Где кульминация в рассказе прыжок

  • Какой момент в рассказе»Прыжок»является кульминацией

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      аноним

    • Создано:

      1 год назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    Русский 7 класс

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    Нужна ли запятая после ТЕ?

  • algebra
    Алгебра

    6 минут назад

    Составьте математическую модель и решите задачу

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    помогите с слоовми слеппил всатл дать

  • obshtestvoznanie
    Обществознание

    11 минут назад

    Помогите с загадкой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

 Автор и
эпоха:

Лев Николаевич
Толстой (1828-1910). Его произведения вошли в золотой писательский фонд
XIX
века. Принадлежал к богатому и знатному роду, был в родстве с князьями
Голицыными, Трубецкими, по матери – с А.С. Пушкиным. Много писал о детях и для
детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ
«Прыжок».

Жанр произведения:

Рассказ. Т.к.
действие происходит в короткие сроки (всего несколько минут описано) и
маленькое количество главных героев: мальчик, толпа и капитан. В отличие от
сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ — это правдивая
история, быль.

Тема:

Детство.
Взаимоотношение детей и взрослых. Воспитание детей на своем примере (будучи
сыном капитана, мальчик не мог позволить толпе смеяться над собой)

Проблема:

1.    
Конфликт между толпой на палубе корабля, «народом», скучающим
и ожидающим развлечений, и двенадцатилетним мальчиком, «сыном капитана»,
по воле случая оказавшимся в роли «обезьянки». Он вступил в борьбу не с
обезьянкой, а именно с толпой.

2.    
Дети часто стараются быть похожими на
своих родителей, особенно таких которые занимают какой-нибудь важный пост. И
стараются не ударить в грязь лицом и не подвести родителей.

3.    
Возраст ребенка. Автор не дал имя герою,
специально, чтобы показать, что это ребенок. Внутренние переживания
мальчика («он не знал, плакать ему или смеяться») и впервые
в отрочестве высокое чувство собственного достоинства, заставляющего героя
начать мальчишеское соревнование, переходящее в смертельно опасную игру.

Идея:

1.     Автор
призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам толпы. И
еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим
чадам, стараются защитить их от беды.

2.     Прежде
чем что-то делать, надо сопоставить цель с риском. Надо хорошо обдумывать свои
действия, не поддаваться сиюминутной обиде. Если случилась беда, то трезво
оценить все и найти выход, спрятав на время свои переживания, эмоции. Как это
сделал капитан.

3.     Нужно
ценить человеческую жизнь, особенно детскую, не деля детей на «капитанских» и
«матросских», иначе последствия могут быть необратимыми

Сюжет, его
элементы:

Концентрический:
все события разворачиваются вокруг одного конфликта (между толпой и мальчиком),
все подчинено причинно-следственным отношениям.

Экспозиция: «Один
корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ
был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.
Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и
видно было – она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась.»
Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и
физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений,
поэтому они, собравшись в кругу наблюдают за смешной обезьянкой.

Вот скажем если бы
была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не
полез бы на мачту.

Завязка:
«Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами
рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему
рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу».

Развитие
действия:
со слов: «Обезьяна села на первой
перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её». До слов:
«Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился,
глянул вниз и зашатался».

Кульминация:
«В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё,
чтобы стрелять чаек. Он увидал сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и
закричал:

— В воду! Прыгай
сейчас в воду! Застрелю!

Мальчик шатался,
но не понимал.

— Прыгай, или
застрелю!.. Раз, два… — и как только отец крикнул: «три» — мальчик
размахнулся головой вниз и прыгнул.»

Развязка:
«Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть
его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд
через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика. Его схватили
и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась
вода, и он стал дышать.

Когда капитан
увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в
каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.»

Композиция: линейная

Пространство и
время:
действие разворачивается на палубе
парусного корабля, и происходит в течение нескольких минут.

Главные герои:

12-тилетний
мальчик сын капитана корабля:
Он хоть и
маленький, но самоуверенный, решительный, смелый, обидчивый. Полез спасать не
свою шляпу. А защищать свои честь и достоинство. Сильно испугался, когда
оказался на самом верху мачты. Но когда увидел отца испугался еще больше,
поверив, что отец выстрелит в него из ружья. Это значит, что отец человек
слова: сказал – сделал.  Мальчик смог преодолеть свой страх и прыгнуть в воду.

