Где происходит действие в рассказе ионыч

«Ионыч» (А. Чехов)

Цитата:

«— А ну-ка, Пава, изобрази! — сказал ему Иван Петрович. Пава стал в позу, поднял вверх руки и проговорил трагическим тоном:

— Умри, несчастная!».

История создания: в первоначальной версии рассказа повествование велось от первого лица — то есть рассказывал участник событий.

Проблематика:

  • духовная деградация личности;
  • человек и среда.

Смысл названия: панибратское обращение по отчеству показывает, что Дмитрий Ионович опростел, стал равнодушным человеком.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: психологический рассказ.

Жанровые особенности: характерный чеховский рассказ, в котором целая жизнь героя вмещается в несколько страниц.

Время и место действия: действие рассказа происходит в губернском городе С. в современный для автора период.

Действующие лица

  • Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч) — земский врач, прямой и искренний молодой человек.
  • Екатерина Ивановна Туркина (Котик) — юная мечтательная барышня, стремящаяся к великому будущему.
  • Иван Петрович Туркин — отец Екатерины Ивановны, прекрасный собеседник и верный семьянин.
  • Вера Иосифовна Туркина — мать Екатерины Ивановны, писатель-любитель.
  • Павлуша — лакей Туркиных, умеющий устроить маленькое театральное представление.

Краткое содержание

Врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в город С. и знакомится там с семьёй Туркиных. Туркины — очень интересные люди: Иван Петрович ставит домашние спектакли, Вера Иосифовна пишет рассказы и повести, а их дочка Котик (Екатерина Ивановна) играет на рояле и очень хочет поступить в консерваторию.

Старцев дружит с Туркиными и через некоторое время влюбляется в Котика. Он вызывает девушку в сад, чтобы сделать предложение, но неожиданно получает записку с предложением встретиться на кладбище. Дмитрий Ионович идёт на кладбище, но Котик там не появляется.

На следующий день Старцев надевает фрак и едет делать предложение, но Екатерина Ивановна ему отказывает. Она хочет добиваться высоких целей. Старцев огорчён. Через некоторое время Екатерина Ивановна уезжает учиться в консерваторию. Дмитрий Ионович понемногу приходит в себя.

Проходит четыре года. Старцев получает письмо от Котика и Веры Иосифовны: его вновь приглашают в гости. Он приходит. У Туркиных ровным счётом ничего не изменилось: Вера Иосифовна читает свои произведения, Котик играет на рояле. В откровенной беседе Екатерина Ивановна сообщает Старцеву, что разуверилась в своей идее славы и восхищается его трудом — ведь Дмитрий Ионович помогает людям! Но Старцев остаётся равнодушен. Он с радостью уезжает и очень доволен, что в своё время не женился на Екатерине Ивановне.

Время идёт. Старцев разбогател, растолстел, никуда не ходит — только ездит в экипаже. Его все зовут просто Ионычем. А Котик постарела, много болеет и каждый день подолгу играет на рояле.

Экранизация

«В городе С.» (СССР, 1967, в роли Дмитрия Старцева — Анатолий Папанов).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Почему Котик не вышла замуж за Старцева?

Ответ. Екатерина Туркина (Котик) хотела выучиться в консерватории и стать знаменитой пианисткой.

Назовите главную проблему рассказа «Ионыч».

Ответ. Духовная деградация личности.

Все персонажи рассказа погрязают в быте и опускаются. Они перестают быть интересными людьми.

Поделиться ссылкой

Ионыч Чехов А.П. — читательский дневник

Чехов Антон Павлович

1860 — 1904

Читательский дневник к рассказу Чехова «Ионыч» послужит хорошим подспорьем для изучения данного произведения. Автор раскрывает тему обывательской жизни, показывает, какие могут быть ее последствия.

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и своё мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Афоризмы, понравившиеся цитаты

1. Время и место сюжета

События, описанные в рассказе, происходят в провинциальном городе С. Произведение написано автором в конце XIX века, что по времени совпадает с сюжетом.

2. Главные герои и их характеристика

Старцев или Ионыч — главный герой, врач, практика которого проходила в городке С., где он не мог найти себе окружения по душе. В молодости он – пылкий, увлеченный человек, но со временем происходит деградация его личности.
Туркин — глава семьи, которую считают самой уважаемой в городе.
Туркина — его жена, пишущая романы.
Екатерина Ивановна или Котик — их дочь, девушка, в которую влюблен Старцев. Она самоуверенна и амбициозна, стремится стать великой пианисткой.

3. Краткий пересказ рассказа

Молодой врач Старцев начинает свою врачебную практику в провинции С. Он влюбляется в Екатерину Ивановну – девушку из уважаемой семьи этого городка. Старцева окружают обыватели с их мелкими интересами и ограниченными темами для разговоров. Даже образцовая семья его возлюбленной ничем не отличается от остальных.

Девушка не приняла предложения Старцева, отказав ему, но спустя несколько лет она хочет возобновить отношения.

