-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
alianabradshaw249
-
Создано:
3 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Русский язык4 минуты назад
Русский 7 класс
-
Русский язык9 минут назад
Нужна ли запятая после ТЕ?
-
Алгебра9 минут назад
Составьте математическую модель и решите задачу
-
Русский язык11 минут назад
помогите с слоовми слеппил всатл дать
-
Обществознание14 минут назад
Помогите с загадкой
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Русский язык11 минут назад
помогите с слоовми слеппил всатл дать
-
Математика16 минут назад
Найдите cos a, если tg a = — 1 и п<а<3п/2
Результат домножьте на корень из 2
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20448
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
dobriykaban
2374
-
zlatikaziatik
2275
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Где учился А. Н. Радищев? Какими науками и чьими сочинениями увлекался он в Лейпциге?
За что писатель был сослан в Илимский острог? Где служил писатель до и после ссылки? В чем состояла его неуступчивость в Комиссии составления законов?
Родился Александр Николаевич Радищев в 1749 году в семье богатого помещика, детство провёл в имении Немцове под Калугой.
В Санкт-Петербурге было привилегированное заведение для детей богатых дворян — Пажеский корпус. Там готовили юношей к придворной службе. В пажеском корпусе юноша узнал придворную жизнь, познакомился с Екатериной, выполнять капризы которой (подать веер, принести книгу) входило в обязанности пажа.
В 1766 году шестеро лучших учеников Пажеского корпуса были отправлены правительством в Лейпцигский университет для продолжения образования. Среди лучших был и Радищев. Он увидел Европу, жизнь которой так сильно отличалась от российской жизни, познакомился с идеями европейских философов-просветителей. В это время в Лейпциге учился Гёте — в будущем — великий немецкий поэт. Радищев начал писать стихи, заниматься переводами. Он называл самодержавие «наипротивнейшим человеческому естеству состоянием».
Вернувшись в Россию, Радищев поступил на службу. Он старался везде и во всём поступать по совести и стал начальником
Петербургской таможни, получил орден Святого Владимира из рук императрицы и заслужил уважение лучших людей своей эпохи. На каждом шагу Радищев встречался с проявлениями самовластья, произвола, деспотизма, с которыми его сердце мириться не желало.
Итак, Радищеву сорок один год. Он уже не мальчик-паж, но зрелый муж. Он видел жизнь, брал на себя ответственность за другие жизни. Он видит жизнь без прикрас. К своему верному другу Алексею Михайловичу Кутузову он обращает слова: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвленна стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто оттого только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы».
Радищев делает смелую попытку посмотреть прямо на предметы и явления екатерининской действительности. В домашней типографии (!), невинным названием усыпив бдительность цензора, он издаёт книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».
Английский писатель Лоренс Стерн (1713-1768) создаёт книгу «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии». Главная идея этой книги — самоценность человеческой личности, её неповторимость и свобода. Радищев берёт в основу своего произведения форму путешествия и развивает мысль Стерна: что мешает свободе личности в России?
Радищев описывает своё путешествие из новой столицы России в старую. Называя главы по именам станций, он рассказывает различные происшествия и случаи, которые он наблюдал в жизни или сам был их участником.
Он встречается, беседует с разными людьми: крестьянами, дворянами, станционными смотрителями, купцами, рекрутами, сочинителями, стряпчими, семинаристами.
Екатерина была возмущена. «Радищев — бунтовщик хуже Пугачёва!» — с жаром сказала она, Радищев попал в руки её домашнего палача (!) Шешковского, а затем был приговорён к смертной казни. Екатерина заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь, в Илимский острог — тогда это наказание считалось едва ли не страшнее казни.
Через пять лет Екатерина умерла, её сын, Павел I, позволил Радищеву поселиться под Москвой под надзором местных властей.
Взойдя на престол, Александр I призвал Радищева в комиссию по составлению законов. Радищев предложил уничтожить табель о рангах, ввести суд присяжных, отменить пытки при допросах, ввести свободу книгопечатания, установить свободу торговли, освободить крепостных крестьян, уничтожить телесные наказания.
Что произошло дальше, никто точно не знает. Какое событие подтолкнуло Радищева к последнему шагу? Не желая служить государству вопреки своим принципам, он выпивает яд.
