Каждый знает, что кульминация – это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания от зрителя. Она встречается исключительно во всех формах литературного творчества, начиная от самых простых присказок и заканчивая крупными формами прозы. Наличие этого аспекта в произведении неизбежно, в противном случае интерес читателя будет потерян.
Описание
Кульминация – это высшая точка напряжения, которая показывает всю суть проблемы и пути ее решения. В маленьких литературных формах чаще всего встречается только один интригующий эпизод, который обычно находится в конце. Это простые для восприятия рассказы, притчи, басни и им подобные. Ярким примером может послужить кульминация сказки. Берем любую повесть из детской книги, например «Золушка», и ищем там решающий момент. Конечно же, интереснее всего ребенку будет читать о том, как злая мачеха узнала, что таинственная гостья на балу – это Золушка, которая теперь выходит замуж за принца.
Сказочные элементы
Несколько кульминаций имеют арабские сказки, так как состоят они из различных глав. В качестве примера можно привести «Синдбада-морехода». В каждом из его семи путешествий были предшествующие события, их развязка и исход, который всегда был счастливым. Сюжет простой, однако напряженных моментов много, читая это произведение мы понимаем, что всякий раз кульминация – это путь домой, который удастся найти Синдбаду во время очередного плавания.
Сложные кульминации
В произведениях крупной формы, как правило, существует множество кульминаций. В рассказе ведущими могут быть несколько сюжетных линий, которые переплетаются между собой, и каждая из них должна иметь свою кульминацию и события, предшествующие ей. Судьбы героев переплетаются, в ходе чего одно решение проблемы может стать почвой для появление нового сюжета. В качестве примера приведем произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно с полной уверенностью сказать, что в данном случае кульминация – это весь роман. Тут исчезновение нарядов, в которые были облачены дамы в театре, сменяется сценой переживаний Маргариты, которые приводят ее к знакомству с Азазелло. А путешествие профессора Воланда в Москву приводит к тому, что Мастер освобождает от всех грехов Понтия Пилата, который просидел в своем кресле не одно тысячелетие.
Заключение
Считается, что для читателя именно моменты кульминации являются самыми интересными. Поэтому часто авторы растягивали решающие события на главы, заставляя нас перелистывать страницы одну за другой в поисках ответов на все интересующие нас ранее вопросы. В результате кульминация может быть неожиданной, с множеством противоречивых фактов. Такие произведения называют нестандартными, самыми интересными и захватывающими. Если же сюжет подходит к своему логическому концу, то читать такую книгу просто и доступно. Она идеально подойдет для тех, кто часто летает в самолетах или путешествует в поездах.
Можно сказать, что кульминация в литературе – это самый интересный момент произведения. Он открывает нам все тайны и показывает истинное лицо героев. А если вам что-то показалось непонятным, значит, так было задумано автором. Воспринимайте такие книги как тайны, которые никому не разгадать.
Есть книги, закрыв которые читатель долго не может прийти в себя. Так происходит, когда кульминация удалась — она настолько потрясающая, что захватывает дух. Такие истории редкость. Их помнят десятилетиями или даже столетиями.
Написать головокружительную кульминацию непросто. Здесь будут кстати советы от более опытных авторов. И то успех не гарантирован! Как всегда в литературе, знание лишь половина дела. Остальное решает трудолюбие и везение.
Содержание:
- Где разместить?
- Нельзя затягивать!
- Кульминация всегда одна
- Эффект кульминации — что это?
- Главное действовать с умом!
Где разместить?
Кульминация может размещаться везде, начиная с середины произведения. Но лучше всего ей быть в конце книги. Ведь это момент, когда окупаются все старания читателя и его интерес к рассказываемой истории. Удовлетворение прочитанным — то, с чем он должен остаться после прочтения последней страницы.
Лишь к концу произведения, особенно если речь идёт о романе, все сюжетные элементы сводятся воедино. На их пересечении уместно разместить кульминационную точку. После неё следует финальная часть (несколько заключительных глав).
Но самое интересное, что по-настоящему запоминающаяся кульминация должна занимать буквально несколько последних страниц.
Поэтому важно учесть базовые принципы:
- нельзя затягивать концовку;
- самая напряженная точка в повествовании всегда только одна.
Нельзя затягивать!
Не важно, где располагается кульминация — чуть дальше или ближе к финалу. За нею неизбежно следует эмоциональный спад, вся история будто скатывается с горки — замедляется темп, гаснут эмоции. Поэтому каждое последующее предложение будет казаться читателю менее интересным, чем предыдущее. А дополнительная информация лишь разбавит общее впечатление от кульминационного момента — эффект окажется хуже, чем ожидалось автором.
Поэтому лучший выход — взорвать мозг (поразить, удивить, шокировать), а затем по-быстрому свернуть повествование. Но здесь страдает авторское эго! Ведь писатель не успевает завершить линии всех персонажей и написать приличный эпилог. Ему кажется, что он не профессионален.
Однако факт остается фактом — чем меньше событий втиснуто после кульминации, тем ярче эмоциональная реакция у читателей.
Как можно схитрить? Изначально продумать сюжет так, чтобы было понятно безо всяких дополнительных пояснений, что же произойдет с персонажами после пиковой точки истории. Если характеры персонажей полностью раскрыты, нетрудно представить, как они отреагируют на то или иное событие, что почувствуют!
Читатель самостоятельно представит себе все подробности концовки, при этом не забывая о самых острых эмоциональных впечатлениях от кульминации.
Кульминация всегда одна
Самый экстремальный момент в произведении и есть кульминация. Поэтому финальный пик всегда будет самым крутым в повествовании. Здесь не бывает двух равнозначных по эмоциональному накалу вершин.
Хороший финал всегда резкий, неожиданный, способный потрясти читателя (даже если ему не нравится такой итог истории).
