Авторы страницы
Команда Дракоша
Кощей Бессмертный
Изображение
Этимология
Слово «кощей» в XII веке означало раба, пленника; в Слове о полку Игореве термин упомянут дважды: Игорь, попав в плен к Кончаку, садится «в седло кощеево»; автор «Слова» говорит, что если бы против половцев явился на помощь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, то чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей по резане (мелкие денежные единицы). В этом же значении кощей фигурирует в Ипатьевской летописи. В берестяных грамотах XII века из Новгорода и Торжка Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя. Это слово, по наиболее распространённой этимологии, от тюркского košči «невольник», которое, в свою очередь, образовано от koš «лагерь, стоянка» (в древнерусском «кошь» — стан, обоз; в украинском языке «кіш» означает стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша. В белорусском языке «кашеваць» означало раскинуть стан); впрочем, А. И. Соболевский предлагал славянскую этимологию — от костить ‘бранить’.
Кощей, как имя героя сказки и как обозначение тощего человека, Макс Фасмер в своём словаре считает не тюркизмом, а исконно славянским словом (омонимом) и связывает со словом кость (общеславянское *kostь)
Внешний вид
Кощей Бессмертный (Кащей Бессмертный) — отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым (ср. «там царь Кощей над златом чахнет» А. С. Пушкина).
Происхождение
Прежде всего, нам известно, что это один из ярких сказочных персонажей. Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности:
1. Это результат народного воображения, впоследствии ставший фольклором и достоянием республики.
2. Кощей Бессмертный — это прототип реального человека.
Кощей Бессмертный, фото которого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный вымышленный персонаж наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда — в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства… Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу.
По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время — в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду костюм Кощея Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!
Место обитания
Точное место обитания Героя неизвестно, в разных источниках упоминается разное.
- ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ — В сказке «Царевна-лягушка» героиня успевает бросить на прощание Ивану-царевичу фразу: «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кащея Бессмертного». В столь драматический момент Василиса Прекрасная не стала бы говорить пустые, ничего не значащие присказки. Она указала Ивану-царевичу точное место, где находится царство Кащея. Там ее и надо было искать, чтобы вызволить из кащеева плена.
- На восприятие Кощея Бессмертного как представителя «иного» мира, мира смерти, указывают характеристики его местопребывания. Царство Кощея находится очень далеко: герою приходится отправляться в «прикрай свету, в самый конец» его. Туда из всех путей ведет самый длинный, сложный и опасный: герой изнашивает железные сапоги, железный сюртук и железную шляпу, съедает три железных хлеба; ему приходится преодолевать многочисленные препятствия, обращаться к помощникам за советом и подмогой, вступать в борьбу с коварным противником и даже погибать и воскресать. Жилище Кощея Бессмертного изображается в сказке как дворец, замок, большой дом, «фа-терка — золотые окна». Здесь находятся несметные богатства — золото, серебро, скатный жемчуг, которые герой после победы над противником забирает из его царства. По мнению исследователей, золотая окраска предметов в мифопоэтическом сознании воспринимается как признак потустороннего мира. То же касается и образа стеклянных гор, где, согласно некоторым текстам сказок, расположен дворец Кощея Бессмертного. Живёт в подземном царстве.
Родственники
- По некоторым ретроспекциям Кощей представляется сыном Матери Земли в древней славянской мифологии.
- Родственные связи Кощея Бессмертного. Е. В. Караваева отмечает: в сказке непосредственно упоминается о том, что Василиса является дочерью Кощея Бессмертного, которую он не хочет ни за кого выдавать замуж, что является очередным проявлением его жадности и стяжательства, авторитаризма. А имя же Василиса происходит от византийского «базилеос», что значит «царь» или «царица».То есть Василиса — царская дочь, она состоит в родстве с Кощеем и подтверждает его высокий социальный статус царя.
Особенности характера и привычки
Безжалостный, злой, страшный колдун, ужасно скупой.
В словаре русского языка Даля «Кащей» пишется через «А» . И объясняется почему. «Кащей» , по мнению Даля, происходит от слова «кастить» , что означает «грязнить, гадить, пакостить, марать, сорить, бранить, сквернословить» . «Касть» – это пакость, мерзость, гадость, скверна..
