Где любовь там и бог сочинение рассуждение

Сочинение: Толстой Где любовь, там и Бог

Лев Николаевич Толстой

Где любовь, там и бог

Толстой Лев Николаевич

Где любовь, там и бог

Л.Н.Толстой

ГДЕ ЛЮБОВЬ, ТАМ И БОГ

Жил в городе сапожник Мартын Авдеич. Жил он в подвале, в горенке об одном окне. Окно было на улицу. В окно видно было, как проходили люди; хоть видны были только ноги, но Мартын Авдеич по сапогам узнавал людей. Мартын Авдеич жил давно на одном месте, и знакомства много было. Редкая пара сапог в околодке не побывала и раз и два у него в руках. На какие подметки подкинет, на какие латки положит, какие обошьет, а другой раз и новые головки сделает. И часто в окно он видал свою работу. Работы было много, потому что работал Авдеич прочно, товар ставил хороший, лишнего не брал и слово держал. Если может к сроку сделать ‑ возьмется, а нет, так и обманывать не станет, вперед говорит. И знали все Авдеича, и у него не переводилась работа. Авдеич и всегда был человек хороший, но под старость стал он больше о душе своей думать и больше к богу приближаться. Еще когда Мартын у хозяина жил, померла у него жена. И остался после жены один мальчик ‑ трех годов. Дети у них не жили. Старшие все прежде померли. Хотел сначала Мартын сынишку сестре в деревню отдать, потом пожалел ‑ подумал: «Тяжело будет Капитошке моему в чужой семье расти, оставлю его при себе». И отошел Авдеич от хозяина и стал с сынишкой на квартире жить. Да не дал бог Авдеичу в детях счастья. Только подрос мальчик, стал отцу помогать, только бы на него радоваться, напала на Капитошку болезнь, слег мальчик, погорел недельку и помер. Схоронил Мартын сына и отчаялся. Так отчаялся, что стал на бога роптать. Скука такая нашла на Мартына, что не раз просил у бога смерти и укорял бога за то, что он не его, старика, прибрал, а любимого единственного сына. Перестал Авдеич и в церковь ходить. И вот зашел раз к Авдеичу от Троицы земляк‑старичок ‑ уж восьмой год странствовал. Разговорился с ним Авдеич и стал ему на свое горе жаловаться.

‑ И жить, ‑ говорит, ‑ божий человек, больше неохота. Только бы помереть. Об одном бога прошу. Безнадежный я остался теперь человек.

И сказал ему старичок:

‑ Не хорошо ты говоришь, Мартын, нам нельзя божьи дела судить. Не нашим умом, а божьим судом. Твоему сыну судил бог помереть, а тебе ‑ жить. Значит, так лучше. А что отчаиваешься, так это оттого, что ты для своей радости жить хочешь.

‑ А для чего же жить‑то? ‑ спросил Мартын. И старичок сказал:

‑ Для бога, Мартын, жить надо. Он тебе жизнь дает, для него и жить надо. Когда для него жить станешь, ни о чем тужить не станешь, и все тебе легко покажется.

Помолчал Мартын и говорит:

‑ А как же для бога жить‑то?

И сказал старичок:

‑ А жить как для бога, то нам Христос показал. Ты грамоте знаешь? Купи Евангелие и читай, там узнаешь, как для бога жить. Там все показано.

И запали эти слова в сердце Авдеичу. И пошел он в тот же день, купил себе Новый завет крупной печати и стал читать.

Хотел Авдеич читать только по праздникам, да как начал читать, так ему на душе хорошо стало, что стал каждый день читать. Другой раз так зачитается, что в лампе весь керосин выгорит, и все от книги оторваться не может. И стал так читать Авдеич каждый вечер. И что больше читал, то яснее понимал, чего от него бог хочет и как надо для бога жить, и все легче и легче ему становилось на сердце. Бывало, прежде, спать ложится, охает он и крехчет и все про Капитошку вспоминает, а теперь только приговаривает: «Слава тебе, слава тебе, господи! Твоя воля». И с той поры переменилась вся жизнь Авдеича. Бывало прежде, праздничным делом захаживал и он в трактир чайку попить, да и от водочки не отказывался. Выпьет, бывало, с знакомым человеком и хоть не пьян, а все‑таки выходил из трактира навеселе и говаривал пустое: и окрикнет и 1000 оговорит человека. Теперь все это само отошло от него. Жизнь стала его тихая и радостная. С утра садится за работу, отработает свое время, снимет лампочку с крючка, поставит на стол, достанет с полки книгу, разложит и сядет читать. И что больше читает, то больше понимает и то яснее и веселее на сердце.

Случилось раз, поздно зачитался Мартын. Читал он Евангелие от Луки. Прочел он главу шестую, прочел он стихи: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую; и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй ваять и рубашку. Всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твое не требуй назад. И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Прочел и дальше те стихи, где господь говорит:

«Что вы зовете меня: господи, господи! и не делаете того, что я говорю? Всякий приходящий ко мне, слушающий слова мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое».

