Где находился дом волшебников в сказке о потерянном времени

На чтение 7 мин Просмотров 2.9к. Опубликовано 18.01.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказка о потерянном времени» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ «Сказка о потерянном времени»

Ученик третьего класса двоечник Петя Зубов за одну ночь вдруг становится стариком. Гардеробщица тетя Наташа и родная мама не узнают мальчика, и он остается совсем один.

Герой долго гуляет по городу. Сорванец в облике старичка забредает в лес и засыпает в брошенной хижине.

Ночью в домик приходят 4 детей странной наружности. Петя прячется в сене и подслушивает их беседу. Оказывается, эти «школьники» – злые маги. Они украли время у ребят, которые совсем его не ценили.

Петя подслушал тайну магов

Один из злых волшебников по имени — Сергей Владимирович случайно раскрывает тайну, как постаревшие дети, которых они обокрали, могут вернуть свою юность. Когда волшебники уходят, Петя сбегает из хижины и много часов ищет друзей по несчастью.

В полдень герой встречает третьеклассницу Марусю в облике бабушки. Девочка читала «Пионерскую правду» и играла с мячиком. Друзья обходят дворы и находят вторую заколдованную школьницу – ученицу 3 класса Наденьку.

Команда сбивается с ног в поисках обращенного мальчика.

Маруся находит его на «хвосте» едущего трамвая. Озорной дедушка представился второклассником Васей.

В полном составе школьники отправляются в лесную хижину. Ровно в полночь Петя запускает настенные часы, злые волшебники просыпаются и замирают. По инструкции Сергея Владимировича мальчик крутит стрелки вспять ровно 77 раз.

Детство возвращается к ребятишкам. На последнем обороте постаревшие колдуны пропадают, а счастливые школьники возвращаются домой.

Главные герои и их характеристика:

  •  Петя Зубов  – ученик 3 класса, двоечник, вечно опаздывает и не сдерживает обещаний. По глупости не ценил свое время и постарел в одну ночь, бродил в образе старичка по городу. Подслушал тайну злых магов, нашел зачарованных детей и вернул украденную юность.
  •  Маруся Поспелова  – третьеклассница, беспечная девочка; капризничала на улице. Была найдена Петей в образе старушки во время игры с мячиком. Обнаружила последнего заколдованного ребенка.
  •  Наденька Соколова  – ученица 3 класса, играла в классики, но выглядела как бабуся. Попалась ребятам после 3 часов поисков.
  •  Вася Зайцев  – второклассник, сорвиголова. В образе старичка катался на «хвосте» трамвая, чем усложнил поиски Пете.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Тётя Наташа  – гардеробщица в школе №14, первая встретила «старенького» Петю.
  •  Мама Пети Зубова  – вежливая домохозяйка, не признала сына, заколдованного в старика.
  •  Сергей Владимирович  – старший из колдунов, раскрыл тайну проклятия и случайно подсказал Пете способ вернуть время.
  •  Ольга Капитоновна  – вредная волшебница, верила в победу магов.
  •  Марфа Васильевна  – волшебница-шутница, считала детей неспособными сосчитать до 77.
  •  Пантелей Захарович  – злой колдун, надеялся на непунктуальность школьников.

Краткое содержание «Сказка о потерянном времени» подробно

Петя Зубов – ученик 3 класса и неисправимый двоечник. Мальчик всегда опаздывает и отстает от сверстников, каждый раз дает обещание нагнать успеваемость, но не сдерживает слова. Однажды утром он просыпается седобородым стариком. Ни школьная гардеробщица тетя Наташа, ни мама Пети его не узнают.

Опечаленный и потрясенный школьник уходит из дома. Идти ему некуда, нет денег и крыши над головой. Мальчик блуждает по городу и сам того не замечая забредает в лес. Долго он ходил по лесу, пока не стемнело, очень устал.

Как вдруг увидел в деревьях хижину. Вошел Петя в домик и заснул в сене, которое находилось в углу комнаты. Посреди ночи его будят незнакомые голоса.

В домике странные дети – 2 девочки и 2 мальчика. Они старчески кряхтят, переговариваются и что-то делят на больших медных счетах. Школьники обращаются к друг другу по имени и отчеству: Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович и Сергей Владимирович.

Петя подслушивает их бормотание и узнает, что перед ним не дети, а коварные волшебники. Колдуны похитили молодость у 4 ребят, не ценивших свое время.

злые маги

Старший маг Сергей Владимирович раскрыл единственный способ снять проклятие. Постаревшие ребята должны вместе прийти в хижину в полночь и прокрутить стрелки на часах назад 77 раз.

Ольга Капитоновна уверена, что дети никогда не узнают о тайне. Пантелей Захарович думает, что они опоздают, а Марфа Васильевна шутит, что двоечники собьются со счета.

Волшебники уходят. Петя выбирается из укрытия и бежит в город на поиски заколдованных ребят. С раннего утра он бродит по улицам, смотрит на работящих стариков и сожалеет о своем потерянном времени. Мальчик старательно ищет товарищей по несчастью, но то и дело ошибается.

В полдень герой встречает бабушку. Она сидит на скамейке, читает «Пионерскую правду» и ест булочку. Когда старушка достает из снега потерянный мяч и принимается играть в трёшки, Петя узнает в ней школьницу.

Пожилая дама представляется третьеклассницей Марусей Поспеловой. Вдвоем «старички» три часа исследуют дворы и находят бабусю, играющую в классики. «Престарелая» девочка тоже оказалась ученицей 3 класса Надей Соколовой.

Вася Зайцев второклассник

Троица до вечера бегает по любимым местам детей, но последнего человечка найти не могут. Неожиданно Маруся замечает на «хвосте» трамвая веселого дедушку в шапке набекрень.

Команда догоняет трамвай на перекрестке и снимает лихача с «хвоста». Старик представляется второклассником Васей Зайцевым.

Не теряя времени, ребята забегают в трамвай. Группа пионеров уступает места «пожилым» пассажирам. Дети в смущении отказываются и спешат сойти на нужной остановке.

Герои бегут в лес, долго ищут дорогу и чудом добираются до хижины. Ровно в 00.00 они касаются настенных часов. Спящие в доме волшебники просыпаются и замирают на местах.

Петя усердно крутит стрелки и считает.

ребята вернули себе детство

Постаревшие школьники молодеют на глазах, а воришки молодости становятся старше. Петя уменьшается и не достает до циферблата, но Маруся, Надя и Вася поднимают его на руки.

