Где служил акакий акакиевич из рассказа шинель

Акакий Акакиевич Башмачкин в повести «Шинель»: история жизни, биография, судьба, анализ героя

Akakij-Akakievich-Bashmachkin-Shinel-istorija-zhizni
Акакий Акакиевич и
портной Петрович.
Художник А. И. Зыков

Униженный и оскорбленный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести «Шинель» Гоголя.

История жизни героя, его биография, характер Акакия Акакиевича являются основными темами для сочинений по повести «Шинель».

В этой статье представлено описание жизни и судьбы Акакия Акакиевича Башмачкина в вопросах и ответах. Вопросы охватывают основные факты и события из повести «Шинель».

Акакий Акакиевич Башмачкин: история жизни

Сколько лет Акакию Акакиевичу Башмачкину?

Акакию Акакиевичу за 50 лет. Он — человек в возрасте:

«…Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет…»

Где живет господин Башмачкин?

Он живет в бедном районе Петербурга. Мужчина снимает комнату у старухи-хозяйки:

«…Старуха, хозяйка квартиры его, услыша страшный стук в дверь, поспешно вскочила с постели…»

Как живет Акакий Акакиевич?

Акакий Акакиевич живет один в своей съемной комнате. Он — одинок, у него нет семьи и друзей. Он снимает комнату и живет от жалованья к жалованью. Он носит старенькую шинель и с трудом копит на новую:

«…даже он совершенно приучился голодать по вечерам…»

Кем работает Акакий Акакиевич? В чем заключается его служба?

Акакий Акакиевич работает (служит) в одном из департаментов в Петербурге. Его служба заключается в переписывании документов, бумаг и т.д. В XIX веке люди не имели возможности копировать что-то на «ксероксе», поэтому для переписывания бумаг существовал целый штат чиновников.

В каком департаменте служит Акакий Акакиевич?

Герой служит в одном из департаментов Петербурга. В каком именно — автор намеренно умалчивает.

Сколько получает Акакий Акакиевич?

Он получает 400 рублей жалования в год, а также «наградные» выплаты к праздникам (40-60 руб.). Так, он получает 60 рублей «наградных» и откладывает их на новую шинель.

Как Акакий Акакиевич получает свое имя? Почему его так называют?

В повести автор подробно объясняет, как Акакий Акакиевич получил свое имя и почему его так назвали. Родители выбирали ему имя по календарю, согласно традиции:

«…Родильнице предоставили на выбор любое из трех, какое она хочет выбрать: Моккия, Сессия, или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата. «Нет, – подумала покойница, – имена-то всё такие». Чтобы угодить ей, развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий, Дула и Варахасий. «Вот это наказание, – проговорила старуха, – какие всё имена; я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или Варух, а то Трифилий и Варахасий». Еще переворотили страницу – вышли: Павсикахий и Вахтисий. «Ну, уж я вижу, – сказала старуха, – что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын
будет Акакий»…»

Каково значение имени «Акакий Акакиевич»?

Значение имени Акакия Акакиевича в переводе с греческого таково: «не делающий зла», «неплохой». 

Это также значит, что отец Акакия Акакиевича был сам Акакий, то есть тоже «неплохой человек». Мать героя была хорошей женщиной — об этом говорится в повести. Можно предположить, что свой незлобный характер Акакий Акакиевич наследовал от родителей.

Каково отношение сослуживцев к Акакию Акакиевичу?

Отношение сослуживцев и начальников к герою — неуважительное и пренебрежительное:

«…В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха…»

Какую сумму за новую шинель назвал портной Петрович?

Портной Петрович просит сначала 150 рублей за новую шинель. Однако в итоге шинель обходится Акакию Акакиевичу дешевле — в 80 рублей:

«…Полтораста рублей за шинель! – вскрикнул бедный Акакий Акакиевич…»

«…Хотя,конечно, он знал, что Петрович и за восемьдесят рублей возьмется сделать…» 

Как Акакий Акакиевич копит на шинель?

Чтобы накопить на шинель, Акакий Акакиевич целый год живет в строгой экономии. Он отказывает себе в самом необходимом, голодает по вечерам и т.д.:

«…Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя по крайней мере в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате <…> даже он совершенно приучился голодать по вечерам…»

Чем становится шинель в жизни Акакия Акакиевича?

Покупка новой шинели в жизни Акакия Акакиевича становится самым счастливым и ярким событием:

«…существо, <…> для которого всё же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь…»

Что происходит с новой шинелью Акакия Акакиевича?

С новой шинелью героя происходит настоящая беда. Однажды грабители отбирают у Акакия Акакиевича его новую шинель прямо на улице:

«…перед ним стоят почти перед носом какие-то люди с усами, какие именно, уж этого он не мог даже различить. У него затуманило в глазах и забилось в груди. «А ведь шинель-то моя!» – сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник. Акакий Акакиевич хотел было уже закричать «караул», как другой приставил ему к самому рту кулак величиною в чиновничью голову, примолвив: «А вот только крикни!» Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель, дали ему пинка коленом, и он упал навзничь в снег и ничего уж больше не чувствовал…»

К кому обращается Акакий Акакиевич за помощью?

Акакий Акакиевич обращается за помощью к одному «значительному лицу» — генералу. Однако генерал отказывает бедному чиновнику в помощи. Позже генерал все-таки решает помочь, но его помощь уже не нужна, так как Акакий Акакиевич к тому времени уже умирает.

Кто виноват в смерти Акакия Акакиевича?

В смерти Акакия Акакиевича виноваты, во-первых, грабители, которые безжалостно отобрали у него шинель. Во-вторых, сослуживцы, которые не помогли ему купить новую шинель, но зато сдали деньги на другие, ненужные вещи:

«…Решились тут же сделать для него складчину, но собрали самую безделицу, потому что чиновники и без того уже много истратились, подписавшись на директорский портрет и на одну какую-то книгу, по предложению начальника отделения, который был приятелем сочинителю, – итак, сумма оказалась самая бездельная…» 

В-третьих, в смерти Акакия Акакиевича отчасти виноват генерал («значительное лицо»), который отказывается помочь ему в беде. Кроме того, генерал ругается на бедного Акакия Акакиевича. От всех этих переживаний и от сильного холода несчастный герой заболевает и умирает.

Почему погибает Акакий Акакиевич? От чего он умирает?

После кражи шинели Акакий Акакиевич снова ходит в старенькой шинели. Однажды он замерзает и заболевает ангиной (жабой). Вскоре он умирает:

«…Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель…»

Такова история жизни Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель». В статье представлены основные факты из биографии бедного чиновника Акакия Акакиевича, чья судьба оборвалась так рано и печально.

Смотрите: Все материалы по повести «Шинель»

Ответ:

Объяснение:

1.Головный герой повести «Шинель»-Акакий Акакиевич Башмачкин

2.В своей сатирической повести «Шинель» Николай Васильевич Гоголь весьма долго и нудно описывает, как мать нашего весьма покорного смиренного героя долго думала над именем своего сына, и рассматривая святочный календарь, где были имена совершенно неправдоподобные и не созвучные русской жизни, в конце концов решила сына назвать по имени своего мужа Акакия

3.Акакий Акакиевич Башмачкин служил в одном департаменте, в чине титулярного советника

4.Работа была для него всем и он относился к ней с любовью: старательно выводил буквы, никогда не делал ошибок, брал работу на дом.Он не обращал внимания на свою одежду, на то, что в супе ему попадались мухи; мог задуматься и оказаться посреди проезжей части улицы — всё это было для него неважно. Он видел перед глазами только строчки, выведенные красивым, ровным почерком. Иногда, когда дома у него не было срочной работы, он переписывал какую-нибудь бумагу просто так, для себя. Он получал маленькое жалованье,  но был совершенно доволен своей жизнью.

5.На службе ему не оказывалось никакого уважения: товарищи над ним подшучивали и острили, начальство было с ним холодно, сторожа не вставали, когда он входил.

6.Немаловажная деталь «Шинели» -манераречи Башмачкина. «Нужно сказать, — пишет Гоголь, — что Акакий Акакиевичизъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. … Но Акакий Акакиевич умеет только предлогами и частицами, он «тварь бессловесная»

7.Кража шинели повлияла на жизнь Акакия. Для него шинель это смысл жизни. Для людей того времени были важны материальные ценности больше чем духовные. Башмачник Акакий не смог смериться с тем что у него больше нет шинели. В конце он умирает от печали.

8.Покупку шинели предваряет описание жизни Акакия Акакиевича. Здесь показана трагедия «маленького человека» в условиях большого города. В повести изображена его борьба за существование, лишения, невозможность удовлетворить потребности жизни, в число которых входит приобретение новой шинели. Рутинная работа Башмачкина в департаменте не может обеспечить самого малого и необходимого. Поэтому шинель олицетворяет для этого героя то, к чему он стремится. Но, кроме того, она показывает, как немного надо этому человеку.

