Известный во всем мире художник Евгений (Йосиф) Ларионов рисует для детей и взрослых. Его персонажи зачастую одновременно смешные и задумчивые, каверзные и печальные, философски настроенные и склонные шалостям. Именно эта особенность картин Ларионова, помимо их красочности и привлекательности, является особенно важной для использования их в качестве ассоциативных карт — проективный компонент такой карты значительно усиливается, и психологи, работающие с этими картами, получают большой объем информации об эмоциональном состоянии клиента, его желаниях, стремлениях и конфликтах.
Многогранный талант, художественный профессионализм и психологическое образование Евгения Ларионова помогают ему создавать яркие, сочные, чрезвычайно выразительные и вызывающие сильный эмоциональный отклик образы.
Структура колоды: колода включает 60 карт, условно отнесенных к четырем категориям. Границы категорий гибкие, и вы можете перемещать карты из категории в категорию по своему усмотрению. Категории обозначены различными цветами рубашки карт.
Фиолетовая рубашка обозначает категорию «Герои». Это существа, вокруг которых строится повествование. Кроме того, встреченные Главным Героем в перипетиях сюжета Друзья, Враги и всякого рода Другие Существа тоже могут браться отсюда. Помните, что карту не обязательно воспринимать буквально. Если вы вытянули, скажем, карту с изображением кота, не обязательно именно Кот должен быть главным героем вашей истории. Им может оказаться Хозяин кота или Собака, всю жизнь любившая котов, или наоборот, объявившая котам войну, или Тигр, как Мега-кот, или Мышь, котов боящаяся (и тогда сказка может быть посвящена войне со страхами, например).
Синяя рубашка обозначает категорию «Антураж Героя». Антураж — это его происхождение, аксессуары, которыми Герой владеет, артефакты и волшебные предметы, подаренные ему другими героями, найденные, завоеванные, отобранные, и прочее героево имущество. Выбирая карту Антуража для встраивания в сюжет, можно связать имеющиеся на карте указания на происхождение и имущество Героя с предыдущим уже действующим Героем, а можно ввести в ткань повествования нового Героя, обладающего имеющимися на карте аксессуарами.
Зеленая рубашка покрывает карты категории «Действия». На этих картах герои совершают некоторые поступки, и эти поступки вплетаются в сюжет.
Четвертая категория, с красно-оранжевой рубашкой, это «Взаимодействия». На каждой карте Взаимодействия минимум два участника, которые каким-то образом действуют по отношению друг к другу и как-то друг к другу относятся.
При работе с картами перечисленных категорий мы задаем вопросы:
- Карта Героя: каковы его сильные и слабые стороны (достоинства, недостатки, умения, неумения)? Что он любит и не любит? Какой у него характер? К чему он стремится, какова его цель, миссия?
Для введения в рассказ новых Героев мы используем фразы-связки, например: «а в этом месте жил…», «и тут появился хозяин кота…», «в драку вмешался колдун…»
- Карта Антуража: выбираем предмет на карте и спрашиваем — каково его назначение, особенности использования, происхождение (откуда взялся предмет? Кто его сделал? Кто его дал герою/ оставил/ потерял/ проиграл)?
- Карта Действия: что делает Герой? Чем вызваны его действия? Ради чего он действует, чего хочет добиться, каков будет результат его действий?
- Карта Взаимоотношений: что происходит? Какова причина происходящего? Кто вмешался в происходящее? Кто может помочь? Что будет дальше?
Колода находит применение в работе психологов, педагогов, логопедов, может использоваться родителями для игр с детьми, а также самими детьми без участия взрослых.
Области применения
— Дети и родители: игра, совместный досуг, развлечение.
— Педагоги: развитие речи у детей.
— Психологи: проективная психодиагностика, групповая, парная и индивидуальная психокоррекция, тренинги общения, тренинги креативности, тренинги командообразования.