Волшебники сгорбились, одряхлели и исчезли. Школьники с боем вернули украденное время и с тех пор ценили каждую минуту.

Кратко об истории создания произведения

Сказка советского писателя Евгения Шварца вышла в свет в 1940 году. По задумке автора это была пьеса в 3 действиях для детского кукольного театра. Сказочка была призвана научить советских школьников ценить свое время и приносить пользу стране.

Интересные факты о произведении

1.     Впервые пьеса экранизировалась только спустя 24 года – в 1964 году.

2.     В фильме режиссера Александра Птушко действие происходило летом, а по книге герои пробирались по лесу зимой.

3.     В киноверсии сказки изменены имена героев, появились новые персонажи – кукушка Кукунья и пес Баксик (Дружок), который потом снимался в сказке «Морозко».

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kyleeturner920

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    1 минута назад

    Русский 7 класс

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    6 минут назад

    Нужна ли запятая после ТЕ?

  • algebra
    Алгебра

    6 минут назад

    Составьте математическую модель и решите задачу

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    помогите с слоовми слеппил всатл дать

  • obshtestvoznanie
    Обществознание

    11 минут назад

    Помогите с загадкой

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    8 минут назад

    помогите с слоовми слеппил всатл дать

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Найдите cos a, если tg a = — 1 и п<а<3п/2

    Результат домножьте на корень из 2

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Е.
Л. Шварц. Сказка о потерянном времени.

Цели:  

·        
Совершенствовать
навык выразительного чтения, выборочного чтения.

·        
Совершенствовать
навыки работы с текстом.

·        
Обогащение
словарного запаса.

·        
Развивать
внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.

·        
Раскрыть
нравственный смысл произведения.

·        
Научить
учащихся мыслить критически, ответственно относится к учёбе.

Оборудование:

1.     
Литературное
чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.), портрет
автора, презентация.

2.     
Таблица
«З-Х-У».

3.     
Таблица
для ответов «Верные и неверные утверждения».

4.     
Карточки
для групповой работы.

5.     
Компьютер,
проектор, экран.

6.     
Презентация.

                             Ход урока.

1.    
Организационный
момент.

Начинается
урок,

Он
пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь
все понять,

Учитесь
тайны открывать,

Ответы
полные давать,

Мы
сегодня снова будем
c вами  наблюдать,

Выводы
делать и рассуждать.


Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

СЛАЙД 
1

2.    
Стадия вызова.

А)
Мотивация к работе.


Послушайте, о чём идёт речь в загадке?

СЛАЙД 
2

Оно
длиннее всего на свете – и короче.

Быстрее
всего – и медленнее.

Самое
доброе – и самое неразрывное.

Его
больше всего ценят,

Но
больше всего сожалеют о его отсутствии.

Без
него ничего не может быть сделано.

Когда
его мало, оно пожирает всех и без следа,

А
когда много – даёт возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ.


Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают
дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить
время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен
каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить
время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав
сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени».

СЛАЙД 
3-4

Сегодня
мы продолжим работу над этой сказкой.

Б) 1. Приём ТРКМ
таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Учитель:
Перед
вами на столах лежат пока ещё пустые таблицы «ЗХУ». Вспомните все, что вам уже
известно о героях сказки  и запишите это кратко в первую колонку
таблицы. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это во вторую
колонку. (Дети самостоятельно работают с таблицей)

Учитель:
Вы
отлично справились с заполнением таблицы. И поэтому мы продолжаем работу.

В)
ПРИЁМ «Верные и неверные утверждения»

СЛАЙД  5

 
Я предлагаю поиграть в игру «Верите ли Вы, что…»
Правила игры:

1.       У вас на столах лежат листочки, на которых
начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.

2.      
Я вам читаю вопросы,
которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что …».

3.      
Если вы верите, то во
второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      +

_

+

_

+

+

Верите
ли вы, что…

1.     
Дети,  напрасно теряющие время,
превращались в старичков.

2.     
Злые волшебники считали время на
калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)

3.     
Детей, которые напрасно теряли время, в
рассказе пятеро.  (4)

4.     
Дом волшебников освещался керосиновой
лампой.

5.     
Дом волшебников находился на опушке леса.
(В лесной чаще)

6.     
До леса дети – старички доехали на
троллейбусе.  ( Трамвае)

7.     
Среди злых волшебников не было Сергея
Захаровича.

8.     
Часы в доме волшебников называли часики. 
( Ходики)

9.     
Для совершения волшебства стрелку надо повернуть
в обратную сторону 77раз.

10. 
Человек, понапрасну теряющий время, сам не
замечает, как стареет.


Какие вопросы вызвали затруднения?
— На все ли вопросы вы ответили верно, мы узнаем в конце урока.
— Отложите листочки в сторону.

3.Осмысление
.
А)Словарно-орфографическая работа.

СЛАЙД 
6
Окладистая (борода) – широкая и густая.
Керосиновая лампа –
лампа, освещающая при помощи
керосина.
Ходики – небольшие
стенные часы упрощенного устройства с гирями

Пола, полы – нижняя часть , раскрывающейся спереди одежды,
например
полы пальто.

СЛАЙД 
7

-Подберите синонимы к словам:
хмурый – угрюмый, невесёлый
сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

СЛАЙД 
8

-Подберите антонимы к словам:
состариться –помолодеть
трудиться – лениться, бездельничать.

Б)
Работа с текстом.

 Приём ТРКМ
«Кластер»

-Кто
был героями сказки? 
(Петя Зубов – ученик 3
класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса,
Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не
заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А
время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники
малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.
СЛАЙД  9

-Кто
первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший
и никому не нужный старик?

— Заметил ли Петя, что с ним случились
перемены? Всё произошло неожиданно
— Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5. Чтение
по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)

— Как герой воспринимает волшебство? Огорчается, расстраивается, пугается.
— Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя:
бедный, несчастный, что со мной будет.
— Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
— Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил
остальных ребят, превращённых в стариков
.
С. 11 Маруся Поспелова
, с.12-13
Наденька Соколова
, с.
13 Вася Зайцев.


Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе
много других?
— Прочитайте, как просыпался город. С.10-11.чтение


Почему люди так бояться  не успеть, опоздать, отстать?

Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.

-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями
и прогульщиками?
Остановилась бы жизнь.

Почему
дети смогли победить волшебников?
Нашли друг друга и
научились ценить время.

