Из летописей известно, что в начале X века в Киеве правил князь Олег. Он совершил удачный поход на Цареград, заключил с Византией выгодный для русских купцов торговый договор. В ответ на набеги кочевых племен с востока Олег со своим войском совершил большой поход в сторону Каспийского моря и расправился с хазарами.
Народ складывал о боевых походах и самом Олеге легенды, былины, сказки, песни. В народных преданиях Олег изображается кудесником, умеющим обернуться зверем и птицей, и даже маленьким муравьем. О нем рассказывается, как об умном воине, сумевшем перехитрить греков, которые закрыли цепями Босфорский пролив, а Олег, поставив ладьи на колеса, подъехал к самому городу Цареграду. В народе Олега называли вещим за то, что он много знал, был мудрым князем, умел предсказывать будущее. Поэт Александр Сергеевич Пушкин интересовался историей русского государства. Он читал летописи, изучал архивы. Поэт хорошо знал народное творчество и, наверное, ему были известны легенды о князе Олеге. И поэт написал «Песнь о вещем Олеге», очень похожую на народную былину.
А. С. Пушкин рассказывает о князе Олеге как о былинном богатыре. Ему покорны воды и суша, его щит висит на воротах Цареграда, его боятся и ему завидуют недруги, «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал» не могут нанести ему ран. А. С. Пушкин рассказывает легенду …
о том, как, возвращаясь из похода, Олег встретил кудесника. В ответ на вопрос князя, «. скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землею?», кудесник ответил: «. примешь ты смерть от коня своего».
У Олега был очень хороший конь, который много раз спасал ему жизнь во время сражений. Князь называл его товарищем, верным другом, верным слугой. Когда Олег услышал предсказание кудесника, он решил расстаться с конем и приказал отвести коня в луга и хорошо за ним ухаживать. Олег думал, что так он сумеет избежать своей смерти.
Прошло много лет. Было много походов, битв. Князь Олег не погиб. Во время одного пира Олег вспомнил о своем старом боевом друге — коне. Ему сказали, что конь уже умер. Олег рассердился: зря он поверил тогда кудеснику и расстался с любимым конем. Он захотел увидеть кости коня и вместе с гостями пошел на берег Днепра. Там он ногой «на череп коня наступил и молвил: «Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил». Но в этот момент из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног и ужалила князя. Так сбылось предсказание кудесника.
В летописях нет сведений о том, как в действительности умер князь Олег. Легенда об Олеге, так красиво рассказанная А. С. Пушкиным в форме старинной песни, становится похожей на правду.
Летописный источник
История, исторические события всегда интересовали писателей. Где черпали они сведения? Конечно, из источников, являющихся достоверными, изображающими события так, как они происходили в реальности. Одним из таких источников была летопись «Повесть временных лет» — произведение древнерусской литературы. Здесь от лета до лета собраны по годам важные даты. Здесь же есть упоминание об Олеге, русском князе, прославившем Русь. Сказано и о трагической смерти князя. Олегу предсказали волхвы, что умрёт он от своего коня. Князь не хотел верить, но волхвы всегда предсказывают верно, поэтому сомнений не оставалось. Он отдал своего коня, взял другого. Битва за битвой проходит. Олег с победами возвращается на Родину, пирует с дружиной, радуется победному исходу каждой битвы. Но вдруг вспоминает о своём коне, желает увидеть его. Ему говорят, что он умер, останки его захоронены в поле. Олег решает пойти и посмотреть, где похоронен конь, видит череп, ставит на него ногу. Из черепа выползает ядовитая змея и жалит князя. Так обрывается жизнь Олега. Получается, предсказания волхвов сбылись.
«Песнь о вещем Олеге»
«Песнь о вещем Олеге» — известное произведение А. С.Пушкина. Оно о князе Олеге, уже знакомом нам по летописи «Повесть временных лет». В произведении Пушкина Олег тоже встречает волхвов, тоже узнаёт от них, что примет смерть от своего коня. Но у писателя более широко представлено описание князя, его чувства, переживания из-за расставания с верным боевым другом, своим конём. Просит он друзей кормить коня отборным зерном, поить ключевой водой, укрывать красивой попоной. Всего этого в летописи нет. Несколько строф Пушкин посвящает сцене прощания князя Олега с любимым конём. Это лишь доказывает глубину чувств Олега, его привязанность к верному товарищу, который часто спасал его в боях, выносил живым с поля битвы. В конце произведения, как и в летописи, Олег вспоминает о коне и отправляется посмотреть, где он похоронен. У Пушкина Олег ещё и посмеялся на волхвами, что он жив, их предсказания не сбылись. Но змея жалит смертельно князя.
