Цели:
- образовательные: учить осознавать
содержание художественного произведения,
постигать его идейно-художественное
своеобразие, формировать умения в области
восприятия и оценки художественного текста; - воспитательная: воспитывать нравственные
качества, осознанность совершаемых поступков; - развивающая: развивать способность
эмоционально реагировать на прочитанный
художественный текст,развивать работу
воображения.
Методы: слово учителя,
коллективный анализ литературного произведения,
групповая и самостоятельная работа.
Словарная работа.
- Экстра… (лат. extra) – приставка,
соответствующаярусским “вне”, “сверх”. - Корпоральный (лат. corporatio объединение,
сообщество) – узкогрупповой, обособленный. - Суррогат (лат.surrogatus поставленный вместо
другого) – заменитель, обладающий лишь
некоторыми свойствами заменяемого продукта,
предмета.
Беседа.
- О чем рассказ Григория Бакланова
«Непорочное зачатие»? - Какова проблематика произведения?
- Проблема материнства.
- Проблема семьи.
- Проблема нравственной деградации общества.
- Проблема жизненных ценностей.
Ход урока
Слово учителя. Обратимся к одной из
главных проблем, волнующих автора, – к проблеме
суррогатного материнства.
- Что связано в нашем представлении с образом
женщины-матери?
Обратите внимание на высказывания великих
людей, на репродукции картин на стендах.
Выводы: любовь матери святая,
бескорыстная, безмерная, безгранично
великодушная, жертвенная.
Слово учителя. Суррогатное
материнство – явление проблематичное. Прежде
чем рассматривать, как размышляет об этом
явлении Г. Бакланов в своем произведении,
обратимся к некоторым статистическим данным и
мнению общественности.
Учащиеся рассказывают о первом “человеке из
пробирки, родившемся в Англии в 1978 году, кратко
пересказывают ст. “Лоно напрокат” из журнала
“Огонек” №13, 1998г., знакомят с материалом о
суррогатном материнстве, расположенном на сайте
http://golddv.narod.ru/article.5.htm
Слово учителя. Давайтевместепоразмышляемо
рассказе Г.Бакланова “Непорочное зачатие”.
- Почему Елена решила прибегнуть к услугам
суррогатной матери и убедила в необходимости
своего решения Игоря? - Как относились супруги Васильевы к женщине,
которая должна была родить им ребенка?
Выводы: Елена и Игорь относятся к женщине
как к существу более низкого порядка.
Высокомерие, едва прикрытое
полупрезрение-полуудивление заметно в их
поведении.
- Сумела ли Елена стать настоящей матерью
Катеньке? Обоснуйте свое мнение.
Выводы: Елена так и не сумела стать
настоящей матерью Катеньке. Она не способна на
жертвенную любовь, не способна преодолеть свой
эгоизм, не смогла пережить трудности, связанные с
уходом за младенцем. Ребенок ей был нужен как
предмет интерьера. В ухоженной квартире он
представлялся ей уже в пятилетнем возрасте, не
доставляющим особых хлопот, “а гости ему
умиляются”. Ей хочется быть рядом с Катенькой,
когда девочка счастлива, хочется разделить с ней
радость, а когда ребенок страдает, Елена остается
равнодушной, черствой.
- Как описывает автор женщину, решившуюся стать
суррогатной матерью? Почему им подчеркнуто
впечатление чего-то круглого, завершенного в ее
внешнем облике? Детали портрета:
“Смуглые полные руки”, “полные колени”,
“плотная, скорей даже полная”, “впечатление
опрятности, чистоты”. “Круглолицая, скуластая,
лоб выпуклый, волосы, причесанные гладко, стянуты
в узел на затылке” (с. 107)
Вывод: Очевидно, автор так описывает
женщину и то впечатление, которое она производит,
чтобы подчеркнуть главную миссию женщины –
миссию матери, продолжательницы рода
человеческого. Женщина эту миссию выполнила.
- Какие изменения происходят в ее облике после
рождения ребенка? - Автор представляет в рассказе двух женщин –
суррогатную мать и Елену. Покакомупринципу
построеноихизображение? Назовите приемы
сопоставления:
- Портрет (лицо, фигура, одежда);
- Характер (поступки, отношение к другим людям,
описание чувств, речь); - Интерьер (условия, в которых живут и действуют).
Чтобы ускорить процесс наблюдения, выполним
работу по группам:
- I ряд – портреты;
- II ряд – характеры;
- III ряд – интерьеры.
Каждая группа должна подвести итоги своих
наблюдений.
Выводы учащихся I ряда:
Детали портрета обеих женщин значимы. Красота
женщины-матери неброская, естественная. Ее
внешний облик создает впечатление спокойствия,
домашнего уюта и тепла. Елена отличается броской
внешностью. На нее обращают внимание мужчины.
