Гармония и дисгармония мира в поэзии а блока сочинение

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Тема страшного мира в поэзии Блока

Александр Блок, как и многие поэты, был чуток и восприимчив к окружающему миру. Он искал смысл, глубину жизни в целом. При этом пытался донести свои мысли так, чтобы читатель задумался о важных вопросах и прочувствовал всё, что хотел сказать автор. Естественно, его вдохновляла женская красота, но страсть и восхищение сменялись разочарованием и угрызением совести. В стихотворении «К Музе» лирический герой испытывает определённые эмоции, чувства к девушке, но его мучают мысли о греховности и пошлости людей:

«И такая влекущая сила,
Что готов я твердить за молвой,
Будто ангелов ты низводила,
Соблазняя своей красотой…».

Блок в своих произведениях мог показать двойственность человеческой натуры, запутавшуюся личность. Особенно это выражено в цикле стихотворений «Страшный мир». Автор пишет о людях, которые в погоне за удовольствиями и плотскими наслаждениями потеряли душу, смысл существования. Их уже ничего не радует, всё кажется одинаковым. У такого человека опустошенный и поникший взгляд, мрачная действительность. Цикл «Жизнь моего приятеля» напоминает о том, что за день может быть много дел и мелких забот, но когда герой остаётся наедине со своими мыслями, он чувствует тоску, одиночество, безысходность.

Александр Блок затронул очень важные темы, которые интересуют каждого на определённом этапе жизненного пути. Вечная борьба в душе, когда человек должен сделать выбор между любовью или ненавистью, добром или злом, радостью или отчаянием. Не все справляются с этим испытанием, кто-то навсегда разочаровывается в себе и в окружающих. Некоторые зацикливаются на своих проблемах и неудачах, из-за этого не могут по-настоящему и искренне веселиться, смеяться. Тогда всё начинает угнетать, и жизнь превращается в круговорот одинаковых, бессмысленных дней и ночей.

Читая стихотворения из цикла «Страшный мир» можно ощутить грусть и отчаянье. Но в жизни всё познаётся в сравнении, возможно, без тяжелых эмоций и испытания, позитивные моменты не были бы настолько яркими и светлыми. Мир интересен тем, что он многогранен. У каждого свои ценности и приоритеты. Тому, кто обрёл смысл жизни и гармонию в душе ничего не страшно.

Сочинение Страшный мир в поэзии Блока

В поэзии Блока легко увидеть тот самый Страшный мир. Он и сам по себе страшен, но ещё ужасней становится по контрасту с Идеалами Блока, например, с его Прекрасной дамой. Существует и цикл стихов с эти названием, и сборник.

Вот в стихотворении «За туманом…» уже и луга печальны, возможно, от несбыточности мечты. (Это, правда, из цикла о Даме.) Из сборника о Страшном мире наиболее известно стихотворение «В ресторане». Здесь вечная любовь, знакомство с прекрасной девушкой. Что страшного? Но сама обстановка… Цыганка визжит о любви, смычки скрипок какие-то иступленные, зал переполнен… и сама незнакомка, по моему ощущению, связана – закована в условности. Она бросает взгляды умоляющие на поэта, но для других насмехается над ним.

Стихотворение «Авиатор» показывает трагедию – крушение воздушного судна. В финале поэт задаёт риторические вопросы погибшему пилоту. Зачем был этот полёт? Чтобы в войнах будущего бомбы скинуть, чтобы «продажная» женщина восхитилась? Или это просто человеческая гордыня…    

Пугает «Униженье», где описано что-то вроде притона (тут подлецы, шулера, которых Блок за людей не считает – «не людская рука»). Но именно тут происходит встреча поэта и его «вчерашнего ангела». Её шлейф напоминает ему змею, закат заставляет думать об эшафоте, всё кажется автору грязным. И закат «бьет», и свист «замогильный», а герой в сердце, как будто, получает удар каблуком.

В «Песне Ада» как раз прямо говорится о Страшном мире. Его основные черты: маски притворства и лести, мерзость всякая, пошлость, мрак… И ещё страшней, но уже фантастично: вокруг трупы друзей, которые ещё молят героя о помощи.  А поэт идёт во мраке, потеряв надежду, идёт ужасам навстречу. Жутко.

Здесь два стихотворения с названием «Демон».  В одном повествование от лица этого существа, которое разговаривает со своей жертвой, чей ужас его только вдохновляет. Он грозится заколдовать её, унести высоко-высоко. И предчувствует, смеясь, что жертву он сбросит вниз – в бездну. В другом тоже Демон размышляет вслух, вспоминая Тамару – мотивы Лермонтова. И это злое существо смеётся, что Деву никто не спасёт, для жениха есть чеченская пуля.

Также демон упомянут в стихотворении «Черная кровь». Там это образ чего-то нехорошего в сознании. (Говорят ведь, мол, мои демоны.) Почему-то влюбленному хочется ударить возлюбленную, задушить… Но он всё это объясняет влиянием демонов.

Мир Блоку кажется страшным, когда вокруг обыденность и пошлость. Кроме того, мир этот полон мистики, страшных для человека существ. Но во всем этом ужасе Александр Блок, я думаю, видел, как поэт, определенную красоту. Иначе, он не стал бы так в неё «всматриваться», она тянула его, как бездна.

11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Тема страшного мира в поэзии Блока

Тема страшного мира в поэзии Блока

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Натальи Коршуновой (Мелеховой) в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Героиня романа Тихий дон Наталья показана очень положительной женщиной, верной своему мужу женой и прекрасной матерью. Скромная и красивая девушка Наталья Коршунова

  • Образ и характеристика Тришки в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Образ Тришки в комедии Фонвизина «Недоросль» кажется читателю второстепенным, не очень важным и чуть ли ненужным, однако, на мой взгляд, Тришка играет огромную роль, хоть и появляется в комедии всего один раз.

  • Проблематика романа Герой нашего времени Лермонтова (Проблемы)

    Михаил Юрьевич Лермонтов является тем автором, чьи произведения не теряют своей большой актуальности даже сегодня. К ним относится известный во всем мире роман под названием «Герой нашего времени»

  • План сказки Волшебник изумрудного города (Волков 3 класс)

    Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.

  • Характеристика и образ и Фердыщенко в Истории одного города сочинение

    Действие рассказа «История одного города» развивается в городе Глупово, которого в действительности не существует. Его придумал автор произведения, Салтыков – Щедрин. Весь сюжет закручен вокруг градоначальников этого города

Большой Бейсуг

Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!
А. Блок

По мере становления А. Блока как поэта, изменения его отношения к жизни, менялась и его поэзия, художественная манера написания произведений.

А. Блок начинал свой творческий путь как поэт символист, стараясь хотя бы в своей поэзии достичь мечты, идеала Вечной Женственности, который, по его мнению, сумел бы преобразить и окружающий мир. Но постепенно он зашел в тупик и обратился к миру земному, него творчестве появились черты реализма. И тут поэта подхватила революция, чью «музыку» он давно слышал своим чутким сердцем, ненавидя мещанский, буржуазный мир, но не зная, как с ним бороться, как изменить. Именно разрушение этого старого, но уже отжившего свое, больного мира ярко отобразил А. Блок в своей поэме «Двенадцать».