В данном случае имя очень точно определяет характер и привычки нашего героя.
Интересы
Коллекционирует злато-серебро, разные сокровища. Любит похищать красавиц.
Друзья
Друзей в разных сказках мы не обнаружили
Враги
- Баба Яга. Чаще всего эти два отрицательных персонажа заодно, но в некоторых сказках именно эта старушка рассказывает главному герою о том, как погубить злодея.
- Богатыри – добрый Добрыня, умный Усыня и смекалистый Горыня.
- Основной враг Кощея – это всё же Иван-царевич, человек, который не устаёт с ним бороться.
Характерные фразы, цитаты
— «Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несёт!»
— «У меня смерть в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.»
— «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…»
— «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался — от тебя русским духом и пахнет.»
— «И я тут был, мед-вино пил, по усам текло, во рту не было.»
Образ в искусстве
-
«Кащей Бессмертный»: иллюстрация к сказке «Марья Моревна». Иван Билибин
-
«Кощей» 1904г. Сергей Малютин
-
«Кащей Бессмертный» 1926г. Виктор Васнецов
-
«Кащей Бессмертный» из цикла «Зачарованная Русь» Андрей Клименко
-
«Кощей Бессмертный» 2007г. Екатерина Балжи
-
«Кощеево царство». Эскиз декорации к балету «Жар-птица» А.Я.Головин
Произведения, в которых встречается существо
Марья Моревна. Царевна-лягушка. Кощей Бессмертный. Булат — молодец. Русские народные сказки
Иван Соснович. Беломорская сказка
Кощеево царство. Житейская сказка
Панюшкин В. Код Кощея: Русские сказки глазами юриста.
Известный литератор Валерий Панюшкин обнаружил истоки современной правовой системы в русских народных сказках: уже тогда тяжущиеся были уверены, что истина недостижима, мера наказания определялась социальным положением преступника, прав всегда оказывался самый сильный, условия договора пересматривались задним числом, а зло в открытом судебном процессе было априори непобедимо. Неужели за столько веков ничего не изменилось?
Ю. Костров Сукин сэр, или яйцо Кощея.
После посещения фирмы «Апогей», которую возглавляет Илья Суворов, таинственно исчезают несколько крупных бизнесменов и политиков. На ничего не подозревающего владельца фирмы начинает охоту всероссийский олигарх по кличке Кальсон, которому удается заманить Суворова в закрытую клинику доктора Сплина, где занимаются странными опытами над людьми.
Находчивый и изворотливый Илья Суворов, одновременно находящийся «под колпаком» у полковника из МУРа Петровны и Кальсона, не только выпутывается из цепких лап доктора-экспериментатора, но и успевает одаривать пылкой любовью женщин, встречающихся на пути к спасению…
Шемшук В.А. Встреча с Кощеем Бессмертным. Практика бессмертия.
Фильмография
Фото Кощея Бессмертного
из детского фильма «Кащей Бессмертный»,Режиссер Александр Роу. Премьера — 27 мая 1945
• Римский-Корсаков Музыкальный фильм. 1952г. (Евгений Лебедев)
Кадр из мультфильма «Царевна-лягушка» 1954 год
• Огонь, вода и… медные трубы Детский, мюзикл. 1968г. (Георгий Милляр)
• Весёлое волшебство Фильм. 19669г. (Фёдор Никитин)
• Новогодние приключения Маши и Вити Детский фильм. 1975г.(Николай Боярский)
• Там, на неведомых дорожках… Детский фильм. 1982г.(Александр Филиппенко)
• После дождичка в четверг Детский фильм. 1985г.(Олег Табаков)
• На златом крыльце сидели Детский фильм. 1986г.(Виктор Сергачёв)
• Сказка про влюблённого маляра Детский фильм. 1987г.(Валерий Ивченко)
• Лиловый шар Фантастический детский фильм. 1987г.(Игорь Ясулович)
• Кощеево царство. Детский фильм. 2003г. Россия. Режиссер: Светлана Кенециус
- Чудеса в Решетове Детский фильм. 2003г.(Нодар Мгалоблишвили)
• Книга мастеров Детский фильм. 2009г.(Гоша Куценко)
Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях
Кощей Меднобородый – в польских сказках чудище водяное. Водяной с медной бородой, жабьей головой, рачьими клешнями и огромными глазами. Умеет колдовать. Разговаривая всё время подквакивает. Имеет власть над всеми водами, вплоть до подземных.
