Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.
— Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… — рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…
А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?
Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!
В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».
Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.
— На станции показывали фильм бесплатно… — говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…
В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» — и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…
Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.
— Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… — рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» — в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…
Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.
— Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… — говорит Людмила Смирнова.
Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.
— Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… — рассказывает нам Людмила Александровна.
В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе — смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.
65 лет назад режиссер Александр Роу закончил работу над фильмом-сказкой «Кощей Бессмертный», съемки которого проходили в Озерках Тальменского района. Спустя год, 9 мая 1945 года, фильм впервые показали в Барнауле в кинотеатре «Родина». Газета «Свободный курс» вспоминает историю, связанную с этой сказочной картиной.
Место съемок
Озеро и то место, где снимали фильм, в Озерках до сих пор так и называют — Кощейка.
— Прежде его называли Большое Займище, — рассказывает Елена Огнева, заместитель директора по науке Алтайского государственного музея истории, литературы и искусства. — Именно благодаря озеру во многом и создавался в фильме образ Руси — величественный, поэтичный, берущий за душу.
Выбор места съемок для Александра Роу был принципиальным моментом. Он намеренно привез на Алтай съемочную группу, хоть в военные годы это было и недешево, и непросто. По воспоминаниям сценариста Владимира Швейцера, Роу очень впечатлила алтайская природа — папоротник по грудь коню, залитый солнцем лес.
На Алтае снимали первую часть фильма — сцену русского праздника в посаде и нападение на него слуг Кощея. Посад не был макетом — все постройки возводили из настоящего дерева. Лес для стройки члены киноэкспедиции заготавливали сами, но помогали жители Озерок — возили его на место съемок на коровах.
Вторую часть фильма, в которой Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кощеем Марью Моревну, снимали в Таджикистане.
Спецэффекты
В «Алтайской правде» в июле 1944-го было напечатано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста».
Местные жители участвовали в массовых сценах, одна из самых эффектных — нападение слуг Кощея на посад. По замыслу режиссера в огне должен был погибнуть декорационный городок. Более того, нужно было организовать поджог пшеничного поля — в войну дело, в общем-то, немыслимое. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей, режиссер Роу специально писал в Совнарком. Ни о каком втором дубле не могло быть и речи! Чтобы показать сцену во всей красе, операторы вели съемку одновременно с трех точек, а за масками слуг Кощея скрывались алтайские парни.
В съемках на природе, кстати, и было ноу-хау Александра Роу: прежде считалось, что условное действие сказок должно происходить в условных же декорациях. А Роу первым «вывел» сказку в леса и поля.
Майская премьера
Профессиональные актеры, которые приехали на Алтай в составе киноэкспедиции, — Сергей Столяров, Галина Григорьева, Иван Рыжов. Члены постановочной группы жили в детском доме — по воспоминаниям, между ними и местными жителями были очень теплые отношения.
Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, вместе с Александром Роу приехали в Барнаул на премьеру фильма. Правда, первыми картину увидели все-таки жители Озерок — это была благодарность за помощь в съемках. Считается, что в барнаульском кинотеатре «Родина» фильм впервые показали 9 мая 1945 года.
— На самом деле, подтвердить этот факт документально нельзя, но называют обычно эту дату, — говорит Елена Огнева. — Все газеты за май 1945-го изъяты органами, их нет ни в архиве, ни в библиотеке.
Зато доподлинно известно, что сразу после барнаульской премьеры «Кощей Бессмертный» отправился в Рим и был включен в конкурсную программу первого послевоенного кинофестиваля.
Объявление в «Алтайской правде», 1944 г. (№ 131) — 4 июля:
Киноэкспедиция «Союздетфильм» покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования «Киноэкспедиции «Союздетфильм».
Режиссер и актеры
Александр Роу — помимо «Кощея Бессмертного» создал такие сказки, как «Марья-искусница», «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса» и другие.
Сергей Столяров (Никита Кожемяка) — снимался в фильмах «Цирк», «Василиса Прекрасная», «Илья Муромец», «Тайна двух океанов». За роль в фильме «Садко» получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале.
Галина Григорьева — работала в Театре-студии киноактера, Московском театре им. Маяковского. В кино помимо Марьи Моревны запомнилась ролью Маши в картине «Дубровский».
