Гаршин сказка о жабе и розе тема произведения

Урок литературы в 6 классе

Тема «Анализ произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе»

 Цели: — учить ребят  анализу  произведения;

         — формирование  навыков  разбора текста;

         — воспитание  интереса к литературе.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Проверка домашнего задания
  3. Тема.
  1. Знакомство с планом разбора анализа литературно-художественного произведения
  2. Работа  по плану анализа литературно-художественного произведения

     (примерная схема)

  1. История создания.
  2. Тематика,  
  3. Проблематика,  
  4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.
  5. Жанровое своеобразие.
  6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Характеристика центральных персонажей,  

   8. Сюжет. Особенности строения конфликта.

   9. Роль пейзажа, портрета, диалогов и монологов персонажей, интерьера, обстановки действия.

   10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, рассуждения, отступления).

  11. Композиция сюжета и отдельных образов.

  12. Место произведения в творчестве писателя.

  13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Ответы:

1.        История создания.

В.М.Гаршин — автор произведений, глубоко раскрывающих душевный мир человека. Эту сказку он написал для детей в 1884 году. Толчком для сюжета, по свидетельству друга Гаршина В.А. Фаусека, был эпизод на концерте А.Г.Рубинштейна, игравшего в доме поэта Я.П.Полонского. Гаршин заметил, как пианиста пожирал глазами «неприятного вида чиновный старик», похожий на жабу. Это и дало повод писателю рассказать детям о красоте человеческой души.

  1.  Тематику этого произведения определяют также сопоставления, как описания прекрасной розы, распустившейся в майское утро и описание старой жабы, сидящей между корней куста розы, т.е. — о прекрасном и уродливом(безобразном).
  2.  Проблематика:       красота человеческой души.
  3. Идейная направленность произведения заключается в том, что автор хотел передать детям  любовь к прекрасному. В его сказке содержится аллегорически переданная борьба добра и  зла, красота природы и человеческого сердца, подлинно высокие  духом и «болотные» жители, играющие в подвиг.
  4. Жанр-сказка.
  5. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.        Главная роль в  произведении отведена резе — олицетворению прекрасного, и жабе — герой безобразный, вызывающий отвращение.
  6. Характеристика центральных персонажей.

Роза — нежная, роскошная. «…Она распустилась в хорошее майское утро; …она раскрывала свои лепестки, и, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Лучи солнца точно пронизывали ее тонкие лепестки розовым светом… Она не могла говорить; она могла только, склонив голову, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот аромат был её словами, слезами и молитвой…»

Жаба. «…А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее. Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подвинуть ее к брюху. Она не радовалась ни утру, ни солнцу…»

Вася — мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле. Он любил цветник и любил читать приключенческие романы в этом цветнике.

Маша — его сестра — девушка, заботливая, сидит у изголовья больного брата, любит читать книги… «спасает» розу от жабы..

  1. Сюжет. Развитие действий происходит в заброшенном цветнике — роза, жаба; и в комнате — умирающий мальчик, сестра, срезавшая в последующем цветок.

  Основной конфликт. Безобразная жаба хочет съесть розу, т.е. зло хочет погубить прекрасное. Автор разворачивает события так, что прекрасное во имя добра, всегда побеждающая зло, спасает прекрасное (розу).

  1.         Пейзаж (описание цветника, вид из окна), портрет (описание мальчика), диалог розы и жабы («-Я тебя слопаю..»), интерьер в доме мальчика — все помогает нам проникнуться в то время действия и глубже ощутить смысл происходящего: переживания розы, отношение сестры к брату, желание жабы слопать розу, эмоции сестры и мальчика, доброту близких людей и т.д…..
  1.         Авторские описания и повествования позволяют глубже понять смысл произведения, и то, что  писатель  решил  поставить  рядом такие     контрастные     картины     (описание  розы (прекрасного)  и жабы  (безобразного)) очень уместно, я думаю, для того, чтобы читатель смог прочувствовать красоту человеческой души…
  2.  Композиция сюжета и отдельных образов.
  3.         «Сказка о жабе и розе» в творчестве В.М.Гаршина занимает не последнее место, так как это произведение он адресовал детям…
  4.         Творчество    В.М.Гаршина    было    высоко    оценено    Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А.П.Чеховым и другими писателями. Тургенев писал Гаршину: «Каждый стареющий писатель, искренне любящий своё дело, радуется, когда он открывает в себе наследников: Вы из их числа».
  1. Домашнее задание.