Прочел эти слова Авдеич, и радостно ему стало на душе. Снял он очки, положил на книгу, облокотился на стол и задумался. И стал он примерять свою жизнь к словам этим. И думает сам с собой:

‑ Что, мой дом на камне или на песке? Хорошо, как на камне. И легко так‑то, один сидишь, кажется, все и сделал, как бог велит, а рассеешься ‑ и опять согрешишь. Все ж буду тянуться. Уж хорошо очень. Помоги мне господи!

Подумал он так, хотел ложиться, да жаль было оторваться от книги. И стал читать еще 7‑ю главу. Прочел он про сотника, прочел про сына вдовы, прочел про ответ ученикам Иоанновым и дошел до того места, где богатый фарисей позвал господа к себе в гости, и прочел о том, как женщина‑грешница помазала ему ноги и омывала их слезами, и как он оправдал ее. И дошел он до 44‑го стиха и стал читать; «И обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты сию женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды мне на ноги не дал; а она слезами облила мне ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования мне не дал, а она с тех пор, как я пришел, не перестает целовать у меня ноги. Ты головы мне маслом не помазал; а она миром помазала мне ноги». Прочел он эти стихи и думает: «Воды на ноги не дал, целования не дал, головы маслом не помазал…»

И опять снял очки Авдеич, положил на книгу и опять задумался.

«Такой же, видно, как я, фарисей‑то был. Тоже, я чай, только об себе помнил. Как бы чайку напиться, да в тепле, да в холе, а нет того, чтобы об госте подумать. Об себе помнил, а об госте и заботушки нет. А гость‑то кто? Сам господь. Кабы ко мне пришел, разве я так бы сделал?»

И облокотился на обе руки Авдеич и не видал, как задремал.

‑ Мартын! ‑ вдруг как задышало что‑то у него над ухом.

Встрепенулся Мартын спросонок:

‑ Кто тут?

Повернулся он, взглянул на дверь ‑ никого. Прикурнул он опять. Вдруг явственно слышит:

‑ Мартын, а Мартын! смотри завтра на улицу, приду.

Очнулся Мартын, поднялся со стула, стал протирать глаза. И не знает сам, во сне или наяву слышал он слова эти. Завернул он лампу и лег спать.

Наутро до света поднялся Авдеич, помолился богу, истопил печку, поставил щи, кашу, развел самовар, надел фартук и сел к окну работать. Сидит Авдеич, работает, а сам все про вчерашнее думает. И думает надвое: то думает померещилось, а то думает, что и вправду слышал он голос. «Что ж, думает, бывало и это».

Сидит Мартын у окна, и столько не работает, сколько в окно смотрит, и как пройдет кто в незнакомых сапогах, изогнется даже, выглядывает из окна, чтобы не одни ноги 1000, а и лицо увидать. Прошел дворник в новых валенках, прошел водовоз, потом поравнялся с окном старый солдат николаевский в обшитых старых валенках с лопатой в руках. По валенкам узнал его Авдеич. Старика звали Степанычем, и жил он у соседнего купца из милости. Положена ему была должность дворнику помогать. Стал против Авдеичева окна Степаныч счищать снег. Посмотрел на него Авдеич и опять взялся за работу.

‑ Вишь, одурел, видно, я со старости, ‑ сам на себя посмеялся Авдеич. Степаныч снег чистит, а я думаю, Христос ко мне идет. Совсем одурел, старый хрыч.

Однако стежков десяток сделал Авдеич, и опять тянет его в окно посмотреть. Посмотрел опять в окно, видит, Степаныч прислонил лопату к стене, и сам не то греется, не то отдыхает.

Человек старый, ломаный, видно, и снег‑то сгребать силы нет. Подумал Авдеич: напоить его разве чайком, кстати и самовар уходить хочет. Воткнул Авдеич шило, встал, поставил на стол самовар, залил чай и постучал пальцем в стекло. Степаныч обернулся и подошел к окну. Авдеич поманил его и пошел отворить дверь.

‑ Войди, погрейся, что ль, ‑ сказал он. ‑ Озяб, чай.

‑ Спаси Христос, и то ‑ кости ломят, ‑ сказал Степаныч.

Вошел Степаныч, отряхнулся от снега, стал ноги вытирать, чтобы не наследить на полу, а сам шатается.

‑ Не трудись вытирать. Я подотру, наше дело такое, проходи, садись, сказал Авдеич. ‑ Вот чайку выпей.

И Авдеич налил два стакана и подвинул один гостю, а сам вылил свой на блюдечко и стал дуть.

Выпил Степаныч свой стакан, перевернул дном кверху, и на него положил огрызок, и стал благодарить. А самому, видно, еще хочется.

‑ Кушай еще, ‑ сказал Авдеич и налил еще стакан и себе и гостю.

Пьет Авдеич свой чай, а сам нет‑нет на улицу поглядывает.