- Главная
-
Интернет-магазин
-
Архив
- Ёжкины сказки. Метафорические карты
Ёжкины сказки. Метафорические карты
Издательство: | Институт Проективных Карт |
Тип обложки: |
Коробка картонная |
Размер: | 93×93 x52 мм |
Вес: | 185 г |
1900 P
- Описание
- Отрывок
Колода «Ёжкины сказки» — член обширной семьи проективных карт. Она создана специально для работы с детьми, подростками и теми из взрослых, кому по нраву возможность погрузиться в мир детства, фантазий, творчества и рассказывания историй. Известный во всем мире художник Евгений
(Иосиф) Ларионов рисует для детей и взрослых. Его персонажи зачастую одновременно смешные и задумчивые, каверзные и печальные, философски настроенные и склонные шалостям. Именно эта особенность картин Ларионова, помимо их красочности и привлекательности, является особенно важной — проективный компонент такой карты значительно усиливается, и психологи, работающие с этими картами, получают большой объем информации об эмоциональном состоянии клиента, его желаниях, стремлениях и конфликтах. Многогранный талант, художественный профессионализм и психологическое образование Евгения Ларионова помогают ему создавать яркие, сочные, чрезвычайно выразительные и вызывающие сильный эмоциональный отклик образы.
Колода включает 60 карт, условно отнесенных к 4 категориям. Границы категорий гибкие, и вы можете перемещать карты из категории в категорию по своему усмотрению. Категории обозначены различными цветами рубашки карт.
«Ёжкины сказки» для психологов:
Вы можете использовать колоду «Ёжкины сказки» в качестве стимульного материала для проективной психодиагностики. Используя принципы проективной диагностики (например, методики работы с Тематическим Апперцептивным Тестом), попросите ребенка (клиента) составить сперва рассказы по нескольким картинкам категорий «Действия» и «Взаимодействия» -один рассказ на одну карту, а потом составить рассказ по нескольким картам из разных категорий, связав их друг с другом. Как уже писалось выше, внешность героев, изображенных на карте, неоднозначна: с точки зрения психолога-автора колоды, здесь нет заведомо отрицательных или категорически положительных героев. Это обстоятельство создает особенно благоприятную почву для проекций.
В составлении рассказа по одной карте рассмотрите следующие вопросы:
- действующие лица — кто они, какие они?
- что происходит на картинке в данный момент?
- что привело к данной ситуации (что было раньше, до нее)?
- чем все закончится (что будет потом)?
- что чувствуют, о чем переживают герои на картинке?
- о чем каждый из них думает?
При составлении рассказа по нескольким (от трех до шести) картам эти вопросы либо задаются применительно к каждой карте, либо распределяются по картам в соответствии с их содержанием (то есть, мы не спрашиваем, что происходит на картинке из категории «Герои», поскольку там заведомо ничего не происходит, эти картинки просто знакомят нас с участниками повествования, однако если по собственной инициативе ребенок (клиент) начинает рассказывать о том, что Герой делает — мы внимательно относимся к его словам.
Текущая страница: 3 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Карты издательства «Институт Проективных Карт». (Украина)
Колода «Ёжкины сказки»
(художник Евгений Ларионов)
Это повествовательная колода для сказкотерапии, сочинения историй. Она создана специально для работы с детьми, подростками и теми из взрослых, кому по нраву возможность погрузиться в мир детства, фантазий, творчества и рассказывания историй. Ее персонажи зачастую одновременно смешные и задумчивые, каверзные и печальные, философски настроенные и склонные к шалостям. Структура колоды: 60 карт, условно отнесенных к четырем категориям (они обозначены различными цветами рубашки карт). Границы категорий гибкие, вы можете перемещать карты из одной категории в другую по своему усмотрению.
Фиолетовая рубашка обозначает категорию «Герои». Это существа, вокруг которых строится повествование. Кроме того, встреченные Главным Героем в перипетиях сюжета Друзья, Враги и всякого рода Другие Существа тоже могут браться отсюда. Помните, что карту не обязательно воспринимать буквально. Если вы вытянули, скажем, карту с изображением кота, не обязательно именно Кот должен быть главным героем вашей истории. Им может оказаться Хозяин кота или Собака, всю жизнь любившая котов или, наоборот, объявившая котам войну, или Тигр, как Мега-кот, или Мышь, котов боящаяся (и тогда сказка может быть посвящена войне со страхами, например).
Синяя рубашка обозначает категорию «Антураж Героя». Антураж – это его происхождение, аксессуары, которыми Герой владеет, волшебные предметы, подаренные ему другими героями, найденные, завоеванные, отобранные, и прочее Героево имущество. Выбирая карту Антуража для встраивания в сюжет, можно связать имеющиеся на карте указания на происхождение и имущество Героя с предыдущим уже действующим Героем, а можно ввести в ткань повествования нового Героя, обладающего имеющимися на карте аксессуарами.
Зеленая рубашка у карт категории «Действия». На этих картах герои совершают некоторые поступки, и эти поступки вплетаются в сюжет.