Ноавторподчеркиваетнекоторуюискусственность
этой красоты. Елене
приходитсяприбегатькхитростям,уловкам,чтобыспрятатьнекоторые
природные недостатки своей внешности, например,
редкие волосы. Кричащая роскошь ее наряда иногда
производит отталкивающий эффект.
Выводы учащихся II ряда:
Характеры у обеих разные. Женщина терпелива,
сдержанна. Она любит детей и осознает страшную
ошибку, которую совершила, заботясь о
благосостоянии двух своих малышей и для этого
родив третьего, чтобы за деньги отдать. В ней
живет чувство вины и перед погибшим мужем, и
перед Катенькой. Безответность помешала ей
добиться справедливости у начальства Василия,
выхлопотать помощь для детей. Елена напориста,
энергична, привыкла всегда добиваться того, чего
желает. При этом душевные страданиядругих людей
ее не трогают. Она мещанка и эгоистка.
Выводы учащихся III ряда:
Условия, в которых живут женщина и Елена –
разные. В квартире женщины ощутимо то, что
главной заботой для нее и ее мужа Василия были
дети. Вседелалось ради них. В квартире супругов
Васильевых главная забота – собственный
комфорт. Поэтому и у Катеньки – своя комната,
своя кроватка, чтобы девочка не мешала спать.
Елена и Игорь тяготятся ребенком.
Слово учителя. У каждого ребенка
должны быть мать и отец, которые любят его,
заботятся о нем. Но ребенок ощущает себя
счастливым только тогда, когда атмосфера дома
соответствует его представлениям о счастье.
- Состоялся ли Игорь как отец? Каково авторское
отношение к нему, в чем оно проявляется? - Можно ли назвать полноценной, истинной семью
Васильевых? Что является мерилом истинности
отношений между мужчиной и женщиной? Какую семью
вы могли бы назвать счастливой?
Вывод: отношения между Игорем и Еленой
нельзя считать подлинно семейными.
Слово учителя. Митрополит
Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн незадолго
до кончины выделил самые главные начальные
духовныедарования человеку: дух целомудрия,
нестяжания, кротости, трезвения, покаяния,
смирения и любви. Этих духовных дарований лишены
Игорь и Елена. Ведь заповеди православного
миросознания гласят: “Не прелюбодействуй”,
“Брак честен и ложе не скверно”, “Оставит
человек отца и матерь, прилепится к жене своей,
будет два – плоть едина” (из Послания апостола
Иоанна к евреям).
Мне кажется, это очень важно усвоить каждому
человеку. Но эти нравственные заповеди чужды
баклановским героям. Автор рассказа разоблачает
их индивидуализм и потребительство, равнодушие и
жестокость, цинизм и окаменение сердца.
Тревожная боль за человека, за высоту
человеческих отношений пронизывает все
произведение. Григорий Бакланов неоднократно
говорил, что его учителем в литературе был Л.Н.
Толстой. Для великого писателя-классика тема
семьи была одной из центральных в его творчестве.
– Назовите произведения Л.Н. Толстого, где теме
семьи уделяется большое внимание. (Трилогия
“Детство. Отрочество. Юность”, “Анна Каренина”
и др.)
- Как проблема семьи представлена в
романе-эпопее “Война и мир”? (индивидуальное
сообщение) - Многие писатели – наши современники –
являются преемниками традиций классической
литературы. Это касается и вечно волнующей темы
семьи. В творчестве кого из современных
писателей мы встречали такую же щемящую
тревогуосемье,как ив рассказе Григория
Бакланова? (Василий Белов “Привычное дело”, В.П.
Астафьев “Людочка”, “Печальный детектив”,
Ю.Трифонов “Другая жизнь”)
Можно процитировать особенно взволновавшие
вас строки.
В.П. Астафьев “Печальный детектив”:
“Так же как и смерть, загадка семьи не понята,
не разрешена. Династии, общества, империи
обращались в прах, если в них начинала рушиться
семья, если он и она блудили, не находя друг друга.
Династии, общества, империи, не создавшие семьи
или порушившие ее устои, начинали хвалиться
достигнутым прогрессом, бряцать оружием; в
династиях, империях, в обществах вместе с
развалом семьи разваливалось согласие, зло
начинало одолевать добро, земля разверзалась под
ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на
то оснований именующий себя людьми”.
Слово учителя. Традиционно самыми
главными заботами в семье были проблемы,
связанные со счастьем детей, с их будущим.
Зерно прозревает в земле,
Дитя прозревает в семье,
В семье человек вырастает,
И все, что потом обретает,
Приходит к нему не извне.
Мне кажется, эти строки из стихотворения
Александра Ревы справедливы. ПомнениюАлександра
Ивановича Герцена, семья начинаетсясдетей.
