Содержание
- Основные герои рассказа
- Основные события рассказа
- Смысл рассказа
«Гамлет Щигровского уезда» — рассказ И. С. Тургенева из цикла «Записки охотника». Заметно отличается от других рассказов. Носит автобиографический характер.
Основные герои рассказа
Герой | Описание |
Неназванный рассказчик, говорящий о событиях своей молодости | Молодой человек, проживающий в деревне рядом с имением Александра Михайловича. Прибыл к нему погостить. От его имени рассказываются основные события. |
Александр Михайлович | Богатый помещик, охотник, в доме которого проходят основные события. Ожидает важного сановника, волнуется. Имеет высокое положение в обществе, не женат. Военный в отставке, живет на широкую ногу, пользуется всевозможным уважением со стороны соседей и друзей. |
Войницын | Немногий из гостей, знакомый рассказчику. Недоучился, живет постоянно у Александра Михайловича. То, в каком качестве тот проживает в имении, рассказчик затрудняется сказать. |
Лупихин | Остряк, один из гостей. Его с рассказчиком перед обедом знакомит Войницын. |
Сановник | Важная персона, которую к обеду ожидает хозяин имения. Шутит, дела его с Александром Михайловичем в рассказе не описаны. |
Сосед рассказчика по комнате, Гамлет Щигровского уезда | Один из гостей Александра Михайловича. После обеда и ужина спит с рассказчиком в своей комнате, так как гостей много, и всех их уложить по одному не удалось. Рассказывает о себе, так как ни ему, ни его соседу не спится. Не называет своего имени. |
Основные события рассказа
Герой, от имени которого ведется повествование, прибывает в имение Александра Михайловича на обед. Кроме хозяина имения и Войницына никого не знает, знакомится с Лупихиным прямо перед появлением сановника.
После сытного обеда и ужина решает остаться в имении Александра Михайловича и отправиться домой утром, а не ехать в ночь. Его укладывают в одной комнате с неназванным гостем. Ни ему, ни данному гостю не спится, и сосед начинает общаться с ним, потихоньку рассказывая некоторые события своей жизни.
Сосед рассказчика говорит, что его многие здесь считают оригиналом. Вдовец. Происходит из небогатой семьи, отца не помнит, так как его практически не застал – говорит, что в комнате матери был его портрет. Не имеет братьев и сестер. Брат был, но умер от английской болезни в раннем возрасте.
Воспитывался матерью, по достижению возраста шестнадцати лет был записан в университет. После поступления сына на учебу его мать скончалась, и юноша остался на попечении своего деда, стряпчего, который ограбил сироту. Во время учебы попал в кружок. Пробыл в Москве четыре года, после чего вернулся и вступил в права наследования.
От наследства к тому времени мало что осталось. Передав управление имением вольноотпущенному доверенному, отправляется в Европу, где живет три года. В Берлине живет год, влюбляется там в дочь профессора, Линхен, но испугался своих чувств и убежал. Покинул Берлин, жил в Италии.
После возвращения в Москву перестал быть молчаливым, возомнил себя гением. В Москве еще больше запутался, оказался стеснен в средствах и решил вернуться в деревню, так как не хотел жениться на купчихе, чтобы поправить свое материальное положение. Женился на дочери полковника из соседней деревни. Жена, по его словам, была у него словно птичка в лапах кота. Он не знает, любил ли ее. Жена умерла первыми родами вместе с ребенком. После ее смерти отправился в город, пробовал себя в литературе, но несчастен. Неизвестный сосед по комнате после рассказа попросил называть его Гамлетом Щигровского уезда.
Утром рассказчик его не застает.
Смысл рассказа
Показана трагедия «лишнего» человека. Гамлет не знает своего места в обществе, все время пытается убежать от проблем. Сначала он убегает от любви в Берлине, затем – от порицания обществом в Москве, нищеты. После решается жениться, не понимая, любит ли он девушку. О смерти жены и ребенка не слишком переживает, снова убегает от проблем, теперь уже в город. Боится раскрыться полностью, потому не называет своего имени.