‑ Али ждешь кого? ‑ спросил гость.

‑ Жду кого? И сказать совестно, кого жду: жду не жду, а запало мне в сердце слово одно. Виденье или так, сам не знаю. Видишь ли, братец ты мой; читал я вчера Евангелие про Христа‑батюшку, как он страдал, как по земле ходил. Слыхал ты, я чай?

‑ Слыхать слыхал, ‑ отвечал Степаныч, ‑ да мы люди темные, грамоте не знаем.

‑ Ну вот, читал я про самое то, как он по земле ходил, читаю я, знаешь, как он к фарисею пришел, а тот ему встречи не сделал. Ну так вот, читал, братец ты мой, я вчера про это самое и подумал: как Христа‑батюшку честь честью не принял. Доводись, к примеру, мне или кому, думаю, и не знал бы, как принял. А он и приему не сделал. Вот подумал я так‑то и задремал. Задремал я, братец ты мой, и слышу, по имени кличет; поднялся я, голос, ровно шепчет кто‑то, жди, говорит, завтра приду. Да до двух раз. Ну вот, веришь ли, запало мне это в голову ‑ сам себя браню, и все жду его, батюшку.

Степаныч покачал головой и ничего не сказал, а допил свой стакан и положил его боком, но Авдеич опять поднял стакан и налил еще.

‑ Кушай на здоровье. Ведь тоже думаю, когда он, батюшка, по земле ходил, не брезговал никем, а с простым народом больше водился. Все по простым ходил, учеников‑то набирал все больше из нашего брата, таких же, как мы, грешные, из рабочих. Кто, говорит, возвышается, тот унизится, а кто унижается, тот возвысится. Вы меня, говорит, господом называете, а я, говорит, вам ноги умою. Кто хочет, говорит, быть первым, тот будь всем слуга. Потому что, говорит, блаженны нищие, смиренные, кроткие, милостивые.

Забыл свой чай Степаныч, человек он был старый и мягкослезный. Сидит, слушает, а по лицу слезы катятся.

‑ Ну, кушай еще, ‑ сказал Авдеич. Но Степаныч перекрестился, поблагодарил, отодвинул стакан и встал.

‑ Спасибо тебе, ‑ говорит, ‑ Мартын Авдеич, угостил ты меня, и душу, и тело насытил.

‑ Милости просим, заходи другой раз, рад гостю, ‑ сказал Авдеич.

Степаныч ушел, а Мартын сл 1000 ил последний чай, допил, убрал посуду и опять сел к окну за работу ‑ строчить задник. Строчит, а сам все поглядывает в окно ‑ Христа ждет, все о нем и об его делах думает. И в голове у него все Христовы речи разные.

Прошли мимо два солдата, один в казенных, другои в своих сапогах, прошел потом в чищеных калошах хозяин из соседнего дома, прошел булочник с корзиной. Все мимо прошли, и вот поравнялась еще с окном женщина в шерстяных чулках и в деревенских башмаках. Прошла она мимо окна и остановилась у простенка. Заглянул на нее из‑под окна Авдеич, видит: женщина чужая, одета плохо и с ребенком, стала у стены к ветру спиной и укутывает ребенка, а укутывать не во что. Одежа на женщине летняя, да и плохая. И из‑за рамы слышит Авдеич, ребенок кричит, и она его уговаривает, никак уговорить не может. Встал Авдеич, вышел в дверь и на лестницу и кликнул:

‑ Умница! а умница! ‑ Женщина услыхала и обернулась. ‑ Что же так на холоду с ребеночком стоишь? Заходи в горницу, в тепле‑то лучше уберешь его. Сюда вот.

Удивилась женщина. Видит, старик старый в фартуке, очки на носу, зовет к себе. Пошла за ним.

Спустились под лестницу, вошли в горницу, провел старик женщину к кровати.

‑ Сюда, ‑ говорит, ‑ садись, умница, к печке ближе ‑ погреешься и покормишь младенца‑то.

‑ Молока‑то в грудях нет, сама с утра не ела, ‑ сказала женщина, а все‑таки взяла к груди ребенка.

Покачал головой Авдеич, пошел к столу, достал хлеб, чашку, открыл в печи заслонку, налил в чашку щей, вынул горшок с кашей, да не упрела еще, налил одних щей и поставил на стол. Достал хлеба, снял с крючка утирку и на стол положил.

‑ Садись, ‑ говорит, ‑ покушай, умница, а с младенцем я посижу, ведь у меня свои дети были ‑ умею с ними нянчиться.

Перекрестилась женщина, села к столу и стала есть, а Авдеич присел на кровать к ребенку. Чмокал, чмокал ему Авдеич губами, да плохо чмокается, зубов нету. Все кричит ребеночек. И придумал Авдеич его пальцем пугать, замахнется‑замахнется на него пальцем прямо ко рту и прочь отнимет. В рот не дает, потому палец черный, в вару запачкан. И засмотрелся ребеночек на палец и затих, а потом и смеяться стал. И обрадовался и Авдеич. А женщина ест, а сама рассказывает, кто она и куда ходила.

