Габдулла тукай в наших сердцах сочинение

 

ЭССЕ

ТУКАЙ БЕЗНЕҢ КҮҢЕЛЛӘРДӘ – ТУКАЙ В НАШИХ СЕРДЦАХ

Выполнила ученица 2А класса средней школы №151 г.Казани

Уштанит Влада Витальевна

«На небосклоне мировой поэзии Габдулла Тукай взошёл крупной и яркой звездой, и запрокинув голову, мы сразу увидим эту звезду в созвездии А.С. Пушкина. Почему именно А.С. Пушкина? А потому, что многое роднит этих поэтов разных времён и разных языков, и мы услышим, как учащённо забьётся сердце от этого родства» — так говорил о Г. Тукае известный советский поэт Михаил Луконин.

Быть в созвездии А.С. Пушкина! Это была самая сокровенная мечта поэта. Ещё на заре творчества в 1906 году он писал:

«Моя душа близка твоей, но как различны силы!

О, если бы такой талант судьбы мне подарила!»

Может быть, именно это чувство родства помогло Г. Тукаю сделать для своего народа то, что сделал Пушкин для России. Он стал основоположником новой татарской реалистической литературы, татарского литературного языка, татарской демократической публицистики, журналистики, критики. Велика его роль и в формировании татарского языка послеоктябрьской эпохи и в особенности языка татарской современной поэзии.

Габдулла Тукай (Тукаев) прожил короткую и трагическую жизнь. Родился он 26 апреля 1886 года в деревне Кушлавуч Казанской губернии. Рано лишившись родителей, он скитался по чужим углам в деревнях Училе, Сосна, Кырлай. Пути сиротства привели его 4-летним возрасте в Казань, в дом кустаря.

В 1894 году Г. Тукай уезжает в Уральск и живет в семье дальнего родственника. Далекий степной город стал для будущего поэта своеобразным университетом. Здесь он учится в медресе, изучает языки: русский, арабский, персидский, турецкий, древнюю поэзию Востока, русскую и мировую классику. В это время и сам берется за перо.

Бурные события первой русской революции в России способствовали быстрому формированию Г. Тукая и как поэта, и как личности. В 1905 году он работает наборщиком русской газеты «Уралец», а через год – корректором, корреспондентом, фактическим редактором газет и журналов, издававшихся в Уральске на татарском языке. С вольного перевода стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок!» началось его активное литературное творчество. За короткое время имя Тукая становится известным далеко за пределами Уральска. Его приглашают издатели Оренбурга, Казани.

Осенью 1907 года Тукай едет в Казань – «очаг науки, искусства и просвещения», знакомится с передовой татарской интеллигенцией, с выдающимся татарским революционером, большевиком Х. Ямашевым, памяти которого он посвятил одно из лучших стихотворений. Здесь он работает экспедитором в книжном издательстве, сотрудничает в газете «Альислах» («Реформа»), сатирических журналах «Яшен» («Молния») и «Ялт-йолт» («Зарница»), живет в тесных холодных номерах казанских гостиниц.

Творчество Г. Тукая в Казани обогащается новыми темами, образами. Жизнь обездоленных, судьба женщины, труд рабочих казанских фабрик и заводов, судьба Родины – все волновало поэта. Любовью к Родине проникнуто стихотворение «Не уйдем!» (1907 год), в котором ярко выразился интернационализм поэта.

Г. Тукай – поэт разностороннего дарования. Он тонкий лирик, воспевающий радость большой земной любви, красоту природы родного языка, свободу и равенство всех людей на земле. Вместе с тем, он пестрый сатирик, выступающий против лжи и лицемерия правящего класса и духовенства. Вершиной сатирического творчества Тукая стала поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» (1908 год), в которой он разоблачал старый прогнивший мир – оплот фанатизма и невежества. Как поэт-публицист, он откликался на самые актуальные вопросы времени.

Г. Тукай – любимый поэт детворы. На его произведениях «Водяная», «Кисонька», «Сказка о козе и баране», «Неожиданно» и многих других воспитывалось не одно поколение.

Особую любовь снискала у детей поэма-сказка «Шурале», где образы Родины и народа запечатлены в ярких, запоминающихся красках. Не случайно она переведена на многие языки мира, её образы воплощены в музыке, живописи, балете, скульптуре.

Значительное место в творчестве поэта занимают переводы и переложения. Он переводил то, что было близко ему по духу: стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, А.В. Кольцова, Н.А. Некрасова, А.Н. Майкова, А.Н. Плещеева и других. Г. Тукай – первый пропагандист поэзии А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова среди народов Востока.

Высоко ставил он звание поэта. Долг поэта – служение народу, а подвиг его – говорить правду. До конца жизни он оставался верным своему кредо, снискав в народе имя «Правдивый Тукай».

Жизнь его оборвалась рано. Умер он от чахотки 15 апреля 1913 года в расцвете таланта. О нем как о великом поэте-демократе и гуманисте писали и говорили А.М. Горький, С.А. Есенин, А.А. Фадеев и другие.

Благодарные потомки высоко чтят память Г. Тукая. Каждый год в день рождения поэта у памятника в Казани собираются любители поэзии. Здесь они читают стихи, как бы отчитываясь перед Тукаем. В этот день присуждается республиканская премия его имени.

Праздник проходит и на родине поэта – в Заказанье. Хотя дома, связанные с детством Тукая, не сохранились, но сохранилась природа, в глубинах которой когда-то зародился дух его поэзии.

Мемориальным памятником стало село Кырлай, где он прожил в доме крестьянина Сагди: здесь постигал азы грамоты, познал крестьянский труд, познакомился и на всю жизнь полюбил народные праздники, слушал сказки о проделках Шурале и Водяной. По словам самого Тукая, в Кырлае у него «раскрылись глаза на мир, откуда начал помнить себя».

В деревне и поныне живы вековые ивы, все еще доносится журчание родника и немало тропинок, которые хранят следы поэта. Одна из них ведет к музею, открытие которого состоялось 25 апреля 1979 года. Музей расположен на берегу речушки, воспетой Тукаем. Он виден издалека. К нему можно пройти и по центральной аллее, и по аллее кудрявых берез, и по аллее «Дружбы», где с каждым годом набирают силу деревца, посаженные руками тех, кто уже здесь побывал.

Рядом с музеем – памятник поэту. Кажется, что Г. Тукай, прежде чем зайти в дом, решил немножко отдохнуть. Очень уж короткая, но слишком тяжелая была его жизненная дорога.

Родная земля! Здесь все проникнуто поэзией Г. Тукая: «овин у ручья», «степи и дороги средь полей» и даже небо, воспетое им:

«Чтоб на радостную землю поглядеть издалека,

Словно лебеди застыли в синем небе облака».

