Где взять идею для рассказа


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Если вы желаете написать хороший рассказ, который, возможно, даже опубликуют, следующие советы помогут вам подыскать хорошую тему.

  1. Изображение с названием Write a Personal Statement for Medical School Step 8

    1

    Посещайте сайты, форумы и прочие интернет-сообщества, работающие в режиме «вопрос-ответ». Там люди порой задают вопросы и просят совета о самых потаенных сторонах своей жизни, которые не стали бы обсуждать даже с родителями или супругами. Вы можете узнать о таких психологических или материальных проблемах, каких даже представить себе не могли. Используйте ключевые слова для поиска по сайту, чтобы найти истории на интересующую вас тему. Сконцентрируйтесь только на вопросах; ответы — это далеко не так интересно.

  2. Изображение с названием Celebrate Your Anniversary at Home Step 2

    2

    Ставьте историю на «паузу». Когда вы читаете книгу или смотрите в одиночестве видео YouTube либо фильм, прерывайте чтение или просмотр на самом интересном месте и пытайтесь угадать, что будет дальше. Придумывайте как можно больше версий. Когда вы дочитаете или досмотрите до конца, то можете обнаружить, что ваша идея была оригинальнее, чем у автора. Если идея отличается, это не плагиат. Можете использовать ее для рассказа, изменив имена, место действия, другие детали. В конечном итоге у вас получится совершенно другая история.

  3. Изображение с названием React when Insulted or Teased Step 1

    3

    Никогда не разочаровывайтесь, если ваши ожидания не оправдались. Бывает, что вы смотрите трейлер фильма и думаете: «Ух ты! Какая оригинальная задумка!» А потом вы смотрите фильм и обнаруживаете, что задумка была совсем не такая, как вы ожидали. Не огорчайтесь! Это означает, что вы придумали собственную оригинальную идею. Воспользуйтесь ею.

  4. Изображение с названием Stop Being Called a Child Step 11

    4

    Поищите идею в заголовках новостей. Найдите яркую интересную статью, которая сразу привлекает внимание, и напишите на ту же тему.

  5. Изображение с названием React when Insulted or Teased Step 3

    5

    Слушайте разговоры. Вы сможете включить фрагменты этих бесед в свой рассказ.

  6. Изображение с названием Sing With Confidence Step 8

    6

    Послушайте песню и обратите внимание на ее слова. Какие чувства она у вас вызывает? Радость? Грусть? Просто опишите свои переживания или придумайте персонажа на основании текста песни.

  7. Изображение с названием Be Quiet During Class Step 15

    7

    Иногда достаточно просто написать заголовок вашего будущего рассказа, и слова польются сами. В результате у вас может получиться отличное сочинение.

  8. Изображение с названием Write About a Fictional City Step 15

    8

    Пишите в жанре фанфикшн (любительские литературные сочинения по мотивам популярных романов, кинофильмов, телесериалов). Придумайте рассказ о безумных проделках вашего любимого персонажа, актера или музыканта. Вы можете написать вашу версию создания той или иной песни. Существует множество сайтов, посвященных жанру фанфикшн, на которых вы сможете опубликовать свои сочинения и получить отзывы читателей.

  9. Изображение с названием Prevent Injuries from Playing Wii Fit Step 5

    9

    Просмотрите журналы. В некоторых библиотеках можно взять старые выпуски изданий. Просто полистайте страницы и просмотрите их содержание. Нашли скандальную историю? Возьмите ее за основу вашего рассказа. В журнале есть страницы вопросов и ответов подписчиков? Сделайте одну из описанных проблем дилеммой вашего персонажа.

  10. Изображение с названием Write Good Captions in Photojournalism Step 2

    10

    Рассматривайте фотографии незнакомых людей. Постарайтесь представить, как их зовут, кто они такие, каков их жизненный путь. Опишите их в своем рассказе.

  11. Изображение с названием Write an Effective Poem Step 1

    11

    Положите в основу вашего сочинения ваш собственный жизненный опыт. Или напишите автобиографию!

  12. Изображение с названием Write in Gallifreyan Step 14

    12

    Если вы пишете не на компьютере, а ручкой на бумаге, пользуйтесь качественными принадлежностями. Вам будет трудно реализовать свой творческий потенциал, пользуясь плохенькой ручкой и мятой бумагой.

  13. Изображение с названием Deal with Bullies When You're Autistic Step 3

    13

    Напишите об осуществлении ваших желаний и самых смелых фантазий. Не волнуйтесь, имена можно изменить!

  14. Изображение с названием Write a Character Sketch Step 5

    14

    Создайте ассоциативную карту. Она поможет организовать информацию о персонажах и событиях, особенно если у вас преобладает визуальное восприятие.

  15. Изображение с названием Deal With Your Roommate's Mood Swings Step 9

    15

    Смотрите телевизор с ноутбуком или блокнотом под рукой и изучайте людей в передачах, сериалах и рекламе. Телевидение может подкинуть вам немало идей. Например, попытайтесь представить себе характеры персонажей рекламного ролика и их жизнь после его окончания.

  16. Изображение с названием Write a Reading Log Step 26

    16

    Если вы ведете или вели дневник, пролистайте ваши старые записи. Поищите в них темы и идеи для вашего рассказа.

  17. Изображение с названием Write a Reading Log Step 9

    17

    Практикуйте фрирайтинг. Это займет всего около 10 минут в день. Просто записывайте все, что приходит на ум, не отвлекаясь, в течение 10–20 минут. Не нужно исправлять ошибки и корректировать текст. Просто записывайте, не останавливаясь, даже такие вещи, как «я не знаю, о чем писать», пока к вам не придет вдохновение.

  18. Изображение с названием Write a Personal Essay Step 13

    18

    Поиграйте в «чепуху». Это отличный способ отыскать новые идеи и весело провести свободное время с семьей или друзьями. Возьмите лист бумаги и напишите на нем три строчки на любую тему. Например: «Жила-была птичка-невеличка» — «по имени Матильда. Она любила рыбачить, потому что» — «она любила покушать». Затем сложите лист так, чтобы была видна только последняя строчка — «она любила покушать» — и передайте его следующему человеку. Он напишет, например: «Она любила покушать орехов» — «на лесной опушке. Но однажды» — «из лесу появился огромный…» Продолжайте писать, пока не испишете весь лист. Чтение получившегося текста доставит вам немало веселья. (Еще один вариант игры в «чепуху»: взять столько листов бумаги, сколько человек играет, и писать по очереди по одной строчке, загибая лист, прежде чем передать его дальше. Чтобы текст получился более-менее связным, пусть каждая строка отвечает на определенный вопрос: когда, где, кто, что сделал, кого встретил, что сказал, что ему ответили, чем дело кончилось, что люди сказали. Этот вариант, возможно, менее оригинален, но зато у вас будет сразу несколько историй — и кто знает, какие курьезные моменты из них вам пригодятся?)

  19. Изображение с названием Write a Reading Log Step 17

    19

    Всегда носите с собой небольшой блокнот, смартфон или портативный компьютер, чтобы записывать внезапно возникающие идеи. Вы не обязательно вставите придуманный пассаж в рассказ, над которым работаете сейчас. Но, кто знает, возможно, спустя несколько лет он как нельзя лучше впишется в ваше новое сочинение.

  20. Изображение с названием Write a Reading Log Step 19

    20

    Даже если вам не приходят на ум новые идеи, всегда можно о чем-то написать. Я помню, как к нам в начальную школу пришел писатель и рассказал нам о своем новом романе (я не помню ни его имени, ни названия романа!). Он рассказал, что просто сидел в кафе с блокнотом и ручкой, размышляя, о чем бы написать… как вдруг ему на ум пришла идея написать о мальчике, который не знал о чем писать, пока не одолжил странную ручку у хорошего писателя. И когда он стал пользоваться этой ручкой, он стал писать замечательные рассказы.

  21. Изображение с названием Write a Seminar Paper Step 9

    21

    Записывайте любые ваши идеи в компьютер или блокнот.

    Реклама

«О чем писать?»: поиск идей для книгиДля начала уточним, что такое идея. Идея – это стержень истории, это основная мысль, которую вы вкладываете в произведение. Это, например, сакраментальное «любовь спасет мир» или «добро победит зло», «а если я вдруг проснусь в другом мире» или «а если бы я был магом?».

Идея – это необходимая составная часть истории. Более того, это искра, толчок, который возбуждает в писателе интерес к работе. Именно с появлением идеи, как правило, появляется и желание – записать историю.

Идеи бывают масштабными и глобальными – для одной (или нескольких книг) и небольшими – это идея интересного персонажа или ситуации.

