Где жила барышня из рассказа барышня крестьянка

На чтение 7 мин Просмотров 85.5к. Опубликовано 05.03.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Барышня-крестьянка» за 1 минуту и подробно за 5 минут. 

Очень краткий пересказ повести «Барышня-крестьянка»

Дворянские семьи, Муромские и Берестовы, живут по соседству и постоянно конфликтуют. В одной семье дочь на выданье, в другой — красавец жених. Но встретиться молодым людям совсем непросто, ведь их родители избегают общения между собой. Однажды Лиза Муромская наряжается в крестьянское платье и знакомится с молодым барином-соседом, назвавшись Акулиной.

Молодые люди флиртуют и постепенно между ними разгорается чувство любви. Тем временем их родителей примиряет случай, и они решают «породниться». Старший Берестов объявляет сыну, что тот должен жениться на Лизе. Но юноша наотрез отказывается, ведь он уже влюблён и не представляет жизни без своей простолюдинки.

Отец грозит ему лишением наследства, но сын непреклонен. Молодой барин едет к Муромским, чтобы объявить Лизе о том, что не женится на ней лично. Но, когда он приходит в дом к соседям, выясняется, что его Акулина это и есть Лиза Муромская.

Главные герои и их характеристика:

  •  Лиза Муромская  – дочь Григория Муромского. Влюблена в Алексея Берестова, искусно прикидывалась рядовой крестьянкой Акулиной. Была испугана, когда шалость раскрылась, и удивлена, когда возлюбленный обратил проказу в шутку.
  •  Алексей Берестов  – сын Ивана Петровича. Весёлый и остроумный молодой человек. Влюбился в очаровательную смуглую крестьянку Акулину. В конце повести выясняется, что Акулиной прикидывалась Лиза Муромская. Алексей не был огорчён и решил, что подобная проказа лишь украшает девушку.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Иван Петрович Берестов  – типичный русский барин, умеющий жить без лишних крайностей. Недолюбливает излишнего увлечения европейской культурой. Поначалу враждовал с Муромским, позже подружился с ним.
  •  Григорий Иванович Муромский  – барин, коего тянуло из одной красности в другую. Слишком увлекается английской культурой. Недолюбливал Берестова, но после случая на охоте постепенно примирился с соседом, а позже и подружился.
  •  Настя  – девушка-горничная в поместье Муромского. Именно от неё Лиза узнала о том, кто такой Алексей Берестов.

Краткое содержание повести «Барышня-крестьянка» подробно по частям

 В оригинале у произведения нет деления на части или главы. Мы поделили произведение на смысловые части для удобства восприятия текста. 

Часть 1. Два барина – два критика

Иван Петров сын Берестов успел послужить в гвардии, а при императоре Павле Петровиче вышел в отставку и стал жить в своей деревне, не выезжая оттуда. Женился он на небогатой девице-дворянке, но вскоре овдовел. Утешение нашёл в хозяйстве: грамотно построил дом, возвёл фабрику по производству сукна, и получилось доходное хозяйство.

Одевался сей барин просто, записывал доходы/расходы в специальную тетрадь, из газет признавал лишь «Сенатские Ведомости». Он не просто слыл – он был очень умным человеком (и это неудивительно!). Пусть Ивана Берестова и считали гордым, однако же уважали.

Правда, был один сосед, скептически отзывавшийся о Берестове. Это был Григорий Иванов сын Муромский. Это был тот самый барин, не умеющий жить спокойно – его кидало из крайности в крайность. Вначале он вовсю кутил, играл в карты и потерял почти всё имение. Лишь одна деревня осталась во власти азартного барина.

И там он бросился в иную крайность – потянуло барина ко всему английскому (были и другие оригиналы, тянувшиеся ко всему французскому). Нарядил конюхов на манер жокеев английских, развёл сад в английском стиле, в английском стиле обрабатывал поля, и для своей дочери выписал гувернантку из Англии. Дохода от имения не было – хотя и трат было не очень много, горе-хозяин постоянно лез в долги. Ничего странного, что у Григория Муромского было предостаточно критиков.

И самым ироничным из критиков был, конечно же, Иван Берестов. Едва сосед начинал похваляться своим великолепным имением в английском стиле, умный барин с ехидной улыбкой отмечал, что уж лучше быть по-русски сытым, нежели по-английски тратиться на всякие глупости.

Оба барина друг друга стоили, и не упускали возможности подколоть друг друга. Если Муромский заявлял, что его сосед – дремучий невежда и просто медведь, то Берестов называл своего визави глупцом и мотом (и за дело – не стоило так безрассудно проживать свой доход).

Часть 2. Барышни-крестьянки обсуждают поведение Алексея Берестова

Дочь Григория Муромского Лиза (папенька называл её Бетси, на английский манер) выросла проказливой девушкой. Своими дурачествами барышня-крестьянка забавляла отца, и ужасно огорчала гувернантку. Лиза дружила с другой барышней, Настей, столь же ветреной девицей, и ужасно хотела узнать всё о загадочном молодом барине – Алексее Ивановом сыне Берестове.

Настя отправилась к Берестовым, на именины к жене повара. Барышня-крестьянка Лиза с нетерпением ожидала вестей. По возвращении Настя рассказала о том, что было на именинах. Сперва старшая из барышень-крестьянок сообщила маловажные подробности, вроде того, кто пришёл на именины, кто где сел, и какие были угощения. А затем начался рассказ о том, что было, когда пришёл Алексей Берестов.

Оказалось, что молодой барин – тот ещё весельчак, любитель поиграть в горелки, и вдобавок очень неравнодушен к барышням (точнее, типичный охотник за юбками).

Захотела Лиза увидеть молодого барина, и решила нарядиться в стиле обычной крестьянки. Принарядившись, барышня отправилась в соседнюю деревню.

Часть 3. Встреча Лизы с Алексеем

Случилось это в роще, утром. Барышня-крестьянка бродила по дороге, и волновалась, предвкушая встречу. Неожиданно залаяла собака, затем появился молодой охотник.

Завязался разговор, Лиза довольно быстро догадалась, что перед ней не кто иной, как Алексей Берестов, тот самый молодой барин. Проказливая девушка решила назваться Акулиной, дочерью кузнеца. После милой беседы молодые люди договорились встретиться следующим утром.

Часть 4. Вторая встреча Лизы/Акулины и Алексея

После серьёзных колебаний барышня вновь нарядилась крестьянкой и прибыла на место свидания. Если уже после первого свидания Алексей чувствовал радостное головокружение, то второе свидание укрепило мнение молодого барина, что очаровательная смуглая девушка, называющая себя Акулиной, может стать его невестой.

Правда, о любви они не говорили при личной беседе. И неспроста – Лизу огорчала вражда их отцов, Алексей понимал, что любовь барина к простой барышне-крестьянке – нелепость.

Часть 5. Неожиданное примирение извечных недругов, тайна Лизы/Акулины раскрывается

Всё началось со встречи на охоте. Самоуверенный барин Муромский дал волю своей лошади, да вот беда – кобыла вообще не знала, что такое охота, испугалась оврага и сбросила седока. Иван Берестов был в тревоге – вдруг Григорий Муромский серьёзно пострадал? К счастью, всё обошлось.

После знакомства вражда двух помещиков постепенно сменилась дружбой. Лиза продолжала прикидываться барышней-крестьянкой Акулиной, Алексей учил грамоте забавную девушку.

Однажды тайна раскрылась: Алексей решил взять в жёны таинственную Акулину, написал ей письмо и поехал в поместье Муромских. И там выяснилось, что простушка Акулина и говорящая по-французски кокетка Лиза Муромская – это одна и та же девица.

Девушка была испугана, ибо её хитрость раскрылась. Однако Алексей не разлюбил Лизу. Григорий Муромский застал эту сцену и был доволен. Рассказчик решил не описывать развязку – слишком она очевидна.

О произведении:

Недаром в литературе утвердилось выражение «Болдинская осень». В 1830 году, осенью, когда из-за холерных карантинов въезд в Москву был невозможен, Пушкин был вынужден остаться в селе Болдино.

Великий поэт не терял времени даром и плодотворно работал, создав цикл прозаических творений, объединённых общим названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». В цикл вошла и маленькая по размеру повесть «Барышня-крестьянка». Кстати, это последняя из «повестей Белкина».

