Гасенко друзья познаются в беде читать рассказ

ГРИГОРИЙ СТЕПАНОВИЧ ГАСЕНКО

Даты жизни: 1 февраля 1910 – 9 мая 1985
Место рождения: город Азов, Ростовская область, Россия
Советский писатель
Известные произведения: «Дед Матвей и Вовка», «В путь-дорогу дальнюю», «Живи у нас», «Ильин остров», «Журавлиный луг»

  1ГасенкоГригорий Степанович Гасенко родился в 1910 году, в Азове, в семье рабочего. Трудовую жизнь Григорий Гасенко начал рано. С 1926 года трудился на стройках Азова, Таганрога, Новочеркасска. Работал грузчиком, кочегаром, землекопом, арматурщиком. В 1932 году был направлен в Одесский учебный комбинат. Вернувшись, работал нормировщиком на мельнице, потом на рыбном заводе.
  До войны писал стихи, рассказы о людях приазовских степей, рыбаках. Участник Великой Отечественной войны. Был сапером, минером, сражался под Сталинградом, на Дону, в Крыму.
  После окончания войны вернулся из армии в Азов только в 1949 году, поступил на судостроительную верфь, где стал работать плановиком, потом заместителем начальника крупного цеха. Член КПСС с 1954 г.
  Был постоянным внештатным корреспондентом газеты «Красное Приазовье». В многотиражке, в городской и областной газетах стали появляться статьи и очерки Г. Гасенко о жизни рабочих судостроительной верфи. Знание жизни рыбаков, с которыми не раз ходил в море, дало материал для очерка «На взморье», опубликованного в журнале «Дон» в 1955 году.
  Вслед за ним в этом же журнале появился очерк Гасенко «Золотое дно», а в коллективном сборнике Ростиздата «На заре» был опубликован рассказ «Не по пути». Все чаще то в журналах, то в коллективных сборниках читатели встречались с произведениями рассказчика Г. Гасенко, а в 1959 году увидел свет его самостоятельный сборник рассказов о природе для детей «Дед Матвей и Вовка».
  В 1967 году вышла повесть «В путь-дорогу дальнюю», в 1970-м — сборник остропроблемных рассказов «Вновь я посетил…» о природе, о сохранении рыбы и охотничьей фауны.
   В 1975 году принят в Союз писателей СССР.
  О внутреннем становлении молодого рабочего написана повесть «Живи у нас», вышедшая в Ростове в 1978 году. Теме любви к родному краю, защиты его природы посвящены также повести «В туманной дымке», «В буран», «Ильин остров», «Грачиные всполохи», «Шумят топольки», собранные в книгу «Ильин остров», повесть «Журавлиный луг».
   В последние годы писатель выступал в периодической печати со статьями на экологическую тему.
   Умер Г.С. Гасенко 9 мая 1985 года.

3Гасенко

4Гасенко


2Гасенко книги

Гасенко, Г.С. Дед Матвей и Вовка /Г.С. Гасенко. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1959. — 84с.: ил.
Содерж.: Дед Матвей и Вовка, Голос в море, Ночные зарева, Артист, У кургана, На пустыре, Отшельник
  В книгу вошли рассказы донского писателя.

Гасенко, Г.С. В путь-дорогу дальнюю: повесть / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1968. — 115 с. : ил. 
  Повесть о веселых приключениях четырех друзей. <<читать>>

Гасенко, Г.С. Вновь я посетил… /Г.С. Гасенко. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1970. — 135 с. (12+)
Содерж.: Вновь я посетил…, Пирамида деда Мацко, Данил Данилыч, Крестник, Обида, Балет на воде, Дуплет, Встреча в заливе, Отчаянный, В глуши, Золотое дно.     
  Любовь к большой Родине начинается с малого – с любви к родному краю, к его природе. Все, что полюбится с детства, остается в человеке на всю его жизнь, как самое милое, как самое дорогое.    
   В этой книге многолетние наблюдения, раздумья о красоте, о богатстве земли и о людях ее. 

Гасенко, Г.С. Соловьиные зорьки: рассказы о птицах / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1976. — 104 с. : ил.   (12+)
Содерж. ТЕРЕНТИЧ И ФЕДЯ: Соловьятники, Посметюшек, По-честному, Пропажа, Подкидыш, В трудную пору. 
СТЕПИНЫ СОСЕДИ: Касатки, «Скрипач», Друзья познаются в беде, Куцик. В ОХОТНИЧЬИХ КУТАХ:На плоту, Болотный вор, бугай в перьях. БЕСКВАРТИРНЫЕ: Попутчица, Молчун, Хозяин степи. РАССКАЗЫ СТАРОГО ПТИЦЕЛЮБА: Два кочета, Кто кого перехитрит.   КТО КАК УМЕЕТ: Отважная мамаша, Балет на воде, Хитрость не удалась, Задерихвост.
   Автор, так же как и его герои «заражён» любовью к птицам. Внимательными и добрыми глазами смотрит он на природу, призывает читателя не просто любоваться ею, а беречь её и помогать ей сохранять свою красоту. 

Гасенко, Г.С. Живи у нас: повесть / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1978. — 124 с.  (12+)
   Судоплотник…Плотник-судостроитель… Какая древняя и вместе с тем, какая это неувядаемая, вечно живая профессия.
  Автор книги 21 год отработал на судостроительной верфи среди судоплотников – и узнал и полюбил этих людей. Вот уж мастера, вот уж волшебники!
   Повесть посвящена судоплотникам, людям этой древней и редкой профессии.
 

Гасенко, Г.С. Ильин остров: повести / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1980. — 349 с. :ил. (12+)
Содерж.: В утренней дымке, Ильин остров, Замела метель дороги, Грачиные всполохи, Шумят топольки.
  Главная тема творчества писателя – человек и природа. Любовью и тревогой за их судьбу проникнуты его произведения.

Гасенко, Г.С. Журавлиный луг: повесть /Г.С. Гасенко. — Ростов н/Д.: Кн. изд-во, 1982. — 144 с.: ил. (12+)
  Повесть посвящена жизни ребят маленького донского хутора.
 Во время летних каникул они затевают большое дело — вернуть к жизни соседнюю с хутором полу заглохшую речку Журавку, расчищают старое русло реки, спасают мальков после нереста.

Гасенко, Г.С. Сигнал тревоги: повести и рассказы  / Г.С. Гасенко. — Ростов н / Д.: Кн. изд-во, 1986. — 288 с. : ил. (12+)
Содерж.: В утренней дымке, Ильин остров, Запах жнивья, Вновь я посетил, Данил Данилыч, Пирамида деда Мацко, Отчаянный, Обида, Крестник, На взморье, Грачиные переполохи, На взморье, Завещание.
   В книгу вошли повести и рассказы, которые объединены темой тревоги за судьбу родной природы.

Гасенко, Г.С. Порт приписки /Г.С. Гасенко //Дон. — 1975. — №8. — С.61-75.

Гасенко, Г.С. Грачиные переполохи / Г.С. Гасенко // Дон, 1980. — № 2. — С. 99 — 113.        