Иногда между кульминационным моментом и завершением истории находится всего два-три абзаца, как в финале серии романов «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса. И это прекрасно! Такого завершения истории и такой кульминации поклонники не забудут.
Эффект кульминации — что это?
Кульминационного пика ближе к финалу можно достичь двумя способами:
1)Ошарашить неожиданностью, укладывающейся в логику сюжета. Это как в фильме показать медленно приближающийся из-за поворота автомобиль, который и собьет счастливого героя в финале. Намеки на шокирующий финал разбросаны по всему произведению как подсказки читателю, но при этом он все равно находится в неведении до самого конца.
2)Заставить напряженно ожидать развязки, используя принципы саспенса. Эмоциональное напряжение нарастает у читателя по ходу всего повествования. И когда он сбрасывает его в момент кульминации, все переживания будут сконцентрированы именно в этой точке повествования. Один единственный момент врежется в память, делая историю незабываемой. Читатель получит все ответы, утолив беспокойство двумя-тремя последними страницами книги.
Читать:
Саспенс как инструмент работы с сюжетом
Главное действовать с умом!
Любой из перечисленных приемов может как привести к успеху, так и быть катастрофическим для произведения.
Умение распрощаться с читателями на эмоциональном пике истории большое мастерство. Если они чего-то не поймут в конце, уйдут разочарованными. То есть, здесь от успеха до провала всего один маленький шаг — тонкая грань между переизбытком финальных пояснений и яркой, ничем не обремененной кульминацией.
Кроме того, не во всех историях кульминация уместна в финале. Если её сделать здесь ещё и неожиданной, она будет выглядеть неуместной, слепленной кое-как, наспех.
Поэтому каждому автору нужна практика, желание учиться и немножечко риска. Зато освоив искусство потрясающей кульминации или точнее кульминационного финала, можно писать книги из разряда тех, что удовлетворённые читатели охотно рекомендуют своим друзьям и знакомым.
Источник: На основании статьи Роберта Вуда. Спасибо автору!
Кульминация в литературе – это наивысшая точка напряжения в развитии сюжета произведения. Термин произошел от из латыни, где слова «culmen, culminis» в переводе означают «вершина». Это слово часто можно встретить в литературоведении, в театральной среде, в отношении кинематографа.
Кульминация маркирует самый значительный момент сюжетного конфликта, когда требуется незамедлительное решение. Впервые кульминация прослеживается в древних эпических сагах и поэмах Гомера «Илиада», «Одиссея».
Однако за счет плотности повествования и многослойности сюжетов выделить одну кульминацию здесь сложно. Скорее, их несколько по ходу развития событий и при изобилии героев. В классической и современной литературе можно наблюдать чаще всего одну центрообразующую кульминацию.
Содержание
- Кульминация – часть композиции
- Конфликт и кульминация
- Виды кульминаций
- Зачем нужна кульминация?
- Как определить кульминационный момент?
- Цитаты со словом «кульминация»
Кульминация – часть композиции
В литературе кульминация — это обязательная часть композиции произведения. Обычно она располагается после основного действия. Когда читатели уже познакомились с главными героями, их взаимоотношениями и проблемами, конфликт устремлений или характеров достигает критической точки.
Этот момент удерживает внимание, так как интересно, чем противостояние разрешится. За кульминацией обычно происходит развязка.
В рассказах и пьесах чаще всего есть только одна кульминация. Например, в комедии Николая Гоголя «Ревизор» она происходит в момент, когда герои узнают, что Хлестаков вовсе не тот, за кого себя выдавал.
А развязкой становится новость о том, что в город едет настоящий ревизор. В более масштабных произведениях — повестях, романах — подобных острых моментов может быть несколько.
В музыке кульминацией становится самый эмоциональный момент мелодии, когда ее образы и партии раскрываются наиболее ярко. Во время кульминации играют все инструменты оркестра, увеличивается темп, звучат более высокие ноты.
Так, в пьесе «Рост елки» из балета «Щелкунчик» Петр Чайковский включил в кульминацию «противоположное» движение музыки. Нежный мотив у струнных растет выше и выше, а бас, наоборот, погружается ниже.
Когда эти два мотива достигают апогея, и происходит кульминация. А в симфониях, операх и мюзиклах кульминаций может быть несколько: одна основная и несколько дополнительных.
Конфликт и кульминация
Нас с вами интересует в первую очередь художественная литература. В рассказе, повести, романе, поэме или пьесе события последовательно сменяют друг друга. Образуется соединение характеров, интересов, поступков героев, вступающих в противоречие друг с другом. Зарождается художественный конфликт.
Конфликт – это не обязательно открытая борьба: дуэль, как в «Евгении Онегине» или рукопашный бой, как в поэме М.Ю.Лермонтова о купце Калашникове.
Конфликт – это прежде всего внутреннее напряжение, столкновение противоречащих друг другу точек зрения.
Кульминация – это вершина конфликта, предел напряжения. Благодаря ей становится понятно, что прежний ход событий больше невозможен, назревает потребность в чём-то новом – ещё немного, и что-то случится.
Например, в «Обломове» И.А.Гончарова назревает конфликт между философией «творцов жизни», активных деятелей и пассивным отрицанием внешней деятельности.
Ярче всего эти две крайности демонстрируют Обломов и Штольц, а кульминационным моментом романа становится любовь Ильи Ильича к Ольге, которая как бы перекидывает мостик от одного полюса к другому.
Таким образом, конфликт можно сравнить с образованием напряжения внутри грозового облака. Более тяжёлые частицы сталкиваются с более лёгкими, в результате чего возникает напряжение. А кульминация – это разряд молнии, после которого следует гром (развязка сюжета) и собственно гроза с ливнем и ветром (разрешение конфликта).
Виды кульминаций
Принято считать, что кульминация – это своеобразный пик, вершина повествования, да и происходит термин от латинского слова «вершина». Однако в произведении может быть не одна подобная вершина.
