Где и когда происходит действие рассказа чистый понедельник в москве весной в москве зимой

ФИО автора ___Наталья Николаевна Покровкова

Вид мероприятия: Викторина

Ступень образования: Среднее

Класс (возраст) ___11 класс___

Направление (предмет / область) _____литература

Уровень сложности:

Задания повышенной сложности

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник» (вариант для учителя)

1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

2. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

3. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

4. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

5. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом

рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

6. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

7. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот МарфоМариинской обители

г) в освещённой спальне

8. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

9. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

10. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков

пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник»

1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

2. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

3. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

4. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

5. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом

рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

6. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

7. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот МарфоМариинской обители

г) в освещённой спальне

8. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

9. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

10. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой

светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

ФИО автора ___Наталья Николаевна Покровкова

Вид мероприятия: Викторина

Ступень образования: Среднее

Класс (возраст) ___11 класс___

Направление (предмет / область) _____литература

Уровень сложности:

Задания повышенной сложности

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник» (вариант для учителя)

  1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

  1. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

  1. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

  1. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

  1. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

  1. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

  1. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот Марфо-Мариинской обители

г) в освещённой спальне

  1. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

  1. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

  1. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

Викторина по рассказу И. Бунина «Чистый понедельник»

  1. В каком году был написан рассказ?

а) в 1934 году

б) в 1940 году

в) в 1944 году

г) в 1954 году

  1. Где и когда происходит действие рассказа?

а) в Москве весной

б) в Москве зимой

в) в Петербурге весной

г) в Петербурге осенью

  1. Какова тема рассказа?

а) взаимная любовь

б) безответная любовь

в) любовь и Россия

г) уходящее прошлое

  1. Для чего И. Бунин вводит в рассказ множество литературных имён?

а) чтобы показать начитанность, образованность героини и героя

б) чтобы подчеркнуть общие интересы героини и героя

в) чтобы обрисовать литературную ситуацию в стране

г) чтобы показать различный внутренний мир героини и героя

  1. Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин в этом рассказе?

а) гиперболы, иронию, иносказание

б) эпитеты, метафоры, оксюмороны

в) сравнение, аллегорию, сарказм

г) градацию, метонимию, синекдоху

  1. С чем соединяется запах комнаты в рассказе?

а) с запахом цветов

б) с запахом молодости

в) с запахом мороза

г) с запахом свежести

  1. Когда происходит кульминационная сцена?

а) в вегетарианской столовой на Арбате

б) в ресторане за городом

в) у ворот Марфо-Мариинской обители

г) в освещённой спальне

  1. К какому литературному направлению относится рассказ «Чистый понедельник»?

а) символизм

б) романтизм

в) реализм

г) неореализм

  1. Чем заканчивается рассказ?

а) смертью героини

б) свадьбой героев

в) героиня уходит в монастырь

г) герой уезжает за границу

  1. Какова идея рассказа?

а) в жизни нужно всё попробовать

б) в жизни всегда есть место для любви

в) нельзя считать настоящей религиозностью любовь к церковной обрядовости

г) через веру и стремление к нравственным устоям можно избавиться от оков пошлой светской жизни, измениться морально и духовно для новой и лучшей жизни

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      willerickson279

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    Русский 7 класс

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    Нужна ли запятая после ТЕ?

  • algebra
    Алгебра

    6 минут назад

    Составьте математическую модель и решите задачу

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    помогите с слоовми слеппил всатл дать

  • obshtestvoznanie
    Обществознание

    11 минут назад

    Помогите с загадкой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    помогите с слоовми слеппил всатл дать

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Найдите cos a, если tg a = — 1 и п<а<3п/2

    Результат домножьте на корень из 2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Скачать обзор:

Действие произведения происходит в Москве, в начале XX столетия, в последние годы существования Российской империи. В конце произведения присутствует четкое указание на время – 1914 год, канун первой мировой войны. Основные действия разворачиваются за два года до этой даты.

Краткое содержание рассказа Бунина «Чистый понедельник»

Новелла «Чистый понедельник» построена по традиционному принципу, для произведения характерная линейная композиция.

Можно четко выделить завязку, кульминацию и развязку. Завязке предшествует экспозиция, то есть знакомство с героями, контекстом, обстоятельствами, в которых происходит события.

Экспозиция и завязка

Повествование ведется от лица главного героя – молодого человека, который рассказывает историю своей несчастной любви. В начале он сообщает некоторые сведения о себе и о своей возлюбленной, описывает характер их отношений.

Каждый вечер главный герой просит своего кучера отвести его к храму Христа Cпасителя. Здесь живет его пассия, представительница знатного купеческого рода. Её отец «отошел от дел и жил на покое в Твери». А сама она снимает двухкомнатную квартиру на пятом этаже. Она могла бы позволить себе большее, но выбрала это место из-за хорошего вида на Москву.

Художник Новоселова Анна Юрьевна. Серия "Чистый понедельник". Интерьер II. Окна.

Повествователь уделяет внимание описанию обстановки. Квартира небольшая, но уютная и хорошо обставленная.

Возлюбленная главного героя зачем-то посещает курсы по истории, сама не очень понимая, для чего ей это нужно.  «А зачем всё в жизни делается, разве мы отдаем отчет своим поступкам», – так она отвечает на вопрос своего молодого человека, при этом пожимая плечами и добавляя, что её «просто интересует история».

Они хорошо проводят время вместе, веселятся, посещают дорогие рестораны, ходят в театры и на концерты.

«Я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь», после обеда в театры, на концерты, а там к «Яру», в «Стрельну».

Герой одаривает девушку подарками, она принимает их с некоторой отстраненностью, книги, которые он ей приносит, прочитывает.  Иногда у мужчины складывается ощущение, что его возлюбленную не интересуют ни подарки, ни цветы, ей ничего не надо. Показана разница в мировосприятии героев.  Он – болтлив и неугомонен, она – молчалива, спокойна. «Если бы я не был болтлив и непоседлив, я никогда, может быть, не узнал бы вас», — говорит герой.

Дальше рассказывает историю их первой встречи. Дело было на лекции Андрея Белого, который «пел и скакал по сцене». Рассказчик рассмеялся и тем самым обратил на себя внимание сидящей рядом особы.