Гасенко, Г.С. Завещание / Г.С. Гасенко // Дон, 1985. — № 7. — С. 14 – 19.      

Посметюшек; Захребетники; Ночные зарева //Умная цапля: рассказы. — Ростов н/Д, 1975. — С.81-102.

Гасенко, Г. Рассказы: Данька; Меченая галка; На утренней зорьке (читать >>>)


ЛИТЕРАТУРА О ГРИГОРИИ ГАСЕНКО

Гасенко Григорий Степанович //Дон литературный. Писатели России. Шолоховский край. XIX — XX вв. — Ростов н/Д.: Кн. Изд-во, 2006. — С.161-162

Гасенко Григорий Степанович //Писатели Дона. Библиографический сборник. —  Ростов н/Д.: Кн. Из-во, 1976. — С.65 — 66.

Гасенко Григорий Степанович //Писатели Дона. Библиографический сборник. —  Ростов н/Д.: Кн. Из-во, 1986. — С.82 — 84.


Моложавенко, В. Рассказы Григория Гасенко / В. Моложавенко //Вечерний Ростов. — 1959. — 25 мая.

  Бывает так. Слушаешь неторопливую речь собеседника, увлечешься занимательной историей, которую он тебе рассказывает, и думаешь: человек этот многое повидал на веку, немало пережил, выстрадал и, конечно же, знает жизнь. Такому человеку веришь, к его добрым и толковым советам прислушиваешься…
 Примерно такое впечатление остается у каждого, кто познакомится со сборником рассказов начинающего писателя, нашего земляка Григория Гасенко «Дед Матвей и Вовка», который только что выпущен Ростиздатом.
   Автор этой книжки уже не молод, и за плечами у него – большая многотрудная жизнь рабочего человека. Три с лишним десятилетия провел он на стройках Азова, Таганрога, Новочеркасска. Когда грянула война, ушел на фронт, был рядовым, потом заслужил офицерское звание, командовал взводом. После войны вернулся в родные места, снова стал строителем. Как всякий человек который любит труд, Гасенко умеет тонко подмечать в жизни все что полезно людям, и решил рассказать об этом детям и юношеству. Пять лет назад в азовской районной газете появился его первый невыдуманный рассказ. И вот перед нами – первая книга начинающего писателя.
   Рассказы Григория Гасенко просты, обыкновенны. В них не встретишь героев, овеянных легендами, не увидишь людей, которых именуют «исключительной» личностью. И все же они подкупают, волнуют.
  Все семь рассказов, включенные в сборник, посвящены большой, трогательной дружбе деда Матвея – старого колхозного сторожа  — с парнишкой Вовкой. Рассказа не объединены каким-то общим сюжетом, каждый из них посвящен какому-то одному событию, надолго оставившему след в жизни мальчугана. В первом рассказе Вовка еще дошкольник, в последнем – уже пионер, возмужавший колхозный хлопец, сознающий, что ему предстоит стать наследником артельного богатства. Дед Матвей помогает Вовке уже в раннем детстве научиться уважать то, что приносит людям радость и пользу.
  Особенно интересен и поучителен рассказ «Голос в море». Однажды осенью в беспокойную для охотников пору, дел Матвей и Вовка, застигнутые непогодой, спасли в приморских кутах жизнь молодому парню, который едва не утонул. Обсушился у костра, обогрелся тот парень, развязал свой мешок, и оказалось, что он – браконьер. Дед решает поступить так, как ему подсказывает совесть: доставить спасенного охотника в сельсовет. Кажется обычный, ничем не примечательный сюжет. Но Гасенко так интересно подает его, что читатель вместе с Вовкой невольно задумывается над очень серьезными вещами: не всякий имеет право называться охотником. И мы сочувствуем старику, который сокрушается: «Тоже мода пошла: чуть соску выпустил из губ, уже ружье ему подают. Абы членов «общества» побольше…» Прежде чем стать охотником, нужно научиться беречь дичь. Вовсе не назойливо выражена эта мысль в рассказе.
  Мы искренне понимаем также возмущение деда Матвея другими нерадивыми охотниками, изображенными в книжке, — теми, что не берегут от пожаров займища и не охраняют птиц – друзей человека, и разделяем его печаль по поводу того, что мало еще, очень мало думают старшие о том, как привить детям любовь к природе (даже книг о ом, какие птицы вредны, а какие полезны, сейчас не выпускают!).
   Григорий Гасенко – очень наблюдательный рассказчик. Знакомясь с его книжкой, как-то невольно думаешь: а ведь мы не замечаем порой, как неповторимо красиво родное нам Придонье, и как облагораживает человека самое маленькое, самое скромное путешествие по той земле, где он живет. Скупы и в то же время выразительны мазки, с помощью которых автор изображает характеры своих героев, очень удачны диалоги.
   Возражение читателя может вызвать лишь рассказ «У кургана». Вряд ли стоило включать его в сборник – очень уж банален, наивен здесь сюжет. Вовка и его товарищ заметили в поле спящего человека с чемоданом и фотоаппаратом и, вообразив, что это шпион, подняли на ноги деда Матвея, и колхозного шофера. На поверку же оказалось, что незнакомец командирован в колхоз на должность заведующего клубом и, устав в дороге, решил  вздремнуть. По содержанию и даже по стилю, языку рассказ этот выпадает из представленного в сборнике цикла.
  Плохо также, что в композиционном построении своих рассказов Г. Гасенко слишком уж часто прибегает к снам. Действие, как правило, начинается с того, что Вовка просыпается. Часто укладывает автор спать и деда Матвея, и других героев. Будь это в одном рассказе, не велика беда. Но повторяя одни и те же приемы почти во всех рассказах, автор обедняет книжку.
  Наконец, еще одно замечание. Режет слух пренебрежительное отношение автора к своим героям – именует он их не иначе как «Колька», «Санька», «Галка», «Витька», «Ванька»… Думается, что они (даже при скидке на возраст) все-таки заслуживают большего уважения. Тем более у ребят, если верить, автору, очень похвальны, заслуживают подражания.
   Ростиздат заботливо, со вкусом оформил первую книжку начинающего автора – яркая и броская обложка, оригинальные рисунки и заставки В. Силкина в тексте, удобный шрифт. Не всегда еще, к сожалению, у нас так тщательно и культурно издают книги. А это хороший подарок юному читателю.
  …Когда закрываешь последнюю страницу сборника, на память приходят размышления деда Матвея: жизнь –что течение весной на реке; подхватывает, сначала потихоньку несет, а там, глядишь, уже прет во всю. Герой книги Вовка еще только начинает жить, но уже не любит тихой заводи. Воспитанию таких же неугомонных, беспокойных характеров послужит и скромная книжка Григория Гасенко – рабочего писателя.


Коркищенко, А. «В путь-дорогу дальнюю» /А. Коркищенкол //Молот. — 1968. — 9 окт.