- Центральная кульминация – это наиболее распространённый вид, присущий произведению с линейным или циклическим сюжетом. Располагается такая кульминация ближе к финалу и хорошо заметна, как пик конфликта, приводящий к его разрешению.
- Множественная – присуща сложным, многоплановым произведениям с разными сюжетными линиями. Так в романе А. Толстого «Анна Каренина» разные литературоведы насчитывают как минимум три кульминации. Среди них, например, сцена на скачках, когда Анна под влиянием страха за любимого мужчину выдаёт себя и признаётся мужу в измене; тяжёлые роды Анны, когда муж её прощает, но тем конфликт не исчерпывается.
В сравнительно небольшой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тоже две кульминации: первая — захват крепости мятежниками и казнь капитана Миронова, вторая — спасение Маши Гриневым.
- Поворотная или промежуточная. Это напряжённая, эмоционально насыщенная ситуация, пик конфликта, но приводит он не к развязке, а к повороту сюжета и новому конфликту. Об этом подробнее можно прочитать в других статьях, пройдя по ссылкам внизу.
Таким образом, разрабатывая план своей книги, всегда нужно помнить о кульминации и подводить к ней читателя постепенно, наращивая напряжение. Тогда читатель испытает яркую смесь эмоций и не забудет вашу книгу.
Зачем нужна кульминация?
Если вы много читаете литературу, то наверняка сталкивались с такой ситуацией, что роман неинтересен или не очень понятен без кульминации. Книга может быть очень талантливо написана, однако, перевернув последнюю страницу, остается ощущение недосказанности, незавершенности и даже скуки.
Так бывает, если в тексте отсутствует либо неявно выражена кульминация – автор не довел сюжет до самой напряженной точки «кипения». Но это иллюзия, потому что художественного произведения без кульминации просто не бывает.
Нам так кажется оттого, что автор описал события на порядок мягче и не стал выявлять этот напряженный момент. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.
Но мы привыкли, что книги вызывают у нас эмоции, вопросы, заставляют думать и переживать описываемые события. Поэтому в основном авторы стремятся использовать этот классический прием для придания остроты своему роману или рассказу.
Если же текст составлен из разрозненных фраз и предложений, у которых нет общей сюжетной канвы, то кульминация здесь не сможет проявить себя. В школьных сочинениях аналогично детей учат выстраивать свою мысль – вставлять кульминацию, развивая собственную мысль и аргументируя тезис. Кульминация очень сильно зависит от техники и подачи мысли автора.
Не требуется кульминация и в эссе, очерках, зарисовках, стихах, а вот в рассказе и, особенно в новелле, она нужна. Ещё был в XIX веке популярный эпистолярный жанр (письма), там тоже может не быть кульминации.
Однако необходимость в таком элементе сюжета есть, и это связано не только с тем, что с ним книга становится ярче и лучше запоминается. Кульминация – это не просто экшен на потребу публике.
Такой напряжённый момент позволяет читателю пережить сильные эмоции и состояние катарсиса, который в наше, довольно бездушное время может стать прекрасной формой психологической разрядки.
Как определить кульминационный момент?
Обнаружить кульминацию не всегда легко, тем более, когда она встречается в произведении несколько раз. Однако есть ряд признаков, которые помогут сделать это безошибочно:
- интересы всех персонажей сводятся к некоему общему событию, происходящему в определённом времени и пространстве;
- основные сюжетные линии соединяются, пересекаясь в одной точке;
- ритм развития событий ускоряется;
- эмоциональное напряжение достигает предела;
- за моментом кульминации следует развязка, разрешение конфликта с высвобождением внутренней энергии и последующим спадом напряжения.
Хорошо написанный рассказ или роман даёт читателю интуитивно почувствовать приближение кульминации, заставляя сердце биться чаще.
Как правило, кульминация совпадает с каким-либо выдающимся событием: преступлением, битвой, любовной сценой, сценой разоблачения или гибели героев.
Иронические произведения умело обыгрывают ожидание катастрофы: долго нагнетают ощущение конца, а затем рассказывают о чём-то мелком и незначительном. Пример – известное стихотворение Вадима Левина о мистере и миссис Бокли, которые кололи орехи биноклями.
Цитаты со словом «кульминация»
Цитаты с рассматриваемым в данной статье словом из различных произведений помогут вам лучше понять значение данного термина в контексте:
Целесообразно в таких играх акцентировать момент кульминации, чтобы ребёнок ждал, а затем и самостоятельно инициировал его.
Сборник, Лечебная педагогика. Базовые подходы и практические рекомендации, 2020
Когда большое пламя гаснет и остаются лишь раскалённые угли, наступает кульминация.
Группа авторов, Греция, 2009
Я тотчас установил ртутный горизонт, взял высоту светила во время его кульминации и определил истинный полдень.
Арсеньев В. К., Рассказы, 1921
Она вспыхнула в 1980‑е гг. и достигла кульминации 11 сентября 2001 г.
Карен Армстронг, Поля крови. Религия и история насилия, 2014
Шаляпин впервые ярко воплотил образ Алеко, правильно почувствовал кульминацию оперы [«Алеко» Рахманинова] в каватине.
А. Д. Алексеев, С. В. Рахманинов
Разве вы забыли, что человек — это кульминация трёх миллиардов лет естественного отбора, слепой игры на выживание, инферно, завесу над которым впервые приподнял Дарвин.
Иван Ефремов, Час быка, 1968—1969 г.
Эта книга стала кульминацией и завершением первого этапа развития австрийской экономической школы.
Людвиг фон Мизес, Теория денег и кредита, 1912
Так, в новелле само столкновение лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета.
Морган Робертсон, Тщетность, или Гибель «Титана», 1898
И, видимо, подходящим счёл кульминацию переговорного процесса.