Красно-оранжевая рубашка принадлежит категории «Взаимодействия». На каждой карте этой категории минимум два участника, которые каким-то образом действуют по отношению друг к другу и как-то друг к другу относятся.
При работе с картами перечисленных категорий задаем вопросы:
• Карта Героя – каковы его сильные и слабые стороны (достоинства, недостатки, умения, неумения)? Что он любит и не любит? Какой у него характер? К чему он стремится, какова его цель, миссия? (Для введения в рассказ новых Героев мы используем фразы-связки, например: «А в этом месте жил…», «И тут появился хозяин кота…», «В драку вмешался колдун…»).
• Карта Антуража – выбираем предмет на карте и спрашиваем: каково его назначение, особенности использования, происхождение (откуда взялся предмет? Кто его сделал? Кто его дал Герою/ оставил/ потерял/ проиграл)?
• Карта Действий – что делает Герой? Чем вызваны его действия? Ради чего он действует, чего хочет добиться, каков будет результат его действий?
• Карта Взаимодействий – что происходит? Какова причина происходящего? Кто вмешался в происходящее? Кто может помочь? Что будет дальше?
Пример использования. «Вытащите карту из категории «Взаимодействия». Кто тут вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит на карте? Где это происходит в вашей жизни? Если на карте изображены животные, кого или что символизируют эти животные? (Это могут быть, среди прочего, черты характера – желаемые или отвергаемые, особенности поведения, стремления, ресурсы, навыки и умения)».
Колода «Семейный альбом»
«Семейный альбом» включает 50 портретов детей, юношей и девушек, молодых, зрелых и старых людей (фотографии в обработке Евы Морозовской). Это галерея портретов моих близких: членов семьи, друзей, соседей, людей, оказавших влияние на мою семью. Здесь можно найти портреты детей, с которыми играют мои дочери, и умудренных жизнью мужчин, с которыми дискутирует мой отец, и даже местечкового раввина, который во время Второй мировой войны помогал выжить евреям (среди которых была и моя бабушка) в гетто. Разумеется, в колоде найдутся и портреты самих дочерей, отца и бабушек, а также мамы и братьев, дедушек и племянников, невестки и подруг детства, мужа и людей, оказавших большое влияние на становление моей личности.
Все люди, изображенные на портретах, не просто реально существуют, они еще и связаны соприкосновением с моей судьбой. Я уверена, что их живые, выразительные лица вызовут у вас отклик и проассоциируются с важными для вас людьми. Разнообразие портретов: разные возраст и чувства, разные взгляды на мир и на себя, – поможет вам подобрать подходящую карту на каждое собственное или чужое эмоциональное состояние, независимо от того, будете вы рассматривать и представлять собственную личность или окружающих людей.
В работе психотерапевтов и психологов карты могут использоваться для визуализации пространства семейных и прочих отношений клиента, проявления его Я-состояний Родителя, Взрослого и Ребенка, изучения его самоотношения в разных возрастах, проработки кризисов в отношениях вплоть до работы с утратой.
В частной жизни любой желающий может использовать колоду «Семейный альбом» для исследования происходящего в его личных, партнерских, интимных, дружеских или семейных отношениях с партнерами по отношениям или членами семьи. Также колоду можно использовать для работы с собой: для выведения на сознательный уровень внутренних конфликтов и поиска их решения, осознания своего глубинного отношения к разным людям и феноменам, для усиления мотивации и работы с эмоциями.
Выбирая карты, не опирайтесь на внешнее сходство: ищите выражение лица, эмоцию, одинаковое сообщение, посылаемое миру. Пол, раса и возраст изображенного человека не имеют значения при выборе.
Колода «Фейсбук»
(художник Екатерина Казарина)
Колода-близнец «Семейного альбома». Структура колоды аналогичная: 50 портретов мужчин и женщин, юношей и девушек, стариков и детей. Отличия от предыдущей колоды – в содержательном наборе лиц и технике исполнения: колода «Семейный альбом» – обработанные фотографии, а «Фейсбук» – портреты акварелью. Лица не повторяются. Таким образом, полноценно работать можно с любой колодой. Но истинное богатство лиц на любой случай и вкус есть у того, кто использует их обе: в 100 портретах можно найти всех своих родственников в нескольких поколениях.
Еще одно отличие заключается в большем национально-расовом разнообразии лиц в колоде «Фейсбук» и увеличенным по сравнению с «Семейным альбомом» количеством профессиональных и иных атрибутов у людей на портретах.
Инструкция к колоде «Фейсбук» полностью аналогична инструкции к колоде «Семейный альбом».