Как появляются идеи

 1.«Сборная солянка» – идеи из накопленной информации.

На протяжении жизни мы усваиваем огромное количество информации. Что запоминаем, а что-то, как нам кажется, забываем. Однако «забытое» никуда не исчезает, любая информация либо полностью/частично откладывается в памяти, либо обдумывается, и в памяти сохраняются еще и выводы из усвоенного, опыт пережитого. И на подсознательном уровне работа над информацией ведется постоянно.

Возникновение идеи из «солянки» отследить очень сложно. Она может присниться, может «вдруг» всплыть из воспоминаний детства из-за какого-либо яркого впечатления, а может просто появиться в момент обдумывая ситуации, с идеей никак не связанной. Но в любом случае она является результатом мыслительного, жизненного опыта. И возникает, как нам порой кажется, из ниоткуда. И это самый интересный вид идей, самый оригинальный и глубокий, личный и «авторский».

2. Ассоциация – это сознательное развитие идеи по цепочке, от зацепившего образа до, собственно, идеи истории.
Например, вы смотрите интересный приключенческий фильм. И сюжет так цепляет, что включается неосознанный процесс: а если бы я был искателем? – что бы я искал? – а кто бы мне мешал и почему? – а какие опасности? – а любовь там будет, такая, как в фильме? – а какие приключения начнутся! Все, считайте, сюжет, выстроенный по случайной ассоциативной цепочке, готов.

«О чем писать?»: поиск идей для книгиПричем роль толчка, спускового крючка для ассоциативного ряда может сыграть что угодно: и красивый образ, и любимый жанр, и случайная интересная фраза.

3. Ситуация – это идея, основанная на желании передать (развить) конкретную интересную ситуацию. Или высказать мысли, возникшие опять-таки под воздействием ситуации.

Часто такие идеи основаны на личном опыте – либо реальном и жизненном (автобиографические романы), либо наблюдательном (целенаправленный сбор информации по конкретной тематике). К ситуативным также относится написание фанфиков, когда перерабатывается чужая идея.

Как быть, если не знаешь, о чем писать книгу

А теперь поговорим о первой части названия статьи – «о чем писать?», то бишь об отсутствии идей.

Честно говоря, подобные вопросы вызывают недоумение. Что значит «не о чем писать», когда нас окружает бездна информации, когда мы живем в огромном и интересном мире?

И хотя мы уже выяснили, откуда можно брать идеи, давайте немного глубже разберемся в проявлении таинственного синдрома «не знаю, о чем писать».

«О чем писать?»: поиск идей для книгиИдеи любят новый опыт

Работа с идеей – процесс двусторонний: ей мало прийти – вам нужно суметь ее принять. Значит, вы должны быть открыты: для нового жизненного опыта, для получения информации, для переработки прежнего опыта в конце концов. Если вся ваша жизнь – пришел с работы, сел на диван и включил, допустим, «Универ» – конечно, вам будет не о чем писать. Впрочем, теоретически можно написать фанфик по «Универу»…

Что делать? Преодолевать лень и усталость. Читайте интересные книги – форумов с советами в Интернете хватает и онлайн-библиотек море. Смотрите познавательные или качественные жанровые фильмы. Ездите в отпуск не только за отдыхом у бассейна, но и за впечатлениями, за новой информацией. Ходите новыми дорогами и смотрите по сторонам, подмечайте детали. И обдумывайте то, что видите, фантазируйте.

Хотите написать любовный роман? Вот, на скамейке сидит и целуется парочка – готовые типажи. А дальше – по Шекспиру. Из какой семьи парень, из какой – девушка? Сколько они уже встречаются и надолго ли? А не прогуливают ли они учебу друг ради друга? И так далее.

Жизнь нам, писателям, все показывает – только не ленитесь смотреть и обдумывать то, что видите. Жизнь в состоянии «включенного приемника» интересна и без написания книг, кстати.

Поиск идей для книги внутри себя

Порой человек замыкается в своем собственном мирке, сосредотачивается на собственных проблемах и заботах. И идеи вроде стучатся, проявляются смутно, формируются и всплывают под воздействием переживаний, но их очень сложно зацепить, опознать и изучить. И хочется, и руки чешутся, но о чем писать – непонятно. Но так ли непонятно?

«О чем писать?»: поиск идей для книгиЧто делать? Разбирайтесь в себе, изучайте себя. Не бойтесь. По легенде, Стивен Кинг стал известным мистиком по совету психиатра, который рекомендовал переработать собственные страхи. Поймите, что вас мучает, чего вам не хватает. Вероятно, в этом кроется суть идей в реализации тайных желаний и стремлений. Может быть, в душе вы амазонка, а в реальности вам приходится сидеть в бухгалтерии за отчетами? Это мучительно. Но идейный выход для душевной самореализации есть всегда. 😉

Реалистический подход к поиску идей для книги

«Чего-то хочу, но сам не понимаю, чего» – тоже разновидность «безыдейности». Похоже на требования организма – он что-то хочет съесть, но что – непонятно, и даже поход в магазин проблему не решает.

Откуда такое желание? Часто – от того, что вы любите читать, но все пишут однотипное, скучное, а вам хочется свежего (а не написать ли самому?). Часто – от того, что вокруг все пишут, а писательство – это вирус, все пишут – и я хочу. А также – просто от желания стать писателем. Хочется, чтобы о вас узнали, чтобы ваши книги издавали и покупали, чтобы (а чем черт не шутит?) прославиться.

Что делать? Во-первых, задвинуть от греха подальше мечты о немедленной и громкой славе. 18-20-25-летний автор, который напишет шедевр за месяц и на века, – это фантастика. Шолохов, Горький и прочие таланты – исключения, которые подтверждают правило. Как это ни грустно, писательство – это труд, долгий и упорный. Поэтому, в первую очередь, учитесь работать и верить в себя.

А во-вторых, действуйте по плану.

1. Выберите жанр и форму – и «не знаю, о чем» сузится до границ фэнтези и рассказов, детективов и романов.
2. Выберите сферу – история (исторический роман, квестовые приключения), психология (как обезопасить свою личность в условиях…), технические науки (ага, есть ли жизнь на Марсе?).
3. Изучайте рынок, следите за трендом, читайте книги конкурентов и изучайте их идеи. Если свои не приходят, начните с небольших фанфиков. Напишите повесть от лица чужого героя, найдите в сюжете переломный момент и напишите альтернативную историю.

Чем это может помочь в поиске идей? Сработает метод ассоциаций. При хорошей проработке и увлеченности одна идея потянет за собой вторую, третью, четвертую. Сначала – с чужими «корнями», потом – на основе ваших мыслей.

«О чем писать?»: поиск идей для книгиНо самое главное условие для всех трех подходов – живите. Живите и получайте от жизни удовольствие, находите время и развивайте в себе любознательность, интересуйтесь и развивайтесь, читайте, наблюдайте и анализируйте. Тогда и вопроса «откуда брать идеи?» не возникнет.

Прямо сейчас – вместо того чтобы бегать из угла в угол по комнате, вместо того чтобы сидеть и страдать, что вам не о чем писать – прямо сейчас идите на улицу, посмотрите по сторонам и подумайте: а чем можно написать?

Вокруг нет ничего интересного? Задействуйте свои интересы, придумайте на их основе героев и сюжет. Нет интересов? Заведите. Это полезнее, чем сидеть дома и уныло смотреть на экран монитора. Не хотите интересоваться и развиваться? Тогда не жалуйтесь и не пишите. Чем вы сможете заинтересовать читателя, если сами ничем не интересуетесь?
И еще: если вам уже приходили интересные идеи, подумайте – по какому методу? От ситуации, ассоциации или «из ниоткуда»? И ищите новые идеи, опираясь на собственный опыт, работайте в своем направлении.

Зоя Чернышевская говорила: «Стихи не приходят из пустоты. Они рождаются, как и все живое». С идеями происходит то же самое. Заполните информационную и душевную пустоту внутри себя, и вам никогда не придется страдать от недостатка идей.

Идея – это опыт, мыслительный, чувственный и «физический». Поэтому – живите, мыслите, чувствуйте и действуйте.

Сборник статей Работа над книгой

Сборник статей «Работа над книгой»

Вам нравятся статьи на сайте «Школы вдохновения»?

Мы объединили самые важные и интересные публикации в сборник «Работа над книгой». В него вошли также новые статьи, пока на сайте не опубликованные.
Купить сборник

Где искать идеи для книги?

Учимся у известных авторов и находим тему для вашего произведения

Зачем книге нужна идея?

