Восточным авторам о боевых поединках на Руси вторил византийский историк — Лев Диакон (Х в.):

«Тавроскифы (русские) и теперь ещё имеют обыкновение разрешать споры убийством и кровопролитием».

Часто возникает вопрос о том, был ли Коловрат христианином или язычником. Известно, что старинное имя Евпатий видоизмененное от имени Ипатий, а Коловрат — это славянский языческий символ солнца.

Был ли Евпатий Коловрат реальным человек или же это легендарный герой, собравший лучшие черты доблести, храбрости и мужества русского воина о котором слали песни, былины, сказания в русском народе, не известно. В любом случае в памяти народа сохранилось имя легендарного героя Евпатия Коловрата и реальные исторические сражения русских воинов с татаро-монгольским войском хана Батыя. А наша с вами обязанность помнить нашу легендарную историю.

Когда появились древнерусские былины?

Образ Идеального князя в языческой Руси

Как черкесы на татар ходили.

Былинники речистые ведут рассказ

Официальная версия такова: накануне вторжения Батыя в 1237 году рязанский боярин Коловрат был послан в Чернигов с просьбой о военной помощи к тамошнему князю Михаилу Всеволодовичу. И тот отказал, ибо рязанцы не поддержали его ранее в битве на Калке. Воротившись домой несолоно хлебавши, богатырь увидел, что опоздал: на месте родного города лежали чадящие руины. Впав в жуткую ярость, воевода погнался за монголами, не считаясь с драматическим неравенством сил. Догнав противника в Суздальской земле, он с отрядом в 1700 человек внезапно напал на арьергард ордынцев и полностью его истребил.

Осознав, что в тылу творится неладное, хан велел своему шурину Хостоврулу решить проблему. По преданию, тот хвастливо пообещал привести русского героя живым, но сложил голову в поединке с обозлённым витязем.

Легенды также гласят, что хан пытался сманить доблестного Евпатия на свою сторону. В такой ход событий можно поверить: Чингизиды всегда старались пополнять свои тумены лучшими воинами покорённых народов. Однако не вышло. Неистовый Коловрат и его соратники предпочли погибнуть со славой, забрав с собой на тот свет побольше ворогов. Говорили, боярин погиб не от меча, а был убит из камнемётных орудий, которые татары решили применить, чтобы минимизировать урон от охваченных священным боевым безумием русичей.

Летописцы утверждают: хан был так впечатлён отвагой рязанского боярина, что приказал отпустить уцелевших дружинников, отдав им тело их начальника. В некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» говорится о торжественных похоронах Евпатия Коловрата 11 января 1238 года.

Подвиг Евпатия Коловрата, изложение напишите

Много лет монголо-татарское иго совершала бесчинства на русской земле. Но несмотря на всю их силу, ни одно российское государство добровольно не покорилось воле монголо-татар, везде врага ждал отпор. Никто не ушёл в добровольное рабство. Имена многих героев, отстаивавших честь русской земли, вошли в историю, одним из них был Евпатий Коловрат. В 1237 году войско Батыя приблизилось в Рязанской земле. Во время переговоров был убит сын Рязанского князя, а жена убитого, чтобы не попасть в руки врага сама скинулась с башни и разбилась. Жители Рязани и других ближайших княжеств вступили в схватку с врагом в поле неподалёку от Рязани, несмотря на то, что численность вражеского войска была намного больше. В жестокой схватке погибли все князья и воеводы, войско монголо-татар одержало победу и двинулось в город. Хан Батый не жалел ни женщин, ни детей, всех посекли мечами, сожгли или утопили в реке.

Узнав о трагедии Евпатий Коловрат со своим войском двинулся на родную землю и застал весь город сожжённый и людей убитых. Решил Коловрат тогда во что бы то ни стало отомстить монголо-татарам за разорение Рязанской земли и собрал небольшое войско. Со своей дружиною Евпатий Коловрат пустился в погоню за ханом Батыем и его войском. Монголо-татарское войско удалось догнать под Суздолью, и тут же воины бросились рубить всех подряд. Враги не ожидали, что на них нападут со стороны покорённого города, им показалось, что это сами убитые восстали, чтобы отомстить за свою смерть. Коловрат многих сильных воинов убил и к нему был послан шурин Батыя Хостоврул, который сказал, что сможет взять Евпатия в плен и привести его к хану.

