Ознакомление с художественной литературой
(по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок»)
Цели:
— Продолжать знакомить детей со сказками Г.Х.Андерсена.
— Учить понимать содержание сказки. Правильно оценивать поступки героев. Предварительная работа:
Чтение сказки Андерсена «Гадкий утёнок»
Методические указания:
1. Обсуждение сказки
Воспитатель напоминает детям, что всю эту неделю происходит знакомство со сказками великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Просит детей вспомнить, какие из его сказок они уже знают, и напоминает, что вчера они познакомились со сказкой «Гадкий утёнок».
Вопросы для беседы с детьми:
— Вспомните, как появился на свет гадкий утенок.
— Как вы думаете, почему утёнка невзлюбили птицы на птичьем дворе? Вспомните, как говорили про него утки.
(- А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею.
— Положим, но он такой большой и странный! — прошипела злая утка. — Ему надо задать хорошенько.)
— Видите, утёнка не любили только потому, что он был не похож на других. И никто не хотел видеть и понимать, что у утёнка доброе сердце. Иногда так бывает и среди людей: мы оцениваем человека по внешности, не замечая его душевных качеств. Но мы с вами все-таки люди, а не утки. Мы должны понимать, что, если человек не похож на нас, выглядит по-другому, не так, как мы, это еще не значит, что человек плохой. Любого человека нужно оценивать, не по внешности, а по делам, его поступкам.
— Почему утёнку пришлось покинуть птичий двор?
(Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою).
— А теперь давайте вспомним, как утенка приняли на болоте. Каким словом можно назвать отношение к нему диких уток? (Безразличие, равнодушие.) А как о нем сказали гусаки? Чем он привлек их внимание? (Своим необычным видом, который гуси называли уродством.)
— Как встретили утенка в ветхой избушке? Почему он ушел оттуда? (Его не понимали, все его желания и мечты считали дурью).
— Вспомните первую встречу гадкого утёнка с лебедями? Что почувствовал утёнок?
— Как вы думаете, каким был гадкий утёнок, какими душевными качествами он обладал?
— Каким стал утёнок, когда он вырос? В кого он превратился?
— Как теперь относились все к молодому- лебедю? (Любовались, любили, радовались.)
2. Игры-драматизации
Воспитатель предлагает детям представить, какие чувства испытывал утёнок, когда все его гнали. Попробовать изобразить:
• испуганного, обиженного утенка;
• как утенок хочет понравиться уткам на птичьем дворе, своей маме, братьям и сестрам;
• как утенок переносил испытания, выпавшие на его долю;
• сценку на птичьем дворе: изобразить маму-утку, утят — братьев и сестер нашего утенка, других уток;
• жителей избушки;
• встречу с лебедями на озере. Какие чувства испытывал тогда утёнок? Как отнеслись к нему лебеди?
3. Заключение — Вопросы для беседы с детьми.
• Пожалуйста, скажите, ребята, как относился Андерсен к утёнку? В чем проявляется отношение автора?
• А каково ваше отношение: к утёнку? Какими душевными качествами он обладал? Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере?
• А теперь давайте подумаем, какой смысл в этой сказке? Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему хотел научить людей?
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Содержание взаимодействия с учащимися. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1-ый урок. Знакомство с автором. Организация первичного восприятия сказки. Понятие о литературной сказке. Жанровые признаки волшебной сказки. |
||||
· Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству |
Слово учителя. 1.Приветствие 2.Эмоциональный настрой 3.Проверка готовности к уроку |
—Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Марина Ивановна . Прозвенел уже звонок Начинается урок. Куда мы с вами попадём Узнаете вы скоро. В стране далёкой мы найдём Помощников весёлых. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. —Посмотрите на свои рабочие места – проверьте готовность к уроку. |
Приветствует учащихся. Эмоциональный настрой. Проверяет готовности к уроку. Фиксирует отсутствующих. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. |
· Речевая разминка. Цель: Подготовка речевого аппарата к чтению |
Дыхательно-артикулляционные упражнения |
1)Вдох носом. Выдох через рот; Вдох, задержка дыхания, выдох; Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям. 2)Летела пчелка около уха: жжжжжжж Ползет змейка в траве: сссссссссс Летел комар и звенел: зззззззз Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали. (кулачек прижимается к уху) Ззззззззз- пусть летит! |
Определяет задание, следит за правильностью выполнения, своевременно исправляет |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III.Введение в тему урока. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся(личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) |
1.Вступительное слово учителя |
Ребенок читает выразитель: Девочка спит и пока, что не знает, Жаба под утро ее украдет, В нору упрячет бессовестный крот… Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка? Кто эта девочка? Чья это сказка? -Из какого произведения эти строки? («Сказка «Дюймовочка») -Кто автор этой сказки? (Г.Х. Андерсен). — Сегодня мы с вами поговорим о творчестве Г.Х. Андерсена и его произведении. — Какие цели вы поставите перед собой? |
Подводит учащихся к теме урока. Сообщает учащимся цель учебного занятия. |
Формируют умения определять общие цели и задачи урока. |
1.Повторение жанровых особенностей народных сказок, их видов. |
— Что такое сказка? (Сказка- повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.) —Какие виды русских народных сказок вы знаете?(О животных, бытовые, волшебные) — Назовите главные признаки сказок о животных.(Главные герои- животные, композиция- цепевидная, большое обилие глаголов, включаются диалоги, повторяющиеся песенки.) —Назовите главные признаки бытовых сказок. (в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, реальные жизненные конфликты получают сказочное разрешение.) — А какие сказки называются волшебными? (Это сказки, содержащие волшебство, чудеса, наличие волшебных персонажей, предметов, описание доминирует над диалогом.) — А что общего для всех народных сказок? («Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок») |
Организует подготовку к восприятию нового материала. |
Принимают и сохраняют учебную задачу. Формируют ответы на вопросы учителя. |
|
III. Постановка учебной задачи. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1.Определение темы и задач урока. |
— Сегодня мы посвятим урок одной из сказок Андерсена, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которая принесла писателю славу. Эта сказка появилась в 20 веке и называется она «Гадкий утенок». Сказку «Гадкий утёнок» можно считать автобиографической, ведь Х.К. Андерсен родился в бедной семье и знал немало горя, прежде чем прославиться. Так же, он является автором всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева», и многих других. — Сегодня мы прочитаем сказку, выясним, к какому виду она относиться и каким настроением она проникнута. |
Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения. |
IV. Усвоение новых знаний Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. |
1.Понятие о литературной сказке. |
—Ребята, вы читали сказки народные. Кто их автор? (народ) —Как они дошли до нашего времени? (они передавались из уст в уста) —Поэтому мы с ними знакомились в разделе устное народное творчество, но есть сказки авторские (литературные). —Скажите, как можно поделить все авторские сказки? (русские и иностранные). — Действительно, поэтому при чтению обратите внимание на особенности быта, культуры. Авторы учатся у народа, поэтому их сказки тоже поучительные, заключают в себе какой-то урок. —Сегодня на уроке мы должны выяснить, какую мораль заключил автор в этой сказке. Это сложная задача, но если вы будете внимательными читателями, то вы легко в этом разберетесь! |
Организует внимание учащихся. Определяет задание. Следит за дисциплиной. |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. |
2. Подготовка к восприятию |
Итак, еще раз поговорим об авторе этой сказки Сл.1. –(фотография Г.Х Андерсена и высказывание «Жизнь сама по себе является самой прекрасной сказкой.») Сл.2- к рассказу о детстве Андерсена. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки. в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. Родной город Оденсе казался Х.К. таинственным и прекрасным. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец — Андерсен-старший был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг. Ханс Кристиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял “трагедии” и разыгрывал их с куклами. Художественно одарённого мальчика многие в его родном городе называли “маленький Уильям Шекспир”. Когда ему исполнилось 14 лет, умер отец. И Ханс Кристиан отправился в Копенгаген, мечтая о карьере танцовщика или певца. Но долговязого, неуклюжего юношу не приняли в Королевский театр даже учеником актёра. Хорошо, что Андерсену посчастливилось в жизни встретиться с добрыми и мудрыми людьми. Они уговорили его учиться. И вот в семнадцать лет юноша уселся за парту с совсем маленькими детьми. Учение давалось не просто. Но упорство и трудолюбие помогли Андерсену окончить гимназию и поступить в университет. Всё это время он продолжал писать комедии, трагедии, стихи и романы, веря в свои силы. Он мечтал стать знаменитым. Но путь к славе нелёгок. Начинающего писателя преследовали непонимание и насмешки окружающих. И только к 30 годам, Андерсен понял, в чём заключается его настоящее призвание — быть сказочником. Всего за свою жизнь Ханс Кристиан Андерсен написал более 170 сказок. Благодаря ним, он стал самым знаменитым сказочником мира. Ежегодно с 1967 года день 2 апреля — день рождения Андерсена, отмечается как Международный день детской книги. Учреждена Золотая медаль имени Х.К. Андерсена. Ею награждаются писатели, чьи произведения для детей признаны лучшими. Сл. 3- Обложки книг сказок Андерсена. Посмотрите, какие красочные обложки этих книг, на них изображены герои сказок. |
Организует внимание учащихся. Рассказывает биографию А.С.Пушкина. |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. |
|
Словесный. 3. Первичное восприятие |
—Ребята, сейчас мы начнем читать «Гадкий утенок». —Послушайте и подумайте, почему это произведение называют сказкой? А ещё постарайтесь объяснить, почему это волшебная сказка? (Читает учитель и подготовленные ученики по частям.) |
Организует первичное восприятие стихотворения и проверяет его. Руководит аналитическим чтением стихотворения, учит её анализировать. Подводит к пониманию идеи стихотворения. Организует внимание учащихся. |
Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Владеют навыками выразительного чтения стихотворения. Формулируют ответы на вопросы. |
|
4.Проверка восприятия |
—Понравилось вам произведение? —Интересно было слушать и читать? — Почему же это сказка? (Потому что в ней происходят различные невероятные истории, это вымысел, ложь.) — А как вы думаете, какого вида эта сказка? Бытовая о животных или волшебная? (Это сказка, в которой общаются животные, Это анималистическая сказка. ) |
Организует внимание учащихся. Организует работу по теме урока, проводится опрос. |
Слушают рассказ учителя Внимательно слушают и воспринимают рассказ, проявляют интерес. |
|
5. Выявление признаков волшебной сказки |
— Это анималистическая сказка. —Обратимся к тексту и докажем, что это волшебная сказка. —В ней описаны диалоги животных: Это никак не возможно!- ответила утка – мать. – Он не красив, но у него доброе сердце, а плавает он не хуже, смею даже сказать, что лучше всех. –Остальные утята тоже милы – сказала знатная утка. — В ней наблюдается борьба за справедливость: мама – утка добивалась, что бы к ее ребенку относились, как к равному, справедливо. — Чем заканчивается сказка? (Сказка заканчивается тем, что птенец превратился в лебедя, который оказался самым прекрасным из всех лебедей) — Что мы слышим в финале? (торжество, справедливость, победу, радость, счастье.) -Чему нас учит эта сказка? |
Определяет задание. Называет особенности литературной сказки. Своевременно исправляет ошибки учащихся. |
Определяют особенности литературной сказки, определяют нравственный смысл литературной сказки. |
|
IV. Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Обобщающая беседа |
—Чем же сказка «Гадкий утенок» похожа на народную анималистическую сказку?( Сказка похожа на анималистическую тем, что в ней главные герои — -животные, они общаются, решают проблемы.) — А что указывает на то, что это авторская (литературная) сказка? (Данная сказка написана не народом, а автором, что указывает на то, что данная сказка авторская.) Д.З: еще раз прочитать сказку, разделить текст на части, и составить план. —Оценки за урок получают………………….. |
Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока. |
2-й урок: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок» События сказочного текста. |
||||
I.Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся. |
1.Беседа по прочитанному. |
—Назовите полное название произведения, которое читали на прошлом уроке. —Кто автор этого произведения? (Ганс Христиан Андерсен) — Каких героев запомнили? (Мама утка, гадкий утенок, знатная курица, селезень, кот.) |
Проверяет усвоенные детьми знания по пройденной теме. Выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала. |
Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. Обобщают полученные ранее знания. |
II.Проверка д/з Цель: 1.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения д/з большинством учащихся. 2.Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. 3.Устранить пробелы, обнаруженные в ходе проверки д/з |
Работа над планом. |
—Дома вы должны были прочитать сказку, разделить её на части и составить план. Сколько частей вы выделили? —Как вы их озаглавили? (План записывается или на плакате вывешивается на доске) —Как вы их озаглавили?