Их отношения крепкие, но не достаточно близкие. Возлюбленная позволяет герою лишь поцелуи. Молодой человек обеспокоен будущим, перспективой отношений, но старается об этом не думать. «Странная любовь» — на такой мысли герой поймал себя в один из вечеров, думая об их отношениях.

Иногда он упрекал девушку в невнимании, равнодушии и говорил, что она его не любит, на что та ответила. «Вы у меня первый и последний». Когда же герой заговорил о браке, девушка осекла его словами: «Нет, в жены я не гожусь. Не гожусь, не гожусь…»

Развитие событий

Зима и начало весны, когда завязывались и развивались их отношения, были счастливым временем для героя.  Наступает последний день масленичной недели – прощеное воскресение. Возлюбленная является во всем черном, говорит, что завтра чистый понедельник и просит отвести её в Новодевичий монастырь, который герою представляется явно неожиданным местом для свидания.

Оказывается, девушке не чужда религия, она много знает о церкви. В те часы, когда герой «не таскает её по ресторанам», она посещает кремлевские соборы. Во время прогулки по монастырскому кладбищу героиня рассказывает о том, как недавно посещала похороны архиепископа.

После монастыря они отправляются на Ордынку, в дом Грибоедова. Ужинают на Охотном Ряду в трактире Егорова. Героиня проявляет неподдельный интерес к древнерусской культуре, летописям, знание церковной лексики, пересказывает летописные сказания, много говорит о монастырях и изъявляет желание стать монахиней.

«Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!»

Герой обеспокоен. Он хочет ответить, что в этом случае ему тоже придется уйти или зарезать кого-нибудь, чтобы «загнали на Сахалин».

На следующий день, в тот самый чистый понедельник, в Художественном театре должен состояться капустник. Девушка хочет его посетить и просит героя заехать за ней. Герой удивлен таким желанием, ведь его возлюбленная не любит подобные мероприятия.

Как и было условлено, молодой человек приезжает за ней вечером следующего дня. Открывая дверь своим ключиком, он слышит звучание «Лунной сонаты» Бетховена, которую разучивала его пассия.

«Пианино звучало началом «Лунной сонаты» — все повышаясь, звуча, чем дальше, тем все томительнее, призывнее, в сомнамбулически-блаженной грусти».

На капустнике девушка веселится, много курит, пьет шампанское. Актер Качалов делает ей комплимент, называя Шамаханской царицей, приглашает танцевать польку. Домой оба возвращаются в третьем часу ночи. Героиня впервые оставляет любимого у себя на ночь. Уже начался Чистый понедельник, первый день Великого поста. Она одаривает любимого близостью и вместе с тем совершает большой грех.

Кульминация

Наутро девушка говорит: «Нынче я уезжаю в Тверь, когда вернусь, не знаю», — и просит молодого человека уйти. Она принимает решение уйти в монастырь, посвятить себя духовной жизни. Закончились метания её души. В Чистый понедельник началось очищение героини.

Развязка

Спустя две недели молодому человеку от возлюбленной приходит письмо, в котором она сообщает ему о выборе своего пути. «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг…». Девушка просит «найти в себе сил не отвечать ей». Письмо — кульминация для героя, совпадающая с развязкой, как нередко бывает в литературе.

В новелле развязка двойная: письмо и последующая мистическая встреча с любимой.

Молодой человек исполняет просьбу. Ему тяжело принять случившееся, он уходит в загул, спивается, слоняясь «по самым грязным кабакам» и «всячески опускаясь всё больше и больше».

Прошло два года. Герой оправился от душевой раны. Однажды под Новый Год он отправляется по тем местам, которые связаны с его ушедшей любовью. Он посещает кремлевские соборы и Марфо-Мариинский монастырь. Сторож пытается не пустить его в монастырскую церковь, так как в ней в этот момент были высокие гости – Великие князья Елизавета Федоровна и Дмитрий Павлович. Он дает сторожу рубль, заходит внутрь и слышит пение девичьего хора.

Художник Новоселова Анна Юрьевна. Серия "Чистый понедельник". Свечи.

Его взгляд выхватывает одну из послушниц. Она подняла голову и посмотрела на него. Эта была та самая девушка, она словно почувствовала присутствие героя. Молодой человек опустил глаза и вышел из собора.

Анализ произведения

Рассмотрим некоторые особенности рассказа и обстоятельства его написания.

История создания рассказа «Чистый понедельник».

Рассказ входит в цикл «Темные аллеи», написанный Буниным в эмиграции во Франции во время Второй мировой войны. Рассказ датирован 1944 годом. В дневнике писателя за этот год имеется следующая запись: «Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько страниц «Чистого понедельника». В ряде изданий в конце текста стоит точная дата окончания — 12 мая 1944.

Публикация состоялась в США, в нью-йоркском «Новом журнале» в 1945 году. Бунин выделял «Чистый понедельник» в числе своих произведений как наиболее удачное. Литературоведы считают, что на создание рассказа Бунина вдохновила история его первой любви, прототипом главного героя является он сам, а героини — Варвара Владимировна Пащенко.

В реальной жизни, согласно имеющимся сведениям, всё было иначе. Девушка первая призналась ему в любви, упрекала в невнимании и, в конце концов, бросила его, оставив короткую записку. После она вышла замуж и родила дочь. Скончалась в молодом возрасте от туберкулеза.

История их взаимоотношений оставила глубокий след в биографии и творчестве Бунина, некоторые исследователи называют эту женщину «невенчанной женой» писателя.

Краткая характеристика персонажей

В рассказе Бунина два центральных персонажа – мужчина и женщина.  Автор не дает имен главным героям.

Главные герои

Он и ОнаОн — богатый мужчина, хорош собой, красив. Он уроженец Пензенской губернии, но в его внешности есть что-то южное, итальянское. «Черт возьми, Вы как сицилиец какой-то», — в тексте присутствует такая оценка внешности персонажа, прозвучавшая из уст однажды встреченного им знаменитого актера.

В соответствии со своей внешностью мужчина темпераментен, весел и болтлив. В характере молодого человека проявляются черты повесы, он «прожигает жизнь».