Отличия «Песни о вещем Олеге» от летописного источника
Отличия:
- более развёрнутый сюжет;
- глубже переданы чувства и переживания князя;
- сцене прощания с конём отводится несколько строф.
А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. План пересказ
В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняется и смерть настигает Олега от яда змеи.
Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
Летописный источник — проза, баллада Пушкина — стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
План баллады
- Встреча вещего Олега с кудесником.
- Беседа Олега со старцем и его предсказание.
- Расставание с конем.
- Весть о смерти коня.
- Олег у останков своего боевого товарища.
- Смертельный укус змеи и гибель князя.
- Тризна по князю Олегу его дружины.
План отрывка из летописи
- Воспоминание Олега о коне, с которым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
- Смысл предсказания.
- Весть о гибели коня и укор Олега кудеснику.
- Желание увидеть кости коня.
- Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использовать стихотворные строки. Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
«Однажды киевский князь Олег вспомнил о своем коне, на которого когда-то решил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товарища, но больше никогда не приводить к нему. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предсказанием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оплакивали его люди «плачем великим».
Начнём урок с проверки домашнего задания, выполненного в тетрадях. Роль устаревшей лексики важна не только в этой балладе Пушкина, но и во многих произведениях, включённых в курс 6-го класса. Однако учителю нужно быть очень внимательным, чтобы не принять за устаревшие те слова, которые ещё не стали таковыми ко времени создания каждого произведения, а значит, и не выполняли художественной функции.
Учитель может провести сопоставительный анализ баллады и летописного рассказа, последовательно задавая вопросы (см. ниже). Проблемным вопросом в этом случае будет вопрос о том, как Пушкин трактует причину смерти Олега.
1. Как вы понимаете название произведения — «Песнь о вещем Олеге»? Чтобы ответить, подумайте:
• Что значит «вещий”? • Что в летописном рассказе о князе Олеге заставляет Пушкина сохранить эпитет «вещий”? Найдите этот эпизод (или эпизоды) в летописи.
2. К какому жанру вы отнесли бы это стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Выделите в стихотворении смысловые части. Как они соотносятся друг с другом? Для ответа подумайте:
• Как и когда меняется место действия в стихотворении? • Как течёт время в «Песне…»?
4. Где — в летописи или в стихотворении — рассказ о деяниях Олега дан подробнее? Почему?
5. Чем образ кудесника в стихотворении Пушкина отличается от образа волхва в летописи? Обоснуйте свою позицию, ответив на вопросы:
• Как в выборе эпитетов проявилось авторское отношение к кудеснику? • Как кудесник относится к Олегу? И как Олег — к кудеснику? Обоснуйте своё мнение. • Почему волхв не только позволяет себе быть с князем непочтительным, но и не боится предсказать его судьбу? • Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Олег и кудесник». Совпадают ли изображённые художником князь и кудесник с вашим представлением о них? Что кажется вам главным в изображении каждого из героев? • Прочитайте вслух по ролям диалог Олега с кудесником, выражая чувства героев и их отношение друг к другу.
6. Почему Олег «усмехнулся”, но расстался с конём?
7. Как Олег относился к коню? Аргументируйте своё мнение, обратившись к тексту и ответив на вопросы:
• Представьте себе лицо пушкинского Олега в момент расставания с конём. Чем его мимика отличается от мимики летописного героя? Почему? • Почему рука Олега названа «прощальной”?
8*. Как отвечают летописцы и поэт на вопрос о том, почему погиб Олег? Чем их ответы отличаются друг от друга?
9. Пушкин в 13-й строфе «Песни…» перестаёт называть Олега «вещим”, заменяя этот эпитет на «могучий”. Почему?
10. Оправдайте пушкинское решение эпизода: почему князь не заметил выползающей и шипящей змеи?
11. Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?
12*. Почему тризна Олега названа плачевной, а не печальной?
