Где снималась сказка о потерянном времени

Сегодня мы разберем фильм «Сказка о потерянном времени», снятый в 1964 году

Главный герой Петя идет в школу. Пересекает Садовую-Саомтечную улицу, на дальнем плане дома 9 и 12, на переднем плане справа дом 13, в настоящее время перестроенный

В этом кадре видны дома 13, 11 и 9

Машина с волшебниками приезжает в город. На заднем плане дом 33 по Комсомольскому проспекту, он же дом 11 по 2-ой Фрунзенской, слева дом 31 по Комсомольскому проспекту.

Злые волшебники расходятся «на дело». Позади них проход между домами 29 и 31 по Комсомольскому проспекту

Мелкие пакости волшебники начинают творить в сквере у бассейна «Москва». На заднем плане «Дом на набережной», Берсеневская набережная дом 2

От продавца улетают воздушные шарики. На заднем плане справа дом Перцовой — дом 1 по Соймоновскому проезду

А Петя все теряет время. С мальчишками на самокатах у проходной Мосфильма

На крыше гаража. Слева в кадре дом 45 строение 1 по Комсомольскому проспекту, на заднем плане дом 50 по Фрунзенской набережной

Опять на Мосфильме. На заднем плане видны дома 12 и 14 по Мосфильмовской улице

На Москва-реке у Большого Устьинского моста. В левой части кадра виден Малый Устьинский мост через Яузу

Превращение произошло, но Петя остался третьеклассником. На следующем кадре он подрисовывает усы девушке на афише кинотеатра «Россия». На заднем плане видно здание издательства «Известия»

Наконец, Петя доходит-таки до школы. Школой служит московский дворец пионеров :)

Дальше Петя пытается продавать фрукты у универмага «Москва» на Ленинском проспекте

Собирается сбрить бороду в парикмахерской

на Ленинском проспекте 9. В витринном отражении виден фронтон Первой градской больницы

Спасибо пользователю alik2005, в отражении видны Хамовнические казармы, Комсомольский проспект 18

Но вместо этого берет фуражку и жезл бреющегося милиционера и идет регулировать движение на улицу Доватора. Слева виден торец гостиницы «Юность», на заднем плане дом 14 по улице Доватора

На этом кадре виден фасад гостиницы «Юность». Далее наземный вестибюль станции метро «Спортивная» и дом 35 по Хамовническому валу

Расстроенный тем, что ничего не умеет, Петя идет на Котельническую набережную, где встречает продавщицу пирожков. На заднем плане дома 4/22 Б и 4/22 А по Космодамианской набережной

В этом кадре вид на дом 4/22 Б по Космодамианской набережной из под Большого устьинского моста

Дальше Петя узнает, что кроме него заколдованы еще две девочки и мальчик. Найдя Марусю Морозову они бегут искать остальных. На Смоленской улице у магазина «Руслан», Смоленская улица дом 3

Напротив МИДа

На фоне старой застройки Смоленской улицы

Второго превращенного мальчика ребята находят у кинотеатра «Россия». На заднем плане дом 19 по Тверской улице

Все в сборе, надо бежать снимать злые чары. Вид с балкона кинотеатра «Россия» на Страстной бульвар

Вид на Пушкинскую площадь. На заднем плане видны дома 16 и 17 по Тверской улице

Далее погоня разворачивается на улицах Севастополя.

На этом на сегодня все.

Обожаю скриншоты старых цветных фильмов! Подчас на них можно увидеть даже больше интересных деталей, чем исторических фотографиях.

Сегодня мы разберем фильм «Сказка о потерянном времени», снятый в 1964 году

Главный герой Петя идет в школу. Пересекает Садовую-Саомтечную улицу, на дальнем плане дома 9 и 12, на переднем плане справа дом 13, в настоящее время перестроенный

В этом кадре видны дома 13, 11 и 9

Машина с волшебниками приезжает в город. На заднем плане дом 30 по Комсомольскому проспекту, слева дом 31

Злые волшебники расходятся «на дело». Позади них проход между домами 29 и 31 по Комсомольскому проспекту

Мелкие пакости волшебники начинают творить в сквере у бассейна «Москва». На заднем плане «Дом на набережной», Берсеневская набережная дом 2

От продавца улетают воздушные шарики. На заднем плане справа дом Перцовой — дом 1 по Соймоновскому проезду

А Петя все теряет время. С мальчишками на самокатах у проходной Мосфильма

На крыше гаража. Слева в кадре дом 45 строение 1 по Комсомольскому проспекту, на заднем плане дом 50 по Фрунзенской набережной