В его сердце поселилась искренняя и глубокая любовь, она становится для него смыслом жизни, но любовь героя земная, страстная, и ему сложно сдерживать влечение к возлюбленной.Тем не менее, он готов ждать, и живет надеждой.

Она — обладательница восточной красоты, темноволосая, черноокая. Внешне герои очень подходят друг другу и составляют отличную пару. Но это только кажущееся сходство.

Молодая особа начитанна, много знает, увлекается историей, музицирует, находится в вечном духовном поиске. Ей не чужды мирские удовольствия и материальные блага. Хорошая одежда и меха являются её слабостью, тем не менее девушку интересуют возвышенные вещи, например, жизни в роскоши она предпочитает красивый вид из окна.

В её образе жизни сочетаются богатство и скромность. Она ищет своё место в мире, а потому её поступки и черты противоречивы, а суть её жизни – вечный поиск. Очевидно, её ведёт Бог, она из числа избранных. Девушка понимает и принимает чувства главного героя, во многом идет ему навстречу, тоже любит его, не отталкивает, но и не подпускает близко. Позволив себе и возлюбленному перейти грань, предаться любовным утехам, она принимает судьбоносное решение, посвящая себя Богу.

Второстепенные персонажи

В рассказе также фигурируют несколько второстепенных персонажей, которые нужны лишь для создания атмосферы и эпохи.

Федор – кучер, имеет чисто прикладную функцию, примечательно, что в отличие от центральных персонажей у этого героя есть имя.

Качалов — актер. Вероятнее всего, под этим образом понимается реальная историческая фигура. Он встречается с главными героями на «капустнике», сражен красотой героини, а вот мужскую красоту оценивает нелестно. Называя главного героя красавчиком, он добавляет: «Ненавижу».

В рассказе упоминаются и другие известные люди. В сцене капустника также фигурирует Станиславский.

Встреча главного героя и героини происходит на выступлении Андрея Белого — поэта серебряного века, был известен как многогранная и нестандартная личность.

Жанр и направление

По жанру «Чистый понедельник» определяют как новеллу. Это небольшое произведение, по форме и объему соответствующее рассказу, с одной сюжетной линией и небольшим количеством героев. Характерной особенностью является неожиданный поворот сюжета, в данном случае — решение главной героини встать на путь иночества.

Новеллы Бунина отличает психологизм, попытка погружения в тонкости человеческой души. Автора интересовал внутренний мир человека, его персонажи часто странны и противоречивы.

«Чистый понедельник»  относят к неореализму. Это направление в литературе принято считать своего рода «буфером» между классикой и современной прозой. Стилистически и содержательно новелла отражает особенности литературного процесса середины XX столетия.

Тематика

Тема любви — основная в рассказе. Герои, связанные светлым чувством, по-разному проявляют его. Любовная драма, недопонимание, неразделенные чувства  — это только внешняя сторона произведения.

Тема смысла жизни, духовного поиска и человеческого предназначения раскрывается через любовную историю.

Героиня оказывается «между двух миров» — житейским и возвышенным. С одной стороны, – любовь к мужчине, простая, размеренная и «обывательская» жизнь, а с другой, – стремление к Богу. Внутренние искания и противоречия открываются читателю постепенно, и в конечном итоге возвышенное побеждает.

Через сюжет произведения, взаимоотношения персонажей и их образы раскрывается философская проблема «одиночества в толпе», которое присуще главной героине. Она не может найти себя в этом мире.

Полное посвящение себя христианской религии для героини не только нравственный выбор, но и призвание её души. Она из породы людей, ищущих высокого и вечного.  Девушка уходит из мира, потому что она не от мира сего, а от горнего мира. В монастыре она нашла то, что искала.

Тема русской души и русского характера также занимают важное место в новелле. В произведении писателя-эмигранта чувствуется тоска по родине, он создает колоритные, яркие русские образы, обращается к православной теме, вплетая в текст старорусские слова. Русскому характеру присуща двойственность, в нашей культуре переплетается восток и запад, приземленность и духовность.

Посыл

Ради чего мы живем на этой земле? Ради плотских удовольствий, развлечений и богатств? Или человеческой душе нужно чего-то большее?   — этим вопросом задается автор.

Страсть – лишь внешнее проявление любви, а любовь далеко не всегда делает человека счастливым. Героине она счастье не принесла, свой путь она увидела в другом. Рассказ призывает к самоопределению, к стремлению понять своё место на этой земле. Каждый человек понимает счастье по- своему, поэтому однозначных ответов на вопросы, что такое любовь и что такое счастье, быть не может.

Основная идея и посыл произведения выражены в названии. Оно символично.

Чистый понедельник – один из дней в христианском календаре, в данном случае выступает как символ, как олицетворение нового начала, духовного преображения через которого проходит героиня.

Бунин умело играет на контрастах, используя приём антитезы. В чистый понедельник героиня как никогда предается веселью, мирским утехам и решается на близость с возлюбленным, как будто прощается с «внешним миром».  Этот день становится своего рода точкой невозврата, гранью между двумя способами существования, разделившей жизнь обоих героев на «до и после». Бунинский текст можно анализировать на нескольких уровнях понимания.

Аудио книга

Скачать обзор:

Здесь даны основные сведения о рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник», представлено его краткое содержание для читательского дневника и более подробный пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев, указаны темы и идея этого рассказа.

Описание произведения и книги для читательского дневника

  • Автор: Иван Алексеевич Бунин.
  • Название произведения: «Чистый понедельник».
  • Жанр: рассказ.
  • Год написания: 1944.
  • Название книги: «Избранное».
  • Место издания: Свердловск.
  • Издательство: Средне-Уральское книжное издательство.
  • Год издания: 1986.
  • Страниц: 496 (рассказ «Чистый понедельник» — стр. 474–485).

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Чистый понедельник» написан Иваном Алексеевичем Буниным 12 мая 1944 года. Он входит в цикл рассказов этого автора «Тёмные аллеи». Произведение написано сжато и виртуозно. По свидетельству мемуаристов, писатель считал этот рассказ лучшим из всего написанного им. Сюжет произведения основан на истории любви главного героя, повлиявшей на последующую его жизнь.

