Где снималась сказка кощей бессмертный

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

— Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… — рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

— На станции показывали фильм бесплатно… — говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» — и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

— Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… — рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» — в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

— Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… — говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

— Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… — рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе — смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой.

65 лет назад режиссер Александр Роу закончил работу над фильмом-сказкой «Кощей Бессмертный», съемки которого проходили в Озерках Тальменского района. Спустя год, 9 мая 1945 года, фильм впервые показали в Барнауле в кинотеатре «Родина». Газета «Свободный курс» вспоминает историю, связанную с этой сказочной картиной.

Место съемок

Озеро и то место, где снимали фильм, в Озерках до сих пор так и называют — Кощейка.

— Прежде его называли Большое Займище, — рассказывает Елена Огнева, заместитель директора по науке Алтайского государственного музея истории, литературы и искусства. — Именно благодаря озеру во многом и создавался в фильме образ Руси — величественный, поэтичный, берущий за душу.

Выбор места съемок для Александра Роу был принципиальным моментом. Он намеренно привез на Алтай съемочную группу, хоть в военные годы это было и недешево, и непросто. По воспоминаниям сценариста Владимира Швейцера, Роу очень впечатлила алтайская природа — папоротник по грудь коню, залитый солнцем лес.

На Алтае снимали первую часть фильма — сцену русского праздника в посаде и нападение на него слуг Кощея. Посад не был макетом — все постройки возводили из настоящего дерева. Лес для стройки члены киноэкспедиции заготавливали сами, но помогали жители Озерок — возили его на место съемок на коровах.

Вторую часть фильма, в которой Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кощеем Марью Моревну, снимали в Таджикистане.

Спецэффекты

В «Алтайской правде» в июле 1944-го было напечатано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста».

Местные жители участвовали в массовых сценах, одна из самых эффектных — нападение слуг Кощея на посад. По замыслу режиссера в огне должен был погибнуть декорационный городок. Более того, нужно было организовать поджог пшеничного поля — в войну дело, в общем-то, немыслимое. Чтобы получить разрешение сжечь делянку с пшеницей, режиссер Роу специально писал в Сов­нарком. Ни о каком втором дубле не могло быть и речи! Чтобы показать сцену во всей красе, операторы вели съемку одновременно с трех точек, а за масками слуг Кощея скрывались алтайские парни.

В съемках на природе, кстати, и было ноу-хау Александра Роу: прежде считалось, что условное действие сказок должно происходить в условных же декорациях. А Роу первым «вывел» сказку в леса и поля.

Майская премьера

Профессиональные актеры, которые приехали на Алтай в составе киноэкспедиции, — Сергей Столяров, Галина Григорьева, Иван Рыжов. Члены постановочной группы жили в детском доме — по воспоминаниям, между ними и местными жителями были очень теплые отношения.

Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, вместе с Александром Роу приехали в Барнаул на премьеру фильма. Правда, первыми картину увидели все-таки жители Озерок — это была благодарность за помощь в съемках. Считается, что в барнаульском кинотеатре «Родина» фильм впервые показали 9 мая 1945 года.

— На самом деле, подтвердить этот факт документально нельзя, но называют обычно эту дату, — говорит Елена Огнева. — Все газеты за май 1945-го изъяты органами, их нет ни в архиве, ни в библиотеке.

Зато доподлинно известно, что сразу после барнаульской премьеры «Кощей Бессмертный» отправился в Рим и был включен в конкурсную программу первого послевоенного кинофестиваля.

Объявление в «Алтайской правде», 1944 г. (№ 131) — 4 июля:

Киноэкспедиция «Союздетфильм» покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования «Киноэкспедиции «Союздетфильм».

Режиссер и актеры

Александр Роу — помимо «Кощея Бессмертного» создал такие сказки, как «Марья-искусница», «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса» и другие.

Сергей Столяров (Никита Кожемяка) — снимался в фильмах «Цирк», «Василиса Прекрасная», «Илья Муромец», «Тайна двух океанов». За роль в фильме «Садко» получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале.