4.
Работа в группах.

Работа
в паре.
СЛАЙД  10


Пе
ред вами карточки, на которых написаны
качества человека. Выберите из них те качества, которые помогают ученикам
добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый,
рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый,
любознательный, умный, послушный
, непоседливый, добросовестный,
безответственный, целеустремлённый, неряшливый, организованный.
Выпишите
те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

У
каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют
характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого
человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты
характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из
своего характера.

5.
Физкультминутка.


Вспомните, какие фразы использовал автор,
чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как
они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.
Слайд  11

С.6
пошёл куда глаза глядят/
В неопределённом
направлении, неизвестно куда

с.8 терять время понапрасну
/ Бездельничать
с.10 держать ухо востро
/ Быть очень осторожным,
осмотрительным

с.13 как сквозь землю провалился 
/
Исчез, скрылся куда-то

с.13 и в ус не дует
/Не обращает никакого
внимания

с. 14 не терять времени даром

Работа
в группе.

1
группа.
Отметьте 5 важных действий, направленных
на достижение поставленной цели.

Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не
торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в
трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать
начатое дело.
2 группа.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.
 3 группа.

                                          
 Выделите главную мысль сказки.
                                       Петя Зубов всегда опаздывал на уроки.
                                        Петя Зубов не ценил своё время.
                                       Не надо терять понапрасну время.
                                     От любого несчастья может спастись
человек.
                                      Петя Зубов научился не терять время зря.
СЛАЙДЫ  12-13-14

-Чему
учит эта сказка?
СЛАЙД  15

Обращаясь
к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность
человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова . С. 9 Так
устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

 
Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.
СЛАЙД  16

6.
Рефлексия.


Возвратимся к нашим вопросам. Снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли
мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы, а вы в третьей строке ставите
нужный знак.


Поднимите руку, чьё мнение совпало?
— По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

-Совпали
ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?

-Ребята,
вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у
вас?
СЛАЙД  17

Закончите
предложения:

Сегодня
на уроке я узнал …

Мне
показалось интересным …

Меня
удивило …

Я
хочу похвалить … , за …

7.Домашнее
задание. 
СЛАЙД  18

На
следующем уроке мы будем составлять план сказки.

Дома
напишите отзыв о сказке, выразите свои мысли и впечатления. Подумайте, что
можно сделать полезного за 1 минуту.
СЛАЙД  19

8.Грамзапись
сказки (если останется время).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ленивый,
рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный,
умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный, целеустремлённый,
неряшливый, организованный.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ленивый,
рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный,
умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный,
целеустремлённый, неряшливый, организованный.

1
группа.
Отметьте 5 важных действий, направленных
на достижение поставленной цели.

Быть настойчивым, быть решительным, не расстраиваться при неудаче, не
торопиться, не ждать быстрого результата, верить в успех, поддерживать друзей в
трудную минуту, не сдаваться, не стесняться попросить помощи, не бросать
начатое дело.

2
группа.
Выберите подходящие к уроку пословицы.
Делу время – потехе час.
Время как воробей: упустишь – не поймаешь.
На хотенье – есть терпенье.
Без дела жить – только небо коптить.
Время не деньги, потеряешь – не найдёшь.
Час упустишь, годом не наверстаешь.
Труд человека кормит, а лень портит.

3
группа.

  Выделите
главную мысль сказки.

Петя
Зубов всегда опаздывал на уроки

Петя
Зубов не ценил своё время.

Не
надо терять понапрасну время.
 От любого несчастья может спастись человек.

 Петя
Зубов научился не терять время зря.

Сегодня мы разберем фильм «Сказка о потерянном времени», снятый в 1964 году

Главный герой Петя идет в школу. Пересекает Садовую-Саомтечную улицу, на дальнем плане дома 9 и 12, на переднем плане справа дом 13, в настоящее время перестроенный

В этом кадре видны дома 13, 11 и 9

Машина с волшебниками приезжает в город. На заднем плане дом 33 по Комсомольскому проспекту, он же дом 11 по 2-ой Фрунзенской, слева дом 31 по Комсомольскому проспекту.

Злые волшебники расходятся «на дело». Позади них проход между домами 29 и 31 по Комсомольскому проспекту

Мелкие пакости волшебники начинают творить в сквере у бассейна «Москва». На заднем плане «Дом на набережной», Берсеневская набережная дом 2

От продавца улетают воздушные шарики. На заднем плане справа дом Перцовой — дом 1 по Соймоновскому проезду

А Петя все теряет время. С мальчишками на самокатах у проходной Мосфильма

На крыше гаража. Слева в кадре дом 45 строение 1 по Комсомольскому проспекту, на заднем плане дом 50 по Фрунзенской набережной

Опять на Мосфильме. На заднем плане видны дома 12 и 14 по Мосфильмовской улице

На Москва-реке у Большого Устьинского моста. В левой части кадра виден Малый Устьинский мост через Яузу

Превращение произошло, но Петя остался третьеклассником. На следующем кадре он подрисовывает усы девушке на афише кинотеатра «Россия». На заднем плане видно здание издательства «Известия»

Наконец, Петя доходит-таки до школы. Школой служит московский дворец пионеров :)

Дальше Петя пытается продавать фрукты у универмага «Москва» на Ленинском проспекте

Собирается сбрить бороду в парикмахерской

на Ленинском проспекте 9. В витринном отражении виден фронтон Первой градской больницы

Спасибо пользователю alik2005, в отражении видны Хамовнические казармы, Комсомольский проспект 18

Но вместо этого берет фуражку и жезл бреющегося милиционера и идет регулировать движение на улицу Доватора. Слева виден торец гостиницы «Юность», на заднем плане дом 14 по улице Доватора

На этом кадре виден фасад гостиницы «Юность». Далее наземный вестибюль станции метро «Спортивная» и дом 35 по Хамовническому валу

Расстроенный тем, что ничего не умеет, Петя идет на Котельническую набережную, где встречает продавщицу пирожков. На заднем плане дома 4/22 Б и 4/22 А по Космодамианской набережной

В этом кадре вид на дом 4/22 Б по Космодамианской набережной из под Большого устьинского моста

Дальше Петя узнает, что кроме него заколдованы еще две девочки и мальчик. Найдя Марусю Морозову они бегут искать остальных. На Смоленской улице у магазина «Руслан», Смоленская улица дом 3

Напротив МИДа

На фоне старой застройки Смоленской улицы

Второго превращенного мальчика ребята находят у кинотеатра «Россия». На заднем плане дом 19 по Тверской улице

Все в сборе, надо бежать снимать злые чары. Вид с балкона кинотеатра «Россия» на Страстной бульвар

Вид на Пушкинскую площадь. На заднем плане видны дома 16 и 17 по Тверской улице

Далее погоня разворачивается на улицах Севастополя.

