Добрый день. В соответствии с положениями ГК РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;
(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;
(в ред. Федеральных законов от 12.03.2014 N 35-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.
Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.
Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.
Аудиокниги на ЮТ
P3
На сайте с 06.10.2015
Offline
148
Прикольная идея, тоже интересно, что по правилам ютуба в этом случае, как трактуется? Это нарушение авторских прав или нет? Можешь ссылку на этот канал сбросить? Интересно посмотреть.
A0
На сайте с 30.01.2011
Offline
40
А какой смысл, что будете сами озвучивать? Зарабатывать на этом как? Только на просмотрах? Сколько интересно нужно времени для того, чтобы полностью озвучить книгу?
P3
На сайте с 06.10.2015
Offline
148
Anddrew01:
А какой смысл, что будете сами озвучивать? Зарабатывать на этом как? Только на просмотрах? Сколько интересно нужно времени для того, чтобы полностью озвучить книгу?
А как можно еще зарабатывать, кроме как на просмотрах?
На сайте с 27.12.2006
Offline
382
В этой нише денег нет, проверено, разве что только для души этим заниматься.
MD
На сайте с 11.10.2008
Offline
106
Почему нет? Я периодически абуки на YT перед сном слушаю (в качестве колыбельной). Крайний раз «Остров доктора Моро» Уэллса. С современными авторами возможно будут проблемы с правами, а с классикой не должно быть проблем.
R1
На сайте с 20.08.2015
Offline
25
TheVS:
В этой нише денег нет, проверено, разве что только для души этим заниматься.
как раз для души мне это и подходит…
та и сразу если о деньгах думать,то далеко не уедешь…
———- Добавлено 01.04.2016 в 07:20 ———-
на счет авторства где-то читал.. Вроде такого:
автор уже и так дал в массы свое произведение,а ты просто читал вслух и записал это.
SI
На сайте с 04.12.2014
Offline
81
На сайте с 05.09.2015
Offline
311
И охота вам изобретать велосипед? Просмотров будет мало, денег тем более.
На сайте с 27.12.2006
Offline
382
romanych10:
на счет авторства где-то читал.. Вроде такого:
автор уже и так дал в массы свое произведение,а ты просто читал вслух и записал это.
Это не так, за некоторых авторов бедете регулярно страйки получать от одного агенства.
———- Добавлено 01.04.2016 в 10:36 ———-
romanych10:
как раз для души мне это и подходит…
та и сразу если о деньгах думать,то далеко не уедешь…
О деньгах не следует думать не только сразу, но и вообще, это я вам как владелец топового канала в этой категории говорю. Если займёте первое место в этой нише, то баксов 30 в месяц можете зарабатывать.
На сайте с 05.09.2015
Offline
311
С правами все просто: если читаете сами и на языке оригинала — то все, что старое, т.е. общественное достояние — никаких проблем. Все остальное — как повезет. Есть права автора, права переводчика и права издателей аудиокниг. Все они теоретически могут прицепиться.
Но главное — на кой рекламодателям такие видео? Да, длинные, можно запихнуть много рекламы, но если нет видеоряда, то и рекламу эту никто не посмотрит, ибо интересует только аудио.
И второе — ютюб — не самая удобная платформа для аудиослушания. Слушают больше всего в дороге, и потому важен будет объем трафика и скорость соединения. Проще скачать заранее мп3 и слушать независимо от доступа в сеть.
Можно ли озвучивать истории для выкладывания в ютубе?
Подскажите пожалуйста кто в курсе?
подавал на монетизацию и на днях пришел ответ от ютуба.
Вкратце: что используется сторонний контент,призыв к лайку,использование чужего контента,Программа синтеза речи зачитывает комментарии, не имеющие смысла, или текст из стороннего контента.
Хотя видео берется не больше 10 сек монтируется с картинками в связке с видео эффектами,ролики от трех минут,озвучиваю статьи с сайта сам. монтирую в премьер про. разрешение 1920*1080 фпс 30 кодров. Заявки на авторство не было ни разу.
