История персонажа
Персонаж книги «Золотой ключик» Алексея Толстого. Старый шарманщик, «отец» Буратино — главного героя сказки, деревянного мальчика.
История создания
Повесть Алексея Толстого о золотом ключике — это литературная обработка сказки «Приключения Пиноккио», авторство которой принадлежит Карло Коллоди, итальянскому писателю XIX века. Персонаж, который в пересказе Толстого превратился в папу Карло, в оригинальной сказке носит имя Джеппетто, а приятель героя, старый столяр, зовется Антонио. Сюжеты двух сказок заметно отличаются, хотя и совпадают в общих чертах до сцены, где кот и лиса выкапывают монеты, которые Буратино зарыл. Дальше сюжет расходится окончательно.
«Золотой ключик»
В сказке Алексея Толстого папа Карло жил бедно и в прежние времена работал шарманщиком. Папа Карло ютится в крошечной каморке под лестницей, и единственное украшение его жилья — холст, на котором нарисован очаг. Шарманка, главный рабочий инструмент героя, давно поломана, и Карло зарабатывает чем придется. У героя есть старый друг и собутыльник – пьяница Джузеппе, который работает столяром.
Как-то раз, напившись, Джузеппе нашел в собственной мастерской говорящее полено, которое со страху отдал Карло. Герой вырезал из этого полена деревянного мальчишку с длинным носом и назвал того Буратино. Кукла оживает и сразу же втягивает своего создателя в неприятности, из-за которых папа Карло в итоге оказывается в полицейском участке.
Вернувшись оттуда, добрый папа Карло кормит голодного Буратино луковицей и клеит деревянному мальчишке одежду из коричневой и ярко-зеленой бумаги, а из старого голенища мастерит туфли. Герой собирается отправить Буратино в школу и, чтобы купить азбуку, продает последнюю куртку, которая у него осталась. Неблагодарный Буратино на следующий же день продал азбуку и отправился на представление в кукольный театр.
Позже Буратино доставлял папе Карло немало неприятностей, но тот неизменно приходил деревянному мальчику на помощь в сложных ситуациях. В финале сказки папа Карло обнаруживает в собственной каморке за очагом, изображенным на холсте, тайную дверь, которая ведет в кукольный театр «Молния», который отныне принадлежит Буратино и его приятелям-куклам.
Экранизации
В 1939 году вышел черно-белый фильм «Золотой ключик» по мотивам пьесы Алексея Толстого. В экранизации были задействованы одновременно и живые актеры, и персонажи-куклы. Пьеса сюжетно отличается от повести Толстого «Золотой ключик», и в фильме эти отличия сохранены. В частности, в финале Буратино в компании советских воздухоплавателей отправляется на воздушном корабле в некую страну, где «славно живут старики», а дети «учатся в школах». Роль папы Карло в этом фильме исполняет актер Георгий Уваров.
В 1975 году вышел двухсерийный фильм режиссера Леонида Нечаева «Приключения Буратино», где роль папы Карло сыграл актер Николай Гринько. Это фильм-мюзикл, где звучит масса песен. В частности, Николай Гринько исполняет «Песню папы Карло» на слова Булата Окуджавы.
В 1997 году вышли «Новейшие приключения Буратино» — еще один фильм-мюзикл, где сказка Алексея Толстого переиначена на современный лад. Действие переносится в ХХ век, а на месте деревянного мальчишки с длинным носом оказывается знойная юная певица Буратино, которая приехала в некий южный город на гастроли и мечтает получить престижную музыкальную премию «Скрипичный ключик».
Карабас-Барабас превращается в главаря мафии, Дуремар — во владельца ночного клуба, а Базилио и Алиса — в мелких бандитов. У папы Карло, роль которого исполняет певец Александр Кальянов, завязывается роман с черепахой Тортиллой. Фильм снимался на Канарских островах.
В 2009 году появился еще один мюзикл — «Золотой ключик», выход которого был приурочен к Новому году. Здесь роль папы Карло играет певец и актер Михаил Боярский, а сюжет снова осовременен. Папа Карло мечтает сделать из сына эстрадную звезду, но для начала нужно сделать самого сына.
Герой на пару с другом Джузеппе вырезает из бревна взрослого тридцатилетнего мужчину, которого пытается отправить в школу. Однако Буратино вместо школы идет в театр Карабаса-Барабаса, где немедленно влюбляется в куклу Машу и узнает страшную тайну. В финале герои выступают в ночном клубе «Три пескаря».