Смысл названия рассказа

Чистый понедельник — это первый день Великого поста после масленицы. Именно в этот день героиня приняла очень важное решение — очистить душу от пошлости праздной жизни, оставить мирскую суету и стать монахиней.

Время и место действия рассказа «Чистый понедельник»

Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит в Москве, начинается примерно в 1912 году, а заканчивается в декабре 1914 года.

Главные герои рассказа и их краткая характеристика

  • Герой-рассказчик — рассказ написан от его лица. Герой делится воспоминаниями о своей любви к загадочной, прекрасной девушке. В ту пору этот молодой богатый дворянин был «красив почему-то южной, горячей красотой», хотя родился в Пензенской губернии. Характер у него тоже был «южный, живой, готовый к счастливой улыбке, доброй шутке». Легкомысленный, простодушный юноша «был склонен к болтливости, к простосердечной весёлости», к непоседливости. Он, полюбив девушку, «старался не думать, не додумывать» поступков своей возлюбленной, а просто был «несказанно счастлив каждым часом, проведённым возле неё».
  • Героиня — возлюбленная героя-рассказчика, которому не удалось понять эту молчаливую, загадочную девушку. Её красота «была какая-то индийская, персидская»: смугловатое лицо, чёрные волосы и брови, глаза тоже чёрные, пунцовые губы. Она была купеческого рода, отец её жил в Твери. Чувствовалось в этой девушке какая-то неуспокоенность души. Она «всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала». Герой-рассказчик постоянно улавливает необъяснимость поведения своей избранницы. Она иронизировала над тем, что людям не надоедает каждый день есть, а сама с удовольствием поглощала вкусные яства. Светские развлечения считала она пошлой мишурой, но сама предавалась им. Ещё более странным было её увлечение ресторанами, театральными «капустниками» и в то же время соборами, священными книгами, русскими летописями. Героиня как бы объединяет в своей душе разные «стили» существования и хочет примирить их в гармонии. Её образ символически отображает диссонансы московской жизни того времени. В девушке есть тяга к духовному подвигу, сомнения, тоска по идеалу. Скрывшись от суетной жизни в монастыре, она, вероятно, и там продолжает мучиться недостижимым.

Проблематика произведения: темы, идея, чему учит

Темы

В рассказе И. А.Бунина «Чистый понедельник» раскрыты темы:

  • внутренняя неуспокоенность, духовное «странничество»;
  • выбор жизненного пути;
  • любовь;
  • одиночество.

Идея

Основная мысль (идея) рассказа «Чистый понедельник»: выбрав жизненный путь по душе, человек очищает себя, справляется с соблазнами, сбивающими его с правильного пути. Основная мысль этого рассказа созвучна его названию — это очищение души от пошлости праздной жизни.

Чему учит

Рассказ «Чистый понедельник» учит делать выбор своего жизненного пути в соответствии со своими целями и ценностями. Не нужно обращать внимание на то, что твой выбор покажется другим людям странным, что он может разрушить чьи-то надежды и планы. Чтобы реализовать себя, важно понять, что близко твоей душе, и этому посвятить свою жизнь.

Изобразительно-выразительные средства

  • Эпитеты: южная, горячая красота; смугло-янтарное лицо; бархатисто-пунцовые губы.
  • Сравнения: чёрные, как бархатный уголь, глаза; голая, как чугунный шар, голова.

Словарь незнакомых слов

  • Архалук — короткий кафтан.
  • Возду́х — покров для священных сосудов в христианском храме.
  • Стихиры — песнопения, исполняемые во время церковной службы.

Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)

Этот рассказ — история любви героя к загадочной, прекрасной девушке. Зимой каждый вечер он заезжал за ней и вёз обедать в ресторан, затем в театр или на концерт, потом на ужин в загородный ресторан. Молодой человек чувствовал, что этой странной девушке не нужно было развлечений, цветов, книг, которые он ей привозил. Но всё же она прочитывала эти книги, ездила в рестораны, ела там с аппетитом и благодарила поклонника за цветы.

Легкомысленный, добрый, весёлый молодой человек не мог понять эту загадочную для него девушку, он просто был счастлив «каждым часом, проведённым возле неё». Он не понимал, зачем эта богатая девушка училась на курсах.

Героиню интересовала история, но то, что её интересует и религия, молодой человек узнал только тогда, когда она пригласила его в прощёное воскресенье в Новодевичий монастырь. Оказалось, что девушка часто ходит в кремлёвские соборы, в московские монастыри, слушает, как там поют стихиры. Любит она «русское летописное, русские сказания». Молодой человек удивился, как увлечение русской стариной и религиозными заветами соединялось в его любимой с тем, что она бывала в ресторанах, кабаках, театральных «капустниках», где актёры вели себя вольно.

В чистый понедельник, после «капустника» Художественного театра, девушка оставила влюблённого в неё молодого человека у себя на ночь. Утром она сказала, что сегодня уедет к отцу в Тверь и что напишет юноше об их будущем.

Глубоко несчастный рассказчик по дороге домой опустился около церкви на колени, снял шапку, и какая-то несчастнейшая старушка, жалея его, сказала: «…не убивайся так! Грех, грех!»

Через две недели молодой человек получил от своей возлюбленной письмо и узнал, что она собралась стать послушницей в монастыре, а потом, возможно, монахиней. Чтобы напрасно не длить их муку, девушка попросила не отвечать ей и не искать её. Просьбу эту рассказчик исполнил, но стал сильно пить. Понемногу он пришёл в себя, но жизнь была ему не мила.

Через два года после того чистого понедельника герой под Новый год вошёл во двор Марфо-Мариинской обители и увидел среди других инокинь или сестёр свою возлюбленную в белом платке. Она, будто почувствовав его присутствие, стала смотреть в темноту, как раз на него. Рассказчик тихо вышел из ворот обители.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Рассказчик вспоминает, как зимой он каждый вечер ездил к своей любимой девушке, которая снимала квартиру в доме напротив храма Христа Спасителя. Поселилась она там потому, что из окон этой квартиры открывался прекрасный вид на Москву.

Девушка была дочерью богатого просвещённого купца из Твери. Жила она одна, разучивала дома начало «Лунной сонаты», изучала на курсах историю. Красота её была «какая-то индийская, персидская». Красив был в молодости и повествователь «южной, горячей красотой, хотя родом был из Пензенской губернии.