В битве один на один Коловрат рассёк посланца Хостоврула пополам и стал бить татарское войско ещё сильнее. Враги испугались и стали забрасывать Коловрата и всё его войско камнями. Многочисленные камнемёты всё же погубили Евпатия и тело его принесли к Батыю. Хан сказал над мёртвым Коловратом, что он со своим маленьким войском хорошо попотчевал Батыя и если бы в его дружине был такой воин, то держал бы он его возле самого сердца. Тело Коловрата хан приказал отдать оставшимся в живых русским воинам и отпустить их, не причиняя никакого вреда. Похороны великого героя Евпатия Коловрата прошли в Рязани в 1238 году. Память о Коловрате и его подвиге вошла в историю и передавалась из поколения в поколение. История эта обошла все города и сёла земли русской.

Характеристика Евпатия Коловрата

Школьное сочинение на тему «Защита родной земли».

В 1237 году неожиданно на землю Русскую напал хан Батый. Черной тучей, круша все на своем пути, направилось несметное войско на Рязанскую землю. Запылали города, потекли реки русской крови. Взяли враги Рязань и «не оставили в граде ни одного живого, все равно умерли и единую чашу смертную пили. Не было там ни стона, ни плача, ни отца и матери чада, или чада отца и матери, ни брата о брате, ни ближнего рода и все вместе мертвые лежали ». Казалось бы, всех должна была запугать дикая орда. Однако этого не случилось. Более двухсот лет русский народ мужественно сражался за свою свободу и одолел-таки врага. «В« Повести о Евпатие Коловрате », являющейся составной частью «Повести о разрушении Рязани Батыем», и рассказывается о первых битвах русских с татаро-монгольскими завоевателями. Особую симпатию вызывает могучий богатырь Евпатий Коловрат. Повесть рассказывает о великой любви Евпатия Коловрата к родной земле и народу. С большой силой эта любовь проявляется в поступках и призывах героя.

Услышав о «приходе зловредного царя Батыя», он, ни минуты не медля, идет с небольшой дружиной в Рязань. Увидев разоренный город и трупы замученных людей, «закричал Евпатий в горести души своей». Любовь к родине объясняет непримиримую ненависть ко всем тем, кто с оружием приходит на Русскую землю. В картине неравного боя ярко показана эта святая ненависть. Коловрат с дружиной «сбросил все полки татарские», он «бил их нещадно». А когда мечи русских притупились, то они «принимали татарские мечи и секли их нещадно». Горячее желание защитить родной народ, свою землю от поругания и издевательства рождает в сердце воина безграничную храбрость.

Евпатий так храбро сражается с татарами, что «и самому царю страшно стало». Увидев богатыря, войско татарское «испугалось». Мурзы и князья вынуждены были признать, что «таких молодцов… не видели… ибо это люди крылатые и не знают смерти, так крепко и мужественно сражались, одни с тысячей, а два с тьмою». Сам хан Батый удивился мужеству Коловрата и сказал: «Если бы у меня такой служил, держал бы его против сердца своего». Гордость за свой народ поддерживает чувство собственного человеческого достоинства у Евпатия. Когда Батый напал на Рязань, Коловрат был в Чернигове. Он мог бы покориться и этим сохранить себе жизнь. Но Коловрат избрал другой путь. Изнемогая от ран, воины полка Евпатия не пресмыкаются перед ханом, а с достоинством иронично отвечают ему, что они посланы «сильного царя почтить и честно проводить и честь отдать». Эти слова мог бы повторить и сам Евпатий.

Автор наделяет своего героя необычной физической силой: «Евпатий рассек Хостоврула пополам до седла». Татары не могут победить Коловрата. И только тогда, когда они «начали бить по нему из сточисельных пороков», убили его. В образе Евпатия отразилось представление народа о том, каким должен быть защитник родной земли. Любовь к родине – основная черта героя. Она рождает и объясняет все другие качества богатыря: и непримиримость к врагам и беззаветную отвагу, и гордость. От любви к родине вырастают крылья. Тот, кто погиб за родину, никогда не будет забыт. Он бессмертен.