Идея не то же самое, что полноценный сюжет. Это ядро истории, стержень, на который только предстоит нанизать фабулу. Например, по словам Мариам Петросян,

«Дом, в котором…»

начался с зарисовки про мальчика, который не находит общего языка с отцом.

Идея должна быть убедительной, интересной, непредсказуемой. Часто автор не проговаривает ее читателю в лоб. Суть произведения складывается из контекста. Так книга Айн Рэнд

«Мы живые»

 — роман о величайшей ценности человеческой жизни. Это и есть вывод, к которому читателя ведут события и герои книги.

«Идеи приходят постоянно. Единственная разница между писателями и другими людьми в том, что мы их замечаем»

Нил Гейман

Писатель

Где искать идеи?

Темой произведения может стать все, что угодно: строчка из книги или песни, вид из окна, новости, сны, рисунок на обертке печенья… Главное — разглядеть в этом историю. Когда начинаешь сознательно искать темы и образы, мозг подхватывает игру и идеи появляются всюду и складываются из разрозненных вещей. Вот несколько приемов, как попасть в это состояние (или выйти из творческого кризиса).

  • Сделать что-то необычное, зарядиться впечатлениями. Это может быть прыжок с парашютом, встреча со старыми друзьями или даже новый маршрут до работы. Например, возвращаясь домой другой дорогой, вы можете заметить необычный дом с единственным окошком. Кто в нем живет? Возможно, девушка, которая боится солнца, выходит в город только по ночам. Однажды ей приходится преодолеть свой страх и оказаться на улице днем… Что это за девушка? Какая ситуация заставила ее нарушить привычный режим? Как она будет себя вести в состоянии стресса?

  • Прислушаться к себе. Вспомнить людей или события, которые вызывали у вас эмоции. Например, воскресить в памяти самые трогательные моменты, связанные с родителями. Возможно, в процессе воспоминаний в голову придет идея для истории.

  • Поискать ассоциации. Посмотрите фильм, прочитайте книгу и подумайте: какие мысли они вызывают? С чем ассоциируются? Сформулируйте главную мысль чужого произведения и подумайте, как бы ее проиллюстрировали вы. Например, один из подтекстов повести Владислава Крапивина «Гуси-гуси, га-га-га» — о том, как человека меняет близость смерти. Та же мысль есть и в сериале «Во все тяжкие» — но там она изложена совсем иначе. А как бы воплотили эту идею вы? Какой бы выбрали жанр, чтобы донести свои мысли до читателя?

Если идей по-прежнему нет, можно начать с формальных вопросов.

  • В каком жанре вы хотите написать историю: мистика, фантастика, реализм, городское фэнтези, антиутопия?

  • Какой планируете объем: зарисовка, рассказ, небольшая повесть, роман в нескольких частях?

  • В каком мире будет происходить действие: таинственные подземелья, дальние страны, школа волшебства, приключения в космосе, студенческие будни? Подробней о мирах мы писали

    в статье о сеттинге

    . Возможно, она тоже поможет вам определиться с идеей.

  • Что любит современный читатель? Конечно, писать лучше о том, что знаешь сам, что просится изнутри. Но если идей нет, то можно оттолкнуться от запросов аудитории. Посмотрите, какие жанры и истории сегодня на пике популярности, и попробуйте вдохновиться ими. Список популярных книг разных жанров можно найти в разделе

    «Бестселлеры ЛитРес»

    .

Еще один совет — записывайте идеи. Если вы заведете блокнот с зарисовками и наблюдениями, то всегда сможете заглянуть в него в поисках вдохновения.

Сеттинг книги: что это такое

Как ищут идеи известные авторы?

  • Советует искать идеи на каждом шагу:

    • личный опыт и опыт семьи;
    • искусство;
    • работа;
    • подслушанные разговоры;
    • путешествия, природа;
    • дети, пожилые люди.

    Дмитрий Быков

    Писатель

  • Задает себе неожиданные вопросы:

    • «А что, если?..»: «Что, если бы ваша сестра превратилась в мышь?»
    • «Вот бы…»: «Вот бы мою домашнюю работу делал призрак»
    • «Интересно…»: «Интересно, что она делает, когда она одна?»
    • «Если так будет продолжаться…»: «Если так будет продолжаться, телефоны начнут разговаривать друг с другом, отключая посредника»
    • «Было бы интересно, если бы…»: «Разве не было бы интересно, если бы оказалось, что раньше миром правили кошки?»

    Нил Гейман

    Писатель

  • Находит сюжеты в повседневности:
    • Идея

    «Кладбища домашних животных»

    выросла из горя дочери Стивена Кинга: ее любимого кота Смаки переехало машиной возле дома писателя.
    • Идея романа

    «Куджо»

    появилась, когда Стивен Кинг забирал свой мотоцикл у механика и встретился там с огромным рычащим сенбернаром.

    Стивен Кинг

    Писатель

  • Вдохновляется впечатлениями, полученными от других произведений:
    • Идея

    «Голодных игр»

    пришла писательнице, когда она переключила программу с развлекательного реалити-шоу на репортаж о реальных военных событиях в Ираке.

    Сьюзен Коллинз

    Писательница

Идеи окружают нас всюду — это доказывают примеры из жизни писателей. Главное — научиться замечать происходящее вокруг, задавать себе неожиданные вопросы и не забывать записывать удачные находки.
Присоединяйтесь к нашему марафону #роман_за_лето22 в нашей группе во «ВКонтакте» и телеграм-канале «Издательские сервисы ЛитРес», ищите и воплощайте свои идеи!

автор блога ЛитРес, пишет книги в жанрах реализм и фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Случается, что идеи роятся в голове подобно мигрирующим птицам: сбиваются в стайки, перелетают с ветки на ветку или вовсе разлетаются, кто куда. И непонятно, за какую из них стоит цепляться, а какие вовсе не заслуживают внимания. А бывает, что ни одна стоящая идея, как назло, не приходит на ум.

Любое творчество начинается с идеи, особенно писательство. Но откуда они возникают? В статье попробуем разобраться, где взять идею для книги, нужно ли ждать заветного вдохновения для ее рождения, или идеи можно добывать из всего, что окружает, и генерировать по запросу.

Как придумать идею для книги

Подписаться на полезные материалы, бесплатные лекции и скидки

Представим, что писатель не испытывает недостатка в идеях для сюжета книги, но сомневается в их качестве. Мы живем в эпоху переизбытка информации. С одной стороны, пишущим людям это только на руку: нужные знания и ответы на интересующие вопросы стоят на ближайшей книжной полке или на расстоянии пары кликов.

Но здесь же кроется минус. Написано так много книг, что следующая идея кажется очередной репликой предыдущей. От обилия сюжетов опускаются руки и кажется, что нет никакой возможности придумать нечто уникальное, способное увлечь и покорить пресытившихся читателей.

На самом деле это не так. Писательство похоже на кулинарию: каждый повар может приготовить одно и то же блюдо по-разному. Остается правильно подобрать ингредиенты, следовать рецепту и не бояться экспериментировать и добавлять авторские элементы в известные алгоритмы.

Ингредиенты

Протагонист

Главный герой, находится в центре повествования, играет ключевую роль. На усмотрение автора может быть как положительным, так и отрицательным, антигероем, нарушающим законы и правила. А может сочетать в себе разные черты характера. Кроме того, главный герой не обязательно должен быть в единственном числе.

Антагонист

Персонаж, противостоящий протагонисту, препятствующий решению его задач. Можно обойтись без антагониста, но его присутствие двигает сюжет и способствует росту и развитию главного героя. Как главный герой не обязательно положительный, так и антагонист не обязательно представляет сторону зла. Эти персонажи могут быть даже равнозначны по силе.

Дейтерагонист

Второй по значимости персонаж после главного героя. Как правило, его союзник, близкий друг, романтический интерес или наставник. Чтобы лучше понимать, кто это такой, достаточно вспомнить тандем Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Важно, что дейтерагонист может выступать и за другую команду – быть на стороне антагониста.

Массовка

Персонажи, которые эпизодически вписываются в повествование, но влияют на развитие сюжета. Могут давать полезные советы центральным персонажам, отвечать на вопросы, помогать или наоборот препятствовать достижению целей.

Сеттинг

Пространство, вмещающее в себя повествование со всеми его элементами. Окружающая среда, место и время. География, история и культура. Обстоятельства, законы и правила, по которым живет общество.

Главная мысль

Некий месседж, который тонкой красной линией протягивается от начала до конца повествования. Тот сакральный смысл, который автор вкладывает в произведение, и который кроется в ответе на вопрос: для чего вы пишете эту книгу?