На этом на сегодня все.

Краткое содержание «Сказка о потерянном времени»

Краткое содержание «Сказка о потерянном времени»

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 805.

Обновлено 21 Ноября, 2022

О произведении

«Сказка о потерянном времени» Шварца была написана в 1940 году. Это поучительная история о ленивых школьниках, которые тратили своё время понапрасну, и в результате превратились в старичков. Чтобы избавиться от злых чар, им пришлось изрядно потрудиться. Литературное произведение учит детей бережно относиться ко времени и тратить его на добрые и полезные дела.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 4 классе рекомендуется читать онлайн краткое содержание «Сказка о потерянном времени» по частям. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События сказки происходят в СССР, в неназванном городе и в лесу.

Главные герои

  • Петя Зубов – третьеклассник, ленивый, безответственный мальчик, который в итоге осознал все свои ошибки.

Другие персонажи

  • Маруся Поспелова, Наденька Соколова, Вася Зайцев – ленивые третьеклассники, которых злые волшебники превратили в стариков.
  • Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Марфа Васильевна, Ольга Капитоновна – злые волшебники, отобравшие у ленивых детей их время, чтобы самим вернуть себе молодость.

Краткое содержание

Третьеклассник Петя Зубов был самым слабым учеником, который получал плохие отметки «и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению». После каждой четверти он обещал исправиться и догнать одноклассников, однако так и не делал этого – «всё «успею» да «успею»».

Однажды Петя по своему обыкновению опоздал в школу. Он весело забежал в раздевалку и как вкопанный остановился у зеркала: на него глядел не мальчик, а дедушка. Каким-то непонятным образом «превратился он в высокого, худого, бледного старика». Не на шутку испугавшись, Петя бросился домой, проверить, узнает его мама или нет. Однако мама удивились, увидев на пороге старичка, который назвал её мамой. Петя очень огорчился и «пошёл куда глаза глядят». Он размышлял о своей горькой судьбе: будучи седовласым стариком, у него не было ни семьи, ни друзей, ни профессии. Мальчик совершенно не представлял, что ему делать дальше. Он даже не заметил, «как вышел за город и попал в лес», где набрёл на пустой домик.

Петя очень устал и заснул в углу. Когда же он проснулся, то заметил двух мальчиков и двух девочек, которые сидели за столом и что-то обсуждали старческими голосами. Петя прислушался к их разговору, и «страшно ему стало от того, что услышал он». Так он узнал, что это были «злые волшебники и злые волшебницы», которые ловили ленивых детей, что тратили время понапрасну. Среди их жертв оказался не только Петя Зубов, но ещё трое ребят. Все они превратились в стариков, в то время как волшебники стали детьми.

К счастью, один из волшебников проговорился и открыл способ, как ребята–старички смогут вновь стать детьми. Для этого они должны прийти в этот дом и ровно в полночь перевести «стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно». Когда волшебники отправились по своим делам, Петя «помчался в город искать стариков-школьников». Вот только на его пути попадались самые обычные старики, по которым было «сразу видно – настоящие, не третьеклассники».

Петя очень устал и присел передохнуть на лавочку в сквере. Тут он заметил старушку, которая читала газету «Пионерская правда» и уплетала булку с изюмом. Стало понятно, что это заколдованная школьница. Петя узнал, что её зовут Маруся Поспелова, и объяснил, что произошло. Вместе они отправились на поиски остальных ребят, и вскоре наткнулись на старушку, которая играла в классики. Это была Наденька Соколова. Оставалось найти четвёртого заколдованного мальчика. Им оказался Вася Зайцев, которого ребята смогли отыскать только поздним вечером.

Товарищи по несчастью поспешили к лесному домику, чтобы избавиться от страшного заклятья. Дождавшись полуночи, Петя протянул «руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево». Так злые волшебники вновь «стали дряхлыми, сгорбленными старичками», а школьники превратились в обычных детей, какими были прежде. На последнем обороте стрелки часов волшебники исчезли, словно их никогда и не бывало. А ребята поняли – «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

И что в итоге?

Петя Зубов — с помощью волшебных часов возвращает всё на свои места, вновь становится ребёнком, понимает цену времени.

Школьники — возвращаются в свой возраст.

Злые волшебники — становятся стариками, а потом вовсе исчезают.

Заключение

Заключение

Книга Евгения Шварца учит беречь своё время, не тратить его на пустяки. Оно очень скоротечно, и можно не заметить, как прошли юные годы, а так ничего не было сделано важного, полезного.

После ознакомления с кратким пересказом «Сказка о потерянном времени» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дархан Шаймардан

    10/10

  • Давид Милосердов

    9/10

  • Jonh Tern

    10/10

  • Тая Гиричева

    10/10

  • Ирина Бойчук

    10/10

  • Анастасия Харак

    10/10

  • Белогорцев Михаил

    10/10

  • Самир Темиров

    9/10

  • Алина Шабунина

    10/10

  • Андрей Обожин

    10/10

Рейтинг пересказа

4.2

Средняя оценка: 4.2

Всего получено оценок: 805.


А какую оценку поставите вы?

О человеке и его часах



Ведут часы секундам счет,


Ведут минутам счет.


Часы того не подведут,


Кто время бережет.



Кто жить умеет по часам


И ценит каждый час,


Того не надо по утрам


Будить по десять раз.



И он не станет говорить,


Что лень ему вставать,


Зарядку делать, руки мыть


И застилать кровать.



Успеет он одеться в срок,


Умыться и поесть,


И раньше, чем звенит звонок,


За парту в школе сесть.



С часами дружба хороша!


Работай, отдыхай,


Уроки делай не спеша


И книг не забывай!



Чтоб вечером, ложась в кровать,


Когда наступит срок,


Ты мог уверенно сказать:


«Хороший был денек!»


(С.А. Баруздин)

Бережное отношение к своему (да и к чужому!) времени, расстановка приоритетов и целей — такие важные вопросы поднимает известный писатель Евгений Шварц в своём произведении «Сказка о потерянном времени».