9.Главную роль в рассказе играет шинель. Шинель — это не просто предмет. Это цель, ради которой Башмачкин готов на трату свои денег, которых у него и так на жизнь очень-очень мало. Его работа не может обеспечить даже самого необходимого. Поэтому шинель — это всё к чему он стремится и это показывает, как немного надо этому человеку.

статус А.А. в глазах сослуживцев повышается, меняется он сам

все стали замечать его, пригласили на званный ужин.

не зря же он на нее так долго копил)

у него сначала была цель в жизни что бы получить ее, а когда она у нее появилась  и ему нужна была новая цель потому что он не хотел возвращаться к прежней жизни

11.Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом» , который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне» . Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! »

Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя.

Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели» , чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.

История персонажа

Персонаж повести Николая Гоголя «Шинель». Бедный петербургский служащий в чине титулярного советника. Незначительный человек, объект постоянных насмешек со стороны молодых коллег. В конце концов из-за нищеты и невнимания умирает и становится призраком.

История создания

«Шинель» входит в цикл «Петербургские повести» Николая Гоголя. Впервые повесть опубликована в конце 1842 года в составе третьего тома гоголевского собрания сочинений. Толчком к созданию повести для Гоголя стал анекдот, ходивший среди канцелярских служащих, — о бедном чиновнике, который долго и трудно копил деньги, чтобы купить ружье, а затем потерял покупку.

Писатель Николай Гоголь

Писатель Николай Гоголь

Известно, что в 1839 году Гоголь уже вел работу над некоей повестью, где речь шла о чиновнике, который крадет шинели. Сохранился отрывок из первой версии текста, на основании которого делают вывод, что изначально повесть была в большей мере юмористической, чем в окончательной, известной сейчас редакции.

Работа над повестью застопорилась, когда писатель уехал за границу. Полтора года Гоголь провел в Италии и Австрии и за это время возвращался к работе над текстом трижды, но так и не довел дело до конца. Весной 1841 года писатель все-таки закончил работу под давлением издателя. В то же время Гоголь работал над иными по настроению и стилю текстами об Италии и, вероятно, этой работой был увлечен больше.

Николай Гоголь за работой

Николай Гоголь за работой

В первых версиях повести главный герой носил имя Акакий Тишкевич. Позже писатель заменил фамилию героя на Башмакевич. Настроение текста тоже со временем менялось, из повести ушел комизм, зато появилось больше сентиментальности и патетики. В то время тема «маленького человека», бедствующего чиновника была распространена, такого рода юмористических и сентиментальных повестей писалось и издавалось много, поэтому на повесть Гоголя не обратили внимания.

После первой публикации 1842 года текст больше не переиздавался. Однако позже влияние повести на писателей-реалистов конца XIX века было оценено по достоинству. Гоголь критикует сложившуюся на тот момент общественную систему и социальную иерархию, когда личные качества человека значат для окружающих меньше, чем его класс в соответствии с табелем о рангах. Западные критики усматривали в повести Гоголя много общего с мистическими новеллами Эрнста Теодора Гофмана.

Акакий Башмачкин

Акакий Башмачкин

Писатель Владимир Набоков проводил параллели между «Шинелью» Гоголя и повестью Франца Кафки «Превращение». Жалкий, смиренный и несчастный главный герой, ставший посмешищем для окружающих, в повести Гоголя вырывается из оболочки мелкого служащего и превращается в грозного призрака. Окружающие героя персонажи изображены гротескными и бесчеловечными.

«Шинель»

Акакий Башмачкин живет в Петербурге и служит в чине титулярного советника. Башмачкин — мелкий и незначительный человек, который любит рутинную работу, в особенности вручную переписывать бумаги. Герой старательно выполняет служебные обязанности, но роль в департаменте играет незначительную. Башмачкин получает нищенскую зарплату и постоянно становится объектом насмешек для молодых служащих.

Акакий Башмачкин у портного

Акакий Башмачкин у портного

Доходы не дают герою даже обеспечить себя одеждой. Башмачкин носит старую шинель, которая однажды рвется окончательно. Герой относит шинель портному, но тот заявляет, что латать эти лохмотья бесполезно, шинель следует сшить новую.

Башмачкин пытается сэкономить и насобирать денег на пошив новой шинели. Герой перестает отдавать белье для стирки прачке и ходит дома в одном халате, чтобы одежда меньше изнашивалась, бросает пить по вечерам чай и освещать комнату свечами, голодает. Доходит до смешного — чтобы меньше изнашивались подметки, Башмачкин принимается ходить на цыпочках.

К празднику герою выдают премию, и та оказывается достаточной большой, чтобы можно было пойти и прикупить материал для будущей шинели. Мечта героя исполняется, и однажды утром гордый Башмачкин приходит в департамент в обновке. Коллеги нахваливают новую шинель и поздравляют героя с покупкой, а вечерком приглашают зайти на именины к одному из служащих.

Вечный титулярный советник Акакий Башмачкин

Вечный титулярный советник Акакий Башмачкин

Герой пребывает в прекрасном настроении, но поздно вечером, когда Башмачкин возвращается после именин домой, некие злоумышленники снимают с него шинель. Квартирная хозяйка рекомендует несчастному Башмачкину обратиться в полицию. Герой отправляется туда на следующий день, но это ни к чему не приводит. Приходится идти на работу в департамент в старой рваной шинели.

Коллеги проникаются к Башмачкину жалостью и советуют не оставлять этого дела и обратиться за помощью к некоему влиятельному лицу. Однако господин, которого порекомендовали герою, только наорал на Башмачкина и ничем тому не помог.

Иллюстрация к повести "Шинель"

Иллюстрация к повести «Шинель»

Прогулявшись по Петербургу в старой прохудившейся шинели в ветреную и морозную погоду, Башмачкин заболел. Да так и не оправился. Через пару дней герой умирает, а в городе появляется призрак. Выглядит этот призрак как грозный чиновник, который стаскивает с проходящих мимо граждан и шинели, и пальто, и шубы.

Призрак не ведал угомону некоторое время, а некоторые, знавшие Башмачкина при жизни, узнавали в страшном мертвеце героя. Однажды призрак случайно повстречался с тем влиятельным человеком, который отказался помочь Башмачкину при жизни, с криком отобрал у того шинель и после этого уже людям не показывался. Посмертная биография героя на этом заканчивается.

Имя «Акакий» в переводе с греческого означает «кроткий, не делающий зла», и это соответствует характеру героя. Башмачкин — мужчина пятидесяти лет с непримечательной внешностью. Низенький и лысый, рыжеватый, с рябым морщинистым лицом, в старом поношенном мундире неопределенного цвета.

Акакий Башмачкин

Акакий Башмачкин

У героя не было ни родичей, ни наследников, ни собственного жилья. Башмачкин снимал комнату у некой старухи в бедном районе города. У героя нет способностей или талантов, единственное достоинство Башмачкина — аккуратный почерк. Даже речь героя бессвязна и путана. По этой причине герой на вечные времена приставлен переписывать бумаги и карьеры не сделал.

Башмачкин проработал в департаменте всю жизнь и никаких иных интересов не имел. Даже дома в свободное время герой занимался переписыванием, никогда не развлекался, не проводил время в компании и даже не выходил по вечерам на улицу. Жалкий вид героя провоцировал на насмешки и хамство не только коллег, но и посторонних людей. При этом персонаж был доволен собственной жизнью и мало обращал внимания на то, что происходит вокруг.

Экранизации

Актер Андрей Костричкин

Актер Андрей Костричкин

Первая экранизация «Шинели» вышла в СССР в 1926 году. В основу сценария этого черно-белого немого фильма легли две повести Гоголя — собственно «Шинель» и «Невский проспект». Роль Акакия Башмачкина сыграл актер Андрей Костричкин.

В 1952 году в Италии вышел фильм «Il Cappotto» («Шинель») режиссера Альберто Латтуада. Это вольная интерпретация гоголевской повести, где местом действия становится Северная Италия, а временем — 30-ые годы ХХ века. Роль главного героя исполняет актер Ренато Рашель.

Ренато Рашель в роли Акакия Башмачкина

Ренато Рашель в роли Акакия Башмачкина

Персонаж носит имя Кармине де Кармине и служит в муниципалитете, где получает крошечную зарплату. Герою нужно новое пальто, но на покупку нет денег. Немного подзаработав, герой заказывает-таки пальто и в обновке отправляется на праздник в честь Нового года. По дороге домой герой подвергается нападению грабителей, которые отнимают у него пальто. Окружающие отказывают Кармине в помощи, и тот умирает от горя.

Следующая экранизация вышла в 1954 году в Великобритании под названием «Пробуждение». Это короткометражный фильм, где главную роль сыграл Бастер Китон, а сюжет повести значительно изменен. Режиссер включил в сценарий аллюзии на антиутопию «1984» Джорджа Оруэлла.

Ролан Быков в фильме "Шинель"

Ролан Быков в фильме «Шинель»

В 1959 году вышла еще одна советская экранизация с Роланом Быковым в главной роли.

