Муниципальное автономное образовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа№22
Исследовательский проект
Фразеологизмы в русских народных сказках.
Выполнила: ученица 4 класса «А»
МАОУ СОШ №22
Михнович Маргарита
Руководитель: Рыкованова Г.В.
Тюмень 2013
Содержание
1. Введение……………………………………………………
…………
Актуальность
темы исследования………………………… ……3- 4
Цель и
задачи работы…………………………………………… …5
Предмет и
объект исследования…………………………………… 6
Методы
исследования………………………………………………. 7
2.Фразеологизмы в
русских народных сказках. 8 — 14
Заключение………………………………………………………
15 -16
Список литературы…………………………………………………
17
Приложение
1…………………………………………………… 18
Приложение
2 19
-20
Введение
1.1.
Актуальность темы
исследования
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
Фразеологизмы
окружают нас с самого детства т.к. встречаются во многих произведениях для
детей, а особенно часто в русских народных сказках.
Фразеологизмами
называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «повесить нос», «бить
баклуши», «задать головомойку». Но в отличие от обычных словосочетаний,
состоящих из отдельных слов, каждое из которых имеет свой смысл, фразеологизмы
– это не свободные, а связанные сочетания. Они не производятся, не
придумываются говорящим в процессе общения, а воспроизводятся: если говорящему
надо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей памяти, а не
строит его заново.
Фразеологизмы
существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт
народа, который передаётся из поколения в поколение.
К сожалению, в
наш век компьютерных игр и общения посредством чатов и сайтов — дети стали
меньше читать, а если и читают, то в основном развлекательные журналы, приключенческие
рассказы, комиксы и др. К сказкам же обычно после детского сада интерес
угасает. А ведь сколько мудрости в них! Сколько фразеологических оборотов,
которые точно отражают состояние человека, ситуацию в которую он попал, его
настроение и характер.
После
проведенного опроса по данной теме мы выяснили, что не все ребята в начальной
школе могут объяснить значение фразеологизмов. И как следствие, всё меньше ребят
употребляют их в своей речи. А ведь благодаря фразеологизмам увеличивается словарный
запас, речь становится более образной, яркой и эмоциональной.
Я считаю, что
данная тема актуальна и имеет практическое значение. Результаты данного
исследования могут быть полезны как ученикам, так и педагогам.
Мне стало
интересно, откуда возникли фразеологизмы и что означают редко встречающиеся в
литературе. Я надеюсь, что данное исследование заинтересует ребят и поможет им
увидеть богатство и разнообразие фразеологизмов, их многогранность и глубину.
1.2.
Цели и задачи работы:
Цель работы – проанализировать
русские народные сказки, выявить фразеологизмы и их смысловую нагрузку , определить уровень
понимания фразеологизмов учащимися начальной школы.
Цель
определила задачи:
1. Изучить русские
народные сказки.
2. Провести
опрос среди учащихся.
3. Проанализировать.
4. Обобщить
наблюдения, сделать выводы.
1.3.
Предмет и объект исследования
Объектом исследования
стали фразеологизмы в русских народных сказках.
Предметом
исследования – смысл и источники возникновения фразеологизмов.
1.4.
Методы исследования
Цель и задачи
определили выбор способов исследования.
Сначала
необходимо определить что такое фразеологизмы, установить их виды, источники
возникновения.
Затем необходимо
изучить русские народные сказки, провести анализ – какие фразеологизмы встречаются
в сказках, какую информацию несут.
Провести
социальный опрос среди учащихся по данной теме:
1.
Знаете ли
вы что такое фразеологизм?
— да
— не точно
— нет
2. Часто ли
сталкиваетесь с фразеологизмами в книгах?
— да
— нет
— иногда
3. Допишите фразеологизмы, выбрав
нужное слово.
А) Делать из … (комара, мухи)
слона
Б) Не в своей … (чашке,
тарелке)
В) Считать … (сорок,
ворон)
Г) Бросать слова … ( в море, на
ветер, в колодец)
Д) … ( пятая, третья, семнадцатая,
седьмая) … вода на киселе
4. Объясните значение
фразеологизмов одним словом
А) Выбиться из сил —
Б) Держать язык за зубами —
В) Сидеть сложа руки —
Г) На сердце кошки скребут –
Д) Перемывать косточки –
Е) Точить лясы —
Фразеологизмы
в русских народных сказках.
Фразеологизм (фразеологический оборот) — устойчивое по составу
и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной
словарной единицы.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее
дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих
частей.
Часто, чтобы добиться некоего
речевого эффекта простых слов бывает недостаточно. Иронию, горечь, любовь,
насмешку, свое собственное отношение к происходящему – все это можно выразить
гораздо емче, точнее, эмоциональнее. Мы часто используем фразеологизмы в
повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты,
привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других
языков, эпох, сказок, легенд.
С точки зрения происхождения фразеологизмы русского языка делятся
на исконно русские и заимствованные.
Источники исконно русских фразеологизмов.
1.
Быт и традиции.
Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями,
традициями и верованиями древних славян. Ярким примером фразеологизмов
названного типа могут служить фразеологизмы: вывести на чистую воду (кого)
— «разоблачить, раскрыть преступление»; как в воду опущенный —
«унылый, грустный человек»; прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы —
«об опытном, бывалом человеке». Эти фразеологизмы восходят к следующему обычаю
древних славян: людей, подозреваемых в преступлениях, подвергали испытанию
огнём и водой; об этих испытаниях сохранили в языке названные выражения. В
русской фразеологии нашли свое отражение различные детали русского быта,
например: заваривать кашу — «затевать хлопотливое
дело», несолоно хлебавши — «не получив
ожидаемого», не в коня корм — «о том, что идет не на
пользу кому-нибудь».
2.Устное народное творчество.
Богатый источник русской фразеологии – устное народное творчество.
Из народных сказок пришли фразеологизмы: сказка про белого
бычка — «бесконечное повторение одного и того же», при
царе Горохе — «очень давно», Лиса Патрикеевна —
«очень хитрый человек», Кащей бессмертный —
«худой и страшный человек» и др.
Из пословиц и поговорок возникли фразеологизмы типа бабушка
надвое сказала — «неопределенный ответ»
из пословицы: Бабушка гадала да надвое сказала: либо
дождик, либо снег, либо будет, либо нет; пожалел
волк кобылу — «о мнимой жалости» из пословицы: Пожалел
волк кобылу, оставил хвост да гриву; без царя в голове —
«несерьезный человек» из пословицы: Свой ум — царь в голове. Пословицы
либо разделялись на две части, на два фразеологизма, но чаще просто усекались
(не в свои сани не садись – садиться не свои сани; за двумя зайцами погонишься
– ни одного не поймаешь – гоняться за двумя зайцами; близок локоть, да не
укусишь – кусать себе локти).
3.Профессиональная речь ремесленников.
Профессиональная речь ремесленников также является важнейшим
источником русской фразеологии. Почти каждое ремесло на Руси оставило свой след
в русской фразеологии. Например: от столяров ведут начало фразеологизмы без
сучка без задоринки — «гладко», топорная работа —
«грубая работа», разделать под орех — «сильно
выругать»; от сапожников — два сапога пара —
«одинаковые», сделаны на одну колодку — «одинаковые,
похожие»: от охотников и рыбаков — сматывать удочки —
«поспешно уходить», закидывать удочку —
«осторожно выяснять что-либо»; заметать следы —
«скрывать что-то»; от музыкантов — играть первую скрипку-«первенствовать»;
от моряков — бросить якорь — «осесть», на
всех парусах — «быстро» ,сесть на мель —
«попасть в крайне затруднительное положение».
Существуют также фразеологизмы пришедшие в нашу речь из Библии (
запретный плод, манна небесная) , из мифов и событий мировой истории (
олимпийское спокойствие, как Мамай прошёл), а также из авторских сказок ( басни
Крылова – а Васька слушает да ест).
Вернёмся к фразеологизмам в русских народных сказках .
Мною были прочитаны
десять сказок. Изучив их, я сделала следующие выводы:
Использование
фразеологизмов в русских — народных сказках:
№ п/п |
Название произведения |
Обнаруженные |
Кол-во |
1 |
« Сказка о молодильных |
За тридевять земель, в Хлеб-соль. Близко ли, далеко ли. |
3 |
2 |
« Два брата» |
Рука не дрогнула. Ни жив, ни мертв. С ума спятил. |
3 |
3 |
« Сказка о купце |
Глазам не верит. |
1 |
4 |
« Про глупого змея и |
Ни ответа, ни привета. Век вековать. Как в воду канул. Спуска не даст. |
4 |
5 |
« Лиса и волк» |
Пустился наутек |
1 |
6 |
« Финист – ясный сокол» |
Красавица писаная. Тридевять земель. Добра наживали. |
3 |
7 |
« Иван, вдовий сын» |
Пеняй на себя. Сердце замерло. Пир на весь мир. |
3 |
8 |
«Лиса и журавль» |
Несолоно хлебавши |
1 |
9 |
«Поди туда – не знаю |
Служил верой и правдой |
1 |
10 |
«Иван царевич и Серый |
Пустился наутёк. Глаз не смыкал. По белу свету. В тридевятом царстве, в Служить верой-правдой. С пустыми руками. Живая и мёртвая вода. |
7 |
Всего прочитано |
Всего встретилось |
Изучив
данные произведения, я выяснила, что фразеологизмы в них встречаются достаточно
часто. Тогда мне стало интересно узнать значение выражений, которые я раньше не
встречала и знают ли значение фразеологизмов мои сверстники, употребляют ли они
фразеологизмы в своей речи. Для выявления интересующего меня вопроса, было
проведено анкетирование среди учеников 4 « А» класса в количестве 23 человек.
Проведенный
опрос показал, что большинство ребят понимает значение фразеологизмов, но
выборочно. Ребята не всегда могут объяснить своими словами что означает какое –
либо выражение или придумывают свои варианты толкования.