Ф.И.О. ученика

Класс

Школа

Ф.И.О. руководителя

Номинация

Уштанит Влада Витальевна

2 А

151

Уштанит Ирина Викторовна

эссе

метки: Габдулла, Тукать, Русский, Сердце, Кырлай, Деревня, Воспитание, Мещанский

Жизненный путь Габдуллы Тукая был необычайно труден. Родился он 26

апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии в семье

Мухамедгарифа Тукаева, скромного приходского муллы. Когда Габдулле было

всего пять месяцев, оцец умер. Мать вышла замуж вторично и переехала в

другую деревню. Сына она отдала бедной старушке Шарифе на временное

воспитание. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре

умерла, и маленький Габдулла остался круглым сиротой. И далее началась его

горькая жизнь » в людях «. Первым приютил мальчика старик Зинатулла из

деревни Ушле. Старик этот был родственник по материнской линии. Семья эта

будствовала. Стари Зинатулла решил избавиться от лишнего рта и отправил

Габдуллу с ямщиком в Казань. Там и передал ямщик мальчика одному

кустарю. Люди, в семье которых стал жить Габдулла , заботились как о

родном сыне. Мальчику, казалось, улыбнулось счастье. Но радость была

недолгой. Нагрянула беда, заболели хозяева. Они решили возвратить его

родственникам. Дедушка и бабушка не хотели, чтоб Габдулла снова жил с

ними. Всем говорили, что у них есть мальчишка — сирота, которого они отдали

на воспитание.

В 1892 — 1895 годы Габдулла живет в деревне Кырлай. Здесь он жил в семье, Сагди и нуждался в куске хлеба. Но и тут ему пришлось пережить тяжелые

дни.

Большую роль в жизни будущего поэта сыграла деревня Кырлай. Тукай

говорил: «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь «. Воспоминание о

Кырлае запечатлены в первых строках сказки «Шурале»., На земле он работал — сеял, жал и бронил. Именно здесь, в Кырлае,

появились первые искры его творчества, любовь к человеку и к его родине. В

1907 году он пишит стихотворение «Родной земле». Здесь Габдулла начал

учиться. В начале 1895 года (зимой) едет в семью сестры своего отца. Трудно

было Габдулле приспособиться к мещанской среде. В этом же 1895 году Тукай

начинает учиться в медресе «Мутыгия».

Революцию 1905 года он встретил положительно. Он знакомится с

некоторыми революционерами, у юноши Тукая развивается интерес к русской

14 стр., 6508 слов

Годы жизни и творчества С. Есенина

… развивалась лирика Маяковского. В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая … жизнь человека. Поездка Есенина за границу помогла ему ещё более убедиться в том, насколько высокая городская техника в условиях советской России необходима для возрождения русской деревни. 1923-1925 годы … в них. Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако не проникся верой в …

литературе. Он изучает русский язык. Овладев русским языком, он уже в 1902

году стал самостоятельно изучать русскую литературу. Он особенно увлекся

творчеством Пушкина и Лермонтова. Тукай очень любил декламировать их

стихи. Он даже переводит некоторые произведения с русского языка на

татарский. Некоторые современники рассказывают, что поэт привез с собой из

Уральска в Казань книги Пушкина как что-то самое дорогое. В 1906 году Тукай

берется за перевод стихотворений Пушкина «Узник». Немало трудностей

возникало на пути поэта, но он глубоко верил в светлое будущее, стремился

вперед, чтобы совершить новые творчиские подвиги. Тукай — поэт —

интернационалист, певец дружбы народов:

«На русской земле прожили мы след»…

«Мы — чистое зеркало прожитых лет»…

«Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить»…, Больше ста лет прошло со дня рождения поэта, много десятков лет со дня

его смерти и еще столько пройдет, а Тукая народ будет помнить всегда, и

читатель с большим интересом будет знакомиться с его произведениями. И

пусть всегда сопровождают нас его стихи, его любовь к родному краю:

Мне все вокруг отрадно, мне вскус воды знаком,

Люблю душой и телом я все в краю моем.

Сочинение на тему:

«Г.Тукай безнең күңелләрдә»

« Г.Тукай в наших душах »

Работа
ученицы 8 класса

Басыровой
Линаре

Руководитель:
Габдрахманова Р.Р.

Инша.

Г.Тукай
безнең күңелләрдә.

Халык
мәхәббәте — синең исемең,

Халык
гомере — синең гомерең!

   Габдулла Тукай…. Бармы
икән безнең арада бу олы шагыйрь турында ишетмәгән, белмәгән кеше? Тукайның
моңлы җырларын җырламаган, тылсымлы әкиятләрен тыңламаган,  шигырьләрен
яттан белмәгән бала…? Юктыр.    

   Әгәр дә дөньяда бик аз яшәп
тә, күп эшләр эшләп киткән язучылар турында сүз бара икән, аның берсе,
 һичшиксез,  Габдулла Тукай булыр. Уйлап карасаң, кызганыч тормыш,
ятимлек михнәтләрен татыган, яшьли үлеп киткән шагыйрь язмышы бигрәк аяныч.

  Тукай… Әлеге исемне ишеткәч,
күңелдә төрле хисләр туа. Башлангыч сыйныфларда укыганда «Су анасы»н
өйрәнеп, «Туган тел» шигырен ятлап,аның тормышы белән  танышкан
идек. Аның «Исемдә калганннар» әсәрен, » Шүрәле» поэмасын
укыгач, миндә Тукай иҗатына соклану тагын да артты. Тукайның ачы язмышы
белән  таныш булмаган, аның иҗатына, тормышына сокланмаган  бала
юктыр, минемчә. Язмышның рәхимсез җилләре аны бик еш сагалап йөри. Өйдән —
өйгә, кулдан — кулга күчә Тукай. Ата — анасын  яшьли югалта, ятим кала.
«Артык кашык» булып йөрергә кала аңа. Ләкин Тукай бернинди  дә
сынауларга бирешми, үз юлыннан кире чигенми. Ул үз тормышыннан бервакытта да
зарланмый.

   Дөньядан китеп барганда
Тукайга нибары егерме җиде яшь кенә булган. Шулай яшь булуына карамастан,
шагыйрь безнең йөрәккә мәңгегә кереп калган. Бөек Тукай безгә үлмәс әсәрләр
калдырган. Ул безне акыллы, тыйнак, гадел булырга өйрәтә, табигатьне, анда
булган бар тереклекне яратырга өнди. Аның әдәплелеккә, бөеклеккә, тәүфыйклыкка
өндәгән шигырьләрен һич онытырга ярамый. Нинди генә шигырьләрен укыма, гади,
аңлаешлы, хәтердә кала.

