Где задержали мальчиков в рассказе чехова мальчики

1. В каком году было написано произведение «Мальчики»:
а) 1887 +
б) 1885
в) 1889

2. Впервые произведение было опубликовано:
а) «Вестник Европы»
б) «Петербургская газета» +
в) «Современник»

3. Произведение относится к этому литературному жанру:
а) Роман
б) Повесть
в) Рассказ +

4. Главного героя, который возвращается из гимназии домой на рождественские каникулы зовут:
а) Володя +
б) Алеша
в) Сережа

5. Назовите фамилию приятеля главного героя, которого он привозит к себе погостить на рождественские каникулы:
а) Черепицын
б) Черевичкин
в) Чечевицын +

6. У Володи было столько родных сестер:
а) 2
б) 3 +
в) 4

7. Назовите фамилию Володи:
а) Королевский
б) Корольков
в) Королев +

8. Большого черного пса, который живет в доме Володи звали:
а) Милорд +
б) Дружок
в) Лорд

9. Приятели решили уехать в:
а) Африку
б) Индию
в) Америку +

10. В запасе у мальчиков, решившихся на побег было столько денег:
а) 3 рубля
б) 4 рубля +
в) 100 рублей

11. Чечевицын называет себя этим индейским именем:
а) Монтигомо +
б) Вичаша
в) Винниту

12. Володя приехал:
а) На овощной склад
б) Домой +
в) На огород

13. Какой сестры не было у Володи:
а) Варя +
б) Соня
в) Катя

14. Назовите имя одной из сестер Володи:
а) Света
б) Мила
в) Катя +

15. Назовите имя одной из сестер Володи:
а) Соня +
б) Аня
в) Таня

16. Что подумали сёстры Володи о его друге:
а) Что он странный и пугает их
б) Что он очень умный +
в) Что он очень глупый

17. Отец и сёстры Володи перед приездом мальчиков занимались:
а) Кормили рыбок
б) Играли в шахматы
в) Делали из бумаги цветы +

18. Что хотели главные герои делать в том месте, куда хотели уехать:
а) Работать в морском порту
б) Добывать золото +
в) Стать работорговцами

19. Где задержали мальчиков:
а) В Александровском саду
б) В Апраксином дворе
в) В Гостином дворе +

20. Что Чечевицын написал Кате на прощание:
а) Дулиндо Орлиный Глаз
б) Монтигомо Ястребиный Коготь +
в) Кистерло Свирепый Оскал

21. Володя был:
а) «пухл и бел» +
б) «худой и бел»
в) «упитанный и красный»

22. Приятель Володи был:
а) «упитанный и красный»
б) «худ, смугл, покрыт веснушка­ми» +
в) «пухл и бел»

23. Какие волосы были у приятеля Володи:
а) светлые
б) мягкие
в) щетинистые +

24. Какие глаза были у приятеля Володи:
а) карие
б) узенькие +
в) широкие

25. Откуда приехал Володя:
а) Из больницы
б) Из путешествия
в) Из гимназии +

26. Как держал себя Чечевицын:
а) весело и общительно
б) был неразговорчив и угрюм +
в) говорил спокойно и немного, но очень мило

27. Какие перемены заметили девочки в Володе:
а) Он стал невесёлым и неразговорчивым +
б) Он стал весёлым и разговорчивым
в) Он стал вежливым и аккуратным

28. Как Чечевицын называл Володю:
а) Краснокожий друг мой
б) Последний из могикан
в) Бледнолицый брат мой +

29. Как вёл себя Володя в день бегства:
а) Плакал и не хотел убегать +
б) Стал вдруг особенно весел
в) Сильно волновался, но старался не подавать виду

30. Кто забрал Чечевицына:
а) Его тетя
б) Его мать +
в) Его отец

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Мальчики

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
  • Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи:

  • Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
  • Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Чехов «Мальчики» очень краткое содержание

«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.

Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.

Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.

Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод:

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Приятель главного героя

В отличие от Володи, Чечевицын не страдает от душевных терзаний. Он мечтает как можно скорее совершить побег. Он не знает, что такое тепло домашнего очага и забота близких, поэтому его ничего не держит. Для этого гимназиста семейные ценности не имеют такого большого значения. Он отличается решимостью и суровостью.

Володя вовсе не такой. Он привязан всем сердцем к своим близким, хоть и стремится показать обратное в силу особенностей своего подросткового возраста. Вместе с этим, мальчик, так же как и его друг, мечтает об Америке. Чтобы исполнить своё желание, он готов пренебречь самым дорогим и ценным. Подобное решение даётся ему с большим трудом. Парень принимает его под давлением более напористого приятеля. Характеристика главных героев позволяет понять, что их происхождения прямо противоположны.

То, что случилось, парни переживают совершенно по-разному. Если Володя чувствует себя подавленным и виноватым перед родителями, которым он причинил беспокойство и боль, то Чечевицын, напротив, горд своим поступком.

Ему нет дела до того, что он заставил кого-то переживать и волноваться. Этот мальчик нисколько не обременён чувством ответственности.

Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова

Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.

Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Это интересно: Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.

История создания

Характеристика главных героев рассказа Мальчики

Произведение было впервые опубликовано в 1887 году в «Петербургской газете», но на тот момент автор ещё подписывал свои тексты авторским псевдонимом — Антоша Чехонте. Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а сам он, вероятно, считал их недостаточно серьёзными. Соответственно, он старался сотрудничать именно с теми изданиями, которые печатали произведения в юмористическом жанре. Для этих публикаций он использовал многочисленные псевдонимы. Лишь позже, когда к его работам пришла популярность, он стал подписываться настоящей фамилией.

Считается, что рассказ «Мальчики» был написан под впечатлением от случая, имевшего место в жизни самого Чехова. Однажды, гуляя в Нескучном саду в Москве, он заметил двух гимназистов, которые увлечённо играли в индейцев. Это незначительное событие и вдохновило писателя: образы ребят он перенёс на бумагу, но значительно расширил картину событий, добавил предысторию и немало других основополагающих моментов, благодаря которым произведение обрело воспитательный характер и глубокий смысл.

Сюжет рассказа «Мальчики» по главам

Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.

В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Kwoman.ru: Достоевский,

В этой статье представлено краткое содержание “Мальчиков” Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа “Братья Карамазовы”. В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше – сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев – Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание “Мальчиков” Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна.

В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

“Мальчики” Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы.

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная.

Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. “Мальчики” Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы.

Вспомним “Униженные и оскорблённые”, “Неточку Незванова”.

В сжатом изложении романа “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского краткое содержание “Мальчиков” составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть.

Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания “Мальчиков” Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях.

Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

План

Излагая краткое содержание “Мальчиков” Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание “Мальчиков” Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У Илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа “Мальчики” Достоевского.

Коля Красоткин

Чиновник Красоткин умер много лет назад. Его жене было тогда всего 18 лет. Всю энергию и любовь она направила на маленького сына, которому не исполнилось еще и года, когда женщина овдовела. Звали мать Коли Красоткина Анной Фёдоровной.

Вдова мальчика страстно любила, но за свою недолгую жизнь он причинил ей больше страдания, нежели радости. Каждый день она с ума сходила от страха, что вдруг он упадет, расшибет коленку или с ним не дай бог случится еще какое-нибудь несчастье.

Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну.

Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов.

Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась.

Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть “телячьими нежностями”.

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом.

Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина. Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов. У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну, и возможно, это чувство было взаимным.

Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных. Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков.

Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку.

Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе “Детвора”, по сути, не происходит каких-либо событий.

Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной, отправилась на рынок.

Гимназист не мог оставить “пузырей”, как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется. Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела.

Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Школьники

Что за срочные дела были у Коли Красоткина? Выйдя на улицу, он пошёл навстречу мальчику по фамилии Смуров. Это был отрок из зажиточной семьи. Отец его запрещал общаться с Колей, потому как у того была репутация отчаянного парня.