Руслан Мельников, Рыцари рейха
Во время разговора сигналы тревоги срабатывали один за другим, а кульминацией вечера стала история о том, как её бросил парень, потому что она не была готова завести детей.
Карен Бут, Сердцеедка со стажем, 2016
Таким образом, кульминация – это максимально эмоциональный момент, в котором целый букет эмоций: от трагедии до восторга, от отчаяния до надежды. Хорошая кульминация написана так, что читатель буквально вылетает из реальности и потом долго приходит в себя, многократно вспоминая и переживая этот момент наивысшего напряжения.
И потом, в каждой новой книге человек подсознательно ждёт такого же сильного и яркого момента, и разочаровывается, если его в романе нет.
Источники:
- Словарь иностранных слов. — Москва: «Русский язык», 1989. — 624 с. — ISBN 5–200-00408–8;
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
5
КУЛЬМИНАЦИЯ
Кульминация — такой момент в развитии сюжета, когда любая борьба персонажей получает разрешение. Естественно, это происходит ближе к концу, насколько близко — зависит от природы истории, взятой за основу произведения. Иногда кульминация совпадает с самым последним событием, чаще, однако, несколько заключительных событий требуется, чтобы показать последствия того или иного разрешения конфликта.
Например, кульминация романа «Мы живые» — в сцене, где Андрей обнаруживает, что Кира — любовница Лео, и, как часть развития той же линии, речь Андрея, обращенная к Пати, когда он выступает открыто. Последующие события являются простым заключением.
Кульминация «Источника» — взрыв объекта Кортландт и испытание Рорка.
Основные проблемы «Источника»: конфликт Рорка против общества, конфликт Рорка с Доминик, которая полагает, что добро не может победить на Земле — что зло всесильно и побеждает всегда; конфликт Рорка с Винандом, который верит, что погоня за властью (власть — это управление людьми при помощи силы) является практическим средством обслуживания его собственных идеалистических ценностей; противостояние Рорка и Китинга, творца против подражателя, который пытается подняться, используя скорее других людей, чей свой собственный разум; борьба Рорка против Тухея, который намеренно следует дьявольской философии власти.
Взрыв объекта жилищного строительства решает все эти проблемы.
Взрыв Кортландта (и его последствия) показывает нам, как Рорк побеждает общество, Доминик возвращается к Рорку. Это убеждает ее, что добро победило безотносительно к тому, насколько ужасна сама борьба против зла. Когда Винанд пытается защитить Рорка в случае Кортландта, он приходит к пониманию, что вся его жизнь полицейского в целом ошибочна, что тот тип власти, который он искал — власть над людьми, может только разрушить его ценности, но не послужить им. Проект Кортландта — кульминация попыток Китинга длиною в жизнь подняться в качестве подражателя, — и финальный акт его безнадежного разрушения. Что касается Тухея, то он, находясь на вершине власти, мобилизует все силы общественного мнения, которые только может в этом случае, — и проигрывает.
Это образец сложной сюжетной кульминации — кульминации в действии, а не просто в обсуждении. Я должна прибегнуть к действию, которое драматизировано и решило бы все вышеперечисленные конфликты (и массу меньших), показывая в каждом случае, какая сторона выигрывает, какая проигрывает и почему. Не каждый роман является таким же сложным, как «Источник», но если вы понимаете метод, с помощью которого все эти конфликты были интегрированы в кульминацию, вы должны быть способны создавать кульминации для собственных произведений, которые могут включать меньшее количество проблем.
(Мне бы не хотелось, чтобы ваш первый роман оказался таким же сложным, как «Источник». Но в литературном творчестве не может существовать каких-либо запретов. Если вы чувствуете, что способны на это, дерзайте.)
Кульминация — такой момент действия, когда наихудшие последствия конфликта сюжета-темы обнажаются, и персонажи должны сделать решающий выбор. Вы можете судить о кульминации так: это разрешило центральный конфликт? Если нет, то произведение плохо выстроено.
Если вы знаете сюжет-тему, то вы будете иметь представление, что такое надлежащий кульминационный момент и хорошо ли (или нет) вы выстроите свое произведение. Если центральный конфликт просто иссякнет или будет решен неясно, так что читатель не сможет понять, какое же окончательное решение приняли герои, — это неудачное завершение.
Кульминация не должна происходить в один день или в одной сцене. Не существует правил относительно ее протяженности во времени, которое определяется природой истории и количеством проблем, которые должны быть решены. В театральной постановке кульминация может происходить в одной сцене, в романе она может быть представлена несколькими событиями. Но эти события должны являться частью одной последовательности. Например, взрыв Кортландта и испытание Рорка — несколько обособленных глав, но все события в этой части романа причинно связаны. Взрыв выделяет кульминацию, и другие события — такие как деятельность Тухея, отказ Винанда, испытание и победа Рорка — следуют из этой акции или включены в нее.
Термин антикульминация относится к развитию после кульминации того, что не следовало из нее. Например, это была бы антикульминация, если, после взрыва Кортландта, я бы показала Рорка и Винанда ссорящимися из-за неоплаченной комиссии по какому-либо зданию. Рассматривая проблемы, которые были решены между ними, подобная проблема не так важна. Она разрушила бы значение кульминации.
Никогда не решайте мелкие проблемы после кульминации. В истории с многочисленными связями проблемы незначительных персонажей, не включенных в кульминацию, должны быть решены до нее. В качестве примера возьмем подсюжет Ирины и Саши в романе «Мы живые». Это могло бы быть плохой антикульминацией, если бы я показала их судьбу — ссылку в Сибирь и их разлуку — после того, как рассказала о выстреле Киры на границе. Или в «Источнике», роман Китинга и Кэти важен на протяжении всей истории, и некоторые заключения следовало бы сделать. Но было бы неверно показать их последнюю встречу после поездки Доминик к Рорку на вершину здания Винанда.