В этом произведении А. Блок не стремился выразить свое отношение к революции, его задачей было максимально объективно показать эту переломную эпоху. Ненавистный поэту старый мир представлен в виде нищего, паршивого, голодного пса, сопровождающего бойцов революции и не желающего отставать. Он так упорно плетется сзади, что мы понимаем: дело в самих участниках революции, которые еще пропитаны старыми принципами и привычками — «новые» люди рождаются постепенно, в результате мучительных противоречий, замены отживших установок более совершенными.

Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!

Нет человека, которого не затронула бы революция, поскольку она была связана с коренными изменениями всего общества, а для Блока—и целого мира, поэтому в такое переломное время людям тяжело устоять на ногах:

Завивает ветер Белый снежок. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит — ах, бедняжка!

Представители старого мира — буржуи, долгополые «товарищи попы», дамы в каракуле, писатели-витии — не могут ничего предпринять против натиска новых революционных сил, они лишь причитают или злословят: «Ох, большевики загонят в гроб!», «Предатели!», «Погибла Россия!», «Уж мы плакали, плакали…»

Но кто же они — борцы и участники революции? А. Блок не идеализирует их, не выставляет в лучшем, чем они есть, свете:

В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!

«Бубновый туз» — это знак каторжника, разбойника. Так вот каковы эти защитники Революции! Перед нами — образы разрушителей, пусть даже и старого мира. Они еще не знают, что у них впереди. Над ними «черное, черное небо, перед ними — непроглядная тьма, в сердцах только

Злоба, грустная злоба Кипит в груди… Черная злоба, святая злоба…

Эти люди восстали против отжившего, больного, мертвого, но вместе с тем они готовы стрелять и по бывшему когда-то для них самих дорогим, святым:

…И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль…

Но ведь ломать — не строить Революция не может победить, лишь разрушая, не предлагая ничего взамен. Этим солдатам предстоит переплавить в первую очередь себя и лишь затем сможет измениться мир. А это очень болезненный, сложный и кропотливый процесс. Наверное, поэтому всю поэму насквозь пронизывает ветер — символ стихийного начала, поднявший революцию и хозяйничающий не только на улицах города, но и в душах бойцов за новый мир.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете

Этот ветер постепенно перерастает во вьюгу которая уже мешает, а не помогает, сбивает с ног, не даёт людям видеть друг друга. Хочется верить, что солдаты революции устоят перед стихией, сумеют найти новые опоры, провозгласить новые, созидательные принципы, ведь

Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной поступью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос!

похожие материалы

  • Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»
  • Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать»

Александр Александрович Блок — поэт-символист. Для символистов основой творчества всегда была идея двоемирия, параллельного существования двух миров — духовного и материального. У Блока, особенно в поздней лирике, эта мысль претворяется в описании борьбы двух идей, двух укладов — гармонии и дисгармонии.

В поэме Блока «Двенадцать», в его последнем крупном произведении, мы также видим противопоставление двух миров — старого и нового, революционного. Старый мир представлен старушкой, которая «не понимает, на что такой огромный плакат» — «Вся власть Учредительному собранию!», священником, барыней в каракуле и двумя существами, которые появляются всегда вместе — «буржуем» и «шелудивым псом», причем последний, собственно, и олицетворяет старый мир. Новое представлено двенадцатью красногвардейцами, идущими дозором под звуки марша:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Но врага этого в поэме нет. Скорее всего, враг — это старый мир (солдаты хотят «пальнуть в Святую Русь»), но буржуй не производит никаких решительных действий, он просто «стоит безмолвный как вопрос». В ранней лирике Блока именно молчание являлось признаком гармоничности. Христос и буржуй — единственные персонажи в поэме, которые не произносят ни слова. Красноармейцы идут «раздувать мировой пожар», но в результате совершают обыкновенное уголовное убийство и отправляются «грабить етажи». Они, которые олицетворяют новый порядок вещей, незрячи и духовно, и физически:

И вьюга слепит им очи Дни и ночи напролет.

Собственно, борьбы между мирами в поэме нет. Властвует дисгармония, вьюга, хаос. П.Флоренский применил по отношению к Блоку термин «бесовидение в метель». Рваные размеры, стилистическая разноголосица создают впечатление неуюта и беспорядка. Как уже было сказано в свое время, молчание было для Блока олицетворением гармонии. Поэма не молчит, она наполнена множеством голосов. Блок в свое время призывал интеллигенцию «Слушать музыку революции», и «Двенадцать» стала записью этой музыки.

Мы видим в поэме жанровую и стилистическую неоднородность. Тут и марш («Революционный держите шаг!»), и народная разбойничья песня («Уж я семечки получу, получу»), частушка, молитва, романс. Используются резкие переходы от высокой к низкой лексике, стилизация под простонародную речь. Авторского голоса в этом произведении нет. Поэма полифонична. Она вся состоит из обрывков чужих фраз, отзвуков чужих слов, вся является олицетворением мира дисгармонии. Особенные споры в среди критиков всегда вызывал конец поэмы:

В белом венчике из роз Впереди Иисус Христос.

Рассматривая этот вопрос, не следует забывать, что Александр Александрович — символист и, следовательно, ни один его образ не подлежит однозначному толкованию. Если впереди двенадцати идет Христос, то это еще не значит, что он их возглавляет. Согласно художественной логике поэмы, красноармейцы и Христос принадлежат к разным мирам. Возможно, они гонятся за ним и стреляют именно в него. В руках Христа кровавый флаг, но чьей кровью он запятнан? Может это всё-таки Антихрист?

Блок в художественной форме выразил то, что увидел и услышал в страшные годы революции. Поэма символична, так как события, произошедшие со страной, не поддаются однозначному толкованию, но она очень верно передает дух той трагической эпохи.

Читаемое в разделе:

  • Образ Прекрасной Дамы в творчестве А. Блока
  • Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока
  • Звук и цвет в поэзии Блока
  • Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
  • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Образ Прекрасной Дамы в творчестве А. Блока
  • Звук и цвет в поэзии Блока

Новые материалы раздела:

  • Анализ поэмы Блока «Двенадцать»
  • Анализ стихотворения А. Блока «Русь»
  • Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике Блока

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

метки: Страшный, Поэзия, Творчество, Стихотворение, Человек, Дисгармония, Гармония, Смысл

  • Тема страшного мира в поэзии Блока

Александр Блок, как и многие поэты, был чуток и восприимчив к окружающему миру. Он искал смысл, глубину жизни в целом. При этом пытался донести свои мысли так, чтобы читатель задумался о важных вопросах и прочувствовал всё, что хотел сказать автор. Естественно, его вдохновляла женская красота, но страсть и восхищение сменялись разочарованием и угрызением совести. В стихотворении «К Музе» лирический герой испытывает определённые эмоции, чувства к девушке, но его мучают мысли о греховности и пошлости людей:

«И такая влекущая сила,

Что готов я твердить за молвой,

Будто ангелов ты низводила,

Соблазняя своей красотой…».

