Где появляется змей горыныч в сказках или былинах

Культура.РФ

Культура.РФ

КТО ТАКОЙ ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ?

Первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения.

Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.

В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.

Образ змеи — один из самых распространенных в мировой культуре. Он встречался у древних египтян и вавилонян, в фольклоре европейских, африканских, американских народов. Змея по представлениям древних людей могла перемещаться между миром живых и подземной страной мертвых. А в русском языке слово «змея» и «земля» и вовсе родственные. Славяне верили, что в конце сентября змеи уходят зимовать в теплый Ирий, где живут души покойников.

В славянском фольклоре змеи были также связаны со стихиями огня и воды. Например, люди верили, что огненный змей мог приходить к женщинам по ночам. А также считали, что в виде летающих и огненных змеев могут представать черти или покойники.

Есть в русской земле город, называемый Муромом. Правил в нем когда-то благоверный князь по имени Павел. Дьявол же, искони ненавидящий род человеческий, сделал так, что крылатый змей стал летать к жене того князя на блуд. И волшебством своим перед ней он являлся в образе самого князя.

Колодцы, родники, реки и моря — типичные места обитания фольклорных змеев. В русской сказке «Два Ивана — солдатских сына», как и во многих других, морской змей требует дань:

…Каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — зме́ю на съедение.

Также живут сказочные змеи в горах или пещерах. Так и появилось русское отчество самого популярного русского чудища — Горыныч. В былине «Добрыня и Змей» Горыныч уносит русских людей на «гору сорочинскую», что за Пучай-рекой:

А Змея Добрыне ему взмолилася:
— Ах ты, эй, Добрыня сын Никитинич!
Мы положим с тобой заповедь великую:
Тебе не ездити далече во чисто поле,
На тую на гору сорочинскую,
Не топтать больше младыих змеенышей,
А не выручать полонов да русскиих,
Не купаться ти, Добрыне, во Пучай-реке.
И мне не летать да на святую Русь,
Не носить людей мне больше русскиих,
Не копить мне полонов да русскиих.

Советский фольклорист Владимир Пропп искал истоки образа Горыныча (и других змеев) в волшебных сказках и их предшественниках — мифах. Ученый пришел к выводу, что первоначально чудище в виде змеи фигурировало в обрядах посвящения:

Лучше всего этот обряд зафиксирован на океанийских островах. В бывшей Германской Новой Гвинее для обрезания строился специальный дом. «Он должен представлять чудовище Барлум, поглощающее мальчиков». <…> В Африке «непосвященные думают, что великое чудовище проглатывает мальчиков, а умершие от ран, полагают они, остались в желудке чудовища». <…> Может быть, в образе Кроноса (божество времени у древних греков. — Прим. ред.), пожирающего своих детей и вновь их отрыгивающего, мы имеем отголоски все того же представления. И не потому ли Кронос пожирает своих детей, что он бог-отец и этим дает божественность своим детям? <…> Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность.

Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»

«Проглатывая» мальчика, «змей» выпускал наружу мужчину, наделенного магическими способностями охотника. До наших дней сохранились мифы, в которых герой выбирался из чрева чудища, вырезав у змея печень, разрезав ему живот или разведя внутри утробы костер. Так, по мнению Проппа, зародился мотив змееборства. Когда обряд ушел в прошлое, мифы превратились в сказки, а змея стали воспринимать как грозного врага.

В сказках змей выполняет две функции: утаскивает людей в царство мертвых или охраняет границу между мирами. Граница обычно проходит по огненной реке, у которой герой и бьется с Горынычем.

Похожую роль в русских сказках иногда играют Кощей Бессмертный или Вихрь. Специалисты считают, что эти персонажи могут быть взаимозаменяемыми.

Внешность змея, как правило, сказки не описывают. На это обратил внимание еще Владимир Пропп: «Мы знаем, как выглядит змей, но знаем это не по сказкам. Если бы мы пожелали нарисовать змея только по материалам сказки, то это было бы затруднительно». Говорится лишь, что Горыныч (и другие змеи) умеет летать (неизвестно, на крыльях, на коне или сам по себе), у него несколько голов (обычно от трех до двенадцати) и он может извергать огонь.

Победить его может только главный герой сказки — тот, кто в древности проходил обряд посвящения, «умирал» и возвращался в мир живых в новом качестве взрослого мужчины-охотника. «Во всем свете нет мне другого соперника, кроме Ивана-царевича… да он еще молод, даже ворон костей его сюда не занесет», — говорит Змей-Вихрь из сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое».

Одна из поздних «версий» Змея-Горыныча — змей из былин. Например, Тугарин Змеевич из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» описывается так:

Собака Тугарин был Змеевич‑от.
Да Богу собака не молится,
Да князю с княгиней не кланятся,
Князьям и боярам он челом не бьет.
Вышина у собаки ведь уж трех сажон,
Ширина у собаки ведь двух охват,
Промеж ему глаза да калена стрела,
Промеж ему ушей да пядь бумажная.

Тугарин уже не был змеем в буквальном смысле, а лишь иноверным врагом. Исследователи связывают образ Тугарина с половецким ханом Тугарканом, который жил в XI веке.

Так со временем мифологический персонаж превратился в военного противника Руси, а сказочный герой, который добывал волшебную силу лично для себя, — в защитника всей родной земли.

Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. Между 1913 и 1918

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Виктор Васнецов. Змей Горыныч. Эскиз. 1901

Дом-музей В.М. Васнецова, Москва

Евгений Кунгур. Змей Горыныч. 2018

Частное собрание

Иван Билибин. Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну. Эскиз иллюстрации к сборнику былин для книги Н.В. Водовозова «Слово о стольном Киеве и о русских богатырях». 1941

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иван Билибин. Змей Горыныч. 1912

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Николай Рерих. Победа (Змей Горыныч). 1942

Дом ученых СО РАН, Новосибирск

Сергей Тараник. Иллюстрация к сказке Варфоломея Пестрого «Про Мишку-молодца». 2011

Частное собрание

Станислав Москвитин. Добрыня Никитич. 2002

Частное собрание

Все мы с детства любим слушать и читать волшебные сказки о храбрых героях и монстрах, с которыми им приходится сражаться. К последним принадлежит знаменитый Змей Горыныч, что появляется во многих русских сказках, былинах, легендах. Это не просто жуткое чудовище, придуманное, чтобы пугать детей. Напротив, в Змее Горыныче чувствуется могущество и особая сила.

Он – великий соперник богатырей, а победить его сможет лишь самый сильный и умелый воин. Змей Горыныч известен сражениями с русскими богатырями, похищением славянских красавиц, разорением деревень. Как же выглядел Змей Горыныч? Что о нём известно из преданий славян?

Имена и внешность Змея Горыныча

Образ могущественного Змея присутствует в мифологии самых разных народов. В Словении его называли Змок, в Украине – Змием. Сербы именовали Горыныча Змай Огнени, а также он был известен под именами Горынчат, Горынище.

Как считают исследователи, вторая часть имени ассоциировалась со словом “гореть”, то есть подчёркивала близость Змея к огненной стихии. Предания о нём рассказывают также, что он живёт в горах (ещё одна связь с именем “Горыныч”), неподалёку от реки, в которой вместо воды течёт огонь.