«Сказка о потерянном времени»

Евгений Шварц, в первую очередь, известен своими сказочными произведениями. Сказки для детей и взрослых не только повествуют о фантастических и чудесных событиях, но и несут глубокий философский подтекст. Благодаря такому особому сочетанию реального и волшебного литература Шварца не только читается на одном дыхании, но и заставляет задуматься о важных вещах.

«Сказка о потерянном времени» помогает юному читателю осознать важную истину: нельзя терять время впустую, оно бесценно. Однако вопреки известной английской пословице «Потерянное время нельзя найти» главные герои сказки делают все возможное, чтобы отыскать и вернуть свои «заброшенные» минуты и часы. Согласно общим сказочных «правилам» в «Сказке о потерянном времени» добро побеждает зло, а все хорошее, что должно произойти, обязательно случается.

Главные герои «Сказки о потерянном времени»

Главные герои «Сказки о потерянном времени» — школьники. Третьеклассник Петя Зубов, второклассник Вася Зайцев и ученицы третьего класса Наденька Соколова и Маруся Поспелова. Все ребята добрые, весёлые и беззаботные, как и все их ровесники. Но однажды общая беда сближает их, заставляет задуматься над собственным поведением и осознать допущенные ошибки.

Краткое содержание «Сказки о потерянном времени».

Главные мысли произведения.

«Потеряешь время — потеряешь жизнь»

Учащийся третьего класса, Петя Зубов, «все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению». Мальчик привык откладывать все дела на потом, надеясь в дальнейшем уж точно нагнать своих одноклассников. Естественно, обещания так и оставались обещаниями, и школьник продолжал отставать да опаздывать.

Однажды, как всегда опоздав, пришёл Петя в школу и, раздеваясь, хотел отправиться в класс. Да только произошла с ним удивительная история, сам того не замечая, превратился он в старика. Не узнали его в школе и в класс не пустили. Отправился Петя домой — уж мама-то точно его узнает! Но и мама увидела только неизвестного старика вместо своего родного сына.

Пришлось Пете покинуть родной дом и идти куда глаза глядят. Идёт Петя и жалеет себя — время упущено, нет у него ни матери, ни семьи, ни внуков, даже пенсию ему не дадут, ведь работал он всего три года, да и те на двойки и тройки.

Примечательно здесь показан образ человека, осознавшего свои ошибки. Всё это время Петя ни о чём не думал, только гулял и шалил. Но теперь, когда настало время самому за себя отвечать, стало ясно мальчику, что его время ушло впустую — ничему он не научился, ничего он не знает. Важно, что в подобном положении может оказаться не только маленький ребёнок, но и совсем старый человек. Ведь если не ценишь своё время и тратишь его попусту, то и не заметишь, как состаришься — и останешься один, без работы и без семьи.

Сказка о потерянном времени

Сказка о потерянном времени

Евгений Шварц (1895-1958) — один из самых известных советских писателей-сказочников, а также талантливый сценарист и драматург. В книге собраны четыре сказки писателя: «Новые приключения кота в сапогах», «Два брата», «Сказка о потерянном времени» и «Рассеянный волшебник», а также рассказ «Приключения Шуры и Маруси». Произведения писателя учат ребенка сопереживать и помогать тем, кто попал в беду, ценить время и всегда, не смотря ни на что, верить в чудо.

Купить

Страшный секрет

Долго шёл Петя, пока не вышел из города и не попал в лес. Начинало смеркаться, как вдруг заметил мальчик-старичок в стороне домик. Туда он и отправился. Вошёл в домик Петя, увидел часы-ходики на стене, керосиновую лампу да сено в углу. Зарылся старый мальчик в сено, поплакал и уснул.

Проснувшись, увидел Петя Зубов сидящих за столом ребят. Два мальчика и две девочки сосредоточенно что-то высчитывали на счётах, бормотали, кряхтели и называли друг друга по имени и отчеству. Странно это было. Прислушался Петя к их разговору и узнал страшную тайну: не ребята это были, а злые волшебники и волшебницы. Оказывается, «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Злые волшебники знали это и украли упущенное время детей: Пети, ещё одного мальчика и двух девочек. Забрали они потерянное время и помолодели от него, а ребята, упустив своё время, превратились в стариков.

В ужас пришёл от услышанного Петя. Что делать, куда бежать?! Но тут главный волшебник рассказал ещё одну тайну: оказывается, «от любого несчастья может спастись человек». Если все школьники, превратившиеся в стариков, найдут друг друга, придут в домик ровно в полночь и повернут стрелку часов на семьдесят семь оборотов назад, то вернут ребята себе свою молодость, а волшебники погибнут.

Злые волшебники обращают внимание на то, что если привык человек терять время попусту, то тяжело ему будет собраться с силами и стать ответственным. Не верят они, что удастся школьникам успеть в положенное время прийти в домик, а если и удастся, то настолько детишки всё это время были безответственными, что и сосчитать без ошибок до семидесяти семи не сумеют.

Однако знаменательна и фраза, что человеку под силу исправить свои ошибки. Главное своевременно осознать свою оплошность и работать в верном направлении.

В поисках школьников-старичков

Волшебники ушли на «работу» — вершить свои злодеяния, а Петя, впервые в жизни не тратя напрасно время, кинулся со всех ног искать таких же, как он — состарившихся детей. Подбежал Петя к первой же попавшейся старушке и начал узнавать, не третьеклассница ли она. Замахнулась на него бабушка, понял Петя свою ошибку, еле ноги унёс.

Бредёт старый мальчик по городу, а вокруг кипит жизнь. Множество раз видел Петя, как люди спешат куда-то, боятся опоздать, но впервые осознал причину их волнений. «Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен». Наконец, ровно в полдень заметил Петя в скверике плачущую старушку и решил за ней проследить. Увидел он, как старушка, поплакав, начала выковыривать изюм из хлеба и есть, потом читать «Пионерскую правду», а затем играть с найденным в снегу мячиком. Подбежал Петя к бабушке и узнал, что это третьеклассница Маруся Поспелова. Обрадовались они, что нашли друг друга и отправились на поиски других состарившихся ребят.

Через несколько часов удалось Пете и Марусе отыскать ещё одну бабушку-третьеклассницу Наденьку Соколову. Она играла во дворе в классики. Осталось у ребят мало времени, а нужно было ещё найти четвёртого мальчика-старичка.