   Әйе, Габдулла  Тукай
иҗаты — серле бакча кебек, могҗизалы ил. Ул үзенә чакырып тора. Аның әсәрләре
шулкадәр кызыклы,  мавыктыргыч, хәтта аерылып булмый,укыган саен укыйсы
килеп тора. Аның иҗаты чынлап та — мәңгелек. Тукай татар милләте, татар халкы
күңелендә  бүген  дә яши һәм яшәячәк! 
Аның
иҗаты беркайчан да онытылмас, чөнки ул — бөек шагыйрь!

   Һәр татарның йөрәгендә үз
Тукае. Кемнәрдер аңа карап  гыйбрәт ала, кемнәрдер соклана, кемнәрдер
үрнәк итеп, аны бүгенге көннәрдә дә үз йөрәгендә йөртә.

Татарның
һәр соравына

                                                                        
Үз Тукае җавап бирә.

 Һәр татарның йөрәгендә

                                                                        
Үз Тукае шуңа күрә.

(Р.
Харис)

 
   Быел бөтен республикабыз, илебез халкы сөекле әдибенең 130 еллык
юбилеен билгеләп үтте. Бу барлык татар җиһанын туган телен, гадәт-йолаларын,
тиешле нәтиҗәләр чыгару өчен бик мөһим ел дияр идем мин. Чыннан да татар
әдәбияты үсешенә Габдулла Тукай кебек зур өлеш керткән башка каләм иясен табу
кыен. Габдулла Тукай татар халкын илебездә һәм дөнья күләмендә танытуда илче
хезмәтен үтәде дисәк тә, ялгыш булмастыр. Тукай дигәндә — татар халкы күздә тотыла,
татарлар дип әйтүгә — Габдулла Тукай дигән шигъри исем аңга килә. Чөнки 
Габдулла Тукай шагыйрь генә түгел, бәлки халкыбызның теле дә, моңы да, рухы да,
язмышы да. Бөек шагыйребезгә – 130 ел! Бу бик күп вакыт…

   Без-ундүрт кенә ел яшәгән, сабыйлыктан яңа чыгып килүче буын
булсак та, Тукаебызны һәр адымыбызда, хәтта киләчәгебездә дә тоябыз. Алай гына
да түгел, без Тукайны, туган телебезне киләчәк буыннарга тапшыруда
 җаваплылык дияр идем. Чөнки без — Тукаебыз иҗатын өйрәнгән, аннан тәрбия
алган татар балалары.

    Татар халкының рухын, җан җылысын чагылдырган,үзе исән чакта
ук бөеклеккә, халкы тарафыннан танылуга ирешкән Габдулла Тукай нибарысы 27 ел
яшәп калган. Җиде ел иҗат утында янып, милләтенә тугры хезмәт итеп яшәгән
шагыйрь. Сокланмаслыкмыни?! Сөекле шагыйребез тормышның бөтен  авырлыгын күтәрә
алган. Күңеле нык җәрәхәтле булса да, усаллык һәм үч шагыйрь йөрәгендә
һичкайчан урын алмаган.  Шуңа күрә милләте сөекле Тукаен һәрвакыт изге зат
итеп санаган. Бу бүген дә шулай. Без аның истәлекләрен укып, бала чагының
яктысын һәм караңгысын ачык аңлыйбыз

    Габдулла кече яшьтән халык белән бергә атлый, аның
аз-маз шатлыгын да, кайгы-хәсрәтен дә уртаклашып үсә. Ул-халык баласы. Иң авыр
чакларда нәни Тукайга туган халкы үз җылысын бирә, аны үз канаты астына ала.
   

 Мин дә татар булуым
белән, Тукай кебек бөек шагыйрь иҗатын белүем белән горурланам.

   Һәр апрель аен — Тукай аен
олы хөрмәт белән көтеп алабыз. Синең гомерең нәкъ умырзая чәчәге кебек кыска
булды. Әмма иҗат иткән әсәрләрең  — мәңгелек!

    Синең алдыңда баш
иябез, бөек Тукай!

метки: Тукать, Творчество, Алган, Ылысын, Гомера, Милла, Язмышы, Шигырьл

Сочинение на тему » Тукай в наших сердцах»

Сочинение на тему:

«Г.Тукай безнең күңелләрдә»

Работа ученицы 8 класса

Басыровой Линаре

Руководитель: Габдрахманова Р.Р.

Инша.

Г.Тукай безнең күңелләрдә.

Халык мәхәббәте — синең исемең,

Халык гомере — синең гомерең!

Габдулла Тукай…. Бармы икән безнең арада бу олы шагыйрь турында ишетмәгән, белмәгән кеше? Тукайның моңлы җырларын җырламаган, тылсымлы әкиятләрен тыңламаган, шигырьләрен яттан белмәгән бала…? Юктыр.

Әгәр дә дөньяда бик аз яшәп тә, күп эшләр эшләп киткән язучылар турында сүз бара икән, аның берсе, һичшиксез, Габдулла Тукай булыр. Уйлап карасаң, кызганыч тормыш, ятимлек михнәтләрен татыган, яшьли үлеп киткән шагыйрь язмышы бигрәк аяныч.

Тукай… Әлеге исемне ишеткәч, күңелдә төрле хисләр туа. Башлангыч сыйныфларда укыганда «Су анасы»н өйрәнеп, «Туган тел» шигырен ятлап,аның тормышы белән танышкан идек. Аның «Исемдә калганннар» әсәрен, » Шүрәле» поэмасын укыгач, миндә Тукай иҗатына соклану тагын да артты. Тукайның ачы язмышы белән таныш булмаган, аның иҗатына, тормышына сокланмаган бала юктыр, минемчә. Язмышның рәхимсез җилләре аны бик еш сагалап йөри. Өйдән — өйгә, кулдан — кулга күчә Тукай. Ата — анасын яшьли югалта, ятим кала. «Артык кашык» булып йөрергә кала аңа. Ләкин Тукай бернинди дә сынауларга бирешми, үз юлыннан кире чигенми. Ул үз тормышыннан бервакытта да зарланмый.

Дөньядан китеп барганда Тукайга нибары егерме җиде яшь кенә булган. Шулай яшь булуына карамастан, шагыйрь безнең йөрәккә мәңгегә кереп калган. Бөек Тукай безгә үлмәс әсәрләр калдырган. Ул безне акыллы, тыйнак, гадел булырга өйрәтә, табигатьне, анда булган бар тереклекне яратырга өнди. Аның әдәплелеккә, бөеклеккә, тәүфыйклыкка өндәгән шигырьләрен һич онытырга ярамый. Нинди генә шигырьләрен укыма, гади, аңлаешлы, хәтердә кала.

