Где жил никита кожемяка из сказки

История персонажа

Герой народных сказок и киевского былинного эпоса, богатырь. Впервые упоминается в «Сказании о юноше-кожемяке» из древнерусского летописного свода «Повесть временных лет». Сюжет, связанный с Никитой Кожемякой, получил распространение в сказках и былинах славянских народов — с собственными вариациями в каждой стране.

История создания

Первые упоминания о сюжете, связанном с Никитой Кожемякой, обнаруживаются в «Повести временных лет», летописном своде начала XII века. Там юный богатырь, который поборол великана-печенега, еще не носит имени Никита. События эти летопись относит ко времени правления князя Владимира Святославовича, к 992 году.

Никита Кожемяка побеждает великана-печенега (иллюстрация из «Радзивилловской летописи»)

Никита Кожемяка побеждает великана-печенега (иллюстрация из «Радзивилловской летописи»)

В более позднем Никоновском летописном своде герой этого сюжета носит имя Яна Усмошвеца. Отец юноши рассказывает случай, свидетельствующий о необычайной силе сына. Однажды юноша мял кожи, а отец в это время бранил того.

Раздраженный бранью герой рвет кожи руками. Князь Владимир выпустил против юноши-кожемяки быка, раззадоренного раскаленным железом, чтобы испытать силу героя. Юноша руками вырвал у быка кусок мяса вместе со шкурой. Последним подвигом героя в этой летописи становится бой с печенежским великаном.

Перун и Туча-змей

Перун и Туча-змей

В этом раннем варианте легенда носит исторические черты. Позже сюжет мифологизируется, реальный враг-печенег превращается в фантастическое существо — змея, похищающего девиц. А юноша-кожемяка начинает зваться Никитой или Кириллом.

Иллюстрация к ранней версии сказания есть в Радзивилловской летописи. Там изображен момент победы Кожемяки над печенегом. Фольклорист Афанасьев провел анализ этого сюжета с точки зрения мифологической школы. По его мнению, в сказку о борьбе Никиты Кожемяки с великаном выродился миф о борьбе громовержца Перуна с тучей-змеем.

Биография

В основе сказок о Никите Кожемяке лежит распространенный сюжет о герое-змееборце. Типичный подвиг такого героя — убийство змея и следующее за ним освобождение царевны. В случае Никиты герой перед этим еще и доказывает собственную богатырскую силу — разрывает сложенные вместе шкуры и вырывает из быка кусок мяса.

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка

Описание подвига в наиболее полном варианте таково. Змей влюбляется в дочь князя Киевского, похищает девицу и держит ту в заточении. Хитрая девица вызнает у змея, что тот боится единственного в мире человека, и это – богатырь Никита Кожемяка. Княжна шлет отцу письмо с голубкой, а в письме том просит разыскать этого богатыря, чтобы Никита сразился со змеем и вызволил ее.

Князь отправляет к Кожемяке посланцев. Тот как раз занят тем, что мнет кожи. Когда посланцы князя заходят в избу, герой от неожиданности разрывает дюжину шкур сразу, что говорит о силе Кожемяки. /p>

Никита Кожемяка и Змей Горыныч

Никита Кожемяка и Змей Горыныч

Когда княжеские посланцы просят героя отправиться на битву со змеем, тот отказывается. Затем князь присылает старцев умолять Никиту, но и это не помогает. Герой соглашается помочь князю только тогда, когда тот подсылает к нему плачущих детей.

Чтобы сделать себя неуязвимым, Никита обматывается пенькой и обмазывается смолой. В такой «экипировке» герой сражается со змеем, побеждает того и освобождает похищенную княжну.

«Змиевы валы» у села Иванковичи в Киевской области

«Змиевы валы» у села Иванковичи в Киевской области

Легенда о борьбе Никиты со змеем объясняет и появление «Змиевых» валов. Это древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра, расположенные южнее Киева. Считается, что побежденный Никитой змей запросил пощады и предложил герою поровну разделить землю. Никита запряг змея в богатырскую соху и провел борозду от Киева до Черного моря. В море змей и утонул, когда попытался разделить воду. Или, как вариант, лопнул, напившись морской воды. «Змиевы» валы — это остатки борозды, которую вспахал Никита Кожемяка.

Экранизации

В 1965 году вышел мультфильм «Никита Кожемяка», снятый режиссером-мультипликатором Ниной Василенко на студии «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 1965 года

Мультфильм «Никита Кожемяка» 1965 года

В следующий раз герой появился на экранах через сорок с лишним лет. В 2008 году режиссеры Юрий Черенков и Зоя Трофимова выпустили пятнадцатиминутный мультипликационный фильм с таким же названием на московской анимационной студии «Пилот».

Последняя экранизация вышла в 2016 году на украинской анимационной студии «Panama Grand Prix». Это мультфильм под названием «Никита Кожемяка», который снял Манук Депоян — сценарист, оператор и режиссер анимационных фильмов. Для Депояна это первая полнометражная режиссерская работа. Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2008 года

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2008 года

Главный герой мультфильма — Никита, маленький мальчик, сын знаменитого богатыря Кожемяки. Отец героя в прошлом победил дракона, и Никита считает, что способен повторить отцовский подвиг. Отец пытается уберечь героя, но Никита нарушает родительские запреты и ввязывается в приключение. Герой попадает в волшебный мир, где он должен одолеть дракона, победить ведьму и попасть обратно домой.

Никиту озвучивали: в украинской версии — юный актер Арсен Шавлюк, полуфиналист проекта «Голос.Дети», а в русском дубляже — Никита Киоссе, солист группы «MBAND». В основу сценария легла не былина, а созданная по ее мотивам сказка о Никите Кожемяке, автор которой — Антон Сияника.

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2016 года

Мультфильм «Никита Кожемяка» 2016 года

В кино образ Никиты Кожемяки появлялся однажды —в черно-белом фильме-сказке «Кащей Бессмертный», поставленном в 1944 году режиссером Александром Роу. Роль Никиты исполнил актер Сергей Столяров. Позже тот же актер сыграл другого былинного персонажа — богатыря Алешу Поповича в фильме 1965 года «Илья Муромец».

