КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?
КАК В РУССКИХ СКАЗКАХ ВОЗНИК ОБРАЗ КОЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО?
Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней.
В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».
В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.
Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:
В сказках встречаются два варианта имени этого популярного персонажа: Кащей и Кощей. По одной из версий, такое прозвище происходит от слова «кость». По другой — от слова «касть», родственного «пакости». Но большинство исследователей считает, что имя сказочного злодея восходит к слову с древнетюрскими корнями «кош» — «стан», «поселение».
В самых древних дошедших до нас текстах Кощея называют Кошем, то есть господином. А в «Слове о полку Игореве» «кощеями» называют пленников: «Ту Игорь князь высьдъ из сьдла злата, а в сьдло кощиево», то есть в седло рабское. Специалисты склоняются к тому, что изначально повелитель Тридесятого царства назывался Кошем — господином, а позднее стал Кощеем — тем, кто принадлежит Кошу, то есть рабом.
Некоторые сюжеты сохранили память о временах древнего матриархата. Например, в сказке «Марья Моревна» Иван-царевич впервые повстречал Кощея в плену у своей жены:
“
…глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.
Просит Кощей у Ивана-царевича:
— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло!
<…> …а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.
Главная героиня Марья Моревна в сказке предстает могучей воительницей, а Ивану-царевичу помогают его родственники по женской линии — мужья сестер.
Однако чаще всего сказочный Кощей обитает в своем царстве — царстве мертвых. Традиционно злодей крадет девушку, чтобы жениться на ней. Объяснение этому сюжету дал советский фольклорист Владимир Пропп:
“
Умершим… приписывались два сильнейших инстинкта: голод и половой голод. Эти два вида голода иногда ассимилируются, как в русской сказке: «Схватил змей царевну и потащил ее к себе в берлогу, а есть ее не стал; красавица была, так за жену себе взял» <…> Божество избирает себе возлюбленную или возлюбленного среди смертных. Смерть происходит оттого, что дух-похититель возлюбил живого и унес его в царство мертвых для брака.
Пропп, как и многие другие исследователи, считал Кощея своеобразной вариацией сказочного змея, который так же живет в пещере, в горах, в подземелье или в Тридесятом царстве, так же «налетает вихрем» и крадет красавиц. Кощей Бессмертный и Змей Горыныч часто исполняют в сказках одну и ту же функцию. Эти персонажи — повелители загробного мира, куда, по древнейшим представлениям, должен был спуститься человек, чтобы обрести магические способности.
У первобытных племен существовали ритуалы инициации, которые сводились к «путешествию» в потусторонний мир. Юноша, прошедший этот обряд, считался вернувшимся с того света и получал право жениться.
Особую инициацию проходили и девушки, ее отголоски также сохранили волшебные сказки.
“
…Можно возразить, что царевна, похищенная «смертью» в лице дракона и т. д., все же никогда не умирает. В более ранних материалах она отбита у змея женихом. Таким образом она имеет как бы два брака: один насильственный со зверем, другой — с человеком, царевичем. <…> Здесь она получает брачное посвящение через Кощея, после чего переходит в руки человеческого жениха.
До наших дней дошли тексты, в которых похищенную Кощеем женщину выручает ее сын. Например, сказка «Кощей Бессмертный» из сборника Александра Афанасьева начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя было три сына, все они были на возрасте. Только мать их вдруг унес Кош Бессмертный». Все сыновья по очереди отправляются на поиски матери, но вызволить ее удается лишь младшему — Ивану-царевичу. По пути он спасает еще одну пленницу Кощея — царскую дочь, на которой впоследствии женится.
В этом сюжете, как и во многих других, описана смерть Кощея: «У меня смерть, — говорит он, — в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть». Иногда в сказке говорится, что внутри яйца находится игла, а смерть Кощея — на конце той иглы.
Исследователи связывали кощееву смерть из ларца с древнейшими представлениями о душе и мире:
“
…Душа мыслится как самостоятельное существо, могущее жить вне человека. Для этого даже не всегда нужно умереть. И живой человек может иметь душу или одну из душ вне себя. Это так называемая внешняя душа, bush soul. Обладателем такой души является Кощей.
Владимир Пропп, «Исторические корни волшебной сказки»
“
Исследователь славянской культуры Борис Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной — яйцом — и подчеркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка). Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо». <…> Игла, булавка в народной культуре является предметом-оберегом и одновременно орудием порчи. По восточнославянским представлениям, ведьма, змора или огненный змей («дублером» которого в сказках выступает иногда Кощей) могут оборачиваться иголкой. Следовало ломать и выбрасывать иглу, которой пользовались в ритуальных действиях.
Наталья Кротова. «Как убить Кощея бессмертного?»
В эпоху Киевской Руси появились былины — значительно позднее, чем зародились сказки. В них тоже фигурировал Кощей, но уже в другом качестве: не как царь потустороннего мира, а как реальный враг, нападающий на Русь. В былине «Иван Годинович» герой прямо называет Кощея «поганым татарином». Возможно, именно в это время Кош-повелитель превратился в Кощея-раба. А его смерть уже была связана не с магическим ритуалом, а с вполне прозаическим случаем:
“
И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди,
А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб,
От сыра дуба стрелочка отскакивала,
Становилася Кощею во белы груди:
От своих рук Кощею и смерть пришла.
Виктор Васнецов. Марья Моревна и Кащей Бессмертный. 1926
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иван Билибин. Кащей Бессмертный. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1901
Частное собрание
Борис Зворыкин. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1904
Частное собрание
Тамара Шеварева. Иллюстрация к сказке «Марья Моревна». 1990
Частное собрание
Сергей Малютин. Кощей. 1904
Частное собрание
Кощей Бессмертный – популярный персонаж мифологии и фольклора восточных славян, прообраз Аида (верховного бога подземного царства мертвых). Издревле Кощей считается главным злодеем всех русских сказок и легенд, поскольку обладает немыслимой для человека силой и мощью. Тем не менее, мало кто знает, что в основе любого волшебного сказания лежат вполне реальные, осязаемые прообразы. Задолго до того, как люди сделали Кощея сказочным героем, он был широко известен как страшное божество, повелевающее самой смертью.
История Кощея Бессмертного таит в себе множество удивительных фактов и нюансов, которые даже сегодня изумляют как взрослых, так и детей. Старинные легенды о Бабе-Яге, Горыныче и Карачуне настолько полюбились всем людям, что прочно укрепились в массовом сознании и перекочевали в мировую культуру. Именно поэтому так важно знать, кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии.
- Имя: Коще́й, Каще́й Бессме́ртный
- Значение имени: кость, худой или тощий
- Пол: мужской
- Мифология: славянская
- Деятельность: злой чародей и некромант, подобие Аида
- Атрибуты: меч, сабля, жезл
- Место обитания: собственное царство, человеческий мир
Кто такой Кощей Бессмертный в славянской мифологии?
В русских сказках часто встречается персонаж по имени Кащей или Кощей. Данный персонаж является тайной не только для славян, но и нескольких поколений отечественных и зарубежных фольклористов. По одной из самых распространенных теорий имя данного существа происходит от:
- славянского слова «кость»;
- слова «касть», родственное «пакость».
Некоторые фольклористы отвергают данную гипотезу и полагают, что на самом деле название сказочного героя берет свое начало в древнетюркском языке («кош» как «стан», «поселение»). В самых старинных источниках Кощея часто называют Кошем, то есть господином. Несколько позже имя данного существа трансформировалось и приобрело полярную коннотацию. Таким образом, в славянском фольклоре из господина, Кощей превратился в раба, принадлежащего Кошу. Это делает происхождение слова «кощей» двойственным и неизученным до конца.
Во всех случаях имя персонажа принимает отрицательное направление и еще раз подчеркивает характер героя. Таким образом, становится понятно, как правильно: Кощей или Кащей. Русский язык и мифология допускают оба варианта произношения, а также правописания.