Пример использования. «Выберите из колоды три карты, отображающие, по вашему мнению, три ваших Я-состояния: выродитель, вы-ребенок, вы-взрослый. Прокомментируйте свой выбор. Сравните общие и отличающиеся черты этих портретов. Добавьте к выбранным картам новые портреты, которые представят ваших собственных детей, по карте на каждого ребенка. Сравните сходство и различия портретов внутреннего ребенка и ваших детей. Выразите свое эмоциональное отношение».
Колода «Хасидская мудрость»
(группа художников)
48 больших карт, с одной стороны картины, с другой – цитаты из книг прославленного на весь мир украинского мудреца Нахмана из Умани, касающиеся духовной жизни человека, связи обыденного и возвышенного, личностного роста, отношений между людьми. Эти слова не оставляют равнодушными людей любой культуры и воспитания, как верующих, так и нет, проникая в самое сердце, создавая ощущение поддержки и света в душе. Карты «Хасидская мудрость» способствуют самопознанию человека, улучшению его связи со своим внутренним источником мудрости. Эти карты развивают чувствительность к посланиям собственной интуиции, способность слышать внутренний голос, получать поддержку от самого себя, чувствовать уверенность при принятии решений, улучшают настроение и способствуют развитию чувства комфорта и безопасности.
Пример использования. «Представьте себе, что вам выпала возможность обратиться к великому мудрецу. Да не к какому-нибудь мифическому Мерлину, древнему Гилелю или таинственному Авиценне, а к духовному лидеру, вдохновившему миллионы людей, да к тому же земляку, своему человеку, жившему полной тягот жизнью и, несмотря на это, неизменно радовавшемуся.
Выберите какой-либо вопрос, волнующий вас. Рассмотрите картинку и при помощи приведенных ниже вопросов найдите важный для вас ответ.
– Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам по выбранной вами теме с учетом вашего опыта?
– Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?
– Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого оно символизирует?
– Если на картинке пейзаж – где это место? Чьими глазами видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?
– Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?
– Для чего мне досталась эта карта? Что она хочет мне сказать о моей жизни? Какой урок я должен извлечь?»
Колода «Маленькие радости»
(фотографии Евы Морозовской)
Эта колода создана для работы с эмоциональными состояниями – она посвящена обретению опоры в повседневной жизни, поддержке позитивного взгляда на мир, поиску новых путей к теплым отношениям, телесному комфорту и радости на душе.
Колода состоит из 48 фотографических изображений, на обороте которых записан один из способов ощутить радость и удовольствие. Половина предлагаемых способов относятся к чисто чувственным удовольствиям – визуальным, аудиальным или кинестетическим, другая половина – к ситуациям деятельности человека или его взаимодействий с кем-либо. Соответственно карты делятся на 5 категорий: радости для глаз, радости для ушей, телесные радости, радости действия и радости взаимодействия.
Пример использования. «Вытяните карту и переверните ее. Доставит ли вам удовольствие названное действие? Когда вы в последний раз делали что-то подобное? От чего зависит возможность выполнения этого действия? Можете ли вы его выполнить? Вытяните еще две карты и задайте те же вопросы. А теперь выберите одну карту, действие которой вам больше остальных хочется воплотить в жизнь, и сделайте это. Если действие невозможно, творчески преобразуйте записанное действие в ассоциативно близкое, осуществимое для вас. Опирайтесь на картинку».
Колода «Темная сторона»
(художник Евгений Ларионов)
Эта колода создана для профессиональных психотерапевтов и психологов, работающих с коррекцией состояний тревоги и страха, депрессии, суицидальной угрозы, негативных эмоциональных состояний, с переживанием кризисов и травм.
Структура колоды: 60 карт, отнесенных к двум категориям: 27 карт ситуаций (с серой рубашкой) и 33 карты эмоций (с черной рубашкой).
Ассоциативное представление о том, что такое «Темная сторона», черпается из нескольких источников: это и «Темная сторона Луны» Пинк Флойд, и юнгианское представление об архетипе Тени, и «Темная сторона силы» в «Звездных войнах», и «Темная сторона» мира в «Лабиринтах Ехо» Макса Фрая. Впрочем, именно легендарный альбом Пинк Флойд, «рассказывающий о гнете различных обстоятельств современной жизни на человека… утверждающий, что современная жизнь является путем к безумию и индивид должен вести суровую борьбу за сохранение рассудка» (Википедия), является наиболее концептуально близким родственником нашей колоды.