К тому времени Старцев становится совершенно другим. Он — преуспевающий врач с большой практикой, а старая его любовь – это закрытая тема. Его ничего не интересует в жизни, за исключением игры в винт и денег. Он – самый настоящий обыватель, как и те, кого еще недавно презирал. Старцев погряз в скуке, однообразии, пустоте, одним словом, деградировал.

Смотрите более подробный краткий пересказ рассказа Ионыч Чехова А.П.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Данное произведение учит преодолевать трудности, а не сидеть, сложа руки, если что-то раздражает в жизни. У Старцева была возможность переселиться в крупный город, где бы он нашел людей, соответствующих его духовному и интеллектуальному уровню. Он – преуспевающий врач, имел стабильный заработок, и, следовательно, мог бы поменять город, где нашел бы новую работу.

Только изменить окружение для Старцева – это было бы еще не все. Главное для человека – ставить новые цели, постоянно развивать себя, делая это с удовольствием и интересом.

5. Вывод

На первый взгляд, в рассказе описана самая обычная ситуация. Ничего страшного не происходит — Старцев всего лишь общается с малоинтересными людьми. Кажется, что такое не может сильно повлиять на судьбу человека. У молодого врача есть интересная работа, приносящая доход. И как будто бы можно с этим ничего не делать, но это только на первый взгляд. Если нет интересного собеседника, душевного друга, и эта ситуация происходит изо дня в день, то с годами нарастет большой снежный ком скуки, раздражения, неудовлетворенности, непонимания. Я считаю, как только появляется внутренний дискомфорт, то нужно выяснить его первопричину и изменить ситуацию.

Со временем жители городка С. стали сильно раздражать Старцева, поскольку он не общался с единомышленниками, не мог создать близких дружеских отношений. Если бы он изменил город, окружение, то он бы не ожесточился и легче бы пережил отказ Екатерины Ивановны. У него с Котиком даже мог бы произойти роман, когда она вернулась с Москвы. Старцев ей не был безразличен, но девушка это поняла не сразу, а спустя время.

У человека были хорошие перспективы в любом направлении, но, к сожалению, он не смог сохранить себя, свои желания, горение, чувства.

6. Система образов произведения

Противоречие образов Старцева и обывателей городка С – основное в рассказе. Он проигрывает битву, превратившись в самого настоящего обывателя. Это противоборство образов ощущается на пике, когда Котик отказывает ему. Данная ситуация обостряет внутренний конфликт Старцева.

В начале повествования образ Старцева находится в единении со всеми, кто окружает его – с жителями городка, с пациентами, с семьей Туркиных. Позже его образ противостоит практически всему, что присутствует в его жизни.

7. Словарь незнакомых слов

Козлы — элемент экипажа, расположенный спереди, место для кучера.
Холера — инфекционное заболевание, разновидность острой кишечной инфекции.
Мигрень — заболевание, выраженное в определенном характере головной боли.
Благоверная — супруга, жена, глава семьи, намек на императорскую семью, члены которой назывались благоверными.
Музыкальный пассаж — виртуозная игра на инструменте, такой переход, перебор звуков, когда они стремительно несутся, рассыпаясь или сливаясь воедино.

8. Понравившиеся цитаты

Все это раздражало Старцева. Садясь в коляску и глядя на темный дом и сад, которые были ему так милы и дороги когда-то.

Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке.

Я такая же пианистка, как мама писательница.

За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней.

«Ionych»
by Anton Chekhov
Автограф Чехова к рассказу "Ионыч" 1898.jpg

1898 Chekhov’s autograph

Original title Ионыч
Country Russia
Language Russian
Published in Niva (1898)
Publisher Adolf Marks (1901)
Publication date August 1898

«Ionych» (Russian: Ионыч) is an 1898 short story by Anton Chekhov.

Publication[edit]

The story was published in the No. 9, September 1898 issue of the Monthly Literary Supplements to Niva magazine. In a slightly revised version, Chekhov included it into Volume 9 of the 1899–1901, first edition the Collected Works by A.P. Chekhov, published by Adolf Marks.

Background[edit]

The story, written in Nice, France, in the early 1898, was originally intended for Russkaya Mysl. Chekhov opted against sending the manuscript by post and, upon returning home, in May, handed it to Vukol Lavrov. Then he suddenly changed his mind and in a 6 June letter asked Viktor Goltsev to send it back, saying it was not fit for Russkaya Mysl. On 10 June he received the galley proofs and the same day sent it to Niva. This magazine’s editor Rostislav Sementkovsky was apparently pleasantly surprised and flattered. «I’ve read your story with immense delight and, needless to say, all your wishes will be met,» he wrote Chekhov in an 18 June letter.

