ПОВЕСТЬ Н.С.ЛЕСКОВА
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
Х КЛАСС «Русский человек со всем справится»
В наше время, когда средства массовой информации отнюдь не помогают улучшению нравственности общества и особенно молодого поколения, тема праведничества в русской литературе становится как никогда актуальной.
Ведь русская литература изначально была не столько литературой, сколько христианской словесностью. И, начиная разговор о повести Лескова «Очарованный странник», провожу параллель с рассказом А.И.Солженицына «Матренин двор», который будем читать в ХI классе. Учащиеся понимают, что тема эта, вечная и важная для России, волновала не только Лескова, но и писателей ХХ века, заботившихся о душе человека, его нравственных основах.
Повесть «Очарованный странник» входит в цикл «Праведники», во вступлении к которому автор дает диалог с умирающим «большим русским писателем» (Писемским): Писемский: По-вашему, небось, все надо хороших писать, а я, брат, что вижу, то и пишу, а вижу я одни гадости. Автор: Это у вас болезнь зрения. Писемский: Может быть, но только что же мне делать, когда я ни в своей, ни в твоей душе ничего, кроме мерзости не вижу, а за то суще мне Господь Бог и поможет теперь от тебя отворотиться к стене и заснуть со спокойной совестью, а завтра уехать, презирая всю мою родину и твои утешения.
И молитва страдальца была услышана: он «суще» прекрасно выспался и на другой день я проводил его на станцию, но зато самим мною овладело от его слов лютое беспокойство.
«Как, — думал я, — неужто в самом деле ни в моей, ни в его и ни в чьей иной русской душе не видать ничего, кроме дряни? Неужто, все доброе и хорошее, что когда-либо заметил художественный глаз других писателей, одна выдумка и вздор? Это не только грустно, это страшно. Если без трех праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одною дрянью, которая живет в моей и твоей душе, мой читатель?
Мне это было и ужасно, и несносно, и пошел я искать праведных, пошел с обетом не успокоиться, доколе не найду хотя то небольшое число трех праведных, без которых «несть граду стояния», но куда я ни обращался, кого ни спрашивал — все отвечали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот, и другой знавали. Я и стал это записывать. Праведны они, думаю себе, или не праведны, — все это надо собрать и потом разобрать: что туг возвышается над чертою простой нравственности и потому «снято Господу».
Первоначально повесть называлась «Черноземный Телемак», что говорит о символическом характере героя. Телемак, сын Одиссея и Пенелопы, странствовал по миру в поисках пропавшего отца. Лесковский герой тоже странствует, что же ищет он? для чего автор выбирает традиционный мотив пути? Сам Лесков в письме А.Суворину указывал, что «скитания этого “черноземного Телемака” по России должны создать художественное обобщение, подобное поездке Чичикова за мертвыми душами».
Повесть создавалась в 1872 году, летом Лесков предпринял поездку по Ладожскому озеру, давшую ему фон рассказа.
— Какова форма повествования? (Рассказ в рассказе, сказовая манера, характерная для Лескова.)
— В каких произведениях мы встречали такую форму повествования (рассказ в рассказе)? (М.Ю.Лермонтов — «Мцыри», Л.Н.Толстой — «После бала».)
О композиции повести критик Н.Михайловский, представитель литературного народничества, писал: «Фабулы в повести, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы, на нитку… Каждая бусина сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на эту же нитку». Критик не увидел в повести цельности, художественной мотивированности входящих в нее эпизодов.
Попробуем разобраться, прав ли он. Все события в рассказе Флягина даны в хронологическом порядке (начиная со второй главы). Выпадает из этого ряда только одно звено — рассказ об укрощении коня, о котором поговорим несколько позже. Но вот что интересно: в повести трудно определить композиционный центр, рассказ о жизни Ивана Флягина предстает как житие.
— Как звали героя?
(Голован — прозвище в детстве и юности. Иван (древнеевр. «Бог милует», «благодать Господня»). Иваном зовут его и татары, но это не столько собственное имя, сколько нарицательное, символизирующее нацию: «У них все если взрослый русский человек — так Иван, а женщина — Наташа, а мальчиков они Кольками кличут» (гл. 7).
Петр Сердюков — когда служил на Кавказе, уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует его судьбу.
Отец Измаил (древнеевр. «услышит Бог»), когда живет в монастыре.
Флягин — фамилия явно говорящая, если вспомнить «выходы» героя, а по словарю В.Даля — нем. — бутылка, сосуд для питий; сосуд — все содержащее, носящее в себе что-либо; слепой исполнитель, орудие. Итак, фамилия не только говорящая, но и многозначная.)
— Где мы знакомимся с героем? (В пути. Мотив пути проходит через всю повесть, и значение его огромно: это не только передвижение героя, это его жизненный путь и путь нравственного перерождения и становления.)
— В первой главе Лесков дает портрет героя. Кого он напоминает? (Былинного богатыря Илью Муромца.)
Это сравнение с эпическим героем не случайное. Имя героя — Иван — это традиционное имя героя русской волшебной сказки. В сказке — Иван-дурак, Иванушка-дурачок.
— Есть ли в повести Лескова упоминание слова «дурак? (Граф назовет героя «дураком», когда за спасение его семьи Флягин попросит гармонь. Гiисарь назовет его «дураком», когда герой выразит желание объявиться. Князь скажет о Флягине: «У меня есть человек — Иван Голован, из полковых конэсеров, очень не умен, а золотой мужик — честный и рачитель…») Трижды (как в сказке) называют его «дураком». Слово «дурак» — ключевое слово, своеобразный символ, имеющий широкое обобщающее значение. Вспомним, каков в сказках Иван. Если Иван-царевич, то он умен, храбр, красив, смел и благороден. За эти качества и награждается. А Иванушка-дурачок никаких особенных достоинств не имеет: он ленив, лежебока, но его лень объясняется отсутствием мотивов, которые заставляли бы его суетиться ради личной корысти; а глупость оборачивается мудростью, так как герой выходит за пределы узкого рационализма. Русский человек никогда не был меркантильным, всегда больше думал о душе, поэтому в фольклоре Иванушка-дурачок всегда награждается и половиной царства, и царевной.
И здесь мы выходим на еще одну параллель — с романом И.А.Гончарова «Обломов», написанным за 14 лет до «Очарованного странника». Роман этот тоже о русском человеке, о своеобразии русской души, о русской ментальности.