Счастливы семьи, которые могут продолжить свой
род. Но Достоевский отказывается от счастья, если
оно было оплачено слезинкой ребенка.
- Счастлива ли Катенька?
- Почему женщина называет ее Лялькой, а потом,
как и Елена, Катенькой? Значим ли выбор имени
ребенка в рассказе Бакланова? (Лялька – в
украинском языке “кукла”. Екатерина – “чистая
всегда, непорочная”) - Счастливы ли дети женщины, расставшись с
Катенькой?
Вывод: Нежелание видеть в ребенке
личность, считаться с его мнением (“много ты
понимаешь!”), равнодушие, бессердечие взрослых
не могут сделать его счастливым.
- В чем смысл названия рассказа “Непорочное
зачатие”? (авторское мнение однозначно: такое
зачатие порочно)
Слово учителя. Проблема семьи тесно
связана с проблемой нравственной деградации
общества. Николай Васильевич Щелгунов (1824–1891) –
философ, педагог, публицист, литературный критик
– писал: “Семья есть микрокосм того общества,
которое ее создало, и поэтому между обществом и
семьей существует самая тесная солидарность.
Каждая семья настолько дурна или хороша,
насколько дурно или хорошо создавшее ее
общество”.
- Какие детали,подтверждающие тревожное
положениев жизни современного общества, можно
выделить в рассказе?
- объявление в газете (стр. 105);
- “в наше время все делается быстро, кто не успел,
тот опоздал” (стр. 107); - безразличие к собственным детям, жажда
“шикарной” жизни, преобладание материальных
интересов (из воспоминаний Елены о семье,
уехавшей отдыхать в Ниццу – а недоношенный
ребенок “в институте под специальным каким-то
прозрачным колпаком” (стр. 120); - отношение начальства Василия к его гибели и к
его семье: оклеветать, сказать, что был в
нетрезвом состоянии, лишь бы не платить пенсии
детям (стр. 128); - конец 20 века – сдвинулись многие понятия –
рассуждения Игоря в отеле в Риме (стр. 117).
Вывод: Таким образом, автора рассказа
волнует не только положение отдельной семьи, но и
нравственное состояние общества в целом. И одна
из причин моральной деградации общества, как мы
уже заметили, состоит в изменении представлений
о жизненных ценностях.
- Вспомните, что является наиболее важным в
жизни для Игоря и Елены? - Каковы нравственные уроки рассказа Григория
Яковлевича Бакланова “Непорочное зачатие”?
Общие выводы
Григорий Бакланов считает, что долг писателя –
не только создавать духовный портрет человека,
не только создавать духовный портрет общества,
но и помогать человеку и обществу осознать самих
себя. Сохраняя верность творческой манере, в
рассказе “Непорочное зачатие” автор усиливает
критическое начало, выявляет абсурдность
существования человека. Чем может быть оправдана
жизнь человека? Наверное, прежде всего,
способностью к состраданию, умением принимать
страдания, добротой и любовью по отношению к
другим людям, пониманием их потребностей,
чувством долга. Баклановувидел
страшнуюопасность,скрывающуюсявсаморазложении
семьи. Ведь это приводит к истончению и полному
отмиранию человеческих связей, без них каждый в
каждом будет видеть лишь врага. Писатель
разоблачает индивидуализм и потребительство как
мировоззрение. Его рассказ тревожит наши сердца
и заставляет задумываться над тем, как сохранить
и преумножить человеческое в человеке.
(Ученик читает отрывок из стихотворения
Евгения Евтушенко.)
Когда шагаешь к цели бойко
Как по ступеням, по телам,
Остановись, забывший бога, —
Ты по себе шагаешь сам!
Когда тебя толкает злоба
Кзабвенью собственной души,
К бесчестью выстрела и слова,
Не поспеши, не соверши!
О человек, чье имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь,
Среди распада и разврата
Остановись, остановись!
Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение.
- Чем может быть оправдана жизнь человека?
- Нравственные уроки рассказа Г. Бакланова
“Непорочное зачатие”. - Очень трудно матерью быть.
Примечание. Текст рассказа Г. Бакланова
“Непорочное зачатие” цитируется по книге:
“Современная русская литература 1986–1995.
Хрестоматия для средней и высшей школы.
Издательство Астраханского педагогического
Института. Астрахань, 1995 г.”
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
-
Войти -
Регистрация
Слайд 1
Уроки внеклассного чтения в современной школе. … уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха… эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения… А.Т. Твардовский
Слайд 2
Психолог А.А. Леонтьев выделил следующие основные направления руководства чтением с социально- психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определённого типа книги на определённую категорию читателей.
Слайд 3
Основные задачи работы на уроках внеклассного чтения Формировать духовную потребность в чтении. Развивать вкус к чтению. Развивать личностный подход к прочтению произведения. Уметь давать самостоятельные эстетические оценки.