Вопрос: можно ли озвучивать статьи с сайта и монтировать из них смысловое видео?
В видео есть призыв к нажатию на лайк и подписке.
еще прошу в комментариях поставить лайк под видео и в описании под видео выставляю фрагмент статьи озвученного видео….
-
Вопрос заданболее трёх лет назад
-
773 просмотра
Пригласить эксперта
Делайте контент для людей, а подписки и лайки сами к Вам придут.
Делайте контент, который не стыдно дать Вашим друзьям и близким.
Потому, что мало кому нравится постоянный призыв:
- не забудь подписаться
- нажми на колокольчик
- оставь свой комментарий
- нажми на лайк
- не забудь поделится с друзьями
- перзагрузи и еще раз посмотри
- и т. д.
Да, это все работает, но бесит когда это в каждом видео, и эти призывы по продолжительности дольше, чем само видео.
-
Показать ещё
Загружается…
12 янв. 2023, в 02:20
10000 руб./за проект
11 янв. 2023, в 22:30
10000 руб./за проект
11 янв. 2023, в 21:57
1000 руб./за проект
Минуточку внимания
Раньше я работала экономистом по труду. Недавно я уволилась, чтобы заниматься озвучкой аудиокниг.
Первую книгу я озвучила в июне 2018 года, а в январе 2021 года моим голосом говорят уже 16 книг. За эти два с половиной года я заработала немного — 39 000 Р, но планирую выйти на минимальный доход 20 000 Р в месяц.
Актерского образования у меня нет, но я не боюсь публичных выступлений: пять лет занималась в театральной студии и играла в команде КВН, когда училась в институте. Знания, полученные в театральной студии, мне пригодились — считаю, что у меня поставленный, уверенный голос.
В основном я озвучиваю произведения в жанре романтической фантастики, ну и просто романтические. Большая часть из них — с пометкой 18+. Я не скажу, что сознательно выбираю книги для взрослых, — просто у меня неплохо получается, и я не теряю дар речи на пикантных сценах.
Поначалу было много трудностей и разочарований, многое не получалось. Мне никак не удавалось подружиться с программой обработки звука, избавиться от шумов при записи. Было даже дикое желание бросить все. Но я хочу, чтобы как можно больше книг заговорили моим голосом. Поэтому со всеми трудностями я справилась: научилась работать с аудиофайлами, оборудовала в квартире звукоизолирующую будку и поняла, как управлять голосом во время записи.
В статье я расскажу, как начать озвучивать книги, как оборудовать бюджетную студию в домашних условиях, и посчитаю, как быстро окупятся вложения в профессию.
Как я начала озвучивать аудиокниги
Первую книгу я начитала просто на телефон. В 2018 году я занималась на курсах кройки и шитья, и во время уроков мы слушали аудиокниги. Время от времени я имитировала чтеца и рассказывала на свой лад. Девчонки смеялись и говорили, что с моим талантом нужно тоже озвучивать книги.
Я так вдохновилась идеей, что дома решила начать читать вслух и записывать на телефон. Так совпало, что подруга-писательница как раз дала мне почитать свою книгу в жанре романтической фантастики, — ее я и стала начитывать.
В течение двух-трех недель я приходила с работы, устраивалась на диване и читала. Поначалу получалось читать вслух не больше часа, было много оговорок. Иногда шумели соседи, тогда приходилось ставить запись на паузу.
Я рассказала о своем новом увлечении всем знакомым. Однажды один из них прислал мне ссылку на сайт «Литрес», где шел набор чтецов для проекта «Чтец». Я зарегистрировалась, выполнила тестовое задание — о нем я расскажу дальше в статье — и стала участником проекта.
Мне прислали ссылку на каталог всех доступных книг для озвучки. Среди них была и книга моей подруги, которую я уже начитывала на телефон. Я выбрала ее, и мне написали, что теперь книга за мной закреплена.
Вопрос стал за малым: из записи в телефоне сделать запись, которую можно отправить в издательство. Я стала спрашивать у знакомых, кто может «почистить» шумы и оговорки. Так я нашла человека, у которого был небольшой опыт в обработке звука.