Plot[edit]

The Angel over the F.D. Kotopuli Vault, the latter known also as the Demetti Grave, at the Taganrog Old Cemetery. It was here that doctor Startsev once found himself at midnight, full of blissful, short-lived excitement, waiting for his beloved Kotik in vain

Doctor Dmitry Ionovich Startsev comes to the provincial town S., to work for the local zemstvo. He starts visiting the Turkin family, considered to be the pride of the town, where the husband runs a small amateur theatre, the wife writes novels and their beautiful daughter Ekaterina (known informally as Kotik, which means Kittie) plays the piano, preparing herself for the conservatory. Unlike the majority of the townsfolk, Startsev does not take this acme of the local cultural life seriously, yet Kotik, full of charm, naivety and youthful spirits, easily conquers his heart. Before making the proposal, he even takes a midnight trip to the town’s old graveyard[note 1] where she’d jovially made a mock appointment with him, and even finds this silly adventure delightful. She is full of ambitions, though, and refuses him. For three days Startsev suffers greatly, then learns that she indeed had departed from the town to enroll into the conservatory, settles down into normalcy and soon all but forgets her, remembering his momentary madness with mild amusement.

Four years on, and Startsev is now a respected medical man, who owns a troika. Ekaterina returns to the town. She looks better than ever, and her musical ambitions are left behind. Still, the naivety and freshness are gone. As the two meet, she eagerly tries to re-awaken his interest in her, but Startsev remains unresponsive. Now everything about the family irritates him and he is very glad he’d not married. Ignoring her insistent attempts at making him again regular visitor, he never sets foot in the Turkin’s house again.

Several more years pass. Startsev now is a rich man with vast practice, whose only enjoyments are playing Vint and collecting money from patients. In his troika, shouting at cabmen around him, he looks like a ‘pagan god’. Owning two houses and an estate, he is now fat, irascible, and generally indifferent to the world around him. People refer to him as ‘Ionych’, which implies a mixture of familiarity and slight contempt. And the Turkins are the same as they were years before: the husband runs a little theatre, entertaining his guests with well-rehearsed humour, the wife reads aloud her novels, and Ekaterina still likes to play her piano very loud. It’s just that she looks now much older and, her health deteriorating, each autumn takes a trip to the Crimea.

Reception[edit]

The story was warmly received. The most detailed and, in retrospect, insightful review came from D.N. Ovsyaniko-Kulikovsky, who, writing for Zhurnal Dlya Vsekh,[2] hailed Chekhov as «an independent force blazing in literature the trail of its own». The critic subjected to thorough analysis Chekhov’s method who «…never gives us a well-worked, all-round portrait of his characters… Just provides one, two, three strokes and then backs this sketch up with a kind of see-through, unusually subtle and to shrewd psychological analysis». Ovsyaniko-Kulikovsky considered «Ionych» the most perfect, complete example of Chekhov’s art.

Notes[edit]

  1. ^ The exact meeting place was supposed to be the so-called Demetti Monument: this detail points to Taganrog as being the Town S.

References[edit]

  1. ^ Журнал для всех, 1899, №2, 3, февраль-март

External links[edit]

  • Ионыч, the original Russian text
  • Ionych, the English translation
«Ionych»
by Anton Chekhov
Автограф Чехова к рассказу "Ионыч" 1898.jpg

1898 Chekhov’s autograph

Original title Ионыч
Country Russia
Language Russian
Published in Niva (1898)
Publisher Adolf Marks (1901)
Publication date August 1898

«Ionych» (Russian: Ионыч) is an 1898 short story by Anton Chekhov.

Publication[edit]

The story was published in the No. 9, September 1898 issue of the Monthly Literary Supplements to Niva magazine. In a slightly revised version, Chekhov included it into Volume 9 of the 1899–1901, first edition the Collected Works by A.P. Chekhov, published by Adolf Marks.

Background[edit]

The story, written in Nice, France, in the early 1898, was originally intended for Russkaya Mysl. Chekhov opted against sending the manuscript by post and, upon returning home, in May, handed it to Vukol Lavrov. Then he suddenly changed his mind and in a 6 June letter asked Viktor Goltsev to send it back, saying it was not fit for Russkaya Mysl. On 10 June he received the galley proofs and the same day sent it to Niva. This magazine’s editor Rostislav Sementkovsky was apparently pleasantly surprised and flattered. «I’ve read your story with immense delight and, needless to say, all your wishes will be met,» he wrote Chekhov in an 18 June letter.

Plot[edit]

The Angel over the F.D. Kotopuli Vault, the latter known also as the Demetti Grave, at the Taganrog Old Cemetery. It was here that doctor Startsev once found himself at midnight, full of blissful, short-lived excitement, waiting for his beloved Kotik in vain

Doctor Dmitry Ionovich Startsev comes to the provincial town S., to work for the local zemstvo. He starts visiting the Turkin family, considered to be the pride of the town, where the husband runs a small amateur theatre, the wife writes novels and their beautiful daughter Ekaterina (known informally as Kotik, which means Kittie) plays the piano, preparing herself for the conservatory. Unlike the majority of the townsfolk, Startsev does not take this acme of the local cultural life seriously, yet Kotik, full of charm, naivety and youthful spirits, easily conquers his heart. Before making the proposal, he even takes a midnight trip to the town’s old graveyard[note 1] where she’d jovially made a mock appointment with him, and even finds this silly adventure delightful. She is full of ambitions, though, and refuses him. For three days Startsev suffers greatly, then learns that she indeed had departed from the town to enroll into the conservatory, settles down into normalcy and soon all but forgets her, remembering his momentary madness with mild amusement.

