Г н волков рассказы детские в картинках

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СКАЗКАМИ

И ПРИТЧАМИ Г.Н.Волкова

Приобщение детей к традициям, к  культуре своего края, знакомство с великими личностями своего народа осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента» («Тымарсӑр йывӑҫ ҫук, никӗс ҫук»). Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений

Народная художественная культура — это концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, литературы, труда и быта. Это мировоззренческие, нравственные  и этические  ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность. Этнопедагогика является неотъемлемой частью знакомства с народной культурой.

 Однако в силу многих причин возникает необходимость популяризации идей этнопедагогики, формирования этнокультурной компетентности обучающихся. Создается критическая ситуация, при которой  мы можем через некоторое время лишить  современное и последующее поколение ценнейшего  достояния  народной   культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями  и творческим опытом прошлых поколений. Изучение биографии и творческого наследия академика РАО Г.Н.Волкова позволяет решить ряд актуальных проблем.

Представленная методическая разработка «Игра-путешествие по сказкам и притчам Г.Н.Волкова» содержательно вовлекает дошкольников в исследование творчества академика РАО Г.Н.Волкова.

Цель составления методической разработки: поддержание образовательного процесса в ДОУ по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественной культуре чувашского народа, изучение и популяризация этнопедагогических идей Г.Н.Волкова.

Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей и взрослого в процессе игры-викторины.

Форма развития детской деятельности: совместная игровая познавательная деятельность.

Интеграция образовательных областей и видов деятельности детей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное и речевое развитие.

Обоснование особенностей и новизны работы: особенностью методической разработки является осуществление национально-культурных особенностей организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; новизна заключается в вовлечение дошкольников в процесс активного познания деятельности Г.Н.Волкова.

Возрастная категория: старший дошкольный возраст.

Ожидаемый результат:

Знакомство детей со знаменитым соотечественником.

Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, формирование этнокультурной компетентности на основе национальной культуры.

Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, приобщение к литературе.

Цель: воспитание интереса и любви у детей к культуре и традициям народа на основе ознакомления с творчеством академика РАО Г.Н.Волкова.

Задачи:

Развивать у старших дошкольников интерес к культуре и традициям своего народа,  знакомить со знаменитыми соотечественниками;  обогащать знания старших дошкольников о литературе.

Учить устанавливать причинные связи, делать выводы, развивать умение сравнивать и мыслить логически, развивать воображение, фантазию, творческие способности, обогащать речь и словарный запас.  

Воспитывать у детей культуру межэтнического общения.

Оборудование: портрет Г.Н.Волкова, карта Чувашской Республики, картина (Дои и сад), изображение членов чувашской семьи, предметные картинки, листы бумаги и карандаши для рисования, стихотворения авт.Антоновой Е.В. «Г.Н.Волкову посвящается», «Земля Чувашская».

Предварительная работа: краткое знакомство с биографией Г.Н.Волкова; чтение детских произведений Г.Н.Волкова «Садовник и сынвоья», «Тимерке», «Разбитый горшок», «Прохлада и тень»; знакомство с символами чувашского орнамента.

Ход реализации игры-викторины

Введение в игровую ситуацию.

Выразительное чтение детьми стихотворения «Г.Н.Волкову посвящается»:

1 ребенок: Он Педагог – с великой буквы,

Учитель он – с большой,

В его руках – гранит науки,

А сам – чуваш простой.

2 ребенок: Его труды — венец творенья

В духовной нише естества.

Народ он чтил, и вдохновенье

Нам светит от великого Отца.

3 ребенок: Он – гражданин почетный наш,

Он — самый лучший педагог!

Геннадий – славный человек!

И главный этнопедагог! (Антонова Е.В.)

Рассматривание портрета Г.Н.Волкова и карты Чувашской Республики.

Ответы на вопросы:

Педагог: Ребята, а вы знакомы с Геннадием Никандровичем Волковым?

Дети: Да, это наш земляк, известный академик.

Педагог: А где родился Г.Н.Волков?

Дети: Г.Н.Волков родился в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашии.

Педагог: Найдем это село на карте нашей республики.

Дети ищут с.Большие Яльчики и отмечают его на карте.

Педагог: Молодцы! Геннадий Никандрович родился в этом селе осенью, 31 октября 1927 года. Мы с вами читали его сказки и притчи. Предлагаю поучаствовать в викторине.

Совместная деятельность по заданиям игры-викторины.

1 сказка «Садовник и сыновья».

Педагог: где спрятал старый садовник сокровища? Попробуем найти это место на картине.

Дети рассматривают картину и находят сад.

Педагог: нашли ли сыновья сокровища? Почему?

Ответы детей: Сыновья перерыли весь сад. Но сокровища не нашли, потому что их там не было.

Педагог: чему учит нас эта сказка?

Ответы детей: Богатство – объединение усилий, сокровище – дружная работа.

2 сказка «Тимерке».

Педагог: сколько лет было мальчику Тимерке? Выложите цифру из снежинок или из цветов. Подумайте, что нам подходит.

Дети выкладывают цифру 7 из снежинок.

Педагог: почему мы взяли снежинки?

Дети отвечают, что действие сказки проходило зимой.

Педагог: рассмотрите героев сказки. Назовите их на русском языке.

Дети отвечают: сын, невестка, дедушка, внук.

Педагог: как можно назвать героев сказки на чувашском языке?

Ответы детей: ывӑл, кин, асатте, мӑнук (или атте, анне, асатте, ача)

Педагог: чему учит нас эта сказка?

Ответы детей: старикам окажешь почет – и сам долго проживешь, стариков введешь в нужду – и сам испытаешь беду.