Стоит сказать, что направились мальчики вовсе не сторону железной дороги, а к дому Снегирёва. Того самого жалкого человека, которого в округе принимали за шута и с которым так жестоко однажды обошелся Дмитрий Карамазов.

Но обо всём этом читатель знает лишь в том случае, если ему знакомо содержание всего романа Достоевского. Впрочем, и в десятой главе эта неприятная история также упоминается.

Мальчики в этот день должны были навестить Илюшу Снегирёва, который долго и тяжело болел. Это желание возникло у них не спонтанно. Заходить к Илюше попросил их Алексей Карамазов – человек, с точки зрения Коли, довольно странный.

К тому времени уже по округе распространилась весть об аресте его старшего брата. В семье Алексея разворачивалась настоящая драма. При этом он находил время для помощи совершенно посторонним ему людям. Это удивляло и поражало Красоткина.

Мальчик давно мечтал познакомиться с Карамазовым.

Жучка

Быть изгоем – это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых. Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего – Илюши – тоже были проблемы со сверстниками.

Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы. Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться.

Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку. Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

У Илюшиной постельки

Жилье Снегирёва было чрезвычайно жалким. В углу сидела полубезумная мать, отец, который не так давно бросил пить, время от времени выбегал в сени, не в силах сдержать рыдания. Снегирев очень любил сына и, казалось, окончательно лишится рассудка, когда тот умрёт.

Коля присел у кровати Илюши, а затем, спустя несколько минут, позвал Перезвона. Собаку он выдал за пропавшую Жучку и уверил мальчика, что та не появлялась так долго, потому как подвергалась его уроком дрессировки.

Ученики четвертого класса Володя и его друг Чечевицын приехали на каникулы в дом к Володе. Все были очень рады их приезду. Случайно сёстры Володи узнали, что мальчики хотят сбежать в Америку на золотые прииски, где их ждут сражения с дикарями, разбойничья жизнь и работа на плантациях…

«Мальчики» читать

— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!
Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: «Бррр!» Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
— А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?
— Гав! Гав! — ревел басом Милорд, огромный черный пес, стуча хвостом по стенам и по мебели.
Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи в передней находился еще один маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.
— Володичка, а это же кто? — спросила шёпотом мать.
— Ах! — спохватился Володя. — Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас.
— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Пожалуйте! Наталья, помоги господину Черепицыну раздеться! Господи боже мой, да прогоните эту собаку! Это наказание!
Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломленные шумной встречей и всё еще розовые от холода, сидели за столом и пили чай. Зимнее солнышко, проникая сквозь снег и узоры на окнах, дрожало на самоваре и купало свои чистые лучи в полоскательной чашке. В комнате было тепло, и мальчики чувствовали, как в их озябших телах, не желая уступать друг другу, щекотались тепло и мороз.

— Ну, вот скоро и Рождество! — говорил нараспев отец, крутя из темно-рыжего табаку папиросу. — А давно ли было лето и мать плакала, тебя провожаючи? ан ты и приехал… Время, брат, идет быстро! Ахнуть не успеешь, как старость придет. Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту.
Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек. Он о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос.
Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сестрам только раз, да и то с какими-то странными словами. Он указал пальцем на самовар и сказал:
— А в Калифорнии вместо чаю пьют джин.

Мальчики - Чехов А.П.

Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.
После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался и изредка бросал ножницы на пол, сердясь на них за то, что они тупы. Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала:
— Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?
— Господи боже мой, даже ножниц не дают! — отвечал плачущим голосом Иван Николаич и, откинувшись на спинку стула, принимал позу оскорбленного человека, но через минуту опять восхищался.
В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для елки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.
— Сначала в Пермь… — тихо говорил Чечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.
— А Калифорния? — спросил Володя.
— Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом.
Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн-Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погруженный в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос, а только сильно надул щеки и сделал такой вздох, как будто ему было очень жарко. Он еще раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты.
— А что это такое?
— Это вроде муравчиков, только с крыльями. Очень сильно кусаются. Знаете, кто я?
— Господин Чечевицын.
— Нет. Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых.
Маша, самая маленькая девочка, поглядела на него, потом на окно, за которым уже наступал вечер, и сказала в раздумье:
— А у нас чечевицу вчера готовили.
Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а всё думал о чем-то, — всё это было загадочно и странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. О, что они узнали! Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже всё готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Они узнали, что мальчикам придется пройти пешком несколько тысяч верст, а по дороге сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации. Володя и Чечевицын говорили и в увлечении перебивали друг друга. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».
— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезет нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят.
Накануне сочельника Чечевицын целый день рассматривал карту Азии и что-то записывал, а Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой, угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел. И раз даже в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал:
— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!
К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестер. Катя и Соня понимали, в чем тут дело, а младшая, Маша, ничего не понимала, решительно ничего, и только при взгляде на Чечевицына задумывалась и говорила со вздохом:
— Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу.
Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери.
— Так ты не поедешь? — сердито спрашивал Чечевицын. — Говори: не поедешь?
— Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко.
— Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил.
— Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко.
— Ты говори: поедешь или нет?
— Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.
— В таком случае я сам поеду! — решил Чечевицын. — И без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Когда так, отдай же мои пистоны!
Володя заплакал так горько, что сестры не выдержали и тоже тихо заплакали. Наступила тишина.
— Так ты не поедешь? — еще раз спросил Чечевицын.
— По… поеду.
— Так одевайся!
И Чечевицын, чтобы уговорить Володю, хвалил Америку, рычал как тигр, изображал, пароход, бранился, обещал отдать Володе всю слоновую кость и все львиные и тигровые шкуры.
И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев.
Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами полными слез сказала:
— Ах, мне так страшно!
До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг оказалось, что мальчиков нет дома. Послали в людскую, в конюшню, во флигель к приказчику — там их не было. Послали в деревню — и там не нашли. И чай потом тоже пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже плакала. А ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку. Боже, какая поднялась суматоха!
На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала.
Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.
— Володя приехал! — крикнул кто-то на дворе.
— Володичка приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую.
И Милорд залаял басом: «Гав! гав!» Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и всё спрашивали, где продается порох). Володя, как вошел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Девочки, дрожа, с ужасом думали о том, что теперь будет, слышали, как папаша повел Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними; и мамаша тоже говорила и плакала.
— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат. А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик, и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно! Вы где ночевали?
— На вокзале! — гордо ответил Чечевицын.
Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе. Послали куда-то телеграмму и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына.
Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти:
«Монтигомо Ястребиный Коготь».

❤️ 193

🔥 174

😁 167

😢 128

👎 133

🥱 148

Добавлено на полку

Удалено с полки

Достигнут лимит

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Содержание

  • Основные персонажи рассказа
  • Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
  • Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
  • Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
  • Видео краткое содержание Мальчики Чехов

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
  • Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи:

  • Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
  • Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Чехов «Мальчики» очень краткое содержание

«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.

Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.

Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.

Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод:

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова

Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.

Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Сюжет рассказа «Мальчики» по главам

Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.

В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Видео краткое содержание Мальчики Чехов

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Краткое содержание «Мальчики» Чехов на видео:

Предыдущая

Краткое содержаниеКраткое содержание повести «Первая любовь» И. С. Тургенев

Следующая

Краткое содержаниеКраткое содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире» А. Платонова

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить.

Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Автор:

24 сентября 2021 11:39

А. П. Чехов, «Мальчики». Краткое содержание для читательского дневника, кратчайшее изложение рассказа. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткий анализ: тема, проблема и герои рассказа.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрации Татьяны Шишмарёвой и Анатолия Иткина

«Мальчики» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1887 году. В то время молодой писатель публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.

В произведении рассказывается про двух гимназистов-второклассников, которые начитались приключенческих романов и под Рождество решили сбежать в Америку.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Краткое содержание

Гимназист Володя Королёв, ученик второго класса, возвращается домой на Рождество. С ним приезжает однокашник по фамилии Чечевицын — смуглый и неразговорчивый мальчик.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Сёстры Катя, Соня и Маша замечают, что Володя в этот раз не весел и болтлив как обычно, а напряжён и скрытен. Когда девочки делают из бумаги украшения для рождественской ёлки, мальчики держатся особняком и им не помогают.