Лубок «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Лубок «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», 1901 год

Внешне Змей Горыныч походит на огромного дракона. В былинах говорится, что он “с лесом вровень”, а от его дыхания содрогается земля. Его кровь сама по себе напоминает огонь. Она обжигает, а проливаясь на землю, превращает её в безжизненную пустыню, где долго ничего не вырастает. Гигантское тело Горыныча покрывает чешуя, которую не может пробить меч или копьё.

Как правило, у Змея Горыныча несколько голов – три, шесть или девять. Каждая из них дышит испепеляющим пламенем. Когда Змей терял одну из них, на её месте сразу же вырастала новая. Жуткий образ дополняли когтистые крепкие лапы, длинный шипастый хвост и крылья, благодаря которым Змей Горыныч преодолевал огромные расстояния.

Единоборство со Змеем Горынычем

Виктор Васнецов «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», 1918 год
Местонахождение: Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия

Где живёт Змей?

Легенды рассказывают, что Змей Горыныч часто проживал в стороне от городов, предпочитая отдаление и безлюдные местности. Встретить его могли у скал или в дремучем лесу. По сути, столкнуться просто так с Горынычем было невозможно – необходимо было целенаправленно искать его убежище.

Кроме того, сам Змей мог прилетать в деревни, воруя себе невест. Нередко он грабил крестьян, похищая лошадей, свиней и коров, которыми питался. Большинство смельчаков, пожелавших пробраться в обитель Горыныча, были съедены.

Истоки образа Горыныча

Относительно появления образа Змея Горыныча в русских народных сказках исследователь Владимир Пропп высказал интересную версию. Фольклорист считает, что многие персонажи, подобные Змею (противники доброй стороны, испытывающие главных героев) связаны с древними культами, в частности, обрядами инициации.

“Благой змей, змей-податель есть первая ступень змея, обращающаяся потом в свою противоположность”, – пишет Пропп.

Исследователь отмечает, что змеиные культы нередко играли важнейшую роль при ритуалах, посвящённых взрослению и моральному становлению личности.

“Проглатывая” юношу Змей превращал его в мужчину. Аналогию Пропп проводит и с древнегреческим богом Кроносом, который, проглотив своих детей, в дальнейшем исторг их в качестве сильных богов. От себя хочу отметить, что встреча со Змеем Горынычем для многих былинных героев действительно становится испытанием на силу и мужество.

Змей Горыныч мог иметь три, шесть или девять голов

Змей Горыныч мог иметь три, шесть или девять голов
© Евгений Кунгур / evgenij_kungur.artstation.com

Вымысел или правда?

Учёные не перестают задаваться вопросом, мог ли в действительности существовать Змей Горыныч. Существует вполне обоснованная версия, что змеиный культ у разных народов сформировался от прообраза динозавров. Конечно, с самими ящерами люди не сталкивались, однако находили множество их скелетов, что и порождало предания о сражениях с огромными драконами и змеями.

Известный историк, академик Борис Рыбаков в своих трудах указывал, что в IV-V веках жители Новгорода почитали неизвестного водного ящера, а изображения змея встречаются на многих предметах быта и украшениях того времени. Рыбаков пишет:

“Особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки «ящерят»”.

Не менее интересны и находки, обнаруженные в Псковской области, на которых также вполне ясно заметны очертания крупного ящера с крыльями и когтистыми лапами.

Змей Горыныч - огнедышащий дракон в славянской мифологии

Змей Горыныч – огнедышащий дракон в славянской мифологии
© Vasilyna Holod / vasilyna.artstation.com

Не менее поразительными кажутся сведения из летописей. В тексте XI века «Беседы Григория Богослова об испытании» говорится, что в древности славянские народы приносили на берега рек щедрые жертвы. После обряда из воды выходил огромный крокодил, что пожирал оставленные дары. Этнограф XIX века Павел Якушин в своих работах записал следующую фразу со слов местного старца:

“Был Зверь-змияка, этот Зверь-змияка жил на этом самом месте вот где теперь этот самый Юрьевский скит святой стоит”.

Как видите, в старинных текстах встречаются весьма загадочные указания на то, что некий Змей мог существовать на самом деле. Именно они не дают нам право называть Змея Горыныча исключительно мифологическим персонажем. Быть может, грозный противник богатырей существовал на самом деле?

Добрыня Никитич победил Змея Горыныча / © Andrey Kushyan

Добрыня Никитич победил Змея Горыныча
© Andrey Kushyan / comradivan18.artstation.com

Змей Горыныч остаётся одним из самых известных, узнаваемых персонажей славянских сказок. Не секрет, что из древних преданий и сказов мы можем почерпнуть народную мудрость и даже тайные знания. Возможно, и образ Змея Горыныча скрывает в себе истины, что нам лишь предстоит разгадать и понять.

Библиографическое описание:


Спиркин, А. Д. Откуда появился Змей Горыныч? / А. Д. Спиркин, Р. Х. Байбикова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — С. 65-66. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/387/ (дата обращения: 09.01.2023).



В статье проанализировано происхождение образа Змея Горыныча в русских народных сказках.Изучена историческая основа.

Ключевые слова: образ Змея Горыныча.

Цель исследования: изучить и проанализировать происхождение образа Змея Горыныча в русских народных сказках.

Задачи исследования:

1. Познакомиться с особенностями образа Змея Горыныча в русских сказках.

2.Узнать его историческую основу.

Гипотеза:В основе происхождения образа Змея Горыныча лежит факт существования звероящеров, обитавших на территории древней Руси.

Удивительно, что до сих пор не раскрыта тайна происхождения такого яркого персонажа русского фольклора как Змей Горыныч.

Змей Горыныч — в русских былинах и сказках представитель злого начала, дракон с 3,6,9 или 12 головами. Чаще всего змей предстает трехглавым.

В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.

О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях.

О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.

Подтверждения версии о реальном существовании Змея есть, стоит лишь повнимательнее перечитать изначальные тексты известных былин, стоит лишь не торопясь пролистать древние летописи.

Древнерусская мифология донесла до нас удивительный и вполне конкретный образ некого священного Ящера — праотца, создавшего якобы все живущее на Земле. Именно из яйца, высиженного этим первоящером, и родился наш мир. Все поклонения и тотемы (обожествляемое животное, считающееся предком рода) у древних русов и славян были всегда связаны с вполне реальными и конкретными представителями животного мира: леопардами и медведями, быками и лебедями.

Известный специалист по Древней Руси академик Б. А. Рыбаков писал, что в IV-V веках новгородские жители поклонялись загадочному богу-ящеру, который «залегша в той реце Волхове».

Он пишет по этому поводу [3]: «…особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде. Гусли представляют собой плоское корытце. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“. На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете XII—XIII веков. Есть гусли с изображением двух конских голов (конь — обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века).Орнаментика новгородских гусель XI—XIV веков прямо указывает на связь инструмента со стихией воды и ее повелителем, царем подводного мира- ящером. Все это вполне соотносится с вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра».

C:UsersAdminDocuments123867419_5402287_pic032.jpg

Встречающиеся при раскопках в новгородской и псковской областях многочисленные изображения ящера, прежде всего на конструкциях домов и ручках ковшей, представляют собой почти образ вполне реального существа с крупной, вытянутой мордой и огромной пастью с четко выделенными большими зубами.