Согласно волшебным сюжетам, отцом Кощея был Чернобог – повелитель мира Нави. Старшими братьями Бессмертного были Вий и Горын, каждый из которых унаследовал от прародителя по таланту. Тем не менее, именно в Кощее заложенный дар проявился наиболее ярко и сильно.
Это интересно! Чернобог взращивал своих сыновей тьмой в самом жутком месте – подземном царстве.
Славяне верили, что именно там обитают все злые божества и существа, а также рождается темнота. Особенное место в Навьем царстве отводилось Лунному Чертогу, который Чернобог доверил младшему сыну. За это старшие братья стали почитать Кощея как повелителя всего загробного мира.
Древние легенды рассказывают, что Кащея боялись не только темные, но и светлые божества. Сила данного персонажа заключалась в его необычных магических способностях, благодаря которым Бессмертный заколдовал собственные доспехи и меч. Таким образом, сказочный герой стал практически неуязвим для любого живого существа, подчинил себе саму смерть и всех полуночных тварей, которых только могло представить человеческое воображение.
Это интересно! В народе Кощея часто отождествляли со смертью, однако данное утверждение является несколько неправильным. Ни в одном из существующих мифов не упоминается, что данный персонаж забирал души людей или каким-либо образом управлял ими. В славянском фольклоре Кащей является ни кем иным как стражником Лунного Чертога и всего Навьего царства.
В связи с этим образ волшебного героя можно рассматривать с нескольких ракурсов.
Исследователи убеждены, что Кощей Бессмертный – это не очередной герой русских народных сказок, а достаточно многогранный персонаж, имеющий свою уникальную историю. В славянских мифах колдун олицетворяет собой все зло и тьму. Он способен уничтожить все на своем пути: притронется герой к скоту – тот сразу и помрет, коснется деревьев или цветов – те сразу чахнут на корню. Считалось, что именно Кащей приносит людям все болезни, горести и неудачи, а также вызывает природные катаклизмы.
Согласно сказкам, прообразами Кощея Бессмертного могут быть:
- Один – в германо-скандинавской мифологии верховный бог, отец и предводитель асов, мудрец и шаман;
- Колдун – одно из воплощений бога Карачуна, который, как и Кащей, связан с холодом, смертью и мглой;
- Самобытный собиратель образ, не имеющий определенной родословной. В таком случае Кощей выступает как волхв, наделенный огромной силой и властью.
Несколько существенных изменений образ Кощея Бессмертного претерпел при крещении Руси. В это период времени все ранее существующее стали отождествлять с демоническим, адским и отрицательным. Таким образом Кащей принял облик павшего Адама.
Как выглядит Кощей и почему Кощей Бессмертный просто сказочно богат?
Зачастую волшебные сказки описывают Кощея Бессмертного как худого, высокого старика, который напоминает обтянутый кожей скелет. На теле колдуна можно разглядеть ясные очертания всех костей и отсутствие хоть каких-либо мышц. Живет Кащей в огромном замке, путь до которого очень не прост и полон испытаний.
Согласно легендам, в жилище Кощей таятся несметные богатства и сокровища, добыть которые под силу не каждому смертному. Помимо этого, он ведет дружбу с Бабой Ягой и другой нечистью.
Это интересно! Кощей Бессмертный в славянской мифологии – это сильный колдун и злой чародей, похищающий незамужних девушек. Он в несколько раз превосходит самых известных богатырей и является чуть ли не самым мощным темным божеством.
- длинные руки и ноги;
- белый, практически белоснежный цвет кожи;
- лысина;
- в некоторых источниках – очень длинная борода, а вместо головы и лица – череп с черными глазницами, на месте которых зияют два желто-красных или серо-голубых огня.
Канонический образ Кащея – это получеловек-полускелет, сгорбленный и мрачный. От рождения сказочный герой был наделен невероятными магическими силами, выносливостью и хитростью. Характер данного персонажа достаточно сложен, поскольку совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Долгое время Кощей Бессмертный верой и правдой служил своему отцу Чернобогу, защищал навье царство и был примером для старших братьев. Им гордились, его почитали и восхваляли все темные божества.
Кощей наделен мудростью, однако при этом алчен и коварен. Столетиями от чахнет над своими сокровищами и обрекает молодых девушек на немилое им замужество.
Это интересно! В древние времена золото и серебро ассоциировалось у славян с «иным» миром, что еще раз подчеркивает связь Кощея и подземного царства, а также смерти и недоступного для обычного человека дара.
Известно, что Кащей искусно, практически идеально владеет несколькими видами оружия:
- мечом;
- клинками;
- саблями и др.
Благодаря неестественной силе и выносливости, сказочный герой может без какой-либо устали вести сражение сутки напролет. Чаще всего, в битвах Кощей Бессмертный использует зачарованный полутораручный меч, лезвие которого невероятно остро и прочно.
Верный спутник и помощник колдуна – это его прирученный волшебный конь, умеющий разговаривать человеческим языком. Стоит отметить, что жеребец Кощея является наполовину живым, наполовину мертвым и появился в результате эксперимента, который Бессмертный проводил в Навьем царстве.
Как и хозяин, конь наделен выдающимися способностями и за доли секунды разгоняется до огромной скорости. Один удар его копыта моментально убьет любого человека, а прекрасное зрение и крайне острый слух с обонянием не раз выручали в трудной ситуации. Именно верхом на своем скакуне Кощей снисходит в мир живых людей и творит пакости.
Нередко чародей ради забавы подстерегает одиноких путников недалеко от проселочных дорог, болот и лесов. Если человек оказывается чист душой, злой властитель готов исполнить любую его просьбу. Однако, если же случайный прохожий оказывается подлецом и обманщиком, Кощей крадет его жизненную силу или же забирает к себе в Подземный мир.
- меч, острие которого направлено в землю;
- черное солнце и круг;
- темная ворона;
- скелет и череп;
- кощеево яйцо.
Почему Кощей – бессмертный, какова его волшебная сила и жена Кощея
Неспроста Кощей Бессмертный известен как сильный некромант, волхв, чародей и заклинатель. Сказочный герой в совершенстве владеет несколькими магическими искусствами и техниками, которые активно применяет на практике. Главная способность Кащея – оборончество, однако, в отличие от других персонажей, он не любит представать в измененном облике.
Изредка Кощей перевоплощается в черного ворона огромного размера и летает над миром живых. В таком состоянии он гонится за своими жертвами или же собирает необходимую информацию. Благодаря вороньим крыльям Кащей может свободно перемещаться между всеми измерениями: Явью, Правью и Навью. Таким образом, ему подвластна вся воздушная стихия.
Другие магические дары Кощея Бессмертного:
- управление временем: ускорение, замедление и поворачивание вспять;
- превращение всего живого, например, животных в камни и растения, а людей в птиц и зверей;
- отбирание жизни, энергии и сил;
- воскрешение мертвых, а также умерщвление живых;
- исполнение любых, даже самым фантастических и немыслимых желаний;
- удлинение человеческой жизни на 100-300 лет;
- умение заглядывать в прошлое и будущее, а также менять судьбы.
Свои физические и чародейские силы Кощей Бессмертный восстанавливает с помощью обычной воды. При этом ему не требуется питье и какая-либо пища очень долгий период времени. В то же время, его отличительной чертой является ненасытность в любой сфере: власти, богатстве и др.
Это интересно! За одну трапезу Кащей съедает сразу 3 блюда, которыми бы с легкостью насытились сразу несколько русских богатырей. Помимо этого, он выпивает бочку вина или воды. Однако, несмотря на это, чувство голода и жажды никогда его не покидает. Исследователи подчеркивают, что такая прожорливость Кощея роднит его с ненасытностью смерти.