Педагог: сказки и притчи Г.Н.Волкова собраны в книге «Дуб и солнце».

Физкультминутка «Дуб (Юман)»

На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания — руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания — руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!

3 сказка «Разбитый горшок».

Педагог: в сказке «Разбитый горшок» старуха мечтала продать горшок с молоком. А что же она хотела купить? Предлагаю выложить последовательность ее покупок.

Дети вкладывают предметные картинки.

Педагог: чему учит нас эта сказка?

Ответы детей: Мечта как глиняный горшок – скорее разбивается, чем сбывается.

4 сказка «Прохлада и тень».

Педагог: кто разрешил спор прохлады и тени? Нарисуйте отгадку символом чувашского орнамента.

Дети рисуют солнце.

Педагог: чему учит нас эта сказка?

Ответы детей: Без матери света, солнышка, нет сияния, нет и теней.

Подведение итогов игры-викторины.

Педагог: сказки Г.Н.Волкова – это целая жизнь, мудрый мир, который учит нас быть добрее, внимательнее, заботливее друг к другу, уважать, любить родных и близких.

Какая сказка вам понравилась больше всего?

Ответы детей.

Выразительное чтение стихотворения «Земля Чувашская» детьми:

1 ребенок: С высоты полета солнце

На Чувашию глядит.

Лучики свои в оконце

Распростерло и хранит:

2 ребенок: Землю Чувашскую,

Народ работящий,

Силу и дух этой земли,

Веру в любовь свою настоящую,-

Все это, солнышко наше, храни!

3 ребенок: Наша земля трудолюбием славится,

Мощью и силой своих городов,

В руках народа железо плавится,

Стоять за землю свою готов!

4 ребенок: Солнышко смотрит с небес, улыбается,

Ласково греет, лелеет, хранит.

Много веков наш народ развивается,

Землю Чувашскую боготворит! (Антонова Е.В.)

Литература

Кил илемĕ : [калавсем, юмахсем, очерксем: кĕçĕн тата вăтам çулхи шкул ачисем валли] / [И. А. Алексеев, З. И. Чернова ÿнерçисем]. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2007. –127 с.

Педагогика жизни. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1989. – 334 с.

Чувашская этнопедагогика / С.-Петерб. гос. политехн. ун-т, Чебокс. ин-т экономики и менеджмента. – Изд. 3-е, доп. – Чебоксары: ЧИЭМ, 2004. – 487 с.

Этнопедагогика : учеб. для сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Academia, 2000. – 175 с. 

Слайд 1Человек мира –
Геннадий Никандрович Волков

Человек мира –  Геннадий Никандрович Волков


Слайд 2«Если хочешь, чтобы тебя помнили год – сей пшеницу, если хочешь,

чтобы тебя помнили 10 лет – сажай дерево, а если хочешь, чтобы тебя помнили 100 лет – обучай народ».

Чувашская мудрость

«Если хочешь, чтобы тебя помнили год – сей пшеницу, если хочешь, чтобы тебя помнили 10 лет –


Слайд 3Геннадий Никандрович Волков
(1927 – 2010гг. )
Один из старейших членов Академии педагогических

наук;
Один из основателей Российской Академии образования;
Заслуженный деятель науки РФ;
Почетный гражданин Республики Калмыкия и ЧР;
Заслуженный учитель ЧР;
Заслуженный деятель науки Республики Калмыкия, Тыва ;
Заслуженный работник образования Республики Саха;

Г. Н. Волков

Геннадий Никандрович Волков (1927 – 2010гг. )Один из старейших членов Академии педагогических наук;Один из основателей Российской Академии


Слайд 4Почетное звание «Учитель учителей» Якутии;

«Отличник народного образования Кыргызстана»;

Почетный доктор Эрфуртского университета.

Почетное звание «Учитель учителей» Якутии;  «Отличник народного образования Кыргызстана»;  Почетный доктор Эрфуртского университета.


Слайд 5Г.Н. Волков – великий этнопедагог, родился 31 октября 1927 года в

селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.
В разные годы работал учителем в школах Казани и Чебоксар, воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Много лет трудился в разных вузах страны.

Г.Н. Волков – великий этнопедагог, родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в


Слайд 6Геннадий Никандрович Волков «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский),
«Ушинский наших дней» (Ю.

Глющенко),
«гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов).

Геннадий Никандрович Волков «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский),  «Ушинский наших дней» (Ю. Глющенко),  «гуманист, национальный герой»


Слайд 7Г.Н. Волков — первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой

медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в распространении русского языка и русской культуры в духе германо-советской дружбы»

Г.Н. Волков - первый и единственный из нерусских педагогов награжден Золотой медалью Гердера «за выдающиеся заслуги в


Слайд 8«Золотое правило этнопедагогики – без памяти – нет традиций, без традиций

– нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».
Г.Н. Волков

«Золотое правило этнопедагогики – без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры –


Слайд 9Г.Н. Волков – автор более 1000 публикаций, в том числе около

50 монографий .
Им подготовлено свыше 100 докторов и кандидатов педагогических наук.

Г.Н. Волков – автор более 1000 публикаций, в том числе около 50 монографий .  Им подготовлено


Слайд 10Г. Волков о своих учениках: «Я думаю, что у меня лучшие

ученики. Ни у кого из докторов, профессоров, академиков таких учеников нет, как у меня. У меня, извините, нет «блатных», мои ученики — умные труженики».

Г. Волков о своих учениках: «Я думаю, что у меня лучшие ученики. Ни у кого из докторов,


Слайд 11Г. В. Волков — член редколлегии ведущих педагогических журналов России:
«Педагогика»
«Народная школа»
«Сельская

школа»
«Образование в мире – мир образования»
«Домашнее воспитание»
«Престижное воспитание» и др.