Юноша отличался непоседливым, весёлым нравом, а его любимая девушка обычно была молчалива и задумчива. Для молодого человека она была загадочна и непонятна.

Каждый вечер юноша возил её в рестораны, затем на концерты, в театры, затем снова в загородные рестораны. По субботам по его приказу девушке доставляли свежие цветы. Привозил он ей шоколад, новые книги, но чувствовал, что ничего этого ей было не нужно. Всё же книги она прочитывала, шоколад съедала, ела в ресторанах с аппетитом, хотя иногда говорила, что не понимает, как людям не надоест каждый день обедать и ужинать. Явной её слабостью были только меха, шелка, бархат, красивая одежда.

Когда однажды молодой человек заговорил с ней о браке, она сказала, что в жёны не годится, но он всё же надеялся, что её решение изменится.

В прощёное воскресенье девушка спросила молодого человека, хочет ли он поехать с ней в Новодевичий монастырь. Он удивился, но, конечно, согласился. Оказалось, что девушка любит ходить в кремлёвские соборы и слушать там певчих, а он об этом и не знал.

После посещения монастыря девушка снова стала рассказывать, как чудесно поют в Зачатьевском и Чудовом монастырях. «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — воскликнула она. Потом она сказала, что так любит русские летописные сказания, что некоторые знает наизусть, и начала рассказывать сказание о князе Павле и его жене.

Когда молодой человек отвёз её домой, она сказала, что завтра хочет поехать на «капустник» Художественного театра. Молодой человек снова удивился: ведь она раньше говорила, что нет ничего пошлее этих «капустников».

На «капустнике» девушка внимательно смотрела на весёлые номера, который представляли актёры, танцевала польку. Когда юноша довёз её до дома, она приказала ему отпустить кучера Фёдора, и он сказал Фёдору, что вернётся пешком.

На рассвете девушка сказала молодому человеку, что вечером уедет в Тверь, что напишет ему о будущем, и попросила его уйти.

Юноша по дороге домой подошёл к церкви, стал на колени и снял шапку. Какая-то старушка жалостно сказала ему, чтобы он так не убивался.

Через две недели его возлюбленная написала ему, что она не вернётся в Москву, пойдёт в монастырь на послушание. Девушка просила не отвечать ей, так как бесполезно длить их муку.

Герой исполнил просьбу любимой, но стал спиваться. Затем понемногу пришёл в себя, но жил безрадостно.

Почти два года прошло с того чистого понедельника. В 1914 году под Новый год герой приехал в Архангельский собор Кремля, постоял там, не молясь. Затем велел извозчику остановиться у ворот Марфо-Мариинской обители.

Когда из церкви во двор стали выносить иконы и хоругви, вслед за теми, кто их нёс, вышла великая княгиня, а за нею шли поющие инокини или сёстры. Герой почему-то внимательно глядел на них. Одна из идущих подняла голову и, загородив свечу рукой, стала смотреть в темноту, как раз на героя, как будто почувствовав, что он здесь. Рассказчик повернулся и медленно вышел из ворот обители.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

«Чистый понедельник» (И. Бунин)

Цитата: «Кто же знает, что такое любовь?».

Проблематика:

  • трагическая любовь;
  • противостояние телесного и духовного.

Смысл названия: чистый понедельник — это первый понедельник Великого поста, время, когда закончились масленичные праздники с их наслаждениями, прошло и Прощёное воскресенье. Символично, что в этот день героиня отказывается от плотских радостей и уходит в монастырь.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: «Чистый понедельник» можно назвать новеллой, так как в рассказе имеется тот самый поворотный момент, который влечёт неожиданную развязку и тем самым отличает новеллу от рассказа.

Время и место действия: действие рассказа происходит в Москве, время — современное автору.

Действующие лица

  • Он — родом из Пензы, привлекательный, молодой, богатый, весёлый и улыбчивый.
  • Она — шикарная юная брюнетка. Любит дорогую роскошную одежду. Живёт одна (отец в Твери). Посещает курсы истории.

Краткое содержание

Они познакомились в декабре, на лекции Андрея Белого. Он не мог сосредоточиться, всё время шутил, чем и привлёк её внимание. Он ездил к ней каждый вечер, они ходили в кафе и в рестораны, посещали концерты и музеи. Он приносил ей цветы. Она улыбалась, всегда с аппетитом ела и не хотела говорить о завтрашнем дне. Он ничего не понимал и был мучительно счастлив.

Окончилась зима. В Прощёное воскресенье она предложила ему съездить в Новодевичий монастырь. После его посещения они обедали в трактире, и она говорила, что когда-нибудь всё бросит и уйдёт в монастырь. Назавтра она захотела на театральный капустник, хотя прежде не любила таких развлечений. На капустнике она вовсю веселилась, привлекая всех присутствующих мужчин.

Утром она сказала, что ей нужно поехать в Тверь. Через две недели он получил от неё письмо. Она писала, что уходит в монастырь на послушание. Просила её не искать.

Он утратил интерес к жизни, начал пить. Потом смог остановиться, но жизнь казалась бессмысленной.

Пару лет спустя в тот же день — в Чистый понедельник — он случайно зашёл в Марфо-Мариинскую обитель и увидел её среди поющих монахинь. Она тоже почувствовала его присутствие. Он долго смотрел на неё, а потом, не оглядываясь, ушёл.

Экранизация

«Чистый понедельник» (Россия, 2013, телеспектакль). Типовые задания

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Откуда родом герой «Чистого понедельника»?

Ответ. Из Пензы.

Определите жанр «Чистого понедельника».

Ответ. Рассказ (новелла).

Поделиться ссылкой

Урбанистическое пространство в новелле (образ Москвы в ХХ веке)

Действия рассказа происходит в Москве 1913 года. Это последний предреволюционный год России, который имеет огромное историческое значение. Москву выбрал автор местом действия и центром художественного пространства рассказа не случайно, ведь тема России тесно связана с южным направлением, имеющим ассоциации с происхождением славянства, а «север – это Москва и вся древняя северо-восточная Русь»[1]. Именно этот город имеет культурно-историческое значение в сознании русского человека.