Закончить работу по плану самостоятельно.

  1. Итог урока .Оценки.
  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ сказки Гаршина Жаба и роза

Анализ сказки Гаршина Жаба и роза

Произведение под названием «Жаба и роза» написано Всеволодом Михайловичем Гаршиным. Анализ данного произведение представлен в этой статье.

Произведение относится к жанру сказки, так как в нем присутствуют волшебные и сверхъестественные вещи. 

Главными героями являются роза, жаба, брат и сестра Вася и Маша.

По сюжету сказки больной мальчик по имени Вася очень любил сидеть в саду, где росла прекрасная роза и противная жаба. Вот однажды мальчик был при смерти, и роза зацвела в то время, пока он лежал в своей постели. Жаба решила навредить Васе, съев прекрасный цветок. Роза поняла это и решила попросить помощи у Васиной сестрички – Маши. Она срезала цветок для брата. Вася вдохнул прекрасный запах и с улыбкой ушел из этого мира. Когда были похороны, то цветок поставили у гроба ребенка. Через некоторое время его засушили в книге.

В данной сказке использованы символы. Роза символизирует добро и красоту, а жаба олицетворяет зло и уродство. Как повелось, добро всегда побеждает зло. Роза, что была высушена в книге, будет жить вечно, а противное земноводное умрет.

Смысл произведения заключен в том, что даже самое короткое существование должно иметь суть. Роза принесла мальчику маленькую радость перед смертью. Это стало смыслом жизни для розы. Благодаря этому улыбнулась и сестра ребенка.

В то время жаба очень злилась и в итоге ничего не получила. Это существо жило только для себя, мало того, что оно было уродливым, но и хотело уничтожить прекрасное.

Можно провести параллель с реальной жизнью. Многие музыканты, поэты умирают в раннем возрасте. Но они приносят радость другим людям своим творчеством: песнями, стихами, харизмой. Они остаются жить вечно в памяти. А есть те, кто проживают свою жизнь, вредя другим – о таких не вспоминают хорошим словом.

Образец 2

Данное произведение было создано В.М. Гаршиным в 1884. Литературоведы полагают, что толчком к написанию истории послужил случай, который произошел во время концерта А.Г. Рубинштейна. Как гласит история, Гаршин заметил, как довольно неприятный по внешнему виду мужчины буквально «пожирал» музыканта глазами. Красота души человеческой вдохновила Всеволода Гаршина на написание одной из его лучших работ — сказки «Жаба и роза».

Действие произведение происходит параллельно в двух «мирах»: в цветнике разгорается история розы и жабы, а в комнате Маша спокойно читает умирающему брату книгу.

В сюжете сказки можно увидеть четыре главных героя: Вася — семилетний мальчик, который заболел; Маша — сестра Вася, читает брату книги, а в конце истории спасает розу от жабы, сорвав цветок, чтобы поставить у постели брата;

В этой истории роза является олицетворением всего прекрасного, а жаба, следовательно, безобразного. Таким образом, автор желает передать читателям, детям и взрослым, любовь к возвышенному, показать границу между хорошим и плохим, красивым и безобразным. Роза и жаба подобно людям, воплощают в себе человеческие черты. Розы — все высокое, прекрасное и утонченное, жаба — полнейшую противоположность, ее можно назвать «олицетворением человеческих пороков». У читателя складывается такое впечатление, скорее из-за синонимичного ряда эпитетов, которые использует сам автор.

Споры о тематике произведения ведутся до сих пор. Одни настаивают на том, что основная тема — описание розы, другие — описание жабы. Третьи же считают, что тематика сказки заключается в сопоставлении, своего рода сравнении, описаний розы и жабы, вычленение их противоположности — возвышенного и низшего Всеволод Гаршин показывает, что не только добро и зло борется между собой. «Сражение» безобразного и прекрасного не остается в стороне, что можно наблюдать ежедневно.

В конце сказки, мальчик и роза умирают. И как бы ужасно не звучало, их смерти не вызывают негативных эмоций, наоборот, читатель видит, что герои были добры и прекрасны и не заслуживали жизнь « в муках», что грозила им. Роза подарила последнюю улыбку мальчику, следовательно ее смерть не была случайна. Мальчик же не умер со злобой в сердце.

Посыл сказки прост: остерегайтесь зла во всех его проявлениях, ведь добро во много раз прекрасней.