Хоть Кощей Бессмертный и обладает невероятной магической силой, он не способен самостоятельно выбраться из заточения. Согласно сказочным сюжетам, когда-то герой был женат на Маре – богине смерти. Именно она заговорила его таким образом, чтобы никто и никогда не сумел их уничтожить. Позднее, когда Мара пожелала вырваться из цепких лап Кащея, она создала волшебные цепи и кандалы, которыми и сковала злого колдуна. В таком виде богиня оставила бывшего супруга на 300 лет.
Как убить Кощея Бессмертного и почему смерть Кощея в игле?
Многим интересно, где смерть Кощея. В сказках восточных славян рассказывается, что смерть Кощея Бессмертного надежно спрятана в загадочном яйце. Оно хранится на уединенном далеком острове, запрятано в крепкий сундук, который несколько раз переплетен цепями и подвешен на древнее древо (многовековой дуб или же ясень). Само яйцо находится внутри утки, которая в свою очередь помещена в тело зайца. Именно на самом кончике иглы и притаилась смерть Кащея.
Как убить Кощея Бессмертного? Сделать это может любой человек, которому удастся отыскать остров, отпереть сундук и добраться до яйца с иголкой. Тем не менее в некоторых сюжетах богатырям удавалось одолеть колдуна раз и навсегда другими способами. Кощеева смерть:
- с помощью палицы – тяжелой дубинки, имеющий утолщенный конец;
- отсечением головы, которую после сожгли вместе с телом и развеяли по ветру и др.
Данные версии встречаются в более современных произведениях и отличаются от традиционных мифов. В связи с этим возникает вопрос, почему Кощея называют бессмертным, если на самом деле таковым он не является. Исследователи полагают, что это связано с яйцом (смертью Кощеевой), которое на заре времен создал Род – творец всего живого и сущего. Именно в нем заключена первозданная энергия и вселенский импульс. Таким образом, яйцо Кощея – это истинная суть Мироздания. Если его уничтожить, то рухнет весь мир и порядок, придет тотальный хаос, который в конце концов поглотит окружающую действительность.
Ученые полагают, что все окружающие Кащея предметы на самом деле представляют собой модель Вселенной:
- вода, которая окружает остров – это Мировой океан;
- остров – олицетворение земной суши;
- заяц – все звери;
- утка – все птицы;
- дерево как символ растений и Мирового древа;
- яйцо – зарождение новой жизни;
- конец иглы – маленькая клетка или часть жизненной энергии, сил;
- зачарованный сундук и цепи – надежная защита;
- смерть Кощея на конце иглы – конец всего мира.
Несмотря на то, что Кащей стал главным злодеем русских сказок, его часто рассматривают как хранителя. Стоит отметить, что данный персонаж не нес людям холод, мрак и смерть. Исследователи подчеркивают, что герой сказок даже проявлял некое благородство, не направляя огромную магическую мощь против славянского народа. Именно эти качества делают его самым «светлым» среди остальных черных божеств и обитателей Навьего царства, а также отвечают на вопрос, в чем смерть Кощея и какова ее суть на самом деле.
Интересные факты о Кощее Бессмертном
Существует несколько интересных фактов о Кощее Бессмертном:
- Зачастую супругой колдуна называют богиню Мару, однако в других легендах он так и остался одинок. Много раз герой похищал молодых и красивых девушек, которых всячески пытался влюбить в себя. Если женщина не отвечала взаимностью, Кащей превращал ее в лягушку или какое-либо другое существо.
- В христианстве образ Кощея Бессмертного является неким земных грехом, юные девы – символом чистой души, а Иван-Царевич выполняет роль святого духа и истинной веры.
- Некоторые источники гласят, что замок чародея находится среди стеклянных и зеркальных гор. Такое место жительства еще раз отсылает читателя к идее существования тонкого подземного царства.
- Заклинатель не всегда прикован к стенам 12 цепями. Иногда он «танцует» на раскаленных досках, варится в бурлящем котле, сгорает в священном огне или же разрубается на кусочки.
- В славянских мифах излюбленный меч героя называется «Сам-самосек».
- Если богатырю все-таки удастся прикоснуться к яйцу, в котором спрятана смерть Кащея, он непременно почувствует приступ дурноты. Человек быстро потеряет свою магическую и физическую силу, заболеет и умрет.
- Иногда в легендах злого волшебника называют прародителем всех чудо-юд.
- Где живет Кощей Бессмертный? В некоторых сказках о Кощее Бессмертном он живет не в замке, а в деревянной избе, глубоко в лесу.
Образ Кащея является разноплановым и уникальным. В данном персонаже гармонично переплетаются как отрицательные, так и положительные черты. Благодаря мифам можно понять, что Кощей Бессмертный – это не только темный маг и заклинатель, но и верный защитник, хранитель всего живого.
Воплощение в культуре
Кощей Бессмертный получил огромное распространение в мировой культуре. Отечественный и зарубежный кинематограф множество раз успешно экранизировал народные сказки как для детей, так и взрослых. Такие фильмы помогают лучше понять народный фольклор и собственными глазами увидеть любимых персонажей, а также Кощееву смерть в яйце. Образ Кащея всегда производит неизгладимое впечатление на зрителей, поражает своей мрачностью и неуязвимостью.
Фильмы про злого колдуна:
- «Кощей Бессмертный», 1944;
- «Веселое волшебство», 1969;
- «Новогодние приключения Маши и Вити», 1975;
- «Усатый нянь», 1977;
- «Там, на неведомых дорожках…», 1982;
- «На златом крыльце сидели…», 1986;
- «Раз, два — горе не беда!», 1988;
- «Чудеса в Решетове», 2004;
- «Книга мастеров», 2009;
- «Реальная сказка», 2011 и др.
Помимо этого, данный персонаж фигурирует и в нескольких известных сериалах: «Гримм» и «Доктор Кто». Режиссеры постарались во всех красках отобразить образ Кащея, показать его с разных ракурсов и в разных ситуациях.
Достаточно ярко чародей был раскрыт и в литературе, а также сказках о Кощее Бессмертном:
- «О бедном Кощее замолвите слово», Ольга Громыко.
- «Кащея и Ягда, или Небесные ягоды», Марина Вишневецкая.
- «Марья Бессмертная», Наталья Жильцова.
- «Калинка-малинка для Кощея», Марина Комарова и др.
Специально для детей были созданы мультфильмы о Кащее:
- «Царевна-лягушка»;
- «Баба-Яга против!»;
- «Бабка Ежка и другие»;
- «Молодильные яблоки»;
- «Сказка сказывается» и др.
Помимо этого, мифологический персонаж присутствует и во вселенной DC Comics, а также комиксах «Хеллбой», «Инок», «Приключения Суперсвина», «Веселые картинки».
Отдельное внимание необходимо уделить видеоиграм, в которых встречается Кощей Бессмертный: «Yaga», «Warcraft 3», «Три богатыря», «Аллоды Онлайн». Образ Кащея есть и в некоторых музыкальных произведениях, например, «Сказка о несчастных лесных жителях» Владимира Высоцкого, панк-опера «Кащей Бессмертный» группы Сектор газа, песня «Про советскую милицию» Вени Д`ркина. Также в сети можно найти картинки и фото Кощея Бессмертного, выполненные иллюстраторами и художниками. Культурное наследие позволяет узнать, откуда появился Кощей Бессмертный и другие сказочные герои.
Тату Кащея Бессмертного
Со временем сказочные персонажи перекочевали не только в фильмы и игры, но и татуировки. Сегодня изображения Бабы-Яги, Ивана Дурака и Кощея Бессмертного набивают как мужчины, так и женщины. Подобные тату напоминают людям о сказках, волшебстве и вере в добро. Помимо этого, татуировка с Кащеем может обозначать:
- знание фольклора и мифологии;
- определенные черты характера: алчность и холодность или же верность, приверженность;
- синдром Кощея Бессмертного – нарциссизм:
- любовь к сказкам и др.
