-
December 6 2018, 08:42
- СССР
- Кино
- Путешествия
- Cancel
В этой гостинице снимали советский фильм «Старик Хоттабыч»
В Сочи есть очень красивое заброшенное здание, называется санаторий «Орджоникидзе», выглядит как настоящий дворец!
Вход на территорию свободный, в здания проходить уже запрещено, есть охранники.
Как найти?
Находится по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 96, корп. 5. Нужна остановка, которая так и называется «санаторий Орджоникидзе». Сюда ездит огромное количество маршруток. Здание находится между Дендрарием и Мацестой. Вход есть прямо с автобусной остановки, но я заходила сверху.
О санатории
Территория санатория огромная — 16 га, я насчитала 4 больших здания с колоннами, вокруг них заброшенный субтропический парк, есть красивый фонтан, арки, кругом сплошная красота! Здесь проводятся фотосессии, гуляет народ. Кстати, у санатория по прежнему есть свой сайт, где можно увидеть фотографии, когда он был в рабочем состоянии www.orjonikidze.ru.
В настоящее время санаторий заброшен с 2010 года (8 лет) в связи со сменой собственника, официальная версия — «реконструкция и обновления фондов», чего по факту нет.
Лечебная здравница была построена в 1935 году по приказу Сталина, считалась памятником федерального значения. В советское время здесь отдыхали передовики производства и партийная элита, это был один из самых популярных санаториев. Что интересно, именно здесь снимали советский фильм «Старик Хоттабыч».
Есть информация, что отдыхающих из санатория доставлял фуникулер, он частично проходит по санаторию «Правда». Линия построена в 1952 году. Длина — 350 м, линия однопутная, использовалось 2 вагона. Особенностью линии считался 126-метровый тоннель, сооружённый по технологиям метрополитена, который проходит под Курортным проспектом. С 2010 года не работает, сейчас заброшен, но увы его я не обнаружила.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Фонтан называется «Танцующие вакханки».
15. Советы по ходьбе.
16.
17.
18.
19. Еще видны красивые потолки.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Замечательная киносказка «Старик Хоттабыч» радует не одно поколение отечественных зрителей. Этот добрый фильм смотрят с удовольствием до сих пор, хотя он вышел на экраны более полувека назад, в далёком 1956 году.
По сюжету действие картины происходит в Москве, но в столице снимали лишь панорамы города и Москву реку, где Волька нашел кувшин. Караван со слонами и верблюдами — в Сочи, когда там гастролировал цирк под управлением дрессировщика Корнилова. В Сочи же находится и санаторий имени Серго Орджоникидзе, в фонтан которого упали герои фильма на ковре-самолете. Поездка на верблюде снималась в Одессе (московские высотки в этих кадрах — нарисованные). Большая же часть сцен снималась в павильонах «Ленфильма», и несколько эпизодов — под небом Ленинграда. Но какие же это эпизоды и где именно они сняты? Чтобы ответить на этот вопрос, я вооружился скриншотами, фотоаппаратом и отправился на поиски…
Эпизод первый. Возвращение из школы.
После провала на экзамене по географии Волька возвращается домой. Во дворе его нагоняет Гога-Пилюля. Мы видим ухоженный дворик с детской площадкой, сталинские четырехэтажные дома. Вообще сталинская архитектура — ненавязчивый фон всего фильма. Но где же находится этот двор? Актеры рассказывают в инервью, что снимали где-то в Новой Деревне. Значит, искать надо там. Мои поиски начались от станции метро «Черная речка». Интуиция подсказывала, что искать следует в домах между Приморским проспектом и улицей Савушкина. И действительно, через десять минут неспешной прогулки я нашел этот двор, запечатленный на кадрах кинопленки. Конечно же, за полвека разрослись деревья, и сфотографировать фасады зданий сейчас крайне проблематично, а в летний период — почти невозможно. Благо, ранней весной нет зелени и кое-что запечатлеть все-таки удалось.
На экране мы видим, как Пилюля бежит откуда-то со стороны Приморского проспекта между домами 26 корпус 2 и 28 корпус 2, числящимися по улице Савушкина.