Конфликт

Задает направление сюжету. Помогает главному герою пройти его путь, претерпеть необходимые трансформации и измениться раз и навсегда. Какими бывают конфликты, и для чего они нужны, читайте здесь.

Рецепт

Какими будут ингредиенты и как их сочетать решает только автор. Классическая последовательность элементов:

Экспозиция – завязка – развитие – кульминация – развязка – постпозиция. В эту цепочку можно включить пролог – вступление и эпилог – подведение итогов.

В одной из предыдущих статей мы разбирали, что такое экспозиция. А о том, как выстраивать классическую сюжетную схему, читайте здесь.

Не бойтесь повторяться. Если кажется, что сюжеты так или иначе повторяют друг друга – вам не кажется. Но это не значит, что идею о написании книги нужно убрать в дальний ящик. Даже если в основе произведения будет лежать архетипический сюжет – это вовсе не значит, что писатель не сможет превратить его в нечто уникальное и в корне отличающееся от подобных уже написанных историй. Рецепт салата «Оливье» известен всем, но каждый кулинар привносит в него то, что способно улучшить вкус и добавить авторскую нотку.

Жорж Польти, французский театровед, писатель и переводчик, предложил 36 драматических ситуаций – сюжетов, к которым сводятся любые произведения. Английский журналист и писатель Кристофер Букер считал, что сюжетов всего 7. А известный писатель Хорхе Луис Борхес и вовсе свел их к четырем историям. Подробнее об архетипических сюжетах читайте в этой статье.

На курсе

«Как писать прозу»

разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

Как призвать музу и зарядиться креативом

Если идея для написания книги витает в воздухе, но никак не оформится в нечто осязаемое и структурированное, не ждите вдохновения. Его приход может затянуться на месяцы, а то и годы. Танцевать с бубном, призывая музу, тоже не нужно. Лучше попробовать подстегнуть собственное воображение.

Дорожная карта поиска вдохновения

Любимое занятие

Если вдохновение не приходит, отвлекитесь от писательства и переключитесь на то, чем еще вам нравится заниматься. Это может быть бег или плавание, как у Харуки Мураками. Игра в шахматы, как у Владимира Набокова. Или даже мытье посуды, как у Агаты Кристи.

Прогулка

Пешие путешествия любили Эрнест Хемингуэй и Чарльз Диккенс. Ежедневные прогулки на свежем воздухе помогут быть в тонусе, упорядочить поток мыслей, настроиться на творчество.

Смена обстановки

Французский писатель Анатоль Франс говорил, что иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни дома. Для того, чтобы найти вдохновение, достаточно ненадолго выбраться из привычной атмосферы. Уехать на выходные в другой город, прогуляться по незнакомым улицам, получить новые впечатления.

Чтение книг

Читайте книги не только как читатель, но и как писатель: учитесь приемам у известных авторов, анализируйте написанное, препарируйте историю, раскладывая на составляющие, вдохновляйтесь слогом.

Просмотр фильмов

Кинематограф тренирует насмотренность. Фильмы могут вдохновить писателя на создание произведения или раскачать воображение, дав нужный творческий импульс.

Воспоминания

У каждого писателя найдется пара историй из жизни, которые могут стать основой для сюжета произведения. Полистайте фотоальбомы, предайтесь ностальгии, вероятно, та самая идея кроется в вашей памяти. Просто вы не придаете ей значения.

Информационное поле

Источником вдохновения может послужить новостное событие, политическая ситуация, даже сплетня из желтых СМИ. Подумайте, о чем вам хотелось бы написать, задайте вектор направления и просмотрите новостные архивы. Инфоповод не обязательно должен быть свежим. Основой для сюжета книги может стать событие, произошедшее, к примеру, сорок лет назад.

Чек-лист по созданию уникального сюжета

5 советов как придумать идею для книги или рассказа мы упаковали в понятный чек-лист. Надеемся, что он пригодится в работе над будущим произведением:

Включите фантазию

Возьмите классический или просто известный сюжет и мысленно перенесите действие в другую эпоху – в далекое будущее, мир технологий и господства искусственного интеллекта или в раннее Средневековье; попробуйте представить, что если главным героем будет не юная девушка, а мудрый, уставший от жизни старик; переставляйте персонажей как фигуры на шахматной доске. Зайдите дальше и объедините два-три сюжета. Вдруг на их стыке прячется та идея, которую вы ищете.

Используйте возможности художественного допущения

Писатель подобен магу – на страницах книг он волен отменять революции и войны, болезни и смерть. Можно представить все, что угодно: динозавры не вымерли, Римская империя процветает, революции и войны так и не случились или случились, но с другим исходом. Можно додумать уже случившееся или вообразить невозможное. Лимиты фантазии устанавливаете только вы сами.

Узнавайте новое

Не ограничивайте себя потреблением только того контента, который вам нравится. Интересуйтесь тем, что находится за пределами имеющихся у вас знаний и представлений. Это может быть, что угодно, начиная от работы кризисных центров помощи женщинам заканчивая историей заброшенного дома на соседней улице. Ходите в библиотеки и на экскурсии, просматривайте все новостные разделы, читайте тематические форумы и группы.

Обратитесь за помощью к миру сновидений

Возьмите за правило после пробуждения первым делом записывать то, что приснилось. Даже если сны были откровенно бредовыми. Никто не говорит, что ваша история обязана соответствовать каким-либо канонам или быть реалистичной. Сны порой бывают фантастичнее вымысла.

Поищите огонь в себе

Возможно, вы давно горите некой темой, проблемой или поиском ответа на вопрос. Начните работать в этом направлении, проведите полноценное журналистское расследование на тему, которая по-настоящему вас волнует. Это может превратиться в уникальный сюжет для книги. И тот энтузиазм, с которым вы добывали материал для ее написания, передастся читателям.

Как писатели придумывали сюжеты

Основой для драмы Иоганна Вольфганга Гёте «Фауст» стала народная немецкая легенда о чернокнижнике Фаусте.

Пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» была основана на реальных событиях, которые происходили в городе Устюжна Новгородской губернии.

Уильям Шекспир заимствовал идея для сюжетов из исторических событий, древних легенд, поэм и новелл эпохи Ренессанса.

На создание «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина вдохновили произведения Джона Рональда Руэла Толкиена, Тэда Уильямса и династические конфликты в Великобритании в 15 веке, известные как Война Алой и Белой розы.

Трилогия «Властелин колец» замешана на средневековых мифах Северной Европы, старогерманских, староскандинавских, староанглийских и средневековых английских текстах, а также на легендах о короле Артуре и карело-финским эпосе «Калевала».

В шестидесятые годы в США были популярны пятидесятимильные пешие прогулки. 50 миль = 80 километров. Первым 50 миль прошел Роберт Кеннеди, заразив примером остальных. Под влиянием событий Стивен Кинг написал «Долгую прогулку». А «Кладбище домашних животных» по словам самого Кинга родилось из горя его дочери, когда машина возле дома задавила любимого кота.

Федор Михайлович Достоевский черпал идеи для произведений из газетных хроник.

Что еще почитать по этой теме:

Как защитить идею: краткий гид по авторскому праву

Важный вопрос – защита авторских прав. Авторское право неотъемлемо и возникает в момент создания литературного произведения. Но, увы, на концепцию и идею сюжета оно не распространяется. Поэтому не спешите делиться идеями для книг с окружающими. Кто-то может оказаться быстрее, особенно, если идея действительно является уникальной и может заинтересовать как издателей, так и читателей.

Авторское право защищает метод реализации идеи, конкретные, осязаемые объекты, в которых идея нашла воплощение. Как только идея выразится в виде результата – она защищена законодательно. Поэтому если вы придумали идею для книги, напишите черновик.

С черновиком произведения можно поступить так:

Отправить самому себе по почте. Письмо должно быть с описью, желательно с уведомлением о вручении. Сохраните полученный в почтовом отделении чек об оплате отправления. Письмо после получения не вскрывайте. Оно пригодится в том случае, если авторские права будут нарушены, и за их защитой вы обратитесь в суд.

Депонировать. Авторские права можно зарегистрировать в электронном виде, например, отправив черновик на сайт компании, которая занимается депонированием. Они регистрируют произведение в электронном реестре с указанием даты и времени поступления на хранение. Депонированием занимается Копирус и Копитраст.

Отправиться в нотариальную контору и удостоверить время предъявления документов. Дополнительно можно заверить подлинность подписи на черновике произведения.

Хранить электронные документы, если писали рукопись на компьютере. При распечатке первого экземпляра не лишним будет сразу проставить на каждой странице имя автора, дату и время.