В фильме «Кащей Бессмертный» богатырь Никита Кожемяка возвращается с охоты и обнаруживает на месте дома пепелище, а невеста Марья Моревна пропала незнамо куда. Старичок-лесовичок рассказывает герою, что в бедствии повинен Кащей Бессмертный. От лесовика герой получает шапку-невидимку и с этим «гаджетом» отправляется за тридевять земель искать возлюбленную. Побродив по дорогам, герой натыкается на камень, который сообщает путнику о трех ждущих того опасностях.

Сергей Столяров в роли Никиты Кожемяки

Сергей Столяров в роли Никиты Кожемяки

Герой попадает в некий арабский город, где находит боевого друга — Булата Балагура. Тот украл ковер-самолет, и за это его собираются казнить. Никита спасает вора, используя шапку-невидимку, и вдвоем герои отправляются на ковре в царство Кащея. Проникнув невидимыми в замок врага, герои находят там Марью Моревну.

Героиня спит колдовским сном и просыпается только тогда, когда Кащей надевает той волшебное кольцо на палец. Кащей пристает к героине на предмет замужества, героиня отвергает старого негодяя и тот усыпляет Марью снова.

Богатырь Никита Кожемяка

Богатырь Никита Кожемяка

Никита и Булат, подслушавшие разговор, узнают тайну кащеевой смерти. Герои пробуждают Марью тем же способом, что и Кащей, и пробуют сбежать, но замок окружен высокими стенами и полон стражников. В финале Никита бьется с Кащеем насмерть, сносит тому голову, но голова отрастает заново. Кащея побеждают, когда хитроумный Булат находит смерть кащееву, после чего герои возвращаются домой.

Режиссер Юрий Уткин поставил детский кукольный спектакль «Никита Кожемяка и Змей Горыныч» в иркутском театре кукол «Аистенок». Премьера состоялась в декабре 2000 года.

Никита Кожемяка

Герой былинных сказок, богатырь Никита Кожемяка имеет реального прототипа. Во времена, когда печенеги совершали регулярные набеги на Русь, произошёл случай, который дошёл до наших дней.

Подвиг этого героя описан в «Повести временных лет». Произошло это в 992 году. Русское войско под предводительством князя Владимира  встретилось с печенежским войском на месте нынешнего города Переяславль. Противостояние длилось несколько дней и ни одна из сторон не решалась перейти в наступление. Тогда печенежский князь предложил вывести на поединок по одному воину с каждой стороны. Если победит русский воин, то три года печенеги не будут приходить на Русь, если победу одержит печенежский воин, то тогда три года печенеги будут грабить Русь.

Один из старых воинов предложил своего младшего сына, который мял в мирное время кожи. Он не был богатырского роста, но обладал чудовищной силой. В качестве испытания он вышел на бой с быком и ухватив того за шкуру, выдрал кусок шкуры вместе с мясом. В поединке с огромного роста печенегом, молодой воин попросту удавил того. Победа была за русским войском.

До нас дошло имя героя. Юношу звали Ян Усмошвец, то есть шорник, шьющий кожу. В устной народной традиции его имя дошло до нас, как Кирилл Кожемяка на Украине. В России его звали Никитой Кожемякой.

По былинным сказаниям он не был прославлен, как великий воин. Но народ отмечал его силу, доброту, великодушие и ум. Наиболее полно эти его качества проявились в былинном сказании, в котором он победил Змея Горыныча. Этот Змей, не удовлетворившись разграблением русской земли, украл княжескую дочь. Влюбившись в неё, оставил у себя, как пленницу. Узнав у Змея, что он боится только одного богатыря Никиту Кожемяку, она смогла сообщить об этом царю, своему отцу. В результате длительных уговоров, только после просьбы детей, Никита согласился убить Горыныча.

Интересно то, что народ наделяет богатыря не только огромной силой, но смекалкой и умом. Не сумев одержать победу в открытом бою, Никита прибегнул к хитрости, предложив проложить межу между владениями Змея и Никиты. Когда дело дошло до дележа моря, то здесь Кожемяка сыграл на жадности Змея, что характеризует его не только  как сильного богатыря, но, как умного и смекалистого мужика. Этим он и близок русскому человеку. Когда в критической ситуации применяется не только сила, но и голова. И тому в истории России примеров более, чем достаточно.

Никита Кожемяка

Полное имя: Никита Кожемяка
Место рождения: Русь
Чем известен: Богатырь, герой народных сказок и былинного эпоса

Содержание:

  • Юный богатырь из «Повести временных лет»
  • Легенда становится сказкой
  • Никита Кожемяка на экране
  • Интересные факты

Всем известны народные сказки о богатыре Никите Кожемяке. Но мало кто знает, что у этого героя был реальный исторический прототип. О нем слагали сказки на Руси, в Белоруссии и на Украине.

Юный богатырь из «Повести временных лет»

В 992 году Киевская Русь страдала от набегов тюркского племени – печенегов. Они разоряли южные земли, угоняли скот и пленных, грабили население. Для защиты от захватчиков князь Владимир приказал возводить укрепления под названием «змиевы валы». Именно они стали потом основой сюжета о драконе, которого победил храбрый богатырь.

Однажды русское войско во главе с князем Владимиром встретилось со своими врагами-печенегами на месте современного Переяславля. Воины выжидали, никто не решался начать атаку первым. Затишье длилось уже несколько дней.

Предводитель печенегов предложил воинам биться один на один. В случае победы русских захватчики три года не смогут совершать набеги. Если верх одержат печенеги, они беспрепятственно будут приходить на Русь и наводить там свои порядки.

Стали русские думать, кого выставить на битву, предлагать подходящие кандидатуры. Один из старых воинов рассказал о сыне-богатыре, который обладал недюжинной силой. Юноша был шорником, выделывал кожи. Как-то отец начал ругать его, силач рассердился и в гневе порвал несколько кож голыми руками.

Князь решил испытать юношу и выпустил на него огромного свирепого быка. Богатырь не растерялся, схватил чудовище и вырвал у него клок кожи с мясом. Все поняли, что герой не обижен силой, хотя и не похож на сказочного великана.