И вот, стало уже темнеть, а четвёртого старичка-школьника нигде нет. Наконец удалось героям заметить одного старика, катающегося по городу на подножке трамвая. Им оказался четвёртый превращённый ребёнок Вася Зайцев.

И снова, незамедлительно, отправляются ребята скорее в лес — на трамвае, чтобы не тратить попусту время. Однако заблудились они в лесу, а Петя понял важную истину — не всегда нужно бездумно спешить, иногда стоит помедлить, чтобы в будущем сэкономить драгоценное время: «Я вчера не заметил дороги обратно к домику — боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь».

В дружбе — сила

Плутали старенькие дети, плутали, но наконец удалось отыскать им заветный домик. Под светом луны, забравшись на берёзу, сумел разглядеть Петя дом, скрывавшийся от них всего лишь в нескольких шагах. Пять минут оставалось до полуночи, как старички-детишки пробрались тихонько в дом, а злые волшебники их даже не заметили — лежали себе спокойненько в стогу сена.

Лишь дотронулся Петя до стрелки часов-ходиков, как вскочили злые волшебники, но не смогли они помешать школьникам — так и остались стоять недвижимы. А Петя тем времен начал вращать стрелку часов. В тот же миг начали стареть волшебники, а ребята стали молодеть. На тридцатом обороте стрелки перестало хватать Пете росту — ведь он снова становился маленьким, как и был. С помощью своих товарищей повернул мальчик стрелку нужное количество раз — и злые волшебники исчезли, будто их и не было никогда. Вернули ребята своё потерянное время и утерянные года жизни, но всем людям на земле стоит помнить, что «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»!

«Сказка о потерянном времени» дарует веру в человеческие силы, доказывает, что человек сможет всё, что захочет — даже вернуть утерянные года! Однако для этого нужно осознать свои ошибки, ценить своё время и помогать другим людям! Только сумев найти своих товарищей, вместе с их помощью, Петя Зубов смог победить злых волшебников и повернуть время вспять.


#ADVERTISING_INSERT#

ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Конспект урока

по литературному чтению в 4  классе

Тема урока

 Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Учитель начальных классов:

Захарова Элеонора Иосифовна

г. Сергиев Посад

28 января 2017 год

Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией Е.Л. Шварца, закреплять умение определять литературный жанр, определять тему и главную мысль произведения, способствовать расширению словарного запаса учащихся, формированию целостного восприятия текста, формировать у учащихся деятельностные способности способствовать более прочному и осознанному усвоению программного материала, развивая речь, творческое мышление учащихся.

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:
  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
  • Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
  1. В сфере регулятивных УУД:
  • Научить принимать и сохранять учебную задачу;
  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  1. В сфере познавательных УУД:
  • Научить детей осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использований всех возможных источников;
  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях;
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  1. В сфере коммуникативных УУД:
  • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование:

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса. Ч. 2 (Сост. Л. Ф. Климанова и др.), портрет автора, презентация.
  2. Таблица для ответов «Да, нет».
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Компьютер.
  5. Презентация.

На доске:
1) “Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь”. Е.Л. Шварц.

                                     Ход урока.

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает 
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает 
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
— Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

— Я вам всем желаю успешной работы на уроке.

Урок литературного чтения посвятим произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени» в разделе “Делу – время, потехе – час”.

Евгений Львович Шварц родился в 1896 году в городе Казань в семье врача. После окончания гимназии поступил учиться на юридический факультет Московского университета. После его окончания уезжает в Ростов-на-Дону и устраивается на работу в театральную мастерскую. Любовь к театру будущему писателю привили его родители. Отец прекрасно пел, играл на скрипке. Родители обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях. Сам Евгений Львович Шварц замечательно танцевал, пел, владел искусством пантомимы. Ему пророчили большое актёрское будущее, но его манила литература. Написал много сказок для детей, рассказов для взрослых, пьес для постановки в театре.

II. Мотивация к работе.         

Слайд 2.

— Отгадайте загадку.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его. (Время.)

— Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени». Сегодня мы продолжим работу над этой сказкой.

Постановка учебной задачи.

Учитель: Перед вами на столах лежат листы. Вспомните все, что вам уже известно о героях сказки. Подумайте, что бы вы ещё хотели узнать, и запишите это на свободной строчке.

Хочу узнать______________________________________________

Проверка домашнего задания.

— Я предлагаю поиграть в игру «Да, нет»
Правила игры:

  1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов.
  2. Если вы согласны с моим утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-» .

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      +

+

+

+

  1. Дети,  напрасно теряющие время, превращались в старичков.
  2. Злые волшебники считали время на калькуляторе.  ( СЧЁТЫ)
  3. Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе пятеро.  (4)
  4. Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
  5. Дом волшебников находился на опушке леса. (В лесной чаще)
  6. До леса дети – старички доехали на троллейбусе.  ( Трамвае)
  7. Среди злых волшебников не было Сергея Захаровича.
  8. Часы в доме волшебников называли часики.  ( Ходики)
  9. Для совершения волшебства стрелку надо повернуть в обратную сторону 77раз.
  10. Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

Взаимопроверка. Осмысление.

Словарно-орфографическая работа. 

Слайд 3.  
Окладистая (борода) – 
широкая и густая.
Керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина.
Ходики – 
небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями
-Подберите синонимы к словам(доска)
хмурый – угрюмый, невесёлый
сберечь – сохранить, спасти, сэкономить.

-Подберите антонимы к словам:
состариться –помолодеть
трудиться – лениться, бездельничать.

Работа с текстом.

-Кто был героями сказки?  (Петя Зубов – ученик 3 класса 14 школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица 3 класса, Наденька Соколова ученица 3 класса и ученик 2 класса Вася Зайцев).
-Какое несчастье их объединило?
Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь, человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали себе злые волшебники. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята –старыми  стариками.

-Кто первым обнаружил, что он уже не школьник, а старый, ничего в жизни не достигший и никому не нужный старик?
— Заметил ли Петя, что с ним случились перемены? 
Всё произошло неожиданно
— Прочитайте отрывок, который соответствует иллюстрации на с.5. Чтение по ролям (АВТОР, ПЕТЯ ЗУБОВ, ТЁТЯ НАТАША)
— Как герой воспринимает волшебство? 
Огорчается, расстраивается, пугается.
— Какие слова нам об этом говорят? Прочитал, чуть не плача, жалеет себя: бедный, несчастный, что со мной будет.
— Сожалеет ли Петя о случившемся? С.6 чтение
-Одинаковым ли было поведение ребят?
— Найдите отрывки, где автор рассказывает о том, как Петя искал и находил остальных ребят, превращённых в стариков
. С. 11 Маруся Поспеловас.12-13 Наденька Соколовас. 13 Вася Зайцев.