Предназначение колоды «Темная сторона» – помочь клиенту психолога выразить, сформулировать и конкретизировать свои чувства и переживания. Речь идет об обнаружении, определении, описании психотравмирующей ситуации, о выяснении особенностей ее восприятия и переживания, а также о прояснении относящихся к ситуации обстоятельств. Сама возможность разложить травмирующую ситуацию в картинках и использовать предложенные эмоционально выразительные слова, фразы и отрывки уже способствует уменьшению психологического напряжения клиента. Другим результатом работы с картами будет создание у клиента ощущения, что его приняли и поняли, – карты помогают ему выразить чувства, которые он не был способен высказать словами. Это снижает риск суицидальных попыток. В дальнейшей работе с картами возможно оказать клиенту поддержку и найти ресурсы, которые помогут ему выстоять в сложной жизненной ситуации и преодолеть кризис. Подчеркиваем, что коррекция тяжелых эмоциональных состояний при помощи колоды «Темная сторона» не проводится. В качестве подходящего для целей коррекции стимульного материала рекомендуем колоды «Ёжкины сказки», «Маленькие радости», «Жизнь как чудо».
Пример использования. «Наугад вытащите одну карту из серии ситуаций. Рассмотрите картинку. О чем она? Что это для вас? Вы можете связать доставшуюся вам карту либо с чем-то из собственного опыта, либо с чем-то из чужой жизни, из истории, литературы, кино. Если речь идет о каком-то пережитом вами кризисе, то расскажите, как вам удалось его преодолеть? На какие ресурсы вы опирались тогда? Какие новые ресурсы у вас появились с тех пор? Если это история из чужой жизни (если вообще ничего не напоминает – вообразите, что происходит на карте и чем закончится), то спросите себя, какой урок по преодолению кризиса вы можете извлечь из чужого опыта».
Колода «Быть. Действовать. Обладать»
(художник Екатерина Казарина)
Колода для работы с ценностями. Это 72 карты с изображениями и надписями, представляющими распространенные человеческие ценности. Ценности разделены на три категории: бытие, действие и обладание. В комплект входит книга для работы с этой колодой.
Колода может применяться для самокоучинга, индивидуального и группового коучинга, в психотерапии, обучении, психологическом консультировании. Помимо целей коучинга, личностного роста, развития, принятия решений, целеполагания и планирования, колода может быть использована как игра, для искреннего, глубокого общения в паре, открытого и объединяющего, создающего ощущение подлинной близости. И наконец, как и положено игре, она может предназначаться для развлечения в любой дружественно настроенной компании. В этой игре нет ни победителей, ни побежденных, ни соревнования как такового, ни необходимости скрывать свои истинные чувства и имеющее место положение вещей. Цель игры – лу чше понять себя и дру гого, прояснить свое ви́дение чего-то, выйти на более высокий уровень осознавания, принятия, ответственности. Здесь нет фиксированных значений и толкований карт, как в колоде Таро, – имеет значение только субъективный ассоциативный ряд самого играющего. Разные люди способны обнаружить в одной и той же карте совершенно разные намеки и выстроить вокруг нее непохожие друг на друга картины. Более того, один и тот же человек в разные жизненные периоды и в различных ситуациях по-разному отнесется к одной и той же карте, и его ассоциативно рожденный инсайт будет всякий раз уникальным.
Итак, каждая карта колоды представляет одну из популярных человеческих ценностей при помощи картинки и надписи на обороте. Инсайты начинаются уже на этапе сопоставления образов и слов – иной раз ассоциация между ними весьма нетривиальна, и игроку непросто установить собственную связь между понятием, обозначающим ценность, и картинкой, выбранной для иллюстрации. Неожиданный подбор картинок должен помочь игроку обойти рациональную часть сознания и поднять на поверхность слой глубинных и неосознаваемых эмоций.
Колода разбита на три равные части – по 24 карты каждой категории: ценности бытия, ценности действия и ценности обладания. В первой части собраны карты, помогающие человеку найти ответ на вопрос, каким он хочет быть в этой жизни (ответ обычно формулируется прилагательным). Во второй части колоды собраны карты, отвечающие на вопрос, какие виды деятельности представляют собой ценность для игрока (и обычно описываются глаголом). В третьей части собраны карты, отвечающие на вопрос, чем человек считает важным обладать (а ответ, как правило, сформулирован существительным).