Иван Рыжов — снимался с 30-х по 90-е годы прошлого века.
Справка
Кощей в сказке Роу — можно сказать, эталонный парень. Артист Георгий Милляр, который исполнил эту роль, незадолго до съемок перенес малярию. «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. — У моего Кощея был голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и тупой выдающийся подбородок, он был в пластмассовом панцире, из которого росли острые костяные крылья».
Замысел картины возник в самом начале войны. Осенью 1941-го режиссер Роу и сценарист Швейцер в Москве во время бомбежек писали киносценарий с рабочим названием «Конец Кощея». По сути, фильм сказочным языком описывал то, что происходило в действительности: «Как гром с ясного неба упал на Русь Кощей Бессмертный, поджег наши дома и хлеба, людей повырубил и жен живыми угнал многие тысячи». Но в итоге наши победили. Так же, как в жизни!
Важные новости, обзоры и истории
Всегда есть, что почитать. Подпишитесь!
Известной и любимой всеми поколениями россиян сказке “Кащей Бессмертный” в этом году исполнится 77 лет! На Алтае сказочного злодея решили сделать брендом региона! Какое-то время назад в России развернулось настоящее соревнование за сказочных героев: Великий Устюг забрал себе Деда Мороза, Муром – Илью Муромца, Кострома – Снегурочку, Палех – Жар-птицу. Была даже составлена сказочная карта России. В основном сказочные герои оказались “расселены” в Центральной России, но в 2011 году барнаульский скульптор Сергей Мозговой предложил сделать туристическим брендом Алтайского края не кого-нибудь, а главного злодея русских сказок – Кощея Бессмертного!
Вообще-то Кащей (а сейчас чаще пишут – Кощей) Алтаю не чужой. Именно на Алтае, в селе Озерки нынешнего Тальменского района, режиссер Александр Роу снимал в 1944 году фильм «Кащей Бессмертный» (рабочее название фильма «Конец Кощея Бессмертного»). Места, где богатырь Никита Кожемяка бился с кощеевым воинством за землю русскую и за свою любимую, Марью Моревну, в Озерках с тех пор зовут Кощейкой.
Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.
Смотреть художественный фильм “Кащей Бессмертный” (СССР, 1944 г.) режиссёр Александр Рой
Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?
Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».
Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки. В воспоминаниях Роу говорится: «И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».
Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?
По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне». В общем, Роу не устоял.
В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов.
– Григорьева была после тифа, стриженая налысо… – рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма. – Но как загримируют, выйдет – такая красавица! Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали… Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь!
Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.
– Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… – рассказывает нам Александр Дмитриевич. Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная. – Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже грибы все были годные…
В июле 1944 года в краевой газете “Алтайская правда” было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста». Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки. К сожалению, ихрассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота…
– Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями… – рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд.
– Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь.
Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках» – оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы.
– Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко. – Но оттуда ответили: «Кино себя окупит». В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»
В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду. Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.
– А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна. – И вот понесли «холодушек» режиссеру. Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню… На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…
Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через “Алтайскую правду”: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования “Киноэкспедиции „Союздетфильм“».
А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.
В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.
– Нет, Милляр не приезжал… – твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев. – А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода…
Кощей. Этот образ Георгий Милляр «списал» с третьего всадника Апокалипсиса с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». При этом, самой первой ролью Милляра на сцене была… Золушка! Это уже потом он сыграл много всякой нечисти – Кощея, Бабу-Ягу и даже черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». На Алтае Милляр не был – эпизоды с ним снимали в Средней Азии.
Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.
– Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… – рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…
А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?
Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!
В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».
Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.
– На станции показывали фильм бесплатно… – говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…
В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» – и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…
Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.
– Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… – рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» – в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…
Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.
– Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… – говорит Людмила Смирнова.
Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.
– Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… – рассказывает нам Людмила Александровна.
В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе – смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.
– У людей, которые узнают от нас эту историю – восторг и удивление! – говорит Людмила Смирнова. – Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах… Как это работает, мы видели своими глазами. Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея. На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали «Да!!!!», и на вопрос, смотрели ли про него сказку – то же «Да!!».
Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…
Директор Тальменского музея, автор гранта ««Веселый сказочник тьмы. Александр Роу» Людмила Смирнова: «Дети, вы знаете, кто такой Кощей Бессмертный?»-«Да!!!!»
Каким может и должно стать не сказочное, а реальное продолжение этой истории?
– Можно восстановить в какой-то мере сказочный городок, или сделать галерею сказочных героев из дерева… – говорит Сергей Мозговой, с идеи которого все и началось. – Мы, скульпторы, могли бы собраться и за несколько дней сделать, как это было в рамках фестиваля, например, в Сростках…
А еще это могут быть лавки ремесленников, сувениры, экскурсии по местам событий, этнографические концерты, впечатления и эмоции – все то, ради чего люди готовы ехать за тридевять земель в тридесятое царство – то есть, в сказку…
(Visited 559 times, 1 visits today)
Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.
Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?
Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».
Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…
Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки.
В воспоминаниях Роу говорится:
«И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».
Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию.
Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал.
В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?
По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне».
В общем, Роу не устоял. В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов.
Галина Григорьева — Григорьева была после тифа, стриженая налысо… — рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма.
– Но как загримируют, выйдет – такая красавица!
Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали…
Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь!
Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок..
. Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет.
В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.
— Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… — рассказывает нам Александр Дмитриевич.
Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная.
– Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже все были годные…
Роу и Столяров приходили в его дом обедать.
В июле 1944 года в краевой газете «Алтайская правда» было опубликовано объявление:
«Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста».
Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки.
К сожалению, их рассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота…
— Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями… — рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд.
Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках» — оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы.
— Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко.
– Но оттуда ответили:
«Кино себя окупит».
В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем.
Я и сейчас эту песню помню:
«Весна-красна, на чем пришла…
В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду.
Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.
— А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна.
– И вот понесли «холодушек» режиссеру.
Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню…
На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…
Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через «Алтайскую правду»: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей).
Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу:
Барнаул, почтамт, до востребования «Киноэкспедиции „Союздетфильм“».
А еще требовался медведь.
Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было.
Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.
В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр. — Нет, Милляр не приезжал… — твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев.
– А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода…
Кощей.
Этот образ Георгий Милляр «списал» с третьего всадника Апокалипсиса с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса».
При этом, самой первой ролью Милляра на сцене была… Золушка!
Это уже потом он сыграл много всякой нечисти – Кощея, Бабу-Ягу и даже черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
На Алтае Милляр не был – эпизоды с ним снимали в Средней Азии.
Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось.
Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т.
На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма.
Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.
— Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… — рассказывает Галина Михайловна.
– Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…
А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными.
Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?
Съемки в Озерках продолжались три месяца.
Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!
В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих.
Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».
Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию.
А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.
— На станции показывали фильм бесплатно… — говорит она.
– Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…
В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года.
Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным.
Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим.
Фильм заканчивался словами:
«После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» — и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…
Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.
— Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… — рассказывает Сергей Мозговой.
– А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу.
На фильмах Роу учились американские режиссеры.
Я на днях смотрел «Хоббита» — в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…
Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова.
Она как раз увидела в этом практическое зерно.
— Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга.
В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств.
И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… — говорит Людмила Смирнова.
Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов.
Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу».
Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.
— Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… — рассказывает нам Людмила Александровна.
В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе — смотреть сказки в 3D.
Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно.
Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей!
Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой. Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка!
– У людей, которые узнают от нас эту историю – восторг и удивление! — говорит Людмила Смирнова.
— Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах…
Как это работает, мы видели своими глазами.
Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея.
На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали «Да!!!!», и на вопрос, смотрели ли про него сказку – то же «Да!!».
Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…
Советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1944 году режиссёром Александром Роу. В широкий прокат в СССР фильм вышел 27 мая 1945 года. Восстановлен в 1980 году. В 2014 году к 70-летнему юбилею фильма Планета» была проведена реставрация и колоризация картины.
Производство
Съёмки
Съёмки фильма начались в 1941 году. По другим данным, фильм был запущен в производство в 1942 году. Вторую часть фильма, где Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кащеем Марью Моревну, начали снимать в Таджикистане, в Душанбе (тогда — Сталинабаде), куда эвакуировали съёмочную группу из-за военного положения в стране, там же сняли и царство Кащея.