Анализ сказки Гаршина Жаба и роза

Анализ сказки Гаршина Жаба и роза

Несколько интересных сочинений

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека сочинение с примерами и аргументами

    Путешествия давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Пандемия внесла свои коррективы, но не отбила напрочь желания менять города и страны, часовые пояса и климатические зоны, самолёты и поезда

  • Крылатые выражения из комедии Горе от ума по действиям, явлениям

    Минуй нас пуще всех печалей

    И барский гнев, и барская любовь

  • Характеристика и образ Николая Ростова в романе Толстого Война и мир сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.

  • Сочинение по картине Билибина Гвидон и царица 5 класс (иллюстрация) (описание)

    Сказочно — вот что звучит в голове, разглядывая картину Билибина Ивана Яковлевича «Гвидон и царица».

  • Анализ пьесы Горе от ума Грибоедова (9 класс)

    На написание пьесы было потрачено два года. Данную пьесу нельзя отнести к жанру комедии, несмотря на то, что сам автор считает «Горе от ума» комедией.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина

Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина

Произведение Гаршина Всеволода Михайловича «Сказка о жабе и розе» показывает красоту и быстротечность жизни. Каждый раз, когда расцветает роза, она проживает прекрасные мгновения. Так же и с людьми. Но время очень быстро убегает, словно песок сквозь пальцы. В мире существует не только прекрасное, рядом с ним находит свое место и уродливое. В этом образе выступает жаба. Она старая, неприятна, отвратительная даже можно сказать.

В этом есть свой смысл. На жизненном пути всегда попадаются проблемы, враги. Она символизирует все те ужасные вещи, с которыми сталкиваются живые существа. Роза — нежный цветок, который наслаждается каждому мгновению жизни, чего нельзя сказать о другом персонаже. Для нее главное сытно и вкусно поесть.

Очень интересно, что сказка предназначена для детей, но каждый взрослый может вынести оттуда свою мораль. Так же очень сильным контрастом между жизнью и смертью является мальчик. Прошлое лето он играл, читал книги и проводил почти все свое время в саду. Сад был его собственной планетой, где Он был хозяином. И никто другой. Это показывает, как окружающая среда способствует развитию личности, его интересам. В этом месте мальчик познакомился ближе с природой. Он знал практически каждый кустик, цветочек, стебелек. Он любил сад, берег его.

Меньше чем через год он уже лежит в кроватке, не в силах даже поднять голову. Он тяжело заболел и не может увидеть всей красы Его сада. Жизненные преграды всегда забирают возможность для самого лучшего. В этом вся ирония. В это же время жаба хочет удовлетворить свое желание — сломать прекрасные цветок. Роза переживает, что ее жизнь закончится вот так глупо и напрасно. Она хочет умереть любым другим способом, но не из-за этого ужасного существа. Ей важно, как она закончит пусть и короткий, но путь.

Несмотря на всю настойчивость жабы, сестра героя срезает розу для своего брата. Роза довольна таким раскладом, ей приятно, что она смогла принести радость этому ребенку. За столь короткую жизнь смогла отыграть большую роль, чем никем не виданного цветка в заросшем саду. Она смогла украсить похороны героя так, как никакой дугой цветок. Потому что она была чиста и неприкосновенна так же как и маленький мальчик..

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина

Анализ Сказки о жабе и розе Гаршина

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Байрона Паломничество Чайльд-Гарольда сочинение

    «Паломничество Чайльд-Гарольда» поэма написанная английским поэтом лордом Байроном в период с 1812 по 1818 год. Это был крайне сложный период в жизни писателя, не ладились отношения в семье

  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил

    Каждое произведение М.Е.Салтыкова-Щедрина – это тонкая и остроумная насмешка над самыми разными человеческими пороками. Не стала исключением и знаменитая сказка: Как один мужик двух генералов прокормил.

  • Сочинение Друг познается в беде по пословице 7 класс рассуждение

    В детстве у каждого человека всегда очень много друзей. Беззаботные игры, прогулки по родным дворам объединяют малышей. Если с одним из друзей происходит какой-то разлад, ссора, на замену ему тут же находится несколько новых партнеров для игр

  • Образ и характеристика Бобчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан.