Галина Григорьева — работала в Театре-студии киноактера, Московском театре им. Маяковского. В кино помимо Марьи Моревны запомнилась ролью Маши в картине «Дубровский».

Иван Рыжов — снимался с 30-х по 90-е годы прошлого века.

Справка

Кощей в сказке Роу — можно сказать, эталонный парень. Артист Георгий Милляр, который исполнил эту роль, незадолго до съемок перенес малярию. «Вид у меня был отвратителен, страшен. Во время съемок лошадь не подпускала меня близко. Завидев даже издали, она в страхе шарахалась. — У моего Кощея был голый череп, сзади прямые волосы, переломленный нос и тупой выдающийся подбородок, он был в пластмассовом панцире, из которого росли острые костяные крылья».

Замысел картины возник в самом начале войны. Осенью 1941-го режиссер Роу и сценарист Швейцер в Москве во время бомбежек писали киносценарий с рабочим названием «Конец Кощея». По сути, фильм сказочным языком описывал то, что происходило в действительности: «Как гром с ясного неба упал на Русь Кощей Бессмертный, поджег наши дома и хлеба, людей повырубил и жен живыми угнал многие тысячи». Но в итоге наши победили. Так же, как в жизни!


Важные новости, обзоры и истории
Всегда есть, что почитать. Подпишитесь!


Vkontakte
Odnoklassniki
Telegram

Известной и любимой всеми поколениями россиян сказке “Кащей Бессмертный” в этом году исполнится 77 лет! На Алтае сказочного злодея решили сделать брендом региона! Какое-то время назад в России развернулось настоящее соревнование за сказочных героев: Великий Устюг забрал себе Деда Мороза, Муром – Илью Муромца, Кострома – Снегурочку, Палех – Жар-птицу. Была даже составлена сказочная карта России. В основном сказочные герои оказались “расселены” в Центральной России, но в 2011 году барнаульский скульптор Сергей Мозговой предложил сделать туристическим брендом Алтайского края не кого-нибудь, а главного злодея русских сказок – Кощея Бессмертного!

Вообще-то Кащей (а сейчас чаще пишут – Кощей) Алтаю не чужой. Именно на Алтае, в селе Озерки нынешнего Тальменского района, режиссер Александр Роу снимал в 1944 году фильм «Кащей Бессмертный» (рабочее название фильма «Конец Кощея Бессмертного»). Места, где богатырь Никита Кожемяка бился с кощеевым воинством за землю русскую и за свою любимую, Марью Моревну, в Озерках с тех пор зовут Кощейкой. 

Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…
Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником… 

Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.

Смотреть художественный фильм “Кащей Бессмертный” (СССР, 1944 г.) режиссёр Александр Рой

Художественный фильм “Кащей Бессмертный” (СССР, 1944 г.) режиссёр Александр Рой

Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?

Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».

Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки. В воспоминаниях Роу говорится: «И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».

Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию. Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал. В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?

По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне». В общем, Роу не устоял.

В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов. 

Галина Григорьева
Галина Григорьева

– Григорьева была после тифа, стриженая налысо… – рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма. – Но как загримируют, выйдет – такая красавица! Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали… Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь! 

Кадр из фильма. Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок...
Кадр из фильма. Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок…

Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет. В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.

Александру Журавлеву во время съемок было 17 лет. Роу и Столяров приходили в его дом обедать.
Александру Журавлеву во время съемок было 17 лет. Роу и Столяров приходили в его дом обедать.

– Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… – рассказывает нам Александр Дмитриевич. Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная. – Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже грибы все были годные… 

В июле 1944 года в краевой газете “Алтайская правда” было опубликовано объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста». Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки. К сожалению, ихрассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота…

– Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями… – рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд. 

– Была построена целая деревня. Правда, дома имели три стены. На одной фотографии видна даже церковь. 

Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках» – оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы. 

– Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко. – Но оттуда ответили: «Кино себя окупит». В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…» 

Галина Мартыненко, участница съемок: «В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…»
Галина Мартыненко, участница съемок: «В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем. Я и сейчас эту песню помню: «Весна-красна, на чем пришла…» 

В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду. Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.