Чечевицын — поклонник романов Майна Рида. Девочкам он представляется индейским именем: «Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Из подслушанного разговора сёстры узнают, что Володя и Чечевицын готовятся к побегу в Америку. Ребята начитались приключенческих книг, и теперь им хочется попасть в Калифорнию, штат «золотой лихорадки». По пути они собираются кормиться охотой и грабежом, сражаться с врагами, и вообще готовятся пережить массу приключений.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой

Романтик Чечевицын мечтает о путешествии в Америку, а вот Володя побаивается убегать из дома: «Я не струсил, а мне… мне маму жалко». Наконец Чечевицын убеждает его отправляться в путь немедленно.

К обеду обнаруживается, что мальчики пропали из дома. Семья беспокоится и пытается их разыскать. Лишь на другой день к дому подъезжают розвальни, на которых привозят мальчиков: ребят обнаружили в городе, где они пытались купить порох, и вернули домой.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Володя плачет, а Чечевицын с гордостью сообщает, что они ночевали на вокзале. Отец уводит мальчиков в кабинет и отчитывает: «Разве это так можно? Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат».

На следующий день мать забирает Чечевицына домой. Гимназист держится с достоинством и оставляет одной из володиных сестёр свой автограф — «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Анализ рассказа «Мальчики»

Тема чеховского рассказа — детство. Писатель в шутливой форме поднимает проблему разрыва между миром детей и миром взрослых. Мальчики наивно мечтают о приключениях в Америке, абсолютно не похожих на окружающую их реальность провинциального городка, и повергают родителей в ужас своим побегом.

Психологизм рассказа построен на противопоставлении двух характеров: суровый мечтатель Чечевицын подчиняет своей воле добродушного Володю, убеждая вместе сбежать из дома. Показано, как по-разному мальчики относятся к предстоящему бегству: Чечевицын предвкушает авантюру, а Володя молится, чтобы Бог пожалел его маму. Когда план побега срывается, Володя рыдает от облегчения и раскаяния, а Чечевицын явно гордится своим поступком.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой

Рассказ проникнут тёплой рождественской атмосферой. Гостеприимный дом, любящие родители, подготовка к празднику — всё это противопоставлено мечтам мальчиков, которые воображают, будто вскоре навсегда уедут в далёкую Америку, полную опасностей и приключений.

Чехов, как это ему свойственно, воздерживается от оценок происходящего, а лишь описывает людей и события, оставляя их на суд читателя. В произведении нет поучений или морали. Писатель не объясняет, хороши или плохи Володя с Чечевицыным. Мальчики во все времена будут грезить о далёких странах и всегда будут заставлять родителей нервничать. На то они и мальчики.

Новости партнёров

реклама

Составить вопросы к рассказу «Мальчики» Чехова помогут разные примеры.  Проверочная работа (тест) и викторина по рассказу Чехова «Мальчики» лучше запомнить сюжет произведения и подготовиться к уроку

Содержание

  1. 10 вопросов по рассказу «Мальчики» Чехов
  2. Рассказ «Мальчики» ответы на вопросы 5 класс
  3. Тест по рассказу Чехова «Мальчики» 4 класс с ответами

10 вопросов по рассказу «Мальчики» Чехов

Вариант 1:

1) Какой праздник все ждали, когда приехал Володя? (Рождество).
2) Как звали сестер Володи и сколько их было? (три, это Маша, Катя и Соня).
3) Как зовут друга Володи? (Чечевицын. Он ученик второго класса).
4) Каким был Володя, когда приехал с Чечевицыным? (не играл, тихим, постоянно о чем-то шептался).
5) Куда собирались бежать мальчики? (в Америку).
6) Как звали собаку из рассказа «Мальчики»? (Собаку звали Милорд).
7) Что рассматривали Володя и Чечевицын? (Карту, они планировали свое приключение).
8) Какими качествами обладал Чечевицын? (Смелость, решительность).
9) Кто был главнее Володя или Чечевицын? (Заводилой был Чечевицын).
10) Как отреагировали родители на исчезновение Володи и Чечевицына? (стали их искать, мама плакала).