Блок в своих произведениях мог показать двойственность человеческой натуры, запутавшуюся личность. Особенно это выражено в цикле стихотворений «Страшный мир». Автор пишет о людях, которые в погоне за удовольствиями и плотскими наслаждениями потеряли душу, смысл существования. Их уже ничего не радует, всё кажется одинаковым. У такого человека опустошенный и поникший взгляд, мрачная действительность. Цикл «Жизнь моего приятеля» напоминает о том, что за день может быть много дел и мелких забот, но когда герой остаётся наедине со своими мыслями, он чувствует тоску, одиночество, безысходность.

Александр Блок затронул очень важные темы, которые интересуют каждого на определённом этапе жизненного пути. Вечная борьба в душе, когда человек должен сделать выбор между любовью или ненавистью, добром или злом, радостью или отчаянием. Не все справляются с этим испытанием, кто-то навсегда разочаровывается в себе и в окружающих. Некоторые зацикливаются на своих проблемах и неудачах, из-за этого не могут по-настоящему и искренне веселиться, смеяться. Тогда всё начинает угнетать, и жизнь превращается в круговорот одинаковых, бессмысленных дней и ночей.

Читая стихотворения из цикла «Страшный мир» можно ощутить грусть и отчаянье. Но в жизни всё познаётся в сравнении, возможно, без тяжелых эмоций и испытания, позитивные моменты не были бы настолько яркими и светлыми. Мир интересен тем, что он многогранен. У каждого свои ценности и приоритеты. Тому, кто обрёл смысл жизни и гармонию в душе ничего не страшно.

Сочинение Страшный мир в поэзии Блока

В поэзии Блока легко увидеть тот самый Страшный мир. Он и сам по себе страшен, но ещё ужасней становится по контрасту с Идеалами Блока, например, с его Прекрасной дамой. Существует и цикл стихов с эти названием, и сборник.

2 стр., 512 слов

Рассуждение о значении поэзии в жизни человека по поэтам 20 го века

… мир. Она дает возможность выразить чувства, которые накопились в сердце. Поэзия возвышает нас над миром повседневности, будничности и обогащает … не замечаем; мы слышим, но не всегда вникаем в смысл сказанного. Иногда бывает так, что, прочитав стихотворение, как … для чего нужна поэзия?» Наверное, прежде всего для того, чтобы обогатить человека эмоционально. Поэзия — это жизнь, это мечта и, конечно …

Вот в стихотворении «За туманом…» уже и луга печальны, возможно, от несбыточности мечты. (Это, правда, из цикла о Даме.) Из сборника о Страшном мире наиболее известно стихотворение «В ресторане». Здесь вечная любовь, знакомство с прекрасной девушкой. Что страшного? Но сама обстановка… Цыганка визжит о любви, смычки скрипок какие-то иступленные, зал переполнен… и сама незнакомка, по моему ощущению, связана – закована в условности. Она бросает взгляды умоляющие на поэта, но для других насмехается над ним.

Стихотворение «Авиатор» показывает трагедию – крушение воздушного судна. В финале поэт задаёт риторические вопросы погибшему пилоту. Зачем был этот полёт? Чтобы в войнах будущего бомбы скинуть, чтобы «продажная» женщина восхитилась? Или это просто человеческая гордыня…

Пугает «Униженье», где описано что-то вроде притона (тут подлецы, шулера, которых Блок за людей не считает – «не людская рука»).

Но именно тут происходит встреча поэта и его «вчерашнего ангела». Её шлейф напоминает ему змею, закат заставляет думать об эшафоте, всё кажется автору грязным. И закат «бьет», и свист «замогильный», а герой в сердце, как будто, получает удар каблуком.

В «Песне Ада» как раз прямо говорится о Страшном мире. Его основные черты: маски притворства и лести, мерзость всякая, пошлость, мрак… И ещё страшней, но уже фантастично: вокруг трупы друзей, которые ещё молят героя о помощи. А поэт идёт во мраке, потеряв надежду, идёт ужасам навстречу. Жутко.

Здесь два стихотворения с названием «Демон». В одном повествование от лица этого существа, которое разговаривает со своей жертвой, чей ужас его только вдохновляет. Он грозится заколдовать её, унести высоко-высоко. И предчувствует, смеясь, что жертву он сбросит вниз – в бездну. В другом тоже Демон размышляет вслух, вспоминая Тамару – мотивы Лермонтова. И это злое существо смеётся, что Деву никто не спасёт, для жениха есть чеченская пуля.

Также демон упомянут в стихотворении «Черная кровь». Там это образ чего-то нехорошего в сознании. (Говорят ведь, мол, мои демоны.) Почему-то влюбленному хочется ударить возлюбленную, задушить… Но он всё это объясняет влиянием демонов.

Мир Блоку кажется страшным, когда вокруг обыденность и пошлость. Кроме того, мир этот полон мистики, страшных для человека существ. Но во всем этом ужасе Александр Блок, я думаю, видел, как поэт, определенную красоту. Иначе, он не стал бы так в неё «всматриваться», она тянула его, как бездна.

11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Тема страшного мира в поэзии Блока

Тема страшного мира в поэзии Блока

Популярные сегодня темы

  • Тёма проснулся среди ночи и спросил у няни, где его любимая собака. Та ответила, что Жучку какой-то ужасный человек сбросил в колодец, и бедолага ныла и скулила весь день. Он лёг дальше спать и во сне увидел,

    8 стр., 3711 слов

    Настоящий герой или что значит быть человеком? Школьные сочинения

    … вот это настоящий человек. А знаем ли мы, за его поступки? Настоящий герой На этом обзор … должен быть человек. Кто такой человек Конечно же, в статье речь пойдёт о понятии «человек» с … школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь … С этой стороны человек является социально-биологическим существом, которое воплощает высшую ступень развития форм …

  • Кто он, Печорин в романе Михаила Юрьевича Лермонтова? Это герой нашего времени. Образован, красив собой и довольно не беден. Читатель уверен, что Печорин обречен на несчастье

  • Произведение посвящено теме русской женщины, одной из ключевых в творчестве автора. Обращаясь к одной из жен декабристов, последовавших за своим мужем в сибирскую ссылку – Екатерине Трубецкой, на ее примере Некрасов рисует идеальный образ верной жены.

  • Белогорская крепость оставила глубокий след в судьбе не только Петра Гринева, но и Емельяна Пугачева. Именно туда его отправил отец, чтобы он понюхал пороха и потянул лямку.

  • Это лирическая история о короткой любви. Главный герой – художник, одиноко скучающий в провинции. В его творчестве кризис, поэтому он проводит время в праздности и скуке. Случайно молодой человек знакомится с сестрами Волчаниновыми

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Блок
  4. Тема страшного мира в лирике Блока

Тема страшного мира в поэзии Блока (в лирике) сочинение

В лирическом цикле поэта, состоящим из нескольких стихотворений, прослеживается тематика страшного мира, имеющая несколько различных трактовок, наиболее распространенной из которых – изобличение буржуазной действительности.