Начался бой богатыря с печенегом. Разумеется, русский силач одержал победу, он просто-напросто задушил противника. В честь этого события князь Владимир приказал возвести на месте поединка крепость и город, который впоследствии назвали Переяславлем.

Примечательно, что имя силача в летописи не упоминается. Лишь в Никоновском летописном своде упоминается о богатыре, которого звали Ян Усмошвец.

Сюжет о юноше-кожемяке стал сквозным в славянской мифологии. У него были разные имена, но основные моменты повторялись. В Радзивилловской летописи есть рисунок, изображающий битву Никиты Кожемяки с печенегом. Исследователь фольклора А. Н. Афанасьев считает, что в основе мифа – языческое предание о сражении бога Перуна и тучи-змея. Облака в древности отождествлялись с тучными коровами и быками, так громовержец превратился в силача-кожемяку.

Сражение Никиты Кожемяки с печенегом

Сражение Никиты Кожемяки с печенегом

Легенда становится сказкой

  1. Со временем история о храбром богатыре из народа утрачивает исторические черты. Злой печенег трансформируется в сказочного змея, который уносит в свои владения красивых девушек.
  2. В наиболее полном варианте героической сказки говорится, что недалеко от Киева поселился страшный огнедышащий змей с зеленой чешуей, железными когтями и десятью головами. Грозился он спалить Киев, если не будут давать чудищу в месяц по красной девушке.
  3. Горевали жители, да делать нечего. Каждый месяц приводили девушку и к старому дубу на горе привязывали. Прилетал змей и съедал жертву. Так и осталась в живых одна царская дочь.
  4. Нарядили царевну и с плачем к дубу отправили. С ней верный голубок полетел. А змей не стал девушкой закусывать, понравилась она ему. Утащил бедняжку в свое логово и оставил хозяйство вести.
  5. Стала царевна думать, как ей из плена освободиться. Послала голубка к отцу. Царь посоветовал выпытать у змея, чего он боится больше всего.
  6. Вечером девушка хитростью узнала, что чудище страшится Никиту Кожемяку из Кожевенной слободы, который сразу 12 кож одним разом может унести, а когда печь топит – дым по всей земле тучей стелется.
  7. Снова полетел голубок к царю. Послал тот гонцов к кожемяке. Тот при виде важных персон растерялся и несколько кож порвал, как бумагу. Стали просить его со змеем сразиться, но силач отказался.
  8. Смягчили сердце богатыря только дети, которые умоляли идти к змею и оторвать ему головы. Обмотался Никита Кожемяка просмоленной веревкой и пошел на бой.
  9. Началось сражение. Богатырь змея палицей бьет, а тот не может к нему подобраться, смола мешает. Взмолился змей и запросил пощады, предложил разделить землю и властвовать каждый в своей половине.
  10. Согласился Никита Кожемяка, запряг змея и стал сохой линию пахать от Киева до моря. А потом и море захотел разделить. Змей зашел глубоко и утонул. Богатырь сжег его, а пепел развеял. И от него нечисть по земле расплодилась – комары да мошки, змеи. Надо было пепел в землю закопать.
  11. Вернулся Никита Кожемяка в Киев, от подарков отказался, на царской дочери жениться не захотел. Так и жил в слободе и мял кожи.
  12. В «Указателе сказочных сюжетов» Аарне-Томпсона сюжет значится, как «Змееборец Кожемяка». Звали богатыря по-разному – Кирилл Кожемяка, Илья Швец, Божий коваль, Кузьма и Демьян, Глеб и Борис.

Богатырь Никита Кожемяка

Никита Кожемяка на экране

  • В 1965 году на студии «Киеанаучфильм» был снят мультипликационный фильм «Никита Кожемяка» (режиссер – Нина Василенко). Работа удостоена диплома на кинофестивале в Киеве.
  • После этого о силаче-ремесленнике надолго забыли. Лишь в 2008 году московская анимационная студия «Пилот» создала свою версию сказки. Это мультфильм из цикла «Гора самоцветов». В нем появляется новый персонаж – Баба-Яга, а змей превращается в черепаху.
  • В 2016 году сказку экранизировала украинская студия анимации «Panama Grand Prix». Это первая полнометражная работа режиссера и сценариста Манука Депояна. В первоначальной версии мультфильм назывался «Никита Кожемяка и огненный цветок». Сюжет далек от классического. Главный герой – не сам кожемяка, а его сын, названный Никитой в честь отца. Мальчик решил повторить подвиг богатыря – сразиться с драконом и ведьмой.
  • В игровом кино Никита Кожемяка появляется всего один раз – в сказке Александра Роу «Кощей Бессмертный», снятой в далеком военном 1944 году. Силач олицетворяет народную силу, а змея заменили за злого чародея из русских сказок.

Никита Кожемяка и змей в цикле мультфильмов «Гора самоцветов»

Никита Кожемяка и змей в цикле мультфильмов «Гора самоцветов»

Интересные факты

  • На Украине до наших дней сохранились необычные оборонительные валы волнообразной формы – «Змиевы валы», которые можно найти на берегах Днепра. По преданиям, это остатки борозды, которую сделал запряженный в 300-пудовую соху змей.
  • «Никита Кожемяка» 2016 года – первый украинский мультфильм, снятый в формате 3D. В основе сценария не древняя былина, а современная сказка Антона Сияныки.
  • Имя Никита переводится как «победитель». Никиты — трудолюбивые, спокойные и жизнерадостные люди.
  • Один из районов Киева когда-то назывался урочищем Гончары-Кожемяки и был связан с былиной о героическом силаче. Сейчас это знаменитая Воздвиженка, где родился Михаил Булгаков.

Никита Кожемяка – герой былин
времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях
Украины, Белоруссии и России. Относясь к широко распространенному сюжету
змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец
раньше совершения обычного подвига – убиения змея и освобождения царевны – дает
доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур.