Слайд 4
Проблемно – тематические связи предполагают объединять классику и современную литературу, исследовать преемственность, традиции и новаторства в решении русскими писателями « вечных вопросов».
Слайд 5
Деревенская проза Ф. Абрамов «Старухи», «Материнское сердце» 11 кл. В. Распутин «Женский разговор», «Изба» 11кл. В. Шукшин Рассказы 9 – 11 кл.
Слайд 6
Нравственные проблемы в современной литературе В. Астафьев «Печальный детектив»10 кл А. Алексин « Безумная Евдокия» 8 кл. Л. Петрушевская « Глюк» 8-9 кл. «Все мы немножко ангелы» 8-9 кл. , «Страна» 11 кл. Ю. Трифонов «Обмен» 11 кл. Т. Толстая Рассказы 9-11 кл. Г. Бакланов «Непорочное зачатие»10-11кл.
Слайд 7
Война в жизни человека Б. Васильев «А зори здесь тихие» 8-9 кл Г. Бакланов «Нездешний» — 10 кл. Б. Васильев «Встречный бой» — 11 кл. А. Солженицын « На краях» 11 кл. В. Кондратьев «Сашка» 9 -11кл. Е. Носов «Усвятские шлемоносцы» 10-11 кл.
Слайд 8
Отражение трагических конфликтов истории в жизни человека В. Шаламов «Колымские рассказы» В. Тендряков «Хлеб для собаки», «Пара гнедых» В. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Слайд 9
Человек и природа В.Астафьев «Затеси» 8-9 кл. Ю. Щербаков «Чернобыль» 11 кл. М. Пришвин «Фацелия» 9 -11 кл.
– Доктор, мы заждались уже…
Это был не доктор. В дверях стояла та женщина.
– А я шла мимо, дай, думаю, попроведаю…
Не глядя в глаза, она достала из кошелки домашние тапочки, чистый ситцевый халатик, выглаженный передник, словно знала, на что шла. Ни о чем не спрашивая, первым делом помыла руки, переоделась, тогда только прошла к девочке, взяла из кроватки, прижала к себе: «Прилетели гулюшки-и…»
– Я тогда побегу за врачом в поликлинику, я ее в шею притолкаю, – словно бы спрашивала у нее разрешения Елена. И не причесавшись, только повязав голову платком, поспешно одевалась..
Когда наконец пришла врач и медсестра с ящичком за ней следовала, в доме сильно пахло яблочным уксусом, протертая вся уксусом с водой, покормленная грудью, девочка уже не горела так. И все дни болезни эта женщина оставалась с ней, не спускала ребенка с рук, у Елены в ушах звенело от «Прилетели гулюшки-и».
– Вы мне ее окончательно избалуете, – заискивала Елена, не зная чем ублажить. Но та сказала убежденно:
– Она слабая, силенок мало, ей самой не справиться. Ее прижмешь, ей сил и прибудет. Ребенок при матери быстрей любую болезнь одолевает.
Как успевала она и домой сбегать к своим детям, как справлялась, Елена боялась спросить, страшилась потерять ее. Она готова была теперь на любую плату. И только повторяла:
– Это счастье, что у вас молоко не пропало, это просто такое наше счастье…
Женщина сказала неохотно:
– Где ж ему пропасть, когда рожают, а молока нет. Вот у нас в подъезде девочка, совсем молодая…
Елена забеспокоилась:
– А она вполне здорова? Теперь повсюду этот ужасный стафилококк. Это передается.
Женщина промолчала.
– А Катеньке будет хватать молока?
Спросила и ждала, вот сейчас все решалось.
– Я когда своих кормила, мне прикармливать носили.
И она взяла девочку к себе, где двое, там и трое. Взяла пока что, там видно будет.
К приезду Игоря – а он таки задержался на несколько дней, как она и предполагала, – в мыслях Елены и в доме был полный порядок. Как ни в чем не бывало она поехала встречать его в Шереметьево, выглядела прекрасно, он вышел один, очень родственный, поцеловались, но краем глаза успела Елена заметить, как мелькнула в толпе шляпка этой дряни. Домой машину вела она, а он рассказывал о конгрессе, как их принимали: «Какая жалость, что тебя не было!» – а она видела, как он трусит, нашкодивший, в зеркале ловила испуганный его взгляд.
– Что же ты о Катеньке не спросишь?
– Да, как наша девочка? – спохватился он.
А ей даже имя его неприятно было произнести. Но она владела собой. Она рассказала о том, что ей пришлось пережить одной.
– Почему же ты не позвонила? Я бы…
– Ну, зачем? У тебя такая ответственная поездка, такие встречи… – Тут Голос ее чуть было не сорвался, но она справилась. Она выглядела мужественной и кроткой.
