«Королевство кривых зеркал». История создания. Актеры и роли.
7 лет назад · 15727 просмотров
Сказку, по которой был снят фильм, сказочник Виталий Губарев посвятил своей любимой женщине, Тамаре Носовой. Она и сыграла одну из главных ролей в фильме.
Тетушку Аксал…
В основу сценария ленты был положен сюжет созданной в 1951 году повести детского писателя Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал». Режиссером фильма стал знаменитый советский киносказочник Александр Артурович Роу.
«Королевство кривых зеркал» было поставлено в 1963 году в период расцвета творческой активности Роу, после «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и перед «Морозко». В «Морозко» также сыграли девочки-близнецы из «Королевства» Оля и Таня Юкины (Геннадьевны, родились в 1953 году в Москве), но только в эпизоде, и больше в кино они никогда не появлялись. Утешением может служить то, что играли эти славные девочки у самого Роу, играли очень искренне и даже проявили незаурядное актёрское мастерство, а было им всего по 9 лет. Для картины пробовались много пар близнецов, но Роу выбрал девятилетних учениц 337-ой московской школы Олю и Таню Юкиных, которые покорили его своей веселостью и непосредственностью. А слово Роу было законом для коллег. Например, в «Огонь, вода и… медные трубы» в главной роли исключительно по воле Роу снялся рабочий киностудии, никому тогда не известный Алексей Катышев. Вся отборочная комиссия была против, но Роу настоял и сделал из 18-летнего парня настоящего киногероя, которого полюбили и за границами СССР. Роу обладал способностью всех гениальных режиссёров — видеть Своего Актёра. Георгий Милляр у Роу мог в одном и том же фильме выступать в нескольких ролях. В «Королевстве кривых зеркал» он — придворный, королева, возница. Юкины были весёлыми и непосредственными, но режиссёру подчинялись беспрекословно. А работать было тяжело.
После выхода «Королевства кривых зеркал» на экраны девочки стали настоящими звездами для своих ровесников: в школе им не давали прохода, а на студию имени Горького приходили мешки писем для них. Но роли Оли и Яло стали единственной заметной работой в кино юных актрис — они снялись еще в одной картине Александра Роу — сказке «Морозко», где появились в эпизодических ролях девочек, собирающих зимой в лесу грибы.
Исполнитель роли Нушрока Андрей Файт, которому на момент участия в «Королевстве кривых зеркал» исполнилось шестьдесят лет, вспоминал, что ему на съемках очень пригодились подготовка, полученная им еще в годы учебы в институте:
«В Королевстве кривых зеркал в возрасте шестидесяти лет я скакал верхом на лошади на продолжении почти всей картины. Скакал иногда по крутым, каменистым, не совсем безопасным тропам. Это был последний фильм, потребовавший от меня спортивных навыков. Многие сцены, действительно, стоили большого напряжения сил. Но я ни в коей мере не ропщу, потому что мне помогала отличная физическая закалка — до сих пор я езжу верхом на лошади, занимаюсь акробатикой, боксом, приспособлен к кочевой жизни в дальних экспедициях».
Съемки фильма «Королевство кривых зеркал» проходили летом 1962 года в Крыму — в Ялте, Симеизе, поселке Красный Камень. В кадр попали павильон Ялтинской киностудии, расположенный на Поликуровском холме, и дорога в Крымское государственное заповедно-охотничье хозяйство. Как и во всех своих фильмах, Александр Роу, благодаря мастерскому применению техники комбинированных съемок, умело сочетал натуру с макетами и нарисованными элементами. Фантастические декорации к картине изготовили художники Арсений Клопотовский, ставший впоследствии постоянным соавтором Роу, и Александр Вагичев.
Злобную Анидаг (Гадина) сыграла неземной красоты птица-феникс Лидия Владимировна Вертинская, жена знаменитого печального Пьерро, поэта-шансонье Александра Николаевича Вертинского (21 марта 1889 года — 21 мая 1957 года).
Властный Нушрок (Коршун) — Андрей Андреевич Файт. Роли надменных владык, утеснителей простого люда должны были исполнять актёры с точёными масками патрициев — Вертинская, Андрей Файт. У Роу он снялся кроме «Королевства» в первом фильме режиссёра «По щучьему велению» (1938), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968). Файт — это Магрибинец из «Волшебной лампы Алладина» Бориса Рыцарева (1967), Мсье Дюк из «Короны Российской Империи» (1971) Эдмонда Кеосаяна, Слепой Пью («Остров сокровищ» 1971 года Евгения Фридмана с Борисом Андреевым в роли Сильвера).