Этот знакомый обработал мой проект аудиокниги в программе Adobe Audition. Денег он с меня не взял, подарил мне эту программу и научил в ней работать.
Книга была не очень большая, около шести с половиной часов готового аудиоматериала. Получилось неплохо — настолько, что «Литрес» даже выпустил книгу в реализацию. За месяц я заработала на ней 420 Р. Казалось бы, смешная сумма, но это были первые деньги за мое хобби.
Где искать заказы
Если вы решили стать чтецом, важно понимать, что именно будете читать. Если вы просто начитаете книгу, которая стоит на полке у вас дома, это может быть пиратством. Даже если бумажную книгу вы купили. Даже если вы выложили запись в интернет на своей странице в соцсетях.
Убедитесь, что у вас есть право на озвучивание. Если вы сотрудничаете с издательством, то проблем быть не должно: как правило, издательства сами договариваются с автором об озвучке его книги. Во всех остальных случаях необходимо получить разрешение автора либо его представителей на использование книг для аудиозаписи. Исключение — произведения авторов, со дня смерти которых прошло не менее 70 лет.
Вот куда я рекомендую отправиться новичкам, которые хотят начать озвучивать книги.
Проект «Чтец» от «Литреса». С «Литресом» я сотрудничаю с 2018 года и озвучила для них 12 книг. Сейчас работаю еще над двумя.
Чтобы попасть в этот проект, нужно зарегистрироваться и выполнить тестовое задание — записать три коротких отрывка. Тексты этих отрывков присылают организаторы. Запись необходимо сделать на своем оборудовании, обработать и отправить администраторам. Если записи одобрят, вам предоставят доступ к каталогу книг, доступных для озвучивания.
Когда я подала заявку, мне прислали три текстовых отрывка в разных жанрах. Я начитала эти отрывки на телефон ночью, чтобы было не так шумно. Пришлось несколько раз перечитывать, потому что работать в звуковом редакторе я тогда еще не умела и нужно было прочесть сразу без ошибок.
Спустя пару недель мне пришло письмо: меня приняли в проект и предложили выбрать книгу для озвучки.
Вот какие требования к файлам у «Литреса»:
- Запись должна быть разбита на треки. Треки должны соответствовать оглавлению книги. В случае романа один трек — это одна глава, пролог и эпилог — отдельные треки. Если начитываете сборник рассказов или стихов, то один рассказ — это один трек.
- Если в книге нет глав, а текст разбит символами вроде «***», тогда треки так и нарезаются.
- Нумерация должна быть сквозной: 01.mp3, 02.mp3 и так далее. Если в тексте есть части и главы, то нумерация должна быть двухуровневой: 01_01.mp3, 01_02.mp3.
- Битрейт — 128 кбит/с при стандартной частоте 44,1 кГц / 16 бит.
Чтецы получают роялти — 10% от выручки с продаж аудиокниги. Для самых активных и популярных чтецов действует программа лояльности, которая может увеличить роялти до 15%. Поскольку я пока непопулярный чтец в этом проекте, то получаю стандартные 10% от продажи книг.
В «Литресе» одну книгу могут озвучить не более трех авторов. Например, книгу из списка классической литературы могут выбрать три чтеца, из списка современных книг — два. Так у слушателей появится выбор: например, кому-то нравится женский голос, кому-то — мужской, а кому-то вообще только голос определенного чтеца.
Я советую брать на озвучку книги, которые до вас никто не начитал, — так выше шанс заработать больше денег. Если книгу уже кто-то до вас озвучил, ваша версия может быть менее интересной и ее просто реже будут покупать.
Однажды я озвучила книгу как второй чтец. Это была книга известного автора, которая давно публикуется, но доход от ее продаж был не слишком высокий. В первой версии эту книгу начитала известная чтица, и в ее исполнении книгу покупают охотнее.