Цитаты

«Ребенка окрестили; причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».

«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

«Впрочем, место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное».

Скачать обзор:

«Все мы вышли из гоголевской «Шинели», — широко известная фраза, приписываемая Ф. М. Достоевскому, отражает роль и место творчества Николая Васильевича Гоголя и его знаменитой повести в литературном процессе XIX века. Через  историю мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина Гоголь «высвечивает» тему маленького человека — одну из ключевых в русской литературе того периода.

Произведение «Шинель» входит в состав его знаменитого цикла «Петербургские повести».  Повесть входит в обязательную программу школьного курса литературы за 8 класс.

Место и время действия

События «Шинели» разворачиваются в Санкт-Петербурге в первой трети XIX столетия. В то время он был столицей Российской империи.  Цикл произведений, включающих в себя «Шинель», Гоголь не случайно назвал «Петербургскими повестями».  Это не просто указание на место действия, образ города создает нужный контекст и атмосферу, содержательно дополняет сюжетную линию.

На первый взгляд, в «Шинели» Петербург играет не столь важную роль, как, например, в повести «Невский проспект»,  и, тем не менее,  этот сюжет вряд ли мог бы быть перенесен в другой город. Столица огромной империи — махина, город чиновников и бюрократии, подавляющий простого человека, довлеющий над ним и определяющий его скудную повседневность. Именно таким великолепный, любимый многими северный город предстает в повести «Шинель». Неоднократно автор упоминает неприветливый климат города на Неве, что также играет роль в атмосфере и построении сюжета произведения.

Как хорошо вы знаете произведение? Предлагаем пройти тест по повести «Шинель» до прочтения обзора. В конце этой статьи мы предложим пройти тест ещё раз и вы сможете сравнить свои результаты.

Очень краткий пересказ

Мелкий петербургский чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин  жил в бедном районе Петербурга и служил в одном департаменте. Работа заключалась в переписывании бумаг, ничего более значительного ему не поручали. Он искренне любил свою работу, хотя в глазах общественности она считалась никчемной, платили очень мало. Окружающие чувствовали своё превосходство над Акакием, над ним часто подшучивали коллеги, а он чаще всего не обращал внимания на их издёвки и колкости или переносил с кротостью.

Однажды зимой, в холода, Акакий понимает, что его старая шинель совсем прохудилась. Так в жизни Акакия появляется цель — накопить денег и пошить себе новую. Сумма, которую запросил портной, для него неподъемная. За всю жизнь он сумел скопить лишь половину. Акакий Акакиевич отказывает себе во всём ради шинели, его и без того скудная и бедная жизнь становится ещё скуднее и беднее.

Новая шинель становится для него целью всей жизни. И он обзаводится, наконец, обновкой, удостаивается похвалы и комплиментов от коллег, чувствует расположение с их стороны, чего раньше не было. Один из чиновников приглашает его в гости на именины.

Возвращаясь с праздника домой, Акакий становится жертвой нападения и лишается самого ценного — шинели. В надежде вернуть украденную вещь он обращается к частному приставу, но, вместо сочувствия и помощи, встречает лишь равнодушие и недоверие.

Явившись на работу в старой шинели, Акакий вновь встречает насмешки отдельных чиновников, но прочие сослуживцы, узнав об утрате, посочувствовали Башмачкину.

По рекомендации одного коллеги Акакий обращается за содействием к «значительному лицу». Это самое значительно лицо даже не думает вникнуть в ситуацию, недоумевая, как такая мелюзга решилась прийти к нему на приём, упрекает Акакия в незнании порядков и распекает его. В расстроенных чувствах Акакий возвращается домой. По дороге он простудился и сильно заболел. Не в силах пережить утрату, Башмачкин умирает. Для общественности его смерть остается незамеченной.

Вскоре в Петербурге появляется призрак, который по ночам срывает с прохожих верхнюю одежду. В нем подозревают Акакия Акакиевича, ищущего свою шинель. Он не успокоился, пока одной из его жертв не стало то самое «значительное лицо». Лишившись шинели, это самое значительное лицо стало добрее к окружающим.

Характеристика героев

Персонажей в произведении немного, повествование выстроено вокруг образа и истории жизни главного героя — Акакия Акакиевича Башмачкина.

Акакий Акакиевич Башмачкин

Акакий Акакиевич Башмачкин

Мелкий чиновник 50 лет от роду, не женат, детей нет. Внешность героя невзрачная и непрезентабельная. Он невысокого роста, «немного рыжеват и как будто подслеповат». Упомянуты такие детали внешнего облика как «лысина на лбу» и морщинки на щеках.

Служит в «одном департаменте», в чине титулярного советника, его жалование составляет 400 рублей за год.

Титулярный советник в “Табели о Рангах” от 1722 года — гражданский чин IX класса. Титулярный советник по статусу выше секретаря, но ниже советника, определение титулярный можно рассматривать как синоним «номинальный». С 1845 года, то есть уже после написания повести Гоголя, статус титулярного советника давал право на личное дворянство.

Акакий занимает низкое положение в чиновничьей среде, его роль на службе крайне незначительна. Он занимается переписыванием бумаг и на большее не претендует, не уважаем коллегами. Акакий робок, нерешителен, до крайности скромен и слабохарактерен.

В лице Акакия Башмачкина Гоголь создает хрестоматийный для русской литературы образ «маленького человека», живущего в своей тусклой рутинной повседневности, скромно, незаметно, невзрачно, и эта жизнь его устраивает. «Шинель» отражает психологию человека, оставшегося на обочине жизни, привыкшего довольствоваться малым. Шинель — предмет одежды, обычная бытовая вещь — становится для него мечтой и смыслом существования. И хотя формально Акакий умирает от болезни, именно утрата шинели наносит фатальный удар по его здоровью, прерывая его бытие.

«Акакий Акакиевич изображён как жалкая личность, смиренная и неполноценная, и рассказ проходит через всю гамму отношений к нему — от простой насмешки до пронзительной жалости» — пишет о центральном персонаже «Шинели» литературный критик Дмитрий Мирский.

После смерти превращается в призрак, мистический финал лишь усиливает акцент на теме маленького человека, его судьбе и роли. Незамеченный при жизни он остался «неприкаянным», пока не достиг своей цели — вернуть шинель.

Одно значительное лицо

Одно значительное лицо

Одно значительное лицо — некий генерал, к которому Башмачкин обращается с просьбой помочь в поисках его любимой шинели. Этот образ описывается весьма иронично. Через определение «одно значительное лицо» (так же, как и «один департамент», где служит главный герой) Гоголь стремится показать безликость чиновничьей системы, её нарочитый формализм. По большому счету, не важно, как зовут человека и какую именно должность он занимает. Чиновник, получивший мало-мальски руководящую должность, становится «царьком» в своём кабинете, ограждаясь от тех, кто ниже его по статусу и должности, всячески подчеркивая своё превосходство.

Именно эту частую для бюрократической среды тенденцию Гоголь отражает в образе «значительного лица». Персонаж строг и неразговорчив, эпизод, когда к нему приходит Башмачкин, изображает «человека-инструкцию», «человека-функцию», который видит перед собой должностных лиц, а не людей, подменяя формальными правилами нормальные человеческие отношения. В финале произведения показано, что «значительное лицо» всё же не лишен совести и сострадания. Он начинает переживать за то, что «отбрил» Башмачкина, справляется о нём и, может быть, смог бы исправить ситуацию, но было поздно, человек умер. Встреча «значительного лица» с призраком чиновника — один из ключевых моментов повести.

Георгий Петрович

Георгий Петрович

Григорий Петрович — знакомый портной Акакия Акакиевича, пьяница. Петрович вышел из крепостных, шьет одежду на заказ. К нему Акакий обращается за новой шинелью. Персонаж добросовестно и качественно делает своё дело, но имеет обыкновение назначать очень высокую цену за работу, когда находится в трезвом состоянии.

Из особенностей внешности — отсутствие одного глаза и уродливый ноготь на большом пальце ноги, толстый и крепкий, «как у черепахи череп». Женат, супруга «пилит» его за пристрастие к выпивке.

Родители

Родители Акакия Акакиевича упомянуты в начале произведения. Мать набожна, характеризуется в тексте как «чиновница и добрейшая женщина». Об отце, кроме имени, мы знаем, что он, как и другие члены семейства, не носил башмаков, предпочитая сапоги, тем самым как бы «протестуя» против собственной фамилии.

Чиновники

Чиновники: собирательный образ в повести

Чиновники — коллективное действующее лицо, служащая масса, из которой выхвачены отдельные персонажи, двигающие сюжет. Один из коллег Акакия приглашает его на праздник, второй дает совет обратиться к значительному лицу. Чиновники живут и служат согласно правилам. Акакий вызывает у них презрение и в то же время жалость.