Загрузить черновик в облачное хранилище. Можно использовать для этих целей Яндекс.Диск или Google Диск. Когда отправите черновик произведения в облако, дата загрузки зафиксируется.

Мечтаете стать писателем?

Учитесь у лучших современных авторов – Гузель Яхина, Галина Юзефович, Алексей Иванов, Линор Горалик и других.

В школе БЭНД более 20 программ для авторов с разными запросами и разным уровнем опыта: нужны оригинальные посты для блога и нативный сторителлинг? Хотите написать серию рассказов и опубликовать их в толстом журнале? Всегда мечтали о крупной форме – романе или детской книге? BAND поможет найти свой уникальный авторский голос и выйти на писательскую орбиту.

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист


17 декабря 2020

Книги

Найдите то, что вас вдохновляет, учитесь генерировать новые идеи и самое главное — не опускайте руки, когда что-то не получается.

Как найти идею для сюжета: отвечает голливудский сценарист

В любом деле самое сложное — это начать. Эрик Борк, голливудский сценарист и обладатель телевизионных и кинопремий, считает, что 60% успеха литературного произведения зависит от изначальной идеи. В своей книге «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» он рассказывает начинающим авторам, как найти и реализовать действительно стоящий замысел. Лайфхакер с разрешения издательства «МИФ» публикует главу «Приступаем к делу».


Я понимаю, что очень непросто предложить идею, которая отвечала бы всем нашим критериям. Вот почему начинающим авторам так сложно пробиться и преуспеть, а прорыв так щедро вознаграждается. Дело не в том, что кино— и телеиндустрия закрыта для посторонних. Дело не в связях и не в знакомствах. Дело не в том, что котируется на рынке. Дело даже не в диалоге, не в описании, не в сюжетной структуре — по крайней мере, не только в них. Да, все эти факторы играют роль. Но самое главное для любого автора — идея истории, которую стоит написать. Это даже важнее, чем сам творческий процесс. И даже авторы, которым легко даются сцены, диалог и сюжетная структура, не всегда легко нащупывают удачные идеи.

А между тем без них никак не обойтись.

Откуда берутся идеи

Вечный вопрос — где брать удачные идеи (и можно ли считать мои идеи хотя бы относительно годными) — мучает меня уже давно. Наверное, потому я и написал эту книгу. Со временем я понял, что большинству идей, которые кажутся мне (или другим) отличным заделом для фильма или сериала, в действительности не хватает нескольких ключевых элементов — и переделать их не всегда возможно.

Это нужно просто принять как данность. Такое случается со всеми авторами. Невозможно раз за разом попадать «в яблочко». Любой из нас без труда вспомнит культовый фильм, сериал или роман, который оказался одной из немногих творческих удач своего создателя (а то и вовсе единственной). Не ждите, что идеи будут бить из вас фонтаном и каждая превратится в успешный проект. Большинство авторов ошибается чаще, чем угадывает. Но мы продолжаем работать в силу внутренней потребности.

Если говорить о поиске идей и об их источнике, нельзя забывать, что у этого процесса есть и некое таинственное измерение, которое, кажется, не подвластно рациональному началу. Невозможно просто взять семь ключевых элементов и «с нуля» придумать идею, где содержались бы они все. Скорее уж мы применяем эти критерии к идеям, которые у нас уже возникли, чтобы оценить их потенциал и придать им нужную форму. Но для начала нужно, чтобы критерии было к чему применять.

Большая часть творческого процесса — это именно поиск идей (хотя бы просто идей для следующей сцены, реплики и т. п.). Идеи нужны на любом этапе.

По моему опыту, идеи приходят как раз тогда, когда мне удаётся отключить аналитический режим. Для этого, как правило, нужно перестать напрягаться и прийти в более расслабленный и любознательный настрой: задавать вопросы и слушать ответы. Иногда ко мне приходит вдохновение во время долгой прогулки, или за рулём, или вообще в дýше. Парадоксальным образом мой главный рабочий навык — это умение отвлечься и позволить мысли свободно течь.

Ещё один способ переключиться в творческий режим — устроить мозговой штурм, когда надо решить определённую задачу или заполнить некий пробел. Я задаю конкретный узкий вопрос, ответ на который помог бы мне продвинуться в работе. Если я сразу же формулирую правильный вопрос и самоустраняюсь (читай: доверяюсь инстинктам и подсознанию), ответы обычно приходят сами собой. Если надо, я начинаю набрасывать возможные ответы — не делая паузы для того, чтобы их оценить, — пока не накопится десять‑двадцать вариантов. Как правило, к этому моменту вырисовывается нечто интересное, если только я не помешаю сам себе критическим разбором.

Идеи для сюжета

Как быть, если я не представляю, о чём хотел бы написать, но знаю, что хочу написать хоть что‑нибудь? В таких случаях я прислушиваюсь к себе и стараюсь подметить, что мне интересно. Читая чужие работы и наблюдая за жизнью, я подмечаю истории, которые вдохновляют и вызывают желание самому сделать нечто подобное, а также темы, которые хотелось бы исследовать. Что волнует меня сильнее всего? Что будоражит? Что раздражает? Трогает? Радует? Я тщательно отслеживаю все свои реакции.

У меня в компьютере даже есть особая табличка: в каждой колонке собраны беспорядочные заметки и наброски о том, про что я когда‑нибудь мог бы написать. Одна колонка посвящена людям: профессиям, житейским ситуациям, типам потенциальных героев. В другой колонке подобрались факты и темы, связанные с жизнью всего человечества. Третья колонка — про разные сферы и виды деятельности. Четвёртая — про вещи и места.

Многие наблюдения на первый взгляд кажутся сущими мелочами, однако невозможно заранее угадать, из чего вырастет идея для нового сюжета. Один из плодотворных приёмов — представить себе крайний, чрезвычайный вариант какой‑нибудь ситуации, с которой мы часто сталкиваемся в повседневной жизни. (Например, холостяцкую вечеринку с эпическим размахом, как в «Мальчишнике в Вегасе».) Или самую неожиданную, забавную, совершенно новую версию чего‑нибудь. Ведь чаще всего в основе увлекательного сюжета лежит не повседневная обыденность, а гораздо более яркая, насыщенная и заманчивая картина жизни.

Другой полезный приём — сложить вроде бы совершенно разные, даже несовместимые элементы и посмотреть, что получится. В поисках темы для нового сценария я иногда выделяю пятнадцать минут в день и стараюсь за это время предложить пять идей. Невозможно, скажете вы? При грамотном подходе вполне возможно. Я беру что‑нибудь из одной колонки, совмещаю с чем‑нибудь из другой и пытаюсь нащупать идею.

Постепенно я продвигаюсь сверху вниз по каждой колонке, думая, как можно объединить первый выбранный элемент с остальными и к чему это приведёт. «Если сочинить историю про пришельцев и бейсбол, на что это будет похоже?» И далее: «А как насчёт пришельцев и генетической медицины? Может быть, пришельцы и хиппи‑активисты?» В моем списке может набраться сотня позиций, к которым я буду так и эдак приставлять «пришельцев». Из большинства сочетаний ничего не выйдет.

Но вы удивились бы, узнав, какие оригинальные идеи время от времени рождает этот процесс. Достаточно двух‑трех строчек — и вот уже есть задел на будущее.

На следующий день я могу начать с бейсбола и поиграть с новыми сочетаниями: бейсбол и медицина, бейсбол и хиппи, и т. д. Каждый элемент из таблички можно поставить в пару с любым другим и поглядеть, что из этого выйдет.

На такие игры не стоит тратить много времени — это просто лёгкая разминка для мозга. Я смотрю на каждую пару несколько секунд и, если в голову придёт возможная сюжетная проблема, набрасываю черновой логлайн. А затем двигаюсь дальше, пока не выполню дневную «норму».

Если я проделываю это упражнение всего один месяц, хотя бы только по рабочим дням, то на выходе получаю сотню идей. Время от времени я их пересматриваю. Вполне возможно, что ни одна из ста мне не пригодится. А может, и пригодится. И не исключено, что я подмечу общие темы, которые наведут меня на новую мысль.

Вот, пожалуй, лучшие советы, которые я могу дать исходя из собственного опыта.