Понравилось сочинение » Характеристика Евпатия Коловрата, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Примеры сочинений по зарубежной литературе 7 класс

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история. Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно сочинение подвигу Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик Николай Языков, в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые…».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Евпатий Коловрат и христианство

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков.

То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

Видео

Времена трагических событий нашествия монголо-татар явили немало примеров мужества и самоотверженности наших предков. Монголо-татарское иго безчинствовало на русской земле. Но, несмотря на силу и жестокость врага, никто не собирался без боя покоряться могущественным завоевателям. Во всех русских княжествах отвечали решительным отказом на предложение признать рабскую зависимость от монголов. Немеркнущей славой овеяны подвиги рязанского богатыря Евпатия Коловрата, защитников Козельска и Киева и многих других известных и безвестных героев той далекой эпохи.

В конце 1237 года полчища Батыя подступили к границам Рязанской земли. Прибывшие на Русь послы требовали покориться монгольскому хану. Завоеватели имели подавляющий численный перевес. Согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», рязанский князь Юрий Ингваревич направил к Батыю для переговоров своего сына Федора. Монголы нарочно предъявили неприемлемые условия, и, получив от Федора Юрьевича отказ, убили молодого князя. А вскоре погибла и жена его, Евпраксия: монголы собирались доставить ее к своему хану, и княгиня, чтобы не попасть в руки врагов, бросилась с высокой башни и разбилась насмерть. Тогда рязанские, пронские, Муромские князья решили не покоряться врагу, и, несмотря на огромное численное превосходство врага, смело вступили с ним в бой. Со своими войсками они встретили полчища монголов «в поле». Повесть рассказывает нам о битве за Рязань: «И была сеча зла и ужасна… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами… И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убиты были… многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство…- все равно умерли и единую чашу смерти испили. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые… А в шестой день спозаранку пошли поганые на город – одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами – и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали – во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили…и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую и богатство рязанское… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего – ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые…»

Узнав о разорении Рязани Батыем, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся домой в Рязань. «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты…», «…государей убитых и множество народу погибшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены». И воскричал тогда Евпатий что было мощи в горести души своей.

Жажда праведного возмездия одолевает Евпатия. Он хочет любой ценой наверстать татарские полки и вступить с ними в бой, хотя и понимает, что его ждет участь всех павших при обороне города Рязанцев. Тогда Евпатий «собрал небольшую дружину – тысячу семьсот человек, соблюденных (спасенных) Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости…»

Ордынцы несли большие потери. Не ожидавшие удара со стороны опустошенной ими Рязанской земли, они пришли в ужас. «Казалось, это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя». Батый решается выслать против Коловрата своего шурина – богатыря Хостоврула. Тот самоуверенно хвастался, что пленит и приведет рязанского воеводу живым. Вот в ходе сражения русский и монгольский богатыри съехались биться один на один, и Коловрат рассек Хостоврула пополам, до седла. «И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил».

Существует предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия – «Что вы хотите?» И получил ответ: «Умереть!» «И возбоялись тогда татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных пороков (камнеметов), и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями военачальниками, и стали дивиться храбрости и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются – один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся в живых людям из его дружины, которых пленили на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им». 11 января 1238 года состоялись торжественные его похороны в Рязанском соборе. Память об этом герое и его подвиге жила в историческом сознании народа. «И повесть о богатыре по городам шла и по селам – по всей нашей святой земле».

По книге «Воинские повести Древней Руси», «Лениздат», 1985 г.

Автор: InfoVoin

26 января 2021 10:11

Метки: Россия  история  пресса  

1814

4

Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении Рязани Батыем». Данная повесть сохранилась в списках, самые старые из которых датируются концом XVI века. При этом в трех древнейших списках были отражены три разновидности данного текста согласно классификации академика Дмитрия Лихачева.

Рязань в опасности

В 1237 году бесчисленные монгольские войска хана Батыя напали на российские территории. Первой жертвой на пути неприятеля стало Рязанское княжество, расположенное в юго–восточной части страны и граничащее с уже захваченными землями. Юрий Ингваревич – рязанский князь — обратился за помощью к главам соседних княжеств с просьбой о помощи в противостоянии врагу, требующему беспрекословного покорения хану Батыю. Не осмелились помочь соседи из опасений самим оказаться беспомощными перед монгольскими войсками.