2 сентября 1802 года Радищев ушёл из жизни, но его главная книга — «Путешествие из Петербурга в Москву» — «явилось выражением такого правдолюбия», что «представляет собою одно из самых заметных явлений в истории русской литературы XVIII столетия» (Г.В. Плеханов).
В какой оде Радищева прозвучала идея возмездия тиранам?
Идея возмездия тиранам прозвучала в оде Радищева «Вольность» («Путешествие из Петербурга в Москву»), Радищев продолжил традицию Державина («Властителям и судиям»), которую, в свою очередь, подхватит Пушкин в послании «К Чаадаеву», оде «Вольность» и других произведениях.
Какими словами писатель выразил удивление и потрясение человека и гражданина увиденным во время путешествия («Путешествие из Петербурга в Москву»)?
Увиденное Радищевым в путешествии из Петербурга в Москву потрясло писателя. Вот как он писал об этом: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала».
Но неверно было бы думать, что эти слова относятся только к увиденному в путешествии. По существу это призыв думать не только о себе, но и о ближних, заботится не только о своих нуждах. Это призыв, основанный на библейской заповеди ощущать другого человека, как своего брата, принимать чужую боль, как свою. Когда Радищев взглянул на ситуацию прямо, без сословного лукавства, то из увиденной правдивой картины получил силы для осознания и действия: «Обратил взоры во внутренность мою и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает непрямо на окружающие его предметы… Я ощутил в себе довольно сил, чтобы противится заблуждению; и — веселие неизреченное! Я почувствовал, что возможно всякому соучастником быть во благоденствии себе подобных».
Какими произведениями Радищева восхищался Пушкин и что ценил в них?
Пушкин как историк, работавший в арихвах, стремился к глубокому осмыслению истории предыдущих царствований. Он восхищался элегией Радищева «Осьмнадцатое столетие» (1801- 1802), которая подводила итог прошедшему веку.
Пушкин внимательно читал радищевское «Путешествие из Петербурга в Москву» и первый пытался сделать эту книгу предметом публичного обсуждения: в тридцатых годах он подготовил большую статью о Радищеве для третьего тома «Современника». В статье он называл Радищева человеком «с духом необыкновенным», «с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью». Статья была запрещена цензурой.
Современную Пушкину картину действительности поэт описал в «Путешествии из Москвы в Петербург», созданному по мотивам радищевского «Путешествия…». Ода «Вольность», включённая с текст книги Радищева, послужила рождению пушкинской оды «Вольность».
Анализ глав «Путешествия…»
В главе «София» путешественник размышляет об особенностях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голосу и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Российской».
«Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работает на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён признаниями крестьянина. Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».
На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправившись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спутниками попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двенадцать человек едва успевали откачивать воду. Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отправился к начальнику. Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то должность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».
В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина. Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собственные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти прихоти.
Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч. Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил».
Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.
В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в приданое для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.
В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восстания. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв…»
Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Проект в будущем». Это важнейший документ общественной мысли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждаяся внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства гражданского сожития»? Единственным стражем общества будет закон: «под державным его покровом свободно и вердце наше», — в это хочет верить Радищев.
Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительствам страшна».
Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт почитать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — история борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.
Всё громче звучит голос Радищева-гражданина.
В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».
В Твери путешественник встречается со стихотворцем, который размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушина. Пушкин при
Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил».
Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.
В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей. Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в приданое для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги. Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.
В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восстания. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв…»
Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Проект в будущем». Это важнейший документ общественной мысли — первая российская утопия. Каким может стать государство, когда, «наслаждаяся внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства гражданского сожития»? Единственным стражем общества будет закон: «под державным его покровом свободно и вердце наше», — в это хочет верить Радищев.
Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительствам страшна».
Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт почитать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — история борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.
Всё громче звучит голос Радищева-гражданина.
В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».
В Твери путешественник встречается со стихотворцем, который размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность». Как понимать вольность? «Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушина. Пушкин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Вослед Радищеву восславил я свободу…».
Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве…»; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда
Встрещат заклепы тяжкой ночи.
Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом раздавить возникающую вольность…(…) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природным правом, двинется…»
Какие произведения XVII I века Вы назвали бы великими и таланту какого писателя этого века можно «дивиться»?