Г. В. Волков - член редколлегии ведущих педагогических журналов России:«Педагогика»«Народная школа»«Сельская школа»«Образование в мире – мир образования»«Домашнее


Слайд 12Труды Г. Волкова – это гимн любви к человечеству:
«Этнопедагогика»;
«Дуб и солнце:

хрестоматия о нравственном воспитании»;
«Созвездия земли: избранная педагогическая публицистика»;
«Обыкновенное дело педагога: избранные сочинения»;
«Этнопедагогика чувашей»;
«Судьба патриарха» и др.

Труды Г. Волкова – это гимн любви к человечеству:«Этнопедагогика»;«Дуб и солнце: хрестоматия о нравственном воспитании»;«Созвездия земли: избранная


Слайд 13«Этнопедагогика чувашского народа» – величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа»

П. Хузангай

«Этнопедагогика чувашского народа» – величественная энциклопедия духовной жизни чувашского народа»


Слайд 14«Не думаю, и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится

еще один педагог, равный И.Я. Яковлеву по силе влияния на народ.
Я. Ухсай

«Не думаю, и не надеюсь, что после тебя у чувашей появится еще один педагог, равный И.Я. Яковлеву


Слайд 15Г.Н. Волков: «Родина там, где любят вас»

Г.Н. Волков: «Родина там, где любят вас»


Слайд 16Адель Ефейкина. «Портрет Г.Н. Волкова». 1960-е годы

Адель Ефейкина.


Слайд 17Работу выполнила:

Ильина Алиса Юрьевна

Работу выполнила:  Ильина Алиса Юрьевна


Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Наталия Геннадьевна Волкова
Чур, я вожу!

Рассказ первый
Как появились летучие рыбы?

Папа сказал, раз я уже в третьем классе, то он отдаёт мне свой старый телефон. До этого у меня был простенький такой, по нему только звонить можно было. А папин – современный, там много функций всяких. Ну, я тут же стала разные программы пробовать. Установила «Мессенджер», как у Маринки, и давай ей писать:

«Что делаешь?»

«Уроки. А ты?»

«А мне лень».

«Лень-пельмень!»

Так мы весь вечер и переписывались, и я совсем забыла, что нам задали кхмерскую сказку к завтрашней литературе пересказать. А когда вспомнила, уже надо было спать ложиться.

«Ладно, – подумала я, – завтра за завтраком прочитаю».

Но назавтра я проспала. Еле-еле успела к первому уроку.

«Ладно, – думаю, – на большой перемене время будет».

Но на большой перемене такое было! Глеб, оказывается, пришёл в школу со своими жуками в баночке. Они у него там под марлей сидели. Сначала он всё носился с ними, а потом на подоконник поставил и стал что-то Мишке Сёмкину объяснять. Руками размахивал, ну и столкнул банку на пол случайно. Марля в сторону отъехала, и жуки стали из банки вылезать. Мы, конечно, сразу кинулись их ловить и обратно в банку запихивать. Но когда Глеб их пересчитал, оказалось, что один всё-таки сбежал куда-то. Мы его везде искали – так и не нашли. Глеб закручинился, а Маринка его успокаивала:

– Ничего, зато теперь твой жук в школе образованным станет. Полетает по школе – все предметы выучит.

– Мои жуки не летают, – пробурчал на это Глеб.

В общем, про кхмерскую сказку из-за этих жуков я опять забыла. Хорошо хоть в начале урока Марина Владимировна Глебу разборку устроила, мол, зачем он жуков в школу притащил. Пока они разбирались, я успела почти всю сказку прочитать. А она интересная оказалась, я так зачиталась, что даже не сразу услышала, когда Марина Владимировна сказала:

– Оля нам сейчас сказку перескажет.

– Марина Владимировна, но я ведь на прошлом уроке отвечала, – попыталась выкрутиться я.

– А мы хотим воспользоваться случаем и послушать тебя ещё раз – правда, ребята?

Конечно, они воспользуются случаем: не их же вызывают!

И вот я у доски. Сзади кто-то уронил на пол учебник – хлобысть! И мне сейчас такой же «хлобысть» будет. Делать нечего, буду рассказывать медленно-медленно. Может, им надоест слушать и меня отпустят?

– Оля, ты что, в памятник превратилась? Рассказывай!

– «Откуда появились летучие рыбы», кхмерская сказка, – объявила я торжественно и, чтобы потянуть время, добавила: – Кхмерский народ очень древний. И сказки у них древние, тягучие. Тянутся, тянутся…

– Ты-то хоть не тяни, Ольга, давай сразу к сказке!

– Жили-были, – начала я, – два брата. У одного жена была работящая, а у другого – ленивая. Ну, вы ведь знаете, как это бывает, – вопросила я у класса, – один, например, весь день уроки делает, а другой играет.

– Знаем-знаем, – перебила Марина Владимировна, – ближе к делу!

– Ну вот. Та, что работящая была, однажды говорит мужу: «Что это мы всё работаем, а живём бедно? Давай возьмём кокосовые миски и пойдём из моря воду вычерпывать. Как всю вычерпаем, на дне морском насобираем себе жемчуга». Так они и сделали. Пойдут, одну миску зачерпнут – выльют. Пойдут, вторую миску зачерпнут – выльют. Пойдут, третью миску зачерпнут – выльют. Пойдут…

Но на пятой миске меня Марина Владимировна опять перебила:

– Давай, Смирнова, короче!