Следует сказать,
что из 18 чел. с высоким уровнем понимания фразеологизмов всего 3 человека
набрали 14 баллов и 4 человека максимальные 15 баллов. 3 человека имеют средний
уровень и 2 человека низкий.
Это говорит о
том, что ещё есть над чем поработать. И я думаю, что ребятам интересно было бы
узнать значение выражений, при объяснении которых они испытывали трудности в
ходе анкетирования.
Также я хотела
бы рассказать о том, откуда возникли более сложные фразеологизмы, встречающиеся
в русских народных сказках.
Выражение не
солоно хлебавши уходит корнями во времена, когда соль на Руси была очень
дорогой. Желанному гостю давали за столом еду с солью, а гость нежеланный мог
вообще не получить соли и уходил « не солоно (т. е. без соли) хлебавши».
Хлеб – соль — из словаря: радушное,
гостеприимное приветствие.
Итак, хлеб-соль — это и угощение, и
забота, попечение. Старинный русский обряд подносить при торжественной встрече
хлеб и соль тому, кого принимают с почестями, живет и по сей день.
Попасть
впросак
(«просак» — канатный станок, на котором сучили веревки, представляющий длинную
сеть веревок). Реально попасть в такой «просак» означало либо лишиться одежды,
клочка волос, а то и жизни.
Живая вода – эликсир жизни. Всё, что даёт
человеку силы и жизнь. Мёртвая же вода наоборот.
В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве — В большинстве сказок, особенно более позднего периода, эти
слова использовались как обычная и привычная присказка. Но, вообще, это
определение расстояния до того места, где происходили события. А если быть
точнее, какое количество времени понадобится для того, чтобы туда добраться.
Тридевять земель – это ни что иное, как число 27( 3 х 9 = 27). Именно такое
количество дней, по древнему календарю, длился лунный месяц. Значит, пешком
пришлось бы идти именно столько дней. А вот тридесятое государство – это
выражение пошло от крестьян. Они не умели считать больше, чем до десяти.
Поэтому, три раза по десять – это значит то, что место находится настолько
далеко, что дойти туда просто нереально.
Точить лясы – ранее это
выражение означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы)
беседу. Лясы (балясы) — это точеные фигурные столбики перил у крылечка, изготовить
такую красоту мог только настоящий мастер. Наверное, сначала «точить балясы»
означало вести изящную беседу. А умельцев вести такую беседу становилось меньше
и меньше. Вот и стало это выражение обозначать пустую болтовню.
На сердце кошки
скребут – тревога, волнение переживание за что –либо. Применяется
в значении плохого настроения — тоскливо, уныло, плохо, тревожно, состояние
беспокойства и многое другое, что приводит к плохому моральному самочувствию. В
данном фразеологизме взята во внимание такая особенность кошки, как ее умение
скрести своими коготками везде где им заблагорассудится. И любой, кто слышал
нечто подобное, согласится – что чаще всего звук они издают не приятный,
особенно, если делают это по какой-нибудь гладкой поверхности. Иногда от самого
звука « плохеет» без других как-либо особых причин, потому образность данного
фразеологизма более чем понятна.
Перемывать
косточки – Фразеологический
оборот перемывать косточки является синонимом глаголов сплетничать,
злословить, судачить о ком-либо. А при чем здесь косточки? Если не
боитесь, то слушайте.
Оказывается, этот оборот связан с существовавшим в древности у славян обрядом
так называемого вторичного захоронения. Через несколько лет после похорон для
очищения души умершего от грехов и снятия с нее заклятия выкопанные останки (то
есть кости) перемывались. Этот обряд сопровождался воспоминаниями о покойном,
оценками его характера, поступков, дел. Таким образом, выражение перемыть
косточки первоначально имело самый прямой, буквальный смысл и только со
временем было образно переосмыслено.
Седьмая вода на
киселе — человек,
находящийся в крайне отдаленном родстве с кем-либо. Выражение связывают с
изготовлением в русских деревнях киселя из овсяной муки. Такую муку несколько
раз промывали водой, в воде оставался крахмальный осадок, и после нескольких промываний
крахмального осадка уже не образовывалось, так что «седьмая вода» киселём уже
не была.
Как в воду канул – человек бесследно исчез,
сгинул или пропал без вести.
Сердце замерло — когда кого- либо охватывает сильное
волнение. Сердце « замирает» и от страха и от неизвестности, от тревоги, радости
и любви.
Красавица
писаная — слово
«писаный» образовано от глагола «писать», у которого помимо
основного значения — писать текст — есть другое, связанное с кистью. Помните
слово «иконописец»? Картины тоже маслом пишут, а не рисуют. Отсюда выражение
«писаная красавица», то есть красавица без изъянов, как с картинки.
Чтение русских
народных сказок не только доставило мне большое удовольствие, но и самое
главное, я поняла, что русский язык – это «живой организм», красивый и
удивительный. Он со временем меняется, как изменяемся и мы. Слова и выражения,
известные нашим бабушкам и дедушкам, уже неизвестны нам или мало понятны, и,
наоборот, современные слова и выражения, понятные нам, удивляют бабушек и
дедушек, иногда даже родителей. Так, со временем, исчезают и некоторые
фразеологизмы, а также появляются новые, которые для наших потомков станут
историей.