Опять на Мосфильме. На заднем плане видны дома 12 и 14 по Мосфильмовской улице

На Москва-реке у Большого Устьинского моста. В левой части кадра виден Малый Устьинский мост через Яузу

Превращение произошло, но Петя остался третьеклассником. На следующем кадре он подрисовывает усы девушке на афише кинотеатра «Россия». На заднем плане видно здание издательства «Известия»

Наконец, Петя доходит-таки до школы. Школой служит московский дворец пионеров :)

Дальше Петя пытается продавать фрукты у универмага «Москва» на Ленинском проспекте

Собирается сбрить бороду в парикмахерской на Ленинском проспекте 9. В витринном отражении виден фронтон Первой градской больницы

Но вместо этого берет фуражку и жезл бреющегося милиционера и идет регулировать движение на улицу Доватора. Слева виден торец гостиницы «Юность», на заднем плане дом 14 по улице Доватора

На этом кадре виден фасад гостиницы «Юность». Далее наземный вестибюль станции метро «Спортивная» и дом 35 по Хамовническому валу

Расстроенный тем, что ничего не умеет, Петя идет на Котельническую набережную, где встречает продавщицу пирожков. На заднем плане дома 4/22 Б и 4/22 А по Космодамианской набережной

В этом кадре вид на дом 4/22 Б по Космодамианской набережной из под Большого устьинского моста

Дальше Петя узнает, что кроме него заколдованы еще две девочки и мальчик. Найдя Марусю Морозову они бегут искать остальных. На Смоленской улице у магазина «Руслан», Смоленская улица дом 3

Напротив МИДа

На фоне старой застройки Смоленской улицы

Второго превращенного мальчика ребята находят у кинотеатра «Россия». На заднем плане дом 19 по Тверской улице

Все в сборе, надо бежать снимать злые чары. Вид с балкона кинотеатра «Россия» на Страстной бульвар

Вид на Пушкинскую площадь. На заднем плане видны дома 16 и 17 по Тверской улице

Далее погоня разворачивается на улицах Севастополя.

На этом на сегодня все.

Церковь Николы в Хамовниках в Москве, 1987 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Где в Хамовниках жил Юрий Гагарин? И как снималась знаменитая «Сказка о потерянном времени»? Существовало ли в реальности кафе «Три тополя» из знаменитого фильма «Три тополя на Плющихе»? Об этом и многом другом в нашей постоянной рубрике «Москва киношная» расскажет обозреватель Алексей Байков.

Еще один детский фильм, о котором мы уже вспоминали, когда говорили о Тверской и Пушкинской площади, — «Сказка о потерянном времени». Машина привозит злых волшебников на Комсомольский проспект к «арке»-перемычке, которой оформлен проход между домом 29 (бывший магазин «Русский лен») и домом 31 (почтовое отделение) на углу 2-й Фрунзенской. Оттуда они расходятся, чтобы зарядиться «темной энергией», делая другим людям пакости. Сцена, в которой самый главный злой волшебник Прокофий Прокофьевич крадется за Петей Зубовым вдоль небольшой каменной оградки, за которой другие дети катаются на самокатах, снималась на той же стороне Комсомольского — на крыше каменного гаража, примыкающего к дому 45, строение 1. И еще одна сцена, сделанная в Хамовниках, — превратившийся в старика Петя собирается сбрить бороду в парикмахерской на Ленинском проспекте, дом 9, но вместо этого похищает у сидящего там ГАИшника фуражку и жезл, после чего отправляется регулировать движение на улицу Доватора рядом с гостиницей «Юность»… с плачевным результатом. В кадре при этом можно увидеть здание второго вестибюля станции «Спортивная» и дом 35 по Хамовническому валу. А теперь давайте разберемся. Во-первых, в «стекляшке» цоколя «Юности» в советские времена имелась своя парикмахерская, так что совершенно непонятно зачем режиссеру понадобился очередной «перенос в пространстве». Во-вторых, такого оживленного движения в этих местах не было никогда, и, соответственно, не было ни поста регулировщика, ни светофора.