   «В путь-дорогу дальнюю». Так называется повесть Григория Гасенко, выпущенная Ростовским книжным издательством. Юные читатели уже понесли её из книжных магазинов. Книга сделана со вкусом, врасиво. В этом заслуга и художника В. Гвоздякова.
  В повести Гасенко Г. удачно, на мой взгляд, сочетаются темы гражданского, трудового и эстетического воспитания детей. Что и говорить, такие произведения создавать нелегко, особенно молодым авторам.
   Еще труднее создавать книги увлекательные, читаемые все возрастающим интересом, без остро завязанного сюжета. Это удалось Григорию Гасенко.
   В его повести нет запутанных сюжетных ходов и резких драматических поворотов, применяемых некоторыми авторами для подогревания интереса у юного читателя; нет искусственности ни в композиционном построении, ни в развитии сюжета, все эпизоды, ситуации находятся в естественном сцеплении, как бывает в жизни, и это только усиливает достоверность того, о чем рассказывает автор; сюжет прост и развивается с заметным напряжением. Такая естественность не дается авторам детских книжек просто.
   Что происходит в повести «В путь-дорогу дальнюю»? Ребята встречаются на рыбалке с дедом Кешей – Викентием Софроновичем. С его помощью попадают на судоверфь. Помогают ему строить катер для охранников рыбного заповедника. Получают в подарок списанную шлюпку, отремонтированную дедом, и отправляются в путешествие по гирлу Дона, по многочисленным ерикам. Сталкиваются с браконьерами. И все. Но сколько за этим необыкновенного! За этим — раскрытие интересных характеров мальчишек, за этим – чудесная мальчишеская страна, полная неожиданных открытий.
  Григорий Гасенко нашел нужную, верную тональность повествования; язык героев эмоционально окрашен, в меру напитан юмором; автор говорит с детьми с большим уважением к ним, без скучной назидательности и навязчивости, видя в них равноправных собеседников. Весь мир в книге как бы преломлен  через призму детского восприятия «фантазеров» Сашки-Кнопика, Мишки, Витьки, Женьки, и это придает произведению особое очарование.
   Одним из основных героев повести является старый корабельный мастер Викентий Софронович. Это кадровый рабочий, высокогуманный человек, обладающий качествами большого педагога. Он выписан мягкими тонами, в доброй и светлой манере.
  В повести «В путь – дорогу дальнюю» есть еще один главный герой – донская природа. О ней можно говорить много. Автор хорошо знает ее, любит и умеет интересно рассказывать о ней.
  Удается Г. Гасенко  и то, что является особенно трудным в литературе, — описание трудового процесса. К примеру, взять эпизоды, в которых рассказывается о строительстве катера. В них все живо, увлекательно.
   «В путь – дорогу дальнюю» — вторая книга  азовского инженера Григория Гасенко. Написана она с возросшим литературным мастерством, и можно сказать, что это удача автора.


Новиков, В. Чувства добрые / В. Новиков // Комсомолец. — 1971. — 20 апр.

  «Любовь к большой Родине начинается с малого – с любви к родному краю, к его природе, — пишет Григорий Гасенко в коротеньком предисловии к своей книжке « Вновь я посетил…». Это своеобразная формула всего написанного, в которой раскрывается авторское кредо, ключ к тому большому и важному, что волнует писателя и чем он делится с читателем.
  Повествование ведет нас по степям, заливам и ерикам донского края. И в каждом путешествии, чаще на привале, встречает автор интересных людей, беседует с ними, присматривается, думает. Разные это люди. Здесь и «старый рыбак рыболовецкой артели Корней Прокофьевич», и молодой инженер Борис, и восьмилетний Вовка, и токарь Славик – все непридуманные, из жизни пришедшие, объединенные одним стремлением: найти в природе источник отдохновения, наслаждения. Но даже не это главное в них. Желание не только брать от природы, но и  отдавать ей должное, беречь ее  и с любовью относиться к ее богатствам – вот определяющая линия их характеров, поступков, которая  представляет, по мнению автора, самое ценное в человеке, любящем Родину.
  Без всякой выспренней патетики, порой с глубоким лиризмом, рисует писатель картины родного края, с болью и негодованием описывает бессмысленное, жестокое истребление птицы, рыбы, леса – того, что мы называем национальным богатством.

… «Славка щупает босой ногой острый пенек, спрашивает:
— Что это, дерево срублено, что ли?
— Как видишь, срублено. Тополек был.
— Да что вы! – удивляется парень, — Как же у человека рука поднялась срубить?
— А вот уж поднялась, — говорю я …»

   Разговор происходит на безлесном  островке (рассказ «Балет на воде»), и может быть, впервые юный охотник ощущает боль от бессмысленного уничтожения. Этот Славка – фигура почти центральная в сборнике. На нем сходятся все чаяния писателя – и желание увидеть нашу молодежь не чуждой природе, и уверенность большой пользе минут, проведенных когда-нибудь в заводи, и возможность еще и еще рассказать о заботливом отношении к фауне и флоре.
  «На отмели, под большой темно-зеленой кулигой чакана, стоят рядышком, плечом к плечу, белые цапли. Их штук двенадцать. На зеленом фоне они кажутся празднично белыми, стройными, словно девушки-хористки в белых платьях на сцене…» И пораженный Славка видит редкое зрелище – танец цапель, «балет на воде». И автор, чувствуя его настроение, передает нам взволнованность и радость переживания.
   «С его смугловатого лица не сходит тихая задумчивая улыбка. Мне кажется, что он и уснет сегодня с этой улыбкой, и у станка завтра будет стоять с ней же. И если ему захочется рассказать кому-то об увиденном, то расскажет не первому подвернувшемуся под руку, а самому близкому, как самое сокровенное. Такое не всякому можно поведать, да и не  всякий тебя поймет…»
  Каждому человеку дороги воспоминания детства, оно «самое яркое, самое дорогое» и для Григория Гасенко. Побывал он в родных краях и заметил не только изменение социального облика села, но и упущения, заметные заинтересованному знающему взгляду: гибнут речки, исчезает рыба, дичь. Вот беседа со знакомым старожилом: «А насчет речек, верно говоришь: гибнут. Речки, брат, проворонили, — размышляет собеседник дядя Тимош («Вновь я посетил…»)
  — Почему, к примеру, наш  нижнедонской край спокон веку славился рыбой?.. Речек вокруг залива было – считать, не пересчитать. Да к Дону лепились разные притоки. Каждая речка на десятки верст тянулась. Вот и прикинь… Ну, это у нас на Дону. А ежели прикинуть в масштабе? Сколько их, речек-то, по Руси гибнет без догляду?.. Вроде ж мы и хозяева добрые, такие, брат, дела большие вершим – гидростанции мощные, целые моря строим, каналы сооружаем, а вот самое дорогое для человека – запустили…»
  О дорогом, о кровном говорят герои книги, люди простых профессий, душой болеющие за дела земли. Любят они ее, беспокоятся. Автор солидарен с ними и пишет как бы беседуя приглашая и нас к разговору. Есть в сборнике и рассказы  чисто лирического плана («Обида», «Отчаянный») рассказывающие о подрастающих любителях и ценителях природы.
   Книга написана простым сочным языком,  в ней виден плод многолетних наблюдений и природы, и людей нашего края, с которыми Г. Гасенко связывают большие, прочные чувства. Такие же добрые чувства пробуждает и его книга.
В. Новиков, студент РГУ


Маликова, Н. О красоте родной природы / Н. Маликова // Вечерний Ростов. — 1976. — 13 мая.