ИДДК — российская компания, которая продает аудио- и электронные книги. С ИДДК я начала сотрудничать в 2020 году и озвучила четыре аудиокниги. Это книги жанра романтическая фантастика с ограничением по возрасту 18+.
Чтобы начать сотрудничать с этим издательством, я подписалась на его группу во «Вконтакте» и отправила сообщение о том, что хочу стать чтецом. Мне предложили тестовое задание — записать короткий отрывок.
В то время у меня дома не было шумоизолированного места для чтения. К тому же я не умела чистить звук в программе, поэтому в записи остались шумы с улицы, от соседей, бытовых приборов. В итоге мне отказали.
Я решила улучшить качество звука, чтобы все-таки получить эту работу. Мы с супругом собрали в квартире звукоизолирующую кабину — покажу ее дальше в статье. Я стала читать в этой кабине и параллельно учиться работать в программе для звукозаписи. Качество заметно улучшилось. Я записала два новых образца и отправила в издательство. Качество записи их устроило, мне предложили сотрудничество. Далее я записала тестовую книгу.
Вот такие требования к аудио у ИДДК:
- Фонограмма должна быть разбита на файлы: каждый файл — глава исходного текста.
- Файл должен быть в формате mp3 с битрейтом 320 кбит/с и частотой 44,1 кГц.
- В фонограмме не должно быть повторов текста и посторонних звуков — скрипов, шорохов, дыхания диктора.
- Можно использовать музыку, если есть разрешение автора и исполнителя произведения.
- Примечания в книге лучше выделять эффектом: например, музыкальной отбивкой или другой интонацией. Или можно сказать: «Здесь и далее примечания автора». Второй вариант предпочтительней.
- В конце книги нужно добавить фразу: «Конец книги. Читал: имя, фамилия».
В ИДДК платят сразу за готовый материал. Как начинающему чтецу, мне согласовали ставку 750 Р за час записи. Первые книги были небольшими, 6—7 часов. В среднем получалось около 5000 Р за книгу. Последняя книга была уже больше 11 часов, на ней я заработала 9000 Р. На ее создание у меня ушло около 80 часов.
Тематические группы в социальных сетях. Во «Вконтакте» я нашла аудиопортал Олега Кейнза. Олег — диктор и озвучиватель книг. Он помогает потенциальным чтецам начать и продолжить заниматься озвучкой аудиокниг.
Олег представляет интересы ИДДК. Чтецов, которые уже подросли как профессионалы, он может порекомендовать в издательство, чтобы они начали сотрудничать с ИДДК напрямую. В его группе чтецов ищут всегда. Чтобы попасть в проект, нужно отправить запись продолжительностью до 15 минут на почту portal.audio@yandex.ru.
Если запись понравится, то предложат озвучивать книги на постоянной основе. За час готового материала будут платить от 500 Р.
Аудиопортал Олега Кейнза — это своего рода ясли для чтецов. Если у вас нет опыта, это может стать неплохим стартом. При необходимости Олег поможет с постановкой голоса, подскажет, какое оборудование для записи купить.
«Литмаркет» — это самиздат-платформа, на которой автор может продавать свои книги или выкладывать их бесплатно.
Чтобы сотрудничать с «Литмаркетом», необходимо зарегистрироваться на сайте, при регистрации выбрать роль «автор», затем назначить себе дополнительную роль «декламатор». После этого в разделе «Работа — поиск и предложения» будут доступны заказы: можно откликаться на них, а можно создать пост и рассказать, что вы готовы озвучивать книги.
Какой-то фиксированной цены у «Литмаркета» нет. Цены устанавливает чтец лично в литературном магазине либо договаривается о гонораре с автором книги.
Сайты для фрилансеров. Кроме крупных издательств, можно искать клиентов самостоятельно на сайтах для фрилансеров.
Я пишу эту статью в январе 2021 года, и вот какие варианты заработка на озвучке я нашла.