Фильм «Сказка о потерянном времени», 1963 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Другой фильм урожая 1964 года — «Дайте жалобную книгу», про то, как усилиями влюбленных друг в друга журналиста и директриссы «олдскульный» ресторан «Одуванчик» в стиле «напился-подрался-мордой в салат» превращается в молодежное кафе со стеклянными интерьерами, модной шесидесятнической мебелью и Ларисой Мондус на эстраде. Большую часть «натуры» снимали вдалеке от интересующего нас района, кроме одной весьма знаменательной торговой точки. Автору этих строк не раз доводилось слышать «компетентное» мнение, что, дескать, всевозможные «оптовки» и «вещевые рынки» в Москве появились исключительно в 90-е, а в советские времена «такого безобразия не было». Так вот, первые промтоварные ярмарки появились как раз в 1960-х, в Лужниках (их и показывают в фильме) и на ВДНХ. Главным их достоинством, помимо ассортимента, был семидневный режим работы — в те времена выходной на неделе был один, а магазины работали по тому же графику, что и весь город. Так что рынки эти вполне исторические и имеют право на существование. Кстати, располагалась ярмарка в Лужниках в стороне от оси, соединявшей выход из «Спортивной» с главным входом на стадион, то есть спортивным мероприятиям она не мешала.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика. Часть 1. «Напарник» (1965). Сцена с ожиданием автобуса под проливным дождем снималась на улице Тимура Фрунзе напротив дома 5/2 по Комсомольскому у маленького бульварчика, соединяющего проспект с Фрунзенской набережной. Место и ракурс съемки очень хорошо опознаются, поскольку на втором плане видна часть «пряничного» Храма Николы в Хамовниках. «Булочная-кондитерская», вывеска которой попала в кадр, существует до сих пор, только теперь она называется «Гастрономия — булочная». Шурик садится в автобус и затевает ссору с асоциалом Федей — а сам транспорт, между тем, едет по какой-то странной траектории. То мы видим его рядом с Лужниками в том месте, где сейчас проходит ТТК, то он снова оказывается на Комсомольском напротив еще не построенного МДМ, то снова подъезжает к Лужникам слева от Краснолужского моста, который еще никто не думал переносить к Киевскому вокзалу и переименовывать в мост Богдана Хмельницкого.

Стройку, на которую отрядили Федю, снимали частью в Одессе, частью в Свиблово. А вот обед подопечному Шурика везут почему-то из района Плющихи — милицейская машина сперва проезжает уже знакомый нам по фильму «Испытательный срок» перекресток 1-го Вражского и 7-го Ростовского переулков, затем 2-й Тружеников переулок.

Разумеется, нельзя не вспомнить про одну из самых известных мелодрам 1960-х, само название которой связано с районом Хамовников – «Три тополя на Плющихе». Наверное, все в курсе, что изначально три тополя должны были стоять на Шаболовке (как в оригинальном рассказе Александра Борщаговского), но название и район съемок поменяли из-за того, что в сознании среднестатистического советского человека Шаболовка в то время прочно ассоциировалась с телевидением (Останкинской башни тогда еще не было даже в проекте).

Начинается фильм с традиционного набора московских панорам, в числе прочего мелькает ночная стоянка речных трамвайчиков «Москвич» рядом с парком Горького напротив Фрунзенской набережной. Этот причал киношники показывать очень любили (есть он, к примеру, в фильме «Семь нянек»); в наши дни «трамвайчики» оттуда убрали, расширили настил и сделали известную всей Москве летнюю танцплощадку. Дальше появляется таксист Саша на своей машине, и едет он по той же самой улице Тимура Фрунзе, на которой Шурик ждал автобуса. Поскольку съемка ведется от перекрестка, в кадр попадает кинотеатр «Фитиль». В начале 1960-х он назывался «Отдыхом» и был обычной, ничем не примечательной московской киношкой, но в 1962 году начал выходить юмористический киножурнал «Фитиль», в честь которого кинотеатр переименовали, привесили залихватскую вывеску в том же стиле – и место сразу же стало «культовым». Вот что ребрендинг животворящий делает. А замыкает перспективу в этом кадре один из самых красивых и необычных московских храмов – «пряничный» Никола в Хамовниках.

Здесь Саша сажает пассажирку, которую надо доставить «на Кутузовский за панораму», но привозит ее почему-то в Пожарский переулок рядом с Остоженкой. Далее у трех вокзалов Саша встречает Нюру, которая честно предупреждает его, что у нее есть всего рубль и 12 копеек. Не беда – Саша повезет ее вместе с узбекским дедушкой, так что первая остановка у них будет на Большой Пироговской у общежития Института красной профессуры.

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», 1968 год. Фото: ИТАР-ТАСС

Этот комплекс зданий, более известный в народе как «Дом-пила», он же «офицерские дома» и «Цыганское посольство», был построен по проекту конструктивистов Осипова и Рухлядева в 1929-31 годах, то есть в тот период, когда Москва активно застраивалась всевозможными ведомственными общежитиями. Предназначался он для слушателей Института красной профессуры, ставшего впоследствии Высшей школой марксизма-ленинизма, затем — Академией общественных наук при ЦК КПСС, а в наши дни – Российской академией госслужбы. По слухам, один из корпусов общежития был построен на средства, пожертвованные Максимом Горьким. Комплекс состоит из восьми шестиэтажных корпусов, расположенных в шахматном порядке и соединенных по внутренним торцам единой переходной галереей. Под галереями имеются арки для проезда во внутренние дворы. Нечетные корпуса выходят торцами на Большую Пироговскую, а четные — на Малую (отсюда и прозвище – «пила»). В основе проекта лежала секционная система, каждая секция состояла из двух комнат с маленькой прихожей, всего было по 10-12 секций на этаже.

