Гаршин сказка о жабе и розе тема и главная мысль

Любое живое существо призвано на Землю, чтобы дарить радость окружающим, быть полезным обществу. Именно это главная мысль «Сказки о жабе и розе». Анализ произведения Всеволода Гаршина раскрывает способы, которыми автор доносит до маленьких читателей, насколько важны в мире животные, растения, люди, насекомые — все, что дышит, растет, окружает. Даже самая короткая жизнь проходит не зря, если приносит радость хотя бы одному человеку.

Оглавление:

  • Сюжетная линия
  • Основная мысль произведения
  • Трогательная история о жизни и смерти

Гаршин жаба и роза основная мысль произведения

Сюжетная линия

Красота и уродство — вот основная тема «Сказки о жабе и розе» Гаршина. Анализ произведения строится на сравнении двух главных персонажей, которые олицетворяют собой жизнь и смерть, духовную красоту и безобразную пошлость. Сюжет произведения, на первый взгляд, очень простой, но тем не менее в нем кроется множество подтекстов, один из которых — сосуществование добра и зла.

Все события разворачиваются в заброшенном цветнике, находящемся около деревенского домика. Именно здесь проживают центральные действующие персонажи сказки.

Сказка о жабе и розе анализ и главная мысль

Роза совсем недавно распустилась на кусте. Молодой цветок прекрасен собой, источает приятный запах и балует местных детей нежным розовым цветением. Старая и уродливая жаба обладает плохим характером — она злая и жестокая. Аромат растения привлекает ее, она влюбляется в розу и грозится съесть его, потому что не представляет, как иначе она может обладать объектом любви.

Дальше в рассказе появляется мальчик, хозяин цветника. Он часто приходит сюда поиграть. Обитатели сада не догадываются, что ребенок смертельно болен. В последние часы своей жизни он отчаянно наблюдает из окна за любимым местом для игр. Сестра мальчика срезает розу и приносит ее к кровати больного. Таким образом, девочка спасает цветок от жабы и поднимает настроение брата перед смертью. Роза стоит в бокале у гроба умершего ребенка, а затем ее в память о малыше засушивают в книге.

Основная мысль произведения

Автором выделяется несколько основных мыслей в «Сказке о жабе и розе». Можно выявить следующие главные идеи при кратком пересказе произведения:

Основная мысль сказки о жабе и розе

  • Воплощение красоты, противостоящей уродству, через образ розы. Хрупкий и нежный цветок радует глаз одним своим видом. Поэтому для главного героя сказки он становится красивым подарком перед смертью. Чистая и беспорочная обитательница сада одаривает мальчика благоуханьем, поэтому умирает ребенок с улыбкой на губах.
  • Воплощение уродства, жестокости, раздражительности и злобы через образ жабы. Старая, озлобленная на красивую розу лягушка грозится съесть растение. Это желание вызывается в ней жадностью, грубостью. Благоухающую розу любят все обитатели сада, что зарождает в жабе ненависть.
  • Победа добра над злом. Лягушке так и не удается воплотить свой коварный план, умертвить прекрасный цветок, который срезается девочкой для достижения благой цели — удовлетворения последнего желания мальчика.
  • Вечность памяти. Засушенный в книге цветок постоянно напоминает о продолжительности жизни даже после смерти. Будучи высушенной, роза продолжает дарить радость людям и служит вдохновением для автора, пишущего сказку.

Основная же мысль произведения Гаршина о розе и жабе заключается в том, что любая (даже самая короткая) жизнь будет пройдена не зря, если за отведенный период удалось принести радость человеку. Писатель учит маленьких читателей наслаждаться каждым мгновением, ценить приносящие умиротворение моменты, не завидовать.