—Ребята, перед вами иллюстрации к «Гадкий утенок». Рассмотрите их внимательно и скажите, какие эпизоды сказки изобразил художник. (Дети угадывают эпизод, но не пересказывают). |
Выявление степени усвоения учащимися заданного учебного материала. Обнаружение причин невыполнение д/з принятие мер для их ликвидаций. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, составляют план по тексту |
2.Востонавление сюжета по картинкам |
— Сегодня мы познакомимся с событиями сказочного текста. — Проследим, как они развиваются —Уточним, какую мысль хотел нам донести автор. |
Задает вопросы следит за правильностью ответов. Ликвидация обнаруженных недостатков. |
Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы товарищей и при необходимости исправляют ошибки. |
|
III. Постановка учебной Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1.Сообщение темы и цели урока |
— Сегодня мы познакомимся с событиями сказочного текста. Проследим, как они развиваются; уточним, какую мораль хотел донести до нас автор. |
Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения. |
IV Усвоение новых знаний Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов) 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала) |
1.Выявление особенностей композиции |
—Ребята, вспомните, что такое композиция? Композиция –это построение произведения. В композицию сказок входят : зачин, развитие действия(эпизоды), кульминация, концовка. —Сейчас мы с вами обратимся к тексту сказки и посмотрим, какова ее композиция. —Есть ли у этой сказки зачин ? ( В ней нет зачина. Сказка начинается с развития действия) —А какой традиционный зачин вы наблюдали, когда читали народные сказки? (Жили-были….В некотором царстве, в некотором государстве…) — Так начинаются народные сказки. Но мы с вами читаем сказку авторскою. Андерсен начинает свою сказку по-другому — сразу идет развитие действия. —Посмотрите на план, который вы составили. Сколько эпизодов вы выделили? Как развивается действие в сказке? (Дети кратко пересказывают эпизоды по плану) —Обратите внимание, драматизм все время нарастает, конфликт развивается. — Какой эпизод кульминационный? (Когда гадкий утенок полетел на встречу лебедям.) -Что является концовкой? — На что похожа эта концовка? (на мысли человека, когда его очень часто преследуют несчастья). —Сделаем вывод, в чем особенность композиции литературной сказки Андерсена? (Каждый герой сказки поступал плохо с утенком, только потому что он был не такой как все остальные). ) Обобщение: В конце сказки можно увидеть, что все те лишения и огорчения, которые перенес утенок, лишили его уверенности. |
Организует внимание учащихся. Определяет, что такое композиция, зачин. Проверяет полноту знания сюжета. Задает вопросы учащимся. Называет особенности народной сказки. Своевременно исправляет ошибки учащихся. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе предыдущих уроков. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Определяют особенности народной сказки. |
2. Выявление особенностей сказочного сюжета. |
—Что такое сюжет? Это последовательность событий, в нем обязательно присутствует конфликт. Что такое конфликт? Конфликт – это столкновение мнений, взглядов, жизненных позиций, интересов и пр. По конфликту волшебные сказки бывают героические (герой борется с волшебной силой); социальные (герой борется с несправедливостью); семейные (конфликт происходит в семье или сказка носит нравоучительный характер). —Как вы думаете, наша сказка по конфликту к какому виду относится? (социальная, потому что утенок борется с несправедливостью.) —Попробуем определить, кто в сказке вступает в конфликт и с кем? (Утенок с уткой, знатной уткой, котом, селезнем). —Кто-то помогает или мешает гадкому утенку? (Мама – утка защищала от обид, но его обижал кот, курица) — А в каком месте сказки вы особенно переживали за её героев? (Когда гадкого утенка выгнали из хозяйственного двора) Обобщение: Г.Х Андерсен – мастер в создании сказочного сюжета. Ему удалось так соединить сюжетные линии, чтобы нам, читателям, было интересно, чтобы мы переживали различные чувства, чтобы мы не оставались равнодушными к судьбе героев. — Что такое сказка? (Сказка- повествовательное, обычно народнопоэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.) —Какие виды русских народных сказок вы знаете?(О животных, бытовые, волшебные) — Назовите главные признаки сказок о животных.(Главные герои- животные, композиция- цепевидная, большое обилие глаголов, включаются диалоги, повторяющиеся песенки.) —Назовите главные признаки бытовых сказок. (в основе сюжета – необычайное происшествие в рамках реальных человеческих отношений, реальные жизненные конфликты получают сказочное разрешение.) — А какие сказки называются волшебными? (Это сказки, содержащие волшебство, чудеса, наличие волшебных персонажей, предметов, описание доминирует над диалогом.) — А что общего для всех народных сказок? («Сказка ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок») |
Раскрывает понятия сюжет и конфликт. Строит беседу по выявлению особенностей сказочного сюжета. |
Опираясь на опорный текст, составляют рассказ. Дают словесную характеристику главным героям сказки. |
|
3.Работа с иллюстрациями упражнение в выразительном чтении эпизодов |
Откройте учебник на странице 200, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации Откройте учебник на странице 205, внимательно посмотрите на иллюстрацию. Найдите в тексте слова, которые описывают действие, происходящие на иллюстрации С каким настроение вы читали эти отрывки? —Понравились вам эти отрывки? —Как вы думаете, на чьей стороне автор: на стороне добрых сил или злых? -Как вы бы поступили в отношении гадкого утенка? Почему? |
Организует внимание учащихся, Проверяет полноту осознанности сюжета Задает вопросы учащимся. |
Умеют работать с иллюстрациями и сюжетом. Высказывают свое отношение. |
|
V.Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. |
· Обобщающая беседа · Оценки за урок · Дом.задание |
—Что нового узнали сегодня на уроке? Что вам понравилось? —Оценки за урок получают………………….. —ДЗ: 1) Отметить в тексте места (слова, словосочетания, поступки, речь), характеризующие героев. |
Организация деятельности учащихся по коррекции выявленных недостатков учащихся. |
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. Оценивают свою деятельность на уроке. |
3-й урок: Герои литературной сказки. Сказочный герой. Художественно-выразительные средства. |
||||
I. Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся. |
1. Уточнение понятия «сказочный герой» |
— Скажите, как звучит полное название произведения, которое мы читаем. —К какому жанру относиться это произведение,? (Сказка) —Какие герои действуют в этом произведении? (Раз это сказка, то и герой сказочный) —Главным героем сказки является Гадкий утенок. Настоящий сказочный герой: все основные действия сказки разворачиваются именно вокруг него. |
Проверяет усвоенные детьми знания по пройденной теме |
Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
II. Постановка учебной задачи Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1.Сообщение темы, определение целей урока. |
— Сегодня мы особое внимание уделим героям сказки, подумаем, какими чертами характера их наделил автор, поразмышляем над их поступками. |
Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения. |
III. Усвоение новых знаний Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов) 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) |
1. Уточнение системы образов (сравнительная характеристика героев) |
—Ребята, каких героев сказки вы запомнили? Сколько их? — Ребята, а как вы думаете, кто главные герои сказки? (Гадкий утенок. Мама -утка). —Почему вы так решили? (Вокруг них группируются другие герои, все важные события в сказке связаны с ними, именно они являются действующими лицами в главных эпизодах). — Сейчас мы вместе попробуем определить, какими чертами характера наделил автор Гадкого Утенка. —На доске записаны слова — характеристики, распределите их , слова, описывающие гадкого утенка, и слова, не подходящие для его характеристики. (самостоятельная работа) Добрый, милосердный, вспыльчивый, сильный, энергичный, простой, гостеприимный, практичный, справедливый, пассивный, наивный, внимательный, любящий, доверчивый, гадкий. —Проверим, как вы справились с заданием. Итак, каким вам представился гадкий утенок: Добрый, простой , доверчивый. —Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь отталкивало других героев сказки от утенка? (он гадкий). А волновало ли наличие других душевных качеств остальных героев?(Нет). |
Организует внимание учащихся. Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы. |
Внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. |
3.Выявление языковых особенностей сказки |