сказание о евпатии коловрате

Наедине с врагом

Сначала рязанский князь хотел договориться мирным путем, поэтому на переговоры с монгольским предводителем отправил сына Федора. Предъявленные врагом непосильные требования не были приняты молодым принцем, за что последний был безжалостно убит. Следом, сбросившись с высокой башни, погибла его супруга Евпраксия, которую монголы собирались доставить Батыю.

Рязанские воины, потерпев неудачу в примирении с Батыем и не получив помощи от соседей, сами вышли на бой, ужасный и проигрышный. На одного русского приходилась тысяча монголов, на двоих – десять тысяч. В этом кровавом сражении, произошедшем 16 декабря 1237 года, монгольская орда одержала победу и вплотную подошла к Рязани.

коловрат евпатий

Пять дней иноземцы атаковали город, защитники которого не имели ни минуты отдыха. На шестой день монголы ворвались в крепость. Рязань подверглась страшнейшему жестокому разгрому, погибло очень большое число жителей города – враг не жалел ни старого, ни малого. Опустошив и соседние города земли Рязанской, Батый пошел дальше – завоевывать новые земли.

Вопросы и ответы к «Повести о разорении Рязани Батыем»

Каким чувством проникнуто повествование?

Повествование проникнуто чувством боли за родную землю и беды, которая на нее обрушилась. Оно показывает глубокое уважение к людям, сражавшимся и погибшим, защищая отечество.

Какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина? Какие художественные средства помогают передать их доблесть и отвагу?

Евпатий Коловрат и его дружина изображены как мужественные воины, вставшие на защиту родной земли. Они нагоняют войско Батыя и самоотверженно сражаются. Даже раненые русские воины, приведенные к Батыю, отвечают ему: «Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую», т. е. утверждают веру в свою победу. Есть в этом описании и метафора. «Чаши кровавого вина» наливают друг другу воины сражающихся войск. Описание самого сражения насыщено гиперболами, показывающими напряжение схватки. Ведь «крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею и два тьмою». Напомним, что тьма — это десять тысяч.

Многие исследователи видят сходство повествования о подвиге Евпатия Коловрата с русскими былинами о борьбе народного богатыря с захватчиками Русской земли. Сравните рассказ о подвиге Евпатия Коловрата с фрагментом из былины о бое Ильи Муромца с Калином-царем. И спустился он с горы высокии,И подъехал он к богатырям ко святорусским -Их двенадцать-то богатырей, Илья тринадцатый,И приехали они ко силушке татарскоей,Припустили коней богатырскиих,Стали бить-то силушку татарскую.Притоптали тут всю силушку великую…

И былина, и повесть говорят о великой битве и о том, как нелегко далась победа русскому войску. Таким кровопролитным было сражение, что погиб от тяжких ран сам Евпатий Коловрат, а его подвиги вызвали уважение у самого Батыя и его приспешников.

Найдите в тексте повести фольклорные элементы: анафору (одинаковое начало строки), гиперболу (преувеличение).

Одинаковое начало строки используется во всем тексте «Повести…». Назовем хотя бы самые первые предложения: «И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустевшую… И помчался во град Рязань…» И так строятся все последующие предложения: «И велел царь Батый отпустить их…» Так анафора используется в тексте повести. Об использовании гиперболы см. ответ на вопрос 2.

Напишите домашнее сочинение на одну из выбранных тем: «Подвиг Евпатия Коловрата», «Евпатий Коловрат и былинный богатырь Илья Муромец».

Сочинение о героическом подвиге может быть написано целиком, но можно, по заданию учителя, написать план этого сочинения, а подробно ответить только на один из пунктов плана (см. один из вариантов).

Евпатий Коловрат и Илья Муромец

План

Введение: герои фольклора и древнерусской литературы. Илья Муромец и его воинские победы. Евпатий Коловрат на поле боя. Описание подвигов героев в фольклоре и литературе. Заключение: герои фольклора и древней литературы в нашем восприятии.