Безусловно великими произведениями XVIII века можно считать философские оды Ломоносова и стихотворения Державина. Нам трудно «дивиться» таланту какого-то одного писателя XVIII века. Удивительным, скорее, можно назвать весь тот огромный путь, который проделала русская литература за один век, освоив наследие античности и западной литературы и обретя собственный неповторимый голос.
Тема произведения, а следовательно его идея заключается в добросовестном и понимающем отношении к братьям нашим меньшим-животным, которые также как и люди заслуживают ласковой заботы со стороны умнейших из земных существ, важно лишь помнить, что каждый, даже самый маленький необдуманный, грубый проступок, несёт за собой накаляющее последствия
Да,я согласна!ведь это его фантазия! он мог показать себя с разных сторон.
Наверное так.
Чичиков видел необыкновенное внимание к себе. Однажды он нашел на своем столе письмо, но кто принес его, нельзя было узнать. Начиналось оно «очень решительно»: «Нет, я должна к тебе писать!» Подписи под посланием, в котором были даже стихотворные строки, не было, и, поехав на бал, Чичиков искал глазами ту, которая могла бы это письмо написать. «Дамы обступили его своей блестящею гирляндою. Талии их были обтянуты и имели самые крепкие и приятные для глаз формы». Губернаторша представила Чичикова своей дочери, и он узнал в ней ту девушку, которая так понравилась ему на дороге, при столкновении с его бричкой. Чичиков увлечен девушкой, чувствует себя «чуть —чуть не гусаром», пытается развлечь ее разговором, но ей скучно с ним.
Вроде бы так
РЯЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ
Рязань — один из старейших очагов культуры и искусства центральной России- расположена в 200 километрах к юго-востоку от Москвы. Современная Рязань- крупный быстрорастущий промышленный центр. На ее территории и находится Кремль- древнейшее ядро города, который был заложен в самом конце ХI века, вблизи реки Оки, большого по тому времени водного торгового пути. Первоначально город назывался Переяславлем Рязанским. Название Рязань и значение главного города Рязанского княжества перешло к нему позднее от более древней столицы- Старой Рязани, располагавшейся на 50 километров восточнее Переяславля. Ниже по течению Оки и уничтоженной в 1237 году полчищами Батыя до основания. Об этой трагедии летопись сообщает: «…град Рязань и земля Рязанская изменися … и отиде слава ся, и не бе в ней ничто благо видети токмо дыми пепел.» Старая Рязань постепенно исчезла с лица земли. Переяславль же в борьбе с другими городами княжества за право стать стольным городом вышел победителем. Официально Переславль Рязанский был переименован в Рязань в 1778 году.В настоящее время в Кремле существует комплекс различных памятников древнерусской архитектуры и архитектуры классицизма. Он создает неповторимую панораму города, придает ему особую индивидуальность и колорит. Красивый вид а Кремль открывается с набережной реки Трубеж. Его величественные сооружения: Успенский собор (конец ХVII века) и колокольня (ХVIII-ХIХ века) имеют большое значение не только для истории русской архитектуры, но и для искусства градостроительства.К сожалению, время не пощадило наиболее ранние постройки Кремля, относящиеся к ХV веку- последнему периоду расцвета Рязанского княжества: Христорождественский собор (ХV-ХIХ века, бывший Успенский) и Архангельский (ХV-ХVII века) дошли до наших дней с большими изменениями .