По мнению поэта, это лишь поверхностное отражение, более глубокий смысл же заключается в том, что, живя в окружении страшного мира, человек постоянно испытывает на себе его негативное влияние. 

Автор связывает эту тему с бездуховностью городской жизни, где господствуют пагубные, тлетворные страсти и социальные противоречия.  

Лирические герои стихов страдают от собственной грешности, безнравственности опустошенности, усталости от жизни, поскольку страшный мир лишен человечности и естественности, любовь в нем не существует, а присутствует лишь низменная страсть (стихотворения «Черная кровь», «Унижение»).

Поэт использует яркие мотивы, характеризующие безысходность темного мира. Фатальный вихрь жизненного водоворота («Ночь, улица, фонарь, аптека»), собственная гибель и смерть окружающих («Демон»), дряхлеющий юноша («Двойник»). При этом автор применяет емкие метафоры и необычный прием гиперболы.

Понятие счастья в страшном мире автор раскрывает через черствость души, моральную пустоту, безнравственность лирического героя, который понимает все свои грехи. Наиболее выражено это в стихах «Незнакомка», повествующих о человеке, полностью угнетенном окружающим миром и пытающимся избавиться от этого. Поэт иллюстрирует это трагическое состояние героя, описывая немногочисленные, но выразительные детали окружающего его пространства («женский визг», «пьяница с глазами кролика»).

Символизирует темный мир и изображение пейзажа («весенний тлетворный дух»), который затуманивает человеческое сознание и приводит к чувству дисгармонии в душе и жизни, кажется, что природа враждебна человеку и в ней отсутствует красота и гармония.

Трагизм лирических героев страшного мира отражают и образы цивилизации города («Фабрика»), а также многочисленные мрачные образы мертвецов, скелетов, безносых людей, заставляющие думать о том, что в страшном мире невозможно существовать («Пляска смерти»).

В описании страшного мира поэту видится неудержимая тоска и смерть души, неминуемо подводящая к гибели физической, у человека есть только один путь сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно.

Автор трагично воспринимает реальность российской действительности, глядя на мерзость и ужасы общественно-политической ситуации, где тьма и грязь уничтожили все прекрасное.

Тема страшного мира в лирике Блока

Тема страшного мира в лирике Блока

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Почему в современном обществе снижается уровень речевой культуры?

    История человечества знает много примеров всевозможных революций. Например, научно-техническая, культурная или промышленная. В принципе, революция, как и эволюция, может произойти в любой сфере нашей жизни.

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Портрет Ленского в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    В поэме Пушкина «Евгений Онегин» лучшим другом центрального персонажа был Владимир Ленский. Эти дружеские отношения зародились неспроста.

  • Анализ сказки Бажова Каменный цветок

    Сказка «Каменный цветок» имеется в сборнике под названием «Малахитовая шкатулка». Этот сборник вышел в свет в 1939 году. Рассказ сделан так, чтобы его смогли воспринимать дети.

  • Сочинение Мой любимый художник (Васнецов, Левитан)

    Если любого человека спросить о его любимой картине или художнике, можно услышать много имен прекрасных и талантливых живописцев и названий картин. Одним нравятся небольшие натюрморты или портреты

Тема страшного
мира звучит в третьем томе стихотворений
А.Блока, в одноименном цикле(1910-1916). Но
эта тема является сквозной в лирике
поэта-символиста. Она присутствует и в
первом, и во втором томе. Часто эти мотивы
трактуют как обличение буржуазного
общества, но это не совсем верно. Это
лишь внешняя, видимая сторона «страшного
мира». Глубинная его суть намного важнее
для поэта. Человек, живущий в страшном
мире, испытывает его тлетворное
влияние.Тематика стихотворений меняется
в корне по сравнению с начальным этапом
творчества поэта. Блок затрагивает
здесь проблему города, его бездуховности,
тему социальных противоречий. Стихия,
губительные страсти овладевают человеком.
В стихотворениях, посвященных теме
«страшного мира», ощущается опыт личной
судьбы Блока. Постепенно углублялся
трагический тон произведений. Герой
словно вбирал в свою душу трагические
диссонансы, уродливые изменения
окружающего мира. Внутреннее столкновение
чистоты и красоты с последующим
«поруганием» всех заветов доведено
здесь до предела. Поэтому цикл открывается
огненными строками «К Музе», совмещающими
в себе несовместимое: чудо и ад, «проклятье
красоты» и «страшные ласки». Поэт
исходил в своих произведениях из чувства
неудовлетворенности: «Душа хочет любить
одно прекрасное, а бедные люди так
несовершенны и так мало в них прекрасного».
Иногда стихотворения этого цикла
воспринимаются как отдельные,
самостоятельные главки в целостном
произведении: «Пляски смерти», «Жизнь
моего приятеля», «Черная кровь».
Последовательность их размещения
логична: в первой – картина бессмысленного
существования «страшного мира», во
втором – судьба одного человека, в
третьем – внутреннее состояние
опустошенной личности. Сильное впечатление
производит это стихотворение Блока. В
нем исступленный монолог человека,
раненного плотской, низменной страстью
– «черной кровью». Это история двух
героев. Каждое из стихотворений передает
крутые переломы в развитии их отношений.
Перед нами девять сцен – девять вспышек
в противоборстве с темным инстинктом.
Конец стихотворения трагичный, кровавый
– убийство возлюбленной. Блок воплотил
здесь не столкновение чистоты с пороком,
а постепенное отравление «черной
кровью». В «страшном мире» гаснут все
человеческие проявления. А поэт всем
сердце жаждет возрождения личности.
Душа лирического героя трагически
переживает состояние собственной
греховности, безверия, опустошенности,
смертельной усталости. В этом мире
отсутствуют естественность, здоровые
человеческие чувства. Любви в этом мире
нет. Есть лишь «горькая страсть, как
полынь», «низкая страсть» («Унижение»,
«На островах», «В ресторане», «Черная
кровь»).Лирический герой цикла «Страшный
мир» растрачивает сокровища своей души:
он – то лермонтовский демон, несущий
гибель себе и окружающим («Демон»), то
– «стареющий юноша» («Двойник»). Прием
«двойничества» лег в основу
трагико-сатирического цикла «Жизнь
моего приятеля» (1913-1915). Это история
человека, который «в сумасшествии тихом»
тусклых, безрадостных будней растратил
богатства своей души. Трагическое
мироощущение большинства произведений
этого цикла находят крайнее выражение
в тех из них, где законы «страшного мира»
приобретают космические масштабы.
Мотивы безысходности, рокового круговорота
жизни звучит в стихотворениях «Миры
летят. Года летят, Пустая», «Ночь, улица,
фонарь, аптека…»). Один из ведущих
мотивов у Блока – омертвление мира
городской цивилизации. Лаконичный
выразительный образ этой цивилизации
предстает в стихотворении «Фабрика»,
даже цвет («жолты») здесь символизирует
однообразие и безумство мира. Мысль о
роковом круговороте жизни, о ее
безысходности удивительно просто и
сильно выражена в известном восьмистишии
«Ночь, улица, фонарь, аптека» (1912). Этому
способствует его кольцевая композиция,
точные, емкие эпитеты («бессмысленный
и тусклый свет»), необычная смелая
гипербола («Умрешь – начнешь опять
сначала»).Поиски личного счастья
лирический герой осознает как греховные.
Ведь счастье в «страшном мире» чревато
душевной черствостью, моральной глухотой.
Одно из наиболее показательных
стихотворений в этом плане –
«Незнакомка»(1904-1908). Жанр этого произведения
– рассказ в стихах. Сюжет – встреча в
загородном ресторане. При этом все
зримые образы материального мира у
Блока обретают символический подтекст.
Повествование о ресторанной встрече
превращается в рассказ о человеке,
угнетенном пошлостью окружающего мира,
его стремлении освободиться от этого.
Поэт ярко описывает социально-бытовой
фон ресторана: «женский визг», «пьяницы
с глазами кроликов». Деталей немного,
но они выразительны. Они служат средством
раскрытия души лирического героя. Детали
быта сопрягаются с пейзажем («весенним
тлетворным духом»). Это своеобразный
символ темного начала, которое туманит
сознание человека. Все это рождает
чувство разлада, дисгармонии бытия. С
приходом Незнакомки человек забывает
о страшном мире, и ему открывается «берег
очарованный». Однако страшный мир не
исчезает. Раздвоенность сознания,
двоемирие, в котором оказывается герой,
делают стихотворение трагичным. Тему
страшного мира продолжают циклы
«Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения
«Возмездия» отражают конкретные события
и душевные потрясения поэта («О доблестях,
о подвигах, о славе», «На смерть
младенца»).Говоря «нет» темному
настоящему, А.Блок убежден в том, что
крушение старых устоев жизни неизбежно.
Он не признает торжества «страшного
мира» над людьми и не капитулирует перед
ним. Не случайно поэт говорил: «Трудное
надо преодолеть. А за ним будет ясный
день». Таким образом, тема «страшного
мира» является важным этапом творческого
пути А.Блока. Эта тема отразила острые
социальные противоречия того времени,
глубокие философские противоречия
эпохи.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Блок
  4. Тема страшного мира в лирике Блока