Подвиг Евпатия Коловрата

На момент разгрома Коловрат находился в соседней Черниговской земле, где вел переговоры о предоставлении помощи рязанцам. Получив известие о взятии своей земли и смерти Юрия Ингваревича и осознав дальнейшую бессмысленность своего пребывания на Черниговщине, Коловрат Евпатий решил вернуться назад. Нужно было воспрепятствовать врагу любыми силами и защитить еще не захваченные земли.

Вернувшись на пепелище Рязани и увидев страшную картину, полную ужаса и скорби, Коловрат Евпатий собрал уцелевших земляков (около 1700 человек), с которыми догнал врага уже на Суздальских землях.

Для монголов столь внезапное нападение было неожиданным: им казалось, что мертвые восстали из–под земли с целью отомстить за себя.

подвиг евпатия коловрата

Евпатий Коловрат – перунов солдат или воин Христа?

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани

Характерной особенностью неоязыческой пропаганды является стремление записать в ряды своих приверженцев известных исторических деятелей, живших после Крещения Руси. Совсем нелепо выглядит, когда такого рода попытки предпринимаются в отношении преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, но не искушенный историческими знаниями обыватель вполне может поверить, например, неоязыческому мифу о «перуновом солдате Евпатии Коловрате».

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре фэнтези и альтернативной истории. Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие:

  • имени Евпатий нет в христианских святцах;
  • «коловрат» – это разновидность языческой свастики;
  • отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны исключительно для язычников.

На самом деле Евпатий (в аутентичных литературных источниках пишется следующим образом: «Еупатий») – это видоизмененное греческое имя Ипатий (в литературных источниках пишется как «Иупатий»). В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании:

«И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Используемая ныне язычниками восьмилучевая свастика, именуемая «коловратом», на самом деле является авторским рисунком польского художника Станислава Якубовского, который опубликовал его в 1923 году.

«Коловрат» впервые появился в 1923 году – на рисунках польского художника Станислава Якубовского

В 90-е годы XX века неоязыческие газеты в большом количестве тиражировали статьи с рисунками разного вида свастик с названиями и описаниями каждой. Названия вроде «громовик», «светокруг», «коловрат» и т.п. были просто плодами фантазии авторов данных статей, ссылки на какие-либо научные исторические исследования не приводились. В этих статьях свастика называлась исконным славянским символом, хотя это утверждение ошибочно: разновидности свастик известны во многих культурах. Они используются и в христианской Церкви; в частности, книга «Как выбрать нательный крест» (М.: Трифонов Печенгский монастырь; Ковчег, 2002) приводит следующую информацию:

«Крест гамматический (свастика). “Гамматическим” этот крест называется потому, что состоит из греческой буквы “гамма”. Уже первые христиане в римских катакомбах изображали гамматический крест. В Византии эта форма часто употреблялась для украшения Евангелий, церковной утвари, храмов, вышивалась на облачениях византийских святителей. В IX веке по заказу императрицы Феодоры было изготовлено Евангелие, украшенное золотым орнаментом из гамматических крестов.

В книге “Матенадаран” изображен четвероконечный крест в окружении двенадцати гамматических крестов. И на Руси издавна употреблялась форма этого креста. Он изображен на многих церковных предметах домонгольского периода, в виде мозаики под куполом собора Святой Софии Киевской, в орнаменте дверей Нижегородского кафедрального собора. Гамматические кресты вышиты на фелони московского храма Николы, что в Пыжах».

Почему же Евпатия именуют Коловратом? На этот счет есть несколько версий. Данное слово состоит из двух смысловых частей: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Возможно, поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Есть также версия, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами, когда воин быстро вращает их, поражая противников с разных сторон. И в том и в ином случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен христианину, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. К примеру, в битве с врагами погиб святой Олаф Норвежский.

Следуя заповеди о самоотверженной любви, христианские воины ценою своей жизни спасали соратников

Словом, Православию всегда был чужд пацифизм, под которым, как правило, скрывается трусость. Именно поэтому слова из Послания святителя Афанасия Великого: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах», – были утверждены как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах.

Кроме того, из истории мы знаем немало примеров, когда православные архиереи были не только духовными пастырями, но и руководителями национально-освободительных движений, как это было, например, в княжестве Феодоро, Черногории и на Кипре.