Пример использования. «Вытяните вслепую одну карту. Соотнесите ее с собой – ваша ли это ценность и в какой мере? Переведите ценность обозначенную на карте, из ее категории в две другие категории. Например, вы вытащили карту «обладать любовью». Какую глагольную форму вы, говоря о себе, выберете для категории «действовать»? Любить? Принимать любовь? Переживать любовь? Какое прилагательное вы выберете, применительно к себе, для категории «быть»? Любимым? Любящим? Любвеобильным?»
Колода «42»
(художник Берта Моризо)
В колоду входят 96 карт с картинами и надписями, распределенные в соответствии с «моделью баланса» корифея позитивной психотерапии Носсрата Пезешкиана на четыре категории: тело и здоровье, отношения, деятельность, личностный рост. Каждая из карт отвечает на вопрос «Что делать?». Вам нужен ответ? Вытяните карту из колоды «42»!
42 – это, как известно из книги «Автостопом по Галактике», универсальный ответ на Главный вопрос Жизни, Вселенной и Всего Остального. Автор колоды улыбается нам, показывая, что к таким серьезным вещам, как личностный рост, коучинг, психотерапия, работа над собой и поиск ответов на вечные вопросы, можно и даже нужно относиться с долей юмора.
Положим, вы уже работали с картами «Быть. Действовать. Обладать», «Семейный альбом» и «Маленькие радости» и в процессе этой работы выявили свои главные жизненные ценности, сформулировали личную миссию, поставили цели в социальном, семейном и личностном направлениях и нашли способ привлечь ресурсы, которые помогут вам в вашем жизненном путешествии. Может быть, вам не хватает определенности, четкого ответа на периодически возникающий при остановках у верстовых столбов дороги жизни вопрос: и что теперь? Что мне еще сделать, чтобы улучшить ситуацию? Каков должен быть мой следующий шаг?
Девяносто шесть советов распределены по категориям в соответствии с «моделью баланса» Н. Пезешкиана и одновременно с секторами широко применяемого инструмента коучинга – «Колеса Жизни»:
– личностный рост, хобби, отдых;
– работа и финансы;
– физическое окружение и здоровье;
– отношения с близкими.
У карт каждой категории свой цвет рубашки.
Пример использования. «Определите свой уровень удовлетворенности положением дел на данный момент в каждой из четырех областей жизни: 1) личностный рост, хобби, отдых; 2) работа и финансы; 3) физическое окружение и здоровье; 4) отношения с близкими по шкале от 1 до 10, где 10 – максимальная оценка. Задайтесь вопросом, что могло бы сделать вас более довольным своей жизнью применительно к каждой жизненной сфере, для поиска ответа вытяните четыре карты, принимая во внимание соответствующий цвет рубашки карт. Закройте надпись и поищите ответ на картине. Сформулируйте найденные ответы, затем прочитайте надпись и определите, что она добавляет к вашей идее, как соотносится с вашим открытием и какие новые мысли порождает».
Колода «Герои и Злодеи»
(художник Евгений Ларионов)
Это 48 двусторонних карт. Колода многоцелевая: ее можно использовать в коучинге и психотерапии для работы над преодолением внутреннего саботажа, укреплением мотивации, усилением чувства безопасности и способности опираться на себя, для изменения убеждений, развития способностей, в качестве стимула для реализации возможностей. Также она может применяться для сочинения историй, развития креативности, поощрения командной работы, работы с субличностями и отношениями; в семейной психотерапии и транзактном анализе.
Колода разделена на две части: половина карт изображает Злодеев, а вторая половина – Героев. На обороте карт написаны тексты, произносимые этими персонажами. Темы, по которым позволяют себе высказываться персонажи карт, как и в картах «42», классифицированы в соответствии с «моделью баланса» Н. Пезешкиана. Для удобства мы назвали четыре основных жизненных сферы этой модели кратко и емко: «Тело», «Дело», «Рост» и «Люди». Особенность внутренних Злодеев в том, что они все улыбаются нам, выглядят настоящими милашками, нашими лучшими друзьями, заботящимися вроде бы о наших комфорте и безопасности. Ласково глядя на нас, они советуют нам отказаться от всех своих планов, не напрягаться, не рисковать, ничего не менять, а лучше всего – запастись попкорном и бездельничать в праздности и тепле.
Изображения Злодеев символически указывают на то, что они имеют широчайшие возможности для полоскания мозгов вплоть до полного «зомбирования» клиента.