– А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна. – И вот понесли «холодушек» режиссеру. Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню… На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…

Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через “Алтайскую правду”: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, до востребования “Киноэкспедиции „Союздетфильм“».

А еще требовался медведь. Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было. Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.

В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр.

– Нет, Милляр не приезжал… – твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев. – А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода… 

Кощей.

Кощей. Этот образ Георгий Милляр «списал» с третьего всадника Апокалипсиса с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса». При этом, самой первой ролью Милляра на сцене была… Золушка! Это уже потом он сыграл много всякой нечисти – Кощея, Бабу-Ягу и даже черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». На Алтае Милляр не был – эпизоды с ним снимали в Средней Азии. 

Картина Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса»

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось. Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т. На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма. Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

– Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… – рассказывает Галина Михайловна. – Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными. Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца. Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию. А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

– На станции показывали фильм бесплатно… – говорит она. – Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года. Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным. Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим. Фильм заканчивался словами: «После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» – и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

– Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… – рассказывает Сергей Мозговой. – А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу. На фильмах Роу учились американские режиссеры. Я на днях смотрел «Хоббита» – в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова. Она как раз увидела в этом практическое зерно.

– Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга. В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств. И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… – говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов. Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу». Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

– Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… – рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе – смотреть сказки в 3D. Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно. Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей! Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой. 

– У людей, которые узнают от нас эту историю – восторг и удивление! – говорит Людмила Смирнова. – Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах… Как это работает, мы видели своими глазами. Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея. На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали «Да!!!!», и на вопрос, смотрели ли про него сказку – то же «Да!!». 

Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…

Директор Тальменского музея, автор гранта ««Веселый сказочник тьмы. Александр Роу» Людмила Смирнова: «Дети, вы знаете, кто такой Кощей Бессмертный?»-«Да!!!!»

Каким может и должно стать не сказочное, а реальное продолжение этой истории?

– Можно восстановить в какой-то мере сказочный городок, или сделать галерею сказочных героев из дерева… – говорит Сергей Мозговой, с идеи которого все и началось. – Мы, скульпторы, могли бы собраться и за несколько дней сделать, как это было в рамках фестиваля, например, в Сростках…

А еще это могут быть лавки ремесленников, сувениры, экскурсии по местам событий, этнографические концерты, впечатления и эмоции – все то, ради чего люди готовы ехать за тридевять земель в тридесятое царство – то есть, в сказку… 

(Visited 559 times, 1 visits today)

Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки Премьера фильма «Кащей Бессмертный» состоялась на Алтае 9 мая 1945 года.

Как и Кощея, и сказку, и съемочную группу занесло в те годы на Алтай?

Александр Роу к началу войну был уже известен как киносказочник. В 1941 году он заканчивал работу над фильмом «Конек-горбунок».

Александр Роу был наполовину ирландец, наполовину грек. Но именно он стал главным русским киносказочником…

Хотя Роу был наполовину ирландец, а наполовину грек, но он понимал, что идет война Добра со Злом – та самая, которая и составляет суть настоящей серьезной сказки.

В воспоминаниях Роу говорится:

«И вот, в затемненной Москве собрались мы, киносказочники со студии «Союздетфильм», и, обсудив, решили в присущей нам сказочной форме создать фильм об исконном патриотизме русского народа; о сильномгучих богатырях – наших великих предках, об их храбрости, мужестве, беззаветной любви к Родине – в общем, иносказательным языком киносказки, избегая прямых аналогий, рассказать о грозных событиях тех дней».

Но скоро немцы были под Москвой, киношников эвакуировали в Среднюю Азию.

Роу работал над боевыми киносборниками, однако про фильм не забывал.

В производство его запустили в 1942 году, но по причине военного времени оргпроцесс затянулся. Да и встал вопрос – где снимать?

По легенде, тут кто-то рассказал Роу об Алтае: в его таежной красоте, о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папортника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне».