‑ Я, ‑ говорит, ‑ солдатка, мужа восьмой месяц угнали далеко, и слуха нет. Жила в кухарках, родила. С ребенком не стали держать. Вот третий месяц бьюсь без места. Проела все с себя. Хотела в кормилицы ‑ не берут: худа, говорят. Ходила вот к купчихе, там наша бабочка живет,, так обещала взять. Я думала совсем. А она велела на той неделе приходить. А живет далеко. Изморилась и его, сердечного, замучила. Спасибо, хозяйка жалеет нас за‑ради Христа на квартире. А то бы и ие знала, как прожить.

Воздохнул Авдеич и говорит:

‑ А одежи‑то теплой али нет?

‑ Пора тут, родной, теплой одеже быть. Вчера платок последний за двугривенный заложила.

Подошла женщина к кровати и взяла ребенка, а Авдеич встал, пошел к стенке, порылся, принес старую поддевку.

‑ На, ‑ говорит, ‑ хоть и плохая штука, а все пригодится завернуть.

Посмотрела женщина на поддевку, посмотрела на старика, взяла поддевку и заплакала. Отвернулся и Авдеич; полез под кровать, выдвинул сундучок, покопался в нем и сел опять против женщины.

И сказала женщина:

‑ Спаси тебя Христос, дедушка, наслал, видно, он меня под твое окно. Заморозила бы я детище. Вышла я, тепло было, а теперь вот как студено завернуло. И наставил же он, батюшка, тебя в окно поглядеть и меня, горькую, пожалеть.

Усмехнулся Авдеич и говорит:

‑ И то он наставил. В окно‑то я, умница, неспроста гляжу.

И рассказал Мартын и солдатке свой сон, и как он голос слышал, что обещался нынешний день господь прийти к нему.

‑ Все мо 1000 жет быть, ‑ сказала женщина, встала, накинула поддевку, завернула в нее детище и стала кланяться и опять благодарить Авдеича.

‑ Прими, ради Христа, ‑сказал Авдеич и подал ей двугривенный ‑ платок выкупить. Перекрестилась женщина, перекрестился Авдеич и проводил женщину.

Ушла женщина; поел Авдеич щей, убрался и сел опять работать. Сам работает, а окно помнит, как потемнеет в окне, сейчас и взглядывает, кто прошел. Проходили и знакомые, проходили и чужие, и не было никого особенного.

И вот, видит Авдеич: против самого его окна остановилась старуха, торговка. Несет лукошко с яблоками. Немного уж осталось, видно, все распродала, а через плечо держит мешок щепок. Набрала, должно быть, где на постройке, к дому идет. Да, видно, оттянул ей плечо мешок; захотела на другое плечо переложить, спустила она мешок на панель, поставила лукошко с яблоками на столбике и стала щепки в мешке утрясать. И пока утрясала она мешок, откуда ни возьмись, вывернулся мальчишка в картузе рваном, схватил из лукошка яблоко и хотел проскользнуть, да сметила старуха, повернулась и сцапала малого за рукав. Забился мальчишка, хотел вырваться, да старуха ухватила его обеими руками, сбила с него картуз и поймала за волосы. Кричит мальчишка, ругается старуха. Не поспел Авдеич шила воткнуть, бросил на пол, выскочил в дверь, даже на лестницу спотыкнулся и очки уронил. Выбежал Авдеич на улицу: старуха малого треплет за вихры и ругает, к городовому вести хочет; малый отбивается и отпирается.

‑ Я, ‑ говорит, ‑ не брал, за что бьешь, пусти.

Стал их Авдеич разнимать, взял мальчика за руку и говорит:

‑ Пусти его, бабушка, прости его, ради Христа!

‑ Я его так прощу, что он до новых веников не забудет. В полицию шельмеца сведу.

Стал Авдеич упрашивать старуху:

‑ Пусти, ‑ говорит, ‑ бабушка, он вперед не будет. Пусти ради Христа!

Пустила его старуха, хотел мальчик бежать, но Авдеич придержал его.

‑ Проси, ‑ говорит, ‑ у бабушки прощенья. И вперед не делай, я видел, как ты взял.

Заплакал мальчик, стал просить прощенья.

‑ Ну, вот так. А теперь яблоко на, вот тебе.

И Авдеич взял из лукошка и дал мальчику.

‑ Заплачу, бабушка, ‑ сказал он старухе.

‑ Набалуешь ты их так, мерзавцев, ‑ сказала старуха. ‑ Его так наградить надо, чтобы он неделю на задницу не садился.

‑ Эх, бабушка, бабушка, ‑ сказал Авдеич. ‑ По‑нашему‑то так, а по‑божьему не так. Коли его за яблоко высечь надо, так с нами‑то за наши грехи что сделать надо?

Замолчала старуха.