В лирическом цикле поэта, состоящим из нескольких стихотворений, прослеживается тематика страшного мира, имеющая несколько различных трактовок, наиболее распространенной из которых – изобличение буржуазной действительности.

По мнению поэта, это лишь поверхностное отражение, более глубокий смысл же заключается в том, что, живя в окружении страшного мира, человек постоянно испытывает на себе его негативное влияние.

Автор связывает эту тему с бездуховностью городской жизни, где господствуют пагубные, тлетворные страсти и социальные противоречия.

Лирические герои стихов страдают от собственной грешности, безнравственности опустошенности, усталости от жизни, поскольку страшный мир лишен человечности и естественности, любовь в нем не существует, а присутствует лишь низменная страсть (стихотворения «Черная кровь», «Унижение»).

Поэт использует яркие мотивы, характеризующие безысходность темного мира. Фатальный вихрь жизненного водоворота («Ночь, улица, фонарь, аптека»), собственная гибель и смерть окружающих («Демон»), дряхлеющий юноша («Двойник»). При этом автор применяет емкие метафоры и необычный прием гиперболы.

Понятие счастья в страшном мире автор раскрывает через черствость души, моральную пустоту, безнравственность лирического героя, который понимает все свои грехи. Наиболее выражено это в стихах «Незнакомка», повествующих о человеке, полностью угнетенном окружающим миром и пытающимся избавиться от этого. Поэт иллюстрирует это трагическое состояние героя, описывая немногочисленные, но выразительные детали окружающего его пространства («женский визг», «пьяница с глазами кролика»).

Символизирует темный мир и изображение пейзажа («весенний тлетворный дух»), который затуманивает человеческое сознание и приводит к чувству дисгармонии в душе и жизни, кажется, что природа враждебна человеку и в ней отсутствует красота и гармония.

Трагизм лирических героев страшного мира отражают и образы цивилизации города («Фабрика»), а также многочисленные мрачные образы мертвецов, скелетов, безносых людей, заставляющие думать о том, что в страшном мире невозможно существовать («Пляска смерти»).

В описании страшного мира поэту видится неудержимая тоска и смерть души, неминуемо подводящая к гибели физической, у человека есть только один путь сначала умирает душа, потом тело, значит, жить невозможно.

Автор трагично воспринимает реальность российской действительности, глядя на мерзость и ужасы общественно-политической ситуации, где тьма и грязь уничтожили все прекрасное.

Другие сочинения: ← Образ прекрасной дамы в творчестве Блока↑ БлокХоровод муз (по творчеству Блока) →

«Миры летят. Года летят. Пустая…» А.Блок

«Миры летят. Года летят. Пустая…» Александр Блок

Миры летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь, — который раз?

Что’ счастие? Вечерние прохлады В темнеющем саду, в лесной глуши? Иль мрачные, порочные услады Вина, страстей, погибели души?

Что’ счастие? Короткий миг и тесный, Забвенье, сон и отдых от забот… Очнешься — вновь безумный, неизвестный И за’ сердце хватающий полет…

Вздохнул, глядишь — опасность миновала… Но в этот самый миг — опять толчок! Запущенный куда-то, как попало, Летит, жужжит, торопится волчок!

И, уцепясь за край скользящий, острый, И слушая всегда жужжащий звон, — Не сходим ли с ума мы в смене пестрой Придуманных причин, пространств, времен…

Когда ж конец? Назойливому звуку Не станет сил без отдыха внимать… Как страшно всё! Как дико! — Дай мне руку, Товарищ, друг! Забудемся опять.

Анализ стихотворения Блока «Миры летят. Года летят. Пустая…»

Над циклом «Страшный мир» Блок активно работал в период с 1909 по 1916 год. Поэт рисует «страшный мир» как царство социальной несправедливости, зла. В серии стихотворений отразилось состояние России между двух революций, России, живущей в предчувствии катастрофы. Человек, существующий в такой обстановке, рано или поздно становится игрушкой темных сил. Душу его начинают наполнять дикие страсти. Они способны оказать негативное влияние даже на такое светлое чувство, каковым считается любовь. Под их воздействием ей суждено превратится в губительную страсть. Блок изображает современную ему действительность, причем упор сделан на картины городской жизни. В цикле перед читателями предстают обитатели земного ада, а также живые мертвецы, демоны. «Страшный мир» в понимании Александра Александровича – это понятие, которое относится и к душе лирического героя. Она почти омертвела, невероятно устала. От внутренней дисгармонии в поэзии Блока не предусмотрены варианты спасения.