«Из колодца, глаза в глаза, чудище на него глядит: голова жабья с бадью, рот от уха до уха, глазищи как лукошки, вместо рук – клешни рачьи…высунулось чудище из колодца наполовину – рыжая бородища раскинулась по воде, точно ржавые водоросли, каждый волосок поодиночке шевелится.
— Я – Кощей Меднобородый, владыка подземного царства…
Творческая работа
Список использованных источников
- http://www.onelegend.ru/image/koschei_bessmertny_4.html
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/985504
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/985504
- http://fb.ru/article/94453/koschey-bessmertnyiy—kto-on-teorii-proishojdeniya-narodnogo-antigeroya
- http://supercook.ru/slav/slov-mif-01.html
- http://www.ereading.club/chapter.php/141743/82/Eriashvili,_Madlevskaya,_Pavlovskiii_-_Russkaya_mifologiya._Enciklopediya.html
- http://chernoknizhie.ru/showthread.php?t=1314
- http://e-notabene.ru/psp/article_813.html
- https://otvet.mail.ru/question/8561195
- http://www.happy-giraffe.ru/community/10/forum/post/111278/
- http://www.fairy-tales.su/narodnye/russkie_skazki/1720-koshhejj-bessmertnyjj.html
- http://www.fairy-tales.su/narodnye/russkie_skazki/47-carevna-ljagushka.html
- http://www.fairy-tales.su/narodnye/russkie_skazki/5768-koshhej-bessmertnyj-variant-2.html
- http://www.zagadochnaya-sila.ru/persons/199-slavyan/627-kb.html
- http://www.zagadochnaya-sila.ru/persons/199-slavyan/627-kb.html
- http://www.zagadochnaya-sila.ru/persons/199-slavyan/627-kb.html
- http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.phpjpostid=252577103&journalid=4893934&go=next&categ=0
- http://www.balgi.ru/shoukosha.html
- https://artchive.ru/artists/1180~Aleksandr_Jakovlevich_Golovin/works/360636~Koscheevo_tsarstvo_Eskiz_dekoratsii_k_baletu_Zharptitsa
- http://mirckazok.ru/view_post.php?id=436
- http://mirckazok.ru/view_post.php?id=6319
- http://mirckazok.ru/view_post.php?id=456
- http://mirckazok.ru/view_post.php?id=6777
- http://kanpot.ru/kosheevo_tsarstvo.php
- http://mreadz.com/s/%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%A8%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2
- http://www.ozon.ru/context/detail/id/3739287/
- http://my-shop.ru/shop/books/479690.html?b45=3_13
- http://www.zagadochnayasila.ru/persons/199slavyan/627kb.html
- http://mstfn.com/mif-slovar/198-koshei-brssmertnii
- http://www.afisha.ru/movie/199550/
- http://dinos.ru/myth/encyclopedia/kozshey-medno.html
- http://myfhology.info/monsters2/kozshey-medno.html
- http://www.afisha.ru/novosibirsk/cinema/
Кощей Бессмертный – популярный персонаж мифологии и фольклора восточных славян, прообраз Аида (верховного бога подземного царства мертвых). Издревле Кощей считается главным злодеем всех русских сказок и легенд, поскольку обладает немыслимой для человека силой и мощью. Тем не менее, мало кто знает, что в основе любого волшебного сказания лежат вполне реальные, осязаемые прообразы. Задолго до того, как люди сделали Кощея сказочным героем, он был широко известен как страшное божество, повелевающее самой смертью.
История Кощея Бессмертного таит в себе множество удивительных фактов и нюансов, которые даже сегодня изумляют как взрослых, так и детей. Старинные легенды о Бабе-Яге, Горыныче и Карачуне настолько полюбились всем людям, что прочно укрепились в массовом сознании и перекочевали в мировую культуру. Именно поэтому так важно знать, кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии.
- Имя: Коще́й, Каще́й Бессме́ртный
- Значение имени: кость, худой или тощий
- Пол: мужской
- Мифология: славянская
- Деятельность: злой чародей и некромант, подобие Аида
- Атрибуты: меч, сабля, жезл
- Место обитания: собственное царство, человеческий мир
Кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии?