Слева в кадре появляются первые корпуса этих домов. Вобщем, двор изменился сильно, но кое-какие детали сохранились: и пожарные лестницы, и металлический навес над входом в подвал.
Но главное, сохранилось одно из деревьев — живой свидетель киносъемок. Мальчишки стоят в кадре меж тонких стволов черёмухи. Одно деревце выжило, и сейчас это красивое раскидистое дерево.
После разговора Пилюля скрывается в подъезде. Так выглядит эта дверь сегодня.
К сожалению, в наше время кодовых замков и домофонов сталинская «столярка» почти исчезла. Эту фотографию я сделал у соседнего дома.
Поскольку Пилюля и Волька живут в одном подъезде, можно с уверенностью сказать, что домашний адрес Вольки ибн Алёши — ул. Савушкина, д. 30.
Эпизод второй. Телефонная будка.
Вернувшись из тёплых стран, Волька собирается позвонить по телефону. Но к двум таксофонам стоят очереди. Хоттабыч наколдовал третью будку. Оказывается, герои нашли телефонные будки прямо посреди сквера площади Революции (в наши дни она вновь именуется Троицкой) — на заднем плане хорошо различима большая клумба, сохранившаяся до наших дней.
Однако радость мальчишек быстро сменяется разочарованием — телефон сделан из цельного куска мрамора.
А когда камера снимает Хоттабыча с мальчишками в будке, кадр сменяется, и — о, чудо! — за спиной Вольки возникает… двор в Новой Деревне.
Третья будка исчезает… На заднем плане хорошо различим роскошный сталинский дом. Знатоки города без труда опознают в нем здание института Ленпроект — генерального проектировщика социалистического Ленинграда.
Герои фильма явно ходят кругами, поскольку в следующем кадре они идут вдоль бокового проезда площади Революции от улицы Куйбышева к Неве. Еще немного и они вновь смогут оказаться напротив того места, где только что стояли телефонные будки. Похоже, Хоттабыч был родственником Ивана Сусанина.
Мало того, лишь только кинокамера начинает снимать Хоттабыча с другой стороны, огромный сквер площади Революции сужается до размеров тротуара…
Кстати, в этом небольшом эпизоде на заднем плане в кадр то и дело попадает разнообразный автотранспорт, а в самом конце эпизода по улице Куйбышева проносится грузовой трамвай с прицепом.
Эпизод третий. Стадион.
Один из самых запоминающихся эпизодов фильма — матч футбольных команд «Шайба» и «Зубило», который не обошелся без чудачеств старика Хоттабыча. Но мало кто обращает внимание, что матч проходит… сразу на двух ленинградских стадионах, расположенных в разных частях города.
На тех немногих кадрах, где появляются зрительские трибуны, мы видим всем известный стадион имени С.М.Кирова.
Но большую часть игры футболисты бегают по зелёному газону небольшого стадиона «Светлана», расположенного напротив одноименного завода на Светлановском проспекте.
А в части кадров, снятых на стадионе «Светлана», зрительские трибуны вообще оказываются нарисованными!!!
Эпизод четвертый. После матча.
Хоттабыч, Волька и Женя в толпе болельщиков возвращаются со стадиона («Светлана» имени Кирова) через… Московский парк Победы!!! Но это же на другом конце города! Далеко позади — дома Кузнецовской улицы. В наши дни с этого места за разросшимися деревьями их не видно даже в зимний период. И идут герои в направлении от Московского проспекта к проспекту Юрия Гагарина. Ну откуда ж Хоттабычу знать, что через четверть века построят спортивно-концертный комплекс имени Ленина, и болельшики будут возвращаться с матчей ровно в противоположном направлении!
Герои переходят на другой берег пруда по мосту. Отмечу, что на противоположном берегу пруда ещё не видно летней эстрады — она будет сооружена через год после съёмок фильма.