—А какими художественными средствами пользуется автор, чтобы сделать описание в сказке зримым, ярким, запоминающимся? — Прочитайте отрывки и назовите те выражения, значение которых вам не ясно: -смётано-сложено в копны -озираться –осматриваться -и меня однажды провели-обманули -орава — беспорядочное и шумное скопление людей -несуразный, нелепый- нескладный -подойник-сосуд, в который стекает молоко при ручном доении -ликующий- радующийся Рожь – хлебный злак, молотые зёрна которого обычно служат для выпечки ржаного хлеба. Стог – куча плотно уложенного сена под открытым небом. Лопух – растение (репейник), у него широкий, овальной формы лист. Выкарабкались – после больших усилий вылезть из скорлупы. Озираться – оглядываться назад. Канава – длинный, неширокий ров. Бултыхнуться – падать в воду. Ров – длинное углубление, вырытое в земле. Определите внешний вид героя, каким его изобразил автор? (гадкий). Подберите синонимичный ряд к слову «гадкий» (мерзкий, вызывающий презрение). —А какие слова в сказке говорят нам о давности времени и событий в ней описанных? Как называются эти слова? Найдите их в тексте (Архаизмы (устаревшие слова, вышедшие из обихода в современной жизни): сметано, озираться. Обобщение: Для языка Андерсена характерны точность, образность, яркость. Он использовал слова, характерны для его народа, тем самым, вовлекая нас в культуру его страны. |
Организует внимание учащихся. Организует класс к выполнению самостоятельному чтению текста по рядам. Задаёт вопросы к прочитанному тексту. |
Внимательно слушают, выполняют самостоятельное чтение и отвечают на поставленные вопросы. |
|
4. Характеристика героев, представляющих силы зла. |
—А кто из героев сказки вызывает у вас антипатию? Почему? Какими отрицательными чертами наделяет их автор? Словарная работа: зависть, злоба, коварство. Что означают эти слова (индивидуальное задание учащемуся) —А как эти качества проявляются в словах и действиях героев? У утят, селезня, петуха, курицы. Они обижали гадкого утенка, тем самым они изгнали его из хоз двора. Обобщение: —Прощает ли гадкий утенок своих обидчиков? А мы, читатели? Обобщение: На примере этой сказки мы убедились в том, что добро побеждает зло. Как вы думаете, добро и зло живут только в сказках? Как вы думаете, что сильнее, добро или зло? А в наше время существует добро? А зло? |
Организует деятельность учащихся по отработке изучаемых знаний и способов действий. |
Внимательно слушают и воспринимают задания, проявляют интерес и задают вопросы. Выполняют словарную работу. |
|
V.Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. |
1. Ответы на проблемные вопросы урока 2. Работа над смыслом пословиц |
—Вернемся к главным вопросам урока. Сформулируем выводы. — Какими качествами надел автор Гадкого утенка? -Как отрицательные герои повлияли на судьбу утенка? -Какие чувства вызывает у нас Гадкий утенок? Подберем пословицы, подходящие к этой сказке: Язык острее меча. Некрасив собой, но красив душой. Суди не по внешности, а суди по делам. Всему свое время. Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Не бросай друга в несчастье. Друзья познаются в беде. |
Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока. |
4-ый урок. Тема сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. |
||||
I. Актуализация знаний Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта учащихся. |
1. Беседа по прочитанному ранее. |
— И так ребята, вспомните прошлый урок, какими качества автор наделил Гадкого утенка? Какие качества были у отрицательных героев? Вспомниет пословицы, которые подходят к этой сказке. |
Проверяет усвоенные детьми знания по пройденному материалу. |
Принимают учебную задачу. Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
II. Постановка учебной задачи Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. |
1. Сообщение темы, определение целей урока |
— Сегодня мы завершим работу над сказкой Г.Х Андерсена «Гадкий утенок» Вспомним сюжет этой сказки и ответим на вопросы. |
Сообщает учащимся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала. |
Развивают мотивы учебной деятельности и формируют личностные смысла учения. |
III. Усвоение новых знаний Цель: 1.Обеспечивать восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изученного материала(существенных признаков, понятий, знаков, теорий и пр.; правил и построенных на их основе алгоритмов) 2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) 3.Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала) |
1.Викторина по сказке |
Откройте учебник, сейчас будут появляться вопросы, а вы должны найти ответ на странице учебника: — Все ли утята сразу появились на свет? — Каким оказался, по мнению утки, последний утёнок? — Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка? На кого он был похож? — Куда отправилась утка со своей семьёй? (К ближайшей канаве) — Как утята учились плавать? — Как плавал серый утёнок? — О каких опасностях предупредила утка своих деток? (Чтобы они береглись кошек и смотрели, чтобы на них никто не наступил) — Что ожидало бедного, некрасивого утенка на птичьем дворе? (Его клевали и толкали, никто не давал ему проходу) — Что говорили о нем на птичьем дворе? — Как повел себя индейский петух? (Подлетел, залопотал, гребешок у него налился кровью) — Как страдал утенок из-за своей внешности? (Он жалел, что родился таким, что никто не хочет с ним из-за этого дружить) |
Организует внимание учащихся, Проверяет полноту осознанности сюжета Задает вопросы учащимся. Проводит викторину по сказке |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение. |
2. Игра «Верю, не верю» |
Отвечая на мои вопросы, вы должны поднимать руку, если вы мне верите, не поднимать руки – если не верите: -Утка вывела на свет индюшат. -Петух принял на хоз двор утенка. -Другие утята хорошо отнеслись к утенку. -Кот был другом утенка. -У утенка не было друзей. -мама – утка защищала утенка от нападок других. |
Задает вопросы учащимся. Проводит игру «Верю, не верю» |
Выполняют задания, Активно отвечают на вопросы |
|
3. Игра «Продолжи фразу» |
Можно предложить карточки или использовать слайды (текст зачитываю дети): ответ можно найти в учебнике: 1. — Живо! Живо! — закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз. 2. — Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может статься, это индюшечье яйцо! 3. «Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!» 4. — Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный! 5. И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: — Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком! |
Организует внимание учащихся, Проверяет полноту осознанности сюжета Задает вопросы учащимся. Проводит игру «Продолжи фразу» |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение. |
|
4.Работа с рисунками |
—Многие художники и композиторы были вдохновлены сказочными образами, которые создал Андерсен. Посмотрите на работы польского художника Ричарда Мравика. Он создал целую серию картин под названием «Чудесное превращение». Художник при помощи кисти оживил сказку в своих ярких, эмоциональных работах. Обобщение: Художник передал все те душевнее страдания, которые перенес Гадкий утенок. После чудесного превращения мы можем видеть великолепно белоснежного лебедя, который как бы говорит нам, что пусть я и был некрасив собой, но красив душой. —Как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке? (Добро) —Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным художником Ричардом Мравика. Характерные черты стиля: красота, реалистичность, можно даже подумать, что это не картина, а фотография, художник настолько четко передает цвет и красоту, что создается впечатлении, будто бы мы это видим в живую. Ричард художник – самоучка, именно поэтому его работы такие необычные, не похожие на картины других художников. —Ребята, иллюстрации к какому эпизоду сказки вы видите? (Рисунки вынесены на слайды). Опишите, что вы видите? Что вам особенно нравится? |
Организует внимание учащихся. Использование наглядного материала (иллюстраций). Организует работу по теме урока, проводится опрос. Создает условия для самостоятельной работы. |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение. |
|
5. Определение темы, нравственного смысла сказки |
—Ребята, а как вы думаете, что легче :помочь нуждающемуся или обидеть его? (обидеть) Обобщение: Эта сказка добрая. Она говорит нам: «Умейте прощать, и тогда все будут счастливы!» Но еще я бы добавила: «учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям». А еще не стоит забывать, что не всегда внешность олицетворяет наш внутренний мир. |
Организует внимание учащихся. Постановка учителем вопросов репродуктивного характера. |
Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Высказывают свое отношение. |
|
V.Итог урока Цель: откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы. |
1. Обобщающая беседа |
—Вот и закончили мы работу со сказкой «Гадкий утенок» Мы не только исследовали сказочный мир, созданный Андерсеном, но и открыли для себя что-то новое. А закончить урок я хочу словами одного зарубежного литературного критика: Вершиной литературы для детей (равно как и для взрослых) явилось творчество Ганса-Христиана Андерсена, чьи сказки – бесценное достояние всего человечества. —Согласны ли вы с такой оценкой творчества писателя? —Что нового вы узнали на уроке? — С каким настроением вы уходите с урока? |
Обобщает знания, закрепляет знания, полученные на уроке. |
Отвечают на поставленные вопросы, актуализируют знания, полученные в ходе урока. |
Конструкт урока литературного чтения
по преддипломной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 46 А группы специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Швецовой Кристины Александровны
Дата: 10.05.2019
ОО: МАОУ СОШ № 40
Класс: 3 «б»
Учитель: Багина Жанна Юрьева Подпись: ________________
Предмет: Литературное чтение
УМК: «Школа России»
Тема: Знакомство со сказкой Ганс Христиана Андерсона «Гадкий утенок».