Капитан
— отец мальчика, решительный, находчивый,
смелый. В критический момент смог верно и быстро оценить обстановку и принять
правильное решение. Не поддающийся панике, но в тоже время любящий отец.

Народ-матросы
на палубе, которыми овладело что называется стадное чувство, и они в пылу
азарта потеряли рассудок и ради забавы рисковали жизнью человека. Не видя в нем
ребенка, а только сына капитана. Они ждали его реакции. Никто, ни один из них
не пошел против толпы. Никто не попытался его остановить, вразумить и
заступиться за мальчика.

Второстепенные
персонажи

Обезьяна: глупый
зверек, который выступил катализатором случившегося события. В конце автор не
говорит о ней ни слова. Это значит, что ее роль в произведении закончилась.   

Речь: в
рассказе всего несколько фраз, которые говорят мальчик и капитан

Мальчик: «Так не
уйдёшь же ты от меня!»

Капитан: «В воду!
Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю!.. Раз, два…»

Фразы короткие,
отрывистые. Это говорит, что оба героя были в эти моменты решительны и не
собирались отступать ни смотря ни на что.

Язык писателя,
тропы

Лексика:
нейтральная.

 Незнакомые
слова:

Профессионализмы:

Палуба — 
горизонтальное перекрытие на судне. Пол на судне. 

Мачта — Высокий
столб или высотное сооружение на кораблях для постановки парусов, наблюдения,
сигнализации, боевого управления и т. п.

Каюты —
 помещение на судне или корабле, оборудованное для проживания людей, а
также различных служебных целей (буфет, кают-компания и проч.).

Пушечное ядро —
снаряд для пушки в виде шара.

Историзмы:

Аршин — старая
рус. мера длины =71см

Разговорные слова:

Подманить —
подозвать к себе, с помощью приманки

Раззадорился —
ведет себя пылко, вызывающе.

Вдребезги – на
мелкие кусочки, в данном случае насмерть

Стилистические
фигуры:

Антитеза:
все смотрели и смеялись — замерли от страха. смеяться ли ему или плакать.

Риторическое
обращение:
Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал
мальчик и полез выше. 

Градация:
Мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной
на мачту.

Инверсия:
Секунд через сорок — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.

Парцелляция:
В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю!.. Раз,
два… 

Эллипсис:
В воду! Застрелю! Прыгай, или застрелю!..

Тропы:

Олицетворение:
корабль обошел

Эпитет:
тихая погода

Гипербола:
живо взобралась; громче стали смеяться; в одну минуту добрались до самого верха;
не успели волны закрыть его, как уже двадцать молодцов матросов спрыгнули с
корабля в море; очень раззадорился

Сравнение:
Точно пушечное ядро шлёпнуло тело мальчика в море,

Метафора:
вдребезги разбился; закричал, как будто его что-то душило,

Перифраз:
замерли от страха; двадцать молодцов матросов.

Цели урока: начать различать такие понятия,
как сказка и рассказ (детям говорим “быль” и
“правдивая история”); не используя таких
терминов, как “композиция”, “сюжет”,
“завязка”, “кульминация”, “развязка”, начать
работать над структурно-содержательным делением
текста; научить детей определять и выделять
кульминацию, т.е. место особого напряжения
событий в тексте; продолжать учить детей
ориентироваться в тексте, внимательно
просматривать его и находить нужное; учить детей
осмысливать мотивы и последствия поступков,
чувства и переживания героев литературного
произведения; учить детей примерять
высказывание к характеру героя.

Планируемые результаты: учащиеся должны
уметь читать произведения вслух с постепенным
переходом на чтение про себя; планировать работу
на уроке, выбирать виды деятельности; понимать
содержание прочитанного, высказывать своё
отношение к прочитанному; определять средства
художественной выразительности в прозаическом
тексте.

Оборудование: презентация, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Фотограф.

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: “Поскорей!”
Мышь пищит: “Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка”.
“Уколю, — грозится ёж, —
Если снимок не пришлёшь”.

(Выразительное чтение стихотворения в
движении. Чтение по ролям.)

— Ребята, а что бы сказала обезьяна?
(Предположения детей).

III. Введение в тему.

1. Постановка темы и цели урока.

— Сегодня мы познакомимся с еще одним
произведением Л.Н. Толстого. Его название
узнаете, отгадав ребус:

17 18 29 8 16 12

Каждое число соответствует букве в алфавите.

— Можно ли по названию сделать предположение, о
чем это произведение?

(Прыжки могут совершать и люди, и животные.
Возможно, это был необычный прыжок.)