Важно, однако, чтобы каждый конфликт был решен до конца истории. Раздражающий аспект плохо выстроенного романа заключается в том, что автор часто вводит в повествование второстепенные проблемы, а потом бросает, как если бы совершенно забыл об их существовании. (Конечно, в плохом романе даже главные проблемы не решаются.) В этом отношении у Чехова было золотое правило, которое касалось не столько романов, сколько пьес: «Никогда не вешайте ружье на стену в первом акте, если вы не предполагаете, что оно должно выстрелить в третьем». Это приложимо к любому элементу сюжетной структуры. (Нарушение этого правила называют «красной селедкой».)
Когда вы создаете сюжет, первое, что вы должны уяснить, это кульминация. Предположим, у вас имеется идея темы и предмета истории, но еще не продуман кульминационный момент. Тогда не следует развивать историю от начала. Если вы придумаете много интересных конфликтов и, по-видимому, связанных с ними событий, не зная, куда идти, и попытаетесь разработать кульминацию, чтобы решить их все, процесс будет мучительной умственной пыткой (и вы не преуспеете).
Таким образом, планируя произведение, определитесь с кульминацией как можно быстрее. Первым разработайте событие, которое драматизирует и решает проблемы вашей истории, затем выстраивайте остальное, используя сюжетные возвраты, спрашивая себя, какие события нужны, чтобы привести ваших персонажей в эту точку.
Это хороший пример действий в духе конечной причины. Чтобы определить, какие случаи включать в сочинение, вы должны знать его цель — то есть кульминацию. Только когда вы знаете это, вы можете начать анализировать шаги, служит ли каждый шаг достаточной причиной следующего, приведет ли персонажей логично к этому решающему событию.
Не существует правила, какой элемент будущего романа должен стать зародышем истории в вашем сознании. Удачливые писатели иногда способны разработать кульминацию первой, другими словами, они дают драматическую идею, которая составляет кульминацию истории, потом возвращаются назад, чтобы выстроить сюжет (что является очевидным удовольствием). Это дело совершенно во власти случая. Тип истории, которую вы хотите рассказать, — не случаен, он зависит от ваших предпосылок. Но думаете ли вы в первую очередь о персонаже и затем добавляете другие элементы, или об абстрактной теме, или о конфликтной ситуации — это случайность. Вы вольны начинать с чего угодно, потому что безотносительно к тому, с чего вы начнете, вы должны завершить круг и включить все другие элементы.
Единственное правило: вы должны знать, каким будет кульминационный момент (в драматическом выражении) раньше, чем начнете обрисовывать в общих чертах те шаги, которые к нему должны привести.
Следует добавить, что Бродвей полон первых актов. Многие авторы приходят с интригующим первым актом, но не знают, что делать с пьесой дальше. Сравните, хороший драматург начинает с третьего акта. Ему не обязательно писать третий акт или кульминацию — но он имеет ее в виду.
Однажды я спросила женщину-беллетриста, сочиняющую для книжных серий, о ее методе, и она легко ответила: «О, я подбрасываю связку характеров в воздух и позволяю им снижаться». Ее истории читаются так же. Это ужасный пример того, как не надо писать.
В подобной манере работают те современные писатели, которые начали с определенного задания, вроде — передать «настроение юности» или «мое исследование смысла жизни в подготовительной школе». Когда они работают, стандарт отбора — настроение момента. Результат — тип истории со странным набором событий, непонятно, почему один случай предпочтен другому, или что является целью всего произведения. За подобной мешаниной всегда стоит писатель, который начинает без определенного плана и затем пишет под диктовку собственных чувств.
Наилучшей метафорой для понимания отношения схемы к рассказываемой вами истории является калька по отношению к зданию. Никто не может начать с накопления прогонов или с отделки окон без кальки, плана, калька необходима, чтобы судить о силах и напряжениях и что где помещается. То же самое справедливо и для разработки романа.
Если вы можете помнить о схеме, вам не обязательно записывать ее, но полезно делать это, если история сложна. Вы должны держать историю в голове в общем виде и думать о соответствии с нею; когда вы записали план, вы можете обнаружить унылые отрезки, в которых ничего особенного не происходит, или упущения элементов, необходимых для драматизации более поздних событий.
Под записью схемы я подразумеваю не синопсис в обычном виде, который бы понял посторонний. Я делаю план коротким, насколько возможно, в манере, которую называю «стиль заголовка». Например, события, которые в окончательном варианте вошли в роман «Атлант расправил плечи», все были представлены в плане, но не по главам «Кто такой Джон Голт?» Эдди Виллерс, ТаггартТрансконтинентал, Джеймс Таггарт. Проблема на линии Колорадо. Уклонения Таггарта[4]. Когда я составляла план, я знала больше того, что отражается в заголовке, но записывала только то, что мне нужно, чтобы запомнить линию и посмотреть «с птичьего полета» на структуру сюжета.
Не существует правил, как детализировать или сжать ваш план. Тренируйтесь, чтобы знать, как много вы можете запомнить и сколько нужно записывать, чтобы увидеть итог и сохранять ясной структуру истории в памяти.
Когда вы подходите к моменту написания произведения, нет правила, которое диктует, что вы должны начать с первой главы и двигаться от нее вперед. Если план готов и вы знаете, куда идете, порядок работы над главами не является обязательным. Некоторые писатели начинают с конца или с той сцены, которую особенно хочется написать. Это допустимо при условии, что они достаточно умело скрывают швы — то есть умеют редактировать и объединять написанное в целое так, что читатель этого не заметит, как если бы писатель делал все по порядку, с самого начала.
Я всегда пишу с начала. Делаю заметки на сценах или диалогах, продвигаясь вперед, но не могу писать вне последовательности. Я имею дело с таким комплексом проблем, что очень многое зависит от того, что произошло раньше. Если я стану конкретизировать что-либо в середине, в то время как детали в начале не закрепились в сознании, я никогда не смогу интегрировать их в целое или хорошо написать какую-либо сцену.