В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что дочь
киевского князя была унесена змеем, который, полюбив её, держал в заточении.
Узнав от змея, что он боится только одного человека – Никиту (или Кирилла)
Кожемяку – она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого
богатыря и побудить его биться со змеем. Когда посланные князя вошли в избу
Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур.
На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом. Не могут его
умолить и посланные князем старцы. Только плач присланных князем детей трогает
сердце Никиты. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым,
богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.

Белорусские и украинские варианты прибавляют, в заключении сказки, что урочище близ Киева, где жил
богатырь, стало с тех пор называться Кожемяками. Великорусский вариант
представляет несколько иное окончание. Змей, поверженный Никитой Кожемякой,
молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху
в триста пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря;
затем, начав делить море, змей тонет. Остатки борозды от пашества Никиты видны и
теперь; такие «Змиевы» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины.

Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве
засвидетельствована первоначальной летописью – рассказом о юном богатыре,
поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы
Владимиром был построен город Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом
народном сказании, приуроченном летописью к 992 году, имени юноши ещё нет;
Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел
книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что
однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый
отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря,
выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у
быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических
чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе
исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского
цикла». Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой
получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с
фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.

Богатырь Никита Кожемяка

Около Киева проявился змей, брал он с народа поборы немалые:
с каждого двора по красной девке; возьмет девку, да и съест ее.
Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил ее
к себе в берлогу, а есть ее не стал: красавица собой была, так за жену себе взял.
Полетит змей на свои промыслы, а царевну завалит бревнами, чтоб не ушла. У той
царевны была собачка, увязалась с нею из дому. Напишет, бывало, царевна
записочку к батюшке с матушкой, навяжет собачке на шею; а та побежит, куда надо, да и ответ еще принесет.
Вот раз царь с царицею и пишут к царевне: узнай, кто сильнее змея?
Царевна стала приветливей к своему змею, стала у него допытываться, кто его
сильнее. Тот долго не говорил, да раз и проболтался, что живет в городе Киеве Кожемяка – тот и его сильнее.

Norse Monsters

Услыхала про то царевна, написала к батюшке: сыщите в городе Киеве Никиту
Кожемяку да пошлите его меня из неволи выручать.
Царь, получивши такую весть, сыскал Никиту Кожемяку да сам пошел просить его,
чтобы освободил его землю от лютого змея и выручил царевну.
В ту пору Никита кожи мял, держал он в руках двенадцать кож; как увидал он, что
к нему пришел сам царь, задрожал со страху, руки у него затряслись – и разорвал
он те двенадцать кож. Да сколько ни упрашивал царь с царицею Кожемяку, тот не пошел супротив змея.
Вот и придумали собрать пять тысяч детей малолетних, да и заставили их просить
Кожемяку; авось на их слезы сжалобится!

Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея.
Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки,
насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.
Подходит Никита к берлоге змеиной, а змей заперся и не выходит к нему.
– Выходи лучше в чистое поле, а то и берлогу размечу! – сказал Кожемяка и стал уже двери ломать.
Змей, видя беду неминучую, вышел к нему в чистое поле.
Долго ли, коротко ли бился с змеем Никита Кожемяка, только повалил змея. Тут змей стал молить Никиту:
– Не бей меня до смерти, Никита Кожемяка! Сильней нас с тобой в свете нет;
разделим всю землю, весь свет поровну: ты будешь жить в одной половине, а я в другой.
– Хорошо, – сказал Кожемяка, – надо межу проложить.

Сделал Никита соху в триста пуд, запряг в нее змея, да и стал от Киева межу
пропахивать; Никита провел борозду от Киева до моря Кавстрийского.
– Ну, – говорит змей, – теперь мы всю землю разделили!
– Землю разделили, – проговорил Никита,- давай море делить, а то ты скажешь, что твою воду берут.

Взъехал змей на середину моря. Никита Кожемяка убил и утопил его в море. Эта
борозда и теперь видна; вышиною та борозда двух сажен. Кругом ее пашут, а
борозды не трогают; а кто не’ знает, от чего эта борозда, – называет ее валом.
Никита Кожемяка, сделавши святое дело, не взял за работу ничего, пошел опять кожи мять.

Никита Кожемяка — герой народной сказки времен Киевской Руси, записанной в нескольких вариантах в разных областях Украины, Беларуси и России. Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига — убиения змея и освобождения царевны — даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих кож.

Содержание

  • 1 Сюжет
  • 2 Возможные прототипы
  • 3 Происхождение сюжета (версии XIX века)
    • 3.1 Мифологическая школа
    • 3.2 Историческая школа
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки

Сюжет

В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что дочь киевского князя была унесена змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека — Никиту (или Кирилла) Кожемяку — она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его биться со змеем. Когда посланные князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 кож. На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом. Не могут его умолить и посланные князем старцы. Только плач присланных князем детей трогает сердце Никиты. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Белорусские и украинские варианты прибавляют, в заключении сказки, что урочище близ Киева, где жил богатырь, стало с тех пор называться Кожемяками. Великорусами вариант представляет несколько иное окончание. Змей, поверженный Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет. Остатки борозды от пашества Никиты видны и теперь; такие «Змиевы» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины.

Возможные прототипы

Главный интерес сказки о Никите в том, что древность её на русской почве засвидетельствована первоначальной летописью — рассказом о юном богатыре, поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен г. Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 г., имени юноши ещё нет; Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского цикла». Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.

Происхождение сюжета (версии XIX века)

Мифологическая школа

По мнению А. Н. Афанасьева, в данном случае мифическое предание о борьбе бога-громовержца (Перуна) с тучей было низведено к явлениям действительного быта и получило историческую окраску. Мифический змей, олицетворение тучи, стал печенежским великаном (речь идёт о летописной версии предания о богатыре-кожемяке). Облака, по Афанасьеву, издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам; поэтому бог-громовник, ударяющий по облакам своей палицей, перешел в народных сказаниях в богатыря-кожемяку.

Историческая школа

Представители этого направления в фольклористике указали достоверные примеры переработки исторического предания в фантастическое под влиянием популярных сказочных сюжетов. Так, в основе бессарабского сказания о Стефане Водэ, победившем дракона, лежит предание о битве князя Стефана Великого с турками, в 1474 г.. Точно так же воинский подвиг одного осетинского героя (Кантемура) впоследствии отлился в форму борьбы со змеем.