Four years on, and Startsev is now a respected medical man, who owns a troika. Ekaterina returns to the town. She looks better than ever, and her musical ambitions are left behind. Still, the naivety and freshness are gone. As the two meet, she eagerly tries to re-awaken his interest in her, but Startsev remains unresponsive. Now everything about the family irritates him and he is very glad he’d not married. Ignoring her insistent attempts at making him again regular visitor, he never sets foot in the Turkin’s house again.

Several more years pass. Startsev now is a rich man with vast practice, whose only enjoyments are playing Vint and collecting money from patients. In his troika, shouting at cabmen around him, he looks like a ‘pagan god’. Owning two houses and an estate, he is now fat, irascible, and generally indifferent to the world around him. People refer to him as ‘Ionych’, which implies a mixture of familiarity and slight contempt. And the Turkins are the same as they were years before: the husband runs a little theatre, entertaining his guests with well-rehearsed humour, the wife reads aloud her novels, and Ekaterina still likes to play her piano very loud. It’s just that she looks now much older and, her health deteriorating, each autumn takes a trip to the Crimea.

Reception[edit]

The story was warmly received. The most detailed and, in retrospect, insightful review came from D.N. Ovsyaniko-Kulikovsky, who, writing for Zhurnal Dlya Vsekh,[2] hailed Chekhov as «an independent force blazing in literature the trail of its own». The critic subjected to thorough analysis Chekhov’s method who «…never gives us a well-worked, all-round portrait of his characters… Just provides one, two, three strokes and then backs this sketch up with a kind of see-through, unusually subtle and to shrewd psychological analysis». Ovsyaniko-Kulikovsky considered «Ionych» the most perfect, complete example of Chekhov’s art.

Notes[edit]

  1. ^ The exact meeting place was supposed to be the so-called Demetti Monument: this detail points to Taganrog as being the Town S.

References[edit]

  1. ^ Журнал для всех, 1899, №2, 3, февраль-март

External links[edit]

  • Ионыч, the original Russian text
  • Ionych, the English translation

Краткое содержание «Ионыч»

Краткое содержание «Ионыч»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 14864.

Обновлено 17 Января, 2022

О произведении

Рассказ «Ионыч» Чехова повествует о жизни сельского врача Дмитрия Ионыча Старцева, приехавшего в Дялиж для лечебной практики. В городе С., который находится в нескольких верстах от села, доктор знакомится с семьёй Туркиных, умных, образованных людей, и влюбляется в их дочь.

Рассказ входит в учебную программу по литературе и изучается в 10 классе. Для быстрого ознакомления вы можете на нашем сайте прочитать онлайн краткое содержание «Ионыча» по главам.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в конце XIX века в Российской империи, в местечке Дялиж, неподалеку от губернского города С.

Главные герои

  • Старцев Дмитрий Ионыч – практикующий врач, главный герой рассказа.
  • Туркин Иван Петрович – дворянин, обладающий талантом острых шуток.
  • Туркина Вера Иосифовна – жена Ивана Петровича, любительница писать романы.
  • Туркина Екатерина Ивановна – их восемнадцатилетняя дочь и неплохая пианистка, в которую влюбился главный герой. Мечтает поскорее покинуть семейное гнёздышко. Родные называют её ласково – Котик.

Другие персонажи

  • Пантелеймон – кучер Старцева на протяжении многих лет.

Краткое содержание

Глава 1

Гости города С. находили этот город скучным и однообразным. Но постоянные жители утверждали обратное: в губернском городке имеется множество развлечений, таких, как местный театр, библиотека, игорные клубы и неординарные личности, в обществе которых находиться было весело и приятно.

Такими людьми в городе С. считают семью Туркиных. Глава семьи Иван Петрович – статный, миловидный мужчина и великий шутник. Вера Иосифовна, его супруга, приятная во всех отношениях женщина пишет любительские романы и с гордостью перечитывает их гостям. Екатерина Ивановна, дочь Туркиных, много читает и неплохо играет на рояле.

Знатная семья в городе любила гостей и добродушно их принимала. Однажды и главного героя Дмитрия Ионыча Старцева пригласили в дом Туркиных.

Как-то попав в город, Дмитрий Ионыч вспоминает о приглашении и отправляется с визитом к известной семье. Нового гостя встретили радушно и пригласили к чаю.

Так как жена Туркина каждому из посетителей дома читала свои романы и повести, не обошла эта участь и врача. Все сюжеты её произведений были выдуманы и никак не соотносились с реальностью. После каждого такого чтения Иван Петрович хвалил жену и говорил: «Недурственно».

В первый же визит к интеллигентной семье врач познакомился с дочерью Туркиных – Екатериной Ивановной. Домашние предпочитали называть её Котик. Старцеву сразу же понравилась девушка. Она играла на рояле, а Дмитрий Ионыч, как завороженный, смотрел на юную красавицу.