Интересные факты
В современном русском языке существует выражение «пахать как папа Карло», что значит тяжело и много трудиться и не получать за это должного вознаграждения.
Цитаты
«Как бы мне ее назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я ее Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино. Отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»
«Именем Тарабарского короля — арестуйте старого плута Карло!»
Где жил папа Карло отец Буратино?
-
Загадка от Водяного попалась в одной из кочек на лужайке с Винни-пухом. Теперь следует вспомнить, в каком месте проживал отец Буратино — папа Карло. Из книжки, дословно, про место обитания шарманщика сказано, что жил он под лестницей в каморке. Теперь у меня ассоциации пошли, если очаг, который был нарисован на стене и со временем рассекречен, за которым дверь оказалась в мир театра, был так же в каморке, то видимо каморка была в каком-то большом доме, верно, а не отдельно стоящим домиком, как в фильме советском показано, значит по замыслу у папы Карло и соседи должны были быть или нет? Хотя знаете, сейчас сказку Толстого перечитала и совсем новый смысл в ней открылся, такой завуалированный революционный переворот, победа Дома Пионеров (кукол) над буржуазным театром Карабаса Барабаса. Или просто во мне пережитки советского образования бурлят, вытаскивая закладываемый смысл даже в сказках, где тот же Чиполлино был борцом — революционером…
В общем В КАМОРКЕ выбираем и получаем плюс к уже полученным каплям.
-
Папа Карло создатель веселого деревянного человечка с длинным носом с громким именем Буратино жил в каморке с нарисованным очагом, где за ней была скрыта заветная дверь, которая открывался золотым ключиком, что и сделал Буратино в конце сказки.
-
Папа Карло, названный отец деревянной, говорящей и двигающейся куклы с длинным любопытным носом по имени Буратино, жил в старой каморке под скрипучей лестницей старинного дома, который держался quot;на честном словеquot;, как и сам старый шарманщик.
В таких каморках богатые люди селили прислугу или держали старые вещи, которыми невозможно было пользоваться, но и выбросить на свалку рука не поднималась. Ведь при вечных дефицитах и нищете периодически какая-то вещь вдруг получала вторую жизнь, изъятая из пыльных завалов каморки.
Е чистили, мыли, приводили в божеский вид, и она ещ долго служила людям верой и правдой.
Вот только в каморке папы Карло вместо пыльных вещей был камин, нарисованный на холсте, который оказался входом в чудесную страну.
Папа Карло — герой сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), отец Буратино.
Характеристика
Папа Карло — старый шарманщик, живущий в каморке под лестницей, в которой ничего не было, кроме нарисованного очага на холсте. Шарманка давно сломалась и Папа Карло жил жизнью попрошайки (так в книге, в фильмах он по-прежнему работает шарманщиком). Единственный друг Папы Карло — старый столяр и пьяница Джузеппе. Как-то раз Джузеппе в очередной раз напился и ему в руки попалось говорящее полено, которое он подарил от греха подальше своему собутыльнику Карло, предварительно с ним подравшись.
Папа Карло вырезает из говорящего полена куклу с длинным носом
- «Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»
Тем не менее Буратино тут же доставил Папе Карло неприятности, в результате чего Папа Карло оказался в полицейском участке. В дальнейшем Буратино также не радовал Папу Карло, однако тот не обижался и, как добрый ангел, появлялся и спасал Буратино в самых безвыходных ситуациях.
В русском языке
- В русской разговорной речи образ папы Карло ассоциируется с тяжелым трудом, часто без должного вознаграждения; появилась поговорка «пахать как папа Карло»[1]:
Я сидела под одеялом и думала: «Боже, вот это я тряпка, вся работа насмарку. Четыре года пахала как папа Карло — через слезы, через боль, через какие-то проблемы. Все ради тренировок, жертвовала всем, никуда не ходила, и неужели я здесь возьму и продую?!».
- 2012. По сообщению русской службы Би-Би-Си, президент госкорпорации «Роснефть» И. И. Сечин вынужден был работать «как папа Карло»[2]:
В последнее время Сечин в разговорах с коллегами не скрывал своего раздражения по поводу того, что Тимченко может позволить себе жить легальным миллиардером, тогда как он горбатится, как папа Карло.