Можно представить, как бы там расценили, если бы раздался ее звонок, что говорилось бы.
– Я ей чудные подарки привез. Впервые покупал не только тебе, но и…
Елена прервала его на полуслове, она не сомневалась, что подарки покупались не только ей, даже в первую очередь не ей, а что ей купить, ему рекомендовали.
Она резко обошла справа допотопного вида «Москвич» с огромной корзиной на верхнем багажнике; занял левый ряд и трюхает потихоньку седой старик-дачник. И, обгоняя, повертела пальцем у виска, чтоб он видел, дала себе волю, затем резко газанула, оставив его позади.
Она сказала, что девочка опять временно находится у этой женщины, и не было заметно, что известием этим Игорь убит. Зато в доме к его приезду все сияло чистотой. И даже блинчики с мясом, его любимые, она заставила себя напечь. Тем временем он разложил подарки, и она увидела на тахте платье, привезенное ей.
Старушечье, длиннополое, размера на два больше. Только женщина могла так унизить, ох, сколько было в этом яду, у нее щека вспыхнула, как от пощечины. Но она владела собой, ее торжество было впереди.
Всю их совместную жизнь она одевала его, она знала, какой ему нужен костюм, выбирала галстуки, носки к галстукам. И вот одели ее… Даже он, увидев рядом с ней это платье, испугался, что-то начал соображать.
– Бедный мой, – смирила себя Елена, и голос ее звучал ангельски. – Как жаль, что тебе не с кем было посоветоваться. Но ничего, его возьмут в комиссионке… На рынке где-нибудь… Там есть такие. Для колхозников… Не расстраивайся, дорог не подарок, дорога любовь.
Но спать легли врозь. Она сослалась на некоторые обстоятельства, от всех волнений у нее нарушилась функция. Она не была безгрешна, при таком муже, у которого вся сила ушла в икры ног, и от святой смешно требовать. Совесть ее была чиста. Да и кому от этого хуже? Но то были чужие мужья, а этот – ее собственный.
И сознавать себя нежеланной, чтобы тебя с кем-то сравнивали…
Однажды они возвращались от Катеньки. Теперь, если везли игрушки, то всем троим детям, Елена слишком была заинтересована, осложнилась вся ее жизнь. И вот на площади Дзержинского, ныне – Лубянке, когда они разворачивались вокруг оббитого со всех сторон пьедестала, с которого свержен «железный Феликс», она различила впереди знакомую «Ауди» вишневого цвета. И номер был его. Поравнялись. Сквозь затемненное стекло Елена узнала лысую макушку, утонувшую в подголовнике, нос клювом, рука с огромным перстнем на руле, в заднем, опущенном стекле – слюнявая морда бульдога. Так он всегда ездил, с бульдогом на заднем сиденье.
– Куда ты гонишь! – раздраженно одернула она мужа, – Хочешь, чтоб нам правое крыло ободрали? Не сворачивай на Пушкинскую, поедем по Тверской!
Они следовали за вишневой «Ауди». Елена догадывалась, где он остановится. От ювелирного магазина отъехала «Вольво», и он стал на ее место.
– Давай припаркуемся. Я видела здесь дешевые клипсы. Очень миленькие. Здесь бывают.
Из «Ауди» вылез пожилой господин в светло-голубом полотняном костюме, запер машину, оставив бульдога в ней, и, сильно хромая, весь переламываясь при ходьбе, отчего казался еще меньше ростом, пошел к дверям магазина, опираясь на палку.
– Ну что ты никак не припаркуешься? – нервничала Елена.
– Где?
– Да вон, рядом с «Москвичом».
– Туда не втиснешься.
– Пусти меня за руль, если ты не можешь.
Но на их счастье отъехала «Волга», они успели стать, опередили уже нацелившегося было японца, который властно сигналил.
Когда они вошли в магазин, мужчина в светло-голубом костюме что-то высматривал в глубине отделанного черным бархатом прилавка под стеклом и продавщица, молодая пышечка, ласково советовала ему. У прилавка толпился народ, но он вел себя так, словно в магазине был один он, и продавщица обслуживала его, вся она была – внимание. Пальцем лимонного цвета он показал, продавщица выдвинула бархатный прилавок, взяла коробочку. На красном атласе – изумрудный кулон тончайшей работы.
Продавщица приложила его к себе, и удлиненная изумрудная капелька сверкнула на ее груди.
– Ах, какая прелесть! – громко восхищалась Елена. – Ты посмотри, Игорь.
Игорь смотрел на продавщицу, но она сумела перевести его взгляд:
– Такая вещь украсит любую женщину!
Лысый затылок повернулся, большие, в темной оправе очки (сначала он без очков рассматривал украшение на продавщице, потом очки надел) сердито уставились на Елену, зрачки были увеличены сильными стеклами.