В 1912 году написано стихотворение «Миры летят. Года летят. Пустая…», вошедшее в цикл «Страшный мир». Две строфы текста полностью посвящены размышлениям на фундаментальную тему: «Что такое счастье?». Во втором четверостишии лирический герой задается риторическими вопросами. Возможно ли обрести счастье в единение с природой? Или лучше окунуться в порочные удовольствия, отдав предпочтение вину, страстям и погибели души? В третьей строфе говорится, что счастье – это «забвенье, сон и отдых от забот». Естественно, долго оно не длится. Как только человек возвращается в реальность, вновь начинается «безумный, неизвестный и за сердце хватающий полет». Далее возникает важный для всего цикла мотив рокового круговорота жизни. Ход существования человека уподобляется волчку, запущенному «куда-то, как попало». Казалось бы, опасность миновала, но буквально через миг появляется новое испытание. Не видать людям покоя в «страшном мире». Блок задается риторическим вопросом: «Когда ж конец?». Но нет из адского круговорота выхода. В финале лирическому герою остается только забыться в компании товарища, хотя бы на какое-то время, путь забытье это и будет иллюзорным. О роковом круговороте жизни поэт говорит и в другом стихотворении 1912 года – в знаменитой миниатюре «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…». Кстати, она входит в один подцикл вместе с произведением «Миры летят. Года летят. Пустая…» — «Пляски смерти».

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 11 класс

Урок 30 ТЕМА «СТРАШНОГО МИРА» В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА

30.03.2013 30493 0

Урок 30 Тема «страшного мира» в лирике Александра Блока

Цели:

продолжить знакомство с особенностями поэтического мира Александра Блока; проследить, как раскрывается тема «страшного мира» в лирике поэта»; продолжить развитие понятия образ-символ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

(Задания см. в предыдущем уроке.)

1. В чем особенности раннего творчества Блока и стихов цикла «Стихи о Прекрасной Даме»?

2. В чем проявляется в «Стихах о Прекрасной Даме» отражение реальной жизни, родной природы, отголосков мировых событий? (Индивидуальное сообщение.)

3. Какое содержание и настроение проникает в творчество Блока в 1905–1908 годах?

Вывод:

лирика 1905–1908 годов отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, чьей философии всегда следовал в своем творчестве, от идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Философия Соловьева для Блока была слишком категорична, устойчива и крепка. Но исторические катастрофы, которые представлялись Соловьеву только в пророческих очертаниях, теперь были пережиты Блоком. По словам Александра Слонимского, «ветер из «открытого в будущее окна» для Блока превратился в ураган». В сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, «стихию», вступающую в конфликт с «несмутимой» Душой Мира, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы, в «страшный мир». «Как человек, стоящий на рубеже двух эпох, Блок был полон постоянной, напряженной тревоги», – писал о нем А. Слонимский.

II. Работа над новым материалом.

1. Слово учителя.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока. К сожалению, ее часто трактуют лишь как тему обличения «буржуазной действительности». На самом же деле это только внешняя, легко видимая сторона «страшного мира». Но есть и другая, глубинная его суть: человек, живущий в «страшном мире», испытывает его тлетворное влияние. При этом страдают и нравственные ценности, губительные страсти овладевают человеком. Под воздействие этих темных сил попадает и сам лирический герой: душа его трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошенности, смертельной усталости.

Трагическое мироощущение приобретает космические масштабы:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

Здесь отсутствуют естественные, здоровые человеческие чувства.

Любовь


«горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», бунт «черной крови» (стихотворения «Унижение», «На островах», «Черная кровь».) Послушайте стихотворение «В ресторане», в котором тоже отражена проблема неспособности человека любить.
Подготовленный ученик читает наизусть.

Среди людей, окружающих лирического героя этого стихотворения, нет любви: грубо звучат строки «…монисто бренчало, цыганка плясала и визжала заре о любви». Но девушку, смутившую героя «взором надменным» и словами «И этот влюблен», становится жаль.

Мы понимаем, что такое ее поведение только показное: разговаривает она «намеренно резко», заметно «дрожанье руки», и уходит она «движеньем испуганной птицы». Желание любить и быть любимой спрятано где-то в глубине ее души:

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала

И, бросая, кричала: «Лови!..»

В этом мире потеряны лучшие душевные качества. Герой, утративший душу, предстает перед нами в разных обличьях. То он лермонтовско-врубелевский демон, страдающий сам и несущий гибель другим (два стихотворения с одинаковым названием «Демон»), то «стареющий юноша» – двойник лирического героя («Двойник»). Прием «двойничества» лег в основу и трагически-сатирического цикла «Жизнь моего приятеля». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души: «Пробудился: тридцать лет. // Хвать-похвать, – а сердца нет». Печальный итог его жизни подводит сама смерть («говорит смерть»):

Уж он – не голос, только – стон,

Я отворю. Пускай немного

Еще помучается он.

2. Работа с текстом.

– Рассмотрим еще одно стихотворение данной тематики, известное восьмистишие (раздаточный материал) «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

– Какова основная мысль стихотворения? (Это мысль о роковом круговороте жизни, о ее безысходности.)

– Какие поэтические приемы использует автор для выражения основной мысли? (Этому способствует кольцевая композиция произведения, точные и емкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала») и необычная гипербола («Умрешь – начнешь опять сначала»)

3. Углубление понятия образа-символа.

Прямым образом с проблематикой «страшного мира» связано и стихотворение «На железной дороге».

Подготовленный ученик читает наизусть.

Это стихотворение интересно тем, что в нем сочетается реальное и символическое.

– Найдите в тексте приметы реальности. («Ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми».)

Обратите внимание на знаменитую строфу:

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Она будто бы тоже совершенно реальна. Но как раз здесь мы видим не просто реальные приметы идущего поезда (желтые, синие, зеленые – вагоны 2, 1 и 3-го классов), а символы по-разному сложившихся человеческих судеб.

– Каким представляете образ героини? (Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье… «Так мчалась юность бесполезная, // В пустых мечтах изнемогая…». И вот «она раздавлена». А чем – «любовью, грязью иль колесами» – не суть важно: «все больно».)

Но давайте перечитаем первую строфу стихотворения:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия. Ведь у Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого его прочтения. Значит, и это произведение Блока наполнено образами-символами. Что для вас значит это понятие?

Тему «страшного мира» продолжают два небольших цикла – «Возмездие» и «Ямбы». Возмездие, по Блоку, это осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Расплата – душевная опустошенность, усталость от жизни. Поэма «Возмездие» созвучна «городской» лирике Блока: в ней звучит тема «машинной цивилизации», «неустанный рев машины, кующей гибель день и ночь», предостережения против нее.

Город для Блока – обвинительный акт, предъявленный общественному устройству:

На непроглядный ужас жизни

Открой скорей, открой глаза,

Пока великая гроза

Все не смела в твоей отчизне… –

читаем в стихотворении «Да. Так диктует вдохновенье…» (1911).

В цикле «Ямбы» возмездие уже грозит не отдельному человеку, а всему «страшному миру».

Таким образом поэт утверждает торжество человеческого:

О, я хочу безумно жить:

Все сущее – увековечить,

Безличное – вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить!

О стихах данной тематики сам Блок говорил: «Очень неприятные стихи… Лучше бы было этим словам остаться несказанными. Но я должен был их сказать. Трудное надо преодолеть. А за ним будет ясный день».

В «ясный день» для России продолжает верить поэт и посвящает лучшие стихи своей Родине. О произведениях этой темы мы будем говорить на следующем уроке.

Домашнее задание.