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева
Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики существование в русском обществе лишних людей.
Повествование в произведении осуществляется рассказчиком, приехавшим на званый ужин по приглашению богатого помещика и охотника Александра Михайловича, где его поселяют в комнату вместе с чудаковатым мужчиной, поведавшим историю своей жизни, при этом не представившегося, лишь в конце беседы предложившего именовать его Гамлетом Щигровского уезда. Писатель не описывает внешность своего героя и детали одежды, лишь вкладывает в его руки немаловажную деталь в виде бумажного колпака.
Рассказ Гамлета отображается в связке его смеха над собственной неординарностью и жизнью, в результате которой он приходит к полнейшему одиночеству и непониманию со стороны окружающих людей, не замечающих его. Герой произведения повествует о собственном детстве, прошедшем в деревне, юношеским увлечением поэтическим творчеством, вспоминает матушку, воспитывающей сына в стремительном и слепом рвении помещичьих нравов, а также упоминает дядю, являющегося опекуном, который впоследствии предпринял попытку ограбления племянника.
Жизненная судьба героя описывается в виде неустойчивом безденежье, бедности, увлечении демократическими взглядами, а затем и печальной любовной истории с плохим финалом. Тем самым писатель демонстрирует в образе главного героя никчемного, самовлюбленного мужчину, иронизирующего по поводу своих бессмысленных и бесполезных стараний, осознающего собственную комичность и уничижительность.
Изображая представителей высшего общества того периода времени, писатель демонстрирует порой глупых, боящихся любых изменений людей, трясущихся за свою шкуру, изрыгающих желчь, стремящихся лишь к собственному достатку, на фоне которых жизнь Гамлета представляется некоторым благородством в виде шутовского образа в драматическом звучании, понимающего все никчемность русского общества, но при этом не предпринимающего никаких попыток для изменения в жизни.
Писатель показывает на примере образа Гамлета странного, но доброго и одинокого человека, искренне смеющегося над собственными поступками, отрекшегося от окружающего его общества, но при этом в силу робости боящегося его мнения.
Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Как произведения искусства становятся бессмертными?
У шедевров может быть одна интересная особенность – бессмертие. Это возможно только в том случае, если произведение влияет на жизнь людей. Подобные произведения могут встречаться во всех разделах творчества
- Темы творчества Шолохова
Михаил Александрович Шолохов – один из самых титулованных писателей в Советском Союзе. Ранними произведениями он смело вошел в литературу, завоевал любовь и признание читателей и занял свое, особое, место в ней.
- Сочинение по произведению Чистый понедельник Бунина
Приблизиться к пониманию главного смысла бунинского рассказа-новеллы «Чистый понедельник» можно, уже рассуждая о его названии. В календаре, которому подчиняют свою жизнь верующие люди
- Сочинения о праздниках
- Любовь и страдания в лирике Ахматовой сочинение
Своеобразна поэзия Анны Ахматовой. Центральное место в ее творчестве занимает любовная тематика. Но, любовь эта выражается не только в проявлениях чувств к мужчине.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Гамлет Щигровского уезда» (из цикла «Записки охотника») Тургенева
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
Рассказчик прибыл на обед к соседу, богатому помещику Александру Михайлычу Г***. Хозяин был старый холостяк, и общество у него собиралось мужское. Люди это были благонамеренные, холеные, почти благородные, сплошь картежники. Войницын (его, студента-недоучку и охотника, Г*** взял в дом) представил рассказчика шутнику Лупихину. Тот высмеял всех – хозяина, гостей, включая слащавого приятеля Кирилу Селифаныча, и самого себя, рогоносца и злюку.
Обед почтил своим присутствием важный сановник. Хозяин все силы бросил на то, чтобы угодить величавому гостю. Тот, в свою очередь, принимал всеобщее обожание. После еды и выпивки все уселись за карты. Ночевки было не избежать, но уже в 5 утра скучающий рассказчик рассчитывал покинуть дом. Из-за множества гостей ему пришлось делить комнату с каким-то господином.