— С какого момента Лесков вводит своего героя? (С момента спора пассажиров.)
— Какую жизненную позицию высказывает Иван Северьянович? Как, по его мнению, должен жить человек? (Гл. 1.) («Двигаться» — для него главный завет Создателя — необходимость активного действия даже в самых тяжелых, самых безнадежных жизненных ситуациях. Ведь уныние, тоска — один из главных грехов.)
Начиная повесть со спора пассажиров, Лесков поднимает тему самоубийства, чтобы поставить вопрос о степени зависимости человеческой личности от неблагоприятных житейских положений. Эта тема будет возникать не раз на страницах повести: Флягин пытается повеситься после истории с отрубленным хвостом кошки (гл. З); после «выхода» («у меня белая горячка была и хотел будто бы я вешаться» (гл. 14); «стал наниматься, по старому обыкновению, в кучера, но никто не берет… просто хоть повеситься…» (гл. 19); хочет лишить себя жизни красавица -цыганка Груша; в лесу у монастыря удавился какой-то жид.
Каждый из этих эпизодов важен не только сам по себе — это зеркальное отражение русской жизни в целом и подтверждение жизненного принципа лесковского героя — человек должен бороться, терпеть и страдать. И в этом нет ни малейшего противоречия.
— А теперь вернемся к эпизоду первой главы об укрощении коня, который выпадает из хронологии рассказа героя. Чем заканчивается эта сцена и что общего имеет финал этой сцены и смерть ссыльного дьячка? (Оба существа — и человек и животное — свободные от природы, проявляют непокорство и, хотя и сломлены, не могут этого перенести.)
Тема борения с жизнью пройдет через всю повесть.
— Первая глава — это своеобразная завязка повести. Кто же он, этот герой, который будет «много раз погибать и не погибнет»? Чем он живет — умом или сердцем? (По преимуществу — сердцем, ход жизни увлекает его за собой. действует он импульсивно и в начале жизненного пути мало задумывается над своими поступками.)
— А каковы нравственные устои Ивана Флягина? (Уже в первой главе Лесков, описывая историю укрощения коня, курсивом выделяет одну деталь: на пояске, который надевает Флягин, вытканы слова: «Чести моей никому не отдам». Это не случайная деталь — она указывает на стержневое качество характера героя, так же как и слово «совесть», которое часто употребляется при описании разных ситуаций (с ремонтером, в разговоре с англичанином Рареем).
— В чем видит Иван свое предназначение? («Многое даже не своею волею делал», «по родительскому обещанию».)
— Что это за «обещание»? (Сын — «моленый» и «обещанный» — обязан посвятить свою жизнь служению Богу.)
— Если так, монастырь должен восприниматься им как неизбежный конец пути, обретение истинного призвания. Слушатели не раз задают ему вопрос о том, исполнилось ли предопределение, но всякий раз Флягин уклоняется от прямого ответа. С одной стороны, он фаталист, а с другой — человек волевой, способный в любой ситуации на поступок. Обратите внимание на то, что Флягин на протяжении всей повести рассказывает свою историю и писарю, и барину, у которого служил в няньках, и русским миссионерам в татарском плену, и рыбакам, и отцу Илье на исповеди, и полковнику на Кавказе, и лекарю в монастыре. Зачем он это делает? Чего он ждет от слушателей? Его интересует чужое мнение? (Рассказывая другим, он заново переживает свою жизнь, связывает разрозненные ее куски, уясняет для самого себя смысл и назначение собственного бытия.)
— Кто еще из литературных героев рассказывал о себе, чтобы опять пережить самые важные мгновения и объяснить себе и другим цель своей жизни? (Мцыри в поэме Лермонтова.)
— Что же рассказал о себе Флягин? К какому сословию принадлежит герой? (Крепостной, отец в кучерах.)
Казалось бы, человек с самого рождения закреплен в определенной социальной ячейке, и кажется, что возможность выбора жизненного пути исключается.
— Каким природным даром обладал герой? («Насквозь видеть коня».)
— Узнали ли мы из этой главы (гл. 2) что- нибудь о людях, населяющих усадьбу графа? (О людях ни слова, целые страницы — описание голубков, кошек, коней, много рассуждений о воле.) Связи с людьми явно неглубокие, он свой в мире природы.
— Что вспоминает об отроческих годах? Как школили форейтором? Что дало такое воспитание? (Крепкая личность, вынослив, «потом привык, и все нипочем сделалось».)
— О каких двух поступках юношеской поры рассказывает Флягин? (Убийство монашка и спасение господ.) — Понимает ли Голован мотивы своих поступков? Сравним их. Убийство монашка — жестокий поступок, но совершает он его неосознанно. Обратим внимание, в каком состоянии пребывает он перед встречей с монашком. (Восторг перед жизнью и красотой.) И вдруг—дикая выходка, обычная в форейторской практике — ударил монашка (смешно показалось не только ему, но и графу, и отцу).
— Осознает ли он, что совершил? Испытывает ли угрызения совести? (Нет, смерть монашка воспринимает как досадную случайность.)
— И второй поступок — спасение графа. Как можно расценить его? (Благородный. Но этот, поступок воспринимают как должное, гармонь дарят, а впридачу — «дурак, обещают вспомнить. И вспомнят и отблагодарят: не единожды высекут.)
— Принимает ли Иван всерьез пророчество монашка? (Нет. «гармонию выпросил, и тем самым первое самое призвание опроверг, и отого пошел от одной стражбы к другой, все более и более претерпевая, но нигде не погиб».)
— Из-за чего полез в петлю Голован? (Гл. З.) (Из-за наказания за отрубленный кошкин хвост, которое придумал немец-управитель: камешки молотом бить.)
— Почему Флягину непереносимо такое наказание? (Во-первых, отлучен от любимого дела и обречен на бессмысленный труд; во- вторых, заговорило чувство собственного достоинства, он не может вынести унижений.)
— Хочет ли воровать коней с цыганом, который его спас? Почему все-таки идет на это? (Жизнь героя не зависит от него, а от случая. Но, будучи человеком честным, не способным к обману и хитрости, он уже сам принимает решение, делает свой выбор. А выбор этот зависит только от нравственных устоев Ивана. Он честен. Вспомним ту значимую деталь — поясок Он не безволен, он борется.)