В «Чистом понедельнике» Москва предстает перед читателями в двух образах, что определяет топонимический уровень текста: «Москва как древняя столица Святой Руси»[2] и Москва начала ХХ века, изобилующая историко-культурными объектами. В первом образе город предстает как православный, полный святых мест (Иверская часовня, собор Василия Блаженного, Новодевичье, Зачатьевское, Чудов монастыри, Рогожское кладбище, Марфо-Мариинская обитель), образуя религиозное кольцо, которое пересекается с другим образом Москвы праздной, ночной, светской (Красные ворота, рестораны “Прага”, “Эрмитаж”, “Метрополь”, “Яр”, “Стрельна”, трактир Егорова, Охотный ряд, Художественный театр). Эти две Москвы умещаются в одном пространстве рассказа, имея при этом два совершенно разных мироощущения, выделяющих эклектичность бунинской Москвы и «московского хронотопа»[3].

Бунин начинает свое произведение со вполне обыкновенного размеренного вечера города: «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ  в фонарях, тепло освещались витрины  магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи сани, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи, – в сумраке уже видно было, как с шипеньем сыпались с проводов зеленые звезды, – оживленнее спешили по снежным тротуарам мутно чернеющие прохожие»[4]. Однако затем он вводит два топонима, обозначающие знаменательные архитектурные сооружения в центре Москвы: Красные ворота и храм Христа Спасителя. Это бунинская Москва от Красных ворот до храма Христа Спасителя, это вечный путь героя рассказа навстречу своей возлюбленной.

Сравним два этих важнейших символа Москвы. Красные ворота – триумфальная арка в стиле барокко, возведенная в Москве по приказу Петра 1 в честь победы в Полтавской битве. «Это один из городских символов, связанных с Российской империей».[5] Примечательно то, что окрестности Красных ворот были местом соединения трех важных «культурно-конфессиональных секторов востока и северо-востока исторической Москвы»[6]. Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви, построен по проекту архитектора К. А. Тона, возведен в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Красные ворота знаменуют собой некий триумф императорской власти, храм – «дань подвигу русского народа»[7]. Стоит отметить, что оба архитектурных памятника были уничтожены к моменту написания «Чистого понедельника» советской властью. Арка была снесена в 1928 году, в связи с расширением Садового кольца, храм взорвали в 1931 году. Эти события соприкасаются с историей уничтожения большевиками царского рода Романовых. Таким образом, Бунин сразу же вводит читателей в тему утраты прежнего облика не только Москвы, но и России.

Конец ХIX века – начало ХХ – развитие яркого и самобытного архитектурного стиля «модерн». Московский стиль отличается своей эклектичностью, странным соединением разных стилей и направлений в архитектуре. Но бунинская Москва – это Москва эпохи модерна. По словам В. А. Доманского, «модернистские настроения пронизывают всю  культуру», в том числе и литературу.

Слова героя о том, что Москва — «странный город» неслучайны: «русский модерн, несмотря на общие типические черты с общеевропейским стилем, обнаруживал ясно выраженные национальные черты, рожденные общественной атмосферой русской жизни того времени и ее культурной традицией. В той или иной форме он часто нес на себе печать социальных чувств и общественных настроений, вызванных революционными событиями 1905 года”.[8]

Два официальных стиля церковного и гражданского зодчества столицы были “византийский” и “русский”. Храм Христа Спасителя, очень яркая и броская черта бунинской Москвы в рассказе, является одним из первых образцов именно “византийского” стиля, которое подразумевает следование определенному канону, религиозным традициям, унаследованным Россией вместе с появлением христианства на Руси. Русский классицизм, воспевающий некое эпическое начало в архитектуре как выражение победного торжества нации, к концу XVIII века начал приобретать более гармоничные способы выражения, сменившись ампиром, в противоположность ему более экспрессивным и эмоциональным.

В центральной части города богато представлены культовые застройки прошедших эпох: барские дома, особняки ХVIII – XX веков. Они располагались рядом со зданиями модерна и неоклассицизма, что приводило к нарушениям архитектурных ансамблей и эклектичности Москвы. Москва, пребывая в новом образе, обладала непревзойденным обаянием ампирных особняков, которыми были знамениты арбатские улицы. Новая архитектура должна была демонстрировать не только «разнообразие композиционных приемов и пластическую зрелищность фасадов, но и стремление к уюту, интимности, комфорту, куда более традиционным для Москвы»[9].

Далее стоит упомянуть о количестве гостиниц, театров, ресторанов, которые лишь подчеркивали роскошь, масштабность и грациозность столицы в рассказе. Со всем своим изяществом  и великолепием городской эклектики перед нами предстают излюбленные героями «Прага», «Эрмитаж», «Метрополь» («…каждый вечер я возил ее обедать в «Прагу», в «Эрмитаж», в «Метрополь»[10]), «Яр», «Стрельна». Укажем и их значение в поэтике «Чистого понедельника».

Данные архитектурные объекты олицетворяют собой бунинскую праздную, светскую и ночную Москву. Это московские рестораны, названия которых звучат на европейский лад. По мнению О. А. Лекманова, данными об этих заведениях Бунин обладал благодаря не столько по своим воспоминаниям, сколько книге В. А. Гиляровского «Москва и москвичи» (1926). Разберем каждый из них по порядку.

Ресторан «Прага» изначально был трактиром, где подавали блюда русской кухни по невысоким ценам. Затем владелец сменился, и «Прага» стал местом роскошного ресторана, перестройкой которого занимался архитектор Л. Н. Кекушев, воздвигавший в это же время ресторан у гостиницы «Метрополь». После революции 1917 года ресторан закрыли и открыли вновь лишь через 8 лет уже как столовую «Моссельпрома». Используя данный топоним в своем тесте, Бунин акцентирует внимание на том, что, несмотря на предназначение архитектурных объектов, ни один из них не переживет острого перелома в новой истории России, и они «сложат свои головы» перед градостроительной политикой советской власти.