C:UsersAdminDocumentsoriginal.jpgC:UsersAdminDocuments86312358_rostov_n_10 (1).jpg

Наиболее старое упоминание о подводном змее относится еще к XI веку. Это так называемые «Беседы Григория Богослова об испытании града». Неизвестный летописец в XVI веке писал о том, что [1] «в лете 7090, т. е. в 1582 году, лютые крокодилы выходили из реки и за ними затворялся путь, они поели много людей. Люди в ужасе по всей земли молились богу. Они прятались и сбегал».

Немецкий путешественник-ученый Сигизмунд Герберштейн в своих «Записках о Московии», написанных в первой половине XVI века, рассказывает об одомашненных русскими людьми звероящерах. Итак, Герберштейн пишет, говоря о северо-западных землях Руси: [4] «Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома каких-то змей с четырьмя короткими лапами наподобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60–70 см) в длину и называемых гивоитами.

Свидетельством существования змеев на Руси являются фрески XII века, что находились в Староладогской церкви Святого Георгия. Они изображают всадника, который не совершает убийство змея. На них женщина тащит его как пленника. Возможно, наши предки действительно видели Змея Горыныча и даже смогли его приручить.

C:UsersAdminDocuments20.jpg

Анализ летописей и рукописей показал, что реальные звероящеры, причем нескольких видов (как хищные подводные, так и одомашненные наземные), весьма неплохо чувствовали себя еще несколько столетий назад. А на возникший в связи с этим вопрос, куда же они исчезли, ответ стоит искать все в тех же летописях. Вероятнее всего, что сторонники христианства истребили священных для язычников животных. Дабы лишить их идолов. Но этот вопрос может стать темой нашего следующего исследовательского проекта.

Таким образом, цель и задачи нашего исследования достигнуты, гипотеза существования звероящеров на территории древнерусских земель нашла свое подтверждение.

Основные термины (генерируются автоматически): происхождение образа Змея, Змей, Древняя Русь, историческая основа, IV-V, гусли, русский, сказка.

Змей Горыныч – это популярный персонаж русского фольклора. Образ змеи является одним из самых известных в мировой культуре. Огнедышащие драконы фигурируют в произведениях египтян и вавилонян, а также мифологии европейских, африканских и американских народностей. Согласно старинным источникам, змеи способны перемещаться между двумя измерениями: земным и потусторонним, поэтому их часто наделяли сверхъестественными способностями и тайными знаниями.

В былые времена славяне верили, что в начале осени драконы покидают Землю и отправляются зимовать в теплый Ирий, где обитают души покойников. Их неизменно связывали со стихиями и демонической силой, порожденной самим Дьяволом. Важно место в мифологии восточных славян играет Змей Горыныч, охраняющий границу миров.

Огнедышащий змей занимает важное место в славянском фольклоре и мифологии
Огнедышащий змей занимает важное место в славянском фольклоре и мифологии
  • Змей Горыныч: русский фольклорный змей, похищающий женщин
  • Прозвище Горыныч происходит: от слова «гореть»
  • Живёт: обычно в горах, нередко у огненной реки и стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых
  • Число голов: обычно кратно трём
  • Образ змеи является: одним из самых известных в мировой культуре
  • Главные противники: Добрыня Никитыч, Илья Муромец, Алеша Попович.

fav.mifistoria.info

Кто он Змей Горыныч

Многие люди не знают, кто такой Змей Горыныч на самом деле. Отечественные и зарубежные произведения часто ошибочно интерпретируют образ данного персонажа и наделяют его несуществующими чертами. В русском фольклоре Змей Горыныч представляет собой олицетворение злого начала, главного противника богатырей, одолеть которого сможет лишь самый сильный, ловки и смелый воин. Советский фольклорист Владимир Пропп долгое время искал истоки образа Горыныча, а также других змеев в народных былинах. Ученый предположил, что изначально многоголовые ящероподобные чудища описывались в так называемых «обрядах посвящения».  

Считалось, что, поглощая «маленького мальчика», дракон выпускал наружу настоящего мужчину, наделенного колдовскими свойствами охотника. До нашего времени дошло несколько легенд, в которых герою удавалось вырваться из лап дракона, вырезав ему печенку, брюхо или другие органы. Именно таким образом зародился сюжет змееборства, который впоследствии перекочевал и в фольклор восточных славян. С течением времени обряды посвящения канули в лету, а злые мифы трансформировались в добрые сказки, изменив и образ дракона.

Важно! В древние времена змея воспринимали в качестве грозного и хитрого соперника.

Трехглавый монстр около богатыря
Трехглавый монстр около богатыря

В некоторых преданиях рассматривается происхождение Горыныча, как потомка Вия, повелителя пекельного царства. В русских сказках мифологический персонаж выполнял 2 основные роли: забирал людей в подземный мир и защищал границу между измерениями, которая проходила вдоль огненной реки. Именно там и происходили основные сражения чудовища с отважными героями, желающими снискать народную славу и несметные богатства. Особое внимание следует уделить и тому, почему змея прозвали Горынычем. Исследователи отмечают, что свое имя персонаж получил в честь слова «гореть», что еще раз подчеркивает его принадлежность к огню.

Внешне дракон походил на огромного змея, дыхание которого способно сотрясти землю. В жилах Горыныча текла огненная кровь, обжигающая все живое, а его гигантское тело покрывала практически неуязвимая к какому-либо оружию чешуя.

Иногда дракона изображают в достаточно шутливом и саркастическом виде
Иногда дракона изображают в достаточно шутливом и саркастическом виде

Часто люди интересуются, сколько у Змея Горыныча голов и какими способностями он обладает. Как правило, у Змея Горыныча было:

  • 3;
  • 6;
  • 9 голов.

Каждая из них способна извергать жаркое пламя и регенерироваться. Если богатырю все-таки удавалось отрезать голову, на ее месте сразу же вырастала новая. Чаще всего Змей Горыныч имел три головы. Жуткий образ дракона дополняли и массивные когтистые лапы, длинный шипастый хвост и крылья, благодаря которым Змей мог перемещаться в небе и быстро преодолевать огромные расстояния. В сети можно посмотреть картинки Змея Горыныча в левитации, во время битвы или в спокойном состоянии.

fav.mifistoria.info

Где жил Змей Горыныч

Доподлинно неизвестно, где живет Змей Горыныч. Мифы гласят, что обитал змей вдали от городов и деревень, поскольку предпочитал безлюдные и просторные местности. Чаще всего люди встречали трехглавого змея около гор, скал или же в самой глубине дремучего леса. Столкнуться с чудовищем просто так было практически невозможно, поскольку он тщательно скрывался и вел уединенный образ жизни. Искать убежище Горыныча нужно было целенаправленно, неделями, а порой и месяцами.

Интересный факт! Иногда Змей прилетал в близлежащие села и воровал прекрасных, молодых девушек, а также невест. Помимо этого, Горыныч совершал набеги, во время которых грабил обычных крестьян и похищал скот, которым впоследствии питался. Сила дракона во много раз превосходила человеческую, поэтому практически все смельчаки, желавшие побороться с чудовищем, были съедены или приняли мучительную смерть.