Обоим не спалось. В полумраке рассказчик не разглядел его лица, но, кажется, это был человек средних лет. Он со вздохом признался, что даже не чудак, а так – заурядный человек, просто ужасно самолюбивый. Но иногда и ему хочется излить душу хоть кому-то. По его мнению, на земле должны жить только интересные люди. Себя он к таковым не относил.
Он уроженец Щигровского уезда Курской губернии, из небогатой семьи военного. Отец умер рано. Впрочем, судя по всему, это был глупый и малосимпатичный человек. Мать была типичная степная помещица, необразованная и с крутым нравом. Ребенком он был вялым и тепличным. В шестнадцатилетнем возрасте попал в московский университет, и, уже полный сирота к тому моменту, в лапы дяде-стряпчему, который обобрал юнца до нитки.
Любитель мрачных стихов и философии определился в кружок молодежи, где пристрастился к болтовне. Чесали языками обо всем: о смысле жизни, любви, искусстве. Отучившись, вступив в наследство, в 21 год он поехал искать мудрости у немцев. Книги манили его больше, чем русская жизнь, действительность. В Берлине он до одури слушал лекции, изредка ходил в театр. И чуть не женился на профессорской дочке. Красавицей Линхен не была, но умела слушать и мастерски варила кофе. Втайне он надеялся, что встретит кого получше – и уехал любоваться красотами Италии.
Вернувшись в Москву через пару лет, он вдруг почувствовал, что ему есть что сказать людям. Даже прослыл в кругу дам молодым «гением». Потом из-за нелепой сплетни уехал из города. Слухи поутихли, но совесть не позволила ему опять надоедать всем блестящей болтовней. Он вспомнил о делах в имении. Но и в деревне не нашел себя. Бурмистры (управляющие) сплошь воры, крестьяне нищие и вечно должники, скот мрет.
Одно было развлечение – визиты к вздорной полковнице, матери двух дочек. Ему приглянулась Софья. Поначалу он принял ее за глубокую натуру, потом увидел, что натура просто чахлая. Бетховен, Шиллер, прогулки под луной вместо солнца и непонятная тоска отняли у нее вкус к жизни. Хозяйка дома из нее была неважная. Он и сам затосковал, хотел даже повеситься в сарае. В итоге это, милое, в сущности, создание скончалось первыми же родами.
Он бросил деревню, устроился на службу в город. Но эта перемена его не вдохновила, да и здоровье стало шалить. Он вышел в отставку. И тогда окончательно признал: он – обычный, «неоригинальный» человек, бездарь и чудак. Самое неприятное, что и окружающие стали думать также. Соседи стали посмеиваться над ним. В конце концов, он, словно тень, стал таскаться по этим же соседям. У них его терпят или не замечают. И в этот раз такая же история. Беседу полуночников прервал господин Кантагрюхин: они мешали ему спать. Незнакомец умолк. Рассказчик спросил его имя, тот назвался «Васильем Васильевичем», одним из многих. По кличке, например, «Гамлет Щигровского уезда», хотя Гамлет из него так себе.
На следующий день рассказчик встал рано, но его собеседник, примечательный в некотором смысле человек, уехал еще раньше.
Читательский дневник по рассказу «Гамлет Щигровского уезда» (из цикла «Записки охотника») Тургенева
Сюжет
Рассказчик в числе гостей богача-помещика. Все пьют, едят, играют в карты, льстят тем, кто выше по чину и богатству. Ночью сосед по спальне, некий Василий Васильевич, бедный дворянин, делится с ним историей своей жизни. С детства он мечтал о необыкновенной судьбе, видел себя писателем, философом, общественным деятелем. Помотавшись по Европе, вернулся в деревню, женился, рано овдовел. И понял, что он – просто человек, как и все. И что русская действительность интереснее немецких книжек. Ненужный никому и самому себе, он убивает время в поездках по соседям. Рассказчик спрашивает имя собеседника, тот называет себя «Гамлетом Щигровского уезда».