В общем, Роу не устоял. В 1944 году Роу приехал в Озерки. Актеров с ним было немного – Сергей Столяров, исполнитель роли Никиты Кожемяки, Галина Григорьева (Марья Моревна) и Иван Рыжов. Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки

Галина Григорьева — Григорьева была после тифа, стриженая налысо… — рассказывает жительница Озерок Галина Михайловна Мартыненко, девятилетней девочкой участвовавшая в съемках фильма.

– Но как загримируют, выйдет – такая красавица!

Когда она была в гриме, Столяров на обеде кормил ее с ложечки. А мы, девчонки, подглядывали…

Столяров был красавец без всякого грима, все наши девчонки были в него влюблены – настоящий русский богатырь! Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки

Сергей Столяров, кумир женской половины СССР, на фоне алтайских березок..

. Александру Дмитриевичу Журавлеву было в те дни 17 лет.

В съемках он не участвовал, но видел и Роу, и Столярова, как говорится, вблизи.

— Наш дом стоял на краю, возле леса, и они пришли как-то к нам после того, как набрали грибов… — рассказывает нам Александр Дмитриевич.

Ему уже под девяносто, но он еще полон сил и память отличная.

– Мама начала разбирать – половину грибов отбросила, поганки. Москвичи – они в грибах не разбирались. Тех, что остались, нажарила, они поели, поблагодарили. Через несколько дней еще зашли – уже  все были годные…

Роу и Столяров приходили в его дом обедать.

В июле 1944 года в краевой газете «Алтайская правда» было опубликовано объявление:

«Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съемке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъемках на ст. Озерки лиц мужского и женского пола разного возраста».

Возможно, кто-то приезжал на съемки, например, из Барнаула, но большинство исполнителей на роли и эпизоды были жители станции и села Озерки.

К сожалению, их рассказы стали записывать лишь недавно. Так что теперь каждый факт, каждое имя – на вес золота…

— Съемки шли у озера Большое Займище. Кощеево воинство играли местные мужики – так и ходили по деревне в перерывах между съемками в шлемах с рогами, в доспехах. Деревенские называли их чертями… — рассказывает Елена Новоселова, учительница Озерской школы и по совместительству – директор школьного музея, хранитель озерских легенд.

Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки

Потом эту деревню сожгли для фильма. В фильме есть кадры – горит поле хлеба (в Озерках называли «поле на Рогульках» — оно сейчас в Первомайском районе). Для этого специально получали разрешение из Москвы.

— Когда сожгли поле ржи, говорили, что кто-то написал жалобу в Москву. Ведь хлеб! – вспоминает Галина Михайловна Мартыненко.

– Но оттуда ответили:

«Кино себя окупит».

В фильме есть кадр: Марья Моревна стоит на балкончике, а мы, дети, идем и песню поем.

Я и сейчас эту песню помню:

«Весна-красна, на чем пришла…

В сказке Никита Кожемяка разговаривает с жабой и она пророчит ему беду.

Спецэффектов и компьютерной графики тогда не было. Жаба, да такая, чтобы колективный Станиславский прокричал «Верю!», нужна была живьем.

— А тогда у многих жабы были в погребах – жабу и в молоко бросали, чтобы молоко не скисало, такую жабу называли «холодушка»… припоминает Галина Михайловна.

– И вот понесли «холодушек» режиссеру.

Он какую-то выбрал. За нее деньги платили, но сколько, не помню…

На нашем озере были лилии, но киношники еще сделали свои, искусственные, очень красивые…

Голубей, требовавшихся для фильма, покупали после предварительного «кастинга», о котром 4 июля 1944 года объявлено было опять же через «Алтайскую правду»: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчет голубей (разных мастей).

Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса с указанием часов осмотра по адресу:

Барнаул, почтамт, до востребования «Киноэкспедиции „Союздетфильм“».

А еще требовался медведь.

Медведей в погребах никто, понятно, не держал, и в лесу наловить – дураков не было.

Поэтому в медвежью шкуру обрядился кто-то из местных рабочих.