– Тут к ним краб на берег выполз. Увидел, что они делают, и испугался. Поплыл к морскому царю – Дракону докладывать, что скоро в море совсем воды не останется. Дракон пришёл в ужас и повелел всем морским жителям взять по жемчужине и отнести мужу с женой, только бы их в покое оставили. Так и разбогател работящий брат.

Я остановилась и смотрю на Марину Владимировну. Думаю: сейчас она мне скажет: «Молодец. Пять. Садись». И кого-нибудь ещё вызовет дальше рассказывать. А она вдруг говорит:

– И что же дальше было?

Ну, настал мне конец. Я ведь конец сказки прочитать не успела.

– А ленивая жена второго брата, глядя на богатство родственников, тоже захотела разбогатеть. Взяли они с мужем тыквенные миски и тоже к морю пошли. Зачерпнула ленивица одну миску – вылила. Зачерпнула вторую – вылила. А дальше ей лень стало, она и говорит: «Что-то я устала. Отдохнуть надо».

Я замолчала.

– И что дальше? – снова спросила Марина Владимировна.

– Я устала. Передохнуть надо, – медленно повторила я, потому что больше мне сказать было нечего.

– Это мы уже поняли, что ты устала, – нахмурилась Марина Владимировна, – но откуда всё-таки взялись летучие рыбы?

Этого я не знала. И мне оставалось только ещё раз повторить последнее прочитанное:

– Я устала. Отдохнуть надо.

Марина Владимировна приблизилась ко мне:

– А рыбы-то, рыбы почему летали?

– И-и-и-и! – вдруг завизжали девочки на последних партах. – Они летают! Летают!

Мы с Мариной Владимировной одновременно оглянулись и увидели, что банка с жуками лежит на полу перевёрнутая, а из неё опять во все стороны ползут, бегут и летят Глебкины жуки.

– Простите, я случайно локтем столкнул, – виновато оправдывался Глеб.

– Значит, так, – сказала покрасневшая Марина Владимировна, – ты, Глеб, собираешь свою летучую живность и идёшь со мной к завучу. А с твоей летучей живностью, Смирнова, мы разберёмся на следующем уроке.

– Это жукам интересно стало, о чём там Оля у доски рассказывает, вот они и научились летать, – объяснил Глеб, проходя мимо моей парты, и подмигнул мне.

А я бросилась сказку дочитывать. Оказывается, после того, как ленивая жена сказала, что устала, муж на неё сильно рассердился и окатил её водой, она его тыквенной миской стукнула, а он её обозвал «лень-олень», а она его – «каракатицей». А морским животным так любопытно стало, что они все на берег повылезали, смотрели на них да со смеху покатывались. А маленьким рыбкам плохо видно было, и поэтому они из воды выпрыгивали и так и зависали, чтобы лучше всё разглядеть. С тех пор в тех краях и появились летучие рыбы.

Видимо, так же, как у нас в школе с того дня появились летучие жуки.

Рассказ второй
Как мы с Глебом подружились

С Глебом мы дружим ещё с колясок, как говорит мама. Конечно, сами мы не помним, как мы в колясках дружили, скорее всего, просто смотрели друг на друга и глазами хлопали. И первое, что я про Глеба помню, это как он меня из ямы вытащил. Тогда можно было ещё гулять на стадионе «Металлург». На верхнем поле была детская площадка, но разве интересно всю прогулку на площадке сидеть?

– Пошли, – крикнул Глеб, – я внизу настоящую пещеру видел, заглянем внутрь?

Он уже тогда был бесстрашный какой-то. Я вот не могла взять и уйти от мамы непонятно куда, поэтому я оглянулась, чтобы хоть махнуть ей, мол, мы сейчас, на одну минуточку. Но Глеб уже тянул меня вниз с холма, пришлось быстрее перебирать ногами, ведь когда тебя несёт вниз по склону, твои ноги становятся будто не ногами, а колесом, и тут главное не думать, какую ногу вперёд ставить, какую назад, а то точно костей не соберёшь. И вот я докатилась вниз на этих колёсных ногах, а остановиться не могу, тормоз не работает.

– Стой, стой! – кричит сзади Глеб, а я всё качусь и качусь и даже не заметила, что впереди яма. А когда заметила – было поздно. В последний момент я всё-таки затормозила, как мне папа говорил, когда учил кататься на роликах: не можешь остановиться – падай на попу. Ну, я и упала, только по инерции меня пронесло вперёд, и я прямиком скатилась в яму. Хорошо, что там неглубоко было. И мягко. Как потом сказала мама, это мне крупно повезло, что котлован вырыли, а трубы положить ещё не успели, так что я просто съехала по скользкой глиняной стенке на спине да так и застыла в шоке. Помню, видела над собой небо и тополиные ветки как будто в рамочке, которая из края ямы получилась. И я впервые тогда подумала, что можно сделать фотографию на память: надо только глазами быстро-быстро моргнуть – хлоп-хлоп – и кадр на всю жизнь останется. Моргнула – и готово: щёлк! Но кадр с небом и тополем испортил Глеб: когда я глаза распахнула, перед ними нагло маячила голова Глеба в вязаной полосатой шапочке с помпоном.

– Ты умерла? – участливо поинтересовался он.

Так вот и хранится у меня в голове эта фотография: небо, ветки и полосатая Глебкина шапка. Наверное, единственный стоп-кадр, получившийся от потрясения, потому что потом всё закрутилось с бешеной скоростью: Глеб выдавал одну идею за другой, как меня из ямы вытаскивать. Поскольку рукой до меня он не дотягивался, то стал искать, чем меня можно было бы подцепить. Лучше всего подошла бы длинная верёвка или, на худой конец, палка, но ничего подобного вокруг не валялось. Всё-таки строители – совершенно непредусмотрительные люди: выкопали яму посреди дороги, так уж извольте рядом верёвку положить, чтоб можно было из неё выбраться! Я уже хотела Глебу сказать, чтоб маму позвал, но тут он стукнул себя по лбу:

– Никуда не уходи! – крикнул он и куда-то рванул.