Отзыв
Зарисовка из жизни дворянских кругов, русской интеллигенции того времени. Тема болтовни вместо дел, ошибочной оценки самого себя, будущего страны и человечества. Тема патриотизма, семейного воспитания, неудачной семейной жизни. В герое можно отыскать черты не только Ленского, Онегина, Печорина, но и Обломова. Он Гамлет мелкого пошиба, любитель размышлений, самокопания, самоедства. Трагедия лишнего человека. История учит трезво оценивать себя и свои способности, не отрываться от реальной жизни, учиться у нее, вникать в насущные проблемы русского народа, общества. Тема неприкаянности, одиночества в толпе, беспокойного и противоречивого ума и сердца.
- Краткие содержания
- Тургенев
- Гамлет Щигровского уезда
В этом произведении трагический характер, но в контрасте с провинциальной местностью.
Герой приглашен на званный вечер к одному холостяку. Там он встречает несколько интересных личностей.
Например, приживальщик – «студент». Интересна сцена, в которой герой сдаёт экзамен. Молодой человек несколько тугодум. Он долго выбирает билет, хотя видит лишь белые бумажки. Эти он уже раздражает профессора. Подумав над вопросами в билете, юноша так ничего и не может ответить. Ему ставят «ноль», но он не уходит, а сидит на месте, иногда досадуя. Переживает он весь вечер, всю ночь. И на другой день приходит неподготовленным. Вот так и живёт, перебивается у помещиков то ли родственником, то ли знакомым, то ли вечным гостем.
Далее описан приезд «сановника», торжество по этому поводу. Особое внимание уделяют неохватным животам гостей. Сановник рассказывает анекдот из жизни, а все подобострастно хихикают. Рассказал он, как однажды помешал влюбленным, но до сих пор считает, что сделал всё правильно, ведь молодые сами не понимают, что им нужно. Дескать, юноша через много лет сам благодарил «благодетеля», что тот его уберег от страсти.
Ночь герой проводит в . Тот сам признаётся в своём «грехе». Просто раньше он считал себя очень необычным, ему даже верили люди. Но вот после обучения, неудачной любви, службы, занятия усадьбой и многим другим, будто пелена спала… И он понял, как ничтожен. Теперь, кажется, он сам себя стыдится.
Теперь даже урядник говорит ему «ты». Вместо имени он называет себя Гамлетом здешнего уезда. На утро герой не находит своего собеседника. Пожалев о своей откровенности, тот поспешил уехать.
Рассказ учит ценить провинциальное общество, а на его фоне – страдающего, хотя, действительно, очень маленького человека.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сегодня пересказы
- Краткое содержание книги Раздел имущества Алексин
Главной героиней стала девочка Вера, с которой случилось несчастье, но благодаря бабушке она не только поверила в то, что совсем скоро встанет на ноги. - Витязь в тигровой шкуре — краткое содержание пьесы Руставели
Когда-то давным-давно в Аравии на троне восседал царь Ростеван, имевший красивую дочь Тинатин. Почувствовав старость, правитель приказал назначить правительницей Тинатин. Когда девушка должна была стать правительницей - Незнайка в Солнечном городе — краткое содержание книги Носова
Все действия происходят в Солнечном городе, жителями которого являются умные и трудолюбивые малышки-коротышки, где всегда солнечно и красиво. Главным героем всех приключений и проказ становится Незнайка - Балаганчик — краткое содержание пьесы Блока
Жанровая направленность произведения представляется стихотворной драматической пьесой, основной темой которой является любовь в человеческой жизни.