Еще до завершения строительства общаги, ИКП подвергся реорганизации, поэтому «пилу» отдали военным, а заодно прекратили строительство целого квартала общественных зданий рядом с Новодевичьим монастырем. В основном в общежитии стали селиться будущие военные комиссары — слушатели Военно-политической академии имени Ленина (ныне Военный университет Министерства обороны РФ), но часть корпусов занимали учащиеся других военных ВУЗов, в том числе Военной академии имени Фрунзе, в первом корпусе жили «общевойсковые», в шестом — летчики. Довелось пожить в «пиле» и Юрию Гагарину.

Дальше пора везти наконец Нюру на Плющиху, и вот тут начинаются странности. Если посмотреть по карте – то от Большой Пироговской до Плющихи рукой подать. Но таксист Саша решил устроить аттракцион невиданной щедрости и за рубпь-двенадцать организовал своей пассажирке настоящую экскурсию по московскому центру. С Пироговки они неведомым образом оказываются на Новом Арбате .При этом в кадр попадает «самый киношный храм Москвы» — Симеон Столпник. А на другой стороне улицы видны достраивающиеся «книжки», между которыми еще не возведены торговые корпуса. Затем машина попадает под дождь на перекрестке Сивцева Вражека и Сатроконюшенного переулков. Потом Саша привозит Нюру обратно на Комсомольскую площадь, оттуда они зачем-то едут на Манежную, затем — на Смоленскую набережную. И наконец-то приезжают в Хамовники…думаете на Плющиху? Как бы не так – на Комсомольский к кинотеатру «Горизонт», где Саша покупает билеты, очевидно на фильм «Встреча в горах», афиша которого попадает в кадр. И уже оттуда они приезжают на Плющиху, правда почему-то через Большую Садовую. «Он шел на Одессу, а вышел к Херсону».

Кстати, стоит сказать о доме, к которому Саша подвез свою пассажирку. Сама Нюра называет «адрес» следующим образом:

— Там дом такой, что и проглядеть-то нельзя. Отовсюду видать.

— Высотный что ли? Он на Смоленской.

— Что ты, на Смоленской… Мост там. И церква старая. Как дом-то сложили, так церква в землю ушла. Скукожилась…

Вид на Ростовскую набережную Москвы–реки. Фото: ИТАР-ТАСС

И бывалый московский таксист сразу же понимает о чем речь — конечно же, это «Дом архитектора», он же дом 5 по Ростовской набережной. И «скукоженная» старая церковь – это не просто очередная городская легенда. Речь идет о церкви Благовещения Святой Богородицы на Бережках, первое здание, которое было построено на этом месте аж в 1413 году. С тех пор храм несколько раз полностью выгорал, но каждый раз с муравьиным упорством восстанавливался, последнее здание (которое и было снесено при завершении Дома архитектора) относилось к концу XVII века. Когда этот участок земли был выдан Союзу архитекторов под строительство жилого дома, сделано это было при условии, что храм, как памятник архитектуры, будет сохранен в неизменном виде. А дальше весь проект реконструкции Бережков попал в руки к великому Щусеву, который запланировал на набережной грандиозный ансамбль с обилием портиков, арок и прочего сталинского ампира. Первоначальный проект «Дома архитектора» предусматривал массивную колоннаду, обрамлявшую оба крыла здания – и получались как бы «руки», которыми Дом должен был обнимать старинную церквушку. Но щусевские прожекты натолкнулись на железобетонное «нет денег» и всю красоту пришлось урезать до единственной полуциркульной «сталинки», построенной вокруг церкви. Потом выяснилось, что на нее денег тоже не хватит, потом началась война – и в итоге к 1949 году, когда Щусев умер, закончен был только центральный сегмент Дома, без крыльев. И церковь Благовещения потихоньку начали ломать. Для начала с нее сняли купола. Далее с каждым годом храм постепенно разрушался, так что к 1960 году, когда наконец к Дому были пристроены кирпичные крылья , от «Благовещения» остались только колокольня да трапезная. К концу 1960-х их снесли начисто.