— Как герою служится в няньках? (Это еще одно испытание — испытание бездействием: он, богатырь, вынужден пребывать в полусонном состоянии, в физическом и душевном оцепенении, впервые на страницах повести появляется слово «скука». В третий раз возникает видение монашка, который зовет его идти дальше.)
— Подчиняется ли он этим знамениям? (Он оставляет право выбора за собой, всегда до конца проходит испытание. И в этой ситуации подтверждает слова барина: Русский человек со всем справится».)
— Что руководит героем, когда он решает отдать ребенка матери? деньги? Посулы? Он же от них отказался? (Хоть и дал слово, но, видя, как мать рвется пополам, — принимает решение, которое противоречит его предыдущим соображениям: «я человек должностной и верный: взялся хранить дитя и берегу его».)
Сердце берет верх над рассудком. Человек честный, он отвергает посулы и деньги ремонтера и отдает ребенка матери из чувства сострадания. Сострадать — значит брать на себя часть чужих мук. А зависит ли что-либо от решения Флягина? (Счастье другого человека — матери — зависит от него. И он делает выбор. Следуя велению сердца, принимает такое решение, а в результате опять остается без крова и пристанища, для барыни и ремонтера он обуза. Но с этого момента Флягин начинает жить не для себя, а для других.)
— Как Иван попадает к татарам? При описании ярмарки и коня обратим внимание на эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы, сравнения. Здесь, на ярмарке, происходит два поединка: Чепкуна Емгурчеева и Бакшея Очучева, Флягина и Савакирея. Чем отличаются эти поединки друг от друга? (Первый поединок — разрешение спора за лошадь; второй поединок — соперничество представителей разных наций. Это борьба не на жизнь, а на смерть.)
— Кто же постоял за честь русской нации? (Простой мужик, беглый раб.)
Но победа над Савакиреем оборачивается для Флягина бедой. Свои же, русские, хотят его сдать в полицию, хотя татары не в обиде. Ситуация парадоксальная. Спасают от своих Ивана татары, но спасители в итоге становятся тюремщиками. В этой ситуации выбора у Ивана нет.
— На ярмарке Флягин восхищается татарами, а что он видит в плену? Что его больше всего гнетет? Убогость быта, дикость нравов? (Тоска по Родине. Слова «скука», «тоска» — ключевые слова, характеризующие состояние души героя.)
— Обратим внимание на описание двух пейзажей (гл. 7). (Простор — краю нет.., тоски дна нет…)
Сравнивая свое и чужое, он поэтизирует русское будничное, бытовое: еду, пьяненького отца Илью. В мареве степей ему видится храм, он завидует маленькой птичке, которая вольна лететь куда пожелает. Здесь впервые Иван Флягин осознает себя духовным существом. Слова «родина», «народ», «природа» — родственные, однокоренные слова, обозначающие единый соборный организм. Ощутив себя частью природы, духовно прозрев, он уже не в силах оставаться в плену. И не удерживают его девять детей — они некрещеные и миром не мазаны — что снимает с него все моральные обязательства.
— Зачем Лесков ввел эпизод с русскими миссионерами? Что он хотел этим сказать? Есть ли моральное оправдание проповедничеству, которым занимаются в Рынь-песках русские и другие миссионеры?
Как откликнулись на просьбу Флягина о помощи русские миссионеры? (На Бога уповай, молись, не отчаивайся, потому что это большой грех.)
Но нежелание помочь пленнику противоречит самому существу христианской морали — это трусость, предательство и лицемерие.
— Как же поступили татары с русскими миссионерами? (Жестоко убили.)
— А Флягин как поступил с убитым? (Как истинный христианин, похоронил, помолился за него.)
— Как после бегства из плена встретили Флягина на Родине? (Плетьми: в городе высекли, у графа даже дважды, а священник на три года лишил причастия. Это его-то, который десять лет в плену жил только верой.)
— А как после всего этого чувствует себя Иван? (Воспринимает все как должное, даже гордится этим — страдание принял, на крыльце, при всех людях — публичное покаяние. Бог прощает, когда люди прощают. Герой свято верит, что судьба предопределена и управляема волею Творца. Человек становится источником своих страданий, отступая от Него, и снова обретает душевный покой и мир, возвращаясь в Его лоно. Поэтому и чувствует себя счастливым.)
Граф отпускает Ивана на оброк, герой снова в пути, снова без дома. Флягин становится консультантом бедных мужиков на ярмарках. И тут еще одну тему поднимает Лесков, тему не новую, уже знакомую нам — тему пьянства.
— По какой причине были у Флягина «выходы»? (От тоски по коням, к которым привыкал; любовь к лошадям — единственный смысл его существования.)
— Систематическое пьянство привело бы его к гибели, он и сам это понимает. Что же произошло с ним во время последнего «выхода»? (Магнетизер, Груша, 5 тысяч про- гулял, белая горячка, хотел вешаться.)
— Какая черта характера ярко проявляется в этой истории с магнетизером? (Наивность и доверчивость.)
В «Очарованном страннике» продолжается традиция русской литературы — испытание героя любовью как высшая проверка его человечности.
Чтение конца 11-й главы со слов: «Любовь — наша святыня!» — и начало главы 13 со слов: «песня… томная-претомная… так и берет в полон».
Значит, Флягин умеет ценить не только красоту коня, но и искусство. Он способен чувствовать.
— А как он описывает цыганку Грушу? («Нельзя ее описать как женщину…» — в этом отказе высшее признание красоты, проявление душевной тонкости.) Вспомним «Бедную Лизу» Карамзина, ведь он был прав: «И крестьянки любить умеют».
Чтение главы 13 со слов: «А я ей даже отвечать не могу: такое она со мной сделала…»
Мужик описывает Грушу так лирично, как истинный поэт, и деньги, которые он бросает к ее ногам, — это словно и не деньги, а белые лебеди, которыми можно одарить красоту.
— А в чем ошибается наш герой? (Он думает, что эта красота не то что в лошади, в продажном звере. А как раз тут-то и идет торговля красотой и талантом. Просто герой наш наивен и доверчив.)
— Какова дальнейшая судьба и Груши, и Флягина? (Грушу продали за 50 тысяч князю.)