Тест по повести «Барышня-крестьянка»

    Мир русской усадьбы в повести А. С. Пушкина « Барышня –крестьянка».

                                                      Дворянских гнезд заветные аллеи.

                                                                                                Забытый сад,  полузаросший пруд.

        Как хорошо, как все знакомо тут!

                       К.Бальмонт

     Мое село, мое именье

                                                                                                    В саду песчаном и пустом;

                                                                                                    Но где любви есть услажденье,

                                                                                                    Не нужен там и царский дом.

                   И. Долгоруков

Цели урока: работа над понятием «русская усадьба» как начало  разработки этой темы в последующей   литературе Х1Х-начала ХХ века;

продолжить воспитание у учащихся уважения к минувшей русской культуре прошлого(дворянские усадьбы),являющейся неотъемлемой частью нашей истории, а также стремления к возрождению традиций прошлого.

Оборудование урока:

портрет А.С. Пушкина;

репродукции картин ,фотографии, иллюстрации по теме урока;

средства ТСО, презентация.

Слайд- презентация.

                                                                   Ход урока

1.Слово учителя.

Слайд 1

Сегодня на уроке мы продолжим работу над повестью А. С. Пушкина « Барышня –крестьянка». Мы совершим увлекательное путешествие в Х1Х век . Опираясь на содержание повести, попытаемся восстановить целостную картину русской дворянской усадьбы, ее жизни и быта, который складывался на протяжении нескольких столетий.

Так что же такое русская усадьба? Что для нее характерно?

Историческую справку о русской усадьбе  для вас подготовила группа1.

2.Сообщение группы 1.

Во второй половине Х1Х века в России существовало множество дворянских усадеб. Усадьба (по словарю В. Даля)- это господский дом на селе с садом и огородом.

Господский – значит принадлежащий господину, то есть дворянину, помещику, барину.

Все дворянские усадьбы были различны: все зависело от достатка и вкуса помещиков.

Слайды 2-

   Одни усадьбы – это роскошные поместья с дворцами и парками. Другие- скромные, приспособленные для удобного и спокойного житья.

Усадьба была для дворянина его родным домом, он обретал в ней покой и уединение. Место для усадьбы выбиралось особое, живописное.

В центре усадьбы располагался господский дом, обычно в два-три этажа, а то и одноэтажный. Наиболее красивая часть дома с лучшими комнатами и открытыми верандами выходила в парк.

На устройство усадьбы помещик тратил больше денег, чем на сам дом. Здесь были густые аллей, расходящиеся во все стороны дорожки, беседки и пруд. Около господского дома располагались хозяйственные постройки, кладовые, конюшня, псарня, людские- комнаты для слуг, бани.

Повседневная жизнь в дворянской усадьбе текла неспешно и давала помещику душевный покой. Дворяне просыпались рано. До того, как помещик вылезет из-под своего одеяла, он звонит в колокольчик. Тут же появляется лакей с подносом. Барину подают чашку чаю или кофе со сливками. Надев широкий бархатный халат, барин начинал день с молитвы, после чего принимал управляющего хозяйством, который старательно докладывал о том, какую работу нужно сделать в имении в ближайшее время, отчитывался о доходах и расходах, внимательно выслушивал распоряжения помещика. Большинство дворян не занималось хозяйством , но были и такие , которые зорько следили за выполнением работы, объезжали поля , проверяли кладовые, конюшни.

Учитель : Встречается ли в повести А. С. Пушкина « Барышня-крестьянка» описание русской усадьбы? Чьи это усадьбы?  Похожи ли эти усадьбы?

Сообщение группы2. Слайды 10-11.

Усадьба Григория Ивановича Муромского была устроена на английский манер. Перед въездом в усадьбу были ворота. Мы считаем, что если были ворота, то усадьба была огорожена и имела границы.

В центре усадьбы располагался барский дом. В доме было два крыльца: парадное и заднее.  К парадному крыльцу вела главная аллея, дорожки которой были « тщательно посыпаны песком». Заднее крыльцо предназначалось для прислуги. Войдя с заднего крыльца , можно было попасть на огород или на хозяйственный двор. Дорожки сада к реке или к пруду.

Усадьба Муромского находилась в селе Прилучино, что значит « при луке» , излучине, изгибе реки.

Усадьба располагалась в живописном месте: « Заря сияла на востоке, золотые ряды облаков, казалось, ожидали солнца, как царедворцы ожидают государя».

Внутри усадьбы был разбит английский сад. В  нем росло большое количество деревьев. Такой парк располагался на холмах.

В пределах усадьба находилась ферма, конюшни( «конюхи были одеты английскими жокеями»).  Для коней нужны были пастбища. Кроме того, в усадьбе Муромского был « сад и зверинец», которым он не упускал случая похвастаться перед гостями.

На краю усадьбы находилась роща, которая определяла рубеж имения.

Слайд 10.

Иван Петрович Берестов отнесен А.С. Пушкиным к тому небольшому числу помещиков, которые построили на своих землях суконные фабрики, но продолжали жить крепко, по старинке. Его усадьба находилась в селе Тугилово. В центре усадьбы располагался барский дом.

Берестов постоянно проживал в своей усадьбе, занимался хозяйством,  ездил на поля. Иван Петрович отказался от услуг приказчика и самостоятельно вел хозяйство, «сам записывал расход».

Наша группа считает что, так как помещики ездили на лошадях, то во дворе должна быть конюшня.

Алексея на охоте сопровождали собаки, значит, есть и псарня. Кроме того, господа ездили в колясках.  Иван Петрович Берестов в « коляске домашней работы, запряженной шестью лошадьми», едет в гости к Григорию Ивановичу Муромскому. Значит ,должен быть и каретный двор.

Лошадям необходимо было сено, а дом нужно было отапливать, поэтому на хозяйственном дворе находились сараи.

Больше А.С. Пушкин ничего не пишет об устройстве имения И.П. Берестова. Прослушав историческую справку о русской усадьбе Х1Х века, которую подготовила группа1, мы можем лишь догадываться , как она выглядела в целом.

Слайд 11.

Представляют макет дворянской усадьбы .

Фильм « Барышня- крестьянка» . Показать эпизод, где можно рассмотреть имение помещика.

Учитель:  Прослушав сообщения группы 2, рассмотрев макет дворянской усадьбы, просмотрев эпизоды  фильма , можно с уверенность говорить о том, что дворянские усадьбы не были похожи друг на друга. Все зависело от материального  состояния, привычек и фантазии помещиков.

Группа 3 , поработав с содержанием повести, составила таблицу, которая поможет нам представить , как выглядел дом помещика внутри, какие комнаты там были.

Сообщение группы3. Слайды 12-15.

Дворянский дом состоял из множества комнат. А. С. Пушкин упоминает только гостиную, столовую, кабинет, девичью.

Слайд 12

Наша группа подобрала  фотографии и репродукции картин, которые помогут полнее представить барский дом изнутри.

Рассматривание слайдов 13-15.

       В каждом барском доме была гостиная, посреди которой стоял большой стол, за которым завтракали, обедали и ужинали помещики со своей семьей. В гостиной принимали гостей, вели беседы.

Рассматривая иллюстрации, мы пришли к выводу, что в гостиных находились диваны, кресла, их обивка должна была соответствовать обивке стен. На небольших изящных столиках  раскладывались альбомы для стихов, на стенах висели портреты предков, картины.

Обязательно была столовая. Рядом находилась буфетная для хранения посуды, скатертей.

В кабинете хозяин усадьбы вел хозяйственные дела, принимал важные решения.

В доме были спальни, библиотека, где наряду с книгами хранились гербарии, комнаты для горничных, девичья, в которой жила женская прислуга.  

Учитель : Из сообщений, которые подготовили выступавшие группы , мы узнали о дворянской усадьбе, о барском доме.

А как протекала повседневная жизнь дворян и крестьян? Чем они были заняты?

Группа 4 , внимательно прочитав текст, составила таблицу « Повседневная жизнь дворян и крестьян».

Сообщение группы4.

 Слайды 16.

         Любимым развлечением дворян была охота. Иван Петрович Берестов любил «выехать прогуляться верхом , на всякий случай взяв с собою пары три борзых , стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками».

Любил охотиться и Алексей, он «всякий день, рано поутру , ходил с ружьем на охоту».

В свободное время  Иван Петрович Берестов читал « Сенатские ведомости».