В титрах записано, что Старика-сам-с-перст, который дарит Никите Кожемяке шапку-невидимку, сыграл Георгий Милляр. — Нет, Милляр не приезжал… — твердо говорит Александр Дмитриевич Журавлев.

– А старика сыграл наш озерский дед Мотовилов, у него была настоящая окладистая борода…

Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки

Кощей.

Этот образ Георгий Милляр «списал» с третьего всадника Апокалипсиса с картины Виктора Васнецова «Воины Апокалипсиса».

При этом, самой первой ролью Милляра на сцене была… Золушка!

Это уже потом он сыграл много всякой нечисти – Кощея, Бабу-Ягу и даже черта в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

На Алтае Милляр не был – эпизоды с ним снимали в Средней Азии.

Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки

Актерам платили, правда, сколько, установить не удалось.

Галина Михайловна Мартыненко говорит, что получила то ли 18 рублей, а то ли 180-т.

На что пошли деньги, тоже не помнит – видимо, не так уж велика была сумма.

Зато на память всем озерским девчонкам, участвовавшим в съемках, остались цветные ленты, по воспоминаниям – из атласа.

— Эти ленты были вплетены у нас в косы. И нам разрешили после съемок ленты оставить… — рассказывает Галина Михайловна.

– Как мы были рады. Жили-то тяжело. Война…

А еще Галина Михайловна помнит, что детей в ту летнюю жару угощали мороженым и пирожными.

Может, Роу, решив порадовать деревенскую детвору, и правда нашел где-то эти, наверняка редкие по военному времени, лакомства?

Съемки в Озерках продолжались три месяца.

Потом киношники уехали и вернулись весной 1945 года с готовым фильмом – так что в наступающем году у фильма 70-летний юбилей!

В воспоминаниях Роу записано: «сельский клуб не смог вместить всех желающих.

Пришлось «раздвинуть» стены – натянуть полотно на улице, перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей».

Александр Дмитриевич Журавлев на премьере не был – его уже призвали в армию.

А вот Галина Михайловна все помнит – и простыню вместо экрана, и то, что по просьбам озерцев фильм показывали вновь и вновь.

— На станции показывали фильм бесплатно… — говорит она.

– Всем понравилось. Мне только жаль было, что себя не увидела – узнала только подружку Веру Лазареву…

В Барнауле премьера состоялась 9 мая 1945 года.

Никита Кожемяка побеждал Кощея, оказавшегося не таким уж бессмертным.

Это было как раз в те дни, когда сообщения о смерти гитлеровских главарей публиковались в газетах мелким шрифтом, как бы между прочим.

Фильм заканчивался словами:

«После грозы лучше старого, краше прежнего расцветет Русь» — и всем наверняка хотелось верить, что так и будет…

Идея сделать Кощея туристическим брендом Алтая появилась в 2011 году.

— Я часто бываю в Государственном музее истории литературы и культуры, оттуда узнал историю фильма о Кощее, и подумал, что это надо развивать… — рассказывает Сергей Мозговой.

– А в 2011 году регионы стали расхватывать сказочных героев. И я подумал, что Кощей мог бы быть сказочным брендом Алтая. Это ведь по-настоящему масштабный персонаж, имеющий мировую славу.

На фильмах Роу учились американские режиссеры.

Я на днях смотрел «Хоббита» — в нем очень многое перекликается с «Кощеем»…

Так как СМИ рассказали о этой идее в первые числа апреля, поначалу многие отнеслись к ней как к шутке. Многие, но не директор Тальменского краеведческого музея Людмила Смирнова.

Она как раз увидела в этом практическое зерно.

— Мы и до этого возили наших гостей на место съемок фильма, рассказывали всю эту историю. И я видела интерес, не только у россиян, но и у иностранных гостей – из Германии, Тайваня, Гонконга.

В 2009 году для ученых и музейщиков Сибирского региона мы устраивали огромное представление «Кощей Бессмертный на новый лад», в котором участвовало 300 человек – это наши народные коллективы, школы искусств.