— Чью историю напоминает история Груши и князя? (Историю «Бэлы». Любовь
князя к Груше и его охлаждение сходны с историей Печорина и Бэлы.) — Но задачи у Лескова и Лермонтова разные. Лермонтов сосредоточил свое внимание на личности Печорина, ему важно, чтобы разгадали, кто его герой. А Лесков? для него князь — загадка? (Нет, он ясен ему, его герой реалистичен, в отличие от романтического Печорина.)
И на фоне Флягина князь явно проигрывал. Потому-то журнал Каткова не хотел печатать Очарованного странника. Из книги сына Лескова «Жизнь Николая Лескова»: «Хозяина журнала (Каткова) коробило… невыгодное освещение дворянских фигур по сравнению с нравственным обликом крепостного Ивана Флягина».
Не случайно князь у Лескова не имеет ни имени, ни лица — этот образ приобретает характер широкого обобщения. Как и в «Бэле», история кончается трагедией. В разговоре с князем Евгения Семеновна, его бывшая любовь и мать его дочери, спрашивает: «Где же ваша совесть?» Отсутствие совести, неспособность отличать добро и зло, забвение нравственных норм — черты, характерные для многих героев этой повести, но не для Флягина.
Проверка на нравственность в повести идет постоянно. Человек ставится в положение, когда ему надо решить: что для него важно — личные интересы или другого? В отстаивании своих интересов князь ни перед чем не остановится, и Иван Северьяныч прав в своей уверенности, что князь способен даже на преступление: «Погубил он ее, что ли, элодей, ножом или пистолетом застрелил».
— Но Лесков дает совершенно другой сюжетный поворот: не князь убивает Грушу, а Иван помогает ей уйти из жизни. Преступление ли это? (Здесь возможен спор, когда одни считают это преступлением, а другие подвигом во имя любви. Он берет на себя всю полноту ответственности за грехи чужого человека, губящего собственную душу. Иначе Груша убила бы и себя, и другую, ребенка, которого носила под сердцем.)
Флягин скажет, что ему еще «надлежало прежде много в свете от этой женщины видеть, пока над ней все, чему суждено было, исполнилось, и его зачеркнуло».
— А показывал ли Флягин Груше свои чувства, пока она жила у князя? Почему? (Рассказчик ни разу не назовет свое чувство любовью. Сама Груша скажет за него: «Один ты и любил меня…»)
Любовь героя беззаветная и самоотверженная, чувство это чистое и великое, потому что оно свободно от себялюбия и собственничества. И после смерти Груши он думает не о себе, а о том, что будет с ее душой: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее отстрадать и ее из ада выручить».
После смерти Груши — опять дорога, но это дорога к людям, к встрече с ними на новых основаниях. Он уже себя «зачеркнул», он живет с этого момента для других, за других, обретает родство с убитым горем старичком и старушкой, в корне меняет судьбу, вернее сказать, меняется судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел. И опять герой не размышляет, действует по велению сердца и не считает это жертвой.
Он носит чужое имя — Петра Сердюкова. Почему просится на Кавказ? («Могу скорее за веру умереть».)
Легко ли ему 15 лет прослужить на Кавказе, никому не открывая своего имени? (Трудно, потому что он, человек верующий, лишен права на исповедь. Это очередное испытание.)
А когда чрезвычайные обстоятельства заставляют его признаться полковнику, все происходит, как в сказке: и не убили, и в офицеры произвели, и наградили Георгиевским крестом за храбрость. Но сам Флягин уверен, что его спасла душа Груши, которая над ним летала.
— Как оценивает герой свою жизнь в исповеди полковнику? («Большой грешник… я на своем веку много неповинных душ погубил».)
Изменилась нравственная самооценка: до этого момента только Грушина смерть воспринималась им как его страшная вина и грех. Вспомним, смерть монашка и Савакирея он расценивал как досадную случайность, а потому снимал с себя всякие нравственные обязательства. После смерти Груши у него появляется иное отношение к чужой смерти и к своей вине за нее. Он уже осознает свою ответственность перед другими людьми. Кажется, что обстоятельства жизни все время испытывают героя, жизнь ни в чем не помогает и ничем не поддерживает его. Через страдания герой постигает смысл своей жизни.
Но вот он георгиевский кавалер, офицер, «благородный». Полковник дает ему рекомендательное письмо в Петербург. Кажется — хороший конец и теперь начнется новая счастливая жизнь.
— Что ждет его в Петербурге? (Принадлежность к привилегированному сословию не только не способствует «карьере», но даже лишает возможности вернуться к привычному ремеслу — быть кучером. Герой идет в артисты.)
Вспомним слова князя о Флягине: «ты настоящий артист».
— Кого же изображает добрейший Флягин? (демона, а злой насмешник и мучитель — принца.)
— Куда же, наконец, попадает Иван Северьяныч? (В монастырь.)
Пророчество монашка сбылось. Но считает ли Флягин это пристанище сбывшимся пророчеством? («деться было некуда».)
История монастырской жизни дается Лесковым во всех подробностях. Следовательно, автор придает ей какое-то особое значение. Тут уже не впервые развертывается тема бесовского искушения. Эта тема не случайна, так как герой живет по преимуществу не разумом, а чувствами. Одолевает его и дьявол, и маленькие бесенята. И воспринимает он их как часть действительности.
Лесков не первый в русской литературе уловил, что все таинственное и сверхъестественное проникает в реальную действительность и становится частью народного мироощущения. С этим мы встречались и у Н.В.Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
— А как можно объяснить явление Груши Ивану Северьянычу? (Он тоскует о ней, не, может одолеть эту любовь.)
— Почему монастырь не оказался для Флягина последней пристанью, а стал этапом нового пути? (дух его не успокоился. Внутренний голос говорит ему: «ополчайся»…)
Само это слово заставляет вспомнить ополченцев 1812 года.
— О чем мечтает герой, уходя из монастыря? («Исполнился страха за народ русский и начал молиться… все я о родине плакал…»; «Умереть за народ хочется» — былинная мечта.)
Мечта наивная и прекрасная, как и сам Иван Северьяныч.
Подводим итоги.
— Похож ли Иван Флягин-рассказчик в конце повести на того паренька, который сдержал коней, отрубил кошке хвост?
И похож и не похож. В нравственном отношении он стал значительно выше. Он ощущает уже личную ответственность за судьбу своей Родины и готовность умереть за нее и свой народ, и это ощущение вполне осознанно, в отличие от первых шагов его жизни.