Помещики ездили друг к другу в гости. « Соседи приезжали гостить со своими семействами и собаками».  

Григорий Иванович Муромский тоже увлекался охотой, поэтому в его имении был зверинец, « коим он непременно хвастался перед гостями».

Не только господа ездили друг к другу в гости. Общались между собой и крестьяне окрестных деревень. Настя ходила на именины к поваровой жене в Тугилово. Мы посчитали по тексту, и оказалось, что на именинах было около 30 человек. « Комната была полна народу». К тому же сидели гости за столом часа три и «обед был славный: пирожное блан-манже синее, красное и полосатое….». Сколько же еды должно стоять на столе, чтобы 30 человек могли три часа есть и потом отзываться об обеде как о «славном».

Только в свободное от работы время могли крестьяне и дворовые ходить друг к другу в гости. Все остальное время они были заняты работой: пряли ,шили одежду, изготавливали обувь («Трофим пастух плел лапти»).

В каждой деревне была кузница. В Прилучине  жил Василий- кузнец.

В имении Г.И.Муромского был сад, за которым присматривал садовник. Крестьяне разводили скот .Каждое утро мимо барского дома тянулось стадо . Не только  коров, но и свиней , кур, гусей, лошадей можно было увидеть на крестьянском подворье. За всем этим ухаживали крестьяне и дворовые люди.

Учитель : Сегодня  мы говорим не об усадьбе вообще, а об усадьбе, где проглядываются судьбы людей. Нет усадьбы без жизни дворянина, без его судьбы.

О чьей судьбе мы узнаем , читая первые страницы повести?

Что мешало соседям жить в полном согласии?

( Ссора, неприязнь друг к другу. Эта вражда раздувалась соседями.)

Давайте послушаем , что сами помещики расскажут нам о своей судьбе, что они думают о ссоре.

Сообщение группы5.   Творческий пересказ. 

        Я, Григорий Иванович Муромский, близкий родственник графу Пронскому. В молодые годы я служил в гвардии. Не раз бывал за границей, где и заразился англоманией, полюбил все английское. Был женат, жена моя умерла в молодом возрасте, после ее смерти я с дочерью Лизой переехал жить в деревню. Здесь я завел английский сад, по английской методе обрабатывал поля, но «несмотря на значительное уменьшение расходов, доходы мои не прибавлялись».

На конюхов одел костюмы английских жокеев, нанял «мадам мисс Жаксон» для присмотра за Лизой.

        Первым из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет. Я часто слышал, как меня за это осуждали местные помещики. Особенно старался Иван Петрович Берестов. С некоторых пор я его невзлюбил и прозвал Медведем и провинциалом. Долгое время мы были в ссоре.

        Но случай на охоте помирил нас. Моя молодая пугливая кобылка, испугавшаяся крика, бросилась бежать, я не удержался в седле и упал. Иван Петрович помог мне встать и пригласил в гости. За завтраком завязалась дружеская беседа, и мы забыли о ссоре. Уезжая, я пригасил его с сыном Алексеем на обед. О чем и сообщил, вернувшись домой в дрожках Берестова, Лизе. С тех пор я стал подумывать о замужестве Лизы.  

Выгодной партией для нее я считаю Алексея Берестова.

 Я , Иван Петрович  Берестов в  молодости  я служил в гвардии. В 1797г. Вышел в отставку, уехал в деревню и женился на бедной дворяночке.

Жену особо не любил. Она умерла в то время, когда я был на отъезжем поле. После смерти жены нашел я утешение в хозяйственных делах. Выстроил дом по собственному плану, завел суконную фабрику, утроил доходы и стал считать себя умнейшем человеком в округе.

Подросшего  сына отправил учиться в столицу.

В свободное от хозяйства время читал  «Сенатские ведомости» и принимал гостей. Хозяином я был радушным, часто слышал о себе громкие похвалы за щедрые угощения.

Не имея приказчика, я сам следил за хозяйством, записывал расход.

 Всегда любил все русское, хозяином был экономным, по праздникам носил сюртук из сукна домашней работы, а в будни ходил в плисовой куртке.

Я всегда знал цену труду, деньгам, поэтому никогда не мог понять сумасбродства моего соседа   Григория Ивановича  Муромского. Я строже всех отзывался об его нововведениях,  не мог равнодушно говорить об англомании  и всякий раз критиковал его английский метод. Все это быстро по усердию соседей доходило до Григория Ивановича  Муромского с дополнениями и объяснениями. С некоторых пор мы были с ним в ссоре.

Я любил подчеркнуть свое богатство, проехать тир версты в карете , запряженной шестеркой лошадей. Мы долгое время были в ссоре. Но один случай примирил меня с соседом.

В одно ясное холодное утро выехал я прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собой пары три борзых, стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. Подъехав к лесу, я увидел моего соседа, гордо сидевшего верхом в чекмене,  подбитом лисьим мехом, и поджидавшего зайца. Григорий Иванович  подъехал ко мне и учтиво меня поприветствовал. Я ответил с таким же усердием. Но  вдруг выскочил заяц из леса и пробежал полем. Я закричал во все горло. Куцая кобыла  Григория Ивановича испугалась и понеслась. Я только увидел , как   Григорий Иванович  упал из седла. Я подскакал к нему, осведомился, не ушибся ли он и пригласил к себе в гости.

Я возвращался домой со славою , затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным.

За завтраком мы разговорились довольно дружелюбно.  Григорий Иванович попросил у меня дрожки, так как из-за ушиба он верхом ехать не мог. Прощаясь, он взял у меня слово, приехать на другой день с Алексеем отобедать в Прилучино.

Кто бы мог подумать ,что наша вражда прекратится  по воле пугливой куцей кобылки.

Учитель : Вот так « по воле пугливой куцей кобылки» прекратилась « старинная и глубоко укоренившаяся»вражда между двумя помещиками.

-Можно ли сказать, что слово «Усадьба» ассоциируется со словом «Судьба»?

Посмотрите повнимательнее, что одинакового можно заметить в этих словах?

уСаДьБа  — СуДьБа

-Прочитайте  первый эпиграф к уроку.

Скажите, как еще называют усадьбу?

( Дворянское гнездо).

Да, усадьба- это колыбель дворянина. Здесь он родился, здесь делал первые в жизни шаги, здесь к нему приходила первая любовь.

-Прочитайте второй эпиграф к уроку.  

К каким героям повести «Барышня- крестьянка» эти строчки из стихотворения И. Долгорукого имеют непосредственное отношение?

( К Алексею и Лизе).

-Найдите в тексте описание Лизы.

( « Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и ,следовательно, балованное дитя. Ее резвость и минутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье ее мадам, мисс Жаксон».  «Лиза…. открывала ей(Насте) все свои тайны, вместе с нею обдумывала свои затеи»; «….но  шалость его дочери казалась ему так забавна , что он едва мог удержаться».

-Как А.С.Пушкин называет Лизу?

(Шалунья, проказница).

-Какой вы себе представляете пушкинскую шалунью?   Работа со слайдом 17.  

-А чем еще занималась Лиза, кроме того , что шалила?

( Читала книги. « Воспитанные на чистом воздухе,…. Они знание света и жизни почерпают из книжек».)

-А теперь посмотрим: что же из себя представлял Алексей?

Слайд 18.

(«Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…». «…..такой добрый, такой веселый. Одно не хорошо: за девушками слишком любит гоняться».)

-В какой момент начинается завязка повести? Как начинает зарождаться чувство молодых людей?

-Где происходили встречи Алексея и Лизы?

-Чем было вызвано первое переодевание Лизы?

(Любопытством,  кокетством.)

-Почему Лиза решилась на дальнейшие встречи?

( Она боялась, что раскроется обман. Хотела сохранить сложившиеся отношения.)

Как сама Лиза оценивает свой поступок?

( «Легкомысленным». Она в нем раскаивалась. )

-Зачитайте эпиграф к повести. Почему именно эти слова взял  автор для эпиграфа?

( « Во всех ты, душенька, нарядах хороша».

Эпиграф относится к Лизе, она главная героиня повести. Лиза дворянка, но дружит с Настей ,крестьянкой, умеет говорить на местном наречии и не считает для себя зазорным надеть толстую рубашку , сарафан и лапти.)

-Почему свадьба между  Алексеем и Акулиной не может состояться?