   На протяжении всей своей жизни человек стремится глубже познать мир, окружающую его среду.
  Новая книга Григория Гасенко «Соловьиные зорьки» — это мудрые рассказы о красоте природы, о ее маленьких и больших тайнах. Обращаясь к юному читателю, автор затрагивает актуальную проблему времени – взаимоотношения человека и природы.
  Почему человек любит природу? Какое место занимает она е его жизни? Как влияет она на его мировоззрение, настроение, чувства?
   Построенные на «увиденном и перечувствованном» рассказы Г. Гасенко о птицах не только отвечают на эти вопросы, но и  побуждают читателя задуматься над проблемами охраны природы. Герой рассказа «Два кочета», старый птицелюб, терпеливо и настойчиво убеждает Ромку, безжалостно уничтожающего воробьев, что воробьи, как и все птицы, — «честные труженики»:
  «Ну-ка, прикинь, сколько они перетаскивают за все лето всяких вредителей, если одному выводку требуется до пятидесяти тысяч этих мотыльков, жучков, бабочек… Только ты не верь ничьим словам, сам приглядись».
   И Ромка «приглядевшись» к воробьям, убедившись в своей неправоте, становится первым помощником старого птицелюба.
   Живым, образным языком автор воссоздает многообразие и пестроту птичьего мира на Дону, а жизнь, повадки и неоценимую пользу птиц иллюстрирует любопытными эпизодами из наблюдений Терентьича и Феди, Василия Прокофьевича и Павлуши, Степы Квитко и других героев книги.
  Постигая многие годы «птичью науку», пристально присматриваясь к каждому полету птицы, к каждому переливу птичьего голоса, Григорий Гасенко бережно несет свои познания читателю.
  Сборник рассказов о птицах «Соловьиные зорьки» юные читатели прочтут с большим интересом. А для   многих из них он станет путеводителем по птичьему миру донского края.
Н. Маликова, студентка университета.


Черепченко, Л. Рядом — настоящие люди / Л. Черепченко // Вечерний Ростов. — 1978. — 19 июля.

   «Хочу работать так, чтоб знали потом будущие, что на земле жил Павка Тюринов. Не зря жил, спасибо, мол ему!.. Ну зачем мы живем? Мы ж для того и родились, чтобы сделать на земле что-то новое, хорошее для будущих людей, украсить землю, чтоб на нас потом не обижались».
   Вот с такими мыслями, с такими стремлениями и надеждами пришел на судоверфь главный герой повести Г. Гасенко «Живи у нас». Да и мог ли думать иначе парень, выросший в семье, где «все любят работу ядреную, чтоб уж работать, так работать».
   И Павка любит  работу «покрепче, по своей силе». Да вот беда, волей случая попал он в модельщики – «палочки строгать» как говорит бригадир станочного участка седоусый Авдеев. И это еще полбеды, попади он к другому наставнику, по-умному требовательному, по-отцовски чуткому. Но мастер Ожогин – совсем не такой человек. Мрачный, эгоистичный, прижимистый. Копит он мастерство, опыт только для себя. Радушие, приветливость у него напоказ, на случай, для собственной выгоды. В обычное время, бывало, не поговорит с простым человеком, зато перед отчетно-выборным собранием сразу менялся: «и разговорчивым становился, и улыбчивым, и даже руку подаст при встрече…»
   Не удивительно, что с таким «характером» Ожогин не сумел сработаться с Павлом, парнем напористым, бесхитростным, до конца искренним и в проявлении добрых чувств, и в гневе. Мастер игнорирует Павла, ни совета его, ни поддержки не чувствует молодой рабочий, варится, что называется в собственном соку.
   А ему так хочется доказать, что не зря он носит фамилию Тюриновых. Он горячится, торопится, а получаются из этого одни курьезы – то «пропустил бруски через фуговочный станок, чтоб не шоркаться рубанком», да «лишку хватил миллиметра полтора», то принялся дубовые планки всухую гнуть (не заметил пометку в чертеже, что планки парить надо). А Ожогину только этого и надо. Он все время ищет повод, чтоб убрать Павку с завода, отомстить за смелую критику в адрес мастера на  комсомольском собрании.
   Да и сам Павел уже подумывал, не уйти ли на другое предприятие. Но как уйти, когда «и дед, и отец отгрохали тут всю жизнь. Да и красиво тут. Особенно летом…»
  Немало  осложнений и неприятных случаев, иногда трагичных,  возникает на трудовом пути самого из рабочей династии Тюриновых. И трудно сказать, как сложилась бы его дальнейшая судьба, если бы рядом не оказались настоящие люди, понимающие, отзывчивые – начальник цеха Лабазников, бригадир судоплотников Базков, контрольный мастер Оля Шубейко, да и сам дед Лавруша, родоначальник династии.
   Повесть Г. Гасенко «Живи у нас» ставит очень важную проблему – положение новичка в коллективе, становление молодого рабочего. На  примере Павла Тюринова автор стремится показать, как важно, чтобы пришедший на  предприятие выпускник школы встретил там настоящую товарищескую поддержку, участливость, чтобы он почувствовал себя на заводе, как в большой, но родной семье. Павлу в конце концов, посчастливилось это почувствовать, и уже не остается сомнения, что судоверфь для Павла так же, как и для его предков – навсегда.
   В повести есть свои достоинства и недостатки. Не все образы  выписаны одинаково живо и разносторонне. Но в  целом книга получилась интересной, и прочтут ее, особенно молодые, те, кто выбирает путь в жизнь с несомненной пользой для себя.


Гриценко, А. Родники творческой криницы / А. Грищенко // Комсомолец. — 1980. — 1 февр.