— Каков же он, герой Лескова? Можно ли назвать его праведником?
Мягкий, добрый, правдивый, честный, бескорыстный — что в меркантильный век выглядит как глупость, живущий интересами других, ради других и за других, умеет чувствовать красоту, отзывчив на чужое горе, человек высоко духовный — готов умереть за народ.
А теперь прочитаем словарную статью у В.И.Даля: «Праведник — праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешный; святой, который прославился своими подвигами, святой жизнью в обычных условиях».
— Каков смысл названия повести «Очарованный странник»?
Внимательно прочитав произведение, мы понимаем, что странник — это не просто «путешественник», значение этого слова у Лескова более глубокое: это человек страстный, много претерпевший, прошедший трудный, тернистый и красивый путь.
Слово очаровать в словаре Даля объясняется так: обворожить, околдовать, навести мороку, прельщать, пленять, влюблять кого в себя.
— Чем же очарован, околдован лесковский герой? (Красотой природы, жизни, любви, борения…)
Этот ряд можно продолжить.
Дома предлагаю подумать над следующими темами сочинений: «Смысл странствий Ивана Флягина»; «Русский национальный характер в повести Н.С.Лескова»; «В чем очарование Ивана Флягина?»; «Флягин — грешник или праведник?»; ‘<Смысл названия повести Н.С.Лескова»; «две любви (по повести М.Ю.Лермонтова “Бэла” и повести Н.С.Лескова “Очарованный странник”)».
Краткое содержание «Очарованный странник»
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 12324.
Обновлено 19 Сентября, 2022
О произведении
Повесть Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник» была написана в 1872-1873 годах. Произведение вошло в цикл легенд автора, который был посвящен русским праведникам. «Очарованный странник» отличается сказовой формой повествования: Лесков имитирует устную речь персонажей, насыщая ее диалектизмами, просторечными словами и др.
Композиция повести состоит из 20 глав, первая из которых представляет собой экспозицию и пролог, следующие – повествование о жизни главного персонажа, написанное в стиле жития, включающего пересказ детства и судьбы героя, его борьбы с искушениями.
На нашем сайте можно прочитать онлайн краткое содержание «Очарованного странника» по главам. Оно позволит ознакомиться с основными сюжетными линиями произведения и будет удобен для школьников и студентов.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Место и время действия
Путешествие главного героя охватывает несколько десятилетий XIX века. Место действия: село Г. Орловской губернии, Карачев, Николаев, Пенза, степь (в татарском плену), Астрахань, Кавказ, Петербург, монастырь на Ладожском озере, другие святые места.
Главные герои
- Флягин Иван Северьяныч (Голован) – главный герой произведения, монах «с небольшим лет за пятьдесят», бывший конэсер, рассказывающий историю своей жизни.
- Грушенька – молодая цыганка, любившая князя, которую по ее же просьбе убил Иван Северьяныч. Голован был в нее безответно влюблен.
Другие герои
Граф и графиня – первые баяре Флягина из Орловской губернии.
Барин из Николаева, у которого Флягин служил нянькой маленькой дочери.
Мать девочки, которую нянчил Флягин и ее второй муж-офицер.
Князь – владелец суконной фабрики, у которого Флягин служил конэсером.
Евгенья Семеновна – любовница князя.
Краткое содержание
Глава первая
Пассажиры судна «плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму»
с остановкой в Кореле. Среди путников заметной фигурой был монах, «богатырь-черноризец»
– бывший конэсер, который был «в лошадях знаток»
и имел дар «бешеного укротителя»
.
Спутники поинтересовались, почему мужчина стал монахом, на что тот ответил, что многое в своей жизни делал по «родительскому обещанию»
– «всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть»
.
Глава вторая
«Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин»
рассказывает спутникам долгую историю своей жизни. Мужчина «родился в крепостном звании»
и происходил «из дворовых людей графа К. из Орловской губернии»
. Его отец был кучер Северьян. Мать Ивана умерла при родах, «оттого что я произошел на свет с необыкновенною большою головою, так что меня поэтому и звали не Иван Флягин, а просто Голован»
. Мальчик много времени проводил у отца на конюшне, где и обучился ухаживать за лошадьми.
Со временем Ивана «подсадили форейтором»
в шестерик, которым управлял его отец. Как-то, управляя шестеркой, герой по дороге, «смеха ради»
, засек насмерть монаха. В ту же ночь умерший пришел к Головану в видении и сказал, что Иван был матерью «богу обещан»
, а после пересказал ему «знамение»
: «будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы»
.
Через некоторое время, когда Иван ездил с графом и графиней в Воронеж, герой спас господ от гибели, чем заслужил особое расположение.
Глава третья
Голован завел в своей конюшне голубей, но кошка графини повадилась охотиться за птицами. Как-то, разозлившись, Иван избил животное, отрубив кошке хвост. Узнав о случившемся, герою назначили наказание «выпороть и потом с конюшни долой и в аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить»
. Иван, для которого это наказание было невыносимым, решил покончить жизнь самоубийством, но мужчине не дал повеситься цыган-разбойник.
Глава четвертая
По просьбе цыгана Иван украл из барской конюшни двоих лошадей и, получив немного денег, пошел к «заседателю, чтобы объявиться, что он сбеглый»
. Однако писарь за серебряный крест написал герою отпускной и посоветовал отправиться в Николаев.
В Николаеве некий барин нанял Ивана нянькой для своей маленькой дочери. Герой оказался хорошим воспитателем, заботился о девочке, внимательно следил за ее здоровьем, но сильно скучал. Как-то во время прогулки по лиману им встретилась мать девочки. Женщина начала со слезами просить Ивана отдать ей дочь. Герой отказывается, но та уговаривает его тайно от барина приводить девочку каждый день на это же место.
Глава пятая
В одну из встреч на лимане появляется нынешний муж женщины – офицер, и предлагает за ребенка выкуп. Герой снова отказывается и между мужчинами завязывается драка. Неожиданно появляется разгневанный барин с пистолетом. Иван отдает ребенка матери и сбегает. Офицер объясняет, что не может оставить Голована при себе, так как он беспаспортный, и герой угодит в степь.
На ярмарке в степи Иван становится свидетелем того, как известный степной коневод хан Джангар продает лучших своих лошадей. За белую кобылицу двое татаринов даже устроили дуэль: стегали друг друга плетьми.