Во времена бунинской Москвы ресторан «Эрмитаж», который располагался на Трубной площади и носил ранее название «Эрмитаж Оливье» (в честь французского кулинара Люсьена Оливье, одного из владельцев заведения), славился своей изысканной французской кухней. С течением времени в обстановке «Эрмитажа» добавилось еще больше роскоши, изящества: был открыт летний сад и бани. В.А. Гиляровский с большим восхищением описывает его: “Роскошный был белый колонный зал “Эрмитажа”. Здесь проводились юбилеи. Особенно же славились ужины, на которые съезжалась вся кутящая Москва после спектаклей. Залы наполняли фраки, смокинги, мундиры и дамы в открытых платьях, сверкавших бриллиантами. А обыкновенно справлялись здесь богатейшие купеческие свадьбы на сотни персон. Особенно часто снимали белый банкетный зал для банкетов московские иностранцы, чествовавшие своих знатных приезжих земляков. Это было место, где студенты и выпускники, профессора ежегодно отмечали день святой Татьяны, день основания Московского Императорского Университета”. С приходом Советской власти ресторан был закрыт.

Гостиница «Метрополь» является самым крупным общественным зданием эпохи модерна и признаётся одним из самых выдающихся московских историко-архитектурных памятников этого стиля. Она известна своей отделкой интерьеров, росписью которой занимались художники В. Коровин, В. Васнецов, выдающимся майоликовым панно В. Врубеля “Принцесса Греза”, опоясывающим скульптурным фризом «Времена года» Н. Андреева. Облик фасада гостиницы представляет собой совмещение монументальности и импрессионизма, поражает своей “динамичностью”, разнообразием впечатлений, достигаемых благодаря форме и цвету. В гостинице останавливались выдающиеся актеры, писатели, делегации придворных чинов и военачальников. В годы революции она стала одной из главных резиденций новой власти, получив название «Второго Дома Советов».

Ресторан «Яр» построен в стиле модерн в 1910 году на углу Кузнецкого моста и Неглинной улицы, славился большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду здания, а также «являлся местом кутежей не одного поколения состоятельных москвичей»[11]. Он был центром цыганского пения. В начале ХХ века там работал цыганский хор Ильи Соколова.

Бунин уделяет особое внимание «московскому фону», и его можно рассмотреть в качестве равноправного действующего лица рассказа, которое привлекает к себе не меньше, чем герои произведения. Образ Москвы и «Он и Она» словно конкурируют в том, кто же из них имеет право носить звание главного героя новеллы. Однако это «Он и Она» погружены в атмосферу московской жизни, подчинены ее эклектике и противоречивости, представляют собой «интерпретацию судьбы, предначертанной России»[12].

Далее объясним взаимосвязь московской жизни и жизни главной героини рассказа. Эклектику олицетворяет и женский образ, однако в ее облике скрывается некая тайна и недосказанность. От этого и страдает герой, поскольку он лишь физически ее видит: «темный пушок» над губой, «изумительное по своей гладкости тело», «жаркие губы». Ее чувства, поведение все казалось ему непонятным, здесь и возникает мотив двойственности, противоречивости как в облике Москвы и укладе жизни России, так и в образе героини, которую любит, но никак не может понять герой. Здесь и возникает тайна, странность, о которой мы упоминали выше, города и их отношений с любимой женщиной: ««Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах…»[13].

Это упоминание в размышлениях героя о «странном городе» «синтаксически оформлено в антитезе как семантической фигуре речи»[14]. Ее составляют топонимы древних соборов Кремля, построенных как русскими, так и европейскими архитекторами. Разберем значение каждого из них в образе эклектичной Москвы.

Собор Спаса Преображения на Бору – монастырский собор, построенный в XIV веке. В 1933 году был разрушен Советской властью. Собор Василия Блаженного – православный храм, возведенный в XVI веке русскими зодчими, в честь памяти о взятии Казани и сокрушительной победы над Казанским ханством.

В ряду святых мест герой упоминает Охотный ряд (первые упоминания в XV веке), во времена бунинской Москвы там располагались торговые лавки. Это было “чрево  Москвы”[15] с исконно русским названием. В XVII-XVIII веках охотники приносили в это место разнообразную дичь, в связи с этим и возникло данное наименование улицы. Многие ассоциировали Охотный ряд с московскими застольями, роскошью и хлебосольством. Таким образом, Бунин снова показывает нам свою праздную, светскую Москву, от которой впоследствии не останется почти ничего (после революции лавки Охотного ряда были снесены).

Исследуя это перечисление топонимов, мы приходим к тому, что Москва является местом соединения, пересечения и сосредоточения культур. В своей работе Л. Долгополов утверждает тот факт, что Москва и вся Россия это “странное и непонятное, но прочное объединение, сочетание двух линий, двух пластов и сфер жизни, двух укладов – западного и восточного, европейского и азиатского”. Соборы Кремля возведены итальянскими архитекторами, в частности Архангельский и Успенский; Иверская часовня – Грузия (“что-то киргизское в остриях башен Кремля”). Этот двойственный облик Москвы отражен и в непонятном сочетании восточного и западного начал в женском образе «Чистого понедельника».

Образ героини можно представить, как результат европейского воспитания, но при этом ее прошлое, ее биологическая память о предках создают в ней борьбу этих двух центров ее жизни. В связи с этим нам становится понятно, почему она так «странно» выглядит и ведет такой образ жизни. Европейским образованием почти невозможно перекрыть то, что находится в ней с самого рождения. Этим мы можем объяснить ее собственное непонимание своего душевного состояния.

Круг ее интересов также разится с ее внутренним и внешним состоянием. «Он» одаряет ее книгами Гофмансталя, Шницлера, Тетмайера, Пшибышевского (известные в тот период времени писатели), а она предпочитает помимо этих еще и «Войну и мир» Л. Н. Толстого и древнерусскую литературу.  Ее восточные отличительные черты («…красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как черный соболий мех, брови, черные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенен был темным пушком;…»[16]) позволяли ей любить исконно русское всей душой.

Неслучайно появление в жизни героини «Лунной сонаты» Бетховена, начало которой она пыталась выучить. Этот символ возникает как некое новое направление жизни героини, а также как символ иного пути России. Этого «нового» желает душа, но она еще не прозрела для понимания этого.