В русских сказках часто встречается персонаж по имени Кащей или Кощей. Данный персонаж является тайной не только для славян, но и нескольких поколений отечественных и зарубежных фольклористов. По одной из самых распространенных теорий имя данного существа происходит от:
- славянского слова «кость»;
- слова «касть», родственное «пакость».
Некоторые фольклористы отвергают данную гипотезу и полагают, что на самом деле название сказочного героя берет свое начало в древнетюркском языке («кош» как «стан», «поселение»). В самых старинных источниках Кощея часто называют Кошем, то есть господином. Несколько позже имя данного существа трансформировалось и приобрело полярную коннотацию. Таким образом, в славянском фольклоре из господина, Кощей превратился в раба, принадлежащего Кошу. Это делает происхождение слова «кощей» двойственным и неизученным до конца.
Во всех случаях имя персонажа принимает отрицательное направление и еще раз подчеркивает характер героя. Таким образом, становится понятно, как правильно: Кощей или Кащей. Русский язык и мифология допускают оба варианта произношения, а также правописания.
Согласно волшебным сюжетам, отцом Кощея был Чернобог – повелитель мира Нави. Старшими братьями Бессмертного были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал от прародителя по таланту. Тем не менее, именно в Кощее заложенный дар проявился наиболее ярко и сильно.
Это интересно! Чернобог взращивал своих сыновей тьмой в самом жутком месте – подземном царстве.
Славяне верили, что именно там обитают все злые божества и существа, а также рождается темнота. Особенное место в Навьем царстве отводилось Лунному Чертогу, который Чернобог доверил младшему сыну. За это старшие братья стали почитать Кощея как повелителя всего загробного мира.
Древние легенды рассказывают, что Кащея боялись не только темные, но и светлые божества. Сила данного персонажа заключалась в его необычных магических способностях, благодаря которым Бессмертный заколдовал собственные доспехи и меч. Таким образом, сказочный герой стал практически неуязвим для любого живого существа, подчинил себе саму смерть и всех полуночных тварей, которых только могло представить человеческое воображение.
Это интересно! В народе Кощея часто отождествляли со смертью, однако данное утверждение является несколько неправильным. Ни в одном из существующих мифов не упоминается, что данный персонаж забирал души людей или каким-либо образом управлял ими. В славянском фольклоре Кащей является ни кем иным как стражником Лунного Чертога и всего Навьего царства.
В связи с этим образ волшебного героя можно рассматривать с нескольких ракурсов.
Исследователи убеждены, что Кощей Бессмертный – это не очередной герой русских народных сказок, а достаточно многогранный персонаж, имеющий свою уникальную историю. В славянских мифах колдун олицетворяет собой все зло и тьму. Он способен уничтожить все на своем пути: притронется герой к скоту – тот сразу и помрет, коснется деревьев или цветов – те сразу чахнут на корню. Считалось, что именно Кащей приносит людям все болезни, горести и неудачи, а также вызывает природные катаклизмы.
Согласно сказкам, прообразами Кощея Бессмертного могут быть:
- Один – в германо-скандинавской мифологии верховный бог, отец и предводитель асов, мудрец и шаман;
- Колдун – одно из воплощений бога Карачуна, который, как и Кащей, связан с холодом, смертью и мглой;
- Самобытный собиратель образ, не имеющий определенной родословной. В таком случае Кощей выступает как волхв, наделенный огромной силой и властью.
Несколько существенных изменений образ Кощея Бессмертного претерпел при крещении Руси. В это период времени все ранее существующее стали отождествлять с демоническим, адским и отрицательным. Таким образом Кащей принял облик павшего Адама.
Как выглядит Кощей и почему Кощей Бессмертный просто сказочно богат?
Зачастую волшебные сказки описывают Кощея Бессмертного как худого, высокого старика, который напоминает обтянутый кожей скелет. На теле колдуна можно разглядеть ясные очертания всех костей и отсутствие хоть каких-либо мышц. Живет Кащей в огромном замке, путь до которого очень не прост и полон испытаний.