Әйе, Габдулла Тукай иҗаты — серле бакча кебек, могҗизалы ил. Ул үзенә чакырып тора. Аның әсәрләре шулкадәр кызыклы, мавыктыргыч, хәтта аерылып булмый,укыган саен укыйсы килеп тора. Аның иҗаты чынлап та — мәңгелек. Тукай татар милләте, татар халкы күңелендә бүген дә яши һәм яшәячәк! Аның иҗаты беркайчан да онытылмас, чөнки ул — бөек шагыйрь!

Һәр татарның йөрәгендә үз Тукае. Кемнәрдер аңа карап гыйбрәт ала, кемнәрдер соклана, кемнәрдер үрнәк итеп, аны бүгенге көннәрдә дә үз йөрәгендә йөртә.

1 стр., 496 слов

Тукай — минем яраткан шагыйрем

… эшкə өйрəтте. Тукай безне дөньяга танытты. Без … икенчесе – милли көй, милли моң. Уйлап карагыз әле. Габдулла Тукай сүзләренә җырлана торган “Туган тел”, “Туган авыл”, … шигырьлəре исə нинди генə hөнəр иялəре үстермəде! Димəк, без бəхетле, без Тукайлы халык. Тукай безне кеше итте, Тукай безне телле итте. Тукай безне …

Татарның һәр соравына

Үз Тукае җавап бирә.

Һәр татарның йөрәгендә

Үз Тукае шуңа күрә.

(Р. Харис)

Быел бөтен республикабыз, илебез халкы сөекле әдибенең 130 еллык юбилеен билгеләп үтте. Бу барлык татар җиһанын туган телен, гадәт-йолаларын, тиешле нәтиҗәләр чыгару өчен бик мөһим ел дияр идем мин. Чыннан да татар әдәбияты үсешенә Габдулла Тукай кебек зур өлеш керткән башка каләм иясен табу кыен. Габдулла Тукай татар халкын илебездә һәм дөнья күләмендә танытуда илче хезмәтен үтәде дисәк тә, ялгыш булмастыр. Тукай дигәндә — татар халкы күздә тотыла, татарлар дип әйтүгә — Габдулла Тукай дигән шигъри исем аңга килә. ЧөнкиГабдулла Тукай шагыйрь генә түгел, бәлки халкыбызның теле дә, моңы да, рухы да, язмышы да. Бөек шагыйребезгә – 130 ел! Бу бик күп вакыт…

Без-ундүрт кенә ел яшәгән, сабыйлыктан яңа чыгып килүче буын булсак та, Тукаебызны һәр адымыбызда, хәтта киләчәгебездә дә тоябыз. Алай гына да түгел, без Тукайны, туган телебезне киләчәк буыннарга тапшыруда җаваплылык дияр идем. Чөнки без — Тукаебыз иҗатын өйрәнгән, аннан тәрбия алган татар балалары.

Татар халкының рухын, җан җылысын чагылдырган,үзе исән чакта ук бөеклеккә, халкы тарафыннан танылуга ирешкән Габдулла Тукай нибарысы 27 ел яшәп калган. Җиде ел иҗат утында янып, милләтенә тугры хезмәт итеп яшәгән шагыйрь. Сокланмаслыкмыни?! Сөекле шагыйребез тормышның бөтенавырлыгын күтәрә алган. Күңеле нык җәрәхәтле булса да, усаллык һәм үч шагыйрь йөрәгендә һичкайчан урын алмаган. Шуңа күрә милләте сөекле Тукаен һәрвакыт изге зат итеп санаган. Бу бүген дә шулай. Без аның истәлекләрен укып, бала чагының яктысын һәм караңгысын ачык аңлыйбыз

Габдулла кече яшьтән халык белән бергә атлый, аның аз-маз шатлыгын да, кайгы-хәсрәтен дә уртаклашып үсә. Ул-халык баласы. Иң авыр чакларда нәни Тукайга туган халкы үз җылысын бирә, аны үз канаты астына ала.

Мин дә татар булуым белән, Тукай кебек бөек шагыйрь иҗатын белүем белән горурланам.

Һәр апрель аен — Тукай аен олы хөрмәт белән көтеп алабыз. Синең гомерең нәкъ умырзая чәчәге кебек кыска булды. Әмма иҗат иткән әсәрләрең — мәңгелек!

Синең алдыңда баш иябез, бөек Тукай!

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПИСАТЕЛЬ

«Родной язык — святой язык, отца и матери язык

Как ты прекрасен!

Целый мир в твоём богатстве я постиг!»

Я родилась и живу в прекрасной Республике Башкортостан. По национальности я- татарка. В нашей школе есть все условия для изучения родного языка. Я изучаю татарский язык и очень люблю читать сказки, особенно татарские. Мой любимый писатель — Габдулла Тукай. Жил он всего лишь 27 лет. Но он оставил нам свои замечательные стихи и сказки. Он является гордостью татарского народа, сделал много для развития татарского языка. На уроках мы читаем стихи, сказки Габдуллы Тукая. Он написал сказку «Водяная», «Шурале», «Сказка о Козе и Баране», «Гали и коза»… и стихи: «Родной язык- святой язык»…

Свои сказки Тукай создавал на основе сказаний народа. Героем многочисленных татарских сказок был — Шурале — леший. Тукай написал замечательную сказку «Шурале». Шурале — это существа, чем-то напоминающие леших, лесные духи. И вовсе не безобидные! Прямо сказать, чудовища! Только в уме смекалистому человеку они, к счастью, значительно уступают. Мы узнаём, прочитав сказку, как догадливый дровосек обманул шурале. И сделал это так, как во многих сказочных сюжетах люди умудряются перехитрить чудовищ. Как именно? А не скажу, сказку читайте!

Сказка «Водяная» учит тому, что нельзя красть вещи у людей, брать чужие вещи без спроса, необходимо возвращать найденные вещи их владельцу. Мальчик купается в речке и скоро выходит из речки, прячется за кустом и видит, что на берегу сидит страшная женщина, а в её руках – золотая расчёска. Она расчесала свои волосы и нырнула в воду, оставив расчёску на берегу. А мальчик взял расчёску и быстрее побежал домой, но вскоре водяная ,заметив пропажу, погналась за мальчиком. Вернувшись домой, мальчик рассказывает маме о находке. Водяная приходит ночью и кричит, чтоб вернули ей расческу. Мама выбрасывает ее в окно и водяная уходит. С тех пор мальчик чужого больше не трогает.