Святитель Николай Сербский отрезвлял говоривших о слабости христианства следующим образом:

«Вы обманули сами себя, и вас обманули. Обманули вас те, которые представили вам Христа как слабака и слюнтяя. Читая Евангелие о милости Христа и о Его любви, они пропустили его грозные слова об этом страшном Камне – Который есть Он Сам, – а от этих слов стынет кровь в жилах. Кто нападет на Христа, тот разобьется, а на кого Он нападет, того раздавит. Он угрожает карой за неверность в любви и презрение к милости. Он есть огонь, который греет, но может и сжечь»[1].

На наш взгляд, не согласиться с этим просто невозможно.

 «Герои земли Рязанской»

эссе

«Рязанский богатырь»

        Работу выполнила

        ученица 11Б класса

        Рюмина Светлана

        преподаватель

        Руднева М.Г

г.Рязань, 2017

Рязанский богатырь

Мы редко думаем о тех, кто жил раньше до нас. О тех, кто ходил по той же земле, кто дышал тем же воздухом, смотрел на то же небо. И тем более мы редко думаем о тех, кто много веков назад своей грудью защищал родную землю от врагов. О героях…

Во все времена славилась Россия своими защитниками. А Рязанская земля породила много людей, смелых, отважных, заслуживающих звание героя по праву. Среди них Евпатий Коловрат.

Смелых и удачливых в бою ратников исстари называли богатырями. Богатырями-защитниками земли русской. Жил такой богатырь и в Рязани. Рожденный на Рязанской земле, воспитанный в духе истинного патриотизма, он нисколько не думал перед тем, как прийти на помощь своим братьям во время нашествия Батыя. Но к его приходу Рязань была разорена. Тогда он собрал оставшихся воинов и бросился в погоню за врагом. Нагнав потерявшую бдительность орду, дружинники Коловрата, словно былинные богатыри, мужественно вступили в бой с несметным числом захватчиков. И бил их Евпатий нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Велик был подвиг Евпатия Коловрата.

        «За мною, други! Нам звенят

        Бессмертья гусли золотые!»

        …Святую ярость Коловрат

        Являет в логове Батыя.

        Кричат ордынские князья:

        «Из мёртвых русские восстали!»

        От блеска харалужной стали

        На белы свет взглянуть нельзя,

        Враги хрипят, в крови скользя,

        И, тьму поганую разя,

Мечи кружились и взлетали…

                                (С.Н. Марков, известный писатель и учёный)

Евпатий бился, как истинный герой. Долго не могли сокрушить его отряды монголов. В подтверждение его героизма  Батый признался, что держал бы у сердца такого славного воина. Это ли не лучшее подтверждение –признание силы врагом? В знак своего почтения хан отпустил оставшихся в живых дружинников с теломКоловрата.

В наше время ЕвпатийКоловрат является своеобразным символом Рязани, её покровителем. Чтобы помнить ратный подвиг своего земляка, в Рязани на Почтовой площади и в деревне Фролово, родине богатыря, стоят памятники. Постамент в Рязани – один из значимых в регионе. Боярин, воевода, герой рязанских народных сказаний гордо возвышается на красном пьедестале, символизирующем обагрённую кровью Рязанскую землю.

«Это крылатые люди, не знающие смерти, бьются  — один с тысячью, а два – с тьмою…»

Мой земляк, рязанский богатырь – символ силы русского духа, мужества, храбрости  и преданности родной земле Рязанской.

Героизм… Он проявляется в самые сложные моменты жизни, в самое тяжёлое для страны время. Герои вдохновляют, воодушевляют людей. Они не дают забыть о главном — о ценностях жизни. Евпатий Коловрат своим примером показал силу и мощь русского духа, нашу верность родной Рязанской земле и Родине. Он является тем человеком, за которого испытываешь чувство гордости за свой город Рязань.Он был великим героем для своих современников!

Евпатий Коловрат является настоящим героем и для меня!

  • Евпатий коловрат рассказ краткий
  • Евпатий коловрат краткое сочинение
  • Евпатий коловрат и былинный богатырь илья муромец сочинение
  • Евляется или является как пишется правильно
  • Евлампий бесподобный страшная сказка не для золушки читать