  • Женские образы в Преступлении и наказании Достоевского

    Одной из главных ролей в произведении досталось злой старухе-процентщице, Алене Ивановне, которая изначальна не вызывал ни у кого никакой симпатии. Старуха была алчная, везде искала только выгоду для себя.

Название произведения.

Автор (ФИО).

Жанр.

Персонажи (герои) произведения, краткая характеристика.

Краткое содержание (сюжет)

Тема и основная мысль произведения

Чему учит произведение

«Сказка о жабе и розе»

(1884)

Гаршин Всеволод Михайлович

(1855-1888)

Литературная сказка

Роза — красивый и нежный цветок, восторженно смотрящий на мир. Любит все красивое. Беззащитная, несмотря на шипы. Мечтает принести пользу окружающим.

Жаба — уродливое, страшное создание. Для нее красиво только то, что можно съесть. Обо всем судит по его съедобности. Несчастное существо, которое знает только одну страсть — к еде.

Девушка Маша — сестра больного мальчика. Красивая и робкая. Любит своего брата и очень страдает от того, что ничем не может помочь ему. Нежное создание.

Мальчик Вася. Больной и несчастный. Умирает, получив розу.

В заброшенном саду распустилась прекрасная роза, которая была счастлива и любовалась всем вокруг.

Розу увидела отвратительная жаба, которой роза так понравилась, что она захотела ее съесть.

Жаба попыталась забраться по розе, но сильно поранилась об ее колючки.

Больной мальчик раньше очень любил играть в саду, читать книги и наблюдать за жизнью маленьких обитателей сада.

Он уже не мог вставать с постели и попросил сестру принести ему розу из сада.

Девушка пнула жабу, сорвала розу и отнесла брату, который вдохнул аромат цветка и умер.

Тема — в сказке два сюжета. Один — о розе, которую хотела съесть злая жаба. Второй — о больном мальчике, последним желанием которого, было полюбоваться розой.

Главная мысль — каждая даже самая короткая жизнь не должна быть прожита бессмысленно. Короткая жизнь розы подарила счастье умирающему мальчику и вызвала у него улыбку. В этом и был смысл существования прекрасного цветка.

Жизнь прожита не зря, если она потрачена на добрые дела.

Эта сказка учит ценить и понимать прекрасное. Учит жить не ради еды или других материальных ценностей, а ради ценностей духовных. Учит стремиться принести пользу другим людям, учит как сделать так, чтобы прожитая жизнь оказалась не напрасной.

План пересказа:

  1. Заброшенный сад.

  2. Расцветающая роза.

  3. Зависть жабы.

  4. Попытка жабы съесть розу.

  5. Мальчик в саду.

  6. Новые попытки жабы.

  7. Просьба мальчика.

  8. Сестра, роза и жаба.

  9. Смерть мальчика.

Пословицы:

    • Красота до вечера, а доброта навек.

    • Жизнь дана на добрые дела.

    • Жизнь прожить — не поле перейти.

    • Не красна жизнь днями, а красна делами.

    • Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Ответы на вопросы учебника к сказке В. Гаршина «О жабе и розе» для 4 класса

Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 178-179. УКМ «Школа России»

1. Что позволило Гаршину назвать историю сказкой? Что в ней сказочного?

В ней действуют сказочные герои — роза и жаба. Они наделены способностью разговаривать, чувствовать.

2. Проследи, как автор описывает внешний вид розы. Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин описывает жабу?

Писатель любуется розой. Он использует эпитеты: роскошный, нежный, бледный. Он описывает слезы розы, использует уменьшительно-ласкательные слова: головку.

Жаба отписана с отвращением. Она названа старой и жирной. Бока у неё грязно-серые и липкие, лапы безобразные.

3. Какими чувствами писатель наделяет розу и жабу? Почему жаба хотела уничтожить розу?

Роза радовалась миру, и могла плакать от счастья. Она любила слушать пение соловья. У неё была короткая жизнь. Когда роза увидела жабу она содрогнулась от ужаса. Она молила о другой смерти.

Жаба была ленивой, не радовалась ничему вокруг. Но роза ей понравилась. Правда, жаба решила её съесть. Когда её поцарапали колючки, жаба стала смотреть на розу с ненавистью. Она хотела уничтожить розу потому, что та одновременно привлекала её, и вызывала ненависть.

4. Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставлены друг другу? Объясни. Приведи примеры из текста.

Эти герои противопоставлены друг другу. Роза нежная, красивая, умеющая любить жизнь. Жаба злобная, страшная, ненавидит все вокруг. Это совершенно разные характеры.