Чаще всего подобные эскизы дополняют различными деталями. Достаточно популярными являются рисунок, где на голове злого колдуна присутствует корона или же он восседает на троне. Иногда Кощея изображают в виде «живого» скелета или злата, над которым он чахнет вот уже несколько веков. Помимо этого, в арсенале мастеров есть эскизы со смертью Кощея в яйце.
Лучше всего тату с Кащеем смотрятся на руках, ногах и спине. Большие площади позволяют сделать татуировку максимально эффектной и яркой, а также оформить ее разными цветами.
Заключение и картинки Кощея Бессмертного
Кощей Бессмертный – это любимый персонаж сказок всех детей и взрослых. У многих данных герой ассоциируется исключительно со смертью, однако при более детальном рассмотрении становится понятно, что Кащей не только черный колдун, но еще и верный хранитель всего живого.
Кощей Бессмертный фото
Видео
Koschei (Russian: Коще́й, tr. Koshchey, IPA: [kɐˈɕːej]), often given the epithet «the Immortal«, or «the Deathless» (Russian: Коще́й Бессме́ртный), is an archetypal male antagonist in Russian folklore.
The most common feature of tales involving Koschei is a spell which prevents him from being killed. He hides his soul inside nested objects to protect it. For example, the soul (or in the tales, it is usually called «death») may be hidden in a needle that is hidden inside an egg, the egg is in a duck, the duck is in a hare, the hare is in a chest, the chest is buried or chained up on a far island. Usually he takes the role of a malevolent rival father figure, who competes for (or entraps) a male hero’s love interest.
The origin of the tales is unknown. The archetype may contain elements derived from the 12th-century pagan Cuman-Kipchak (Polovtsian) leader Khan Konchak, who is recorded in The Tale of Igor’s Campaign; over time a balanced view of the non-Christian Cuman Khan may have been distorted or caricatured by Christian Slavic writers.
Historicity and folk origins[edit]
By at least the 18th century, and likely earlier, Koschei’s legend had been appearing in Slavic tales.[1] For a long period no connection was made with any historical character.[2]
Origin in Khan Konchak[edit]
The origin of the tale may be related to the Polovtsian (Cuman) leader Khan Konchak, who dates from the 12th century.[n 1] In The Tale of Igor’s Campaign Konchak is referred to as a koshey (slave).[n 2][3] Konchak is thought to have come/returned from Georgia (the Caucasus) to the steppe c.1126–1130; by c.1172 he is described in Kievan Rus’ chronicles as a leader of the Polovtsi, and as taking part in an uprising. There is not enough information to reconstruct further details of Konchak’s appearance or nature from historical sources; though unusual features or abnormalities were usually recorded (often as epithets) by chroniclers, none are recorded for Konchak.[4]
The legendary love of gold of Koschei is speculated to be a distorted record of Konchak’s role as the keeper of the Kosh’s resources.[5]
Koschei’s epithet «the immortal» may be a reference to Konchak’s longevity. He is last recorded in Russian chronicles during the 1203 capture of Kiev, if the record is correct this gives Konchak an unusually long life – possibly over 100 years – for the time this would have been over six generations.[6]
Koschei’s life-protecting spell may be derived from traditional Turkic amulets, not only were these egg-shaped, but they would often contain arrowheads (cf. the needle in Koschei’s egg).[7]
It is thought that many of the negative aspects of Koschei’s character are distortions of a more nuanced relationship of Khan Konchak with the Christian Slavs, such as his rescuing of Prince Igor from captivity, or the marriage between Igor’s son and Konchak’s daughter. Konchak, as a pagan, could have been demonised over time as a stereotypical villain.[8]
Naming and etymology[edit]
In the dictionary of V. I. Dal, the name Kashchei is derived from the verb «cast» — to harm, to dirty: «probably from the word to cast, but remade into koshchei, from bone, meaning a man exhausted by excessive thinness». Vasmer notes that the word koshchei has two meanings that have different etymologies: «thin, skinny person, walking skeleton» or «miser» — the origin of the word «bone». Old Russian «youth, boy, captive, slave» from the Turkic košči «slave», in turn from koš «camp, parking lot».
Koschei, as the name of the hero of a fairy tale and as a designation for a skinny person, Max Vasmer in his dictionary considers the original Slavic word (homonym) and associates with the word bone (common Slavic * kostь), that is, it is an adjective form koštіі (nominative adjective in the nominative case singular), declining according to the type «God».
Numerous variant names and spellings have been given to Koschei – these include Kashchei, Koshchai, Kashshei, Kovshei, Kosh, Kashch, Kashel, Kostei, Kostsei, Kashshui, Kozel, Koz’olok, Korachun, Korchun bessmertnyi, Kot bezsmertnyi, Kot Bezmertnyi, Kostii bezdushnyi; in bylinas he also appears as Koshcheiushko, Koshcheg, Koshcherishcho, Koshchui, Koshel.[9] Kachtcheï is the standard French transliteration.
The term Koshey appears in Slavic chronicles as early as the 12th century to refer to an officer or official during a military campaign. Similar terms include the Ukrainian Кошовий (Koshovyi) for the head of the ‘Kish’ (military)[10] (see also Kish otaman.) In Old Russian ‘Kosh’ means a camp, while in Belarusian a similar term means ‘to camp’ and in Turkic languages a similar term means ‘a wanderer’.[11] The use as a personal name is recorded as early as the 15th century on Novogrodian birch bark manuscripts.[12]
In The Tale of Igor’s Campaign a similar sounding term is used, recorded being inscribed on coins, deriving from the Turkic for ‘captive’ or ‘slave’. The same term also appears in the Ipatiev Chronicle, meaning ‘captive’.[13] A second mention of the term is made in The Tale of Igor’s Campaign when Igor is captured by the Polovtsi; this event is recorded as a riddle: «And here Prince Igor exchanged his golden saddle of a prince for the saddle of a Koshey (slave).»[14]
Nikolai Novikov also suggested the etymological origin of koshchii meaning «youth» or «boy» or «captive», «slave», or «servant». The interpretation of «captive» is interesting because Koschei appears initially as a captive in some tales.[12]
In folk tales[edit]
Koschei is a common antihero in east-Slavic folk tales. Often tales involving him are of the type AT 302 «The Giant Without A Heart» (see Aarne–Thompson classification systems); and he also appears in tales resembling type AT 313 «The Magic Flight».[15]
He usually functions as the antagonist or rival to a hero.[16] Love rivalry and related themes are common.[17]
The typical feature of tales concerning Koschei is his protection against being killed (AT 302) – to do so he has hidden his soul inside an egg, and further nested the egg inside various animals, and then in protective containers and places.[18]
In other tales, Koschei can cast a sleep spell that can be broken by playing an enchanted gusli. Depending on the tale he has different characteristics: he may ride a three- or seven-legged horse; may have tusks or fangs; and may possess a variety of different magic objects (like cloaks and rings) that a hero is sent to obtain; or he may have other magic powers.[19] In one tale he has eyelids so heavy he requires servants to lift them[19] (cf. the Celtic Balor or Ysbaddaden, or Serbian Vy).