( «Алексей , как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между ним и бедной крестьянкою».)

-В начале Х1Х века человека характеризовали по принадлежности к тому или иному сословию: крестьян, купцов, дворян . Брак между мужчиной и женщиной разных сословий считался неравным. Дворянин не мог жениться на крестьянке, в противном случае родители лишали его наследства.

-А в чем Лиза видела причину невозможности этого брака?

(« Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться на взаимное примирение».)

-Лиза еще не знает ,что примирение между старшим Берестовым и Муромским уже произошло.

-Почему Алексей, находясь в гостях у Муромского , не узнал Акулину?

-Готов ли Алексей променять свою любовь на будущее наследство? Как это характеризует Алексея?

-Почему автор не показывает нам дальнейшую судьбу героев?

-Заключения нет, нет конца. Здесь философский взгляд А.С. Пушкина на жизнь, как на нечто непрекращающееся, не имеющее конца.

Вот мы  и познакомились с вами,  опираясь на повесть А.С. Пушкина «Барышня- крестьянка», с русской дворянской усадьбой, жизнью дворян в усадьбе.

О чем же эта повесть?

русских традициях, о семейных преданиях, о дружбе, о том, как зарождалась любовь, о счастье.)

План урока:

История создания повести «Барышня-крестьянка»

Краткий пересказ повести «Барышня-крестьянка»

Любовная история Алексея Берестова и Лизы Муромской

Роль случая в композиции сюжета повести «Барышня-крестьянка»

Критические отзывы о повести «Барышня-крестьянка»

История создания повести «Барышня-крестьянка»

Роль эпиграфа

Три осенних месяца в родовом имении Болдино Нижегородской губернии стали для Пушкина в 1830 г. плодотворным временем. Оказавшись из-за эпидемии холеры отрезанным от внешнего мира, он активно творил, в числе прочих выдающихся произведений создал «Повести Белкина». Пушкин свое авторство приписал вымышленному человеку Ивану Петровичу Белкину, себе отвел скромную миссию издателя, написавшего предисловие к повестям под инициалами А.П. Для создания сюжетов повестей были использованы случаи, происшествия и истории из русского провинциального быта, записанные помещиком села Горюхина Белкиным со слов других людей. Приписывая авторство повестей многим людям, Пушкин создал иллюзию реального существования Белкина, его рукописей и соавторов-рассказчиков. Среди «Повестей Белкина» затейливой игрой сюжета отличается повесть «Барышня-крестьянка». Эту занимательную историю поведала Белкину некая молодая особа И.К.Т.

Повесть была завершена в Болдино 20 сентября 1830 г., опубликована в составе «Повестей Белкина» осенью 1831 г. Повесть «Барышня-крестьянка» была написана третьей, но в цикле «Повести Белкина» стала последней, потому что ее сюжет позволял завершить сборник на игривой ноте.Эпиграфом к повести «Барышня-крестьянка»стала строчка из популярной в то время поэмы «Душенька» И. Богдановича: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша». Поэма представляла собой изящную сказку, воспевающую умиротворенную деревенскую жизнь.В повести «Барышня-крестьянка» жизнь героев связана с любовной игрой и маскарадом, героиня предстает в разных образах, но остается неизменно хороша и в дворянском, и в крестьянском облике.

risunok pushkina
Рисунок Пушкина  

Краткий пересказ повести «Барышня-крестьянка»

Образы представителей старшего поколения помещиков

Действие повести происходит в одной из дальних губерний. Начинается повесть рассказом о двух провинциальных помещиках. Иван Петрович Берестов после службы в армии стал жить в своем поместье, где выстроил большой дом, успешно хозяйничал на своей суконной фабрике. Он был человеком практичным: не тратил зря деньги, по праздникам носил сюртук из домотканого полотна, ездил в кибитке домашнего изготовления. По своему образу жизни барин был закоренелым русофилом[1], не читал ничего, кроме газеты «Сенатские ведомости», считал себя «умнейшим человеком» в округе. Овдовев, один воспитывал сына.

Берестов терпеть не мог своего соседа, помещика Муромского, который был увлечен английской культурой. Берестов, всю жизнь преумножавший свое состояние, был полной противоположностью своему беспечному соседу-транжире. Он ценил труд и деньги, не понимал сумасбродства и расточительства Муромского. Тот отвечал взаимностью, считая соседского помещика «медведем и провинциалом». 

Григорий Иванович Муромский был по сути «настоящим русским барином», промотавшим большую часть своих средств в Москве и поселившимся в своем последнем имении. Будучи англоманом[2], он стал на английский лад выращивать сад и заниматься по английской методе сельским хозяйством, даже его конюхи были одеты, как английские жокеи. Григорий Иванович тоже потерял жену и для воспитания единственной дочери Лизы, которую он звал Бетси, нанял гувернантку-англичанку.

После окончания университета в имение к Берестову приехал его сын Алексей. Все окрестные барышни заглядывались на красивого юношу, но он ни на кого не обращал внимания. Более всех заинтересовалась новым соседом Лиза Муромская. Несмотря на вражду помещиков, слуги ходили друг к другу в гости. Горничная Настя, побывав в гостях у прислуги соседского помещика, рассказала своей хозяйке о том, как младший Берестов, позабыв про свое барское положение, увлеченно играл с крестьянками в горелки[3].

pervoe svidanie lizy i alexeya
 

Лиза со своей горничной пошила себе сарафан и заказала у пастуха лапти. Одевшись крестьянкой, барышня пришла утром в рощицу, где любил охотиться со своим псом молодой Берестов. Встретив Алексея, она назвалась дочкой деревенского кузнеца Акулиной. Лиза мастерски справилась с ролью простолюдинки: ее смуглость походила на крестьянский загар,казалось естественным ее подражание народному говору.

Алексею крестьянская девушка понравилась, и он решил навестить кузнеца, чтобы ее увидеть вновь. Испугавшись, что Алексей увидит настоящую «толстую» и «рябую» дочь кузнеца, Лиза дала обещание снова завтра прийти на свидание в рощу. На рассвете Алексей прибежал на место их встречи, Лиза тоже пришла, но стала отказываться далее встречаться. Молодой человек был настойчив и уговорил девушку на «редкие свидания» только по ее желанию.Вскоре молодые люди искренне полюбили друг друга.

Однажды утром их враждующие отцы случайно встретились на границе своих имений. Муромский упал с лошади, которая резко рванула в сторону. Берестов благородно помог своему врагу подняться и предложил позавтракать в его имении. В благодарность Григорий Иванович пригласил Берестовых к себе в гости. Лиза, узнав о предстоящем визите соседей, испугалась разоблачения. Сначала она категорически отказалась встречаться с гостями, после решила пойти на хитрость, предупредив отца, чтобы он не удивлялся ее поведению.Когда Берестовы приехали, Лиза появилась в гостиной, преобразив себя до неузнаваемости: с набеленным лицом и накладными белыми локонами. Говорила она только по-французски сквозь зубы. Алексею дочь Муромского показалась смешной и жеманной девицей, он решил перед ней играть роль рассеянного и равнодушного человека.

Наследующий день Алексей вновь встретился со своей Акулиной, которая поинтересовалась его мнением о барышне Муромской. Тот ответил, что Елизавета Григорьевна уродлива.

Алексей, считавший дочь кузнеца безграмотной, стал обучать ее грамоте и чтению. Он искренне был удивлен, что Акулина уже через три дня «освоила» письмо и чтение. Теперь влюбленные могли обмениваться письмами. Для своей романтической переписки они выбрали в качестве почтового ящика дупло в стволе старого дуба, письма относила горничная Настя.