Для многих сказочных и былинных героев Змей Горыныч являлся настоящим испытанием на мужество, преодолев которое, можно было получить несметные богатства и записать свое имя в истории. Таким образом можно понять, что дракон в славянском фольклоре являлся олицетворением злого начала. Некоторые исследовали полагают, что под собирательным образом Змея Горыныча на самом деле могли скрываться рати татаро-монгольских или других степных кочевников.

Нападения, которые старались пресечь местные богатыри, были бесконечными, как головы монстра: отрубаешь одну, а на ее месте вырастают сразу две новых. Помимо этого, практически все нашествия вражеских народов сопровождались ужасными пожарами, некоторые из которых начинались задолго до проникновения кочевников в укрепленное поселение.

Татаро-монгольское нашествие на Русь, сопровождающиеся пожарами и лавиной огня
Татаро-монгольское нашествие на Русь, сопровождающиеся пожарами и лавиной огня

Существуют факты, согласно которым, татаро-монголы использовали во время сражений порох или нечто, похожее на него. Для древних славян огненные клубни, прорезающиеся сквозь каменные стены, действительно могли напоминать драконье дыхание. В связи с этим фольклористы не отрицают, что многочисленные набеги кочевников, сопровождавшиеся пламенными лавинами, вместе с мифологическим мышлением, могли породить в человеческом сознании образ Змея Горыныча. 

fav.mifistoria.info

Существовал ли на самом деле славянский дракон

Ученые до сих пор ведут дискуссии касательно того, существовал ли Змей Горыныч на самом деле. Существует достаточно обоснованная теория о том, что прообразом трехголового змея в культуре всех цивилизаций могли быть некогда живущие на нашей планете динозавры. И если с самими представителями данного вида люди не сталкивались, то их останки находили. Около подобных находок сразу же образовывались мифы и сказки, которые впоследствии переходили из поколения в поколение. В доказательство данной гипотезы историк и академик Борис Рыбаков приводил пример, когда местные жители Новгорода IV-V веков поклонялись ящеру, умевшему повелевать водяной стихией.

Это интересно! Во время раскопок археологам удавалось обнаружить многочисленные скелеты огромных ящероподобных существ, а также изображения драконов и змеев.

Сражение Горыныча с царевичем
Сражение Горыныча с царевичем

Данные находки сформировали отнюдь не волшебный, а вполне реальный образ крупного животного с характерными чертами:

  • вытянутой вперед мордой;
  • массивной пастью;
  • острыми клыками.

Сегодня в распоряжении специалистов находится несколько записей, в которых повествуется о весьма странных «ящерах-крокодилах». Долгое время монстры наводили ужас на людей, ели их и держали в страхе. Напуганные жители разбегались по всей земле и молились Богу, дабы тот сберег их от мучительной смерти. В связи с этим некоторые ученые полагают, что образ огнедышащего чудовища имеет под собой вполне осязаемую основу. Неспроста описания Змея Горыныча схожи даже в самых незначительных деталях.

Горыныч - огнедышущий дракон
Горыныч — огнедышущий дракон

fav.mifistoria.info

Способности Змея Горыныча в славянской мифологии

Главные способности дракона Горыныча – это умение летать и извергать из пастей огонь. Мифы рассказывают, что пробить чешую монстра практически невозможно, поскольку она является максимально устойчивой к железу и другим металлам. Кровь фольклорного персонажа может обжечь все живое, в том числе и человеческую кожу.

Другие способности чудовища:

  • регенерация и отращивание новых голов;
  • подражание животным;
  • прекрасный интеллект и разум.

Известно, что большой Змей Горыныч отлично подделывает человеческую речь, что приближает его к драконам.

Иллюстрация Змея Горыныча
Иллюстрация Змея Горыныча

fav.mifistoria.info

Можно ли победить, связь Змея Горыныча и Добрыни

Одолеть Горыныча достаточно сложно, тем не менее даже у столь сильного и хитрого существа есть уязвимые места. Дети Горыныча появляются на свет очень слабыми и беззащитными, лишь по мере взросления они покрываются чешуей, однако участок чешуи на шее у самой головы всегда остается мягким. Единственное оружие, способное убить монстра – это «Плетка-Семихвостка».

В некоторых сказках о Змее Горыныче отмечается дружба мифологического персонажа с Кощеем Бессмертным. Они часто взаимодействовали в рассказах, приходили друг к другу в гости и строили напасти. Также Змей Горыныч был знаком с Бабой Ягой. Главными противниками дракона считаются славянские богатыри:

Помимо этого, в бой со Змеем Горынычем вступал Иван Царевич, Иван – Крестьянский сын и Иван Дурак.

Важно! Считается, что единственным человеком, кто победил Змея Горыныча, был Добрыня. Он с достоинством прошел все испытания и приключения, получил богатства и славу.

Нападения змея на деревню
Нападения змея на деревню

Оберег от трехглавого Змея Горыныча

Издревле славяне верили в волшебную силу различных оберегов и амулетов. История показывает, что изначально Змей Горыныч не являлся всеобщим воплощением зла, хаоса и разрушений. В некоторых поверьях мифологический персонаж ассоциировался со смелостью, мудростью и несокрушимостью. Считалось, что дух змея способен покровительствовать людям, обеспечив процветание и безопасность от любых врагов. Именно поэтому некоторые деревни относились к Горынычу с особым почтением, стараясь всячески задобрить огнедышащее существо.

Сегодня обереги с изображением Змея Горыныча часто встречаются в странах Востока, где образ трехглавого монстра трансформировался в интернационального дракона. Такой амулет символизирует связь Неба и Земли, поскольку совмещает в себе сразу несколько признаков птицы и змеи. Люди верят, что обладатель такого амулета живет в гармонии с окружающим миром и всеми стихиями. Нательные обереги изготавливаются по специальной методике и в определенный день. В древние времена атрибуты с рисунком Горыныча дарили на трехлетие мальчика, однако сегодня приобрести такой талисман может любой желающий.

Оберег от трехглавого Змея Горыныча
Оберег от трехглавого Змея Горыныча

fav.mifistoria.info

Воплощение в культуре

Змей Горыныч – ценный персонаж русской мифологии. Многоголовое чудовище фигурирует в огромном количестве произведений. К образу дракона часто прибегали сценаристы и режиссеры, а также другие деятели искусства. Огромное значение в понимании Горыныча как персонажа имеет и то, кто озвучивал Змея Горыныча. В фильмах России свой голос чудовище получило от Олега Куликовича – талантливого диктора и актера дубляжа.

Фильмы и мультфильмы:

Существуют и современные интерпретации сказочных сюжетов. Особый интерес для детей и взрослых представляют мультипликация «Три богатыря», в которой змей приобрел добрую коннотацию. Змей Горыныч из мультика с радостью помогает атаманам одолеть нерадивых соперников, спасти народ от погибели, а царский замок от набегов.

Трехглавый монстр в мультфильме "Три богатыря"
Трехглавый монстр в мультфильме «Три богатыря»

Образ трёхголового дракона часто фигурирует и в книгах. Сказки про Змея Горыныча:

Ознакомиться со мифологией восточных славян и ее персонажами можно благодаря живописи. К народным сказаниям и Горынычу обращались известные отечественные художники:

Картина - «Богатыри» Виктора Васнецова
Картина — «Богатыри» Виктора Васнецова

Помимо этого, Горыныч присутствует как игровой персонаж в нескольких увлекательных шустерах: «Три богатыря или Очень страшная сказка», «Алиса и лиловый шар» и «Мельницы». Также существуют фото Змея Горыныча, созданные профессиональными живописцами и любителями.