Заключение
Выполненное нами
исследование посвящено изучению фразеологизмов, встречающихся в русских народных
сказках.
В ходе исследования мы проанализировали русские народные сказки,
выявили фразеологизмы, источники их возникновения и смысловую нагрузку. Провели
опрос среди учащихся и проанализировали результаты.
Таким образом,
задачи решены, цель достигнута, что позволяет сделать следующие выводы:
1.В русских народных сказках
фразеологизмы встречаются часто.
2.Большинство русских
фразеологизмов возникли из повседневной жизни человека, его бытовых забот (огород
городить, вожжа под хвост попала, пятое колесо в телеге, грести лопатой, лыка
не вяжет), из речи ремесленников ( топорная работа, два сапога пара, сматывать
удочки) . Также сами сказки стали источником возникновения фразеологизмов (за
тридевять земель, Лиса Патрикеевна, Василиса Премудрая).
3.Проведенный опрос среди
учащихся показал, что дети в основном понимают значение фразеологизмов, но
максимальное количество баллов набрали всего 4 человека из 23 опрошенных.
Мы считаем, что данное
исследование имеет практическое значение , поскольку овладение
русским языком невозможно без усвоения его изобразительно – выразительных
средств, и огромную роль может
сыграть именно работа с фразеологизмами.
Изучение фразеологизмов:
· Позволяет не
только решать языковые задачи, но и воспитывать любознательность ребят.
· Работа с
фразеологизмами нравственного плана, содержащих характеристику личности,
полезна в воспитательных целях.
·
Некоторые фразеологизмы могут нам поведать об обычаях Руси
языческих времен, особенностях быта и ремесла.
· Фразеологизмы
родного языка – это не только путь обогащения словаря учащихся, формирования
образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой
информации.
·
Работа с фразеологизмами обращает учащихся непосредственно к
языку, возбуждая интерес к нему, развивая речь.
·
В ходе толкования фразеологизма путем логических рассуждений поясняя
его смысл, учитель включает учащегося в активную умственную деятельность,
заставляя задумываться над значением слов и выражений, и тем самым повышает
уровень его мыслительной способности.
И в заключении хотелось бы
сказать, что фразеологизмы – это богатство русского языка. Они довольно хорошо
изучены. Фразеологический фонд языка — ценнейший источник сведений о культуре и
менталитете народа, в них как бы законсервированы представления народа о мифах,
обычаях, обрядах, привычках, морали, поведении и т.д.
После проведенной работы я стала
больше вслушиваться в речь разных людей, обращать
внимание на употребление ими красивых устойчивых выражений в своей речи,
на правильность этого употребления.
Я думаю, что эта
работа принесёт мне большую пользу и опыт в изучении родного языка, и, конечно,
в жизни.
Список используемой литературы:
1.
Аникин В.П. Русская народная сказка. — М.: Просвещение, 1977.
2. Ведерникова Н.М.
Русская народная сказка. — М.: «Наука», 1975.
3. Померанцева Э.В..
Русская народная сказка. М., 1983.
4.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки – М., 1976.
5. Розе Т.В. «Большой
фразеологический словарь для детей» изд. Олма-пресс 2008.
6. Фразеологический словарь.
Сост. Н.В. Томашевская. изд. Эксмо 2011.
7. Русские сказки. Былины.
Сборник. М. 1993.
8. Русские сказки. Сборник. М.
1992.
9.
Даль В.И. Толковый
словарь живого великорусского языка. — С-Пб., 1996
На нашем любимом образовательном портале Uchi.ru стартовала бесплатная олимпиада по литературе для учеников 1–9 классов. Соревнование проходит в один тур при поддержке нацпроекта «Культура». Выполняя задания, вы сможете углубить знания в области литературы и фольклора; улучшить понимание системы литературных жанров; развить творческое мышление и логику. Принять участие в олимпиаде можно до 2 ноября включительно. Это состязание только для вас, с пользой проведите время!