В этой среде внешнее превалирует над внутренним. Первая часть знаменитой поговорки «Встречают по одежке» отлично подходит для характеристики порядков и взаимоотношений, которые царят в чиновничьей среде. Стоило Башмачкину приодеться, и окружающая его реальность и отношение к нему стали резко меняться.

Но и среди чиновничьей братии встречаются исключения. Один молодой человек, который по примеру сослуживцев посмеялся над Башмачкиным, был поражён проникающими словами Акакия Акакиевича: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Они словно пронзили его, в них звучали другие слова: «Я брат твой». И молодой человек отшатнулся от своих товарищей, и с тех пор стал видеть бесчеловечность и свирепую грубость среди светских образованных людей.

Квартирная хозяйка

Квартирная хозяйка — старая женщина, у которой живет Акакий Акакиевич, проявляет некоторую заботу о нём.

Подробный пересказ содержания повести «Шинель»

В одном петербургском департаменте служил один чиновник. О каком именно департаменте идет речь, автор умалчивает, добавляя ремарку, что «нет ничего хуже всякого рода департаментов».

Далее читателя знакомят с героем. Зовут его Акакий Акакиевич Башмачкин. Родился он 23 марта, и  даже с датой ему не повезло. Мать «расположилась, как следует, окрестить ребенка».  В святцах на этот день выпадали странные имена Соссий и Хоздазат. Родительница, надеясь найти более привычные имена, проверила две другие даты, подходящие для крещения, но и там предлагались неслыханные для неё, неблагозвучные имена. В конце концов, решено было назвать ребенка в честь родителя — Акакий, получился Акакий Акакиевич.

Во время крещения младенец заплакал и сделал гримасу, как будто уже тогда знал, что когда вырастет, будет работать на мелкой чиновничьей должности.

Акакий Акакиевич — немолодой неженатый мужчина, квартирует у пожилой женщины в бедном районе Петербурга, трудится в департаменте, занимается в основном переписыванием бумаг. Это рутинная работа, за которую многие не взялись бы, к тому же и платят за неё сущие копейки. В глазах окружающих он выглядел жалко, даже сторожа чувствовали своё превосходство над ним. Для сослуживцев он становится объектом насмешек. Не умея дать отпор в ответ на нападки, он лишь повторял: «Оставьте меня, почто Вы меня обижаете».

Акакий Акакиевич на службе.

Акакий  был полностью погружен в свою работу: «он служил с любовью». Герой брал работу домой, вечером, наскоро поужинав, садился переписывать бумаги. У Башмачкина ровные строчки, красивые буквы, среди них были фаворитки. Укладываясь спасть, он с радостью думал о завтрашнем рабочем дне.

Начальство относится к нему холодно и не доверяет заданий важнее, чем простое переписывание бумаг и циркуляров. Хотя однажды такой прецедент всё же был. Начальник поручил ему самостоятельно внести изменения в документ, но Акакий не справился и попросил дать «что-то переписать».

За своей внешностью Акакий Акакиевич не следил, ходил в старой потрепанной шинели, которую сослуживцы издевательски называли капот. Он вообще ничего внешнего не замечал.

Капот — многозначное слово, в XIX веке использовалось применительно к разным предметам гардероба, так называли и женское платье и домашний халат. В данном случае, скорее всего, имеется в виду бесформенное пальто без перехвата талии.

Лишь когда начались морозы, титулярный советник заметил, что его одежа совсем прохудилась. За ремонтом он обратился к портному Григорию Петровичу. Тот постановил, что капот ремонту не подлежит и поставил героя перед необходимостью пошить новую шинель, которая обойдётся в полтораста рублей. Для Акакия Акакиевича это неподъемная сумма. Портной становился сговорчивее, находясь в нетрезвом состоянии. Зная эту особенность Григория, Башмачкин заявляется к нему, когда тот был навеселе, и ему удается сторговаться на 80 рублей.

Акакий Акакиевич мечтает о новой шинели.

В наличие у Акакия Акакиевича была лишь половина этой суммы – 40 рублей, он имел привычку откладывать грош с каждой получки. Чтобы скопить ещё половину, Башмачкин начинает сильно экономить, даже халат дома надевает на голое тело, чтобы нижнее бельё не снашивалось. Немногочисленные бытовые радости, такие как вечерний чай, он исключает из своей жизни, задавшись целью заказать шинель.

Лишения не прошли даром, вдобавок герою выдали премию к празднику, и он собрал нужную сумму, впереди самые приятные хлопоты. Он отправляется к портному заказывать шинель, обсуждает с Григорием детали, выбирает фасон, ткань, воротник (кстати, воротник был пошит из кошки, «которую издали можно принять за куницу»).

Акакий Акакиевич приобрел обновку.

Купили сукна очень хорошего – и немудрено, потому что об этом думали еще за полгода прежде и редкий месяц не заходили в лавки применяться к ценам; зато сам Петрович сказал, что лучше сукна и не бывает. На подкладку выбрали коленкору, но такого добротного и плотного, который, по словам Петровича, был еще лучше шелку и даже на вид казистей и глянцовитей. Куницы не купили, потому что была, точно, дорога; а вместо ее выбрали кошку, лучшую, какая только нашлась в лавке, кошку, которую издали можно было всегда принять за куницу.

Приобретение обновки стало самым значительным днём в жизни Акакия Акакиевича. В новой шинели он отправляется на службу, обращая на себя внимание коллег и получая комплименты. Впервые в жизни над ним не насмехаются. Сослуживцы считают, что покупку шинели нужно отметить, но у Акакия нет денег, чтобы закатить банкет. Все средства были брошены на пошив обновки. На счастье, ситуацию спасает чиновник, который празднует именины и зовет всех к себе в гости. В числе приглашенных, на удивление, оказывается и Башмачкин.

С появлением у героя новой шинели отношение к нему со стороны коллег меняется. В гостях он чувствует себя непривычно, позволяет себе расслабиться и выпить шампанского, пребывает в хорошем расположении духа, но надолго в гостях не задерживается, уходит раньше остальных. По пути домой он даже обращает внимание на проходившую мимо женщину. Казалось бы, жизнь Акакия в этот вечер заиграла новыми красками, но всё вновь меняется в одно мгновение.

Башмачкина настигают двое усатых незнакомцев. «Шинель-то, моя», — заявляет один из них. С Акакия срывают обновку, а самого его бросают в снег.

Акакий Акакиевич ограблен.

Озябший и лишившийся шинели, он обращается к за помощью к приставу, но тот не проявляет ни малейшего участия к беде героя, не стремится помочь. А вместо этого пристает к Акакию с расспросами, интересуется, почему в столь поздний час чиновник оказался на улице и не посещал ли каких-то непристойных заведений.  Искать грабителей он даже и не собирается. Акакий возвращается домой ни с чем, так и не поняв, станет ли кто-нибудь заниматься поиском столь ценной для него шинели.

Весь следующий день впервые в жизни он не был в присутствии, а потом явился-таки на службу, надев свой старый капот. Нашлись такие чиновники, что, узнав о происшествии, не упустили случая посмеяться над Башмачкиным. Многих же сослуживцев рассказ о краже шинели тронул, они решили скинуться, чтоб помочь бедняге, но сумма получилась бездельная, так как недавно чиновники сильно потратились. Начальник настоятельно рекомендовал им купить книгу, которую написал его приятель.

Один из коллег решает помочь Акакию советом и рассказывает Башмачкину, что обращаться к квартальному по вопросам поиска шинели не стоит, так как полиция, даже если найдет вещь, оставит её у себя, а чтобы шинель вернули, Акакию Акакиевичу нужно будет ещё доказать, что именно он её законный владелец.

Квартальный — полицейская должность в Российской империи

Вместо этого, сослуживец рекомендует отправиться за помощью к некоему «значительному лицу», которое может «заставить скорее идти дело». Что это за значительное лицо, и насколько высокую должность он занимает, доподлинно неизвестно. Автор выражает сомнение в его значительности: «Всегда найдется такой круг лиц, для которых незначительные в глазах прочих уже значительные».

Акакий Акакиевич послушался совета и пошел к влиятельному человеку, но явился к значительному лицу  он в «неблагоприятное время», как раз в тот момент, когда он общался со своим старым приятелем, с которым давно не виделся.

«Кто такой»? – спросил он, узнав о приходе Башмачкина. «Какой-то мелкий чиновник». Значительное лицо решило, что этот «может подождать», так как сейчас не время.  Хотя на самом деле они с другом  уже обо всем поговорили, значительному лицу было важно показать приятелю, как долго и смиренно ждут у него в приёмной чиновники, тем самым  увеличив в глазах собеседника свою «значительность».

Дождавшись приёма, Акакий Акакиевич робко изложил суть дела, указав что «шинель совершенно новая» и он «ограблен самым бесчеловечным образом».

Влиятельный человек рассердился, что его беспокоят по таким пустякам.