Согласно легендам, в жилище Кощей таятся несметные богатства и сокровища, добыть которые под силу не каждому смертному. Помимо этого, он ведет дружбу с Бабой Ягой и другой нечистью.
Это интересно! Кощей Бессмертный в славянской мифологии – это сильный колдун и злой чародей, похищающий незамужних девушек. Он в несколько раз превосходит самых известных богатырей и является чуть ли не самым мощным темным божеством.
- длинные руки и ноги;
- белый, практически белоснежный цвет кожи;
- лысина;
- в некоторых источниках – очень длинная борода, а вместо головы и лица – череп с черными глазницами, на месте которых зияют два желто-красных или серо-голубых огня.
Канонический образ Кащея – это получеловек-полускелет, сгорбленный и мрачный. От рождения сказочный герой был наделен невероятными магическими силами, выносливостью и хитростью. Характер данного персонажа достаточно сложен, поскольку совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Долгое время Кощей Бессмертный верой и правдой служил своему отцу Чернобогу, защищал навье царство и был примером для старших братьев. Им гордились, его почитали и восхваляли все темные божества.
Кощей наделен мудростью, однако при этом алчен и коварен. Столетиями от чахнет над своими сокровищами и обрекает молодых девушек на немилое им замужество.
Это интересно! В древние времена золото и серебро ассоциировалось у славян с «иным» миром, что еще раз подчеркивает связь Кощея и подземного царства, а также смерти и недоступного для обычного человека дара.
Известно, что Кащей искусно, практически идеально владеет несколькими видами оружия:
- мечом;
- клинками;
- саблями и др.
Благодаря неестественной силе и выносливости, сказочный герой может без какой-либо устали вести сражение сутки напролет. Чаще всего, в битвах Кощей Бессмертный использует зачарованный полутораручный меч, лезвие которого невероятно остро и прочно.
Верный спутник и помощник колдуна – это его прирученный волшебный конь, умеющий разговаривать человеческим языком. Стоит отметить, что жеребец Кощея является наполовину живым, наполовину мертвым и появился в результате эксперимента, который Бессмертный проводил в Навьем царстве.
Как и хозяин, конь наделен выдающимися способностями и за доли секунды разгоняется до огромной скорости. Один удар его копыта моментально убьет любого человека, а прекрасное зрение и крайне острый слух с обонянием не раз выручали в трудной ситуации. Именно верхом на своем скакуне Кощей снисходит в мир живых людей и творит пакости.
Нередко чародей ради забавы подстерегает одиноких путников недалеко от проселочных дорог, болот и лесов. Если человек оказывается чист душой, злой властитель готов исполнить любую его просьбу. Однако, если же случайный прохожий оказывается подлецом и обманщиком, Кощей крадет его жизненную силу или же забирает к себе в Подземный мир.
- меч, острие которого направлено в землю;
- черное солнце и круг;
- темная ворона;
- скелет и череп;
- кощеево яйцо.
Почему Кощей – бессмертный, какова его волшебная сила и жена Кощея
Неспроста Кощей Бессмертный известен как сильный некромант, волхв, чародей и заклинатель. Сказочный герой в совершенстве владеет несколькими магическими искусствами и техниками, которые активно применяет на практике. Главная способность Кащея – оборончество, однако, в отличие от других персонажей, он не любит представать в измененном облике.
Изредка Кощей перевоплощается в черного ворона огромного размера и летает над миром живых. В таком состоянии он гонится за своими жертвами или же собирает необходимую информацию. Благодаря вороньим крыльям Кащей может свободно перемещаться между всеми измерениями: Явью, Правью и Навью. Таким образом, ему подвластна вся воздушная стихия.
Другие магические дары Кощея Бессмертного:
- управление временем: ускорение, замедление и поворачивание вспять;
- превращение всего живого, например, животных в камни и растения, а людей в птиц и зверей;
- отбирание жизни, энергии и сил;
- воскрешение мертвых, а также умерщвление живых;
- исполнение любых, даже самым фантастических и немыслимых желаний;
- удлинение человеческой жизни на 100-300 лет;
- умение заглядывать в прошлое и будущее, а также менять судьбы.
Свои физические и чародейские силы Кощей Бессмертный восстанавливает с помощью обычной воды. При этом ему не требуется питье и какая-либо пища очень долгий период времени. В то же время, его отличительной чертой является ненасытность в любой сфере: власти, богатстве и др.