Игра - «Три богатыря или Очень страшная сказка»
Игра — «Три богатыря или Очень страшная сказка»
Образ Горыныча в живописи
Образ Горыныча в живописи

Это интересно! В нескольких городах установлены памятники и скульптуры, посвященные Змею Горынычу. Так, в Новосибирске можно увидеть прекрасный фонтан со скульптурной композицией из русских народных сказок.

Вышеперечисленные произведения дают возможность узнать все про Змея Горыныча, а также других фольклорных существ.

Тату

Культура татуировок достаточно тесно перекликается с религиозными и социальными традициями. Известно, что в древние времена воины всегда расписывали тело перед важным сражением, дабы устрашить надвигающегося врага. Со временем популярность таких рисунков ничуть не уменьшилась и перекочевала с востока по всему миру. Татуировка со Змеем Горынычем символизирует власть человека над всеми стихиями, в том числе и огненной.

Следует отметить, что дракон – это мифологическое существо, которого люди наделили сверхъестественными способностями и огромной силой. Именно поэтому такие тату часто имеют сакральный смысл и мощную энергетику. Чаще всего изображения с Горынычем выбирают мудрые и властные личности, прирожденные лидеры и спортсмены. Подобный рисунок может быть нанесен практически на любой части тела, однако лучше всего он смотрится на:

  • спине;
  • груди;
  • ногах;
  • пояснице.

При выборе эскиза необходимо учитывать масштаб и расцветку татуировки. Очень важно, чтобы мастер смог с удивительной точностью передать ваш замысел и тщательно проработать детали. Именно благодаря элементам рисунок приобретет завершенный вид.

fav.mifistoria.info

Заключение и картинки Змея Горыныча

Змей Горыныч – одни из самых известных мифологических персонажей. В народных сказках и былинах огнедышащий змей часто выполнял функции негативного существо, нападающего на молодых девушек и разоряющего села. Даже сегодня люди интересуются тем, существовал ли реальный прообраз монстра, и кто убил Змея Горыныча.

Змей Горыныч, картинки

fav.mifistoria.info

Видео

Пожалуйста оцените статью!

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средний рейтинг 5 / 5. Подсчет голосов: 3

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит!

Спасибо за Ваш голос!

Следите за нами в социальных сетях!

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

Змей Горыныч — огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.

Мифология

В славянской мифологии встречается как змок (словацк. и чеш. zmok) или смок (польск. smok, белор. цмок), змий (в.-луж. zmij, укр. змій), змай (словен. zmaj, с.-хорв. змаj), змей (белор. и болг. змей). В некоторых славянских языках значения «гора» и «лес» не различаются, поэтому есть версия, что Горыныч — от слова «гора» в значении «лесной». Также описывается под именами Горынич, Горынчат, Горынчище, Горынище.

Внешность

Многоголовость змея — непременная его черта. Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5 и 7, а хвостов — от 1 до 7. Чаще всего змей предстаёт трёхглавым. Но именно это роднит его с другим чудовищем — Чудо-Юдо. Иногда Змея даже так называют. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. То есть его часто представляют многоглавым драконом.

Роль в сюжете

Чаще всего роль Змея проста — он похищает девушку, а некий герой её спасает. В некоторых сказках он живёт в воде, спит на камне в море. В то же время змей — ещё и Змей Горыныч и живёт в горах (возможно также, что отчество произошло от славянского имени Горыня).

Способности

В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»). Ещё одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. У него есть в зубах яд, с помощью которого он может изрыгать пламя. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга.

Книги и прочее

  • В произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Змей Горыныч использовался для опытов в НИИЧАВО.
  • В повести-сказке В. М. Шукшина «До третьих петухов» Змей Горыныч собирается жениться на усатой дочери Бабы Яги, грозится проглотить Ивана-Дурака за шашни с невестой, но под конец оказывается побеждён донским атаманом.
  • В произведении Белянина «Гаврюша и Красивые» Змей Горыныч — помощник Кощея.
  • В сказке Успенского «Вниз по волшебной реке» Горыныч — приятель Кощея. Был превращён в козлика.
  • Змей Горыныч упоминается в книге «Марья Бессмертная«.
  • Появляется в одной из книг про домового Кузьку.
  • На Горыныча похож дракон из пьесы-сказки «Дракон».

Фильмы и мультфильмы

  • В цикле мультфильмов о богатырях Змей Горыныч — положительный персонаж. Дружит с богатырями и помогает им в их приключениях.
  • В мультфильме «Богатырша» Горыныч — заколдованный царевич.
  • В мультфильмах «Баба Яга против!» Горыныч — маленький зверёк Бабы Яги.
  • Змей Горыныч главный злодей в фильме «Царевна лягушка«. Он живёт в замке и ему служит Баба Яга. Он летает с помощью левитации, а дышит огнём, ветром и водой.
  • В фильме «Там на неведомых дорожках…» появляется Горыныч, но его не показывают.
  • В мультфильме «Ивашка из Дворца пионеров» Горыныч — один из гостей Бабы Яги.
  • Появляется в мультфильмах «Бабка Ёжка и другие» и «Новые приключения Бабки Ёжки». Но во втором показаны аж два Змея.
  • Показан в фильме «Последний богатырь«.

Игры

  • Горыныч иногда появляется в играх по мультфильмам от «Мельницы«.
  • В игре «Три богатыря или Очень страшная сказка» Змей Горыныч похищает для Кощея Василису. При этом одна из его голов — женского пола.
  • Появляется в игре «Алиса и лиловый шар» — Горыныч отдаёт Алисе шапку-невидимку за то, что она помогла его вылечить.

Галерея

ЗмейГорыныч

Статуя Змея Горыныча

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ — сын грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудовище с длинным хвостом и перепончатыми крыльями (отрубит богатырь одну голову — другая вырастает). Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12. Тело у него змеиное, на четырех лапах и покрыто крепким панцирем. Извергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта — пламя (тучи клубятся, и молнии сверкают). Несет службу у Кащея Бессмертного. Похищает молодых девушек-красавиц или берет девушками дань с населения. Уносит их в свою нору-пещеру в горе, где хранит и богатства свои. Обладает способностью оборотня — может, например, принять вид молодого красивого юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он ударяется оземь.

«…Вдруг потемнело небо, а тучи на небе нет, и дождя-то нет, а гром гремит, и грозы-то нет, а огонь блестит…

Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят».