И вот здесь — ко всеобщему изумлению! — режиссёр фильма проявил топографическую точность. Персонажи приходят на детскую площадку. Ещё идёт строительство дома на Кузнецовской улице (архитектор Б.Н.Журавлёв). Детская площадка на этом месте и сейчас, вот только скульптуру И.Варшаковой «Приём в пионеры» развернули на 180 градусов. По свидетельству жителей соседних домов, статую несколько раз сбрасывали с постамента. Это объясняет, почему за 50 лет скульптура сменила ориентацию (в пространстве).
Собственно говоря,
ВСЁ
Другие фильмы:
Путешествие на станцию метро «Дачное» с киногероями. Часть 1.
Путешествие на станцию метро «Дачное» с киногероями. Часть 2.
По следам итальянцев в России.
«Старик Хоттабыч» — с раннего детства любимая сказка зрительских поколений! Волшебная история с захватывающими приключениями, чудесами и искренней дружбой, на первый взгляд, совершенно не связана с Одессой. Но это не помешало нашему городу стать местом съемок самых значимых сцен культового детского фильма! О том, что связывает Хоттабыча и наш город, какие трудности возникли во время съемок, как главные герои рассекали на верблюде по одесским улицам- обо всем этом и многом другом мы узнаем отправившись в кинопутешествие по Одессе пятидесятых годов!
«Старик Хоттабыч» 1956 год.
Режиссер: Геннадий Сергеевич Казанский
В ролях: Н. Волков, А. Литвинов, Г. Худяков, Л. Ковальчук, М. Блинова, Е. Копелян, Е. Весник и многие другие.
Главный герой кинофильма, школьник Волька Костыльков, находит в реке древний сосуд. Волька открывает его, перед ним предстает джин по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Гость из бутылки считает Вольку своим спасителем и в благодарность за этот поступок одаривает всем, что душа пожелает. Зритель вместе с героями погружается в сказочную атмосферу волшебства, чудес, увлекательных приключений и даже совершает полет на ковре-самолете!
Премьера кинолента состоялась в августе 1957 года в завершении школьных каникул. В первые полгода фильм посмотрели несколько миллионов зрителей. Шедевр режиссера Казанского положил начало эре детского кино. С этого момента в стране начинают массово создавать фильмы специально для детей.
Кинолента основана на одноименной сказке Лазаря Лагина 1938 года, он же является автором сценария. Однако подобный сюжет к тому времени уже встречался в рассказе Гатри Томаса Энсти под названием «Медный кувшин» 1900 года. В основе романа британского писателя — фантаста аналогичная встреча джина Факраша и молодого архитектора из Лондона по имени Гораций. Надо сказать, что истории похожи одна на другую очень отдаленно. Характеры джинов, равно как и их освободителей, разнятся. А в сюжете хорошо просматривается любовная линия. Справедливости ради отметим, что первоисточником для обеих рассказов послужила история про «Аладдина и волшебную лампу» из книги сказок «Тысячи и одной ночи» Шехерезады. Кто, а главное кому должен предъявлять авторские права решать Вам.
А в середине пятидесятых режиссеру Генннадию Казанцеву было не до этого. Ведь «Старик Хоттабыч» ̵#8212; это не просто заурядный детский фильм. Это — большое, зрелищное, насыщенное современными по тем временам спецэффектами и комбинированными съемками кино. Например, полет на ковре-самолете, снимали в специальном павильоне, в кромешной темноте, по аналогии с современным «зеленым экраном».
Подбор детей — актеров на главные роли был тоже задачей не из легких.
Создатели киноленты просмотрели тысячи претендентов на роль главного героя и отказали Алексею Литвинову. Но спустя некоторое время вернулись к его кандидатуре и Вольку сыграл именно он. Любопытно, что юный киноартист очень хорошо учился в школе. До съемок в фильме. После этого Алеша сильно отстал по всем предметам.
А вот вопрос кого снимать в роли Гассана Хоттабыча совершенно не тревожил главного режиссера.
Да будет тебе известно, что я знаменитый мудрец, лекарь и звездочет!
И приехал сюда из Багдада по приглашению самого Эмира!