И рассказал Авдеич старухе притчу о том, как хозяин простил оброчнику весь большой долг его, а оброчник пошел и стал душить своего должника. Выслушала старуха, и мальчик стоял слушал.

‑ Бог велел прощать, ‑ сказал Авдеич, ‑ а то и нам не простится. Всем прощать, а несмысленому‑то и поготово.

Покачала головой старуха и вздохнула.

‑ Так‑то так, ‑ сказала старуха, ‑ да уж очень набаловались они.

‑ Так нам, старикам, и учить их, ‑ сказал Авдеич.

‑ Так и я говорю, ‑ сказала старуха. ‑ У меня самой их семеро было, ‑ одна дочь осталась.

И стала старуха рассказывать, где и как она живет у дочери и сколько у ней внучат.

‑ Вот, ‑ говорит, ‑ сила моя уж какая, а все тружусь. Ребят, внучат жалко, да и хороши внучата‑то; никто меня не встретит, как они. Аксютка, так та ни к кому и не пойдет от меня. Бабушка, милая бабушка, сердечная… ‑ И совсем размякла старуха.

‑ Известно, дело ребячье. Бог с ним, ‑ сказала старуха на мальчика.

Только хотела старуха поднимать мешок на плечи, подскочил мальчик и говорит:

‑ Дай я снесу, бабушка, мне по дороге. ‑ Старуха покачала головой и взвалила c3e мешок на мальчика.

И пошли они рядом по улице. И забыла старуха спросить у Авдеича деньги за яблоко. Авдеич стоял и все смотрел на них и слушал, как они шли и что‑то все говорили.

Проводил их Авдеич и вернулся к себе, нашел очкя на лестнице, и не разбились, поднял шило и сел опять за работу. Поработал немного, да уж стал щетинкой не попадать и видит: фонарщик прошел фонари зажигать. «Видно, надо огонь засвечать», ‑ подумал он, заправил лампочку, повесил и опять принялся работать. Докончил один сапог совсем; повертел, посмотрел: хорошо. Сложил струмепт, смел обрезки, убрал щетинки, и концы, и шилья, снял лампу, поставил ее на стол и достал с полки Евангелие. Хотел он раскрыть книгу на том месте, где он вчера обрезком сафьяна заложил, да раскрылась в другом месте. И как раскрыл Авдеич Евангелие, так вспомнился ему вчерашний сон. И только он вспомнил, как вдруг послышалось ему, как будто кто‑то шевелится, ногами переступает сзади его. Оглянулся Авдеич и видит: стоят точно люди в темном углу ‑ стоят люди, а не может разобрать, кто такие. И шепчет ему на ухо голос:

‑ Мартын! А Мартын. Или ты не узнал меня?

‑ Кого? ‑ проговорил Авдеич.

‑ Меня, ‑ сказал голос. ‑ Ведь это я.

И выступил из темного угла Степаныч, улыбнулся и как облачко разошелся, и не стало его…

‑ И это я, ‑ сказал голос.

И выступила из темного угла женщина с ребеночком, и улыбнулась женщина, и засмеялся ребеночек, и тоже пропали.

‑ И это я, ‑ сказал голос.

И выступила старуха и мальчик с яблоком, и оба улыбнулись, и тоже пропали.

И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел:

‑ И взалкал я, и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня…

И внизу страницы прочел еще:

‑ Так как вы сделали это одному из сих братии моих, меньших, то сделали мне (Матфея 25 глава).

И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял его.

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя »

назад (Назад)скачать (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Лев Николаевич ТолстойГде любовь, там и бог

Толстой Лев Николаевич Где любовь, там и бог

Л.Н.Толстой

ГДЕ ЛЮБОВЬ, ТАМ И БОГ

Жил в городе сапожник Мартын Авдеич. Жил он в подвале, в горенке об одном окне. Окно было на улицу. В окно видно было, как проходили люди; хоть видны были только ноги, но Мартын Авдеич по сапогам узнавал людей. Мартын Авдеич жил давно на одном месте, и знакомства много было. Редкая пара сапог в околодке не побывала и раз и два у него в руках. На какие подметки подкинет, на какие латки положит, какие обошьет, а другой раз и новые головки сделает. И часто в окно он видал свою работу. Работы было много, потому что работал Авдеич прочно, товар ставил хороший, лишнего не брал и слово держал. Если может к сроку сделать возьмется, а нет, так и обманывать не станет, вперед говорит. И знали все Авдеича, и у него не переводилась работа. Авдеич и всегда был человек хороший, но под старость стал он больше о душе своей думать и больше к богу приближаться. Еще когда Мартын у хозяина жил, померла у него жена. И остался после жены один мальчик трех годов. Дети у них не жили. Старшие все прежде померли. Хотел сначала Мартын сынишку сестре в деревню отдать, потом пожалел подумал: «Тяжело будет Капитошке моему в чужой семье расти, оставлю его при себе». И отошел Авдеич от хозяина и стал с сынишкой на квартире жить. Да не дал бог Авдеичу в детях счастья. Только подрос мальчик, стал отцу помогать, только бы на него радоваться, напала на Капитошку болезнь, слег мальчик, погорел недельку и помер. Схоронил Мартын сына и отчаялся. Так отчаялся, что стал на бога роптать. Скука такая нашла на Мартына, что не раз просил у бога смерти и укорял бога за то, что он не его, старика, прибрал, а любимого единственного сына. Перестал Авдеич и в церковь ходить. И вот зашел раз к Авдеичу от Троицы землякстаричок уж восьмой год странствовал. Разговорился с ним Авдеич и стал ему на свое горе жаловаться.