– У вас прекрасный вкус, – мило улыбнулась Елена.
Она хотела, чтобы Игорь запомнил это лимонного цвета старое лицо человека, который зло глянул на нее, запомнил этот изумрудный кулон.
В машине она сказала безмятежно:
– Знаешь, кому это покупалось? – И как ни в чем не бывало назвала бывшую свою подругу: – Алине.
Игорь вздрогнул.
– Вот этот хромой старик?
– Что ж – хромой? Не его вина, возможно, туберкулез кости. – Елена как бы ничего не замечала. – Это давний-давний, многолетний ее любовник. При ее профессии…
Биография и публикации
«Я заново видел войну, все те годы, и дни, и часы, и месяцы, а час бывал длиннее многих жизней. Время осмысления для меня ещё не пришло, но нельзя было, чтобы всё то, что я видел и знал, исчезло бесследно. Мне и по ночам это снилось. И я уже знал: единственный способ избавиться –– написать».
«Жизнь, подаренная дважды».
Григорий Яковлевичродился 11 сентября 1923 в городе Воронеже в семье Якова Минаевича Фридмана (1893–1933), служащего, и Иды Григорьевны Кантор (1892–1934), зубного врача.
1928–30 (примерно). Ссылка Якова Минаевича с семьёй в Курган.
7 июля 1933. Смерть Якова Минаевича.
Ноябрь 1935. Смерть Иды Григорьевны от воспаления лёгких.
Ноябрь–декабрь 1935. Осиротевших братьев Григория и Юрия (род. 18 января 1921 года) берут к себе сёстры Иды Григорьевны. Григорий Яковлевич живёт в семье Берты Григорьевны (учительницы музыки) и Давида Борисовича Зелкинда (военного врача) в Воронеже.
1940. После 9-го класса поступает на второй курс Воронежского авиатехникума, в самолётно-монтажную группу.
1941. Летняя практика на 18-м авиационном заводе, выпускающем штурмовики «Ил-2».
22 июня. С начала войны упорно старается попасть на фронт (1923 год не призывали); проходит медкомиссию в лётную школу. (Ускоренный выпуск этой школы не состоялся.) Экстерном сдаёт экзамены за 10-й класс. Остаётся в Воронеже, хотя авиатехникум и 18-й завод эвакуируют за Волгу
Октябрь. В районе р. Угры, погибает брат Григория Яковлевича, Юрий Яковлевич Фридман. Студент Московского университета, историк, Юрий Яковлевич вступил в московское ополчение летом 1941. Был командиром орудия в 975-м артиллерийском полку.
Осень 1941. С санитарным поездом, на который посадил дядя, Григорий Яковлевич добирается до станции Верещагино под Пермью. Туда пребывает артиллерийский полк, вырвавшийся из окружения. Командир 387-го гаубичного полка, майор Миронов, берёт Г.Я. Фридмана в свой полк рядовым.
1941, декабрь. Первые бои на Северо-Западном фронте в составе 387-го гаубичного полка 34-й армии.
1942 год, зима. Ранение пропеллером аэросаней (описано в повестях «Навеки девятнадцатилетние» и «Меньший среди братьев») едва не стоило жизни. Подозрение в членовредительстве разбиралось особистом Котовским, который мог подвести под трибунал.
Здесь же, на Северо-Западном фронте в 18 лет вступает в ВКП(б).
Август 1943. Заканчивает 2-е Ленинградское артиллерийское училище, эвакуированное в Башкирию (ускоренный выпуск). Присвоено звание младшего лейтенанта.
С 1943 командир взвода управления артиллерийской батареи на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Корректирует огонь 152-миллимитровых орудий.
11 октября 1943. Тяжёлое 5-осколочное ранение в бою под Запорожьем. Полевой госпиталь, потом––Днепропетровский госпиталь. После несколько операций признан негодным к строевой службе, однако возвращается в полк.
1944, апрель. Весеннее наступление. Воюет на Украине, в Молдавии, Румынии, Венгрии.
Январь 1945. Тяжёлые бои за город Секешфехервар. Контузия.
Весна 1945. Австрия. Бои за Вену. Здесь встречает конец войны. Заканчивает войну лейтенантом, начальником разведки артдивизиона. Боевые награды: орден «Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды (за взятие города Секешфехервар).
Первый рассказ написал в 1945 году в Болгарии, в городе Пасарджик, где после войны стояла 9-я артиллерийская дивизия прорыва. Здесь впервые встречает И. Эренбурга, слушает его выступление перед армией.
Декабрь 1945. Демобилизация.
Осень 1946. Поступает в Литинститут. Принят в семинар Г. Паустовского. Среди сокурсников––Н. Коржавин, Б. Сарнов, В. Солоухин, В. Тендряков, Ю. Трифонов.