Это интересно! За одну трапезу Кащей съедает сразу 3 блюда, которыми бы с легкостью насытились сразу несколько русских богатырей. Помимо этого, он выпивает бочку вина или воды. Однако, несмотря на это, чувство голода и жажды никогда его не покидает. Исследователи подчеркивают, что такая прожорливость Кощея роднит его с ненасытностью смерти.
Хоть Кощей Бессмертный и обладает невероятной магической силой, он не способен самостоятельно выбраться из заточения. Согласно сказочным сюжетам, когда-то герой был женат на Маре – богине смерти. Именно она заговорила его таким образом, чтобы никто и никогда не сумел их уничтожить. Позднее, когда Мара пожелала вырваться из цепких лап Кащея, она создала волшебные цепи и кандалы, которыми и сковала злого колдуна. В таком виде богиня оставила бывшего супруга на 300 лет.
Как убить Кощея Бессмертного и почему смерть Кощея в игле?
Многим интересно, где смерть Кощея. В сказках восточных славян рассказывается, что смерть Кощея Бессмертного надежно спрятана в загадочном яйце. Оно хранится на уединенном далеком острове, запрятано в крепкий сундук, который несколько раз переплетен цепями и подвешен на древнее древо (многовековой дуб или же ясень). Само яйцо находится внутри утки, которая в свою очередь помещена в тело зайца. Именно на самом кончике иглы и притаилась смерть Кащея.
Как убить Кощея Бессмертного? Сделать это может любой человек, которому удастся отыскать остров, отпереть сундук и добраться до яйца с иголкой. Тем не менее в некоторых сюжетах богатырям удавалось одолеть колдуна раз и навсегда другими способами. Кощеева смерть:
- с помощью палицы – тяжелой дубинки, имеющий утолщенный конец;
- отсечением головы, которую после сожгли вместе с телом и развеяли по ветру и др.
Данные версии встречаются в более современных произведениях и отличаются от традиционных мифов. В связи с этим возникает вопрос, почему Кощея называют бессмертным, если на самом деле таковым он не является. Исследователи полагают, что это связано с яйцом (смертью Кощеевой), которое на заре времен создал Род – творец всего живого и сущего. Именно в нем заключена первозданная энергия и вселенский импульс. Таким образом, яйцо Кощея – это истинная суть Мироздания. Если его уничтожить, то рухнет весь мир и порядок, придет тотальный хаос, который в конце концов поглотит окружающую действительность.
Ученые полагают, что все окружающие Кащея предметы на самом деле представляют собой модель Вселенной:
- вода, которая окружает остров – это Мировой океан;
- остров – олицетворение земной суши;
- заяц – все звери;
- утка – все птицы;
- дерево как символ растений и Мирового древа;
- яйцо – зарождение новой жизни;
- конец иглы – маленькая клетка или часть жизненной энергии, сил;
- зачарованный сундук и цепи – надежная защита;
- смерть Кощея на конце иглы – конец всего мира.
Несмотря на то, что Кащей стал главным злодеем русских сказок, его часто рассматривают как хранителя. Стоит отметить, что данный персонаж не нес людям холод, мрак и смерть. Исследователи подчеркивают, что герой сказок даже проявлял некое благородство, не направляя огромную магическую мощь против славянского народа. Именно эти качества делают его самым «светлым» среди остальных черных божеств и обитателей Навьего царства, а также отвечают на вопрос, в чем смерть Кощея и какова ее суть на самом деле.
Интересные факты о Кощее Бессмертном
Существует несколько интересных фактов о Кощее Бессмертном:
- Зачастую супругой колдуна называют богиню Мару, однако в других легендах он так и остался одинок. Много раз герой похищал молодых и красивых девушек, которых всячески пытался влюбить в себя. Если женщина не отвечала взаимностью, Кащей превращал ее в лягушку или какое-либо другое существо.
- В христианстве образ Кощея Бессмертного является неким земных грехом, юные девы – символом чистой души, а Иван-Царевич выполняет роль святого духа и истинной веры.
- Некоторые источники гласят, что замок чародея находится среди стеклянных и зеркальных гор. Такое место жительства еще раз отсылает читателя к идее существования тонкого подземного царства.