Ну и пара деталей под конец. Квартира Нины снималась в том же доме № 5, хозяева сдали свое жилье киношникам, а сами перебрались на дачу на все время съемок. Кафе «Три тополя» в 6-м Ростовском переулке никогда не было, а то, что мы видим в кадре – это построенная специально для фильма декорация.

Мы, наконец, разобрались с фильмами 1960-х. В оставшиеся два десятилетия советского кино, в Хамовниках камеры ставили, но редко.

«Школьный вальс» (1978). Мать Зоси узнает о том, что та беременна от Гоши и, не желая ломать дочери жизнь, везет ее делать аборт на Большую Пироговскую. Логично – почти все главные медицинские институты страны находятся именно на этой улице. Но выходят они из автобуса в Большом Олсуфьевском переулке, рядом с оградой Института по изысканию новых антибиотиков имени Г.Ф. Гаузе (ИНА РАМН). Что самое забавное, если бы события фильма происходили до революции, то тогда Зося с мамой попали бы как раз по адресу – тогда в этом здании располагался Гинекологический институт для врачей. А так до пункта назначения (Московской медицинской академии имени Сеченова) им придется идти пешком еще почти полкилометра.

Съемки фильма «ТАСС уполномочен заявить…», 1983 год. Фото: ИТАР-ТАСС

И сразу «прыгаем» в 1980-е, благо финал шпионского детектива «ТАСС уполномочен заявить» почти что целиком происходит в Хамовниках. Завербованный американцами Сергей Дубов успевает принять яд и умирает, так что КГБ не удастся ни допросить его, ни использовать в качестве двойного агента. Это «прокол», но маленькая лазейка все же осталась – в ЦРУ еще ничего об этом не знают и готовятся отправить атташе по культуре (он же агент Лунц) с контейнером. Операция с веточкой в Парке Победы проваливается, но американцы все равно хотят выйти на связь. Покойного Дубова-Трианнона с «той стороны» подробно инструктируют: ему надлежит сесть на метро, доехать до «Спортивной» и выйти к Лужникам. Пользоваться машиной ему при этом не рекомендуют, ибо Фрунзенский (Хамовнический) вал по вечерам мало загружен транспортом, и автомобиль может привлечь ненужное внимание. От метро Дубов должен будет пройти сперва по Фрунзенскому валу вдоль железнодорожного полотна, затем вдоль стены Новодевичьего кладбища до «ведомственной» бензоколонки (то есть той, которая обслуживает только государственный автотранспорт) на углу Хамовнического вала и Новодевичьей набережной. Кстати, колонка в этом месте есть и сейчас, но «наливают» там уже всем желающим. Напротив как раз и будет тот самый «железнодорожный мост, по которому разрешено движение пешеходов», то есть Краснолужский, в одной из башенок которого Лунц должен будет оставить «закладку». На сей раз операция проходит без сучка и без задоринки – культурный атташе со шпионским «булыжником» появляется точно в назначенное время и его берут тепленьким прямо на мосту, причем один из оперативников КГБ вылезает откуда-то снизу, явно из технического люка. Теперь американцам не удастся свергнуть демократический режим в далекой Нагонии.

Настало время заканчивать, хотя здесь можно было бы вспомнить и про зимнюю ярмарку из михалковского «Сибирского цирюльника», деревянные декорации для которой были построены прямо на льду Новодевичьего пруда, или про то, что «Институт пчеловодства» для фильма «Generation P» снимали в офисном здании РИА-Новостей

Кадры из фильма «Generation П». Фото: ИТАР-ТАСС

Но вспомним мы лучше про «Метро», благо почти все наземные съемки в этом фильме проходили как раз в Хамовниках. Про то, что вестибюль несуществующей в реальности станции «Садовая» Кольцевой линии был сделан из офисного здания дома 3, строение 1 по Зубовской площади (кстати, в советские времена там располагался обслуживающий московский центр Миусский телефонный узел), уже упоминалось в статье про фильмографию московского метро. Разберемся и с остальными уличными сценами:

Узнав о катастрофе в метро, Ирина садится в машину и мчится по Большой Пироговской (справа в кадре на секунду мелькают размытые очертания памятника великому хирургу), причем в направлении монастыря, то есть удаляясь от того места, где находится вход на «Садовую». Затем, пытаясь пробиться через пробки, она совершает резкий разворот на перекрестке Малой Пироговской и Первого Архивного переулка и снова едет в противоположном направлении, очевидно пытаясь добраться до Зубовской площади через улицу Россолимо. Наконец, рядом со зданием Государственного архива РФ она бросает машину и начинает пробираться пешком, причем бежит она мимо углового подъезда дома 19, строение 1 по Хользунову переулку, то есть в сторону «Фрунзенской». А затем происходит уже совсем необъяснимый случай телепортации, потому что в следующем кадре мотоциклист подбирает ее на Новодевичьем проезде и снова везет мимо серой стены ГАРФа, но в этот раз привозит уже куда надо. Достают всех терпящих бедствие из люка расположенного все там же, на Новодевичьем проезде, так что под конец мы можем наблюдать хэппи-энд и торжество семейных ценностей под музыку «Би-2» на фоне прекрасной летней панорамы монастыря.