Глава шестая
Последним на продажу вывели дорогого каракового жеребенка. Татарин Савакирей сразу выступил с тем, чтобы устроить дуэль – сечься с кем-то за этого жеребца. Иван вызвался выступить за одного из ремонтеров в дуэли с татарином и, используя «свою хитрую сноровку»
, «запорол»
Савакирея до смерти. Ивана хотели схватить за убийство, но герою удалось сбежать с азиатами в степь. Там он пробыл десять лет, занимаясь лечением людей и животных. Чтобы Иван не сбежал, татары его «подщетинили»
– подрезали на пятках кожу, засыпали туда конских волос и зашили кожу. После этого герой долго не мог ходить, но со временем приноровился передвигаться на щиколотках.
Глава седьмая
Ивана отправили к хану Агашимоле. У героя, как и при предыдущем хане, было две жены-татарки «Наташи»
, от которых также были дети. Однако к своим детям мужчина не испытывал родительских чувств, потому что они были некрещеные. Живя с татарами, мужчина очень сильно скучал по родине.
Глава восьмая
Иван Северьянович рассказывает, что к ним приезжали люди разных религий, пытаясь проповедовать татарам, однако те убивали «мисанеров»
. «Азията в веру приводить надо со страхом, чтобы он трясся от перепуга, а они им бога смирного проповедывают»
. «Азият смирного бога без угрозы ни за что не уважит и проповедников побьет»
.
В степь приезжали и русские миссионеры, но не захотели выкупить Голована у татар. Когда через время одного из них убивают, Иван хоронит его по христианскому обычаю.
Глава девятая
Как-то к татарам приехали люди из Хивы для того, чтобы купить лошадей. Для запугивания степных жителей (чтобы те их не убили), гости показали могущество своего огненного бога – Талафы: подожгли степь и, пока татары поняли, что произошло, скрылись. Приезжие забыли ящик, в котором Иван нашел обычные фейерверки. Назвавшись сам Талафой, герой начинает пугать татар огнем и заставляет принять их христианскую веру. Кроме того, Иван нашел в ящике едкую землю, которой вытравил вживленную в пятки конскую щетину. Когда ноги зажили, он запустил большой фейерверк и незаметно сбежал.
Выйдя через несколько дней к русским, Иван переночевал у них только ночь, а после пошел дальше, так как они не хотели принимать человека без паспорта. В Астрахани, начав сильно пить, герой попадает в острог, откуда его отправили в родную губернию. Дома овдовевший богомольный граф выдал Ивану паспорт и отпустил «на оброк»
.
Глава десятая
Иван начал ходить по ярмаркам и советовать простым людям, как выбрать хорошую лошадь, за что те его угощали или благодарили деньгами. Когда его «слава по ярмаркам прогремела»
, пришел к герою князь с просьбой раскрыть свой секрет. Иван пытался обучить его своему таланту, но князь вскоре понял, что это особый дар и нанял Ивана на три года к себе конэсером. Периодически у героя случаются «выходы»
: мужчина сильно пил, хотя и хотел с этим покончить.
Глава одиннадцатая
Однажды, когда князя не было, Иван снова пошел пить в трактир. Герой очень переживал, так как у него с собой были деньги барина. В трактире Иван знакомится с человеком, у которого был особый талант – «магнетизм»
: он мог с любого другого человека «запойную страсть в одну минуту свести»
. Иван попросил его избавить от зависимости. Человек, гипнотизируя Голована, заставляет его сильно напиться. Уже совсем пьяных мужчин выставляют из трактира.
Глава двенадцатая
От действий «магнетизера»
Ивану начали мерещиться «мерзкие рожи на ножках»
, а когда видение прошло, мужчина бросил героя одного. Голован, не зная, где находится, решил постучаться в первый попавшийся дом.
Глава тринадцатая
Ивану отворил двери цыган, и герой оказался в еще одном трактире. Голован засматривается на молодую цыганку – певунью Грушеньку – и спускает на нее все деньги князя.
Глава четырнадцатая
После помощи магнетизера Иван больше не пил. Князь, узнав, что Иван потратил его деньги, сначала рассердился, а после успокоился и рассказал, что за «эту Грушу в табор полсотни тысяч отдал»
, лишь бы она с ним была. Теперь же цыганка живет у него в доме.
Глава пятнадцатая
Князь, устраивая собственные дела, все реже бывал дома с Грушей. Девушка скучала и ревновала, а Иван, как мог, ее развлекал и утешал. Всем, кроме Груши, было известно, что в городе у князя была «другая любовь – из благородных, секретарская дочка Евгенья Семеновна»
, у которой от князя была дочь Людочка.
Как-то Иван приехал в город и остановился у Евгении Семеновны, в тот же день сюда наведался князь.
Глава шестнадцатая
Случайно Иван оказался в гардеробной, где, прячась, подслушал разговор князя и Евгении Семеновны. Князь сообщил женщине, что хочет купить суконную фабрику и собирается скоро жениться. Грушеньку же, о которой мужчина совсем забыл, планирует выдать за Ивана Северьяныча.
Голован занимался делами фабрики, поэтому долго не виделся с Грушенькой. Вернувшись назад, узнал, что девушку куда-то увез князь.
Глава семнадцатая
Накануне свадьбы князя Грушенька появляется («сюда умереть вырвалась»
). Девушка рассказывает Ивану, что князь в «крепкое место упрятал и сторожей настановил, чтобы строго мою красоту стеречь»
, но она сбежала.
Глава восемнадцатая
Как оказалось, князь тайно вывез Грушеньку в лес на пчельню, приставив к девушке троих «молодых здоровых девок-однодворок»
, следивших за тем, чтобы цыганка никуда не сбежала. Но как-то играя с ними в жмурки, Грушеньке удалось их обмануть, так она и вернулась.
Иван пытается отговорить девушку от самоубийства, но она заверила, что не сможет жить после свадьбы князя: будет страдать еще сильнее. Цыганка попросила убить ее, пригрозив: “Не убьешь, – говорит, – меня, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной”. И Голован, столкнув Грушеньку в воду, исполнил ее просьбу.