Бывшие недруги Берестов и Муромский вскоре подружились и решили по доброй традиции своего времени бракосочетанием детей укрепить дружеские отношения. Алексей, узнав о решении отца, воспротивился этому браку. Но Берестов-старший был непреклонен: либо сын женится на Елизавете Григорьевне Муромской, либо будет лишен наследства. Отчаявшийся Алексей об этом сообщил в письме Акулине и попросил выйти за него замуж, если она согласна жить с ним в бедности. Следующим утром молодой человек отправился к Муромцеву, чтобы объясниться. Барина дома не было, зато Алексей застал Акулину в «белом утреннем платье», а не в сарафане. Лиза, увлеченная чтением письма Алексея, не заметила его внезапного появления. Поняв правду, он бросился к своей возлюбленной. Муромский, войдя в комнату, был удивлен, что дети так быстро поладили между собой.

berestov i muromtsev
 

Любовная история Алексея Берестова и Лизы Муромской

Пародирование романтических мотивов в повести. Характеристики героев повести «Барышня-крестьянка». Их роли и маски. Авторская ирония в изображении героев

Лиза Муромская была семнадцатилетней смуглолицей девушкой с темными глазами. Григорий Иванович баловал свое единственное дитя, ни в чем не отказывал, девушка росла резвой и избалованной, ее ежеминутные проказы отца только восхищали, а гувернантку огорчали. Провинциальная барышня знания о жизни черпала из романов. От природы Лиза была наделена сильным характером, чувствительной и искренней натурой. Несмотря на то, что отец-англоман ее звал Бетси, а воспитывала«мадам мисс Жаксон», она была по сути очень русской девушкой.

Лиза была дружна со своей горничной, крепостной девушкой Настей, которая стала поверенным человеком для сердечных тайн свой барышни и сыграла особую роль в ее знакомстве с «удивительно хорошим» Алексеем. Девушке из дворянской семьи правила приличия не позволяли познакомиться с посторонним человеком, взаимная неприязнь их отцов возможность встречи исключала.

liza i nastya
 

Лиза, прибегнув к маскараду, якобы случайно знакомится с молодым барином там, где он любил охотиться. Способная Лиза, используя просторечные выражения, притворилась«испуганной» и «застенчивой» простушкой. Дворянская девушка отлично справилась с ролью крестьянки,крестьянский быт и язык ей были знакомы, в сарафане и лаптях она была очень мила. Своей непосредственностью и резвостью девушка привлекла внимание молодого Берестова.

Алексей был молод, красив и строен. Получив университетское образование, он хотел стать военным, но не получил на это отцовского благословения, а к статской службе его душа не лежала.Хотя Иван Петрович был нарочито русским помещиком и терпеть не мог«английской дури» соседа, его собственный сын своим поведением подражал героям романтической английской литературы. Алексей, несмотря на свои молодые годы,с мрачным и разочарованным выражением лица говорил о прошедшей юности и потерянных радостях жизни. На руке молодого человека красовалось кольцо с изображением «мертвой головы», он разговаривал по-французски со своим псом Сбогаром, которому дал кличку по имени героя модного в то время французского романа.

Алексей очень нравился барышням, с которыми он держался весьма холодно. Все решили, что у него тайный роман, потому что он состоял в переписке с таинственной А.Н.Р., письма для которой передавал через общую знакомую даму. Алексей свою жизнь представлял по байроническим[4] сюжетам. Несмотря на романтическую игру, Алексей был на самом деле «пылкий малый» с чистым сердцем и русским характером. Его «английская бледность» часто сменялась здоровым деревенским румянцем. Повстречав Лизу, Алексей почувствовал в девушке родственную душу и позабыл про свою роль разочарованного в жизни человека.

В повести «Барышня-крестьянка» использован художественный прием, именуемый «маски и переодевания». В повести описана череда забавных преображений героини. Для знакомства с Алексеем Лиза разыграла пасторальный[5] сюжет. Представ в обличье крестьянской девушки, она позволила барину учить и «развивать» себя, избавляя его от прежней роли романтического героя. Алексею рядом с простой девушкой нравилось вести себя естественно, он уже не представлял себе другой избранницы. Оттого, когда отец решил женить его на жеманной дочери соседского помещика, он готов переступить социальную черту, разделяющую его с крестьянкой, чтобы связать свою жизнь с ней.

Во время визита соседей Лиза, не желая быть узнанной, умело разыграла роль манерной барышни, лишенной естественности. В «иноземном» облике по французской моде XVIII в., бледная от белил, с прической, похожей на парик Людовика XIV, она Алексею показалась смешной и нелепой. Ему более по сердцу была бойкая русская крестьянка в простом сарафане.Герой, старавшийся казаться романтическим, на самом деле оказался простым и добрым человеком, который нашел свое счастье с обычной милой девушкой. Пушкин показал, как маскарадная игра и роли героев помогли им через перевоплощение обрести истинное лицо, проявить свой настоящий характер.

liza vo vremya vizita berestovyh
 

Пушкин с иронией в повести «Барышня-крестьянка» разрушил романтические представления героев о жизни, противопоставил им реальную жизнь, здравый смысл. Используя мотив игры, автор показал, как дворянка Лиза и ее «романтический» избранник близки к народной среде. Герои остались самими собой, для них ценна прежде всего личность человека, а не его социальное положение.

Роль случая в композиции сюжета повести «Барышня-крестьянка»

Жизнеутверждающая любовь героев, преодолевающая социальные предрассудки

Сюжет повести «Барышня-крестьянка» отличается простотой композиции. Значительное место отведено экспозиции[6], в которой происходит знакомство с жизнью героев, даются характеристики Берестова и Муромцева. Далее повествование плавно развивается от завязки к финалу.Завязка действия начинается с рассказа Насти про молодого соседского барина. После знакомства Лизе и Алексею из-за вражды отцов не суждено быть вместе. В истории героев есть пародийный намек на шекспировский сюжет «Ромео и Джульетты»: любовь Алексея и Лизы обречена из-за неприязни их родителей.

Однако распри «семейных кланов» в повести «Барышня-крестьянка» настолько незначительны, что примирение наступает благодаря курьезному[7] случаю: «куцая кобылка» Муромского, сбросившая своего седока, дала повод к примирению помещиков. После внезапного мира были устранены препятствия для влюбленных,стала возможна счастливая развязка, потому что бывшие враги были готовы породниться. Ссора отцов завершилась миром, изменив предполагаемое трагическое развитие сюжета. В повести «Барышня-крестьянка»финал остался открытым, не говорится о том, состоялась ли свадьба. Завершается повествование авторской ремаркой[8], что читатели сами придумают развязку, избавят от «излишней обязанности» ее описывать.

Основной темой повести стала любовь. Пушкин затронул социальные и культурные проблемы любви людей, принадлежавших к разным сословиям. Само название повести «Барышня-крестьянка» символично. Слова объединяют разные сословные понятия. Человек с рождения принадлежал к определенному сословию: дворянка не могла стать крестьянкой, а крестьянка – дворянкой. Барышня – это образованная и воспитанная дворянская девушка. Крестьянка – бедная необразованная деревенская женщина. У Пушкина различия между русской крестьянкой и провинциальной русской барышней ограничены только сословным происхождением. Барышни, выросшие вдали от светского общества в тиши дворянских усадеб на лоне природы, воспитанные крестьянскими нянюшками, по натуре своей были искренни, наивны и чисты. В повести «Барышня-крестьянка» Пушкин написал о своем отношении к таким девушкам: «Что за прелесть эти уездные барышни!»

В повести настоящее чувство любви и искренние человеческие отношения ставятся превыше социальных условностей и сословных предрассудков.Отчасти сюжет повести «Барышня-крестьянка» вторит печальному сюжету повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», в которой трагическая судьба брошенной дворянином героини показала, что и «крестьянки любить умеют». Пушкин, описав порыв дворянина жениться на девушке другого сословия, показал, что и дворяне любить умеют. История неравной любви в «Барышне-крестьянке» разрешается счастливо, нарушая традиции романтического сюжета с трагическим финалом.

finalnaya scena baryshnya krestianka

Критические отзывы о повести «Барышня-крестьянка»

Известный критик В.Г. Белинский дал весьма сдержанную оценку «Повестям Белкина», которые назвал занимательными «сказками и побасенками», пригодными для домашнего чтения с удовольствием, но не представляющими собой «художественные создания». Поэт и критик А.А. Григорьев отметил «добродушие и простоту» повестей, которые таят в себе «задачи весьма глубокие». А. Ахматова первые пушкинские повести назвала за их простоту, легкость и глубину «воздушной громадой».

«Барышню-крестьянку» многие критики пушкинского времени незаслуженно считали просто водевилем[9] или пародией[10] на романтические произведения. Пушкину удалось, не поучая и не читая мораль, поведать о серьезном с юмором, затронуть проблемы взаимоотношений людей в форме ненавязчивой шутки. Большинство современных литературоведов до сих пор исследуют «простые» повести Пушкина с глубоким подтекстом, считая их творением «насквозь шутливым по тону» и «одновременно серьезным по мысли».