1. Прочитать статью в учебнике «Страшный мир» на с. 198–199. Ответить на вопрос: Каким предстает «страшный мир» в лирике?

2. Задание 6, с. 210: Проследите сквозные образы-символы в стихах Блока (море, ветер, метель). Учащиеся выбирают один из образов, по которому будут готовить ответ.

3. Индивидуальное сообщение на тему «Стихотворение Блока «Россия». Восприятие, истолкование, оценка».

поурочные планы, 11 класс, русская литература

«Страшный мир» в творчестве А.Блока.

Творчество Блока пришлось на самые сложные годы в истории страны. Он стал творить на рубеже двух эпох. Поэт говорил: «Век может простить художнику все «грехи», кроме единственного – измены духу времени». Блок ждал перемен от жизни, ибо его волновала судьба страны, он видел нищету и страдания большого количества людей и самодовольство и роскошь властьимущих. Поэт не только презирал, ненавидел и проклинал «страшный мир» капитализма, но и пророчил ему неизбежную гибель. Замечательно в этом отношении одно из самых сильных стихотворений Блока – «Фабрика». Само его название символично. Фабрика – это целая эпоха рубежа 19-20 веков. Здесь показана обреченность рабочих на тяжелый труд в то время, как кто-то пользуется их непосильной работой:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

В стихотворении «Сытые» презрение высшего общества прослеживается еще сильнее. Для поэта эти люди слишком искусственны, бездушны и расчетливы. Они не способны думать, анализировать, да и вообще чувствовать:

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах – желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

Здесь поэт находит беспощадно-точную характеристику этому обществу:

Так – негодует все, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Этот мир не знает, в чем смысл жизни, в чем назначение человека на земле. Но пришло новое время, когда «жгут им слух мольбы о хлебе и красный смех чужих знамен!»

Лирический герой тяжело воспринимает несправедливость, которая окружает его. Все его существование сводится к постоянным преодолениям трудностей. Жизнь героя – это постоянная борьба, но эта борьба не становится для него счастьем:

Вздохнешь, глядишь – опасность миновала…

Но в этот самый миг – опять толчок!

Запущенный куда-то, как попало,

Летит, жужжит, торопится волчок!

Подобная жизнь не может быть счастливой. Она только еще сильнее убеждает лирического героя в мысли о жестокости и суровости жизни:

Когда ж конец? Назойливому звуку

Не станет сил без отдыха внимать…

Как страшно все! Как дико! – Дай мне руку,

Товарищ, друг! Забудемся опять.

«Страшный мир» не только вокруг лирического героя, но и в его душе. Он уже не верит, что наступят лучшие дни, его внутренний мир пуст. От этой пустоты создается ощущение страха:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, — который раз?

Жизнь человека – это страдание, не имеющее под собой основы. Люди несправедливо, по мнению Блока, терпят столько горя и боли.

На мой взгляд, в этих стихах поэта чувствуется его собственная внутренняя, душевная боль, которая не позволяет ему чувствовать всю красоту мира:

Что счастие? Короткий миг и тесный,

Забвенье, сон и отдых от забот…

Очнешься — вновь безумный, неизвестный

И за сердце хватающий полет.

Вершинным произведением этого периода, на мой взгляд, является стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Здесь лучше всего ощущается эмоциональное состояние самого поэта. Я думаю, в этом стихотворении автор говорит об обреченности человечества. Складывается впечатление, что люди идут в никуда, ибо все в нашем мироздании повторяется, и ничего нового и лучшего не происходит:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Тоска и одиночество – вот что является действительным и реальным в настоящее время для лирического героя. Но самое страшное в том, что герой не видит выхода из сложившейся ситуации. Он смирился с несправедливостью:

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Я считаю, что данные стихотворения были написаны Блоком в одни из самых сложных лет в истории России. Поэтому подобные размышления были свойственны для многих людей того времени.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / «Страшный мир» в творчестве А.Блока.

Список сочинений

Весь «страшный мир» в творчестве блока можно увидеть в сравнении с идеалами писателя. Некоторые произведения основаны на вечной любви и знакомстве с девушкой. Казалось бы, это прекрасное чувство, но все же описание обстановки и концовка подтверждают названия сборника. В самом цикле «Страшный мир» содержится 28 стихотворений. Вот несколько из них:

  1. «В ресторане» — сцену любви омрачает пение цыганки, игра на скрипке. Главная героиня закована в условности. Она печально смотрит на поэта, но другие рассматривают ее взор как насмешку.
  2. «Авиатор» — описывается трагедия, а именно смерть пилота разбившегося самолета. В конце стихотворения поэт обращается с риторическими вопросами к погибшему капитану.
  3. «Униженье» — это произведение, основанное на рассказе о притоне и встрече поэта с «ангелом». Но все ассоциации, которые видит герой кажутся грязными.
  4. «Песня ада» имеет основные черты, а именно притворство, лесть, пошлость и мерзость.
  5. «Демон». В этом повествовании некое существо, питается страхами людей. Оно обращается к своей жертве и грозит заколдовать ее.
  6. «На островах». Поэт пишет о любви и о чувствах, которые преследуют его, но в них он давно разочаровался. Все путешествие герою, казалось привычным и обыденным он не чувствовал адреналина, и это наводило грусть.
  7. «Пляски смерти». Произведение раскрывает тему смерти, а именно писывается мертвец, который пытается отравить существование и совратить обывателей.
  8. «Голос из хора». В этом стихотворении описываются жалкое отношение к жизни, а также затронута тема будущих дней. Лирик говорит о том, что смерть далеко и нужно радоваться каждому моменту.
  9. «Как растет тревога к ночи!». В этом разделе автор описывает чувства человека, который не хочет жить в неспокойном мире у него нет сил. Разочарование в своем существовании приводит к тому, что герой пьет вино со лживой улыбкой. За ней он пытается скрыть свой страх попасть в могилу.
  10. «Как тяжело ходить среди людей….». Писатель рассказывает о мертвой душе, которая притворяется живой.

Кратко рассматривая эту тему, можно понять, что сборник является неким творческим этапом Блока. В своем конспекте он отразил все острые противоречия времени и эпохи в целом так, как представлял и видел это.

Тема «страшного мира» в поэзии А. А. Блока

А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».

Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души — идеала, присутствующего почти в каж­дом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошло­стью буржуазного быта, но он не может найти ей дос­тойное противопоставление, мучаясь от неразреши­мых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворе­ний, получивший название «Страшный мир». Лири­ческий герой этого цикла бредет во тьме, уже не испы­тывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго стра­сти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».

Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертве­цом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться.

Блок понимал, что человек, поддавшийся соблаз­нам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не при­нятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл сво­ей жизни.

Потеря духовных ценностей, и, как следствие это­го, бессмысленность бытия угнетает Блока.

В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспе­вается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».

Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд.

Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнета­ет его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.

Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим.

В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в при­роде нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую жел­тизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему во­круг. Природа кажется лирическому герою враждеб­ной:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне.

В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «ме­лочных забот», а на дне души, «безрадостной и чер­ной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, выска­зать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смут­ным».