Первая часть фильма (то есть посад, сцена праздника и нападение войска Кащеева), снималась близ села Озёрки Тальменского района Алтайского края. По одной из версий, когда режиссёр выбирал место для съёмок, ему предложили Алтай, рассказав о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папоротника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне», и Александр Роу согласился. В 1943 году в село приехали строители, которые рядом с озером делали насыпь и выравнивали её, чтобы впоследствии на ней выстроить декорации деревни. В 1944 году в Озёрки приехали Александр Роу и актёры Сергей Столяров, Галина Григорьева и Иван Рыжов. Григорьева перед съёмками болела тифом и потому приехала стриженая налысо, каждый день её гримировали, а в перерывах между съёмками её кормил из ложечки лично Столяров. В июле 1944 года в местной газете появилось объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съёмке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъёмках на ст. Озёрки лиц мужского и женского пола разного возраста. Запись производится 1, 2 и 8, 9 июля сего года в 11-19 часов по адресу: Барнаул, гостиница „Алтай“, комната № 28.» На объявление откликнулись как местные, так и жители Барнаула. Съёмки нападения войска Кащеева проводились у озера Большое Займище, в массовке участвовали местные жители, причём в перерывах они ходили по деревне, не снимая с себя доспехов и грима, за что местные жители называли их «чертями». Для съёмок фильма специально была построена целая деревня с церковью, у многих домов было всего три стены, и только те части дома, которые попадали в кадр. Строить декорации помогали местные жители, они рубили и подвозили деревья на коровах. В процессе кинопроизводства сожгли деревню, причём сцену снимали сразу три оператора с разных планов. Для другой сцены сожгли целое поле хлеба, специально для этого пришлось получать разрешение из Москвы. Местные жители называли то самое поле «полем на Рогульках», сейчас оно находится в Первомайском районе.
Для сцены, в которой Никита Кожемяка разговаривает с жабой, съёмочная группа специально искала подходящую особь. Местные жители бросали называемых «холодушками» жаб в молоко, чтобы оно не скисло, после чего их и приносили режиссёру, причём за утверждённую заплатили деньги. В этой же сцене на озере должны были быть лилии, помимо настоящих специально были подготовлены искусственные. Также для съёмок фильма у местных жителей закупили голубей, объявление в газете гласило: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчёт голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса, с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, киноэкспедиция „Союздетфильм“, до востребования.» Медведя в одной из сцен сыграл местный житель. Георгий Милляр, возможно, играл не только Кащея Бессмертного, но и старичка-лесовичка. В титрах оригинальной версии фильма напротив персонажа старичка-лесовичка стоял астеризм, а в восстановленных версиях 1962 и 1980 годов эта роль и вовсе не была указана в титрах. Тем не менее местные жители утверждали, что Милляр не приезжал в деревню, а этого персонажа сыграл местный житель дед Мотовилов. С другой стороны — Старичок-сам-с-перст снят явно при помощи комбинированных съёмок (уменьшен в кадре), следовательно — Милляра вполне могли отснять в студии. Актёрам массовки платили 18 или 180 рублей, а девушкам из массовки ещё на память оставили цветные атласные ленточки. В общей сложности съёмки фильма в деревне проходили в течение трёх месяцев. В одной из сцен, где Никита Кожемяка сражается с Кащеем, актёр Сергей Столяров случайно ударил Милляра деревянным мечом по голове так, что последнего пришлось срочно отвезти в больницу, где у него диагностировали сотрясение мозга.
Премьера
Первый показ фильма прошёл в деревне Озёрки, где была отснята половина материала, и сам Роу отзывался о нём так: «Сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось „раздвинуть“ стены — натянуть полотно на улице перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей». Премьера фильма на большом экране состоялась в барнаульском кинотеатре «Родина» в День Победы, 9 мая 1945 года. В широкий прокат в СССР фильм вышел 27 мая 1945 года.
Фильм «Кащей Бессмертный» был выпущен в Японии в 1948 году, причём стал одним из самых кассовых советских фильмов в Японии 1940-х годов. Премьера фильма состоялась в провинции, в префектуре Ниигата. «Кащей Бессмертный» стал первым иностранным фильмом, демонстрировавшимся в крупнейшем кинотеатре Японии — «Кокусай Гэкидзё».