На этом все.

Алексей Байков

December 20 2012, 15:53

Categories:

  • История
  • Россия
  • Кино
  • Cancel

Оригинал взят у visualhistory в Москва 1964 года. Сказка о потерянном времени

Обожаю скриншоты старых цветных фильмов! Подчас на них можно увидеть даже больше интересных деталей, чем исторических фотографиях.

Оригинал взят у sde_dave в Москва в кино. Х/ф «Сказка о потерянном времени» (Мосфильм, 1964)

Сегодня мы разберем фильм «Сказка о потерянном времени», снятый в 1964 году

Главный герой Петя идет в школу. Пересекает Садовую-Саомтечную улицу, на дальнем плане дома 9 и 12, на переднем плане справа дом 13, в настоящее время перестроенный

В этом кадре видны дома 13, 11 и 9

Машина с волшебниками приезжает в город. На заднем плане дом 30 по Комсомольскому проспекту, слева дом 31

Злые волшебники расходятся «на дело». Позади них проход между домами 29 и 31 по Комсомольскому проспекту

Мелкие пакости волшебники начинают творить в сквере у бассейна «Москва». На заднем плане «Дом на набережной», Берсеневская набережная дом 2

От продавца улетают воздушные шарики. На заднем плане справа дом Перцовой — дом 1 по Соймоновскому проезду

А Петя все теряет время. С мальчишками на самокатах у проходной Мосфильма

На крыше гаража. Слева в кадре дом 45 строение 1 по Комсомольскому проспекту, на заднем плане дом 50 по Фрунзенской набережной

Опять на Мосфильме. На заднем плане видны дома 12 и 14 по Мосфильмовской улице

На Москва-реке у Большого Устьинского моста. В левой части кадра виден Малый Устьинский мост через Яузу

Превращение произошло, но Петя остался третьеклассником. На следующем кадре он подрисовывает усы девушке на афише кинотеатра «Россия». На заднем плане видно здание издательства «Известия»

Наконец, Петя доходит-таки до школы. Школой служит московский дворец пионеров :)

Дальше Петя пытается продавать фрукты у универмага «Москва» на Ленинском проспекте

Собирается сбрить бороду в парикмахерской на Ленинском проспекте 9. В витринном отражении виден фронтон Первой градской больницы

Но вместо этого берет фуражку и жезл бреющегося милиционера и идет регулировать движение на улицу Доватора. Слева виден торец гостиницы «Юность», на заднем плане дом 14 по улице Доватора

На этом кадре виден фасад гостиницы «Юность». Далее наземный вестибюль станции метро «Спортивная» и дом 35 по Хамовническому валу

Расстроенный тем, что ничего не умеет, Петя идет на Котельническую набережную, где встречает продавщицу пирожков. На заднем плане дома 4/22 Б и 4/22 А по Космодамианской набережной

В этом кадре вид на дом 4/22 Б по Космодамианской набережной из под Большого устьинского моста

Дальше Петя узнает, что кроме него заколдованы еще две девочки и мальчик. Найдя Марусю Морозову они бегут искать остальных. На Смоленской улице у магазина «Руслан», Смоленская улица дом 3

Напротив МИДа

На фоне старой застройки Смоленской улицы

Второго превращенного мальчика ребята находят у кинотеатра «Россия». На заднем плане дом 19 по Тверской улице

Все в сборе, надо бежать снимать злые чары. Вид с балкона кинотеатра «Россия» на Страстной бульвар

Вид на Пушкинскую площадь. На заднем плане видны дома 16 и 17 по Тверской улице

Далее погоня разворачивается на улицах Севастополя.

На этом на сегодня все.

Случайно нарвалась вчера в телевизоре на детский фильм «Сказка о потерянном времени», который видела последний раз лет 15-20 назад. А тут прям засмотрелась… На героев, на их одежду, на Москву, на технику. Вроде бы вскользь, но в фильме показаны все архитектурные (и не только) новинки того времени.

Впечатлившись, порезала фильм на кусочки и предлагаю вам немного прогуляться в 1964 год. Желающие могут предварительно вспомнить подробности сюжета, прочитав саму повесть Шварца.