1947. Встреча с Василием Гроссманом, к которому приходит с первым рассказом. В дальнейшем посещает его семинар для молодых писателей.
1948. Начало кампании против «безродных космополитов». В Литинституте собрания против космополитов, или евреев, проводит критик Бушин. Григорий Яковлевич публично называет его фашистом. Следует исключение из партии. (В дальнейшем заменено строгим выговором).
1950. Командировка в Чувашию от «Литературной газеты». Очерк «Землестроитель» напечатан на первой полосе ЛГ. Встреча с К. Симоновым, редактором ЛГ, который публикует следующий очерк и предлагает ездить в командировки в качестве собственного корреспондета ЛГ. После истории в Литинституте предложение сотрудничать с ЛГ отменяется.
1951. Первый рассказ, «Выговор», напечатан в № 1 журнала «Крестьянка» под фамилией Фридман. Там же опубликованы рассказы «Семья Караваевых» (№10) и «Огни в степи» (№12).
Окончание Литинститута. Обойдя 25 редакций, убеждается в безнадёжности найти работу: евреев на работу не принимают.
1952. Под псевдонимом Григорий Бакланов опубликовал рассказ «Алексей Васин», ж-л «Огонёк», № 24.
1953. Рассказ «Осень в Каховке», журнал «Октябрь», №3, 1953.
Рассказ «С новой нефтью», журнал «Смена», №19, 1953
9 мая. Заключает брак с Эльгой Анатольевной Цукерман. В замужестве––Бакланова (1926–2017).
1954. Повесть «В Снегирях» («деревенская проза»). Отдельной книгой эта повесть вышла в 1955 (М., «Сов. писатель»). Повесть отмечена критикой; Бакланов приглашён на совещание молодых писателей, рекомендован в СП. В дальнейшем эту повесть он не включает в сборники: «Всё же о деревне должны писать те, кто там родился…» («Жизнь, подаренная дважды».)
12 декабря 1955. Родился сын Михаил.
1958. Повесть «Южнее главного удара» (первоначально названа «Девять дней»), ж-л «Знамя», №1.
1959. Повесть «Пядь земли», ж-л «Новый мир», №5–6. Повесть издана в 36 странах.
3 мая. Родилась дочь Александра.
1960. Кинофильм «Чужая беда».
1961. Повесть «Мёртвые сраму не имут», ж-л «Знамя», №6.
Кинофильм«Горизонт»
1962. Рассказ «Почём фунт лиха» (в дальнейшем– «Был месяц май»), ж-л «Знамя», №1.
Кинофильм «49 дней» (сценарий написан в соавторстве с Ю.Бондаревым и В. Тендряковым; опубликован также на английском в ж-ле «Soviet Literature», №7).
1964, декабрь. Кинофильм «Пядь земли». Сценарий Бакланова, режиссёры Андрей Смирнов и Борис Яшин.
Поездка с Эренбургом в Чехословакию, Низкие Татры, на 20-летие Словацкого восстания.
1965. Роман «Июль 41 года», ж-л «Знамя», №1–2.
1966. Повесть «Карпухин».
1967. Телеспектакль по повести «Карпухин», режиссёр Андрей Смирнов. Публикация в ж-ле «Театр», №8.
1969, октябрь. Поездка с лекциями в Америку. В делегации–Фрида Лурье (переводчица) и писатель Михаил Алексеев. За месяц побывали в Вашингтоне, Атланте, Хьюстоне, Лос-Анджедесе, Сан-Франциско, Лас-Вегасе, Солт-Лей-Сити, Бостоне, Нью-Йорке.
1970. Телефильм «Был месяц май» (по рассказу «Почём фунт лиха»), режиссёр Марлен Хуциев.
Кинофильм «Салют, Мария!» по сценарию Бакланова. Режиссёр И. Хейфиц.
1971. Кинофильм «Карпухин», сценарий В.Венгерова, Ленфильм.
Очерки об Америке: «Атланта», ж-л «Подъём», №3; «No parking», ж-л «Новый мир», №8–9. В 1984 опубликована книга очерков об Америке «Темп вечной погони».
1972. Книга «О нашем призвании» (писатели о творчестве). Москва, «Советская Россия».
1973. Награждён орденом «Знак почёта» к 50-летию.
1974. Пьеса «Пристегните ремни»––написана совместно с Ю. Любимовым. Премьера в Театре на Таганке в 1975.
1975. Роман «Друзья», ж-л «Новый мир», №2–3, 1975.
Октябрь. Поездка с лекциями в Канаду.
1976. Очерк «Канада», ж-л «Октябрь», №7–8.
Пьеса «Чем люди живы», ж-л «Театр», №9.