Планируемый результат:
Личностный: Проявляют любовь к литературному чтению; развитие интереса к чтению, самостоятельности.
Метапредметный: умеют воспринимать на слух текст в исполнении учителя; обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; демонстрируют умение выразительно читать.
Предметный:демонстрируют знания о сказки; обучающиеся могут объяснить значение слов
Цель:развитие интереса и любви к чтению в процессе изучения сказки Ганс Христиана Андерсона «Гадкий утенок».
Задачи:
Воспитательная: Воспитывать любовь к литературному чтению; воспитывать самостоятельность, интерес к чтению.
Развивающая:развивать навык умения воспринимать на слух тексты в исполнении учителя
личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Развивать регулятивные УУД: целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий, самоконтроль. Развивать познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развивать коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точновыражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Образовательная: познакомить обучающихся со сказкой Ганс Христиана Андерсона «Гадкий утенок».
Принципы обучения и воспитания
Принципы воспитания
-
Создание положительного эмоционального подъёма;
-
Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения
-
Принцип наглядности;
-
Принцип систематичности и последовательности;
-
Принцип доступности;
-
Принцип целостности;
-
Принцип минимакса;
-
Принцип деятельности;
-
Принцип психологической комфортности;
-
Принцип научности.
Принципы развития речи:
-
принцип обучения активной языковой практики;
-
принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
-
принцип семантизации лексики (толкование слов)
Методы обучения и воспитания
Методы воспитания
-
Методы формирования соц. опыта:
-
Педагогическое требование;
-
Создание ситуации успеха.
-
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
-
Поощрение.
Методы обучения
-
По источнику получения знаний:
-
Словесные: чтение, беседа, объяснение;
-
Наглядные: демонстрация, иллюстрация (портрет);
-
Практические: упражнение.
-
По дидактическим целям:
-
Метод проверки и оценки знаний.
Формы организации деятельности обучающихся:
-
Фронтальная;
-
Индивидуальная;
-
Групповая
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий
План:
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
2.Актуализация опорных знаний и способов действий (9 мин.)
3.Решение проблемы (15 мин)
4. Первичное закрепление(8 мин)
Физ. минутка (2 мин)
5. Организация самостоятельной работы (5 мин.)
6. Рефлексия учебной деятельности.(4 мин)
Список литературы:
1.ФГОС НОО: текст изм. И доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978 – 5 – 09 – 025287 – 4.
2.Производственная практика «Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующих и коррекционно-развивающего образовании» [Текст]: рекомендации студентам/Т.В. Чащина. – Каменск-Уральский, 2015. – 26с.
3. Литературное чтение. 3 класс: учебник для образовательных учреждений.
Макет доски
Тема
|
21 марта Классная работа |
Этапы урока |
Методы, приёмы |
Деятельность учителя, обучающихся |
Планируемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу |
Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. |
Прозвенел звонок, давайте настроимся на работу, проверим готовность к уроку, на столах у вас лежат учебник, дневник, пенал, у кого все готово присаживайтесь на свое место. |
Обучающиеся проявляют Личностные УУД:положительно — эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий Задача: развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять самоопределение к теме урока. |
По источнику получения знаний: Словесные:беседа, объяснение. По уровню включения в продуктивную деятельность: проблемное изложение изучаемого. Методы организации учебно – познавательной деятельности: самостоятельная работа. |
— Ребята, давайте вспомним какой большой раздел мы начали изучать на прошлом уроке?(Зарубежная литература) — С произведением какого жанра мы познакомились на прошлом уроке? (миф) — Что такое миф? — С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (Храбрый Персей) — Вспомните, кто является главным героем в этом произведении? — Опишите черты характера этого героя. — С кем сражался главный герой? — Молодцы ребята, мы вспомнили о чем мы читали на прошлом уроке. — А сегодня, мы познакомимся с новым произведением, Ганс Христиана Андерсона «Гадкий утенок». |
Обучающиеся проявляют Личностные УУД: осуществляют самоопределение к теме урока; Познавательные (общеучебные) УУД:формулирование цели. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. |
3.Решение проблемы Задача: формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
По источнику получения знаний: Словесные:беседа, чтение. Наглядные: Демонстрация. |
— Перед тем как начать читать, обратите внимание на памятку, которая лежит у каждого из вас на столах. Прочитайте ее. Памятка для обучающихся.
— проведем речевую разминку. — Обратите внимание на слайд Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. — Читаем шёпотом — Немного громче — А теперь читаем громко и внятно — Читаем скоро и быстро — Ребята, сейчас я прочитаю биографию автора, а вы внимательно послушайте, после я задам вам несколько вопросов по биографии. Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в семье бедного башмачника и прачки. в Дании, маленькой скандинавской стране на севере Европы. Родной город Оденсе казался Х.К. таинственным и прекрасным. В доме его родителей часто не бывало хлеба, не говоря уже о новой одежде и обуви. Отец — Андерсен-старший был большой книголюб, мечтатель. Но мечты его не сбылись: ни гимназии, ни дальних стран он так и не увидел. Зато свою любовь к чтению, желание учиться бедный башмачник передал своему сыну, раскрыв ему мудрость и красоту книг. Ганс Христиан рано научился читать и, побывав однажды в театре, сам начал сочинять пьесы и стихотворения. Он очень любил играть в кукольный театр. У него было множество самодельных кукол, для которых он мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Уже в детские годы Андерсен сам сочинял “трагедии” и разыгрывал их с куклами. Художественно одарённого мальчика многие в его родном городе называли “маленький Уильям Шекспир”.(вот его портрет) — Кто внимательно слушал, в каком году родился автор? — Что вы слышали о его семье? — Чем любил заниматься отец Андерсона? — Чем автор любил заниматься в детстве? -Как называли автора, когда он был маленький в его городе? — Молодцы ребята, вы очень внимательно меня слушали, а сегодня мы познакомимся с одним из произведений Андерсона «Гадкий утенок» |
Обучающиеся проявляютКоммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Физ. минутка Задача: снять физическое утомление, при помощи физических упражнений. |
По источнику получения знаний:словесные (объяснение) Упражнение. Демонстрация |
А теперь давайте с вами немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. 6.Физминутка «Буратино» Буратино — потянулся, Раз — нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. |
Обучающиеся проявляютЛичностные УУД: Самоопределение, смыслообразование, Регулятивные УУД: волевая саморегуляция . |
4. Первичное закрепление Задача: развивать умение добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материала учебника, ответы на поставленные вопросы; |
По источнику получения знаний: словесные: беседа, чтение |