За Христорождественским и Архангельским соборами расположен уникальный ансамбль памятников гражданского зодчества бывшего Архиерейского двора. Это Архиерейский дом (ХVII век), Певческий и Консисторский корпусы (ХVII века), хозяйственные здания бывшего Архиерейского и Конюшенного дворов (ХVII-ХIХ веков), амбары (ХVII век). К юго-западу от Успенского собора находится комплекс зданий (ХVII-ХIХ века) древнего Спасского монастыря, который существует на этом месте с ХIV века, а на северо-восточном крае кремлевского холма виднеется небольшая двухметровая церковь Святого Духа (ХVII века)- все, что осталось от монастыря того же названия, основанного еще в ХV веке. Многие сооружения Кремля, в том числе крепостные стены и башни, стоявшие на высоких земляных валах, не сохранились, но Земля кремлевская насыщена памятниками археологии.Частые войны, набеги степных кочевников, пожары сильно опустошали рязанскую землю, уничтожив большую часть ее древнего искусства, о нем мы теперь можем судить по немногим сохранившимся памятникам: ювелирным изделиям, мелкой пластике, чеканке, резьбе по дереву и камню, иконописи и иным художественным ценностям. Они находятся на территории Кремля в краеведческом и художественном музеях, а также в других крупных музеях страны. Шедевры ювелирного искусства из старой Рязани- «княжеские бармы» (ХI-ХII веков), хранящиеся в Оружейной палате Московского Кремля, дают представление о б очень высоком уровне древней культуры рязанского края.<span>В настоящее время в музеях Рязанского Кремля можно познакомиться с культурой и искусством Переславля Рязанского, начиная с его основания и кончая современной Рязанью.</span>
СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЁННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ — В ГОДЫ ВОЙНЫ. Я БЫ ХОТЕЛА РАССКАЗАТЬ ВАМ О ФИЛЬМЕ «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…»
« А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» (1792 ГОД), ФИЛЬМ СТАНИСЛАВА РОСТОЦКОГО. РЕЖИССЕР СНИМАЛ СВОЮ КАРТИНУ НА ОСНОВЕ ПОВЕСТИ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…». КОНЕЧНО, РОСТОЦКИЙ ИСПОЛЬЗОВАЛ КАКИЕ-ТО СВОИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ, НО В РЕДАКТИРОВАНИИ ФИЛЬМА АВТОР ПОВЕСТИ ВСЁ ЖЕ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЕ.
В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ БЫЛИ ЗАДЕЙСТВОВАНЫ: МАРТЫНОВ АНДРЕЙ (ВАСКОВ), ИРИНА ШЕВЧУК (ОСЯНИНА), ОЛЬГА ОСТРОУМОВА (КОМЕЛЬНИКОВА), ИРИНА ДОЛГАНОВА (ГУРВИЧ), ЕЛЕНА ДРАПЕНКО (БРИЧКИНА), ЕКАТЕРИНА МАРКОВА (ЧЕТВЕРТАК). А В ЭПИЗОДАХ УЧАСТВОВАЛИ АКТЁРЫ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.
САМ СТАНИСЛАВ РОСТОЦКИЙ БЫЛ ФРОНТОВИКОМ, УЧАСТВОВАЛ В ВОВ. И ПОВЕСТЬ БОРИСА ВАСИЛЬЕВА «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» ОН РЕШИЛ ЭКРАНИЗИРОВАТЬ СО СВЕТЛОЙ ПЕЧАЛЬЮ О СВОЁМ ПОКОЛЕНИИ – УНЕСЕННОЙ ВОЙНОЙ, «НЕ ДОБИВШИМ», НЕПРОЖИВШИМ ЕМУ НАЗНАЧЕННЫЙ СРОК. О НЕСВЕРШИВШИМСЯ, НЕВОЗМЕСТИМОМ И УТРАЧЕННОМ.
«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» — ЯВЛЯЕТСЯ ОСОБОЙ КАРТИНОЙ. ЗДЕСЬ ПОКАЗАНО О ЖЕНЩИНАХ НА ВОЙНЕ, НО ПОКАЗАНО БЕЗ ИЗЛИШНЕЙ СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТИ, В ЖЕСТОКОЙ И СУРОВОЙ ПРАВДЕ, ТАК КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ. ЗДЕСЬ ИДЁТ РЕЧЬ О СОБЫТИЯХ 1942 ГОДА В РАСПОЛОЖЕНИИ ЗЕНИТНО-ПУЛЕМЁТНОЙ БАТАРЕИ, КОТОРОЙ КОМАНДУЕТ СТАРШИНА ВАСКОВ, ЗАБРАСЫВАЮТ НЕМЕЦКИХ ДИВЕРСАНТОВ. ПОНАЧАЛУ СТАРШИНА ДУМАЕТ, ЧТО НЕМЦЕВ ДВОЕ, ПОЭТОМУ РЕШАЕТ СИЛАМИ СВОЕГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, В КОТОРОМ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ, УНИЧТОЖИТЬ ВРАГА. ДЛЯ ЭТОЙ ЗАДАЧИ БЫЛИ ВЫБРАНЫ ПЯТЬ ЗЕНИТЧИЦ. СТАРШИНА ВЫПОЛНЯЕТ ПОСТАВЛЕННУЮ ЕМУ ЗАДАЧУ, НО КАКОЙ ЦЕНОЙ?