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
Задания для 1 класса
- 1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
- 2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
- 3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
Задания для 2 класса (все как и в первом классе, плюс одна сказка)
- 4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 1 и 2 класса, плюс ещё две сказки)
- 5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
- 6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
Задания для 1 класса
- 1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Правильные ответ: Зеницы — это глаза - 2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Правильный ответ: Уста — это губы, рот - 3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Правильный ответ: Кудесник — это шаман, колдун
Задания для 2 класса (всё как в 1 классе, плюс одно)
- 4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (слова из 1 и 2 класса, плюс одно)
- 5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Правильный ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
Задания для 1 класса
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
- Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
- История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
- Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
Задания для 2 класса
- Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
- История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
- История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
- Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
Задания для 3 и 4 классы (сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева; «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин; плюс три новые)
- История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
- Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
- Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением. Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов. Например, «водить за нос» значит «обманывать». Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
Задания для 1 и 2 классов
- 1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…» - 2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!» - 3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классов (1 и 2 класс, плюс один фразеологизм)
- 4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека. Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах. К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
Задания для 1 и 2 классов
- Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
- Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
- Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
Задания для 3 и 4 классов (Змей Горыныч и Свинья, добавился персонаж)
- Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится. Ответ: Пушкин, Няня
Задания для 1 класса
- Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Правильный ответ: Носов «Живая шляпа»
Задания для 2 класса (Носов, плюс один)
- На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Правильный ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
Задания для 3 и 4 классов (Носов, Толстой, плюс один)
- Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Правильный ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
Задания для 1 класса
- Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
- Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
- Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
- Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Правильный ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
Задания для 2 класса (1 класс, плюс один автор)
- Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
Задания для 3 и 4 классов (2 класс, плюс автор)
- Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
Задания для 1 класса
- — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Правильный ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует. - — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Правильный ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать. - — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Правильный ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
Задания для 2, 3 и 4 классов (как и в 1-3, плюс одна книга)
- — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Правильный ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
Задания для 1, 2, 3 и 4 классов
- слон — вагон
- гроза — лоза
- сарафан — банан
- былина — калина
- монета — кассета
- канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
Задания для 1 класса
- Заяц — Листопадничек
- Иван-дурак — Конёк-горбунок
- Осёл — Квартет
- Волк — Три поросёнка
- Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
Задания для 2, 3 и 4 классов (как в 1 классе, плюс произведение)
- Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошёл домой. Идёт, трубочку покуривает да песни распевает. Шёл он, шёл и пришёл под вечер в какую-то деревушку. Подошёл к ближней избёнке и стучит в окно:
— Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!
Никто не отзывается. Пошёл солдат к другой избе, постучал. И здесь молчат.
Пошёл солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь — ни ответа ни привета.
Открыл солдат дверь, вошёл в избу. Смотрит — никого нет, всё кругом пылью да паутиной покрыто. «Что за диво? — думает солдат. — Куда все люди из этой деревни подевались?»
Стал ходить по избам. Куда ни заглянет — везде пусто… Вошёл он наконец в последнюю избушку. Сидит там на печке старик, вздыхает да плачет.
— Здравствуй, добрый человек! — говорит солдат.
— Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадёшь.
— Это почему?
— А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!
— А может, и подавится? — говорит солдат. — Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.
Легли, переночевали. Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба — прилетел змей. Сунул голову в дверь, увидел старика и солдата.
— Ага, — говорит, — прибыль есть! Оставил одного, а нашёл двух — будет чем позавтракать!
— Будто и взаправду съешь? — спрашивает солдат.
— Съем да облизнусь!
— Врёшь, подавишься!
— Да ты разве сильнее меня?
— Ещё бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.
— А ну давай попробуем, кто кого сильнее!
— Давай!
Поднял змей большущий камень и говорит:
— Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю — только песок посыплется!
— Дави, посмотрю!
Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались.
— Экое диво! — говорит солдат. — А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.
— Этого я не могу, — говорит змей.
— А я могу! Сейчас покажу.
Вошёл солдат в избу — он ещё с вечера углядел на столе узелок творогу, — вынес этот узелок — и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.
— Что, видел? У кого силы больше?
— Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей… А вот попробуем, кто из нас громче свистнет!
— Ну, свистни!
Змей как свистнул — деревья закачались, все листья с них осыпались.
— Хорошо ты свистишь, а всё не лучше моего, — говорит солдат. — Завяжи-ка наперёд свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат! Змей послушался и завязал глаза рогожей.
— А ну, свистни!
Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во всё горло закричал:
— Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.
— Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и ещё разок-другой свистнуть.
— Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я — меньшим.
— Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!
— Ну, брат, — говорит змей, — бросим мы этого старика, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там стадо волов пасётся. Выбери самого жирного и тащи сюда!
Нечего делать, пошёл солдат в степь. Видит — пасётся большое стадо волов.
Солдат давай их ловить да за хвосты связывать. Змей ждал, ждал — не выдержал и сам побежал.
— Что так долго? — спрашивает.
— А вот постой, — отвечает солдат, — свяжу штук пятьдесят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на целый месяц хватило.
— Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.Ухватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на
плечи и потащил в деревню. — Как же это так, — говорит солдат, — я столько волов связал — неужели их бросить?
— Брось, — отвечает змей. — На что они нам! Пришли в избу, наложили два котла говядины, а воды нету.
— На тебе воловью шкуру, — говорит змей солдату. — Ступай набери полную воды и неси сюда — станем обед варить.
Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит. Пришёл к колодцу и давай окапывать его кругом. Змей ждал, ждал — не выдержал, побежал сам:
— Что это ты, брат, делаешь?
— Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.
— Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уйдёт, а нам обед варить!
Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понёс домой.
— А ты, брат, — говорит он солдату, — ступай в лес, выбери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.
Пошёл солдат в лес, начал лыко драть да верёвку вить. Свил длинную-предлинную верёвку и принялся дубы опутывать.
Змей ждал, ждал — не выдержал, сам побежал в лес.
— Что так мешкаешь? — спрашивает змей солдата.
— Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.
— Экий ты, всё по-своему делаешь!