Лирический герой цикла «Страшный мир» оди­нок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навева­ет тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «ске­лет», «безносые женщины», «пляска смерти» — оби­лие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в сти­хотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощуще­ние Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Разбор творчества

Писатель А. А. Блок был чувственным человеком, который восприимчиво относился к окружающему миру. Лики страшного мира в поэзии Блока стали основой стихотворений третьего тома в одноименном цикле (1910—1916). Эту тему писатель связывал с обличением буржуазного мира, а также проблемы города, его без духовности и социальных противоречий.

Иногда, кажется, что эти произведения предстают перед читателями из отдельных разделов целого произведения: «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». Последовательность их публикации также логична. В первой части поэт описывает бессмысленную жизнь, следом за ней идет рассказ о судьбе человека и завершает этот цикл внутреннее состояние личности.

Особое впечатление производит стихотворение «Черная кровь». Произведение состоит из монолога лирического героя, который ранен низменной страстью. История включает в себя 9 частей и описывает двух героев. Концовка сочинения трагична, так как возлюбленную главного героя убивают.

Стихи Блока в «Страшном мире» основываются на угасании человеческих проявлений, а поэт все же теплица надеждой и пытается возродить личность.

В подобных произведениях автор описывает трагические страдания героев из-за греховности и безверия. В «страшном мире» отсутствуют человеческие чувства, любовь здесь есть только горькая страсть.

Одним из сюжетов творчества поэта это омертвление городской цивилизации. Он писал о людях, которые не радуются солнцу и наступившему дню, для них все скучно и однообразно. У такой личности всегда опустошенность в душе и безразличие к жизни. Цикл «Жизнь моего приятеля» дает понять, что ежедневно возникают мелкие дела, которые отвлекают от реальности. Но как только герой остается один на один со своими размышлениями его окутывает грусть.

А. Блок в созданных произведениях затрагивал темы, которые интересуют каждого человека на определенном жизненном этапе. Он делал акцент на том, что в душе всегда возникает извечный спор и нужно сделать правильный выбор между:

  1. Добром и злом.
  2. Ненавистью и любовью.

Не все способны справиться и сделать правильный выбор в результате люди разочаровываются в себе и в окружающих.

Большинство людей запутываются, не могут решить ряд проблем только потому, что веселится и радоваться жизни искренне не умеют. Тогда их существование превращается в скучную рутину, когда день и ночь сливаются воедино и кажутся бессмысленными. Проводя анализ цикла Блока «Страшный мир», можно ощутить боль души. Но стоит помнить, что на протяжении всего существования присутствуют тяжелые испытания, которые впоследствии помогут по-настоящему оценить яркие и светлые моменты радости.

Каждый человек имеет свои ценности и приоритеты в жизни. Тот, кто обрел гармонию в душе и имеет хоть какой-нибудь смысл своего существования, будет счастлив всегда.

Тема «страшного мира» в поэзии Блока (сочинение)

  • Автор: А. А. Блок
  • Произведение: Поэзия Блока
  • Это сочинение списано 27 578 раз

А. А. Блок со всей присущей его поэтическому соз­нанию впечатлительностью переживал все изменения в общественно-политической жизни страны. Фев­ральская революция дала поэту свежие силы, надеж­ды на новое, светлое будущее России, что нашло отра­жение в стихах того периода. Но наступившая вслед за этим полоса реакции, по словам Блока, «закрыла от нас лицо жизни, проснувшейся было на долгие, быть может, годы».

Поэт в своем творчестве уже отошел от поиска Ми­ровой Души — идеала, присутствующего почти в каж­дом стихотворении Блока-символиста, но упования на обретение нового смысла жизни не оправдались. Окружающая действительность пугает поэта пошло­стью буржуазного быта, но он не может найти ей дос­тойное противопоставление, мучаясь от неразреши­мых противоречий. Именно в этот период он создает цикл стихотворе­ний, получивший название «Страшный мир». Лири­ческий герой этого цикла бредет во тьме, уже не испы­тывая никаких желаний. Он пережил все: и «иго стра­сти безотрадной», и «мрачные, порочные услады / Вина, страстей, погибели души».

Жизнь становится «мученьем», а сам он «мертве­цом», идущим кругами Дантова ада: Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным притворяться!..

Блок понимал, что человек, поддавшийся соблаз­нам этого мира, грешен, душа его, утратив мечту, опустошается. Он сравнивает себя с матросом, не при­нятым на борт, так же, как этот матрос, поэт «идет, шатаясь сквозь буран», потеряв основной смысл сво­ей жизни.

Потеря духовных ценностей, и, как следствие это­го, бессмысленность бытия угнетает Блока.

В «страшном мире» нет красоты и гармонии. Его жителям неведома радость чистой любви, там воспе­вается «горькая страсть, как полынь», «низкая страсть», «попиранье заветных святынь».

Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив яд…

Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! — Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай — бездонной скуки ад. Лирический герой стихотворений наделен чуткой душой, воспринимающей все многообразие жизни, он умен и проницателен, но невозможность разделить хоть с кем-нибудь богатство внутреннего мира угнета­ет его. Осознавая безысходность своего бытия, Блок делает героями своих стихотворений то «стареющего юношу», то «мертвеца», то демона, несущего смерть.

Как тяжело ходить среди людей И притворяться непогибшим…

В «страшном мире» отталкивают даже картины природы: там «диск большой, Заливавший все в при­роде нестерпимой желтизной». Всегда таинственный лунный свет, превратившийся в «нестерпимую жел­тизну», является одним из показателей трагического мироощущения поэта, его отвращения ко всему во­круг. Природа кажется лирическому герою враждеб­ной:

Вон месяц, как палец, над кровлями громад

Гримасу корчит мне…

В цикле «Жизнь моего приятеля» Блок раскрывает глубины своего отчаяния. Это его жизнь полна «ме­лочных забот», а на дне души, «безрадостной и чер­ной, Безверие и грусть». Вымышленный «приятель» помогает Блоку со стороны посмотреть на себя, выска­зать то, о чем болит душа. «Бессмысленность всех дел, безрадостность уюта» — вот удел тех, для которых «светлые мысли» остались «воспоминанием смут­ным».

Лирический герой цикла «Страшный мир» оди­нок, как и сам поэт. Мир, описанный Блоком, навева­ет тоску и чувство безысходности. «Мертвецы», «ске­лет», «безносые женщины», «пляска смерти» — оби­лие таких мрачных образов невольно заставляет думать о смерти. Смерть рефреном идет через весь цикл, подводя к мысли о том, что в «страшном мире» жить невозможно. Смерть духовная неминуемо ведет к смерти физической. Бессмысленное существование противно человеческой природе. Трагизм поэта в сти­хотворениях этого периода безграничен, однако уже в цикле «Ямбы» мы видим, как меняется мироощуще­ние Блока, обретшего новые силы на борьбу со злом: О, я хочу безумно жить:

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

  • Гардарика краткое содержание рассказа
  • Гарвард рассказ на английском
  • Гарантировано ли человечеству будущее сочинение
  • Гарантировано как пишется правильно
  • Вышивка бисером зимняя сказка