Злодеи мешают нашей самореализации, они провоцируют нас отказаться от своего потенциала, от своих ценностей, от роста, наплевать на свои способности и все проспать. Слушаясь внутренних Злодеев, мы упускаем возможности, игнорируем свои способности, сливаем свои убеждения и отворачиваемся от своих ценностей. Жизнь становится простой и пресной.
Герои же имеют часто суровую внешность. Они требовательны и ассертивны. Они часто показывают зубы или демонстрируют задорный боевой настрой – они же Герои, их удел – заставлять нас совершать подвиги. Частенько подвиг – это встать с дивана и сделать первый шаг навстречу великим делам, которые и составляют нашу самореализацию – как в мелочах, так и в глобальном жизненном масштабе. Одновременно Герои поддерживают нас и придают нам сил. Иногда, впрочем, шаг вперед – это результат хорошего пинка сзади. Внутренние Герои обеспечат и толчок, и твердую руку, за которую можно схватиться, чтобы сохранить равновесие при энергичном старте.
В итоге каждому вредоносному предложению Злодея в колоде находится достойный ответ Героя, в котором вы можете черпать силы и поддержку. Возможно, даже и не один.
Пример использования («Диалог с Гремлином»). «Внимательно изучите своего Гремлина. Что он вам говорит? Выберите среди карт текст, наиболее похожий на высказывания вашего Гремлина. Переверните карту. О чем говорит внешность этого Гремлина?
Каковы его привычки? К чему он стремится, чему препятствует, ради чего он это делает? Что еще он вам говорит? Каковы его любимые слова? Какой у него голос? Каким тоном он говорит – сердитым, испуганным, менторским, пренебрежительным, каким-то другим? В каких ситуациях он чаще всего проявляется? Посчитайте, сколько раз в день и в неделю он обращается к вам. Дайте ему имя. Всякий раз, когда Гремлин проявляет себя, весело и снисходительно приветствуйте его по имени, как знакомого параноика. Отнеситесь к нему с сочувствием, но твердо – так же, как к словам людей, предсказывающим нашествие марсиан на будущей неделе».
Колода «Жизнь как чудо»
(художник Елена Ефремова)
Это, как и «Маленькие радости», ресурсная колода. Она пробуждает радость, вселяет оптимизм, создает положительный настрой в отношении жизненного пути и встречающихся на нем трудностей, обращает внимание на ценности взаимодействия с природой, на гармонию одиночества и счастье дружбы, контакта и взаимопомощи. Лицевая сторона каждой карты содержит надпись «День… (чего-то фантастического)» (название праздника), заставляющую мобилизовать творческие ресурсы для придания этой надписи личностного смысла и извлечения из этого смысла повода для позитивного взгляда на действительность.
Предназначение этих карт – развить креативность, усилить субъективное ощущение счастья, улучшить отношения человека с другими людьми, с самим собой и с окружающим миром. Волшебные картинки меняют настроение к лучшему при первом же прикосновении к карте.
Пример использования («Какой чудесный день»). «Вытащите наугад одну карту. Переверните ее и рассмотрите картинку. Кто изображен на карте? Если героев несколько, то кто здесь центральная фигура, а кто – герои второго плана? Каков характер главного героя? О чем он думает, чего хочет? Кто в его окружении? Что делает герой? Какова его цель? Теперь прочитайте надпись. Если бы такой праздник существовал, как бы он праздновался? Чей это был бы праздник? Как бы вы чувствовали себя в этот праздник, что бы вы делали? Представьте, что в этом празднике самого приятного или полезного, и сделайте это при первом же удобном случае».
Колода «Мифы Древней Греции»
(художник Екатерина Казарина)
Это 72 двусторонние карты, с одной стороны картинка, с другой – категория, к которой относится карта, и описание картинки. Это красочные карты для работы с архетипами, способностями, убеждениями, ценностями, стереотипными ошибками, потерями. Карты подразделяются на 4 категории: Боги, Герои, Сюжеты, Артефакты.
Древняя Греция оставила глубокий след в культуре всех европейских стран. В европейские языки прочно вошли метафоры греческих мифов: «ахиллесова пята», «гордиев узел», «сизифов труд», «прокрустово ложе» и т. д., и мы пользуемся этими метафорами для описания собственной жизни. Современные психологи пишут о том, что архетипы греческих богов и богинь оказывают существенное влияние на социализацию личности.