Трогательная история о жизни и смерти

Пересказывая краткое содержание сказки в читательском дневнике, отвечая на вопросы в литературном тексте или создавая сочинение по теме, нельзя не упомянуть в описании об идее жизни и смерти, задетой автором. Их отражают главные положительные герои произведения:

Главные герои сказки о жабе и розе

  1. Роза — символ жизни, которая продолжается даже после смерти. Она росла когда-то в большом саду и была любимицей всех обитателей. Ей была уготована страшная судьба — поедание жабой. Но все меняется в одночасье. Девочка спасает цветок от столь жестокой расправы. Бывшая обитательница цветника рада тому, что смогла принести радость больному мальчику, державшему срезанное растение в руке перед тем, как отправился с иной мир.
  2. Мальчик Вася. Он, когда еще был здоров, читал в саду книжку, любовался цветущими розовыми кустами. Потом он заболел и не мог посещать любимое уединенное местечко, где когда-то повстречал ежика, наблюдал за растениями. Не вставая с постели, он просит сестру принести садовую розу. Вдохнув аромат цветка, ребенок умирает с улыбкой на лице. Но память о нем сохраняется, воплощением ее становится засушенное растение.

Майское утро стало роковым для всех персонажей. Некогда благоухающая роза, с лепестков которой стекали капли росы, принесла радость умирающему ребенку и поняла, что ее жизнь прошла не зря. Немного грустные и трогательные события смогли помочь автору передать глубокий нравственный смысл, заложенный в финальную картинку сказки.

Ведь хотя оба героя умерли, их смерть светла: роза позволила мальчику улыбнуться, перед тем, как он умер, ее смерть не была ужасной и случайной. А Вася умер с чистым и добрым сердцем.

Читательский дневник по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина

Автор: Гаршин Всеволод Михайлович

Название произведения: «Сказка о жабе и розе»

Число страниц: 16

Жанр произведения: сказка

Главные герои: роза, жаба, мальчик Вася и его сестра Маша.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Маша — заботливая и добрая.

Ухаживает за братом, читает ему.

Мальчик — любознательный, открытый и умный.

Ослабел после болезни.

Роза — красивая, беззащитная. Любила окружающий мир, радовалась его красоте.

Поняла, что срезали и спасли её не зря.

Жаба — мерзкая, гадкая и настойчивая. Злая, безобразная, одержимая голодом.

Не знала, как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.

Получила ценный урок.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что Вася смертельно заболел.

В этот период цветок зацвёл.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла розу умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже её засушили в старой книге.

План сказки:

  1. Запущенный цветник.
  2. Красивая роза.
  3. Жирная старая жаба.
  4. Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
  5. Охота на цветок.
  6. Мольба о помощи.
  7. Спасение бутона.
  8. Прощальная улыбка умирающего Васи.
  9. Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Детский рисунок-иллюстрация:

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина

Главная мысль «Сказки о жабе и розе»

Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.

Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.

Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.

И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.

В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.

Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.

Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.

В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе» для читательского дневника

Прочитав произведение «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина, я была очень тронута.

Это увлекательная и запоминающаяся история, красивая и печальная одновременно.

Автор рассказал истории жизни садовой розы и больного мальчика, соединив их в один сюжет.

Мне очень понравилась трогательная роза, так любившая жизнь, и вызвал огромное сочувствие несчастный мальчик.

Это произведение заставило меня задуматься о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о памяти, которая делает бессмертными тех, кто живёт ради других.

Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, которая написана ярким и простым языком.

Пословицы к произведению:

  • Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
  • Добрые дела и после смерти живут.
  • Завистливый по чужому счастью сохнет.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Красота спасёт мир.

Словарь неизвестных слов:

  • Коровяки, повилика — садовые растения.
  • Голубчик — ласковое обращение к мальчику.
  • Слопать — разговорное слово, скушать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

– Маша! – вдруг шепчет он сестре.

– Что, милый?

– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.

– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели.

Вот в понедельник мы пойдём туда вместе.

Доктор позволит тебе выйти.