  • Подмечайте, что вам нравится, что интересно в жизни и в вымышленных историях. Записывайте наблюдения.
  • Приучайте себя генерировать идеи. Регулярно выделяйте на это время (немного).
  • Разработайте какой‑нибудь инструмент или систему для мозгового штурма, чтобы было легче проводить ассоциативные связи между разными элементами потенциальной истории.
  • Не правьте, не оценивайте, не пытайтесь придумать сразу всё. Просто оцените возможности и набросайте быстрые заметки.
  • Определитесь с жанровыми предпочтениями. Изучите любимые жанры, сделайте их частью творческого процесса. (Но не забывайте и о других возможностях.)
  • Откладывайте назревшие мысли и вопросы в сторонку и ждите, когда ответ придёт сам собой (чаще всего в самый неожиданный момент). Относитесь к творческому процессу как к игре.
  • Регулярно переключайтесь на занятия, во время которых в голову часто приходят творческие идеи, — вождение, ходьбу, езду на велосипеде.
  • Последнее, но очень важное: постарайтесь как следует разобраться в тех семи компонентах, которые делают замысел жизнеспособным. Пусть у вас вырабатывается рефлекс применять эти критерии к каждой пришедшей в голову идее.

Повторюсь, ваша цель — отладить регулярный процесс возникновения, записи и дальнейшей разработки идей. Не нужно хвататься за первую же тему, которая вызвала у вас проблеск интереса. Ведь теперь вы знаете, что главная задача автора — не столько написать, сколько решить, о чём писать: выбрать ту самую «идею».

Талант не главное

В мире литературы и кино царит жесткая конкуренция. Зарабатывать на жизнь творчеством хотят тысячи, но удаётся это буквально единицам. В клуб профессиональных авторов пускают лишь тех, кто способен доказать коммерческую ценность своих проектов. Поэтому многие думают, что здесь уж либо дано, либо не дано: есть избранные — они талантливы и потому успешны, а есть… все остальные.

Мне очень понравилось, как об этом сказал Акива Голдсман по время забастовки сценаристов 2007–2008 годах. В тот момент он был одним из первых в своём ремесле (лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «Игры разума»). Голдсман вспоминал, что ему много лет подряд советовали бросить — мол, ничего не выйдет, хорошо писать ему не дано. И в чём же секрет его успеха? Он так и не бросил.

В этом простом утверждении кроется глубокая мудрость. Я не знаю, существует ли врождённый талант. Некоторые осваивают ремесло быстрее и проще остальных. Но в большинстве случаев наши первые опусы (и даже первые наброски к тем сценариям, которые мы пишем, набравшись опыта) отнюдь не хороши в том смысле, что мало кто захочет их читать и серьёзно с ними работать.

С моей точки зрения, пресловутый талант (то есть качество, которое позволяет автору добиться успеха) — это сплав усердия и практики, а не врождённая способность.

Каждый из нас при работе над каждым новым проектом проходит большой путь развития. Сначала мы пишем нечто такое, в чём при всем желании не разглядишь следов таланта (публика уж точно не сочтёт этот опус ни увлекательным, ни правдоподобным, ни свежим). Под конец методом проб и ошибок мы получаем работу, которую многие готовы признать талантливой.

Когда я работал над первым официальным заказом — сценарием к одному из эпизодов сериала «С Земли на Луну», — мои кураторы, честно говоря, были не в восторге от первых версий, которые я им показывал. Ничего особо талантливого они там не видели (хотя, очевидно, какие‑то способности у меня были, раз уж мне поручили эту работу). Мне снова и снова возвращали сценарий с критическими замечаниями, и я снова и снова старался их учесть.

Наконец я сдал вариант, в котором, по моим оценкам, было переделано меньше десяти процентов по сравнению с предыдущим (какой он был по счёту, я уже и не помнил). Но количество, видимо, перешло в качество, и новый сценарий одобрили. И внезапно меня признали если не талантливым, то вполне пригодным для работы в этом проекте. Мой сценарий вдруг стал хорош, и меня попросили отредактировать сценарии к другим эпизодам. Значит ли это, что у меня вдруг прорезался талант, которого не было прежде? Вряд ли.

Переход от самоощущения «у меня нет таланта» к самоощущению «у меня есть талант» обеспечивается не за счёт врождённых качеств или способностей, а за счёт особого отношения к работе и готовности постоянно, упорно шлифовать самый главный писательский навык — умение доносить свою мысль до других людей и воздействовать на их эмоции.

Этому может научиться каждый из нас — были бы терпение и решимость. Советую поменьше гадать, есть у вас способности или нет. Забудьте этот вопрос. Всё у вас есть.

Успеха добивается не тот, кому дан талант, а тот, кто знает, что с ним делать.

Эрик Борк — обладатель двух премий «Эмми» и двух «Золотых глобусов» за написание сценариев к нескольким эпизодам сериалов «С Земли на Луну» и «Братья по оружию». Он работал с NBC, Fox, Universal Pictures, HBO, Warner Bros., Sony Pictures, 20th Century Fox, а также сотрудничал с Томом Хэнксом, Стивеном Спилбергом и Джерри Брукхаймером. Его книга «Где обитают фантастические идеи и как поймать лучшую из них для сценария или романа» на примерах классики кинематографа рассказывает, как сделать самый первый и при этом самый сложный и важный шаг в написании сценария — придумать идею. Борк обозначает проблемы, которые могут лечь в основу будущего сюжета, и подсказывает, как использовать их правильно.

Купить книгу

59

И где она прячется — эта самая идея для рассказа? Где её вообще берут? — такие вопросы ранее и я сама себе задавала. Угу. Пока не стала работать копирайтером, а потом еще и в СМИ. Пришлось много чему научиться, пройти несколько курсов — чтобы соответствовать. И я поняла: писать можно о чем угодно, главное — подать это так, чтобы читателю было интересно. Тут, правда, возникает такая «вилочка», прямо, как у богатырей, да добрых молодцев в сказках — «налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь…»:

  • в погоне за количеством можно упустить качество, постить откровенный фейк и давать непроверенные сюжеты. Особенно это касается новостей;
  • и, наоборот, в ожидании, в поисках хорошего сюжета можно ни о чем так и не написать. «Он в поисках…», — слышали, наверно?

Но, сейчас не об этом, это так, к слову пришлось.

Идея для рассказа - как её найти

Хорошо, когда есть о чем писать, и идеи так и лезут в голову — успевай записывать только. А если ничего на ум не приходит? Вот, вообще ничего? — в смысле, по делу — ничего. «И это было, и это было, и это — тоже было…». Поделюсь своим опытом, расскажу об одном из способов, к которому я прибегаю, когда кажется, что писать не о чем, ничего не придумывается и на ум не идет. Главное-то в этом деле что? — правильно: преодолеть тот стопор, который по той или иной причине встал между вами и написанием рассказа.

Идея для рассказа. Один из способов, где и как её найти

Способ простой и проверенный. И не только мной.

Расписываю по шагам, что надо делать.

  • Первое. Берете любую книгу, лучше, правда, художественную.
  • Второе. Открываете её наугад, не глядя — на десятой странице откроется, так на десятой, на сто десятой — так на сто десятой.
  • Третье. Этот шаг самый веселый, всего-то и надо ткнуть пальцем наугад (ну, или ручкой, карандашом — это как вам удобнее). Слово, в которое попали — его выписываем.
  • Четвертое. Повторяем пункт второй и третий, чтобы набралось 5-10 слов.
  • Пятое. Выписанные слова связываем между собой. Получается этакое очень-очень краткое изложение рассказа. Иными словами, сюжет — готов.
  • Шестое. Садимся — и пишем.

Обычно уже на пятом пункте канва для рассказа прорисовывается сама собой, и остается только сесть и написать все это в развернутом виде. То, что это работает — 100%. Для последнего рассказа идею именно так и нашла.

«Экстрим на сером волке» и «Пёс в День влюбленных»

Обычно проблем с идеями для рассказов у меня нет: завязка, краткий сюжет возникают как-то сами собой — в голове возникает первое, второе предложение, части диалогов и — пошло, поехало. Проблема обычно в том, чтобы найти время для «сесть и написать». А тут, в начале октября какой-то прямо стопор возник: вот надо написать рассказ, и желание есть, а идей — нет. Никаких. Одно словосочетание «зайка-дерзайка» в голове крутится и все. И разворачиваться ни в какую идею не хочет. Даже образ одного из главных героев возник, этакого овчаренка с большими ушами, а дальше — ни в какую. И так, и сяк вертела «зайку-дерзайку» в голове, но — не идет.

Вспомнила про способ, описанный выше. Взяла первую попавшуюся книгу, это оказался один из иронических детективов Дарьи Донцовой — «Экстрим на сером волке».

Идея для рассказа - один из вариантов, как её можно найти

Стала слова «находить» — то есть наугад тыкать: на какое слово попадала, то и выписывала. Если попадала на предлог, а такое тоже бывало, то брала любое из соседних слов (какое больше нравилось).