Ага, уйду я, как же… А вдруг он меня бросил? Это я сейчас знаю, что Глеб, какой бы сумасшедший он ни был, никогда тебя не бросит в беде. Он, конечно, может немножко про тебя забыть, если, например, пожарную машину увидит. Откроет рот и будет глазеть. Но потом вспомнит, конечно, что Оля в яме сидит, и прибежит на помощь. Но тогда я этого ещё не знала и перепугалась, что так и проведу остаток своих дней в этой яме совершенно одна. К счастью, в тот день никакой пожарной машины поблизости не было, и Глеб очень быстро вернулся с деревянным ящиком в руках.

– Поберегись! – крикнул Глеб и швырнул в меня ящик. Ну, чтоб уж наверняка: раз не убилась во время падения, добьём её ящиком.

Хорошо хоть реакция у меня даже в нежном дошкольном возрасте была стремительная. Я успела откатиться в сторону.

– Карабкайся на ящик, – скомандовал Глеб, и я вскарабкалась. Глеб лёг на живот и протянул мне руку. Сейчас-то я думаю, что вот эту фотографию и надо было мне сохранять на память, но тогда было не до того. Наши мамы уже бежали с горки вниз, что-то кричали нам, потом на нас, потом обнимали, вытирали и снова кричали. А я стояла, смотрела на Глеба и понимала, что всё: это дружба на века.

Рассказ третий
ОМГ

А с Маринкой мы подружились уже в школе. Тоже при необычных обстоятельствах. То есть учились-то мы в одном классе с первого сентября, но как-то не замечали друг друга, пока однажды Глеб не сказал мне на переменке:

– Слышь, в кабинет биологии кроликов привезли, побежали смотреть?

Нет, конечно, я на пару секунд засомневалась и даже пыталась Глебу возразить, что, мол, не разрешено нам, первоклашкам, на третий этаж бегать. Но Глеб меня добил аргументом:

– Они пушистые, и у них розовые носы.

Мы побежали к боковой лестнице, по которой распространялся запах сосисок из столовой, потому что только что накрыли столы и все наши уже строились парами, чтобы чинно идти на завтрак. Мы с Глебом тоже встали в самый хвост колонны, и учительница Марина Владимировна даже посчитала нас по головам. Но когда колонна тронулась в столовую, мы сначала немного отстали, а потом развернулись на 180 градусов и рванули по лестнице вверх. Это было так здорово – чувствовать свободу и бежать совсем не туда, куда тебя ведут. Или как ехать на роликах и петлять, огибая пешеходов, и думать: вот что я могу, вот какая скорость мне доступна, а им всем, кто идёт пешком, – нет! Или как полёт. Но в тот раз полёт наш продолжался недолго, потому что уже на третьей ступеньке дорогу нам преградила Маринка.

– Куда это вы? – спросила она строго.

Маринка была выше нас на голову, она всегда всё знала и постоянно тянула руку на уроках. Учителя её обожали, давали ей читать стихи на всех линейках и праздниках, выбирали для участия в олимпиадах. И как вы думаете, кого пронёс одиннадцатиклассник по кругу в школьном дворе на первое сентября? Ну конечно, Маринку! А ведь можно было выбрать кого-нибудь поменьше и полегче. Ту же Свету Колпакову, например. Но у Маринки было преимущество: очки. Из-за них она выглядела взрослой и серьёзной.

– Нам же не разрешается одним на верхние этажи ходить, – с вызовом сказала она.

– Просто так не разрешается, – тут же выпалил Глеб, – а мы кроликов смотреть.

У Глеба был такой решительный вид, что Маринка посторонилась и пропустила нас, а когда мы уже были на втором пролёте, вдруг крикнула вдогонку:

– Подождите, я с вами!

К кабинету биологии мы крались, осторожно прячась за спинами прогуливающихся учеников. В общем-то, наша вылазка прошла удачно: рядом с кроличьими клетками никого не было и мы даже смогли погладить пушистые спины через прутья решётки, а кролики щекотно и мокро тыкались нам в ладони розовыми носами.

Перемена пролетела незаметно, и звонок обрушился на нас неожиданно, никогда бы не подумала, что он такой оглушающий, – казалось, даже клетки с кроликами звенели каждым своим прутиком. Мы выскочили из класса и стали пробиваться сквозь лавину старшеклассников обратно к лестнице. Но у самого выхода нас уже поджидала гроза всей школы – учительница немецкого Вера Васильевна.

Про Веру Васильевну знали даже первоклассники, хотя немецкий у нас должен был появиться только в третьем классе. Про неё говорили, что знания она вбивает в головы учеников в прямом смысле слова. И мы даже на втором этаже не раз слышали грохот кидаемых на пол стульев и крики на немецком языке. Наша Марина Владимировна тогда усмехалась и говорила:

– Вот так надо в вас математику вколачивать, как Вера Васильевна немецкий, а я слишком добрая, так что цените.

Мы её очень ценили, но ещё больше боялись невидимую Веру Васильевну. И вот теперь мы буквально врезались ей в живот на полном ходу. Она даже не шелохнулась. Глеб попытался обогнуть её сбоку, но она схватила его за шиворот и поставила перед собой.

– Так-так-так… – пропела она с улыбкой. Правда, глаза её не улыбались. – И что это три первоклассника делают на четвёртом этаже одни?