Читательские дневники по другим произведениям Всеволода Гаршина:

  • «Лягушка-путешественница»
  • «Attalea princeps»
  • Краткая биография Всеволода Гаршина и презентация

Библиотека произведений автора пополняется

4-й класс

Урок литературного чтения

Тема. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Главная мысль произведения В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Цель урока: продолжить работу над сказкой В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»; повышение уровня восприятия литературного произведения.

Задачи:

  • учить вдумчивому осознанному чтению;

  • учить находить в тексте ответы на вопросы;

  • развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

  • развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

  • развивать связную речь, умение давать полные ответы;

  • расширять словарный запас;

  • способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

  • развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);

  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Оборудование: компьютерная презентация, сигнальные карточки, шляпы.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Настроимся на урок и скажем хором: “У нас все получится. Мы все успеем – ведь мы вместе!”

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…

От наших улыбок в классе стало так тепло и уютно.

– С каким настроением вы начинаете урок?

– Я надеюсь, что в ходе урока ваше настроение не изменится в плохую сторону

– К какой отметке вы будете восходить на уроке? (Определение ориентира на отметку.)

II. Речевая разминка. Начнем урок с нашей речевой разминки.

Речевая. Сказка. Когда вы слышите это слово, ваши ассоциации.

На дыхание.

Делаем глубокий вдох, затем выдох.(3 раза)

Ещё раз сделали глубокий вдох, на выдохе тихо сказка, сказка, сказка. Ещё раз громче и быстрее.

На интонацию. Повторяем: Сказка? Сказка! Сказка? Сказка! Сказка? Сказка! Сказка-а-а. Сказка.

Ух, ты…сказка-а-а. Мы рады сказке! Ура! Сказка!

II. Актуализация знаний учащихся.

С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

1. Сообщение ученика

А знаете ли вы, что художник Илья Ефимович Репин просил Гаршина позировать ему, когда работал над известной картиной «Иван Грозный и сын его Иван». С Гаршина он написал царевича, убитого тяжёлым посохом царя. «В лице Гаршина,- говорил Репин,- меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича». Гаршин вскоре после этого действительно погиб. Так же писатель позировал художнику для картины «Не ждали». Посмотрите на эти картины, найдите сходство.

2.Игра «Да. Нет»

  1. В феврале 2015 исполнилось 160 лет со дня рождения русского писателя Всеволода Михайловича Гаршина.

  2. Родился в дворянской семье.

  3. Воспитывал отец.

  4. В четыре года собрался на войну.

  5. Имеет образование горного инженера.

  6. В 1877 ушел добровольцем на русско-турецкую войну.

  7. В июне 1878 года Гаршин был произведен в офицеры и продолжил военную службу.

  8. Известная сказка В.М. Гаршина «Аленький цветочек».

  9. Разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку.

— О какой сказке идет речь?

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы продолжим работу над этим произведением, попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

Постановка проблемного вопроса.

— Какова же основная мысль сказки? О чём хотел сказать В.М. Гаршин? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока.

V. Работа над новым материалом.

Чтобы продолжить работу над произведением, давайте вспомним героев сказки.

Игра «Угадай героя»

«Она не могла говорить; она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой».

«Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать».

«Он вдыхал в себя нежный запах и, счастливо улыбаясь, прошептал:

– Ах, как хорошо…»

«….наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку».

Дома вы рисовали героев сказки: розу и жабу. (Выставка рисунков)

— Почему вы розу изобразили именно такой? (Потому что она красивая, добрая, нежная, прекрасная).

— Какие краски вы использовали для своих рисунков? (Розовую, алую, жёлтую)

— То есть вы брали тона яркие, чистые, радующие глаз и душу.

— А теперь давайте посмотрим, какой вы изобразили жабу.

— Почему вы изобразили ее именно такой? (Потому что она страшная, гадкая и безобразная)

— Какие цвета вы использовали? (Темно-коричневые, черные, темно-зеленые)

— Какое настроение создает букет такой цветовой гаммы?