Пример использования («Метафора артефакта»). «Сосредоточьтесь на вопросе, волнующем вас, или на актуальной ситуации, требующей анализа и принятия решения. Вытяните три карты из серии «артефакт» наугад. Рассмотрите изображения на этих картах. Как они связаны с вашей ситуацией, какие ее скрытые стороны они освещают? Переверните карту, прочитайте название артефакта и его краткую историю. Как вы понимаете метафору, отражающую суть этого артефакта? Как это проявляет себя в вашей ситуации? Какие дополнительные вопросы это порождает?»
Колода «Маска»
(художник Мария Загоруйко)
В колоду входят 60 квадратных двусторонних карт с нарисованными масками: с одной стороны картинка, с другой – история изображенной маски.
В психологии понятие «маска» ассоциируется с качествами, которыми человек не обладает, но делает вид, что обладает, с чувствами, которые человек не переживает, но демонстрирует, а также с социальными и психологическими ролями, которые доводится играть человеку в личной и общественной жизни. Один и тот же человек может в разных ситуациях носить маски «Неприступная красавица», «Добрая бабушка», «Грозный директор», «Пламенная танцовщица» и какие угодно еще.
Та же женщина в одной ситуации наденет маску сочувствия, в другой – строгости, в третьей – кокетства, в четвертой – безразличия. Маски имеют свойство «прирастать». В одних ситуациях человек ясно сознает: то, что он в данный момент более или менее успешно демонстрирует – не то же самое, что он в действительности чувствует. В других случаях за маской человек прячет свои чувства не только от окружающих, но и от себя самого. Вот в таких случаях и помогают проективные карты «Маска». Они дают возможность рассмотреть разные маски, примерить, отыскать ответ на вопрос, какие из них давно стали привычными, какие все еще нужны, а какие уже жмут, какая маска постепенно стала вторым лицом, полезно ли это или лучше снять эту маску, пока еще возможно.
Колода включает маски пяти видов: персонажные, карнавальные, театральные, функциональные и мистические.
Персонажные маски мы знаем из современной культуры, они обозначают какого-то определенного героя, имеющего свой характер и историю, известного нам из книг, фильмов или комиксов. Чаще всего назначение персонажной маски – сокрытие личности героя, стремление скрыть потайную сторону его жизни от окружающих. Одновременно с тем персонажная маска может символизировать переход из одной роли в другую, из одной жизни в другую, как если бы надевание такой маски само по себе придавало определенные сверхспособности своему носителю. Иногда маска вплотную связана в нашем восприятии с конкретным героем и его особенностями.
Карнавальные маски чаще других ассоциируются с понятием маски вообще, именно одну из них представляет себе человек в ответ на слово «маска» без уточнений. В мире есть несколько разных карнавальных культур и традиций. Карнавальные маски, использованные в данной колоде, пришли в мировую культуру из венецианского карнавала. Исторически целью венецианского карнавала было на время забыть о своей социальной роли и найти себе возлюбленного на ночь «без чинов и имен». Каждый участник карнавала был вынужден скрывать свою личность и притворяться кем-то другим. Ассортимент масок позволял ему выбрать, кем именно он хочет притвориться на этот раз.
Театральные маски взяты из японского театра Но. Характеры их персонажей малоизвестны в наших краях, однако и среди них есть свои положительные и отрицательные герои, хитрецы и простаки, титулованные особы и воины, духи и божества. Идея театральной маски – обозначение характера, способностей и особенностей того персонажа, которого в этот момент воплощает на сцене актер.
Функциональные маски созданы человеком с утилитарными целями. Цели различаются: назначение позорной маски – унизить, хирургической – защитить, посмертной – сохранить память, паранджи – скрыть женское лицо от недостойных видеть его, и так далее.
Мистические маски существуют в культурах разных народов, и назначение их различается. У некоторых народов принято располагать в жилом помещении маски, олицетворяющие добрых богов, как амулеты и талисманы. Маска чёрта, напротив, должна была защищать от происков злых сил. Шаманы надевали маски при проведении ритуалов. Надевание во время специальных церемоний масок, изображающих божества, по верованиям некоторых народностей, помогало заполучить силы, которыми славится это божество, приобрести часть его могущества.
Пример использования. «Выберите маску, которую, на ваш взгляд, вы носите чаще всего. Рассмотрите ее. Что вы хотите сказать окружающим с ее помощью? А как люди вокруг реагируют на эту маску? Как вы реагируете на людей, на которых видите такую же маску? Когда эта маска появилась у вас? В каких обстоятельствах? Какую цель помогало достичь ношение этой маски тогда? Актуально ли это и поныне? Комфортно ли вам в ней? Не настала ли пора расстаться с этой маской?»