13. Рассмотрите иллюстрацию В.М. Васнецова «Тризна по Олегу». Отражено ли на картине настроение финала баллады?
14*. Как вы поняли смысл этого стихотворения?
Но можно выбрать и более сложный вариант, описанный ниже.
Проблемный вопрос урока: «Почему именно смерть Олега, а не его подвиги оказываются в центре внимания А.С. Пушкина?”
Летописцы тоже сочли нужным рассказать о смерти Олега. Самый подробный рассказ представлен в «Повести временных лет». Что привлекло внимание шестиклассников в этом рассказе? Как в летописи объясняется причина смерти князя? Почему летописец включает этот рассказ в летописный свод? Почему считает необходимым это сделать? Какими деталями поэт дополняет летописный рассказ? Что при этом меняется?
Поиск ответов приводит ребят к пониманию того, что в летописи нет конфликта между Олегом и волхвами. А в чём суть конфликта в «Песни» Пушкина? Это сложный вопрос, и он требует перечитывания текста и помощи учителя.
То, что конфликт связан с жанром произведения, шестиклассники ещё знают плохо. На уроке мы эту связь обнаружим. Мы уже увидели, что Пушкин по-своему трактует летописный сюжет, привнося в него новый конфликт. А как бы вы определили жанр пушкинского произведения? Есть в стихотворении рассказ о событиях? Безусловно. Давайте докажем это и выделим элементы фабулы — экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Будет ли финал стихотворения неожиданным для тех, кто не знаком с историей и ничего не знает о летописном рассказе о смерти Олега? Эти вопросы помогают шестиклассникам соотнести «Песнь…» с жанром баллады. В балладе всегда есть острый конфликт, противоборство, которое заставляет читателя переживать за одного из участников конфликта. И напомним ребятам, что главным в балладе является чувство страха, что страх может быть вызван разными причинами: страх потерять близкого, не достичь своей цели, страх за жизнь, страх остаться в одиночестве, потерять близкого друга… Для этого можно обратиться к балладам, прочитанным в 5-м классе («Лесной царь» И.В. Гёте, «Три пальмы» М.Ю. Лермонтова, «Перчатка» Ф.Шиллера).
Теперь проследим, как меняются отношения читателей к Олегу и волхву. Начнём с князя. Каким Олег предстаёт в первой части баллады?
В летописи есть несколько записей о князе Олеге, именно из них мы и узнаём о его жизни. Но летописец вёл повествование по годам, последовательно, потому рассказ о подвигах Олега перебивался другими важными сообщениями. Так ли построена баллада Пушкина? Кто в балладе описывает деяния Олега? В первой строфе — автор, но его взгляд устремлён в будущее (Олег только собирается отомстить хазарам). О делах Олега в прошлом говорит кудесник в 5, 6 и 7-й строфах. В его словах нет ни капли иронии или критики. Так, по сути, могли бы прославить Олега в былинах. Предлагаем ребятам выявить в тексте отношение кудесника к Олегу. Вывод может озадачить шестиклассников: кудесник прославляет Олега и в то же время не выказывает князю никакого почтения. Почему? Новый толчок к размышлениям. Переместим наш взгляд: посмотрим теперь на кудесника глазами Олега, а затем взглянем на кудесника глазами автора.
Теперь сформулируем суть конфликта между князем (властью, могуществом земным) и волхвом (свободой, властью неземной). Здесь можно вернуться к эпитету «вещий”. Кто же вещий в балладе Пушкина? Олег или волхв? Почему Олег обращается за предсказанием к волхву, если он сам наделён способностью видеть грядущее?
Подведя промежуточные итоги, для обоб-щения обращаемся к иллюстрации В.М. Васнецова (подвопрос 4 к вопросу 5). Завершается этап выразительным чтением диалога князя и кудесника.
Новый этап — выяснение того, что же так опечалило Олега? Чего он испугался? Вряд ли известия о смерти: воин её не боится, всегда готов к ней, да и нет бессмертных людей. Почему же так потрясло Олега предсказание? Что видит Пушкин в отказе Олега от коня — его слабость или силу? Разговор нужно повести так, чтобы ребята сами открыли главное содержание баллады, которое упускается большинством интерпретаторов, особенно методистов.