«Не знаете, как водятся дела? Об этом вы должны были прежде подать просьбу в канцелярию; она пошла бы к столоначальнику, к начальнику отделения, потом передана была бы секретарю, а секретарь доставил бы ее уже мне…», — указывал генерал.

Собрав всю волю в кулак, Акакий попытался ему ответить, в результате «значительное лицо» отчитал его и выставил прочь. Ушел Акакий Акакиевич ни с чем, не помнил, как спустился с лестницы, не чувствовал ни рук не ног. «В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим».

На улице стояла непогода. Пока Башмачкин возвращался домой в своей потрепанной одежде, его изрядно надуло. Он заболел, «весь распух и слег в постель». Приходил доктор, постановил, что больной безнадежен и, обратившись к хозяйке, рекомендовал «заказывать сосновый гроб, так как дубовый будет для него дорог».

Акакий Акакиевич бредил, ему являлись видения, все его беспорядочные слова и мысли крутились вокруг одной и той же шинели. Наконец Акакий Акакиевич испустил дух. Башмачкина тихо похоронили. Его смерть осталась почти незамеченной.

«Остался Петербург без Акакия Акакиевича, как будто его и не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное».

На службе о смерти Акакия узнали лишь через несколько дней после его похорон.

Вскоре по городу поползли слухи, будто у Калинкина моста ночью появляется призрак в чиновничьей форме, он срывает с людей шинели и другие предметы гардероба, тулупы, шубы. Один из департаментских служащих опознал в нём Акакия Акакиевича, однако вид мертвеца внушил ему неподдельный страх, и он убежал. Полиция задалась целью во что бы то ни стало изловить мертвеца. Однажды будочник одного из кварталов в чуть было не схватил его, позвал подмогу, а сам полез за табаком. Мертвец чихнул, забрызгав все глаза поймавшим его людям. Когда те очнулись – мертвеца след простыл.

Будочник — низшая должность полицейского, стоящего на карауле или в охране

После ухода Акакия Акакиевича «значительное лицо» испытал некоторую жалость к нему, спустя неделю он велел справиться о Башмачкине, предложить помощь и отправил к нему чиновника. Так «значительное лицо» узнал что Акакий помер. Эта новость потрясла его, он был весь день не в духе, а вечером, дабы развеяться, отправился к своему другу. Выпив шампанского, генерал возвращался домой с гулянки, хотел заехать к знакомой, симпатичной ему даме по имени Каролина Ивановна. Но тут ему повстречался призрак Акакия Акакиевича. Значительное лицо узнал его.

«А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал об моей, да еще и распек — отдавай же теперь свою!», — услышал значительное лицо  и чуть не умер.  Перепуганный, без шинели он отправился не к Каролине Ивановне, а к себе домой. С тех пор он стал добрее к подчиненным и гораздо реже говорил им фразы вроде «Как вы смеете, да вы понимаете, кто перед вами».

Нападения прекратились. Видимо, генеральская шинель удовлетворила призрак. По Петербургу, однако, продолжали ходить слухи, что в отдаленных частях города появляется мертвец, правда выглядел он уже совсем иначе.

История создания

Считается, что в основу идеи повести Гоголя положен «канцелярский анекдот».

Анекдотом в те времена называли рассказ о забавном, чем-то примечательном случае, который произошёл в реальности

О том, как возник замысел произведения, рассказывает в своей книге «Воспоминания и критические очерки» литератор Павел Анненков, человек, вхожий в литературные круги, лично знавший Гоголя, Белинского, Герцена и других.

Анекдот, во многом совпадающий с сюжетом повести, заключался в следующем:

Некий чиновник, заядлый охотник, мечтал приобрести ружьё стоимостью 200 рублей. Сумма по меркам его заработка была очень внушительная. Путем упорного труда и лишений он скопил нужную сумму, купил ружьё и в тот же день отправился на лодке охотиться на Финский залив. Зазевавшись, чиновник выпустил оружие из виду. Ружьё, из которого он не успел ещё ни разу выстрелить, утонуло в воде. Поиски были тщетны. Незадачливый охотник был сам не свой от утраты, его сразила болезнь. Сослуживцы пришли на помощь, скинулись деньгами и купили ему новое ружьё. Так чиновник был возвращен к жизни, но в дальнейшем он «со смертельной бледностью на лице» вспоминал об этом эпизоде. Слишком дорого ему было это ружьё.

Гоголю этот анекдот рассказали в компании в 1834 году.  История повеселила присутствующих, смеялись все, кроме Николая Васильевича.  Писатель был хорошо знаком с реалиями жизни мелких чиновников. В молодости Н. В. Гоголь служил писарем, в чине коллежского асессора. Это была самая низшая ступень согласно «Табели о рангах».

Анекдот навеял на Гоголя грусть, в нём литератор услышал не забавный случай о рассеянном охотнике-недотепе, а трагедию маленького человека.

«Он выслушал рассказ задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель», она зародилась в его душе в тот же самый вечер».
П. Анненков. Цитируется по: «История девяти сюжетов», Л. «Детская литература», 1990 – С. 20.

Гоголь долго вынашивал эту идею. Сел за перо лишь в 1839 году, писалась повесть тяжело. Николай Васильевич бросал работу и начинал вновь, лишь в 1942 г. произведение приняло окончательный вид. Во время написания «Шинели» писатель жил в Вене и Риме, параллельно работая над другими текстами.

Известно три редакции повести. Примечательно, что в разных вариантах главных герой носит одно и то же имя – Акакий Акакиевич, но разные фамилии. Сначала он был Тишкевич, потом Башмакевич и, наконец, Башмачкин.

Первая публикация относится к 1843 году, «Шинелью» Гоголь завершил цикл «Петербуржские повести».

Анализ произведения

Ниже рассмотрены содержательные и стилистические особенности произведения.

Жанр и направление

«Шинель» Н. В. Гоголя классифицируется как повесть. Объем произведение невелик, но оно отличается масштабом авторского замысла. История жизни одного человека служит основой широкого литературного полотна, воспроизводящего картину общественной жизни, выхватывая характерные образы и черты эпохи. Произведение вдохновлено реальной историей и личными впечатлениями автора, ярко, метко и иронично обращено к действительности, поднимая социальные, общественные, моральные и философские проблемы.

Содержательно «Шинель» Гоголя соотносится с реализмом, однако считать это произведение реалистическим не позволяет концовка. В повести переплетены реальность и фантасмагория, его сложно однозначно отнести к характерным для эпохи литературным направлениям. Применительно к «Шинели» используют такой термин, как «фантастический реализм».

«Шинель» — одновременно и социально-критическое, и философско-мистическое произведение. Нередко эту повесть Гоголя рассматривают как притчу.

Литературные приёмы

Жанрово-стилистические особенности произведения определяют использованные автором литературные приёмы. Гоголь прибегает к средствам, характерным для произведений комической направленности, — иронии, сатире и даже гротеску. Но текст Гоголя, если и вызывает смех, то это смех сквозь слезы.

Утрата любимой, выстраданной вещи, которая была обретена и потеряна в тот же день, усиливает драматургию произведения. Бедственное положение героя и его столкновение с бесчеловечным миром создают трагическую ситуацию.  Сочетание комического и трагического просматривается не только в образе Акакия Акакиевича, но и во всем повествовании, это одна из ярких характерных черт гоголевского текста.

Художественная особенность текста — символика, как явная, так и скрытая.

Например, имя главного героя Акакий означает «кроткий», «беззлобный», что отлично дополняет его образ,  добавляя персонажу трагизма.

Композиция

В повести «Шинель» можно четко выделить все элементы традиционной композиции литературного произведения:

Экспозиция – «вводная часть» произведения – знакомство с героем, портрет Акакия Акакиевича, рассказ о его рождении, выборе имени, буднях служащего департамента, отношениях с окружающими.

Завязка – поход к портному и появление мечты о новой шинели, сбор денег на её пошив.

Кульминация – обретение обновки, предчувствие изменений и кража шинели.

Развязка – обращение к «значительному лицу» и смерть героя.

Концовка – появление призрака на петербургских улицах, встреча со значительным лицом, у которого призрак забирает генеральскую шинель.

Некоторые писатели и исследователи отметили простоту сюжета повести. По большому счету, сюжет здесь условен и вторичен. Такое мнение высказывает Борис Эйхенбаум в классической статье «Как сделана «Шинель» Гоголя», указывая на статичность сюжета.

Ему вторит, например, В. В. Набоков, в своих «Лекциях по русской литературе»:

«Подлинный сюжет — в стиле, во внутренней структуре».

По принципам построения повествования «Шинель» схожа с «житиями» и «хождениями» святых, описывая весь путь человека от рождения до смерти и «упокоения души».

Тематика

Центральной в произведении Гоголя «Шинель» является фундаментальная для русской литературы тема «маленького человека».