В голосе её чувствовалась угроза, и мы с Маринкой втянули шеи в плечи и рассматривали потёртый линолеум на полу.

– Там кролики…

– Ах, кролики? – Вера Васильевна сузила глаза и приблизилась к нам вплотную. – Марш ко мне в кабинет!

Я оглянулась на Маринку: лицо у неё было красное, и казалось, что она вот-вот расплачется. Глеб шёл в кабинет, как революционер на казнь, с высоко поднятой головой. А я плелась последней и думала, что теперь у нас будут огромные неприятности. Вера Васильевна выстроила нас шеренгой в конце кабинета рядом с ведром и шваброй и велела так стоять весь урок. На нас сочувственно оглядывались семиклассники, а один рыжеволосый верзила с последней парты украдкой оглянулся и подмигнул нам:

– Влипли, бедолаги?

В тот раз мы сполна оценили методы преподавания Веры Васильевны. Пару раз, когда кто-то не мог проспрягать немецкий глагол, она со злости швыряла на пол тряпку, а однажды так разозлилась из-за неправильного употребления времени, что стукнула кулаком по гвоздю в стене, забив его по самую шляпку.

Когда прозвенел звонок с урока, она подозвала того самого рыжего верзилу с последней парты и велела ему отвести нас к Марине Владимировне и объяснить, почему мы отсутствовали.

– Кто разрешил вам ходить на четвёртый этаж? – шумела на нас Марина Владимировна. – Кому из вас троих пришла в голову эта идея?

Глеб уже открыл было рот, чтобы во всём признаться, но так и остался стоять с разинутым ртом, потому что его опередила Маринка:

– Это я, – вдруг сказала она, – я услышала, что в кабинет биологии привезли кроликов, и позвала Олю с Глебом.

Марина Владимировна недоверчиво посмотрела на лучшую ученицу, потом взяла Маринкин дневник и красной ручкой накатала там замечание на полстраницы.

– И скажи маме, чтобы расписалась, – велела Марина Владимировна, возвращая дневник.

– Зачем ты наврала? – искренне удивлялся Глеб, пока мы переодевались, но Маринка вместо ответа только легонько хлопнула его дневником по голове.

Этот же дневник она вручила маме через пару минут на улице, а мама, прочитав послание Марины Владимировны, только и сказала с королевским британским произношением:

– Оh my God! ОМГ – если сокращённо.

И тут же перевела для нас с английского:

– Боже мой!

Хотя ОМГ можно расшифровать и по-другому: Оля, Марина, Глеб. Это уж как вам больше нравится.

Рассказ четвёртый
Контактный зоопарк

Вова Картошкин пригласил нас всех троих на день рождения. Он даже открытки всем написал:

«Приглашаю в воскресенье на день рождения. В конце – контактный зоопарк».

– Это значит, что там будут разные животные и их всех трогать можно, – пояснил он нам уже на словах.

В воскресенье мой папа привёз нас к детскому клубу и выгрузил из машины вместе с подарками.

– Кто пришёл поздравить Вову, заходите, – сказала тётя-девочка в оранжевом парике.

Нас выстроили в две колонны, и мы на скорость бегали и прыгали на одной ножке, с размаху садились на шарики, чтобы лопались, и носили воду в ложке. Лично у меня очень быстро закружилась голова, и я присела на стульчик отдохнуть. Я уже мечтала о том, чтобы скорее вынесли торт и всё закончилось, но тут как раз музыка стихла и из боковой двери появилась ещё одна тётя в длинном бархатном платье и шляпе с вуалью. Она вывела на поводке голубого козлёнка. Мы все сразу же замолчали и ошеломлённо уставились на чудо природы. Голубой козлёнок! Это же почти Голубой щенок из мультика. Козлёнок стоял и смотрел на нас совершенно человеческими глазами. У него был нежный розовый нос и мягкие губы, которыми он постоянно шевелил. Может, хотел нам что-то сказать? Нас попросили сесть на пол полукругом, а тётя в вуали вытащила из-за кулис два блестящих обруча и стала щёлкать перед козлёнком пальцами. Он ещё немного пожевал губами, а потом прыгнул в кольцо. Вокруг все зааплодировали. А я смотрела на этого козлёнка, и как-то мне было не по себе. Я оглянулась на Глеба. Он не улыбался, а сосредоточенно смотрел, как козлёнок смешно вскидывает копытца и опускает голову с голубыми рожками.

– А почему он голубой? – вдруг громко спросил Глеб.

– «Всюду слышу за собой: ах, зачем я голубой?» – весело пропела тётя в вуали и, подмигнув Глебу, позвала его к себе. – Хочешь дать ему морковку?

Глеб взял морковку и дал козлёнку. Тот аккуратно потянул её зубами и ещё сильнее зашевелил губами. У козлёнка был такой странный вид, как будто он пришелец с другой планеты, где обитают зелёные волки, красные крокодилы и голубые козы. А может, его вывели учёные-биологи в специальном институте, и поэтому он получился таким необычным?

– Можешь его погладить, голубой цвет приносит удачу. Помнишь ведь птицу счастья? Та вообще была синей, – нежно сказала тётя.

– Но ведь, – не успокаивался Глеб, – голубых козлов в природе не бывает!

– А этот вот такой уродился, – снова засмеялась завуалированная тётя.

– Не мешай, Глеб, – зашикали на него со всех сторон, – пусть выступает.

Глеб поплёлся на своё место, а тётя в бархатном платье бархатным голосом произнесла:

– А сейчас мои помощники вынесут на сцену невиданное животное, приехавшее к нам из самой Южной Америки. Это животное медленное-медленное, у него толстый панцирь. Ну-ка, кто догадается, кто это?

– Черепаха! – закричали все.