Гамлет Щигровского уезда
На одной из моих поездок получил я приглашение отобедать у богатого помещика и охотника, Александра Михайлыча Г***. Его село находилось верстах в пяти от небольшой деревеньки, где я на ту пору поселился. Я надел фрак, без которого не советую никому выезжать даже на охоту, и отправился к Александру Михайлычу. Обед был назначен к шести часам; я приехал в пять и застал уже великое множество дворян в мундирах, в партикулярных платьях и других, менее определительных одеждах. Хозяин встретил меня ласково, но тотчас же побежал в официантскую. Он ожидал важного сановника и чувствовал некоторое волнение, вовсе несообразное с его независимым положением в свете и богатством. Александр Михайлыч никогда женатым не был и не любил женщин; общество у него собиралось холостое. Он жил на большую ногу, увеличил и отделал дедовские хоромы великолепно, выписывал ежегодно из Москвы тысяч на пятнадцать вина и вообще пользовался величайшим уважением. Александр Михайлыч давным-давно вышел в отставку и никаких почестей не добивался… Что же заставляло его напрашиваться на посещение сановного гостя и волноваться с самого утра в день торжественного обеда? Это остается покрыто мраком неизвестности, как говаривал один мой знакомый стряпчий, когда его спрашивали: берет ли он взятки с доброхотных дателей?
Расставшись с хозяином, я начал расхаживать по комнатам. Почти все гости были мне совершенно незнакомы; человек двадцать уже сидело за карточными столами. В числе этих любителей преферанса было: два военных с благородными, но слегка изношенными лицами, несколько штатских особ, в тесных, высоких галстухах и с висячими, крашеными усами, какие только бывают у людей решительных, но благонамеренных (эти благонамеренные люди с важностью подбирали карты и, не поворачивая головы, вскидывали сбоку глазами на подходивших); пять или шесть уездных чиновников, с круглыми брюшками, пухлыми и потными ручками и скромно неподвижными ножками (эти господа говорили мягким голосом, кротко улыбались на все стороны, держали свои игры у самой манишки и, козыряя, не стучали по столу, а, напротив, волнообразно роняли карты на зеленое сукно и, складывая взятки, производили легкий, весьма учтивый и приличный скрип). Прочие дворяне сидели на диванах, кучками жались к дверям и подле окон; один, уже, немолодой, но женоподобный по наружности помещик, стоял в уголку, вздрагивал, краснел и с замешательством вертел у себя на желудке печаткою своих часов, хотя никто не обращал на него внимания; иные господа, в круглых фраках и клетчатых панталонах работы московского портного, вечного цехового мастера Фирса Клюхина, рассуждали необыкновенно развязно и бойко, свободно поворачивая своими жирными и голыми затылками; молодой человек, лет двадцати, подслеповатый и белокурый, с ног до головы одетый в черную одежду, видимо робел, но язвительно улыбался…
Однако я начинал несколько скучать, как вдруг ко мне присоединился некто Войницын, недоучившийся молодой человек, проживавший в доме Александра Михайлыча в качестве… мудрено сказать, в каком именно качестве. Он стрелял отлично и умел дрессировать собак. Я его знавал еще в Москве. Он принадлежал к числу молодых людей, которые, бывало, на всяком экзамене «играли столбняка», то есть не отвечали ни слова на вопросы профессора. Этих господ, для красоты слова, называли также бакенбардистами. (Дела давно минувших дней, как изволите видеть.) Вот как это делалось: вызывали, например, Войницына. Войницын, который до того времени неподвижно и прямо сидел на своей лавке, с ног до головы обливаясь горячей испариной и медленно, но бессмысленно поводя кругом глазами, вставал, торопливо застегивал свой вицмундир доверху и пробирался боком к экзаменаторскому столу. «Извольте взять билет», – с приятностью говорил ему профессор. Войницын протягивал руку и трепетно прикасался пальцами кучки билетов. «Да не извольте выбирать», – замечал дребезжащим голосом какой-нибудь посторонний, но раздражительный