   Донской прозаик, член Союза писателей СССР Григорий Степанович Гасенко родился 1 февраля 1910 года в Азове, там прошли его детские годы, там нашел он свое рабочее и литературное призвание. В этом же городе на одной из тихих улочек живет он и по сей день; худощавый, по-юношески стройный, весь белый от седины этот застенчивый и всегда приветливо улыбающийся человек.
  Трудовая биография голубоглазого подростка Гриши Гасенко началась вскоре после окончания гражданской войны и исчисляется для Григория Степановича, пожалуй, не меньше как 60-летним стажем. В те далекие для нас двадцатые годы работать начинали рано, совершеннолетие приходило быстро, и Григорию Степановичу довелось быть в юношестве и землекопом, и грузчиком, и кочегаром, и строителем.
   На все новое в новой жизни государства, общества откликается пытливое сердце, впечатлительная натура. Юноша пробует писать стихи, первые рассказы, увлекается рисованием и всерьез мечтает стать профессиональным художником-живописцем. Но ему вместе со всем своим поколением суждено было пройти через горнило больших и страшных испытаний, прежде чем твердо и навсегда определился выбор. Началась Великая Отечественная, надолго отодвинувшая личные жизненные планы.
   Г.С. Гасенко уходит на фронт. Защищает Сталинград, участвует в освобождении Придонья, Крыма, Украины. Он наводит переправы через реки, разминирует минные поля, и нынешняя его седина оттуда, с фронтовых полей.
    К первой своей книге шел Григорий Степанович Гасенко долго и трудно. Публиковал очерки и рассказы в ростовских газетах и коллективных сборниках, журналах «Дон», «Юный натуралист», «Охотничье просторы», но особенную радость испытал в тот день 1959 года, когда вышла небольшая книга его рассказов «Дед Матвей и Вовка». Уже тогда определилась тематическая направленность большинства его будущих произведений:  для детей и юношества.
   С каждой новой публикацией крепнет писательский голос Григория Гасенко, возрастает мастерство, и в литературном кругу Ростова начинают говорить в те годы о рождении нового, своеобразного лирического прозаика, полушутя называя его «азовским Паустовским». И в этом утверждении была большая доля истины.
   Пожалуй, не каждому пишущему дано умение так  воедино слиться с природой и рассказать о ней как бы ее собственным голосом.
   Есть у Григория Степановича свой, если так можно выразиться, писательский континент, небольшая, но своя, четко ограниченная географическая территория – это Приазовье. Все герои его книг живут на этой земле, все события, описываемые им, разворачиваются здесь. И в  этой однолюбчивости, привязанности к месту, в этой не распылённости – цельность писательской натуры, как и цельность характера многих его героев.
   В повести «Живи у нас» герой ее Павел Тюринов, по прозвищу Высоковольтный, приходит работать на судоверфь, где трудились до него его дед и отец и где он сам находит со временем свое место в жизни, крепкую любовь и веру в завтрашний день. Автор  умело прослеживает становление человеческой личности, формирование характера человека рабочей закваски.
  В его повести «В путь-дорогу дальнюю», книге рассказов «Вновь я посетил», сборнике новелл «Соловьиные зорьки» отстаиваются высоконравственные идеалы, чистота человеческих отношений, любовь и бережное отношение к «братьям нашим меньшим», к окружающей нас живой природе.
    А к людям, изображенным в рассказах Гасенко, проникаешься невольной симпатией. Они словно взяты из жизни такими, как есть, ничем не приукрашенные, живые. Вот первое знакомство со стариком  из рассказа «Золотое дно»:
    «Я направился к огню. Перед костром стоял на коленях худощавый старик. На его коричневом лице белели, как первый снег на черноземе, густые клочковатые брови и вислые, скрученные в жгутики усы. От ватной телогрейки, подвязанной кушаком, шел легкий парок. Подсыхало. Старик грел над костром закоченевшие руки и, щуря выпуклые влажные глаза, всматривался в едва приметные багровые отсветы вечерней зари. Ноздри его подрагивали, чуть расширялись. Казалось, он внюхивался в едва уловимые запахи моря».
  Свой 70-летний юбилей Григорий Степанович Гасенко встречает в расцвете своего писательского дарования. В Ростовском книжном издательстве выходит книга его новых повестей, написанных в последние годы. Писатель весь в пути, в окружении новых планов и задумок. 

Гасенко Григорий: дайджест

На чтение 5 мин. Просмотров 2.4k. Опубликовано 16.06.2015

Болгарская сказка

Когда-то лиса и ёж были большими друзьями. Ни днём, ни ночью они не разлучались.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Захотелось как-то лисе винограду. Стала звать она с собой ежа. Да забоялся ёж хозяина. А лиса его ну уговаривать.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

-«Пока я с тобой, — говорит лиса, — нечего тебе хозяина бояться. Ведь я триста хитростей знаю, как от беды уйти. А ты сколько? — «Я-то? Да всего три, но зато верных, — отвечает ей ёж.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Пошли они. Ёж осторожно пробирался, так как знал всего три хитрости и боялся в капкан попасть. Дошёл он до первой лозы и начал её ощипывать.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

А лисица, знавшая триста хитростей, не разбирая дороги, перебегала от одной лозы к другой: все выбирала самый зрелый виноград. И вдруг — щёлк! Попала в капкан.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

— Ой, ой, братец ёж, спаси меня! — заплакала лиса. Попробовал ёж освободить её, да не смог.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

А тем временем показался невдалеке хозяин виноградника. Стала лиса просить ежа открыть ей одну из его хитростей — говорит, свои со страху все позабыла.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Научил её ёж: „Когда хозяин подойдёт, ты притворись кроткой и ручной. Будь ласкова с ним, пока капкан не откроет. А потом — сама знаешь — беги что есть духу!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

А хозяин всё ближе и ближе. Увидел он, что в капкан лиса попала, и очень обрадовался. Решил, что хороший воротник из неё для его старухи получится.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Но лиса стала около него увиваться, жалобно выть и руку ему лизать.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Хозяин поверил лисе и открыл капкан. А ей только того и надо было — пустилась бежать что было духу.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Взобралась на вершину холма и принялась дразнить хозяина. — „Ну, погоди! — крикнул ей хозяин. — Попадись мне ещё раз!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

И представьте себе, черев несколько дней опять лиса зовёт ежа в виноградник. — „Или ты уже забыла острые ногти капкана? — удивился ёж. — „Чего мне бояться? У меня ведь остались все мои триста хитростей.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

И всё случилось, как и в первый раз. Снова попала лиса в капкан и стала просить ежа открыть ей ещё одну его хитрость.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Сжалился ёж над лисой и посоветовал ей: „Когда хозяин покажется, ты притворись мёртвой. Он отнесёт тебя на край виноградника, чтобы вечером домой забрать. Только он отойдёт от тебя, ты и беги!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Так и вышло. Как только завидела лиса, что хозяин идёт, тут же лапы вытянула, глаза закрыла, лежит — не дышит.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Поверил хозяин, что лиса мёртвая, и отнёс её на край виноградника. А сам пошёл дальше осматривать свой виноградник.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Лиса, не долго думая, вскочила — и бежать. Взобралась она на холм и принялась дразнить хозяина. Снова ни с чем ушёл хозяин.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

— „А где же воротник? — встретила его жена. — „По лесу бегает, — отвечает ей старик. — Опять перехитрила меня лиса.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Рассказал ей всё старик, и посоветовала жена ему в другой раз не оставлять лису на краю виноградника, а сразу же домой нести.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

— Погуляю я тогда в лисьем воротнике — размечталась старуха.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Много ли, мало ли времени прошло, а лиса с ежом опять в виноградник пошли. И опять попала лиса в капкан. Пришлось ежу открыть ей свою последнюю хитрость.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Притворилась лиса мёртвой, но хозяин на этот раз не поверил ей. Перебросил он её через плечо и отправился в село.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Вернулся хозяин домой, положил лису на крыльцо, а сам пошёл нож поточить да заодно и жену позвать: „Выходи, баба, посмотри, какой воротник я тебе принёс!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

А лисе только того и надо было. Бросилась она бежать через сад — и прямо в лес. Только её и видели!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Вышла хозяйка на крыльцо — а таи пусто. Закричала она на мужа: „Зачем ты меня обманываешь? Нет здесь никакого воротника!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

— Что ты вздор говоришь! — не поверил хозяин. Когда же он понял, что лиса его и в третий раз провела, то сильнее прежнего рассердился и решил её проучить.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Пошёл он тут же в виноградник и вырыл глубокий ров. „Если лиса ещё раз придёт за виноградом, пусть — ка попробует перепрыгнуть! — подумал он.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Но лиса стала осторожнее и осмотрительнее. Когда собрались они снова с ежом в виноградник, пустила она ежа вперёд, а сама следом за ним пошла.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Дошли они до виноградника. Тут лиса увидела глубокий ров и сказала ежу: „Айда, братец ёж, перескочи — ка ты первый!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Послушался ёж лису, разбежался, чтобы через poв перепрыгнуть, да ноги коротки оказались. Не допрыгнул он и свалился прямо в ров.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

В это время на дороге показался хозяин виноградника. Заметался бедный ёж, пытается из рва выбраться. Но ничего у него не получается.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Стал тогда ёж лису просить открыть ему одну из её трёхсот хитростей. А лиса над ним потешается: „Глуп же ты был, что все хитрости свои мне открыл!