— Как мы будем работать с произведением? Что для
этого нужно?

(1. Прочитать.

2. Выяснить главную мысль в рассказе.

3. Обсудить поступки героев.)

— Итак, цель поставлена начнём работать. Но
сначала проведём подготовительную работу.

2. Словарная работа.

Аршин — старорусская единица измерения
длины.

1 аршин = 0,7112 м

Задор — горячность, пыл.

3. Рассказ учителя о кораблях.

Первые корабли — небольшие деревянные суда
различной формы, приводимые в движение с помощью
весел, появились задолго до нашей эры в Египте, на
Крите, в Древней Греции и Древнем Риме. В V веке до
нашей эры появились корабли с несколькими рядами
вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались
биремами, с тремя — триремами. Экипаж крупного
корабля насчитывал несколько сот человек. В VII
веке В Венеции был создан более быстроходный
корабль — галера. Она имела длину 40-50 м, ширину — 6
м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала
скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были 2 мачты
с косыми парусами. Переход от гребного к
парусному флоту осуществлялся вплоть до XVII-XVIII
в.в.

— Рассмотрите парусник на иллюстрации к
рассказу “Акула”.

Такой корабль раньше служил основным средством
для дальних морских плаваний. Палубу такого
корабля делали из твёрдых, как камень, пород
дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 м,
т.е. имели высоту 5–8-этажного дома. На мачтах были
перекладины, на которых держались паруса. От
перекладины к перекладине протягивалось
множество канатов, верёвочных лесенок.

4. Чтение рассказа “Прыжок” (до слов “Она
подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику…”).

— Как вы думаете, откуда на корабле была
обезьяна?

— Как понять выражение “ещё больше
расходилась”?

— Как называется этот рассказ?

— Как вы думаете, что было дальше? (Предположения
детей)

IV. Физкультминутка.

V. Работа по теме урока.

1. Чтение текста до конца.

— Оправдались ли наши предположения? (Ответы
детей).

2. Работа над содержанием текста.

— Почему мальчик залез на мачту корабля?
(Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и
живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.)

— Случайно ли это было или здесь сыграли роль
какие-то черты его характера? (Геройство,
смелость, хвастовство, желание испытать себя или
покрасоваться, сделать всё по-своему).

— Кто был виноват в том, что мальчик оказался в
опасной ситуации? (Обезьяна лишь повод для
конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он
был сыном капитана, а его подчинённые смеялись
над ним).

— Изменилось ли отношение окружающих к
проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой
момент это произошло? Почему? (Да, отношение
окружающих к происходящему изменилось, когда все
поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может
разбиться.)

— Как находчивость капитана спасла мальчика?
Прочитайте.

— Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Он
пережил сильное потрясение. Он испугался за
сына.)

— Когда вы переживали за мальчика?

— Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости,
а какие — о самоуверенности, растерянности,
обидчивости, самолюбии? (Ответы детей).

VI. Рефлексия.

Чтение рассказа учащимися.

VII. Подведение итогов урока.

— Похожи ли два рассказа — “Акула” и “Прыжок”?
(Ответы детей).

— А в чём отличие рассказов? (Ответы детей).

— Кто главные герои рассказов?

— Почему в конце рассказа ничего не говорится об
обезьяне? (Она не главный герой рассказа, а лишь
причина случившегося).

— Прочитайте пословицы и скажите, какие из них
можно отнести к рассказу Толстого “Прыжок”?

1. Будь храбр по уму и по сердцу.

2. Гордится отец, что у него сын храбрец .

3. Одним умением, без привычки, хорошо не
сделаешь.

4. Кому потеха, а мне не до смеха.

5. Где смекнёт боец, там врагу конец.

(Дети делают выбор (1 и 4) и объясняют)

— Так какая главная мысль рассказа?

VIII. Задание на дом.

Перечитать текст. Подготовить пересказ от
имени мальчика. Нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся эпизоду.

Приложение

Лев Николаевич Толстой: краткая биография

Отец писателя (1794 — 1837) — Николай Ильич Толстой, подполковник, участвовал в освободительной войне 1812 года. Мать — княгиня Волконская Мария Николаевна. Прожила всего 40 лет (1790-1830).

Лев родился в родовом имении матери Ясная Поляна (современная Тульская область). У него было 3 старших брата и младшая сестра.