Мы с классом ходили в библиотеку в день рождения Тукая. Там поставили небольшой спектакль. На время стали героями сказок Тукая. Я играла девочку из стихотворения «Малыш и бабочка». Нам очень понравилось инсценировать сказки поэта.

Народ чтит память Тукая. Его имя живет в названиях улиц, школ и библиотек. В нашем селе тоже одна из улиц названа в его честь.

Учительница рассказала, что по сюжету поэмы создан балет «Шурале» (композитор — Фарид Яруллин). Под музыку из этого балета катались советские фигуристы Елена Волкова и Олег Васильев, чемпионы мира 1980 г. А фигурка шурале хорошо видна на памятнике Габдулле Тукаю в городе Набережные Челны.

Хотя он мало прожил в этой жизни, оставил нам много замечательных стихов и сказок, которых хочется читать и читать. И вам советую ознакомиться с произведениями великого татарского поэта!

Республиканский конкурс сочинений «Пою мою республику», посвящённый Дню Республики

Тема творческой работы : «Пою мою республику»

Сочинение: «Мой любимый писатель»

Автор: Балагутдинова Элина,

обучающаяся 4 а класса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1 с.Верхние Татышлы муниципального района Татышлинский район Республики Башкортостан.

Учитель: Валиева Ирина Фагиловна

2016 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧИШМИНСКИЙ РАЙОН

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

МБОУ СОШ имени Мустая Карима с. Кляшево муниципального района

 Чишминский район РБ

«Тукай в наших сердцах»

                                                                        Выполнила ученица  8 класса

                                                                         Хусаинова Азалия

2017

      «…Тукай… ул бит безне4 якты йолдыз

                                          Поэзияне4 аяз к7генд9»

                                                               Мостай К9рим

   Габдулла Тукай. Нинди телл9рд9 кемн9р ген9 тир9н ихтирам 89м м9х9бб9т бел9н кабатламый бу исемне. Быел, аны4 тууына 130 ел  тулу юбилее к5нн9ренд9, т5рле халыклар Тукайны халык шагыйре итеп кен9 т7гел, 9 «к7пне к7р7че, к7пне ишет7че дипломат, политик, 09м9гать эшлеклесе» буларак та иск9 алдылар.

    Тукай тормышы бел9н якыннан таныш булмасак та , кечкен9д9н 7к бу б5ек шагыйрьне4 9с9рл9ре безне4 к74елл9рг9 се4еп калган. «Туган тел»не укып, 0ырлап м9кт9п юлын башладык, «Мияубик9», «Карлыгач», «Эш бетк9ч,  уйнарга ярый», «Фатыйма бел9н сандугач», «Б9хетле бала», «Бала бел9н к7б9л9к» шигырьл9ре аша Тукай безне4, яшь буынны4, укып, а4лы булып 7с7ен тел9вен; балалар  ата- аналарга х5рм9т бел9н карауларын   тал9п ит7ен т5шендек.

   Шагыйребез 7зене4 шигырьл9ре аша балаларда хайваннар, кошлар 89м 7семлекл9рг9 карата дуслык, ярату м5н9с9б9тл9ре т9рбияли. Табигатьне4 безг9 бик 7к ачык булмаган «серл9ре» турында а4 бир9, карашларны ки49йт7г9 ярд9м ит9 торган шигырьл9р д9 язган ул: «Елны4 д7рт фасылы», «Я4гыр ил9 кояш, «Я4гыр».

    Кечкен9д9н 7к халыкны4 мо4 – зарларын ишетеп 7ск9н шагыйрь нечк9 к74елле, зир9к акыллы булуы бел9н аерылып торган. Шагыйрьне4 сабыйлык еллары бик 0и4елд9н булмаган: ул ятимлект9, кимсетел7, кагылу – сугылулар к7реп яш9г9н. Шу4адыр да Тукай балалар д5ньясын нечк9л9п бел9.

    Тукай 0и4 сызганып, безне4 5чен и0ат итк9н 89м безд9, балаларда, к7рк9м сыйфатлар т9рбияли.

      Б5ек шагыйрь бит безне4 татар халкы 5чен ген9 т7гел, 9 бик к7п т5рки халыклар 5чен д9 тарихи 989мият казанган. Казах, т5рекм9н, 7зб9к шагыйрьл9ре д9 Тукай й5зенд9 7зл9рене4 укытучыларын к7рдел9р. ( инде 7зене4 теле, яш9г9н урыны, гореф – гад9тл9ре бел9н татарларга бигр9к т9 якын торган башкорт халкы 5чен Тукай и0аты аеруча зур т9эсирле 89м йогынтылы булды.

Давыт Юлтый, м9с9л9н, болай дип язды: «Казан китапчылары минем 9д9би яктан 7сешем, т9рбиям  5чен зур ярд9м иттел9р…»

К7ренекле башкорт шагыйре С.Агиш ис9: «(д9биятка кил7че 89рбер язучы Г.Тукайны 7зене4 и4 беренче 5йр9т7чесе итеп саный» — дип язган.

    Мин Башкортстанны4 халык шагыйре, Социалистик Хезм9т Герое, Салават Юлаев исеменд9ге премия лауреаты Мостай К9рим исемен й5ртк9н Кел9ш авылы м9кт9бенд9 укыйм. Шу4а к7р9 мине «( Мостай К9рим 5чен Тукайны4 нинди 989мияте булды ик9н?» диг9н сорау борчыды. Мин Мостай К9рим шигырьл9рен 5йр9ндем 89м 7зем 5чен бик к7п н9рс9 ачтым. С7зем  авылдашымны4 ике шигыре турында. Берсе «%ч тулпар» дип атала.

Татар Тукай, татар Такташ,

Татар Туфан. Тамаша!

Шушы затлар телем9 килс9,

)аным к7кл9рг9 аша.

Бу 5ч тулпар тартып 0ил9

Татар рухы арбасын.

Сикереп т5шм9с шул арбадан

 Татар кайда бармасын.

П9йгамб9рен сатмас милл9т

(лл9 нинди хакларга…

   Бу шигыренд9 М.К9рим бу 5ч шагыйрьне «тулпар» —  канатлы ат дип атый, аларны п9йгамб9рл9р р9тен9 куя, ч5нки алар халык 5чен бик к7п эшл9г9нн9р, татар халкын белемле, м9д9ниятле, б9хетле итеп к7ререг9 хыялланганнар, шуны4 5чен тырышканнар.

   «Тукайга» шигыре 1938 нче елда ук язылган.

Якты к5нг9 чыгып 0ит9 алмый

К7мелеп калган шахтер шикелле,

С5йг9н монологын с5йл9п бетми

Тынып калган актер шикелле,

Агуланган тынчу кара4гыда

Янып бетми с7нг9н ш9м кебек,

С9хр9д9ге язгы елга кебек

Ташты да ул, тынды яшь егет.