— Присаживайтесь на свои места. — Откроем страницу 200 учебника. — Что вам сообщает название произведения? (Сказка о животных, ГЛ. герой — утёнок, который был некрасив, гадким или таковым казался кому-то, он у всех вызывал отвращение) — Сейчас по цепочке начинаем читать произведение. Неужели утёнок был именно таким? — Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г. Х. Андерсена ? Объясните почему? -Был ли утёнок агрессивен к обитателям двора? -Был ли он высокомерен? -Можно ли обижать тех, кто отличается чем-то от тебя? -Как вы думаете, почему Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»? -Кого мы обычно так называем? -Что советовали старые утки, когда видели, что яйцо не лопается? -Что отвечала молодая утка? -Как относились к утенку на дворе? -Как они его называли? -Почему к нему так относились? -Любила ли его мать? -Как вы думаете почему? -Как она к нему относилась? -Почему утенок решил сбежать? -Кого утенок встретил на болоте? -Почему дикие утки улетели? -Кто жил в избушке, которую заметил утенок? -Как ему жилось в этом доме? -Почему его обижали курица и кот? -Полюбил ли его кто-нибудь? -Куда ушел утенок из этого дома? -Кого он встретил на озере? -Завидовал ли он их красоте? -Почему он не решался подплыть к лебедям? -Как лебеди его встретили? -Обрадовался ли утенок, когда понял, что он прекрасный лебедь? -Что он сказал? -Понравилась ли вам сказка? -Что особенно запомнилось? -Встретились ли вам герои, которые показались вам неприятными, злыми, жестокими? -Было ли кого-нибудь жалко? Почему? -Когда именно вам было жалко утенка? -Когда вы за него радовались? — Ребята, наш урок подходит к концу, подведем итоги урока, с каким произведением мы сегодня познакомились? -Хороший или плохой конец у этой сказки? -Почему вы так считаете? -Чему научила вас эта сказка? — Правильно ли ценить только по внешней красоте? -Красота бывает внешняя и внутренняя. Дайте характеристику утёнку, лебедю |
Обучающиеся демонстрируют Познавательные УУД: добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсужденийматериала учебника, ответы на поставленные вопросы. Регулятивные УУД: — целеполагание — волевая саморегуляция. Коммуникативные — умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: — действие смыслообразования. |
5. Организация самостоятельной работы Задача: развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме; |
По дидактическим целям: Метод проверки и оценки знаний. Методы формирования соц. опыта: Создание ситуации успеха. |
-Понравилась ли вам сказка? -Что особенно запомнилось? -Встретились ли вам герои, которые показались вам неприятными, злыми, жестокими? -Было ли кого-нибудь жалко? Почему? -Когда именно вам было жалко утенка? -Когда вы за него радовались? — Ребята, наш урок подходит к концу, подведем итоги урока, с каким произведением мы сегодня познакомились? -Хороший или плохой конец у этой сказки? -Почему вы так считаете? -Чему научила вас эта сказка? — Правильно ли ценить только по внешней красоте? -Красота бывает внешняя и внутренняя. Дайте характеристику утёнку, лебедю |
Обучающиеся проявляютПознавательные (общеучебные) УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; Развивать умение работать с текстом навыки выразительного чтения. Личностные УУД: — действие смыслообразования, Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
6.Информация о домашнем задании Задача: дать инструкцию по выполнению домашнего задания. |
По источнику получения знаний: словесные Методы формирования соц. опыта: педагогическое требование. |
— Дочитать сказку |
Личностные УУД: самоопределение. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). Задача: формировать умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
По источнику получения знаний:словесные (объяснение, беседа) По источнику получения знаний: Словесные: беседа Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: Поощрение. |
-Итак ребята, какая тема была нашего урока? -А какие задачи мы поставили на урок? — С каким произведениями мы познакомились сегодня на уроке? — Было ли вам в процессе урока легко и интересно? — Где пригодятся знания, полученные на уроке? ДЕТИ ЧИТАЮТ НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗАКАНЧИВАЮТ ЕГО — Закончите предложение 1. Сегодня я узнал(а) 3. Мне понравилось 4. У меня возникли затруднения — Поднимите руки, кто может сказать о себе: Я — молодец! Я отлично работал на уроке! — Хорошо, а сейчас наши уважаемые эксперты отметят ребят, которые сегодня на уроке активно работали. — Спасибо за урок. |
Обучающиеся проявляюткоммуникативные УУД:умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: — Самоопределение; — действие смыслообразования, Регулятивные УУД: — волевая саморегуляция. |
6
Тема: «Родное гнездо».
Цели:
- Коррекционно-образовательная: содействие в овладении детьми навыками эмпатии , принятия и сотрудничества в семье.
- Коррекционно-развивающая: повышение самооценки через чувство принятия и сопричастности к целому (семье утят) , развитие доверия к окружающему миру.
- Коррекционно-воспитательная: воспитание у учащихся осознанного отношения к ценности семьи и родительского дома .
Необходимое оборудование: Игрушечный утёнок, мячик или муляж гусиного яйца, музыка «Звуки природы» с голосами птиц и «Релаксация», песня «Танец маленьких утят», лёгкая жёлтая тюлевая накидка.
Содержание.
Вступление. У каждого из нас есть родительский дом. Дом, где мы сделали первые шаги, сказали первые слова, открыли для себя целый мир чувств. Дети передают друг другу игрушечного утёнка и заканчивают фразу : «Родительский дом для меня – это…».
Сегодня на занятии мы превратимся с вами в маленьких утят из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утёнок» и проживём один удивительный день из жизни птиц в их родном гнезде.
1. Вход в сказку.
Звучит музыка «Звуки природы», где слышится гомон птиц.
«Мы перенесёмся в сказку с помощью воздуха, который наполнит силой наши «крылья».
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки в стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести : «Кря!». Добиваемся синхронности и точности в выполнении упражнения.
«Чем точнее и дружнее мы выполняем упражнение, тем быстрее мы летим в сказочную страну».
«Ваше старательность, терпение и дружба помогли нам очутиться в сказке».
2. Сказка.
«Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами тянулись большие леса . а в лесах были глубокие озёра. Да , хорошо было за городом!
Прямо на солнышке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой: от стен дома до самой воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка».
3. Упражнение «Утята вылупляются» (модифицированное упражнение «Выйди из круга»).
Дети, взявшись за руки, образуют тесный круг (скорлупа), внутри находится один ребёнок (утёнок). За кругом ходит утка- мать, терпеливо ожидая, когда «проклюнутся» её детишки. Мама «греет» своё яйцо: ласково, легко прикасаясь, гладит по голове, спине, рукам детей («скорлупу»), пытаясь «растопить» круг своей теплотой, говорит ласковые слова любви и ожидания «утёнку», зовёт его к себе, рассказывает, как хорошо им будет вместе. Утёнок изо всех сил старается «пробиться» к маме, также, используя ласку, убеждение (например, рассказывает, как он хочет к своей маме, что ожидает его там, на воздухе, зачем он так хочет родиться…) или другие средства по отношению к «скорлупе». Если из круга кто-то, наконец, почувствует желание пропустить утёнка к маме -делает это. Как только утёнку удаётся «проклюнуться», происходит долгожданная встреча с мамой, они выражают друг другу радость и любовь. Игра продолжается до тех пор , пока утёнком и мамой становятся по очереди все желающие . В течение игры ведущий акцентирует внимание играющих на том, что чувствует мама, ожидая рождения малыша, что чувствует утёнок, пробиваясь к маме, что чувствуют братья и сёстры, ожидая прибавления в семействе. Можно ввести дополнительного героя-папу, который проведает маму время от времени и тоже произносит слова поддержки, любви маме и рождённым и нерождённым детишкам, и также обратить его внимание на испытываемые им чувства. После игры участники рассказывают в кругу о своих чувствах от проигрывания разных ролей и ситуаций.