В 1843 году будущий писатель стал студентом Казанского университета, который бросил на 3 курсе. С весны 1847 вольготно, в свое удовольствие, жил в Ясной Поляне. В 1851 — 1855 он уехал на Кавказ, где поступил в артиллерийскую бригаду и получил чин офицера. В этот период в журнале «Современник» напечатано первое произведение Толстого — «Детство». Участвовал в военных походах.

В 1857 — 1861 Лев Толстой путешествовал по Европе, от которой у писателя остались негативные впечатления. В 1861 году он вернулся в Ясную Поляну и занялся делами имения. Устраивал быт крестьян, открывал школы, начал издавать педагогический журнал. В 1862 году, в возрасте 34 лет, женился на 17-летней Софье Берс (1844-1919). В браке был счастлив. За 17 лет совместной жизни жена родила Льву Толстому 13 детей.

Активно писать стал после женитьбы. Много писал для детей. Одним из самых интересных и остросюжетных является короткий рассказ Льва Толстого «Прыжок». Всего из-под его пера всего вышло около 300 произведений — романы и повести, публицистические тексты, пьесы, рассказы и сказки.

Лев Николаевич Толстой Прыжок

Широко известны произведения Толстого «Война и мир», «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина», «Детство» и «Отрочество».

Толстой Лев. Все произведения

  • Акула
  • Алёша Горшок
  • Альберт
  • Анна Каренина
  • Аустерлицкое сражение в романе Война и мир
  • Бедные люди
  • Бешеная собака
  • Бородинское сражение в романе Война и мир
  • Булька
  • Власть тьмы
  • Война и мир по томам
  • Воскресение
  • Глава Наталья Савишна из повести Детство
  • Два брата
  • Два гусара
  • Два товарища
  • Детство
  • Дьявол
  • Живой труп
  • Именины у Ростовых в романе Война и мир
  • Исповедь
  • Кавказский пленник
  • Казаки
  • Как гуси Рим спасли
  • Как мужик гусей делил
  • Косточка
  • Котенок
  • Крейцерова соната
  • Лебеди
  • Лев и собачка
  • Липунюшка
  • Люцерн
  • Набег
  • Ореховая ветка
  • Отец Сергий
  • Отрочество
  • Петя Ростов
  • Плоды просвещения
  • Пожар
  • После бала
  • Праведный судья
  • Прыжок
  • Севастополь в декабре месяце
  • Севастопольские рассказы
  • Семейное счастие
  • Смерть Ивана Ильича
  • Старый дед и внучек
  • Три медведя
  • Три смерти
  • Утро помещика
  • Филипок
  • Хаджи-Мурат
  • Холстомер
  • Царь и рубашка
  • Чем люди живы
  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир
  • Юность

Поучительная история для детей

В 1880 году, в возрасте 52 лет, написал Лев Толстой «Прыжок». Жанр этого произведения — рассказ. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ — это правдивая история, быль. Герои рассказа — праздные матросы (толпа), 12-летний сын капитана, капитан судна и озорная обезьянка.

Текст состоит из 4 частей:

  • Вступление — обрисовка места событий и действующих лиц.
  • Завязка — озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна. Все смеются. Мальчишка уязвлен и раздосадован, начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свое добро.
  • Кульминация — увлекшись, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна. Он в серьезной опасности. Ясно представить огромный риск для жизни ребенка поможет информация: высота мачты на судне, которое описывает в рассказе Толстой «Прыжок», могла достигать 25 м (это высота 8-ми этажного дома), палубы были сделаны из твердых («каменных») пород дерева.
  • Развязка — решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну.

Рассказ «Прыжок» (Толстой): краткое содержание

Корабль возвращался из кругосветного плавания. Стоял тихий день. Матросы скучали на палубе. Неожиданно для всех шустрая обезьяна забрала у 12-летнего сына капитана его шляпу и вместе с трофеем стала взбираться вверх по мачтам. Народ развеселился. Раззадоренный и уязвленный насмешками мальчуган бросился догонять обезьяну. В пылу погони он забрался на верх самой высокой мачты судна! Матросы не на шутку испугались, что мальчишка потеряет равновесие и разобьется о палубу судна. Вдруг из каюты вышел капитан — отец парня. С ходу оценив всю серьезность ситуации, он направил на сына ружье и закричал, чтобы тот, не мешкая, прыгал в море. Мальчик прыгнул. Матросы кинулись в воду и спасли его. А капитан, увидев, что сыну больше не грозит опасность, закрыл лицо руками и убежал в каюту. Кратко, но ярко, емко и весьма поучительно написал Толстой «Прыжок».