Примеры из текста:

В цветнике было так мирно и спокойно, что если бы роза могла  в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.

Жаба не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде.

5. Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор? Как он относится к герою?

Характер мальчика был спокойный, он имел склонность к созерцанию, любованию природой, любил читать и любил животных. Мальчик был мужественным и зная, что умирает, не плакал и не впадал в отчаяние. Автор относится к мальчику с состраданием и нежностью.

6. Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

Истории розы и мальчика дополняют друг друга. Роза помогла мальчику, сделала его последние минуты счастливыми. Мальчик помог розе, попросив сестру сорвать её, и роза не досталась жабе. Их сближает приближение смерти.

7. Каким настроением проникнуто произведение Гаршина?

Эта сказка проникнута печалью и светлой грустью.

8. Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения.

Жизнь прожита не зря, если она потрачена на добрые дела.

9. Обсуди с друзьями, можно ли дать сказке другое название.

В учебнике предложены четыре варианта названий. Первый: «История, которую поведал высушенный цветок розы». Это название можно было бы дать сказке. Ведь в последних ее строках мы читаем о том, что писатель узнал историю от высушенного цветка в книжке.

Второй вариант: «Последняя весна». Название неплохое, но ничего не говорит о событиях, которые происходят в сказке. И поэтому не совсем к ней подходит.

Третий вариант ещё хуже: «Брат и сестра». Речь о них идет, но это только половина истории, в которой Роза одна из главных героев. Этот вариант точно отметаем.

Последний вариант «Угасающая жизнь» тоже говорит лишь о мальчике. К тому же он слишком общий, не отражающий основную мысль сказки.

10. Составьте список произведений Гаршина для детей.

«Сказка о жабе и розе»

«Лягушка-путешественница»

«То, чего не было»

«Сказание о гордом Аггее»

«Attalea princeps»

Литературное чтение, 4 класс

Урок 27. В. М Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён знакомству с произведением В. М Гаршина «Сказка о жабе и розе»; осмысление мира как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.

Глоссарий по теме

Сказкаповествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Ключевые слова

Сказка; литературный прием; олицетворение; сравнение; эпитет.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 66-71
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем о русском писателе Всеволоде Гаршине и его сказке «Сказка о жабе и розе»;

Научимся анализировать литературное произведение, видеть прекрасное, формировать понятия счастья, смысл жизни, добро, зло, красота;

Сможем выделять в тексте образные языковые средства: эпитеты, олицетворения.

Основное содержание урока

1.Знакомство с биографией и сказкой «Сказка о жабе и розе» русского писателя В.М. Гаршина.

-Закройте глаза и послушайте замечательную музыку Антона Григорьевича Рубинштейна.

Перенесёмся с вами во времена, когда жил и творил музыкант.

Итак, мы входим в дом, где он даёт концерт. Тут находится известный писатель Всеволод Михайлович Гаршин. Прямо напротив музыканта уселся и пристально смотрит на него неприятного вида старый чиновник.

Именно эта разница между прекрасной музыкой и неприятным на вид стариком натолкнула писателя написать данную сказку.

Отгадайте пару загадок, чтобы вы смогли узнать о каком произведении пойдет речь.

Из икринки вылупляюсь,

В головастика превращаюсь,

Очень я прожорлива,

Холодная и мокрая.

-Правильно! Это жаба.

Стебель весь ее в колючках.

Об него уколешь ручки.

Хоть страшна её угроза,

Все равно красива…

-Верно! Это роза.

-О каком же произведении мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Сказка о жабе и розе» В. М. Гаршина.

-Прежде, чем начать читать сказку, давайте познакомимся с самим писателем.

-Посмотрите на портрет Гаршина. Что можно о нем сказать?

Правильно. У него очень грустные глаза.

-Чтобы понять, почему у него такие грустные глаза, мы должны заглянуть в его детство.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)

Родился 2 (14) февраля 1855.

В Старобельске прошли детские годы будущего писателя Всеволода Михайловича Гаршина.