Мальчик-Гурд (Друг, Андрей Освальдович Стапран, 26 декабря 1947 года, на 6 лет старше девочек) вырос и закончил режиссёрский факультет ВГИКа, занимается документальным кино. Кстати, его можно увидеть и в «Морозко» Роу (в эпизоде, как и Юкиных).
Анатолия Львовича Кубацкого (Король Йагупоп (Попугай), 01 ноября 1908 — 29 декабря 2001) Роу в свои фильмы приглашал постоянно, начиная с картины «Новые похождения Кота в сапогах» (1957).
Аркадий Михайлович Цинман (Абаж (Жаба) — также актёр Роу («Огонь, вода и… медные трубы» (1968), «Варвара-краса, длинная коса» (1969)).
Татьяна Семёновна Барышева — бабушка Оли — была и бабушкой Маруси (Наташа Защипина) из «Первоклассницы» Ильи Фрэза 1948 года. Была жизнерадостным человеком, танцевала в водевилях. Участвовала во многих детских фильмах, например, в «Подкидыше» (1939), «Белый пудель» (1955), «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964). У Роу играла в картинах: «Василиса Прекрасная» (1939), потом — только в 1963-м в «Королевство кривых зеркал», «Морозко» (1964), «Огонь, вода и… медные трубы» (1968). Во взрослых фильмах: «Капитанская дочка» (1928), «Сорочинская ярмарка» (1939), «Дело Артамоновых», «Сердца четырёх» (1941), «Человек родился» (1956).
Вера Владимировна Алтайская в силу характерной внешности принуждена была играть злодеек — Асырк (Крыса) в «Королевстве», Мачеха в «Морозко»…
Георгий Францевич Милляр был любимым артистом Роу
Интересные факты:
— Георгий Милляр, как и в нескольких других сказках Роу, сыграл в «Королевстве кривых зеркал» несколько ролей — наиглавнейшего церемониймейстера, вдовствующую королеву и королевского возчика. — В 1985 году был издан двадцатистраничный комикс, основанный на сюжете картины «Королевство кривых зеркал».
— В 2006 году, когда отмечалось сто лет со дня рождения Александра Роу, Почта России выпустила серию юбилейных почтовых конвертов с изображением кадра из фильма «Королевство кривых зеркал».
— За съемки в картине Оля и Таня Юкины получили по 80 рублей, но больше чем деньгам, девочки были рады возможности провести целое лето в Крыму.
— Оля Юкина сыграла в фильме свою тезку, а Таня – Яло, чтобы на съемочной площадке не возникло путаницы с именами девочек.
— Ваше Величество, ковырять в носу неприлично!
— Королю всё прилично!
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Kingdom of Crooked Mirrors | |
---|---|
Soviet billboard theatrical poster of the film |
|
Directed by | Aleksandr Rou |
Written by | Lev Arkadyev Vitali Gubarev |
Starring | Olga Yukina Tatyana Yukina Andrei Fajt Arkadi Tsinman Lidiya Vertinskaya |
Music by | Arkady Filippenko |
Distributed by | Gorky Film Studio |
Release date |
1963 |
Running time |
80 minutes |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Kingdom of Crooked Mirrors (Russian: Королевство кривых зеркал, translit. Korolevstvo krivykh zerkal) is a 1963 Soviet fairy tale film directed by Aleksandr Rou based on the novel, Kingdom of Crooked Mirrors, by Vitali Gubarev.
At the end of 2007, Russia TV filmed a musical remake with the same name, featuring stars Nikolay Baskov, Alla Pugacheva, and the Tolmachevy Sisters. The original film contains introduction music and a fairytale style of the early 1960s.[1] It is also notable for its use of actual twins in the leading roles.
The film was also the inspiration for a restaurant in Moscow which only hired twins as waiting staff.[2]
Plot summary[edit]
Similar in subject to and perhaps inspired by the novel Through The Looking Glass, the film centers around an encounter between a girl named Olya and a mysterious counterpart, Yalo, while staring into a mirror. The characters are exact opposites: Yalo is the absolute opposite of Olya in every way. Where Yalo is organized and precise, Olya is careless and absent-minded. In the story, Olya steps through the mirror into the Kingdom of Crooked Mirrors where Yalo resides. The kingdom, under the rule of King Yagupop LXXVII (reverse of Popugay, meaning parrot), produces crooked mirrors that brainwash its people through subtle changes in reality. When Yalo’s friend, a boy named Gurd (reverse of Drug, meaning friend), is suddenly imprisoned for refusing to make crooked mirrors by the evil leaders Anidag (reverse of Gadina, meaning snake), Nushrok (reverse of Korshun, meaning kite) and Abazh (reverse of Zhaba, meaning toad), Olya decides to accompany Yalo to rescue him.