Примеры заказов на озвучку
Сайт | Что нужно сделать | Сколько заплатят |
---|---|---|
«Фл-ру» | Озвучить сказку: 49 четверостиший | 2500 Р |
«Работа талантам + удаленка и фриланс» — группа в «Телеграме» | Озвучить видео: нужны мужские и женские голоса | От 500 Р за минуту |
«Веблансер» | Озвучить восьмиминутный ролик для «Ютуба» | 5 $ (369 Р) |
Что нужно сделать
Озвучить сказку: 49 четверостиший
Что нужно сделать
Озвучить видео: нужны мужские и женские голоса
Сколько заплатят
От 500 Р за минуту
Что нужно сделать
Озвучить восьмиминутный ролик для «Ютуба»
Я пока не пыталась найти заказы на этих сайтах — хватает работы от «Литреса» и ИДДК.
Сколько мне удалось заработать
Я работаю с двумя издательствами, и в каждом своя система оплаты.
В «Литресе» платят 10% от продаж книги все время, пока она продается. Это не слишком большие деньги, если у вас начитано мало книг и они непопулярны. Платят раз в квартал. В среднем за квартал с «Литреса» я получаю около 2000 Р в месяц — это за 12 начитанных книг.
С «Литресом» я работаю с июля 2018 года: первые два года я работала только по выходным, и то не в каждый выходной. Сейчас я уволилась с основной работы и планирую зарабатывать по большей части именно записью аудиокниг.
Иногда заработок в личном кабинете не соответствует моим подсчетам. Издательство это объясняет тем, что книги продаются не только на сайте «Литреса». Их также покупают в мобильном приложении «Слушай» и на сайтах-партнерах — там цены могут отличаться.
В ИДДК платят за час начитанной и обработанной книги. В среднем начинающий чтец может рассчитывать на гонорар 500—700 Р за час готового материала. У меня есть небольшой опыт в начитывании и обработке, поэтому я получаю чуть больше — 750 Р за час. Но в ИДДК выше требования к звуку: я смогла стать чтецом только после того, как собрала звукоизолирующую кабину. Пока я озвучила для ИДДК четыре книги, к выходу готовится пятая.
Первые три книги получились на 6—7 часов звучания, я заработала около 5000 Р за каждую. Потратила на каждую книгу около недели. Четвертая книга получилась на 11 часов, и я получила за нее 9000 Р. На ее создание я потратила две недели. Если чтец умеет быстро сводить звук в программе и читает без ошибок, то ему потребуется меньше времени.
На обработку звуковых файлов я трачу в 3—4 раза больше времени, чем на озвучивание. В идеале я хочу научиться обрабатывать быстрее: так, чтобы начитывать час, а на обработку тратить максимум полтора-два.
Заработала на озвучивании книг за два года — 38 547 Р
Издательство | Озвучила книг | Заработала |
---|---|---|
ИДДК | 4 | 23 716 Р |
«Литрес» | 12 | 14 831 Р |
Какая техника нужна чтецу
Я записываюсь дома. Чтобы получить нормальный чистый звук, мне нужен диктофон, звуконепроницаемая кабина, программа для обработки аудио и хорошие наушники. Вот чем пользуюсь я.
Диктофон. Я пробовала записывать голос с помощью гарнитуры, смартфона и микрофона-петлички. Качество звука было неизменно низким: устройства ловили окружающие шумы и записывали собственный фоновый шум.
Здесь ссылки на файлы с аудиозаписями — послушайте, как звучит голос на разных устройствах:
- Гарнитура.
- Смартфон.
- Микрофон-петличка.
- Диктофон.
Я хочу сделать озвучивание книг одним из постоянных источников дохода, поэтому решила потратиться на нормальный диктофон.
Мой знакомый порекомендовал диктофон фирмы «Зум» — сказал, что он хорошо пишет звук в помещении. Аппарат очень чувствительный, поэтому во время записи лучше его не трогать, поскольку он слышит даже мелкие прикосновения к корпусу. Тексты я записываю на диктофон, потом переношу данные в компьютер и обрабатываю.