— Что вы хотели показать таким контрастом цветов? (Что роза и жаба вместе не смотрятся)

Какой показывает нам жабу автор? Как он к ней относится? (Жаба бесчувственное и безобразное животное).

— Какой это образ – положительный или отрицательный?

— Значит, жаба – это символ чего? (Зла).

— Итак, мы видим два мира, два противоречия.

— Скажите, кто из персонажей похож на розу? (Мальчик).

— Чем? Какая у них душа? Что же сближает мальчика и розу? (Оба любили прекрасное, они оба погибают).

— Когда в сказке наступает кульминационный момент? (Когда мальчик умирает)

— Зачем мальчику нужна была роза?

— А что чувствовала роза, когда её срезали? (Стр. 233).

— Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные его минуты).

Физминутка

Прием «Шесть шляп мышления».

7. Тест

1. Прочитайте слова: корни, куст, земля, брюхо, ночь. Они относятся к …

А) жабе

Б) розе

В) бабочке

2. О чём думает роза в период своего цветения?

А) быстрей бы распуститься

Б) умереть бы другою смертью

В) цвести вечно

3. Что в жабе самое омерзительное?

А) грязно-серые бородавчатые бока

Б) скверные липкие лапы

В) бесчувственность и равнодушие

4. Роза не жалеет о преждевременной гибели, так как

А) она не досталась жабе

Б) её гибель была неизбежна

В) она украсила последние минуты жизни мальчика

5. Символом света, добра, красоты в сказке является:

А) роза

Б) жаба

Взаимопроверка результатов теста по ключу:

1 — А

2 — Б

3 – В

4 – В

5 – А

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль:

«Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…»

— Какие же уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

– Как выдумаете, добро или зло победило в этой сказке? (Несмотря на то, что мальчик умер, победило добро).

– Почему автор назвал своё произведения сказкой? (В ней много фантастического: роза и жаба думают, чувствуют, говорят).

– Чему научила вас сказка? (Добрые поступки, дела никогда не забываются, а остаются в памяти других людей на долгие годы. Лучше делать добро людям. Быть добрее не портить красоту, всегда бороться со всем уродливым и злым).

— Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

— Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

— Кого из героев сказки вы представили(розу)

— Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

— А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

Составление синквея

Составим стихотворение – синквейн о розе.

Например,

1. Роза.

2. Добрая, красивая.

3. Любит, растёт, наслаждается.

4. Роза – нежное создание.

5. Роза – добро. (Ответ ученика).

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.

О чём заставляет задуматься это произведение? (Делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить людям пользу, добрые дела не забываются).

1.Самооценка своей работы на уроке

Домашнее задание:

  • нарисовать свою иллюстрацию к этой сказке и подписать её словами текста,

  • составить синквейны о героях сказки.

Тема урока: «Идейный замысел В.М. Гаршина в Сказке о жабе и розе»  

Тип урока: урок-исследование

Цель исследования:  подвести учащихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, а безнравственный эгоизм – обречен на забвение.

Задачи:

ü учить вдумчивому осознанному чтению;

ü учить находить в тексте ответы на вопросы;

ü развивать умение рассуждать об идейном замысле на основе литературного материала;

ü развивать умение работать с текстом и анализировать прочитанное;

ü развивать связную речь, умение давать полные ответы;

ü расширять словарный запас;

ü способствовать формированию нравственных ценностей личности (воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу);

ü развивать творческие способности, навыки работы в группе (парами);

ü воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

            Урок разработан с использованием элементов метода многопланового анализа текста, с использованием  методических приёмов:   постановки вопросов к тексту, словесного рисования, выборочного чтения и  приёма работы с компонентами художественного произведения.

Оборудование к уроку:  мультимедийное оборудование (презентация),   портрет В.М.Гаршина, учебник (УМК «Школа России» 4 класс 1 часть), музыка — А.Г.Рубинштейн «Мелодия», мелодия «Долина цветов»; раздаточный материал –  карточка для составления синквейна, весы и слезинка для рефлексии, букет из конфет для детей.

Ход урока.

1.    Орг. момент.

2.    Мотивация учебной деятельности учащихся.

 Громко прозвенел звонок.

       Начинается урок.

       На уроке не зеваем,

 Слушаем, запоминаем,

  И, конечно, отвечаем!

3.    Актуализация опорных знаний.

 «Если ты оставил после себя след

                                       красоты души, то будь уверен, что

   выполнил свою миссию на земле…»

 В.М. Гаршин.

— Прочтите эпиграф к нашему уроку.

— Как вы понимаете смысл прочитанного?

— Насколько верны ваши предположения, мы выясним в конце урока.

—  Кто  же автор этих строк?

— А что вы о нем знаете?  (Сообщения учащихся)

Биография В.М. Гаршина.

В. Гаршин родился 2 февраля 1855 году.

Когда Гаршину было 5 лет, мать бросила семью. Мальчик стал предметом острого раздора между родителями. Это сказалось на здоровье мальчика, на восприятии им окружающего мира, формировании характера.

Только через 4 года мать забрала его к себе в Петербург и отдала в гимназию. Он был необыкновенно умным ребенком, читал взрослые произведения, и они были ему понятны.

Вскоре В. Гаршин становится студентом Горного института. Но его больше увлекает литература и искусство. Он начинает писать.

Его мечта сделать человечество счастливым, находит отражение в удивительной сказке «Красный цветок»

Особенно полюбились маленькому читателю его сказки: «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».

— Я тоже хочу поделиться с вами информацией из жизни В. Гаршина, но для этого вам нужно закрыть  глаза и попробовать  представить то, о чем я буду рассказывать.

(Тихо звучит музыка)

    Перенесемся сейчас  на много лет назад. И вот мы в гостиной одного частного дома. За роялем сидит Антон Григорьевич Рубинштейн, и все слышат эту прекрасную музыку. Эта музыка заворожила, находящегося здесь В. Гаршина.

      А рядом, у рояля, уселся неприятного вида старый чиновник и пристально смотрит на Рубинштейна.

       Гаршин слушает чудесную музыку и видит безобразного старика, а в голове уже складываются трогательные слова его сказки.  (Смолкает музыка)

Как вы думаете, о какой сказке идет речь? (Сказка о жабе и розе)

3. Постановка темы и  целей урока.

— Мы уже знаем содержание сказки?

— Кто ее главные герои?

— Что подразумевал автор под образами главных героев?  ( мир добра и мир зла)

—  Эту загадку нам удалось разгадать.

— Что же нам сегодня предстоит выяснить?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (Оставил ли Гаршин еще загадки?)

— Мы сегодня  попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

4. Проверка домашнего задания.

Дома я просила вас перечитать произведение и составить словесные портреты жабы и розы. (По вариантам.)

— Какой мы видим жабу? (зачитывают 2-3 человека)

— Подробно ли описана безобразность жабы?  (Да, очень подробно. Жирная , старая, грязно – серые липкие бородавчатые  бока, плоское брюхо, безобразная лапа, жабьи глаза, злые безобразные глаза, жабье сердце, злое, гадкое животное…)

— Какой литературный прием использует автор?    (Эпитеты)

-Как описывает автор действия жабы?   (Ленится, объедается, отдыхает, прохрипела, переползла, карабкалась, ненавидит розу, испытывает злобу, зависть, она  наглая  « не посмела»)

— Кого можно представить под ее образом?  (Человека злого, черствого, бездушного)

— Какой мы видим розу? (зачитывают 2-3 человека)

— Легко ли было составить портрет розы?  (Сложно)

— Подробно ли описана красота розы?  (Нет, кратко, скромно.  Ее образ автор создает через все, что ее окружает.)