They meet a character who introduces herself as Aunt Aksal (reverse of Laska, meaning kindness), one of the king’s cooks, who in order to help them reach the king and save Gurd, disguises them as pages of the king. On meeting the king, Anidag, Nushrok, and Abazh reveal themselves to be the actual powers behind the throne. The latter half of the story focuses on their ultimate defeat and the rescue of Gurd with the help of Anidag’s humiliated old servant Bar (reverse of Rab, meaning slave), who rebels against his master. The kingdom’s mirrors are returned to normal, and its society becomes free. Olya at last returns to her home and lives happily ever after with her grandmother.
It has been suggested[by whom?] the story is directed at the perceived hypocrisy of western nations in attacking the Soviet propaganda machine during the Cold War.
Cast[edit]
- Olga Yukina as Olya
- Tatyana Yukina as Yalo
- Tatyana Barysheva as Grandmother
- Anatoly Kubatsky as Jagupop 77
- Andrei Fajt as Nushrok
- Lidiya Vertinskaya as Anidag
- Arkadi Tsinman as Abag
- Andrei Stapran as Gurd
- Ivan Kuznetsov as Bar
- Georgi Millyar as Grand Master of ceremonies
- Pavel Pavlenko as Master of ceremonies
- Tamara Nosova as Aunt Aksal
- Vera Altayskaya as Asirk
- Alexander Khvylya as the royal chef
- Valentin Bryleyev as tambourmajor
References[edit]
- ^ «Лекции. «Королевство кривых зеркал»«. Archived from the original on 2019-08-02. Retrieved 2019-08-02.
- ^ The Moscow restaurant only hiring twins
External links[edit]
- Kingdom of Crooked Mirrors at IMDb
Kingdom of Crooked Mirrors | |
---|---|
Soviet billboard theatrical poster of the film |
|
Directed by | Aleksandr Rou |
Written by | Lev Arkadyev Vitali Gubarev |
Starring | Olga Yukina Tatyana Yukina Andrei Fajt Arkadi Tsinman Lidiya Vertinskaya |
Music by | Arkady Filippenko |
Distributed by | Gorky Film Studio |
Release date |
1963 |
Running time |
80 minutes |
Country | Soviet Union |
Language | Russian |
Kingdom of Crooked Mirrors (Russian: Королевство кривых зеркал, translit. Korolevstvo krivykh zerkal) is a 1963 Soviet fairy tale film directed by Aleksandr Rou based on the novel, Kingdom of Crooked Mirrors, by Vitali Gubarev.
At the end of 2007, Russia TV filmed a musical remake with the same name, featuring stars Nikolay Baskov, Alla Pugacheva, and the Tolmachevy Sisters. The original film contains introduction music and a fairytale style of the early 1960s.[1] It is also notable for its use of actual twins in the leading roles.
The film was also the inspiration for a restaurant in Moscow which only hired twins as waiting staff.[2]
Plot summary[edit]
Similar in subject to and perhaps inspired by the novel Through The Looking Glass, the film centers around an encounter between a girl named Olya and a mysterious counterpart, Yalo, while staring into a mirror. The characters are exact opposites: Yalo is the absolute opposite of Olya in every way. Where Yalo is organized and precise, Olya is careless and absent-minded. In the story, Olya steps through the mirror into the Kingdom of Crooked Mirrors where Yalo resides. The kingdom, under the rule of King Yagupop LXXVII (reverse of Popugay, meaning parrot), produces crooked mirrors that brainwash its people through subtle changes in reality. When Yalo’s friend, a boy named Gurd (reverse of Drug, meaning friend), is suddenly imprisoned for refusing to make crooked mirrors by the evil leaders Anidag (reverse of Gadina, meaning snake), Nushrok (reverse of Korshun, meaning kite) and Abazh (reverse of Zhaba, meaning toad), Olya decides to accompany Yalo to rescue him.
They meet a character who introduces herself as Aunt Aksal (reverse of Laska, meaning kindness), one of the king’s cooks, who in order to help them reach the king and save Gurd, disguises them as pages of the king. On meeting the king, Anidag, Nushrok, and Abazh reveal themselves to be the actual powers behind the throne. The latter half of the story focuses on their ultimate defeat and the rescue of Gurd with the help of Anidag’s humiliated old servant Bar (reverse of Rab, meaning slave), who rebels against his master. The kingdom’s mirrors are returned to normal, and its society becomes free. Olya at last returns to her home and lives happily ever after with her grandmother.
It has been suggested[by whom?] the story is directed at the perceived hypocrisy of western nations in attacking the Soviet propaganda machine during the Cold War.