Знаменательно, что волхв не отвечает на вопрос Олега («скоро ль?”) прямо. Пятую и шестую строфы можно толковать по-разному. Первый вариант: кудесник перечисляет уже известные факты, в том числе и победу под Царьградом. Тогда и седьмая строфа вписывается в этот контекст: сначала о князе, потом о его коне. Второй вариант: сначала кудесник пророчит князю великие победы, в том числе и под Царьградом (встреча с волхвом в летописи происходит до похода на греков!), потом переводит взгляд на коня и возносит хвалу животному и лишь затем наносит удар, оказавшийся смертельным («Примешь ты смерть от коня своего!”), называя причину смерти. Менее всего Олег думал о причине! Его интересовало не как, а когда он умрёт! Кудесник же переводит всё в другую плоскость. Оказывается, и вещему Олегу не так уж безразлично, как он погибнет. И князь, потрясённый, забывает о своём вопросе. Олег потрясён не известием о своей смерти, а тем, что смерть наступит от коня, верного его товарища, которого князь ценил не менее своих дружинников. Но он не поверил («усмехнулся!”), так как уверен в том, что предать может человек, но не конь! Почему же он, не поверив, расстался с конём? Всё же Олег не решается вступить в прямой спор с судьбой, хотя и бросает ей вызов. Олег не хочет, чтобы его конь, его друг, стал причиной его смерти! Отказываясь от коня, он пытается обмануть судьбу: спасти не себя от смерти, а коня от предательства. Вот чего испугался Олег! Вот сила дружеского чувства, привязанности, любви! Вопросы 6 и 7 — ступеньки этой крутой лесенки к смыслу. И, конечно, учитель заострит внимание школьников на отношении древних людей, особенно воинов, и к коням, и к смерти.
И ещё обратим внимание ребят на то, какую награду обещал Олег за предсказание, — «любого коня”. Почему не золото, а коня предлагает Олег? Потому что воин ценит коня дороже золота. В балладе ничего не говорится о награде, которую получил или не получил предсказатель, но он всё-таки забрал у Олега его лучшего коня — друга!
Вторую часть баллады анализируем по вопросам учебника 8–14. Очень важен вопрос 10: в нём психологическая разгадка гибели Олега. И как мог заметить змею князь, потрясённый тем, что «лживый, безумный старик” толкнул его на предательство? Не конь, а Олег предал своего друга, оставил его. Острое переживание отсекает Олега от этого мира. Змея, скорее, спасает князя от дальнейшего разочарования в себе, могучем, вещем и таком слабом, спасовавшем перед словом волхва.
Конечно, эти вопросы не могли и прийти в голову Нестору или другому летописцу, которые пока ещё не задумывались над психологией человека. Это вопрос пушкинского времени: кому верить, в кого верить?
Уточним и значение слов «плачевный” и «печальный”. «Плачевный” означает жалобный, внушающий сожаление, жалость. «Печальный” — прилагательное к существительному «печаль”, означающему скорбно-озабоченное, нерадостное, невесёлое настроение, чувство. В чём различия между этими синонимами? Вопрос 12 (о выборе автором эпитета) — ключ к ответу на вопрос 11 (Почему стихотворение заканчивается не смертью Олега, а тризной на его могиле?). Вопрос 14 носит обобщающий характер.
Домашнее задание
1. Написать киносценарий по одному из эпизодов «Песни о вещем Олеге»: «Встреча Олега с кудесником» или «Олег на могиле своего коня» (выполняется по желанию учеников). 2. Подготовить выразительное чтение «Песни о вещем Олеге» (какую из частей баллады ученики выучат наизусть, может определить учитель).
-
Где в летописи или в стихотворении рассказ о деяниях Олега дан подробнее краткий ответ
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
vaughnnavarro964
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Литература1 минута назад
Срав-ная ха-ка По Тарас бульба
-
Алгебра6 минут назад
Алгебра 9 класс
-
Другие предметы6 минут назад
Cos(pi/6-2x)=-1
не могу понять, везде расходятся решения и ответы:( -
Физика7 минут назад
Найдите силу тяжести, действующую на стальное тело, длинной 30 см, шириной 20 см и высотой 5 см (плотность стали 7800кг/м³).
Решите с объяснением пожалуйста
-
Химия21 минут назад
Химия 8 класс помогите пожалуйста)))
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.