Глава девятнадцатая
Голован, «сам себя не понимая»
бежал от того места. По дороге ему встретился старичок. Его семья сильно печалилась, что их сына забирают в рекруты. Пожалев стариков, Иван пошел в рекруты вместо их сына. Попросив, чтобы его отправили воевать на Кавказ, Голован пробыл там 15 лет. Отличившись в одном из сражений, Иван на похвалы полковника ответил: «Я, ваше высокоблагородие, не молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни вода принимать не хочет»
и рассказал свою историю.
За отличие в бою Ивана назначили офицером и отправили с орденом святого Георгия в Петербург в отставку. Служба в адресном столе у него не заладилась, поэтому Иван решил пойти в артисты. Однако из труппы его скоро выгнали за то, что он вступился за молоденькую актрису, ударив обидчика.
После этого Иван решает пойти в монастырь. Сейчас он живет в послушании, не считая себя достойным для старшего пострига.
Глава двадцатая
В конце спутники поинтересовались у Ивана: как ему живется в монастыре, не искушал ли его бес. Герой ответил, что искушал, появляясь в образе Грушеньки, но он его уже окончательно преодолел. Как-то Голован зарубил явившегося беса, но тот оказался коровой, а в другой раз из-за бесов мужчина сбил все свечи возле иконы. За это Ивана посадили в погреб, где у героя открылся дар пророчества. На корабле Голован едет «на богомоление в Соловки к Зосиме и Савватию»
, чтобы перед смертью им поклониться, а после собирается на войну.
«Очарованный странник как бы вновь ощутил на себе наитие вещательного духа и впал в тихую сосредоточенность, которой никто из собеседников не позволил себе прервать ни одним новым вопросом»
.
И что в итоге?
Иван Северьяныч Флягин — становится послушником в монастыре, но его смущают бесы; у героя открывается дар предвидения, он собирается идти на войну, чтобы умереть за народ, но пока едет в Соловки к преподобным Зосиме и Савватию.
Грушенька — погибает, попросив Ивана столкнуть её со скалы, из-за безответной любви к князю.
Бояре из Орловской губернии — графиня умирает, граф выдаёт Ивану документ, который дарует волю.
Заключение
В «Очарованном страннике» Лесков изобразил целую галерею ярких, самобытных русских характеров, сгруппировав образы вокруг двух центральных тем – темы «странничества» и темы «очарования». На протяжении всей своей жизни главный герой повести – Иван Северьяныч Флягин через странствия старался постичь «красоту совершенную» (очарование жизни), находя ее во всем: то в лошадях, то в прекрасной Грушеньке, а в конце – в образе Родины, за которую собирается идти воевать.
Образом Флягина Лесков показывает духовное взросление человека, его становление и понимание мира (очарование окружающим миром). Автор изобразил перед нами настоящего русского праведника, провидца, «провещания» которого «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».
Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Очарованного странника», но и оценить повесть Лескова в полном варианте.
Тест по повести
После прочтения краткого содержания повести Лескова «Очарованный странник» рекомендуем пройти этот небольшой тест:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Екатерина Щекина
12/16
-
Эльмар Кудусов
16/16
-
Солнце России
13/16
-
Наталья Садовская
7/16
-
Анастасия Уткина
16/16
-
Ольга Иванова
16/16
-
Лилия Баязитова-Нуруткулова
14/16
-
Алина Сафиуллина
13/16
-
Наталья Белогородская
16/16
-
Лев Шушеньков
14/16
Рейтинг пересказа
4
Средняя оценка: 4
Всего получено оценок: 12324.
А какую оценку поставите вы?
Цель: Показать путь становления
человека через осознание грехов своего
стихийного прошлого, через многострадальные
искания истины, переход на более высокий этап в
духовном развитии: принятие идеи героического
самопожертвования во имя спасения Отечества.
Проблема: Соотношение личной воли и
судьбы, случая и предназначения, греха и его
искупления.
Оформление доски.
Нет красоты более глубокой,
Чем святая красота души,
преодолевшая скудость бытия
Стефан Цвейг
Словарная работа
- Грех. 1. У верующих: нарушение религиозных
законов и правил. 2. Предосудительный поступок
(переносное значение). - Измаил (спасенный), древнееврейское – “услышит
Бог”. - Флягин (немецкое Flasche) – бутылка, фляжка, фляга,
плоский дорожный сосуд для пития. - Сосуд – все содержащее, носящее в себе что-либо,
слепой исполнитель, орудие. - Конэсер (от французского “знаток”).
- Послушник – прислужник в монастыре,
готовящийся стать монахом - Иеромонах – монах-священник.
- Инок – то же, что монах.
Ход урока
О, боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай – дары святого неба;
Но, небом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба!
Такими словами заканчивает Николай Лесков
роман “Житие одной бабы”. Для этого художника
мерилом истинности становится человек,
проникнутый духовностью. “Духа не угашайте!” –
взывает и сегодня Лесков, показывая своих
“маленьких великих людей”. Трезвое и даже
сатирическое изображение жизни мешает героям
следовать возвышенному образу мысли, ожесточает
прекрасного человека.
Сегодня мы начнем разговор о становлении
человека, о мучительном терзании его духа в
борьбе страстей и благоразумия, о познании
героем самого себя. Мир героя повести
“Очарованный странник” двойственный, но
объединенный порывом к человечности.
Мы увидим, как каждое событие в жизни Ивана
Северьяновича Флягина отбрасывает в душу
какую-то тень, подготавливая в ней горестные
сомнения, обиды и то, что люди называют
преступлением, а душа героя, проходя через муки и
страдания, расцветает и созревает для радости
освобождения, для радости единения с людьми.
Анализ текста.
— Ваше первое впечатление о герое после
прочтения повести
— Построим словесный ряд из определений,
характеризующих Ивана Флягина
— Можете ли вы выбрать одно единственное слово,
подчеркивающее главное в характере героя? Если
нет, то почему? (Двойственность. Никак не
вписывается в систему положительных героев).
— В повести “Очарованный странник” героя
называют по-разному. Как?
— Какую художественную задачу выполняет автор,
используя этот прием? (Показать человека в
различных жизненных ситуациях, в оценке разных
людей).
— Фамилия нашего героя говорящая, причем
многозначная. Порассуждайте по этому поводу в
связи со словарной статьей Владимира Даля. (Намек
на выходы героя, на талант, все плохое и хорошее,
а, может быть, на избранничество, судьбу,
провидение).
— Зачитайте портретное описание героя.
Совпадает ли ваше представление о герое с
видением художника Владимира Сафронова в
исполнении Нади Полещук (ученица)?