Довольный и счастливый доктор возвращался пешком к себе в Дялиж. Ему понравилась эта приятная семья и особенно их дочь. Он прошёл почти 10 километров и не чувствовал никакой усталости.

Глава 2

Врач очень хотел снова посетить Туркиных, но было много работы. Спустя год Дмитрий Ионыч получает письмо от Веры Иосифовны, которая просит Старцева приехать к ним. Старшую из Туркиных стали преследовать сильные головные боли, и так как из местных врачей ей никто не смог помочь, она вспомнила про земского доктора и решила обратиться к нему за помощью.

Этот приезд стал решающим для ближайшего будущего в жизни главного героя. Он начинает регулярно навещать больную и влюбляется в её дочь – Екатерину Ивановну.

Котик передаёт записку и назначает влюблённому доктору свидание ночью на кладбище. Старцев немного разозлился из-за выбранного места для встречи. Он начинает убеждать себя, что не дело такому солидному и уважаемому мужчине таскаться ночью по кладбищам. После внутреннего разговора с собой он всё же отправляется в назначенное место.

К этому моменту у доктора «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон». Они доехали до окраины города С., а дальше Старцев отправился пешком.

Зря Дмитрий Ионыч на что-то надеялся: его возлюбленная так и не пришла. Ему ничего не оставалось, как немного походить по кладбищу, придаваясь философским мыслям о быстротечности жизни…

Глава 3

На следующий день доктор отправляется к Туркиным с твёрдым решением сделать предложение Котику. В голове у него мешались мысли: о прошедшей ночи, о богатом приданом, которое дадут за молодую невесту, о любви. И тут же Старцев подумал, что избалованная светская особа не пара ему, но тут же отогнал от себя эту мысль. Он предложил сопроводить Котика в клуб. Они оба сели в карету, где Старцев сделал предложение. Екатерина Ивановна сухо отнеслась к любовным чувствам врача и ответила отказом – девушка собиралась стать артисткой и уехать из этого города.

Старцев не ожидал отказа и такого «глупенького» конца истории. Он почувствовал оскорбление и жалость к себе. На протяжении трёх дней Дмитрий Ионыч страдал, а потом успокоился и зажил как прежде.

А Котик уехала в Москву для поступления в консерваторию.

Иногда вспоминая былые чувства, Старцев радовался, что не женился на девушке.

Глава 4

Незаметно пролетели четыре года. Земский врач принимал больных уже не только в селе, но и в городе. За плечами у него уже был большой опыт работы, он разжился тройкой лошадей.

Дмитрий Ионыч значительно пополнен, а вместе с ним и его кучер. Врача начала беспокоить одышка, и он уже не любил ходить пешком.

Доктору приходилось общаться со многими людьми, но близко он не знакомился ни с кем. Его раздражали местные обыватели, так как ему было неинтересно с ними. Только интеллигент пытается с кем-нибудь заговорить на серьёзную тему, а обыватель тут же «становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти».

Так как общих тем для разговоров он не мог найти с местными жителями, Дмитрий Ионыч начинал злиться и всё больше уходить в себя. За молчаливость и суровый вид его прозвали в окрестностях «поляк надутый».

Единственное, что не перестало интересовать доктора, так это деньги и игра в винт по вечерам.

В размеренную жизнь врача ворвалось письмо от Веры Иосифовны. Туркина вместе с дочерью просила доктора навестить их.

Увидев Екатерину Ивановну, бывший влюблённый отметил изменения в девушке. Она заметно похудела и пропала её детская невинность в чертах. В нём не проснулись прежние чувства. Он только подумал про себя: как хорошо, что не женился на ней.

Девушка призналась, что постоянно думала о Дмитрие Ионыче, и просит рассказать его о своей жизни. Он неохотно продолжает разговор, ему хочется уйти. Милая семья, которая ему так раньше была симпатична, раздражает его.

Через несколько дней к доктору приходит лакей Пава, чтобы передать письмо от Котика, которая с трепетом ждёт встречи со Старцевым. Но Дмитрий Ионыч так и не навестил добродушную семью ни через несколько дней, ни через год.

Глава 5

Спустя несколько лет Старцев ещё больше разжирел и уже ходит с трудом. Его Кучер Пантелеймон раздобрел вместе с ним. Ионыч, как теперь его называют в городе, разжился двумя имениями и присматривает себе третье. У него не хватает времени заниматься врачебной практикой, но земского места он не бросает из-за жадности. Ионыч стал очень раздражительным, нервным и часто кричит на пациентов, постукивая своей палкой о пол.

Доктор превратился в простого обывателя, которого ничего не интересует, кроме денег. Его чувства к Екатерине Ивановне были единственным и последним моментом радости в его жизни.

Семья Туркиных живёт по-прежнему. Иван Петрович нисколько не изменился и всё так же постоянно острит. Жена его все так же читает свои бездарные романы гостям. Екатерина Ивановна заметно постарела и жалуется на здоровье. Каждый год, с приходом осенней поры, Котик с матерью отправляются в Крым поправить здоровье.

И что в итоге?