Словарь

Русофил – человек благосклонно относящийся ко всему русскому.

Англоман – человек, преклоняющийся перед английским образом жизни.

Горелки – народная игра, в которой ведущий игрок ловит бегущих мимо него игроков.

Байронический – подобный грустно-разочарованным поэмам романтического английского поэта Дж. Байрона, выражающий к обществу презрение

Пасторальный – «пастушеский», сельский жанр, воспевающий прелести простой жизни на природе.

Экспозиция – часть текста произведения, которая знакомит читателя с обстоятельствами действия и героями

Курьезный – забавный, несуразный, смешной.

Ремарка – авторское замечание, дополнение, пояснение.

Водевиль – легкая комедийная пьеса с увлекательной интригой.

Пародия – сатирическое или комическое произведение, подражающее чему-либо.

В материалах урока использованы кадры из к/ф «Барышня-крестьянка», 1995

Российская империя делилась на губернии, а губернии делились на уезды. Действие повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» происходит в уезде «одной из отдаленных наших губерний» (отдаленной от столиц). 

В начале XIX века главной характеристикой человека была принадлежность к тому или иному сословию: крестьян, мещан, купцов, чиновников или дворян.
Принадлежность к сословию определяла имущественное положение и социальный статус, брак между мужчиной и женщиной разных сословий считался неравным. («Алексею хотелось уравнять их отношения». «Причина ясная: Алексей, как ни привязан был к милой своей Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою…»)
      В. И. Даль говорит, что дворянин — «начально придворный, знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание это обратилось в потомственное и означает благородного по роду или чину, принадлежащего к жалованному высшему сословию, коему одному только предоставлено было владеть населенными именьями, людьми», т. е. только дворяне имели право по закону владеть крепостными крестьянами, распоряжаться ими как рабами, быть хозяевами их жизни и судьбы. (Лиза: «Господа в ссоре, а слуги друг друга угощают». Настя: «К тому же я ваша, а не папенькина».)

   Обратимся к Далю: «Усадьба — господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом». Господский — принадлежащий господину, то есть дворянину, помещику, барину. 

      Село — обстроенное и заселенное крестьянами место — от деревни отличалось наличием церкви.
      Огородом или овощником называлось «место для разводки полезных, более съедомых растений».
      А вот слово сад имело несколько иное значение, чем в наше время.
      Сад — «участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами, с убитыми дорожками и разного рода и вида затеями, украшениями».
      В таком понимании слово сад более соответствует современному парк. В «Барышне-крестьянке» мы встретим еще английский сад — регулярный парк с четкой планировкой. Сады во французском стиле имитировали натуральный ландшафт.
      Опираясь на текст повести, мы можем восстановить целостную картину русской дворянской усадьбы, ее жизни и быта, который складывался на протяжении нескольких столетий, был четко организован, каждый человек знал свое место и свои обязанности. Хозяйство в имениях было во многом натуральным, почти все основные потребности удовлетворялись изнутри.


     
 Берестов, самый богатый в своем уезде помещик, предпочитал носить сюртук из сукна домашней работы и ездить в гости (за три версты) в коляске домашней же работы, в которую впряжена была шестерка лошадей. Берестов отнесен Пушкиным к тому небольшому числу помещиков, которые построили на своих землях небольшие суконные фабрики, полотняные, бумажные или иные заводы, но не были капиталистами конца XIX века, а продолжали жить крепко, по старинке.
      Каждая помещичья усадьба была как бы самостоятельным государством, каждый барин был полноправным хозяином над своими землями, крепостными крестьянами и их семьями. Будучи фактически диктатором во всем околотке, такой помещик не церемонился и со своими собственными детьми, присваивая себе право распоряжаться их судьбами. (Берестов Алексею: «…а покамест намерен я тебя женить».)
      Часто помещики, постоянно проживающие в своей усадьбе, отказывались от услуг приказчика и самостоятельно вели хозяйство. Берестов «сам записывал расход». О матери Татьяны Лариной в «Евгении Онегине» А. С. Пушкин пишет:

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы…

      Такие помещики прекрасно знали каждый участок своей земли, своего государства.
      

Центром усадьбы был барский дом, в нем — столовая («Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошел в столовую, где стол был уже накрыт…»), гостиная («Возвратясь в гостиную, они уселись втроем…»), библиотека, спальни, комнаты для гостей, комнаты для гувернантки или гувернера, горничной, кухня, девичья (Лиза «засадила за шитье всю девичью»). Этот дом необходимо было отапливать (нужен истопник, а среди хозяйственных построек — дровяной сарай), убирать его, стирать белье, стряпать не только на господ, но и на их гостей, и на всю дворню (в повести упоминается поварова жена).

      Гости подъезжали к парадному крыльцу…коляска… въехала во двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга. Старый Берестов взошел на крыльцо с помощью двух ливрейных лакеев Муромского»). По дорожкам сада можно было спуститься к реке или к пруду (село Муромского — Прилучино — значит: при луке, излучине, изгибе реки). С заднего крыльца можно было попасть на огород, на хозяйственный двор. («Лиза… вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле».)
      В пределах усадьбы находилась ферма («Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму…»), конюшни (у Берестова был стременной, о Муромском: «Конюхи его были одеты английскими жокеями»). Для лошадей, коров нужны были выгоны, пастбища, сенокосные угодья, сеновалы.

      Сколько сена надо одной лошади на зиму? Какова должна быть территория луговины, на которой вырастет столько травы? Сколько лошадей было у Муромского? у Берестова? Сколько нужно было для них овса, сена?
      Любимым развлечением дворян была охота. «…Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками». Любил охотиться и Алексей Берестов с «прекрасной легавой собакой». Значит, в усадьбе должна была быть псарня, псари ухаживали за собаками, кормили их. Но псарня не могла располагаться близко к господскому дому, дабы собаки не мешали сну барина. «Местом содержания зверей и диких животных в неволе» (В. И. Даль) был зверинец Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец…»). За состоянием сада следили садовники. Среди хозяйственных построек должна была быть баня; подкатный сарай для колясок, дрожек, повозок; были мастера, которые их изготавливали.
      В барском доме была людская — комната для «людей» — прислуги, лакеев. А псари, конюхи, садовники имели свои дома, семьи, хозяйство, в которое едва проникали товарно-денежные отношения. Корова, свиньи, куры, гуси, овцы, лошадь, огород, покосы, посевы — без этого немыслима жизнь крестьянина. («Заиграл рожок, и деревенское стадо протянулось мимо барского дома».)
      Уклад крестьянского быта обеспечивал самодостаточность: пряли, ткали, шили одежду, изготавливали обувь (Трофим-пастух плел лапти). В каждой деревне был кузнец (Василий-кузнец в Прилучине), на селе была церковь, а значит, и дом священника.
      Барская усадьба была огорожена («Настя за воротами ожидала пастуха»). Деревню окружала своя граница — околица, и крестьяне хорошо знали пределы владений своего барина. Граница имений Берестова и Муромского проходила по рощеПриближаясь к роще, стоящей на рубеже отцовского владения, Лиза пошла тише»).
      Господа ездили друг к другу в гости. Например, к Берестову соседи приезжали «гостить с своими семействами и собаками». Общались друг с другом и крестьяне окрестных деревень («…господа в ссоре, а слуги друг друга угощают»). Cколько народу было на обеде у именинницы — поваровой жены в Тугилове. О празднике по порядку рассказывает Настя: «…пошли мы, я, Ненила, Дунька…». «Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские..
      Как ни считай, а меньше тридцати человек не получается. К тому же сидели гости за столом часа три, «и обед был славный; пирожное бланманже синее, красное и полосатое». Сколько же съестного должно было стоять на столе, чтобы тридцать человек могли три часа есть и потом отзываться об обеде как о славном!
      

  • Новые лица

  • Медиа в ЖЖ

  • #встречаемновыйгод

  • #зимавместе

  • Коротко

  • Видео

  • путешествия

  • психология

  • Еда

  • дети

  • Кино

  • Ещё

  • Ещё

ЖЖ рекомендует

arthope

Пёсики, ловящие вкусняшки

Пёсики, ловящие вкусняшки

Забавные эмоции собак в фотосерии Кристиана Вилера

olly_ru

Тюлень — это глагол

edimdomaru

Лёгкое начало. Подборка диетических блюд

Лёгкое начало. Подборка диетических блюд

Готовим вкусную и полезную еду после праздников

p_syutkin

Жив ли российский туризм?