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Понял ёж, что лиса не хочет ему помочь, и говорит: „Вижу я, что конец мой близок. Подойди но мне, лисица-сестрица, чтобы я мог поцеловать тебя на прощанье.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Лиса наклонилась к ежу, а он — хоп! — и вцепился лисе прямо в ухо. Да так крепко держит, не отпускает. А хозяин всё ближе подходит.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Пустилась лиса бежать, а ёж на спине у нее сидит, за ухо крепко держится.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

Добрались они до леса, ёж и говорит лисе: „Друзья познаются в беде, кума-лиса. Отныне и навеки ты мне больше не друг, и дружбу с такими, как ты, водить я не буду.

Друзья познаются в беде. Болгарская сказка

С тех пор, как встретятся в лесу ёж и лиса, так в разные стороны всегда разбегаются.

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

У рыжего котенка Чубайса было сразу четыре хозяина. Самого большого и главного из них звали Папа – и он был самый большой и сильный. Правда, Папа не так уж часто появляся дома, но, когда все-таки приходил, сразу занимал очень много места и часто ел. Зато ему обычно доставались самые вкусные куски, и, если уличить момент, запрыгнуть на колени к Папе и заурчать – можно получить отличное угощение.
Самую любимую, но и самую строгую хозяйку звали Мама. Она почти всегда находилась дома. Мама – царица кухни. Именно она обычно готовила еду и кормила котенка. Мама часто ругала Чубайса, если он шалил, но она была такой теплой и мягкой, когда отдыхала на диване! Так приятно забраться под плед, прижаться к теплому маминому животу и просто заснуть, урча от удовольствия и подставляя ушки, чтобы за ними почесали.

Младший хозяин Димка тоже часто куда-то уходил, и от мог врезать, если неожиданно броситься из-за угла прямо ему под ноги. Но котенок все равно любил его, потому что Димка часто играл с ним в веревочку, к которой был привязан мячик, приносил ему свежую рыбу после рыбалки…
Это именно Димка когда-то очень давно, несколько месяцев назад, заметил маленький, мокрый, скулящий комочек и принес его домой, где котенка помыли, отогрели, напоили теплым молоком и оставили жить навсегда. Чубайс очень хорошо это запомнил…

А самую маленькую хозяюшку котенка звали Танюшкой, и ей было только три года. Котенок любил ее, потому что она так же любила играть, как и он, но и побаивался. Ведь однажды Танюшка попыталась накорить его кашей из песка, а в другой раз попробовала забинтовать и лечить от придуманной болезни. Поэтому котенок всегда настороженно прижимал ушки, когда девочка брала его на руки.

Ежик Данилка и его сестра Дашка все это накрепко запомнили, когда стали часто наведываться в гости к котенку. Обычно ежатам удавалось остаться незамеченными, ведь котенок знал, когда хозяева заняты своими делами, или их нет дома. А если кто-то из людей появляся на участке в неурочный час: ежата быстро прятались в кустах малины и смородины, под огромными листьями тыквы — и замирали.Люди проходили мимо, не обращая на них никакого внимания, ведь люди всегда куда-то спешат, бегут, суетятся, — и им некогда оглядеться вокруг себя.

*** *** ***

Стоял теплый августовский вечер, и Данилка уже попрощался со своим другом и собирался домой, в родной лес.
-Димка! – раздался вдруг громкий детский крик с крыльца, — Димка, тебя мама зовет – она тебя ищет, и она волнуется!
— Она всегда меня ищет, и всегда волнуется, — насмешливо отозвался голос от калитки.
— Вот тебе корзина, пока не соберешь ягоды – никуда не пойдешь, — Мама была настроена очень решительно., — Мне надо варить варенье на зиму!
Данилка привычно замер, но ежик никак не ожидал, что ветви над ним внезапно раздвинутся – и совсем рядом прозвучит, будто гром:
— Вот тебе и раз! Да это же ежонок!
Ежик быстро свернулся в клубок и приготовился ждать, когда прозвучит возглас боли – ведь человек непременно должен уколоться о колючки. Но вместо этого маленького ежонка обхватило что-то очень мягкое, а затем он резко взмыл в воздух и лишь слегка покачивался в такт огромным, как у сказочного великана, шагам.
— Мама, мама, Танюша! – раздавалось прямо над ухом, — Смотрите – я нашел ежика!
— И в самом деле – ежик! Совсем еще малыш! – мама удивленно покачала головой, — И что нам с ним делать!
— Пусть он останется у нас навсегда! – подпрыгивала Танюшка, — Он же не может быть один, без мамы и папы! А у нас ему будет хорошо!
— Ладно, пока пусть переночует, — заметил взрослый голос, — А там видно будет!

Ежика принесли в дом и положили в картонную коробку с высокими стенками, на чистую, теплую и очень мягкую подстилку. Рядом поставили мисочку с теплым молоком и тарелку с сырым мясом, творогом и остатками холодной геркулесовой каши. Но ежик все крепче и крепче сворачивался в клубок.
— Мама, а почему он не радуется? – настойчиво спрашивал детский голосок? – Разве ему у нас плохо?
— Оставь его, дочка, он еще маленький и испугался, — урезонивала девочку мама.В конце концов, люди вышли из комнаты – и Данилка остался один.

*** *** ***

Страх прошел, но тут на ежика навалилась такая тяжкая, невыносимая, серая тоска, что он почти не шевелился, не обращая внимания даже на еду. Потолок будто давил на голову, в углах, казалось, затаились зловешие тени… Никогда еще ежик не бывал в таком убежище или домике, откуда он не мог бы выбраться по своей воле, и никогда его не окружало так много предметов…
Как во сне, Данилка слушал обычные вечерние звуки человеческого жилья: скрип ворота колодца, позвякивание ведер на огороде, свист чайника на кухне, но сейчас они не вызвали у ежонка никакого любопытства. Он вспоминал родные лесные опушки, полные теплой травы, листвы и света. Мама, сестренка, друзья и соседи стояли перед глазами, словно живые, и Данилка сразу не понял, что это наяву, когда кто-то робко тронул его мягкой лапой. Ежик поднял глаза – рядом сидел рыжий котенок.