Первые кадры фильма — комната главного героя — Пети Зубова. Скорее всего павильон, но интерьер — самый тот — минималистичный. Детали: радиола, на ней — перекидной металлический календарь.
skopvr

Видеофрагмент:

Дальше. Петя выходит из дома. И вот тут меня полный затык. Я не могу сообразить, где это в Москве могли снимать. Так что есть подозрение, что это не Москва вовсе (в интернете удалось найти информацию, что снимал Птушко в Москве и в Крыму — в Стрелецкой бухте, так что по идее «городская часть» — вся московская). Но большинство склоняется к мнению, что это все-таки юга.
upd.: спасибо, heliya: это Севастополь.

skopvr2

Видеофрагмент:

Петя выходит на широкую улицу.
Видеофрагмент:

Долго думала, где это может быть такое на Ленинском, пока не подсказали — это Садово-Самотечная, после пересечения с Цветным бульваром. Там уже давно эстакада, поэтому так просто не узнать. Современное фото (взято с карт Яндекса):

Дома. Много стекла, но вроде бы не магазины.
romodin подсказывает: это башенки архитектора Белопольского на Комсомольском проспекте.

На бульваре. В кадр попали два вида фонарей.

Дети на самокатах. Мама вот подозревает, что это около высотки на Баррикадной.

Во всей красе показан, открытый в 1960 году, бассейн «Москва». Правда кое-где уже отлетела плитка и горка для съезда покрылась ржавчиной. Все равно выглядит впечатляюще. Кстати, заодно подборки фотографий бассейна: раз, два.

Видеофрагмент:

Набережная Москвы-реки, на которой сидит рыбак и…ловит рыбу — дело для наших современников немыслимое. По реке туда-сюда плавают суда. В частности «Ракеты», которые ушли в массовую эксплуатацию как раз с начала 60-х гг (первая прошлась по Москве-реке в 1957).
skopvr57

Видеофрагмент:

Набережная, кстати, Котельническая. Позже она снова покажется в кадре, в эпизоде с продавщицей пирожков (на продавщицу отдельно приятно посмотреть, а зеркало она держит точь-в-точь как мобилу).

Значительное место в кадре занимает жилой дом на Космодамианской набережной (4б/22), построенный по проекту архитектора В.А. Климова. Увы, дату постройки дома найти не удалось.

Видеофрагмент:

А герой идет в школу дальше и непринужденно с набережной попадает к кинотеатру «Россия». Тоже относительно свежий — построен в 1961 году.
Что за фильм «Дорога» установить не удалось. Но явно не феллиневский.
skopvr10

Еще в кадре видно, что логично, здание «Известий».
skopvr44

Видеофрагмент:

К «России» дети-старички вернуться позднее, разыскивая четвертого героя (в кадре еще одна афиша, но мне кажется, что она была нарисована специально для фильма):

А Петя, благодаря новейшим технологиям (о них можно почитать тут), уже модифицированный в старичка, таки дошел до школы.

Внутри скорее всего павильон. А то школа уж больно футуристическая.
skopvr24

Витражи
skopvr31

Кстати, за тем витражом, что за спиной учительницы — лестница на 3 этаж. Учительница потом по ней пойдет.
skopvr35

Гигантские классы.
skopvr59

skopvr60

Что там за окном? Прям «Свиссотель» какой-то =)
skopvr61

Но вот ее наружа…

Неужели у нас и вправду есть такое здание?

Спасибо operkot и romodin: это Дворец пионеров на Ленинских горах (каюсь, никогда даже около не была). Комплекс открылся в 1962 году.
skopvr37

Видеофрагмент:

После школы герой шел-шел, да и оказался на стройке. Стройка абсолютно безликая, но как бы показывает нам размах советского строительства и все такое.

После Петя оказывается Ленинском. Там за бетонным «лотком» продавщицы яблок ненавязчиво блестит на солнце громада свежеотстроенного (1963 год) универмага «Москва» (на официальном сайте универмага есть несколько фотографий того времени).

Видеофрагмент (в конце будет видно и сам Ленинский, он слева):

Дальше тоже интересно — парикмахерская тех времен.

Видеофрагмент:

В стекле парикмахерской отражается желтый особняк. Я сначала подумала, что раз предыдущие кадры – универмаг «Москва» (Ленинский пр-кт, 54), значит в отражении парикмахерской может быть Институт металлургии имени А.А. Байкова (Ленинский пр-кт., 49) или главный корпус физического института им. П.Н. Лебедева РАН (Ленинский пр-кт, 53) – оба желтые особняки с колоннами. Но потом посчитала колонны и поняла – не то. Зато больше отражение походит на здание усадьбы Гагариных, ныне больница №24 (Страстной бул., д. 15/29). Впрочем, я в этом совсем не уверена. Тем более, что, когда постовой встает из кресла – за окном мы видим явно не Страстной-Петровку. Правда съемок в одном месте никто и не обещал.