— О чем это говорит?  (Роза счастлива)

— Что для нее главное? (Счастье жить)

— Какие чувства испытывает роза?  (Плакать не от горя, а от счастья жить)

— Разве могут розы плакать, молиться?  (Нет. Эти душевные переживания присущи человеку)

— Какой литературный прием использует автор?  (Олицетворение)

— Что помогает понять счастье розы? (тонкий аромат)

— Какой литературный прием использует автор?  (эпитет)

— Кого можно представить под  образом розы?  (человека с нежной чувствительной душой)

-Какой вывод можно сделать?  (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

5. Релаксация.

А вы любите розы?

— Вам нравится их запах?

— Давайте выполним дыхательное упражнение.

АХ,  КАКОЙ АРОМАТНЫЙ ЦВЕТОК!    (2-3 раза)

6.  

Кто еще является главным героем?  (Мальчик)

Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)

— Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)

— Для чего автор нам дает эту сцену?  (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого)

— Что это значит? (он был очень добрый)

— К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)

— Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха)

— Составим стихотворение – синквейн.  (работа в микрогруппах)

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит,   наслаждается, жертвует.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

1. Мальчик.

2. Тихий, кроткий.

3. Болеет, переживает, умирает.

4. Беззащитный маленький  хозяин цветника.

5. Ребенок.

7.  

— Как возникла идея написания сказки?  (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое)

— В каком жанре написано произведение? (Сказка)

— Какой же в сказках финал? ( В сказках добро побеждает зло)

Что мы видим в этой сказке?  (Герои, олицетворяющие добро погибают)

— В чем причина? Почему автор написал нетрадиционный финал?

ПОДСКАЗКА:  «При солнышке тепло, а при матери добро»

(Мать бросила семью, когда Гаршину было 5 лет, а потом, забрав, отдала в гимназию)

— Действительно, отсутствие матери в жизни маленького Гаршина повлияло на формирование восприятия окружающего мира, он хотел истребить все зло, которое есть на свете, но сам не верил в это.

— Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек!

                                                                Добрым молодцам УРОК. )                 

— Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки?  (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.

— Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл?

Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе дело питает душу и тело.

— Подходят ли они к нашему произведению?

— Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)

— Как вы понимаете ее смысл?   (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)

Можем ли мы ее сопоставить с нашим эпиграфом?

— Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?

— Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)

— Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)

—  Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)

 — А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.

(а розу…. Это  было самым лучшим происшествием в жизни розы…)

8. Рефлексия.

— У каждого из вас в конверте слезинка, и только от вас зависит, станет эта слезинка слезинкой радости и счастья, или слезинкой горя и разочарования. Поможет нам старинный прибор – весы, которые находятся в равновесии. На одну чашу весов мы будем класть зло: зависть, грубость, жадность, предательство, ложь, войну. На другую добро: любовь, сострадание, щедрость, ласку. Если вы поняли, что хотел сказать автор, то сделайте свой выбор и положите слезинку Маши на одну из чаш весов.

9. Итог урока.

— Теперь вы знаете, как можно победить зло?  (Мир спасут добрые дела)

— Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.

Девочка-роза читает стихотворение под музыку.

Я распустилась в чудесном саду,

 Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но  я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

Исполнила долг я свой до конца.

Ребёнку цветок свой отдала.

Раздает букет из конфет.

-Пусть этот цветок станет для вас символом добра и веры во все светлое и хорошее, а также светлой памятью о нашем уроке.

10. Домашнее задание.

А чем мы будем заниматься на следующем уроке, вы посмотрите на листочках, которые лежат у вас на партах. Это ваше домашнее задание.

Домашнее задание.
1*. Переписать концовку сказки.
2*. Перечитайте сказку. Имела ли отражение идея написания сказки в  произведении?

3. Познакомиться с биографией С.Т. Аксакова.

*  задание выполняется по выбору учащихся.

  • Гаршин сигнал сочинение 7 класс
  • Гаршин сигнал о чем говорится в рассказе
  • Гаршин рассказы для детей 4 класс
  • Гаршин рассказ сигнал читать полностью
  • Гаршин рассказ сигнал слушать