- Образ Папы Карло — центральный для двух стихотворений Леонида Филатова, «Кукольный театр» (1965) и «Письмо Сергею Образцову» (1974). В обоих Папа Карло — добрый гений театра, детства, которому нелегко приходится в «настоящей», «взрослой» жизни.
Примечания
- ↑ Би-Би-Си:»Последние Игры Исинбаевой: всю жизнь прыгать невозможно»
- ↑ Би-Би-Си: «Проблемы Gunvor — из-за ссоры Тимченко с Сечиным»
Источники
- Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого в Lib.ru (без иллюстраций)
- Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого с классическими иллюстрациями
- Памятник Папе Карло. Киев. Детский театр. Август 2007 г.
Повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | |
---|---|
Персонажи | Буратино • папа Карло • Джузеппе (Сизый Нос) • Карабас-Барабас • Дуремар • Мальвина • Артемон • Пьеро • Арлекин • Лиса Алиса • Кот Базилио • Черепаха Тортила • Говорящий Сверчок |
Экранизации |
Золотой ключик (фильм, 1939) • Приключения Буратино (мультфильм, 1959) • Приключения Буратино (фильм, 1975) |
Продолжения | Побеждённый Карабас • Вторая тайна золотого ключика • Буратино ищет клад • Буратино в Изумрудном городе |
См. также | Бураттино • Приключения Пиноккио. История деревянной куклы • Буратино (ТОС) • Буратино (напиток) • Орден Буратино • Медаль Буратино |
Литературные сказки:Произведения Алексея Николаевича Толстого |
Сказочная Русь: где живет Буратино?
Не давным-давно, а в наше время в городке на берегу не теплого Средиземного, а холодного Балтийского моря жил Геннадий Григорьевич Полищук по прозвищу Папа Карло. А прозвали его так, потому что именно он взял и объявил свой город родиной… Буратино.
Городок, в котором живет Папа Карло, как чемодан с двойным дном. Если особенно не копаться, то это городское поселение Зеленоградск Калининградской области, а если заглянуть поглубже — бывший немецкий город Кранц Кенигсбергского округа.
После взятия Кранца нашими войсками в 1945-м местное население было депортировано в Германию. Опустевшие дома заняли советские граждане. В старых немецкой постройки зданиях с красными черепичными крышами продолжают жить дети и внуки первых переселенцев.
После снятия железного занавеса бывшие жители бывшего Кранца снова получили возможность увидеть родные дома, а те и не изменились вовсе, только постарели, как люди. Немцы плакали. Явление получило название «ностальгический туризм».
На бывшей вилле Макса Крелла, бывшего губернатора бывшего города Мемеля, а ныне Клайпеды, с 1946 года располагается детская библиотека. А в ней под чердачной лестницей — каморка Папы Карло.
Вилла Макса Крелла – Детская библиотека (Построена в начале ХХ века).
Усыновление деревянного беспризорника
Удивительную схожесть Зеленоградска с местом действия сказки про золотой ключик Геннадий Полищук изложил в своем «абсолютно научном» трактате «Ментальные, ономастические и географические аспекты поиска родины для Буратино».
В том, что в русском, но когда-то немецком городе поселился русский, но когда-то итальянский деревянный мальчик, есть какая-то сказочная логика.
Пока в Великом Устюге на большие деньги возводили усадьбу Деда Мороза, зеленоградский Папа Карло нарисовал очаг на холсте и повесил его в закутке под чердачной лестницей в детской библиотеке, объявив его Мемориальной каморкой папы Карло. Договорился с владельцем местного кафе, чтобы тот украсил свое заведение вывеской «Харчевня «Три пескаря», провел выставку детских рисунков «Буратино в Зеленоградске » и сподвиг главу Зеленоградского района зачитать 13 июня 1999 года на главной площади города торжественный акт «Об усыновлении гражданами Зеленоградска доселе беспризорного, беспаспортного и бесприютного Буратино».
Верность идеалам детства
Каждый новый сюжет по телевизору об успехах Деда Мороза вел Папу Карло к новым свершениям. Он зарегистрировал творческое объединение «Настоящие друзья Буратино». А усыновленный Буратино написал Деду Морозу дружеское письмо с приглашением приехать в гости в Зеленоградск, но не зимой, а 1 июня — в День защиты детей.