Вырвал змей с корнем толстый дуб и сам поволок к избе. Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою трубочку, сам ни словечка не говорит.
Наварил змей говядины, зовёт солдата обедать. А солдат сердито отвечает:
— Не хочу!
Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:
— Скажи, брат, за что сердишься?
— А за то и сержусь, — отвечает солдат, — что я ни сделаю, всё не так, всё не по-твоему.
— Ну не сердись, помиримся!
— Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.
— Изволь, брат, отвезу.
Сел солдат змею на спину и полетел на нём. Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во всё горло кричат:
— Солдат приехал! Змея привёз! Змей испугался и спрашивает:
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
Сбросил солдата — да бежать. Убежал и пропал, как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей пожирать — так напугался!
Иллюстрации: Сазонова Т.П. и Прытков Ю.А.
Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года. Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров. Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.
Содержание
- Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
- Сказки
- Книжные памятники
- Краткое содержание
- Средства выразительности
- Жанры
- Писатели спрятались
- Тайный автор
- Исторические книги
- Рифмы
- Сказочная вечеринка
Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов
Happy
74
Sad
31
Excited
136
Sleepy
19
Angry
40
Surprise
26
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошел домой. Идет, трубочку покуривает да песни распевает. Шел он, шел и пришел под вечер в какую-то деревушку. Подошел к ближней избенке и стучит в окно:
— Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!
Никто не отзывается.
Пошел солдат к другой избе, постучал. И здесь молчат. Пошел солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь ни ответа, ни привета. Открыл солдат дверь, вошел в избу. Смотрит — никого нет, все кругом пылью да паутиной покрыто.
— «Что за диво? — думает солдат.— Куда все люди |из этой деревни подевались?»
Стал ходить по избам. Куда ни заглянет — везде «пусто…
Вошел он наконец в последнюю избушку. Сидит там на печке старик, вздыхает да плачет.
— Здравствуй, добрый человек! — говорит солдат.
— Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадешь.
— Это почему?
— А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!
— А может, и подавится? — говорит солдат.— Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.
Легли, переночевали.
Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба — прилетел змей. Сунул голову в дверь, увидел старика и солдата.
— Ага,— говорит,— прибыль есть! Оставил одного, а нашел двух — будет чем позавтракать!
— Будто и взаправду съешь? — спрашивает солдат.
— Съем да облизнусь!
— Врешь, подавишься!
— Да ты разве сильнее меня?
— Еще бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.
— А ну давай попробуем, кто кого сильнее!
— Давай!
Поднял змей большущий камень и говорит:
— Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю — только песок посыплется!
— Дави, посмотрю!
Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались.
— Экое диво! — говорит солдат.— А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.
— Этого я не могу,— говорит змей.
— А я могу! Сейчас покажу.
Вошел солдат в избу — он еще с вечера углядел на столе узелок творогу,— вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.
— Что, видел? У кого силы больше?
— Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей… а вот попробуем, кто из нас громче свистнет!
— Ну, свистни!
Змей как свистнул — деревья закачались, все листья с них осыпались.
— Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего,— говорит солдат.— Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат!
Змей послушался и завязал глаза рогожей.
— А ну, свистни!
Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал:
— Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.
— Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и еще разок-другой свистнуть.
— Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я — меньшим.
— Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!
— Ну, брат,— говорит змей,— бросим мы этого
старика, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там стадо волов пасется. Выбери самого жирного и тащи сюда!
Нечего делать, пошел солдат в степь.
Видит — пасется большое стадо волов. Солдат давай их ловить да за хвосты связывать.
Змей ждал, ждал — не выдержал и сам побежал.
— Что так долго? — спрашивает.
— А вот постой,— отвечает солдат,— свяжу штук пятьдесят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на целый месяц хватило.
— Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.
Ухватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на плечи и потащил в деревню.
— Как же это так,— говорит солдат,— я столько волов связал — неужели их бросить?
— Брось,— отвечает змей.— На что они нам! Пришли в избу, наложили два котла говядины,
а воды нету.
— На тебе воловью шкуру,— говорит змей солдату.— Ступай набери полную воды и неси сюда — станем обед варить.
Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит.
Пришел к колодцу и давай окапывать его кругом. Змей ждал, ждал — не выдержал, побежал сам:
— Что это ты, брат, делаешь?
— Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.
— Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уйдет, а нам обед варить!
Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понес домой.
— А ты, брат,— говорит он солдату,— ступай в лес, выбери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.
Пошел солдат в лес, начал лыко драть да веревку вить. Свил длинную-предлинную веревку и принялся дубы опутывать.
Змей ждал, ждал — не выдержал, сам побежал в лес:
— Что так мешкаешь?
— Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.
— Экий ты, все по-своему делаешь! — говорит змей.
Вырвал с корнем толстый дуб и сам поволок к избе.
Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою трубочку, сам ни словечка не говорит.
Наварил змей говядины, зовет солдата обедать.
А солдат сердито отвечает:
— Не хочу!
Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:
— Скажи, брат, за что сердишься?
— А за то и сержусь,— отвечает солдат,— что я ни сделаю, все не так, все не по-твоему.