В итоге у меня получились следующие 10 слов:

  1. заросли;
  2. проблема;
  3. тетя;
  4. четырнадцатого;
  5. сестра;
  6. бумага;
  7. второкурсники;
  8. кухня;
  9. жених;
  10. будка.
Идея для рассказа - набор слов и завязка сюжета

Слова — «собраны», осталось их «обыграть», чтобы идея для рассказа возникла. На основе «собранных» слов у меня получилось следующее:

  • 14 февраля;
  • жених сестры;
  • брат — второкурсник;
  • собака в будке;
  • проблема — убежала;
  • тетя помогла;
  • нашли в зарослях;
  • бумага туалетная — обтирали;
  • кухня — чай.

А уже на основе этого возникло следующее: «Брат приехал в гости к тете. Спасали с сестрой собаку. Машина — у друга брата — он и стал женихом».

При написании, конечно, не все «собранные» слова были задействованы, да и сюжет немного поменялся. Брат, в итоге, приехал к сестре, а не к тете, и собаку нашли не в зарослях, а в колодце, она туда провалилась, когда убежала.

Метод — работает

Рассказ опубликован, он называется «Пёс в День Влюбленных». Вы с ним можете ознакомиться, пройдя по ссылке. А то на словах-то хорошо расписывать, как всё просто, но результат желательно все-таки видеть — чтобы составить своё собственное мнение: работает или не работает.

Пробовали вы или нет таким способом писать рассказы? Точнее, найти идею для рассказа, когда не знали, где её взять и как придумать.

Исходя из моего опыта, метод — вполне рабочий, позволяет преодолеть ступор и начать писать.

Ведь не зря говорят, главное — начать, а дальше — уже дело техники и желания.

В рассказе «Закон субботы» я написала: «Если назначить с вдохновением встречу, оно придёт, это точно». Меня поймали на слове, потому пришло время рассказать, как превратить ускользающую Музу-колибри в вола для креативной работы.

Рабочее сырьё

До того как начать писать рассказы, я работала журналистом. Искала факты в библиотеках, архивах, интернете и, конечно, находила много интересного. Только часто формат статьи не позволял включить всё. Терять любопытные истории не хотелось, потому я начала превращать их в рассказы. «Рубин в вине» появился, пока я писала материал для Cosmopolitan о необычных городах-призраках. Рассказ «Кофе» — из статьи для Forbes о крупнейшем рынке мира, а «Между огней» — из колонки о плавучем рынке острова Кюрасао для журнала «Афиша-Мир».

Я написала более трёхсот статей, и почти столько же рассказов. Из них выбрала сотню лучших и собрала в книгу «Авантюрин».

Даже если ваша работа не связана с постоянным поиском информации, уверена, вам есть о чём рассказать. Вспомните, чем делитесь с родными, когда приходите домой, — это ценнейший творческий материал.

Возмущайтесь

Каждого из нас что-то цепляет. Любителей животных — мягкие приговоры живодёрам, приверженцам старины — план реновации города. Однажды субботним утром я пила кофе и читала газету. Под заголовком «Любовь по цене бутерброда» нашла статью о греческих женщинах, которые из-за кризиса вынуждены «продавать» себя, чтобы оплатить счета. Это был мой крючок. Начала строчить. Отложила, потом перечитала, смягчила. Так появился рассказ «Последние дни октября», который принёс мне победу в важном литературном конкурсе.

Мой любимый Рэй Брэдбери сказал, что писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Составьте список того, что любите и ненавидите по-настоящему. А теперь распишите каждый пункт на два-три предложения. Увидите: за словами появятся картинки и сшибающая все страхи белого листа сила для творчества.

Предложите свой вариант развития событий

Помимо раздражающих, цепляющих ситуаций, мы часто сталкиваемся с ситуациями, которые ставят нас в тупик.

Однажды в Мексике мне пришлось спасаться от урагана. Поток машин с побережья к центру страны растянулся на десятки километров, я была в одной из них. Вдруг заметила, как по пустой встречной несётся машина. Кто-то ехал в бурю. Я «залипла» на несколько минут: кто эти люди? Что им там надо? Почему полиция и спасатели пустили их туда? Посыпались предположения. Из них получился рассказ «В тишине к урагану», который теперь можно прочитать в сборнике «Авантюрин».

Подумайте над вопросами, на которые не можете найти ответы: почему власти города не открывают туннель, если он давно достроен? Почему кто-то из коллег перестал носить обручальное кольцо? Почему этот человек в дорогом костюме мимоходом заглядывает в урны? А теперь сами придумайте ответ, а ответ переделайте в историю. 

20 новых истин каждый день

Однажды в экскурсионном автобусе я познакомилась с преподавателем математики из Индии. Когда зашла речь о йоге, пожаловалась, что у меня не получается медитировать.

— Как ты это делаешь?
— Сажусь на коврик, закрываю глаза, слежу за дыханием…
— Смотри в окно.
— Что?
— Перестань болтать со мной, перестань болтать с собой и просто смотри в окно. На всё, что проносится мимо. Это и есть медитация.

С тех пор, как бы ни передвигалась: пешком, на корабле, машине или самолете, смотрю по сторонам и записываю в телефон всё, за что зацепился взгляд.

После обычной поездки в оптику на другой конец города у меня может получиться такая заметка:

Бирюзовый крестик с чернильными разводами.

Пояс, расшитый лесными цветами.

Худшее наказание для заключённого — это камера с видом на город.

Тбилиси с рождения старец.

Потом, когда сажусь за рабочий стол, каждая такая фраза как детонатор. Рассказ «Двадцать новых истин» получился из подсмотренного на горе Таку по Вьетнаме. Я тогда записала в телефоне: «Мальчик кормит сладостями лысую девочку-монаха». «Холод над озером» вырос из заметки:  «Ученые не могут объяснить, почему в озере Атитлан поднимается вода». К тому же, сам навык быть здесь и сейчас, просто наблюдать сделает жизнь осознанной, настоящей. Творческий улов в этом процессе — приятный бонус. Видите, он зависит не от того, насколько место рыбное, а от того, насколько внимателен рыбак.


Download Article


Download Article

You’re ready to write that short story or novel you’ve been eager to start, but there’s one problem: you’re not sure what to write about. Don’t worry—ideas for incredible stories are all around you if you know where to look. To help you out, we’ve put together all kinds of different ways you can find great story ideas when you need a little inspiration.

Writing Help

  1. Image titled Find Story Ideas Step 5

    1

    Browse the internet for news items. The news can inspire many ideas, especially if the news items provoke feelings of joy, anger, annoyance, compassion, and so on.

    • Bookmark or keep copies of news items that you like, for future reference.
  2. Image titled Find Story Ideas Step 4

    2

    Look online for a list or writing topics. You can find plenty of topics that you would have never thought of by searching websites, search engines and article sites.

    • Look for listicles which list many different things for each topic of interest to you.

    Advertisement

  3. Image titled Find Story Ideas Step 6

    3

    Watch your favorite video clips, movies or other video material online. Go to your country’s archives to find films about the past as a great source of historic inspiration.

  4. Image titled Find Story Ideas Step 7

    4

    Visit the question/answer sites like Quora or WikiAnswers. It’s the place where people expose their most hidden issues they wouldn’t even reveal to their spouses or parents. You can read psychological or material issues you would never think people can have. Search on the site using keywords, you will find some stories related to yours. Only focus on the questions; the answers are far less interesting.

  5. Advertisement

  1. Image titled Find Story Ideas Step 1

    1

    Look around your home. Do you see anything with a story behind it? Like that necklace grandma gave you, or the blue ribbon for the soccer tournament? Put that story down on paper.

  2. Image titled Find Story Ideas Step 2

    2

    Look around outside.[1]
    For example, if you live in a nature filled place, take a look at the leaves and how they sway in the wind and those small, delicate butterflies that flutter from flower to flower. Writing down notes of what you see, touch, taste, hear and smell will help you on the road to coming up with a new story idea.

    • You can do that even if you live in a large urban area, as there’s always inspiration to be drawn from human interactions as well.[2]
    • If possible, travel to a place that you’ve never been before. Doing something different can inspire you to create a new story.[3]
  3. Image titled Find Story Ideas Step 3

    3

    Watch random people walk down the street and write a pretend life story for them. It may seem strange, but you never know where doing this might lead by way of a character leading a curious life. If there aren’t people around, try Googling up pictures of random people and using them instead.