Из-за кулис появились два крепких дядечки. Они сгибались под тяжестью большущей черепахи, которую водрузили в центре зала рядом с голубым козликом. Мы все, конечно же, сразу устремились на сцену, но тётя в вуали жестом остановила нас и вернула на свои места.

– Сейчас вы по одному будете выходить на сцену, вставать ногами на панцирь черепахи, а вас будут фотографировать. С козлёнком тоже можно фотографироваться, – объявила тётя.

Все выстроились в длинную очередь, и когда первая девочка, Наташа Соколова, подошла к черепахе, два дядечки-помощника ловко подхватили её под руки и поставили на черепаху. Хотя Наташа была совсем не толстая, черепаха под её весом даже присела и затравленно втянула голову в панцирь.

– Это она с непривычки, – объяснила тётя в вуали, – не волнуйтесь, у неё очень толстый панцирь, она ничего не чувствует.

Но когда третий по счёту мальчик встал на черепаху, Глеб, который до этого напряжённо наблюдал за всем, что происходит на сцене, наконец не выдержал:

– Да вы посмотрите, – почти заорал он, – как же она не чувствует, когда она аж прогнулась вся! У неё ноги уже подкашиваются и глаза несчастные. И козлик ваш голубой… никакой он такой не уродился! Вы его сами покрасили. Вредной краской.

– Почему это вредной? – обиделась тётя в вуали. – Мы только безвредной краской красим.

И тут мы все, как по команде, окружили черепаху и стали гладить её толстый шероховатый панцирь. Этой черепахе было, наверное, лет двести. Она смотрела на нас своими мудрыми глазами, с опаской высовывая только кончик носа из-под панциря. Что она успела повидать в своей Южной Америке, пока её ещё не возили по детским дням рождения? Может, она даже настоящих индейцев видела? Апачей? И Амазонку? Может, на её панцире сидели огромные разноцветные какаду или длинноносые туканы? Я представила, как она лежала на солнце, вытянув лапы и голову. Черепахи ведь холоднокровные, им много солнца надо.

– Ну что? Никто не будет фотографироваться? – обиженно распихивая нас, протянула тётя в вуали.

И тут к нам подошла Вовина мама. Она отвела тётю в сторону и что-то ей сказала, после чего та ушла за кулисы и увела за собой голубого козлёнка. А Вовина мама села с нами на пол, обняла Глеба за плечи и говорит:

– У меня в детстве была черепаха, Дуня. Но однажды я её вынесла погулять в парк, и она сбежала. Я её везде искала, но она так и не вернулась. Кто знает, может, это её родственница?

Мы все окружили черепаху и смотрели в её мудрые глаза, а она смотрела на нас. И мы все, я точно знаю, почувствовали себя такими маленькими, и даже Вовина мама снова увидела себя девочкой по сравнению с этой черепахой, которой, наверное, двести лет. И которая, наверное, видела настоящих индейцев.

      Волков Геннадий Никандрович (Кашкăр Хуначи) родился 31 октября 1927 г. в селе Большие Яльчики Яльчикского района ЧАССР. В 1949 г. Геннадий Никандрович окончил математическое отделение Чувашского государственного педагогического института, в 1952 г. – аспирантуру при кафедре педагогики Казанского государственного педагогического института. С 1952 г. он начинает работать: в Чувашском государственном педагогическом институте – старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, старшим научным сотрудником; в Министерстве народного просвещения РСФСР – заведующий сектором НИИ национальных школ; в Государственном институте семьи и воспитания – заведующим лабораторией; преподавателем в Эрфуртской высшей педагогической школе.

За годы работы в институте в 1954-1967 гг. Г. Н. Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни – все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения. Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по нашему, еще очень нужное для исследователей качество – это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений. 

В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957 г.), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил юных читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества. 

В 1958 г. выходит книга доцента Г. Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая (положительно встреченная специалистами) положила начало новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. В 1967 г. защищает докторскую диссертацию, основой которой стала его книга «Этнопедагогика чувашского народа». 

Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество – это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него – мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы – символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них – трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы – многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые. 

Г. Н. Волков награжден золотой медалью Гердера, медалями К. Д. Ушинского,          Я. А. Коменского, «Заслуженный учитель Чувашской АССР», отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Чувашской Республики. 

Имя и дела чувашского ученого-педагога профессора Геннадия Никандровича Волкова известны далеко за пределами Чувашии. Научные труды давно получили признание ученых и учителей, ими широко пользуются не только в нашей стране, но и за ее пределами. Перу профессора принадлежат более 500 научных трудов, 27 монографий и 24 книги. Разрабатывая проблемы творческого использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в школьной практике, его работы получили высокую оценку. 

Известные работы Геннадия Волкова – критика не только о К. Иванове, Яковлеве, Сеспеле, Хузангае, Талвире, Уяре, Юхме, Терентьеве, Емельянове, но и о Ломоносове, Пушкине, Толстом, Чехове и др. О чем бы не писал он – о людях родной Чувашии, ее ученых, писателях, поэтах, воинах, людях труда, о деятелях науки, литературы, искусства, братских народов – в человеческих судьбах искал «добротное зерно» воспитания, находил его в прогрессивных традициях и обычаях, называл их «золотой колыбелью», той колыбелью, которая растит ребенка на путях братства и доброты. Им переведены на чувашский язык, обработаны и изданы сказки народов мира о дружбе, честности, трудолюбии, написаны оригинальные книги рассказов для детей, многие из которых вошли в учебные программы и школьные хрестоматии.

Основные даты жизни и деятельности

Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927 года в деревне Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в крестьянской семье, по национальности чуваш. 