Меня зовут Гуссейн — Гуслия
Ведь Николай Николаевич Волков уже с успехом примерял на себя подобный восточный образ, сыграв колоритного звездочета Гуссейна — Гуслию в кинофильме «Насреддин в Бухаре» 1943 года.
А знаете ли Вы, что имя актера Николая Агурова неразрывно связано с Одессой?! Свой псевдоним «Волков» он взял именно в нашем городе, в Одесском академическом русском драматическом театре, где артист проработал более двадцати лет. Его дебют в кино состоялся на одесской киностудия в 1941 году в картинах «Боксеры» и «Таинственный остров». Но из одесских ролей нам особенно запомниться созданный им образ профессора Козаченко в экранизации повести «Зеленый фургон» 1959 года.
На этом кадре самые внимательные из Вас узнают еще одну легенду советского кино — Романа Сергеевича Филиппова. Роль одесского преступника Федьки-Быка в «Зеленом фургоне» — одна из первых в карьере актера.
А мы с Вами навсегда запомним его персонаж Евгения Николаевича Ладыженского из бессмертной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» с вопросом:
— Ты зачем усы сбрил, дурик?!
И фразу, ставшей классикой:
— Будете у нас на Колыме, — милости просим!
— Нет, уж лучше Вы к нам…
Возвращаемся на съемки «Старика Хоттабыча», где у режиссера появляется проблема. Для сцены, в которой по сюжету могущественный джин преподносит пионеру дворец и множественные диковинные дары необходимы дикие экзотические животные. Принято решение на несколько дней всей съемочной группой отправится в Одессу, где в это время гастролировал всемирно известный цирк Корниловых.
По сценарию кинофильма действия разворачиваются в Москве. А значит Одессу, с ее совершенно не столичной архитектурой, необходимо выдать за главный город Советского Союза. И снова счастливый случай, и снова Одесса выручает! К великой радости создателей кинокартины на проспекте имени Т. Г. Шевченко едва успели построить типичный для пятидесятых годов, монументальный жилой дом столичного размаха. Кстати, проспект в то время именовался иначе. Современное, знакомое нам название он получит лишь в середине шестидесятых годов, а пока он носит гордое имя Ново-Аркадийская улица.
Итак, огромный и в тоже время уютный двор свежего новостроя стал сценой для съемок эпизодов, в которых Гассан Абдуррахман пытается покорить Вольку всей мощью своей магии и волшебства!
— Я знаю, что подарить тебе, о Волька!
— Какой еще подарок?!
— Смотри, о Волька! Это прекраснейший из дворцов халифа Гарун-аль-Рашида!<
Джин отрывает несколько волосков из бороды. Отметим, что в фильме как и в книге отсутствует знаменитая фраза «Трах — тибидох». Она станет народной, появившись в радиоспектакле 1958 года. И в следующее мгновение посреди простого двора появляется роскошный дворец!
А на нем памятная табличка.
В этом фрагменте присутствует незначительный киноляп. Волька произнося в слух надпись, проговаривает слово «Имя» дважды: «…имя его и имя его счастливых родителей». В тексте, как мы видим, «Имя» упоминается только единожды.
— Смотри, о Волька! Все это твое: и слоны, и верблюды, и лошади, и ослы, и все, чем заполнены эти мешки, эти люди…Все это твое!
И двор начинает заполняться живыми дарами!
А мы с Вами телепортируемся в наши дни и взглянем на тот самый двор почти 60 лет спустя!
Именно через этот вход к Вольке попадали преподнесенные в подарок животные и люди.
Как мы видим, деревья подросли и появились различные пристройки.
С внутренней стороны вход во двор имеет форму арки, сквозь которую лихо проносятся всадники!
В следующем эпизоде перед нами открывается обзор всего двора. Обратите внимание на элементы декора в левом углу кадра, прямо над аркой.
Тот самый подъезд, возле которого старик Хоттабыч с восторгом сообщает Вольке, что знает какой подарок он заслужил!
Свидетели съемок вспоминают, что длился процесс долго и изнурительно. К тому же стояла испепеляющая, адская жара!
Даже слоны, приспособленные к подобным климатическим условиям, не выдерживала накала!