Маленький человек

Заурядный член общества, на первый взгляд — совсем не подходящий герой для художественного произведения. Но именно в своей непримечательности он и интересен, и такого персонажа, чей мир ограничивается скудностью собственной жизни, непритязательностью бытия, скромными потребностями и стремлениями, поднимают на щит русские писатели XIX века. Гоголевский Акакий Акакиевич далеко не первый в нашей литературе «маленький человек». Внимание к этому типу личности привлек ещё Александр Сергеевич Пушкин, создавший Евгения в «Медном всаднике» и станционного смотрителя Самсона Вырина.

Гоголь не просто продолжил эту традицию, он создал самый яркий образ в этом ряду. «Маленький человек» изображен через переплетение и контраст комического и трагического. Автор иронизирует, рассказывая об Акакии Акакиевиче, но в то же время взывает к жалости, к состраданию и сопереживанию. Отчасти насмехаясь над героем, автор в то же время возвеличивает его, представляя образ во всей его полноте, живости, неоднозначности.

Цель и мечта

У «маленького человека» чаяния и стремления приземленные. Через центральный образ шинели в повести поднимается тема мечты. Прочтение Гоголевского текста невольно наводит на размышление о различии между мечтой и целью. Цель всегда более реалистична и практична, мечта же существует в плоскости фантазий и глубинных желаний. Может ли новая шинель быть мечтой или это всё-таки цель?   К покупке новой шинели его толкает не столько прихоть, сколько необходимость: зимы в Петербурге морозные, а старая одежда пришла в негодность. Он задается целью и методично идет к ней, копя деньги, и осуществляет задуманное, достигает цели.

При этом в реальности, в которой живет Акакий Акакиевич, шинель всё же остается мечтой, этот до крайности приземленный предмет первой необходимости обращен в символ, олицетворяющий стремление к лучшей жизни, предзнаменование изменений в судьбе героя. Надев новую шинель, Акакий получает расположение коллег, чувствует себя смелее и увереннее и даже начинает поглядывать на женщин. Новая шинель – попытка вырваться из однообразного круговорота жизни, который ограничивал бытие Акакия. И эта символическая величина осталась недостижимой, была обретена и быстро утрачена, став главным объектом дум и переживаний — мечтой, которая помаячила на горизонте и исчезла. Надежды на её осуществление рухнули, сделав существование героя бессмысленным.

Проблематика

В цикле «Петербургских повестей» именно финальное произведение «Шинель» исследователи выделяют как самое идейно-насыщенное.

Нравственная проблематика

Умелое художественное отображение общественных пороков — одна из главных черт творческого наследия Н. В. Гоголя. В произведении «Шинель» он показывает бездушность, бесчеловечность большинства людей, составляющих чиновничий класс. Их беспокоит продвижение по службе и собственная значимость. Они надменны в отношении тех, кто занимает более низкое положение. Равнодушие к проблемам, горестям и чаяниям окружающих — один из нравственных пороков, против которого «восстает» Гоголь.

Умение сострадать и сочувствовать необходимо человеку для жизни в обществе. Не случайно в повести звучат слова: «Я брат твой». Христианское мировоззрение Гоголя не подлежит сомнению, для него все люди братья. Он уверен, что каждый человек ценен как личность перед Творцом, а люди могут ошибаться в оценке ближнего, поэтому даже в самом неприметном, скромном члене общества нужно видеть прежде всего человека.

Социальная проблематика

Известная социальная проблема нищих и обездоленных, не имеющих возможности вырваться из своей нищеты, неизбежно встает в контексте повести,  изображающей маленького человека. Ярко показано социальное расслоение, зависимость человека от его положения в иерархии. Акакий трудится честно и искренне любит свою работу. Но что он имеет взамен, кроме несчастных грошей, предлагаемых в качестве жалования, на которые он даже не может себе позволить нормально одеваться? Да, Башмачкин не стремится к большему, чем новая шинель, но ведь психологию человека определяет, в том числе, и социальная реальность. Невольно задумываешься, а может быть, это общество с его системой, порядками и стереотипами, сделали героя таким, указав на своё место, с которого он не смеет сдвинуться?

Формализм и бюрократизм государственных органов

На протяжении всего текста Гоголь очень тонко обличает особенности бюрократической системы, высказывает пренебрежение к департаментам. Автор изобличает власть «бумажки», которая захватывает и порабощает сознание людей.  Неоднократно в тексте показан «формальный подход» должностных лиц к своим обязанностям, приверженность инструкциям и порядку, который зачастую идет вразрез с потребностями конкретного человека и представлениями о взаимопонимания и взаимопомощи.

Изображая бюрократизм в работе государственных и полицейских органов, Гоголь видит корень всех зол в человеческой натуре, склонной к нравственному падению. Состояние общества определятся не государственной властью, а людьми, его составляющими. Человеческая природа не меняется, и проблемы бюрократической системы, существовавшие во времена Гоголя, остаются актуальными до сих пор.

Судьба и справедливость

Проблема справедливости и превратности человеческой судьбы — вечные проблемы мировой литературы. Просматриваются они в «Шинели» Гоголя.

У каждого человека на этой земле свой путь и своё место, которое он занимает не случайно. Почему Башмачкин стал тем, кем он стал? Заслуженно ли он обречен влачить жалкое существование маленького человека? Да, он слабый неумеха, не способный на большее, чем переписывать текст, но справедливо ли отторгать его, оставляя на обочине жизни. Почему судьба столь неблагосклонна к нему? Гоголь заставляет задуматься, а за какие заслуги, например, «значительное лицо» занимает свою должность. Справедливо ли его положение? Достоин ли человек, не способный понять и помочь, не желающий взглянуть шире, чем приписано порядком, вообще назваться «значительным»

Проблема справедливости и возмездия также затрагивается в повести. Герой уходит из жизни, не не сделав в ней ничего значительного.  Явление призрака и кража элементов верхней одежды, в том числе шинели, которой герой так и не смог обладать при жизни — это своего рода акт возмездия, миссия, которую автор возлагает на маленького человека. Вселяя страх и нарушая покой, призрак  пугает людей, заставляя их задуматься о своей жизни, побуждает «значительное лицо» пересмотреть свои взгляды на жизнь и, тем самым, восстанавливает справедливость.

Глубокий смысл «Шинели»: другой взгляд в литературоведении

Чаще всего в повести Н. В. Гоголя «Шинель» видят обличение социального зла. Произведение вышло в 1842 году, и ряд критиков во главе с В. Г. Белинским восприняли повесть как острый социальный памфлет. Главный герой считался униженным и оскорблённым, жертвой несправедливой социальной системы, бюрократии и произвола.

Такое толкование вошло в советское литературоведение, в таком ключе трактовалась «Шинель» в школьном курсе русской литературы. Прошло тридцать лет, как не стало советской власти, но в российских школах по привычке продолжают говорить ученикам всё то же. Так понятнее, удобнее. Хотя в литературно-методических журналах есть немало публикаций с иной точкой зрения на великую повесть Гоголя. Но современные восьмиклассники по-прежнему жалеют Акакия Акакиевича как жертву несправедливой власти.

«Шинель» содержит более глубокий смысл. В ней иносказательно говорится о разрушении человеческой души, поддавшейся греховному соблазну.

Надо учитывать мировоззрение писателя, когда он писал повесть. В 40-е годы Гоголя  особенно занимали религиозные вопросы. Доктор филологических наук В. А. Воропев в книге «Духовная биография Гоголя» отмечает, что писатель утруждал себя молитвенным правилом, по-монашески длинным, он штудировал святоотеческую литературу, читал жития, «Добротолюбие». Духовное делание, духовная борьба стали главным интересом его жизни. Могло ли это не отразиться в творчестве Гоголя? Ведь «каждый пишет, как он дышит» (Б. Окуджава).

Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин жил почти идеальной жизнью до вторжения в неё идеи о пошиве новой шинели. Ничтожность его деятельности с точки зрения окружающих вовсе не была таковой с точки зрения автора. Герой его жил по-монашески, смиренно, довольствовался малым, безропотно сносил обиды. И. В. Трофимов в статье «Акакий Акакиевич каллиграф» говорит, что к своим должностным обязанностям он относился как к послушанию. Обязанности переписчика в монашеской среди считались почётным послушанием. Тем более ценилось искусство каллиграфии, которым по всей видимости владел герой. Его всепоглощающая любовь к своему делу говорит о даре художника-каллиграфа.

Именно этот путь был дан Акакию свыше. Потому он был в затруднении, когда ему поручили другую работу. Герой потерял себя, когда стал одержим идеей приобрести новую шинель.

Гоголь был убеждён «в божественном предназначении человека, он верил, что каждому свыше определён свой путь, сворачивать с которого — грех, ибо “прекрасное смирение — составляет первую красоту души”. Гоголевский герой поддаётся соблазнам внешнего мира. Казалось бы, дошинельный Акакий не от мира сего, и все события суетной жизни идут мимо, не занимая его внимания — “ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице”»

Владимир Ширинкин. «Житие Акакия Нового в творческой истории гоголевской «Шинели»».