У Михаила Егоровича и Екатерины Степановны было трое сыновей. Два старших уже учились в Петербурге в гимназии, а наименьший Всеволод был с родителями. Но брак родителей распался. Всеволод остался с отцом. Три года они прожили на хуторе, или у братьев Михаила Егоровича, которые жили тоже в Старобельском уезде. Всеволод в пять лет научился читать. В эти совсем детские годы Всеволод очень много читает. «Никогда я не читал такой массы книжек, как за три года жизни с отцом», — писал потом писатель. 15 августа 1863 года Екатерина Степановна забрала Всеволода в Петербург. После этого он несколько раз приезжал в Старобельск на лето. Закончив в 1874 году гимназию, Гаршин поступает в Петербуржский горный институт. Когда началась российско-турецкая война, Гаршин бросает учебу и идёт добровольцем в действующую армию, принимает участие в боевых действиях на Балканах. Во время штурма высоты возле села Аяслар в Болгарии был тяжело ранен в ногу. Вернувшись с войны, В.М.Гаршин получил офицерское звание и пошёл в отставку. Некоторое время он слушает лекции в университете из истории и филологии, а также продолжает литературное творчество. Рассказы «Подлинная история энского земского собрания» и «Медведи» были написаны по материалам, собранным в Старобельске. Потом он пишет рассказ «Трус», «Встреча», «Художник», «Красный цветок», «Надежда Николаевна», «Сигнал», «Из воспоминаний рядового Иванова», «Ночь», «Приключение» и другие. Он является автором глубоких статей об изобразительном искусстве, творчества художников в своё время. Творчество В.М.Гаршина поддерживали, С.Тургенев, Л.М.Толстой, Г.И.Успенский, М.С.Салтиков-Щедрин. В Петербурге он знакомится со многими художниками. Творческое наследство Гаршина небольшое, но писатель вошел в историю литературы как большой мастер психологического рассказа. В марте 1888 года В.М.Гаршина не стало.

-Можем ли мы сказать, что у писателя было счастливое детство?

-Как думаете, о чем будет наш рассказ? Почему главными героями Гаршин выбрал розу и жабу? Как можно охарактеризовать их?

Роза-это красивый нежный

цветок с приятным ароматом и шипами.

Жаба-скользкая, холодная, безобразная.

Сегодня мы научимся осмыслять мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, увидим прекрасное, сделаем прекрасное частицей своей жизни.

Чтение 1 части.

-Каким вы представили себе цветник? Какие слова вам помогли в этом?

-Что украшало заброшенный цветник?

— Как можно озаглавить эту часть?

«Заброшенный цветник»

Чтение 2 части

— Как можно озаглавить вторую часть?

«Рождение прекрасной розы»

-Что думает о розе автор? Подробно ли она описана?

Правильно! Гаршин описывает не саму розу, а утро, росу, всё вокруг.

Она счастлива и о её счастье нам говорит её аромат: «Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.»

Чтение 3 части

-Как можно назвать эту часть произведения?

«Уродливая жаба»

Что говорит о жабе автор?

Гаршин очень точными словами определяет её и мы можем представить себе образ жабы с помощью словосочетаний: жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.

Чтение 4 части

-Что вы узнали о мальчике?

Прочитайте отрывок, где автор описывает нам мальчика.

«Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.»

-Где он любил проводить время?

Почему больше не выходил в цветник?

Чтение 5 части

-Как можно озаглавить эту часть сказки?

«Молитва розы»

-Что сказала жаба розе, когда впервые увидела её?

-Какая опасность грозила бедной розе?

Как думаете, спасут ли розу?

Чтение 6 части

Как можно озаглавить эту часть?

«Последняя улыбка умирающего»

-Что спасло розу от жабы?

-Как думаете, спаслась ли она, ведь её срезали?

-Похожи ли роза и мальчик? Чем?

Правильно! Они оба бледны, но мальчик от болезни, а роза от страха.

По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.

К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей её всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.

Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему!

Разбор типового тренировочного задания

Единичный выбор

Текст вопроса: Кто написал произведение «Сказка о жабе и розе»?

а) В.Ф. Одоевский б) В.М. Гаршин в) П.П. Бажов г ) С.Т. Аксаков

Правильный ответ: б) В.М. Гаршин

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Разбор типового контрольного задания

Подчеркивания / зачеркивания элементов;

Текст вопроса: Подчеркните главных героев произведения «Сказка о жабе и розе»

Варианты ответов: жаба; мальчик; девочка; роза.

Правильный вариант: дерево; кошка; жаба

Подсказка: главных героев было четверо.