См. также

  • Симон Дубильщик

Ссылки

  • Текст русской народной сказки «Никита Кожемяка»
  • Русская народная сказка «Никита Кожемяка»
  • Русская народная сказка «Никита Кожемяка» второй вариант

Персонажи былин

Русские богатыри: Алёша Попович • Василий Буслаев • Вольга Святославич • Гаврила Алексич • Данило Игнатьевич • Добрыня Никитич • Дунай Иванович • Дюк Степанович • Евпатий Коловрат • Иван Гостиный сын • Иван Данилович • Илья Муромец • Колыван • Микула Селянинович • Михайло Данилович • Михайло Казарянин • Михайло Потык • Никита Кожемяка • Полкан • Ратмир • Садко • Святогор • Соловей Будимирович • Ставр Годинович • Сухман Одихмантьевич • Чурило Пленкович


Отрицательные персонажи: Жидовин • Змей Горыныч • Идолище Поганое • Калин-царь • Морской царь • Соловей-разбойник • Тугарин


См. также: Владимир Красное Солнышко • Катерина Прекрасная • Меч-кладенец • Три богатыря

Никита Кожемяка

Никита Кожемяка

Так же как Илья Муромец и его товарищи по заставе, Никита Кожемяка является героем былин киевского цикла. Но относится он уже к другой категории защитников земли русской, не просто богатырей-пограничников, основным занятием которых была защита рубежей Киевской Руси, а воинов-производителей. Этот былинный, сказочный герой — выходец из простых ремесленников. Его основное занятие — мять и обрабатывать бычьи кожи. Занимаясь этим в обыденной жизни, Никита по сюжету былин и сказок сохраняет мужскую силу. В доказательство этой силы он разрывает двенадцать бычьих кож, что в действительности не так уж просто и не под силу обычному человеку.

И этот герой, живя своей обыденной жизнью, по былине, в граде Киеве, находится не на виду. Его нужно еще поискать среди простого народа. Такая задача стоит перед князем Владимиром, у которого, по сказочному и былинному сюжету, змей похищает дочь. От змея царевна узнает, кто его сильнее на Руси. Всевидящее чудовище называет имя Никиты Кожемяки. С голубем царевна отправляет отцу весточку о том; чтобы разыскал этого самого Кожемяку, а тот наконец спас ее из змеиного плена. Разыскивает князь Никиту прямо у него дома за его обычным занятием. Но упросить Кожемяку пойти на бой со змеем оказывается делом нелегким. Как водится, Никита Кожемяка не влюблен в княжну, которую никогда не видывал, и у него нет дополнительного эмоционального стимула, чтобы сдвинуться с места.

Тогда князь с женой прибегают к хитрости, и просят пять тысяч малолетних детей, чтобы те слезно умолили Кожемяку выручить киевского князя и освободить его дочь из плена, а заодно и землю от набегов и разорения. По одной из легенд, и детские слезы не трогают Никиту, по другой — он, прослезившись с ними за компанию, все же решается на бой.

Взяв триста пудов пеньки, он насмолил ее смолою и обмотался, чтобы змей его не съел. Пошел так на бой и выиграл его. Взмолившись о пощаде, змей просит его разделить землю и море, но Никита топит его в этом самом море, и дело с концом. Так человек, оторванный от своего постоянного занятия, поддавшись на уговоры, все-таки спасает русскую землю и княжну, с которой его ничего не связывает. Сделав свое дело, он не берет за этого никакого вознаграждения и скромно возвращается к своему постоянному занятию. Что называется, для настоящего русского профессионала плевое дело и змея завалить, если придется.

Излюбленный герой сказок привлекает своей обыденной скромностью и непритязательностью. В нем также угадываются черты типичного русского человека из народа, каких немало было на Руси. Недюжинное здоровье и простота — вот главные черты Кожемяки, привлекающие к нему народную симпатию и любовь. Былина и сказка словно намекают на то, что нужно оглянуться, чтобы увидеть его среди своих знакомых. Он не прячется, но он не заметен среди толпы. И только экстремальные обстоятельства типа нападения змея или врагов могут раскрыть в нем героя. И это русский славянский стиль — скрытый до поры до времени в простом человеке героизм. Многие из таких героев пошли защищать родину и не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, и их героизм воспели уже другие писатели и поэты, которые также продолжили традицию, которую начали неизвестные авторы русских былин, сказок и летописей.

Былинный Кожемяка нашел свое воплощение и в сказках, фигурируя не только под именем Никиты, но и Кирила, а также Ильи Швеца. Это, безусловно, образ собирательный. Но имеет место упоминание об этом великане русского сказа и в «Повести временных лет», датируемое 992 годом. В контексте событий, описываемых в летописи, упоминается битва с печенегами на реке Трубеже под современным городом Переяславлем, входящим в золотое кольцо России.

Исходя из летописи, печенежский князь, не решаясь вступит в бой первым, предложил князю Владимиру выставить своего человека на бой с силачом-печенегом. По условию печенегов, если победит русский, то три года не будут они разорять русскую землю, а если печенег завалит русского, то три года разорения русским землям обеспечено. Такой был уговор. Князь Владимир как всегда растерялся, но отправил гонцов во все концы, чтобы разыскали такого человека, который бы уложил печенега. Его не могли сыскать нигде, пока не объявился старец, который сообщил, что у него остался дома младший сын, который мнет кожи и способен на такое предприятие, поскольку однажды, рассердившись на его брань, разорвал сразу несколько кож. Обрадованный князь вызвал его к себе и предложил поучаствовать в состязании с печенегом. Но прежде сам парень попросил испытать его в схватке с быком. На разъяренного быка положили каленое железо и пустили в его сторону. Парень вырвал его кожу с мясом, схватившись за бок. Тем самым он доказал свою способность сражаться с печенегом, которого, действительно, без труда уложил и удавил до смерти, несмотря на разницу в весе с превосходящим его по комплекции соперником. Печенеги испугались такого зрелища и побежали, а князь Владимир обрадовался и приказал заложить в том месте город Переяславль, название которого означало, что перенял славу тот мальчик, мнущий кожи, у врагов земли русской. Он также щедро наградил отца и сына.