Язгы кырау яфракларын б5рг9ч,

Кин9т кен9 ши4г9н г5л кебек,

Искелекне4 тынчу 8авасында

Тыны  бетеп 7лде яшь егет.

Без, давыллар булып, к7гебезне

Кара болытлардан тазарттык,

Без – икенче туфан-

)иребезне

Искелект9н юып тазарттык.

Тукай 0ыры безне4 бел9н килде,

)ыры ялкын аны4 б7ген д9,

Тукай… ул бит безне4 якты йолдыз

Поэзияне4 аяз к7генд9.

 Мостай К9рим шигыренд9 Тукайны шахтер, актер, ш9м, язгы елга бел9н чагыштыра. Аны4  0ырлары 89рчак безе4 бел9 булуына ишар9 ясый. . тукайны поэзяне4 якты йолдызы дип атый.  Кыска гына  гомер  эченд9  шагыйрь к7пме 9с9рл9р язып калдырган, 7зене4 исемен б5ек итк9н.

   Б5ек шагыйрьне4 юбилеена багышлап без д9 м9кт9пт9 чара 7тк9рдек. Анда б5тен м9кт9п укучылары катнашты: шигырьл9рен с5йл9дек, 0ырларын 0ырладык, 9киятл9рен с9хн9л9штердек. Болар безне4 к74елл9рд9 озакка сакланыр.

   Тукай поэзия к7генд9 якты йолдыз булган кебек, безне4 к74елл9рд9 д9 89рвакыт булачак.

   Язмамны Муса Сира0и шигыренн9н 5зек бел9н т9мамлыйсым кил9:

Б7ген д9 бит б5ек тугры Тукай

Атлап кил9 безне4 арада,

( мо4нары кош юллары буйлап

Кил9ч9кк9 китеп баралар.

                                        Х5саенова Азалия,  сигезенче  сыйныф укучысы

Зеленодольский Механический Колледж

Реферат На Тему:

Габдулла Тукай

Выполнил: студент I курса гр.221

Газеев Марат

Проверил: Галимова Н. З.

2002 год

Габдулла Тукай

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей
Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре.

В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе, в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай познакомился с творчеством великих русских поэтов — Пушкина и Лермонтова.
Их стихи покорили сердце начинающего поэта.

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева «Вакыт»
(«Время»). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.

Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.

Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.

Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с
Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали…

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.
Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее «светозарной», городом науки и искусства.

Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил:

Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая

Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в котором расположился музей, — бывший коммерческий особняк, памятник архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.

Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он жил дважды — в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.

Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы
Тукая. Среди мемориальных вещей — подлинные фотографии поэта разных лет.
Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой интерес представляют и личные вещи — фаянсовая шкатулка, которую поэт купил сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра, металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.

Габдулла Тукай

[pic]

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество
Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо защищать свои права и не бояться хозяина.

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов
Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой вольнодумца.

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева «Вакыт»
(«Время»). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно, нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.

Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух народности, как сделал это он.

Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких минут.

Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами
России найдем мы счастье, пишет Тукай.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали…

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее «светозарной», городом науки и искусства.

Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена.
В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу.
Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это поэт шутливо ответил: «Мне говорили, что больница — это первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете».

В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла
Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, «от голода и чахотки».

Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте.
Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства, его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две —
Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к
Кабану.

[pic]

Тукай жил в номерах «Булгар» (угол Кирова и Татарстан). На этом доме установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц
Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне клиника ГИДУВа).

Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском районе.

Как я горд, народ прекрасный,

Что тебе принадлежу!

Быть хочу твоим поэтом,

За тебя стоять стеной.

Близок сердцу дух народный,

Я мечтаю, край родной,

Жить с тобой одной печалью

Или радостью одной

Чувства выше нет на свете,

Чем любовь к тебе народ,

Одержим одной я страстью – сердцем быть всегда с тобой

23 марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных искусств РТ и ознакомился с развернутой здесь большой выставкой, посвященной 105-й годовщине со дня рождения основоположника татарского профессионального изобразительного искусства Баки Урманче. По ходу экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено 130 живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника — старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-
Урманче, рассказавшая, в частности, об истории создания произведений, которые привлекли особое внимание высокого гостя.

На выставке Президент внимательно вглядывался в те картины, которые экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям Габдуллы
Тукая, портретами деятелей культуры и татар — полководцев Великой
Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина «У сепаратора» так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание, чтобы она стала украшением художественной галереи Президентского дворца.
Это полотно относится к лучшим произведениям раннего периода творчества
Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в Казанском художественном техникуме.

Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.

В этой картине все, как в жизни, — сказал он. — Сепаратор в то далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала сметану на таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет на столе.

Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в беседе с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху в татарском изобразительном искусстве.

После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о ней в Книге почетных гостей: «Творчество нашего великого мастера Баки
Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает.
Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей души тех, кто хранит это бесценное наследие».

На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту Татарстана альбом
«Баки Урманче. Графические портреты» и свою новую книгу «Татарский эпос», а директор музея Анатолий Сластунин — прекрасно выполненное издание, только что увидевшее свет в Москве, — «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан».

Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их именами названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.

Теги:
Габдулла Тукай 
Сочинение 
Литература

 

Тукай! Татар халкының йөзе, аңы, намусы, йөзек кашы. Бу сүзләр юкка гына әйтелмәгәндер. Чыннан да, Тукай – ул татарның Пушкины, Даниянең Андерсыны, немецларның – Гетесы. Г.Тукай шагыйрь генə түгел, бəлки халкыбызның теле дə, рухы да, язмышы да. Ул чын мəгънəсендə татар халкының үз улы. Тукай иҗаты җиһанга ямь, яктылык, яшəү көче бөркеп, күңеллəрне җылытып торучы мəңгелек кояш кебек үзенə бер илаһи көчкə ия. Әдəбият күгендə нибары җиде-сигез ел ялтырап, үз йолдызлыгын-шигъри мəктəбен булдырган остазның мирасы бай һəм күптармаклы.

Габдулла Тукай 1886 елның апрелендә дөньяга килә. Балачагы ятимлек, фәкыйрьлек ачысын татып үтсә дә, язмышында зур роль уйнаган изге күңелле кешеләр яхшылыгы, туган як табигатенең гүзәллеге аны шагыйрьлеккә әзерләгән. Инде 1905 елда Тукайның шигырьләре басыла, үзе таныла башлый.