Существует и другая причина, почему я не могу писать вне последовательности даже простую новеллу вроде «Гимна». Я всегда хорошо сознавала, что является предшествующим. Один из моих методов — иметь установочные эпизоды в начале истории, на которые я опираюсь позже, то есть в конце произведения я отсылаю читателя к каким-то моментам в первых главах. Например, в конце романа «Атлант расправил плечи» Эдди Виллерс неожиданно обращается к Дагни [в воображении], возвращаясь мысленно к их детству, которое было описано в первой главе; за одиннадцать лет до того, как пришла к концу, я знала, что пишу данный эпизод для этой цели. Я делала так с Пятнадцатым концертом Галлея: описание его в первой главе «Гимна» скопировано дословно в конце. Когда читатель приходит к этому описанию второй раз, те же самые слова приобретают более глубокий и полный смысл. В первой главе это обобщенная эмоциональная абстракция, в конце — философско-эмоциональное изложение идей романа.
Планирование таких небольших эпизодов, с целью их использования позже — личное предпочтение. Никакой писатель не обязан делать это, и я упоминаю о них, чтобы объяснить, почему предпочитаю писать от начала, поступательно продвигаясь вперед. Но это не абсолютный закон.
Единственный абсолютный закон: пишете ли вы от начала или от конца, или с середины, вы должны составлять план (схему) от конца.
Конфликты не всегда являются открытой борьбой. Это дуэль, как, например, физические поединки Евгения Онигина или поэма М. Лермондова о купце Калашникове.
Содержание
- Захватывающая кульминация
- Где разместить?
- Нельзя затягивать!
- Термин «кульминация» в литературоведении
- Сложная кульминация в произведении
- Кульминация как элемент сюжета
- Кульминация в музыкальных произведениях
- Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов
- Кульминация в разных видах деятельности
- Примеры кульминации
- Значение кульминации
Захватывающая кульминация
Некоторые книги требуют много времени для принятия в закрытом состоянии. Это происходит, когда кульминация удается — захватывает дух. Такие истории редки. Они помнят их десятилетиями или столетиями.
Написать головокружительную кульминацию — задача не из легких. На этом этапе полезны советы более опытных писателей. И успех не гарантирован! Как всегда в литературе, знание — это только половина того, что есть на самом деле. Работайте усердно и решайте все остальное.
Где разместить?
Кульминация может быть расположена в любом месте в середине вашего проекта. Однако его лучше всего поместить в конце книги. Именно в этот момент усилия читателя и его интерес к истории приносят свои плоды. Удовлетворение от прочитанного должно остаться после того, как он прочтет последнюю страницу.
Только к концу проекта, особенно если речь идет о романе, все элементы сюжета объединяются. Кульминацию желательно поместить на перекрестке. Это последняя часть (несколько последних глав).
Но самое интересное, что по-настоящему запоминающаяся кульминация должна буквально занимать последнюю страницу.
Именно поэтому важно учитывать основной принцип.
- нельзя затягивать концовку;
- самая напряженная точка в повествовании всегда только одна.
Нельзя затягивать!
Неважно, наступает ли кульминация с небольшим опозданием или близко к финалу. Неизбежно следует эмоциональный спад, как будто каждая история проскальзывает — ритм замедляется, а эмоции переполняют. Поэтому каждое последующее предложение кажется читателю менее интересным, чем предыдущее. Кроме того, дополнительная информация просто ослабляет общее впечатление от кульминации — результат оказывается хуже, чем ожидал автор.
Поэтому лучший способ — это взорвать ваш мозг (удивить, поразить и шокировать вас) и сразу же закрыть историю. Но здесь кроется корысть автора! Ведь у автора нет времени, чтобы завершить все линии персонажей и написать достойный эпилог. Он чувствует, что не является экспертом.
Но факт остается фактом: чем меньше событий вклинивается после кульминации, тем более интенсивным будет эмоциональный отклик читателя.
Как я могу украсть его? Во-первых, продумайте сюжет таким образом, чтобы было понятно без дополнительных объяснений, что происходит с персонажем после истории. Если персонаж полностью раскрыт, нетрудно представить, как бы вы отреагировали на него, или, более того, что бы вы почувствовали!
Читатели сами представят себе все детали конца, помня о самом болезненном эмоциональном переживании кульминации.
Солнце исчезает с неба днем только из-за солнечного света, но на самом деле оно не исчезает. Особенно это происходит в северной части планеты. Там бывают полярные дни, когда солнце скрывается за горизонтом. Есть Афродита, утренняя звезда, кульминация Луны и кульминация других ярких тел.
Термин «кульминация» в литературоведении
Этот термин происходит от латинского culminatio. Это означает наивысшую точку приложения сил в проекте. В большинстве случаев слово «culminatio» переводится как «кульминация», «вершина» или «заострение». Литературные произведения обычно обозначают эмоциональную кульминацию.
Термин «кульминация» обычно используется в литературоведении для обозначения наивысшего накала в развитии поведения проекта. Это момент, когда происходит важный (решающий) конфликт между персонажами в самых сложных условиях. После этого конфликта сюжет проекта стремительно движется к развязке.
Важно понимать, что писатель обычно имеет дело с идеей, что через его героев персонажи его произведения являются носителями. Каждый из них появляется в произведении не случайно, а именно потому, что продвигает свои идеи и противостоит основной идее (которая часто может совпадать с идеями автора).
Сложная кульминация в произведении
В зависимости от сложности проекта, количества персонажей, задействованных идей и возникающих конфликтов, кульминация может быть более сложной. В некоторых длинных романах много кульминаций. Так обычно бывает с романами-эпопеями (изображающими жизнь многих поколений). Роман Льва Толстого «Война и мир» и «Тихий Дон» Солоухова — яркие тому примеры.