— В Устюге закочевряжились, — со смешком вспоминает Папа Карло, — мол, у нас зимний проект, как Дед Мороз летом поедет? А мы уже и жилье для Деда Мороза нашли, и дети из Литвы должны были на праздник приехать, но Мороз отказался. А спустя время мне позвонила женщина и сказала, что я должен принять губернатора Вологодской области. Я отвечаю: «Как я могу принять губернатора? Я же обычный пенсионер!» В итоге разобрались, вышли на администрацию, но мне поручили принять губернатора в каморке, а каморку затопило грунтовыми водами, там плесень, грибок. Пришлось вытащить волшебную дверцу за холстом, которую мне фирма по изготовлению дверей подарила, поставить ее в зале библиотеки между двумя шкафами и объявить, что это и есть каморка. К гостям вышел Буратино с поролоновым носом, в красной майке и зеленых трусах и подарил высоким гостям золотые ключики.
В тесной каморке еле умещаются все персонажи сказки.
Визит губернатора имел самые положительные финансовые последствия для Папы Карло: его проект включили в программу «Развитие туризма и рекреации в Калининградской области на 2003-2006 гг.». Из областного бюджета в 2003 году Папе Карло выделили 60 тысяч рублей, в 2004-м — 70 тысяч, а в 2005-м — 50 тысяч. На том рука дающего оскудела…
На полученные деньги Папа Карло подновил затопленную каморку, заказал костюмы Буратино, Мальвины, Пьеро и Тортиллы у калининградского кутюрье, провел ВсемМирные Буратинские игры, фестивали детских театров области на родине Буратино, открыл Почту Буратино и учредил орден и медаль Буратино.
ВсемМирные Буратинские игры.
- Первую медаль Буратино вручили детям Беслана, выжившим и павшим…
- Первым кавалером ордена Буратино, вручаемого «за верность идеалам детства», стал режиссер фильма «Приключения Буратино» Леонид Нечаев.
- Следующими кавалерами ордена Буратино стали композитор Максим Дунаевский, народный учитель СССР Шалва Амонашвили.
Папа Карло и доктор психологии, кавалер ордена Буратино Александр Васильевич Суворов.
Буратино — должность выборная
Буратино — должность в Зеленоградске выборная и у детей — почетная. Нынешний Буратино — 20-й по счету, а первым Буратино была девочка — Ксюша Десятова.
Выбранный Буратино дает клятву «быть умненьким, благоразумненьким» и участвует во всех Буратинских мероприятиях.
Также выбирают и Мальву, стать ей наверное мечтает каждая девочка, но получается не у всех – потому что голубые волосы идут не всем.
Роль мудрой черепахи Тортиллы досталась заведующей постановочной частью народного театра «Вдохновение» Наталье Полторацкой. «Я сначала лисой Алисой была, а потом повысили», — говорит Тортилла, жеманно перебирая пальчиками в болотного цвета кружевных митенках.
— Представляете, вы идете по улице города, и прямо перед вашим носом пробегает Буратино, а через минуту вслед за ним несется Карабас-Барабас, — говорит Папа Карло. — И больше ничего не надо. День прожит не зря.
Настоящие друзья Буратино.
Новый дом для Буратино
После закрытия библиотеки на реконструкцию Каморке требовалось новое помещение. И Буратино согласился переехать в отель «Курхаус Кранц». Церемония открытия каморки на новом месте прошла весело. Но проект «Зеленоградск – родина Буратино» – больше, чем развлечение. «При внешней легковесности он призван решать серьёзные проблемы, – подчеркнул руководитель проекта Геннадий Полищук. – Буратино делает жизнь лучше, ярче, добрее. Не говоря о том, что он участвует в создании положительного имиджа федерального курорта Зеленоградска».
Каморка Папы Карло.
На севере Италии стояла дождливая погода. Папа Карло пришел в старую каморку мокрый насквозь. Старик повесил куртку на гвоздь и сел у еле прозрачного окна.
— Как же одиноко мне — старику, — высказал вслух свои мысли Папа Карло. — Вот если б был у меня кто-нибудь, мне стало бы легче.
Папа Карло, работавший с раннего утра до позднего вечера в плотницкой мастерской, бросил взгляд на сиротливое полено, лежавшее в углу.
— А не выстругать ли мне мальчишку? Будет радовать меня своей болтовней, стану читать ему книжки, вот и появится смысл в моей незамысловатой жизни!