    • Try people watching when at your favorite coffee shop or while waiting for a bus. [4]
    • These don’t have to be stories that take forever to write, either. You can just quickly jot down ideas or doodle things that interest you or that you think would make for a good story.
  4. Advertisement

  1. Image titled Find Story Ideas Step 8

    1

    Use pause when you listen to a story. When you read a book, watch a movie alone or view videos on YouTube, take the habit to pause at the most confusing moment. At this moment, try to guess the following. Search as many versions as possible. When you resume the story, your version is sometimes more original than the official ending. It’s not plagiarism if the idea is different. You can also adapt your new ending to your story, change the names, the place. Eventually, it will be a completely different story.

  2. Image titled Find Story Ideas Step 9

    2

    Don’t get frustrated when you listen to a story (serendipity). Sometimes, you see a trailer movie and you think «Wow! This concept is so original!» You go to see the movie and you discover that the concept is completely another one… Don’t be frustrated! It means that you have found an original idea! Don’t lose it.

  3. Image titled Find Story Ideas Step 10

    3

    Use the news headlines for inspiration. Find a striking and interesting article that catches your eye, and write about it.

  4. Image titled Find Story Ideas Step 11

    4

    Listen to conversations. Snippets of conversation can be incorporated into your story.

  5. Image titled Find Story Ideas Step 12

    5

    Listen to a song and really pay attention to the lyrics.[5]
    How does the song make you feel? Happy? Sad? Write about a character you can create from these lyrics, or just write about how it makes you feel.

  6. Image titled Find Story Ideas Step 13

    6

    Sometimes, just writing the title of a future story will make your words flow and create an impressive story.

  7. Image titled Find Story Ideas Step 14

    7

    Write fan-fiction. Incorporate your favorite band or singer into it and write about their crazy, funny or sad antics. You could write about your interpretation of how a certain song came to be. There are many fan-fiction websites that you can then post your story on, and get reviews.

  8. Image titled Find Story Ideas Step 15

    8

    Look through a magazine or borrow some magazines from the library. Flip through the pages and see what you find. Embarrassing moments? Incorporate them into a story. Problem/help pages in the magazine? You can use one of those problems for your characters’ problem(s) and complications.

  9. Image titled Find Story Ideas Step 16

    9

    Look at pictures/photos of people. Imagine what their name is, who they are, their life story etc. Write about who they really are.

    • If you want to write fantasy stories, try playing with fantasy-themed jigsaw puzzles. As you combine the pieces, you may draw some inspiration for your writing![6]
  10. Image titled Find Story Ideas Step 17

    10

    Take your real life experiences and incorporate them into your story. Or you could write an auto-biography!

  11. Image titled Find Story Ideas Step 18

    11

    If writing with a pen and paper and not on a computer, having the right stationery can actually improve your writing. You can’t expect to use your full writing potential by writing on pre-scribbled paper with a really crummy pen, can you?

  12. Image titled Find Story Ideas Step 19

    12

    Write about your dreams and wildest fantasies coming to reality (don’t worry, you can change the names!).

  13. Image titled Find Story Ideas Step 20

    13

    Make a mind map. Mind maps are great for organizing information about characters and events, especially if you are more of a visual person.

  14. Image titled Find Story Ideas Step 21

    14

    Watch TV, with a notebook or laptop on hand, and study the people, TV shows and commercials you see. TV can actually bring inspiring ideas to mind. Study the people on the commercials, and think of their life after the commercial has passed.

  15. Image titled Find Story Ideas Step 22

    15

    Write about your favorite book or movie. Was it a certain type of character or a setting? Try incorporating similar elements into your own story.Just be sure you don’t plagiarize, if you plan on showing your story to others.

  16. Image titled Find Story Ideas Step 23

    16

    Prepare ideas from a diary or journal — if you had one. Look through previous entries. Find something in there that you can incorporate into your story.

  17. Image titled Find Story Ideas Step 24

    17

    Try free-writing, it only takes about ten minutes a day. Basically, you write non-stop for 10-20 minutes, writing about whatever comes to mind. Don’t make corrections as you write, and just keep writing, even if you have to write, ‘I don’t know what to write’ until you can write something else.

  18. Image titled Find Story Ideas Step 25

    18

    Make an exquisite corpse. This is a really good writing activity that can strike up ideas with your friends or family when bored. (- denotes a new line). Grab a piece of paper, and write three lines about something (eg. Once upon a time, there lived a bird — named Andy. Andy loved fishing, because — he loved eating). Then fold the first two lines so only the third line is visible (e.g he loved eating) and then pass it to another person to continue. (e.g he loved eating walnuts- in the summer breeze. Suddenly- a huge beast from the) Keep continuing this until the page is filled. When you read back what you have wrote, you will most likely be having fits of laughter; it’s very amusing.

  19. Image titled Find Story Ideas Step 26

    19

    Think of an event that has happened in your life recently, or maybe something that happened a long time ago. How did it affect you? Did it have a lasting impression, or even impact? Jot down your thoughts and try crafting a story from that.

    • If you had an awesome adventure or a special event that had an impact on your life, you could use this as a story idea.
    • You could also try going back to some childhood activities you used to do. Getting in touch with your past self is a way to understand your motivations and to remind yourself of why you started writing in the first place.[7]
  20. Image titled Find Story Ideas Step 27

    20

    Write about the dream you had last night. The plotlines for numerous famous stories and novels were hatched in the dreams of their author’s. It may seem unlikely, but your dream could become a bestseller someday!

    • Keeping a journal and pen on your night stand right before you go to sleep is helpful. If you have an insane dream that you must write down, grab your journal and start writing.
    • The dreams don’t have to be recent. They can also be ones that you remember from your childhood or many moons ago.
  21. Image titled Find Story Ideas Step 28

    21

    Always carry a small notebook or a handheld computer with you so whenever inspiration strikes, you will be ready to record it and always have ideas for stories. Remember, you might not use a paragraph that you have written now, but who knows, in ten years time it might turn out to be the perfect ending for a story of yours.

  22. Image titled Find Story Ideas Step 29

    22

    Try random words or phrases. For example: a secret diary, a squishy banana and a sneaky babysitter. Take your three phrases or words and try to make a story out of it. You’ll never know how it will turn out if you don’t try!

  23. Image titled Find Story Ideas Step 30

    23

    Choose a genre to be inspired by. The type of story you choose to write about must be developed around a certain genre and is the most important part of coming up with a story. Whether it’s a romance, teen fiction or a thriller, selecting the genre may be a good source of inspiration for more ideas.

  24. Image titled Find Story Ideas Step 31

    24

    Even when short on ideas, there are still things to write about! I remember an author visited my primary school and was talking to us about a new novel he wrote (I forget his name and what it’s called!). He said he was just sitting down at a cafe (I think) with a notebook and pen in his hand, thinking of something to write… when he came up with the idea of a boy who never knew what to write, until he borrowed a strange pen off a boy who was an excellent writer, and when he used that pen his writing became very different.

  25. Image titled Find Story Ideas Step 32

    25

    Transfer all of your story ideas onto a laptop, computer or a notebook.

  26. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How can I find a great idea for my book?

    Community Answer

    Try reading more books. Spend time listening to music and pay attention to the lyrics. Sit down with a notebook, and write everything that comes to your mind.

  • Question

    How do I write my own story and not copy someone else’s?

    Community Answer

    Think of an original and interesting idea. Come up with characters, environments, and an interesting storyline. Discover what the conflict will be, or what the main objective of certain characters are. A good story will always have likable characters and complexity to it. You must be creative.

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

  • When using a computer or laptop, it’s a good idea to back up all of your stories and story ideas just in case your computer crashes (or you accidentally delete your files).

  • Write story titles and then a quick plot on what you want to happen. Then, later on when you have ideas, see what fits with that plot.

Advertisement

  • Don’t stare at your paper or computer screen for too long hoping to get ideas. Instead, do things, such as taking a walk or reading a book. Good ideas pop up when you’re least expecting it!

Advertisement

Things You’ll Need

  • A laptop or computer (optional)
  • A notebook and pen

References

  1. Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
  2. Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
  3. Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
  4. Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
  5. Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
  6. Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.
  7. Lydia Stevens. Author & Developmental Editor. Expert Interview. 1 September 2021.

About This Article

Thanks to all authors for creating a page that has been read 139,546 times.

Reader Success Stories

  • Maddy K.

    «I am writing a book with my best friend, and I was having writer’s block, and I looked at this followed the…» more

Did this article help you?

  • Где в сказке ганса христиана андерсена жила снежная королева
  • Где в россии можно встретить новый год как в сказке
  • Где в летописи или в стихотворении рассказ о деяниях олега дан подробнее почему краткий ответ
  • Где в лесу старик посадил дочь в сказке морозко
  • Где были впервые опубликованы колымские рассказы