- Заклинатель не всегда прикован к стенам 12 цепями. Иногда он «танцует» на раскаленных досках, варится в бурлящем котле, сгорает в священном огне или же разрубается на кусочки.
- В славянских мифах излюбленный меч героя называется «Сам-самосек».
- Если богатырю все-таки удастся прикоснуться к яйцу, в котором спрятана смерть Кащея, он непременно почувствует приступ дурноты. Человек быстро потеряет свою магическую и физическую силу, заболеет и умрет.
- Иногда в легендах злого волшебника называют прародителем всех чудо-юд.
- Где живет Кощей Бессмертный? В некоторых сказках о Кощее Бессмертном он живет не в замке, а в деревянной избе, глубоко в лесу.
Образ Кащея является разноплановым и уникальным. В данном персонаже гармонично переплетаются как отрицательные, так и положительные черты. Благодаря мифам можно понять, что Кощей Бессмертный – это не только темный маг и заклинатель, но и верный защитник, хранитель всего живого.
Воплощение в культуре
Кощей Бессмертный получил огромное распространение в мировой культуре. Отечественный и зарубежный кинематограф множество раз успешно экранизировал народные сказки как для детей, так и взрослых. Такие фильмы помогают лучше понять народный фольклор и собственными глазами увидеть любимых персонажей, а также Кощееву смерть в яйце. Образ Кащея всегда производит неизгладимое впечатление на зрителей, поражает своей мрачностью и неуязвимостью.
Фильмы про злого колдуна:
- «Кощей Бессмертный», 1944;
- «Веселое волшебство», 1969;
- «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975;
- «Усатый нянь», 1977;
- «Там, на неведомых дорожках…», 1982;
- «На златом крыльце сидели…», 1986;
- «Раз, два — горе не беда!», 1988;
- «Чудеса в Решетове», 2004;
- «Книга мастеров», 2009;
- «Реальная сказка», 2011 и др.
Помимо этого, данный персонаж фигурирует и в нескольких известных сериалах: «Гримм» и «Доктор Кто». Режиссеры постарались во всех красках отобразить образ Кащея, показать его с разных ракурсов и в разных ситуациях.
Достаточно ярко чародей был раскрыт и в литературе, а также сказках о Кощее Бессмертном:
- «О бедном Кощее замолвите слово», Ольга Громыко.
- «Кащея и Ягда, или Небесные ягоды», Марина Вишневецкая.
- «Марья Бессмертная», Наталья Жильцова.
- «Калинка-малинка для Кощея», Марина Комарова и др.
Специально для детей были созданы мультфильмы о Кащее:
- «Царевна-лягушка»;
- «Баба-Яга против!»;
- «Бабка Ежка и другие»;
- «Молодильные яблоки»;
- «Сказка сказывается» и др.
Помимо этого, мифологический персонаж присутствует и во вселенной DC Comics, а также комиксах «Хеллбой», «Инок», «Приключения Суперсвина», «Веселые картинки».
Отдельное внимание необходимо уделить видеоиграм, в которых встречается Кощей Бессмертный: «Yaga», «Warcraft 3», «Три богатыря», «Аллоды Онлайн». Образ Кащея есть и в некоторых музыкальных произведениях, например, «Сказка о несчастных лесных жителях» Владимира Высоцкого, панк-опера «Кащей Бессмертный» группы Сектор газа, песня «Про советскую милицию» Вени Д`ркина. Также в сети можно найти картинки и фото Кощея Бессмертного, выполненные иллюстраторами и художниками. Культурное наследие позволяет узнать, откуда появился Кощей Бессмертный и другие сказочные герои.
Тату Кащея Бессмертного
Со временем сказочные персонажи перекочевали не только в фильмы и игры, но и татуировки. Сегодня изображения Бабы-Яги, Ивана Дурака и Кощея Бессмертного набивают как мужчины, так и женщины. Подобные тату напоминают людям о сказках, волшебстве и вере в добро. Помимо этого, татуировка с Кащеем может обозначать:
- знание фольклора и мифологии;
- определенные черты характера: алчность и холодность или же верность, приверженность;
- синдром Кощея Бессмертного – нарциссизм:
- любовь к сказкам и др.