1977. Очерк «Об А.Т. Твардовском», ж-л «Октябрь», №1.
1978. Премьера пьесы «Чем люди живы» в Театре Вахтангова.
1979. Повесть «Навеки девятнадцатилетние», ж-л «Октябрь», №5. Опубликована также в «Роман-газете», №10, 1980.
1980. Режиссёр Александр Сокуров снял короткометражный фильм по мотивам рассказа Бакланова “Разжалованный”. Первая картина режиссёра (не считая его дипломной работы) получилась слабой, по словам оператора Валерия Федосова,– скучно снятой. Идея рассказа была полностью изменена, поэтому писатель снял своё имя с титров.
1981. Повесть «Меньший среди братьев». Опубликована позже в «Роман-газете», №8, 1987.
1982. Рассказы «Вот и кончилась война», «Надя», «Помню как сейчас», ж-л «Дружба народов», №1.
Государственная премия СССР за повесть «Навеки девятнадцатилетние».
1983. Орден Трудового Красного Знамени к 60-летию.
1984. «В городе Н». Пьесапо роману «Друзья». Москва: ВАПП, 1984.
Поездка в Америку на встречу советских и американских писателей.
1985. Пьеса по повести «Навеки девятнадцатилетние», ж-л «Советский театр», №2.
Рассказ «Свет вечерний», «Новый мир», №12.
Рассказы «Давай поудим рыбу когда-нибудь», «Федя высшей категории», ж-л «Дружба народов», №12.
Май, Тульский театр первым ставит пьесу по рассказу «Почём фунт лиха».
1986, назначен главным редактором ж-ла «Знамя» (по 1993 год). За годы редакторства тираж поднялся до 1 млна экземпляров.
Пьеса «Я и мы», ж-л «Театр», №6.
1988, июль. Выступление на XIX Партконференции в защиту гласности; с осуждением войны в Афганистане.
1989. Книга «Время собирать камни» (статьи, портреты, беседы). Москва: АПН.
1989–90. Письмо Горбачёву с протестом против открытой пропаганды национализма и антисемитизма обществом «Память». Письмо подписано видными деятелями культуры, в т.ч. Е.Евтушенко и Б.Окуджавой. (Копия в Центре Толерантности в Москве).
Январь 1991. Российские танки штурмуют телебашню в Вильнюсе. Бакланов выходит из партии в знак протеста.
Повесть «Свой человек», ж-л «Знамя», №11.
1991. Отрывки из воспоминаний «В ожидании милостей», о пьесе «Пристегните ремни», «Неужели опять», об «Июле 41 года», о свержении Хрущёва», ж-л «Юность», №7.
«Невыдуманные рассказы», «Октябрь», №11.
1992. «Невыдуманные рассказы», ж-л «Знамя», №9.
1993 (примерно)–2001. Член правления фонда «Культурная инициатива», основанного Дж. Соросом.
Октябрь. Подписывает письмо сорока двух с обращением к Ельцыну и требующее, в т.ч., запретить все виды коммунистических и националистических партий и объединений.
1993. Рассказ «Непорочное зачатие», ж-л «Знамя», №10.
1994, декабрь. Выступление против первой чеченской войны. Телеграмма Ельцыну напечата на первой полосе «Известий». «Россия––великая, сильная страна, она может быть милосердной. Безмерно жаль молодые жизни. Пригласите Дудаева в Москву. Сделайте ещё этот шаг. Верю, он будет оценен и понят». («Жизнь, подаренная дважды».) Также: Интервью с Ириной Ришиной https://www.e-reading.club/chapter.php/94780/2/Baklanov_-_I_togda_prihodyat_marodery.html.
1995. Повесть «И тогда приходят мародёры», ж-л «Знамя», №5.
Рассказ «В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном», ж-л «Знамя», №10.
1996. Рассказ «Кондратий», ж-л «Знамя», №5.
Книга воспоминаний «Входите узкими вратами».
С 1996–2001, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ.
1997. Государственная премия РФ за повесть «И тогда приходят мародёры».
«Подводя итоги»––о работе главным редактором «Знамени», ж-л «Знамя», №10.
1998. Куратор проекта «Пушкинская библиотека». Проект предусматривал обеспечение 3,5 тысяч российских библиотек новейшей литературой. Проводился в рамках благотворительной программы Института «Открытое общество».
1999. Повесть «Мой генерал», ж-л «Знамя». №9.
2001. Рассказ «Нездешний», ж-л «Знамя», №1.
2002. «Из двух книг», ж-л «Знамя», №9.
2006. Очерк «Кумир» о Солженицыне, «Еврейская газета», №№ 43–44, 45–46, 47–48.
23 декабря 2009. Бакланов скончался в возрасте 86 лет. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Некролог: https://www.svoboda.org/a/1912033.html