старичок, профессор из другого факультета, внезапно возненавидевший несчастного бакенбардиста. Войницын покорялся своей участи, брал билет, показывал нумер и шел садиться к окну, пока предшественник его отвечал на свой вопрос. У окна Войницын не спускал глаз с билета, разве только для того, чтобы по-прежнему медленно посмотреть кругом, а впрочем, не шевелился ни одним членом. Вот, однако, предшественник его кончил, говорят ему: «Хорошо, ступайте», или даже: «Хорошо-с, очень хорошо-с», смотря по его способностям. Вот вызывают Войницына; Войницын встает и твердым шагом приближается к столу. «Прочтите билет», – говорят ему. Войницын подносит обеими руками билет к самому своему носу, медленно читает и медленно опускает руки. «Ну-с, извольте отвечать», – лениво произносит тот же профессор, закидывая туловище назад и скрещивая на груди руки. Воцаряется гробовое молчание. «Что же вы?» Войницын молчит. Постороннего старичка начинает дергать. «Да скажите же что-нибудь!» Молчит мой Войницын, словно замер. Стриженый его затылок круто и неподвижно торчит навстречу любопытным взорам всех товарищей. У постороннего старичка глаза готовы выскочить: он окончательно ненавидит Войницына. «Однако ж это странно, – замечает другой экзаменатор, – что же вы, как немой, стоите? ну, не знаете, что ли? так так и скажите». – «Позвольте другой билет взять», – глухо произносит несчастный. Профессора переглядываются. «Ну, извольте», – махнув рукой, отвечает главный экзаменатор. Войницын снова берет билет, снова идет к окну, снова возвращается к столу и снова молчит как убитый. Посторонний старичок в состоянии съесть его живого. Наконец его прогоняют и ставят нуль. Вы думаете: теперь он по крайней мере уйдет? как бы не так! Он возвращается на свое место, так же неподвижно сидит до конца экзамена, а уходя восклицает: «Ну баня! экая задача!» И ходит он целый тот день по Москве, изредка хватаясь за голову и горько проклиная свою бесталанную участь. За книгу он, разумеется, не берется, и на другое утро та же повторяется история.
Вот этот-то Войницын присоседился ко мне. Мы с ним говорили о Москве, об охоте.
– Не хотите ли, – шепнул он мне вдруг, – я познакомлю вас с первым здешним остряком?
– Сделайте одолжение.
Войницын подвел меня к человеку маленького роста, с высоким хохлом и усами, в коричневом фраке и пестром галстухе. Его желчные, подвижные черты действительно дышали умом и злостью. Беглая, едкая улыбка беспрестанно кривила его губы; черные, прищуренные глазки дерзко выглядывали из-под неровных ресниц. Подле него стоял помещик, широкий, мягкий, сладкий – настоящий Сахар-Медович – и кривой. Он заранее смеялся остротам маленького человека и словно таял от удовольствия. Войницын представил меня остряку, которого звали Петром Петровичем Лупихиным. Мы познакомились, обменялись первыми приветствиями.
– А позвольте представить вам моего лучшего приятеля, – заговорил вдруг Лупихин резким голосом, схватив сладкого помещика за руку. – Да не упирайтесь же, Кирила Селифаныч, – прибавил он, – вас не укусят. Вот-с, – продолжал он, между тем как смущенный Кирила Селифаныч так неловко раскланивался, как будто у него отваливался живот, – вот-с, рекомендую-с, превосходный дворянин. Пользовался отличным здоровьем до пятидесятилетнего возраста, да вдруг вздумал лечить себе глаза, вследствие чего и окривел. С тех пор лечит своих крестьян с таковым же успехом… Ну, а они, разумеется, с таковою же преданностию…
– Ведь этакой, – пробормотал Кирила Селифаныч и засмеялся.
– Договаривайте, друг мой, эх, договаривайте, – подхватил Лупихин. – Ведь вас, чего доброго, в судьи могут избрать, и изберут, посмотрите. Ну, за вас, конечно, будут думать заседатели, положим; да ведь надобно ж на всякий случай хоть чужую-то мысль уметь выговорить. Неравно заедет губернатор – спросит: отчего судья заикается? Ну, положим, скажут: паралич приключился; так бросьте ему, скажет, кровь. А оно в вашем положении, согласитесь сами, неприлично.