Вдохновившись, Папа Карло взял в руки нож и приступил к работе. Четыре гвоздя, забитые в руки и ноги деревянного человечка довершили дело плотника.
— Здравствуй, папа! — Молвил деревянный человечек.
— Здравствуй, сын, — улыбнулся папа Карло. — Я даю тебе имя — Буратино, что означает — «приносящий радость».
Буратино обнял папу и рассмеялся.
Вместе с улучшившейся погодой пошли на лад дела в каморке Папы Карло. По утрам сын провожал папу на работу, а по вечерам дожидался у порога. Плотник, хоть и уставал, всегда находил время для сына и не забывал читать ему книжки.
Буратино взрослел. Он стал все чаще выходить на улицу, убегал уже далеко, но всегда возвращался в каморку к своему отцу.
Однажды Папа Карло задержался на работе дольше обычного. Луна освещала север Италии, когда старик вернулся домой. Он надеялся, что Буратино уже спит. Так и было. Буратино, не дождавшись отца с работы, уснул прямо у порога. Папа Карло заботливо поднял сына и понес к кроватке. Неожиданно из бумажной курточки выпал золотой ключ! Золото! Настоящее! Да еще и ключ какой-то! Неужели наступил конец скитаниям? Неужели у них, наконец, будет собственный дом?
Наутро выяснилось, что Буратино нашел ключик в одной полузасохшей луже.
— А там не было еще таких ключей? — Взволнованно спросил Папа Карло. — Ты все осмотрел?
Безмятежный Буратино не был уверен, что он все исследовал, поэтому с радостью побежал исполнять просьбу отца.
— Может не справиться, — подумал Папа Карло. — Надо будет еще пару Буратин сделать.
Папа Карло переехал в каморку побольше. Каждый вечер он строгал полена, создавая все новых деревянных человечков. С раннего утра до позднего вечера Буратины искали золотые ключики, принося их отцу. Постепенно плотник забросил свою основную работу и сосредоточился исключительно на новых Буратинах.
Шло время. Каморка Папы Карло становилась все больше и все уютнее. Настал день, когда бывший плотник съехал от своих детей, оставив их наедине друг с другом.
— Я буду вас навещать, — утешал их папа. — Должен ведь я как-то забирать у вас золотые ключики.
Впрочем, уже скоро Папа Карло выстругал себе специального курьера.
Летело время. Старый Буратино уже не мог, как в былые годы, находить ключи. Век Буратин недолог. Однажды, уставший деревянный человечек не смог подняться, чтобы выполнить то, что был должен.
Как ни укоряли его, как ни просили, — у «приносящего радость» уже не было сил искать золотые ключи для новых каморок Папы Карло.
И Папа Карло приехал к сыну.
— Буратино, — сказал бывший плотник, присев напротив больного и слабого Буратино, — ты славно потрудился ради меня. Спасибо тебе за тот первый золотой ключик. Никогда его не забуду. Но теперь — ты пойми меня правильно — нам нужно расстаться. У меня не хватает места для новых Буратин. Тебе надо уйти.
В запыленной каморке повисла тишина.
Под добрым взглядом отца, старый Буратино собрался с последними силами, поднялся и, тяжело ступая босыми ногами, вышел наружу. Приближалась гроза. Деревянная полусогнутая фигурка уходила все дальше и дальше в ночь.
Что-то было в этом неправильное!
Буратино обернулся. У порога дома стоял его папа.
— Папа, но неужели тебе не жалко меня? Ты же любил меня когда-то? Что с тобой стало, папа? Мне так нравилось слышать твой голос, когда ты читал мне свои книги! Мне так нравилось ждать тебя с работы, снимать обувь с твоих усталых ног! Я помню, как ты носил меня на руках, как был со мною во время моих болезней. Папа, неужели тебе не жалко меня?
Глаза Папы Карло заблестели. Что-то шевельнулось в сердце забывшего о других старика.
Плотник ринулся к сыну, обнял его и взял на руки.
— Прости меня, сын! — Зашептал Папа Карло. — Я не могу расстаться с тобой!
А про себя подумал:
— Зачем зря дереву пропадать? Выстругаю-ка я из него нового Буратино. Вдруг, найдет еще один золотой ключик.
Старый Буратино не знал мыслей своего отца. Впервые за многие годы ему было очень хорошо на руках того, кто дал ему имя. Деревянный человечек закрыл усталые глаза.
На севере Италии начиналась дождливая погода.