— Вот тебе и раз, — словно удивляясь вслух, вздохнул котенок, — Вот ты и попался!
— Помоги мне выбраться отсюда, — шепотом заметил ежик, — Я хочу домой.
— Я бы с радостью помог, но не знаю, как это сделать, — покачал головой котенок, — Вход в дом только один, и хозяева сейчас на террасе. А забраться на окошко и выпрыгнуть в форточку ты, наверное, не сможешь?
— Не смогу, — согласился ежик, — У меня слишком короткие лапы, и когти не острые… А если выйти ночью, когда все заснут?
— Не выйдет ничего, — возразил котенок, — Хозяева на ночь всегда дверь на щеколду закрывают. А отрывать ее я так и не научился.
Повисло тяжелое молчание…
— Тогда выход только один, — твердо сказал ежик, — Надо сообщить обо всем большим… нашим лесным соседям. Ты ведь помнишь дорогу в лес? Справишься?
Котенок промолчал. Его единственный визит в лес не оставил о себе никаких приятных воспоминаний, и пережить подобное приключение еще раз ему совершенно не хотелось. Но не бросишь же друга в беде!
— А как мне найти там тех, кто поможет? – робко спросил он.
— Позови Старую Ворону, или Сороку, или Тетушку Белку, — объяснил ежонок, — Да тебе и искать их не придется. Они сами тебя окликнут.
— А никто меня там не съест, в страшном лесу? – зябко поежился котенок.
— А ты не зевай по сторонам – прячься. Да и не так же у нас и много хищных зверей, — успокаивал друга ежонок. – И это же всего один раз.

И котенок решился. Он незаметно выскользнул из дома, выбрался через лаз на заднем дворе и побежал, спеша со всех лапок, по тропинке, что уходила из поселка в самый настоящий Дремучий Лес…

   ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

   Сказка

   Домик лесника в заповеднике со всех сторон окружал лес.

   Весь день лесник перемещался по лесу, охраняя его от браконьеров. Он следил за тем, чтобы никто не вредил животным и растениям заповедника.

   Раненых или больных зверят и птиц лесник приносил домой, чтобы вылечить, а потом отпускал на волю. Ухаживать за ними ему охотно помогал сын — шестилетний мальчик, у которого было очень доброе сердце.

   В один из холодных весенних дней лесник увидел под деревом дрожащего от страха и холода маленького медвежонка.

   Медвежонок был ещё совсем беспомощным и явно потерял свою мамашу-медведицу.

   Оставить его здесь лесник не мог: Такой маленький не выживет в одиночку!

   Чтобы отогреть медвежонка, лесник положил его за пазуху и принёс домой к своему сыну.

   Мальчик обрадовался медвежонку, напоил его молочком с мёдом, уложил в уголке и тёпленько укрыл.

   Несколько недель мальчик был медвежонку и за его маму, и за товарища. Они очень привязались друг к другу.

   За необычное рыжеватое пятно на лбу мальчик назвал медвежонка РЫЖИКОМ.

   Как-то раз, когда мальчик возвращался из леса, за ним следом до самого дома шла медведица. Наверное, она почуяла запах своего медвежонка, исходящий от одежды мальчика.

   Целый день медведица бродила вокруг дома лесника.

   Узнав об этом, лесник сказал сыну:

   — Когда медведица придёт снова к дому — выпусти к ней медвежонка. Иначе — добром это не кончится!

   Так сын и поступил.

   Медведица бросилась к испуганному медвежонку, радостно облизала своего сыночка. А потом осторожно прихватила его зубами и скрылась за деревьями.

   С той поры прошёл год. Мальчик всё реже вспоминал Рыжика.

   Но однажды весенним утром мальчик услышал совсем близко около дома тревожный медвежий голос.

   Выглянув в окно, он увидел годовалого медведя со знакомым рыжим пятном на лбу и обрадовался: «Да это же Рыжик!».

   «Но почему он так беспокойно мечется у забора??. Наверное, ему нужна моя помощь!!.» — забеспокоился мальчик, выбежал из дома и бросился к Рыжику.

   Но Рыжик почему-то отпрянул от него, отбежал недалеко в сторону леса, остановился и через плечо посмотрел на мальчика.

   Как только мальчик опять приблизился, Рыжик отбежал и снова оглянулся.

   Теперь у мальчика не осталось сомнений: РЫЖИК ЗВАЛ ЕГО ЗА СОБОЙ!! И он побежал за Рыжиком, как только мог быстро.

   Где-то невдалеке послышался рёв большого медведя.

   Мальчик было остановился, но Рыжик снова поманил его вперёд.

   Вскоре выбежали они на небольшую полянку. Там взрослая медведица отчего-то беспокойно переступала с лапы на лапу.

   Испуганный мальчик замер. Но Рыжик подбежал к нему и стал подталкивать своей мордой к медведице.

   А та, понимая, что мальчик её боится, отошла немного в сторону.

   Только теперь увидел мальчик, что медведица стояла около ямы, в которой кто-то слабо скулил.

   Такие ямы-ловушки роют тайком браконьеры, чтобы поймать неопытных зверят. Яму прикрывают тонкими веточками и присыпают сверху землёй, листьями, чтобы её не было заметно. Взрослого осторожного зверя обмануть трудно, а вот любопытная малышня туда частенько проваливается.

   Заглянув в глубокую — больше его роста! — яму, мальчик увидел на дне ма-а-ленького — такого же, как Рыжик прошлой весной — плачущего медвежонка.

Ознакомительная версия. Доступно 5 страниц из 22

?

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ

(Романы для девочек — 23)

Сестры Воробей

Аннотация

Света Красовская учится в элитном лицее, и ей постоянно приходится выдерживать подковырки своих богатых одноклассниц. Только с одной из них — Снежаной Ровенской — Света смогла подружиться. Но так ли уж бескорыстна эта дружба? Можно ли назвать Снежану настоящей подругой? А тут еще у Светы случилось несчастье — пропала реликвия работы самого Фаберже. А родители, как назло, в отъезде… Что делать в такой ситуации? На помощь приходят друзья из прежней школы — Туся и Лиза, а с ними Толик, Кирилл и Марк.

1

Света выключила телевизор, едва зазвучала знакомая музыка из молодежного сериала и побежали заключительные титры. Туся Крылова сегодня не появилась на экране, да и сама серия оказалась так себе – на четверочку с двумя минусами. Что поделаешь, иногда и у сценаристов бывают проколы, которые не под силу вытянуть даже такому талантливому режиссеру, как Константин Сергеевич Коробов.

Стрелки часов, неумолимо приближающиеся к вечеру, были для Светы немым укором. «Отступать дальше некуда», – решила она, собралась с духом и засела за домашнее сочинение. Тема была интересная, но совсем непростая. Это вначале лицеистки 9 «Г» не разобрались что к чему. Стоило новой преподавательнице словесности мелом вывести на доске: «Мой настоящий друг», как все скептически захмыкали, а Людочка Зверева заявила:

– Что за сопли в бланманже!

За «язык» ей тут же влетело от Миры Григорьевны. Зверева, правда, попыталась настоять, что это не жаргон, а сленг, как в банковской российской рекламе, но у нее этот номер не прошел. Ей даже замечание в дневник накатали за попытку сорвать урок.