Сладкий помещик так и покатился.
– Ведь вишь смеется, – продолжал Лупихин, злобно глядя на колыхающийся живот Кирилы Селифаныча. – И отчего ему не смеяться? – прибавил он, обращаясь ко мне, – сыт, здоров, детей нет, мужики не заложены – он же их лечит – жена с придурью. (Кирила Селифаныч немножко отвернулся в сторону, будто не расслыхал, и все продолжал хохотать.) Смеюсь же я, а у меня жена с землемером убежала. (Он оскалился.) А вы этого не знали? Как же! Так-таки взяла да и убежала и письмо мне оставила: любезный, дескать, Петр Петрович, извини; увлеченная страстью, удаляюсь с другом моего сердца… А землемер только тем и взял, что не стриг ногтей да панталоны носил в обтяжку. Вы удивляетесь? Вот, дескать, откровенный человек. И, Боже мой! наш брат-степняк так правду-матку и режет. Однако отойдемте-ка в сторону… Что нам подле будущего судьи стоять-то…
Актеры фильма:
Олег Борисов, Валентина Шендрикова, Ольга Гобзева, Виктор Павлов, Евгений Евстигнеев, Сергей Торкачевский, Светлана Михалькова, Иван Матвеев, Олег Грачев
По мотивам рассказов И.С. Тургенева из цикла «Записки охотника». Многолюдный обед у богатого помещика. Гостеприимный хозяин приглашает гостей переночевать, но предупреждает, что никто не будет спать в одиночестве. Один из гостей всю ночь рассказывает другому о своей жизни, не называя своего настоящего имени. В 21 год, вступив во владение наследством, он на несколько лет уехал в Европу. Поиздержав наследство во время путешествия за границей, он возвратился домой, женился на дочери соседки-полковницы, но жена вскоре умерла при родах. После смерти жены рассказчик пытался служить, но ни хозяйство, ни служба, ни литература к нему не пристали. Ему приглянулась девушка Матрена – красавица, умница, но холопка, да не его. Он увез Матрену без разрешения ее хозяина, и некоторое время они счастливо жили в его имении, пока однажды не приехал исправник…
Вопрос:
Пожалуйста, ребзя помогите. Напишите краткое содержание «Гамлет Щигровского уезда» на 1-0.5 тетрадной страницы, для читательского дневника
Ответы:
Этот мужчина не любил женщин, женат не был, и поэтому общался в основном с такими же холостыми и жил, ни в чём себе не отказывая. К обеду ожидалось прибытие уважаемого сановника и мой знакомый испытывал по этому случаю волнение, даже несмотря на то, что и сам был богат и важен. Из гостей я мало кого знал. Мне стало скучно. Но вот рядом со мной очутился недоучившийся студент Войницын. Проживал в этом доме он непонятно в каком статусе. Мы разговорились и далее студент представил меня Петру Петровичу Лупихину — местному остряку. Был он невысокого роста и черты лица его были желчными. О присутствующих гостях он отзывался весьма язвительно. Вдруг все в доме как-то заволновались: это к дому подъехал сановник. Всё общество вскоре отправилось отобедать в столовую.Важного сановника посадили на самое почётное место, и всячески оказывали внимание. После обеда общество решило поиграть в карты. Я же с трудом дождался наступления вечера и ушёл отдыхать.Гостей было так много, что спать в одиночку не представлялось возможным. Я не мог уснуть. Человек по соседству это заместил и решил вступить со мной в разговор. Сначала он жаловался на себя, на свой недостаток оригинальности, а потом предложил мне послушать рассказ из своей жизни. Родился незнакомец в небогатой семье в Щигровском уезде, что находится в Курской губернии. Воспитанием юноши занималась мать, а отца он не знал. Был у него брат, да умер ещё в младенчестве. Когда исполнилось сыну 16 лет, матушка повезла его на учёбу в Москву. После поступления сына в институт она умерла, а парень остался на попечении дяди — стряпчего Колтуна-Бабуре. Именно тогда мой сосед заметил свою неоригинальность. В университете он поступил в кружок, где погибало всё оригинальное, непохожее. Так в Москве пролетело 4 года. В 21 год студент вступил в права по владению наследством, точнее тем, что осталось, ведь родной дядя обокрал его подчистую. Молодой человек оставляет за управляющего Василия Кудряшова (из вольноотпущенных) и уезжает в Берлин. Там проводит около полугода, не увидев европейской жизни. И вот волей случая он оказывается в доме одного профессора и влюбляется в его дочку. От таких ощущений любви у него по желудку пробегает дрожь и сосёт под ложечкой. Счастья своего он не выдерживает и убегает скитаться по Европе ещё на 2 года.