И жить, говорит, божий человек, больше неохота. Только бы помереть. Об одном бога прошу. Безнадежный я остался теперь человек.

И сказал ему старичок:

Не хорошо ты говоришь, Мартын, нам нельзя божьи дела судить. Не нашим умом, а божьим судом. Твоему сыну судил бог помереть, а тебе жить. Значит, так лучше. А что отчаиваешься, так это оттого, что ты для своей радости жить хочешь.

А для чего же житьто? спросил Мартын. И старичок сказал:

Для бога, Мартын, жить надо. Он тебе жизнь дает, для него и жить надо. Когда для него жить станешь, ни о чем тужить не станешь, и все тебе легко покажется.

Помолчал Мартын и говорит:

А как же для бога житьто?

И сказал старичок:

А жить как для бога, то нам Христос показал. Ты грамоте знаешь? Купи Евангелие и читай, там узнаешь, как для бога жить. Там все показано.

И запали эти слова в сердце Авдеичу. И пошел он в тот же день, купил себе Новый завет крупной печати и стал читать.

Хотел Авдеич читать только по праздникам, да как начал читать, так ему на душе хорошо стало, что стал каждый день читать. Другой раз так зачитается, что в лампе весь керосин выгорит, и все от книги оторваться не может. И стал так читать Авдеич каждый вечер. И что больше читал, то яснее понимал, чего от него бог хочет и как надо для бога жить, и все легче и легче ему становилось на сердце. Бывало, прежде, спать ложится, охает он и крехчет

  • 1
  • 2
  • 3
  • . . .
  • последняя »

Интересная статья: Быстрое написание курсовой работы


1

Рассказ «Где любовь, там и бог» — какая главная мысль, чему учит (Толстой)?

Какая главная мысль рассказа Льва Толстого «Где любовь, там и бог»?

Чему учит сказка, рассказ Льва Толстого «Где любовь, там и бог»?

Какая мораль, смысл, анализ произведения, книги «Где любовь, там и бог»?

1 ответ:



1



0

Только что впервые прочитал этот рассказ. Думаю, главное в этом произведении не основная мысль, а то чувство, которое передается читателю. Я ясно увидел этих несчастных людей, которым помог герой произведения, оказал милосердие. Великий писатель так описал это, и я словно очутился там и так же страдал, как этот обессилевший отставной солдат, как полураздетая голодная мать, пытающаяся прибрать младенца на ледяном ветру, как мальчишка-озорник, который попался на месте преступления, и как главный герой страдал, когда впал в полнейшее уныние после смерти сына. Он возродился после того, как стал помогать тем, кому еще труднее. В этом вся суть мировоззрения Толстого, помогать тем кому еще тяжелее. Не могу понять, за что его отлучили от церкви и сейчас он до сих пор отлучен?

Читайте также

Небольшой поучительный рассказик Льва Толстого. Пожалуй, его быстрее прочитать, чем написать краткое содержание.

Два купца — бедный и богатый. Первый отдал свой железный товар богатому купцу, чтобы тот присмотрел и сохранил его до приезда. А когда он вернулся, богатый купец, продав этот товар, обманул беднягу, сказав, что железо якобы изгрызли мыши.

Пострадавший купец сделал вид, что поверил, однако при выходе со двора прихватил с собой маленького сына богатого купца.

На беспокойные вопросы богатого о сыне бедный сказал, что видел, как мальчика унес ястреб.

Не поверив этому, богатый купец вынужден был признаться, что железо продал.

Вернул в результате и даже в двойном размере деньги за проданное железо.

Умный бедный купец на хитрость богатого сумел ответить такой же неправдоподобной историей, вернув свое таким образом.

Воровать и обманывать не хорошо, за совершенное подленькое дело всегда можно получить по заслугам.

Один из наиболее запоминающихся рассказов Виктора Драгунского, который обязательно понравится и увлечет при прочтении — «Шляпа гроссмейстера».