Жив ли российский туризм?

«У меня давно уже зрела мысль о том, что мы достаточно быстро идём к советскому формату туризма»

shakko.ru

Самые странные скульптуры из цветов

Самые странные скульптуры из цветов

В последнее время к цветам как к сырью обращается всё больше и больше художников. Как и зачем?

dogspacemoscow

Иртыш. Могуч, как река

thepled

Зима в горах: загадочная Трансильвания

Больше записей

Скачать обзор:

Время и место

О чем произведение? Очень кратко

Неприязненные отношения двух помещиков стали препятствием в общении их детей. Дочь одного из них — Лиза Муромская — придумала переодеться крестьянкой и в таком обличье, под чужим именем познакомилась с сыном врага своего отца — Алексеем Берестовым. Молодые люди влюбляются друг в друга.

Краткое содержание

Враждебные отношения двух помещиков

Иван Петрович Берестов, отставной гвардеец, вдовец, жил в своем поместье, в далекой провинции. Он много лет уже вдовствовал, все силы положил на ведение хозяйства и был в этом успешен. Хозяйственные достижения дали ему повод возомнить себя самым умным человеком в здешних местах. Соседи не возражали. Только Григорий Иванович Муромский, ближайший сосед, был к нему не расположен. Отношения между Муромским и Берестовым не сложились.

Муромский «был настоящий русский барин», он промотал большую часть имения в Москве, и, овдовев, приехал в свою последнюю деревню. Здесь он продолжил свои проказы на новый лад: стал жить и хозяйствовать по-английски, но прибыли это не приносило.

Берестов не выносил всяческие нововведения, и не мог оставаться равнодушным к англомании Муромского. При случае он не упускал возможности сказать какую-нибудь колкость в адрес соседа. Григорию Ивановичу, как правило, передавали высказывания Берестова, утяжеляя их дополнениями. Муромского критика Ивана Петровича уязвляла, он ярился и ответно называл Берестова медведем и провинциалом.

Алексей Берестов и местные барышни

К Ивану Петровичу приехал сын Алексей. Он окончил университет, но статская служба мало привлекала его. Молодой Берестов подумывал о военной карьере, чего не одобрял его отец. Родитель считал, что нынешние молодые люди на военной службе ведут разгульный образ жизни. И пока что Алексей жил в  отцовском имении барином.

Молодой Берестов хорош собой, местные барышни заволновались. Он к вниманию прекрасного пола оставался равнодушен. Алексей перед девицами напустил на себя мрачный вид, предстал разочарованным денди, на пальце его красовалось черное кольцо с изображением черепа. А впечатлительные провинциальные барышни, начитанные куда более столичных, изощрялись в воображении относительно Алексея Ивановича.

Более всех интересовалась Алексеем Берестовым дочь англомана Григория Ивановича — Лиза Муромская. Как-то раз ее горничная Настя собралась в гости к слугам Берестовых, и Лиза попросила ее узнать все о молодом барине.

Переодевание в крестьянку

Вернувшаяся из гостей Настя рассказала, что молодой барин собой прекрасен. Оказалось, что мрачный с барышнями Берестов весел с дворовыми девушками: с удовольствием играл с ними в горелки, да еще перецеловал всех. Лиза загорелась желанием увидеть Алексея. Но вражда их отцов была препятствием. Барышня придумала нарядиться в крестьянское платье. В таком виде она сможет пойти в рощу враждебного соседа.

Купила нужной ткани, раскроила, девушки пошили ей сарафан и рубашку. Пастух сплел ей лапти по ноге, так как босиком ходить барышня не привыкла. На утренней зорьке Лиза в новом наряде, который был ей к лицу, вышла из дому. Дорога пролегла через поле к роще, граничащей с отцовским поместьем.

В роще Лиза шла по дороге среди высоких деревьев, и  вдруг на нее залаяла легавая собака. Следом за ней появился молодой охотник. Они разговорились. Лиза выдала себя за Акулину, дочь кузнеца. Охотник назвался камердинером молодого барина Берестова, но девушка смекнула, что он и есть сам барин, о чем ему прямо и сказала.

Барышня переодевается в крестьянку

Герои влюбляются друг в друга

Миловидная и сообразительная Акулина очень понравилась Алексею, он хочет вновь ее увидеть. Берестов говорит, что наведается к ее отцу-кузнецу за какой-нибудь надобностью. Лиза испугалась разоблачения и предложила барину завтра свидеться здесь же.

Они стали встречаться к взаимному удовольствию, с каждой встречей все больше привязываясь друг к другу. Так продолжалось два месяца. Алексей уже был не на шутку влюблен, Акулина отвечала взаимностью. Их идиллические отношения оказались под угрозой из-за одного происшествия.

Примирение врагов

Иван Петрович Берестов выехал на утреннюю прогулку. На всякий случай его сопровождали борзые, стремянной и мальчишки с трещотками. И Григорий Иванович Муромский решил проехаться верхом, так как погода благоприятствовала. Соседи неожиданно встретились и натянуто поприветствовали друг друга. Тут Берестов со свитой с криками поскакали за выскочившим из лесу зайцем.

Лошадь Муромского с испугу понесла, у обрыва бросилась в сторону, седок не удержался и вылетел из седла. Муромский тяжело упал на мерзлую землю. Берестов обеспокоился состоянием соседа и пригласил пострадавшего к себе. Так Муромский был гостеприимно принят в доме своего недруга. Уже бывшие враги дружелюбно расстались. Муромский ответно пригласил Берестова вместе с сыном в свой дом.

Это известие встревожило Лизу. Чтобы Алексей не узнал ее, она набелила свое смуглое личико, насурьмила брови, черные волосы скрыла под париком со светлыми локонами. Вдобавок барышня жеманилась так во время визита Берестовых, что Акулину в ней узнать было невозможно.

Разоблачение

На следующий день Алексей Берестов сказал Акулине в ответ на ее вопрос о впечатлении от барышни, что Лиза Муромская в сравнении с ней, Акулиной, «урод уродом». Затем он начал учить крестьянку грамоте и поражался, как она понятлива. Теперь они могли переписываться.

А их отцы между тем сдружились и вздумали породниться — поженить детей. Алексей решению отца воспротивился. Не помогли угрозы проклятием и лишением наследства. Молодой человек готов был вопреки всем условностям жениться на Акулине и жить своими трудами. Это намерение все больше увлекало его. Он написал Акулине письмо, в котором поведал о своих обстоятельствах и предложил ей руку.

На следующий день, утром, Алексей поехал к Муромским для откровенного объяснения. Григория Ивановича он не застал, но Лизавета Григорьевна оказалась дома, и Берестов решительно пошел в гостиную объясниться с ней. В гостиной он увидел Лизу, читающую его письмо, и узнал в ней свою Акулину. Барышня была в крайнем смущении, пыталась убежать, счастливый Алексей удерживал ее, повторяя «Акулина! Друг мой, Акулина!».

В эту минуту вошел Муромский и с удовольствием заметил, что «дело совсем уже слажено…».

История создания

«Барышня-крестьянка» в числе прочих «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» была написана в Болдино, где Пушкин провел все три месяца осени 1830 года. На такой срок он вынужден был задержаться из-за эпидемии холеры. Болдинский период стал чрезвычайно плодотворным для Александра Сергеевича. Он создает ряд блестящих поэтических, прозаических и драматических произведений.

Повесть «Барышня-крестьянка», написанная в сентябре 1830 года, была опубликована в сборнике «повести Белкина» в 1831 году.

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные герои повести — враждующие помещики и их дети. Сюжет «Барышни-крестьянки» вызывает ассоциации с трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта», но повествование Пушкина отличается веселостью, ситуация, в которой оказались герои, анекдотическая, и все разрешается счастливо.

Главные герои

Иван Петрович Берестов

Иван Петрович Берестов. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Богатый помещик, вдовец, отец Алексея. Рано овдовев, он утешился ведением хозяйства. Дом Берестов построил по собственному плану, обзавелся суконной фабрикой, сам подсчитывал расходы, и доходы его возросли троекратно. Считает себя умнейшим человеком в округе. Соседи его любят, но считают гордым. Иван Петрович ничего не читает, консервативен, не любит новшеств. Убыточные преобразования Муромского в английском стиле презирает.