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Слушаем аудиозапись произведения.

После чтения делается не­большая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями:

— Ка­кие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышле­ние детей, задается проблемный вопрос:

— Из-за чего мальчик совершил прыжок?

(В ходе предварительного об­суждения ребята высказывают свои предположения: из-за обе­зьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст).

— Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из круго­светного путешествия?

(Эти детали помогают понять настрое­ние людей на палубе: люди психологически и физически ус­тали от многомесячного путешествия, им хочется новых впе­чатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обе­зьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту).

— Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

(Он сын капитана, ему 12 лет).

— Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали?

(Сын капитана — значит, его все знают на корабле, и он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет — начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого ха­рактера) со стороны окружающих).

— Почему мальчик полез за обезьянкой? (Возможные варианты ответов):

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Уяснение мотива поступка героя.

Работа с ней требует вни­мательного перечитывания основной части рассказа.

В завер­шении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса:

— Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?

(Чи­татели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьян­кой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца).

— Почему в конце рассказа ничего не говорится об обезь­янке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа?

(Обезь­янка — не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится).

Характеристика героя.

— Каким, предстает мальчик в этом рассказе?

Для этого предлагается работа с тестовым заданием:

«Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Вы­берите те, которые считаете главными, объясните свой выбор».

(Текст задания написан на доске и распечатан для каждого уче­ника).

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять свое достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

— Похож ли мальчик на отца-капитана?

Работа в группах.

Прочитайте пословицы, и выберите те, которые подходят к нашему тексту. Докажите!

Будь храбр по уму и сердцу.

Гордится отец, что сын — храбрец.

Кому потеха, а мне не до смеха.

Характеры героев

В каждом своем произведении описывает интересные и неординарные людские характеры писатель Л.Н. Толстой. «Прыжок» — не исключение.

Так, матросы (народ, толпа) — недальновидные, любящие развлечения и насмешки. Мальчик — 12-летний сын капитана — гордый, смелый, юный, безрассудный, азартный, его психологический настрой — «я могу, мне все по плечу». Как сын капитана, мальчик чувствует свою значимость в социуме, боится подвести отца.

Капитан очень любит своего сына, способен на решительные действия. Это человек дела, он имеет очень быструю реакцию, умеет молниеносно сориентироваться и не боится принимать решения. Умный, гордый и независимый.

Выводы по тексту

Рассказ Толстого «Прыжок» — очень глубокомысленное и поучительное произведение. Если вдуматься, то станет ясно, что мальчишке вовсе не жаль было шляпы. Что же его подтолкнуло на столь безрассудный поступок? Это насмешки матросов и нежелание подвести отца. Он, гордый и смелый, неустрашимо ринулся защищать свое достоинство. Но совершил необдуманный поступок, который чуть не стоил ему жизни. И только решительные действия капитана — любящего отца — предотвратили трагедию.

Неспроста написал для детей Лев Николаевич Толстой «Прыжок». Он призывает юных безрассудных смельчаков не предавать значения насмешкам праздной толпы, сопоставлять цель с риском, обдумывать свои действия, не поддаваться сиюминутной обиде. И еще делает акцент на том, что любящие родители всегда спешат на помощь своим чадам, стараются защитить их от беды.

Вопросы и ответы по тексту

  1. Где происходит основное действие рассказа «Прыжок»? (На палубе корабля).
  2. Откуда возвращался корабль? (Из кругосветного путешествия. Это важное уточнение, поскольку по нему можно оценить примерное строение судна, высоту основной мачты).
  3. Каков возраст парнишки — сына капитана? (Ему исполнилось 12 лет).
  4. Кто был отец мальчика? (Капитан корабля).
  5. Что побудило мальчугана броситься отбирать у обезьяны шляпу и в погоне взбираться все выше и выше? (Имея сильно развитое чувство собственного достоинства, он, в силу своей юности, не смог вытерпеть насмешки матросов).
  6. На какую приблизительно высоту забрался мальчишка? (На высоту 8-ми этажного дома).
  7. Почему капитал не заплакал, когда увидел, какая беда грозит его сыну, а заплакал уже после того, как опасность отступила? (Его целью было спасти своего сына. Он не позволил себе расслабиться. После он заплакал от избытка чувств, радуясь, что любимый сын избежал смертельной опасности).
  8. Что хотел сказать читателям Толстой своим рассказом «Прыжок»? (Не стоит поддаваться безрассудству из-за глупых насмешек окружающих).