Из былины

Существующие в преданиях образы Змея — Змея Тугарина, живущего в дупле Змиулана подобны образу Змея Горыныча.

zmej-gorynych-1

Змей Горыныч — многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В иноязычных сказаниях встречается как змок, смок или цмок.
Многоголовость змея — непременная его черта. Чаще всего змей предстает трехглавым.
В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Так, во всем афанасьевском сборнике русских народных сказок лишь один раз сообщается об «огненных крыльях» (сказка «Фролка-сидень»).

zmej-gorynych-2
Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы.
Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа, однако, как именно извергается огонь, сказки не описывают. Огонь змей носит в себе и извергает его в случае нападения.
Кроме огненной стихии, змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. В некоторых сказках он живет в воде, спит на камне в море. В то же время змей — еще и Змей Горыныч. Слово «Горыныч», вероятно, происходит от слова «горы», так как Змей Горыныч живет часто в горах и пещерах. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть морским чудовищем. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой к нему приближается, он выходит из воды.

zmej-gorynych-4

Змей-Горыныч

Краткое содержание мифа

Змей-Горыныч — олицетворяет зло в народных сказках и былинах славян. В разных сказаниях описание Змея расходится, именно поэтому составить точный портрет этого персонажа весьма затруднительно. Но принято считать, что Змей-Горыныч — это говорящее драконоподобное существо, с тремя головами, с хвостом и медными когтями, обладающее способностью дышать огнем, при этом выпуская из ушей дым. Голов у Змея может быть от 3 до 12, а хвостов от 1 до 7, в зависимости от источника. Перемещается Змей по воздуху, но о наличие крыльев сказки умалчивают. В представлении современного человека Змей идентичен крылатому дракону с тремя головами.

zmej-gorynych-3

Горыныч может быть как порождение водной стихии, так и огненной, поэтому в первом случае в качестве среды своего обитания он предпочитает горы, а именно «Сорочинские горы», во втором может жить на дне моря, реки или озера. В большинстве случаев Горыныч живет в пещере, но так же не исключаются берлоги. Место его обитания обязательно безжизненное, где трава не растет, птица не поет, либо, наоборот, это палаты, сверкающие златом-серебром.

В некоторых былинах Змей-Горыныч выступает в качестве стражника Калинова моста, который перекинут над рекой Смородиной, разделяющий явь и навь (мир живых и мир мертвых). Но свое основное призвание Горыныч нашел в выжигании посевов и деревень русских. Периодически он похищает прекрасных девиц из простого народа, либо из рода княжеского, для того чтобы их съесть, но чаще похищение является самоцелью. В сказках Змей держит великое множество пленников, среди них цари, придворные, воины и простой люд. Соответственно Змей является заклятым врагом богатырей русских, которые стремятся одолеть его, в одном случае с целью восстановления справедливости, в другом, для освобождения пленников. Иногда в сказках рассказывается о дружбе Горыныча с другими персонажами фольклора — Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и прочей нечистью.

Отсутствие ветра, пасмурная погода, гром и молния — вот первые признаки появления Змея где-то поблизости. Когда дело доходит до схватки с богатырями его главным оружием является огонь, который он извергает из своей пасти, но он всё равно гибнет от руки героя. Чтобы убить Змея богатырю приходится поразить его в сердце, либо отрубить все головы. Змей-Горыныч настолько отрицательный персонаж, что даже «Мать-Сыра Земля» не сразу хочет впитывать в себя черную кровь, вытекающую из его ран.

zmej-gorynych-5

Образы и символы мифа

Образ Змея-Горыныча можно рассматривать как минимум с двух сторон. С одной стороны, это образ, вобравший в себя все беды, происходившие на Руси, в том числе и кочевников, воплотился в виде некоего мифического существа. А с другой стороны, это сказочный персонаж, некое зло, противопоставленное добру.

Учитывая тот факт, что свою историю Змей-Горыныч начинает при язычестве и является персонажем устного фольклора, необходимо принимать во внимание разницу восприятия символов у славян язычников и у славян христиан.

Змей (аналог дракона) — в данном случае может рассматриваться как древне-славянское имя или как название животного, впоследствие ставшее употребляться в качестве имени, такие выводы нам позволяет делать отчество сего существа «Горыныч».

При языческом восприятии мира в давние времена северные славяне поклонялись змею как богу, и даже приносили ему жертвоприношения (в том числе и человеческие), в то время как южные славяне считали змея атмосферным демоном.

В христианстве же, змей — это символ грехопадения человека, зла, хитрости. Не стоит забывать, что змея, как и дракон, это одна из форм воплощения Дьявола. И в этом случае Горыныч становится символом абсолютного зла. Так же дракон символизирует апокалипсис.

Отчество — Горыня (славянское имя) — подобный горе, громадный, несокрушимый. Этот символ показывает нам могущество существа, его большие размеры. Так же «Горыныч» может означать, что он живет в горах.

Змей всегда вредил людям, сжигал пастбища и даже целые деревни. На земле, подвластной Змею-Горынычу, цари платят дань. Здесь Горыныч выступает в качестве символа врага-захватчика.

Множество голов — символизирует многоликость зла, его обилие.

Похищение людей — символизирует захват русских людей в рабство.

71_drakoshi_net

Логово Горыныча — логово змея расположено в «Сорочинских горах», эти мифические горы находятся за территорией Руси. Логово выступает в качестве символа другого государства, из которого происходят беды русичей, и куда уводят пленников.

Сражение богатыря со Змеем — борьба добра и зла, символизирует противодействие, оказываемое вражеской армии.

Смерть Змея — неминуемая победа добра над злом, русичей над захватчиками.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Сказания о Змее-Горыныче на протяжении веков передавались из уст в уста, от дедов к внукам, именно таким образом и мы познакомились с этим персонажем. Слышали о нем в сказках, чуть позже наблюдали его по телевизору, в качестве героя мультфильмов и киносказок. И сейчас было бы просто невозможно представить русский фольклор без этого персонажа.

В живописи можно увидеть изображение Змея-Горыныча на следующих картинах: Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем» (1913—1918), Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем», Иван Яковлевич Билибин: «Добрыня Никитич освобождает от Змея-Горыныча Забаву Путятичну» (1941), Художник Москвитин Станислав: «Добрыня Никитич» (2002)

В кино образ змея так же является достаточно распространённым. В этих известных фильмах вы можете увидеть змея: Василиса прекрасная. Фильм-сказка Александра Роу 1939 г., Илья Муромец. Фильм –сказка Александра Птушко 1956 г., Огонь, вода и… медные трубы. Фильм-сказка Александра Роу 1968 г., Там, на неведомых дорожках… Фильм-сказка Михаила Юзовского 1982

Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»
Виктор Михайлович Васнецов: «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем-Горынычем»

Персонаж Змей-Горыныч в литературе упоминается во многих произведениях: в народной былине «Про Добрыню Никитича и Змея-Горыныча», в повести-сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов», в повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», в стихотворной сказке Дмитрия Половнева «Змей-Горыныч».

Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем»

Иван Яковлевич Билибин: «Бой Добрыни со Змеем»

Мы все с раннего детства знали, кто такой Змей-Горыныч, благодаря огромному количеству мультфильмов про него. Например, «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — старый друг Добрыни Никитича и не умеет летать (научится летать только в конце мультфильма). Как они познакомились, точно не известно: Добрыня рассказывает, что выкупил его у торговца, а Горыныч — что спас Добрыню из плена. Но, скорее всего, история Горыныча выдумка, т.к. в ней у него большие крылья, в то время как в основной истории — маленькие. На основе мультфильма была создана компьютерная игра. Или ещё советские мультфильмы, такие как «Ивашка из Дворца Пионеров». По сюжету этого мультфильма Змей-Горыныч — гость Бабы-Яги и должен выручить её из плена пионера Ивана, но Иван при помощи огнетушителя побеждает его. Ещё один любимый детьми мультфильм «Баба-яга против!». По сюжету молодой Змей-Горыныч — домашнее животное и помощник Бабы-Яги. Список можно продолжать до бесконечности.