И на опыте семейного туристического маршрута «Счастливы вместе» я видела, что рассказ о съемках сказки про Кощея очень интересен и взрослым, и детям… — говорит Людмила Смирнова.

Людмила Александровна если что задумала, то сразу делает – этому подтверждение целый список выигранных грантов и осуществленных проектов.

Она быстро подготовила и подала заявку на президентский грант в области культуры «Веселый сказочник тьмы. Александр Роу».

Весной 2013 года стало известно, что заявка Людмила Смирновой выиграла.

— Проект признали имеющим общероссийское значение, и сумму гранта увеличили с 550 тысяч рублей до 600 тысяч… — рассказывает нам Людмила Александровна.

В сентябре 2014 года в музее открылся зал, посвященный фильму Александра Роу. Теперь здесь огромный экран, позволяющий – единственный в районе — смотреть сказки в 3D.

Портрет Александра Роу, кадры и персонажи из его сказок, уникальная книга о режиссере, выпущенная на его родине, в городе Юрьевец Ивановской области, и подаренная музею совсем недавно.

Есть и сундук, и утка (ведь смерть Кощея на конце иглы, игла – в утке, утка – в зайце, заяц – в сундуке, а сундук – на дереве). А главное – огромный, двухметровый Кощей!

Сказочного злодея вырезал из дерева Сергей Мозговой. Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! 

– У людей, которые узнают от нас эту историю – восторг и удивление! — говорит Людмила Смирнова.

— Сказка ведь всем знакома с детства, но никто не мог и думать, что все это снималось в наших местах…

Как это работает, мы видели своими глазами.

Школьники, которые пришли в музей, оказавшись в зале, вертели головами, рассматривали Кощея.

На вопрос, знают ли они про Кощея, дети закричали «Да!!!!», и на вопрос, смотрели ли про него сказку – то же «Да!!».

Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки

Это свойство настоящих сказок – дети их все равно знают, даже если по телевизору целый день показывают про эльфов…

Кащей бессмертный: где и как снималась любимая сказка! кащей бессмертный, советские сказки

Советский полнометражный чёрно-белый художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1944 году режиссёром Александром Роу. В широкий прокат в СССР фильм вышел 27 мая 1945 года. Восстановлен в 1980 году. В 2014 году к 70-летнему юбилею фильма Планета» была проведена реставрация и колоризация картины.

Производство

Съёмки

Съёмки фильма начались в 1941 году. По другим данным, фильм был запущен в производство в 1942 году. Вторую часть фильма, где Никита Кожемяка отправляется спасать похищенную Кащеем Марью Моревну, начали снимать в Таджикистане, в Душанбе (тогда — Сталинабаде), куда эвакуировали съёмочную группу из-за военного положения в стране, там же сняли и царство Кащея.

Первая часть фильма (то есть посад, сцена праздника и нападение войска Кащеева), снималась близ села Озёрки Тальменского района Алтайского края. По одной из версий, когда режиссёр выбирал место для съёмок, ему предложили Алтай, рассказав о вековых деревьях, «простирающих свои косматые ветви до облаков», о «зарослях папоротника, достигающих высоты всадника, едущего на высоком коне», и Александр Роу согласился. В 1943 году в село приехали строители, которые рядом с озером делали насыпь и выравнивали её, чтобы впоследствии на ней выстроить декорации деревни. В 1944 году в Озёрки приехали Александр Роу и актёры Сергей Столяров, Галина Григорьева и Иван Рыжов. Григорьева перед съёмками болела тифом и потому приехала стриженая налысо, каждый день её гримировали, а в перерывах между съёмками её кормил из ложечки лично Столяров. В июле 1944 года в местной газете появилось объявление: «Киноэкспедиция „Союздетфильма“ по съёмке художественного фильма „Конец Кощея Бессмертного“ приглашает для участия в киносъёмках на ст. Озёрки лиц мужского и женского пола разного возраста. Запись производится 1, 2 и 8, 9 июля сего года в 11-19 часов по адресу: Барнаул, гостиница „Алтай“, комната № 28.» На объявление откликнулись как местные, так и жители Барнаула. Съёмки нападения войска Кащеева проводились у озера Большое Займище, в массовке участвовали местные жители, причём в перерывах они ходили по деревне, не снимая с себя доспехов и грима, за что местные жители называли их «чертями». Для съёмок фильма специально была построена целая деревня с церковью, у многих домов было всего три стены, и только те части дома, которые попадали в кадр. Строить декорации помогали местные жители, они рубили и подвозили деревья на коровах. В процессе кинопроизводства сожгли деревню, причём сцену снимали сразу три оператора с разных планов. Для другой сцены сожгли целое поле хлеба, специально для этого пришлось получать разрешение из Москвы. Местные жители называли то самое поле «полем на Рогульках», сейчас оно находится в Первомайском районе.