Покупать профессиональный диктофон на начальном этапе нет смысла: если у вас нет звукоизолирующей кабины, то диктофон запишет все шумы, какие найдет. Если у вас, наоборот, качественная шумоизоляция и вы купите дешевый микрофон низкого качества, звук может получиться плоским и неинтересным.
Если вы не уверены, что всерьез хотите заняться чтением аудиокниг, предлагаю рассмотреть бюджетные микрофоны.
Я бы порекомендовала две модели: Ritmix RDM‑175 и Recording Tools MCU‑01C. Эти микрофоны оптимальны для любительской аудиозаписи: они четко улавливают голос и подавляют шумы. Оба они стоят примерно 5000 Р.
Я же сейчас использую диктофон «Зум», который стоит около 8300 Р.
Штатив нужен для фиксации диктофона на определенном расстоянии от лица чтеца. Я записываю голос сидя, поэтому выбрала настольный мини-штатив: у таких максимальная высота — до 20 см.
Я купила самый дешевый вариант за 200 Р — он прекрасно справляется со своей задачей. В дорогих фиксаторах не вижу смысла: даже неустойчивый штатив можно закрепить так, чтобы он не болтался на столе.
«Паук» — это держатель микрофона на штативе. Он защищает от нежелательных вибраций, а значит, и от шумов в записи. Выбирая «паук», смотрите на диаметр внутреннего отверстия: нужно, чтобы ваш микрофон точно в него влез. Некоторые модели подходят только для определенных марок микрофонов — как правило, профессиональных.
Я выбрала самый дешевый вариант — купила пластиковый держатель за 490 Р. В отзывах о таких универсальных моделях пишут, что конструкция может быть хлипкой и не выдержит частой смены микрофона. Но если вам нужно один раз все собрать и забыть, то можно и не тратиться на профессиональные модели.
Ветрозащита — это такой «мешочек» из поролона, который надевается на микрофон. Как понятно из названия, она минимизирует шум ветра при записи на улице. Я записываюсь только в помещении, в шумоизолированной кабине, поэтому выбрала самый дешевый вариант за 70 Р.
Для каждой модели микрофона нужно искать подходящую по размеру ветрозащиту. На мой диктофон спокойно налезла защита для микрофона-петлички.
Поп-фильтр — это «барьер» между ртом и микрофоном, который снижает звуковые помехи от дыхания человека. Фильтр поглощает звуки «б» и «п», убирает лишние низкие и высокие звуковые частоты, а еще защищает микрофон от пыли, помады и слюны.
Поп-фильтр крепится напротив диктофона на расстоянии 15—20 см от лица. Я креплю его к звукоизолирующей будке. На этом аксессуаре я также рекомендую сэкономить, если вы записываетесь в спокойном тихом месте.
Наушники. Я записываюсь сразу в наушниках — подключаю их к диктофону и слышу свой голос во время чтения. Так как звуковой задержки нет, это совершенно не мешает. Главное — можно услышать посторонние шумы и сразу же переписать фрагмент.
Мне кажется, самый лучший тип наушников — закрытые. Задняя поверхность чашек этих наушников целиковая, и они не пропускают внешний шум.
Когда я только начинала записываться, то слушала свои начитанные книги через колонки — казалось, все было идеально. Но если эти же записи прослушать в наушниках, то можно уловить новые шумы. Поэтому без хороших мониторных наушников не обойтись.
Я пользуюсь наушниками ATH — такие стоят почти 4 тысячи рублей. Некоторые профессиональные чтецы рекомендуют Sennheiser HD 280 Pro — относительно недорогие качественные полноразмерные проводные наушники. Приставка Pro намекает на студийно-рабочую принадлежность модели.
Программа для обработки записи. Чтобы продать издательствам свои услуги, нужно довести звук до студийного уровня. Даже с хорошим микрофоном и идеальной шумоизоляцией потребуется очищать звук от лишних шумов и убирать повторы.
Для этого вполне достаточно бесплатной программы, например Audacity или WavePad Sound Editor.
Я использую Adobe Audition. Это платная программа, но мне ее подарили. Если ее покупать, то придется заплатить 450 $ (34 118 Р). В этой программе я вычищаю шум и убираю запинки, звуки от перелистывания страниц или оговорки, а еще вставляю музыкальные отрывки.