Вот самые известные мультипликационные сюжеты о Змее-Горыныче.

  • «Межа». Угнетатели жителей деревни — Змей-Горыныч и жадный царь. Оба злодея оказываются побеждены хитростью солдата Кузьмы (который почему-то называет Змея «Гаврилычем»).
  • «Ну, погоди!» (выпуск 16). Волк во сне попадает в волшебную страну, где герои разных сказок живут вне времени и сюжета. Змей-Горыныч охраняет сказочный замок. (В этом фильме режиссёр Вячеслав Котёночкин и художник Светозар Русаков повторно использовали образ, заявленный в м/ф «Межа».)
  • «Ключ». Четыре (вместо традиционных трёх) разнохарактерные головы Змея-Горыныча являются пародией на бюрократов-формалистов.
  • «Былина о Добрыне Никитиче». Кукольный мультфильм сделан по мотивам русской народной былины. Богатырь Добрыня отправляется в горы, где убивает Змея-Горыныча.
  • «Фантазёры из деревни Угоры». Змей-Горыныч появляется в фантазиях главных героев как соратник неприятелей: Бабы-Яги и Кощея Бессмертного.
  • «Алёнушка и солдат». Три головы Змея — разноцветные (зелёная, синяя, жёлтая) и разнохарактерные. Сначала солдат настраивает их друг против друга, а потом хитростью заставляет Горыныча превратиться в берёзовый чурбан и кидает его в печь, откуда появляется маленький и безобидный Горынчик.
  • «Три богатыря и Шамаханская царица». -здесь он также друг Добрыни Никитича. Здесь он уже хорошо летает. Попал в Китай. Там его считали китайским драконом. Когда Добрыня попал в Китай, он встретил Горыныча и предложил полететь на нём в Киев, чтоб победить царицу.

Социальное значение мифа

До недавнего времени Змея-Горыныча всегда пытались показать, как собирательный образ зла, с которым необходимо бороться и соответственно побеждать, ведь в сказках добро всегда побеждает зло. Дракону, как персонажу исключительно негативному, — смерть, а богатырю лавры. Но современность предлагает нам альтернативный вариант.

В настоящее время Змей-Горыныч, в первую очередь, является персонажем, создаваемым для детей. От того злобного убийцы и похитителя, которого мы видели в славянской мифологии практически ничего не осталось. Змей делает злые вещи, только потому, что не знает, как правильно поступать. Он подобен малышу, ничего не знающему о категориях добра и зла. Горыныч как и многие другие злые персонажи народного фольклора становится антиподом себя изначального. Например, в мультфильме 2006 года «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч» Горыныч выступает в роли добряка-недотепы, старинного друга Добрыни Никитича. Создается имидж верного боевого товарища, друга героя, а значит и друга ребенка. Победу добра над злом можно считать двойной, когда монстр трансформируется в исключительно доброжелательное существо.

Змей Горыныч – яркий персонаж славянского фольклора. Огнедышащий змей – дракон. Обязательный атрибут – несколько голов. Представления о Змее Горыныче восходят к динозаврам, остатки которых встречаются на всей территории расселения древних славян.

Наименование «Горыныч», предположительно происходит от слова «горный», т.е., Змей, обитающий в горной местности. Под горой подразумевалось нечто недосягаемое, далекое, так как славяне в основном расселялись на равнинах, а горы ассоциировались с другими, «чужими» местами.

По другой версии, основой для наименования послужило слово «гореть», т.е. Горящий Змей или Извергающий пламя Змей.

На древних славянских монетах изображался динозавр с высоким гребнем вдоль спины, и именовался он Змеем Горынычем.

Где живет Змей Горыныч

По преданию, Змей Горыныч обитает за огненной рекой Смородиной. Там он охраняет Калинов Мост – проход в Царство Мертвых (Сороковое Царство).
В некоторых преданиях, место обитания Горыныча – вода. Там он предстает как морской житель.
Также есть сказки, описывающие в качестве места обитания Змея, большой богатый дворец.

Сколько голов у змея Горыныча

Обычно у мифического Змея Горыныча три головы. Однако, встречаются также персонажи с тремя, шестью, двенадцатью головами. Как правило, их количество кратно трем. Но бывают исключения (пять и семь).

Отчего характерная черта Змея — многоголовость?

Это связано с символизмом в представлении о добре и зле. Зло – всегда коварно и многолико. Оно изменчиво. Его главная цель – затуманить разум, сбить с толку.

Характерные особенности Змея Горыныча

Из сказок и преданий, по сути, только наличие нескольких голов является общей, неизменной для всех текстов, чертой Змея. Известно, что Змей может извергать пламя (дышать огнем), однако природа этого огня не совсем ясна.

Кровь Змея также обладает огненными свойствами. Она выжигает те участки земли, на которые попадает. И там потом долго ничего не растет. Кровь Горыныча черного цвета, что также усиливает негативную окраску героя.

Змей имеет способность к регенерации. Даже его отрубленные головы, вырастают заново. Он разумен, говорит человечьим голосом. Не чуждается материальных благ. Так, в некоторых сказках, Змей Горыныч облагает данью княжества и царства.

Хвост Горыныча – длинный, с наконечником – стрелой. Его кожа – чешуйчатая, переливчатая на Солнце.

?Известно, что Змей – летает. Тем не менее, НИГДЕ не встречается описание его крыльев, хотя, очевидно, что они у него есть.

Змей Горыныч Оружие

Из сказочных преданий, нам известно, что Змей имел способность к извержению пламени. Однако, образ этот не появился сам по себе. Поскольку, представления о Горыныче, во многом связывались с кочевниками – завоевателями, наиболее разрушительными из которых являлись орды Чингисхана, логично предположить, что именно здесь нужно искать основу для данного способа боя / защиты.

Степные кочевники использовали в своих набегах особый вид оружия, незнакомого жителям Древней Руси – огневые стрелы, с зажженным пороховым зарядом, которые обладали невероятной разрушительной силой. Скорее всего, именно они легли в основу извержения огня Горынычем.

Основные занятия

Змей Горыныч в былинах – это, как правило, собирательный образ зла, с которым вступают в борьбу богатыри русские (обобщенно — народ). Предназначение Змея – жечь, выжигать поля и посевы, принося тем самым, голод, разруху, запустение.

Нередко Горыныч ворует невест – самых красивых девиц. Это соответствует образу воинственных завоевателей, которые опустошали Русь своими набегами, уводили в плен молодых женщин.

Связь Змея Горыныча с другими персонажами

В некоторых сказках упоминается, что Змей водит дружбу или, скорее, заключает союз с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным.
Основные противники – русские богатыри: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, а также Иван Царевич, Иван – Крестьянский сын, Иван-Дурак и др.

Сказка про Змея Горыныча

Сказки про Змея Горыныча: «Добрыня и Змей», «Три царства», «Бой на Калиновом мосту», «Три богатыря и Змей Горыныч».

Наиболее популярной версией сказания о Змее Горыныче является история о том, как Добрыня Никитич, прославленный русский богатырь, победил Змея – страшную гадину, терроризировавшую многие города и, в частности, столицу – Киев.