Многие исследователи сравнивают повесть с житием святого Акакия Синайского, который отличался кротостью, незлобием, претерпевал мороз, был молчалив, в роду его был башмачник. Герой Гоголя был почти святым, но однажды святость его дала трещину. Появилось материальное искушение — новая шинель. И не просто для тепла, но и с фасоном. Одни критики видят искусителя в Петровиче, который предстаёт перед читателем в чадном дыму с пугающим ногтем, другие видят его символику в генерале без лица на табакерке, поскольку дьявол безлик. В любом случае нечистый присутствует.

Начались метаморфозы c Акакием Акакиевичем. В глазах его появился блеск, он огляделся вокруг и увидел, чего ранее не замечал. Поглощённый мечтой о шинели, он вдруг сделал ошибку при переписывании, а такого с ним раньше ни при каких условиях не случалось. Девственный герой однажды пустился вдогонку за дамой. Потеряв драгоценную новую шинель, Башмачкин совершенно утратил былой покой и свою высшую радость от работы. Впервые он повысил голос на ближнего.

Когда несчастный слёг в предсмертной горячке, то бормотал в бреду только о шинели и «значительном лице». Он впервые разразился сквернословием — не осталось прежних кротости и смирения, нет и покаяния. В таком состоянии душа к Богу не восходит. И злобный дух Акакия мечется по ночному Петербургу, сдирая одежду со всех без  разбору, пока не добрался до своего обидчика. Есть ли здесь акт справедливого возмездия? Гоголь показал путь человека утратившего духовную цельность, отошедшего от Бога и тем самым опустошённого. Такой человек взбунтовался. Что такое бунт людей, забывших Бога, хорошо известно из истории.

Гоголь видел, как его современники, образованные русские люди, отходят от Бога. Его место в их душах занимают карьера, деньги, комфорт. Писатель не мог оставаться равнодушным к этому явлению. В повести «Шинель» он дал портрет общества, забывшего Христа. Общество без Бога — вот главная тема произведения, а не бедный чиновник, ставший жертвой государственной машины.

Тест по повести «Шинель»

Теперь, когда вы ознакомились с кратким содержанием повести и ее анализом, мы предлагаем пройти тест по пройденному материалу.

Экранизации

Повесть Гоголя «Шинель» может показаться совсем не кинематографичной, однако она нашла своё экранное воплощение уже очень давно. Знаменитый актер театра и кино  Алексей Баталов, которого многие помнят как Гошу из фильма «Москва слезам не верит», в 1959 году попробовал себя  на режиссерском поприще, выбрав для дебюта именно этот сюжет из наследия Николая Гоголя.

Роль Акакия Акакиевича Башмачкина в фильме Алексея Баталова «Шинель» сыграл Ролан Быков.

В 2019 году за экранизацию «Шинели» взялся Юрий Борисович Норштейн, режиссер мультфильма «Ёжик в тумане».

Скачать обзор:

Повесть была написана в 1841 году. Главной темой произведения является образ ‹‹маленького человека››, протестующего против общественных порядков, ограничивающих личность. Образ и характеристика Акакия Акакиевича из повести Гоголя ‹‹Шинель›› является центральным. Главному герою пришлось столкнуться с властью и полным безразличием чиновников к судьбам простых смертных. Лишь после смерти ему удастся в образе привидения восстановить справедливость, наказав обидчика.

Происхождение

Дата рождения 23 марта. По поводу крестных родителей было все решено. Отцом назначен служащий столоначальником сената Иван Иванович Ерошкин, а крестной матерью жена офицера. Вот только с именем возникли проблемы. Перебирая имена из календаря женщина не могла остановиться ни на одном. Тогда ей пришла в голову идея назвать новорожденного в честь его отца. Так и получил младенец странное имя Акакий.

Внешность

Внешность Акакия не была презентабельной. Вид у него неказистый. Такого увидишь и мимо пройдешь. Роста низенького. Лысоват. То, что осталось от былой шевелюры было цвета ржавчины. На щеках прорисовывались глубокие морщины. Мужчина был подслеповат. Ему приходилось постоянно щуриться. Виновником преждевременного старения автор считал Петербургский климат.

…Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…

Одежда Башмачкина поизносилась. Приходилось ходить в чем есть. Шинель выцвела, виднелись дыры. Она была грязной и неглаженой. На костюме всегда можно было обнаружить торчащую нитку или сенца кусочек.

Род занятий

Никто не помнил, как Башмачкин оказался в департаменте. Казалось, он работал здесь всю жизнь. Года шли, начальство менялось, а Акакий все продолжал сидеть на своем месте. Работал Башмачкин титулярным советником. В его должностные обязанности входило переписывание бумажек. Почерк у него был красивый, ровный. Он никогда не прогуливал и хорошо выполнял обязанности. Работа доставляла ему истинное удовольствие. Он испытывал неимоверное наслаждение вырисовывая закорючки. Зарплата была небольшой. Всего 400 рублей плюс премия, около 60 рублей. Часть получки приходилось отдавать за съемную квартиру в самой бедной части города. 

Досуг

Досуга у советника не было. Вечера проводил дома. Друзьями по жизни не обзавелся. Он одинокий человек. Ходить в гости не к кому. Развлечения не представляли для него интереса. Чаще всего дома он доделывал то, что не успел сделать на работе. Работа была единственным интересом Башмачкина. Засыпая он не переставал думать о следующем дне, когда он вновь придет на рабочее место и займется любимым делом.

Характеристика

По натуре Акакий был мягким и покладистым человеком. Его любой мог обидеть, но он не обращал на это внимание. Весь он был жалкий и забитый. Он никогда не мог четко сформулировать свою мысль. Путался в словах и сбивался. Частенько ему приходилось становиться объектом для шуток среди коллег.

Покупка шинели

Размеренный ход жизни изменился с покупкой новой шинели. Башмачкин понял, что старая поизносилась и ремонт ее не спасет. Он решил экономить на всем, чтобы купить новую. Зато как он был счастлив, когда пришел на работу в обновке. Он даже возвысился в собственных глазах, искренне наслаждаясь своим видом. 

Только недолго пришлось ему радоваться. Возвращаясь в темное время суток от коллеги домой, на Акакия нападают воры и срывают с него шинель. Это событие выбило Башмачкина из колеи. Он был обескуражен и потерян. Первое что ему в голову это обратиться за помощью в милицию, где помочь, увы, не смогли. Тогда он по совету коллег идет к значительному лицу, но и там ему отказывают в помощи.

Финал

Вернувшись домой, Башмачкин слег с горячкой. Несколько дней он бредил. Ему мерещились воры, укравшие шинель. Так и умер не приходя в сознание. Его смерть никто не заметил. Слишком незначительной для общества была его фигура. Вскоре в городе появился призрак, срывающий с прохожих шинели. Одной из жертв стал значительное лицо к которому Акакий приходил за помощью. Он сорвал с него шинель, отомстив за то унижение, что ему пришлось испытать на приеме. С тех пор привидение больше не появлялось. Маленький человек таким образом проучил зазнавшегося чинушу. 

В русской культуре небольшая по объёму повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» занимает особое, неоценимое по значимости место. Величие этого произведения подтверждено афоризмом, автором которого считается Достоевский: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Действительно, философский смысл повести и её гуманистический пафос неисчерпаемы, она породила новое направление в мировой литературе. Это тем более удивительно, что даже тщательнейшее изучение характеристики образа Акакия Акакиевича Башмачкина, главного героя книги, не даст ни малейшего повода увидеть в нём что-то уникальное, яркое, выдающееся.

Начало пути

Мир словно не ждал появления младенца Башмачкина на свет. Выбрать для него имя заранее никто не позаботился. А поиск по святцам привёл к таким забавным результатам, что ребёнка решили окрестить по отцу — Акакием. Не самое благозвучное имя, но родитель с таким прожил, проживёт и сын.

Внешний вид

Описывая своего персонажа, Николай Васильевич подчёркивает неопределённость облика героя: не рыжий и рябой, а «несколько рыжеват», «несколько рябоват». Нет ни одного окончательно завершённого, явно выраженного качества. Во всём какая-то размытость, незаконченность. Низенький рост и неказистая фигура не прибавляют привлекательности Акакию Акакиевичу.

Служба и быт

Умом и предприимчивостью Гоголь своего героя не наделил. Башмачкин — рядовой переписчик в небольшом департаменте. Сослуживцы замечают пожилого коллегу, лишь когда хотят повеселиться: бумажки ему на голову насыпать, например. Кроткий и безобидный человек даже не пытается дать отпор хулиганам. «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — эта фраза навсегда останется в памяти случайного участника «веселья» как напоминание о том, что нет ничего отвратительнее издевательств над слабым и беззащитным человеком.

Служба — важнейшая часть жизни Башмачкина. Помимо неё у него практически ничего нет. Он старателен и исполнителен, но ограниченность не даёт ему подняться чуть выше простой переписки. Даже небольшие перемены вызывают у Акакия Акакиевича тревогу, близкую к панике. Зато в кругу привычных обязанностей скромный переписчик чувствует себя уютно, его радует и процесс, и результат. Даже домашний досуг он проводит за перепиской, любуясь округло выведенными буквами, изящными завитушками, ровными строками.