Л.Н. Толстой «Прыжок». Как работать над сюжетом?

  • 8 октября 2009

Работа над сюжетом является традиционной для начальной школы. Однако типичный недочет в работе учителя заключается в том, что основное внимание педагог уделяет только установлению временной последовательности изображенных событий.
Целесообразно напомнить, что сюжет в литературном произведении выполняет две главные функции: во-первых, через сюжет и его элементы раскрывается конфликт произведения, важнейшая сторона художественного содержания. Во-вторых, именно через движение сюжетных событий раскрываются характеры персонажей, устанавливаются отношения и связи между ними.

Поэтому, обращаясь к сюжету, учитель должен стремиться помочь школьникам не только понять последовательность событий, но и постичь причинно-следственные связи между этими событиями, сложные отношения между персонажами, помочь выявить сущность противоречий и столкновений между ними, а, следовательно, и логику развития характеров. Все вместе это должно вести к постижению авторской идеи.

Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей; создание диафильма, сценария для инсценирования текста.

Приведем пример работы над сюжетом рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»

Традиционно при работе с этм текстом учитель идет по пути воспроизведения основных сюжетных коллизий произведения. Однако постижение логики сюжета требует более глубокого осмысления сюжетных эпизодов.

Необходимо вести учащихся от первоначального, поверхностного прочтения к глубинам толстовского психологического анализа человеческих характеров. При этом в работу включается анализ основных элементов сюжета, наиболее значимых в раскрытии конфликта произведения (экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия).

В результате такого перечитывания рассказа дети должны прийти к пониманию авторского замысла. Толстой изображает конфликт между толпой на палубе корабля, «народом», скучающим и ожидающим развлечений, и двенадцатилетним мальчиком, «сыном капитана», по воле случая оказавшимся в роли «маленькой обезьянки».

Писатель раскрывает логику его характера, мотивы его поведения. Он показывает внутренние муки выбора поведения мальчика («он не знал, плакать ему или смеяться») и впервые в отрочестве остро осознаваемое чувство собственного достоинства, обостренно гордого «я», заставляющего героя начать мальчишеское соревнование, переходящее в смертельно опасную игру.

При таком анализе читатель понимает, что герой вступает в состязание не с обезьяной, а с людьми, «народом». Анализ текста помогает читателю постичь психологический конфликт произведения. В кульминационный момент, когда «все замерли», «кто-то ахнул от страха», наиболее ярко проявляется характер героя – безрассудного, отважного, гордого, истинного сына капитана. Именно кульминация отражает, как меняется настроение людей и их отношение к мальчику, в минуту смертельной опасности осознающих разницу между жизнью обезьянки и человека.

Финал рассказа, рисующий поведение отца-капитана, заставляет читателя вновь вернуться к завязке действия и понять истинные мотивы поведения героя, который в силу своего возраста и места на корабле не мог поступить иначе. Характер капитана-отца, гордого, решительного, не желающего демонстрировать своей человеческой слабости, как бы спроецировался на характер его сына, но проявился в форме столь естественного в подростковом возрасте мальчишеского безрассудства и «задора».

Такое «акцентное вычитывание» текста должно вести читателей от детского, наивного восприятия «Прыжка» как рассказа «о мальчике и обезьянке» к пониманию психологической глубины толстовского рассказа, художественному исследованию человеческих характеров и отношений.

Рассмотрим вариант урока по этой теме и способы приобщения учащихся к особенностям психологической прозы Толстого.

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Задачи:

  • раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;
  • совершенствовать умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
  • развивать воссоздающее и творческое воображение.

Ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию текста можно предложить рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно: обратить внимание детей на конструкцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, когда мальчик мог сорваться с огромной высоты. Учитель также рассказывает школьникам, что в ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

Выразительное чтение рассказа учителем или просмотр видеоклипа.

После чтения небольшая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями: Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, учитель задает им проблемный вопрос: Из-за чего мальчик совершил прыжок? В ходе предварительного обсуждениея дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.

Последующее комментированное чтение рассказа и беседа строятся на основе следующих вопросов.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Он сын капитана, ему 12 лет. Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали? Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет – начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих.

Почему же мальчик полез за обезьянкой? Возможные варианты ответов:

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Для того чтобы уяснить мотивы поступка героя, требуется внимательное перечитывание основной части рассказа. В завершении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса: «Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?» Читатели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца.

Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.

На этом этапе можно обобщить представления учащихся о главном герое: Каким предстает мальчик в этом рассказе? Для этого можно предложить им работу с тестовым заданием: «Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор». Текст задания написан на доске или распечатан для каждого ученика.

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор,

стремление отстоять свое достоинство,

упрямство, желание покрасоваться, глупость,

желание доказать, что он сын капитана.

Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:

  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.

Похож ли мальчик на отца-капитана? Перечитывание эпизодов, связанных с поведением отца, и анализ качеств капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом.

Под руководством учителя дети приходят к выводу, что своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истинной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому возрасту.

В продолжение работы по анализу образа героя учитель может предложить творческое задание: Пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если корабль встретится с пиратами или попадет в бурю? Это задание направлено на развитие творческого воображения учащихся, а также на осмысление ими таких качеств героя, как отвага, смелость, бесстрашие, упрямство, воля.

Каково твое отношение к герою? Самостоятельные размышления учащихся, демонстрирующие их личностые оценки характера персонажа, описанного Толстым.

В качестве домашнего задания можно предложить творческий пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.

Автор: Е.В. Посашкова, кандидат филологических наук

https://www.lit-studia.ru/

Цель: Знакомство с рассказом. Способствовать полноценному восприятию рассказа.

Задачи:1)Выявить жанровые особенности рассказа (реальность происходящего, развитие   действия от завязки до развязки), обнаружить нравственную проблему (выбор отца).

        2) Подготовить к подробному пересказу (деление текста на части, выделение главных событий в каждой части, наблюдения за нарастанием эмоционального напряжения).

      3)Развивать связанную речь учащихся, обогащать активный словарь детей.

4)Воспитывать чувство сопереживания героям рассказа.

План урока

1.Орг. момент.        (2 мин.)

Проверка домашнего задания.

2. Подготовка к восприятию текста.(2 мин.)

3.Первичное восприятие.(7мин.)

4.Выявление первичного восприятия. Словарная работа.(5 мин.)

5.Постановка учебной задачи.(1 мин.)

6.Вторичное восприятие и анализ текста.(17 мин.)

7.Составление плана рассказа.(5 мин.)

8.Подведение итогов.(3 мин.)

9. Домашнее задание.(1мин.)

Оборудование:

  • Портрет Л.Н.Толстого.
  • Макет парусника.
  • Иллюстрации к рассказу.
  • Учебник
  • Толковые словари
  • Карточки с пунктами плана рассказа.
  • Карточки со словами: парусник, мачта, каюта, аршин, завязка, кульминация, развязка.

Использованная литература:

  • Воюшина М.П. Изучение литературы в первом классе. Ч.2.-СПб., «Папирус», 1997.
  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., Экспо – Пресс,2000.    
  • Краткий толковый словарь русского языка./ Под ред.В.В.Розановой.- М., Русский язык, 1988.

        ХОД      УРОКА

1.Орг. момент

2.Проверка д. /З.

На прошлом уроке мы узнали о детстве Л.Н.Толстого. Дома вы готовили сообщения о жизни и творчестве писателя. Что интересного вам удалось узнать?

( сообщение об авторе, подготовленное учеником)

3.Подготовка к восприятию текста

-Из истории мореходства: КОРАБЛЬ-ПАРУСНИК-основное средство морских плаваний (демонстрация макета парусника).

Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах перекладины, на которых держатся паруса. Скорость движения парусного корабля была небольшой, плавание продолжалось долго. Иногда команда приобретала в жарких странах обезьянку, которая потешала команду в свободное от службы время. Но часто проказы зверя становились причиной неприятных  происшествий. Об одном из них мы узнаем, прочитав   рассказ Л.Н.Толстого « Прыжок».

4) Первичное восприятие. Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок».

5) Выявление первичного восприятия. Словарная работа.

-Понравился ли вам рассказ? Как вы думаете, кто виноват в том, что мальчик чуть не погиб?

-Все ли слова в рассказе были вам понятны? Давайте выясним значения некоторых слов? В этом нам помогут толко-вые словари. (Дети читают, записанные на доске, выдержки из словаря)

Мачта — высокий столб на судне (для парусов и других целей). Кр. толк. словарь стр.95

Каюта – комната на судне.   Кр. толк. словарь стр.77

Аршин – погонная мера, четыре вершка (верх пальца), длина всей руки от плеча, вольный шаг

 человека,71,1 см.  Толк. словарь Даля стр.21

8)Постановка учебной задачи.