В сюжете присутствует множество характерных элементов: река, которую стережет Змей, похищение невест и остального люда, многоголовость и непобедимость Змея простыми средствами.

Змей Горыныч Фильмы Мультфильмы

Мультфильмы Фильмы

«Царевна-Лягушка» (1954)

«Ключ» (1961)

«Добрыня Никитич» (1965)

«Межа» (1967)

«Сказка сказывается» (1970)

«Алёнушка и солдат» (1974)

«Последняя невеста Змея Горыныча» (1978)

«Баба Яга против!» (1980)

«Ивашка из Дворца пионеров» (1981)

«Синеглазка» (1984)

«Ну, погоди! (выпуск 16)» (1986)

«Доверчивый дракон» (1988)

«Фантазёры из деревни Угоры» (1994)

«Бабка Ёжка и другие» (2006)

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)

«Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)

«Три богатыря на дальних берегах» (2012)

«Иван Царевич и Серый Волк» (2012)

«Три богатыря и морской царь» (2016)

«Василиса Прекрасная» (1939)

Илья Муромец (1956)

«Огонь, вода и… медные трубы» (1967)

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

«На златом крыльце сидели» (1986)

«Он — дракон» (2015)

Змей Горыныч ЧИТАТЬ СКАЗКУ

Читать также:

Гуси_лебеди_СКАЗКА

Гуси — Лебеди СКАЗКА
Царевна Лягушка СКАЗКА
Сказка_про_Василису_Премудрую
Морской Царь и Василиса Премудрая
История_про_Бабу_Ягу
Баба Яга правдивая СКАЗКА
Сказка_про_Василису_Прекрасную
Василиса Прекрасная СКАЗКА

ВикиЧтение

Славянские боги, духи, герои былин
Крючкова Ольга Евгеньевна

Змей Горыныч

Змей Горыныч

Змей Горыныч – персонаж русских былин и народных сказок, изображающийся в образе дракона с несколькими головами (обычно с тремя, шестью, девятью или двенадцатью), покрытого чешуёй, с крыльями, который мог извергать огонь и умел летать.

Обитал Змей Горыныч в пещерах, которые уходили в глубины гор. Поэтому, по мнению некоторых исследователей, он и звался Горынычем.

Обитает Змей Горыныч в непреступной горе (оттуда и происходит его имя), вход, куда лежит через пещеру. Под землёй, у Змея было три дворца – медный, серебряный и золотой. Змей охранял подземные сокровища, живую и мёртвую воду, волшебный сад с молодильными яблоками.

По другим источникам, в пещерах или норах у Змея Горыныча были спрятаны сокровища, а также похищенные царевны и пленники.

Когда Змей Горыныч появлялся на земле, он убивал людей, похищал красивых девушек и поедал скот.

Также, как считалось по некоторым источникам, когда Змей Горыныч вылетал из-под своей горы, то кругом начинал гром греметь и молнии вокруг сверкали. И когда он вылетал, он направлялся туда, где жили мирные люди, и начинал кружить над их домами. Когда Змей Горыныч видел какую-нибудь девицу красивую, то он хватал своими когтистыми лапами и уносил в своё подземелье. Спрячет в своей подземной пещере Змей Горыныч девицу, и улетает опять он на поиски новой добычи. Помимо этого, Змей Горыныч очень ещё любил сокровища – золото, серебро и драгоценности. Их он тоже воровал и прятал в своих подземных пещарах.

В сказках с ним часто сражались богатыри.

Также, по некоторым версиям, Змей Горыныч произошёл от образа Велеса-змея, божества подземного царства.

Образ змея является вообще весьма распространённым почти во всех мифологиях мира.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

(Материал предоставлен Владимиром Шигиным)
Сегодня наша печать полна сенсационных статей о всевозможных необычных явлениях и чудесах, которые зачастую, увы, базируются лишь на досужих домыслах их авторов. Порой в поисках сенсаций не

Змей Горыныч

Змей Горыныч
Помесь ящера, летучей мыши и огнемета. Летающий змей с несколькими головами. Отец у Змея Горыныча – настоящая Гора! Поэтому и отчество у него такое – Горыныч. Количество голов у Змея Горыныча зависит от его возраста. У самого маленького – три головы, у

Змей Горыныч

Змей Горыныч
Представитель злого мира, порождение нежити-нечисти. В отличие от многих народов, у которых было распространено змеепоклонство, у русских этого культа не было. Русь и на самой первобытной ступени развития всегда относилась к змею как к низшему (хотя и

Змей Горыныч

Змей Горыныч
Змей Горыныч – персонаж русских былин и народных сказок, изображающийся в образе дракона с несколькими головами (обычно с тремя, шестью, девятью или двенадцатью), покрытого чешуёй, с крыльями, который мог извергать огонь и умел летать.Обитал Змей Горыныч в

Змей Горыныч

Змей Горыныч
Змей Горыныч – персонаж русских былин и народных сказок, изображающийся в образе дракона с несколькими головами (обычно с тремя, шестью, девятью или двенадцатью), покрытого чешуёй, с крыльями, который мог извергать огонь и умел летать.Обитал Змей Горыныч в

Укусы змей

Укусы змей
Во время укуса змеи в организм человека попадает яд. По своему действию все змеиные яды бывают трех видов.1. Яды, воздействующие в основном на нервную систему, которые вызывают паралич двигательной и дыхательной мускулатуры, угнетают дыхательный центр

Укусы змей

Укусы змей
Встречаются укусы гадюки — рогатой и обыкновенной, песчаной эфы и др. Змеиный яд содержит несколько компонентов: геморрагин, нейротоксин, цитотоксин, гемолизин и др.У пострадавшего на месте укуса обнаруживают следы ядовитых зубов в виде двух больших точек. За

Укусы змей

Укусы змей
Успех лечения отравлений змеиным ядом во многом зависит от сроков оказания первой помощи.Непосредственно после укуса следует отсасывать яд из ранки ртом (предварительно можно «открыть» ранку сдавлением складки кожи в области укуса). Немедленно начатое

10.2.2. Укусы змей

10.2.2. Укусы змей
В областях с жарким климатом змеи ведут, как правило, сумеречный образ жизни, а днем скрываются от прямых лучей солнца в расщелинах скал, норах грызунов.В средней полосе и в северных областях распространена гадюка, обитающая в тенистых лесах с высоким

***Змей-Горыныч***

***Змей-Горыныч***

Змей — Горыныч — злодей русских былин. Как и реже упоминаемый змей Тугарин, Змей — Горыныч явно несет в себе этнические черты степняка. Это преувеличенный и крайне обобщенный образ печенега или половца. Правда, есть мнение, что под змеем в былинах

Клубок змей

Клубок змей

(Le noeud de viperes)

Роман (1952)
В богатом поместье Калез медленно умирает от грудной жабы его шестидесятивосьмилетний хозяин, в недалеком прошлом преуспевающий адвокат. Его семья с нетерпением

  • Где найти итоговое сочинение 2020
  • Где найти задание методы сочинения историй
  • Где мы знакомимся с героем в рассказе очарованный странник
  • Где мой край сочинение
  • Где посмотреть результат итоговое сочинение 11 класс