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
- Краткое содержание
- Тургенев
- Гамлет Щигровского уезда
Гамлет Щигровского уезда — краткое содержание рассказа Тургенева
История относится к циклу Записки охотника и рассказывает о том, как главный герой отправляется гостить к холостому помещику. Этот помещик является убежденным холостяком и он собирает у себя похожее общество. В начале рассказа дается описание этого дня, когда все ждут какого-то значительного сановника, чтобы принять его, хозяин нервничает. За обедом все слушают сановника, потом переходят к картам. Герой постепенно терпит до вечера и в итоге оставляет остальных. Проведя день, он ложится спать и в связи с недостатком комнат спит, по соседству с другим человеком.
Тот начинает рассказывать ему историю собственной жизни, он говорит о том как родился в Щигровском уезде и воспитывался матерью, а в 16 лет оказался в Москве, где мать оставила его на попечение дяде, который был стряпчим, и отправилась на тот свет. Молодой человек поступил в университет и сразу стал частью кружка, который уничтожал самобытное и оригинальное в других людях. Его обучение не стало чем-то выдающимся, он выбрал самый простой путь. Стоит сказать, что начинал он свой рассказ именно с того, что в нём отсутствует всякая оригинальность. Именно этот факт тревожил его существенным образом.
После выпуска из университета он остался со скромным наследством (его дядя растратил существенную часть) поставил в своем имении управляющего и уехал в Берлин. Там, он прожил полгода, влюбился в дочку одного профессора, но не смог пережить этого чувства и поэтому отправился в другие города. Два года просто скитался по Европе, потом в итоге он немного жил в Москве, но из-за сплетен ему пришлось уехать в свою деревню, где он познакомился с дочерями вдовы полковника. На одной из них он в итоге женился, но его супруга Софья умерла от родов с ребенком, после четырех лет их брака. В дальнейшем он служил на государственной службе в небольшом городе. Служить долго не смог и ушёл в отставку. В итоге его стали считать ничем не выдающимся человеком, и он сам понял, что он весьма ничтожный и неоригинальный. После того как он рассказал свою трагическую историю, он представился герою как Гамлет Щигровского уезда.
Также читают:
Рассказ Гамлет Щигровского уезда (читательский дневник)
Популярные сегодня пересказы
- Медведь на воеводстве — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Однажды медведя Топтыгина первого поставили на место воеводы. Он должен был заведовать лесом. Медведь служивый был и всё умел делать. Он прекрасно строил берлоги, умел валить деревья, и даже немного в науке разбирался.
- Ледяной дом — краткое содержание романа Лажечникова
18 век. Правит императрица Анна Иоанновна. Негласно от ее лица государством управляет фаворит — Бирон, который жаждет получить всю полноту власти. Но он сталкивается с соперником в лице патриота Артемия Волынского
- Краткое содержание сказки Золушка Перро
По жанровой направленности произведение относится к разряду сказочной новеллы, предназначенной для маленьких читателей, основная тема которой заключается в необходимости сохранения веры
- Одиссея капитана Блада — краткое содержание романа Сабатини
Рафаэль Сабатини написал в 1922 году свой роман, о приключениях капитана Блада. И сразу понравилась читателю, настолько, что пришлось писать продолжение. И вместо одного романа было написано два