Чаще всего подобные эскизы дополняют различными деталями. Достаточно популярными являются рисунок, где на голове злого колдуна присутствует корона или же он восседает на троне. Иногда Кощея изображают в виде «живого» скелета или злата, над которым он чахнет вот уже несколько веков. Помимо этого, в арсенале мастеров есть эскизы со смертью Кощея в яйце.
Лучше всего тату с Кащеем смотрятся на руках, ногах и спине. Большие площади позволяют сделать татуировку максимально эффектной и яркой, а также оформить ее разными цветами.
Заключение и картинки Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный – это любимый персонаж сказок всех детей и взрослых. У многих данных герой ассоциируется исключительно со смертью, однако при более детальном рассмотрении становится понятно, что Кащей не только черный колдун, но еще и верный хранитель всего живого.
Кощей Бессмертный фото
Видео
Кощей Бессмертный (его имя также можно писать, как Кащей) считается воплощением зла в русских народных сказках. Считается персонажем восточнославянской мифологии и фольклора. Его неординарность заключена в том, что смерть Кощея спрятана в нескольких предметах и животных, то есть, чтобы одолеть данного злодея, нужно уничтожить те предметы и тех животных, в которых спрятана его смерть.
Данный герой встречается в нескольких русских народных сказках: «Царевна-лягушка», «Царевна-змея», «Царевна-змея», также он встречается в чешской сказке «Меднобородый», где его называют, как Кощей Меднобородый.
Но речь пойдёт о сказке «Царевна-лягушка», где Кощей Бессмертный является центральным персонажем. Неизвестно, в какое время она написано, неизвестно, кто её автор (народ), но, как и все русские народные сказки, она учит добру, морали и чести. Главная мораль данной сказки – не столько важна внешность человека, сколько его душа. И эта мораль прослеживается через образ главной героини Василисы-Прекрасной.
Характеристика персонажа
(Отец русской нечисти)
Как говорилось выше, Кощей Бессмертный является злодеем в данном произведении. Он заколдовал прекрасную царевну, превратив её в лягушку. Он владеет колдовством, жаден, некрасив, безжалостен. Занимается тем, что похищает чужих невест, крадёт их красоту.
Этого персонажа нельзя назвать глупым, поскольку он прячет свою смерть в нескольких предметах, то есть просто убить его не получится. Живёт он в замке, где хранится множество сокровищ, что говорит о его жадности. Кощею Бессмертному приписывается обжорство, которое, скорее всего, влияет на мощь его колдовства. Во многих сказках данный персонаж не передвигается на ногах, а летает.
Нельзя не сказать о том, что данный персонаж властен, потому что он имеет власть над жизнью и над судьбами героев. Он превратил Василису в лягушку, что говорит о том, что он распорядился её жизнью и судьбою. Из-за этого он заставил главного героя сказки Ивана-Царевича мчаться к нему за спасением царевны. Он хитёр (опять же в пример возьмём его смерть, которая спрятана), коварен, бездушен, что красочно доказывают его поступки.
Образ в произведении
(Кащей Бессмертный в кино, актёр Георгий Милляр, 1944, СССР)
Но какую же роль играет он в сказке? Кощей считается врагом главного героя. Конфликт между ними случается из-за героини-невесты: Кощей является похитителем той самой невесты порой даже без какой-либо мотивации.
Обычно его описывают как тощего героя, старого, седого, слепого, с длинной бородой. В сказке сказано, что этого «старика» возможно одолеть только настоящему герою, коим и является Иван-Царевич.
Его роль в сюжете – это зеркальное отражение положительно героя Ивана-Царевича: храброго и доброго. Кощей является воплощением зла, показателем того, что если причинять людям зло, то оно рано или поздно обернётся портив. В сказке он заколдовал девушку, похитил её, в конце сказки положительный герой одолевает злодея, что, в принципе, и является наказанием для Кощея.
Кощей (Кащей) Бессмертный – один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.
1. Тайна имени
Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).
2. Кто такой Кощей?
Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
3. Преступления Кощея
В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.
4. Неуспешный дамский угодник
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
5. Кощей Галантный
Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.
6. Как убить Кощея
В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.
7. Где живет Кощей и есть ли у него родственники.
Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.
8. Христианская трактовка Кощея
Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.