— Ну не сердись, помиримся!
— Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.
— Изволь, брат, отвезу.
Сел солдат змею на спину и полетел на нем.
Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во все горло кричат:
— Солдат приехал! Змея привез! Змей испугался и спрашивает:
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся! «Ну,— думает змей,— коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
Сбросил солдата — да бежать.
Убежал и пропал как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей пожирать — так напугался!
Конспект занятия по литературному чтению в подготовительной группе
Тема занятия:
«Русская народная сказка «Про глупого змея и умного солдата»
Цели занятия:
1. Образовательные: учить определять поступки героев и соотносить со своими действиями; побуждать детей понимать сюжет; учить анализировать произведение; учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения.
2. Развивающие: развивать устную речь; расширять связную речь детей; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий; способствовать развитию у детей умения сотрудничать с воспитателем и друг с другом; вызвать эмоциональный отклик на прочитанное, чувство сопереживания.
3. Воспитательные: воспитывать внимательность, любовь и сострадание к ближнему товарищу; прививать детям доброту; способствовать созданию дружеской атмосферы в коллективе детей.
Оборудование, оснащение занятия: сказка.
Ход занятия
Подготовительный
Дети сидят на стульях полукругом перед воспитателем.
-Ребята, а что такое народная сказка? (Сказка автором, которой является народ.) Давайте проверим, какие вы знаете народные сказки. Я беде загадывать вам загадки, а вы их отгадывайте.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)
У всех жёнушки как жёны,
У него – лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
(Царевна-лягушка)
Миша по лесу идёт,
Короб на спине несёт –
Пироги для бабы с дедом
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела!
(Маша и медведь)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
-Молодцы. Сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Про глупого змея и умного солдата». А вы слушайте внимательно.
Основной Чтение сказки (см. приложение 1).
— А сейчас я хочу проверить, вы внимательно меня слушали? Воспитатель задает вопросы детям.
-Кто главный герой сказки? (Солдат, змей)
-Какими качествами обладают эти герои? (Солдат — смелый, умный; змей – глупый.)
-Как в первый раз солдат перехитрил змея? (Вошел солдат в избу — он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, — вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.)
-А во второй раз? (- Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, — говорит солдат. — Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат! Змей послушался и завязал глаза рогожей. — А ну, свистни! Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал: — Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.)
Основной
— Какие задания давал змей солдату? (принести вола, воды, дерево)
— Чем же закончилась эта сказка? (змей повез солдата домой и испугался т. к. если малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут)
-Что то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся.
Чтобы сильным стать и ловким.
Чтобы сильным стать и ловким,
(Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)
Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох-выдох.)
Дышим глубже, (Руки вверх-вдох; руки вниз-выдох.)
А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)
Как погода хороша! (Прыжки на месте.)
Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)
Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)
Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)
Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)
Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)
Размахнись рукой — бросок!
(Изображаем метание левой (правой) рукой.)
Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)
-А кто из вас хочет пересказать сказку? Я буду вам помогать. Давайте попробуем. Дети по желанию пересказывают сказку.
Заключение
— Чему может нас научить она? (храбрости, мудрости)
— Ну как, вам понравилась сказка?
— А наше занятие?
Приложение 1.
Русская народная сказка
«Про глупого змея и умного солдата»
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был солдат. Отвоевал он войну и пошел домой. Идет, трубочку покуривает да песни распевает.
Шел он, шел и пришел под вечер в какую-то деревушку. Подошел к ближней избенке и стучит в окно:
—Эй, хозяева, пустите солдата переночевать!
Никто не отзывается.
Пошел солдат к другой избе, постучал. И здесь молчат. Пошел солдат к третьей. Поднялся на крылечко, давай стучать в дверь. И здесь ни ответа, ни привета. Открыл солдат дверь, вошел в избу. Смотрит — никого нет, все кругом пылью да паутиной покрыто.
«Что за диво? — думает солдат. — Куда все люди из этой деревни подевались?»
Стал ходить по избам. Куда ни заглянет — везде пусто.
Вошел, наконец, в последнюю избушку. Сидит там, на печке старик, вздыхает да плачет.
—Здравствуй, добрый человек! — говорит солдат.
—Здравствуй, служивый. Как ты сюда попал? Видно, жизнь тебе надоела. На войне уцелел, а здесь ни за что пропадешь.
—Это почему?
—А потому, что повадился к нам змей летать, людей пожирать. Всех проглотил, меня одного до утра оставил. А завтра прилетит и меня съест, да и тебе несдобровать. Разом двух проглотит!
—А может, и подавится? — говорит солдат. — Дай-ка я с тобой переночую да посмотрю завтра, какой такой змей к вам летает.
Легли, переночевали.
Утром поднялась вдруг сильная буря, затряслась изба — прилетел змей. Сунул голову в дверь, увидел старика и солдата.
—Ага, — говорит, — прибыль есть! Оставил одного, а нашел двух — будет чем позавтракать!
—Будто и взаправду съешь? — спрашивает солдат.
—Съем да облизнусь!
—Врешь, подавишься!
—Да ты разве сильнее меня?
—Еще бы! Небось сам знаешь, что солдатская сила куда больше твоей.
—А ну давай попробуем, кто кого сильнее!
—Давай!
Поднял змей большущий камень и говорит:
—Смотри, солдат: я этот камень одной лапой раздавлю — только песок посыплется!
—Дави, посмотрю!
Змей взял камень в горсть и стиснул, да так крепко, что он в мелкий песок обратился, искры во все стороны посыпались.
—Экое диво! — говорит солдат. — А ты попробуй так сожми камень, чтобы из него вода потекла.
—Этого я не могу, — говорит змей.
—А я могу! Сейчас покажу.
Вошел солдат в избу — он еще с вечера углядел на столе узелок творогу, — вынес этот узелок и ну давить! Сыворотка так и потекла наземь.
—Что, видел? У кого силы больше?
—Правда, солдат, рука у тебя сильнее моей. А вот попробуем, кто из нас громче свистнет!
—Ну, свистни!
Змей как свистнул — деревья закачались, все листья с них осыпались.
—Хорошо ты свистишь, а все не лучше моего, — говорит солдат. — Завяжи-ка наперед свои глазищи, а то как я свистну, они у тебя изо лба выскочат!
Змей послушался и завязал глаза рогожей.
—А ну, свистни!
Солдат взял дубину да как стукнет змея по голове! Змей зашатался, во все горло закричал:
—Полно, полно, солдат, не свисти больше! И с одного раза глаза чуть не вылезли, а в ушах и сейчас звенит.
—Ну, как знаешь, а я, пожалуй, готов и еще разок-другой свистнуть.
—Нет, не надо! Не хочу больше спорить. Давай лучше с тобой побратаемся: ты будь старшим братом, а я — меньшим.
—Не к лицу мне с тобой брататься, ну да ладно уж, будь по-твоему!
—Ну, брат, — говорит змей, — бросим мы этого старика, будем своим хозяйством жить. Ступай в степь, там стадо волов пасется. Выбери самого жирного и тащи сюда!
Нечего делать, пошел солдат в степь.
Видит — пасется большое стадо волов. Солдат давай их ловить да за хвосты связывать.
Змей ждал, ждал — не выдержал и сам побежал.
—Что так долго? — спрашивает.
—А вот постой, — отвечает солдат, — свяжу штук пятьдесят да за один раз и поволоку всех домой, чтоб на целый месяц хватило.
—Экий ты! Разве нам здесь век вековать? Хватит и одного.
Ухватил змей самого жирного вола за хвост, взвалил на плечи и потащил в деревню.
—Как же это так, — говорит солдат, — я столько волов связал — неужели их бросить?
—Брось, — отвечает змей. — На что они нам!
Пришли в избу, наложили два котла говядины, а воды нету.
—Н тебе воловью шкуру, — говорит змей солдату. — Ступай набери полную воды и неси сюда — станем обед варить.
Солдат взял шкуру, потащил к колодцу. Еле-еле порожнюю тащит.
Пришел к колодцу и давай окапывать его кругом.
Змей ждал, ждал — не выдержал, побежал сам:
—Что это ты, брат, делаешь?
—Хочу колодец кругом окопать да в избу перетащить, чтоб не нужно было каждый день ходить по воду.
—Экий ты! Что затеваешь! На это много времени уйдет, а нам обед варить!
Опустил змей в колодец воловью шкуру, набрал полную воды, вытащил и понес домой.
—А ты, брат, — говорит он солдату, — ступай в лес, выбери сухой дуб и волоки в избу: пора огонь разводить.
Пошел солдат в лес, начал лыко драть да веревку вить. Свил длинную-предлинную веревку и принялся дубы опутывать.
Змей ждал, ждал — не выдержал, сам побежал в лес:
—Что так мешкаешь?
—Да вот хочу зараз дубов двадцать зацепить веревкою да и тащить, чтоб надолго дров хватило.
—Экий ты, все по-своему делаешь! — говорит змей.
Вырвал с корнем толстый дуб и сам поволок к избе.
Солдат сделал вид, что крепко сердит: курит свою трубочку, сам ни словечка не говорит.
Наварил змей говядины, зовет солдата обедать.
А солдат сердито отвечает:
—Не хочу!
Вот змей съел один целого вола, выпил воловью шкуру воды и стал солдата выспрашивать:
—Скажи, брат, за что сердишься?
—А за то и сержусь, — отвечает солдат, — что я ни сделаю, все не так, все не по-твоему.
—Ну не сердись, помиримся!
—Если хочешь со мной помириться, вези меня в мою деревню.
—Изволь, брат, отвезу.
Сел солдат змею на спину и полетел на нем.
Подлетел змей к деревне, спустился на землю. Увидели его ребятишки. Бегут, во все горло кричат:
—Солдат приехал! Змея привез!
Змей испугался и спрашивает:
—Что, что они кричат? Никак я не разберу.
—А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
Сбросил солдата — да бежать.
Убежал и пропал, как в воду канул. Перестал по деревням летать да людей пожирать — так напугался!