Программу осваиваю по видеоурокам, которые нахожу в интернете. У меня нет какого-то любимого канала, которым бы я пользовалась. Если я не знаю, как именно сгладить шум, но оставить речь, то смотрю несколько роликов и нахожу решение. Если ничего не помогает, обращаюсь к другу, который хорошо знает эту программу, — он советует, что делать.
Как я собрала кабину для звукозаписи
При записи звука я сталкиваюсь с посторонними шумами: от соседей с их музыкой, собак на улице и машин за окном. Стены, мебель и другие предметы могут дать гулкое эхо, а включенные электроприборы — фоновый шум. Полностью избавиться от этих помех невозможно, но звукоизолирующие кабина и будка их заглушат.
Я думала о том, чтобы арендовать кабину в студии звукозаписи. В нашем городе — Воронеже — час записи стоит от 500 Р. В Москве еще дороже и разброс цен велик: можно найти студию и за 800 Р, и за 5500 Р. Мне кажется, для начинающего чтеца это дорого и вряд ли получится отбить расходы на студию, поэтому я решила поставить кабину для звукозаписи дома.
Потратила на создание домашней студии записи — 26 240 Р с техникой
Что купила | За сколько |
---|---|
Акустический поролон, 5 листов | 10 250 Р |
Диктофон Zoom H1n | 8000 Р |
Наушники | 3790 Р |
Стол | 1300 Р |
Гофрокартон, 5 листов | 1250 Р |
Клей, 2 упаковки | 600 Р |
«Паук» | 490 Р |
Поп-фильтр | 290 Р |
Штатив | 200 Р |
Ветрозащита | 70 Р |
Акустический поролон, 5 листов
10 250 Р
Гофрокартон, 5 листов
1250 Р
Шумоподавляющую конструкцию можно купить, но для меня это тоже дорого: готовые кабины стоят от 60 000 Р. А еще они тяжелые — бюджетная версия кабины весит 175 кг. Для малогабаритных квартир такой вариант точно не подойдет. К тому же в таких кабинах нет оборудования для звукозаписи: микрофон, стойку и наушники все равно придется покупать отдельно.
Мы с мужем сделали кабину самостоятельно из картона и акустического поролона и потратили около 13 000 Р. Конструкция представляет из себя короб со сторонами 1,2 × 2,4 м и квадратной съемной крышей. На картонную основу внутри приклеили акустический поролон. Стенки между собой скрепили при помощи пластиковых стяжек. Один стык не скреплен — это дверь.
Гофрированный картон, клей и акустический поролон купили в обычном строительном магазине. Гофрокартон продают листами 2,4 × 1,2 м — для кабины хватило пяти штук. У листов поролона размеры чуть меньше — 1 × 2 м, но пяти тоже было достаточно.
Внутри кабины я установила звукоизолирующую будку. Это тоже короб, у которого только четыре стороны, а передней и задней стенки нет. Короб тоже обклеила акустическим поролоном. В эту будку я ставлю диктофон, а снаружи креплю поп-фильтр. Всю эту конструкцию ставлю на стол. На короб я ничего не потратила, потому что сделала его из остатков кабины.
Как я создаю аудиокнигу
Получаю заказ на книгу. Поскольку я сотрудничаю с двумя издательствами — «Литресом» и ИДДК, — у меня есть два способа получить заказ.
В «Литресе» можно выбрать любую понравившуюся книгу для озвучивания. Я обычно ориентируюсь на аннотацию: выбираю те книги, что мне самой интересно почитать. Время на начитывание книг обычно не ограничено.
Можно погуглить самых популярных авторов, но, как правило, они все уже и так начитаны как минимум одним чтецом. Рекомендую не брать книгу, которую начитали до вас: у второго чтеца прибыль обычно небольшая.