Инсценировка отрывка:

Автор: — Увидел Петя, сидит недалеко на скамеечке старушка и плачет.

             Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

Петя: — Подожду! Посмотрю, что она дальше делать будет.

Автор: А старушка перестала плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету.

Петя: — Аааа!!!! «Пионерская правда»

Автор:  А из другого булочку с изюмом. Развернула старушка газету, стала читать и есть булочку.

             Изюм выковыривает, а булочку не трогает. Кончила старушка читать, спрятала газету и булочку и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик.

Старушка: — Наверное, кто-нибудь из детей играл в сквере и потерял этот мячик. (Обтирает мячик платочком)

Автор: Оглянулась старушка по сторонам, и стала играть с мячиком.

             Подбежал Петя к ней и кричит:

Петя: — Бабушка! Честное слово вы школьница!

Автор: Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

Старушка:- Верно! Верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Петя:-   Я, Петя Зубов, ученик третьего класса. Мы с вами заколдованы. Нас превратили в стариков злые волшебники, потому что мы теряли время зря. Нам нужно найти ещё двоих превращенных учеников, повернуть стрелки часов назад и тогда мы снова станем детьми.

Автор: Взялись школьники за руки и побежали искать остальных товарищей.

— Как вы думаете, почему злые волшебники выбрали именно этих детей, ведь в городе много других?
— Прочитайте, как просыпался город. 
С.10-11.чтение

— Почему люди так бояться  не успеть, опоздать, отстать? Жизнь будет серой, унылой, бесцельной, пройдёт мимо.
-Что могло бы произойти, если бы все жители города были как эти дети, лодырями и прогульщиками? 
Остановилась бы жизнь.

-Почему дети смогли победить волшебников? Нашли друг друга и научились ценить время.

Физкультминутка. 

Упражнения для глаз, спины, рук.

Работа в паре.

— Перед вами карточки, на которых написаны качества человека. Выберите и подчеркните из них те качества, которые помогают ученикам добиться успехов в учёбе и жизни.

Ленивый, рассеянный, внимательный, усидчивый, несобранный, трудолюбивый, любознательный, умный, послушный, непоседливый, добросовестный, безответственный,целеустремлённый, неряшливый, 

организованный.
-Выпишите те качества, которых вам недостаёт, и вы бы хотели развить их в себе.

У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека. Давайте изменять свой характер в лучшую сторону. А такие черты характера, как лень, несобранность, безответственность навсегда вычеркнем из своего характера.

— Вспомните, какие фразы использовал автор, чтобы мы яснее, чётче могли представить события, душевные состояния героев? Как они называются? Устойчивые обороты речи/ фразеологизмы.

С.6 пошёл куда глаза глядят/ В неопределённом направлении, неизвестно куда
с.8 терять время понапрасну
/ Бездельничать 
с.10 держать ухо востро
 / Быть очень осторожным, осмотрительным
с.13 как сквозь землю провалился  
/ Исчез, скрылся куда-то
с.13 и в ус не дует 
/Не обращает никакого внимания
с. 14 не терять времени даром

Работа в группе.

Представьте, что такая история произошла бы с ребятами нашего класса.

Обращаясь к читателям, Шварц написал замечательные слова, которые дают уверенность человеку в трудных ситуациях. Попробуйте найти эти слова . С. 9 Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

  Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся.

Рефлексия.

— Возвратимся к нашим вопросам.

-Совпали ли ваши ожидания: что вы хотели и что узнали на уроке?

-Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. Какое эмоциональное настроение сейчас у вас?
СЛАЙД  

— Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне показалось интересным …

Меня удивило …

Дифференцированное домашнее задание (карточки).

— Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел “Делу время – потехе час”, найти пословицы и поговорки, которые отражают смысл названия раздела, приготовить игры. физминутки для отдыха, презентацию как вы проводите свой день или свободное время. По вашим выполненным работам создадим  книгу. Это и будет элементом практического применения тех знаний, которые вы получили на уроке.

Хочу закончить наш урок словами Е.Л.Шварца «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки»

  • Краткие содержания
  • /
  • Шварц
  • /
  • Сказка о потерянном времени

Год: 1940 Жанр: сказка

Главные герои: школьники Петр Зубов, Василий Зайцев

Сказка о потерянном времени Евгения Шварца повествует о том, как драгоценно время, и как легко мы тратим его в пустоту.

Главный герой третьеклассник Петя Зубов. Вместе с ним в историю попадают Зайцев Вася, учащийся второго класса, а так же девочки Наденька Соколова и Маруся Поспелова.

Петя решает прогулять уроки. Учится он не любит, считает что у него много времени, и торопиться некуда. Девчонки подружки все время болтают, а Вася любит считать ворон.

Добравшись до школы Петя вдруг видит в зеркале не себя, а старика. Дома мама его не узнает. Одинокий старик без прошлого и будущего. Пошёл Петя куда глаза глядят и вышел к избушке в лесу. Там он уснул, а проснувшись увидел двух девочек и двух мальчиков за столом. Оказалось что это злые волшебники. Они время отбирали у детей, которые его напрасно тратили. Но время можно вернуть, если все дети, у которых время отняли, придут в избушку и повернут стрелки на часах обратно. Петя находит школьников, которых злые волшебники обокрали и они все вместе переводят стрелки часов в избушке.

Вернув себе своё время ребята уже никогда не будут тратить его впустую.

Вывод. Дорожить нужно каждым мгновением, каждой секундой. Время это дар, который нужно потратить с пользой для себя и для окружающих. Потеряв время, можно не заметить старость.

Главные герои

Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.

Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.

Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.

Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.

Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Сказка о потерянном времени»
  • для самых компанейских — Главные герои «Сказка о потерянном времени»

Основные персонажи сказки

«Сказка о потерянном времени» главные герои:

  • Петя Зубов – третьеклассник, лентяй и ротозей.
  • Маруся Поспелова – ученица 3 класса, также большая лентяйка.
  • Наденька Соколова – ученица 3 класса, лентяйка и прогульщица.
  • Вася Зайцев – второклассник, легкомысленный, проказливый, ленивый мальчик.