Старцев Дмитрий Ионыч — с возрастом превращается в простого обывателя, становится нервным и раздражительным, копит деньги и приобретает недвижимость, мало занимается врачебной практикой, но место земского врача не бросает.

Туркины Иван Петрович, Вера Иосифовна, Екатерина Ивановна — живут по-прежнему, сохраняют свои привычки.

Заключение

Заключение

В рассказе А.П. Чехов поднимает проблему постепенной деградации человека. Молодой, талантливый врач со временем опускается и превращается в обывателя. Все его мысли о высоких чувствах улетучиваются, и теперь его интересует только жажда наживы. Деньги становятся единственной радостью в жизни главного героя.

После прочтения краткого пересказа «Ионыча» рекомендуем вам ознакомиться с полной версией произведения.

Тест по произведению

Пройдите тест и узнаете, насколько хорошо вы запомнили краткое содержание рассказа.

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Паша Степанов

    10/10

  • Татьяна Гаврилова

    10/10

  • Наталья Миллер

    10/10

  • Екатерина Медведева

    10/10

  • Богдан Горбунов

    10/10

  • Довран Меканов

    8/10

  • Наталья Садовская

    10/10

  • Илья’ Степанов

    9/10

  • Андрей Блинов

    10/10

  • Аззи Валенка

    10/10

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 14864.


А какую оценку поставите вы?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Образ города в рассказе Ионыч

Сочинение Образ города в рассказе Ионыч Чехова

В своих рассказах Антон Павлович особое внимание уделяет описанию и характеристике городов, которые являются главным местом действия в произведениях писателя. Интересно отметить, что город служит не просто фоном для этих событий, а и является их катализатором.

Так, в рассказе «Ионыч» писатель обозначает характеристику города уже с первых строк произведения. Автор не дает ему полного названия — обозначает лишь как «С.», намекая на его провинциальность и собирательность образа российских городков и деревень того времени.

Перед читателем разворачивает картина города, которая производит двойственное впечатление. С одной стороны, доверительные отношения складываются с жителями города С., с другой, гостям городка, таким, как Старцев, главный герой рассказа. Возникает ощущение, что жители С ограничены его территорией, что ограничивает их и в восприятии окружающего мира, ведь главной достопримечательностью здесь являются образованные семьи, которые выделяются своим культурным образом жизни на фоне остальных.

Так Чехов смещает ракурс описания с прямых характеристик, касающихся улиц и домов, на описание жителей, которые как нельзя лучше характеризуют царящую городскую атмосферу. Писатель знакомит нас с главной семьей в городе С. — с семьей Туркиных, которые любят устраивать публичные светские приемы, на которых удивляют гостей своими талантами: отец семейства — чувством юмора, анекдотами и смешными словами собственного сочинения, мать — прекрасными рассказами, которые смущается публиковать, а дочь — виртуозной игрой на фортепьяно.

Единственным способным объективно оценить таланты семьи становится приезжий Дмитрий Старцев. Рассказы местных жителей о Туркиных был ярче, чем оно было на самом деле. Так читатель понимает, что и город на самом деле серый и скучный.

Через бедные городские экстерьеры и Бедные экстерьеры и местные здания сообщают, что в городе просто не на что смотреть. Помимо интересных семей город имеет еще одну важную, отражающую его характер, деталь — кладбище, на котором Котик назначает Старцеву свидание. Отсутствие живой души на кладбище символизирует и отсутствие души горожан. При этом на местном кладбище стоит памятник певице, которая, как и главный герой рассказа, была проездом в С. Жители гордятся не собственными достижениями, а заслугами чужеземцев. Красноречивая деталь, описывающая и горожан, и город.

2 вариант

В работах великого писателя город стал основным объектом исследования литературных экспертов. Особое внимание уделено городской среде в его работах, написанных автором после 80-х годов. Ведь он выступает не только в качестве своеобразного фона событий, но олицетворяет конкретный образ.

В данном произведении образ города просматривается в начале произведения. Автор специально не дает ему конкретного обозначения, используя сокращение  «С.». Подобный прием обозначает, что перед читателем предстает своеобразный облик глухого селения. Автор старается показать внутреннее отражение городской среды, не забывая о внешних чертах населенного пункта.

Стоит отметить, что первое впечатление от города С., вызывает двойственные чувства, так как нельзя определить кому необходимо верить приезжим людям или местным жителям. Автор говорит, что город не отличается яркими пейзажами. Местным жителям, которые редко отправлялись в другие города, он казался замечательным местом. Они рады скромному досугу: библиотека, театральные представления, клуб и светские вечера. Главной особенностью города можно считать семьи, где интересно проводить время.

Дмитрий Старцев прибыл в город, он по достоинству оценивает прием хозяев. Его немного огорчили таланты Туркиных, так как истории горожан давали надежду на посещение зрелищных мероприятий. Автор с юмором говорит о том, что видит простой врач. Он понимает, что город С., является серым и скучным местом.