Все главные мотивы летописного предания соответствуют духу былин: в них тоже агрессор требует выставить силача на поединок, и князь не сразу его находит. На единоборство с агрессором выходит силач-малолеток, о котором князю сообщает его отец. Враг его оказывается громадных размеров. При виде русского человека нормальной комплекции он заранее торжествует победу и, как водится, обманывается в своих ожиданиях. Потому как русские знают, что берут больше не телом, а силой духа в нем.

По версии Александра Афанасьева, в персонаже русских былин и сказок угадываются черты древнего языческого бога-громовержца Перуна. По его мнению, в сказке и былине воплотилось на бытовом уровне мифическое предание о борьбе языческого Перуна с тучей, олицетворением которой стали змей в былине и сказке и великан-печенег в летописи. Дело в том, что в древности облака уподоблялись быкам, коровам и снятым с них кожам, а потому, считает этот автор, бог-громовик, ударяющий по облакам своей палицей, превратился в народных сказаниях в богатыря-кожемяку. После насильственного насаждения христианства с низвержением идолов прежних богов, включая и Перуна, эта версия также не лишена смысла.

Читайте также

НИКИТА

НИКИТА
Ребенок — маленькое животное, хищник, потребитель. Все время чего-то требует и ничего не дает — могу судить об этом по своим детям: им все время нужно что-то — еда, внимание, тепло, обновки, игрушки. Наверное, это и есть проявление инстинкта жизни — великая сила!То,

Никита Хрущев

Никита Хрущев

И звездный час, и полное забвение
О Хрущеве написано много. И сегодня его продолжают вспоминать достаточно часто по разным поводам в связи с целой эпохой, в течение которой он находился на вершине власти, — эпохой, начавшейся в марте 1953-го.Я пришел на работу

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКИТА

МИХАЙЛОВСКИЙ НИКИТА
МИХАЙЛОВСКИЙ НИКИТА (РОМАН) (актер кино: «Вам и не снилось» (1981) и др.; скончался 23 апреля 1991 года в возрасте 27 лет).Этот человек прожил хотя и короткую, но творчески насыщенную жизнь. Уже с 6 лет он работал фотомоделью и манекенщиком, снимался в кино. Он

ПОДГОРНЫЙ НИКИТА

ПОДГОРНЫЙ НИКИТА
ПОДГОРНЫЙ НИКИТА (актер театра, кино: «Два билета на дневной сеанс» (1967), «Следствие ведут знатоки» (т/ф, «Подпасок с огурцом») (1979), «Осенний марафон» (1980) и др.; скончался 25 сентября 1982 года на 52-м году жизни; похоронен на Ваганьковском кладбище в

Никита МИХАЛКОВ

Никита МИХАЛКОВ

Н. Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в знаменитой семье. Его отец — Сергей Владимирович Михалков — уже в ту пору был известным писателем, общественным деятелем, дважды лауреатом Сталинской премии (третью премию получит в 1949 году), его предки

Никита МИХАЛКОВ

Никита МИХАЛКОВ
Первая любовь у Михалкова случилась в конце 50-х, когда ему было всего 14 лет. Его пассию звали Лена Щорс, она, как и Михалков, принадлежала к «золотой молодежи» (детям влиятельных родителей). Познакомились они в общей компании, где, кроме них, тусовались Миша

ПОДГОРНЫЙ Никита

ПОДГОРНЫЙ Никита

ПОДГОРНЫЙ Никита (актер театра, кино: «Идиот» (1958; главная роль – Ганя Иволгин), ф/сп «Моцарт и Сальери» (главная роль – Моцарт), «Мичман Панин» (мичман Ведерников) (оба – 1960), «Евгения Гранде» (1961; Адольф де Грассен), «Залп «Авроры» (1965; Александр Керенский),

АРКАДИЙ И НИКИТА

АРКАДИЙ И НИКИТА
(Разговор с Л. Абрамовой)— Аркадий Владимирович Высоцкий… Я знаю, что в школе он увлекался астрономией, даже проводил экскурсии в Московском планетарии.— Да, Аркадий закончил математическую школу, он увлекался астрономией. Но чем старше он становился,

Никита

Никита
«Кого трахать будете?»Одна из самых больших, а может быть, и самая большая дружба в моей жизни связывала меня с Никитой Михалковым. Мы и теперь дружны. Судьбы наши переплетены. Да, теперь мы скорее дружны памятью о том, что было меж нами. Дружны ностальгией. В повести

Никита Высоцкий

Никита Высоцкий
Никита Владимирович, вы играли в спектакле Театра на Таганке «Владимир Высоцкий». Кого вы заменили из первого состава?Это было связано с болезнью Леонида Филатова… В начале девяностых годов меня попросили заменить Леонида Алексеевича на какое-то время.

Никита в Москве

Никита в Москве
Первые документальные сведения о Никите, из совокупности которых можно выстраивать короткий рассказ, относятся к 1691 году. Они касаются спора вокруг земельного участка в Кузнецкой слободе. Оружейники, которые издавна покупали на нем уголь и

Как жил Никита

Как жил Никита
Жил по-прежнему в разъездах. Сведшую его в могилу болезнь он привез, по Афремову, тоже с дороги («Возвратясь больным с своих уральских заводах… скончался…»[265]).Как было не ездить? Производство находилось в двух взаимоудаленных местах. Оно было прочно

Григорий и Никита

Григорий и Никита
Григорию и Никите Акинфиевичам удалось избежать психологической западни, в которую попал старший брат, — утверждаем это не только для Никиты, но и для Григория вполне уверенно. Стряхнув после раздела многие ограничивавшие их свободное развитие заботы,

Никита

Никита

1. «Умоляю, роди сына…»
Говорят, когда рождается сын, Бог дает матери третью руку.Отец Фатьянов мечтал о наследнике, как любой мужчина, и жену в роддом на этот раз он отправил загодя, помня опыт билльярдной.Он часто приходил справляться о ее самочувствии, ожидая

Никита

Никита

«От отца мне достались жизнь, гены, внешнее сходство…»
Безусловно, пример отца сыграл роль в выборе профессии младшего сына – Никиты. Уже в десятом классе он сказал, что будет актером. Но с первого раза в театральный вуз не поступил. Год работал на военном заводе –

Сообщение о Никите Кожемяке (5 класс, ОДНКНР)

Опубликовано: 4 ноября 2020 года

Никита Кожемяка – герой славянских народных сказок, богатырь. Его прозвище связано с работой – он занимался тем, что разминал кожу, используемую для пошива одежды и других нужд, чтобы она стала мягче.