Другие персонажи:

  • Сергей Владимирович, Пантелей Захарович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна – злые волшебники, пожилые люди, отобравшие у детей их время, чтобы самим стать молодыми.

Сюжет

Петя Зубов был одним из самых слабых учеников в своем классе, которые обещал нагнать ребят по всем предметам, но никогда не сдерживал свое обещание. Однажды Петя, как обычно, опоздал в школу. Он протянул пальто гардеробщице, но та приняла третьеклассника за старичка. Посмотрев на себя в зеркало, Петя увидел седину и бороду.

Петя очень испугался и бросился домой, но даже родная мама не признала в нем своего сына. Тогда постаревший мальчик ушел, куда глаза глядят. Так он оказался в лесу, где набрел на пустой домик. Уставший Петя лег на сено в углу и уснул. Проснулся он от голосов: за столом сидели два мальчика и две девочки, которые разговаривали старческими голосами и называли друг друга по имени-отчеству.

Петя узнал, что это были злые волшебники, которые ловили ленивых детей, теряющих время понапрасну. Им удалось поймать не только Петю Зубова, но и еще трех детей, ставших стариками. Один из волшебников, Сергей Владимирович, проговорился, что заколдованные ребята вновь смогут стать детьми, если в полночь повернут стрелки часов на 77 оборотов назад.

Когда волшебники ушли, Петя отправился на поиски других заколдованных детей. Однако на его пути встречались только настоящие старики: маляры, учителя и даже начальник пожарной охраны. Когда Петя увидел плачущую старушку с булкой и газетой «Пионерская правда», он понял, что перед ним заколдованная школьница. Она представилась Марусей Поспеловой, и товарищи по несчастью пошли искать остальных ребят. Во дворе они увидели старушку, играющую в классики – это была Наденька Соколова. Последнего старичка, Васю Зайцева, они нашли только поздно вечером.

Ребята поспешили к лесной избушке, где, дождавшись полночи, принялись откручивать назад стрелки часов. В этот миг проснулись волшебники, которые стали стареть буквально на глазах. На последнем обороте стрелок злые волшебники исчезли, а старички вновь стали детьми.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Третьеклассник Петя всё время опаздывал в школу и отставал в учёбе. Однажды он превратился в старика. Мама его не узнала. Пошёл Петя, куда глаза глядят и забрёл в лес. Увидел пустой домик, зашёл в него. Зарылся он в сено, которое лежало в углу.

Когда проснулся, увидел двух мальчиков и двух девочек. Это были злые волшебники, укравшие время у детей, терявших его попусту. Они забирали время себе и молодели.

Подслушал Петя тайну о том, что дети, превращённые ими в старичков, смогут снова стать детьми. Нашёл он в городе этих ребят. Пошли они в лесной домик. Петя покрутил там стрелку часов 77 раз в обратную сторону, и дети, превращённые в старичков, снова стали детьми, а волшебники исчезли.

Отзыв

Сказка очень поучительная, и напоминает о том, что если не ценить свое время, то можно не заметить, как пришла старость, и изменить уже ничего нельзя. Хорошо, что ребята вовремя спохватились, и исправили свои ошибки.

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени

Рисунок-иллюстрация к Сказке о потерянном времени.

«Сказка о потерянном времени» очень кратко

Е. Шварц «Сказка о потерянном времени» краткое содержание для читательского дневника:

Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого им было необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников.

Из-за колдовства школьники постарели, а волшебники превратились в детей. Но у превращенных остался шанс — до заката солнца они должны были найти избушку волшебников и перевести стрелки волшебных часов назад.

Главная мысль: Если впустую тратить время, то можно не заметить, как прошла вся жизнь.

Чему учит: Сказка учит ценить не только свое время, но и время окружающих людей. Она учит тратить драгоценное время только на добрые, полезные дела.

Читать полностью “Сказка о потерянном времени” Евгения Шварца.

Превратился в старика

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

– Мама! – и выбежал прочь из школы.

Бежит он и думает:

«Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

– Вам кого, дедушка? – спросила мама наконец.

– Ты меня не узнаешь? – прошептал Петя.

– Простите – нет, – ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.

Идет он и думает:

«Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… А главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?»

Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.

«Хорошо бы отдохнуть», – подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола – четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул.

Просыпается Петя – в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята – два мальчика и две девочки. Большие, окованные медью счеты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут.

– Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

back to menu ↑

Заблудились в лесу

Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики – и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, темная-темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

– Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Влез Петя Зубов на березу и увидел – вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых елок.

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

– Тише! Ни слова! За мной!

Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

– Они спят! – сказала Маруся.

– Тише! – прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки.

– Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

back to menu ↑

Злые волшебники иволшебницы

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами этого не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счеты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, не позволил. Взял он счеты и подошел к ходикам. Покрутил стрелки, подергал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защелкал на счетах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и еще раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

– Господа волшебники! Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть.

– Как? – воскликнули волшебники.

– Сейчас скажу, – ответил Сергей Владимирович. Он вышел на цыпочках из домика, обошел его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

– К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала:

– Откуда им все это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

– Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

– Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются.

– Так-то оно так, – ответил Сергей Владимирович. – А все-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки – нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего время терять – идем на работу.

И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков-школьников.

Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов – идет не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, бабушка, – вы не школьница?

– Что, что? – спросила старушка сурово.

– Вы не третьеклассница? – прошептал Петя робко.

А старушка как застучит ногами да как замахнется на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унес. Отдышался он немного – дальше пошел. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

back to menu ↑

Снова дети

Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

Молодые старики

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью – это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, – нет как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он – сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

– Подожду! – сказал он сам себе. – Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету, – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидела в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трешки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

– Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

– Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

– Бабушка! Вы школьница?

– Школьница, – отвечает старушка. – Ученица третьего класса, Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики – и во дворы, и в сады, и в детские театры, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки – пропал мальчик, да и только.

А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажегся свет. Кончается день. Что делать? Неужели все пропало?

Вдруг Маруся закричала:

– Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на перекрестке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».

– Ты школьник? – спрашивают.

– А как же? – отвечает он. – Ученик второго класса, Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в этом же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место.

– Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались. А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

– Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

back to menu ↑

  • Где находилась почтовая станция из рассказа станционный смотритель
  • Где написана сказка а с пушкина сказка о рыбаке и рыбке
  • Где написали сказку о рыбаке и рыбке
  • Где написал свою сказку в а жуковский сказка спящая царевна
  • Где напечатать фантастический рассказ