Cast[edit]
- Olga Yukina as Olya
- Tatyana Yukina as Yalo
- Tatyana Barysheva as Grandmother
- Anatoly Kubatsky as Jagupop 77
- Andrei Fajt as Nushrok
- Lidiya Vertinskaya as Anidag
- Arkadi Tsinman as Abag
- Andrei Stapran as Gurd
- Ivan Kuznetsov as Bar
- Georgi Millyar as Grand Master of ceremonies
- Pavel Pavlenko as Master of ceremonies
- Tamara Nosova as Aunt Aksal
- Vera Altayskaya as Asirk
- Alexander Khvylya as the royal chef
- Valentin Bryleyev as tambourmajor
References[edit]
- ^ «Лекции. «Королевство кривых зеркал»«. Archived from the original on 2019-08-02. Retrieved 2019-08-02.
- ^ The Moscow restaurant only hiring twins
External links[edit]
- Kingdom of Crooked Mirrors at IMDb
Королевство кривых зеркал – сказочный мир зазеркалья, где даже имена героев – их зеркальные отражения. Власть узурпировала группа алчных богачей: Король Йагупоп (Попугай) LXXVII, наиглавнейший министр Абаж (Жаба) и главнейший министр Нушрок (Коршун). Каждый из министров и дочь Нушрока, красавица Анидаг (Гадина), предпочли бы царствовать самолично. К своей цели они способны идти по головам. Сговорившись с Абажем, Анидаг соглашается отравить своего отца. Нушрок же пытается отравить Абажа, а тот, в свою очередь, – Анидаг.
По их приказу в стране изготавливаются лишь кривые зеркала, глядя в которые уродливые люди кажутся красивыми, а красивые, наоборот, – уродливыми; молодые становятся старыми, а старые – молодыми; голодные и измождённые выглядят цветущими и упитанными, а сытые и дородные – стройными и худощавыми.
Единственное зеркало, отражающее реальность, остаётся в тронном зале короля. Зеркальщики королевства изготавливают не только кривые, но и обычные зеркала. Правда, делают их тайно. Юного Гурда (Друга), отказывающегося делать кривые зеркала, приговаривают к смертной казни, в ожидании которой он заточён в Башню смерти.
Главная героиня фильма, третьеклассница-пионерка Оля, вечно не слушается свою бабушку, привирает, капризничает и ленится. Бабушка, сетуя на внучку, приговаривает: «Эх, внученька, внученька! Если б ты могла посмотреть на себя со стороны!»
Погнавшись за убежавшим через волшебное зеркало котом Барсиком, Оля попадает в Королевство кривых зеркал, где сталкивается со своим отражением – девочкой по имени Яло. Разыскивая кота и его отражение, девочки становятся свидетелями ареста зеркальщика Гурда и решают вызволить мальчика из Башни смерти. Для этого им надо завладеть Королевским ключом – символом королевской власти. Ключ существует в двух экземплярах: один – у короля, другой – у наиглавнейшего министра Абажа.
В критической ситуации Оля становится более ответственной и требовательной к себе, а Яло воплощает все её недостатки: рассеянность, лень, чрезмерную любовь к сладкому, неаккуратность и боязливость. Проникнув во дворец с помощью кухарки тётушки Аксал (Ласка), девочки, переодевшись в пажей и выдав себя за мальчиков, похищают Ключ. Угнав королевскую карету, они едут выручать Гурда, но возле Башни смерти Яло обнаруживает, что Ключ пропал. Оля решает достать второй Ключ, однако на пути к Абажу их встречает Анидаг и заманивает в за́мок Нушрока, расположенный на высокой отвесной скале над морем.
Оля убегает из замка, прыгнув через окно в море, а побоявшуюся прыгнуть Яло бросают в подвал замка, где она случайно находит подземный ход, по которому добирается до жилища Абажа. Из-за потайной двери она наблюдает за ссорой Абажа с Нушроком и Анидаг. Воспользовавшись удобным моментом, Яло завладевает ключом.
После головокружительной погони, в которой им помогает Бар (Раб) – кучер Анидаг, девочки освобождают Гурда. Оказывается, Яло не теряла второй ключ, а просто по рассеянности не нашла его у себя в карманах. Оля, Яло и Гурд, находясь на Башне смерти, поют пионерскую отрядную песню «Флажок», и услышав её, Йагупоп становится попугаем, Нушрок превращается в коршуна (и Бар убивает его камнем), Анидаг – в змею, а Абаж – в жабу.
Оля снова оказывается дома, перед зеркалом. «Посмотрев на себя со стороны» (то есть пообщавшись со своим отражением), она исправляется, чем бесконечно удивляет и радует свою бабушку.