Берестов строгий родитель: противится поступлению сына на военную службу из-за дурных нравов среди военной молодежи; считает, что сын должен жениться по отцовской воле.

Григорий Иванович Муромский

Григорий Иванович Муромский. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Ближайший сосед Берестова, отец Лизы, которую называет Бетси, на английский манер. В молодости жил широко, почти все имение растранжирил. После смерти жены приехал из Москвы в последнюю деревню и взялся за хозяйство, преобразовав его на английский манер. Нововведения доходов не приносили, Муромский влезал в новые долги. Окружающие, однако, считали его неглупым человеком, так как Григорий Иванович первым сообразил заложить имение в Опекунский совет.

Муромский нестрогий отец, дочь балует.

Алексей Берестов

Алексей Берестов. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Сын Ивана Петровича, приехавший в деревню после окончания университетского курса. Статному, стройному молодцу больше подходит военный мундир, чем сюртук чиновника. Не определившись с будущим, Алексей пока живет по-барски в имении. Молодой человек жизнелюбив, весел, горяч. Он, в сущности, добрый малый, однако перед сельскими барышнями он встает в позу разочарованного, искушенного Онегина. В 1830 году «онегинство» уже выходило из моды, но для этой отдаленной губернии оно было внове.

Алексей привлекателен искренностью и честностью натуры. Дав слово Акулине не допускать вольностей, он сдержал его. Он полюбил крестьянку и готов был, презрев условности, жениться на ней, не устрашился отцовского проклятия и лишения наследства.

Лиза Муромская

Лиза Муромская. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

17-летняя барышня, дочь Григория Ивановича, «балованное дитё», красивая черноглазая смуглянка. Несмотря на английское воспитание, Лиза проказница. Она романтична, начитана. Сельская жизнь  сближает ее с природой, и она, подобно Татьяне Лариной, с упоением наблюдает пробуждение нового дня.

Лиза деятельна, в ней нет пассивности. Она хочет познакомиться с молодым Берестовым и берет ситуацию в свои руки. В то же время ее беспокоит факт обмана, на который она пошла. Застигнутая Алексеем в своем настоящем обличии, она пытается убежать со стыда.

Второстепенные герои

Настя

Настя. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Горничная Лизы, ее наперсница. Она постарше своей барышни, но по характеру схожа с дочерью барина — веселая, смешливая. Настя принимает активное участие в авантюрах Лизы, и не без удовольствия.

Мисс Жаксон

Мисс Жаксон. Кадр из фильма "Барышня-крестьянка" 1995 г.

Мадам англичанка, гувернантка Лизы, выписанная из Англии Григорием Ивановичем.  Сорокалетняя мисс Жаксон пользовалась белилами, сурьмила брови, что забавляло Лизу и горничную Настю. Шалости воспитанницы доводили гувернантку до состояния, близкого к обмороку. В России ей грустно, окружающая дикость ее удручала.

Все герои в «Барышне-крестьянке» по-своему самобытны. Автор нескольким штрихами создает неповторимый образ.

Жанр и литературное направление

Герои «Повестей Белкина» правдоподобны, представляют собой характеры типические. Указание в предисловии на необразованность рассказчика Белкина и его непричастность к литературному труду подсказывает читателю, что события, им описанные, вполне достоверны.

«Барышня-крестьянка» стоит особняком среди других повестей. В ней больше веселого, комического, ироничного. Герои оказались в необычной, но вполне возможной ситуации, отражающей реалии жизни. Пушкин в любовной истории отказывается от романтического шаблона и трагической развязки. Нет в повести излишней чувствительности сентиментализма с его назидательностью, позаимствованной у просветителей. «Барышня-крестьянка», безусловно, реалистическое произведение.

Тема

Идея

Эпиграф, предпосланный повести «Барышня-крестьянка», — «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» (Богданович). В нем содержится основная мысль произведения.

Молодой дворянин полюбил крестьянку Акулину, не зная, что она Лиза Муромская, дочь помещика. Он полюбил ее в сарафане и лаптях, без английских манер, с ее милой русской речью. Девушка была ему по душе. Увидев Лизу в обычной ее одежде, влюбленный Алексей, продолжал с восторгом повторять имя Акулины.

Проблематика

В связи с главной темой проявляются социально-нравственные проблемы.

Заимствование чужой культуры

За водевильным сюжетом повести скрыто нечто большее. В главных героях раскрываются простые русские характеры. Лиза оказалась в крестьянском наряде гораздо милее, чем в обычном виде барышни. Она с легкостью усваивает местный говор, повадки крестьянской девушки. В роли крестьянки в ней открывается вся ее русская сущность, скрытая до того английскими манерами и модными туалетами.

Алексей был покорен именно ее русской душой, народной грацией, потому что его натуре это было созвучно. В общении с Акулиной он забыл представлять разочарованного Онегина с масонским кольцом. Маски обоих героев были сброшены, открылись простодушные русские люди. В этом состоянии они чувствовали себя гораздо естественнее и комфортнее.

Автор смеется над русскими помещиками, гоняющимися за чужой культурой — английской, французской, немецкой. Англоман Муромский, который, по сути, «настоящий русский барин», чудит с ведением хозяйства по-английски и остается в убытке. Пушкин, как никто, понимал богатство русского языка, мощный потенциал русской культуры. Тот факт, что дворяне иностранные языки знают лучше русского, глубоко возмущал его.

Сословные предрассудки

Главный герой Алексей Берестов, полюбив, как он думал, крестьянскую девушку, принял отчаянное решение жениться на ней. Он даже не рискнул сказать отцу о своей избраннице, лишь воспротивился воле отца, пожелавшего женить его на Лизе Муромской. Консервативный Берестов-старший и слушать бы не стал о какой-то крепостной крестьянке.

В действительности это было бы непреодолимым препятствием к браку, будь Лиза на самом деле низкого сословия. Случаи женитьбы на крепостных были редкими и сопровождались разрывом с родными, на что Алексей и был готов. Для многих родителей знатность, богатство, связи, репутация всегда были и остаются в силе и перевешивают любовь на чаше весов.

Композиция

Композиция повести линейная, то есть действие развивается в хронологической последовательности.

  • Экспозиция — знакомство читателя с обстоятельствами вражды помещиков Берестова и Муромского.
  • Завязка — приезд Алексея Берестова в отцовское поместье, интерес Лизы Муромской к молодому человеку.
  • Развитие действия: переодевание Лизы в крестьянку; встреча Лизы с молодым Берестовым в роще; их общение, влюбленность, переписка; примирение отцов; визит Берестовых к Муромским и новая роль Лизы; намерение отцов поженить детей; ссора Алексея со старшим Берестовым.
  • Кульминация — неожиданный для Лизы приезд Алексея к Муромским. Он застает Лизавету Григорьевну за чтением его письма к Акулине и понимает, что любимая девушка вовсе не крестьянка.

Развязка как таковая отсутствует, финал остается открытым. Но автор написал о любви, которая не знает преград, и герой наверняка простит девушке его заблуждение.

Экранизации

Первая экранизация повести «Барышня-крестьянка» состоялась в 1912 году. Одноименный немой фильм был создан на кинофабрике А. А. Ханжонкова, пионера русского кинематографа, под руководством П. И. Чардынина. Еще один немой фильм «Барышня-крестьянка» был создан в 1916 году режиссером Ольгой Преображенской, но лента не сохранилась.

В 1970-м вышел телефильм Дины Луковой «Барышня-крестьянка». Фильм режиссера Алексея Сахарова «Барышня-крестьянка» вышел на экраны в 1995 году. Картина создана по мотивам повести «Барышня-крестьянка» и неоконченному «Роману в письмах» Пушкина. В главных ролях Елена Корикова, Дмитрий Щербина, Леонид Куравлёв и Василий Лановой.

За рубежом в 1990-м вышел мультфильм «Барышня-крестьянка» (Young lady-peasant) американского режиссера Брэда Бёрда.

Скачать обзор:

  • Георгий жаркой рассказы читать
  • Георгий жаркой рассказы дзен
  • Георгиевский кавалер как пишется
  • Геометрия по английски как пишется
  • Геометрия как пишется знак принадлежит