Несмотря на жару, Гассан Хоттабыч продолжает уговаривать Вольку принять его щедрые дары или хотя бы продать все населению.
-У тебя будут деньги! Много денег. А деньги — это слава, деньги — это сколько угодно друзей!
-Ну, рассуди сам, Хоттабыч, кому нужна слава и друзья за деньги?!
Нет, уж лучше смерть, чем стать спекулянтом!
Спорное утверждение на самом деле… Но ребята уговаривают Хоттабыча обо всем забыть, сделать животных, людей и диковинные пряности невидимыми и отправиться в цирк. Но не просто пойти или поехать. А совершить вояж на собственном живом транспорте!
Этот актер, «корабль пустыни» был приобретен специально для съемок. Его дальнейшая судьба неизвестна. Поговаривают, что его подарили какому-то состоятельному одесситу, по другой информации — отдали в зоопарк.
В цирк на верблюде — это всегда праздник! Главные герои переместились из полюбившегося нам двора в один из переулков на том же проспекте Т. Г. Шевченко. Внимательно смотрим на длинный угловой балкон слева от Вольки.
Вот так он выглядит сегодня. Очевидно, что Одесса стала гораздо зеленее.
Продолжаем путь вместе с Хоттабычем и его друзьями и не забываем подсматривать в современную Одессу.
Дома попавшие в кадр хоть и новые, но для столицы низковаты. Мы без труда замечаем, что рука художников дорисовала два этажа, превратив одесские четырехэтажки в шестиэтажки. И для пущей убедительности на второй план добавлена легендарная столичная высотка
А трио балконов, как и арка вдали, практически не изменились.
Далее наш путь ждет неожиданный поворот. Либо герои киноленты действительно решили доехать в цирк на верблюде, либо съемочная группа настолько увлеклась, что позволила друзьям верхом на верблюде доехать до исторического центра Одессы.
На сей раз, кроме уже знакомого фальшивого высотного здания в кадре мы наблюдаем дорисованные дорожные фонари и прочие дома. Единственной натуральной декорацией является дом справа от спины Хоттабыча.
Одесситы с легкостью узнают в нем легендарный дом Навроцкого 1891 года постройки.
Вдоволь накатавшись по городу, в лучших традициях круизных компаний, Хоттабыч возвращает верблюда и детей на место, к дому на Ново-Аркадийской улице, с которого троица отправлялась на прогулку.
Но тут внезапно&hellip
Эту веселую компанию уже давно пора было остановить. Что и делает неподражаемый Евгений Яковлевич Весник в образе милиционера. Дело в том, что верблюд под управлением Гассана Хоттабыча случайно нарушил правила дорожного движения проехав на красный свет. Но джин нашел такую причину остановки необоснованной и Волька под влиянием волшебных чар заговорил с правоохранительными органами следующим образом:
Как ты смеешь, о призренный страж, задерживать меня в драгоценный час моей прогулки?! Я самый выдающийся отрок этого города
Ладно, молодой человек, в отделении разберутся при чем тут окорок! Надо соблюдать!
Ну, а дальше, Хоттабычу в очередной раз пришлось спасать щекотливую ситуацию, которую он сам, собственно, и создал. Хорошо быть могущественным джином и волшебником: наломал дров, а когда приходит время отвечать, внушил всем, что ничего такого не было и исчез!
А когда они с верблюдом в придачу исчезают, мы хорошо видим фасад дома, у которого мгновение назад кипели не шуточные страсти
Сегодня все выглядит вот так.
Одесса снова и снова готова в трудную минуту приходить режиссерам на помощь, примеряя любые образы. Актриса от Бога!
Источник — denispolishchuk.wordpress.com
Как Хоттабыча снимали в Ленинграде
Возможно, одним из лучших детских фильмов всех времен, созданных в нашей стране, остается «Старик Хоттабыч» режиссера Геннадия Казанского.
Возможно, одним из лучших детских фильмов всех времен, созданных в нашей стране, остается «Старик Хоттабыч» режиссера Геннадия Казанского.