Света сидела за письменным столом, в окружении книг, и размышляла: так кто же ее настоящий друг? О ком ей писать, да еще не менее четырех страниц, когда у нее с друзьями не густо? И ничего удивительного в этом нет. Она ведь дочь кадрового военного, чьи семьи живут на чемоданах. Да за свои шестнадцать лет, если вдуматься, Света сменила больше школ, чем папины подопечные казарм! Вот и получалось, что подружки у Светы были повсюду, в каждом классе, но времени, чтобы завязать с ними близкие отношения, у нее не хватало. Больше обстоятельства мешали, но иногда и характер подводил. Хочешь не хочешь, а приходится признать: избаловали ее с детства родительской любовью, возмещая житейские неудобства. Вероятно, поэтому Света не смогла ужиться в нормальной московской школе, с нормальными ребятами, такими, как Туся Крылова – юная звезда телеэкрана, Лиза Кукушкина, сестры АББА или влюбленный в нее двоечник Борька Шустов. Все ей казалось, что она, генеральская дочка, красавица и умница, достойна лучшего – лучшей подруги, лучшего парня, лучшей школы. А между прочим, еще Оскар Уайльд, великий знаток человеческой души, сказал: «В этом мире есть только две трагедии: одна из них не получить то, о чем мечтаешь, другая – получить это».

Ну перевели ее родители в один из лучших женских лицеев Москвы благодаря старому маминому знакомству. Ну устроили на льготных условиях среди доченек российских толстосумов, желая дать прекрасное образование. А толку! Света для большинства из них до сих пор белая ворона. Она, видите ли, стоит не на той ступеньке крутой социальной лестницы. Нет у нее прислуги в накрахмаленном фартуке, иномарки с личным шофером, особняка в три этажа с видеокамерами по периметру участка, равного территории Франции. Поначалу Света расстроилась, что не такая благополучная уродилась, стала на родителей наседать – цифровой плеер требовать, сотовый телефон, как у всех, нарядов подороже и побольше. Но в один прекрасный день опомнилась, приказала себе не впадать в грех зависти, и все сразу встало на свои места. В конце концов, во всем мире встречают по одежке, а провожают по уму.

«Вот и напряги свое серое вещество, подключи интеллект, а то не напишешь ничего путного в сочинении!» – подстегнула себя Света.

В первую очередь она, конечно, подумала о Снежане Ровенской, своей нынешней однокласснице, но тут же отклонила эту мысль. Нет, разумеется, она ее единственная подруга в настоящее время. Но можно ли ее назвать настоящим другом? Вот ведь в чем дело. Одно слово – «настоящий», а сколько вокруг него сомнений?

Нет, раз уж так поставлен вопрос, давайте сначала разберемся. Что это такое – настоящая дружба? Как отличить ее, настоящую, от копий и подделок? В одной научной книге Света наткнулась на фразу «Дружбу надо строить». Ну, допустим. А как ее строить, если Снежана то и дело твердит: «Господи, избавь меня от друзей, а от врагов я уж как-нибудь сама избавлюсь»? Еще умные люди утверждают: «Надо уметь чувствовать рядом с собой человека, уметь понимать его душу». За этой мудростью следует другая: «Чувствовать человека – это значит, прежде всего, понимать мотивы его поступков». Мотивов Снежаниных поступков понять невозможно – они балансируют на грани подсознательного мышления и условных рефлексов. Она могла обидеть ни за что ни про что, наговорить гадостей, а потом первая же полезть за тебя в драку.

Вот недавно Карина Тер-Петросян (та еще штучка!) отмечала свое пятнадцатилетие. Все одноклассницы получили приглашение на шашлыки в загородный дом, все, кроме Светы. Снежана отреагировала на это просто и ясно: «Понты и слюни!» (в общем, сленг к месту употребила) – и не поехала. Из-за Светки отказалась, ясное дело. И она была ей за это благодарна. Конечно, их отношения со Снежаной нельзя назвать безоблачными. В конце мая они чуть было не разругались окончательно.

А кому приятно слышать, что тебя выбрали в подруги только лишь потому, что увидели в тебе новую красивую игрушку, в которой интересно покопаться? Ссора была серьезная, и Света никогда не простила бы Снежану, если бы та искренне не извинилась и не предложила дружбу на равных. «Я тебя зауважала, – сказала она. – Я поняла, что ты гордая и что у тебя есть характер». И Света, помня о том, что и сама не без греха, помирилась с подругой. У той тоже ведь не все гладко. Родители на грани развода, вот она и срывается, когда совсем тошно становится. И мамочка у нее с приветом. Ну не в буквальном смысле… Елене Николаевне, холеной королеве, внешние данные дочки не нравятся. Прямо в глаза ей твердит: «В кого ты такая уродилась маленькая, пухленькая, невзрачная» Чушь! Снежана хорошенькая, просто другая. Ну не годится она в манекенщицы, как Светка, но это же не повод, что– – бы изводить собственного ребенка укорами и развивать в нем комплекс неполноценности.

И уж если на то пошло, не всем так, как Свете, повезло с внешностью. Все при ней: и фигура, и лицо. Некоторые знакомые утверждают, что она очень на Джулию Робертс смахивает – задорные светло-карие глаза, высокие скулы и большой, мягко очерченный рот. Вот только волосы у Светы не такие шикарные. Всего лишь мелированное темно-русое каре с челкой вместо роскошной кудрявой гривы актрисы. Мелирование Света этим летом отвоевала у родителей. Сначала они поворчали для порядка, а потом признались, что так Свете лучше.

А дружба? В общем, как ни крути, а дружба – понятие сложное, непредсказуемое. Иногда она может связать двух совершенно непохожих людей, и никакие научные труды не в силах этого объяснить.

Взять, к примеру, ее дружбу с Андреем Григорьевым, студентом московской консерватории. Они познакомились в мае, вскоре после того, как Света перевел ась в лицей. Андрей оказался одаренным парнем. Он сам писал музыку и исполнял ее на скрипке и фортепьяно. Приехал он из Саратова. Жил в общежитии, скромно жил, на стипендию. Ее не хватало, и Андрею приходилось подрабатывать игрой на скрипке в метро, в переходах. Это Свету нисколечко не смущало. Они часто виделись, гуляли в парках, по улицам, много разговаривали.

С Андреем было интересно общаться, он твердо шел к намеченной цели, по мелочам не разменивался. У него все было расписано: консерватория, концертная деятельность, творчество, регалии, профессура. Но главное его достоинство, что он не лез к Светке со всякими поцелуйчиками и двусмысленными: мол, пойдем в кино, но только на последний ряд.

Ознакомительная версия. Доступно 5 страниц из 22

  • Гаршин сказка о жабе и розе тема произведения
  • Гаршин сказка о жабе и розе тема и главная мысль
  • Гаршин сказка о жабе и розе сколько страниц в книге
  • Гаршин сказка о жабе и розе распечатать текст полностью без картинок
  • Гаршин сказка о жабе и розе презентация 4 класс школа россии