Впервые он появляется в Повести временных лет в «Сказании о юноше-кожемяке». Главного героя сказания, Никиту, ругал отец, пока мальчик мял кожи. Юноша разозлился и порвал кожи голыми руками. Люди очень удивились богатырской силе юноши, ведь порвать кожу голыми руками почти невозможно. Тогда князь Владимир Ясное Солнышко, один из самых великих правителей Руси, решил проверить — действительно ли Никита так силен. Он поставил против Никиты грозного злого быка. Юноша легко оторвал от животного кусок мяса вместе со шкурой.

Скоро Никите представился случай проявить себя. В древние времена на Русь часто совершал набеги печенежский народ. Одно из сражений сильно затянулось, ни одна из армий не решалась напасть. Чтобы всё-таки понять, кто победил, князь печенегов решил выставить по одному воину от каждой стороны.

Противником Никиты Кожемяки стал печенежский великан. Русский богатырь был не очень высоким, но обладал невероятной силой и просто задушил врага.

Другой подвиг Никиты – победа над Змеем Горынычем. Тот влюбился в юную царевну и похитил её, взял себе в жёны. Царевна долго пыталась узнать у чудовища, кто может его победить, и Змей рассказал, что сильнее его есть только Никита Кожемяка из Киева.

Царь отправился к юноше, но уговорить его помочь получилось не сразу. Разжалобить Никиту смогли только плачущие дети, которые заставили и его самого прослезиться, и тогда Кожемяка согласился помочь.

Перед тем, как отправиться к Змею, богатырь обмотался пенькой (грубым волокном) и обмазался смолой, чтобы Змей не схватил и не съел его.

Когда Никита освободил царевну, повалил Змея и собирался убить его, тот попросил пощады и сказал, что им нужно разделить весь мир поровну, и каждый будет владеть своей половиной. Сначала они поделили сушу, а затем, когда Змей делил море и заплыл на его середину, богатырь и утопил его.

Никита Кожемяка – не только сильный и смекалистый, но и скромный, бескорыстный человек: когда Змей Горыныч был побеждён, богатырь не взял за свой подвиг награду и вернулся к прежней работе – продолжил мять кожу.

Еще по теме …

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кожемяка.

Н. П. Дмитревский. Никита Кожемяка

Ники́та Кожемя́ка[1] (также, Кирилл Кожемяка[2], Кузьма и Демьян[3], Илья Швец; укр. Микита Кожум’яка, Кирило Кожемяко, Божий коваль) — богатырь[4], герой киевского былинного эпоса[5] и народных сказок, получивших распространение у восточных славян.

Существуют варианты русских, украинских и белорусских сказок[6]. Первое письменное упоминание о прообразе сказания относится к 992 году и содержится в Повести временных лет, где говорится о юноше, поборовшем при Владимире Святом печенежского богатыря («Сказание о юноше-кожемяке»). Более поздний Никоновский летописный свод называет юношу Яном Усмошвецом.

В указателе сказочных сюжетов народных сказок под номером 300-2 указан сюжет «Змееборец Кожемяка»[7].

Сюжет

«Змиевы валы» у села Иванковичи в Киевской области.

Относясь к широко распространённому сюжету змееборства, сказки о Кожемяке имеют ту специальную черту, что герой-змееборец раньше совершения обычного подвига — убиения змея и освобождения царевны — даёт доказательства своей богатырской силы, разрывая несколько сложенных вместе бычьих шкур или вырывая куски кожи у быка.

В наиболее полных вариантах (белорусских и украинских) рассказывается, что дочь киевского князя была унесена змеем, который, полюбив её, держал в заточении. Узнав от змея, что он боится только одного человека — Никиту Кожемяку (варианты — Кирилла Кожемяку, Илью Швеца), она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланные князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности разрывает 12 шкур. На просьбу князя биться со змеем он сначала отвечает отказом.

Не могут его умолить и посланные князем старцы. Только плач присланных князем детей трогает сердце Никиты. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтоб стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Белорусские и украинские варианты прибавляют, в заключении сказки, что урочище близ Киева, где жил богатырь, стало с тех пор называться Кожемяками.

Российский вариант представляет несколько иное окончание. Змей, поверженный Никитой Кожемякой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет (в другом варианте — страдая от жажды, начинает жадно пить из моря и лопается). Остатки борозды от пашества Никиты видны и теперь; такие «Змиевы» валы до сих пор указываются в некоторых местах Украины[8]. Это древние оборонительные валы по берегам притоков Днепра, расположенные южнее Киева.

Вместо Никиты Кожемяки могут выступать: в русских вариантах сказок — Кузьма и Демьян; в украинских — Глеб и Борис, иногда святой Пётр; в польских — святой Пётр[9].

Сказочный герой Сучиц (Сученок, Сучкин сын, Сукевич, Сучкир, Сучиксы) также, подобно Никите Кожемяке, пашет на змее. Например, в украинской «Сказке о Сучице», рассказывается, как кузнец Кузьма-Демьян выковал двухсотпудовый плуг и помог богатырю Сучицу запрячь змея и вспахать землю: «Кузьма-Демьян держит за язык (клещами), а Сучиц управляет плугом… До моря доехали. Стал змей пить море… И теперь есть ещё Змеев вал. А река Стугна высохла, потому что её тогда выпил змей…»[10].