Всеми любимая кинокартина по повести Лазаря Лагина о школьнике Вольке, нашедшем в Москве-реке запечатанный древний сосуд, создавалась на берегах Невы – на «Ленфильме». Работу над фильмом «Старик Хоттабыч» начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи школьников. На пробах ребята читали стихи. Кто читал с выражением, с настоящим чувством, того приглашали прийти еще раз. Следующие задания оказались сложнее. Будущим актерам предлагали разыгрывать сценки, будто они попали под сильный дождь или сбивающий с ног ветер. В итоге отобрали Лешу Литвинова – шестиклассника 82-й школы, Гену Худякова – из 7-го класса 96-й школы и Леву Ковальчука – ученика 6 «Б» класса 71-й школы. Кстати, решающую роль в выборе ребят сыграли их характеристики из школ.
На главную роль – Хоттабыча пробовались Евгений Лебедев и Георгий Вицин. Но режиссер Казанский утвердил мало кому известного артиста из Одессы Николая Волкова. Николаю Николаевичу в то время было уже далеко за 50, а в кино он снимался всего несколько раз. Но когда его загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!»
СОВЕТСКИЕ СПЕЦЭФФЕКТЫ
Для этого фильма даже изобретали новую технику. В НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру, пленку и проявочную машину. Самыми сложными были невероятные по тем временам съемки полета на ковре-самолете. Подвешенный в павильоне ковер-самолет впоследствии был наложен на фон пролетающего пейзажа, а облака создавались с помощью дыма.
В Одессе съемки изначально не планировались. Но в сценарии была предусмотрена сцена с экзотическими животными, когда Волька с Хоттабычем попадают в Индию. Зверей решили позаимствовать в цирке Корнилова.
Но лето 1956 г., когда снималась картина, выдалось холодным. И дрессировщики категорически отказывались выводить своих тигров, слонов и верблюдов на улицу – не дай бог, простудятся. Так киношники и следовали за цирком по городам СССР – из Ленинграда в Москву, потом в Сочи. А по-настоящему хорошая погода была только в Одессе, там и сняли знаменитую сцену.
«ЗУБИЛО» ПРОТИВ «ШАЙБЫ»
Один из самых знаменитых эпизодов снят на футбольном матче. Старик Хоттабыч пытается помочь футбольной команде. Баталии между командами «Зубило», «Шайба» и Хоттабычем разыгрались на стадионе завода «Светлана». А в эпизодах задействовали настоящих звезд отечественного футбола того времени. Стадион был невелик, чтобы наполнить трибуны, впервые вместо массовки привлекли болельщиков, сделанных из… картона.
К чести мастеров комбинированных съемок, зритель и сегодня принимает эти сцены за чистую монету. Крупные планы сидящих на трибунах болельщиков доснимали уже на центральном ленинградском стадионе им. Кирова.
Ворота для матча, которыми «управлял» новоявленный футбольный фанат Хоттабыч, изготовили в столярных цехах «Ленфильма». Штангу, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала», сделали из резины. Ворота же сконструировали раздвижными, а в довершение поставили на рельсы, и специально обученный человек за кадром при помощи троса то их расширял, то сужал, то перемещал в сторону от летящего мяча.
В один из моментов Хоттабыч, сжалившись над игроками, решает прислать каждому персональный мяч. Они дождем падают с неба. Эффекта добились так: спортсмены подкинули мячи в воздух. А заснятые кадры прокрутили в обратном порядке. Получилось, что мячи падают дождем на футбольное поле.
На киностудии «Ленфильм» сохранились многие раритеты этого старого советского фильма. Бережно хранится соломенная шляпа волшебника, будильник и пионерский галстук Вольки. И, конечно же, тот самый кувшин, из которого появился джинн.
СПРАВКА
РЕЖИССЕР
Геннадий Казанский
АВТОР СЦЕНАРИЯ
Лазарь Лагин
В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ
Николай Волков
Алеша Литвинов
Гена Худяков
ФАКТ
В 1957 г. фильм посмотрели 40 млн человек, а по количеству спецэффектов и комбинированных съемок картина не уступала голливудским проектам.