Ребята, сегодня мы будем готовиться к пересказу этого рассказа. С чего мы начнем? Нужно внимательно перечитать текст.

 7)Вторичное восприятие и анализ текста.

-Какие чувства вызвал у тебя рассказ? (Возможно, дети укажут на смену чувств по ходу чтения рассказа)

— Прочитаем 1 часть рассказа (до слов «…смеяться ему или плакать»)

 Какое настроение у вас вызывает эта часть? Какие чувства испытывает мальчик, окружающие его люди в этой части? Подтверди словами текста. Что сообщает автор о возрасте мальчика? (12 лет) Какое чувство мог вызвать смех матросов у двенадцатилетнего мальчика? (оскорбление, раздражение, обида)

На доске — иллюстрации к рассказу.

— Какой из рисунков подходит к этой части рассказа? Объясни свой выбор.

-Это завязка рассказа, начало. ( Под первым рисунком – карточка)

Прочитай 2 часть (до слов « …головой вниз и прыгнул»).

-Какие чувства ты испытывал, читая?

-Какое чувство руководило мальчиком в начале этой части? Почему? Прочитай, как об этом пишет автор.

 Какие чувства охватили мальчика во время погони? Найди слова, которые показывают его чувства (Раззадорился, опомнился и т.д.)

-Подбери слова – синонимы, близкие по смыслу. (Увлёкся, забыл обо всём…)

-Одобряешь ли ты поступок мальчика? Почему?

-Как изменились чувства матросов в этой части? Как Толстой показывает смену настроения? («Все замерли от страха»)

-Поняв, что поступок мальчика может обернуться трагедией, что предприняли матросы? («Все молча смотрели на него и ждали, что будет».)

-Для чего Толстой использует в следующем абзаце слово «вдруг»? (неожиданность, подчеркивает важность событий, привлекает наше внимание к ним).

-Какое чувство охватило мальчика, когда он «опомнился»?

-Знал ли отец мальчика о происходящем на палубе? (нет, так как он был в каюте)

-Какое чувство пережил капитан, увидев сына на макушке мачты? Его приказ- это жестокость или забота? Почему ты так думаешь? (Дети могут назвать два варианта ответа) Хорошо, мы еще раз вернемся к этому вопросу.

-Как ты считаешь, кто главный герой рассказа  мальчик или отец? Почему?

-Прочитай самый напряженный момент этой части. Это кульминация рассказа.

-Какой из рисунков на доске наиболее точно отражает содержание 2 части рассказа?

-Прочитай, чем закончился рассказ, его развязку.

Какое чувство овладевает во время чтения? Почему?

-Почему Толстой пишет: « шлёпнулось тело мальчика», «вынырнуло тело мальчика»? (Автор подчеркивает опасность такого прыжка).

-Какие слова использует Лев Николаевич, чтобы передать напряженность этой минуты? («Точно пушечное ядро», «Секунд через сорок…»)

— Прочитай еще раз последний абзац. Какие чувства «душат» капитана? Чем являлся приказ капитана своему сыну — заботой или жестокостью?

8)Составление плана рассказа.

-Перед вами лежат карточки. Прочитай предложения, которые на них написаны:

  • Спасение мальчика.
  • Проделка обезьяны.
  • «Прыгай или застрелю».
  • Отважные моряки.
  • Все замерли от страха.
  • Веселая обезьянка.

Выбери те, которые могут быть названиями частей текста.

-Какое название выбрали для первой части, завязки? Какой из вариантов наиболее удачен? Почему? (также обсуждаются названия для 2 и 3 части рассказа, на доске под рисунками появляется план)

-Прочитай план целиком.

9) Подведение итогов.

Итак, мы еще раз прочитали рассказ. Переживали вместе с героями их чувства.

Увидели, что за каждым словом в рассказе стоит «бездна смысла».

Сегодня мы учились быть  внимательными читателями, что поможет нам при передаче содержания рассказа (при подготовке к пересказу).

8)Домашнее задание.

 Прочитайте дома рассказ еще раз. Подготовьтесь его пересказывать.

  • Где и когда происходит действие рассказа чистый понедельник в москве весной в москве зимой
  • Где и когда происходит действие рассказа любови онисимовны
  • Где и когда происходит действие рассказа гранатовый браслет тест с ответами
  • Где и когда происходили события сказки черная курица или подземные жители
  • Где и когда попал в плен андрей соколов в рассказе судьба человека