В читательском дневнике можно отметить, прежде всего, интересное содержание сюжета. Действия развиваются следующим образом. Главный герой Денис Кораблев делает уроки и отправляется к пруду покормить птиц, взяв немного хлеба. В этот день на улице ветрено, поэтому происходит небольшой курьез. Мальчик видит шахматиста, который играет на лавочке. Его шляпу уносит ветром прямо в пруд, нахлобучив на голову одного из лебедей. Наблюдающие со стороны мальчишки хотят помочь: вместе с Денисом, втроем пытаются достать из пруда шляпу. Они ее вытягивают при помощи шеста с гвоздем. Денис добывает шляпу, но пробивает ее гвоздем. Пытаясь высушить, мальчики еще более портят внешний вид головного убора. А потом у них случается потасовка, когда каждый пытается завладеть шляпой, чтобы отдать игроку в шахматы. Вдруг, он «гроссмейстер»? Но у шляпы вид становится еще более жалким, потому что отрывается подкладка. Денис очень хотел вернуть предмет шахматисту, договорился с мальчишками и пытался вернуть. Правда, дядечка со скамейки совершенно не узнал вещь! Но согласился сыграть партию с мальчиком, оказавшимся смелым и вернувшим шляпу.

В читательском дневнике можно привести отзыв и впечатления от рассказа. Следует сказать, что это интересная и поучительная история. Денис очень старается и его усилия вознаграждаются. Правда, пока удалось вернуть шляпу, она пришла в неряшливый и плачевный вид, став бесполезной вещью.

Вывод у произведения такой, что на ум приходят поговорки:

IPxHDGAEL0UiDDVrYQGndlEEN3lxYYDh.png

Если изобразить произвединие коротко в тезисах или пунктах в виде плана, то можно обозначить так:

1) Денис отправляется на прогулку.

2) На пруду играет шахматист, у которого уносит шляпу со скамейки ветром.

3) Мальчишки достают шляпу вероятного гроссмейстера из пруда при помощи шеста с гвоздем.

4) Ребята выжимают шляпу, а потом устраивают потасовку из-за желания вернуть первым шахматисту.

5) Денис приност головной убор, а потом предлагает разыграть партию в шахматы.

"Шляпа гроссмейстера" отзыв в читательском дневнике

Напишем в читательский дневник краткое содержание рассказа «Гусиное горло» Драгунского в 6 предложений.

  1. Дениска объявляет родителям, что идет на день рождения к Мишке и демонстрирует свой подарок — свежее гусиное горло.
  2. Папа дает Дениске деньги на конфеты.
  3. Мама рассказывает Дениске как не следует вести себя за столом, что можно есть вилкой, как есть подлив и почему нельзя ничего уносить с собой.
  4. Папа интересуется, как должна хозяйка провожать гостя и его смешит, что гость не умрет, если его не проводят.
  5. Мама сердится и разбивает чашку.
  6. Дениска идет на день рождения, все едят конфеты, веселятся и мишка больше всего доволен гусиным горлом.

В своем историческом рассказе для крестьянских детей Лев Николаевич Толстой в доступной форме рассказывает, как казаки появились в Сибири, и как началась война казачьего атамана Ермака. Он ясно и досконально описывает, что это дело было связаны со Строгановыми, которые получили от русского царя согласие завоевать богатыми недрами и реками необъятные просторы Сибири. Иименно граф Строганов обратился к донскому атаману Ермаку за помощью, а также частично профинансировал его военное предприятие. Это было время, когда татарское царство Кучума было довольно слабое, у них не бвыло даже огнестрельного оружия, и казаки всего числом до 500 легко продвигались вперед. Но пришел такой момент, когда казаков оставалось все меньше и меньше, помошщь опаздывала и войска Кучума окружили Ермака, облаченный в тяжелую кольчугу Ермак утонул в реке, но после него пришли новые партии казаков и судьба Сибири была решена. Она вошла в состав русского государства…

В своем рассказе Лев Николаевич Толстой рассказывает, как в практической жизни вырастить шелковичных червей, а затем получить шелк. Интересно, что он сам их выращивает у себя дома, использовав для еды листья тутового дерева, которых в саду много у него. Он у кого-то забрал золотник шелковичных червей, посчитал их — ровно -5835 и начал первый этап работы, сначала он вывел их, накормил тутовыми листьями,интересно, что это был многоступенчатый процесс, связанный с едой прожорливых червей, которые от рождения увеличивались с астрономической быстротой.Но самое интересное — это последний этап, когда черви, прицепившись к потолку начинают выдавать шелк, а потом превращаются в бабочек. Это Лев Николаевич фактически рассказывает для сельских детей, которые учились в его яснополянской школе, он хочет их так приготовить к жизни.

Класс: 10        

Тема: «А для чего жить – то?» (по рассказу Л. Толстого «Где любовь, там Бог»).

Цель:  Углубление понимание художественного мировоззрения Толстого; выявление главной темы его творчества – изучение человеческой души. Проследить интерпретацию образа Христа в произведениях литературы  и живописи.