1935-1942 гг. – ученик Б. Яльчикской семилетней школы. 

1942-1945 гг. – ученик Яльчикской средней школы. 

1943-1945 гг. – помощник бригадира второй полеводческой бригады колхоза имени В. И. Ленина, позднее – бригадир транспортной бригады. 

1945-1949 гг. – студент физико-математического факультета Чувашского государственного педагогического института. 

1948-1949 гг. – стипендиат ЦК комсомола им. 15-летия ВЛКСМ. 

1948 г. – занесен в Книгу Почета обкома ВЛКСМ за лучшую студенческую работу. 

1948 г. – принят в члены КПСС. 

1949-1952 гг. – годы учебы в аспирантуре по педагогике при Казанском педагогическом институте. 

1950-1951 гг. – учитель физики 6-7-х классов мужской семилетней школы № 78          г. Казани. 

1952-1954 гг. – старший преподаватель кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического института, имени И. Я. Яковлева. 

1954-1957 гг. – председатель месткома института и член Чувашского обкома профсоюза работников просвещения. 

1954 г. – защита диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 

1954-1966 гг. – доцент Чувашского государственного педагогического института имени И. Я. Яковлева. 

1961-1973 гг. – член Президиума Чувашского отделения Педагогического общества РСФСР. 

1966-1967 гг. – старший научный сотрудник ЧГПИ имени И. Я. Яковлева.

1967 г. — защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 

1967-1971 гг. — проректор Чувашского государственного педагогического института по научной работе. 

1967 г. – присуждена премия К. Д. Ушинского за монографию «Этнопедагогика чувашского народа. В связи с проблемой общности народных педагогических культур». Награжден значком «Отличник просвещения РСФСР». Присуждена ученая степень доктора педагогических наук. 

1968 г. – утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Педагогика». 

1970 г. – награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ. Награжден памятной медалью музея имени Я.А.Коменского. 

1972 г. – заведующий сектором педагогики Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР. 

1977 г. – награжден медалью К.Д.Ушинского. 

1979-1982 гг. – профессор секции педагогики и психологии Эрфуртской высшей педагогической школы имени Теодора Ной-бауэра. 

1982 г. – награжден золотой медалью Гердера «За заслуги в распространении русского языка в духе германо-советской дружбы». 

1982 г. – награжден Почетной иглой (в серебре) за деятельность по укреплению германо-советской дружбы. 

1982 г. – присвоено звание «Активист Социалистического Труда ГДР». 

1984 г. – присвоено ученое звание Почетного доктора Эрфуртской высшей педагогической школы. 

Статьи на чувашском языке:

  1. Игнатьева, А. Халӑх вӗрентӗвӗн асамлӑ мелӗсем / А. Игнатьева. – Текст : непосредственный // Чӑваш хӗрарӑмӗ. – 2015. – 8 ҫурла/август. – С. 1.
  2. Волков, А. Тете – пурнӑҫӑмӑн шанчӑклӑ тӗревӗ : тетене – Г. Н. Волков академика – асӑнса, пуриншӗн те тав туса / А. Волков. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2012. – 31 юпа. – С. 4.
  3. Васильев-Бурзуй, Е. «Чăвашсен космонавт çеç мар, педагог та пур» / Е. Васильев-Бурзуй. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2011. – 9 чӳк. – С. 3.
  4. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Пурне те ашшĕ-амăшĕн чĕлхине упрама пиллетĕп» / Г. Н. Волков. – Текст : непосредственный // Самант. – 2010. – № 1. – С. 10-11.
  5. Смирнова, Н. Хăй кайрĕ пулсан та… / Н. Смирнова. – Текст : непосредственный // Чăваш хĕрарăмĕ. – 2010. – 31 раштав. – С. 2.
  6. Абрамов, А. Педагогика улăпĕ / А. Абрамов. – Текст : непосредственный // Çамрăксен хаçачĕ. – 2007. – 2 чӳк. – С. 1-3. 
  7. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Таврăнатăп» : [Геннадий Никандрович Волков этнопедагогпа калаçни] / Г. Н. Волков. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2007. – 1 чӳк. – С. 1.
  8. Волков, А. Вĕрентекен пулма турă пӳрнĕ : [Геннадий Никандрович Волковăн ачалăхĕ çинчен шăллĕ аса илни] / А. Волков. – Текст : непосредственный // Чăваш тĕнчи. – 2007. – Чӳк (№ 9). – С. 9.
  9. Матвеева, Г. Профессор парни : [Г. Волков çырнă «Кил илемĕ» кĕнеке çинчен] /         Г. Матвеева. – Текст : непосредсвенный // Халăх шкулĕ = Народная школа – 2007. – № 5. – С. 90.
  10. Васильева, О. Тӳрĕ те ырă чунлă пулма вĕрентеççĕ : литературная критика / Ольга Васильева. – Текст : непосредственный // Хыпар. – 2006. – 18 кăрлач. – С. 3.
  11. Волков, Г. Н. Геннадий Волков: «Таврăнатăп» : [Геннадий Никандрович Волков этнопедагогпа калаçни] / Г. Н. Волков // Хыпар. – 2007. – 1 чӳк. – С. 1.
  12. Очинникова, К. Ăш пиллĕх тĕнчи / К. Очинникова. – Текст : непосредственный // Çамрăксен хаçачĕ. – 2003. – 10 кăрлач (№ 2). – С. 4.

  • Г кокорин гордость сочинение рассуждение
  • Г бакланов сведения из биографии рассказ непорочное зачатие урок
  • Г а скребицкий сказки следопыта лесной голосок
  • Вячеславович по английскому как пишется
  • Вячеславович на английском как пишется правильно