В эпических романах могут быть как менее объемные произведения, так и объединяющие сложные кульминационные моменты. Их общая сложность объясняется их идейным содержанием, многочисленными сюжетами и персонажами. В любом случае, кульминация всегда играет важную роль в восприятии текста читателем. Кульминация может кардинально изменить отношения в тексте, отношение читателя к персонажам и развитие повествования.
Например, в «Обломове» Гончарова возникает конфликт между философией «творца жизни», активного деятеля и пассивным отрицанием внешней активности.
Кульминация как элемент сюжета
Этот элемент можно найти во многих литературных произведениях, как в крупных жанрах (романы, повести), так и в мелких (рассказы).
Важно! Исключение составляют эссе, очерки и зарисовки. Это жанры, в которых нет четкого сюжета, но есть свободное течение мысли.
Там, где есть основные сюжетные элементы: репортаж, сюжет, порядок событий, разрешение — кульминация наступает после порядка событий. Во-первых, автор представляет читателю главного героя. Далее автор погружает читателя в мир их жизни, их проблем и отношений.
Читатель все больше волнуется, и кульминация наступает тогда, когда становится ясно, достигнет ли главный герой своих целей и победит ли он.
Кульминация — это способ поддержать интерес читателя к книге, его желание дочитать ее до конца.
Это интересно! Виды художественной литературы — какие они?
В зависимости от жанра, проект может иметь более одной вершины.
Таким образом, в рассказе почти всегда есть только один шокирующий момент, после которого решается главная проблема и находится решение. В более крупных произведениях (романах) автор описывает различные ситуации таким образом. Это связано с большим количеством персонажей, сюжетных линий и конкурирующих интересов.
Чтобы более детально понять, что такое литературный сборник, стоит рассмотреть различные произведения.
Один из самых шокирующих примеров — скандальный роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Существует несколько масштабируемых ситуаций.
Каждый персонаж переживает их по-разному. Маргарита, главная героиня, танцует как королева.
А Понтий Пилат беседует с Иисусом Христом и понимает Его невиновность. Сопровождение Воланда одновременно раскрывает ее тезис.
Анализируя повесть Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством», можно сказать, что самый болезненный момент — это когда кузнец Вакула приходит с подарком для своей возлюбленной Оксаны, любимицы императора. Главный вопрос, поставленный перед читателем, — согласится ли прекрасная девушка стать женой кузнеца.
Этот элемент сюжета встречается в любом из малых типов сказок. Кульминация популярной сказки «Колобок» наступает, когда девочка соглашается сесть на нос лисе и спеть песню. И все ждут, удастся ли Колобку на этот раз убежать, или лиса его съест?
Кульминация в музыкальных произведениях
Для всех музыкальных фил хорошо известен кульминационный момент, момент сильных эмоций.
Неважно, классический ли он, оперный, музыкальный или современный.
Почему именно музыкальная кульминация? Что нового привнесено в музыкальный трек? Они всегда должны быть такими?
Определение кульминации помогает ответить на эти вопросы.
Под этим мы понимаем наиболее эмоциональную эскалацию, точку наивысшего напряжения, ожидания. Этот элемент присутствует в каждой мелодии. Найти его очень просто. Она выражается с помощью более длинных, выразительных звуковых тонов.
Это интересно! Узнайте значение слов: кто является главным героем?
Он также является неотъемлемой частью музыки и других видов искусства. Человеческое восприятие — это то, что большинство людей поначалу находят очень интересным. Со временем интерес снижается, и такие болезненные моменты используются для поддержания жизни.
Обычно они применяются в области «Золотого перехода» — второй половины музыкального произведения между бедрами и краем.
Мелодии развиваются и становятся все более интересными и захватывающими. Звук стал громче и теперь слышен.
Задействованы все инструменты, задействованные в произведении.
Для тех, кто любит современную музыку, кульминация произведения наступает после второго куплета, когда мелодия становится быстрее, а темп и звучание увеличиваются.
Существует несколько способов описать кульминацию музыки. Она не всегда бывает сильной и бурной. Часто самая сильная страсть протекает очень тихо и напряженно, заставляя вас замирать в ожидании результата. Все зависит от замысла автора, содержания и общей идеи.
Важно: это не просто способ сделать произведение более интересным, а идея, основной смысл, послание, которое автор хочет донести до аудитории.
Чтобы узнать, что такое климакс в современном русском языке, обратитесь к словарям (Толковый словарь издательства Ушакова, Литературный словарь и Энциклопедический словарь), а также к Интернету.
В них приводится наиболее полное значение термина и примеры каждого названия.
Женская вершина имеет другое определение. Он относится к ощущениям и удовлетворению женщины во время полового акта.
Существует несколько мифов о том, можно ли сравнивать женское и мужское удовольствие с властью. Некоторые люди считают, что все дебаты о высшем женском наслаждении — это просто миф, и что на самом деле кульминации не существует.
Климакс — это элемент композиционного построения, обозначающий самый важный момент, высшую точку напряженности сюжета или конфликта, когда требуется немедленное решение.
Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов
Экспозиция — это все, что вы говорите читателю о персонаже до начала событий. Отчет может быть непосредственным (в начале книги, до начала сюжета) или отсроченным (данные вводятся после сюжета) или наоборот (в конце книги).
В той, где ветер, немедленное воздействие. Маргарет Митчелл знакомит с миром героев на пикнике в Очариане и показывает персонажей, их образ жизни. Действие начинается позже.
Между тем, план Лукьяненко опирается на поздние сообщения. Книга начинается с действия, сюжета (герой оказывается в сложном положении с первой страницы). Это любопытно. Затем автор постепенно вводит информацию о герое.
Изображение с обратной экспозицией может быть игрой кальмара. Только в финале фильма раскрывается история игрока №001 и становится известно, кто он такой. Поэтому некоторые моменты в фильме начинают восприниматься совершенно по-другому.