Ход урока

I. Слово учителя.

— Художественное мировоззрение Толстого, сложное и противоречивое, изменялось на протяжении всей его долгой жизни. Изучение человеческой души стало задачей первостепенной важности. Причину всех общественных и личных бед писатель видел в том, что человек утратил твердую нравственную позицию и в жизни своей руководствуется ложными идеалами. Спасение человека должно начинаться изнутри, с его души. Для этого необходимо постоянная внутренняя работа, проверка своих поступков высшей идеей – добра,  любви, справедливости. Носителем этой идеи является Сын Божий —  Иисус Христос.

Рассказ Толстого «Где любовь, там Бог»- произведение глубоко философичное, в основе его лежит главнейшая евангельская заповедь о любви и ближнему.

 II. Беседа по выяснению усвоения содержания рассказа.

Оборудование урока: репродукции картины И.Н.Крамского «Христос в пустыне», И.И.Ге «Тайная вечеря», «Что есть истина? Христос и Пилат», Евангелие от Матфея, от Луки.

-Обратили ли вы внимание на то обстоятельство, что ответ на вопрос «А для чего же жить-то?» Авдеич искал в Новом Завете? Как вы думаете, почему?

-Как вы понимаете такую фразу: «Авдеич всегда был человек хороший, но под старость стал он больше о  душе своей думать и больше к Богу приближаться»?

-Какое значение имеет здесь противительный союз?

-Какие ключевые слова и фразы характеризуют состояние Авдеича после смерти сына?

«отчаялся», «стал на Бога роптать», «скука», «просил у Бога смерти», «укорял Бога», «перестал ходить в церковь», «жаловался», «жить неохота», «безнадежный».

-Какое слово в этом ряду главное? (отчаялся)

-Как объясняет старичок-странник причину Авдеичевых страданий? («А что отчаиваешься, так это оттого, что ты для своей радости жить хочешь», а жить надо «для Бога»)

-Что значит «жить для Бога?»

Какие ключевые слова характеризуют состояние Авдеича после разговора со странником?

«купил Новый Завет», «на душе хорошо стало», «оторваться от книги не может», «яснее понимает, чего от него Бог хочет и как надо для Бога жить», «Слава Тебе, Господи! Твоя воля!», «жизнь переменилась»  главное слово.

— Дома вы читали главу Евангелия от Луки,

Почему Авдеич считает себя фарисеем? Кто такой «фарисей»?

 — Где еще в Евангелии говорится о фарисействе? («Притча о мытаре и фарисее»)

 — А еще где встречается понятие фарисейство? (у Пастернака «Гамлет»)

— Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (притворство, лицемерие, ханжество)

— Можно ли сказать, что фарисейство — «живучее явление». Докажите.

-Расскажите, как вы поняли сон Авдеича.

(Сообщения учащихся)

— Как готовился Авдеич к «приходу» Христа?

— Сколько посетителей (гостей) было у Авдеича?

— Сколько раз оказывает милость Авдеич? (трижды)

— Это случайно?

— Расскажите о посетителях, найдите в описании их ключевые слова и фразы:

Степаныч: «старый», «сил нет», «мягкослезный»,

— Как вы понимаете выражение Степаныча «…угостил ты меня, душу и тело насытил» (ключевая фраза)

Женщина с ребенком: «одета плохо», «ребенок кричит», «с утра не ела», «солдатка», «третий месяц без места», «изморилась». Какую ключевую фразу из беседы Авдеича с женщиной вы бы выделили?

Спаси тебя Христос, дедушка. Послал, видно, он меня под твое окно.

Старуха- торговка и мальчик:

«кричит мальчишка», «ругается старуха», «в полицию шельмеца», «Дай я снесу, бабушка, мне по дороге» (ключевая фраза)

Почему примирились торговка и мальчик?

-Осуществился ли сон Авдеича? (зачитайте последний отрывок рассказа — эпизод Евангелия) Почему?

III. Слово учителя. Работа с репродукциями картин.

 К образу Христа обращались многие писатели и художники. Среди них И.Н.Крамской и И.Н.Ге. Их картины — это тоже эпизоды Евангелия. Каждый по-своему они подчеркивают одну главную мысль: непостижимость и неисчерпаемость образа Христа. Да и как изобразить совершенство!

У Толстого Христос присутствует невидимо, но ощутимо.

Исполняя Евангельские заповеди любви и добра по отношению к ближнему, герой Толстого и сам становится по-настоящему счастливым. И иного пути для достижения счастья не может быть.

Своим рассказом Толстой утверждает, что жить нужно именно «для Бога», а это значит так, как Он заповедал в своем учении, одной из главных заповедей которого является любовь к ближнему: «Возлюби ближнего своего как себя»

IV. Домашнее задание: мини-сочинение «В чем заключается смысл жизни?» (по рассказу Толстого «Где любовь, там Бог»)

  • Где кульминация в рассказе прыжок
  • Где коля и миша увидели телефон в рассказе носова телефон
  • Где князь гвидон из сказки пушкина провел свое детство и отрочество
  • Где искали мальчиков в рассказе мальчики чехова
  • Где искала медведица медвежат в сказке краденое солнце