Чему учит сказка «О жабе и розе»

На чтение 4 мин Опубликовано 27.12.2021 Обновлено 27.12.2021

Творческое наследие русского прозаика Всеволода Михайловича Гаршина представлено произведениями краткой формы – рассказами, очерками, новеллами. Среди них есть пять литературных сказок для детей и взрослых. Две сказки входят в программу по литературному чтению для учащихся четвертого класса средних общеобразовательных школ: «Лягушка-путешественница», ставшая последним произведением автора, и написанная в 1884 году «Сказка о жабе и розе».

В этом трогательном и минорном сочинении наиболее ярко выражена главная тема творчества В.М. Гаршина – обращение к внутреннему миру людей, окруженных немилосердной действительностью. Автор размышляет о судьбе и предназначении человека, о высокой цели прекрасного, о любви и сострадании, о борьбе добра со злом.

Своеобразие сюжета

Художественная особенность «Сказки о жабе и розе» состоит в том, что в ней объединены две истории – настоящая и придуманная. Они не просто взаимосвязаны, а тесно переплетены и влияют друг на друга.

  • Реальная история описывает события из жизни неизлечимо больного мальчика семи лет и его старшей сестры. Девочка старается облегчить печальную участь умирающего братика и выполняет его последнее желание. Он просит принести из сада единственный цветок, появившийся на розовом кусте за время его болезни. Сад запущен, забор покосился, все заросло сорняками, потому что Вася не может гулять и ухаживать за своими любимыми растениями – он лежит в постели.
    Маша вышла в сад и срезала розу для больного брата. Тот, увидев любимый цветок и вдохнув ее аромат, озарил мир последней улыбкой и умер. На прощании с Васей роза не украсила его гробика или могилы вместе с другими цветами, а была поставлена в отдельную вазу. Девочка поцеловала розу с благодарностью за то, что она доставила брату последнюю радость и облегчила его кончину. Цветок засушили, а потом отдали автору этого рассказа – в память о светлой душе безвременно ушедшего из жизни ребенка.
  • Сказочный сюжет показывает взаимоотношения двух одушевленных персонажей, обителей местного сада – красивой благоухающей розы и уродливой пупырчатой жабы. Прекрасный цветок понимает, что его век короток и предопределен природой – распуститься из бутона, отцвести и завянуть на розовом кусте. Но роза боится погибнуть преждевременно, став жертвой старой и злобной жабы. Примитивное и низменное создание восхищено цветком по-своему, по-жабьи: вместо созерцания красоты хочет ею завладеть. Жаба не голодна, она просто собирается сожрать то, что очень привлекает ее своим приятным запахом и сильно раздражает красотой.

Девочка вышла в сад в тот момент, когда жаба уже была готова уничтожить цветок. Мерзкая тварь еще вчера пыталась добиться цели, но поранилась о шипы. Теперь она придумала, как по-другому добраться до розы – взобравшись на соседние ветки. Жаба от злости даже бросилась на прогонявшую ее Машу, но смогла допрыгнуть лишь до края ее юбки. Гадкое земноводное отступило, когда отважная девочка пнула его ногой.

Чему учит сказка

Автор показывает читателю, насколько коротка может быть жизнь, и что надо наполнять ее смыслом, а не превращать в простое существование. Роза наглядно демонстрирует, как важно творить добро и приносить пользу. Она порадовала мальчика, облегчила его кончину, сделала последние мгновения его угасающей жизни спокойнее и светлее. Возможно, в этом и состояло ее предназначение.

Сюжет сказки раскрывает альтернативу в восприятии прекрасного – созерцание или уничтожение. Благоухающая роза – воплощение спасительной красоты и совершенства, которые украшают мир, несут радость и добро. Мерзкая жаба олицетворяет зло и разрушительную силу ненависти. Ее низменная душа не способна понять прекрасное и не приемлет добро. Она живет лишь инстинктами, а потому стремится подавить и разрушить все, что несет благо.

В целом сочинение Гаршина провозглашает идеи человеколюбия, жертвенности, противостояния насилию и жестокости. «Сказка о жабе и розе» учит любить и сострадать, совершать достойные поступки, стремиться быть красивыми не только снаружи, но и внутри – в помыслах, в сердце и в душе.

  • Гаршин сигнал сочинение 7 класс
  • Гаршин сигнал о чем говорится в рассказе
  • Гаршин рассказы для детей 4 класс
  • Гаршин рассказ сигнал читать полностью
  • Гаршин рассказ сигнал слушать