-Если отчет прост, он должен быть приятным. Частой ошибкой неопытных писателей является длинное и утомительное вступление, цель которого — мгновенно раскрыть все нюансы мира главного героя.
Настройка — это событие, которое вызывает событие. Что-то, что вызывает конфликт, вызывает движение главного героя.
Ярким примером обстановки является сам «Черновик Лукьяненко». Главный герой внезапно сталкивается со странной ситуацией — оказывается, что в его квартире прописан другой человек, ремонт и мебель внезапно меняются, а собака его не узнает. Что происходит; что делать;
-должны быть живыми, увлекательными и интересными. В этот момент читатель решает, продолжить ли ему чтение или оставить книгу. Не тяните с тревогой во времени.
-Состояние пиковой приостановки. Это должно быть безумие, шок и ужас. Вы хотите знать, как главный герой выберется из этой ситуации.
Урок».Как писать прозуНа курсе «Как писать прозу» вы научитесь технике создания ярких персонажей, мощных диалогов и сюжета, который заставит вас забыть о дыхании.
Рост — это самый долгоживущий элемент в истории. Здесь главный герой преодолевает препятствия, находит друзей и врагов на пути к своей цели. По мере того, как история разворачивается к своей кульминации, интенсивность должна возрастать.
Фильм «Побег из Шоушенка» содержит захватывающее развитие событий. Главный герой попеременно сталкивается с различными (казалось бы, безвыходными) трудностями и находит друзей, но сценаристы то и дело вводят новые проблемы.
-Интенсивность развития должна постоянно возрастать. Каждое последующее препятствие должно быть сложнее, а ставки выше. Как в истории с ИванЦаревичем и GrayWolf. Сначала освежающее яблоко, затем финал с иностранными девственницами.
Кульминация — это момент максимальной интенсивности, кульминация конфликта. Кульминация не является финалом и не обязана раскрывать всю интригу. Но это момент, когда сознание читателя взрывается, и кажется, что хуже уже быть не может.
В том же «Шоушенке» кульминация наступает, когда Дюфрейн исчезает из камеры. Мы до сих пор не знаем, где он и что с ним случилось. Есть только подозрения о страшном самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.
Если у сюжета нет кульминации, история теряет смысл. Так пишутся лирические произведения, хроники и личные заметки. Здесь нет конфликта, только повествование. Художественная литература, с другой стороны, содержит интенсивность и разрешение. Поэтому не упустите основные моменты вашего проекта, четко определите и усильте их.
Здравствуйте, читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Анализируя литературные произведения, мы часто сталкиваемся с термином «кульминация», но не всегда понимаем, что он означает.
Кульминация в разных видах деятельности
Следует отметить, что этот термин имеет совершенно разные значения в научной и художественной среде. Однако он всегда относится к определенному пику, высшей точке или контрольной точке, через которую проходит конкретное изменение. Это своего рода «точка невозврата», которую пытается достичь история, научный или физический процесс или любая деятельность.
В астрономии под кульминацией понимается определенный момент, когда светило проходит небесный меридиан во время своего суточного движения по небу (обычно, конечно, Земля движется по отношению к звездам, а не сами звезды). Например, есть кульминация Солнца, так называемый зенит. Это самая высокая точка в небе, которой достигает наше главное светило.
В музыке кульминация — это точка максимальной интенсивности и эмоциональной силы во всех видах произведений: операх, песнопениях, балетах, оркестровых концертах.
Лингвисты часто используют термин «кульминация». Это связано с тем, что на самом деле это важная особенность любой работы. Это момент максимального напряжения в сюжете романа, повести, рассказа или поэмы, за которым следует разрешение — результат кульминационного события. Кульминация имеет аналогичное значение в кино и драматургии.
Примеры кульминации
Рассмотрим пример с пикой. Например, в известной комедии Николая Гоголя «Генеральный ревизор» кульминацией можно считать момент, когда герои во главе с мэром понимают, что их обманул незваный гость. Весь сюжет проекта был построен с намерением закончиться именно так. Поняв, что происходит, жители n. City осознают, что к ним придут настоящие инспекторы. Это и есть решение.
Солнце и другие светящиеся тела в астрономии могут достигать кульминации, потому что они являются тонущими светящимися телами. Существует также понятие «неустойчивого светящегося тела», положение которого мало меняется по отношению к меридиану небесной сферы. Это объясняется их удаленностью от Земли.
Солнце исчезает с неба днем только из-за солнечного света, но на самом деле оно не исчезает. Особенно это происходит в северной части планеты. Там бывают полярные дни, когда солнце скрывается за горизонтом. Есть Афродита, утренняя звезда, кульминация Луны и кульминация других ярких тел.
Значение кульминации
Если вы читали много литературы, то наверняка сталкивались с ситуациями, когда роман безразличен или не очень понятен, без кульминации. Книга может быть очень хорошо написана, но, перевернув последнюю страницу, вы останетесь с ощущением недосказанности, незавершенности и даже скуки. Это происходит, когда кульминация отсутствует или выражена тихо. Создатель не позволяет истории достичь своей самой напряженной «точки кипения». Однако это иллюзия, поскольку у вымышленных произведений нет кульминации.
Так кажется, потому что автор описывает события в более мягкой форме и не показывает беспокойства. Внимательный читатель всегда заметит кульминацию.
Однако мы привыкли к книгам, которые вызывают эмоции и вопросы, заставляют нас задуматься и пережить описываемые события. Поэтому большинство писателей используют этот классический прием, чтобы оживить свои романы и рассказы.
Однако если текст состоит из неровных фраз или предложений, в которых нет общей сюжетной линии, кульминация здесь появиться не может. В школьных докладах детей также учат строить свои мысли — развивать собственные идеи и входить в кульминацию, поддерживая точку зрения. Кульминация в значительной степени зависит от техники и выражения авторских идей.