Происхождение сюжета

Победа Кожемяки над печенегом (иллюстрация из «Радзивилловской летописи»)

Историческая школа

Особенность сказки о Никите в том, что древность её засвидетельствована документами. Так, в Повести временных лет есть рассказ о юном богатыре, поборовшем, при Владимире Святом, печенежского великана, в память чего будто бы Владимиром был построен город Переяславль («зане перея славу отрокот»). В этом народном сказании, приуроченном летописью к 992 году, имени юноши ещё нет. Никоновский летописный свод называет его Яном Усмошвецом, в чём видят вымысел книжника. Заявляя о необычайной силе своего сына, отец его рассказывает, что однажды он бранил сына, в то время, когда тот мял кожи: сын, раздражённый отцовской бранью, разорвал кожи руками. Владимир испытывает силу юного богатыря, выпустив против него разъярённого раскалённым железом быка: юноша вырывает у быка кусок мяса с кожей, сколько захватила рука. Далее описывается в эпических чертах бой богатыря с печенежским великаном. В этом летописном рассказе исследователи эпоса видят самую раннюю книжную передачу былины «киевского цикла». Впоследствии исторические черты народного сказания были забыты; герой получил имя Никиты или Кирилла, и борется уже не с историческим врагом, а с фантастическим существом, змеем, похитителем девиц.

Мифологическая школа

По мнению А. Н. Афанасьева, в данном случае мифическое предание о борьбе бога-громовержца (Перуна) с тучей было низведено к явлениям действительного быта и получило историческую окраску. Мифический змей, олицетворение тучи, стал печенежским великаном (речь идёт о летописной версии предания о богатыре-кожемяке). Облака, по Афанасьеву, издревле уподоблялись быкам, коровам и снятым с них шкурам; поэтому бог-громовник, ударяющий по облакам своей палицей, перешел в народных сказаниях в богатыря-кожемяку.

В кино

  • 1945 — «Кащей Бессмертный».
  • 1965 — «Никита Кожемяка» — мультфильм, режиссёр Нина Василенко. Студия «Киевнаучфильм». Мультфильм отмечен дипломом на Всесоюзном кинофестивале в Киеве в 1966 году.
  • 2008 — «Никита Кожемяка» — мультфильм, режиссёр Юрий Черенков и Зоя Трофимова. Московская анимационная студия «Пилот».
  • 2016 — «Никита Кожемяка» — мультфильм, режиссёр Манук Депоян. Украинская анимационная студия «Panama Grand Prix». Первоначально мультфильм должен был называться «Никита Кожемяка и огненный цветок», но в итоге вышел под сокращенным названием.

См. также

  • Покатигорошек
  • Симон Дубильщик
  • Добрыня Никитич
  • Змей Горыныч

Примечания

  1. Примечания Архивная копия от 24 апреля 2016 на Wayback Machine // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. Т. 1. — М.: Наука, 1984. — (Лит. памятники).
  2. Кулжинский Я. Как сложилась сказка о Кирилле Кожемяке. Киев, 1911 год
  3. Гордеев, 2002, с. 56.
  4. Голубовский П. В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южнорусских степей IX—XIII веков — 1884
  5. Артемов Н. Е., Лебедев В. И. История СССР с древнейших времён до XVIII в: пособие для учителей — М.: Гос. учебно-педагог. изд-во, 1959—382 с.
  6. Варианты сказки о Никите см. в «Народных русских сказках» Афанасьева (кн. I, стр. 405, и кн. IV, стр. 143—146); также Шейн «Материалы для изучения быта и языка русского населения северо-западного края» (т. II, № 82); «Труды этнографическо-статистической экспедиции в западнорусский край. Юго-западный отдел. Материалы и исследования», собранные П. Чубинским (III, № 45); Романов «Белорусский сборник» (IV, № 32); Драгоманов «Малорусские народные предания и рассказы» (стр. 248 —49); Кулиш «Записки о Южной Руси» (т. II, стр. 27—30); Nowosielski[uk] «Lud ukrainski» (т. I, 278—284)
  7. Сюжет № 300-2 Архивная копия от 1 июля 2019 на Wayback Machine // Русский фольклор XXXIII Материалы и исследования Архивная копия от 7 мая 2018 на Wayback Machine — СПб.: Наука, 2008 — С. 10
  8. Никита Кожемяка // Биографический словарь. — 2000..
  9. Капелусь, 1963, с. 69.
  10. Бараг, 1968, с. 162.

Литература

  • Бараг Л. Г. Об особенностях украинской сказочной героики сравнительно с белорусской и русской // Русский фольклор: Материалы и исследования / Ред. А. М. Астахова; АН СССР. Ин-т русской лит-ры (Пушкинский Дом). — Л.: Наука, 1968. — Т. 11: Исторические связи в славянском фольклоре. — С. 159—176.
  • Капелусь Е. Семь польских сказок русского происхождения // Русский фольклор. — М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — Т. 8. Народная поэзия славян. — С. 67—74.
  • Кулжинский Я. С. Как сложилась сказка о Кирилле Кожемяке. — СПб., К.: Сотрудник, 1911. — 16 с.
  • Никита Кожемяка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Никита Кожемяка // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Азбелев С. Н. Летописание и фольклор. — Русский фольклор, VIII, 1963. — С. 5—28.
  • Плетнева С. А. Змей в русской сказке. — В кн.: Древние славяне и их соседи. — М., 1979. — С. 127—132.
  • Гордеев Н. П. Змея в обрядово-религиозных системах различных народов // Этнографическое обозрение. 11/2002. — М., 2002. — № 6. — С. 45—61. — ISSN 0869-5415. Архивировано 25 июля 2015 года.
  • Сюжет № 300-2. «Змееборец Кожемяка» // Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка

Ссылки

  • Текст русской народной сказки «Никита Кожемяка» (из сборника Александра Афанасьева). Пересказ Натальи Колпаковой.


Эта страница в последний раз была отредактирована 19 июля 2022 в 18:08.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

  • Где жил иван дурак в сказке
  • Где жил дубровский в рассказе дубровский
  • Где жил герасим из рассказа муму
  • Где жил богатый турок в сказке ашик кериб
  • Где жил автор во время написания сказки спящая царевна