4. Продолжение сказки.
«Утята кое-как выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз.
-Ах, как велик мир!- сказали утята. Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем тогда, когда они лежали в своей скорлупе.»
5. Упражнение «Ах, как велик мир!».
Дети, сидя в кругу, передают друг другу зелёное стёклышко, смотрят сквозь него и продолжают фразу «Ах, как велик мир! Я вижу вокруг меня… Мне нравится …».
6. Пальчиковая гимнастика «Утята».
Раз-два — шли утята.
Три- четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый испугался-
Громко- громко запищал:
-Пи-пи-пи – не пищи!
-Мы тут рядом, поищи!
Поочерёдно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков « Пи-пи-пи…» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
7. Продолжение сказки.
«Ну что, все ли вы теперь тут? – Утка встала. -Ах нет, не все. Самое большое яйцо целёхонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю терпенье. И она уселась опять. «Ну, как дела?»- спросила старая утка, которая пришла её навестить. «Да вот с одним яйцом никак не могу справиться, — сказала молодая утка. – Всё не лопается. Зато посмотри-ка на малюток! Просто прелесть! Все как один — вылитый отец». « А ну-ка , покажи мне яйцо, которое не лопается, -сказала старая утка.- Поверь мне , это индюшечье яйцо. Вот точно так же и меня однажды провели. И хлопот же мне было с этими индюшатами… Брось-ка его, да ступай учи своих деток плавать».
8. Упражнение «Выбор матери».
Дети сидят в кругу, каждый представляет себя на месте матери и думает, что бы он ответил старой утке?
Передавая друг другу большое яйцо (мячик) , они по очереди дают свой ответ старой утке на её фразу:«Брось-ка его (яйцо), да ступай, учи своих деток плавать».
В заключение дети слушают ответ утки из сказки:«Я столько сидела, что ещё можно посидеть».
9. Игра «Большое яйцо».
Повторяется игра «Утята вылупляются», но «рождается» утёнок из большого яйца. Условия отличаются тем, что скорлупа крепче, и усилия цыплёнка сильнее. Все желающие дети могут побыть в роли «большого утёнка», «мамы-утки» и «скорлупы».В обсуждении обращается внимание на чувства «большого» утёнка, непохожего на других, на терпение и ожидания родителей и сиблингов. На заслуженное счастье быть всем вместе. На любовь матери, готовой любить всех своих детей, гордиться ими. На принятие в семье непохожих и разных детей. На то, что объединяет всех членов семьи.
10. Визуализация «Родное гнездо».
Дети садятся близко друг к другу в кружок, принимают удобную позу кучера , сверху на их головы набрасывается лёгкий жёлтый тюль, символизирующий крылья утки-матери. Звучит релаксационная музыка. Проводится ввод в визуализацию. Далее:«Представьте, что вы маленькие утята, некоторые чуть больше, некоторые чуть меньше, среди вас есть жёлтые и белые, чёрные и серые… Вы все в уютном родном гнезде, под маминым крылом…Ты чувствуешь, как рядом греются такие же, как ты , утята- твои братья и сёстры. Мама любит и согревает вас своим теплом , вам легко и приятно, вы расслабляетесь и чувствуете себя в полной безопасности… Рядом с тобой самые близкие люди, некоторые похожи на тебя, а некоторые нет. Но вам вместе легко и приятно, радость и любовь согревает вас… Лучики летнего солнца проникают сквозь пёрышки , вам тепло и радостно быть вместе… Ты чувствуешь, как твой организм наполняется силой и энергией … Ты чувствуешь спокойствие и уверенность…Когда ты ощутишь достаточно уверенности, ты тихо откроешь глаза…». Затем проводится выход из состояния визуализации, активизация.
11. Продолжение сказки.
«Какой же это индюшонок? -сказала утка.- Вон как славно гребёт лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе недурён, как посмотришь на него хорошенько. Ну, живо гребите за мной! Я сейчас введу вас в общество, мы отправляемся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас , да берегитесь кошек!»
12. «Танец маленьких утят».
Все дети танцуют танец маленьких утят, поддерживается радостная атмосфера рождения и единства птичьей семьи, ожидания чуда будущей жизни…
13. Вывод.
Обсуждение по кругу вопросов: « Чем удивителен был для вас этот день, проведённый с утятами в сказке? Чему вы могли научиться у утки, утят?»
14. Выход из сказки.
«Мы вернёмся из сказки вновь с помощью солнечного воздуха, который наполнит силой наши «крылья».
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки в стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох». Добиваемся синхронности и точности в выполнении упражнения.
«Чем точнее и дружнее мы выполняем упражнение, тем больше мы наполняемся волшебной силой и энергией любви, уверенности и радости жизни. Делаем «вдох» и чувствуем, как энергия входит в вас, выдох – и вы сами излучаете эту энергию.
Ещё раз повторим:
Вдох – энергия входит в вас.
Выдох – вы излучаете эту энергию».
Заключение. Мы прожили удивительный день в родном гнезде утят, прикоснулись к волшебной силе семейной любви, которая делает нас счастливыми и стойкими , нежными и дружными.
Если в родительском доме живёт любовь, она питает светом всю нашу жизнь.
Автор:
Ермолаева Нина Васильевна,
воспитатель
МБДОУ детский сад «Ласточка»
пос. Таёжный, Советского района
Программное содержание: уточнить знания о творчестве датского сказочника Х.-К. Андерсена; учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки; развивать умение вспоминать сказку с помощью графических схем, отображающих события; развивать внимание к поэтическим образам; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение, эмпатию; продолжать совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения; воспитывать интерес и любовь к художественной литературе.
Словарная работа: суровая, чудо, отражение.
Методы: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.
Приемы: рассматривание, беседа, дидактическая игра, этюд, графические схемы.
Оборудование: портрет сказочника Ханса Кристиана Андерсена, выставка произведений писателя, корзинка со снежинками, салфетка, 4 схемы, нарисованные педагогом, книга «Гадкий утенок».
Ход:
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки?
Дети. Любим. Конечно, любим. Мы очень любим сказки.
Воспитатель. А чем отличаются сказки от рассказа?
Дети. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных превращений. А в сказках всегда бывает волшебство, даже животные разговаривают.
Воспитатель. Какие ваши любимые сказки?
Дети. Репка. Мои любимые сказки Царевна лягушка, «Три поросенка». А я люблю сказку «Хаврошечка» и «Снегурочка и лиса».
Воспитатель. Сегодня я хочу вас познакомить с Хансом Кристианом Андерсеном (выставляет портрет писателя). Сказочник Х.-К. Андерсен родился в Дании в семье сапожника. Когда Ханс Кристиан был маленьким мальчиком, то уже тогда сочинял сказочные истории, но слушал их только старый кот Карл. Когда Андерсен вырос, он стал записывать свои сказки, и взрослые читали их своим детям. Сказки писателя знают и любят во всем мире. В них добро всегда побеждает зло. Посмотрите, все эти сказки написал Ханс Кристиан Андерсен. Вы, их узнаете? Назовите их. (Называют книжки расположенные на выставке: «Дюймовочка», «Свинопас», «Дикие лебеди», «Свинарка и пастух», «Принцесса на горошине», «Снежная королева» и др.)