В отдельных главах не отмечен городской пейзаж, изображая разные питейные заведения, где бывает Дмитрий Старцев. Небогатые пейзажи напоминают о том, что в данной местности нет особых достопримечательностей. В другой части произведения читатель наблюдает местное кладбище. Именно в это место Екатерина приглашает Дмитрия Ионыча. Этот локус служит для отображения образа врача, но его можно рассмотреть в широком смысле. Ведь место, где люди обрели вечный покой является символ души отдельных горожан.

Даже место, где похоронены люди является местных жителей визитной карточкой — памятник Деметти – известной иностранной певице, которая случайно оказалась в городе. Стоит отметить, что данная женщина несколько дней побывала в данной местности, но для города это было высокой честью принимать подобных людей.

Облик простого города С., не создан из красочных пейзажей, а включает в себя оригинальные описания и мелкие детали. К этим доводам подталкивает читателя образ достойных людей города С.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ города в рассказе Ионыч

Образ города в рассказе Ионыч

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Шолохова Жеребенок

    Произведение является одной из составных частей сборника небольших новелл писателя, изданного под названием «Донские рассказы».

  • Анализ рассказа Васюткино озеро Астафьева 5 класс

    Произведение В.П.Астафьева «Васюткино озеро» было написано в 1952 году, а в 1956 году опубликовано. Оно было создано на основе детского сочинения. Жанр данного произведения – рассказ.

  • Сочинение Чем богат человек

    Много выдающихся людей были выходцами из народа, им пришлось трудом и настойчивостью постигать науку.

  • Характеристика и образ Симеона в рассказе Куприна Яма

    Одним второстепенных образов считается Симеон. Симеон относится к отрицательным персонажам. Герою присуще лицемерие, жестокость и цинизм.

  • Сочинение на тему Лес весной, весенний лес

    На протяжении длинной, холодной зимней поры все в лесу как будто замирает. Многие животные впадают в спячку. Птицы, с подросшим за лето потомством, улетают на зимовье в более теплые края.

Огромное Вы делаете дело вашими маленькими рассказиками —возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумёртвой жизни — чёрт бы её побрал.
М.Горький

В рассказе «Ионыч» губернский город С. описывается всего несколькими фразами, из которых понятно, что это самый обычный город: в нём есть общедоступная библиотека, театр, клуб, городской сад с оркестром, кладбище и т.д. Для жителей города устраиваются любительские спектакли с благотворительными целями, балы, концерты. Но автора интересует не сам город, а жители, и даже не все городские обыватели, а только городская интеллигенция, к которой принадлежит главный герой рассказа — доктор Старцев.

Местная интеллигенция описывается двумя способами: во-первых, ей даётся общая характеристика; во-вторых, подробно рисуются самые талантливые и образованные люди города — семья Туркиных. Общая характеристика даётся от лица автора. Изображая людей, среди которых живёт Старцев, писатель замечает: «…пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже неглупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик и заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти» (IV). Далее приводится пример этой примитивной «философии». Когда Старцев говорил, что человечество становится всё более гуманным и со временем будет обходиться без смертной казни, «обыватель глядел на него искоса и недоверчиво и спрашивал: «Значит, тогда всякий может резать на улице кого угодно?»» (IV). Мещанин даже не желает понимать, что смертная казнь никогда не останавливала убийц, а пожизненное заключение для преступника может быть потяжелее смертной казни, с моральной точки зрения.

Семья Туркиных — гордость города С. — описывается в рассказе четыре раза: коротко в начале первой главки — от лица автора; потом подробнее — через восприятие Старцева, впервые попавшего к ним в дом; в четвёртой главке, через пять лет после первого визита, — снова через восприятие Старцева; а в самом финале — опять с точки зрения автора.

На первый взгляд Туркины действительно отличаются от городских обывателей: Иван Петрович знает много анекдотов и любит пошутить, Вера Иосифовна сочиняет романы, Екатерина Ивановна играет на фортепьяно. Но близкое знакомство с этой семьёй благодаря непосредственному наблюдению «свежего» в городе человека (молодого земского врача) заставляет усомниться в «талантах» каждого из Туркиных. Остроумие Туркина-отца «весьма сомнительного свойства»: это какой-то «попугайский язык» со словами и оборотами, употребляемыми невпопад: «здравствуйте пожалуйста», «вы не имеете никакого римского права» и т.п. Романы Туркиной-матери — выдуманные истории о любви прекрасной молодой графини с прогрессивными убеждениями и странствующего художника. Фортепьянная игра Туркиной-дочери свидетельствует о хорошей технике и гибкости пальцев, но ведь в музыке важны выразительная мелодия, передача настроения и музыкального образа. Во время игры Котика в голове Старцева сложилось болезненное впечатление:«… с высокой горы сыплются камни, сыплются и всё сыплются…» (I). Первый вечер земского врача у Туркиных закончился обильным и вкусным ужином.