От ИДДК я получаю книгу по выбору редакции, но с учетом моих пожеланий по жанру. Максимальное время, которое дают на начитку книги продолжительностью 6—7 часов, — месяц. Если объем книги больше, то время могут увеличить.
Записываю исходные файлы. Сначала я заглушаю посторонние шумы: закрываю окна и двери, перевожу смартфон в режим «в полете», выключаю из сети бытовую технику. Чтобы не было уличного шума, закрываю окна пароизоляционным материалом, а в оконный проем помещаю надутый матрас. Для кабины я выбрала самое тихое место в квартире — у дальней от окна стены.
Потом я устанавливаю оборудование: звукоизолирующую будку ставлю на стол, поп-фильтр размещаю примерно на уровне лба, а микрофон — на уровне губ. Расстояние до микрофона должно быть 25—30 см, а от поп-фильтра — 15 см.
Я читаю с листа, телефон в кабину с собой я не беру, чтобы не было фонового шума. После нажатия на кнопку записи нужно немного подождать, прежде чем начать говорить. То же самое после окончания чтения — немного жду и только потом отключаю микрофон. Это перестраховка для того, чтобы программа не обрезала начало и окончание фразы.
Если во время чтения я ошиблась, то делаю небольшую паузу и перечитываю весь абзац или как минимум все предложение. Так будет удобнее править запись при обработке. Если записывать куски текста внутри одной главы в разное время суток или в разные дни, может измениться как положения тела относительно микрофона, так и сам голос — например, к вечеру голос садится. Бывает, что сложно поймать интонацию, с которой я читала начало главы. В итоге куски текста будут звучать по-разному. Поэтому за один раз рекомендую читать целый раздел или целую главу.
Первую версию аудиокниги я всегда записываю в максимальном качестве — так потом легче редактировать. Я записываю в формате wav. Конечный вариант книги я всегда сохраняю в формате mp3. Настройки самого файла при сохранении устанавливаю в зависимости от требований заказчика.
Чтобы не перепутать, я «зашиваю» в имя файла часть названия книги. Например, если книга называется «Ромашки и Васильки», то файлы будут такие: 01-1-romashki_vasilki, 01-2-romashki_vasilki и так далее, где 01 — это номер главы, а вторая цифра — номер аудиофайла.
Хитрости. Запись аудиокниги занимает не один день, поэтому положение микрофона, будки, расстояние от стула до стола не должно меняться. Записываю я в одно и то же время дня — чтобы уровень шума был одинаковый.
Когда приходится много говорить, во рту пересыхает. Мне помогает кислое питье или еда: долька лимона или пара глотков апельсинового сока. Еще у меня во время чтения сильно сохнут губы, поэтому я всегда беру с собой в кабину бальзам для губ. Естественно, пить и обрабатывать губы нужно не во время чтения.
Стараюсь начитывать со средней скоростью: при быстром чтении больше шансов наделать ошибок. А излишняя медлительность делает книгу затянутой и неинтересной для слушателя. Громкость голоса должна быть равномерной — не стоит излишне повышать или понижать голос, даже если сюжет книги предполагает крик или шепот. Лучше не переигрывать, чтобы не сделать вместо книги пародию.
Еще я берегу связки: стоит оказаться у открытого окна или промочить ноги, можно остаться без голоса. Он садится, появляется насморк, и работать таким инструментом нельзя. Я не ем и не пью холодное и ледяное, не курю. Чтобы быстро восстановить голос, если чувствую, что немного простыла, пью горячее молоко со сливочным маслом.
Чтобы не запинаться при чтении и четко выговаривать буквы, я делаю упражнения для развития речи. Хорошие техники рекомендует в своем паблике во «Вконтакте» Григорий Коньков.
В итоге
- Чтобы зарабатывать на чтении книг, нужно научиться быстро обрабатывать звуковые файлы.
- Не обязательно покупать дорогую звукоизолирующую кабину — ее можно сделать самостоятельно.
- По моим подсчетам, если озвучивать по одной книге в неделю, то затраты на оборудование окупятся за полтора месяца.
- Придется отказаться от холодных напитков, чтобы беречь голос.