Для сцены, в которой Никита Кожемяка разговаривает с жабой, съёмочная группа специально искала подходящую особь. Местные жители бросали называемых «холодушками» жаб в молоко, чтобы оно не скисло, после чего их и приносили режиссёру, причём за утверждённую заплатили деньги. В этой же сцене на озере должны были быть лилии, помимо настоящих специально были подготовлены искусственные. Также для съёмок фильма у местных жителей закупили голубей, объявление в газете гласило: «Киноэкспедиция „Союздетфильм“ покупает за наличный расчёт голубей (разных мастей). Для осмотра голубей просьба сообщить свои адреса, с указанием часов осмотра по адресу: Барнаул, почтамт, киноэкспедиция „Союздетфильм“, до востребования.» Медведя в одной из сцен сыграл местный житель. Георгий Милляр, возможно, играл не только Кащея Бессмертного, но и старичка-лесовичка. В титрах оригинальной версии фильма напротив персонажа старичка-лесовичка стоял астеризм, а в восстановленных версиях 1962 и 1980 годов эта роль и вовсе не была указана в титрах. Тем не менее местные жители утверждали, что Милляр не приезжал в деревню, а этого персонажа сыграл местный житель дед Мотовилов. С другой стороны — Старичок-сам-с-перст снят явно при помощи комбинированных съёмок (уменьшен в кадре), следовательно — Милляра вполне могли отснять в студии. Актёрам массовки платили 18 или 180 рублей, а девушкам из массовки ещё на память оставили цветные атласные ленточки. В общей сложности съёмки фильма в деревне проходили в течение трёх месяцев. В одной из сцен, где Никита Кожемяка сражается с Кащеем, актёр Сергей Столяров случайно ударил Милляра деревянным мечом по голове так, что последнего пришлось срочно отвезти в больницу, где у него диагностировали сотрясение мозга.

Премьера

Первый показ фильма прошёл в деревне Озёрки, где была отснята половина материала, и сам Роу отзывался о нём так: «Сельский клуб не смог вместить всех желающих. Пришлось „раздвинуть“ стены — натянуть полотно на улице перед входом в клуб, и фильм сразу же посмотрели сотни зрителей». Премьера фильма на большом экране состоялась в барнаульском кинотеатре «Родина» в День Победы, 9 мая 1945 года. В широкий прокат в СССР фильм вышел 27 мая 1945 года.

Фильм «Кащей Бессмертный» был выпущен в Японии в 1948 году, причём стал одним из самых кассовых советских фильмов в Японии 1940-х годов. Премьера фильма состоялась в провинции, в префектуре Ниигата. «Кащей Бессмертный» стал первым иностранным фильмом, демонстрировавшимся в крупнейшем кинотеатре Японии — «Кокусай Гэкидзё».

Влияние фильма

Сюжет спойлер

  • Где работал беликов в рассказе человек в футляре
  • Где пушкин написал сказку о царе салтане
  • Где пушкин написал сказку о рыбаке и рыбке
  • Где пушкин написал сказку о мертвой царевне и семи богатырях
  • Где прятались ящерицы которых фея превратила в лакеев в сказке ш перро золушка ответ