Psychologically, Koschei can represent an initially benevolent, but later malevolent, father (to a bride) figure.[20] The parallel female figure, Baba Yaga, as a rule does not appear in the same tale with Koschei, though exceptions exists where both appear together as a married couple, or as siblings.[15] Sometimes, Baba Yaga, as an old woman figure appears in tales along with Koschei as his mother or aunt.[21]
«Marya Morevna»[edit]
In a tale also known as «The Death of Koschei the Deathless», Ivan Tsarevitch encounters Koschei chained in his wife’s (Marya Morevna’s) dungeon. He releases and revives Koschei, but Koschei abducts Marya. Ivan goes to rescue Marya several times, but Koschei’s swift horse allows him to easily catch up with the escaping lovers; each time the magical horse informs Koschei that he will be able to carry out several activities first and still be able to catch up. After the third unsuccessful escape, Koschei cuts up Ivan and throws his parts into the sea in a barrel. Ivan is revived with the aid of the water of life. He seeks Baba Yaga for a suitably swift horse. After trials he steals a horse and rescues Marya.[22]
«Tsarevich Petr and the Wizard»[edit]
Tsar Bel-Belianin’s wife the Tzaritza is abducted by Koschei (the wizard). The Tsar’s three sons attempt to rescue her. The first two fail to reach the wizard’s palace, but the third, Petr, succeeds. He reaches the Tzaritza, conceals himself, and learns how the wizard hides his life. Initially he lies, but the third time he reveals it is in an egg, in a duck, in a hare, that nests in a hollow log, that floats in a pond, found in a forest on the island of Bouyan. Petr seeks the egg, freeing animals along the way – on coming to Bouyan the freed animals help him catch the wizard’s creatures and obtain the egg. He returns to the wizard’s domain and kills him by squeezing the egg – every action on the egg is mirrored on the wizard’s body.[23]
«The Snake Princess»[edit]
In «The Snake Princess» (Russian «Царевна-змея»), Koschei turns a princess who does not want to marry him into a snake.
Ivan Sosnovich[edit]
Koschei hears of three beauties in a kingdom. He kills two and wounds a third, puts the kingdom to sleep (petrifies), and abducts the princesses. Ivan Sosnovich (Russian Иван Соснович) learns of Koschei’s weakness: an egg in a box hidden under a mountain, so he digs up the whole mountain, finds the egg box and smashes it, and rescues the princess.
He also appears as a miser in Pushkin’s Ruslan and Ludmila, though this interpretation does not reflect previous folk tale representations.[12]
[edit]
The Serbian Baš Čelik (Head of Steel); Hungarian ‘Lead-Headed Monk’; and Slovak ‘Iron Monk’ also all hide their weakness inside a series of nested animals.[12]
In popular culture[edit]
Film[edit]
- Kashchey the Immortal, Russian Кащей Бессмертный, 1945 B&W fantasy directed by Alexander Rou, with Georgy Millyar as Koschei.
- Fire, Water, and Brass Pipes, Russian Огонь, вода и… медные трубы, Ogon, 1968 fantasy directed by Alexander Rou, with Georgy Millyar as Koschei.
- Beloved Beauty, Russian Краса́ ненагля́дная, 1958 stop-animated film.
- Sitting on the golden porch (На златом крыльце сидели), 1986 fairy tale directed by Boris Rytsarev
Opera and ballet[edit]
- The villain in Igor Stravinsky’s ballet The Firebird.
- Nikolai Rimsky-Korsakov wrote an opera involving Koschei, titled Кащей бессмертный, or Kashchey the Deathless.
Derivative works[edit]
Film[edit]
- How to Save an Immortal, Russian Кощей. Похититель невест, 2022 fantasy
- The Last Warrior, Russian Последний богатырь, 2017 fantasy
- The Book of Masters, Russian Книга Мастеров, 2009 fantasy
- Lilac Ball, Russian Лиловый шар, 1987 science fiction
- After the Rain, on Thursday, Russian После дождичка в четверг, 1985 musical children’s fantasy
- Along Unknown Paths, Russian Там, на неведомых дорожках, 1982 children’s fantasy
- New Year Adventures of Masha and Vitya, Russian Новогодние приключения Маши и Вити, 1975 children’s film
Television[edit]
- In Little Einsteins, Koschei is a nesting doll named Katschai tried to steal the music power from the magical Firebird. Katschai used animal nesting dolls to try and stop the Little Einsteins team from getting to the Firebird which Katschai had locked up at the top of a building in Russia.
- In the US television series «Grimm», in episode 9 of season 3, Koschei is the main guest character. (see Red Menace (Grimm))
Novels and comics[edit]
- In Sarah J Maas’s A Court of Silver Flames, Koschei the Deathless is the name given to an ancient being trapped by a spell in a lake and is believed to be a death god like his siblings mentioned in the previous books.
- In Jessica Rubinkowski’s The Bright and The Pale, the Pale God is named Koschei.
- In James Branch Cabell’s Jurgen, A Comedy of Justice, and in Robert A Heinlein’s retelling of the story Job: a Comedy of Justice, Koshchei the Deathless appears as the most supreme being who made things as they are and is therefore universally unappreciated before Jurgen’s kind words are spoken.
- In Alexander Veltman’s Koshchei bessmertny: Bylina starogo vremeni (Koshchei the Immortal: A Bylina of Old Times, 1833), a parody of historical adventure novels, the hero, Iva Olelkovich, imagines that his bride has been captured by Koschei.
- Mercedes Lackey’s novel of Stravinsky’s Firebird features Katschei as the main villain, retelling the classic tale for a modern audience.
- Catherynne Valente’s novel Deathless is a retelling of the Koschei story set against a backdrop of 20th-century Russian history.[24]
- In the 1965 science-fiction Monday Begins on Saturday by Arkady and Boris Strugatsky, he is one of the creatures held in the NIIChaVo institute.
- Koschei appears as a character in John C. Wright’s «War of the Dreaming» novels. He offers to save the hero’s wife, if the hero will agree to take the life of a stranger.
- Koschei appears as a slave to Baba Yaga in the Hellboy comic book series, first appearing in Hellboy: Darkness Calls. Koschei’s origin story is later revealed in backup stories to single issues of Hellboy: The Wild Hunt. The story is also collected in Hellboy: Weird Tales and expanded upon in Koshchei the Deathless.
- Koschei also appears in DC Comics The Sandman: Fables and Reflections.
- In the webcomic PS238 by Aaron Williams, the child hero 84 is currently trapped in Koschei’s egg, trying to find the «eye», and in doing so, will become his new Champion of Earth to battle from now on.
- Koschei is the primary antagonist in Marina Frants’ short fiction piece «Death Becomes Him», the sequel to «A Bone to Pick».
- Katherine Arden’s novel, The Girl in the Tower, features Kaschei as the main antagonist. It is the second book in the Winternight trilogy, which is inspired by various Russian folktales.
- In Alix E. Harrow‘s novel, The Once and Future Witches, Koschei the Deathless appears as a wicked witch in an old Russian witch tale.
Games[edit]
- In the fantasy tabletop role-playing game Dungeons & Dragons, he is the inspiration for the demon lord Kostchtchie, published 1983 in Monster Manual II.
- Koschei appears as a character in the MMORPG RuneScape, under the name «Koschei the Deathless».
- In the video game series The Incredible Adventures of Van Helsing, the Death of Koschei is a key plot item in the second game. In the third game, recurring supporting character Prisoner Seven is revealed to be Koschei the Deathless, and becomes the main antagonist.
- In the videogame Shadowrun: Hong Kong, the supporting character Racter has a drone named ‘Koschei’, which later in the game can gain an upgrade named «Deathless» that makes the drone unkillable.
- In the computer game Dominions 4: Thrones of Ascension, Koschei appears as a hero character for Bogarus, a faction inspired by medieval Russia and Slavic mythology.
- The legend of Koschei the Deathless serves as an inspiration for the narrative of Rise of the Tomb Raider.[25]
- In the digital card game Mythgard, «Koschei, the Deathless» appears as a mythic minion in the Dreni faction.
- In the videogame Arknights, the duke of Ursus (a fictional country based on Russia) is named Koschei, and is hinted to possess the main antagonist after being killed by them.
- Koschei is a playable piece in Mantic Games’ Hellboy: The Board Game.
- In the MMORPG Tibia (video game), there is a Lich boss named «Koshei The Deathless» who hides his soul in 4 pieces of an amulet that are scattered around the gameworld.
See also[edit]
- Erlik, Chernobog – gods of the underworld in Turkic and Slavic myth respectively
- Lich
Notes[edit]
- ^ Konchak is an important antagonist in the Tale of Igor’s Campaign
- ^ In Leonard A. Magnus’s translation : «Shoot, my liege, the heathen Konctik the slave»
References[edit]
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 5:10-.
- ^ KazakhTV 2018, 1. A dossier of the fairy villain. 2:05–2:20.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 7:40–8:00.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 7:58–11:00.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 11:00–12:30.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 12:20–13:15.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 13:10–13:40.
- ^ KazakhTV 2018, 4. Say a word about the poor Koshey 13:40–15:02.
- ^ Johns 2004, Note 1, p.230.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 5:10–5:50.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 5:50–6:10.
- ^ a b c d Johns 2004, p. 233.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 6:05–6:58.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 6:50–7:20.
- ^ a b Johns 2004, p. 230.
- ^ Johns 2004, pp. 231–2.
- ^ Johns 2004, p. 232.
- ^ Johns 2004, pp. 230–1.
- ^ a b Johns 2004, p. 231.
- ^ Johns 2004, p. 141.
- ^ Gimbutas, Marija; Miriam Robbins Dexter (1999). The Living Goddesses. University of California Press. p. 207. ISBN 0-520-22915-0.
- ^ Lang, Andrew, ed. (1890), «The Death of Koschei the Deathless», The Red Fairy Book
- ^ Wheeler, Post, ed. (1917), «Tzarevich Petr and the Wizard», Russian wonder tales, pp. 309-
- ^ Heller, Jason (7 Apr 2011). «Catherynne M. Valente: Deathless». www.avclub.com.
- ^ Corrie, Alexa Ray (August 4, 2015). «Rise of the Tomb Raider’s Myths Explained». GameSpot. Retrieved May 4, 2020.
Sources[edit]
- «Turkic roots of Koshey The Immortal», Reflections on History (documentary), Kazakh TV, no. 5, 4 Apr 2018
- Johns, Andreas (2004), Baba Yaga: The Ambiguous Mother and Witch of the Russian Folktale, Peter Lang
Further reading[edit]
- Johns, Andreas. 2000. “The Image of Koshchei Bessmertnyi in East Slavic Folklore”. In: FOLKLORICA – Journal of the Slavic, East European, and Eurasian Folklore Association 5 (1): 7–24. https://doi.org/10.17161/folklorica.v5i1.3647.
External links[edit]
- Media related to Koschei at Wikimedia Commons
Koschei (Russian: Коще́й, tr. Koshchey, IPA: [kɐˈɕːej]), often given the epithet «the Immortal«, or «the Deathless» (Russian: Коще́й Бессме́ртный), is an archetypal male antagonist in Russian folklore.
The most common feature of tales involving Koschei is a spell which prevents him from being killed. He hides his soul inside nested objects to protect it. For example, the soul (or in the tales, it is usually called «death») may be hidden in a needle that is hidden inside an egg, the egg is in a duck, the duck is in a hare, the hare is in a chest, the chest is buried or chained up on a far island. Usually he takes the role of a malevolent rival father figure, who competes for (or entraps) a male hero’s love interest.
The origin of the tales is unknown. The archetype may contain elements derived from the 12th-century pagan Cuman-Kipchak (Polovtsian) leader Khan Konchak, who is recorded in The Tale of Igor’s Campaign; over time a balanced view of the non-Christian Cuman Khan may have been distorted or caricatured by Christian Slavic writers.
Historicity and folk origins[edit]
By at least the 18th century, and likely earlier, Koschei’s legend had been appearing in Slavic tales.[1] For a long period no connection was made with any historical character.[2]
Origin in Khan Konchak[edit]
The origin of the tale may be related to the Polovtsian (Cuman) leader Khan Konchak, who dates from the 12th century.[n 1] In The Tale of Igor’s Campaign Konchak is referred to as a koshey (slave).[n 2][3] Konchak is thought to have come/returned from Georgia (the Caucasus) to the steppe c.1126–1130; by c.1172 he is described in Kievan Rus’ chronicles as a leader of the Polovtsi, and as taking part in an uprising. There is not enough information to reconstruct further details of Konchak’s appearance or nature from historical sources; though unusual features or abnormalities were usually recorded (often as epithets) by chroniclers, none are recorded for Konchak.[4]
The legendary love of gold of Koschei is speculated to be a distorted record of Konchak’s role as the keeper of the Kosh’s resources.[5]
Koschei’s epithet «the immortal» may be a reference to Konchak’s longevity. He is last recorded in Russian chronicles during the 1203 capture of Kiev, if the record is correct this gives Konchak an unusually long life – possibly over 100 years – for the time this would have been over six generations.[6]
Koschei’s life-protecting spell may be derived from traditional Turkic amulets, not only were these egg-shaped, but they would often contain arrowheads (cf. the needle in Koschei’s egg).[7]
It is thought that many of the negative aspects of Koschei’s character are distortions of a more nuanced relationship of Khan Konchak with the Christian Slavs, such as his rescuing of Prince Igor from captivity, or the marriage between Igor’s son and Konchak’s daughter. Konchak, as a pagan, could have been demonised over time as a stereotypical villain.[8]
Naming and etymology[edit]
In the dictionary of V. I. Dal, the name Kashchei is derived from the verb «cast» — to harm, to dirty: «probably from the word to cast, but remade into koshchei, from bone, meaning a man exhausted by excessive thinness». Vasmer notes that the word koshchei has two meanings that have different etymologies: «thin, skinny person, walking skeleton» or «miser» — the origin of the word «bone». Old Russian «youth, boy, captive, slave» from the Turkic košči «slave», in turn from koš «camp, parking lot».
Koschei, as the name of the hero of a fairy tale and as a designation for a skinny person, Max Vasmer in his dictionary considers the original Slavic word (homonym) and associates with the word bone (common Slavic * kostь), that is, it is an adjective form koštіі (nominative adjective in the nominative case singular), declining according to the type «God».
Numerous variant names and spellings have been given to Koschei – these include Kashchei, Koshchai, Kashshei, Kovshei, Kosh, Kashch, Kashel, Kostei, Kostsei, Kashshui, Kozel, Koz’olok, Korachun, Korchun bessmertnyi, Kot bezsmertnyi, Kot Bezmertnyi, Kostii bezdushnyi; in bylinas he also appears as Koshcheiushko, Koshcheg, Koshcherishcho, Koshchui, Koshel.[9] Kachtcheï is the standard French transliteration.
The term Koshey appears in Slavic chronicles as early as the 12th century to refer to an officer or official during a military campaign. Similar terms include the Ukrainian Кошовий (Koshovyi) for the head of the ‘Kish’ (military)[10] (see also Kish otaman.) In Old Russian ‘Kosh’ means a camp, while in Belarusian a similar term means ‘to camp’ and in Turkic languages a similar term means ‘a wanderer’.[11] The use as a personal name is recorded as early as the 15th century on Novogrodian birch bark manuscripts.[12]
In The Tale of Igor’s Campaign a similar sounding term is used, recorded being inscribed on coins, deriving from the Turkic for ‘captive’ or ‘slave’. The same term also appears in the Ipatiev Chronicle, meaning ‘captive’.[13] A second mention of the term is made in The Tale of Igor’s Campaign when Igor is captured by the Polovtsi; this event is recorded as a riddle: «And here Prince Igor exchanged his golden saddle of a prince for the saddle of a Koshey (slave).»[14]
Nikolai Novikov also suggested the etymological origin of koshchii meaning «youth» or «boy» or «captive», «slave», or «servant». The interpretation of «captive» is interesting because Koschei appears initially as a captive in some tales.[12]
In folk tales[edit]
Koschei is a common antihero in east-Slavic folk tales. Often tales involving him are of the type AT 302 «The Giant Without A Heart» (see Aarne–Thompson classification systems); and he also appears in tales resembling type AT 313 «The Magic Flight».[15]
He usually functions as the antagonist or rival to a hero.[16] Love rivalry and related themes are common.[17]
The typical feature of tales concerning Koschei is his protection against being killed (AT 302) – to do so he has hidden his soul inside an egg, and further nested the egg inside various animals, and then in protective containers and places.[18]
In other tales, Koschei can cast a sleep spell that can be broken by playing an enchanted gusli. Depending on the tale he has different characteristics: he may ride a three- or seven-legged horse; may have tusks or fangs; and may possess a variety of different magic objects (like cloaks and rings) that a hero is sent to obtain; or he may have other magic powers.[19] In one tale he has eyelids so heavy he requires servants to lift them[19] (cf. the Celtic Balor or Ysbaddaden, or Serbian Vy).
Psychologically, Koschei can represent an initially benevolent, but later malevolent, father (to a bride) figure.[20] The parallel female figure, Baba Yaga, as a rule does not appear in the same tale with Koschei, though exceptions exists where both appear together as a married couple, or as siblings.[15] Sometimes, Baba Yaga, as an old woman figure appears in tales along with Koschei as his mother or aunt.[21]
«Marya Morevna»[edit]
In a tale also known as «The Death of Koschei the Deathless», Ivan Tsarevitch encounters Koschei chained in his wife’s (Marya Morevna’s) dungeon. He releases and revives Koschei, but Koschei abducts Marya. Ivan goes to rescue Marya several times, but Koschei’s swift horse allows him to easily catch up with the escaping lovers; each time the magical horse informs Koschei that he will be able to carry out several activities first and still be able to catch up. After the third unsuccessful escape, Koschei cuts up Ivan and throws his parts into the sea in a barrel. Ivan is revived with the aid of the water of life. He seeks Baba Yaga for a suitably swift horse. After trials he steals a horse and rescues Marya.[22]
«Tsarevich Petr and the Wizard»[edit]
Tsar Bel-Belianin’s wife the Tzaritza is abducted by Koschei (the wizard). The Tsar’s three sons attempt to rescue her. The first two fail to reach the wizard’s palace, but the third, Petr, succeeds. He reaches the Tzaritza, conceals himself, and learns how the wizard hides his life. Initially he lies, but the third time he reveals it is in an egg, in a duck, in a hare, that nests in a hollow log, that floats in a pond, found in a forest on the island of Bouyan. Petr seeks the egg, freeing animals along the way – on coming to Bouyan the freed animals help him catch the wizard’s creatures and obtain the egg. He returns to the wizard’s domain and kills him by squeezing the egg – every action on the egg is mirrored on the wizard’s body.[23]
«The Snake Princess»[edit]
In «The Snake Princess» (Russian «Царевна-змея»), Koschei turns a princess who does not want to marry him into a snake.
Ivan Sosnovich[edit]
Koschei hears of three beauties in a kingdom. He kills two and wounds a third, puts the kingdom to sleep (petrifies), and abducts the princesses. Ivan Sosnovich (Russian Иван Соснович) learns of Koschei’s weakness: an egg in a box hidden under a mountain, so he digs up the whole mountain, finds the egg box and smashes it, and rescues the princess.
He also appears as a miser in Pushkin’s Ruslan and Ludmila, though this interpretation does not reflect previous folk tale representations.[12]
[edit]
The Serbian Baš Čelik (Head of Steel); Hungarian ‘Lead-Headed Monk’; and Slovak ‘Iron Monk’ also all hide their weakness inside a series of nested animals.[12]
In popular culture[edit]
Film[edit]
- Kashchey the Immortal, Russian Кащей Бессмертный, 1945 B&W fantasy directed by Alexander Rou, with Georgy Millyar as Koschei.
- Fire, Water, and Brass Pipes, Russian Огонь, вода и… медные трубы, Ogon, 1968 fantasy directed by Alexander Rou, with Georgy Millyar as Koschei.
- Beloved Beauty, Russian Краса́ ненагля́дная, 1958 stop-animated film.
- Sitting on the golden porch (На златом крыльце сидели), 1986 fairy tale directed by Boris Rytsarev
Opera and ballet[edit]
- The villain in Igor Stravinsky’s ballet The Firebird.
- Nikolai Rimsky-Korsakov wrote an opera involving Koschei, titled Кащей бессмертный, or Kashchey the Deathless.
Derivative works[edit]
Film[edit]
- How to Save an Immortal, Russian Кощей. Похититель невест, 2022 fantasy
- The Last Warrior, Russian Последний богатырь, 2017 fantasy
- The Book of Masters, Russian Книга Мастеров, 2009 fantasy
- Lilac Ball, Russian Лиловый шар, 1987 science fiction
- After the Rain, on Thursday, Russian После дождичка в четверг, 1985 musical children’s fantasy
- Along Unknown Paths, Russian Там, на неведомых дорожках, 1982 children’s fantasy
- New Year Adventures of Masha and Vitya, Russian Новогодние приключения Маши и Вити, 1975 children’s film
Television[edit]
- In Little Einsteins, Koschei is a nesting doll named Katschai tried to steal the music power from the magical Firebird. Katschai used animal nesting dolls to try and stop the Little Einsteins team from getting to the Firebird which Katschai had locked up at the top of a building in Russia.
- In the US television series «Grimm», in episode 9 of season 3, Koschei is the main guest character. (see Red Menace (Grimm))
Novels and comics[edit]
- In Sarah J Maas’s A Court of Silver Flames, Koschei the Deathless is the name given to an ancient being trapped by a spell in a lake and is believed to be a death god like his siblings mentioned in the previous books.
- In Jessica Rubinkowski’s The Bright and The Pale, the Pale God is named Koschei.
- In James Branch Cabell’s Jurgen, A Comedy of Justice, and in Robert A Heinlein’s retelling of the story Job: a Comedy of Justice, Koshchei the Deathless appears as the most supreme being who made things as they are and is therefore universally unappreciated before Jurgen’s kind words are spoken.
- In Alexander Veltman’s Koshchei bessmertny: Bylina starogo vremeni (Koshchei the Immortal: A Bylina of Old Times, 1833), a parody of historical adventure novels, the hero, Iva Olelkovich, imagines that his bride has been captured by Koschei.
- Mercedes Lackey’s novel of Stravinsky’s Firebird features Katschei as the main villain, retelling the classic tale for a modern audience.
- Catherynne Valente’s novel Deathless is a retelling of the Koschei story set against a backdrop of 20th-century Russian history.[24]
- In the 1965 science-fiction Monday Begins on Saturday by Arkady and Boris Strugatsky, he is one of the creatures held in the NIIChaVo institute.
- Koschei appears as a character in John C. Wright’s «War of the Dreaming» novels. He offers to save the hero’s wife, if the hero will agree to take the life of a stranger.
- Koschei appears as a slave to Baba Yaga in the Hellboy comic book series, first appearing in Hellboy: Darkness Calls. Koschei’s origin story is later revealed in backup stories to single issues of Hellboy: The Wild Hunt. The story is also collected in Hellboy: Weird Tales and expanded upon in Koshchei the Deathless.
- Koschei also appears in DC Comics The Sandman: Fables and Reflections.
- In the webcomic PS238 by Aaron Williams, the child hero 84 is currently trapped in Koschei’s egg, trying to find the «eye», and in doing so, will become his new Champion of Earth to battle from now on.
- Koschei is the primary antagonist in Marina Frants’ short fiction piece «Death Becomes Him», the sequel to «A Bone to Pick».
- Katherine Arden’s novel, The Girl in the Tower, features Kaschei as the main antagonist. It is the second book in the Winternight trilogy, which is inspired by various Russian folktales.
- In Alix E. Harrow‘s novel, The Once and Future Witches, Koschei the Deathless appears as a wicked witch in an old Russian witch tale.
Games[edit]
- In the fantasy tabletop role-playing game Dungeons & Dragons, he is the inspiration for the demon lord Kostchtchie, published 1983 in Monster Manual II.
- Koschei appears as a character in the MMORPG RuneScape, under the name «Koschei the Deathless».
- In the video game series The Incredible Adventures of Van Helsing, the Death of Koschei is a key plot item in the second game. In the third game, recurring supporting character Prisoner Seven is revealed to be Koschei the Deathless, and becomes the main antagonist.
- In the videogame Shadowrun: Hong Kong, the supporting character Racter has a drone named ‘Koschei’, which later in the game can gain an upgrade named «Deathless» that makes the drone unkillable.
- In the computer game Dominions 4: Thrones of Ascension, Koschei appears as a hero character for Bogarus, a faction inspired by medieval Russia and Slavic mythology.
- The legend of Koschei the Deathless serves as an inspiration for the narrative of Rise of the Tomb Raider.[25]
- In the digital card game Mythgard, «Koschei, the Deathless» appears as a mythic minion in the Dreni faction.
- In the videogame Arknights, the duke of Ursus (a fictional country based on Russia) is named Koschei, and is hinted to possess the main antagonist after being killed by them.
- Koschei is a playable piece in Mantic Games’ Hellboy: The Board Game.
- In the MMORPG Tibia (video game), there is a Lich boss named «Koshei The Deathless» who hides his soul in 4 pieces of an amulet that are scattered around the gameworld.
See also[edit]
- Erlik, Chernobog – gods of the underworld in Turkic and Slavic myth respectively
- Lich
Notes[edit]
- ^ Konchak is an important antagonist in the Tale of Igor’s Campaign
- ^ In Leonard A. Magnus’s translation : «Shoot, my liege, the heathen Konctik the slave»
References[edit]
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 5:10-.
- ^ KazakhTV 2018, 1. A dossier of the fairy villain. 2:05–2:20.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 7:40–8:00.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 7:58–11:00.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 11:00–12:30.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 12:20–13:15.
- ^ KazakhTV 2018, 3. Konchuk’s personal file 13:10–13:40.
- ^ KazakhTV 2018, 4. Say a word about the poor Koshey 13:40–15:02.
- ^ Johns 2004, Note 1, p.230.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 5:10–5:50.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 5:50–6:10.
- ^ a b c d Johns 2004, p. 233.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 6:05–6:58.
- ^ KazakhTV 2018, 2. Entertaining etymology. 6:50–7:20.
- ^ a b Johns 2004, p. 230.
- ^ Johns 2004, pp. 231–2.
- ^ Johns 2004, p. 232.
- ^ Johns 2004, pp. 230–1.
- ^ a b Johns 2004, p. 231.
- ^ Johns 2004, p. 141.
- ^ Gimbutas, Marija; Miriam Robbins Dexter (1999). The Living Goddesses. University of California Press. p. 207. ISBN 0-520-22915-0.
- ^ Lang, Andrew, ed. (1890), «The Death of Koschei the Deathless», The Red Fairy Book
- ^ Wheeler, Post, ed. (1917), «Tzarevich Petr and the Wizard», Russian wonder tales, pp. 309-
- ^ Heller, Jason (7 Apr 2011). «Catherynne M. Valente: Deathless». www.avclub.com.
- ^ Corrie, Alexa Ray (August 4, 2015). «Rise of the Tomb Raider’s Myths Explained». GameSpot. Retrieved May 4, 2020.
Sources[edit]
- «Turkic roots of Koshey The Immortal», Reflections on History (documentary), Kazakh TV, no. 5, 4 Apr 2018
- Johns, Andreas (2004), Baba Yaga: The Ambiguous Mother and Witch of the Russian Folktale, Peter Lang
Further reading[edit]
- Johns, Andreas. 2000. “The Image of Koshchei Bessmertnyi in East Slavic Folklore”. In: FOLKLORICA – Journal of the Slavic, East European, and Eurasian Folklore Association 5 (1): 7–24. https://doi.org/10.17161/folklorica.v5i1.3647.
External links[edit]
- Media related to Koschei at Wikimedia Commons
Кощей (Кащей) Бессмертный – один из самых одиозных и загадочных злодеев русских сказок. Уже только эпитет «Бессмертный» заставляет опасаться этого персонажа. Отсутствие страха к Бессмертному может означать, что вы уже давно прописались в его Кощеевом царстве.
1. Тайна имени
Мы до сих пор не знаем точное происхождения имени «Кощей». Самая распространенная версия – имя «Кощей» происходит от слова «кость» и означает худосочного человека – сегодня не в моде в среде лингвистов. Современные исследователи русского фольклора больше склоняются видеть корни злодея либо нижнелужицком kostlar (заклинатель), либо в древнерусском «касть» (мерзость, гадость и прочее). Другие ученые считают, что слово «кощей» на других славянских языках переводится как кожа, шея, кости. Так, на сербский «кощей» — «кость и кожа» или «шея», на словенский и на польский — «шея» (словен. kitami, польск. chudzielec).
2. Кто такой Кощей?
Как ни странно до сих пор ученые не пришли к однозначному выводу. Одни видят в Кощее интерпретацию славянского бога смерти от холода Карачуна, другие – русскую версию германского бога Одина, третьи – просто несколько отмороженного волхва с большими магическими способностями. Многие современные фольклористы вообще призывают реабилитировать Кощея, заявляя, что он никакой не злодей, а некая ролевая модель участника мистерии посвящения молодой девушки, которую выполняет отец посвящаемой.
3. Преступления Кощея
В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном.
4. Неуспешный дамский угодник
Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.
5. Кощей Галантный
Правда, был случай, когда Кощею дама ответила взаимностью. В былине «Об Иване Годиновиче» Бессмертный с экзотическим отчеством Трипетович предстает галантным, куртуазным кавалером, сватаясь к черниговской княжне Марье Дмитриевичне. Его соперником выступает вероломный Иван Годинович, который похищает невесту Кощея и увозит в чисто поле. Нагнав похитителя, Кощей Трипетович вновь просит Прекрасную Марью стать его законной супругой. И она соглашается. Счастливая пара привязывает вероломного Ивана к дубу, а сами уходят предаваться любовным утехам в шатер. Затем прилетает ворон и начинает каркать влюбленным, что быть Марье Дмитриевичне не Кощеевой женой, а супругой Ивана Годиновича. В порыве праведного гнева Бессмертный Ромео стреляет в ворона, но стрела изменяет траекторию и убивает самого Кощея. Несчастная Марья Прекрасная решает покончить с Иваном, но тот ловкостью вырывает у нее саблю и четвертует девушку. Так трагично закончился единственный любовный роман Кощея.
6. Как убить Кощея
В одной из сказок Кощей разоткровенничался: «Моя смерть далече: на море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, а в яйце – смерть моя». Многие ученые увидели в этой «матрешке» интерпретацию модели вселенной: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка), а дуб – «мировое древо». Иными словами покончить с Кощеем можно, уничтожив миропорядок.
7. Где живет Кощей и есть ли у него родственники.
Дочерью Кощея выступает Василиса (от греч. basilissa — царица) Премудрая (она же Царевна-Лягушка), в другой версии отец Василисы Премудрой Морской Царь. Образ «морских царей» восходит к образу sea-king — германских предводителей морских походов эпохи Темных Веков (от готов до викингов), которые происходили из Скандинавии. Примечательно, что царство Кощея локализовано на севере. Кощей пошёл войной на Русь, дабы отомстить за предательство. Кстати, во многих сказках он упоминается в первую очередь именно как царь. Кощей Бессмертный: царь, раб, колдун, не имеет возможности умереть, любит похищать девиц, любит золото. Проведите параллель между ним и скандинавским Троллем, и вы получите стопроцентное совпадение, вплоть до имени, которое переводится как «раб», и в обоих случаях изначально было предательство, а потом уже бессмертие.
8. Христианская трактовка Кощея
Некоторые старцы Северной Руси трактовали Кощея как падшего Адама, а Ивана Царевича как «новозаветного человека». В других интерпретациях «народного Православия» Кощей символизировал греховное тело, похищенная им девушка — человеческую душу, а Иван Царевич – дух. Смерть Кощея трактовалась этими подвижниками, как очищение души от грехов. Правда, современные фольклористы считают эти трактовки антинаучными.