Далее наш герой снова учудил, украв фуражку и палку постового. Фрагмент интересен и автомобилями, и комбинированными съемками.

Но вот что за место?

Спасибо lindberg и usolt: это Хамовнический вал. Мы видим гостиницу «Юность» (построена в 1961 — опять «свежак»!), выход из станции «Спортивная» и здание завода «Спектр». Тут оно красное, а сейчас белое. Заводу здание было передано в 1965 году, а на момент съемок оно было все еще жилым домом, построенным, как и весь квартал, в 20-е гг.(изначально в нем было общежитие Академии Коммунистического воспитания).

Дальше по хронологии подворотня дома героя (об этом позже), Котельническая набережная, о которой говорилось выше и еще одна неопознанная школа (если это, конечно, школа), где хулиганит мальчик-волшебник.

Дальше снова Петя. Он пристает ко всем старушкам подряд с нескромным вопросом: «Корнет, вы девочка?», находит нужную и они бегут по Смоленке. В кадре МИД, витрины магазина «Руслан» и здание банка («Дом Несвицкой»), где я работала. А на самых последних кадрах нет привычных нашему взору гостиниц «Белград» и «Золотое кольцо». Они были построены в 1970, 1976 гг. соответственно.

Видеофрагмент:

Потом неопознанные бульвары (снимали видимо один и тот же — см. вначале ролик с воздушными шариками), «Россия» (тоже выше) и совершенно непонятные места. Больше всего в кадре мне нравятся стоящие вдоль бордюра люди. Смотрим:

Таким образом, мест опознанных меньше, чем неопознанных, но я надеюсь на вашу помощь. А пока некоторые детали того времени.

Например, транспорт.

Трафик города Москва:
skopvr13

Напоминаю, место не опознано:

Уже опознано, см. выше.
skopvr14

Троллейбус:
skopvr7

Пете снится модный мотороллер. Я честно облазила сайт www.motoroller.su, но именно эту модель так и не нашла.
skopvr40

skopvr39

Телефонная будка (все у того же универмага «Москва»):

Плакаты:

В кабине строительного крана: «Гасите окурки и спички».
skopvr8

Около дома Пети агитационные плакаты на тему выборов: «За победу коммунизма», «За мир», а третий не видно.
skopvr63

skopvr55

А вот в этом эпизоде мне понравился бордюрный камень. Никогда не встречала такой.
skopvr19

Ну а самое интересное — это, конечно, мода. В моде я не спец, так что просто приглашаю полюбоваться.

Особенно много нарядных женщин в эпизоде у универмага «Москва». И еще с зонтиками!

Вырез на платье у девушки слева.
skopvr45

skopvr46

skopvr47

Туфли у второй женщины справа.
skopvr48

Дама на бульваре. Какой каблук!
skopvr41

А как вам вот эта семья? Папа в берете, дочка в платочке, мама в красном платье.
skopvr20

Она нагибается и виден ряд пуговиц на спине.
skopvr18

Мама Пети в беретке, плиссированной юбке. А сумка ее мне очень понравилась.
skopvr56

Даже видеофрагмент (заодно подворотня, решетка на воротах, агитационные плакаты):

Синее платье школьной учительницы. Вполне эффектно:
skopvr32

skopvr36

А вот старушка у песочницы в гороховом комплекте и с козырьком от солнца:
skopvr53

skopvr54

Девочки тоже не отстают.

Гороховое пальто и шляпка у Маруси:
skopvr43

Повседневная одежда девочек на бульваре:
skopvr49

skopvr51

skopvr64

И даже в школе, где все в форме, одна девочка идет с необычной сумочкой в руке:
skopvr28

Впрочем, в кадр попали и мальчики:
skopvr15

И несколько витрин:
skopvr16

skopvr17

И видеофрагмент с мальчиками и витринами целиком.

Любопытно было бы узнать, что за магазин (может на другой стороне Смоленки?)

Вот romodin говорит, что это снова универмаг «Москва». как-то я с такого ракурса и не признала.

Вот собственно и все. Буду благодарна за помощь в идентификации неидентифицированного. Надеюсь, вам понравилось.

  • Где работал беликов в рассказе человек в футляре
  • Где пушкин написал сказку о царе салтане
  • Где пушкин написал сказку о рыбаке и рыбке
  • Где пушкин написал сказку о мертвой царевне и семи богатырях
  • Где прятались ящерицы которых фея превратила в лакеев в сказке ш перро золушка ответ