Быт чиновника скромен. В одежде, мебели, еде он довольствуется только необходимым и никогда не задумывался об улучшении своего положения. Башмачкин словно заперт в рамках убогого полунищенского существования и не стремится что-то изменить.

Шинель

Вконец истрепавшаяся шинель пробивает брешь в представлении Акакия Акакиевича о мире. Никогда ещё перемены в его жизни не были так радикальны. Тусклое существование титулярного советника вдруг озаряется лучезарной мечтой. Шинель для Башмачкина — возможность перехода на другой уровень бытия, где живут уверенные в себе, имеющие разнообразные интересы люди. Пойдя на небывалые жертвы, Акакий Акакиевич приобретает этот пропуск в новую жизнь.

Поначалу всё складывается примерно так, как герой мечтал. Обнову замечают, расхваливают. Неприметный Башмачкин на какое-то время становится центром благожелательного внимания. Его приглашают на вечеринку. Он пробегает несколько метров за незнакомой дамой. В новой шинели Акакий Акакиевич чувствует себя человеком, ощущает своё равенство с другими, право на радости, доступные прочим.

К сожалению, уже в начале вечера стало ясно, что шинель не преобразила тихоню-переписчика. Ему не о чем говорить с сослуживцами. Их шутки непонятны, разговоры незанимательны. Потихоньку покидая сборище, Башмачкин видит свою шинель на полу. Она упала с вешалки, словно тоже никому здесь не нужна.

Смерть и посмертное существование

Лишившись шинели, Акакий Акакиевич ещё не может поверить, что вновь обречён на прежнюю скудную, лишённую смысла и мечты жизнь. Но «одно значительное лицо» невольно укрепило его в этом убеждении. На приёме у него Башмачкин в полной мере ощутил своё бесправие, незначительность, ничтожность. И без того боязливому человеку словно указали, что люди, подобные ему не вправе желать лучшего. Их удел — всегда пребывать в убожестве. Растерянный, простывший, раздавленный морально, герой возвращается в своё мрачное жилище, чтобы умереть, проклиная в предсмертном бреду несправедливый мир и персонально «значительное лицо».

Финал повести фантастичен. Автор увенчал «Шинель» жутким видением: призрак снимает шинели и шубы с богачей. Неприметный физический облик, убогий быт, ограниченность, неразвитость человека не должны лишать его в глазах окружающих права на достоинство. Какой бы маленькой, скромной, робкой, неразвитой не была при жизни душа Башмачкина, но она была. Не способный к высоким помыслам или сильным чувствам внутренний мир Акакия Акакиевича был полон переживаниями и мечтами, особыми, непонятными или ничтожными для других, но важными для него. И утратив свою земную жалкую оболочку, эта душа предстала в своём грозном величии.

Вывод

«Петербург остался без Акакия Акакиевича», — пишет Гоголь. Царственный город не заметил потери человека, который во всю жизнь никого не обидел, никому не доставил неудобств или неприятностей. Уже за одно это стоило пролить над гробом несколько слезинок или постоять в печали над могилой. Умер человек, и кто-то должен был оплакать его безвременный уход. Величайший гуманистический пафос произведения Гоголя заключён в обнаружении этой страшной несправедливости. Мир не замечает таких людей, их жалкого существования, их маленьких трагедий, их смерти. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина в повести Н. В. Гоголя «Шинель» служит напоминанием о том, что в каждом из живущих рядом с нами надо видеть человека.

Характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Вам также будет интересно почитать:

В повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель» показан образ Акакия Акакиевича Башмачкина, «маленького человека», незащищённого от холодных, бессердечных людей.

Внешность, характеристика речи

Акакий Акакиевич Башмачкин был человеком непримечательной внешности: невысокого роста, с небольшой лысинкой на лбу. Он был рыжеват, рябоват и на вид немного подслеповат. По обеим сторонам щёк у него были морщины, а цвет лица был геморроидальный из-за петербургского климата.

Одежда Акакия Акакиевича была убогой: вицмундир рыжевато-мучного цвета, а не зелёный, воротничок был слишком узок, а шинель, много раз латанная, походила на капот.

Голос у Башмачкина был тихий. Изъяснялся Акакий Акакиевич косноязычно, не связными предложениями, а «большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». Акакий Акакиевич чаще, чем обычно, прибавлял к своей речи частицу «того», когда волновался (например, когда принёс к портному шинель для починки или когда рассказывал генералу о том, что с него грабители сняли шинель). Когда дело было уж очень затруднительно, он обычно не заканчивал фразы, думая, что уже всё сказал.

Возраст, происхождение, служба

Башмачкину было более 50 лет, родился он 23 марта в семье чиновника. Его унизительное положение в этом мире началось с имени, которым его нарекли. Кум и кума предложили матери выбрать для младенца имя из календаря, но имена всё были какие-то неслыханные, некрасивые. Матушка решила назвать сына именем его отца.

Акакий Акакиевич служил в департаменте, имел чин титулярного советника, был чиновником для письма, то есть переписывал бумаги и получал за это 400 рублей жалования.

Черты характера

Акакий Акакиевич был скромным, тихим человеком, любил свою работу по переписыванию бумаг. Служил он очень ревностно. Окружавший его мир как бы не существовал для него. Поэтому он не думал о своей одежде, не замечал того, что происходит на улице, а если и смотрел на что-то, то видел перед собой только строки, написанные ровным почерком.

Башмачкин был кроткого нрава, старался не обращать внимания на то, что сослуживцы смеются над ним. Только когда его толкали под руку, мешая писать, или же шутка была уж слишком обидная, он говорил внятно, без междометий: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»

Сам он никогда никого не обижал, был учтив, уступчив. Когда он не хотел идти на вечер к помощнику столоначальника, сослуживцы его пристыдили, и он не смог отказаться. А когда с вечера он хотел уйти домой, его снова уговорили, чтобы остался и выпил шампанское в честь своей обновки.

В жизни Башмачкин никак себя не проявлял, у него не было самостоятельных дел и намерений. Зато у него был свой внутренний мир, о котором никто не догадывался. В нём-то его душа в основном и пребывала, не обращая внимания на окружающую жизнь. Так что бывало, он очнётся только от того, что лошадь положит ему морду на плечо. Тогда заметит Башмачкин, что он стоит посреди проезжей части улицы.

Мечта о новой шинели наполнила его жизнь смыслом. Ради неё голодая по вечерам, он «питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели».

С той поры, как он решил сделать себе новую шинель, Акакий Акакиевич стал «как-то живее, даже твёрже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель». Утрата шинели стала для него трагедией.

Робость Башмачкина особенно сильно проявилась в то время, когда его распекал генерал, к которому он обратился по поводу того, что его ограбили, отняв шинель. От грозного голоса и гневных слов этого значительного лица, Акакий Акакиевич пошатнулся, задрожал и рухнул бы на пол, если бы его не поддержали сторожа.

Лишившись новой шинели, он пытался делать усилия, чтобы грабителей нашли, но это столкновение робкого, мечтательного человека с реальным жестоким миром закончилось его гибелью.

Отношение к Башмачкину других персонажей

70-летняя хозяйка квартиры, в которой снимал комнату Акакий Акакиевич, и его сосед по дому, портной Петрович, относились к нему хорошо, а вот на службе его совсем не уважали.

Башмачкина не замечали не только начальники, но и сторожа. Начальники относились к нему «холодно-деспотически», молча суя ему под нос бумагу, которую он должен был переписать.

А молодые чиновники изощрялись в шутках над ним не только на словах. Они толкали Акакия Акакиевича под руку, когда он писал, сыпали ему на голову бумажки, называя их снегом, насмехались над его старой шинелью, называя её капотом.

Однако, когда коллеги Башмачкина узнали о грабеже его новой шинели, они ему посочувствовали (хотя и тут некоторые посмеялись над его горем). Они скинулись на новую шинель, но собрали мало, так как до этого истратились, подписавшись на портрет директора и какую-то книгу. Один из чиновников, сочувствуя Башмачкину, посоветовал ему идти к одному значительному лицу, генералу, который может помочь быстрее отыскать грабителей. Этот-то совет и погубил бедного Акакия Акакиевича.

Вывод

В повести Н. В Гоголя «Шинель» изображён социальный тип «маленького человека», автор старался вызвать сочувствие к своему герою. Читатель понимает, что любой человек, даже такой незаметный, как Акакий Акакиевич, нуждается в гуманном отношении. Характеристика образа Акакия Акакиевича Башмачкина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • Где остановиться как пишется
  • Где рос аленький цветочек в сказке аленький цветочек
  • Где он только не бывал как пишется
  • Где родился там и пригодился сочинение рассуждение
  • Где обитают аисты рассказ