Воспитатель. Если отгадаете мою загадку, то узнаете, какие яйца лежат у меня в корзинке: утиные или куриные.
(Загадывает загадку)
Маленький, желтенький,
Пушистый и смешной,
Плавает на речке
День-деньской.
(Утенок)
Воспитатель. Утенок. Это утенок.
Воспитатель. Правильно, утенок, значит яйца … (утиные).
(Снимает с корзинки салфетку и ахает, достает и показывает детям снежинки).
Кто же это так зло подшутил, яички в снежинки превратил?
Снежная королева (голос). Ха-ха-ха! Это я – Снежная королева. Не люблю я все живое, люблю холодное, ледяное. Это я превратила яйца в снежинки, а одного птенца, который уже успел вылупиться, — в гадкого утенка. Навсегда он таким и останется, ведь ему некому помочь.
Воспитатель. Ребята, мы с вами как раз читаем сказку «Гадкий утенок». Как вы думаете, как смогла Снежная королева попасть к нам?
Дети. Обе сказки, «Гадкий утенок» и «Снежная королева», написал один писатель – Х. К. Андерсен.
Воспитатель. Давайте вспомним начало сказки «Гадкий утенок». Боюсь, что Снежная королева не даст утенку стать счастливым. Хотите ему помочь?
Дети Да, конечно хотим.
Воспитатель. Посмотрите на схему-помогалочку и вспомните, как начиналась история гадкого утенка.
Воспитатель. Какой стоял день? Дети. Стоял теплый тихий летний денек. Воспитатель. Где сидела утка на яйцах? Дети. Утка сидела на яйцах в зарослях лопуха. Воспитатель. Какие вылупились у нее утята? Дети. Все утята были маленькие, хорошенькие, желтые, пушистенькие, только один утенок был огромный, серый и некрасивый. Воспитатель. Как отнеслись обитатели птичьего двора к этому утенку? Дети. Куры, петухи и индюки называли его гадким и безобразным. Они смеялись над ним, клевали и толкали его, не пускали к еде. Воспитатель. Почему утенок убежал с птичьего двора? Как он это сделал? Дети. Все обижали утенка. Вот он и убежал. Он перелетел через изгородь и пустился наутек, сам не зная куда. |
Воспитатель. Наши умелые пальчики и мы покажем, как это было.
Физкультурная минутка.
Много маленьких утят
Поклевать еду хотят.
Зерен, крупки и жучка
И, конечно, червячка.
Одного утенка обижали
И к еде не подпускали.
Он взлетел на забор,
И покинул птичий двор.
Снежная королева (голос). Удалось убежать гадкому утенку с птичьего двора. Но уж с болота ему не выбраться. Ха-ха-ха!
Воспитатель. Ну, это мы еще посмотрим. Вспоминайте, ребята, сказку дальше.
Воспитатель. Как отнеслись к утенку утки, которые жили на болоте? Почему? Дети. Диким уткам утенок не понравился, потому что был не красивым. Воспитатель. Кого испугался утенок? Дети. Утенок испугался охотников, которые стреляли в диких уток. И еще большой охотничьей собаки, которая к нему подбежала. Воспитатель. Что сделал утенок после встречи с собакой? Дети. Утенок долго прятался. Потом встал и пустился бежать дальше по полям и лугам. Воспитатель. Много натерпелся птенец. Закройте глаза и представьте себя этим утенком. |
Этюд «Стань иным»
Цель: развивать логическое мышление, творческое воображение, эмпатию.
Правило: с помощью жестов и мимики показать состояние героя; уметь сое состояние выразить словами.
Воспитатель. Покажите утенка, который испугался громкой пальбы охотников.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Покажите утенка, к которому кинулась собака и оскалила на него острые зубы.
Дети выполняют задание
Воспитатель. Что вы чувствовали, когда были утенком?
Дети. Я почувствовал, что мне очень страшно. Было страшно, страшно. А я подумал, что сейчас она меня съест.
Снежная королева. Выбрался гадкий утенок с болота, но это еще не все. Отдам его на съедение коту. Ха-ха-ха»
Воспитатель. Сильна Снежная королева, но наши ребята сильнее. Вспоминайте, что было дальше. Кто жил в бедной избушке, до которой добежал утенок?
Дети. В бедной избушке жила старушка с котом и курицей. Воспитатель. Почему старушка решила оставить утенка у себя? Дети. Старушка решила, что это утка, которая будет нести ей яйца. Воспитатель. Как отнеслись кот и курица к утенку? Почему? Дети. Кот и курица постоянно поучали и ругали его, потому что считали себя очень умными. Воспитатель. Почему ушел утенок? Дети. Утенок ушел, потому что увидел, что здесь его никто не любит. |
Снежная королева (голос). Опять вы утенку помогли, по сказке провели. Ну, ничего, я его сейчас заморожу, зиму на него напущу. Ха-ха-ха!
Воспитатель. Сильна Снежная королева. Но вы, ребята, сильнее. Вспоминайте конец сказки.
(Дети не могут вспомнить)
Дети. Мы не прочитали конец сказки.
Воспитатель. Что же делать? Да, мы не читали конец сказки, и если не узнаем, что случилось дальше, утенка нам не спасти… Так вот же книжка. Сейчас мы с вами дочитаем конец сказки Х. К. Андерсена «Гадкий утенок». Слушайте внимательно.
(Дочитывает сказку до конца со слов «…Убежал утенок на озеро….).
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»
Цель: уметь подбирать прилагательные к заданному слову.
Правило: каждый ребенок подбирает свое прилагательное, которое не повторяется в словах-определениях других детей.
Воспитатель. Какая была зима?
Дети. Холодная, злая, лютая, снежная, ледяная…
Воспитатель Какие были лебеди?
Дети. Большие, белые, прекрасные, чудесные, великолепные птицы.
Воспитатель Скажите, какой был утенок в начале сказки?
Дети. Огромный, серый, некрасивый.
Воспитатель. Что делал утенок на озере? Дети. Он на озере плавал, чтобы не замерзнуть. Воспитатель. Нашел ли он себе друзей? Дети. Конечно, нашел. Воспитатель. Кого увидел утенок весной? Дети. Он увидел лебедей. Он увидел таких же птиц какой был сам. Воспитатель. Как узнал, бедняжка, что он стал прекрасным лебедем? Дети. Он увидел свое отражение в воде. Воспитатель. Что закричали дети, которые прибежали на берег? Дети. Посмотрите, какие красивые, гордые птицы. Какие они прекрасные. Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что такое счастье? Дети. Это когда тебя все любят. Когда вокруг тебя друзья. Когда все здоровы. |
Снежная королева (голос). Мне вас не победить. Уж слишком вы умные, дружные и счастливые. Прощайте!
Воспитатель. Все кончилось хорошо. Вы молодцы, ребята! Мы смогли спасти утенка, потому что помогали все вместе!
Использованная литература.
1. «Дошкольная педагогика» Петербургский научно-практический журнал. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», №7 (56) /октябрь/ 2009.
2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В.. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2010.-224 с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf