Где жила царевна лебедь из сказки о царе салтане

История персонажа

Дева-лебедь встречается в фольклоре разных народов мира, и, как правило, грациозная птица непременно выходит замуж за главного персонажа. Русское народное творчество – не исключение. Однако самый яркий образ представил Александр Пушкин в произведении о царе Салтане и его славном сыне. Героиня сказки царевна Лебедь выступает в роли волшебной помощницы своему спасителю. Мудрая девушка отличается еще и пленительной красотой.

История создания

Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.

Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.

Книги «Сказка о царе Салтане»

Книги «Сказка о царе Салтане»

Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.

Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.

Царевна Лебедь в сказке о царе Салтане

Главные герои произведения – царь Салтан, женившийся на простолюдинке, и его сын Гвидон, которого сразу после рождения придворные завистницы выбросили вместе с матерью в море. Ключевой женский образ воплощает царевна Лебедь, помогающая царевичу вернуться на родину, воссоединиться с семьей и обрести счастье.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь

Волшебная птица жила на острове Буян, который находится где-то «за морем». К его берегам прибило бочку с заточенными в ней царевичем и его матерью. Встреча Гвидона с Лебедью случилась во время охоты: молодой человек спас пернатую от голодного коршуна, взамен получив обещание ответной помощи.

Гвидон воздвиг на острове город. Превращаясь с помощью царевны Лебеди то в комара, то в муху, то в шмеля, князь путешествует с корабельщиками на родину и там подслушивает разговоры отца о чудесных вещах, которыми наполнен мир. Чтобы заманить Салтана в гости на Буян, юноша заводит диковинную белку, грызущую золотые орехи с изумрудной начинкой и умеющую петь, приглашает в гости 33 богатырей – тоже Лебедь постаралась. Однако Салтан, не ведающий о том, что Гвидон и есть его сын, все никак не может собраться.

Царевна Лебедь и Гвидон

Царевна Лебедь и Гвидон

Наконец, царь прознал о царевне, чья красота затмевает божий свет. Ею оказалась спасенная Гвидоном Лебедь. Салтан соизволил добраться до острова, где встретился с семьей, а Гвидон женился на прекрасной деве-птице.

Экранизации

Герои пушкинской сказки впервые ожили на пленке в 1943 году: режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг подарили детям черно-белый мультфильм, где царевну Лебедь озвучивает актриса Мария Бабанова.

В цвете анимационная лента по мотивам произведения появилась в 1984 году, над которой трудились в паре Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. В мультике царевна говорит голосом гениальной Людмилы Ивановой.

Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди

Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди

В формате художественного фильма сказка вошла в советскую кинематографическую копилку с легкой руки Александра Птушко. Волшебной птицей, превратившейся в красивую девушку, предстала актриса Ксения Рябинкина. Год создания картины – 1966.

В американском кинематографе тоже нашлось место Лебеди, правда, далекой от пушкинской героини. В 1994 году увидел свет мультфильм «Принцесса-лебедь» под режиссерством бывшего сотрудника студии «Дисней» Ричарда Рича. Затем последовала череда сиквелов: «Принцесса-лебедь: Тайна замка», «Принцесса-лебедь: Тайна заколдованного королевства» и еще четыре полноценных мультика. В фильмах главная героиня королевских кровей заколдована злым лордом: днем девушка живет в образе птицы и только с приходом темноты превращается в человека. Озвучивает принцессу Мишель Никастро.

Интересные факты

  • Образ царевны Лебеди вошел в достояние изобразительного искусства России. В 1900 году художник Михаил Врубель написал картину, на которой сказочный персонаж предстает в белокрылом одеянии. Девушка смотрит на зрителя прощальным взглядом, наполненным добротой и грустью. Говорят, что произведение автор создал, впечатлившись оперой соотечественника.

Картина Михаила Врубеля

Картина Михаила Врубеля
  • По мотивам сказки в конце 19 века композитор Николай Римский-Корсаков создал чудесную оперу. В 1928 году на эту музыку был поставлен балет «Царевна-Лебедь», а спустя 80 лет композиция получила новую жизнь благодаря олимпийской чемпионке Марии Киселевой. Авторский спектакль на воде «Сказка о царе Салтане» радует россиян в новогодние праздники. Водная сказка представляет собой смесь искусства и спорта, в постановке задействованы циркачи, танцоры, спортсмены, в списке достижений которых олимпийские победы. Роль Лебеди исполняет Алла Шишкина, олимпийская чемпионка по синхронному плаванию.

Цитаты

«Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет Божий затмевает.

Ночью землю освещает».

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?»

«Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь».

«Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта – я».


2

Характеристика царевны Лебедь из сказки о царе Салтане по плану-что писать?

Характеристика царевны Лебедь из сказки о царе Салтане по плану-что писать?

Описание царевны Лебедь из сказки о царе Салтане по плану-что писать?

Литературное чтение 3 класс

Выбери героя сказки и дай ему характеристику по следующему плану.

  1. Имя героя и кем он является

  2. Где живёт этот герой

  3. Внешность и характер героя

  4. Поступки героя и их оценка

  5. Отношение автора к герою

  6. Твоё отношение к герою

Ответы к заданиям. Кутявина С.В. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс

10 ответов:



33



0

Главную героиню, которой будем давать описание и характеристику, зовут царевна Лебедь. Она является волшебницей, которая сначала предстаёт перед князем Гвидоном в образе Лебедя, на которого нападает злой коршун. Гвидон подстреливает коршуна и Лебедь заговорила с ним человеческим голосом — она была ему признательна в спасении. Лебедь с помощью своих чар делает волшебные подарки Гвидону и помогает ему увидеть отца опять же с помощью волшебных чар. Она превращает Гвидона три раза в разных насекомых, чтобы он мог незаметно пролететь во дворец отца и увидеть его там. Лебедь подарила Гвидону три чуда: красивый город, волшебную белку с золотыми орешками и тридцать три богатыря, которые охраняли город.

Последнее чудо — четвёртое — это была она сама в своём реальном облике — в облике прекрасной царевны, на которой Гвидон женился.

Из сказки мы видим, что царевна Лебедь очень добрая и заботливая. За добро она платит добром, что говорит о её хорошем воспитании, честности и порядочности.

Автор очень любит свою героиню и описывает её очень красивыми и нежными словами: он говорит о месяце в её волосах и о сияющей звезде во лбу, о её белых рученьках и о голосе, который журчит, как ручеёк.

Мне очень нравится царевна Лебедь, потому что она очень добрая и помогла Гвидону и царице воссоединиться с отцом.

Характеристика царевны Лебедь из сказки о царе Салтане по плану



6



0

Характеристика Царевны-Лебедь из сказки Пушкина «О царе Салтане»:

  1. Царевна-Лебедь — это добрая волшебница, которая может творить чудеса. Она построила для князя Гвидона город, подарила волшебную белочку и др.
  2. Царевна-Лебедь живет на острове, куда попал князь Гвидон и его матушка. Когда они поженились, они стали жить во дворце;
  3. У царевны-Лебедь два воплощения — это прекрасная девушка в удивительных одеждах и не менее прекрасная птица Лебедь.
  4. Царевна очень добрая девушка, которая проявила благодарность и помогла князю за то, что он спас ее от коршуна, который оказался колдуном.
  5. Автор очень хорошо относиться к своей героине, он показал ее удивительным персонажем, положительным и прекрасным.
  6. Мне очень понравилась царевна-Лебедь. Это очень добрая и благородная волшебница.



2



0

Дадим характеристику царевны Лебедь по предложенному плану.

  1. Имя героини — царевна Лебедь. Это волшебное существо, которой доступны разные чудеса, такие например как построить город за одну ночь, или найти белочку, которая грызла орехи с золотой скорлупкой.
  2. Где живет царевна Лебедь точно не известно. Первый раз Гвидон встретил ее на море, где спас от коршуна, который оказался чародеем. К Гвидону лебедь все время приплывала по морю, значит и жила где-то там, в неведомых водах. После свадьбы стала жить во дворце вместе с Гвидоном.
  3. Как лебедь царевна белая и прекрасная птица. Как девушка она прекрасная красавица, у которой в косе блестит луна, во лбу горит солнце.
  4. Когда Гвидон спас лебедь от коршуна, она испытывала к царевичу благодарность и помогала ему — построила дворец, помогала превратиться в различных насекомых, чтобы Гвидон мог увидеть отца, стала ему верной женой. Лебедь — очень положительный персонаж, добрый и благодарный.
  5. Пушкин любит свою героиню, он описывает ее необыкновенной красавицей,ее поступки великодушны и прекрасны, она добрая и скромная.
  6. Мне тоже очень нравится царевна лебедь, это настоящая волшебная красавица, родственница дядьки Черномора и богатырей, очень привлекательная героиня.



2



0

  1. Имя сказочной птицы из сказки о царе Салтане царевна Лебедь. Гвидон встречается с ней, когда пытается найти пропитание для себя и своей матушки, оказавшись на острове. Царевна Лебедь станет женой Гвидона.
  2. Где живет царевна автор точно не говорит, возможно она вольная птица и у неё нет дома. Часто она плавает по морю, где ее видит Гвидон и рассказывает о своих печалях.
  3. Царевна Лебедь волшебный персонаж, она прекрасна в образе лебедя и девушки. Она добрая и благодарная.
  4. Царевна Лебедь за своё спасение от коршуна отблагодарила Гвидона, она подарила ему сказочный остров с разными чудесами, она превращала царевича в насекомых для того, чтобы он смог увидеть отца, царя Салтана.
  5. Автор очень хорошо относится к своей героине, он подчеркивает не только ее красоту, но щедрость, отзывчивость.
  6. Мне очень нравится царевна Лебедь, она волшебный герой, но ее волшебство доброе и справедливое. Она заслужила быть женой славного царя Гвидона и быть царицей.



2



0

Главную волшебницу из «Сказки о царе Салтане» называют Царевна-Лебедь. Барбариха, описывая сказочной красоты девицу, говорит, что живет она «за морем». Очевидно, что это не очень далеко от царства Гвидона. Но точного места ее обитания автор так и не называет.

Как уже говорилось, царевна обладает потрясающей красотой, ровной и правильной походкой и, судя по всему, мелодичным голосом. Читая описание ее внешности, волей-неволей представляешь изящный и благородный образ.

NhPi3XPEBOrZQIhNiwPuRyKyjzyaVWcO.png

Царевна-Лебедь так же обладает волшебными силами: ей подчиняется природа. При этом прекрасна героиня не только внешне, но и внутренне. Она умеет быть благодарной и держать своё слово. Гвидону она обязана жизнью, ведь он спас ее от злого коршуна-чародея. При этом царевна так же чувствует доброту и благородство Гвидона и поэтому помогает ему.

По описанию становится понятно, что автор очень любит свою героиню, он одаривает ее красивыми эпитетами, и чувствуется, что сам как будто любуется ею.

Меня Царевна привлекает своей красотой и добротой, глядя на неё, очень хочется быть такой же благородной и помогать добрым людям.



2



0

Царевна Лебедь умеет быть в двух обличиях: человеческом (прекрасная молодая девушка) и животном (белая лебедь).

Мы узнаем об этом персонаже тогда, когда князь Гвидон спасает прекрасного лебедя от коршуна.

Живет царевна близ того острова, на который приплыли в бочке князь и его мать.

У нее очень добрый, хороший характер, ей подвластна природа. Она красива, грациозна, Пушкин восхищается ее обаянием и красотой. Под косой у нее виднеется месяц, а во лбу горит звезда. Речи ее слово журчание речки.

Гвидон не мог не влюбиться в царевну. Она сделала для него многое: воздвигла дворец, помогала в соединении с отцом.

В результате царевна Лебедь стала верной спутницей Гвидона.



1



0

Характеристика Царевны Лебедь из сказки о Царе Салтане в стихах А.С.Пушкина:

Имя героя, кто он? Царевна лебедь — сказочный персонаж из сказки Пушкина, помогающий князю Гвидону.

Где живёт? Скорей всего где то недалеко от острова, где Гвидон был выброшен на берег.

Внешность и характер героя? Красивая девушка, способная превращаться в Лебедь белую. Характер добрый, отзывчивый, способна быть благодарной.

Поступки героя и их оценка? Гвидон спас царевну от коршуна, когда она была в облике лебедя. С тех пор в благодарность Царевна помогала Гвидону увидеться с отцом, превращая в различных насекомых. Дарила волшебные подарки. Всё это свидетельствует о мягком характере, отзывчивости и благородстве.

Отношение автора к герою: Пушкин не жалеет на Царевну красивых описаний, сразу заметно, что автору персонаж нравится.

Моё отношение к герою: Хочется верить в чудеса, любоваться человеческой красотой, поэтому Царевна Лебедь в сказке Пушкина для меня стала весьма привлекательной.



1



0

Давая характеристику сказочному персонажу Царевне Лебедь из сказки о Царе Салтане Александра Сергеевича Пушкина, надо заметить, что этот персонаж обладал волшебством, которому была подвластна природа. Царевна Лебедь помогла князю Гвидону, а обитал недалеко от острова, где Гвидон был выброшен на берег. Царевна Лебедь была красивой девушкой, с мягким характером, благородной, доброй и отзывчивой, дарила волшебные подарки. Царевна Лебедь была способна превращаться в Лебедь белую. Когда Гвидон спас Царевну Лебедь от коршуна, когда она была в облике лебедя, то она проявила свою благодарность, помогала Гвидону увидеться с отцом, превращая его в различных насекомых. Александр Сергеевич Пушкин описывает Царевну Лебедь как необыкновенную красавицу, совершающую великодушные, при этом наделил свою героиню скромностью, описывает только с положительной стороны, ему нравится волшебная красавица, также, как и мне, потому что она очень привлекательная героиня, обладающая чувством справедливости и благородством.



0



0

Главную героиню сказки о царе Салтане зовут царевна Лебедь.

Царевна Лебедь завораживает своей красотой всех «Днем свет божий затмевает, ночью землю освещает». Героиня очень грациозна и великолепна. В ней прекрасно все и речь, и походка, и внешность.

Царевна Лебедь необычна, ведь она обладает волшебством, ей подвластна сама природа.

Ее можно назвать идеальной героиней, ведь почти никто не сможет сравниться с ее внешними и внутренними качествами.



0



0

Характеристика царевны-Лебедь:

ZujAhs4BZUxlR0ixcFwcb73bdToWGc3.png

Царевна-Лебедь одна из главных героинь сказки Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Царевна живёт за морем-океаном и своей красотой затмевает всё вокруг.

Царевна-Лебедь очень добрая и благодарная, она помогала Гвидону возвести город, превращала его в комара и шмеля, для того чтобы он мог попасть домой.

Автор описывает царевну, как очень грациозную, красивую, с красивой походкой и по женски изящной.

Царевна помогла Гвидону, автор пишет о ней много хороших строк, представляет нам её, как настоящую русскую девушку, сравнив её с изящным лебедем. Царевна-Лебедь мудрая волшебница, верный друг Гвидона, которая превратилась в прекрасную девушку и вышла замуж за князя Гвидона.

Читайте также

Характеристику князя Гвидона по плану мы можем записать по пунктам, а можем написать просто словами, но в соответствии с планом. Итак, давайте напишем сначала характеристику по пунктам:

1 Князь Гвидон является сыном царя Салтана.

2 Князь Гвидон живёт на прекрасном острове Буяне, в красивом граде и он ни разу не видел своего отца, как и его отец тоже ни разу не видел Гвидона и даже не подозревал, что у него есть сын.

3 Князь Гридон высокий, сильный и красивый юноша. По характеру он смелый и справедливый. Он победил злого колдуна в образе коварного коршуна, который напал на беззащитного лебедя. Князь Гвидон, не раздумывая спас царевну, которая была в этом образе лебедя.

4 Поступки князя Гвидона достойны уважения. Гвидон помог царевне избавиться от нападающего на неё коршуна. Царевна помогла ему увидеть отца, но таким образом, чтобы его никто не обнаружил — она превращала Гвидона в разных насекомых. Гвидон в этих образах насекомых три раза летал в царство отца и его очень возмущала та несправедливость, которую высказывали повариха, ткачика и сватья. За это Гвидон жалил их. Гвидону свойственна была справедливость и он смог её добиться.

5 Автор с нескрываемой любовью описывает князя Гвидона и очень ему симпатизирует.

6 Моё отношение к князю Гвидону тоже очень хорошее, потому что он совершает хорошие поступки: защищает слабых и справедливо относится к людям, которыми он правит на своём острове. Князь Гвидон восстанавливает справедливость и побеждает зло, которое сотворили приближённые царя Салтана, разлучив семью князя Гвидона с отцом.

Более краткую характеристику Гвидону можно записать следующим образом:

Характеристика князя Гвидона из сказки о царе Салтане по плану

Первое чудо — это белочка, грызущая орешки.

Рисуем сначала домик, затем прорисовываем детали домика и саму белку. Далее рисуем узоры на домике, где сидит белка. Они резные, красивые. В самом конце дорисовываем мелкие детали, сияние от золотой скорлупки и раскрашиваем.

Второе чудо: 33 богатыря, которые в чешуе, как жар горя.

Всех 33 богатырей нарисовать трудно на одном рисунке, поэтому можно нарисовать 6-7 богатырей, а остальные предположительно будут располагаться за спинами.

Во главе дядька Черномор, его рисуем первым. Сначала голову, затем туловище. Дорисовываем лицо и бороду, а также рисуем щит. За спиной рисуем остальных богатырей, но они молодые, поэтому их рисуем без бороды. Можно нарисовать кольчугу. Ноги не рисуем, так как они выходят из моря. Далее рисуем море и горизонт с небом.

Третье чудо: царевна Лебедь.

Сначала рисуем овал лица, далее лицо и корону.

На короне рисуем звезду.

Далее рисуем контур туловища, после чего оформляем платье.

Теперь рисуем море, добавляем мелкие детали

Заканчиваем рисунок, добавляя детали.

В моей любимой пушкинской сказке «Сказке о царе Салтане» у Гвидона был титул князя.

Вот выдержка из сказки:

l5CtsgdG73hB5LaW2d69tZn24cRODrFh.png

В детстве я читала эту сказку, а потом видела и мультфильм, мне кажется и через тысячу лет сказка останется поучительной для наших детей.

В сказке Пушкина царица и её малолетний сынок были запечатаны в огромную бочку и выброшены в море. Чтобы нарисовать эпизод с плывущей в море бочкой, сначала нужно научиться её изображать. А выглядит деревянная бочка так:

Нарисуем бочку в море, а делать набросок мы будем пошагово.

Проводим волнистые линии карандашом — это будет море:

Рисуем овал с обрезанными краями — это бочка с донцами:

Проводим линию, которая обозначает погружение бочки в воду и пририсовываем деревянные детали бочки:

Рисуем большую волну с брызгами, а часть бочки, спрятанную под волной, убираем.

Раскрашиваем рисунок, морскую воду можно нарисовать в синих или бирюзовых тонах.

Можно нарисовать спокойно плывущую бочку в море, без большой волны:

Бочку вынесло на побережье, а подросший царевич легко её разломал — так царица с сыном оказались на неизвестной земле. Вскоре царевича произведут в князи и в дальнейшем его будут именовать князем Гвидоном.

Вот как можно нарисовать сценку, когда царица с сыном выбрались на сушу, в это время пустая бочка плавает возле берега.

Три чуда из «Сказки о царе Салтане» Александра Пушкина подразумевается белка, та, что грызет орехи с изумрудными ядрышками и скорлупой из чистого золота, далее: тридцать три богатыря, красавцы удалые и третье чудо — это Царевна Лебедь, та особа, что с за пояс не заткнёшь, превратившаяся в прекрасную красавицу-девицу, которую спас Салтан.

Белку можно нарисовать и в таком изображении:

Картинки с богатырями можно для рисунка использовать такие:

Вот представленные иллюстрации можно использовать для сообщений, презентаций, докладов.

Сказку Пушкина О царе Салтане — выучить — одно удовольствие. Она полна глубоким смыслом и массой фразеологизмов.

Скачать обзор:

В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.

«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.

Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.

Место действия

Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.

В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где  есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.

Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.

Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.

О чем произведение? Очень краткий пересказ

Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.

Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и  дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.

Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.

Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.

Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.

Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.

Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.

На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.

В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.

Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.

Характеристика героев

Царь Салтан

Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам,  однако коварные заговорщицы его обыграли.

Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.

Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан».  Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».

Князь Гвидон

Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив.  Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.

Царица

Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и  статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.

Ткачиха с поворихой

Ткачика и повариха — отрицательные персонажи,  сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.

Баба Бабариха

Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.

Слова сват и сватья используются как для обозначения  человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи —  родителя  одного из супругов.

Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.

Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке:  «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».

Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах.  При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».

«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.

Корабельшики

Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».

Тридцать три богатыря и Черномор

Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.

Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.

В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.

Коршун

Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.

Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них  говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».

Во всё время разговора Он стоял позадь забора

Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».

Свадьбу сыграли в тот же вечер:

«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».

Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».

«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».

Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».

Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».

Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.

Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:

«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.

«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».

Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».

«И пошел на край долины у моря искать дичины».

Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.

Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.

«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»

Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.

Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».

Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.

Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.

«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.

Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.

Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».

Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.

Молвит царь :

«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».

Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз.  Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.

На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».

Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».

Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»

В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.

Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».

«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»

Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.

Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.

Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.

Лебедь ему отвечает:

«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».

Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.

Черномор обращается к князю:

«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».

Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.

Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.

Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.

Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.

Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.

Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».

Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.

Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак.  «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.

В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.

«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.

Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.

«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».

Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.

Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.

Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.

Закатили пир.

«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».

Анализ сказки

История создания

Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.

Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.

Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.

Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.

Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.

В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.

Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.

Жанр

Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными.  По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».

В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:

  • приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
  • чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
  •  борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
  • сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
  • в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
  • наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.

«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.

Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.

Язык и стиль

Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».

Средства выразительности в сказке:

  • Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
  • Метафора — употребление слова в переносном значении.

Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).

  • Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
  • Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.

Пример олицетворения: «послушалась волна».

Какие темы поднимает?

Семья и человеческие взаимоотношения

Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.

Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.

Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.

Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.

Нравственные темы

Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.

Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.

Государство и цивилизация

Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.

  • Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
  • Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
  • Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
  • Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
  • Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.

Государственное и человеческое

Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.

Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.

Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.

Идея и мораль

«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит  быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.

Экранизации

Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.

Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.

В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.

Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.

Скачать обзор:

  • Где жила золотая рыбка из сказки пушкина
  • Где жила елена прекрасная в сказке сивка бурка
  • Где жила ворона в рассказе паустовского растрепанный воробей
  • Где жила бабушка красной шапочки из сказки шарля перро в каком доме
  • Где жила бабушка красной шапочки из сказки ш перро ответ