Тукай иҗаты белән без балачактан танышып үсәбез. Аның “Балага”, “Бала белән күбәләк”, “Сабыйга”, “Кызыклы шәкерт” әсәрләрен белмәгән кеше юктыр. Әдипнең матур тасвирлы шигырьләре белән безне матурлык һәм гүзәллекне хис итәргә өйрәтә, ул безнең рухыбызны тәрбия итә. Ул үзенең шигырьләрендә кешеләрне дөрес юлдан барырга өнди, ялкаулыктан, караклыктан, куркулыктан көлә, батырлыкны, уңганлыкны мактый.

Уку-гыйлем –татар халкының наданлыгы, артталыгы өчен борчылу, бу хәлдән чыгу юллары турында уйлану әдип иҗатында әйдәгән темаларның иң әһәмиятлеләреннән санала. Ул үзе халык хисләре белән хисләнеп, үзенең күңеленнән кайнап чыккан шигырьләре белән халыкның күңелен, үзенчә әйтсәк «шүрәлечә» кытыклый. Тормышыбыздагы җитешмәгән җирләребезне күрсәтә, көлә.

Халкыбызның тормышы, яшәеше, милләтенең иминлеге өчен әрнү туган җир белән бәйләп күрсәтелә. Чөнки туган җиренә булган мәхәббәте, аңа бар булмышың белән береккәнлек кенә кешене чын кеше итә. «Шүрәле» поэмасындагы Кырлай һәм Казан арты төбәгенең мәһабәт табигате, «Пар ат»та «Иртәнге намазга бик матур, моңлы азан әйткән дәртле Казан, моңлы Казан,

нурлы Казан» шагыйрьнең берүзенең генә түгел, бөтен татар халкының илһам бирер туган җире образы булып күтәрелә.

Габдулла Тукайның тагын бер асыл сыйфаты — татар җырын, татар моңын сөюе. Татар моңын нечкә йөрәге аша кабул итүе, җыр-моңга гашыйклыгы Тукайның шигырьләрен сыгылмалы, ритмлы, моңлы итә. Моны без генә түгел, үз заманында зирәк композиторлар да күреп ала белгән. Шуңа күрә Г.Тукайның күп кенә шигырьләренә көй дә язылган. Аның «Әллүки», «Тәфтиләү», «Зиләйлүк», «Туган тел» кебек җырлары шулкадәр халыклашты ки, аларны шагыйрь иҗат иткәне сизелми дә. Аларда һәркем үз күңелендәге хисләргә аваздашлык таба. «Туган тел» җыры исә соңгы елларда аеруча еш яңгырый. Күп кенә әдәби-музыкаль кичәләр, хәтта төрле җыеннар да шушы җыр яңгыравы белән тәмамлана.

Халыкны халык иткән икенче бер бөек хәзинәгә — туган телгә мәдхия җырлый Тукай. Бу тел аның өчен әткәсе-әнкәсе теле булган өчен кадерле, үз халкының әби-бабайлар аша килгән бөтен рухи тамырлары белән тоташтырган өчен якын, үзеңнең бар эчке дөньяңны ачып бирергә ярдәм иткән өчен кыйммәт, изге теләкләреңне Ходайга ирештерә алганы өчен газиз. Егерменче гасыр башында, татар халкының алдында нинди киртәләр, хәл ителмәгән мәсьәләләр торса, Габдулла Тукай шуларның бөтенесен үзенең ялкынлы йөрәге аша уздырып, шуларга җавап эзли, халыкның игътибарын җәлеп итә. Һәр яңа буын аңардан үзе өчен иң кирәкле фикерләрне, олы ләззәт биргән асыл энҗеләрне таба.

Г. Тукай образы сәхнәдә, музыкада, сынлы сәнгатьтә дә гәүдәләндерелә. Ф. Яруллин «Шүрәле», Ә. Бакиров «Алтын тарак», Р. Гобәйдуллин «Кисекбаш» балетларын иҗат итәләр һәм бу балетлар халык күңелендә зур урын ала.

Габдулла Тукайның әсәрләре татар мультфильмнары башында тора дип тә әйтергә кирәк. Чөнки иң беренчеләрдән булып, нәкъ менә аның “Шүрәле”, “Су анасы” әкиятләре, “Эш беткәч уйнарга ярый” шигыре, “Бала белән күбәләк”е буенча беренче татарча мультфильмнар эшләнгән.

Аның әсәрләре бик күп телләргә тәрҗемә ителде, шигырь җыентыклары йөзләрчә тапкыр бастырып чыгарылды.

Тукай… Йөз меӊнәрчә кешеләр зур горурлык һәм илаһи мәхәббәт белән телгә алалар бу исемне. Халкыбызның йөзен, рухи асылын чагылдыручы мактанычлы улларының берсе Габдулла Тукай еллар үткән саен биеккәрәк күтәрелә бара. Һәр буын ел саен апрель аенда Г.Тукайның туган көнен билгеләп үтә. Татар халкы яраткан шагыйренең һәйкәле янына җыелып, аны котлый, чәчәкләр куя, шигырьләрен укый, җырларын җырлый.

Татарның бөек шагыйре Габдулла Тукай истәлеген һәм иҗади мирасын мәңгеләштерү максаты белән ЮНЕСКО халыкара оешмасы һәм Татарстан Республикасы Президенты Рөстәм Нургали улы Миңнеханов 2011 елны Тукай елы дип игълан иттеләр. Бу – шагыйребезгә олы хөрмәт билгесе.

Бөек шагыйребез Габдулла Тукай иҗаты чынлап та — мәңгелек. Әдип татар милләте, татар халкы күңелендә бүген дә яши һәм яшәячәк! Тукай рухы яшәгәндә, Тукай моңнары яңгыраганда татар милләте, аның теле яшәр, киләчәге якты булыр

Тукай безнең йөрәкләрдә

(Габдулла Тукайның туган көненә багышланган кичәгә сценарий)

Алсу РАХМЕЕВА,

Казандагы 315 нче балалар бакчасының татар теле укыту тәрбиячесе

Алып баручы: Хәерле иртә, кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар!

Ямьле язның бер көнендә без татар халкының сөекле шагыйребез Г.Тукайны искә алу кичәсенә җыелдык.

Доброе утро дорогие дети, уважаемые гости! Здравствуйте!

Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения великого татарского поэта, писателя Г.Тукая, послушать его стихи, вспомнить сказки.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Сложной была судьба Тукая. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях». Но, Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился писать, читать. За свою короткую жизнь успел написать много стихов, интересных сказок, где воспевал красоту родного края, любовь к народу.

(Фото Г.Тукая.) Г.Тукай родился 26 апреля в деревне Кушлавыч Арского района в семье муллы.

(Детство Тукая.) Уже с пяти лет остался без родителей, очень рано познал тяготы сиротства. До девяти лет жил в деревне. С деревенскими мальчиками ходил на речку, рыбалку, помогал взрослым убирать сено.

Затем маленького Тукая увозят в город Уральск к родственникам. Там он поступает в школу. Внимательно слушает учителей, старательно занимается. Став взрослым пишет много стихов, статей, рассказов и сказок. В своих стихах воспевает родной край, природу, родной язык, рассказывает о жизни людей, о том, как они умеют трудиться. Много у него стихов, сказок для детей.

Алып баручы: Ребята, какие сказки, стихотворения, знаете Г.Тукая.

(Фото памятника Г.Тукая в Казани.) Каждый год в день рождения поэта у памятника в Казани собираются любители поэзии, поэты Татарстана.

На экране вы увидите картины (изображения) достопримечательных мест нашего города.

1. Тукай һәйкәле.

Бу — Тукай һәйкәле. Анда һәр елны Тукайның туган көненә багышланган шигырь бәйрәме уздырыла.

2. Тукай музее.

Бу — Тукай музее. Бу бина ике каттан тора. Ул Иске Татар бистәсендә урнашкан. Анда бик күп истәлекле әйберләр саклана. Музейда экскурсияләр уздырыла. Минем анда барганым бар.

3.Тукай урамы.

Бу — Тукай урамы. Шәһәрнең үзәгендә урнашкан. Ул зур һәм иң борынгы урамнарның берсе.

4.Филармония.

Бу — филармония. Ул Тукай исемен йөртә. Анда төрле тамашалар, концертлар уза.

5. Метро.

Метродагы бер станция Тукай исемен йөртә. Минем анда булганым бар. Анда бик матур һәм чиста.

Алып баручы: стихотворение Закии Туфайловой «Тукай абый».

(1 ребёнок прочитает стихотворение.)

Алып баручы: Г.Тукай очень любил свою родную деревню и написал о ней стихотворение «Родная деревня».

(2 ребёнок прочитает стихотворение.)

Алып баручы: Сейчас послушаем стихотворение Г.Тукая. «Кызыклы шәкерт» «Забавный ученик».

(3 ребёнок прочитает стихотворение.)

“Бала белән күбәләкҗырының көе яңгырый.

Күбәләк булып киенгән кызочыпкерә. Аның артыннан кулына күбәләк тоткычы тотып кыз керә, күбәләкне куып тота.

Кыз: Нинди матур күбәләк! “Бала белән күбәләкҗыры башкарала.

Алып баручы: Лето. В жаркую погоду, любим в озере играть: брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом падать (вбегает мальчик, идет к озеру, играет с водой).

Мальчик: Я резвился больше часа, нипочем теперь жара! Но из озера однако, вылезать пришла пора(на краю озера стоит скамейка, вдруг мальчик видит золотой гребень, берёт и убегает.

Бежит и говорит: Ничего вокруг не вижу, и бегу, бегу, бегу. Отдышаться не могу (убегает за домик, макет деревенского дома).

Звучит музыка из балета “ШүрәлеФ.Яруллина.

Вдалеке слышится голос Водяной.

Водяная: Держите вора! Стой, негодный, погоди!

Отдавай, немедля гребень, в грех старуху не вводи!

(Ищет, подходит к дому, стучится в окно.)

Мать: Кто там в полночь колобродит? Тьма, не видно ничего! Ну чего ещё тут надо! Грабят, что ли, там кого?

Водяная: Водяная я, откройте! Где мой гребень золотой? Знай, на озере сегодня, вором стал сыночек твой!

(Мальчик выходит из-за домика, отдаёт Водяной золотой гребень, просит прощения.)

Мальчик: Мама меня так ругала, так ругала. Вот дала мне нагоняй! С той – то взбучки материнской научился я добру:

Есть хозяин или нету

Век чужого не беру!

Алып баручы: Ребята, вы узнали этих героев? Скажите, мальчик правильно поступил, можно ли брать чужие вещи? Дети: Ответы детей.

Алып баручы: Вот такие интересные и поучительные сказки написал Г. Тукай. Оставайтесь с нами, мы с вами поиграем в игру “Су анасы”. Все играют игру «Су анасы».

Алып баручы: Су анасы утыр. Послушай стихотворения Г.Тукая.

4 ребёнок.“Киска – озорница”.

5 ребёнок.“ “Гали белән кәҗә”.

6 ребёнок.“ “ Безнең гаилә”.

7 ребёнок.“ “Ул безнең күңелләрдә”.

Дети поют песню «Бишек жыры»

В зал входит с криком Шүрәле.

Шурале: Пальцам больно

Прищемил их Год назад.

Ай, умру — беда какая

Жизни я своей не рад

Алып баручы: Ребята,кто к нам пришёл? (Шумит, кричит.)

Дети: Шүрәле. (Шүрәле кычкыра.)

Шүрәле: Ребята, как мне больно, помогите, пожалуйста, освободить мои пальцы.

Алып баручы: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан. Ладно, мы тебе поможем, но с одним условием, если ты нас не обидишь, и не будешь до смерти щекотать.

Шүрәле: Нет, нет, только помогите мне. Никого теперь не трону-поклянусь тебе душой.

Алып баручы: Ребята, поверим его словам? Поможем ему?

Дети: Да. (Ведущий убирает пальцы Шүрәле из бревна.)

Дети: Да! Игра «Тубэтэй».

Шүрәле: Спасибо вам большое, спасли вы мои пальцы. Ребята, а давайте с вами поиграем.

Шүрәле играет с детьми игру “Шүрәле” . Игра «Тубэтэй».

Шүрәле: Молодцы, рәхмәт балалар.

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только

дети. И это оказалось правдой! Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне надо возвращаться в лес. Я всем расскажу, с какими умными, смелыми и воспитанными детьми познакомился в детском саду №315 «Елочка». (Шурале уходит).

Алып баручы: Ребята, сейчас мы с вами посмотрим мультфильм по сказке Г. Тукая «Кәҗә белән сарык “.

Алып баручы: Вот и подошел к концу наш праздник. Дорогие дети! Любите и берегите свой родной язык! И наш праздник мы закончим песней “Туган тел”. Слова этой песни написал Г.Тукай , а музыку придумал татарский народ.

Песня “Туган тел”.

  • Гадкий утенок сказка читать в сокращении
  • Габделжаббар кандалый мэхэббэт жырчысы сочинение
  • Гадкий утенок сказка читать андерсен с картинками
  • Габбе город мастеров или сказка о двух горбунах читать полностью
  • Гадкий утенок сказка читать 1 класс