Благодаря подробному описанию этого визита проясняется мысль автора: «талантливые» хозяева недалеко ушли от рядовых обывателей города С. Шутки Ивана Петровича не смешны и не имеют ничего общего с настоящим остроумием. Романы Веры Иосифовны слушать приятно и покойно, но они никак не обогащают, не заставляют читателя думать. Котик, которая, по её собственным словам, безумно любит, даже обожает музыку, совершенно не понимает этой самой музыки. Шутки, романы, музыкальные упражнения — всё это внешние отличия, а суть жизни Туркиных та же, что и у других городских мещан, — еда и безделие. Справедливости ради стоит сказать, что Екатерина Ивановна всё же мечтает о другой, интересной жизни, поэтому хочет ехать в Москву и серьёзно учиться музыке в консерватории. А в остальном Туркины, как и все обыватели в городе С., серьёзно «не делали ничего и не интересовались ничем» (IV). У них нет ни нужды, ни потребности работать, так как они и без труда живут припеваючи в собственном каменном доме с садом, рядом с губернатором. Когда Старцев спросил Веру Иосифовну, печатает ли она свои романы, то услышал красноречивый ответ: «Нет, я нигде не печатаю. Напишу и спрячу у себя в шкапу. Для чего печатать? Ведь мы имеем средства» (I).

Второй вечер у Туркиных (через пять лет) производит ещё более удручающее впечатление. Он только в деталях отличается от первого: Вера Иосифовна постарела, Екатерина Ивановна из наивной, капризной барышни превратилась в красивую молодую женщину, мальчик-слуга Пава стал усатым молодцом. Во второй раз Старцев уже не церемонится с оценками. О романах Веры Иосифовны он отзывается, конечно про себя, очень решительно: «Бездарен, — думал он, — не тот, кто не умеет писать повестей, а тот, кто их пишет и не умеет скрыть этого» (IV). После, как всегда, шумной и продолжительной игры Екатерины Ивановны на фортепиано главный герой решил: «А хорошо, что я на ней не женился» (IV). Раздражённый Старцев уезжает, не дожидаясь обычного вкусного ужина, и в этот момент автор доверяет ему высказать одну из основных идей рассказа: «… если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город» (IV).

Изображение города, то есть городского общества, выполняет в рассказе важную, но всё-таки не главную функцию. Главное для писателя — показать, как герой подчиняется «среде» (постепенно становится похожим на обычных городских обывателей) и сам превращается в яркого представителя этой «среды», воплощая в себе все её недостатки. Если в начале рассказа именно земский врач критически оценивает общество города С., то через пять с небольшим лет он признаётся Екатерине Ивановне: «День и ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей… Днём нажива, а вечером клуб, общество картёжников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу» (IV). И именно этот умный, наблюдательный человек, занятый благородным делом—лечением больных, превращается в обывателя, ещё более отвратительного, чем Туркины. Старцев деградирует катастрофически быстро. Если раньше он по году не мог вырваться в город С., потому что с утра до вечера был занят с больными в земской больнице, то теперь работает ради денег, которые стали для него единственным жизненным интересом. Во время приема в больнице и в частной практике пациенты только раздражают его.

Итак, на первый взгляд рассказ «Ионыч» написан на традиционную для русской литературы тему о том, как «среда заела свежего человека». «Свежий человек» в названном произведении — земский врач Старцев, но не только он: Екатерина Ивановна после возвращения из консерватории явно чувствует себя чужой и в родном доме, и в родном городе. «Среда» — это «интеллигентное» общество города С., в которое попадает главный герой и в котором в конце концов пропадает, то есть духовно погибает. Действительно, Старцев и Екатерина Ивановна несмогли противостоять обывательскому болоту. Земский доктор в начале рассказа отличался от городских мешан, а в конце стал таким же, как они. Он перестал быть для окружающих Дмитрием Ионовичем, «поляком надутым» (IV), чужим человеком с непонятными идеями о необходимости труда, о жестокости смертной казни, а стал для всех Ионычем, то есть совершенно своим среди губернских обывателей: теперь у него те же жизненные интересы, что и у них, — деньги, обжорство, карты. Правда, в Старцеве всё названное представлено в гипертрофированном виде, и поэтому он выглядит более отвратительным, чем обыкновенные мещане. Туркины со своими плоскими шутками, «недурственными» романами, гостеприимством, сердечной простотой, заботой друг о друге кажутся даже симпатичными людьми в сравнении с Ионычем, который теперь больше похож на «языческого идола» (V), чем на человека.

Но почему общество города С. показано только в чёрных красках? Неужели жизнь русской провинции не имеет «светлых» сторон? Разве в губернском (большом) городе нет людей лучше, чем Туркины, настоящих интеллигентов, чья жизнь подчинена высокой идее и благородному труду? Наверное есть, но писатель выбрал предметом своего изображения жизнь героя, который не смог противостоять мещанской среде. Иными словами, Чехов написал свой рассказ о том, что обычно, хотя и не всегда бывает в жизни. В этом состоит отличие небольшого чеховского произведения от романов Веры Иосифовны Туркиной, которые длинно живописуют то, чего никогда не бывает в жизни.

  • Где появляется змей горыныч в сказках или былинах
  • Где найти итоговое сочинение 2020
  • Где найти задание методы сочинения историй
  • Где мы знакомимся с героем в рассказе очарованный странник
  • Где мой край сочинение