— Дополняет ли представление о герое его
окружение?
— Где знакомимся с героем? (В пути). Путь – это
только передвижение героя?
(Это и жизненный путь, и путь перерождения
героя).
Слово учителя.
Итак, вечная тема “превратности судьбы”
решается тоже нетрадиционно. Очевидная
странность героя усиливается авторским
отношением к Ивану Флягину, в мирской жизни
которого много чего происходило… (и в плену был,
и воевал, и увечили его так, что, может быть, не
всякий бы вынес). В конце первой главы Иван Флягин
высказал лучше всех оценку собственной жизни.
— Зачитайте (“Всю жизнь я погибал, и никак не мог
погибнуть”).
— Почему не мог погибнуть? Конец первой главы
(“Оттого что многое я даже не своей волею
делал”). А чьею же? 2 глава (“По родительскому
обещанию”, то есть он обещанный Богу сын).
— Обратите внимание на имя Иван в переводе с
древнееврейского.
— Какую жизненную позицию высказывает Иван
Северьянович? Как, по его мнению, должен жить
человек. Глава 1 (“Толцытеся”).
— Растолкуйте значение слова. (Главный завет
Создателя – необходимость активного действия
даже в самых безнадежных ситуациях, а уныние –
грех).
— Помните слова на пояске Ивана, надетом во
время укрощения коня? (“Чести своей не отдадим”).
— Какое слово ключевое? (Честь).
— Кто в этом мире важнее всех? (Я – Иван. Из 2
главы мы вообще не узнаем о людях: голубки, кошки.
По законам христианства, жизнь, построенная по
такому принципу, ведет к гибели души.).
— Назовем события в жизни героя и его отношение
к происходящему. Попробуем вывести
закономерность.
— Иван поступает в соответствии с моральными
нормами или идет вразрез?
Слова учителя:
По мнению Достоевского, чтобы гордость не
перешла в гордыню, нужно смирение, ? свободное
соединение с миром, не самоограничение и тем
более покорность, не смиренное счастье слабых, а
живое чувство любви к другим людям, от природы
таким же свободным.
— Можем ли мы увидеть это живое чувство любви к
людям в его поступках? (Убийство монашка,
спасение графа, отношение к офицеру, поединок с
Савакирием).
— Понимает ли Голован мотивы своих поступков?
Испытывает ли угрызения совести?
— Из-за чего полез в петлю? Почему непереносимо
такое наказание? (Обречен на бессмысленный труд,
задето чувство собственного достоинства).
— Помните появление монашка? Прием сна – это
тоже своеобразный художественный прием, а может,
это голос совести, не до конца проснувшейся? (В
5 главе упоминается слово совесть). Подчиняется
ли он этим знамениям? (“Просись в монастырь.
Много будешь терпеть, а потом достигнешь.” Он
оставляет право выбора за собой.)
Слово учителя: Прием сна, видение монашка,
помогает осознать главную мысль автора: хождение
по мукам, на которые обрекает себя герой, ?
расплата за гордость и нежелание принять Бога.
— Что руководит героем, когда он решает отдать
ребенка матери? 5глава (Сердце берет верх над
рассудком, отдает ребенка из сострадания.
Сострадать — брать часть мук на себя. Уже единение
с человеком и любовь к нему).
— Что ощущает герой в плену? Найдите описание
природы. (Сравнивая свое и чужое, поэтизирует
будничное, бытовое, завидует птичке. Здесь он
впервые ощущает себя духовным человеком,
происходит единение с русской нацией. Слова
Родина, народ, природа — однокоренные,
родственные, обозначающие единый соборный
организм. А чужая земля представляется адом. И в
конце 7 главы Иван так молится, что даже снег под
коленями протает. А в 8 главе опять грешит, ни во
что не верит”. А вот теперь и понимаю: “Хоша не
верую, а слушаюсь, и сам молиться не стал…”)
Слово учителя:
Федор Михайлович Достоевский был убежден, что
человека нельзя повернуть к добру
морализаторством, нужно воздействовать на
сердце. А эмоционально, сердечно воспринимается
только красота. Религия – это тоже сердечная
вера. В 11 главе магнитезер говорит,
что любовь – наша стихия.
Глава 13, 19.
— Какое впечатление произвела красота Груши на
Ивана? (Рассказчик ни разу не назовет свое
чувство любовью, Груша сама скажет: “Один ты и
любил меня”. Любовь героя беззаветная и
самоотверженная, чувство чистое и великое,
свободное от себялюбия и собственничества. В нем
присутствует бескорыстное восхищение, желание
помочь).
Иван помогает ей уйти из жизни.
— Преступление ли это или подвиг во имя любви?
(Диспут).
(Он берет всю полноту ответственности за грехи
другого человека, губящего собственную душу.
“Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность
за нее отстрадать и ее из ада выручить”).
Слово учителя:
Встреча с Грушей – чудо его внутреннего
преображения. Через страдания постигает смысл
жизни.
— Как оценивает герой свою жизнь в исповеди
полковнику? (“Я, ваше высокоблагородие, не
молодец, а большой грешник, и меня ни земля, ни
вода принимать не хочет. Много неповинных душ
погубил”. Изменилась нравственная самооценка:
до этого только Грушина смерть воспринималась
как вина, теперь он вспомнил и смерть монаха, и
Савакирия).
Слова учителя: Пережитый Иваном Северьяновичем
нравственный кризис, вызвавший чувство вины за
стихийное прошлое, подготовил возможность
нового, еще более высокого этапа в духовном
возмужании героя.
— Куда же попадает Иван Северьянович в конце
повести? (В монастырь).
— Считает ли он это сбывшимся пророчеством
(“Деться было некуда”).
Слово учителя:
Разум его не соглашается, а душа нашла
единственный путь спасения. Недаром его зовут
Измаил – спасенный. Чувствует он беду, молится за
народ, молится перед иконой “Благое молчание”.
Это не просто икона, а символ правильной жизни –
смирение. Не смирение-покорность, а слияние с
жизнью народа. Вспомним слова Достоевского:
“Отдать свою личность всем до конца и тем самым
проявить ее – ведь это идеал, еще не достигнутый
на Земле”.
— О чем мечтает Иван Флягин? (“Мне за народ
помереть хочется”. Путь обновленного человека,
готового к несению креста.).
Подведение итогов урока.