Символично также место, где жила героиня рассказа, «в доме против Храма Христа Спасителя». Из ее окон виден московский Кремль, древние, дораскольные соборы, в том числе и Замоскворечье – цитадель архитектурного консерватизма города. Она выбрала это расположение дома у святыни словно по наитию, сама того не понимая, но, по ее словам, лишь из-за того, что можно видеть все убранство Москвы, она сделала такой выбор («в доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже…»[17]).

Она ведет светский образ жизни, который словно диктует ей Москва: посещает различные рестораны с «ним», ходит на концерты, в театры, при этом бывает в различных святых местах, которых в городе также много, как и мест для досуга.

Можно сделать вывод о том, что все непонятное в образе героини отражает двойственность самой Москвы. Эклектичный образ города сопоставляется с хаотичными мыслями героини и ее двойственными жизненными направлениями. В. А. Доманский утверждает, что «“Далекая”, “серая” Москва символизирует земное начало, быт; “не в меру близкая”, “слишком новая громада Христа Спасителя” – начало духовное, очевидный путь к спасению. Это и жизненные приоритеты героини (в более широком смысле, в авторской трактовке путь к спасению для всей России), изначально заданные автором читателю», и с ним невозможно не согласиться. Ведь «она» тоже нуждается в спасении, которое впоследствии для себя и находит в излюбленной святыне.

Москва памятна своей историей, которая создавалась веками, вбирая в свой облик различные культуры, архитектурные объекты и выдающиеся персоналии. Однажды героиня сравнила Москву с «каким-то светящимся черепом», затем упоминая Флоренцию и сравнивая город с ней. Этими словами героини автор будто создает «качели» для столицы, на которых ей следует соприкасаться и граничить с разного рода культурами, цивилизациями и обычаями.

Русская столица необъяснима и непонятна как автору, так и персонажам рассказа. Ввиду того, что «И все в Москве – то, как в Европе, то как в Азии, то как в Италии, то как в Индии». Данное противоречие напрямую связано с укладом жизни русского человека: он то ходит по ресторанам и театрам, то неистово посещает Божие храмы.

В образ Москвы добавляются древнерусские мотивы путем посещения героев ряда топонимов: Рогожского кладбища, а затем трактира Егорова. Рогожское кладбище являет собой всем известный центр московских старообрядцев, олицетворяющих собой раскол русского христианства.

Здесь стоит отметить собственное отношение Бунина к религии. По мнению исследователей, православие было для него одной из форм культур, если рассматривать ее в ряду других мировых религий. Скорее всего, если с этой культуроведческой точки зрения объяснять религиозные мотивы, автор хотел подчеркнуть падение духовности в России, дать понять, что отношения с ее историей сходят на нет, соответственно, потеря которых неизбежно приведет к «всеобщему заблуждению, хаосу»[18].

Особое значение приобретает в «Чистом понедельнике» трактир Егорова, в который герои направились в Прощеное воскресенье после посещения кладбища. Данный топоним был назвал в честь купцов Егоровых и открыт в 1820-е годы. Те, в свою очередь, по исследованиям О. Лекманова и М. Дзюбенко «были активными деятелями Преображенской староверческой общины». Таким образом, трактир предстает перед читателями в тексте новым центром старообрядчества. С введением трактира у Бунин параллельно возникают фольклорно-христианские мотивы. Данное заведение славилось своими блинами (символ солнца, блюдо празднично-поминальное) «с разными начинками».

Основательно исследовал данный топоним В. Гиляровский: «Трактир Егорова – старозаветный, единственный в своем роде. Содержатель его, старообрядец …Нижний зал трактира “Низок” – с огромной печью. Здесь посетителям, прямо с шестка, подавались блины, которые у всех на виду беспрерывно пеклись с утра до вечера. В этом зале гости сидели в шубах и наскоро ели блины, холодную белужину или осетрину с хреном и красным уксусом. В зале второго этажа для  “чистой” публики, с расписными стенами, с бассейном для стерлядей, объедались селянками и разными  рыбными блюдами богачи – любители русского стола…»[19]. Затем хозяин заведения сменился, и трактир стал первоклассным рестораном, сохранив при этом в своем внешнем виде древнерусское содержание, что характерно для московской эклектики.

Таким образом, урбанистическое пространство Москвы в «Чистом понедельнике» придает тексту единство и символичность. Используя в новелле множество примечательных для своей жизни топонимов, Бунин выводит тему культуры русской столицы на первый план с ее эклектичностью и модерном. При этом автор намекает нам на то, что царствующий в Москве «вечный» праздник закончен, впереди город ждут лишь хаос и катастрофа.


[1] Образ москвы чумакова

[2] Доманский В. Топонимика и архитектура Москвы в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Преподавание литературы в школе: науч.-метод. ст., рефераты, уроки, программы. Томск, 2004.

[3] Там же

[4] Бунин чистый понедельник

[5] Иван Бунин. Чистый понедельник : [опыт пристального чтения] : пояснения для читателя [Текст] / Олег Лекманов, Михаил Дзюбенко. — Москва : Б.С.Г.-Пресс, 2016. — 208 с. : ил., портр. — (Издательская программа правительства Москвы)

[6] Там же

[7] Доманский В. Топонимика и архитектура Москвы в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Преподавание литературы в школе: науч.-метод. ст., рефераты, уроки, программы. Томск, 2004.

[8] Борисова Е., Стерник Г. Русский модерн. М.: Советский художник, 1990. С. 6-50.

[9] Доманский В. Топонимика и архитектура Москвы в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Преподавание литературы в школе: науч.-метод. ст., рефераты, уроки, программы. Томск, 2004.

[10] чп

[11] Доманский В. Топонимика и архитектура Москвы в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Преподавание литературы в школе: науч.-метод. ст., рефераты, уроки, программы. Томск, 2004.

[12] Там же

[13] Бунин чп

[14] Чумакова образ москвы

[15] Гиляровский москва и москвичи

[16] чп

[17] чп

[18] Доманский топонимика

[19] Гиляровский москва и москвичи

  • Где зимуют лягушки рассказ паустовский
  • Где зимняя сказка на новый год
  • Где зимняя сказка в россии
  • Где запиши свой рассказ о красоте животных родного края
  • Где запиши свой рассказ о красоте воды родного края