Вариант 2:

1)Почему Чечевицын не разговаривал с девочками?
2)Что могло случится с мальчиками когда они собирались в путешествие?
3)Почему родители Володи ругали их?
4)Почему мама плакала?
5)Из-за чего плакал Володя?
6)Как хвалил Чечевицын Америку?
7) Почему Чечевицын гордился тем что они ночевали на скамейке?
8)Почему мать Володи плакала проважающей сына?
9) Почему Володя из рассказа Чехова «мальчики» не хотел бежать в тёплые страны?
10)Почему Чечевицын написал в тетрадке у Кати Монтигимо Ястребинный Коготь?

Рассказ «Мальчики» ответы на вопросы 5 класс

Почему Чехов назвал свой рассказ «Мальчики»?

Как Чечевицын познакомился с Володей? 

Как называл себя гимназист Чечевицын из рассказа «Мальчики»?

Откуда приехал Володя из рассказа «Мальчики»?

Какую тайну подслушали девочки ?

Почему мальчики из рассказа Чехова хотели сбежать в Америку?

Что товарищи приготовили для дороги ?

Как Володя чувствовал себя перед побегом ? 

Как чувствовал себя Чечевицын?

Когда и кто привез ребят после побега? 

Как прощался Чечевицын с девочками?

Тест по рассказу Чехова «Мальчики» 4 класс с ответами

1. Какая фамилия была у Володи?
А. Царёв
Б. Королёв
В.Боярский

2. Чем были покрыты гимназическое пальто, фуражка, калоши Володи?
А. пушистым снегом
Б. капельками воды
В. инеем

3. Как звали чёрного пса?
А. Маркиз
Б. Милорд
В. Виконт

4. Кто приехал вместе с Володей?
А. товарищ Крупицын, ученик третьего класса
Б. товарищ Чечевицын, ученик второго класса
В. товарищ Пшеницын, ученик четвертого класса

5. Сколько лет было старшей сестре Володи?
А. 13
Б. 11
В. 9

6. Как звали сестёр Володи.
А. Ира, Алла, Наташа
Б. Оля, Света, Даша
В. Катя, Соня, Маша

7. Приближение какого праздника ожидала семья Володи?
А. Рождества
Б. Пасхи
В. Нового года

8. Какой работой стали заниматься отец и девочки, когда мальчики пошли в детскую?
А. они делали из цветного картона звезду
Б. они делали из мишуры ёлочные украшения
В. они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки

9. О чём узнали девочки, подслушав разговор брата и товарища?
А. мальчики собирались бежать куда — то в Америку
Б. мальчики собирались помочь родителям по дому
В. мальчики собирались искать клад в лесу

10. Как выглядел Чечевицын?
А. был высоким и толстым
Б. был худым, смуглям и веснушчатым
В. был плотным и белокожим

11. Что подумали о Чечевицыне сестры Володи?
А. он глупый и необразованный человек
Б. он очень невежливый и невоспитанный
В. он очень умный и образованный человек

12.Как вел себя Володя в день перед бегством?
А. плакал и не хотел бежать
Б. сильно волновался, но старался не подавать вида
В. как обычно

13. Что обнаружили родители Володи за обедом?
А. что мальчиков нет дома
Б. что девочки весь день просидели без работы
В. что младшая сестра ушла на улицу без разрешения

14. О чём спрашивали прохожих мальчики, когда приехали в город?
А. где можно купить тушёнку?
Б. где можно купить спички и фонарик?
В. где продаётся порох?

15. Где задержали мальчиков?
А. на станции
Б. в городе, на вокзале
В. в городе, в Гостином дворе

  • Где жили генералы из сказки салтыкова щедрина
  • Где жили братья богатыри сказка о мертвой царевне
  • Где жила царевна лебедь из сказки о царе салтане
  • Где жила снежная королева в сказке андерсена снежная королева
  • Где жила снежная королева в сказке андерсена ответ