ВСЕ ДЕВОЧКИ: ЖЕНЯ КОМЕЛЬНИКОВА. РИТА ОСЯНИНА, ГАЛЯ ЧЕТВЕРТАК, ЛИЗА БРИЧКИНА, СОНЯ ГУРВИЧ — ПОГИБАЮТ. ПОГИБАЮТ ЗА РОДИНУ, А ЗНАЧИТ, ЗА ТО, ЧТО ЛЮБИЛИ. У КАЖДОЙ ИЗ НИХ БЫЛА СВОЯ СУДЬБА, НО ВОЙНА СЛОМАЛА ИХ ЖИЗНИ. ЗАСТАВИЛА ВЗЯТЬ ОРУЖИЕ В РУКИ И ИДТИ В БОЙ, НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ОНИ БЫЛИ МОЛОДЫМИ ДЕВУШКАМИ. ОНИ СРАЖАЛИСЬ, КАК МОГЛИ, КАК НАУЧИЛА ИХ ВОЙНА. НО В РЕЗУЛЬТАТЕ, СУДЬБА КАЖДОЙ ИЗ НИХ СЛОЖИЛАСЬ КУДА БОЛЕЕ ТРАГИЧНО.
У ЖЕНИ ВРАГИ ОТНЯЛИ СЕМЬЮ, ЕЁ ПОДДЕРЖКУ И ОПОРУ. РИТА ПОТЕРЯЛА ЛЮБИМОГО МУЖА, НО ВСЁ ЖЕ НЕНАВИСТЬ К НЕМЦАМ ВЫТЕСНИЛА ИЗ ЕЁ СЕРДЦА ДАЖЕ ТОСКУ И ПЕЧАЛЬ О МУЖЕ, ОСТАВИВ В НЁМ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ К СЫНУ, РАДИ КОТОРОГО ОНА И ЖИЛА. ЛИЗА БРИЧКИНА — ДЕВУШКА, КОТОРАЯ ВСЮ ЖИЗНЬ ПРОВЕЛА В ОЖИДАНИИ СЧАСТЬЯ, ДО КОНЦА ВЕРИЛА, ЧТО НАЙДЁТ ЕГО. ВОЙНА ПОМЕШАЛА ЕЁ ПЛАНАМ, И ВМЕСТО СЧАСТЬЯ ЛИЗУ ЖДАЛА СМЕРТЬ. ЖИЗНЬ ГАЛИ ЧЕТВЕРТАК – ОДНА СПЛОШНАЯ МЕЧТА. И ПОЙТИ НА ЗАЩИТУ СВОЕЙ РОДИНЫ ОНА ТОЖЕ МЕЧТАЛА. НО ТОГДА ОНА ЕЩЁ НЕ ЗНАЛА, ЧТО ВОЙНА ТРЕБУЕТ НЕ ТОЛЬКО ГЕРОИЧЕСКОГО ПОРЫВА, НО И ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГКО ПОТЕРЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ. СОНЯ НА ВОЙНУ ПОПАЛА СЛУЧАЙНО И УМЕРЛА ТОЖЕ СЛУЧАЙНО.
БЕССПОРНО, ВОЙНА-ЭТО КОШМАРНО. НАВЕРНОЕ, НАМ НИКОГДА НЕ ПОНЯТЬ, НАСКОЛЬКО ЭТО СТРАШНО. НАДЕЮСЬ, ЧТО, ТОТ УЖАС, КОТОРЫЙ ПЕРЕЖИЛИ ЛЮДИ, ПРОШЕДШИЕ ВОЙНУ, НИКОГДА НЕ ПРИДЁТСЯ ИСПЫТАТЬ НАМ. ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, ЧТО И В НАШЕ ВРЕМЯ ЕСТЬ НАСТОЯЩИЕ ПАТРИОТЫ, ГОТОВЫЕ ОТДАТЬ ЖИЗНЬ ЗА КУСОЧЕК СВОЕЙ РОССИИ. Я ДУМАЮ, ЧТО НАМ БЕЗУМНО ПОВЕЗЛО , ЧТО МЫ ЖИВЁМ В МИРНОЕ ВРЕМЯ.